Что такое окончание правило. Что такое нулевое окончание в русском языке


Морфемика - это состав, строение слова

Морфемы – значимые части слова: основа, окончание, корень, приставка, суффикс.

1) Окончание - изменяемая часть слова, которая обеспечивает связь слов в словосочетании и предложении и указывает значение рода, числа, падежа

Надо запомнить : деепричастия , наречия, предлоги окончаний не имеют , т. к. являются неизменяемыми частями речи.

ПРИМЕРЫ:
Колыхаясь и сверкая , движутся полки (М. Лермонтов).

Летом на улице жарко. (В предложении слово летом является наречием, а не существительным, т. к. отвечает на вопрос Когда? и является обстоятельством, следовательно, окончания не имеет. Жарко также является наречием, окончания в этом слове нет)

Работы были выполнены в течение суток. (В течение – производный предлог, неизменяемая часть речи , окончания нет .)

Надо запомнить : изменяемые части речи могут иметь нулевое окончание. Чтобы найти его, поставьте слово в две или три формы.

Зима (0) – зимой , о зиме .

Много птиц (0) – птиц а , о птиц е .

Слышал (0) – слышал а , слышал и .

Одевал (0) ся – одевал а сь, одевал и сь.

Прибежал (0) – прибежал а , прибежал и .

2) Корень общая часть родственных слов, значимая часть слова. Слова с одинаковыми корнями называются однокоренными .

Как выделить корень в слове

1. Найти основу: для этого выделить окончание.

2. Подобрать родственные (однокоренные, т. е. с одинаковым значением) слова.

3. Найти наименьшую общую часть родственных слов.

Пример: 1) вод а ; 2) вод яной, вод ный, вод янистый; 3) вод а

3) Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

4) Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Как выделить суффикс в слове

1. Найти основу (часть слова без окончания)

2. Найти слово, от которого образовалось анализируемое слово. Выделить в нем основу (она называется производящей).

3. Наложить основы в словах друг на друга и выделить последующую часть слова, которая образовала наше анализируемое слово.

Пример: 1) руководитель(0) 2) руководи ть 3) руководитель - руководи ть

Надо запомнить : в слове может быть не один, а два и более суффиксов.

Обычно два суффикса:

1. В глаголах прошедшего времени (глагольный тематический –а-, - я-, - и-, - е-, - ну - и формообразующий суффикс –л-). Например: прыгну л , прочита л .

2. В глаголах на –ся, - сь. Например: восторга ет ся , улыб а ю сь ;

3. В деепричастиях. Например: запек ая , вычист ив , сказ ав , возвращ ая сь .

4. В причастиях. Например: прочит анн ый, разыгр авш ий, избег ающ ий.

Формообразующие суффиксы

Суффиксы

Формы слов

- е - (выш- е ); - ее /- ей (быстр- ее )

- ше (рань- ше ), - же (глуб- же )

простая сравнительная степень прилагательных и наречий

- ейш -/- айш -

(быстр- ейш -ий, высоч- айш -ий)

простая превосходная степень сравнения прилагательных

- л (чита- л )

прошедшее время глагола

- и (пиш- и )

повелительное наклонение глагола

- ть /- ти (писа- ть , пас- ти )

(часто этот суффикс рассматривается как окончание.)

неопределенная форма глаголов (инфинитив)

- ущ -/- ющ - (пиш- ущ -ий, рису- ющ -ий)

- ащ -/ ящ - (держ- ащ -ий, говор- ящ -ий)

- вш -/- ш - (держа- вш -ий, нес- ш -ий)

- ем -/-им -/-ом - (раздава-ем -ый, твор-им -мый, нес-ом -ый)

- енн -/-онн -/-нн - (принес-ённ -ый, разобра-нн -ый)

-т - (разби-т -ый)

действительные причастия

страдательные причастия

- а /-я (держ-а , нес-я )

-в /-вши /-ши (удержа-в , удержа-вши , принес-ши )

деепричастие

Практическая работа

Задание 1.

Вставить пропущенное слово в словообразовательной цепочке вместо многоточия и выделить его

Учить -> учитель -> … -> учительствовать

ü учительский

ü учительница

ü учение

ü учительство

Новый -> обновить - > … -> возобновление

ü обновитель

ü обновка

ü возобновить

ü новизна

Общий -> обобщить -> … -> обобщенно

ü обобщенный

ü общество

ü приобщение

ü обобщение

Пар -> парить -> … -> испарение

ü парной

ü испарить

ü парильня

ü парник

Задание 2.

Вставить пропущенное слово в словообразовательной цепочке вместо многоточия, выделить его

Свет -> светить -> … -> освещение

ü осветитель

ü светлый

ü осветить

ü просвет

Сказать -> предсказать -> … -> предсказательница

ü сказание

ü рассказывать

ü предсказывать

ü предсказатель

Ходить -> походить -> поход -> … -> по-походному

ü походка

ü похождение

ü походный

ü выход

Живой -> живить -> оживить ->… -> оживленность

ü оживление

ü оживленно

ü живительный

ü оживленный

Тьма -> темный -> темнеть -> … -> потемнение

ü темнота

ü затемнение

ü потемнеть

ü темноватый

Задание 3.

В конце задания из слов-ответов составить нумерованный список.

ü зачеркнув

ü возвращение

ü полосатый

ü отрезанный

Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

ü безопасный, безотрывный

ü безоглядный, безотказный

ü безоружный, безобидный

ü безоблачный, безотрадный

В каком ряду расположены слова, расположенные суффиксальным способом?

ü сапожок, зубной, землянка

ü вбежать, красавец, глупыш

ü дипломник, циркач, предыстория

ü вредитель, баловень, прародина

В каком ряду расположены слова, расположенные приставочным способом?

ü разбить, нерадостный, предгрозовой

ü перепрыгнуть, внеклассный, чернослив

ü навсегда, подземный, пылесос

ü побольше, хлебозавод , внучок

В каком ряду расположены слова, расположенные приставочно-суффиксальным способом?

ü разрыдаться, привокзальный, наибольший

ü по-зимнему, сослуживец, наручник

ü наконечник, досрочный, премилый

ü закавказский, нахлебник, просмотреть

Задание 4.

Создать таблицу 2х2. Сгруппировать слова по значению корня МИР в разные столбцы. Дать названия столбцам таблицы. Миропонимание, мировоззрение, всемирный, мирный, смириться, мирок, помириться, присмиреть, мировой, мирно, умиротворенный, мировосприятие, мир, мировидение, миролюбие, миросозерцание, миротворец, мироощущение, мирской.

Задание 5.

Внимательно прочтите слова и заполните таблицу.

Вся, кофе, шли, берет, пальто, насовсем, чтение, втроем, обе, течет, кенгуру, сестра, сжаться, снизу, снежный, мыть, лицевой, внизу, несут, строго, всерьез, кроме, поезд, этот, седьмой, метро, вдвоем, вчера, несли, быстро, зимой, рисовать, пятый, два, синева, синий, говорить, интересный, дочерний, сеяный, впятером, усеять, гусиный, реже, где.

Корень+окончание

Корень+суффикс+окончание

Корень+суффикс

Задание 6.

Внимательно прочитайте текст, разбейте слова на две колонки:

1) однокоренные слова

2) формы одного и того же слова

Осень – пора грибов. Идут и едут грибники в лес, ищут грибные места. Под берёзами, осинами и елями – всюду прячутся грибочки. Вон их сколько!

А ты хочешь, чтобы и в будущем году здесь было много грибов? Тогда срезай гриб осторожно, чтобы не повредить грибницу. Ведь из неё, из тоненьких белых нитей, спрятанных в земле, каждый год вырастают боровики и маслята, сыроежки и лисички, грузди и рыжики.

Задание 7.

Выберите слова, морфемное строение которых соответствует указанной схеме, и заполните таблицу.

Ø Ç

Ø Ç Ù

Ç Ù О Ç Ù

Всхлип, безопасный, единовластный, взрыв, безотрывный, златотканый, вспять, безоглядный, черноморский, стекловидный, вход, вскачь, встарь, безотказный, основоположник, всплеск, любознательный, взмах, безоружный, разнообразный, вскрик, безобидный, противотанковый, метростроитель, взгляд, безоблачный, вольнодумец, взнос , конноспортивный, безотрадный, вскользь, железнодорожный, жетончик, приоткрыть.

Русский язык, не зря говорят - самый богатый и самый красивый, но при этом и самый сложный в мире. Ни в одном языке мира не существует такого огромного количества правил и исключений из них, а также ни один из них не может похвастаться таким большим разнообразием не только слов, но и их форм, которые могут образоваться, если, например, просклонять существительное по падежам, либо проспрягать глаголы. Особую сложность составляют окончания, поскольку они связывают все слова в предложении в единое целое. Также проблемы может вызвать определение нулевого окончания. Более подробно разобраться в том, что такое нулевое окончание попробуем в данной статье.

Что представляет собой окончание?

Окончание - это одна из морфем, которая указывает на связь этого слова с другими словами в одном словосочетании или же в предложении. Окончание чаще всего находится в конце предложения, но существуют и некоторые исключения. Их мы затронем чуть позже. Окончания в отличие от остальных морфем не влияют на значение слова, поскольку не являются словообразующими. Именно благодаря ему можно определить род, падеж, число и лицо данного слова. Например, в слове «материкА» окончание -а указывает, что данное слово в единственном числе, родительного падежа и мужского рода, а в слове «думаЕТ» окончание -ет говорит, что данная конструкция третьего лица единственного числа.

Случаи, когда окончание находится не в самом конце слова

При определении окончания у некоторых людей могут возникнуть сложности, поскольку они уверены, что оно обязательно должно находиться в конце слова. Случаи, при которых окончание может находиться в середине слова:

При наличии в слове постфикса окончание будет располагаться перед ним. Например: убиралАсь, кОГО-либо, чЕГО-нибудь, идЁМте.

В сложных количественных числительных окончание присутствует как в середине слова, так и в конце, то есть окончание будет после каждой основы. Например: пятьØдесятØ, четырЕстА. Однако не стоит путать и порядковые числительные либо прилагательные, которые от них образованы. Например: пятидесятЫЙ, четырёхсотЫЙ,тридцатипятитысячнЫЙ, восьмиэтажнЫЙ, трехлетнИЙ, первокласснЫЙ, семиугольнЫЙ.

Грамматические значения окончаний

Окончания являются очень значимой морфемой, поскольку они полностью влияют на лексическое значение слова и всего предложения в целом. Ведь порой легче всего выявить среди толпы людей иностранцев получается именно благодаря тому, что правильное использование окончаний в словах им дается с большим трудом.

Все окончания в словах могут обозначать следующие грамматические значения:

Числа, рода и падежа у таких частей речи как, например, (например: полотно - окончание -о говорит о том, что слово в именительном падеже, еще оно в единственном числе и среднего рода); имя прилагательное (например: чистое полотно - окончание -ое указывает на единственное число, на средний род и именительный падеж); причастие (например: выстиранное полотно - окончание -ое также гласит, что перед нами слово в единственном числе, в именительном падеже и среднего рода); некоторые местоимения (например: твоё полотно - окончание -ё также указывает на слово в единственном числе, именительном падеже и среднем роде) и некоторые числительные (например: одно полотно - окончание -о показывает на слово в единственном числе среднего рода и в именительном падеже);

Только падежа у некоторых местоимений (например: нет чего - окончание -ого говорит о родительном падеже) и части числительных (нет семи - окончание -и говорит, что данное слово в родительном падеже);

Лишь лица и числа у глаголов в будущем и настоящем времени (например: пишу - глагол первого лица единственно числа);

Только числа и рода у глаголов в прошедшем времени (например: говорила - глагол женского рода и единственного числа).

Что такое нулевое окончание?

Также некоторые сложности могут возникнуть при определении окончания, если оно нулевое. Для того чтобы его с легкостью выявить в слове, необходимо разобраться, что такое нулевое окончание. Слова с подобными окончаниями часто путают со словами вообще без окончаний.

Нулевое окончание слова - это окончание, которое не выражено ни буквами, ни звуками. что материально данный вид окончания никак не выражается, при анализе морфологического строения слова обязательно следует обозначить его в виде пустого квадрата.

Виды слов с нулевыми окончаниями

Нулевое окончание имеют в русском языке следующие виды слов:

Имена существительные первого лица в родительном падеже и множественном лице. Например: птичекØ, пломбØ, коровØ, питомцевØ.

Качественные имена прилагательные, а также причастия в краткой форме единственного числа мужского рода, например: находчивØ, индивидуаленØ, склоненØ, великолепенØ, задержанØ, вооруженØ.

Нулевое окончание существительных мужского рода второго типа, а также женского рода в третьем склонении. Например: тараканØ, парканØ, войлокØ, печьØ, речьØ, ночьØ.

Притяжательные имена прилагательные в форме Например: отцовØ, маминØ, коровийØ, лисийØ, СережинØ.

Глаголы единственного числа в повелительном наклонении. Например: учиØ, смотриØ, помогиØ, переведиØ, попросиØ.

Глаголы в сослагательном и изъявительном наклонении в мужском роде в прошедшем времени и при наличии единственного числа. Например: говорилØ - говорилØ бы, слушалØ - слушалØ бы, проголосовалØ - проголосовалØ бы, попросилØ - попросилØ бы.

Часто при люди путают слова с нулевым окончанием со словами, у которых вообще нет никаких окончаний. Чтобы понять все различия, рассмотрим, у каких слов окончание вообще отсутствует.

Слова, у которых вообще нет окончания

Окончание не имеют такие неизменяемые слова и группы слов:

Несклоняемые имена существительные, например: такси, кофе, авто, пальто;

Несклоняемые имена прилагательные, например: бордо, хаки, маренго, нетто, барокко, эсперанто, плиссе;

Притяжательные местоимения, которые указывают на принадлежность третьему лицу, например: их, её, его;

Все наречия, поскольку наречие - это неизменная часть речи и по определению уже не имеет окончания, например: плохо, грустно, заметно, неясно, спутано, окрашено, переделано;

Слова в сравнительной форме, например: сильнее, умнее, быстрее, понятнее, красивее, грустнее, величественнее;

Все деепричастия, поскольку данная часть речи взяла от наречия свою несклоняемость и также, как и наречие, не может иметь окончание, например: прочитав, умывая, поняв, читая, запомнив, запоминая, разбирая, осознав;

Все служебные части речи, например: чтобы, если, не, ни, несмотря на то что, только, едва, как раз, без, над, под, в;

Междометия, например: ну да, да уж, батюшки, ух, ах, шлеп, ба-бах, вот те раз;

Начальная форма глагола в случае, если -ть и -ти воспринимается как суффикс, например: кушать, принимать, чувствовать, понимать, уважать, переживать, действовать.

Также не следует обозначать на письме при морфологическом анализе пустым квадратом слова, у которых вообще нет окончаний. С легкостью отличить слова без окончаний от нулевого окончания поможет одно правило. Слова без окончания не изменяемы, в отличие от слов с нулевым окончанием.

Как определить окончание?

Чтобы определить в любом слове окончание, достаточно просто его просклонять по падежам. Та часть слова, которая будет изменяться, им и является. Именно таким образом легко выявить нулевое окончание. Примеры слов с таким окончанием, а также слов, у которых его вообще нет, представлены в следующей таблице:

Единственное число

Множественное число

Неизменяемое слово

Именительный

Родительный

Кого? Чего?

Дательный

Кому? Чему?

зеркалАМ

Винительный

Кого? Что?

Творительный

зеркалОМ

зеркалАМИ

Предложный

О ком? О чём?

зеркалАХ

На данном примере заметно, как с легкостью можно определять данную морфему в словах. Поскольку слово «плиссе» не склоняется по падежам, то это слово без окончания, а в слове «зеркал» представлены лишь корень и нулевое окончание, ведь это имя существительное во и в родительном падеже.

Морфемы, с которыми взаимодействует нулевое окончание

В большинстве рассмотренных примеров чаще всего встречаются слова, у которых среди морфем используются лишь корень и нулевое окончание. С подобным окончанием могут сочетаться и все другие морфемы. Например, слова, у которых присутствует приставка, корень, нулевое окончание: рассказ, переход, вылет, выход, заплыв. Также существуют слова, при морфемном анализе которых можно увидеть приставку, корень, суффикс и нулевое окончание. Например: подросток, положил, предсказал, приурочил. Очень часто используются слова, в которых одновременно присутствуют постфикс и нулевое окончание в русском языке. Например: накрасился, взбодрился, присядьте, помогите, представьте, вооружился.

Мягкий знак при морфемном анализе

Обратите внимание на то, что мягкий знак не может быть окончанием слова. Данный знак не обозначает никакого звука, а лишь указывает на мягкость согласной, которая стоит перед ним. Если слово заканчивается на мягкий знак, то его следует считать, что у него нулевое окончание. Однако это правило не относится к неизменяемым словам. Например, несмотря на то что в конструкциях лишь, прочь, вскачь на конце находится мягкий знак, не стоит эти слова считать с нулевым окончанием. Они являются неизменными, и у них вообще нет окончаний.

Особенности морфемного анализа слова

Окончание - единственная изменяемая часть в слове. Все остальные морфемы составляют вместе его основу. При морфемном анализе, пожалуй, легче всего выявить в слове именно окончание, поскольку для этого достаточно лишь немного видоизменить слово.

Небольшие трудности, которые могли возникнуть при правильном определении окончания - это отличить слова, у которых нулевое окончание, а также слова вообще без окончания. Поскольку в данной статье было выяснено, что такое нулевое окончание, то при анализе данная морфема не составит никаких сложностей.

Тема: Окончание

Учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.«Русский язык» 3 класс часть. Просвещение 2017

УМК: «Школа России»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Класс: 3

Цель: Развитие умений анализировать формы одного и того же слова, находить и выделять окончание, развивать и совершенствовать грамматический строй речи: наблюдать над связью слов в предложении, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью; воспитание любви к Родине, чувства сопричастности к истории своей страны.

Задачи:

1.Познакомить с новой частью слова- окончанием.

2.Находить окончание слова, путём изменения его по числам.

3.Выявить значение окончания.

4.Находить нулевое окончание

Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания.

Прочитайте стихотворение. Назовите пропущенные окон­чания.

Что такое окончание?

Для чего служит окончание?

III . Актуализация знаний

Словарный диктант.

Праздник, вместе, орех, овёс, восток, заря, пшеница, погода, понедельник, ракета, трактор.

IV . Самоопределение к деятельности

Отгадайте загадку.

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - ….
(Лиса)

- Измените форму слова лиса. Выделите окончания в словах.

Сформулируйте тему урока

V . Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику.

Упр. 148 (с. 82).

(Работа по заданиям упражнения. Проверка.)

Прочитайте вторую пословицу, назовите окончания.

Как найти в слове окончание? (Изменить форму слова.)

Упр. 149 (с. 82).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

2. Работа со словарными словами.

(Ужин- прием пищи, приуроченный к вечеру, в отличие от завтрака и обеда.)

(Обед-прием пищи в середине дня.)

Объясните лексическое значение слов ужин и обед.

- Выделите в этих словах окончания. Что вы заметили?

(В некоторых словах окончание может быть не выражено звуками (буквами). Такое окончание называется нулевым.)

Прочитайте на с. 82, как называется такое окончание? (Ну­левое.)

- Найдите слова ужин и обед в орфографическом словаре.

Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

Составьте предложения со словами ужин и обед, запишите.

Запомните написание этих слов.

VI . Физкультминутка.

- Если вы услышите слово с окончанием А, то приседаете, а если с другим окончанием, то хлопнете в ладоши. (леса, росу, лиса, осина, ветры, мамой, ворона)

VII . Продолжение работы по теме урока.

Работа по учебнику.

Упр. 150 (с. 82).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

Прочитайте слова с нулевым окончанием. Объясните на­писание слов с орфограммами.

Прочитайте все остальные слова. Назовите окончания. Объясните написание слов с орфограммами.

Что можно сказать об орфограммах в этих словах? (Это не­проверяемые орфограммы.)

Упр. 151 (с. 83).

Прочитайте. Составьте из данных слов предложения.

Как можно озаглавить этот текст?

Выполните письменное задание к упражнению.

Прочитайте текст.

Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любо­знательных».

Что нового вы узнали о словах в русском языке?

Составьте предложение с любым из данных слов.

Какие части речи не имеют окончаний?

VIII . Рефлексия.

Карточки

Спиши, изменяя окончания слов, данных в скобках.

Над (цветы) около дома летали (пчела, шмель, стрекоза). Трепетали на солнышке крыльями (бабочка ).

Что такое окончание?

Для чего служит окончание?

Какое окончание называется нулевым? Приведите примеры.

IX . Подведение итогов урока.

Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?

Домашнее задание.

Инструкция

Если вы испытываете затруднения при выявлении окончания, изменяйте форму слова и выявляйте ту часть, которая изменяется. Это и будет окончание. Например, вам нужно выделить окончание у слова "стол". Попробуйте изменить его форму: "стола", "столу", " " и т.д. Обратите внимание, что изменение происходит сразу после корня. Можно сделать вывод, что окончанием у слова "стол" нулевое.

Нулевые окончания - это такие части слова, которые не выражены звуками. Как правило, они встречаются у существительных в форме именительного падежа мужского рода первого склонения или в третьем склонении.

Если вам необходимо определить личные окончания у глаголов, обратите внимание на то, к какому спряжению он относится. Так, в "читает" окончанием будет "ет", так как относится к первому спряжению.

Научитесь различать окончания глаголов повелительного и изъявительного наклонений. Звучание в них может быть одинаковым, а вот части слова разными. Обратите внимание на глагол "крикните". Он употребляется в повелительном наклонении. Измените форму и сможете увидеть, что в слове "крикни" окончанием будет "и". Значит в глаголе "крикните" - "те".

Обратите внимание на предложение "Когда крикнете, сообщите". В нем глагол "крикнете" употреблен в изъявительном наклонении. Если измените форму слова, то увидите, что окончанием будет "ете".

Определяя окончание у прилагательных или причастий, можно поставить вспомогательный вопрос или узнать падеж, род и число. Например, в прилагательном "сильным" окончанием является "ым", так как оно относится к мужскому роду, единственному числу, творительному падежу.

Если вы определяете падежное окончание у существительного, выясните, в каком падеже и склонении употребляется оно. У существительного " в деревне" окончанием будет "е", так как слово относится к первому склонению, предложному падежу.

Источники:

  • Что такое окончание как часть слова?

Слова можно разделить на меньшие значимые единицы – морфемы. В самостоятельных изменяемых словах выделяются основа («читая», «вечер», «кашне», «около») и окончание («дом-а», «красив-ый», «берег-у»), а в неизменяемых – только основа.

Инструкция

Основа – это часть изменяемого слова без окончания. Например, в слове «дерев-о» - «дерев-» будет основой, а «-о» - окончанием. «Дерево – дерева – дереву». В основе слова заключается его лексическое значение, которое приводится в толковых словарях. Основы бывают двух видов: производные и непроизводные. Производные могут включать в семя помимо корня суффиксы и приставки, а непроизводные состоят только из корня.

В грамматике есть понятие окончания. Оно «физически» отсутствует в изменяемом слове (в виде букв и звуков), но даже его отсутствие несет определенную информацию о форме слова и его грамматических значениях. Например: «глуп-ый – глуп» (краткая мужского рода единственного числа); «купил-а – купил» (прошедшее время глагола мужского рода единственного числа).

Русский язык на сегодняшний день является самым богатым, красивым и при этом очень сложным. Его грамматика и правописание включают в себя множество правил и одновременно исключений из них. Даже слова и предложения состоят из отдельных частей, которые неотделимо связаны друг с другом. К примеру, перед многими школьниками встает такой вопрос: что такое окончание? И, конечно же, это печально, что ответить на него может не каждый.

Что такое окончание слова?

Окончанием в русском языке называют изменяемую морфему, которая стоит в конце слова. Она выражает число, род, лицо и падеж. Также ее считают незаменимой частью слова, потому что окончание делает предложения связными, наполняя их смыслом.

Зачем нужно окончание в русском языке?

  • Род, число и падеж - у имени существительного, прилагательного, причастий, некоторых числительных и местоимений.
  • Падеж - у местоимений и числительных, правда, не у всех.
  • Лицо и число - у глаголов, которые стоят в будущем или настоящем времени.
  • Число и род - у глаголов в прошедшем времени.

2. Окончание делает предложение связным.

Как обозначается данная морфема?

На письме в школе окончание, как и любая другая часть слова, имеет свое обозначение. После того как ученик определил его, он обводит эту морфему квадратом.

Каким может быть окончание

Вообще, эту морфему имеют слова, относящиеся к любой части речи, кроме неизменяемых. Ярким примером этого может послужить наречие. Окончание может быть представлено по-разному: одним или несколькими звуками, а иногда даже может быть нулевым, то есть не иметь звуков. Но не нужно думать, что это обозначает отсутствие данной части слова, потому что такое окончание почти ничем не отличается от обычного. Чаще всего оно встречается у имен существительных мужского или женского рода, соответственно второго и третьего склонения.

Как выделить в слове окончание

На уроках русского языка есть такие упражнения, суть которых заключается в выделении морфем. Для начала необходимо просклонять слово по нескольким падежам, и та его часть, которая будет меняться, и есть окончание. После того как вы определили, что относится к искомой морфеме, нужно выделить данную область. Делается это следующим образом: обычно карандашом все нужные буквы обводятся в квадрат. В том случае, когда у вас нулевое окончание, после слова просто рисуется такая же геометрическая фигура.

Русский язык является величайшим во всем мире, но у многих иностранцев возникает масса проблем при его изучении. Множество правил и исключений, масса словарных элементов речи и непонятные русские фразеологизмы способны вывести из себя любого. Однако несмотря на все это, речь является не только набором букв, она позволяет людям общаться друг с другом. Именно поэтому каждая составляющая слова очень важна, из-за чего нельзя взять и просто так исключить одну из них. Поэтому, отвечая на вопрос, что такое окончание, можно смело сказать, что это одна из значимых частей, служащая для создания связных словосочетаний и предложений.