Что такое фактическое исполнение. Окончание исполнительного производства


Исполнительное производство регламентируется статьями ФЗ РФ. В нем предусмотрены нормы и стандарты его проведения, сроки реализации и давности, по истечению которой происходит окончание взыскательных действий. Также основания для прекращения или возобновления. Все это определяет четкий алгоритм действий каждой участвующей в процессе взыскания стороны при различных обстоятельствах.

Подробнее о постановлении о возбуждении исполнительного производства читайте

Срок давности исполнительного производства судебных приставов

В отношении исполнительного производства срок давности составляет три года. При этом то время, пока ответчик избегал выполнения обязательств, в данный срок не входит. Оно возобновляется после установления места, где находится он или его имущество (о том, как оформить иск об обращении взыскания на имущество должника читайте ) . То есть, как такового срока давности окончания исполнительного производства нет. Существует срок вручения исполнительного листа. По факту его получения отвечающей стороной, исчисление оканчивается. Время совершения исполнительных действий по общему правилу допускается в течение трех лет с даты принятия судом соответствующего решения. Контроль над этим вопросом возложен на судебных приставов, являющихся исполнителями.

Место и время совершения исполнительных действий

Меры по принудительному выполнению решения суда, место, а также допустимое время их проведения регламентируются 35-ой статьей Федерального Законодательства. Согласно ей применение взыскательных мер производится судебными приставами в будние дни, в период с 6 утра до 10 вечера. Исключения составляют критичные ситуации. Таковыми могут быть те, которые угрожают целостности жизни или здоровья людей, связанные с необходимостью принудительного выдворения из страны гражданина, или лица, не имеющего гражданства. А также если взыскиваемое имущество подлежит быстрой порче.

Само судебное решение может быть признано немедленным к исполнению. Тогда время действий по нему может выходить за рамки предусмотренного законодательством. Исключения составляют случаи взыскания по алиментам. При этом, для проведения действий по взысканию, за пределами установленных временных периодов, судебный пристав обязан иметь письменное разрешение на это со стороны уполномоченного лица – старшего пристава. Согласно все той же статье ФЗ РФ, взыскивающая и отвечающая стороны, имеют право предлагать судебному приставу аналогичное время, которое является удобным для совершения исполнительных действий.

Места исполнения судебного решения регламентированы тридцать третьей статьей Федерального Законодательства РФ. Ею регламентированы следующие положения.

  1. Если отвечающая по решению суда сторона выступает как физическое лицо, то совершение исполнительных мер происходит по месту его прописки, пребывания или нахождения взыскиваемых ценностей.
  2. Когда юридическое лицо является должником, местом проведения исполнительных действий становится юридический адрес самой организации, а также ее филиалов, или место расположения взыскиваемых материальных ценностей, принадлежащих ей.

Прекращение исполнительного производства ст 46 ч 1 п 4 - причина окончания

Сорок шестая статья Федерального Законодательства регламентирует порядок принимаемых мер в случае возвращения исполнительного листа взыскателю по принятому судебному решению. Также в ней оговорены случаи, при которых может быть прекращено взыскание до окончания срока давности или выполнения обязательств. К ним относится и тот случай, когда должник не имеет материальных ценностей, на которые могло бы быть обращено взыскание. Об этом говорится в части первой, четвертом пункте вышеуказанной статьи. Данную норму зачастую используют многие ответчики, переписывая свои вещи на родственников и друзей, или скрывая факт его наличия от судебных приставов до окончания давности. Приостановление взыскательных действий также возможно по ходатайству взыскивающей стороны или при условии, что не стала оставлять себе материальные ценности должника.

Окончание исполнительного производства в связи с исполнением

Прекращение мер по взысканию долговых обязательств может быть связано с его фактическим исполнением, предусмотренным административным правонарушением. Об этом сказано в ст. 47 ФЗ РФ. Также она предусматривает следующие случаи, при которых производство прекращается и считается завершенным.

1. Истечение срока давности исполнительного листа.
2. Солидарное погашение задолженности одним, а также несколькими лицами.
3. Банкротство отвечающей стороны или ликвидация юридического лица, если речь идет о предприятии.

В данных ситуациях судебный пристав составляет акт об исполнении принудительного взыскания и отмечает, в соответствии с какой частью 47 статьи производство считается выполненным. После чего копия этого документа направляется взыскивающей и отвечающей стороне, в органы производящие розыск должника и его имущества, если таковые имеются.

Заявление об окончании исполнительного производства образец 2018

Взыскивающая сторона вправе подать заявление судебному приставу об окончании взыскательного производства до истечения его давности. В нем указывается следующая информация:

  • судебный пристав, на чье имя заявление пишется;
  • фамилия, имя и отчество взыскателя, подающего заявление (читайте: ) ;
  • фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого необходимо прекратить производство;
  • номер и дата принятия решения о взыскании, кем оно было принято;
  • основание для окончания производства;
  • просьба его остановить;
  • инициалы заявителя, дата и подпись.

Основаниями для подачи такого рода заявления могут послужить ситуации, предусмотренные Федеральным Законодательством в статьях 47 и 46.

Скачать образец об окончании исполнительного производства можно

Возобновление исполнительного производства после его окончания - основания

Если наступило окончание взыскательных действий за истечением давности, это не означает, что истец не может его возобновить. Четких сроков, в которые это может быть сделано, законодательством не указано. Основание для возбуждения производства по взысканию задолженности может стать приобретенное имущество должника, которое пригодно для взыскания в качестве уплаты долга. Для того, чтобы восстановить этот процесс, требуется написать соответствующее заявление в Управление Федеральной службы судебных приставов. Оно должно быть рассмотрено в течение десяти дней. Если этого по каким-то причинам пристав не возобновил своих действий, то можно подать жалобу на невыполнение в вышестоящие органы. Само заявление стоит перенаправить в суд. По факту возобновления процесса срок давности исчисляется заново. Контроль за ним остается за приставом.

Обжалование постановления об окончании исполнительного производства образец 2018

Гражданин может обжаловать решение об окончании исполнительных действий до окончания их давности. Для этого законодательством отведен срок в 10 дней. Обжалование может быть совершено при помощи обращения к старшему приставу, в прокуратуру или суд. Также возможна подача соответствующего заявления в региональную службу судебных приставов. Это гарантирует взятие решения по данному вопросу на контроль. Взыскатель же в сжатый срок получит письменное уведомление о принятых мерах для взыскания приставом-исполнителем долга. В зависимости от инстанции, в которую направлено заявление, срок его рассмотрения может различаться. Так для УФССП и суда он составит 10 дней, для прокуратуры – 30. Наиболее эффективным способом является единовременная подача жалобы во все указанные службы. На законодательном уровне это не запрещено.

Под окончанием исполнительного производства понимаются различные исполнительные действия, которые влекут за собой завершение исполнительных действий по конкретному исполнительному документу с самыми различными правовыми последствиями, среди которых может быть как сохранение права на возбуждение исполнительного производства, так и утрата такого права либо продолжение исполнительного производства в другом подразделении Службы судебных приставов. В этом смысле окончание исполнительного производства - не самостоятельное основание завершения исполнительного производства, а институт, объединяющий различные основания для завершения исполнительного производства, содержащиеся в гл. 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях: 1) фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. В данном случае, принимая решение об окончании исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель должен установить, что требование, содержащееся в исполнительном документе, выполнено в полном объеме. Например, сумма, подлежащая взысканию, оплачена должником полностью, и этот факт документально подтвержден - судебному приставу-исполнителю предъявлена соответствующая квитанция об оплате, копия которой приобщена к материалам исполнительного производства; 2) фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительном документе. Сводное исполнительное производство о солидарном взыскании подлежит окончанию в случае полного погашения долга по исполнительному документу. При этом не имеет значения, какая сумма взыскана с каждого из должников, поскольку исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных должников от исполнения кредитору. При этом должник, оплативший долг целиком или его большую часть, вправе требовать возмещения ущерба с других должников в регрессном порядке; 3) возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, установленным ст. 46 Закона об исполнительном производстве. Указанная статья допускает окончание исполнительного производства и возврат исполнительного документа взыскателю в случае, когда взыскание по исполнительному документу не производилось или произведено частично (см. комментарий к ст. 46); 4) возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ. Решение об окончании исполнительного производства принимается судебным приставом-исполнителем на основания письменного требования указанных лиц.

Например, ч. 4 ст. 428 ГПК предусматривает, что исполнительный лист, выданный до вступления в законную силу судебного постановления, за исключением случаев немедленного исполнения, является ничтожным и подлежит отзыву судом, вынесшим судебное постановление; 5) направления исполнительного документа из одного подразделения судебных приставов в другое. Исполнительное производство может быть передано из одного структурного подразделения территориального органа службы судебных приставов в другое в случаях, предусмотренных ст. 33 и 34 Закона об исполнительном производстве (см. комментарии к этим статьям); 6) ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Закона об исполнительном производстве. В данном случае не подлежат передаче в ликвидационную комиссию (ликвидатору) исполнительные документы о признании права собственности, компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о применении последствий недействительности сделок, а также о взыскании задолженности по текущим платежам; 7) признания должника-организации банкротом и направления исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Закона об исполнительном производстве, перечень которых приведен выше в п. 6 комментария настоящей статьи; 8) направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом; 9) истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных ч. 9 ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве») независимо от фактического исполнения этого акта.

Подлинник исполнительного документа в случаях, предусмотренных п. 1, 2, 8 и 9 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве», остается в оконченном исполнительном производстве. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа.

Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием основания окончания. В постановлении об окончании исполнительного производства отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации и ограничения прав должника на его имущество. При окончании исполнительного производства в связи с его передачей в другое подразделение судебных приставов по основаниям, установленным Федеральным законом "Об исполнительном производстве", отмена розыска должника, его имущества, розыска ребенка, а также установленных для должника ограничений может не производиться. Полномочия по отмене розыска, а также по изменению и отмене ограничений переходят к судебному приставу-исполнителю, которому передано исполнительное производство. Копии постановления не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются: сторонам исполнительного производства, в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (в обязательном порядке); в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества, в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка (если такая необходимость существует).

В качестве меры, направленной на наиболее полное и правильное исполнение исполнительного документа, рассматривается положение Закона об исполнительном производстве, согласно которому в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено страшим судебным приставом и по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения (ч.9 ст. 47).

В юридической практике окончание процесса инициируется объективными причинами, которые должны изменить состояние дела по причине исполнения решения и выполнения всех обязательств сторон, указанных в исполнительном листе, а прекращение инициируется при отмене определения по делу, апелляции, вновь возникшими непреодолимыми причинами, связанными и не связанными с решением, которые делают невозможным его выполнение.

Окончание и прекращение мер принудительного характера отличаются по причинам и процедуре использования. В идеальном случае окончание исполнительного производства (далее ИП) связано с урегулированием всех претензий, восстановлением прав истца и достижением службой приставов цели судебного вердикта. Порядок окончания процесса регулируется статьей и Федерального Закона №229.

Так как целью службы ФССП является выполнение заключения суда или органа власти, в ее компетенцию входит наложение взыскания, а результатом ее работы является закрытый исполнительный лист (далее ИЛ), выплаченный штраф, подтвержденный платежными документами, осуществленный судебный приказ либо предписание на исполнение действий.

Эти действия сопровождаются документами, подтверждающими завершение процесса. В ИЛ приставом, осуществляющим производство, вносится отметка о полном или частичном выполнении с объяснением сумм взыскания и лиц, с которых оно было получено.

По окончании исполнения выносится постановление с направлением его копий всем возможным участникам процесса:

  • взыскателю и ответчику;
  • в судебные или исполнительные органы, которые явились инициаторами производства;
  • органам, осуществлявшим ограничения в отношении лиц, нарушавшим процедуру взыскания, осуществлявшим розыск или исполнявшим решение суда, связанного с такими ограничениями и утратившими силу в результате окончания действий;
  • кредитным организациям, выполнявшим требования ССП или работодателю ответчика, который удерживал с его зарплаты денежные средства.

Основания

Остановить дело может суд, выдавший документы, арбитражный суд высшей инстанции либо судебный пристав, руководствуясь статьями 46 и 47 ФЗ №229. Основаниями для окончания исполнительного производства, по которым выносится постановление о его завершении являются:

  1. Полное и всеобъемлющее выполнение требований, на основе которых производство было возбуждено. В этом случае были урегулированы все долги и претензии сторон разрешены.
  2. Ходатайство об окончании от истца по причине примирения и заключения мирового соглашения или исчерпания претензий, наступившего до начала производства по судебным документам.
  3. Отказ от исполнения приставами и возвращение заявителю бумаг по причинам указанным в ст. 46 ФЗ №229.
  4. Инициатива органов, выдавших исполнительные акты, для возвращения их на пересмотр или отмену заключения или возврат документов по желанию заявителя по другим причинам.
  5. Невозможность выполнить требования по причине смерти ответчика или ликвидации организации задолжника.
  6. Осуществления процедуры банкротства в отношении лица или организации, являющихся должниками. В этом случае с них снимается долговое обременение, но решение о банкротстве принимается судом непросто и крайне редко.
  7. В случае назначения периодических платежей, которые инициируются отправкой копии исполнительных документов организации плательщику. Поскольку функции СП фактически при этом выполнены, то дело может быть закрыто.
  8. Наступления срока давности по исполнительным документам судов или других органов, уполномоченных к их выдаче, независимо от того, окончены они или нет.

Основания окончания процесса подразделяются на приведшие к исполнению предписанных действий и на завершившие его без проведения этих действий. Они должны быть подтверждены документально и предоставлены ведущему производство приставу к рассмотрению.

В случае их обоснованности ФССП выносит требования об окончании ИП с вручением копий постановления в срок не позже следующего за его вынесением дня.

Примером частичного завершения и возврата по требованию суда дела на пересмотр может служить разбирательство, произошедшее в Ставропольском крае.

Директором одной из поселковых школ Курского района Ставропольского края Ивановой К.К. по причине систематического нарушения трудовой дисциплины и несоответствия занимаемой должности был в одностороннем порядке уволен учитель русского языка и литературы Петрова Д.Д. с назначением взыскания в размере месячной премии. Нарушения трудовой дисциплины были зафиксированы документально.

Петрова Д.Д. не согласилась с формулировкой причины увольнения и оспорила ее в судебном порядке. Судом правомерность увольнения была подтверждена и выдан исполнительный лист на взыскание денежной суммы в размере месячной премии, так как бухгалтер уже ошибочно начислила ее Петровой Д.Д., а та ее получила. Петрова Д.Д. подала апелляцию с формулировкой о нарушении порядка взысканий по КЗоТ и отсутствию комиссионной фиксации нарушения трудовой дисциплины.

Суд подтвердил правоту Петровой Д.Д. и отозвал исполнительные документы с требованием восстановить ее в должности. Однако Иванова К.К. собрав обращения работников школы с подтверждением нарушений Петровой Д.Д. Обратилась к суду с требованием оставить в силе штраф в размере месячной премии. Судом было принято решение о сохранении штрафа в силе, но так как участниками процесса было заключено мировое соглашение и об окончании производства.

Постановление

Порядок вынесения и последовательность действий при этом описывается согласно со статьей 47 ФЗ № 229. Форма, в которой постановление об окончании исполнительного производства предоставляется суду и сторонам участницам, а также примерный образец постановления содержится в приложении №110 приказа № 318 по ФССП России.

Определение обязательно должно содержать следующие пункты:

  1. Наименование подразделения, проводившего действия взыскания.
  2. Личные данные пристава.
  3. Реквизиты суда, выдавшего исполнительный лист.
  4. Данные о лице, инициировавшем производство.
  5. Данные о полноте выполнении решения суда, суммы выплат, описание реализованного имущества, описание сопроводительных документов.
  6. Сведения о подзаконных актах, на основе которых проходило взыскание.

Согласно ст. 47 ФЗ № 229 в определении на ИЛ пристав обязан указать полноту выполнение обязательств и период проведения исполнительных действий. В случае частичного исполнения и возврата дела ответчику по причинам, описанным в ст. 46 на документе, указывается причина и обстоятельства ее вызвавшие.

Когда постановление об окончании производства уже вынесено судом на его основании снимаются все ограничения, которые могли быть установлены в отношении ответчика по делу, такие как ограничение на выезд за границу, ограничение на регистрационные действия для транспорта, арест движимого и недвижимого имущества.

Часто результаты работы представителей ФССП не удовлетворяют одну из сторон и она изъявляет желание изменить положение дел, признав работу приставов несоответствующей судебному решению.

В большинстве случаев причиной обжалования постановлений становятся нерадивые работники ФССП нарушающие права граждан на справедливые вердикты властей и судебные ошибки. Так как заключение по делу уже вынесено, то отмена постановления об окончании исполнительного должна сопровождаться серьезной, обоснованной причиной.

Ею может стать:

В случае когда обжалуется постановление об окончании производства важно соблюсти сроки. Жалобу необходимо подать не позже десятидневного срока с момента вынесения определения. Законом не устанавливаются правовые аспекты процесса обжалования, поэтому в таких случаях необходимо обращаться к судебной практике.

Срок

Срок окончания исполнительного производства регулирует статья . Все требования приставы обязаны выполнить в двухмесячный срок. Если же требования по срокам подпадают под другие законодательные акты, то срок должен определяться ими.

Поступившее в региональное отделение ФССП постановление, должно быть отработано не позже пятнадцати дней если иной порядок исполнения не определяется законодательством РФ.

Однако процесс может происходить в другие сроки если им препятствуют объективные причины, делающие выполнение обязанностей пристава невозможными. Например, исполнению могут помещать погодные условия, создающие непреодолимые обстоятельства.

В случае их возникновения служба судебных приставов приостанавливает деятельность по взысканию прилагая к документам акт метеослужб, фиксирующий данные обстоятельства.

Ко времени, на которое исполнение было приостановлено в рамках закона и не входящее в установленный ФЗ № 229 промежуток относятся:

  1. Период приостановки производства по независящим от ФССП причинам.
  2. Период приостановки или отсрочки исполнения.
  3. Время, необходимое на реализацию имущества, которое явилось обеспечением по делу.
  4. Время, на которое было отложено взыскание или оно затянулось по причинам, источником которых явились работники ФССП.

Если решение суда касается нематериального гражданского состояния, то оно должно быть выполнено немедленно или не позднее первого рабочего дня, следующего за поступлением документов в ФССП.

Действия приставов нередко вызывают несогласие граждан и часто носят противоправный характер. Пользуясь, низкой правовой грамотностью населения некоторые нечистые на руку работники ФССП пытаются получить личные выгоды от своей деятельности.

Они предлагают разного рода способы обхода определений суда либо запугивают граждан несуществующими санкциями. Обжаловать решение, вынесение постановления либо доказанное бездействие приставов необходимо в десятидневный срок с момента его происшествия.

Порядок составления жалобы должен учитывать иерархию подчиненности работников, на чьи действия она подается. Поскольку непосредственно с гражданами работают приставы исполнители, то их действия должны обжаловаться у старшего пристава и так далее по ступеням подчиненности.

Если жалоба на постановление об окончании исполнительного производства по объективным причинам не может быть рассмотрена в отделении ФССП куда она была подана, то работник, ответственный за этот документ обязан направить его в трехдневный срок в тот орган, у которого есть полномочия на это рассмотрение.

Если бездействие ФССП наносит ущерб стороне истца и угрожает срывом исполнения решения суда, то оно также может быть обжаловано в вышестоящем органе.

Возобновление исполнительного производства после его окончания

Встречаются случаи, когда исполнительное производство требует возобновления после его формального окончания. Примером могут служить случаи смены места работы ответчиком, в отношении которых проводятся принудительные меры периодического характера.

Так как производство после направления исполнительного листа работодателю плательщика алиментов или компенсации за вред здоровью формально считается оконченным, а дело закрывается, то при смене работы плательщиком может потребоваться его возобновление.

Кроме того, должник часто сам препятствует исполнению судебного решения скрывая собственность, подлежащую обращению взыскания, изменения места жительства и трудоустройства.

Скрывая новое место работы и доход, ответчик по делу совершает противоправные действия, которые мешают исполнению судебного обязательства. В этом случае повторного обращения в суд не требуется, так как фактически его решение выполнено не было.

В этом случае решением проблемы является письмо судебному приставу с просьбой о возвращении исполнительного производства по делу с описанием нарушений плательщика. Если требования обоснованы, а должник не известил ФССП о смене своего гражданского состояния и новом месте работы, то исполнительный лист открывается вновь, а приставы проводят действия по поиску нарушителя всеми доступными им способами, вплоть до объявления его в розыск.

Кроме того, приставы обяжут задолжника погасить всю накопившуюся сумму и потребуют с него штраф в размере затрат ФССП на его поиск и дополнительные исполнительные действия.

Заключение

С появлением в процессуальном производстве Российской Федерации службы, отвечающей за исполнение судебных вердиктов был сделан большой шаг на пути к правовому обществу. До этого момента добиться выполнения решения было непросто, а путаница с полномочиями органов власти, осуществлявших взыскание, давало возможность для злоупотреблений.

При современной организации службы судебных приставов юридические процедуры стали прозрачны, а их контроль теперь доступен и рядовым гражданам. Благодаря развитию концепции электронного правительства процесс судопроизводства начал автоматизироваться.

Рутинные задачи, делавшие исполнительное производство неудобным и громоздким исключены либо упрощены. Это дает надежду на еще большее сокращение времени рассмотрения в будущем и реализации арбитража без которого невозможно стабильное и максимально легитимное экономическое развитие государства.

Благодаря интернет уменьшается время получения государственной услуги, что не дает возможности недобросовестным чиновникам в злоупотреблении.

Развитие сайта fssprus.ru дало возможность подать жалобу, ознакомиться с постановлением и законодательной базой, оценить работу ФССП.

Если возникают вопросы по теме статьи, задайте их в комментариях либо дежурному юристу сайта. Также звоните по указанным телефонам. Мы обязательно ответим и поможем.

Какие основания для завершения производства установлены в законе?

Когда истец получает положительное решение об удовлетворении заявленных им требований, это вполне логично воспринимается как полная победа.

Однако, чтобы решение суда было выполнено, необходимо дождаться окончания исполнительного производства, которое не всегда быстро и гладко протекает.

Основания, последствия и порядок этой процедуры регламентированы Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ. Дополнительные разъяснения по этой теме, в том числе по вопросу окончания производства, содержатся в п. п. 34-38 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50.

  • судебным приставом-исполнителем;
  • судом.

В результате решение суда может быть фактически исполнено, а производство окончено, или же действия перестают осуществлять по тем или иным причинам, и производство прекращается.

Существуют различные формы окончания исполнительного производства, условно их можно разделить на две группы. В первую относят завершение процедуры в связи со следующими действиями:

  • были выполнены требования кредитора;
  • за счет одного или ряда ответчиков были выполнены требования о солидарном взыскании долга, которые ранее объединили в общее производство;
  • документы направили из одного подразделения судебных приставов в другое;
  • бумаги направили на место работы ответчика, где из его дохода будут удерживать некоторые суммы для погашения долга (алиментов, долговых вычетов).
  • документ возвращается взыскателю по основаниям, предусмотренным ст. 46 Закона № 229-ФЗ ;
  • ликвидация юридического лица организации-должника и направление исполнительного документа ликвидатору;
  • возвращение листа по требованию суда, иного органа или должностного лица, выдавших данный документ;
  • признание банкротом организации-должника и направление листа конкурсному управляющему;
  • истечение срока давности исполнения судебного акта, акта иного органа или должностного лица по делу об административном правонарушении, независимо от фактического исполнения этого акта.

Общим для указанных форм является итоговое вынесение судебным приставом-исполнителем соответствующего постановления. Именно таким образом юридически оформляется окончание производства.

Перечисленные в первой группе основания объединяет тот факт, что обычно в этих случаях процедура завершается с положительным исходом для истца. В этом случае:

  • происходит реальное исполнение решения суда, результатом является защита и восстановление прав и интересов взыскателя. Соответственно, цель достигнута;
  • производство заканчивается в конкретном подразделении службы приставов и, хотя это не столь очевидно, но цель тоже можно считать достигнутой по причине:
    • направления документа на предприятие для периодического или единовременного удержания взысканий из дохода должника;
    • направления листа из одного подразделения в другое, чтобы другие сотрудники ФССП предъявили документ для исполнения в организации подведомственной им территории.

Обратите внимание!

Производство также считается оконченным, если лист отзывают по требованию суда, иного выдавшего данный документ органа либо самого взыскателя. В этом случае судебный пристав-исполнитель оформляет постановление.

Еще одним основанием, по которому окончание производства происходит без выполнения исполнительных действий, является возвращение листа по следующим причинам:

  • взыскатель пишет заявление об отзыве;
  • невозможно выполнить условия, содержащиеся в этом документе и обязывающие ответчика по делу совершить определенные действия или, наоборот, воздержаться от совершения каких-либо действий;
  • невозможно установить местонахождение ответчика, его имущества либо получить сведения о наличии у него денежных средств и иных ценностей на счетах, вкладах или на хранении в банках, кредитных организациях. Исключением здесь является случай, когда указанным законом предусмотрен розыск должника и/или принадлежащего ему имущества. Также в числе исключений ситуация, при которой у должника отсутствует имущество, ценные вещи, на которые могло быть обращено взыскание, а все предпринятые судебным исполнителем допустимые законом меры по розыску собственности не принесли никаких результатов;
  • взыскатель отказался принимать вещи должника, которые не были реализованы;
  • взыскатель своими действиями сам препятствует работе приставов;
  • смерти взыскателя или должника, объявление их умершими или безвестно отсутствующими, если установленные судебным актом требования или обязанности не могут перейти к правопреемникам и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства.
В предусмотренных законом случаях судебный пристав составляет акт о наличии тех или иных обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный лист возвращается взыскателю

Данный акт утверждают у старшего судебного пристава. Он получает юридическую силу завершенного производства.

Чем отличается окончание от прекращения исполнительного производства?

Процедура прекращается в следующих случаях:

  • суд выпустил акт о прекращении исполнения выданного листа;
  • суд утвердил мировое соглашение между должником и взыскателем;
  • кредитор отказался от своих требований;
  • судебный акт, на основании которого был выдан исполнительный лист, отменили;
  • документ, на основании которого было начато производство, отменили или признали недействительным;
  • по иным основаниям, установленным законом.

Постановление об окончании исполнительного производства

Последствия решения о прекращении производства указаны в ст. 44 Закона № 229-ФЗ. Ими могут быть следующие обстоятельства:

  • процедура завершается без выполнения исполнительных действий;
  • после вступления в законную силу определения суда судебный пристав отменяет все назначенные ранее меры по выполнению требований взыскателя;
  • лист остается в материалах прекращенного производства и не может быть повторно предъявлен к выполнению.

Обратите внимание!

Судебный пристав выносит постановление об окончании процедуры и о возвращении исполнительного документа взыскателю или в суд.

Процедура состоит из следующих шагов. Пристав выносит постановление с указанием на исполнение полностью или частично требований, содержащихся в листе, либо на их неисполнение.

При оформлении окончания процедуры по исполнительным листам, содержащим требование о солидарном взыскании, в постановлении пристав подробно указывает, с какого должника и в каком размере было выполнено солидарное взыскание.

В том же постановлении он отменяет ранее инициированный розыск должника, его возможного имущества, розыск ребенка, также другие установленные для должника ограничения, например:

  • ограничения на выезд из страны;
  • наложенные аресты на собственность;
  • ограничения прав должника на его имущество.

При окончании исполнительного производства в связи с его передачей в другое подразделение все полномочия по отмене розыска и по изменению ограничений переходят к другому судебному приставу.

Если после завершения основной процедуры было возбуждено исполнительное производство, предусмотренное ч. 7 ст. 47 Закона № 229-ФЗ, то установленные для должника ранее ограничения сохраняются судебным приставом в тех размерах, которые необходимы для выполнения вновь открытого дела.

Не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления об окончании, его копии направляются:

  • должнику и взыскателю;
  • в суд, иной орган или должностному лицу, выдавшим лист;
  • в орган, проводивший розыск ребенка, должника, его имущества;
  • в банк, другую кредитную компанию или орган, которые исполняли требования по установлению ограничений в отношении операций, вкладов должника, его денежных средств, другого имущества.

Параллельно с вынесением постановления судебный пристав должен возбудить исполнительное производство по неисполненным частично или полностью постановлениям о взыскании с гражданина расходов, предусмотренных на совершение различных действий, исполнительского сбора и штрафа.

Обратите внимание!

По окончании производства о взыскании с ответчика периодических платежей судебный пристав вправе самостоятельно инициировать необходимые действия.

В течение срока, когда возможно предъявление документа к исполнению, постановление пристава об окончании процедуры может быть отменено старшим судебным приставом по заявлению взыскателя или по его личной инициативе, для повторного выполнения необходимых действий и назначения мер принудительного исполнения.


Возобновление исполнительного производства после его окончания

В процессе проведения мероприятий по принудительному выполнению решения суда у должностных лиц ФССП, приставов, могут возникать различные основания для прекращения производства и возврата исполнительного листа взыскателю. Если решение суда при этом осталось полностью или частично неисполненным, впоследствии кредитор, возможно, захочет снова предъявить требования к должнику. В этом случае приставу придется рассматривать вопрос о возобновлении дела.

Окончание производства оформляется в виде специального постановления, в котором обязательно указывается основание для такого процессуального решения. Среди причин для прекращения можно выделить следующие:

  • смерть должника или ликвидация юридического лица;
  • исполнение ответчиком судебного решения в полном объеме;
  • невозможность исполнения ввиду отсутствия у ответчика имущества, достаточного для полного погашения задолженности.

При этом любое из приведенных в постановлении оснований должно быть надлежащим образом подтверждено материалами дела. Например, невозможность исполнения ввиду отсутствия имущества подтверждается актами о невозможности взыскания, материалами безуспешного розыска имущества и т.д.

Даже доказанный факт невозможности взыскания по листу не означает, что взыскатель должен смириться с потерянными средствами и забыть о существовании долга

После получения постановления об окончании процедуры кредитор может выбрать один из двух вариантов действий:

  • подать жалобу на незаконные действия пристава, иного должностного лица ФССП;
  • повторно направить свои требования в службу приставов для принудительного исполнения.

Обратите внимание!

Предпринятые взыскателем действия при благоприятном стечении обстоятельств позволят возобновить работу приставов и добиться принудительного исполнения назначенных судом решений в пользу истца.

Как добиться возобновления исполнительного производства после его прекращения?

При получении жалобы от взыскателя на прекращение процедуры старшее должностное лицо ФССП инициирует проверку обоснованности и законности вынесения постановления об окончании дела. Рассматриваться оно будет исходя из материалов процессуальных действий, которые судебный исполнитель выполнял в рамках своих полномочий. При рассмотрении жалобы исследованию подлежат следующие обстоятельства:

  • выполнил ли пристав все положенные процессуальные полномочия, предоставленные ему законодательством в данном деле;
  • проводился ли розыск должника, его места работы и возможных имущественных активов;
  • был ли наложен арест на имущество и счета должника, направлялся ли исполнительный лист по месту работы ответчика;
  • надлежащим ли образом были оформлены акты о невозможности провести взыскание.

Если при рассмотрении жалобы старший пристав выявит нарушения в действиях и решениях сотрудника, постановление об окончании исполнительного производства будет отменено. В этом случае дело возобновят, должностному лицу будут даны соответствующие указания, и дальнейшие процессуальные действия будут проводиться на общих основаниях.

Обратите внимание!

Возможность повторно направить лист в службу приставов непосредственно связана с процессуальным сроком действия данного документа. Законодательство регламентирует, что общий срок предъявления документов к взысканию не может превышать трех лет.

Если на день возвращения исполнительного листа взыскателю указанный срок не прошел, заявитель имеет право повторно направить его в ФССП. В этом случае должностные лица службы обязаны принять заявление истца на общих основаниях и вынести постановление о возбуждении производства. В рамках возобновленного дела сотрудники ведомства должны использовать весь комплекс своих полномочий для принудительного исполнения решения суда.

Должностные лица ФССП могут отказать в повторном принятии документов и возобновлении процедуры только в случае истечения срока для взыскания

Отказ по другим основаниям может быть обжалован взыскателем в судебном порядке.

Окончание исполнительного производства по алиментам

Алиментные обязательства завершаются в случае смерти отца или несовершеннолетнего ребенка. Закон устанавливает два основания для прекращения процесса исполнения взыскания алиментов:

  • достижение совершеннолетия ребенком;
  • усыновление или удочерение другим лицом.

Наши компетентные специалисты окажут помощь при наложении ареста на активы, банковские счета и вклады, оспорят незаконные действия или бездействие должностных лиц ФССП, представят ваши интересы при продаже имущества, оформят все необходимые документы для обжалования.

Самостоятельное прохождение процедуры чревато большими имущественными потерями.

Если вы кредитор, адвокат обжалует постановление о прекращении производства по вашему делу и добьется взыскания максимальной суммы задолженности с заемщика. Также юристы защищают права должников.

Мы гарантируем соблюдение процессуальных сроков на проведение исполнительных действий. Взыскание будет произведено в максимально короткий период, а бездействие приставов - обжаловано в судебном порядке.

С нами вы экономите время и деньги, так как всю работу юрист выполнит на основании доверенности

В итоге вы получите готовые исполнительные документы, при необходимости - грамотные жалобы на судебных приставов, а также процессуальные бумаги, которые требуются для исполнительных действий.

При поддержке опытного юриста производство пройдет с соблюдением ваших прав и в строгом соответствии с законом.

1. Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях:

1) фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе;

2) фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство;

3) возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона;

4) возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ;

6) ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона;

7) признания должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 69.1 и части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона;

8) направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом;

9) истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона) независимо от фактического исполнения этого акта.

2. В исполнительном документе судебный пристав-исполнитель делает отметку о полном исполнении требования исполнительного документа или указывает часть, в которой это требование исполнено. В случае окончания исполнительного производства в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона, судебный пристав-исполнитель делает в исполнительном документе отметку, указывающую основание, по которому исполнительный документ возвращается взыскателю, и период, в течение которого осуществлялось исполнительное производство, а также взысканную сумму, если имело место частичное исполнение. Подлинник исполнительного документа в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 8 и 9 части 1 настоящей статьи, остается в оконченном исполнительном производстве. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа.

3. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение. При окончании сводного исполнительного производства по исполнительным документам, содержащим требование о солидарном взыскании, в постановлении указывается, с какого должника и в каком размере произведено солидарное взыскание.

4. В постановлении об окончании исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по исполнительному документу об обеспечительных мерах, мерах предварительной защиты, отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации, на пользование специальными правами, предоставленными должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации, и ограничения прав должника на его имущество.

5. Если после окончания основного исполнительного производства возбуждено исполнительное производство, предусмотренное частью 7 настоящей статьи, то ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства.

6. Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются:

1) взыскателю и должнику;

2) в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;

3) в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;

4) в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

7. Одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона либо пунктом 4, 6 или 7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона либо пунктом 4, 6 или 7 части 1 настоящей статьи, должнику, а при необходимости и другим лицам.

8. По оконченному исполнительному производству о взыскании периодических платежей судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные пунктом 16 части 1 статьи 64 настоящего Федерального закона, самостоятельно или в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона.

9. В течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.