Акционирование, как способ приватизации. Модели акционирования


Решил сам для себя расписать эти вопросы, чтобы потом просто использовать ссылку.

Начать нужно с Гражданского кодекса, который говорит, что: унитарное предприятие это вид коммерческой компании, у которой нет права собственности на имущество, закрепленное за ней владельцем. При этом, владельцами компании могут являться только органы государственной или муниципальной власти.

Для чего может потребоваться создание унитарного предприятия?
Унитарные предприятия формируются для реализации государственных задач на коммерческой основе. Это может быть обслуживание или управление имуществом, приватизировать которое нельзя; решение социальных задач, включая сбыт продукции или оказание услуг по ценам ниже себестоимости; ведение неприбыльных производств или поддержание дотируемой деятельности.

Собственность унитарного предприятия может быть передана ему владельцем, как взнос в уставной фонд, или получена от других источников, но только с одобрения владельца. При этом унитарное предприятие не имеет права распоряжаться своим имуществом без одобрения владельца.
Источниками доходов унитарного предприятия могут быть:
- результаты хозяйственной деятельности;
- субвенции (средства бюджета передаваемые безвозмездно);
- субсидии (средства бюджета выделяемые для целевого финансирования издержек при осуществлении конкретного вида деятельности);
- дотации (средства бюджета выделяемые для финансирования издержек унитарного предприятия в целом).

Вся прибыль унитарного предприятия поступает в бюджет в виде неналоговых поступлений.

На унитарное предприятие накладываются следующие ограничения:
- оно не может быть учредителем дочерних предприятий;
- оно не может самостоятельно заключать крупные сделки (больше 10% от уставного капитала или 50 000 МРОТ);
- оно не может использовать прибыль для материального поощрения сотрудников.

Что меняется при акционировании?
Во-первых, не надо путать акционирование с приватизацией. При акционировании изменяется организационная форма, но собственником предприятия остается государство. А вот передача или продажа принадлежащих государству акций в частные руки - это уже приватизация.

Основные изменения:
- право распоряжения собственностью переходит от владельца к руководству предприятия;
- предприятие получает возможность самостоятельного распределения прибыли, но выплачиваемые по акциям дивиденды по прежнему поступают в бюджет;
- предприятие теряет право на получение прямых выплат из бюджета (субвенций, субсидий или дотаций).

Ключевым вопросом акционирования является вопрос собственности: остается ли она в собственности государства, с передачей его в оперативное управление или аренду предприятию, или оно становится полной собственностью предприятия.
В первом случае не всегда очевидна цель акционирования. Например, если имущество запрещено к приватизации, то смена организационной формы никак не влияет на эту возможность. Во-втором случае всегда будут существовать подозрения в коррупции, так как вопрос установления цены на имущество и последующей цены на акции имеет субъективные составляющие.

Оценка результатов акционирования и последующей приватизации должны проводиться для каждого унитарного предприятия отдельно, с учетов вопрос передаваемого имущества, особенностей ведения хозяйственной деятельности и её результатов.

Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России осуществляется, в основном, путем преобразования их в открытые акционерные общества (ОАО). При этом процесс создания такого акционерного общества имеет существенные отличия от стандартного порядка учреждения хозяйственных обществ. Акционирование предприятий регулируется законодательством о приватизации, которое с 1992г. неоднократно менялось. В первые годы приватизации первоначальная стоимость выставленного на продажу государственного предприятия определялась весьма просто, без учета специфики производства, региональных условий, условий рынка и т.п. В большинстве случаев за продажную цену принимали балансовую стоимость предприятия за вычетом износа.

Действующий в настоящее время Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" значительно усовершенствовал подход к определению справедливой цены предприятия, подлежащего акционированию. При этом Закон оперирует двумя основными определениями цены - нормативной и начальной. Под нормативной ценой понимается минимальная стоимость, по которой может быть реализовано предприятие. Методика расчета нормативной цены определяется Правительством РФ и заключается в расчете стоимости предприятия на основании данных промежуточного бухгалтерского баланса, составленного с учетом метода расчета чистых активов.

Под начальной ценой подразумевается цена, выставляемая в качестве первоначальной при проведении аукциона. При этом основанием для определения начальной цены является , составленный в соответствии с Законодательством РФ об оценочной деятельности. Ключевым моментом при определении рыночной стоимости предприятия для акционирования является адекватная оценка как текущего финансового положения предприятия, так и перспектив его дальнейшего развития.

На основании этой оценки определяется размер уставного капитала акционерного общества. Распределение долей предприятия осуществляется путем выпуска акций на соответствующую сумму. Способ оплаты долей (акций) определяется уставными документами предприятия. При этом возможен вариант оплаты доли акционера не денежными средствами, а имуществом. В этом случае стоимость имущества, вносимого в качестве оплаты доли, определяется соглашением учредителей с привлечением независимого оценщика, поскольку в соответствии с законодательством принятая стоимость не может превышать оценки, проведенной независимым оценщиком.

Необходимо также учитывать, что после распределения долей предприятия оценка каждой доли (пакета акций), как самостоятельного объекта купли-продажи, должна проводиться с учетом поправочных коэффициентов - скидок на низкую ликвидность, и миноритарный пакет, надбавок за контрольный характер пакета акций и прочих факторов.

Оценочная компания Swiss Appraisal имеет значительный опыт проведения оценки для акционирования и распределения долей крупных промышленных предприятий для государственного сектора и частного бизнеса. Случаи, когда необходима оценка Swiss Appraisal:

  • Акционирование предприятия
  • Распределение долей при акционировании
  • Распределение долей при разделе предприятия
Какие объекты оценивает Swiss Appraisal:

способ приватизации государственных и муниципальных предприятий (далее - государственные предприятия) путем преобразования их в ОАО. Широкое развитие в РФ получило с 1992 г.

Создание АО в процессе приватизации существенно отличается от обычного порядка учреждения хозяйственных обществ (см. Акционерные общества) тем, что не предусматривает объединение капиталов различных лиц для формирования уставного капитала общества, как это имеет место при традиционном способе создания общества. Экономическую основу АО, возникающего при

приватизации, составляет имущество, закрепленное за соответствующим предприятием на праве хозяйственного ведения и являющееся государственной или муниципальной собственностью. Стоимостью этого имущества определяется размер уставного капитала общества, и на соответствующую сумму выпускаются акции, размещаемые между физическими и юридическими лицами. Все это определяет особенности порядка создания АО в процессе приватизации, начиная от принятия решений об их создании и включая условия выпуска, размещения акций и многое другое, что нашло отражение в законодательстве о приватизации. В период с 1992 г. до середины 1997г. А. проводилось в соответствии с Законом РФ от 3 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», Указами Президента РФ от 1 июня 1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества»; от 24 декабря 1993 г. №2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»; от 22 июля 1994 г. № 1535 «Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года», а также в соответствии с другими правовыми актами, изданными в развитие Закона. Со 2 августа 1997 г. действует ФЗ РФ от 21 июня 1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации».

Государственной программой приватизации, принимаемой в виде федерального закона, определяются приоритеты в осуществлении приватизации государственного имущества, ограничения при ее проведении, орядок отчуждения государственного имущества в. собственность физических и юридических лиц, в том числе размещения (продажи) акций создаваемых АО, определения льгот, предоставляемых работникам предприятий, преобразуемых в ОАО, и ряд других принципиальных положений. Детальная регламентация процесса А. осуществляется также постановлениями Правительства РФ и нормативными актами других федеральных органов (главным образом Госкомимущества РФ), издаваемыми в. пределах их компетенции.

Основные особенности создания АО на базе приватизируемых предприятий сводятся к следующему.

а) Инициатива в проведении приватизации государственного предприятия, а соответственно в создании на его основе АО, может исходить от Правительства РФ, федерального органа по управлению государственным имуществом и других федеральных органов, имеющих соответствующие полномочия (в отношении объектов федеральной собственности), от органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по объектам, находящимся в их ведении), а также от физических и юридических лиц.

б) В качестве учредителей создаваемых АО выступают соответственно от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования органы по управлению государственным или муниципальным имуществом.

в) Непосредственная подготовка предприятия к А. и проведение его осуществляются комиссией по приватизации, создаваемой соответствующим органом по управлению имуществом. В ее состав входят представители указанного органа, финансовой и других государственных структур, указанных в Законе. Своих представителей в состав комиссии могут направлять органы самоуправления по месту нахождения предприятия, его работники, а также территориальный антимонопольный орган.

г) Преобразование государственного предприятия в АО осуществляется в соответствии с планом приватизации, подготавливаемым комиссией по согласованию с общим собранием работников предприятия и утверждаемым органом по управлению имуществом. В плане определяются способ и сроки преобразования предприятия в АО, величина его уставного капитала, льготы, предоставляемые работникам, категории (типы) и номинальная стоимость акций общества, способы и сроки их продажи. План приватизации должен соответствовать типовому плану, утверждаемому Правительством РФ. Устав такого общества разрабатывается также на основе типового и утверждается органом по управлению имуществом.

д) При А. предприятий их работники и приравненные к ним лица (пенсионеры, имеющие определенный стаж работы на данном предприятии, и др.) пользуются льготами в приобретении и оплате акций. Ранее действовавшее законодательство предусматривало 3 варианта льгот (см. Приватизация). Закон о приватизации предусматривает возмездное

размещение акций; льготы, предоставляемые работникам акционируемого предприятия, должны предусматриваться Государственной программой приватизации, разработанной на его основе.

Помимо указанных льгот действуют предусмотренные законодательством меры социальной защиты работников акционируемых предприятий. Так, при преобразовании государственного унитарного предприятия в ОАО запрещается увольнять более чем 10% работников предприятия в течение 6 месяцев, предшествующих принятию соответствующего решения: созданное в результате такого преобразования общество отвечает по обязательствам, содержащимся в коллективном договоре, действовавшем до акционирования, и т.д.

е) Продажа акций общества, созданного на базе приватизируемого предприятия, осуществляется на специализированных конкурсах или аукционах Мингосимуществом РФ и аналогичными учреждениями, создаваемыми субъектами РФ. Пакеты акций, составляющие более 50% уставного капитала общества, продаются исключительно на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями. В числе социальных условий могут предусматриваться. например, сохранение определенного числа рабочих мест или создание дополнительных; переподготовка или повышение квалификации работников; сохранение существующей системы охраны труда и здоровья работников. В случае невыполнения победителем конкурса инвестиционных или социальных условий объект приватизации подлежит безвозмездному отчуждению в государственную или муниципальную собственность соответственно, а заключенные с ним сделки - расторжению с возложением на данное лицо обязанности возместить убытки.

До продажи акций на конкурсе или аукционе специализированное учреждение, выступающее продавцом, осуществляет полномочия акционера - от имени РФ либо субъекта РФ.

ж) Орган, принимающий решение о создании АО на базе приватизируемого предприятия, может одновременно закрепить в государственной или муниципальной собственности пакет акций либо выпустить «золотую акцию» (см. Акция).

з) Общество считается созданным с даты его государственной регистрации, проведение которой в предусмотренном законом порядке возложено на учредителя. С этого момента государственное предприятие исключается из реестра юридических лиц. АО является его правопреемником АО, возникающие в процессе приватизации, руководствуются в своей деятельности общими положениями ФЗ РФ от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», применяемого к ним с учетом особенностей законодательства о приватизации (п. 3 ст. 96, п. 5 ст. 98 ГК РФ). Срок действия специальных норм, определяющих особенности правового положения этих обществ, ограничен во времени:их действие прекращается с момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций, но не позднее окончания срока приватизации, установленного планом приватизации данного предприятия. С этого момента АО переходит в общий режим правового регулирования.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АКЦИОНИРОВАНИЕ

способ приватизации государственных и муниципальных предприятий (далее - государственные предприятия) путем преобразования их в ОАО. Широкое развитие в РФ получило с 1992 г.

Создание АО в процессе приватизации существенно отличается от обычного порядка учреждения хозяйственных обществ (см. Акционерные общества) тем, что не предусматривает объединение капиталов различных лиц для формирования уставного капитала общества, как это имеет место при традиционном способе создания общества. Экономическую основу АО, возникающего при

приватизации, составляет имущество, закрепленное за соответствующим предприятием на праве хозяйственного ведения и являющееся государственной или муниципальной собственностью. Стоимостью этого имущества определяется размер уставного капитала общества, и на соответствующую сумму выпускаются акции, размещаемые между физическими и юридическими лицами. Все это определяет особенности порядка создания АО в процессе приватизации, начиная от принятия решений об их создании и включая условия выпуска, размещения акций и многое другое, что нашло отражение в законодательстве о приватизации. В период с 1992 г. до середины 1997г. А. проводилось в соответствии с Законом РФ от 3 июля 1991 г. № 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", Указами Президента РФ от 1 июня 1992 г. № 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества"; от 24 декабря 1993 г. №2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предпри-:

ятий в Российской Федерации"; от 22 июля 1994 г. № 1535 "Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года", а также в соответствии с другими правовыми актами, изданными в развитие Закона. Со 2 августа 1997 г. действует ФЗ РФ от 21 июня 1997 г. № 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации".

Государственной программой приватизации, принимаемой в виде федерального закона, определяются приоритеты в осуществлении приватизации государственного имущества, ограничения при ее проведении,порядок отчуждения государственного имущества в. собственность физических и юридических лиц, в том числе размещения (про-. дажи) акций создаваемых АО, определения льгот, предоставляемых работникам предприятий, преобразуемых в ОАО, и ряд других принципиальных положений. Детальная регламентация процесса А. осуществляется также постановлениями Правительства РФ и нормативными актами других федеральных органов (главным образом Госкомимущества РФ), издаваемыми в. пределах их компетенции.

Основные особенности создания АО на базе приватизируемых предприятий сводятся к следующему.

а) Инициатива в проведении приватизации государственного предприятия, а соответственно в создании на его основе АО, может исходить от Правительства РФ, федерального органа по управлению государственным имуществом и других федеральных органов, имеющих соответствующие полномочия (в отношении объектов федеральной собственности), от органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по объектам, находящимся в их ведении), а также от физических и юридических лиц.

б) В качестве учредителей создаваемых АО выступают соответственно от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования органы по управлению государственным или муниципальным имуществом.

в) Непосредственная подготовка предприятия к А. и проведение его осуществляются комиссией по приватизации, создаваемой соответствующим органом по управлению имуществом. В ее состав входят представители указанного органа, финансовой и других государственных структур, указанных в Законе. Своих представителей в состав комиссии могут направлять органы самоуправления по месту нахождения предприятия, его работники, а также территориальный антимонопольный орган.

г) Преобразование государственного предприятия в АО осуществляется в соответствии с планом приватизации,подготавливаемым комиссией по согласованию с общим собранием работников предприятия и утверждаемым органом по управлению имуществом. В плане определяются способ и сроки преобразования предприятия в АО, величина его уставного капитала, льготы, предоставляемые работникам, категории (типы) и номинальная стоимость акций общества, способы и сроки их продажи. План приватизации должен соответствовать типовому плану, утверждаемому Правительством РФ. Устав такого общества разрабатывается также на основе типового и утверждается органом по управлению имуществом.

д) При А. предприятий их работники и приравненные к ним лица (пенсионеры, имеющие определенный стаж работы на данном предприятии, и др.) пользуются льготами в приобретении и оплате акций. Ранее действовавшее законодательство предусматривало 3 варианта льгот (см. Приватизация). Закон о приватизации предусматривает возмездное

размещение акций; льготы, предоставляемые работникам акционируемого предприятия, должны предусматриваться Государственной программой приватизации, разработанной на его основе.

Помимо указанных льгот действуют предусмотренные законодательством меры социальной защиты работников акционируемых предприятий. Так, при преобразовании государственного унитарного предприятия в ОАО запрещается увольнять более чем 10% работников предприятия в течение 6 месяцев, предшествующих принятию соответствующего решения: созданное в результате такого преобразования общество отвечает по обязательствам, содержащимся в коллективном договоре, действовавшем до акционирования, и т.д.

е) Продажа акций общества, созданного на базе приватизируемого предприятия, осуществляется на специализированных конкурсах или аукционах Мин-госимуществом РФ и аналогичными учреждениями, создаваемыми субъектами РФ. Пакеты акций, составляющие более 50% уставного капитала общества, продаются исключительно на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями. В числе социальных условий могут предусматриваться. например, сохранение определенного числа рабочих мест или создание дополнительных; переподготовка или повышение квалификации работников; сохранение существующей системы охраны труда и здоровья работников. В случае невыполнения победителем конкурса инвестиционных или социальных условий объект приватизации подлежит безвозмездному отчуждению в государственную или муниципальную собственность соответственно, а заключенные с ним сделки - расторжению с возложением на данное лицо обязанности возместить убытки.

ж) Орган, принимающий решение о создании АО на базе приватизируемого предприятия, может одновременно закрепить в государственной или муниципальной собственности пакет акций либо выпустить "золотую акцию" (см. Акция .

з) Общество считается созданным с даты его государственной регистрации, проведение которой в предусмотренном законом порядке возложено на учредителя. С этого момента государственное предприятие исключается из реестра

юридических лиц. АО является его правопреемником.

АО, возникающие в процессе приватизации, руководствуются в своей деятельности общими положениями ФЗ РФ от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", применяемого к ним с учетом особенностей законодательства о приватизации (п. 3 ст. 96, п. 5 ст. 98 ГК РФ). Срок действия специальных норм, определяющих особенности правового положения этих обществ, ограничен во времени:их действие прекращается с момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций, но не позднее окончания срока приватизации, установленного планом приватизации данного предприятия. С этого момента АО переходит в общий режим правового регулирования.

Шапкина Г.С.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "АКЦИОНИРОВАНИЕ" в других словарях:

    Процесс трансформации государственного предприятия в акционерное общество открытого типа. Акционирование может выступать как этап процесса приватизации. По английски: Corporatization См. также: Приватизация Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Способ приватизации государственных и муниципальных предприятий путем преобразования их в открытые акционерные общества. Широкое развитие в РФ получило с 1992 г … Юридический словарь

    Процесс преобразования собственности предприятия, когда она переходит из рук государства в собственность акционеров. Государственная собственность распродается через распространение акций, которые приобретают все желающие. Словарь бизнес терминов … Словарь бизнес-терминов

    акционирование - я, ср. action f. Преобразование государственного предприятия в акционерное общество путем выпуска и продажи акций. Компания, прежде чем начать процесс акционирования или разделения собственности, иначе корпорирования, обращается к фирме с… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    акционирование - Процесс трансформации предприятия, собственником которого является либо государство, либо одно физическое лицо в акционерное общество, как правило, открытого типа. Тематики бухгалтерский учет … Справочник технического переводчика

    АКЦИОНИРОВАНИЕ - процесс преобразования государственного предприятия в акционерное общество; может выступать как форма приватизации … Юридическая энциклопедия

В конце прошлого года Председатель Правительства РФ Владимир Путин распоряжением от 30.11.2009 № 1805-р утвердил программу приватизации федерального имущества на 2010 г. и основные направления приватизации на 2011 и 2012 гг. Корпоративной реорганизации (приватизации, реструктуризации, ликвидации) будут подвергнуты те предприятия, деятельность которых не соответствует публичным функциям государства. Сотни унитарных предприятий будут преобразованы в открытые акционерные общества. Как безболезненно пройти этот путь? Как избежать заторов на сложных дорогах акционирования? Возможна ли деприватизация?

В этом году акционирование ожидает предприятия, исключенные из перечня стратегических, в том числе как в рамках формирования вертикально интегрированных структур в стратегических отраслях экономики, так и с последующим включением вновь образованных акционерных компаний в стратегический перечень. К продаже будут предложены пакеты акций обществ, созданных при акционировании федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов).

Процедура преобразования унитарного предприятия в акционерную компанию — процесс сложный и длительный. Руководству ФГУПа предстоит провести комплексные подготовительные мероприятия. Могут быть (а в некоторых случаях - должны) задействованы и внешние консультанты - аудиторы, оценщики, юристы.

Рассмотрим основные этапы приватизации предприятия.

Прогнозный план

Первый шаг - утверждение Правительством РФ Прогнозного плана приватизации на срок от одного года до трех лет (с учетом изменений, внесенных в Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации) Федеральным законом от 31.05.2010 № 106-ФЗ).

В Прогнозном плане указываются основные направления и задачи приватизации на плановый период, рассматривается возможное влияние приватизации данного имущества на структурные изменения в экономике, приводятся его характеристика и предполагаемые сроки проведения процедуры. В документе содержится перечень ФГУПов, акций ОАО, находящихся в федеральной собственности, а также иного федерального имущества, которое планируется приватизировать.

Включение ФГУПа в Прогнозный план налагает ограничения на ряд действий его руководителя. Так, c даты утверждения программы приватизации до момента госрегистрации АО он без согласия собственника (государства) не вправе:

    сокращать численность работников;

    совершать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), цена которых превышает 5% балансовой стоимости активов предприятия на дату утверждения последнего балансового отчета или более чем в 60 000 раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, заключать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), связанные с возможностью прямого или косвенного отчуждения имущества, стоимость которого превышает 5% балансовой стоимости активов предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в 50 000 раз установленный законом МРОТ;

    получать кредиты;

    эмитировать ценные бумаги;

    выступать учредителем хозяйственных товариществ или обществ, приобретать и отчуждать акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ или обществ.

обратите внимание

Если решение об условиях приватизации ФГУПа принимает Правительство РФ (об этом сказано в Прогнозном плане) или Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество), то сделки и действия ФГУПа согласовывает последнее. В остальных случаях решение об условиях приватизации принимает территориальное управление Росимущества.

В отношении каждого ФГУПа Росимущество издает распоряжение о подготовке к приватизации, назначает ответственное подразделение или территориальный орган, с которым унитарному предприятию предстоит взаимодействовать. Определяются также необходимые подготовительные мероприятия и сроки их проведения. К сожалению, данный процесс зачастую затягивается.

Подготовка к приватизации

1. Инвентаризация имущества и обязательств государственного унитарного предприятия.

Несмотря на то что порядок инвентаризации изложен в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина России от 13.06.95 № 49) и Методических рекомендациях по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности (утверждены совместным распоряжением Минимущества, Минпромнауки и Минюста России от 22.05.2002 № 1272-р/Р-8/149), предприятия нередко допускают ошибки при ее проведении. Например, не соблюдают требования к оформлению документов: приказ руководителя не содержит обязательных сведений, предусмотренных рекомендациями, встречаются технические ошибки в описях и актах, нарушается порядок внесения изменений в документы. Зачастую не обеспечивается установленный порядок взаимодействия членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц, а также условия, препятствующие внесению в документы несанкционированных исправлений.

Результатом проверки являются акт инвентаризации и прилагаемый к нему перечень обязательств унитарного предприятия на дату завершения инвентаризации.

2. Составление промежуточного баланса.

Промежуточный баланс формируется в объеме и по формам годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказами Минфина России от 22.07.2003 № 67н и от 31.10.2000 № 94н. Пояснения к промежуточному балансу приводятся по всем его статьям.

Промежуточный баланс проверяет аудиторская организация, выигравшая соответствующий конкурс. Если аудитор выявит нарушения, Росимущество или его территориальный орган организуют проверку расхождений в документах, представленных ФГУПом и аудитором. По результатам проверки Росимущество или территориальный орган составляют акт, на основании которого изменения вносятся в учетные данные ФГУПа.

Помимо акта инвентаризации и промежуточного баланса представляется план земельного участка с правоустанавливающими документами на землю. Типичные ошибки на данном этапе - отсутствие кадастрового номера участка и документов о праве собственности. После проведения всех мероприятий документы направляются в орган, ответственный за принятие решения об условиях приватизации.

Расчет балансовой стоимости активов предприятия и определение способа приватизации

Росимущество или его территориальный орган рассчитывают балансовую стоимость активов предприятий, подлежащих приватизации. Расчет основывается на данных промежуточного бухгалтерского баланса с учетом результатов инвентаризации имущества на дату составления акта инвентаризации.Балансовая стоимость подлежащих приватизации активов определяется как сумма стоимости чистых активов предприятия, рассчитанных по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса.

Если величина балансовой стоимости подлежащих приватизации активов равна (или превышает) 100 000 руб., то в расчете указываются размер уставного капитала, который принимается равным величине балансовой стоимости подлежащих приватизации активов, количество и номинальная стоимость именных обыкновенных бездокументарных акций, составляющих уставный капитал создаваемого ОАО. Номинальная стоимость акции, как правило, 10 или 100 руб. В этом случае ответственное ведомство должно разработать проект устава открытого акционерного общества (на практике проект устава разрабатывает и представляет в ответственный орган предприятие).

Указанным решением определяется способ приватизации - преобразование государственного унитарного предприятия в ОАО. В нем отражаются:

    наименование имущества и иные данные, позволяющие его индивидуализировать (характеристика имущества);

    способ приватизации;

    начальная цена имущества, если иное не предусмотрено решением Правительства РФ, принятым в соответствии с абз. 16 п. 1 ст. 6 Закона о приватизации (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31.05.2010 № 106-ФЗ);

    срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);

    иные необходимые сведения.

Кроме того, утверждаются состав подлежащего приватизации имущественного комплекса, перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации, перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса, расчет балансовой стоимости активов. Наконец, утверждается устав ОАО, назначаются единоличный
исполнительный орган и члены ревизионной комиссии, определяется количественный и персональный состав совета директоров.

Необходимо составить также передаточный акт, подписываемый ответственным лицом органа, принявшего решение об условиях приватизации. Передаточный акт по форме и содержанию должен соответствовать составу подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУПа. Приложениями к передаточному акту являются расчет балансовой стоимости активов и перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав имущественного комплекса, подлежащего приватизации, а также сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций.

После госрегистрации ОАО передаточный акт подписывает представитель принимающей стороны - единоличный исполнительный орган ОАО.

обратите внимание

Для госрегистрации ОАО в инспекцию Федеральной налоговой службы представляются решение об условиях приватизации, устав (в двух экземплярах), передаточный акт и соответствующее заявление. От уплаты госпошлины предприятие освобождается. В течение месяца с даты регистрации общество регистрирует выпуск акций в региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам.

Руководитель общества проводит мероприятия по госрегистрации прав на недвижимое имущество ОАО. Одновременно с регистрацией права собственности акционерного общества на имущественный комплекс приватизируемого ФГУПа регистрируются обременения (ограничения) его имущества.

Отдельно следует остановиться на социальных аспектах приватизации. Открытые акционерные общества, созданные в процессе приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, соблюдают условия и отвечают по обязательствам, содержащимся в коллективных договорах, действовавших до приватизации. Вносить изменения в коллективный договор возможно только спустя три месяца после регистрации ОАО. Трудовые отношения работников акционируемых предприятий после приватизации продолжаются с их согласия.

Особенности правового положения

Акции общества, созданного в результате приватизации ФГУПа, могут быть включены в Прогнозный план (программу) приватизации на очередной финансовый год и приватизированы. Способ приватизации (открытый, закрытый или специализированный аукцион) определяет орган, уполномоченный принимать решение о продаже акций. Вид аукциона выбирается с учетом сложившейся структуры уставного капитала общества, инвестиционного спроса и т.д.

В случае отчуждения 75% акций общества Правительство РФ или органы государственной власти субъектов Федерации могут принять решение об использовании специального права на участие РФ и ее субъектов в управлении открытыми акционерными компаниями - «золотая акция». Данное право позволит представителю органа по управлению государственной собственностью налагать вето на ряд решений общего собрания акционеров (например, о внесении изменений и дополнений в устав ОАО, реорганизации и ликвидации компании, совершении крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность).

В отношении обществ, 25% голосующих акций которых принадлежат государству или муниципальному образованию, действует правило о сохранении соответствующей доли участия в уставном капитале при осуществлении дополнительной эмиссии акций.

Итак, процесс передачи госимущества в частную собственность завершен. Новый правовой режим имущества предоставляет новому собственнику возможность более эффективно его использовать, что соответствует целям и задачам приватизационных процессов.

Деприватизация

Деприватизация - пересмотр итогов приватизации. На самом деле то, что обычно путают с пересмотром итогов, является решением вопроса о недействительности отдельных сделок купли-продажи государственных предприятий, имущественных комплексов, государственных пакетов акций, приватизация которых проведена с нарушением закона.

С правовой точки зрения в некоторых случаях речь может идти о процессе восстановления нарушенных прав собственника (государства), что предполагает определенные юридические и административные действия. Возврат государству незаконно приватизированного имущества не считается национализацией, поскольку исходя из ст. 301 ГК РФ каждый законный собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Что может стать причиной такого оспаривания? Обычно это несоблюдение формы сделки, путем заключения которой была проведена приватизация, или особого порядка ее заключения. В качестве примера можно привести постановление ФАС Московского округа от 03.12.2003 № КГ-А40/9305-03. Данным постановлением договор купли-продажи признан ничтожной сделкой, поскольку приватизация проведена способами, не предусмотренными законом. В частности, покупатель не имел на тот момент права выкупать арендованное имущество.

Остановимся на сроках исковой давности, в течение которых можно обратиться в суд с иском о признании сделки недействительной. В соответствии со ст. 181 ГК РФ иск о применении последствий недействительности ничтожной сделки (о возврате незаконно приватизированного имущества государству) может быть предъявлен в течение трех лет со дня, когда началось ее исполнение.

    дата утверждения плана приватизации;

    дата заключения договора купли-продажи арендованного имущества между Фондом имущества и предприятием;

    при приватизации имущества путем преобразования государственного предприятия в АО - день регистрации акционерной компании. Именно с этого дня организация считается созданной и приобретает способность иметь права и нести обязанности (ст. 49 и 51 ГК РФ);

    в случае приватизации путем внесения государством имущества в уставный капитал АО - момент издания соответствующим комитетом по управлению государственным имуществом распоряжения о преобразовании организации и утверждения акта оценки имущества;

    при преобразовании государственного или муниципального предприятия в ОАО -день учреждения акционерного общества и утверждения устава.

обратите внимание

Такое положение вещей устраивало не всех. Чтобы обойти срок давности при предъявлении исков, истцы на судебных заседаниях ссылались на то, что им стало известно о совершении незаконных приватизационных сделок только в ходе проверки. В этой ситуации срок давности переставал считаться пропущенным.

Однако этот обходной путь пресекли. Пленумы Верховного и Высшего арбитражного судов РФ приняли совместное постановление от 12.11.2001 и 15.11.2001 № 15/18. В нем разъяснено, что в соответствии со ст. 200 ГК РФ срок исковой давности исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права независимо от того, кто обратился за судебной защитой - само лицо, право которого нарушено, либо другие лица в его интересах, когда закон предоставляет им право на такое обращение.

Значит, если с иском о признании сделки приватизации недействительной обращается прокурор, отсчет срока давности начинается не с того дня, когда он узнал о незаконности приватизации, а с даты, когда об этом должен был узнать компетентный государственный орган, представляющий в приватизации государство (как правило, это комитеты по управлению государственным или муниципальным имуществом, которые должны знать о незаконности сделки приватизации еще в момент ее совершения).

Например, комитету по управлению государственным имуществом Иркутской области в иске о применении последствий недействительности ничтожной сделки (договора безвозмездного пользования) и администрации г. Иркутска, заявившей встречные требования по делу № А19-14474/06-54 от 29.12.2006, было отказано в связи с пропуском срока исковой давности.

Особый интерес представляет постановление ФАС Московского округа от 09.01.2004 № КГ-А40/10712-03-П, согласно которому договор купли-продажи был признан оспоримой сделкой и применен годичный срок исковой давности. В то же время Арбитражный суд г. Москвы первоначально признал сделку ничтожной в связи с нарушением порядка приватизации (использовалось ненадлежащее средство платежа), но приобретатель был признан добросовестным.

Как доказать добросовестность

Еще одна возможность избежать деприватизации - применить статус добросовестного предпринимателя. В постановлении Конституционного суда РФ от 21.04.2003 № 6-П сказано, что содержащиеся в п. 1 и 2 ст. 167 ГК РФ общие положения о последствиях недействительности сделки в той части, в которой требуется возвратить другой стороне (государству) все полученное по сделке (то есть полученное предприятием по сделке приватизации), не распространяются на добросовестного приобретателя. Согласно постановлению, если по возмездному договору имущество приобретено у лица, не имевшего права его отчуждать, собственник может обратиться в суд в порядке ст. 302 ГК РФ с иском об истребовании имущества из незаконного владения лица, которое приобрело это имущество (виндикационный иск). Если собственник подаст иск о признании сделки купли-продажи недействительной и применении последствий ее недействительности в форме возврата переданного покупателю имущества и при разрешении данного спора суд установит, что покупатель является добросовестным приобретателем, в удовлетворении исковых требований в порядке ст. 167 ГК РФ должно быть отказано.

Как доказать суду, что именно вы и есть тот самый добросовестный приобретатель? Необходимо доказать, что организация относилась к приватизированному имуществу как к своему, а именно:

    поставила его на баланс;

    платила налоги (на имущество, землю) и иные платежи (например, сбор за техосмотр транспортных средств);

    проводила капитальный или текущий ремонт имущества;

    принимала меры к надлежащему документарному оформлению права собственности (провела топосъемку или межевание земельного участка, техническую инвентаризацию объекта недвижимости и т.д.).

Если суд установит эти обстоятельства, то с высокой долей вероятности он сочтет предприятие добросовестным приобретателем имущества, полученного в порядке приватизации, и откажет в иске о возврате имущества государству.