Бошно С.В. Правоведение Понятие и сущность законности


Это и принцип деятельности государственных органов, и своеобразный политико-правовой режим общественной жизни, и требование строгого соблюдения законов.

Под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и даже не управление обществом с помощью законов. Нельзя отождествлять законность ни с деятельностью людей, ни с их правомерными поступками, ни с их отношениями, развивающимися на основании законов. Законность - это совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и проведению их в жизнь: точное и неуклонное соблюдение законов всеми, кому они адресованы; соблюдение иерархии законов и иных нормативных актов; никто не может отменить закон, кроме органа, который его издал. Законность означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность, по которой можно судить о состоянии режима законности.

Требования, составляющие законность, могут быть сформулированы в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. Если они только провозглашаются, но не выполняются, то законность будет формальной. Если требования законности на практике осуществляются, то законность реальная.

Существует определенная взаимосвязь государства и законности, что особенно очевидно в соединении режима законности с демократией, с деятельностью правового государства. В таком государстве главенствуют законодательные органы, а все люди видят свое назначение в проведении законов в жизнь.

Законность как политико-правовой режим демократического государства предполагает такой образ взаимоотношений органов государства с населением, при котором поведение строится на основе закона, обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне, а юридическая обязанность за неисполнение следует неотвратимо, независимо от положения властвующего или подчиненного субъекта. Связь законности с демократией состоит в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение в жизнь законов проходит под контролем народа. Законность, в свою очередь, служит утверждению демократии, т.к. охраняет демократические права граждан и их объединений.

Для понимания законности как неотъемлемого качества правовой системы в целом, значение имеет содержательная характеристика самих норм права. Содержание законности составляет не само наличное законодательство, а такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности.

Нарушением законности является принятие ведомственного акта, противоречащего закону.

Система охраны (защиты) законности включает выявление нарушений права и закона в правотворчестве и в правоприменении, их немедленное пресечение, приведение в действие средств защиты права и закона и восстановления права и правопорядка, привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях права и закона.

В качестве принципов законности можно назвать следующие идеи: всеобщность, единство (единообразное понимание нормативных предписаний), верховенство закона (соответствие законам всех подзаконных нормативных правовых и правоприменительных актов), недопустимость противопоставления законности, целесообразности и справедливости.

Можно выделить основные свойства законности:

  • общеобязательность требований законности для всех субъектов правовых отношений;
  • причинно-следственная зависимость от социальнонравственных и государственных процессов;
  • высокая степень абстрактности и системности, что объясняется совокупностью обобщаемых этой категорией политико-правовых явлений;
  • объективность как следствие перечисленных выше черт.

Понятие правового порядка

Правопорядок - это процесс соблюдения, исполнения, использования и применения законов и подзаконных актов, итог воплощения законности в реальные общественные отношения. Его можно охарактеризовать как совокупность правовых отношений, складывающихся на основе законности, как порядок в отношениях людей, базирующийся на законах и их строгом выполнении.

Правовой порядок является составной частью общественного порядка страны. Общество представляет собой систему экономических, социальных, политических, профессиональных, семейных, дружеских отношений, которые взаимосвязаны и, постоянно меняясь, взаимодействуют между собой. Под воздействием социальных норм в обществе складывается определенный общественный порядок. Таким образом, общественный порядок - это определенные качества системы общественных отношений, состоящие в такой упорядоченности социальных связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни. Правопорядок - составная часть, определенное качество общественного порядка.

Правопорядок в обществе достигается тогда, когда деятельность всех субъектов права является правомерной, когда надлежащим образом осуществляются субъективные права и исполняются юридические обязанности, т.е. когда субъекты права совершают обязательные или дозволенные действия либо воздерживаются от совершения запрещенных действий.

Правопорядок складывается в процессе реализации правовых норм, это результат осуществления законности. Устойчивость, стабильность правопорядка обеспечивается реальным осуществлением требований законности.

Складывающаяся в ходе реализации права внутренне согласованная система субъективных прав и обязанностей составляет содержание правового порядка.

Для правопорядка характерно совпадение фактического поведения людей их правам и обязанностям. Важнейшей основой правопорядка является наличие его гарантий в виде законности для реального осуществления субъективных прав граждан и обеспечение исполнения правовых обязанностей.

Законность и правопорядок - понятия однопорядковые, но не тождественные. Если законность создает условия, необходимые для эффективного воздействия права на общественные отношения, то правопорядок представляет собой реализацию права в этих условиях.

Правопорядок как функция государства представляет собой деятельность, направленную на охрану установленного законом порядка общественных отношений, т.е. как деятельность по борьбе с правонарушениями и наказанию правонарушителей.

Функция охраны правопорядка осуществляется всеми органами государства, всем государственным аппаратом. Вместе с тем в целях наиболее успешной реализации указанной функции государство создает в государственном аппарате систему специальных органов - суд, прокуратуру и другие.

Правоохранительные органы не просто охраняют правопорядок, но и поддерживают его, активно воздействуют на совершенствование общественных отношений. Их цель - не ждать правонарушений, а создавать условия, которые исключали бы противоправные действия, стимулировали правомерное поведение.


Похожая информация.


Введение

Глава первая. Понятие общая характеристика законности

1.1 Понятие и содержание законности как важнейшей правовой категории

1.2 Основные требовании законности

Глава вторая. Основные принципы и гарантии законности

2.1 Основные принципы законности

2.2 Гарантии законности

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена следующими факторами.

Проблема законности - это одна из центральных в общей теории государства и права. И с этим нельзя не согласиться. Важность и значимость этой проблемы очевидна в теоретическом и практическом плане, особенно в наше нелегкое время, когда мы сталкиваемся с экономическими, политическими и другими проблемами не в одной конкретной стране, а во всем мире. Законность - это «фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан» - пишет известный теоретик государства и права С.С. Алексеев.

Все вышеизложенное указывает на высокую степень актуальности данной проблемы и необходимость ее исследования.

Основной целью данной курсовой работы является исследование понятия и основных принципов законности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

) определить понятие и содержание законности как важнейшей правовой категории;

) описать основные требования законности;

) охарактеризовать принципы законности;

) выявить основные гарантии законности.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы.

При выполнении работы были использованы научные труды таких авторов как: Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.Н., Перевалов В.Д., Плетнева А.Г., и некоторых других исследователей.

Глава первая. Понятие общая характеристика законности

1.1 Понятие и содержание законности как важнейшей правовой категории

В юридической науке сложилась традиционная концепция законности, сущность которой заключается в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами права действующего законодательства. А с точки зрения функциональной роли законность рассматривается как принцип, как метод осуществления власти, как режим общественной жизни, как система требований, предъявляемых к личности.

Так же понятие законность применяется для характеристики юридических явлений и процессов, всей правовой системы с точки зрения реального, критического осуществления права, выраженного в законах и основанных на них подзаконных актах. Но, тем не менее, большинство работ по данной теме устарели, т. к. имеют многолетнюю давность. Эти источники были бы актуальны сегодня, если бы не те изменения, которые неизбежно происходили, происходят и будут происходить в нашем обществе. За время этих изменений наука тоже не стояла на месте и поэтому в ней произошли довольно значительные сдвиги.

В результате этих изменений существующая в научных публикациях интерпретация законности имеет ряд существенных недостатков, а именно:

Она не позволяет определить ее нравственную природу;

В ней доминирует политико-юридический аспект;

Сугубо норматевистский взгляд часто ведет к правовому фетишизму, затушевывает практическую сторону проблемы;

Конституируемые на такой основе дефиниции способствуют возникновению противоречий между отдельными правовыми категориями.

Право представляет собой фактор социальной жизни. Но его реальность определяется не только тем, что оно находит выражение в формальных нормативно-правовых актах - законах, указах, постановлениях, кодексах и иных систематизированных сборниках. Право реально прежде всего потому, что.властная воля, выраженная в законах, воплощается в поведении людей - граждан, исполняющих закон, лиц, вступающих в отношения путе заключения договоров, судей и иных должностных лиц, закон применяющих. Право по своей природе таково, что не может существовать вне воплощения в правовых отношениях.

Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Вот эта-то сторона права, связанная с жизнью закона, его действенностью, и характеризуется понятием «законность».

Законность, однако, не тождественна реализации права, ее содержание не тождественно претворению правовых норм в жизнь. Эта сторона правового регулирования охватывается такими юридическими категориями, как «реализация права», «применение права», «правомерное поведение», «правоотношение», «эффективность права». Все они сопряжены непосредственно с действием права, но описывают его лишь с какой-то одной стороны. «Правомерное поведение» определяет действия субъектов, соответствующие нормам права, «правоотношение» указывает на правовую связь его участников, «эффективность права» - на результативность правового воздействия и т. д. Законность же - комплексная категория, охватывающая все стороны жизни права, его действенность, урегулированность общественной жизни в целом. Категория «законность» фиксирует общественно необходимые зависимости как внутри права, рассматриваемого с его нормативной стороны, так и между ним и практическим воздействием властной воли на поведение людей, и отражает отношение к ним общества.

Законность выражает общий принцип отношения общества к праву в целом. Поэтому ее содержание обычно рассматривают в трех аспектах: а) в плане «правового» характера общественной жизни; б) с позиций требования всеобщего уважения к закону и обязательного его исполнения всеми субъектами; в) под углом зрения требования безусловной защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраны правопорядка в целом от любого произвола.

Следовательно, содержание законности связано как с поведением субъектов, реализующих право, так и с деятельностью государственных органов, обеспечивающих его формирование, реализацию и защиту.

В недалеком прошлом отечественная наука анализировала законность преимущественно во втором аспекте, толковала ее как требование неукоснительного соблюдения норм права всеми его субъектами. Это по своей сути правильное понимание, однако оно однобоко отражает содержание и сущность данного явления. В этом случае требование законности распространяется лишь на граждан и их организации, органы, непосредственно реализующие свои права и обязанности. Деятельность же органов, обеспечивающих правовое регулирование (правотворческих и правоприменительных), находится вне ее содержания.

Указанное понимание односторонне ориентировало и юридическую практику. Обеспечение законности сводилось главным образом к работе контрольно-надзорных и правоохранительных органов - выявлению нарушителей правовых предписаний и их последующему наказанию. Результатом этого и стал обвинительный уклон в их деятельности. Даже суд рассматривался как правоохранительный орган, а не орган правосудия, гарантирующий защиту прав и свобод граждан и их объединений.

Такое понятие законности, удовлетворяющее потребности тоталитарного режима, совершенно не обеспечивает нормального функционирования общества в условиях демократии и тем более не способствует формированию и укреплению правового государства и общества.

Подобная трактовка законности есть результат отождествления права и закона, когда любой нормативный акт, исходящий от государства (даже антигуманный, реакционный), является «правом» и соответственно требует неукоснительной реализации. Однако эти акты не обеспечивают целей правового регулирования, законности. Напротив, они порождают социальную напряженность, ограничивают свободу граждан, их естественные права, допускают беззаконие и произвол в деятельности должностных лиц. Кроме того, нетрудно заметить, что при данном понимании законности акцент делается лишь на исполнении норм права, а вопрос о содержании этих норм, которые, как известно, во многом носят волевой характер, обходится стороной.

Рассматриваемая с самых широких позиций, законность есть комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства. Не случайно ранее теория правового государства носила иное название - «господства права».

Анализ законности в широком смысле слова позволяет различить в ее содержании следующие самостоятельные моменты диалектики правового, юридического и государственно-политического.

Законность неотторжима от общеобязательности права. Именно этот момент получил наибольшее отражение в науке, в большинстве определений законности. В таком случае законность характеризует право, взятое под углом зрения его осуществления. Главное здесь - требование неукоснительного претворения в жизнь законов и базирующихся на них нормативных актов. Иными словами, законность в подобном понимании требует соответствия поведения субъектов общественных отношений предписаниям правовых норм, т. е. обеспечения реального правомерного поведения всех их участников. Данная сторона законности вытекает из самого факта существования права как системы общеобязательных правил. С этих позиций о законности можно говорить как об условии жизни государственно-организованного общества.

Другая грань исследуемого явления отождествляется с идеей законности, под которой понимается формирующаяся в общественном правосознании идея о целесообразности и необходимости такого реального положения, когда не останется места для произвола, будут фактически достигнуты всеобщность права, действительная реализация прав и свобод. Не случайно законность трактуется как принцип права, который концентрированно выражает основные особенности последнего, его свойства, рассматриваемые в действии, в процессе реализации. В результате и право анализируется как сила, обеспечивающая организованность общественных отношений. Будучи общеправовым принципом, законность проникает в плоть правовой материи, определяет ее формирование, функционирование, развитие и, в частности, такой признак права, как верховенство закона и поднормативность правоприменительных актов.

Понимаемая как метод государственного руководства обществом, законность предполагает, что свои функции государство осуществляет исключительно правовыми средствами - путем принятия нормативных актов и обеспечения их неукоснительной реализации. А поскольку правовое регулирование распространяется на различные сферы общественной жизни, необходима достаточная полнота ее регламентации. При этом государство не только формально закрепляет правовые нормы, но и обеспечивает (политическими, организационными, правовыми средствами) их реализацию и защиту прав.

В таком государстве недопустим произвол в деятельности должностных лиц, исключаются принятие субъективных, волюнтаристских решений, решение политических вопросов силовыми методами. Особое место в деятельности государства отводится законодательным и судебным органам.

В то же время законность есть принцип деятельности государства. Государство, все его органы, организации и учреждения сами связаны правовыми нормами, действуют в их рамках и во имя их реализации. Законность, рассматриваемая с этой стороны, служит принципом не всякого, а лишь демократического государства. Иначе говоря, законность есть антипод произвола и беззакония и прежде всего беззакония самой государственной власти, произвола, творимого органами государства и его должностными лицами. Наиболее ярко данный принцип проявляется в правовом государстве, обусловливая его сущность. Такое государство можно определить и как государство строжайшей законности.

Вместе с тем требование реализации права, неукоснительного претворения правовых предписаний в жизнь не формальное требование, не самоцель, а условие нормального функционирования общества и государства, обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Благодаря законности в обществе внедряются идеи справедливости, гуманизма, личной и общественной свободы. Поэтому в широком социально-политическом смысле законность можно считать режимом общественно-политической жизни. Это режим, при котором деятельность всех субъектов основывается на законе, а идеи права, гуманизма, справедливости, свободы и ответственности господствуют над личными, групповыми, классовыми интересами. Режим законности - такая морально-политическая атмосфера, при которой в общественной жизни господствуют идеи права, гуманизма, справедливости, когда точное и неуклонное соблюдение законов, реальность и незыблемость прав граждан являются основой жизни общества, его граждан.

Еще Аристотель считал законность признаком наилучшей государственной формы - политии. Гегель также противопоставлял подлинно демократическое государство, где господствуют закон и свобода личности, деспотии-состоянию беззакония, в котором особенная воля как таковая, будь то воля монарха или народа (охлократия), имеет силу закона или, вернее, заменяет собой закон.

Следовательно, законность - это такой политико-правовой режим, такие условия жизни, такая правовая атмосфера, которые ограждают личность от произвола власти, массу людей - от анархии, общество в целом - от насилия, хаоса, беспорядка.

1.2 Основные требовании законности

Как режим общественно-политической жизни законность не есть определенный, устоявшийся порядок отношений. В таком понимании она была бы тождественна правопорядку. Законность выступает как «необходимость, которая выражается в системе определенных объективных требований, предъявляемых всем субъектам, участникам общественной жизни, урегулированной правом». Одна часть данных требований обращена к гражданам, организациям, другая - к различным ветвям государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной).

Рассмотрим названные требования подробнее.

Воплощение идеи господства права в жизни общества, государства. Эту идею выдвигал еще Аристотель, считая, что в демократическом обществе закон должен властвовать над всеми. Речь идет о том, что в режиме законности именно праву отводится основная роль в регулировании общественных отношений. Именно оно, а не личные, идеологические, политические и другие подобные им мотивы должны лежать в основе социального регулирования.

Сказанное ни в коей мере не означает призыва к введению тотальной правовой регламентации всех сфер жизни. Регламентироваться правом должны только те отношения, которые в том объективно нуждаются. Причем законодательство должно быть совершенным с технической стороны, достаточно четким, определенным, не допускающим произвольного либо противоречивого толкования и применения, не иметь пробелов. Однако это лишь один аспект вопроса. Подчеркивая господство закона, следует помнить, что закон и право не идентичные понятия. Политическая практика показывает, что, например, при тоталитарных режимах, деспотических формах правления, абсолютных монархиях сами законы выступают выражением произвола. Но при «беззаконном режиме не может быть законных действий», а «законы против тенденции, законы, не дающие объективных норм, являются террористическими законами».

Законность требует, чтобы при всеобщности регламентации общественных отношений содержание закона, подзаконных нормативных актов всегда соответствовало идее права, «правовой природе вещей». В законодательстве должно быть закреплено гуманное, справедливое, именно «правовое» решение (это требование законности определяют также термином «правозаконность»). Только при наличии законодательства, адекватного объективной природе общественных отношений, основным правовым принципам, идеям свободы, гуманизма и справедливости, и обеспечивается режим законности.

Верховенство закона. Закон - акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Поэтому законность связывается с господством прежде всего законов. Всякое издание норм права, противоречащих закону, есть ее нарушение, как и точное выполнение требований нормативного акта, противоречащего закону.

Наивысшую юридическую силу имеет конституция - основной закон государства. А потому в содержании законности как важнейший компонент выделяется конституционная законность.

Верховенство закона проявляется в верховенстве не только законодательного содержания, но и формы. Это означает, что нормативные акты должны приниматься в строго установленных законом порядке и форме.

Только тогда они будут в полной мере выражать волю народа, интересы общества, основные идеи и принципы права, обеспечивать режим подлинной законности.

Равенство всех перед законом. Перед законом все должны быть равны. У всех должна быть равная обязанность соблюдать правовые предписания, в равных условиях все должны обладать равными правами и не иметь преимуществ, все права должны быть одинаково защищенными. Этот принцип проповедовал еще Цицерон, утверждая, что «под действие закона должны подпадать все». Иначе говоря, в жизнь необходимо претворять заключенную в праве идею справедливости, гарантии личности от злоупотреблений со стороны других субъектов, в том числе представителей власти.

Неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми субъектами права. Данное требование диктует необходимость реализации государственно-властных предписаний (обязанностей и запретов), их безусловную обязательность для всех субъектов права.

Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод. Это требование обращено не к управомоченному субъекту (который может реализовать или не реализовать право по своему усмотрению), а к компетентным органам государства. Мало предоставить гражданам права. Важно создать условия, обеспечивающие их осуществление, систему организационных, юридических мер, гарантирующих их защиту. Конституция РФ предоставила гражданам весьма широкий круг прав и свобод. Однако многие из них до сих пор не обеспечены достаточно эффективным механизмом реализации, другие не подкреплены экономически. Результатом здесь может стать ущербность конституционной законности.

Надлежащее правильное и эффективное применение права. Названное правило адресовано государственным органам, в чью компетенцию входит обязанность обеспечить реализацию правовых норм. Вспомним, что применение права - деятельность компетентных государственных органов по обеспечению реализации норм права. Дело не только в том, что эти органы должны действовать строго в рамках закона. Законность нуждается в эффективной правоприменительной деятельности, что предполагает недопущение волокиты, бюрократизма, безразличия к интересам людей, своевременную реакцию на любые заявления граждан об ущемлении их прав и свобод, издание эффективных правоприменительных актов.

Последовательная борьба с правонарушениями. Законность требует, чтобы любые отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к ответственности.

Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц. Законность есть антипод произвола - деятельности, основанной не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях. Должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться не сиюминутными личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями, и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали. Это правило обращено не только к правоприменительным, но и к правотворческим органам, которые должны исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, субъективизма, волюнтаризма.

С учетом сказанного можно дать следующее определение законности.

Законность - это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.

Глава вторая. Основные принципы и гарантии законности

2.1 Основные принципы законности

Итак, законность представляет собой режим неуклонного действия правовых норм. Он предполагает точное исполнение всеми участниками общественных отношений - гражданами, должностными лицами, государственными органами, хозяйственными и иными организациями - законов и иных нормативных актов, решительное пресечение любого беззакония и наказание виновных, строгий контроль за неуклонным соблюдением юридических предписаний.

Законность - это принцип деятельности государственного аппарата. Требуя исполнения правовых норм от граждан, государственные органы, начиная с самых высоких, сами должны основывать свою деятельность на законе, быть примером его неуклонного соблюдения. Диктатура закона - необходимое условие развития демократии, ее всемерного расширения. Без законности невозможно обеспечить режим народовластия в нашей стране, действие демократических институтов, защиту и охрану прав и интересов личности, нормальное функционирование хозяйственного механизма.

Следует решительно бороться с любыми попытками оправдать нарушения законности так называемой ведомственной или местной целесообразностью, интересами дела, потребностью будто бы гибкого, а не формального применения закона. Хозяйственные структуры, учреждения в своей деятельности руководствуются потребностями всемерного развития своей отрасли, местными условиями. Однако производственная необходимость не должна приводить к конфликту с законом, интересы дела не должны превалировать над принципом неукоснительного соблюдения норм права

Повышение с каждым годом роли законности является закономерным отражением роста влияния права на общественную жизнь, повышения его авторитета, ликвидации такого вредного и, к сожалению, пока еще широко распространенного явления, как правовой нигилизм, под которым понимается отрицание социального назначения права в современный период, его роли в оздоровлении экономики, политической и духовной жизни страны, принижение авторитета закона, оправдание фактов произвола работников государственного аппарата, нарушений норм права.

o верховенство закона над всеми другими правовыми актами. Закон обладает высшей юридической силой, стоит на вершине правовой системы страны, и все остальные акты должны ему соответствовать, издаваться на основании и во исполнение закона;

o соблюдение и охрана прав и свобод личности, их гарантированность;

o обеспечение равенства всех граждан перед законом и судом;

o всеобщность требования исполнять нормы права. Это требование обращено ко всем без исключения государственным органам, должностным лицам, хозяйственным структурам, общественным объединениям, гражданам. Никто не может поставить себя выше закона, никакие заслуги, чины, служебное положение не могут быть основанием для беззакония;

o единство законности. Понимание, толкование и применение норм права должно быть единообразным на всей территории страны;

o решительная и бескомпромиссная борьба с нарушениями норм права, и в первую очередь с таким опасным явлением, как преступность; неотвратимость наказания за правонарушения;

o неослабный и эффективный контроль и надзор за исполнением законов (деятельность Конституционного суда РФ, других звеньев судебной системы, прокуратуры, государственных инспекций и т.д.).

Рассмотри указанные принципы более подробно.

Единство законности. При всем многообразии действующих законов и нормативных актов, при всех местных -особенностях законность должна быть одна для всей страны. Понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории. Недопустимы попытки создания в каждой республике, области, районе (а тем более на конкретном предприятии) своей законности, отличной от общегосударственной. К сожалению, в нашей стране этот принцип не всегда четко проводится в жизнь, отдельные регионы принимают нормативные акты, противоречащие федеральным законам и даже Конституции РФ. Подобное положение нарушает единство законности, снижает эффективность правового регулирования, вносит дезорганизацию в общественные отношения.

Единство законности, однако, не означает шаблона в применении правовых актов, ущемления самостоятельности и инициативы мест. Речь идет лишь о том, чтобы, проявляя инициативу, они не допускали отступлений от общих прав, чтобы учет своеобразия местных условий не был направлен на обход закона.

Всеобщность законности. Данный принцип характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, политические партии. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись.

В литературе было высказано мнение, что субъектами законности могут быть только властные органы, а не отдельные граждане, так как последние якобы своими действиями не нарушают этого режима. Действительно, неправомерная деятельность государственных органов, должностных лиц, наделенных властными полномочиями, подрывает саму основу законности, их последствия весьма опасны для общества и личности. Не случайно большинство требований законности обращено к государству, его органам. Однако если правонарушения граждан принимают массовый характер, если налицо рост преступности, режим законности безусловно нарушается. Поэтому нет оснований исключать граждан из числа субъектов законности, хотя, конечно, их роль в ее обеспечении не сравнима с такой же ролью государственных органов.

Целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.

Целесообразность законности вытекает прежде всего из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, в законе выражается высшая социальная целесообразность.

Изложенное позволяет говорить о презумпции целесообразности изданного нормативного акта. Эта презумпция в свою очередь диктует необходимость неуклонной, точной реализации правовых предписаний независимо от субъективного отношения субъектов реализации права к его нормам. Только политико-правовой режим законности, основанный на целесообразности, может оградить общество от случайностей, волюнтаризма и субъективизма отдельных лиц.

В силу формальной определенности закон не может изменяться одновременно с изменяющейся жизнью и поэтому нередко отстает от ее требований, устаревает. Законы могут быть неэффективными, несовершенными с технической стороны. Нередки случаи, когда подобные законы нарушаются именно по соображениям их устарелости, несовершенства, т. е. нецелесообразности. С точки зрения принципов законности, любые отступления от требований закона, чем бы они ни мотивировались, терпимы быть не могут. Законность, точное следование предписаниям закона всегда целесообразны. Конечно, в отдельно взятом случае соблюдение устаревших либо неэффективных правовых предписаний может вызвать негативные результаты, однако повсеместное отступление от требований такого закона повлечет за собой неопределенность, нестабильность правового регулирования, нанесет ущерб обществу и правопорядку.

Иначе говоря, с точки зрения целей правового регулирования в любой ситуации целесообразно следовать предписаниям закона, а отступление от них всегда нецелесообразно. Законность всегда целесообразна, и целесообразность выступает как принцип, основа законности.

Несколько иначе целесообразность проявляется в процессе правоприменения, где учет пользы, эффективности, последствий принимаемого решения не только допустим, но и необходим. Однако и здесь целесообразность должна достигаться в рамках законности.

Основанное на принципе законности, право само предоставляет возможность учитывать фактор целесообразности в ходе правоприменительной деятельности. Нормы права нередко предполагают индивидуальное регулирование, когда неизбежен учет субъектами особенностей отдельного случая - выбор целесообразного решения. Не случайно правовые нормы носят преимущественно относительно определенный характер. Например, нормы Уголовного кодекса не имеют абсолютно определенных санкций.

Отдельные авторы, рассматривая принципы законности, в качестве таковых называют «связь законности с культурностью», «единство законности и справедливости» и т.д. Не отрицая подобного единства, подчеркнем, что связи законности с иными явлениями не могут выступать в качестве принципов. Кроме того, все они охватываются содержанием принципа целесообразности.

Здесь же важно отметить, что благодаря своим принципам законность выступает как наиболее эффективный, гуманный, справедливый режим общественно-политической жизни, а всякое отступление от этих принципов, их недооценка приводят к нарушениям законности, принижению ее социальной ценности, эффективности правового регулирования в целом.

Нужно различать законность как систему формальных требований и реальную законность. На практике требования законности в той или иной степени нарушаются, часто наблюдаются отступления от правовых предписаний. Следовательно, реальная законность имеет количественные показатели, которые определяют ее уровень в конкретном обществе.

2.2 Гарантии законности

Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не остались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, т. е. гарантии законности. Гарантировать законность - значит сделать ее незыблемой.

По мнению С.С. Алексеева, гарантии законности - это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

Гарантии законности - это определенный комплекс организационных, экономических, политических, идеологических факторов и юридических мер, обеспечивающих соблюдение норм права, защиту прав граждан и интересов общества и государства.

Среди них можно выделить следующие:

o экономические (обеспечение равноправного статуса разных форм собственности, установление и охрана частной собственности и свободного предпринимательства, устойчивая денежная система и налоговая политика, полная и своевременная оплата труда и др.);

o политические (развитие и совершенствование демократических институтов, разделение властей и их сотрудничество, гласность, многопартийность и др.);

o идеологические (высокий уровень правосознания, широкая пропаганда правовых знаний, создание атмосферы законопослушания людей, повышение авторитета права, воплощение в теоретических исследованиях демократических, гуманных правовых идей и концепций и др.);

o социальные (высокий жизненный уровень населения, забота о социально незащищенных слоях общества, обеспечение и охрана прав и свобод личности и др.).

Кроме того, существуют и специальные юридические гарантии законности. Это:

o исчерпывающее и эффективное регулирование всех отношений, которые нуждаются в юридической регламентации;

o совершенствование законодательства и улучшение его технического уровня;

o установление специальных институтов и процедур, обеспечивающих законность в деятельности государственного аппарата (судебное обжалование действий администрации, нарушающих права граждан, презумпция невиновности, независимость суда и др.);

o установление тщательно разработанных процессуальных норм при рассмотрении уголовных, гражданских и других дел;

o точное определение мер ответственности (юридических санкций) за правонарушения;

o четкая и эффективная деятельность правоохранительных органов (суда, прокуратуры, милиции и др.), направленных на предупреждение и пресечение правонарушений, привлечение виновных к ответственности;

o контрольно-надзорная деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение правовых норм.

По мнению С.С. Алексеева, среди гарантий законности нужно четко различать общие условия и специальные средства.

Общие условия суть объективные (экономические, политические и т. д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности.

Нередко в литературе общие условия как гарантии законности трактуются чрезвычайно широко. Под экономическими гарантиями понимается существующая система хозяйства, форма собственности, под политическими - политическая система, под социальными - классовая структура общества и т.д. Такое понимание гарантий tie может удовлетворить потребности практики, ибо их влияние на состояние законности неоднозначно, иной раз они оказывают на нее негативное воздействие. Поэтому общие условия необходимо рассматривать конкретно, выделять в них те факторы, которые положительно воздействуют на реализацию права.

Важной предпосылкой наилучшего использования благоприятных условий в деятельности по укреплению законности является их максимально возможная конкретизация. Экономический строй, политическая система, господствующая идеология вряд ли могут рассматриваться как факторы, обеспечивающие законность. Проанализируем это положение на примере собственности. Длительное время считалось, что социалистическая собственность (в отличие от частной) сама по себе является условием обеспечения законности. Такой вывод основывался на предположении, что она порождает у человека чувство хозяина, собственника средств производства, способствуя их сохранению, приумножению, защите. Однако, как мы все убедились, социалистическая собственность стала причиной рождения и других, чуждых законности явлений - бесхозяйственности, хищений и т. д.

Речь, следовательно, идет о том, чтобы выделить из условий общественной жизни те, которые способствуют укреплению законности, создать предпосылки для их развития и воздействия на людей, а также путем использования организационных мер, специальных средств нейтрализовать действие негативных факторов. Рассмотрим эти общие условия, выступающие гарантиями законности.

Экономические условия. Это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т. д. Условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система и т.д. Подобные факторы самым непосредственным образом влияют на состояние законности. Так, в условиях нестабильности экономики, падения производства, разрыва хозяйственных связей, роста цен, галопирующей инфляции возрастает социальная напряженность в обществе, что ведет к анархии, дезорганизации, росту числа преступлений, причем не только хозяйственных.

Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сила государственной власти определяется не величиной армии, не мощью репрессивного аппарата. Сильная государственная власть - это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний. Сильное государство гарантирует стабильное развитие общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью, коррупцией и иными антисоциальными явлениями. В условиях же дезорганизации государственно-властных структур, борьбы за власть, неспособности государства обеспечить реализацию принимаемых решений, низкого уровня исполнительской дисциплины, расцвета бюрократизма, коррупции законность не только не повышается, но и снижается, причем до опасного предела. Сильное государство ни в коей мере не означает централизацию государственной власти, авторитарный режим, который не обеспечивает, а, напротив, отрицает законность. Важным условием укрепления государства, обеспечения законности и правопорядка является демократия. Демократическое государство не слабая, аморфная власть. Это система сильной и в то же время целиком ответственной перед народом власти, основанной на демократических принципах формирования и функционирования (разделение властей, парламентаризм, гласность, верховенство Конституции и т.д.).

Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя.

Необходимый уровень культуры обеспечивается организацией правовой пропаганды, четкой системой воспитания у граждан высоких нравственных качеств, патриотизма, ответственности, чувства права и законности. В условиях разрушения системы воспитания идеологический вакуум заполняется чуждыми обществу воззрениями, негативно влияющими на состояние дисциплины, организованности, законности (распространение порнографии, господство силы и др.), способствующими росту правонарушений, преступности, ставящими под угрозу режим законности.

Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его предписаний во многом зависят от положения, сложившегося в социальной сфере. Падение жизненного уровня населения, рост безработицы, стоимости жизни, социальных услуг самым непосредственным образом сказываются на уровне законности, провоцируя граждан на поиски путей незаконного обогащения, обход закона, порождают национальные и социальные конфликты и т.д. Прочная законность возможна только в условиях социальной стабильности, уверенности граждан в незыблемости своих социальных прав и свобод.

Правовые условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Действующее законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и охраны. Важное значение для реализации права и уровня законности имеют используемые законодателем правовые средства, методы, способы и типы правового регулирования, принципы, на которых строится законодательство. Так, отстающее от динамического развития общественных отношений законодательство затрудняет борьбу с преступностью.

Гарантиями законности являются также соответствующие субъективные факторы. Среди них можно отметить состояние правовой науки, полноту и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций. Непосредственное влияние на уровень законности оказывают господствующие в науке научно-теоретические концепции. Например, несомненный ущерб в деле обеспечения законности нанесло игнорирование таких «буржуазных» (так их называли до недавнего времени) теорий, как идея правового государства, разделение властей, парламентаризм и т.д. Напротив, научно-теоретическая разработка идеи правового государства, внедрение основных ее положений в законодательную и правоприменительную практику позволяют укрепить законность в деятельности государственных органов. Проявлениям беззакония и произвола в их деятельности способствовали теоретические положения об усилении классовой борьбы с построением социализма, об отмирании государства, о сокращении сферы правового регулирования и т.д.

Уровень законности определяется и эффективной деятельностью политического руководства, правильным избранием лидерами приоритетов при принятии политических решений, готовностью и умением соответствующих органов вести борьбу за укрепление законности.

Специальные средства обеспечения законности-это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии (средства).

Юридические гарантии - совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод. Юридические гарантии сопряжены с общими условиями и определяются ими. Они юридически опосредуют их, выступая в качестве их юридической формы, не сливаясь, однако, с ними и не утрачивая своего юридического качества (формально-нормативное закрепление, процессуальный порядок реализации, государственное обеспечение). При этом юридические гарантии немыслимы вне своего социального содержания.

Среди юридических гарантий различают следующие. Средства выявления, (обнаружения) правонарушений. К ним относится деятельность прокуратуры, органов предварительного расследования, Конституционного Суда и т. д. Эти гарантии связаны с работой компетентных государственных органов, направленной на обнаружение правонарушений с целью их пресечения и устранения их последствий. Некоторые гарантии связаны с деятельностью граждан. Таково, например, конституционное право на обжалование незаконных действий должностных лиц в суд.

Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные в праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения.

Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные на пресечение, недопущение правонарушений, нарушений прав, свобод граждан и организаций. Это задержание, арест, обыск, подписка о невыезде, другие меры пресечения, отмена незаконных актов.

Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений. Таковыми являются принудительное взыскание средств на содержание ребенка (алиментов), виндикация (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др.

Юридическая -ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного в совершении правонарушения. Данное средство является важнейшим и необходимым для укрепления законности, причем его эффективность определяется не жестокостью, а неотвратимостью.

Среди юридических гарантий особая роль отводится процессуальным гарантиям, ибо процесс есть форма жизни материального права, реальную жизнь формально закрепленные права и свободы могут получить, лишь имея процессуальное обеспечение. Можно справедливо гордиться широтой правового статуса личности, закрепленного в Конституции РФ. Однако это не дает оснований закрывать глаза на недостатки правового механизма реализации этих прав, их обеспечения и защиты. Юридический механизм реализации правовых норм предполагает наличие четкой нормативной базы. Конституционные нормы, закрепляющие права и свободы, достаточно определенны, хотя многие из них не подкреплены текущим законодательством, четким юридическим механизмом реализации, что затрудняет их осуществление.

Наконец, важнейшей гарантией законности является правосудие - деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.

Под организационным гарантиями понимаются различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних специальных подразделений (для борьбы с организованной преступностью, с коррупцией и т.д.).

Подчеркивая роль юрисдикционных и правоохранительных органов в деле обеспечения законности, их значение нельзя преувеличивать, абсолютизировать, ибо эффективность их работы во многом определяется объективными условиями. Однако нередко ответственность за состояние законности, за рост преступности в регионе, в стране возлагается лишь на органы прокуратуры, МВД. Проблема борьбы с преступностью нередко сводится лишь к смене руководства этих органов без существенного изменения условий, что не может обеспечить надлежащих гарантий законности.

Только целенаправленная работа по совершенствованию объективных (общих) условий, эффективное применение специальных средств, постоянное развитие законодательства позволят обеспечить стабильную законность и устойчивый правопорядок - основу нормальной жизни общества.

Заключение

Таким образом, законность - это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.

Законность представляет собой режим неуклонного действия правовых норм, который предполагает точное исполнение всеми участниками общественных отношений - гражданами, должностными лицами, государственными органами, хозяйственными и иными организациями - законов и иных нормативных актов, решительное пресечение любого беззакония и наказание виновных, а также строгий контроль за неуклонным соблюдением юридических предписаний.

Законность есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права. Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Поэтому до тех пор, пока в обществе существуют неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, а следовательно, и о законности.

В обществе, функционирующем в режиме прочной законности, реально существуют четкое разделение и гармоничное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти. Никто не может уклоняться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты, законных прав личности. Всеобщность, как необходимая черта законности, в одинаковой мере относится и к государству, и к его гражданам. Понятно, что государство не может учесть всю гамму индивидуальных интересов, да и не должно.

Сами граждане внегосударственно-правовых структур не могут установить режим законности в общественной жизни. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц и определённых социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны, - законность отсутствует.

Таким образом, режим законности в правовом государстве предполагает наличие двух взаимосвязанных факторов: - совершенного, чётко отработанного законодательства, отвечающего потребностями - полный и безусловной реализацией предписаний законов и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями.

Основными принципами законности являются: верховенство закона; соблюдение и охрана прав и свобод личности; равенства всех граждан перед законом и судом; всеобщность требования исполнять нормы права; единство законности; контроль и надзор за исполнением законов.

Список литературы

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета, 25 декабря 1993 года.

2. Гражданский кодекс. Часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.10.2007 № 225-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 14.02.2008 № 11-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954.

Приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 02.10.2007 №155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления»

Научная литература и материалы периодической печати

законность гарантия юрисдикционный правоохранительный

5. Алексеев С.С. Государство и право: начальный курс. - М.: Юридическая литература, 1993.

Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов.- 2-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА-Инфра-М, 2000.

Баранов В.М. Теория государства и права в схемах и определениях. - М.: Юрайт, 2001. - 480с.

8. Бахрах Д.Н. Укрепление законности в государственном управлении // Государство и право, №7, 1997.

9. Витрук Н.В. Законность: понятие, защита и обеспечение. // Общая теория права. Курс лекций. - Нижний Новгород, 1993.

10. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Часть 2. Теория права. Том 1. - М.: Юристъ, 2001. - 509с.

11. Ефремов А.Ф. Единство законности - важнейшее условие ее соблюдения// Юридический вестник. 2004. №4.

12. Комаров А.С. Общая теория государства и права. Учебник. - СПб.: Питер, 2006. - 510с.

13. Митюков Н. Послание Конституционного Суда: критический взгляд на состояние законности// Российская юстиция, №7, 2000.

14. Николаева Л.Г. Роль прокурорского надзора в обеспечении законности и правопорядка. // Правоведение, №3, 2006.

15. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. - 3 - е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. - С. 286.

Перевалов В.Д., Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2008. С.319.

17. Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. и др. -Теория государства и права. М.: Юрайт, 2006. <#"510968.files/image001.gif">

Схема 2. Виды гарантий законности

Законность представляет собой основополагающую категорию в юридической науке и практике. Законность является критерием оценки правомерности и демократичности деятельности государственных органов и должностных лиц и соответственно критерием оценки демократичности всей правовой системы государства.

Понятие законности представляет собой многоаспектное и многоплановое явление и интерпретируется (объясняется) с разных точек зрения.

Законность рассматривается:

– как непосредственно соблюдение и исполнение законов всеми субъектами права;

– как принцип или требование, состоящий в соблюдении нормативно-правовых актов всеми теми, к кому они обращены;

– как режим общественной и государственной жизни, основанный на соблюдении нормативно-правовых актов;

– как идея права, выраженная в законах государства;

– как метод государственного руководства обществом, основанный на строгом соблюдении нормативно-правовых актов органами и должностными лицами государства.

Однако какая бы точка зрения на понятие законности не рассматривалась неизменным остается сущность данного явления, то есть то глубинное и основное, что лежит в основе данного правового явления, что определяет его внутренне содержание, выраженное в единстве всех его многообразных свойств и отношений.

Сущность законности заключается в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении действующих в государстве законов.

Идеальным результатом воплощенной в жизнь законности должно быть абсолютно полное законопослушное поведение всех субъектов права. В Конституции Российской Федерации записано, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Важно понимать, что законность – это желаемое идеальное состояние правовой системы государства, одна из характеристик существования правового государства, в реальной же жизни необходимо говорить о соответствии существующей политико-правовой системы государства идеальному состоянию законности.



В настоящее время понятие законности все чаще связывают не просто со строгим соблюдением законов, но именно правовых законов, то есть законов соответствующих общеправовым принципам, таким как гуманизм, социальная справедливость, равноправие граждан, демократизм.

Правовые законы принимаются в соответствии с демократическими процедурами и международным стандартам в области прав человека. Если законы демократичны по своему содержанию, то правовые нормы, содержащиеся в законах, обеспечивают действие демократических институтов в государстве, прежде всего, прав и свобод граждан. Если же в государстве происходит нарушение правовых законов, то необходимо говорить о нарушении законности.

Основным аспектом законности является ее связь с демократией. Законность основа существования демократии в государстве. Всякое нарушение законов влечет за собой нарушение прав и свобод граждан. В то же время реально существующая демократическая система государства способствует принятию только правовых законов, которые учитывают интересы населения государства, и гарантирует их исполнение компетентными государственными органами в рамках законных полномочий. Демократия обеспечивает заинтересованность граждан в строгом исполнении действующего в государстве законодательства и подконтрольность всего государственного аппарата.

Соблюдение законности – важнейшее проявление демократии, так как власть народа реализуется в установлении и надлежащем исполнении законов и соответствующих им подзаконных юридических актах, принятых в законодательно определенных формах и порядке.

При антидемократическом режиме воля должностных лиц, стоящих у власти, является определяющей в вопросе необходимости принятия и соблюдения тех или иных законов. В этом случае может не соблюдаться процессуальный порядок принятия законов, а подзаконные нормативные акты, которые должны приниматься в развитии и обеспечении законов, на самом деле противоречат им и порой даже подменяют собой законы. Такая противозаконность не возможна при демократическом режиме.

В проблеме законности важным является рассмотрение вопроса нормативной базы ее функционирования.

Как правило, понятие законности связывается с исполнением всех нормативных актов, действующих в государстве. Сюда относятся законы государства, указы президента, постановления правительства, ведомственные нормативные акты, законы субъектов федерации, постановления и распоряжения администрации субъектов федерации.

Такой широких круг нормативных предписаний, обязательных для исполнения субъектами законности, может быть оправдан только в случае полного соответствия и непротиворечивости всех перечисленных нормативных актов Конституции и федеральным законам, в противном случае говорить о соблюдении законности было бы неправильно.

В правовом, демократическом государстве сфера действия законности распространяется и на подзаконное правотворчество, так как в таком обществе действует развитая система демократических процедур, которая не позволяет принимать и применять нормативно-правовые акты, противоречащие Конституции и федеральным законом.

В обществе, в котором идет становление демократии, а государство находится в начале пути движения к правовому, подзаконные нормативно-правовые акты зачастую находятся в явном противоречии с действующим законодательством. В этом случае говоря о законности точнее и правильнее говорить только о соблюдении правовых законов, а не вообще всех нормативно-правовых актов.

Открытой остается в вопросе законности проблема определения круга субъектов законности. В соответствии с так называемым «широким» пониманием законности, субъектами законности выступают: государство, государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица, политические партии, общественные организации и граждане. Т.е. по сути, субъектами законности выступают все субъекты права. Таким образом, законность приравнивается к законопослушному поведению, а еще точнее, к правомерному поведению.

«Узкий» подход к пониманию законности связывается только с субъектами, наделенными властными полномочиями, т.е. это государственные, органы, органы местного самоуправления и их должностные лица.

Вообще понятию законности (легитимности) противостоит понятие нелегитимности (произвола), которое не может быть связано с гражданами, а связывается только с субъектами, обладающими властными полномочиями.

Несравним и вред, причиняемый государству и обществу в связи с нарушением законов гражданами, с одной стороны, и должностными лицами, облеченными властными полномочиями и действующими от лица и по поручению государства либо местного самоуправления – с другой стороны. Такой вред в первую очередь связан с обманом доверия к власти и способствует дискредитации идеи власти.

Подход к понятию законности, при котором субъектами законности признаются должностные лица, обличенные властными полномочиями, представляется более предпочтительным и с точки зрения дифференциации (разграничения) понятий законности, правопорядка и правомерного поведения. Нарушение законов гражданами не представляет собой нарушение законности, а является нарушением правопорядка и выступает следствием противоправного поведения. Вместе с тем нарушение гражданами законов, при таком подходе, само собой не освобождает их от юридической ответственности за правонарушение.

Таким образом, в «узком» смысле, законность - это точное и неуклонное соблюдение правовых, демократических законов государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

В «широком» смысле законность - есть строгое и неуклонное соблюдение правовых, демократических законов, и соответствующих им подзаконных нормативных актов, государственными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями, иными юридическими и физическими лицами.

Принципы законности

Законность базируется на определенных качественных характеристиках, исходных положениях называемых принципами законности.

Принципы законности – это основные исходные положения, выражающие сущность и содержание законности и представляющие собой совокупность требований, выполнение которых способствует эффективности законности.

Выделяют следующие принципы законности: единство законности, всеобщность законности, неразрывную связь законности и культурности, гарантированность основных прав и свобод человека и гражданина, возложение юридической ответственности за нарушение законности и недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Остановимся подробнее на перечисленных принципах.

Единство законности означает единообразное понимание, толкование, исполнение и применение законов государства на всей территории государства, недопущение попыток создания какой то особой законности в отдельно взятом регионе страны, законности, которая будет отличаться от общегосударственной и противопоставляться ей. Федеральные законы одинаково действуют во всех субъектах федерации, недопустимо различие в действии закона в разных субъектах государства.

Принцип единства законности предполагает существование в стране единой непротиворечивой правовой системы, все элементы (нормативно-правовые акты) которой иерархичны и логически взаимосвязаны между собой.

К сожалению, в нашей стране этот принцип достаточно часто нарушался, особенно в период становления современного российского государства, когда отдельные субъекты федерации принимали нормативно-правовые акты, противоречащие не только федеральным законам, но даже Конституции Российской Федерации. Соответственно урегулирование отношений, являющихся прерогативой федерального законодательства, осуществлялось в регионах в разрез с правовыми предписаниями государства.

Всеобщность законности предполагает соблюдение Конституции, законов и соответствующих им подзаконных нормативно-правовых актов всеми субъектами. Субъектами законности, исходя из «широкого» понимания законности: государство, здесь выступают государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица, должностные лица частных предприятий и организаций, юридические лица, граждане государства, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории государства.

В соответствии с этим принципом не допускается никакого изъятия из вышеперечисленного перечня субъектов. Особенно важное значение этот принцип приобретает по отношению к государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам, наделенным государственно-властными полномочиями, так как они не только являются субъектами законности, но и осуществляют контроль и надзор за ее соблюдением. Соответственно к ним, в первую очередь, обращено требование соблюдать законы государства.

Неразрывная связь законности и культурности означает, что уровень законности в государстве напрямую зависит от общего уровня культуры населения вообще и правовой культуры в частности.

В первую очередь, речь идет о правовой культуре должностных лиц, которые участвуют в правотворческом и правоприменительном процессе. Законодатели, деятельность которых дает старт всему процессу правового регулирования в обществе, должны обладать высоким уровнем правовой культуры, так как именно от них зависит качество принимаемых в стране законов.

В ходе правоприменительной деятельности должностные лица, обличенные властью применять правовые предписания по конкретному юридическому делу, опираются в своей работе, прежде всего, на определенный правовой багаж знаний и умений в совокупности своей образующих одну из основных составляющих правовой культуры.

Важное значение в этой связи приобретает и правовая культура всего населения. Наличие необходимой суммы правовых знаний у граждан государства в значительной степени способствует соблюдению и исполнению законов. Содержание законов, принятых в государстве, должно быть доведено до сведения его граждан, что также является одним из факторов повышения правовой культуры населения.

Высокий уровень правовой культуры предполагает: уважение к праву и законам; знание общих принципов права; привычку соблюдать установленный законами правопорядок; умение отстаивать свои права через процессуальные формы, предусмотренные законами государства и т.д.

Известно, что чем выше уровень культуры, тем ниже уровень коррупции и преступности в обществе. В свою очередь, состояние законности в обществе способствует повышению общего и правового уровня культуры граждан.

Гарантированность основных прав и свобод человека и гражданина является, по сути, основополагающим принципом законности и предполагает защиту и обеспечение всеми доступными государству средствами прав и свобод своих граждан, а в конечном итоге воплощение идеи приоритета гуманитарных ценностей и интересов отдельно взятой личности. Данный принцип означает, что государство должно обеспечить своим гражданам весь комплекс прав и свобод, которые зафиксированы в международных правовых актах, признанных практически всеми государствами, в том числе и Российской Федерацией.

В основе этого принципа лежит исходное положение современного демократического государства – человек, его права и свободы являются высшей ценностью, целью государства и государство должно делать все возможное для реализации и защиты этих прав и свобод. То есть предполагается практическое использование гражданином предусмотренных правовыми нормами социальных возможностей, в результате чего человек получает разнообразные материальные, духовные и иные блага для удовлетворения индивидуальных потребностей. Для этого необходимо, прежде всего, наличие реально функционирующего в государстве механизма реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем права и свободы, которые гарантированы государством, неотделимы от обязанностей перед обществом и государством, возлагаемых на граждан в законодательном порядке.

Принцип возложение юридической ответственности за нарушение законности (или принцип неотвратимости наказания за совершенное правонарушение) означает, что любое противоправное деяние должно быть раскрыто, а лицо, его совершившее должно претерпеть отрицательные последствия физического, материального или морального порядка. Принципиальным моментом здесь выступает то, что правовым основанием возложения юридической ответственности является только действующая норма права, содержащаяся в законе.

Наказание должно быть справедливым и не должно иметь своей целью унижение человеческого достоинства правонарушителя. Основными целями возложения юридической ответственности, как принципа законности, являются в данном случае, восстановление нарушенного права и возмещение причиненного материального или морального ущерба.

Недопустимость противопоставления законности и целесообразности как принцип законности основывается на том, что закон, принятый в соответствии с демократическими процедурами и соответствующий международным правовым стандартам, уже сам по себе целесообразен.

Целесообразность законности, означает здесь предоставление субъекту возможности действовать в рамках правовой нормы, содержащейся в законе, осуществлять выбор более целесообразного образа действия при применении закона. Но нельзя действовать под предлогом выгоды и пользы в обход закона, в противоречии с законом, даже если это может привести к сиюминутному выигрышу в борьбе с правонарушением, так как данное деяние само по себе уже является нарушением законности.

Любое отступление от законности, какими бы высшими интересами или благими намерениями оно не объяснялось, приводит к дестабилизации в обществе, нарушению правопорядка и росту правового нигилизма среди граждан.

Предполагается, что в развитом демократическом правовом государстве принимаются только целесообразные законы и при вступлении в конфликт, содержащихся в них норм права, с изменившимися жизненными обстоятельствами, вызванными изменением общественных отношений, необходимо их исполнение вплоть до отмены или изменения этих законов в строго установленном законодательном порядке.

Законность - понятие многоплановое. Это и принцип деятельности государственных органов, и своеобразный политико-правовой режим общественной жизни, и требование строгого соблюдения законов.

Под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и даже не управление обществом с помощью законов.

Нельзя отождествлять законность ни с деятельностью людей, ни с их правомерными поступками, ни с их отношениями, развивающимися на основании законов. Тем самым мы будем отождествлять законность с правовым порядком.

Законность - это совокупность многообразных, но од-ноплановых требований, связанных с отношением к законам и проведению их в жизнь: точное и неуклонное соблюдение законов всеми, кому они адресованы; соблюдение иерархии законов и иных нормативных актов; никто не может отменить закон, кроме органа, который его издал. Законность означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность, по которой можно судить о состоянии режима законности.

Требования, составляющие законность, могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. Если они только провозглашаются, но не выполняются, то законность будет формальной. Если требования законности на практике осуществляются, то законность -реальная.

Существует определенная взаимосвязь государства и законности, что особенно очевидно в органическом соединении режима законности с демократией, с деятельнос-

7 Правоведение 1Уо

Тема 15. Законность и правопорядок

тью правового государства. В таком государстве главенствуют законодательные органы, а все люди видят свое назначение в проведении законов в жизнь.

Законность как политико-правовой режим демократического государства предполагает такой образ взаимоотношений органов государства с населением, при котором поведение строится на основе закона, обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне, а юридическая обязанность за неисполнение следует неотвратимо, не-заьисимо от положения властвующего или подчиненного субъекта. Связь законности с демократией состоит в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение в жизнь законов проходит под контролем народа. Законность, в свою очередь, служит утверждению демократии, т.к. охраняет демократические права граждан и их объединений, обеспечивает приоритетное значение парламентских актов.

Для понимания законности как неотъемлемого качества правовой системы в целом, особого состояния общественной и государственной жизни, режима функционирования правового государства существенное значение имеет содержательная характеристика самих норм права. Содержание законности составляет не само наличное законодательство (пусть даже совершенное с точки зрения законодательной техники), а такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса.

Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве. Нарушением законности является принятие ведомственного акта (приказа, инструкции, положения и т.п.), про тиворечащего закону. Законность есть исполнение именно закона как высшего акта, принятого представительным органом государственной власти. Из этого тезиса вытекает и необходимость соблюдения и исполнения подзаконных актов, соответствующих законам, изданным на основе закона, в соответствии с законом и во исполнение закона.

Понятие правового порядка

Система охраны (защиты) законности включает выявление нарушений права и закона в правотворчестве и в правоприменении, их немедленное пресечение, приведение в действие средств защиты права и закона и восстановления права и правопорядка, привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях права и закона.

В качестве принципов законности можно назвать следующие идеи: всеобщность, единство, верховенство закона, недопустимость противопоставления законности, целесообразности и справедливости.

Всеобщность законности предполагает обязательность требования неукоснительного подчинения правовым нормам всех субъектов права: граждан, организаций, органов государства.

Единство законности означает, что, несмотря на некоторые местные особенности, должно быть одинаковое, единообразное понимание нормативных предписаний.

Верховенство закона предполагает соответствие законам всех подзаконных нормативных правовых и правоприменительных актов.

Единство законности, целесообразности и справедливости должно закладываться в содержание нормативных правовых актов в процессе их создания.

Можно выделить основные свойства законности:

Общеобязательность требований законности для всех субъектов правовых отношений;

Причинно-следственная зависимость от социально-нравственных и государственных процессов;

Высокая степень абстрактности и системности, что объясняется совокупностью обобщаемых этой категорией политико-правовых явлений;

Объективность как следствие перечисленных выше черт.

Несмотря на длительное использование в юридической науке понятия «законность», за ним не закрепилось однозначного понимания. Целостный анализ понятия «законность» требует его отделения от категории «реализация права».

Если реализация права представляет собой деятельность по претворению в жизнь требований норм права, то законность выражает степень соответствия этой деятельности закону.

Понятие «законность» является комплексной категорией, раскрытие которой возможно в рамках системного подхода. В контексте системного анализа законность характеризует все проявления права в обществе, результатом которых является урегулированность общественных отношений в целом на основе социальной справедливости и верховенства прав человека. Урегулированность общественных отношений означает состояние их соответствия праву, иначе говоря, их правомерность. В ней выражается позитивное отношение общества к праву, которое проявляется: во всеобщем уважении к закону и обязательном его исполнении всеми субъектами права; в реальных гарантиях прав и свобод человека и гражданина, их защиты от любого произвола. В этом случае законность можно определить как режим общественно-политической жизни, основанный на правовом характере ее организации и выражающийся в требовании точного, строгого и неукоснительного соблюдения и исполнения действующих правовых актов всеми органами государства, должностными лицами и гражданами. Сущность законности состоит в добросовестном и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами права действующих законов, которое и обеспечивает состояние правомерности общественных отношений.

Во-первых, оно может возникать только на основе общеобязательности права, которое состоит в соответствии поведения субъектов права предписаниям правовых норм. Правомерное поведение всех участников правоотношений должно опираться на идеи законности, осознание преимущества, выгодности, полезности законосообразного поведения, при котором не будут ущемляться права и законные интересы граждан.

Во-вторых, средства и методы реализации идеи законности должны носить правовой характер. Установление режима законности как состояния: правомерности общественных отношений, т.е. их полного соответствия праву, связано с деятельностью государства, которое само должно рассматривать законность как принцип деятельности государственных органов и должностных лиц. В этом смысле беззаконие и произвол, принятие волюнтаристских решений должны быть исключены из деятельности должностных лиц.

Вышеперечисленные элементы содержания законности выступают в качестве необходимого условия нормального функционирования общества и государства. Законность как режим общественной жизни, состоящий в требовании точного и неукоснительного соблюдения всеми субъектами права законов, воплощена в гражданском обществе. Именно здесь идея законности опирается на всеобщность права, реальную гарантированность прав и свобод личности.

Еще по теме 10.1. Законность: понятие, сущность, содержание:

  1. Глава 2. Категория процессуального доказывания: понятие и содержание
  2. § 9. Понятие и содержание банковских правоотношений
  3. Тема 4 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ БАНКОВСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ