Что контролировать по охране труда. Трехступенчатый контроль за соблюдением охраны труда


Трудовым законодательством РФ предусмотрены различные виды контроля по охране труда. Выбор зависит от производственных факторов. Регулярный контроль предусматривает улучшение условий труда и проведение профилактических инструкций, что поможет не допустить аварийных случаев на производстве и исключить возможность развития профессиональных заболеваний у сотрудников организации.

За проведение контроля отвечают штатные или внештатные инспектора. Это может быть и управляющий структурного подразделения компании. Если речь идет о государственном контроле, то за соблюдением правил охраны труда наблюдают представители исполнительной власти.

Инспектирование предприятий происходит на основе составленных функциональными инстанциями правовых актов, которые вмещают требования об охране труда, возможные травматические случаи для определенной специальности, а также санитарные нормы по работе с объектами производства. В случае получения производственной травмы работник может рассчитывать на выплату материальной компенсации.

Главным органом, который отвечает за проверку соблюдения условий ОТ, является Генпрокуратура Российской Федерации. Работу местных предприятий регулируют нижестоящие прокуроры.

Действующий ГОСТ Р 12.0.006-2002 включает перечень видов контроля по охране труда, которые позволяют определить, насколько тщательно соблюдаются правила ОТ, а также разработать план улучшения охраны труда в организации на основе актуального анализа. В компании могут применяться следующие типы надзора:

  • текущий (подразумевает исполнение запланированных мероприятий по ОТ);
  • постоянный (непрерывный контроль над условиями производственного процесса);
  • многоуровневый;
  • реагирующий;
  • внутренний;
  • внешний (после его проведения филиал или цех получает сертификат соответствия).

Важно! К проведению любой из вышеуказанных оценочных мероприятий можно привлекать только тех сотрудников, которые прошли первичный инструктаж по ОТ. Начальное инструктирования является обязательным для всех сотрудников, которые поступают на новое рабочее место.

Принадлежность инспекторов

Исходя из принадлежности тех, кто занимается оценкой охраны труда на предприятии, выделяют классификацию видов контроля, который может быть государственным, внутриведомственным и общественным.

Государственный

Данный вид надзора осуществляется сотрудниками профильных государственных органов. Может производиться контроль как федерального, так и местного масштаба. Государственный контроль за охраной труда регламентируется нормами российского законодательства (статья №360 ТК РФ).

Внутриведомственный

Внутриведомственный контроль охраны труда осуществляется руководствующими институтами. Так, могут проверять условия труда в ведомстве более низкого ранга. Проверяющий и проверяемый должны быть частью определенный структуры (акционерное объединение, концерн и т. д.). Функционирование служб охраны труда также проходит в рамках внутриведомственного контроля.

Общественный

Подобный надзор присущ всем либеральным государствам, где ценится свобода слова. Общественный контроль должен осуществляться непосредственно гражданами, а в качестве инициатора проверки может выступать любое лицо. В большинстве случаев таким правом пользуются фонды, социальные группы, представители медиа, члены профсоюзов. Особенно активно данный метод развивается в последние годы, когда можно опубликовать на страницах соцсетей результаты проверки условий работы на предприятии.

Также различают технический и социальный контроль за состоянием охраны труда. Контроль за состоянием охраны труда первого типа относят к инструментам труда, а цель второго – проверка деятельности самих сотрудников (в частности, соблюдают ли они правила ОТ). Также социальная оценка касается и самого начальника, который обязуется обеспечить подходящие условия труда на предприятии.

Частота контроля

В зависимости от того, насколько часто на предприятии проводится контроль, различают следующие виды надзора:

  • постоянный;
  • оперативный;
  • выборочный.

Постоянный тип применятся во время регулярной оценки состояния ОТ во время производства (контроль используется ежедневно). Целью этого надзора является проверка работоспособности оборудования и исправности защитных устройств в организациях, где проводятся работы повышенной опасности. На рабочем месте должны быть огнетушители и специальная одежда для аварийных случаях (особенно это касается тех ситуаций, когда проходит активная работа с огнеопасными веществами).

Оперативный контроль подразумевает периодическую оценку условий работы на предприятии, которая проводится управляющим филиала вместе с участниками профсоюзов. Цель – проверка соблюдения санитарно-гигиенических требований, рабочих инструментов и аппаратуры.

Выборочный контроль осуществляется в определенный день раз в месяц. Для его проведения собирается экспертная группа, куда входят инженер по охране труда и руководитель структурного подразделения. Проходят проверка соблюдения нормативно-правовых актов и контроль над обеспечением условий выполнения трудовых функций. Также может проверяться факт проведения регулярного или внеочередного инструктажа по ТБ.

Методика проведения

1-я ступень

За надзор отвечает руководящее лицо (начальник цеха, мастер, бригадир и т. д.). Он проходит только на том участке предприятия, за который оно отвечает. Контроль над работой оборудования, санитарными нормами, соблюдением охраны труда проводится регулярно перед началом выполнения работ. Любые нарушения должны регистрироваться в письменной форме в журнале по трудовой безопасности.

2-я ступень

Проверку проводит вышестоящее лицо – начальник филиала. Программа проверки не имеет существенных отличий, однако руководителя может интересовать выполнение графиков чтения инструктажей, ремонтов, осмотров определенного участка и т. д. Также начальник, который часто сопровождается членом комиссии по ОТ, может проверить факт освидетельствования оборудования и средств защиты. Все нарушения записываются в журнале, а от подчиненного руководящего лица могут потребовать объяснений, почему те или иные условия труда не были соблюдены.

3-я ступень

Проходит под руководством руководителя компании, при этом осуществляется масштабная оценка каждого цеха и филиала предприятия. Управляющего интересует, были ли устранены недочеты, выявленные в рамках первых двух ступенях проверки. Кроме того, проводится мониторинг медосмотров, плановых мероприятий по улучшению ОТ в организациях.

Результаты проверки закрепляются приказом в двух экземплярах, после чего его анализируют на заседании комиссии. Комплексное обследование директором обычно проходится не чаще раза в год.

Правила проведения оценки

  1. Инспектор должен иметь официальное удостоверение, где содержится информация о его полномочиях.
  2. Руководителя филиала в письменной форме предупреждают о проверке, если речь не идет о регулярном надзоре.
  3. Для участников экспертной группы нужно подготовить пропуски, так как в противном случае они могут быть не допущены к участию в процессе.
  4. Члены комиссии должны придерживаться принципов конфиденциальности и возвращать переданные для проверки бумаги в первоначальном виде. Инструктор имеет право запрашивать любые документы, которыми он может оперировать.
  5. Обычно выделяют два этапы оценки – работа с документацией проверяемого подразделения и проверка технической составляющей филиала.
  6. В ходе проверки инспектором должны быть даны рекомендации по устранению недочетов.

То, насколько эффективно проводится контроль, зависит от уровня его организации и выбранных методов надзора. В особенности это касается участков производства, где проводятся работы повышенного риска. Органы, занимающиеся охраной труда, могут запросить акты, где описаны трудовые отношения. В число документов, подлежащих проверке, может входить и трудовой договор, где обозначены существенные условия труда.

Правительство области постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Примерное положение о периодическом трехступенчатом контроле за состоянием условий и охраны труда.

2. Рекомендовать работодателям области всех форм собственности, органам первичных профсоюзных организаций и иным уполномоченным работниками представительным органам проводить трехступенчатый контроль за состоянием условий и охраны труда.

3. Управлению занятости населения области (Е.А.Дуленова) рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов области оказывать необходимую помощь работодателям области в практическом применении Примерного положения, утвержденного настоящим постановлением.

(в ред. постановления Правительства Амурской области от 05.08.2013 N 337)

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства области Половайкину Т.Г.

(в ред. постановлений Правительства Амурской области от 05.08.2013 N 337 , от 13.09.2017 N 433 , от 03.06.2019 N 301)

Губернатор
Амурской области
О.Н.КОЖЕМЯКО

Примерное положение о периодическом трехступенчатом контроле за состоянием условий и охраны труда

1. Общие положения

1.1. Настоящее Примерное положение устанавливает порядок проведения трехступенчатого контроля за состоянием условий и охраны труда. На его основе работодатели области могут разрабатывать с учетом своей специфики соответствующие положения.

1.2. Трехступенчатый контроль проводится работодателями области всех форм собственности, в том числе работодателями - индивидуальными предпринимателями, и является основной формой совместного контроля представителями работодателя и трудового коллектива за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах.

2. Цели и задачи

2.1. Целью проведения трехступенчатого контроля является выявление нарушений законодательства об охране труда, действующих правил, инструкций, стандартов и других нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

2.2. Проведение трехступенчатого контроля способствует снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, обеспечивает коллективную ответственность за состоянием охраны труда всех работников организации.

3. Организация проведения трехступенчатого контроля

3.1. Руководство организацией трехступенчатого контроля осуществляют руководители организаций, работодатели - индивидуальные предприниматели, органы первичной профсоюзной организации и иные уполномоченные работниками представительные органы.

3.2. Каждая ступень контроля проводится на определенном уровне управления:

первая ступень - на участке цеха (производства), в смене или бригаде (далее - участок);

вторая ступень - в цехе, на производстве или участке (далее - цех);

третья ступень - в организации в целом.

3.3. Первую ступень контроля, предусматривающую ежедневное обследование состояния условий и охраны труда до начала работы (при работе с повышенной опасностью - в течение рабочего дня), проводят начальник соответствующего участка и уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда первичной профсоюзной организации или трудового коллектива (далее - уполномоченный по охране труда).

3.4. Вторая ступень контроля проводится еженедельно комиссией, возглавляемой начальником цеха. В состав комиссии входят руководители технических служб и уполномоченные по охране труда цеха, специалист по охране труда или специалист, на которого работодателем возложены обязанности по охране труда.

Работа комиссии осуществляется по графику, который устанавливается начальником цеха и согласовывается с членами комиссии. График составляется так, чтобы один раз в месяц вторая ступень контроля совмещалась с третьей.

3.5. Третья ступень контроля проводится один раз в месяц комитетом (комиссией) по охране труда, созданным в соответствии со статьей 218 Трудового кодекса Российской Федерации .

Приказом работодателя устанавливается ежемесячный единый день проверки состояния условий и охраны труда (День охраны труда). Ежегодно, 28 апреля, День охраны труда работодатели области проводят как мероприятие, посвященное Всемирному дню охраны труда. При совпадении Всемирного дня охраны труда с выходным днем День охраны труда переносится на предшествующий выходному рабочий день.

3.6. Работодателям с небольшой численностью работников рекомендуется применять двухступенчатый контроль:

первая ступень - ежедневное обследование состояния условий и охраны труда начальником участка и уполномоченным по охране труда;

вторая ступень - ежемесячное углубленное обследование комитетом (комиссией) по охране труда.

4. Порядок проведения трехступенчатого контроля

4.1. Трехступенчатый контроль проводится по программам, составленным с учетом специфики выполняемых работ и примерного перечня вопросов, рассматриваемых при проведении трехступенчатого контроля за состоянием условий и охраны труда (приложение N 1 к Примерному положению).

Программы всех трех ступеней контроля носят целевой характер, то есть предусматривают тщательную проверку состояния охраны и условий безопасности труда по двум - трем конкретным направлениям работ (темам), при этом в программу первой ступени контроля ежедневно включаются вопросы, касающиеся безопасности труда на работах с повышенной опасностью.

4.2. Нарушения, выявленные в результате проверок на первой и второй ступенях контроля, фиксируются в специальных журналах (приложение N 2 к Примерному положению), которые хранятся соответственно у начальников участка и цеха. По итогам выявленных нарушений намечаются мероприятия по устранению нарушений, определяются сроки и ответственные за исполнением мероприятий.

Устранение недостатков проводится, как правило, сразу после их обнаружения. Если недостатки, выявленные проверкой, не могут быть устранены силами работников цеха (участка), то его руководитель по окончании осмотра докладывает об этом вышестоящему начальнику для принятия соответствующих мер.

4.3. Результаты контроля третьей ступени оформляются актом (приложение N 3 к Примерному положению) и обсуждаются в конце дня на заседании комитета (комиссии) по охране труда с участием руководителя организации, работодателя - индивидуального предпринимателя. На заседании рассматривается положительный опыт, определяются полнота предлагаемых мероприятий по устранению недостатков, выявленных проверкой, отчеты о выполнении плана мероприятий, намеченных после предыдущей проверки.

4.4. В случае обнаружения грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может привести к аварии или несчастному случаю, производство работы приостанавливается комиссией второй ступени контроля или комитетом (комиссией) по охране труда до устранений этого нарушения.

5. Контроль за выполнением мероприятий

5.1. Нарушения, выявленные в результате проверки на первой ступени контроля, устраняются под руководством начальника участка.

Начальник участка и уполномоченный по охране труда перед началом каждой смены информируют работников о выявленных нарушениях и мерах, принятых по их устранению.

Ежедневно, в конце смены, начальник участка отчитывается перед начальником цеха о состоянии охраны труда на участке.

5.2. Контроль за выполнением мероприятий, намеченных по результатам проверки на второй ступени контроля, возлагается на службу охраны труда (специалиста по охране труда), специалиста, на которого возложены обязанности по охране труда.

Ежемесячно начальник и уполномоченные по охране труда цеха информируют свой коллектив о состоянии охраны труда в цехе.

Один раз в месяц начальник цеха отчитывается перед руководителем организации, работодателем - индивидуальным предпринимателем о состоянии охраны труда в цехе.

5.3. По итогам проверки на третьей ступени контроля руководитель организации, индивидуальный предприниматель в недельный срок издают приказ с приложением плана мероприятий по устранению выявленных недостатков, указанием сроков исполнения и ответственных лиц.

Контроль за выполнением мероприятий возлагается на службу охраны труда (специалиста по охране труда), специалиста, на которого возложены обязанности по охране труда.

Приложение N 1. Примерный перечень вопросов, рассматриваемых при проведении трехступенчатого контроля за состоянием условий и охраны труда

Приложение N 1
к Примерному положению

1. На первой ступени контроля

1. Выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой.

2. Состояние и правильность организации рабочих мест (расположение и наличие необходимого инструмента, приспособлений, заготовок и др.).

3. Состояние проходов, переходов, проездов.

4. Безопасность технологического оборудования, грузоподъемных и транспортных средств.

5. Соблюдение работниками правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментами.

6. Соблюдение правил складирования заготовок и готовой продукции.

7. Исправность приточной и вытяжной вентиляции, местных отсосов и газоулавливающих устройств.

8. Соблюдение правил безопасности при работе с вредными и пожаровзрывоопасными веществами и материалами.

9. Наличие и соблюдение работниками правил и инструкций по охране труда.

10. Наличие и правильность применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.

11. Наличие на выполнение работ повышенной опасности нарядов-допусков.

2. На второй ступени контроля

1. Анализ организации и результатов работы первой ступени контроля.

2. Выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения предыдущих проверок.

3. Выполнение приказов и распоряжений руководителя организации и начальника цеха, работодателя - индивидуального предпринимателя, решений профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа, предложений уполномоченных по охране труда.

4. Выполнение предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля.

5. Выполнение мероприятий по устранению причин несчастных случаев на производстве.

6. Исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств и технологических процессов требованиям стандартов безопасности труда.

7. Соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов производственного оборудования, вентиляционных и аспирационных систем и установок, технологических режимов и инструкций.

8. Соблюдение работниками правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментами.

9. Состояние переходов и галерей.

10. Оснащенность уголков охраны труда, наличие плакатов по охране труда, сигнальных цветов и знаков безопасности.

11. Наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств, контрольно-измерительных приборов.

12. Соблюдение правил безопасности при работе с вредными и пожаровзрывоопасными веществами и материалами.

13. Своевременность проведения инструктажей по охране труда с работниками.

14. Наличие и правильность применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.

15. Обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда.

16. Соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

3. На третьей ступени контроля

1. Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.

2. Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда работников организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей.

3. Обучение и аттестация работников по другим направлениям безопасности труда, организуемые органами государственного надзора и контроля и федеральными органами исполнительной власти.

4. Ознакомление работников с требованиями охраны труда, информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

5. Оснащенность кабинета (уголка) по охране труда.

6. Проведение инструктажа неэлектротехнического персонала перед присвоением I группы по электробезопасности.

7. Наличие инструкций по охране труда на рабочих местах, их качество и своевременность пересмотра.

8. Знание работниками правил и инструкций по охране труда.

9. Обеспеченность технической документацией (правилами производства работ, технологическими картами и т.п.) и соответствие выполняемых работ ее требованиям.

10. Соблюдение порядка допуска к работам в зоне действия опасных производственных факторов. Правильность оформления и выдачи нарядов-допусков на производство работ повышенной опасности. Полнота мер безопасности, указанных в наряде-допуске. Соблюдение порядка закрытия нарядов-допусков и сроков их хранения. Наличие и правильность учета работ, выполняемых по нарядам-допускам, утвержденных списков лиц, ответственных за безопасность работ, выполняемых по нарядам-допускам.

11. Контроль за своевременным прохождением работниками предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями.

12. Обеспеченность работников сертифицированными специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Состояние и учет средств индивидуальной защиты, правильность их применения, хранения, своевременность стирки и ремонта спецодежды.

13. Наличие аптечек на рабочих местах, журналов учета и содержания средств защиты и контроля параметров рабочей среды. Укомплектованность подразделений (участков) средствами защиты и контроля параметров рабочей среды, а аптечек - медикаментами и приспособлениями.

14. Состояние производственных и вспомогательных зданий и сооружений, перекрытий, световых фонарей. Правильность расположения и устройства входов, выходов, лестниц, переходов, ограждений и пр.

15. Состояние организации безопасного движения транспорта и персонала на территории организации. Содержание рабочих мест, проходов и проездов и достаточность их освещения.

16. Состояние ограждения территории организации, опасных зон.

17. Наличие в требуемых местах предупредительных надписей, плакатов и знаков безопасности в помещениях и на территории.

18. Наличие на территории организации складских площадок и правильность складирования материалов.

19. Наличие и качество соответствующих надписей и обозначений на всем установленном оборудовании.

20. Осмотр рабочих мест (наличие заземления, исправность применяемого инструмента и такелажа, организация работы на высоте, применение грузоподъемных механизмов, открытого огня, касок и т.д.).

21. Состояние электросборок 380/220 В в подразделениях и цехах. Наличие надписей, схем, заземления корпусов машин и оборудования, замков для запирания дверей.

22. Наличие в цехах стационарной электропроводки напряжением 12 - 50 В для присоединения ручных переносных электрических светильников; наличие переносных трансформаторов для питания ручных переносных электрических светильников напряжением 12 - 50 В; их содержание, порядок выдачи, своевременное измерение сопротивления и испытание изоляции.

23. Учет, хранение, выдача, испытание слесарно-монтажного инструмента с изолирующими рукоятками.

24. Осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, подконтрольных Ростехнадзору.

25. Соблюдение требований санитарных норм и правил безопасности труда при работе с источниками радиоактивного излучения и их хранение.

26. Правильность и безопасность хранения и применения вредных, горючих и взрывоопасных веществ.

27. Санитарное состояние помещений, в которых производятся работы с ртутью.

29. Порядок обслуживания грузоподъемных машин и механизмов, подконтрольных Ростехнадзору. Наличие приказов о назначении лиц, ответственных за исправное состояние, безопасную эксплуатацию грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары, безопасное производство работ по перемещению грузов кранами. Своевременность проверки знаний у перечисленных выше лиц, крановщиков и стропальщиков.

30. Соблюдение правил безопасности труда при эксплуатации механизмов и агрегатов, неподконтрольных Ростехнадзору (газосварочных генераторов, электросварочных аппаратов, подъемников, транспортеров, электротельферов, кранов-балок, управляемых с пола, электрокаров, лебедок, автопогрузчиков, землеройных машин, компрессоров и т.д.).

31. Проведение периодических осмотров и испытаний механизмов и агрегатов, неподконтрольных Ростехнадзору. Ведение журналов их учета, периодических осмотров и испытаний.

32. Наличие и исправность блокировочных и предохранительных устройств на оборудовании и механизмах.

33. Безопасность проведения погрузочно-разгрузочных работ при транспортировании грузов всеми видами транспорта.

34. Наличие перечня рабочих мест с загазованностью воздуха в рабочей зоне. Контроль загазованности воздуха в рабочей зоне.

35. Хранение реагентов (кислот, щелочей и т.п.).

36. Выполнение правил безопасности труда при работе с реагентами.

37. Наличие строительных проектов на леса и подмости. Устройство лесов и подмостей и выполнение мер по безопасной работе на них.

38. Наличие приставных (деревянных, металлических) лестниц, стремянок, их учет, хранение, эксплуатация и испытание статистической нагрузкой.

39. Состояние деревообрабатывающего и другого станочного оборудования, наличие приказов (указаний) о закреплении оборудования за ответственными лицами.

40. Наличие и исправность ограждений у двигателей станков, приводных и натяжных станций конвейеров, вращающихся частей механизмов и т.п.

41. Проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей.

42. Организация технического обслуживания автомобилей и прицепов перед выездом их в рейс и по возвращении из рейса.

43. Проведение инструктажей водителей перед каждым выездом в дальний рейс.

44. Техническое состояние транспортных средств, предназначенных для перевозки людей.

45. Соблюдение правил перевозки людей на грузовых автомобилях.

Приложение N 2. Форма журнала I и II ступеней контроля за состоянием условий и охраны труда

Приложение N 2
к Примерному положению

________________

* Не используется при двухступенчатом контроле.

Дата проведения контроля

Ф.И.О. руководителя участка и уполномоченного по охране труда (I ступень)

Состав комиссии, проводившей контроль (Ф.И.О., должность) (II ступень)

Выявленные нарушения по охране труда

Мероприятия по устранению нарушений

Ответственный за исполнение

Срок исполнения

Отметка о выполнении (дата, подпись ответственного за исполнение и уполномоченного по охране труда)

Примечание: На обложке журнала записывается наименование организации, цеха (участка), Ф.И.О. начальника цеха или участка, даты начала и окончания ведения журнала.

Приложение N 3. Акт третьей ступени контроля за состоянием условий и охраны труда

Приложение N 3
к Примерному положению

(наименование организации, работодателя -

индивидуального предпринимателя)

третьей ступени контроля за состоянием условий и охраны труда <*>

по программе: _____________________________________________________________

___________________________________________________________________________

в _______________________________________________ от ______________ 200_ г.

(наименование цеха/участка)

составлен комитетом (комиссией) по охране труда в составе председателя

___________________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность)

и членов комитета (комиссии) по охране труда: _____________________________

(Ф.И.О., должность)

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

в том, что ______________ 200_ г. произведена проверка состояния условий и

охраны труда.

Не выполнены в срок мероприятия, намеченные в результате предыдущей

проверки: _________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

По результатам проверки выявлены следующие нарушения и недостатки

и намечены мероприятия по их устранению:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Председатель комитета

(подпись)

Члены комитета

(комиссии) по охране труда _______________

(подпись)

(подпись)

________________

* При применении двухступенчатого контроля данный акт используется как акт второй ступени.

Контроль является одной из основных составляющих системы управления безопасностью груда и от того, насколько полно он осуществляется, насколько эффективны и действенны решения, принимаемые по материалам контроля, во многом зависит состояние охраны труда в подразделении, на предприятии.

Контроль бывает двух видов:

  • 1. Технический, если его объектами являются предметы труда (продукция, техническая документация и др.), средства труда (оборудование, инструмент), трудовые процессы.
  • 2. Социальный, если его объектом является деятельность человека.

Контроль представляет собой систему проверки соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям-законам, планам, нормам, стандартам, правилам, приказам, выявление результант воздействия субъекта на объект и отклонений от принятых управленческих решений.

Контроль является настолько важным средством обеспечения безопасности труда на производстве, что о необходимости этого вида деятельности говорится практически во всех нормативных актах по охране труда.

В любой деятельности важны принципы, на основе которых она строится. При осуществлении контроля такими принципами являются следующие.

Контроль должен быть эффективным. Этот принцип заключается в том, что контроль осуществляется не ради самого контроля, а для устранения обнаруженных недостач кон. Нет ничего хуже, как непринятие руководителем мер по выявленным недостаткам. Поэтому успех контроля определяется принятыми мерами.

Контроль должен быть полным, всесторонним и объективным. В этом принципе находит отражение одно из важнейших положений марксистско-ленинской диалектики, которая требует в любой отрасли знания всестороннего изучения предмета, познания всех сторон действительности, всех его связей и опосредствовании. Оно требует изучать факты и явления объективной деятельности не оторвано, не изолированно друг от друга. Выводы из результатов контроля будут объективны только в том случае, если они строятся не на единичных фактах, вырванных из общей связи причин и следствий и носящих случайный характер, а на фактах, отражающих существенные стороны явления.

Контроль должен быть непрерывным и регулярным, т.е. носить систематический характер, а не осуществляться от случая к случаю. И чем ниже ранг руководителя, тем выше должна быть систематичность. В отдельных случаях необходимо постоянное и непосредственное наблюдение за выполнением работ. Особые случаи, требующие с точки зрения обеспечения безопасности такого контроля, указаны в соответствующих правилах и инструкциях по технике безопасности.

Контроль должен быть своевременным. Этот принцип требует, чтобы контроль осуществлялся тогда, когда еще есть время для выполнения мероприятий по устранению препятствий, ошибок, недостатков. Этот принцип особенно важен при контроле планов, где фактор времени играет существенную роль.

Одной из эффективных форм контроля администрации и комитета профсоюза предприятия за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, а также за соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими законодательных и нормативно-технических актов по охране труда является трехступенчатый контроль.

Этот вид контроля не исключает проведение администрацией контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и инженерно-технических работников предприятий, а также общественного контроля профсоюзных органов. В зависимости от специфики производства, структуры и масштабов предприятия трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда проводится на первой ступени - на участке цеха, карьера, шахты; на второй ступени - в цехе, карьере, шахте; на третьей ступени - на предприятии в целом.

Первая ступень контроля осуществляется руководителем соответствующего участка (мастером, начальником участка, начальником смены) и общественным инспектором по охране труда ежедневно в начале рабочего дня (смены), а при необходимости (работы с повышенной опасностью) - ив течение рабочего дня (смены). По выявленным при проверке нарушениям и недостаткам намечаются мероприятия, определяются сроки и лица, ответственные за исполнение. Если недостатки не могут быть устранены силами участка, то его руководитель обязан доложить об этом вышестоящему начальнику для принятия соответствующих мер.

Вторая ступень контроля осуществляется комиссией, возглавляемой начальником цеха и старшим общественным инспектором по охране труда цеха, не реже двух раз в месяц. В состав комиссии входят руководители (представители) технических служб цеха, инженер по технике безопасности предприятия и медицинский работник, закрепленный за цехом. Комиссия намечает мероприятия, но устранению недостатков, а начальник цеха назначает исполнителей и сроки исполнения. Кроме того, начальник цеха (подразделения) должен организовать выполнение предложенных комиссией мероприятий по устранению выявленных недостатков.

Третья ступень контроля осуществляется комиссией, возглавляемой руководителем или главным инженером предприятия и председателем комитета профсоюза, не реже одного раза в квартал, а на практике, как правило, ежемесячно. В состав комиссии входят заместитель главного инженера по технике безопасности или руководитель службы охраны труда предприятия, председатель комиссии охраны труда комитета профсоюза, руководители технических служб, начальники газоспасательной службы, пожарной охраны, руководитель медицинской службы предприятия. Проверку проводят в присутствии руководителя и старшего общественного инспектора по охране труда, проверяемого подразделения. Результаты проверки оформляются актом, в недельный срок они должны быть обсуждены на совещании у руководителя предприятия с участием профсоюзного актива. На совещании должны присутствовать руководители всех участков и цехов предприятий. Здесь заслушиваются руководители тех участков (цехов), где выявлены неудовлетворительные условия труда, допущены нарушения правил безопасности и норм производственной санитарии. Проведение совещания рекомендуется оформлять протоколом с указанием принятых решений и мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. В необходимых случаях руководитель предприятия издает соответствующий приказ.

На некоторых предприятиях организована и применяется еще одна, довольно эффективная форма контроля - целевые проверки состояния условий и охраны труда в подразделениях предприятия.

Целевые проверки осуществляет руководитель подразделения совместно со старшим общественным инспектором. В целевых проверках участвуют соответствующие руководители технических служб подразделения. Суть целевой проверки заключается в том, что по специальному графику в определенный день месяца проверяется состояние только одного какого-то объекта, хозяйства и пр. Например, в первую неделю января и июля проверяются состояние пожаро и взрывоопасных помещений, газового хозяйства, кислородопроводов, сосудов, работающих под давлением, паро и воздухопроводов, противопожарных средств.

Для этой целевой проверки начальник цеха привлекает помощника начальника цеха по оборудованию, энергетика цеха, механика; приглашает инженера бюро по надзору за объектами котлонадзора, инженера ОГЭ. На основании материалов целевой проверки разрабатываются мероприятия с указанием сроков их исполнения и ответственных лиц, издается распоряжение по цеху. В первую неделю марта и сентября организуется проверка состояния грузоподъемных машин, механизмов, подкрановых путей, грузозахватных устройств и приспособлений и т.д.

Разумеется, приведенные выше примеры являются рекомендательными, их можно принять как типовые, они дают возможность понять суть целевых проверок. На предприятиях разрабатывают и вводят графики целевых проверок с учетом специфики производства и конкретного состояния охраны труда на данном предприятии.

Кроме перечисленных, существует еще много форм и методов контроля за состоянием условий и охраны труда, соблюдением нормативных документов.

охрана контроль труд вредный

Охрана труда и защита работников от опасных и вредных производственных факторов является важнейшей задачей работодателя. Для этого на предприятиях, в организациях функционируют различные системы управления охраной труда, использующие различные инструменты для обеспечения безопасности работников. Одним из инструментов постоянного мониторинга состояния безопасности труда на предприятии и оперативного управления системой охраны и безопасности труда является трехступенчатый контроль.

Многоступенчатый (трехступенчатый) контроль по охране труда – многоуровневая система непрерывного и постоянного контроля за обеспечением требований охраны труда в процессе деятельности предприятия, организации.

Трехступенчатый контроль в системе управления охраной труда является основной формой контроля представителями работодателя и трудового коллектива за состоянием условий и безопасности труда на рабочих местах, производственных участках и цехах, а также соблюдением всеми службами, должностными лицами и работниками требований трудового законодательства:

  • способов отслеживать состояние условий и охраны труда на предприятии, в организации,
  • трудовую дисциплину на рабочих местах,
  • соблюдение стандартов безопасности труда, норм, правил, инструкций и других правовых актов по охране труда.

Он является важным фактором в системе мероприятий по оздоровлению условий труда и повышению культуры производства, дальнейшему снижению производственного травматизма и заболеваемости, обеспечивает коллективную ответственность за состоянием охраны труда всех работников — от рядового работника до руководителя учреждения, т.е. — контроль снизу доверху.

Задачи многоступенчатого контроля

  • выполнение комплекса мероприятий по охране труда;
  • определение работников, ответственных за своевременную проверку состояния охраны труда;
  • устранение недостатков, выявленных на трех последовательных ступенях.

Работодатель не обязан вводить на предприятии, в учреждении трехступенчатый контроль, однако он может стать надежной системой предупреждения производственного травматизма.

Ступени контроля

  • I ступень. Мастер и уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда профессионального союза обходят все рабочие места ежедневно. Обнаруженные неполадки устраняют немедленно;
  • II ступень. Начальник цеха (большого участка) и уполномоченный по охране труда с инженером по охране труда совершают обход один раз в неделю. Результаты проверки заносят в журнал с назначением исполнителей и установлением срока устранения несоответствия;
  • I II ступень. Комиссия (комитет) предприятия изучает состояние охраны труда в подразделениях один раз в месяц. По итогам проверки оформляют акт о нарушениях и издают приказ об их устранении.

На предприятии, в организации с незначительной численностью работников применяют двухступенчатый контроль:

  • I ступень. Ежедневный осмотр руководителем всех рабочих мест;
  • II ступень. Ежемесячное углубленное обследование комитетом (комиссией) по охране труда с участием ведущих специалистов малого предприятия, уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.

По результатам проверки комиссии в специальный журнал заносят отмеченные недостатки, предложения по их устранению, сроки выполнения и исполнителя. Исполнитель, ответственный за выполнение намеченного мероприятия, ставит свою подпись.

Следует понимать, что трехступенчатый контроль даст заметные результаты только в том случае, если весь коллектив предприятия, организации, от рабочих до высшего руководства, будет последовательно и настойчиво бороться за улучшение условий труда.

Основным условием для предприятия, организации внедрения трехступенчатого контроля является наличие профсоюза или другого представительного органа работников.

От председателя профсоюзной организации многое зависит в вопросах охраны труда. Он должен организовать общественный контроль, руководить работой уполномоченных по охране труда, вести переговоры с руководителем организации. Также необходимо будет сформировать на предприятии, в организации комиссию (комитет) по охране труда, которая займется организацией совместных действий работодателя и работников по охране труда. Комиссия (комитет) выполняет следующие обязанности:

  • организует проверку состояния условий охраны труда на рабочих местах;
  • информирует работников о результатах этих проверок;
  • собирает предложения к разделу коллективного договора по охране труда.

Ответственность за организацию, методическое обеспечение функционирования трехступенчатого контроля на предприятии, в организации возлагается на отдел или специалиста по охране труда. Каждый инженерно-технический работник в рамках полномочий, определенных в должностной инструкции, участвует в проведении контроля. Содержание проверок на всех ступенях контроля по охране труда может дополняться в зависимости от специфики работ, применяемых технологий; периодичность, отражение проверок в документации практически идентичны на всех предприятиях, организациях.

Система трехступенчатого контроля обеспечивает:

Соблюдение законодательства об охране труда;

Безопасность производственного оборудования, технологических процессов, зданий, сооружений;

Использование работниками средств коллективной и индивидуальной защиты;

Надлежащие санитарно-гигиенические условия труда;

лечебно-профилактическое обслуживание работников;

Обучение, инструктаж, специальную оценку рабочих мест согласно требованиям трудового законодательства.

За состоянием охраны труда на производстве установлен государственный контроль.

Государственный контроль охраны труда осуществляется техническими инспекторами Госгортехнадзора Российской Федерации (Государственного комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору), контролерами Госэнергонадзора. Контроль за соблюдением законодательства о труде обеспечивается министерствами и ведомствами, а также органами прокуратуры.

Технический инспектор осуществляет надзор за опасностью работ, состоянием производительной санитарии и соблюдением трудового законодательства по охране труда, за выполнением администрацией соглашений по оздоровлению условий труда и коллективного договора по разделу охраны труда. Для этого технический инспектор обязан регулярно проверять выполнение общих и специальных постановлений по охране труда и принимать меры к устранению обнаруженных недостатков. Технический инспектор ведет расследование несчастных случаев и аварий при выполнении работ и дает по ним техническое заключение в судебно-следственные органы.

Важной обязанностью технического инспектора является оказание непосредственной помощи общественным инспекторам и комиссиям охраны труда в их работе.

Надзор за объектами и работами, связанными с повышенной опасностью или загрязнением воздуха, земли, воды, осуществляется Государственными инспекциями и комитетами. Госгортехнадзор РФ и его местные органы осуществляют специализированный технический надзор. В состав комитета входит несколько инспекций.

Госгортехнадзору РФ и его местным органам предоставлено право расследовать обстоятельства и причины аварий и тяжелых случаев производственного травматизма, разрабатывать мероприятия по их предупреждению. Инженеры-контролеры Госгортехнадзора имеют право запрещать работы до устранения вскрытых ими нарушений правил техники безопасности, оформляя этот запрет предписанием.

Общественный контроль состояния охраны труда. Общественный контроль за соблюдением администрацией мероприятий по охране труда осуществляют общественные инспекторы и комиссии охраны труда предприятий.

Общественные инспекторы по охране труда избираются на собрании членов трудового коллектива. Основные функции работы общественного инспектора состоят в осуществлении общественного контроля выполнения трудового законодательства, правил техники безопасности и производственной санитарии непосредственно на рабочих местах. Общественные инспекторы следят за своевременностью проведения инструктажа и обучения рабочих технике безопасности, проверяют исправность инструментов и механизмов, наблюдают за организацией рабочих мест, наличием доброкачественной питьевой воды, своевременным и правильным составлением актов о несчастных случаях.

Общественный инспектор по охране труда имеет право требовать от производителя работ устранения обнаруженных недостатков.

Деятельностью общественных инспекторов руководят старшие общественные инспекторы (председатели комиссий по охране труда). Технические инспекторы профсоюзов обязаны оказывать практическую помощь общественным инспекторам.

Комиссии по охране труда организуются из наиболее активных общественных инспекторов и представителей инженерно-технического персонала. В работе этих комиссий должны обязательно участвовать работники службы техники безопасности. Председателем комиссии не может быть работник из административно-технического персонала.

Комиссия по охране труда контролирует соблюдение администрацией законодательства о рабочем времени, выходных днях, об отпусках, охране труда женщин и подростков; добивается повышения культуры производства, чистоты и порядка на рабочих местах и улучшения санитарно-гигиенических условий труда; контролирует организацию, качество инструктажа и обучения рабочих безопасным приемам работы; участвует в подготовке и проверке выполнения соглашения по охране труда и коллективного договора; следит за своевременным снабжением рабочих спецодеждой, спецобувью, защитными очками и другими средствами индивидуальной защиты.

Комиссиям по охране труда предоставлено трудовыми коллективами право требовать от администрации проведения мероприятий по улучшению условий труда.