Что делать если у вас вымогают взятку – инструкция к действию, предусмотренная в УК РФ. Последовательность действий при вымогательстве взятки должностным лицом Что делать если дали взятку


1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) —

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой, пунктами «а» и «б» части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, или в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового.

Примечания:

1. Значительным размером взятки в настоящей статье, и признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки — превышающие один миллион рублей.

2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291, 291.1 и понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

Комментарий к Ст. 290 УК РФ

1. Получение взятки является одним из самых опасных преступлений против интересов службы. Предметом получения взятки являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте (наркотические средства, психотропные вещества, оружие, боеприпасы и др.). Законом к предмету получения взятки отнесены также услуги имущественного характера (ремонт квартиры, строительство дачи) и имущественные права (право пользования имуществом, право хозяйственного ведения, оперативного управления, сервитут и т.д.).

Не являются предметом получения взятки услуги нематериального характера, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды (например, предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу).

2. Объективная сторона преступления выражается в получении должностным лицом (иным субъектом преступления) лично или через посредника предмета взятки. Часть 1 комментируемой статьи 290 УК РФ указывает на следующие варианты поведения должностного лица, за которое оно получает взятку: 1) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе.

Совершение самих действий (бездействия) в интересах дающего взятку или в интересах представляемых им лиц рассматриваемым составом преступления не охватывается. Поэтому в случае наличия в таких действиях самостоятельного состава преступления требуется дополнительная квалификация данных действий.

Под действиями (бездействием) должностного лица, входящими в служебные полномочия должностного лица, следует понимать действия (бездействие), которые он правомочен совершать в соответствии со своими служебными полномочиями и которые формально соответствуют требованиям закона, иным нормативным и другим правовым актам (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6). Это законные действия лица, не выходящие за рамки его должностной компетенции, которые становятся преступными именно в связи с тем, что совершаются за взятку.

Следует отметить, что получение вознаграждения за деятельность, не связанную с выполнением должностных обязанностей, нельзя считать взяткой. Должностное лицо может получить взятку не только за совершение им самим определенных действий, входящих в круг его служебных обязанностей, но и за выгодное для взяткополучателя поведение других должностных лиц, которому оно может способствовать в силу своего должностного положения. Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны других должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя.

Вместе с тем использование должностным лицом только личных связей и отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.

Общее покровительство по службе предполагает необоснованное создание взяткодателю или представляемым им лицам различных благоприятных условий подчиненным по службе лицам: их незаслуженное поощрение, внеочередное необоснованное повышение в должности, совершение других действий, не вызываемых служебной необходимостью. Общее попустительство следует рассматривать как непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия. При общем покровительстве и попустительстве по службе конкретные действия (бездействие), которые должно будет совершить должностное лицо, могут не оговариваться, но они в обязательном порядке предполагаются.

Время передачи предмета взятки (до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц) на наличие состава преступления и квалификацию содеянного не влияет. Таким образом, можно выделить два вида взяточничества: взятку-подкуп и взятку-благодарность. В первом случае передача предмета взятки обусловливает нужное взяткодателю поведение должностного лица, является необходимым условием совершения им определенных действий (бездействия). В этой ситуации между взяткодателем и взяткополучателем имеется предварительная договоренность о передаче предмета взятки (до или после совершения действий (бездействия)).

Взятка-благодарность имеет место в том случае, когда предмет взятки передается за уже совершенное должностным лицом действие либо бездействие (законное или незаконное), в отсутствие предварительной договоренности. При этом необходимо отличать взятку-благодарность от так называемого обычного подарка. Так, ст. 575 ГК разрешается дарение государственным (муниципальным) служащим обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. руб.

Однако следует учитывать, что данное положение ГК неприменимо к уголовному закону. , который исключает встречную передачу вещи или права либо встречного обязательства со стороны лица, принимающего подарок. Таким образом, при наличии в совершенном лицом деянии состава получения взятки (будь то взятка-подкуп или взятка-вознаграждение) уголовная ответственность наступает независимо от размера полученного вознаграждения.

Предмет взятки может быть получен как самим должностным лицом (лично либо через посредника), так и предоставлен родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя.

Действия посредника в получении или даче взятки следует .

3. Состав получения взятки является формальным. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи 290 УК преступление с объективной стороны может быть совершено только путем получения должностным лицом лично или через посредника предмета взятки. Если в деянии, направленном на получение взятки, отсутствует прежде всего момент вручения или передачи предмета взятки, то это означает, что должностное лицо еще не приступило к выполнению объективной стороны данного преступления. Следовательно, такие действия не могут быть оценены как покушение на получение взятки, так как покушение по общему правилу прерывается только в процессе исполнения состава до момента окончания преступления. При наличии определенных условий действия, направленные на получение взятки, могут быть квалифицированы как приготовление к этому преступлению, которое может быть прервано до начала выполнения его объективной стороны.

4. Преступление является оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей. В случае, когда деньги, являющиеся предметом взятки, перечисляются на счет должностного лица, получение взятки следует считать оконченным с момента поступления их на соответствующий счет.

Если предметом получения взятки является какая-либо услуга либо выгода имущественного характера, то преступление считается оконченным с того момента, как взяткополучатель начал пользоваться такой услугой или выгодой имущественного характера, либо с момента получения соответствующих документов на услугу или выгоду (например, туристической путевки, билета на концерт, документа о прощении денежного долга и т.д.). В случае, когда предметом взятки являются имущественные права, преступление следует считать оконченным с момента их приобретения.

При получении взятки сами действия (бездействие), совершаемые лицом в пользу взяткодателя, не входят в объективную сторону, поэтому для признания данного состава оконченным не имеет значения, было ли в действительности выполнено оговоренное сторонами действие (бездействие) или нет. Взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, подлежит ответственности по совокупности преступлений — по ч. 2 комментируемой статьи и соответствующей статье УК (например, незаконное освобождение от уголовной ответственности, фальсификация доказательств, служебный подлог и т.п.).

Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткодателя и взяткополучателя, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки. Покушением, например, следует считать принятие должностным лицом предмета взятки в процессе проведения оперативно-розыскного мероприятия по его разоблачению; неудавшееся вымогательство взятки (п. «б» ч. 5 ст. 290 УК); принятие имитации денежных средств. Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на получение взятки одно лишь высказанное лицом намерение получить взятку, если никаких конкретных действий для его реализации не предпринималось.

Следует иметь в виду, что принятие предмета взятки посредником для последующей его передачи должностному лицу еще не образует оконченного состава получения взятки, и в случае задержания посредника, не успевшего передать взятку должностному лицу, квалифицируется как покушение на получение взятки по и соответствующей части ст. 290 УК.

Действия посредника квалифицируются при этом как покушение на посредничество во взяточничестве (ч. 3 ст. 30 и соответствующая часть ).

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

Умысел взяткополучателя должен включать в себя осознание того, что предмет взятки передается за выполнение или невыполнение им в интересах дающего определенных действий, связанных с использованием своих служебных полномочий. Поэтому получение должностным лицом материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по . Владелец ценностей в таких случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ), если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) должностным лицом.

В случаях, когда лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.

Если же должностное лицо, используя свое служебное положение, с целью получения материальных ценностей вводит передающего такие ценности в заблуждение относительно правомерности их передачи, заявляя, например, о необходимости уплаты штрафа или пени, государственной пошлины, содеянное также не образует состава получения взятки и квалифицируется как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения ().

6. Мотивом получения взятки является корысть. Поэтому если должностное лицо принимает незаконное вознаграждение с целью обратить его в пользу государственного (муниципального) органа или учреждения, в котором он работает, потратить на какие-либо общественные или государственные нужды, состав данного преступления отсутствует.

7. Субъект преступления — специальный — должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации. В соответствии с примечанием 2 к комментируемой статье под иностранным должностным лицом в ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия.

Должностным лицом публичной международной организации является международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

8. Часть 2 комментируемой статьи содержит квалифицированный состав преступления — получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере. В соответствии с примечанием 1 к комментируемой статье значительным размером взятки в ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 25 тыс. руб.

9. В ч. 3 комментируемой статьи 290 Уголовного кодекса РФ установлена ответственность за получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие). Под незаконными действиями (бездействием) должностного лица следует понимать совершенные с использованием служебных полномочий неправомерные действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также действия (бездействие), содержащие признаки преступления либо иного правонарушения (фальсификация доказательств по уголовному делу, несоставление протокола об административном правонарушении, когда это обязательно по закону, принятие решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности, и т.п.) (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

10. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает более строгую ответственность за деяния, предусмотренные ч. ч. 1, 2 или 3 комментируемой статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированным составом преступления (ч. 5 комментируемой статьи) является совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 1, 3 или 4 комментируемой статьи:

а) группой лиц по предварительному сговору (см. ч. 2 ст. 35 УК) или организованной группой (см. ч. 3 ст. 35 УК);

б) с вымогательством взятки;

в) в крупном размере.

Группа лиц по предварительному сговору будет иметь место только в случае, если в преступлении принимали участие два или более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из должностных лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 УК организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя. Исходя из этого в организованную группу могут входить лица, не являющиеся должностными, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно как организаторы, подстрекатели либо пособники, т.е. со ссылкой на ст. 33 УК.

В обоих случаях группового получения взятки преступление признается оконченным с момента принятия взятки (либо ее части) хотя бы одним из должностных лиц.

Вымогательство взятки — это требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина (например, под угрозой незаконного привлечения к ответственности) либо поставить его в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (например, незаконное затягивание должностным лицом процесса выдачи лицензии). Если взяткодатель заинтересован в неправомерном поведении должностного лица, стремится обойти закон, установленную процедуру решения того или иного вопроса, добиться удовлетворения своих незаконных интересов, уйти от заслуженной ответственности и т.п., вымогательство как квалифицирующий признак получения взятки отсутствует. Не может рассматриваться как вымогательство угроза со стороны взяткополучателя совершить в отношении взяткодателя законные действия, хотя и затрагивающие его интересы.

Согласно примечанию 1 к комментируемой статье в этой статье, а также в ст. ст. 291 и 291.1 УК крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 150 тыс. руб.

Ответственность за получение взятки в особо крупном размере (свыше 1 млн. руб.) установлена ч. 6 комментируемой статьи.

Анализ действующей редакции комментируемой статьи 290 УК России позволяет обратить внимание на то, что квалифицирующие признаки, предусмотренные ч. 5 этой статьи, формально не могут быть вменены при совершении преступления субъектами, указанными в ч. 4 этой же статьи, признак особо крупного размера не распространяется на ситуации, указанные в ч. 5. Данное положение, на наш взгляд, является пробелом законодательства и подлежит устранению.

С ситуациями, когда в угрожающей форме кто-то вымогает деньги, приходилось сталкиваться многим россиянам. Причём могут как лица посторонние, так и близкие люди. Но если с близкими людьми решить проблему относительно несложно, то требования посторонних вызывают далеко не самые приятные ощущения. Особенно если злоумышленник занимает какую-то должность, и от него зависит решение важного вопроса. Давать взятки должностным лицам запрещено законодательством Российской Федерации, но, тем не менее, взяточничество процветает. Взятка, которую требует должностное лицо, по сути, наказание за которое предусмотрено в УК РФ (статья 163 УК РФ «Вымогательство денег»). Вымогательство взятки представляет собой форму воздействия на человека с целью получения от него денежных средств.

За вымогательство взятки применяется уголовная ответственность.

Особенности

В законодательстве есть статья за вымогательство денег, данное преступление выражается в следующем:

  • преступники стремятся присвоить чужую собственность (деньги);
  • готовы для достижения желаемого причинить жертве вред (насилие, обнародование компромата, порча имущества).

Объективная сторона:

  • злоумышленник вымогает имущество (деньги);
  • злоумышленник требует передать ему имущественные права.

Для достижения цели злоумышленники могут угрожать:

  • применением насилия для получения денежной суммы;
  • уничтожением имущества;
  • , включая вымышленную информацию.

Если преступник не требует передать ему собственность, то его поступки состава вымогательства не содержат. В таких случаях имеет место другое правонарушение, состав которого определяют требования злоумышленника.

Ярко выраженный характер у состава преступления в том случае, если у потерпевшего вымогают определённую сумму взамен на молчание о каких-либо позорящих событиях. Довольно часто потерпевшие не знают, как им поступить, как избавиться от вымогателей, и что грозит правонарушителям за их действия.


Что делать

Потерпевшие от действий вымогателей иногда пытаются справиться с ситуацией самостоятельно, в результате чего их положение только ухудшается. Предпринимать самостоятельные действия не рекомендуется, тем более что люди, подвергшиеся вымогательству, не владеют необходимой информацией, а преступники хорошо подкованы юридически. Прежде всего, следует написать заявление в полицию о том, что вымогатели требовали деньги за определённые поступки. Заявление в полицию о вымогательстве лица, попавшие в подобную ситуацию, могут подать в письменной или устной форме. Предпочтительно, чтобы заявление в полицию сопровождалось материалами, подтверждающими изложенные в нём факты.

Прежде чем заявлять в полицию о вымогательстве денег, можно проконсультироваться с квалифицированным адвокатом, который не только предоставит образец заявления, но и поможет собрать необходимые доказательства. Опытный частный адвокат обладает достаточными знаниями для того, чтобы решить вопросы в досудебном порядке. Помощь частного адвоката потребуется и в том случае, если будет принято решение получить моральную компенсацию.


После того как пострадавший написал обращение и документ был зарегистрирован, следователь должен за три дня принять решение о возбуждении либо отказе в возбуждении уголовного дела. Если следователь не уложился в данный срок, материалы по делу передаются прокурору. В случае если следователь ответил отказом в возбуждении уголовного дела, заявитель имеет право подать и обжаловать поступки сотрудника полиции (статьи 124 – 125 УПК РФ). Работники прокуратуры проведут дополнительное расследование.

В некоторых случаях потерпевшие ищут помощь у частного детектива. Частному детективу, возможно, удастся решить проблему без полиции. Но следует помнить, что частные детективы в финансовом отношении обходятся недёшево и, кроме того, специалистов действительно высокого уровня среди них мало.

Разновидности

Дела о взяточничестве должностных лиц рассматриваются судами постоянно.

  1. Если должностное лицо потребовало денежную сумму, его действия квалифицируются двумя статьями УК РФ: 163 и 290. Данные правонарушения Уголовный кодекс рассматривает как особо тяжкие, и наказание может составить до 15 лет тюремного заключения. Если инициатор – гражданское лицо, согласно Уголовному кодексу, его могут также посадить. У этого преступления изначально есть квалифицирующие признаки:
    • подарки или вознаграждение деньгами чиновник получать не имеет права;
    • наличествует злоупотребление служебным положением.
  2. Если взятку потребовал полицейский, обращаться следует в отдел собственной безопасности. Если требования выдвинул следователь городской прокуратуры, то поможет прокуратура областная, краевая или республиканская. Обязательным условием начала расследования является фиксация процедуры передачи денежных средств. Если прокурором обращение принято, с правонарушителем начнет работать УБЭП или отдел безопасности.

Как доказать

Доказывать факт вымогательства потерпевший не обязан, поскольку эта обязанность возложена на прокурора и следователя. Необходимые для расследования правонарушения действия должен предпринимать следователь. Если его решения не устраивают пострадавшего, он обращается к прокурору. Пострадавшие лица могут только зафиксировать факт в зависимости от того, выражался он в устной или письменной форме.

При устной форме может быть использована видео или аудиосъёмка. Но если гражданина, вымогающего взятку, не предупредили о записи, материалы могут отказаться использовать при судебном разбирательстве.

При письменной форме следователю необходимо предоставить их на бумажном носителе или распечатку, если это переписка в социальной сети. Требования в отношении доказательной базы очень жёсткие, поэтому лучше выполнить определённую последовательность действий в случае вымогательства:

  • попросить срок для того, чтобы собрать средства;
  • обратиться с заявлением в правоохранительные органы;
  • потребовать медицинского освидетельствования в случае причинения телесных повреждений с выдачей заключения;
  • согласовать действия с полицией;
  • встретиться с вымогателем/вымогателями.

Сотрудники полиции задержат вымогателей, и переданные жертвой купюры станут доказательством на суде. При определении меры пресечения вымогателям учитываются все обстоятельства преступления и собранные доказательства. Действия в случае взяточничества должностным лицом аналогичные.


Признаки взятки

В зависимости от того, какие признаки имеет правонарушение, суд решает, какая статья будет принята за основу при выборе меры пресечения. Среди наиболее частых правонарушений – ситуации, когда взятку требует должностное лицо. О том, что имеет место шантаж от должностного лица с целью личного обогащения, можно говорить при следующих признаках:

  • чиновник явно и действует в личных интересах;
  • чиновник прямо заявил пострадавшему лицу/лицам, что без финансового стимула он выполнять свои обязанности не будет;
  • чиновник угрожал причинить ущерб гражданину при неполучении суммы денег и пр.

Статья УК РФ 290 предусматривает наказание в тех случаях, когда речь идёт о взяточничестве должностного лица. Наказание определяется в соответствии с признаками, особенностями конкретной ситуации.

Как составить заявление

Для того чтобы злоумышленник не избежал наказания, потерпевшему следует обратиться в органы правопорядка, предварительно написав обращение. Бланк можно скачать на специализированном сайте интернета или же спросить образцы заявлений у сотрудников правоохранительных органов. В документе должны быть указаны:

  • дата произошедшего события;
  • информация о злоумышленнике;
  • размеры требуемой суммы;
  • чем запугивал;
  • когда и где назначена встреча с передачей денег;
  • требование принять меры для того, чтобы преступник понёс заслуженное наказание.

Документ должен быть составлен в 2-х экземплярах, один из которых заявитель оставляет себе. Уголовная ответственность за эти правонарушения в России подразумевает суровое наказание злоумышленников.


Меры пресечения

Мера пресечения за взяточничество определяется согласно статье 163 Уголовного кодекса РФ, но предсказать приговор суда (речь идёт о сроках и размерах штрафов) невозможно. При вынесении приговора учитываются все факторы, вплоть до количества преступников (один или несколько). Уголовной ответственности подлежат совершеннолетние преступники согласно нормам закона, перечисленным в кодексе. Для вымогателей срок тюремного заключения может составлять до 15 лет (при наличии отягчающих обстоятельств), срок ограничения свободы до 2 лет, срок заключения под арест до полугода, срок принудительных работ до 4 лет. Возможен также штраф до 1 миллиона рублей.

При определении меры пресечения для взяточников за основу принимают статью 290 Уголовного кодекса РФ. Взяточник может быть наказан, если взял сумму до 150 тысяч рублей, тюремным заключением сроком от 7 до 12 лет и штрафом в шестидесятикратном размере взятки или штрафом в семидесятикратном размере полученной суммы. Если сумма превысила 1 млн. рублей, срок тюремного заключения будет составлять 8 – 15 лет лишения свободы или штраф в сумме, превышающей полученное в 80 – 100 раз.

Получать и давать взятку запрещено законом.

Вымогательство взятки также является запрещенным действием, за которое предусмотрено соответствующее наказание .

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - звоните по телефонам бесплатной консультации :

Что это такое: понятие и законодательный регламент

Под данным определением понимают требования должностного лица передать ему материальные ценности, деньги .

Гражданин пользуется своим положением, пытается извлечь из него выгоду.

Проявляться вымогательства могут словесно, подкрепляются . Движет преступником чувство наживы, корысть .

Законом данное деяние наказывается. Мера ответственности закреплена в части 5 статьи 290 УК РФ . Нужно понимать, что вымогательство денежных средств, либо других материальных ценностей может быть как прямым, так и завуалированным .

Гражданин не всегда понимает, что совершается преступление. Порой нарушители действуют очень осторожно, стараясь не говорить о взятке прямо, применяя различные уловки.

Признаки преступления

Определить факт данного нарушения помогают следующие признаки:


Во время совершения преступления нарушитель всячески пытается надавить на жертву. Это могут быть словесные методы, угрозы, нанесение побоев.

Преступник пытается убедить жертву, что деньги внести необходимо, иначе она столкнется с огромными, нерешаемыми проблемами. Жертва бывает запугана , поэтому соглашается на передачу денежных средств или иных материальных ценностей.

Проблемы квалификации

Специалисты сталкиваются с проблемами квалификации данного преступления. Все дело в том, что вымогательство взятки не является квалифицирующим признаком обычных способов ее получения.

Эти методы предполагают взаимную заинтересованность обеих сторон .

В обычных способах ее передачи стороны заключают преступную сделку.

Они выполняют действия по своей воле, принуждения нет .

Вымогательство взятки является принуждением. Взяткодатель вынужден выполнить требования преступника, он делает это не по своей воле .

На него оказывается давление, под которым совершается преступление. В связи с данными нюансами квалифицировать это преступление невозможно.

Что делать и куда обращаться, если требуют взятку?

Столкнувшись с данным нарушением, граждане бывают растерянны. Они не знают, куда обратиться за помощью. Специалисты приводят несколько советов, которые могут помочь пострадавшим.

Что в этом случае нужно сделать? Самый эффективный выход-обращение в правоохранительные органы . За вымогательство предусмотрена статья 163 УК РФ.

Как доказать?

Вымогательство связано с требованием передать какое-либо имущество (чаще всего деньги) либо права на это имущество.

Иногда приходится сталкиваться с вымогательством взятки.

Доказать факт вымогательства порой достаточно сложно . По этой причине сбор доказательств по факту вымогательства затруднен.

В любом случае не будет лишним взять диктофон на предстоящую встречу с вымогателями (если она происходит по плану). Если возможно, использовать скрытую камеру.

Если есть возможность привлечь свидетелей, то необходимо это сделать.

Если вымогатели начали осуществлять свои угрозы (например, произошло избиение), то следует пройти медицинское освидетельствование, чтобы зафиксировать нанесение телесных повреждений.

В ряде случаев доказательствами могут послужить платежные документы, расписки и т.д.

Вымогательство денег

Часто общение между вымогателем и потерпевшим ограничивается лишь разговором, во время которого преступник выражает свои требования .

Иногда граница между вымогательством и пространными «намеками» выглядит очень размыто.

Например , если взятку вымогает у водителя сотрудник ГИБДД, то его приглашение пройти в патрульную машину и даже рассуждения о «нелегкой жизни» нельзя расценивать как вымогательство.

Если имеет место вымогательство со стороны сотрудников государственных и муниципальных учреждений, то нужно стремиться сохранять всю подтверждающую документацию .

Так, нередко медперсонал требует с больных заплатить за лекарство в период лечения в стационаре, мотивируя тем, что в лечебном учреждении данного препарата нет, просят оплатить операцию (которую обязаны сделать бесплатно) и т.д.

В таких случаях следует сохранять все чеки, квитанции и иную платежную документацию .

Куда обратиться?

При вымогательстве необходимо обратиться в полицию по месту его совершения (в отдел того города или района, где вымогатели потребовали деньги). Следует позаботиться о получении у дежурного талона-уведомления о том, что ваше заявление принято к рассмотрению.

По поступившему заявлению обязаны произвести проверку и в письменном виде уведомить вас о возбуждении уголовного дела по данному факту либо об отказе в его возбуждении. С заявлением также можно обратиться в прокуратуру.

В заявлении нужно изложить все обстоятельства как можно более подробно.

Следует рассказать, каким образом осуществлялось вымогательство, описать внешность вымогателя (если его личность не установлена).

Если при этом присутствовали свидетели, это необходимо указать. В обязательном порядке нужно потребовать возбуждения уголовного дела и привлечения к ответственности лиц, виновных в вымогательстве.

Образец заявления в полицию или прокуратуру по факту вымогательства и угрозах смотрите ниже :

Бланк образца заявления.

Особый случай — вымогательство со стороны чиновников . Нередко работники властных структур вымогают деньги за оформление документов, быстрое (внеочередное) решение вопроса, выдачу какого-либо разрешения предпринимателю.

К сожалению, о таких фактах довольно редко сообщают в правоохранительные органы , что создает благоприятную среду для беспрепятственных действий таких государственных служащих.

При вымогательстве подобного рода следует обратиться в отдел по борьбе с экономическими преступлениями. Как правило, меры по отношению к таким чиновникам принимаются незамедлительно.

При вымогательстве взятки также можно обратиться в прокуратуру , в органы федеральной безопасности– в Управление ФСБ России и в следственные органыследственное управление Следственного комитета РФ в соответствующем субъекте Федерации.

Если взятку вымогает сотрудник ГИБДД, то владелец авто может позвонить по так называемому «телефону доверия» (имеется во всех подразделениях данной службы).

Его номер можно узнать на стационарных постах и у патрулей ДПС). О вымогательстве такого характера можно сообщить руководству Управления ГИБДД субъекта РФ или отдела, где работает данный инспектор.

Автомобилист имеет право вызвать к месту конфликта вышестоящее должностное лицо и обратиться с жалобой в письменном виде . Также в этом случае можно обратиться в прокуратуру.

Следует точно зафиксировать время и место, где происходило вымогательство взятки, записать фамилии сотрудников либо номера их нагрудных жетонов. По возможности — сделать фотографии или видеозапись.

Как известно, уголовная ответственность предусмотрена и за дачу взятки.

Если произошло так, что взятка уже дана, все равно нужно обратиться в правоохранительные органы и активно способствовать раскрытию данного преступления. В этом случае можно избежать наказания.

Как избавиться от вымогателей?

Казалось бы, самый простой способ избавиться от вымогателей — уступить их требованиям и все-таки отдать им денежную сумму, которую они запрашивают.

Однако здесь есть неоднозначные нюансы.

Во-первых, остается риск , что после получения денег вымогатель все равно не успокоится.

Напротив, он может требовать все новые и новые денежные суммы. Возможно, его запросы возрастут до такой степени, что удовлетворить их уже будет нереально.

Нередки случаи мошенничества
, связанные с займами денежных средств. Так, если взятые в долг средства и начисленные проценты будут возвращены, не факт, что кредитор не будет требовать вернуть долг еще раз.

Если вымогательство связано с отдачей долга и какие-то денежные средства все-таки были вручены вымогателям, то следует оформить этот факт в виде расписки. Хотя это не всегда может быть оптимальным выходом из ситуации.

Второй вариант подать заявление о вымогательстве в правоохранительные органы (полиция, прокуратура). Это гораздо более эффективный выход.

Конечно, здесь потребуется приложить некоторые усилия и проявить терпение. Последнее понадобится для сбора как можно более подробной информации о вымогателе.

Это нужно для того, чтобы поданное заявление было оперативно рассмотрено и по нему было принято справедливое решение.

Общаться с вымогателем придется спокойно и выдержанно.

Отлично, если удастся зафиксировать его угрозы — например, записать их на диктофон.

В зависимости от обстоятельств — типа вымогательства, степени угрозы, требуемой вымогателем суммы — будет разработана схема оперативных действий .

Чаще всего будет предложено передать вымогателю помеченные денежные купюры. В момент передачи денежной суммы производится задержание вымогателя.

Не нужно показывать вымогателю своего страха перед разглашением тех или иных сведений. Напротив, в некоторых случаях лучше самостоятельно предать огласке эти сведения, чтобы обезоружить вымогателя.

Ведь вымогатель может «рассекретить» данную информацию в выгодном для него свете.

Как бороться?

Если по каждому случаю вымогательства со стороны государственных и муниципальных структур сигнализировать в соответствующие органы , то, скорее всего, оно будет сведено к минимуму.

В частности, вымогательство в лечебных учреждениях можно пресечь, обратившись с жалобой к главврачу на тех медработников, которые вымогают деньги за выполнение своих непосредственных обязанностей. Хорошие результаты даст обращение в страховую компанию .

Важно в первую очередь неравнодушие и решимость тех, у кого вымогают деньги.

Конечно, порой вступление в борьбу с вымогателями чревато стрессами .

Но зато вымогатели будут наказаны , а потенциальные вымогатели, работающие в этих учреждениях, взвесив все «за» и « против», вероятно, откажутся от осуществления своих планов.

Кроме того, необходимо принять меры, направленные на защиту персональных данных и информации личного характера, чтобы не создавать вымогателям широкого поля деятельности.

Не стоит посвящать в семейные тайны посторонних людей, хвастаться материальным достатком, передавать третьим лицам свои фотографии, документы и т.д.

Особую осторожность следует соблюдать при выкладывании информации в Интернет. Не следует заводить сомнительные знакомства.

Заключение

С каким бы видом вымогательства нам ни пришлось столкнуться, исход ситуации будет зависеть от нашего решения .

Если пытаться противостоять вымогателям самостоятельно или выполнять их требования — шанс избавиться от преследований вымогателей невелик.

Ситуация может обостриться еще в большей степени.

Лучше не надеяться на свои силы, а, собрав максимально подробную информацию о вымогателях, обратиться с заявлением в полицию, прокуратуру или другие компетентные органы .

Вымогательство изначально является трудно доказуемым преступлением. Для того, чтобы злоумышленник был осужден, суду необходимо предоставить неопровержимые доказательства. Ситуация усугубляется, когда речь идет о доказывании вымогательства должностным лицом. Об этом и пойдет речь в нашей статье.

Ответственность за вымогательство должностным лицом

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Данное деяние можно квалифицировать по двум статьям уголовного кодекса: и статья 290 УК РФ (получение взятки). Оба преступления являются особо тяжкими, и в зависимости от обстоятельств, предусматривают наказание до 15 лет лишения свободы. Только во втором случае, инициатором преступления является непосредственно гражданское лицо, которое, в случае отсутствия факта вымогательства и само может отправиться на скамью подсудимых.

При этом, вымогательство должностным лицом отличается от «классического» вымогательства тем,что оно не сопровождается насилием или же угрозой применения такового. Просто за определенные действия (выдача разрешения, отмена решения и т.д.) с гражданского лица требуется определенная сумма.

Вымогательство взятки должностным лицом изначально обладает квалифицирующими признаками (отягчающими обстоятельствами),т.к. во-первых, чиновник по определению не имеет права получать от рядовых граждан вознаграждения или подарки (благодарность) выраженные в денежном эквиваленте, и во-вторых, должностное лицо злоупотребляет своими служебными полномочиями, что является отдельным преступлением.

Если взятку требует сотрудник полиции

А вот, что делать, если полицейский вымогает взятку? Логично, что жаловаться в полицию на сотрудника этого же ведомства о вымогательстве взятки нет смысла. Дабы не «очернять» честь мундира, даже при стопроцентных доказательствах, дело может быть и не начато «за недостаточностью улик».

Следовательно, в таких случаях следует обращаться в так называемый отдел собственной безопасности, который есть в каждом городе. Заявления на действия сотрудников полиции (включая и работников ГИБДД) принимаются в общем порядке. Поэтому сюда может обратиться каждый.

Что делать если требуют взятку?

Если вы столкнулись с незаконными требованиями о даче взятки со стороны должностного лица, то важно знать, что заявление, не подкрепленное абсолютно ничем, скорее всего затеряется в архивах государственного ведомства. Значит, для достижения должного эффекта, советуем вам придерживаться следующего алгоритма действий:

  • для начала следует обзавестись какой-либо доказательной базой (аудио или видео материалы, документы, свидетельства очевидцев и т.д.);
  • определиться с ведомством, куда следует подавать заявление;
  • предоставить сотрудникам как можно больше информации.

Куда обращаться гражданину, если требуют взятку

По общему правилу, как и во всех остальных случаях, при вымогательстве со стороны должностного лица следует обращаться прямиком в полицию. В зависимости от «положения» чиновника, в некоторых случаях целесообразно подавать жалобу прямо в прокуратуру.

К примеру, если преступные требования исходят от следователя городской прокуратуры, то следует обращаться в республиканскую, краевую или областную прокуратуру. Меры будут приняты в оперативном порядке.

После того, как заявление будет принято, с нечистым на руку чиновником начнет работать либо отдел собственной безопасности, либо управление по борьбе с экономическими преступлениями (в аббревиатуре — УБЭП).

Плюс, стоит знать, что для предъявления обвинения по указанным нами выше статьям, важно зафиксировать процедуру непосредственной передачи денег. Иначе, что-то доказать будет крайне проблематично. Следовательно, обращаться в компетентные органы следует сразу после того, как было выставлено незаконное требование.

Данная памятка поможет если у вас требуют взятку. Вся остальная работа, за правоохранительными органами, которые обладают всеми средствами (в том числе и техническими) для того, чтобы вывести злоумышленника на чистую воду.

Юрист коллегии правовой защиты. Кандидат юридических наук. Стаж работы в сфере уголовного права — 14 лет. Защита в суде, полное ведение дела, подготовка документов.