Большая энциклопедия нефти и газа. Экологическое образование и воспитание.


Введение

Основные цели экологического воспитания и образования - это развитие и становление экологической культуры личности и общества, экологического сознания и мышления, духовного опыта взаимодействия человека к природе, обеспечивающего его выживание и развитие. Все это будет способствовать здоровому образу жизни людей, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности России и в конечном счете - выживание всего человечества.

Мы разработали начальный тест и заключительный тест, после которого мы систематизировали и интерпретировали результаты учащихся в двух тестах. После расчета стандартного отклонения и дисперсии мы пришли к выводу, что педагогическое вмешательство посредством практической экологической деятельности благоприятствовало, подтверждая нашу гипотезу.

Образование - это межличностная передача идей, подходов и данных, которые, как считается, имеют фундаментальное значение для гармоничной жизни людей; Эта информация представлена ​​и принимается в формальном или неформальном контексте. Экологическое образование имеет три основных подхода.

Экологическая ответственность проявляется в:

Ответственность за состояние естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека, на которые он оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности,

Ответственность за свое здоровье и здоровье других людей как личную и общественную ценность.

Экологическое образование - которое позволяет понять, как работают природные системы, воздействие человеческой деятельности на природные системы; Развивает возможности расследования и критическое мышление. Он формирует основу формирования когнитивной поддержки, которая затем позволит участвовать в принятии решений в области окружающей среды.

Экологическое образование - обеспечивает практический опыт обучения через непосредственный контакт с экологическими компонентами, разрабатывает навыки сбора данных и полевых исследований, стимулирует экологические проблемы. Экологическое образование - завершает образование в окружающей среде и окружающую среду, развивает чувство ответственности за окружающую среду, мотивацию и навыки для участия в улучшении состояния окружающей среды. Это способствует желанию и способности подходить к образу жизни, совместимому с концепциями устойчивого развития.

Цель контрольной работы рассмотреть экологическое образование и экологическое воспитание в РФ.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1) Рассмотреть понятие экологического образования и воспитания.

2) Изучить пути и методы экологического образования, воспитания.

> Понятие экологического образования и воспитания

Экологическое образование - это непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей.

Он предлагает учителям возможность внести свой вклад со своими учениками в надлежащее управление природными ресурсами, обратившись к компонентам морального, эстетического, политического образования. Через образование, в концепции известного будущего и культивируемого человека Мирчи Малицы, мы должны понимать в узком смысле синтетическую форму, приобретение интеллектуального, морального и физического характера и атрибутов, необходимых для цивилизованного поведения, а образование - это основной процесс в Передача и приобретение знаний и индивидуального образования.

Экологическое воспитание - это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде.

Можно видеть, что определение «экологического образования» фокусирует внимание на его специальном содержании, противопоставляя его остальному образованию, которое, таким образом, не должно быть направлено на формирование нравственных норм. Определение «экологического образования» мало, чем отличается от определения «экологического воспитания». Кроме того, оно действительно находится в противоречии с определением «образования», которое содержится в профильном законе РФ «Об образовании». В последнем под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». При изучении доступной версии законопроекта «Об экологической культуре» видно, что он не описывает никаких новых правоотношений, рассматривая экологическое образование просто как «хорошее» образование, которое должно стать обязательным.

Цель экологического образования в рамках нравственного воспитания должна заключаться в том, чтобы подготовить молодежь к завтрашней жизни в духе абсолютного уважения, к ценностям природы, национальной и общечеловеческой культуры, а не только к передаче знаний.

Со временем экологическое образование получило несколько значений: изучение природы, нешкольное образование, природоохранное образование, экологическое образование, окружающая среда, окружающая среда, окружающая среда. Многие авторы считают экологическое образование более чем школьной дисциплиной, а также подготовкой к жизни и аспектом жизни, в которой молодые люди могут вмешиваться посредством прямых действий для обеспечения эволюции человеческого общества в гармонии с природной средой.

Основанием для регулирования правоотношений в сфере экологического образования является федеральный закон «Об охране окружающей среды». Закон устанавливает организацию и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры в качестве обязательного принципа, реализуемого органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами при осуществлении деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду. Таким образом, законодатель установил не только обязательность экологического образования и воспитания, но и его связь с деятельностью, которая может оказать влияние (очевидно - существенное) на окружающую среду. Статья 73 закона «Об охране окружающей среды» прямо указывает на то, что руководители организаций, ответственные за принятие решений, которые могут повлиять на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Что касается экологии, то в настоящее время это наука об экосистемных взаимоотношениях между живыми организмами и абиотической средой, синтетическая наука, ориентированная на комплексное понимание процессов в естественной среде. Поскольку жизнь не может быть отделена от окружающей среды, все образование должно быть направлено на защиту окружающей среды.

Экологический статус года все больше беспокоит: лесные пространства сокращаются, опустыниваются пустыни, ухудшаются сельскохозяйственные почвы, степень загрязнения выше, а озоновый слой тоньше, парниковый эффект акцентируется и многие виды растений и животных находятся под угрозой исчезновения. Можно обобщить, что развитые страны производят большое количество отходов и загрязняющих веществ, они потребляют большое количество энергии и природных ресурсов. Влияние, которое эти страны оказывают на окружающую среду, крайне разрушительно.

Принимая во внимание сложность современных экологических проблем, масштаб влияния человеческой деятельности, неоднозначности при оценке рисков, отдаленных и косвенных последствий деятельности, становится очевидным, что возможность выполнения гражданином своей конституционной обязанности находится в прямой связи с полученным образованием. Таким образом, можно констатировать, что из обязанности сохранения окружающей среды вытекает право граждан на получение необходимого для этого экологического образования. Государство же обязано обеспечивать качество и доступность соответствующих образовательных услуг, в том числе, путем, установления образовательных стандартов, материальной, организационной и информационной поддержки программ экологического образования.

Существует обратная пропорциональность между уровнем индустриализации и состоянием окружающей среды. Человеческое общество должно быть взаимосвязано и знать, что каждое действие приведет к реакции, которая часто непредсказуема в комплексе живых систем. Когда природные ресурсы исчерпаны в больших масштабах, а окружающая среда загрязнена, это будет не только то, что будет страдать, но и здоровье людей будет затронуто. В последнем нельзя дышать загрязненным воздухом, потребляя пищу и воду, загрязненную пестицидами и другими химическими веществами.

Для того чтобы закрепить эти правоотношения в законодательстве, необходимо изменить содержание правового понятия «экологического образования» и ввести некоторые дополнительные определения:

Экологическое образование - процесс воспитания и обучения, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний, способствующих выполнению гражданином обязанностей в области охраны окружающей среды, формированию экологически ориентированного поведения, и сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.

То, что здорово для природы, обычно полезно для его существ. Каждый человек должен нести ответственность за то воздействие, которое его жизнь оказывает на жизнь планеты. Экологическое образование через школу Экологическое образование должно начаться в раннем детстве. Это способствует формированию экологического сознания и мышления о природе, а также к формированию осторожного и правильного поведения по отношению к нему. Недостаточно просто информировать об окружающей среде, но для студентов важно выражать личные идеи и выражать отношение к своей ответственности за окружающую среду, в которой они живут.

Экологический образовательный минимум - обязательный минимум содержания образовательных программ, устанавливаемый с учетом уровня образовательной программы и обеспечивающий получение учащимся базового набора знаний и навыков, необходимых ему для выполнения обязанностей по сохранению окружающей среды и осознанного формирования экологически ориентированного поведения.

Они должны уметь понимать отношения, существующие между определенными ситуациями, и анализировать, синтезировать и обобщать информацию. Важно решить причины, которые привели к конкретной ситуации, а не ее последствия. Экологическое образование - это образ жизни, и его проблемы не будут решены только техническими решениями, а глубоким пониманием существующей связи между человеком - природой - жизненной средой и индивидуальным и общим отношением к этим проблемам. Образование в области охраны окружающей среды затрагивает как умы, так и души учеников.

Экологическое образование включает в себя приобретение учащимися практических навыков экологически ориентированного поведения.

В целях обеспечения гарантий получения обучающимися экологического образовательного минимума органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях разрабатывается и поддерживаются соответствующие компоненты образовательных стандартов в сфере экологии и охраны окружающей среды. В государственные образовательные стандарты в установленном законодательством порядке включаются вопросы, перечисленные выше.

Особая роль - стимулировать их интерес и энтузиазм. Школа играет важную роль в экологическом образовании, потому что молодые люди проводят здесь много времени и потому, что это место, куда передаются знания, чтобы развивать позитивное отношение студентов к экологическим проблемам. Как правило, большинство студентов в Румынии не сформировали экологического образования - сумки, упаковки, пластиковые коробки и т.д. бросают в школьный двор или на улицу, свидетельствуют об отсутствии образования, которое должно происходить из семьи и укрепляться в учебных заведениях.

Государственные образовательные стандарты является основой для разработки образовательных программ и учебных пособий, таким образом, ответственность за их соблюдение лежит на учебном заведении. Поэтому очень важно законодательно закрепить процедуры, которые позволят родителям и общественности контролировать соблюдение этих стандартов, качество оказания образовательных услуг.

Примеры хорошей практики в отношении экологического образования. Экологическое образование может быть достигнуто посредством любого вида школьной деятельности, научной, художественной, практической, спортивной или религиозной деятельности. Специалисты в области теории и практики в области образования определяют метод обучения как «способ действия, при котором учащиеся под руководством учителя приобретают знания, формируют навыки, навыки, развивают навыки и принимают атитуддин». Реализация этих действий обеспечивается структурированной теоретической основой методов и средств обучения, стратегий организации учебно-воспитательного процесса, материализованного в общении между учителем и учеником.

Экологическое воспитание – это сравнительно новое направление педагогики, которое является частью большой работы по ознакомлению детей с природой. Задача этого раздела – помочь малышам разобраться в сложных взаимоотношениях человека и природы и через экологическое воспитание детей развить в них чуткость, отзывчивость, стремление беречь и защищать все живое на планете Земля. Воспитание экологической культуры начинается с самого раннего детства, когда кроха впервые видит котенка и оказывается перед выбором, погладить его или прогнать. Малютка еще не знает, как правильно поступить. И толкает котенка не от злости и грубости, а от отсутствия знаний и опыта. И именно от того, как отреагируют взрослые (улыбнуться, потешатся или огорчатся), будет зависеть, каким вырастет малыш по отношению к братьям нашим меньшим.

Учебный процесс поддерживается различными дидактическими материалами, аудиовизуальными средствами, полевыми приложениями, используемыми в практике экологического образования. Экологическое образование может быть достигнуто с помощью трех форм образования, представленных на рисунке ниже: - формальное образование; - неформальное образование. Неформальное образование. Экологическое образование через школу выходит за рамки школы, в огромном мире взрослых с их множеством проблем и занятий, но все более чувствительно к тому, что может повлиять на будущее грядущих поколений.

Методы экологического воспитания

Экологическое воспитание дошкольников – первая ступенька длинного и трудного пути, на котором родители становятся не только носителями знаний о природе, но и образцом для подражания. Методы экологического воспитания детей разнообразны. Это может быть:

  1. наблюдение за растениями, животными, явлениями природы, условиями внешней среды, климатом и т.д.,
  2. эксперименты в природе от простого таяния снега и льда в руках у малышей до выращивания привитых веточек на деревьях,
  3. трудовая деятельность детей в живом уголке, на цветнике, в огороде, а также изготовление скворечников, кормушек и т.д.,
  4. ведение календарей природы и погоды, дневников наблюдений, зарисовок и т.д.,
  5. проведение специальных природоохранных акций по подкормке зверей в лесу, бурению лунок на водоемах, изготовлению новогодних экибано вместо украшения живых елок,
  6. экскурсии, прогулки, экспедиции по сбору природного материала для самостоятельного художественного творчества, а также для составления туристических маршрутов и карт местности,
  7. чтение художественной литературы о природе,
  8. беседы с детьми о природе и человеке,
  9. прослушивание музыкальных произведений,
  10. посещение выставок художников-пейзажистов,
  11. изготовление поделок из природного материала,
  12. организация тематических праздников и утренников.

Экологическое воспитание в детском саду строится на этих методах и ориентируется на уровень знаний и опыта детей каждой возрастной группы. Так, если детям 3-4 лет даются знания о том, что живому растению необходимы вода и свет, то у детей 5-6 лет педагог формирует понятия зависимости роста и развития растений от целого комплекса условий (влаги, состояния и качества почвы, количества света и тепла). Если малыши младшей группы учатся узнавать 2-3 вида птиц по окраске и звукам, то старшие дети уже расскажут Вам о причинах миграции птиц, способах выживания зимующих пернатых, а также о роли человека в их жизни.

Экологическое образование никто не сможет уклониться, поскольку это образование всех. Его очень динамичный, сложный, универсальный статус, всегда обновляемый и обновляемый, в конечном счете, сопровождает все человеческое существование. Экологическое образование - это образование активной солидарности. Среди этих полюсов действуют стратегии передачи и оценки экологического образования: наблюдать, наблюдать, анализировать, принимать меры. Знание должно означать и знать, как действовать: ощущать, участвовать в экологическом акте.

Экологическое образование в школе и за ее пределами всегда оценивает вклад каждой и социальных групп в решение серьезных проблем нашего планетарного управления, его состояния порядка, ресурсов и здоровья. Экологическое образование постоянно требует ответственности и солидарности, размышлений и действий. Его удовлетворение происходит от инициативы, страсти и действия, реагируя на планетарный императив. Экологическое образование - сложный, долгосрочный процесс. Конкретные результаты можно наблюдать через несколько лет, и поэтому необходимо, чтобы образовательный процесс начинался очень рано и продолжался на протяжении всего цикла образования.

Экологическое воспитание школьников

Для того чтоб знания детей были системными, в дошкольных учреждениях и школе проводятся специальные занятия по экологическому воспитанию. Тематика таких уроков определяется программными требованиями к каждому классу. Экологическое воспитание младших школьников базируется на знаниях детей о природе, а также о трудовой деятельности человека, как в использовании природных ресурсов, так и в их защите и преумножении. Ученики начальных классов уже могут устраивать викторины, вечера загадок и интеллектуальные игры экологической тематики. Школьники пишут сочинения, придумывают сказки, загадки, стихи, частушки и прочее, затрагивая проблемы экологии. А также изготавливают плакаты о бережном отношении к природе и рациональном использовании природных ресурсов. Младшие школьники берут шефство над дошкольниками и приходят к малышам с книжками о природе, играют вместе с ними в подвижные игры, просматривают мультфильмы, устраивают «эко» праздники, ухаживают за живым уголком, огородом или цветником в детском саду.

Было обнаружено, что, когда дети молоды, у них есть поэтическое отношение к окружающей среде, изменяющееся по мере их роста из-за влияния современных технологий и способа потребления современной жизни. Судьба будущего жизни в целом зависит от нашего мышления и усилий по поддержанию баланса в природе посредством формирования самосознательного экологического сознания среди людей. Ухудшение взаимоотношений человека и природы и экологический кризис. Надежная эксплуатация ресурсов Решение вопросов охраны окружающей среды на глобальном и национальном уровнях.

Воспитание экологической культуры школьников осуществляется под руководством учителей и родителей. Совместно они осуществляют природоохранные экспедиции в лес, где они ограждают муравейники, ремонтируют птичьи гнезда, делают кормушки для зверей, сооружают из еловых веток убежища для птиц, спасают весной в образовавшихся после наводнения лужах мальков рыб, расставляют вблизи тропинок щиты с собственными плакатами и призывами к защите окружающей среды. В школах дети организовывают сбор семян и ягод для подкормки зимующих птиц, а также на уроках труда они делают скворечники и кормушки. В школьном саду дети сгребают к стволам деревьев и кустов снег, занимаются озеленением площадок, улиц и пустырей. Тщательно продуманная и правильно организованная работа по экологическому воспитанию помогает детям раскрыть многогранную ценность природы, а также осознать ответственность за ее сохранение и приумножение для следующих поколений.

Роль образовательного процесса Цели экологического образования Принципы экологического образования. Ухудшение отношений человека и природы и экологический кризис Знание природы без мудрости привело к незнанию рисков его изменения и притяжения сегодня. Баланс между человеком и окружающей средой был нарушен технологическим прогрессом, экономическим развитием и демографическим взрывом. Аль Гор говорил в связи с этим, экологическим холокостом, тем, что Поппер рассматривает эффект игнорировании природы, а именно потеря чувства почтения к природе.