Акты органов судейского сообщества понятие значение классификация. Органы судейского сообщества


  • 4.Понятие судебной власти и система органов, осуществляющих ее.
  • 5.Понятие правосудия.
  • 6.Понятие принципов правосудия, их система.
  • 7.Осуществление правосудия только судом.
  • 8.Осуществление правосудия в точном соответствии с законом.
  • 9.Независимость судей и подчинение их только закону.
  • 10.Порядок наделения судей полномочиями. Приостановление и прекращение полномочий судей.
  • 11.Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи.
  • 12.Неприкосновенность судей, присяжных и арбитражных заседателей, гарантии неприкосновенности.
  • Фз от 20.08.04 г. "о присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в рф". Ст. 12. Гарантии независимости и неприкосновенности присяжного заседателя
  • Федеральный закон от 30.05.01г. "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов рф" Ст. 7. Гарантии независимости и неприкосновенности арбитражных заседателей
  • 13.Право граждан на судебную защиту.
  • 14.Презумпция невиновности.
  • 15.Обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту.
  • 16.Национальный язык судопроизводства.
  • 17.Гласность судебного разбирательства.
  • 18.Состязательность при рассмотрении судебных дел. Равенство сторон.
  • 19.Понятие судебной системы рф. Признаки судебной системы.
  • 21.Конституционный суд рф: задачи, принципы организации и деятельности.
  • 22.Высший Арбитражный Суд рф: структура и компетенция.
  • 23.Федеральные арбитр. Суды округов: порядок образования, структура, полномочия.
  • 24.Арбитражные Суды субъектов рф: порядок образования, структура, полномочия.
  • 25.Понятия «звено судебной системы» и «судебная инстанция».
  • 26.Понятие суда 1ой инстанции: суды рассматривающие дела в первой инстанции.
  • 27.Понятие суда 2й (кассационной) инстанции: суды рассматр. Дела во 2й инст-ции
  • 28.Понятие суда апел-ной инст-ции: суды рассматр. Дела в апел-ной инст-ции.
  • 29.Понятие суда надзорной инст-ции: суды рассматр-щие дела в надзорн. Инст-ции.
  • 30.Верховный Суд рф: его полномочия и структура.
  • 31.Суды субъектов рф: мировые судьи, конституционные (уставные) суды.
  • 32.Районный суд: порядок образования, состав, полномочия.
  • 33.Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей.
  • 34.Организационное обеспечение деятельности судов, отличие его от судебного надзора.
  • 35.Судебный департамент при Верховном Суде рф и его функции.
  • 36.Федеральная служба по незаконному обороту наркотических и психотропных веществ: задачи и компетенция.
  • 37.Служба судебных приставов: система, состав, полномочия.
  • 38.Органы судейского сообщества, их функции.
  • 39.Понятие прокурорского надзора. Задачи прокуратуры.
  • 40. Понятие и виды отраслей прокурорского надзора
  • 41.Протест, представление, постановление, предостережение прокурора как акты прокурорского надзора(средства реагирования)
  • 38.Органы судейского сообщества, их функции.

    Органы судейского сообщества – это Судейское сообщество РФ судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему РФ. (Об органах судейского сообщества в РФ: ФЗ от 14.03.2002 В ред. от 05.04.2005.-Ст. 1)

    Ст. 3. Органы судейского сообщества: Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти. Органами судейского сообщества в РФ являются (Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов РФ; Совет судей РФ; советы судей субъектов РФ; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей РФ; квалификационные коллегии судей субъектов РФ.). Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.

    Ст. 4. Основными задачами органов судейского сообщества являются: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

    Статья 10. Полномочия советов судей

    1. Совет судей РФ: созывает Всероссийский съезд судей; дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ и заслушивает его годовые отчеты об организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; избирает судей в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ вместо выбывших в период между съездами; изучает, обобщает и распространяет опыт работы органов судейского сообщества, разрабатывает рекомендации по совершенствованию их деятельности; определяет порядок участия судей гарнизонных военных судов, действующих за пределами РФ, в работе органов судейского сообщества субъектов РФ; осуществляет иные полномочия, отнесенные к его ведению федеральными законами.

    2. Представители Совета судей РФ вправе участвовать в обсуждении проекта федерального закона о федеральном бюджете в Федеральном Собрании РФ.

    3. Совет судей РФ, а также иные органы судейского сообщества в пределах своей компетенции осуществляют прямые связи с органами судейского сообщества и профессиональными объединениями (ассоциациями) судей других государств, с международными организациями, а также со средствами массовой информации.

    4. Советы судей субъектов РФ: рассматривают в период между конференциями судей все вопросы, отнесенные к компетенции конференций судей, за исключением избрания квалификационных коллегий судей субъектов РФ и заслушивания их отчетов; созывают конференции судей; избирают судей в состав квалификационных коллегий судей соответствующих субъектов РФ вместо выбывших в период между конференциями судей.

    5. Совет судей РФ и советы судей субъектов РФ могут осуществлять свои полномочия, если их составы сформированы не менее чем на 2/3.

  • 9. Нотариальные палаты, Федеральная нотариальная палата. Их задачи, компетенция.
  • 10. Принцип законности как принцип правосудия – понятие, содержание, значение, гарантии реализации.
  • 11. Соотношение дисциплины «Правоохранительные органы в рф» с другими юридическими дисциплинами.
  • 13. Формы адвокатских объединений: коллегии адвокатов, адвокатское бюро, адвокатский кабинет, юридическая консультация.
  • 14. Место судов среднего звена в системе судов рф, порядок формирования, состав. Полномочия судов среднего звена.
  • 15.Оперативно-розыскная деятельность как вид правоохранительной деятельности, органы, ее осуществление, права и обязанности, принципы.
  • 16. Состязательность при отправлении правосудия: понятие, содержание, значение.
  • 17.Полномочия государственного нотариуса и его ответственность.
  • 18.Обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту. Понятие, содержание, значение.
  • 20.Состав, структура и основные полномочия вас рф.
  • 21.Судебный департамент рф: задачи, принципы, структура, полномочия.
  • 22.Общие понятия судебной системы и ее современная структура в рф.
  • 2.Конституционные суды
  • 3.Арбитражные суды
  • 23.Федеральные суды общей юрисдикции и их характеристика.
  • 24.Структура судов среднего звена, порядок образования и судебные, организационные и иные полномочия структурных подразделений.
  • 25.Дознание, органы дознания, основные полномочия, виды дознания.
  • 26.Правоохранительная деятельность: понятие, признаки, основные направления.
  • 27.Понятие, основания и порядок приостановления, прекращения полномочий судьи.
  • 28.Сходство и различие военных и общих судов общей юрисдикции, система военных судов рф.
  • 29.Понятие предварительного расследования, формы предварительного расследования. Должностные лица, его осуществляющие и их полномочия.
  • 30.Понятие правосудия, его отличие от других направлений правоохранительной деятельности.
  • 31.Правовой статус нотариуса. Виды ответственности нотариуса.
  • 32.Порядок формирования и состав районного суда. Полномочия районного суда.
  • 33.Особенности организации и деятельности военной прокуратуры.
  • 34.Полномочия коллегий, Президиума, Пленума вас рф.
  • 35.Мировые судьи: порядок формирования, полномочия, статус мирового судьи.
  • 36.Права и обязанности адвоката при осуществлении защиты, представительства. Ответственность адвоката.
  • 37.Полномочия Председателя Верховного Суда рф, срок его полномочий.
  • 38.Частная детективная и охранная деятельность: понятие, виды, статус, полномочия.
  • 39.) Формы коллегиального осуществления правосудия.
  • 40.) Система органов прокуратуры рф, принципы организации и деятельности, статус прокурора, Генерального прокурора рф.
  • 41.) Основные виды судопроизводств в Российской Федерации. Понятие судебного звена, судебной инстанции.
  • 43.) Состав и полномочия Пленума Верховного Суда рф.
  • 44.) Основные права и обязанности адвоката, при осуществлении защиты по уголовным делам (ст.51 упк рф), гл.2 Закона от 31.05.2002г.
  • 45.) Понятие конституционного контроля, основные направления, установленные Конституцией рф.
  • 46.) Взаимоотношения органов дознания, следователя, прокурора, суда.
  • 47.) Порядок формирования и полномочия Президиума Верховного Суда рф.
  • 48.) Права и обязанности адвоката при осуществлении защиты, представительства. Ответственность адвоката.
  • 49.) Общая характеристика демократических принципов правосудия, их юридическое значение.
  • 50.) Основные принципы и правила совершения нотариальных действий.
  • 51.) Равенство граждан перед законом и судом как принцип правосудия, содержание, значение.
  • 52.) Система военных судов и их полномочия.
  • 53.) Язык судопроизводства и делопроизводства в судах.
  • 54.) Понятие и содержание функции организационного обеспечения правосудия.
  • 55.) Статус арбитражных и присяжных заседателей. Отличие их полномочий.
  • 56.) Понятие нотариата, задачи и система органов нотариата в рф.
  • 58.) Понятие прокурорского надзора как вида правоохранительной деятельности и его характеристика.
  • 59.) Права и обязанности председателя районного суда. Срок полномочий. Принципы организации и деятельности районного суда.
  • 60.) Классные чины работников прокуратуры, правовое, материальное и социальное обеспечение работников прокуратуры, дисциплинарная ответственность, система поощрений.
  • 61.) Судебные приставы: виды, порядок назначения, полномочия. Виды судебных приставов рф и их задачи.
  • 62.) Организация работы в Верховном Суде рф. Из каких подразделений и должностных лиц состоит его аппарат.
  • 63.) Органы, обеспечивающие безопасность рф, их система, полномочия, правовые акты, регламентирующие их деятельность.
  • 64.) Понятие арбитражного судопроизводства и подведомственность дел арбитражным судам.
  • 65.) Понятие, признаки и общая характеристика судебной системы Российской Федерации.
  • 66.) Система таможенных органов в рф, полномочия таможенных органов.
  • 67.) Принципы организации и деятельности Конституционного Суда.
  • 1.Независимость.
  • 2.Коллегиальность.
  • 68.) Полномочия прокурора в суде первой инстанции (ст.246 упк рф).
  • 69.) Полномочия пленарных заседаний и заседаний палат и виды решений, выносимых Конституционным Судом.
  • 70.) Милиция общественной безопасности, ее права и обязанности, структура милиции общественной безопасности.
  • 71.) Юридическое значение итоговых решений и иных решений, выносимых Конституционным Судом.
  • 72.) Частнопрактикующие нотариусы, их права и обязанность. Ответственность.
  • 73.) Основные гарантии независимости судей.
  • 74.) Система, структура, задачи и полномочия органов юстиции в рф.
  • 75.) Негосударственные арбитражные органы. Международный коммерческий арбитраж. Морская арбитражная комиссия. Третейский суд.
  • 76.) Частно–детективная и охранная деятельность. Понятие, задачи. Принципы осуществления.
  • 3. Понятие органов судейского сообщества, основные функции.

    Органы судейского сообщества образуются для выражения интересов судей как носителей судебной власти. В них входят как активно работающие судьи, так и судьи в отставке. Через свои органы судейское сообщество призвано оказывать активное влияние на процессы, непосредственно связанные с организацией судов и их функционированием

    Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти.

    Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются :

    Всероссийский съезд судей;

    Конференции судей субъектов Российской Федерации;

    Совет судей Российской Федерации;

    Советы судей субъектов Российской Федерации;

    Общие собрания судей судов;

    Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;

    Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации.

    Органы судейского сообщества:

    Обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства;

    Проводят общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей;

    Рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, а также правового и социального положения судей;

    Представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях;

    Избирают соответствующие квалификационные коллегии судей (отдельно для общих, военных и арбитражных судов).

    4. Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность правоохранительных органов.

    1.По юридической силе:

    Конституция Российской Федерации, международные акты

    Конституции республик, уставы субъектов

    Указы президента, распоряжения правительства, Гос. Думы, Совета Федерации

    Законы самого субъекта

    Ведомственные нормативные акты

    1)Правосудие и суд. власть:

    Закон «О судоустройстве РСФСР»

    Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»

    Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»

    Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации»

    Закон о мировых судьях УР

    Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

    Федеральный конституционный закон «О военных судах»

    Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации»

    Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации»

    Федеральный закон «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ»

    Федеральный закон «О судебных приставах»

    Регламент Конституционного суда 1995 года

    Закон о присяжных заседателях Верховных Судов субъектов

    Закон о государственной защите судей

    2)Прокуратура и прокурорский надзор:

    Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

    Указ Президента о классных чинах работников прокуратуры

    Приказ Ген. Прокурора о порядке присвоения классных чинов работникам прокуратуры

    Указ Президента о создании Управления Ген. Прокуратуры по федеральным округам

    3)Минюст и его структурные подразделения:

    Положение о Минюсте РФ, утвержденное Указом Президента - «Вопросы Минюста»

    Закон об исполнительном производстве и судебных приставах»

    Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

    Основы законодательства Российской Федерации о нотариате

    Положение о Федеральной службе исполнения наказаний

    Уголовно – исполнительный кодекс РФ

    4)Органы, обеспечивающие безопасность РФ:

    Закон РФ «О безопасности»

    Федеральный закон «О федеральной службе безопасности»

    Федеральный закон «О внешней разведке»

    Федеральный закон «О государственной охране»

    5. Понятие, основания и порядок отставки судьи

    Отставкой судьи признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. Уход может произойти по инициативе судьи и добровольно. Для ухода требуется заявление заинтересованного судьи. Удаление - вынужденный шаг. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняется звание судьи, гарантии неприкосновенности и принадлежность к судейскому корпусу, а, следовательно, он может быть повторно назначен судьей. Последний случай - это прекращение отставки.

    Основания прекращения полномочий судьи:

    1. Реабилитирующие: - личное заявление судьи о прекращении в связи с переходом на другую работу; - личное заявление об отставке; - истечение срока полномочий; увольнение судей военного суда с военной службы; - признание судьи умершим; - признание судьи не дееспособным, ограниченно дееспособным; отказ судьи от перевода в другой суд. 2. Не реабилитирующие: - потеря гражданства России; вступление в законную силу обвинительного приговора в отношении судьи; совершение судьей поступка, позорящего честь и достоинство и умоляющего авторитет суд власти; - продолжение судьей занятий после предупреждения квалификац. кол. судей, не совместимых с должностью судьи.

    1) письменное заявление судьи об отставке;

    2) неспособность по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи. ККС может прекратить полномочия судьи по этим основаниям, однако она не вправе принять такое решение,

    если судья вернулся к исполнению своих обязанностей;

    3) истечение срока полномочий, если они были ограничены определенным сроком;

    4) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

    5) вступление в законную силу решения суда об ограничении

    дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

    6) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднени-

    ем или реорганизацией суда;

    7) достижение предельного возраста пребывания в должности

    "

    Введение

    Глава 1 Цели и эволюция органов судейского сообщества в судебной системе 29

    1. Органы судейского сообщества как подсистема в единой судебной системе Российской Федерации: роль и элементы 29

    2. Условия создания и цели организации и деятельности органов судейского сообщества 57

    3. Органы судейского сообщества в России: историко-правовой анализ 75

    Глава 2 Правовая природа органов судейского сообщества 102

    1. Судейское сообщество как особое профессиональное публично-правовое образование 102

    2. Понятие и правовая природа органов судейского сообщества в Российской Федерации 125

    3. Судейское самоуправление как вид внутрисистемного обеспечения деятельности судов, его принципы и организационно-правовые формы 145

    Глава 3 Теоретические основы организации и деятельности органов судейского сообщества 164

    1. Принципы организации и деятельности органов судейского сообщества в Российской Федерации 164 2. Функции органов судейского сообщества: значение, виды, содержание 192

    3. Акты органов судейского сообщества как формы выражения их деятельности 235

    4. Особенности типов органов судейского сообщества в Российской Федерации и зарубежных странах 275

    Глава 4 Органы судейского сообщества, имеющие полномочия общего характера в сфере судейского самоуправления: особенности и направления совершенствования 303

    1. Правовое положение съездов (конференций) судей как элементов подсистемы органов судейского сообщества 303 2. Общие собрания судей судов как формы судейского

    3. Советы судей: виды, особенности организации и деятельности, проблемы правового регулирования 344

    Глава 5 Органы судейского сообщества, обладающие специальными полномочиями по отбору кандидатов в судьи, продвижению судей в карьере и привлечению их к дисциплинарной ответственности 381

    1. Экзаменационные комиссии как самостоятельные органы судейского сообщества и субъекты конкурсного отбора кандидатов в судьи 381

    2. Квалификационные коллегии судей: правовое регулирование организации и деятельности в контексте международно-правовых стандартов 413

    Заключение 460

    Список использованной литературы и нормативных правовых актов

    Условия создания и цели организации и деятельности органов судейского сообщества

    В литературе существуют разные подходы к представлению о судебной системе, что связано с разными целями исследований, уровнями теоретических обобщений, а также несовпадением мировоззренческих, методологических трактовок, обусловленных той или иной фазой исторического развития государственности, юридической науки и судебной практики 1 . Работы, связанные с судебной системой и статусом судей, отличаются высокой степенью дискуссион-ности, при этом, по мнению Е. В. Колесникова, практически все они характеризуются недостаточностью или неполнотой используемых в целях исследования подходов2.

    Судебная система рассматривается в разных аспектах. Традиционное понимание судебной системы связывается с системой государственных органов судебной власти, осуществляющих правосудие, учрежденных на основании Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и организованных на демократических принципах 3 . В наиболее общем виде традиционное понятие судебной системы выражается следующими дефинициями: «Судебная система – совокупность всех судов данного государства»1, «Судебные органы, осуществляющие правосудие, составляют в своей совокупности единую судебную систему»2. Это понимание исторически обусловлено, аргументировано в работах исследователей дореволюционного и советского периода.

    В рамках данного подхода, отождествляющего судебную систему и систему судов, современные исследователи выделяют функции, признаки и принципы судебной системы, виды судов, ее образующих, и определяют ее как «совокупность действующих в Российской Федерации судебных органов, образованных в установленном Конституцией РФ порядке, осуществляющих функции судебной власти, объединенных общностью задач, основ построения и организации деятельности, с учетом федеративного и административно-территориального устройства Российской Федерации»3.

    Исходя из того, что только государственные органы, образуемые в установленном законом порядке, вправе осуществлять особую государственную деятельность – правосудие, законодательно определены виды судов, составляющие судебную систему Российской Федерации4. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» ими являются федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации. Видовое разнообразие составляющих судебную систему судов, имеющих организационные и процедурные отличия, явилось сущностным признаком предложенного определения судебной системы как «сложно организованной системы судебных органов, состоящей из отдельных подсистем»

    Помимо традиционного представления о судебной системе высказаны и иные взгляды на ее понимание, выводящие судебную систему за рамки системы учрежденных законом судов.

    С точки зрения наличия полномочий по разрешению социально-правовых конфликтов судебная система определяется как совокупность судов разной правовой природы: государственных, негосударственных (третейские, общественные) и межгосударственных2.

    В последние годы формируется представление о судебной системе, включающей не только «совокупность судов, но и порядок создания судов, их составов, образования судебных коллегий, основы статуса судей, присяжных и арбитражных заседателей, назначение председателей судов и их заместителей, организацию и деятельность органов судейского сообщества, правовое регулирование организационного обеспечения судов, порядок, особые правила и условия финансирования судов из федерального бюджета»3. По существу, указанное широкое понимание судебной системы отождествляется с понятием «судоустройство», которым охватывается сфера государственной организации системы носителей судебной власти4 и включается большой круг вопросов, подлежащих исключительному ведению Российской Федерации5 (п. «о» ст. 71 Конституции РФ).

    Тем самым в юридической литературе высказаны разные мнения относительно правовой природы, понятия, признаков и организационной структуры судебной системы. При этом методика исследования и спектр суждений варьируются достаточно широко: от узко предметных подходов, где судебная система отождествляется с системой судебных органов власти, до широкого понимания судебной системы, куда включаются квазисудебные, межгосударственные органы, предназначенные для разрешения социально-правовых конфликтов, и элементы судоустройства.

    Предпринимая попытки определения сложного правового явления, которым является судебная система, необходимо исходить из существования диалектической взаимосвязи между явлением и понятием судебной власти и ее носителем1. Развитие представлений о судебной системе обусловлено этапами формирования судебной власти как ветви государственной власти и теоретико-правового знания о ней. Понятия «судебная власть» и «судебная система» неразрывно связаны и объективно соотносимы, поскольку судебная система выступает носителем государственно-властных полномочий.

    Судебная власть, начиная с середины XIX века, трактуется в российской науке в двух основных направлениях: организационном (институциональном) и функциональном. Первое, именуемое организационным, заключается в определении судебной власти через систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие, в фактическом отождествлении судебной власти и совокупности судов. По определению И. Я. Фойницкого, судебная власть «образует систему подчиненных закону органов, призванных к применению закона в порядке судебного производ-ства»2.

    Понятие и правовая природа органов судейского сообщества в Российской Федерации

    Генезис судейского сообщества и его органов напрямую связан с этапами и последовательностью становления судебной власти, правовым оформлением гарантий независимости судей, а также с уровнем и сложностью стоящих перед судебной властью задач. Органы судейского сообщества рассматриваются в контексте эволюции судебной власти.

    В российской истории возникновения и развития органов судейского сообщества выделяется несколько этапов: первый этап (период с 1864 года по октябрь 1917 года) – предыстория возникновения органов судейского сообщества, характеризуется оформлением судейского самоуправления и закреплением статуса общего собрания судей судебных мест в качестве его формы; второй этап (период с 1989 по 1992 год) – учреждение Законом СССР «О статусе судей в СССР» от 4 августа 1989 г. коллективных профессиональных образований судей, являвшихся гарантиями судейской независимости и ставших прообразами современных органов судейского сообщества; третий этап (с 1992 по 2002 год) – формационный – период легального закрепления термина «органы судейского сообщества», создания сложноустроенной системы органов судейского сообщества, начинается с принятия Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г.; четвертый этап (с 2002 года по настоящее время) – адаптационный, характеризуется системным оформлением институциональных основ судейского сообщества и его органов, комплексным законодательным закреплением правового положения органов судейского сообщества и процедур реализации ими государственно-властных полномочий, имплементацией международно-правовых стандартов организации независимых судейских советов, начинается с принятия Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» 2002 г.

    Критерием выделения данных этапов явились законодательно определенные формы судейского самоуправления. Временные границы этапов определяются сроками действия базовых для хронологической дефиниции органов судейского сообщества нормативных правовых актов.

    Судебная реформа 1864 года заняла заметное место в национальной истории в силу качества тех преобразований, которые были реализованы в сфере юстиции. В период судебной реформы 1864 года получает развитие идея судебной власти, на ее основе провозглашаются и осуществляются многие демократические принципы, среди которых отделение суда от администрации, принцип независимости и несменяемости судей1. Отделение судебной власти от исполнительной, административной и законодательной С. И. Зарудный, один из создателей законов о судебной реформе 1864 года, правомерно назвал в числе основных принципов реформы2.

    Эти законы в корне изменили судебную систему страны и ее процессуальное право. Судебная власть отделялась от власти исполнительной. Это позволило известному публицисту того времени М. Н. Каткову прямо сказать по этому поводу, что судебная реформа по своей сути была не столько реформой, сколько созданием судебной власти, так как ранее суды в России были лишь придатком администрации3. Одним из достижений реформы и вместе с тем элементом системы гарантий независимости судей следует считать введение судебного управления, понимаемого в смысле принадлежности управления самим судам. По мнению М. А. Чельцова-Бебутова, судебные Уставы 1864 года впервые в истории русского суда отделили суд от административных органов в сфере судебного управления. Автор полагает, что в утвержденном 20 ноября 1864 года Учреждении судебных установлений провозглашается принадлежность судебного управления самим судебным местам в круге ведомства каждого из них1. Достаточно большой круг внут-риорганизационных вопросов согласно Учреждению судебных установлений был отнесен к ведению самого суда, что требовало участия всех судей в их обсуждении методом самоуправления. Тем самым оформилось судейское самоуправление в отношении ряда организационных вопросов и первыми его формами стали общие собрания судебных мест.

    Для обеспечения подлинной независимости судейского убеждения установлено, что судьи отвечают за неправильные действия только перед судебной властью (ст. 261–296 Учреждения судебных установлений) 2 . Этой же цели должно было служить правило об участии судов в замещении судебных вакансий. При открытии вакансии члена окружного суда или судебной палаты созывалось общее собрание членов данного судебного учреждения, которое после обсуждения (с участием прокурора) кандидатур лиц, удовлетворяющих общим условиям для назначения на соответствующую должность, избирало одного из кандидатов (ст. 213–215 Учреждения судебных установлений)3.

    Анализ исторического опыта подтверждает, что судейское самоуправление в России появляется и закрепляется как следствие признания самостоятельности судебной власти и ее полноты, простирающейся и на область судебного управления. Хотя выражение «судейское самоуправление» в законодательстве середины XIX века не использовалось, однако термин «управление судебными местами» нашел отражение в Судебных уставах. Формой судейского самоуправления явились общие собрания судей судебных мест, наделенные рядом значимых полномочий по участию в замещении кадров, привлечении судей к дисциплинарной ответственности, решению внутриорганизационных вопросов деятельности суда.

    С приходом в октябре 1917 года к власти большевиков и принятием Декрета о суде № 1 1 п рои зошло р азрушение суд ебно й органи зации, существо вавшей в Российской империи. В советской модели управления судами формы самоуправления судей в сферах отбора кандидатов в судьи, их карьерного продвижения, организации работы судов не существовали (за исключением формирования вышестоящих судов в первые годы советской власти, где избрание судей осуществлялось на съездах (общих собраниях) самими судьями). По этой причине термины «судейское сообщество», «органы судейского сообщества» не были известны российскому законодательству советского периода. Вместе с тем в советский период были подготовлены условия, в силу которых в Российской Федерации сложился внутрисистемный тип обеспечения судов, характеризующийся тем, что вся полнота функции по обеспечению судов постепенно передается от органов юстиции в саму судебную систему и формируется уникальная, не известная другим правопорядкам модель органов судейского сообщества, наделенных исключительными государственно-властными полномочиями в организационно-административной сфере судебной власти.

    Акты органов судейского сообщества как формы выражения их деятельности

    С учетом приводимых авторами аргументов охарактеризуем указанные позиции. А) Органы судейского сообщества есть органы государственной власти с особым статусом. Рассматривая правовую природу органов судейского сообщества, отдельные исследователи приходят к выводу о причислении их к органам государственной власти. Так, О. В. Романовская, анализируя правовую природу квалификационных коллегий судей, выстраивает рассуждения в двух направлениях: - квалификационные коллегии - органы судебной власти, реализующие ее как таковую, но только в специфических для них формах; - квалификационные коллегии - органы государственной власти с особым статусом.

    В основе рассуждений автора - вывод о наличии у квалификационных коллегий дисциплинарной власти по отношению к судьям, наличие властеотношений, которые имеют специфичный характер. По мнению исследователя, поскольку судья не подчинен в административном порядке коллегии, он самостоятелен при осуществлении правосудия, «административная власть не будет полностью административной, нося комбинированный характер, но элемент принуждения (а не подчинения) обусловливает тезис о наличии административно-правового элемента»1. Автор, более склоняясь к пониманию квалификационных коллегий и экзаменационных комиссий 2 как органов государственной власти с особым статусом, предлагает скорректировать их законодательное регулирование, в результате чего «они должны утратить свое отнесение к органам судейского сообщества»3.

    Л. Н. Пугина, рассматривая природу органов судейского сообщества в контексте президентской власти, понимает их как органы, осуществляющие реализацию полномочий Президента Российской Федерации. По ее мнению, органы судейского сообщества относятся к обеспечивающим и экспертно-консультативным субъектам, принимающим участие в реализации полномочий Президента Российской Федерации по назначению судей4.

    По мнению Р. С. Абдулина, органы судейского сообщества есть органы публичной власти5. Б) Органы судейского сообщества – общественные некоммерческие организации. По мнению Е. А. Григорьевой, Е. А. Злобиной, авторов Комментария к Федеральному закону от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»6, судейское сообщество есть «совокупность самостоятельных объединений судей Российской Федерации, создаваемых ими с целью решения отдельных задач реализации судебной власти» (комментарий к ст. 1). Комментируя нормы ст. 9 указанного закона, авторы пишут: «Органы судейского сообщества, с одной стороны, обладают признаками, свойственными специализированным общественным организациям – профсоюзам, как объединениям пред ставителей однородных групп профессий и отраслей деятельности, а с другой, – схожи с органами управления хозяйственного общества по объему полномочий и порядку их реализации»1. Тем самым, органы судейского сообщества рассматриваются исключительно в плоскости общественной природы, с применением методологии анализа юридического лица частного права.

    Подобной позиции придерживается Б. В. Сангаджиев, по мнению которого судейское сообщество представляет собой некоммерческую организацию ocoбoй opганизациoннo-пpавoвoй фopмы2.

    Анализируя правовой статус саморегулируемых организаций как некоммерческих юридических лиц частного права, С. А. Зинченко и В. В. Галов отмечают, что «понятие «саморегулируемая организация нередко используется в очень широком значении: к ним причисляют ассоциации (союзы), некоммерческие партнерства, нотариальные палаты, адвокатские палаты, органы судейского сообщества и др.»3.

    Органы судейского сообщества - органы самоуправляющегося сообщества судей, формируемые этим сообществом для выражения интересов судей, и осуществляющие возложенные на них федеральным законом полномочия по внутрисистемному управлению судами в целях обеспечения независимости судов и судей. Они являются органами негосударственного, публичного образования судей. Судейское сообщество образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов S’, составляющих судебную систему.

    Основные функции:

    Содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

    Защита прав и законных интересов судей;

    Участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

    3 вопрос . Основные правовые нормативные акты, регламентирующие деятельность ПО .

    ПО – это такие государственные органы и общественные организации, которые на основе закона, в установленном им порядке призваны обеспечивать законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, трудовых коллективов, общества и государства, предупреждать и пресекать правонарушения, применять меры государственного принуждения или общественного воздействия к лицам, нарушившим законность и правопорядок.

    Система нормативных правовых актов ПО – это система строгого подчинения законов по их юридической силе.

    · Конституция

    · Федеральные конституционные законы

    · Федеральные законы

    · Основы законодательства

    · Нормативные указы Президента РФ

    · Нормативные акты правительства РФ

    · Нормативные правовые акты федерального уровня

    4 вопрос . Структура Верховного суда РФ и его полномочия. Порядок формирования судебных коллегий В.с.РФ их состав и полномочия.

    Верховный суд РФ – вышестоящий по отношении к судам, является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам.



    Структура:

    1) Пленум Верховного Суда Российской Федерации;

    2) Президиум Верховного Суда Российской Федерации;

    4) Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;

    5) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

    6) Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

    7) Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.

    Изменения в состав Верховного Суда Российской Федерации вносятся путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

    Полномочия: 1) изучает, обобщает судебную практику и в целях обеспечения ее единства дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации;

    2) разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации;

    3) публикует судебные акты Верховного Суда Российской Федерации, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;

    4) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

    Судебные коллегии: 1. В судебных коллегиях Верховного Суда Российской Федерации формируются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию.

    2. Судебные составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации формируются Председателем Верховного Суда Российской Федерации.

    3. Судебные составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации возглавляют председатели судебных составов, назначаемые на должность Председателем Верховного Суда Российской Федерации сроком на три года. Один и тот же судья может быть назначен на должность председателя судебного состава соответствующей судебной коллегии неоднократно.

    Их полномочия: 1) рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами;

    2) рассматривают в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

    3) вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;

    4) обобщают судебную практику;

    5) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

    5 вопрос . Общие понятие статуса судей и нормативные акты, регламентирующие статус судей.

    Судьи - носители судебной власти. На них возложена Конституцией Российской Федерацией функция осуществления правосудия. Суд. власть в России принадлежит только судам в лице судьи и привлекаемых в установленных законом случаях, к осуществлению правосудья представителей народа. Все судьи в России обладают единым статусом. Все судьи в России обладают единым статусом

    Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в РФ». ст. 119 (возрастной и образовательный ценз для судей). ст.120,121,122,124 (правовые гарантии, обеспечивающие осуществление судьями судебной власти). ст. 128 (ч.1-2) (порядок назначения судей различных судов). Ч. 3 ст. 128 (остальные полномочия устанавливается иными нормативными актами).

    6 вопрос . Нотариальные палаты. Федеральная палата их задача и компетенция.

    Нотариат – это система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление прав граждан и юридических лиц и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем.

    Нотариальные палаты образуются в субъектах РФ и представляют собой профессиональные объединения, основанные на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Они создаются в каждом субъекте РФ и организуют свою деятельность на началах самоуправления.

    Нотариальная палата может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. Имущество нотариальной палаты не облагается налогом на имущество предприятий. Устав палаты принимается собранием членов и регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественныхобъединений.

    Правомочия нотариальной палаты :

    – представляет и защищает интересы нотариусов, оказывает им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности;

    – организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышение профессиональной подготовки нотариусов;

    – возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов;

    – организует страхование нотариальной деятельности. Законодательством субъектов РФ могут быть предусмотрены дополнительные полномочия нотариальной палаты.

    Федеральная нотариальная палата – высшее звено системы нотариата, представляющее собой профессиональное объединение нотариальных палат субъектов РФ, основанное на их обязательном членстве. Федеральная нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою деятельность на принципах самоуправления.

  • 4.Понятие судебной власти и система органов, осуществляющих ее.
  • 5.Понятие правосудия.
  • 6.Понятие принципов правосудия, их система.
  • 7.Осуществление правосудия только судом.
  • 8.Осуществление правосудия в точном соответствии с законом.
  • 9.Независимость судей и подчинение их только закону.
  • 10.Порядок наделения судей полномочиями. Приостановление и прекращение полномочий судей.
  • 11.Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи.
  • 12.Неприкосновенность судей, присяжных и арбитражных заседателей, гарантии неприкосновенности.
  • Фз от 20.08.04 г. "о присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в рф". Ст. 12. Гарантии независимости и неприкосновенности присяжного заседателя
  • Федеральный закон от 30.05.01г. "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов рф" Ст. 7. Гарантии независимости и неприкосновенности арбитражных заседателей
  • 13.Право граждан на судебную защиту.
  • 14.Презумпция невиновности.
  • 15.Обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту.
  • 16.Национальный язык судопроизводства.
  • 17.Гласность судебного разбирательства.
  • 18.Состязательность при рассмотрении судебных дел. Равенство сторон.
  • 19.Понятие судебной системы рф. Признаки судебной системы.
  • 21.Конституционный суд рф: задачи, принципы организации и деятельности.
  • 22.Высший Арбитражный Суд рф: структура и компетенция.
  • 23.Федеральные арбитр. Суды округов: порядок образования, структура, полномочия.
  • 24.Арбитражные Суды субъектов рф: порядок образования, структура, полномочия.
  • 25.Понятия «звено судебной системы» и «судебная инстанция».
  • 26.Понятие суда 1ой инстанции: суды рассматривающие дела в первой инстанции.
  • 27.Понятие суда 2й (кассационной) инстанции: суды рассматр. Дела во 2й инст-ции
  • 28.Понятие суда апел-ной инст-ции: суды рассматр. Дела в апел-ной инст-ции.
  • 29.Понятие суда надзорной инст-ции: суды рассматр-щие дела в надзорн. Инст-ции.
  • 30.Верховный Суд рф: его полномочия и структура.
  • 31.Суды субъектов рф: мировые судьи, конституционные (уставные) суды.
  • 32.Районный суд: порядок образования, состав, полномочия.
  • 33.Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей.
  • 34.Организационное обеспечение деятельности судов, отличие его от судебного надзора.
  • 35.Судебный департамент при Верховном Суде рф и его функции.
  • 36.Федеральная служба по незаконному обороту наркотических и психотропных веществ: задачи и компетенция.
  • 37.Служба судебных приставов: система, состав, полномочия.
  • 38.Органы судейского сообщества, их функции.
  • 39.Понятие прокурорского надзора. Задачи прокуратуры.
  • 40. Понятие и виды отраслей прокурорского надзора
  • 41.Протест, представление, постановление, предостережение прокурора как акты прокурорского надзора(средства реагирования)
  • 38.Органы судейского сообщества, их функции.

    Органы судейского сообщества – это Судейское сообщество РФ судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему РФ. (Об органах судейского сообщества в РФ: ФЗ от 14.03.2002 В ред. от 05.04.2005.-Ст. 1)

    Ст. 3. Органы судейского сообщества: Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти. Органами судейского сообщества в РФ являются (Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов РФ; Совет судей РФ; советы судей субъектов РФ; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей РФ; квалификационные коллегии судей субъектов РФ.). Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.

    Ст. 4. Основными задачами органов судейского сообщества являются: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

    Статья 10. Полномочия советов судей

    1. Совет судей РФ: созывает Всероссийский съезд судей; дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ и заслушивает его годовые отчеты об организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; избирает судей в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ вместо выбывших в период между съездами; изучает, обобщает и распространяет опыт работы органов судейского сообщества, разрабатывает рекомендации по совершенствованию их деятельности; определяет порядок участия судей гарнизонных военных судов, действующих за пределами РФ, в работе органов судейского сообщества субъектов РФ; осуществляет иные полномочия, отнесенные к его ведению федеральными законами.

    2. Представители Совета судей РФ вправе участвовать в обсуждении проекта федерального закона о федеральном бюджете в Федеральном Собрании РФ.

    3. Совет судей РФ, а также иные органы судейского сообщества в пределах своей компетенции осуществляют прямые связи с органами судейского сообщества и профессиональными объединениями (ассоциациями) судей других государств, с международными организациями, а также со средствами массовой информации.

    4. Советы судей субъектов РФ: рассматривают в период между конференциями судей все вопросы, отнесенные к компетенции конференций судей, за исключением избрания квалификационных коллегий судей субъектов РФ и заслушивания их отчетов; созывают конференции судей; избирают судей в состав квалификационных коллегий судей соответствующих субъектов РФ вместо выбывших в период между конференциями судей.

    5. Совет судей РФ и советы судей субъектов РФ могут осуществлять свои полномочия, если их составы сформированы не менее чем на 2/3.