Обязательно ли утверждать учетную политику каждый год. Учет финансовых вложений. Сдавать ли учетную политику вместе с балансом


Когда необходимо утверждать учетную политику?

Учетная политика утверждается приказом, либо распоряжением руководителя (директора) предприятия в том году, который предшествует году ее применения. То есть, например, 26 декабря 2011 года учетная политика была утверждена, но применять ее следует только с 1 января 2012 года.

Как часто необходимо утверждать учетную политику?

При создании организация выбирает способы определения доходов и расходов, регистры налогового учета и закрепляет их в приказе об учетной политике. Каждый год составлять новую учетную политику или «повторять» приказ с прошлого года нет необходимости. Учетная политика составляется один раз. Но, есть возможность вносить в нее изменения. Только в том случае, когда принято много изменений в Налоговый кодекс, целесообразнее принять и утвердить новую учетную политику. При этом обязательно надо сделать ссылки на вступившие в силу Федеральные законы (на основании которых и были внесены поправки в НК РФ).

В каких случаях вносятся изменения в учетную политику?

Изменения в учетную политику вносятся в следующих случаях:

Законодательством внесены изменения в НК РФ (незначительные изменения). В данной ситуации изменения вносятся не ранее даты вступления в силу соответствующих законов;

Организация решила изменить методы учета доходов и расходов. Изменения принимаются с начала налогового периода (обязательно);

Появление новых видов деятельности у компании. Принимать учетную политику и вносить изменения можно в любой момент отчетного года.

Какие основные разделы должны присутствовать в учетной политике?

При составлении учетной политики предприятию следует обратить внимание на то, что желательно разделить на две части учетную политику:

На организационную;

На методологическую.

Сначала необходимо указать каким образом будут распределяться обязанности бухгалтеров (работников бухгалтерии), назначить определенных сотрудников ответственными. Далее важно раскрыть - какими аналитическими регистрами будет пользоваться компания. Третья ступень - это методы учета. Рассмотрим на примере, как правильно оформить приказ об учетной политике (образец).

Приказ

«Об утверждении учетной политике»

Общество с ограниченной ответственностью «Строй-Юг»

для целей налогообложения на 2012 год

В соответствии с для целей формирования достоверной и полной информации об учете хозяйственных операций для целей налогообложения, приказываю:

Утвердить Положение об учетной политике для целей налогообложения на 2012 год (приложение № 1 к настоящему приказу);

Контроль и ответственность за исполнением правил Положения об учетной политике возложить на главного бухгалтера ООО «Строй-Юг»;

Утвердить регистры налогового учета (приложение № 2 к настоящему приказу).

Директор ООО «Строй-Юг» __________________________ /Морозов К.В./

С приказом ознакомлен (а) ______________________ / главный бухгалтер организации/

Примечание редактора: красным шрифтом выделены пояснения к приказу об учетной политике.

Приложение № 1 к приказу об утверждении Положения об учетной политике для целей налогообложения

«Утверждаю»

Директор ООО «Строй-Юг»

Морозов К.В.

____________________________ (подпись)

1. Для ведения налогового учета предприятие использует налоговые регистры, формы которых разрабатывает самостоятельно. Способ ведения налоговых регистров - электронный при помощи программы 1С Бухгалтерия. При окончании каждого отчетного и налогового периодов компания распечатывает налоговые регистры на бумажные носители и хранит в отдельных папках в течение четырех лет.

2. Ответственное лицо за порядок ведения и хранения налоговых регистров - главный бухгалтер организации.

3.Для дата получения дохода (осуществление расхода) определяется по методу начисления. Варианты: предприятие вправе указать не метод начисления, а кассовый метод. Но важно помнить, что кассовый метод могут применять только те компании, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала выручка от реализации товара (или оказания услуг, выполненных работ) не превысила 1 млн руб. за квартал. Основание - ст. 273 НК РФ. Если организация приняла изначально кассовый метод, но она не знает - как долго она сможет на нем «продержаться», то совет - лучше сразу выбрать метод начисления.

Также важно помнить - если организация забудет указать в учетной политике метод учета доходов и расходов, это не будет считаться ошибкой, но при проверке налоговый инспектор обязательно примет «по умолчанию» метод начисления. Помните об этом!

4. Для целей прямыми расходами будут признаваться следующие расходы:

Затраты на приобретение стройматериалов, иного сырья, которое используется в строительстве;

Затраты на заработную плату рабочих, которые непосредственно принимают участие в строительстве объектов;

Затраты на начисленные обязательные страховые взносы от заработной платы рабочих, которые принимают непосредственное участие в строительстве объектов;

Суммы начисленной амортизации по тем основным средствам, которые задействованы в процессе строительства.

Важно помнить, что перечень прямых расходов приведен примерный, организация вправе самостоятельно «подобрать» необходимые пункты по своему виду деятельности. Основание - п. 4 ст. 252 НК РФ. Но такой перечень надо обязательно включить в состав учетной политики. Для удобства расчетов перечень прямых расходов может быть одинаков, как для целей налогообложения, так и для целей бухгалтерского учета.

5. Распределение прямых расходов: сумма прямых расходов распределятся на остатки НЗП (незавершенного производства) и на готовую продукцию (завершенные заказы по строительству) пропорционально доле, которую занимают остатки НЗП в исходном строительном материале (сырье). Для расчета необходимо брать количественные показатели материалов.

Важно помнить, если организация выбрала и закрепила какой-то определенный способ распределения прямых расходов между остатками НЗП и готовой продукцией, то такой способ она обязана применять не менее двух налоговых периодов. В нашем примере компания «Строй-Юг» будет применять приведенный метод в 2012 и в 2013 годах.

В том случае, когда прямые расходы невозможно отнести к конкретному виду продукции компания имеет право разработать иной порядок распределения прямых расходов. Это возможно, если будут использоваться экономически обоснованные показатели.

6. Строительные материалы и иное сырье, использующееся в строительстве, списываются в производство по методу ЛИФО (по стоимости последних по времени приобретения материалов). Напомним, что на основании п. 8 ст. 254 и подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ, существует четыре способа оценки сырья и материалов, списанных в производство. Это следующие способы:

По стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

По стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);

По средней стоимости;

По стоимости единицы запаса или товара.

Для торговых организаций следует также отразить (в примере приведена компания, занимающаяся строительством) правила формирования покупной стоимости товаров. Как правильно формировать покупную стоимость? На основании ст. 320 НК РФ можно выбрать один из способов:

В покупную стоимость товара включаются только суммы, уплаченные поставщику;

В покупную стоимость включает в себя еще и расходы на транспорт, то есть, расходы на приобретение товара и таможенные пошлины, сборы и страховые платежи (произведенные при покупке товара). Если организация выберет какой-нибудь способ, то она должна его применять для целей налогообложения не менее двух налоговых периодов. Необходимо на это обратить внимание.

7. По объектам основных средств применять линейный способ начисления амортизации.

8. По объектам НМА применять линейный способ начисления амортизации. Напомним, что на основании ст. 259 НК РФ организации могут выбрать только один из двух методов - это линейный метод, либо нелинейный. Выбранный метод закрепляется обязательно в учетной политике и применяется не менее пяти лет. Но, существуют исключения, стоимость зданий (сооружений, передаточных устройств) и нематериальных активов, входящих в VIII - X амортизационные группы, списывается только линейным методом.

Если компания примет решение о единовременном списании части стоимости основного средства, она должна это обязательно зафиксировать в учетной политике. И следует также установить (отразив его в учетной политике) процент единовременного списания. Он может быть установлен до 30% стоимости основного средства.

Какие виды основных средств подходят под такое единовременное списание? Это основные средства, которые относятся к III - VII амортизационным группам.

9. Организация будет создавать резерв на оплату отпусков работникам. Процент (указанный в смете-расчете) отчислений определен как отношение предполагаемой суммы за год расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда. Смета (расчет) прилагается к настоящему приказу.

Резервы могут создавать компании, которые применят метод начисления для учета дохода и расходов. В учетной политике надо обязательно отразить - какие резервы предприятие будет создавать. Существует несколько видов резервов:

На предстоящие расходы по НИОКР. Такой резерв могут создавать инновационные организации и только с 1 января 2012 года (основание - ст. 267.2 НК РФ в ред. Федерального закона от 07.06.2011 г. № 132-ФЗ);

По сомнительным долгам. Порядок создания такого резерва регламентирован статьей 266 НК РФ. Следует обратить внимание на ограничение при создании такого резерва - до 10% от выручки отчетного (налогового) периода;

На предстоящую оплату отпусков работникам. Основание - ст. 324.1 НК РФ, Рекомендуется создавать такой резерв компаниям с большим штатом работников. В учетной политике обязательно оговаривается предельная сумма резервирования и ежемесячны процент отчислений в резерв;

На выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

Гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание. Такой резерв создают только те предприятия, которые по договору с покупателями предусматривают гарантийное обслуживание товара. Если вдруг компания прекращает продавать товар, то сумма созданного резерва (неиспользованного) включается в состав доходов по окончании срока действия договора на гарантийный ремонт. Основание - п. 3 ст. 267 НК РФ;

Предстоящий ремонт основных средств. На основании ст. 324 НК РФ предприятие может создавать такой резерв. Норматив отчислений утверждается обязательно в учетной политике. Если компания желает накопить средства на ремонт дорогостоящего оборудования, то она вправе создать резерв на срок - более одного налогового периода (года);

На предстоящие расходы, направляемые на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов;

На предстоящие расходы, связанные с предпринимательской деятельностью. Этот вид резерва новый (основание - ст. 267.3 НК РФ). Применяется он только с 1 января 2012 года и только некоммерческими организациями.

10. Организация уплачивает ежемесячные авансовые платежи в срок - не позднее 28-го числа каждого месяца отчетного периода. Предприятия могут установить иное - могут уплачивать авансовые платежи (ежемесячные) по фактически полученной прибыли. Срок уплаты таких авансовых платежей - не позднее 28-го числа, следующего за месяцем, по итогам которого производится расчет налога. Основание - п. 1 ст. 287 НК РФ.

На основании п. 5 ст. 287 НК РФ организации (вновь созданные) уплачивают авансовые платежи за отчетный период при условии, что выручка от реализации не превышала 1 млн руб. в месяц либо 3 млн руб. в квартал.

11. Если у компании есть обособленные подразделения, то она указывает показатель для распределения доли прибыли. Например, показатель - среднесписочная численность работников. На основании п. 2 ст. 288 НК РФ можно выбрать не только среднесписочную численность работников, но и сумму расходов на оплату труда.

Уплачивается отдельно по каждому обособленному подразделению, точнее по его местонахождению. Это условие также является результатом выбора. На основании п. 2 ст. 288 НК РФ организация может уплачивать налог по месту нахождения каждого обособленного подразделения (как в примере), либо через одно из обособленных подразделений, расположенных в одном субъекте РФ.

12. Настоящее Положение об учетной политике является обязательным для применения каждым обособленным подразделением.

____________________________________________

По поводу НДС - обязательным элементом учетной политики является момент определения налоговой базы налогоплательщиками с длительным производственным циклом (то есть, свыше шести месяцев).

Остальные налогоплательщики исчисляют НДС, включая в налоговую базу суммы предварительной оплаты (авансов по договорам). Момент определения налоговой базы для таких налогоплательщиков не является обязательным элементом учетной политики.

Если компания имеет право сделать выбор - оставаться ли ей плательщиком НДС или использовать право на освобождение от уплаты НДС, то она может этот выбор сделать. Основание - ст. 145 НК РФ. Выбор она вправе сделать если за три предшествующие последовательные календарные месяцы выручка от реализации (без учета НДС) не превысила в совокупности 2 млн руб. Это необходимо закрепить в учетной политике.

Если компания уплачивает НДПИ , то она должна предусмотреть следующее:

Метод определения количества добытого полезного ископаемого. Основание - п. 2 ст. 339 НК РФ;

Выбрать один из способов признания расходов, связанных с обеспечением безопасных условий труда. Основание - п. 1 и 3 ст. 343.1 НК РФ.

С тем, что учетная политика должна быть в любой организации, никто не спорит. Но многие компании относятся к ее разработке формально, толком не изучив последствия применения тех или иных элементов. Другие дублируют в учетной политике чуть не все нормы законодательства, по принципу "каши маслом не испортишь", что тоже вряд ли полезно. В статье мы проанализируем самые популярные заблуждения по поводу составления учетной политики и подскажем правильные решения.

Начнем с аксиомы: учетная политика организации – это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).
Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации.
Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей ее деятельности, налогового планирования, ценовой политики.
А теперь перейдем к анализу "мифов и легенд".

Обратите внимание! Малые предприятия могут не формировать в бухучете резерв под снижение стоимости МПЗ, если пропишут это в учетной политике (п. 25 ПБУ 5/01).

Миф N 1: учетную политику надо менять каждый год

Это неправда. Меняют учетную политику по мере необходимости. Для этого не обязательно ежегодно утверждать новую учетную политику. Достаточно внести дополнения или изменения в действующую учетную политику, издав соответствующий приказ.
Конечно, если есть желание, можно утверждать учетную политику и каждый год. В таком случае дата утверждения должна быть не позднее 31 декабря предшествующего года. Например, учетную политику на 2017 год следует утвердить до 31 декабря 2016 года включительно. То есть дата утверждения должна стоять именно 31 декабря или раньше.
Но еще раз повторим – достаточно составить учетную политику один раз при создании организации, а затем лишь вносить дополнения или изменения.

Миф N 2: в учетной политике обязательно дублировать все нормы законодательства

Еще одно распространенное заблуждение. Зачем писать в учетной политике то, что прямо предусмотрено законом? Правильно, это лишнее.
В учетной политике пишут те правила, когда возможен выбор способа учета той или иной операции. Например, как амортизировать основные средства или метод учета расходов на товары. В учетной политике для целей налогообложения можно прописать, будет ли фирма использовать резервы и амортизационную премию. Ну и про раздельный учет НДС, если у компании есть облагаемые и не облагаемые налогом операции.
Возможные варианты, как формировать учетную политику для целей бухгалтерского учета, мы привели в таблице на стр. 24.

Как формировать учетную политику для целей бухучета

Элементы учетной политики

Допустимые варианты и основание

Учет основных средств

Проведение переоценки ОС

Не проводят;
– проводят регулярно (п. 15 ПБУ 6/01)

Порядок проведения переоценки ОС

Индексация (в настоящее время индексы для переоценки не публикуют, можно разработать их самостоятельно);
– прямой пересчет (п. 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н)

Срок полезного использования объектов ОС

Определяют по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1;
– определяют самостоятельно (п. 20 ПБУ 6/01)

Способ начисления амортизации ОС

Линейный;
– уменьшаемого остатка;
– списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
– списания пропорционально объему продукции или работ (п. 18 ПБУ 6/01)

Способ списания ОС стоимостью не более 40 000 руб.

Через амортизацию;
– единовременно, по мере отпуска в производство или передачи в эксплуатацию (п. 5 ПБУ 6/01)

Лимит отнесения к группе ОС, стоимость которых списывается на затраты единовременно

40 000 руб.;
– другой лимит, не превышающий 40 000 руб. (п. 5 ПБУ 6/01)

Способ учета объектов недвижимости, документы по которым переданы на госрегистрацию

На счете 08 "Вложения во внеоборотные активы";
– на отдельном субсчете, открытом к счету 01 "Основные средства" (п. 52 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н)

Порядок учета затрат на достройку, дооборудование, модернизацию и реконструкцию ОС

Относят на увеличение первоначальной стоимости ОС;
– учитывают как отдельный объект ОС (п. 42 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н)

Способ учета арендованных ОС

По инвентарному номеру, присвоенному арендатором;
– по инвентарному номеру, присвоенному арендодателем (п. 14 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н)

Способ учета ОС, полученных в безвозмездное пользование

На самостоятельно открытом новом забалансовом счете (например, на счете 012 "Имущество, полученное в безвозмездное пользование")
Это следует из Инструкции к плану счетов и пункта 4 ПБУ 1/2008

Учет нематериальных активов (НМА)

Способ начисления амортизации НМА

Линейный;
– уменьшаемого остатка;
– списания стоимости пропорционально объему продукции или работ (п. 28 ПБУ 14/2007)

Коэффициент, используемый при расчете амортизации способом уменьшаемого остатка

не выше 3 (подп. "б" п. 29 ПБУ 14/2007)

Критерии существенности, применяемые для расчета срока полезного использования

устанавливают самостоятельно (п. 27 ПБУ 14/2007)

Критерии существенного изменения экономических выгод от использования НМА (для принятия решения об изменении способа начисления амортизации)

устанавливают самостоятельно (п. 30 ПБУ 14/2007)

Проведение переоценки НМА

Не проводят;
– проводят регулярно (п. 17, 18 ПБУ 14/2007)

Проверка на обесценение НМА по МСФО

Проводят;
– не проводят (п. 22 ПБУ 14/2007)

Учет материально-производственных запасов (МПЗ)

Выбор единицы учета МПЗ

Номенклатурный номер;
– партия;
– однородная группа и т.п. (п. 3 ПБУ 5/01)

Оценка поступающих МПЗ


– по учетным ценам (п. 62 и 80 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н)

Определение учетной цены МПЗ

По договорным ценам;
– по фактической себестоимости (по данным предыдущего месяца или отчетного периода (отчетного года));

– по средней цене группы (п. 80 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н)

Способ отражения в учете поступления МПЗ

Только на счетах 10 "Материалы", 41 "Товары";
– на счетах 10, 41 с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" (ПБУ 5/01, Инструкция к плану счетов (счета 10, 41, 15, 16))

Метод списания отклонений между фактической и учетной ценой материалов

Усредненный (отклонения списывают пропорционально стоимости отпущенных в производство или проданных материалов);

– отклонения в текущем месяце полностью списываются на себестоимость (вариант можно применять, если отклонения составляют не более 10% учетной стоимости материалов);
– отклонения в текущем месяце списываются пропорционально удельному весу отклонений, сложившемуся на начало текущего месяца;
– отклонения в текущем месяце распределяются по нормативу, закрепленному в плановых (нормативных) калькуляциях;
– отклонения в текущем месяце списываются на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов (вариант можно применять, если отклонения не превышают 5% учетной стоимости материалов).
Так предусмотрено пунктами 87 и 88 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н

Метод оценки материалов, списываемых в производство


– по средней себестоимости;
– ФИФО (п. 16 ПБУ 5/01)

Порядок применения метода "по себестоимости каждой единицы" при списании (отпуске) материалов

В себестоимость включают все расходы, связанные с приобретением материалов;
– в себестоимость включат только договорную стоимость материалов (п. 74 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н)

Порядок применения методов "по средней себестоимости", ФИФО при списании (отпуске) материалов

Взвешенная оценка МПЗ (в конце каждого месяца);
– скользящая оценка МПЗ (по мере отпуска материалов).

Способ оценки возвратных отходов

По цене возможного использования (по сниженной цене исходного материального ресурса);
– по цене продажи (по рыночной стоимости)
Об этом сказано в пункте 111 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н

Оценка поступающей тары

По фактической себестоимости;
– по учетным ценам (п. 166 и 182 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н)

Определение учетной цены тары

По договорным ценам;
– по фактической себестоимости материалов (по данным предыдущего месяца или отчетного периода (отчетного года));
– по планово-расчетным ценам;
– по средней цене группы (п. 166 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н)

Оценка приобретаемых товаров для организаций розничной торговли

По покупным ценам;
– по продажным ценам с использованием счета 42 "Торговая наценка" (п. 13 ПБУ 5/01)

Метод оценки реализованных товаров

По себестоимости каждой единицы;
– по средней себестоимости;
– ФИФО (п. 16 ПБУ 5/01)

Порядок применения метода "по себестоимости каждой единицы" при списании товаров

В себестоимость включают все расходы, связанные с приобретением товара;
– в себестоимость включают только договорную стоимость товара (п. 74 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н)

Порядок применения методов "по средней себестоимости", ФИФО при списании товаров

Взвешенная оценка (в конце каждого месяца);
– скользящая оценка (по мере реализации товаров)
Так предусмотрено пунктом 78 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н

Порядок списания транспортно-заготовительных расходов (ТЗР)

Метод прямого включения (ТЗР включают в фактическую стоимость каждой единицы приобретенного материала);
– усредненный метод (сначала все затраты учитывают на отдельном субсчете к счету 10 "Материалы" или 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", а затем распределяют между видами приобретенных ценностей);
– упрощенный. При использовании упрощенного метода возможны варианты:
– ТЗР в текущем месяце полностью списывают на себестоимость (вариант можно применять, если ТЗР составляют не более 10% учетной стоимости материалов);
– ТЗР в текущем месяце списывают пропорционально удельному весу ТЗР, сложившемуся на начало текущего месяца;
– ТЗР в текущем месяце распределяют по нормативу, закрепленному в плановых (нормативных) калькуляциях;
– ТЗР в текущем месяце списывают на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов (вариант можно применять, если ТЗР не превышают 5% учетной стоимости материалов)
Об этом сказано в пунктах 83 и 88 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н

Учет транспортно-заготовительных расходов по материалам

На счете 10 "Материалы";
– на субсчете "Транспортно-заготовительные расходы", открытом к счету 10;
– на счетах (субсчетах к счетам) 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" (п. 83 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н)

Учет транспортно-заготовительных расходов по товарам

Учитывают в составе фактических затрат на приобретение (счет 41 "Товары");
– учитывают на счете 44 "Расходы на продажу" (п. 5 и 13 ПБУ 5/01)

Оценка готовой продукции

По фактической себестоимости;
– по учетным ценам (п. 203-204 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н)

Определение учетной цены готовой продукции

По фактической производственной себестоимости;
– по нормативной себестоимости;
– по договорным ценам;
– по другим видам цен (п. 204 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н)

Определение нормативной цены готовой продукции

По себестоимости с учетом затрат, связанных с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и т.д.;
– по прямым статьям затрат (п. 203 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н)

Порядок учета отклонений между фактической себестоимостью и учетной ценой продукции

На счете 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)";
– на отдельном субсчете "Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости", открытом к счету 43 "Готовая продукция" без использования счета 40 (п. 206 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н)

Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

Дата определения курсовой разницы

На дату совершения операции, а также на отчетную дату;
– на дату совершения операции, а также на отчетную дату и по мере изменения курсов иностранных валют (п. 7 ПБУ 3/2006)

Учет договоров строительного подряда

Учет работ длительного производственного цикла

На счете 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам";
– на отдельном субсчете, открытом к счету 20 "Основное производство" без применения счета 46 (Инструкция к плану счетов (счет 46))

Признание доходов по договору

Если финансовый результат на отчетную дату достоверно определен, признают способом "по мере готовности" (т.е. в стоимости работ, выполненных за отчетный период, независимо от того, должны быть они оплачены до полного завершения работ или нет);
– если финансовый результат на отчетную дату достоверно не определен, признают в сумме понесенных расходов, которые в этом отчетном периоде могут быть возмещены (п. 17 ПБУ 2/2008)

Способ признания выручки по договору и расходов по договору способом "по мере готовности"

По доле выполненного на отчетную дату объема работ в общем объеме работ по договору;
– по доле понесенных на отчетную дату расходов в расчетной величине общих расходов по договору (п. 20 ПБУ 2/2008)

Создание резерва на покрытие предвиденных расходов

Создают;
– не создают (абз. 2 п. 12 ПБУ 2/2008)

Учет финансовых вложений

Единица учета финансовых вложений

Серия;
– партия;
– однородная совокупность финансовых вложений (п. 5 ПБУ 19/02)

Признание расходов, связанных с приобретением ценных бумаг

Включают в первоначальную стоимость финансовых вложений;
– включают в состав прочих расходов в случае их несущественного отклонения от цены, уплаченной продавцу (п. 8 и 11 ПБУ 19/02)

Проведение переоценки финансовых вложений, обращающихся на рынке ценных бумаг

Переоценку проводят по состоянию на конец каждого месяца или квартала (п. 20 ПБУ 19/02)

Порядок списания разницы (дисконта) между первоначальной и номинальной стоимостью долговых ценных бумаг, не обращающихся на рынке ценных бумаг

Списывают в момент погашения (выбытия) ценной бумаги;
– списывают на финансовый результат равномерно в течение срока обращения ценной бумаги (п. 22, 25 и 34 ПБУ 19/02, п. 6 и 12 ПБУ 9/99)

Расчет дисконтированной стоимости по долговым ценным бумагам и займам

Производят;
– не производят (п. 23 ПБУ 19/02)

Метод оценки финансовых вложений, не обращающихся на рынке ценных бумаг, при их выбытии

По первоначальной стоимости единицы финансовых вложений;
– по средней первоначальной стоимости;
– ФИФО (п. 26 ПБУ 19/02)

Применение метода "по средней первоначальной стоимости" при выбытии финансовых вложений



Так предусмотрено пунктом 2 приложения к ПБУ 19/02

Применение метода ФИФО при выбытии финансовых вложений

Среднюю первоначальную стоимость рассчитывают ежемесячно;
– среднюю первоначальную стоимость рассчитывают по мере выбытия финансовых вложений (скользящий метод)
Это предусмотрено пунктом 3 приложения к ПБУ 19/02

Учет расходов по займам и кредитам

Способ начисления и распределения процентов по векселям, выданным в обеспечение кредиторской задолженности

Проценты отражают в составе прочих расходов в тех отчетных периодах, в которых начислены;
– проценты отражают равномерно в течение срока выплаты полученных денежных средств (п. 15 ПБУ 15/2008)

Способ начисления и распределения дисконта по облигациям

Дисконт отражают в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором начислен;
– дисконт отражают равномерно в течение срока действия договора займа (п. 16 ПБУ 15/2008)

Порядок учета дополнительных затрат по займам и кредитам

В стоимости инвестиционного актива или в составе прочих расходов равномерно;
– в стоимости инвестиционного актива или в составе прочих расходов исходя из условий договора займа либо кредитного договора (п. 8 ПБУ 15/2008)

Доходы и расходы организации

Порядок признания выручки от выполнения работ, оказания услуг и продажи продукции с длительным циклом изготовления (более 12 месяцев)

Постепенно по мере выполнения работ, услуг, производства изделий (если можно определить степень готовности);
– по окончании работ, услуг, производства изделий в целом (п. 13 ПБУ 9/99)

Оценка незавершенного производства

По нормативной (плановой) производственной себестоимости;
– по фактической производственной себестоимости;
– по прямым статьям затрат;
– по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов (п. 64 Положения по ведению бухгалтерского учета)

Порядок признания коммерческих (счет 44) и управленческих расходов (счет 26)

Полностью списывают в дебет счета 90 "Продажи" в конце каждого отчетного периода;
– распределяют между реализованной продукцией и остатками незавершенного производства (п. 9 ПБУ 10/99, Инструкция к плану счетов (счета 26, 44, 90))

Создание фондов и резервов

Создание резервного фонда в ООО

Создание резерва сомнительных долгов

Создают в случае признания дебиторской задолженности сомнительной (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета)

Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков

Создают;
– не создают (такое право есть у фирм, которые могут применять упрощенные способы ведения бухучета)
Так предусмотрено пунктами 3, 5, 8 ПБУ 8/2010

Учет расчетов по налогу на прибыль

Применение ПБУ 18/02 на малых предприятиях

Применяют;

Применение ПБУ 18/02 в некоммерческих организациях

Применяют;
– не применяют (п. 2 ПБУ 18/02)

Величина текущего налога на прибыль

Определяют на основе данных, сформированных в бухучете в соответствии с пунктами 20 и 21 ПБУ 18/02;
– определяют на основе налоговой декларации по налогу на прибыль (п. 22 ПБУ 18/02)

Изменение оценочных значений

Изменение оценочных значений, непосредственно не влияющих на величину капитала, включается в доходы или расходы

Если это изменение влияет на показатели отчетности только одного периода в том отчетном периоде, в котором оно произошло;
– если это изменение влияет на показатели отчетности и будущих периодов в том отчетном периоде, в котором оно произошло, и в будущих периодах (п. 4 ПБУ 21/2008)

Изменение оценочных значений, непосредственно влияющих на величину капитала

Корректировкой соответствующих статей капитала в период, в котором произошло изменение (п. 5 ПБУ 21/2008)

Бухгалтерская отчетность

Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций в коммерческих организациях

В рублях и копейках;
– в рублях с отнесением возникающих суммовых разниц на финансовые результаты (п. 25 Положения по ведению бухгалтерского учета)

Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций в некоммерческих организациях

В рублях и копейках;
– в рублях с отнесением возникающих суммовых разниц в увеличение доходов (уменьшение расходов)
Так предусмотрено пунктом 25 Положения по ведению бухгалтерского учета

Критерии существенности для отражения показателей в бухгалтерской отчетности

Устанавливают самостоятельно (п. 11 ПБУ 4/99)

Перечень форм бухгалтерской отчетности

Детализация показателей по статьям отчетов

Определяют самостоятельно (с учетом приложения 3 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н)

Первичные документы

Формы первичных учетных документов

Применяют унифицированные формы (при наличии);
– применяют самостоятельно разработанные организацией формы (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ)

Миф N 3: про изменения в налоговом и бухгалтерском законодательстве необходимо обязательно указать в учетной политике

Еще один миф. Точнее, "полуправда". Изменения в законодательстве происходят регулярно, и обычно они вступают в силу с начала года. Часто это поправки, касающиеся специфических операций, например, РЕПО. Но если компания не занимается ценными бумагами и не планирует этого делать, зачем эту информацию писать в учетной политике?
А вот более общераспространенные поправки имеет смысл прописать. Например, с 1 января 2017 года постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1 будет изложено в новой редакции. Теперь в нем нет фразы, что классификатор основных средств можно применять для целей бухучета. Раньше все делали просто – смотришь объект по классификатору, назначаешь линейный метод амортизации и одинаковый срок полезного использования, и все хорошо. При таком подходе разниц между бухгалтерским и налоговым учетом не было. Так что же, теперь возникла проблема? Отнюдь. Просто постановление N 1 не может являться документом, который регулирует бухгалтерский учет. При этом нигде в правилах бухучета нет прямого запрета использовать этот документ. Так что проверьте свою учетную политику. Если в ней нет отсылки на постановление N 1, самое время ее прописать. Если не хотите ориентироваться на этот нормативный акт, можете определять срок службы ОС в бухучете исходя из рекомендаций производителя и технической документации, как предусматривает ПБУ 6/01.

Обратите внимание! Малые предприятия вправе списывать стоимость нематериальных активов в бухучете единовременно. Соответствующее право указывают в учетной политике (п. 3.1 ПБУ 14/2007).

Это неправда, но кое-что прописать в учетной политике все же придется. Бесспорно, самое важное изменение 2017 года – администрировать страховые взносы теперь будет ФНС вместо ПФР и ФСС. Речь идет о двух федеральных законах от 03.07.2016: N 243-ФЗ и N 250-ФЗ.
Единственное, что обязательно прописать в учетной политике – утвердить форму карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов. Сейчас все применяют форму карточки, приведенную в совместном письме ПФР, ФСС РОССИИ от 09.12.2014 N АД-30-26/16030, 17-03-10/08/47380. Налоговая служба не планирует разрабатывать форму карточки. Дескать, это обычный налоговый регистр, который каждая компания может вести как ей удобней. То есть все по аналогии с НДФЛ – когда-то была форма 1-НДФЛ, потом ее отменили и налогоплательщики стали использовать новый регистр, взяв за основу 1-НДФЛ.
Вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица-получателя выплат обязывает пункт 4 статьи 431 Налогового кодекса РФ. Поэтому надо дополнить учетную политику, издав приказ (образец на стр. 22). За основу можно взять тот же регистр, который рекомендовали ПФР и ФСС. На проверках налоговики при необходимости тоже будут требовать у компаний карточки учета. За отсутствие – штраф 200 рублей за каждый регистр (ст. 126 НК РФ).

Приказ N 213
о внесении дополнений в учетную политику для целей бухгалтерского учета и налогообложения

Еще один момент. Если ваша компания не практикует виды работ, которые влияют на стаж для досрочной пенсии и облагаются пенсионными взносами по доптарифам, карточку можно сократить. Оставьте только разделы про выплаты и страховое обеспечение.

Миф N 5: учетная политика – железный аргумент в случае споров

Распространенное заблуждение заключается в следующем: если прописать определенные положения в учетной политике, это гарантирует победу в споре с налоговиками. К сожалению, это не так.
Действительно, учетная политика может стать дополнительным аргументом по принципу "все неясности трактуются в пользу налогоплательщиков". Но в случае спора надо упирать именно на нормы законодательства.
Например, сейчас есть некая "спорность" вокруг того, облагать или нет страховыми взносами компенсацию за задержку зарплаты. По мнению Минтруда и проверяющих, это иная выплата в рамках трудовых отношений. То есть формально подпадает под объект обложения взносами.
При этом судьи хором говорят – не все выплаты в пользу работника подпадают под взносы.
В частности, компенсация за задержку зарплаты не связана с тем, как работает человек. Это выплата за то, что работодатель плохо исполнил свою обязанность вовремя выдавать заработную плату. При этом по НДФЛ чиновники уже давно признают – компенсация не облагается налогом. Но пока нет официальных писем и судебной практики, прописывать в учетной политики что-то насчет страховых взносов и задержки зарплаты не надо.
Следует быть очень внимательным: если что-то прописали в учетной политике, обязательно строго этому следовать. Тоже самое касается норм, которые применяют по выбору. Например, стали использовать амортизационную премию или резерв по сомнительным долгам в налоговом учете. А в учетной политике возможность применять это не упомянули. Тогда даже и судьи не помогут (постановление ФАС Московского округа от 19 ноября 2013 г. N А40-17925/13).

Миф N 6: малые предприятие могут вообще не составлять учетную политику

Увы, но это не так. Для малых предприятий существует множество поблажек в части бухгалтерского учета и отчетности. В частности, они могут вести учет и составлять отчеты по упрощенной форме. Но возможность воспользоваться этой поблажкой следует прописать в учетной политике.
Кстати, летом 2016 года вступили очередные поправки-послабления в части бухучета. И воспользоваться ими удобней как раз с начала года. Напомним, речь о поправках, которые внесены в ПБУ приказом Минфина России от 16.05.2016 N 64н (подробнее см. на стр. 31).
Во-первых, учитывать сырье и материалы теперь можно по цене поставщика. Раньше в стоимость активов дополнительно включали транспортные расходы, плату посредникам и т.д. Более того, по новым правилам все МПЗ можно списывать единовременно, если деятельность малого предприятия не предполагает существенных остатков по ним. Уровень существенности каждая компания определяет самостоятельно. Для микропредприятий нет и этих дополнительных условий, они могут списывать любые МПЗ без ограничений (п. 13.2 ПБУ 5/01).
Во-вторых, амортизацию по основным средствам можно начислять раз в год – 31 декабря. При этом амортизацию по производственному и хозяйственному инвентарю можно списать единовременно (п. 19 ПБУ 6/01).

Миф N 7: учетную политику надо сдавать в налоговую инспекцию

На самом деле представлять учетную политику в ИФНС не нужно. Это не нужно делать ни при создании фирмы, ни после каждого дополнения/изменения учетной политики. Такой обязанности попросту нет в налоговом законодательстве.
Однако это не значит, что учетная политика может вообще отсутствовать. Ведь право выбора дается по многим вопросам. Это и амортизация, и списание товаров с материалами, и резервы, и прочее. Соответственно, без учетной политики невозможно проконтролировать правильность расчета налогов. А поэтому в рамках выездной проверки инспекция вправе потребовать этот документ. Форма требования приведена в приложении 15 к приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189. В течение 10 рабочих дней со дня получения такого запроса обязательно представить инспекторам копию приказа об утверждении учетной политики (п. 1-3 ст. 93 НК РФ).
Вы решили проигнорировать требование инспекторов? Тогда готовьтесь заплатить штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. Это предусмотрено пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ.

Не обязательно. Утвердить учетную политику можно один раз - не позднее 90 календарных дней с даты регистрации компании (п. 9 ПБУ 1/2008). Дальнейшие действия зависят от того, нужно ли организации что-то поменять в учетной политике. Если нет, то применяйте ее из года в год, не издавая приказ о продлении срока действия. Если да, то утвердите новую учетную политику либо приказом внесите изменения в старую.

Когда можно изменить учетную политику?

Изменения и дополнения в учетную политику вносят, если:

Поменялось законодательство;

Компания решила выбрать другой способ ведения бухучета или способ учета доходов и расходов;

Изменились условия деятельности организации. Например, появился другой собственник, прошла реорганизация, добавился новый вид деятельности (п. 10 ПБУ 1/2008 , ст. 313 НК РФ).

Утверждать ли отдельную учетную политику для подразделения?

Нет, учетную политику формируют только компании. Обособленное подразделение должно работать по учетной политике, которую утвердили для организации. Это прямо сказано в Законе о бухгалтерской учетной политике (п. 9 ПБУ 1/2008). Аналогичная норма действует и для учетной политики по НДС (п. 12 ст. 167 НК РФ).

В учетной политике нужна подпись главбуха?

Это зависит от решения директора компании. Учетную политику формирует главбух, а утверждает руководитель (п. 4 ПБУ 1/2008 , п. 8 Положения, утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н). Требования о наличии в учетной политике подписи главбуха в законодательстве нет. Если директор готов утвердить учетную политику без визы главбуха, то можно не ставить ее в этом документе. Если же руководитель согласен утвердить только политику, завизированную главбухом, то предусмотрите место и для этой подписи.

Сдавать ли учетную политику вместе с балансом?

Не надо, ни в налоговую, ни в Росстат. Учетная политика не входит в состав бухгалтерской отчетности (ст. 14 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ , п. 5 ПБУ 4/99). Но об изменениях учетной политики надо сообщить в пояснениях к балансу и отчету о финансовых результатах (п. , ПБУ 1/2008).

Утверждать ли в учетной политике формы первички?

Формы кассовых документов утверждать не нужно. Компании обязаны применять унифицированные бланки (письмо Минфина России от 6 марта 2013 г. № 03-03-06/1/6700). А вот бухгалтерскую и кадровую первичку нужно утвердить. Ведь у организации есть выбор - заполнять унифицированные или самостоятельно разработанные формы (письмо Роструда от 14 февраля 2013 г. № ПГ/1487-6-1 , ПБУ 1/2008 , ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Обязан ли предприниматель составлять учетную политику?

Бухгалтерскую - нет, ведь предприниматели не ведут бухучет. Но для расчета налогов учетная политика может понадобиться. Например, предприниматель на упрощенке должен написать, какой объект налогообложения применяет. А предприниматель на общей системе - утвердить метод оценки материалов, правила раздельного учета по НДС и способ учета профессиональных вычетов.

Попробуйте бесплатно

Адрес: 1gl.ru - Система Главбух: советы и ответы чиновников на бухгалтерские вопросы

Только в январе 2016 года БСС «Система Главбух» предоставляет всем подписчикам журнала бесплатный доступ к сервису «Учетная политика». Через него вы подберете подходящий вам вариант документа за несколько кликов. Зарегистрируйтесь на сайте 1gl.ru . Если вы это уже сделали, войдите в Систему под своими логином и паролем. Перейдите в раздел «Справочники» и в правой части экрана нажмите на кнопку «Учетная политика».

Обязаны ли мы каждый год утверждать учетную политику?

Утвержденная при возникновении организации учетная политика применяется последовательно из года в год. Требование о том, что «переписывать» ее нужно ежегодно, законодательство не содержит.

Однако корректировать ее порой все же приходится. Речь идет о ситуациях, когда произошли изменения в законодательстве или нормативных актах, организация произвела разработку новых способов ведения бухучета или же существенно изменились условия ее деятельности (п. 16 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»). В этом случае изменения, касающиеся «бухгалтерской» составляющей учетной политики, вводятся в действие с 1 января года, следующего за годом их утверждения.

При этом сведения, которые относятся к учетной политике для бухгалтерского учета, фирма должна раскрывать в пояснительной записке к годовой отчетности. Это требование пункта 24 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н.

Для налогового учета решение о внесении корректировок при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства не ранее чем с момента вступления в силу указанных изменений (ст. 313 НК).

Налоговый кодекс предусматривает применение повышающих коэффициентов амортизации по некоторым видам имущества. Должны ли мы прописать в учетной политике, что мы применяем эти повышающие коэффициенты?

В налоговом учете предприятиям разрешено применять повышающие коэффициенты амортизации (п. 7 ст. 259 НК). Например, по имуществу, которое используется в условиях агрессивной среды или в многосменном режиме, амортизацию можно ускорить вдвое. А по сдаваемым в лизинг объектам можно использовать коэффициент от 1 до 3.

Заметим, что прямого требования прописать эти коэффициенты в учетной политике законодательство не содержит. Однако Минфин считает, что сделать это необходимо (см. письмо Минфина от 23 января 2002 г. № 04-02-06/2/4). Кроме того, наличие нужной формулировки поможет вам отстоять свои права в случае судебного разбирательства. Поэтому советуем вам включить в учетную политику следующий пункт: «по торговому оборудованию, полученному в лизинг и учитываемому на балансе фирмы, применяется повышающий коэффициент амортизации, равный 3 (п. 7 ст. 259 НК)».

Я главный бухгалтер небольшой фирмы. В учетной политике на 2007 год у меня установлено, что основные средства стоимостью до 10 000 рублей не амортизируются в целях налогового учета. Необходимо ли мне менять учетную политику в 2008 году в связи с тем, что минимальная стоимость основных средств, которые можно списать в налоговом учете единовременно, возросла до 20 000 рублей?

Можно и не менять. Но в случае если измените, то это будет не только выгодно, но и удобно, так как сблизит налоговый учет с бухгалтерским. В нем тоже можно не учитывать в качестве основных средств объекты стоимостью менее 20 000 руб.

Если у вас на начало 2008 года будет амортизируемое имущество стоимостью от 10 000 до 20 000 руб., то его нужно продолжать амортизировать согласно той схеме, которая действовала на момент начала его списания.

Налоговый кодекс предусматривает применение понижающих коэффициентов амортизации по легковым автомобилям стоимостью свыше 300 000 и микроавтобусам стоимостью свыше 400 000 рублей. Должны ли мы отразить это в учетной политике?

Можете отразить, но по желанию. Данная норма и так обязательна к исполнению. Ко всему прочему, с 2008 года в два раза увеличится размер стоимости автомобилей, при превышении которого амортизацию начисляют с понижающим коэффициентом 0,5 (п. 9 ст. 259 НК РФ). Для легковых автомобилей предел возрастет с 300 000 до 600 000 руб., а для пассажирских микроавтобусов – с 400 000 до 800 000 руб.

Если на начало 2008 года у вас будут транспортные средства, к которым вы применяете коэффициент, но их первоначальная стоимость окажется меньше нового увеличенного лимита, то вы сможете перестать применять к ним коэффициент.

Слышала, что с 2008 года изменения коснутся учета МПЗ и методов их списания. Что это за изменения и надо ли это отражать в учетной политике?

Действительно, изменениям подвергли ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н). Из него исключена норма, согласно которой определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, можно было производить методом оценки запасов по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО). Соответственно, оценка материально-производственных запасов на конец отчетного периода (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) должна производиться в зависимости от принятого способа оценки запасов при их выбытии, т.е. по себестоимости каждой единицы запасов, средней себестоимости или себестоимости первых, но не последних по времени приобретений.

Аналогичные изменения внесены и в Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Данные изменения необходимо учесть при составлении учетной политики на 2008 год.

Следует ли организации вносить изменения в собственную учетную политику в случае возникновения у нее в середине года новых видов деятельности, особенности бухгалтерского учета операций по которым в ней не были прописаны?

Ответ на этот вопрос содержится в том же пункте 16 ПБУ 1/98. Помимо перечисленных в документе случаев, когда корректировку учетной политики все же нужно производить, в нем, в частности, рассказывается о ситуации, когда фактическое утверждение нового способа ведения бухгалтерского учета к непосредственному изменению УП не приравнивается. Это как раз тот случай, когда в спектре деятельности компании появилось нечто новое, отличное от «фактов хозяйственной деятельности», имевших место ранее.

Наша фирма применяет упрощенную систему налогообложения. Должны ли мы формировать учетную политику?

Действующее законодательство разрешает «упрощенцам» не вести бухучет (п. 3 ст. 4 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). Исключение составляет учет основных средств и нематериальных активов, правила для которых установлены ПБУ 6/01 и ПБУ 14/2000 соответственно. Данные нормативные акты предусматривают различные способы начисления амортизации по таким объектам собственности, равно как и необходимость зафиксировать выбранный метод и срок их полезного использования в учетной политике. Кроме того, «упрощенцев» никто не освобождает от необходимости закрепить лимит стоимости основных средств, которые можно включить в состав материально-производственных запасов. Напомним, что он не должен превышать 20000 рублей согласно пункту 5 ПБУ 6/01.

Также в учетной политике традиционно прописывают правила документооборота и технологию обработки учетной информации, что для организаций на УСН предполагает закрепление порядка ведения книги учета доходов и расходов.

Подскажите, пожалуйста, в какой срок должна быть оформлена приказом учетная политика для только что открывшейся организации?

Согласно пункту 10 ПБУ 1/98 вновь созданная организация обязана оформить учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). При этом для вновь созданной организации учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации.

Наша компания – плательщик НДС. На январь запланирована сделка по реализации акций, числящихся у нас в составе финансовых вложений. Должны ли мы вести раздельный учет и как его организовать?

При продаже ценных бумаг у вас в учете появляются облагаемые и не облагаемые НДС операции. А значит, по налоговым правилам вы должны организовать ведение раздельного учета таких операций, ведь в пропорции между ними вы сможете принимать суммы «входного» налога к вычету (п. 4 ст. 170 НК). Если этого не сделать, фирма рискует «поплатиться» всей суммой вычета. Однако конкретный порядок ведения такого учета законодательно не определен. Поэтому бухгалтер должен сам решить, как его организовать, и утвердить установленный порядок распоряжением руководителя. Попытки налоговиков пересчитать пропорцию «по-своему» (иначе, чем установлено учетной политикой) поддержки в суде не находят. Арбитры не раз подчеркивали, что способ ведения раздельного учета может быть любым. Единственное условие – он должен позволять определить сумму налога к вычету. Ну и, естественно, такой порядок должен быть утвержден учетной политикой (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 23 июля 2004 г. № Ф09-2906/04АК и Поволжского округа от 2 марта 2004 г. №А57-7519/03-26). Кроме того, по этому вопросу высказывалось и финансовое ведомство. Работники Минфина отметили, что порядок ведения раздельного учета НДС в Налоговом кодексе не установлен. Поэтому фирма может установить его самостоятельно, закрепив в учетной политике (письмо от 19 августа 2004 г. № 03-04-08/51).

Мы собираемся зарегистрировать товарный знак. Само собой, в бухучете возникает нематериальный актив. Раньше у нас таких объектов в учете не было. В связи с подготовкой учетной политики на следующий год я хотел бы уточнить: какие положения стоит предусмотреть в отношении НМА?

Прежде всего, вам следует определиться с методом начисления амортизации. ПБУ 14/2000 предусматривает три их варианта: линейный, уменьшаемого остатка и списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). В налоговом учете нематериальный актив является амортизируемым имуществом. Налоговый кодекс предусматривает линейный и нелинейный метод начисления амортизации по нему (п. 1 ст. 259 НК). Чтобы сблизить налоговый и бухгалтерский учет, лучше и там, и там выбрать линейный метод.

Следующее, с чем следует определиться – способ начисления амортизации. Согласно пункту 21 ПБУ 14/2000 амортизационные отчисления по нематериальным активам отражаются в бухучете одним из способов: путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете (Кт 05) либо путем уменьшения первоначальной стоимости объекта (Кт 04).

Следует ли закреплять в учетной политике конкретную периодичность проведения переоценки основных средств?

О возможности проведения коммерческими организациями раз в год переоценки группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости говорится в пункте 15 ПБУ 6/01. При этом выдвигается два требования:

– переоценка должна проводиться не чаще одного раза в год;

– периодичность переоценки должна зависеть от того, является ли отклонение стоимости основных средств, по которой они отражены в бухгалтерском учете и отчетности, от текущей (восстановительной) стоимости существенным.

Из этого следует, что периодичность проведения проверок вполне может меняться. Следовательно, в учетной политике организации нет необходимости закреплять конкретный срок проведения переоценки основных средств.

Если организация все же решила упомянуть об этом, логичным будет также добавить положение, конкретизирующее случаи, в которых этот период может быть изменен.

Компания занимается выполнением проектных работ. При разработке проектов и концепций расходуется огромное количество канцтоваров, особенно бумаги. Теоретически это наши прямые расходы, а значит, мы должны часть из них относить на «незавершенку». Нам это невыгодно. Как можно оптимизировать учет таких расходов?

В соответствии с пунктом 2 статьи 318 Налогового кодекса прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены. Иными словами, величина прямых расходов подлежит распределению между расходами текущего периода и затратами в незавершенном производстве. Порядок такого распределения компания должна закрепить в учетной политике для целей налогообложения. Более того, согласно пункту 1 указанной статьи главного налогового документа налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Таким образом, вы сами определяете, являются ли затраты на канцтовары для вас прямыми расходами, подлежащими распределению, либо косвенными, которые вы с полным правом спишете на текущие затраты.

Расскажите, как правильно распределять налог на прибыль в региональной части, если у компании есть филиалы?

Уплата налога на прибыль в бюджет субъектов РФ производится фирмой как по месту своего учета, так и по месту нахождения обособленного подразделения. При этом сумма налога, подлежащая уплате по месту учета филиалов, определяется исходя из доли прибыли, приходящейся на данный филиал. Порядок распределения указанной части налога между организацией и ее обособленными подразделениями установлен пунктом 2 статьи 288 Налогового кодекса. Так, доля прибыли, приходящаяся на обособленное подразделение, определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (или расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по налогоплательщику. Обратите внимание, поскольку в расчете налогоплательщик может использовать как среднесписочную численность работников, так и сумму расходов на оплату труда, выбранный показатель необходимо утвердить в учетной политике для целей налогообложения. При этом он должен быть неизменным в течение налогового периода (п. 2 ст. 288 НК).

Кроме того, Налоговым кодексом предусмотрено, что предприятия, имеющие несколько обособленных подразделений в одном регионе, прибыль по каждому из них могут не распределять (п. 2 ст. 288 НК). В этом случае организация самостоятельно выбирает тот филиал, через который будет платить налог в бюджет соответствующего региона. Поскольку такая система уплаты «региональной» части налога на прибыль является правом фирмы, в случае ее применения об этом необходимо написать в учетной политике для целей налогообложения.

В учетной политике нашего предприятия прописано, что амортизационную премию в налоговом учете мы применяем только в отношении объектов с первоначальной стоимостью 500 тысяч рублей. Правомерно ли такое ограничение?

С одной стороны, пункт 1.1 статьи 259 Налогового кодекса дает право включать в состав расходов отчетного периода расходы на капвложения в размере не более 10 процентов первоначальной стоимости основных средств и расходов на их достройку, дооборудование, модернизацию, техническое перевооружение, частичную ликвидацию. То есть перед фирмой есть выбор: использовать право, данное ей Кодексом, или нет. С другой стороны, амортизационная премия является правом, а не обязанностью, а значит, порядок учета таких затрат предприятие должно отразить в учетной политике для целей налогообложения прибыли. Поэтому организация вправе закрепить в учетной политике положение о том, что амортизационная премия применяется в размере 10 процентов только в отношении производственных объектов основных средств первоначальной стоимостью не менее 500 тысяч рублей или иного установленного лимита. Подтверждает этот подход и Минфин (письмо от 17 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/779).

Компания приобрела земельный участок. Налоговый кодекс допускает два варианта учета таких затрат при расчете налога на прибыль. Мы выбрали, исходя из 30-процентной налоговой базы предыдущего периода. Надо ли прописывать это в налоговой учетной политике?

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 264.1 Налогового кодекса установлено, что расходы на приобретение права на земельные участки включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, по выбору фирмы: либо такие затраты признаются расходами отчетного периода равномерно в течение срока, который определяется предприятием самостоятельно и не должен быть менее пяти лет, либо в размере, не превышающем 30 процентов налоговой базы предыдущего налогового периода, до полного признания всей суммы указанных расходов. Порядок признания таких расходов применяется в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения. Поэтому при покупке земельного участка вы должны определиться, в каком порядке и в течение какого периода времени будете признавать в налоговом учете расходы, и отразить свое решение в учетной политике.

В случае если организация в течение нескольких лет имеет стабильную и высокую прибыль, она может воспользоваться предоставленным ей правом и направить 30% налогооблагаемой прибыли на покрытие расходов, связанных с приобретением земельных участков. При этом она должна в учетной политике для целей налогообложения отразить, в течение какого срока будут погашены эти расходы (письмо Минфина России от 14 февраля 2007 г. № 03-03-06/1/95).

Подскажите, пожалуйста, как быть в следующей ситуации: специфика нашей деятельности довольно сильно зависит от сезона. Летом, как правило, наши доходы падают, и ввиду сокращения общего объема работ большинство сотрудников отправляется в отпуск именно в это время. До сих пор резервы под оплату отпускных мы не создавали, однако руководство намерено ввести эту практику. Нужно ли будет в связи с этим вносить какие-либо изменения в учетную политику на следующий год?

О том, что компания, принявшая решение о равномерном учете для целей налогообложения прибыли предстоящих расходов на оплату отпусков работников, должна внести соответствующие положения в свою учетную политику, прямо говорится в пункте 1 статьи 324.1 Налогового кодекса. Также в ней нужно отразить принятый способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в резерв.

Отметим, что, как правило, преимуществами такого порядка учета отпускных расходов пользуются только что открывшиеся организации. В этом случае они получают возможность уменьшать за счет них налогооблагаемую прибыль ежемесячно, с начала деятельности, а не ждать положенные Трудовым кодексом 6 месяцев, после которых работник получает право на отпуск. В вашем случае такая схема тоже имеет очевидное преимущество.