Что такое отчитка, и как к ней относиться. Проповедь перед чином изгнания злых духов из человека — архимандрит Герман (Чесноков)


Мы вас всех призываем: прекратите разводы в семействах ваших, отстаньте от блуда, пьянства, воровства, чародейства - это все демоны соблазняют вас на погибель души...Голос архимандрита Германа (Чеснокова) гремит под сводами храма Иоанна Предтечи, что в Троице-Сергиевой Лавре. Он читает особую проповедь. Сразу после нее священник начинает, если говорить церковным языком, чин отчитки, или изгнание злых духов из тех, кто ради этого и пришел сегодня в храм.
- Мне поручили вести ее в свое время, - расскажет потом архимандрит Герман. - Почему выбрали меня, не знаю. Служба как служба, - уверяет собеседник. - Любой священник, получивший благословение епископа (но никак не меньше), - имеет право этим заниматься.
Конечно, отцу Герману виднее. Но сам набор ключевых слов проповеди, чина отчитки - "бесы, колдуны, порча...", как и сам "процесс", вызывает противоречивые чувства. У кого-то невольный озноб, у кого-то, возможно, иронию. То, что происходит в храме, вполне иррационально. Это не наука, не медицина и не может таковыми быть по определению. И сами православные священники, с кем довелось говорить на заданную тему, по-разному относятся к отчитке. Некоторые принимают, некоторые осуждают. Но слух о том, что помогает, что у отца Германа можно "обрести исцеление", расходится далеко. Среди тех, кто стремится попасть на его службу, немало, по терминологии о.Германа, одержимых демонами. И они идут "на изгнание нечистой силы".
В больницах диагноз "одержимости бесами", разумеется, не ставят. И сам храм никоим образом не больничная палата, а служба - не прием пациентов в районной поликлинике. Но речь идет зачастую об известных психиатрам болезнях, которые в Церкви называют "порчей" и "беснованием".
- Если произошло очень серьезное потрясение психики личности, - объясняет мне после проповеди священник, - то я в таких случаях говорю, что бес вошел в сердце человека.
Но стоит ли спорить о терминах? Тем более не собираюсь кого-то переубеждать. Все это очень личное, свое. Сюда, в знаменитую Лавру, к о.Герману приходят, приезжают из самых отдаленных уголков России те, кто во все это верит. В чудо в том числе. Или те, у кого, кроме надежды, ничего не осталось. У каждого, с кем довелось общаться, - своя боль, свои проблемы. Что-то в семье не заладилось. На работе - неурядицы. Но вдруг отец Герман поможет?.. Надежда на невероятное, когда опускаются руки, умирает последней.
Приходят на службу в храм Иоанна Предтечи заранее, чтобы успеть занять место. Иначе внутрь вообще можно не попасть. Напряженное внимание и какая-то особая таинственная тишина под сводами. В храме, заставленном строительными лесами, тесно. Жарко. Люди терпеливо стоят плечом к плечу.
Чуть ли не каждый день собираются по 600- 800 человек. Прихожане, зная, что служба предстоит долгая (более трех часов), заранее снимают верхнюю одежду, укладывая ее на подоконниках и строительных помостах. Открывают окна - чтобы был приток свежего воздуха и чтобы те, кому досталось место на ступеньках, у входа, могли услышать слова проповеди.
Толпа верующих - самого разного возраста. Пожилых не больше, чем молодых. Средний возраст тех, кто сейчас в церкви, примерно 40 - 50 лет. Все прилично, а некоторые даже по-праздничному одеты. В лохмотьях,грязных никого не вижу. Мужчин и женщин примерно поровну.
"Бесы", если в это, конечно, верить, судя по всему, одолевают в одинаковой мере россиян обоих полов... Во взглядах людей - ожидание и настороженность. Когда бесы выходят, объясняют мне знатоки, человека корчит, он даже кричит. В какой момент это происходит, никто из соседей точно сказать не может. Мне, воспитанному на воинствующем атеизме, воспринимать все это всерьез не просто. Остается присматриваться к окружающим. И к себе на всякий случай тоже. Вспоминаю, что случилось на работе, дома. Гаишник вот придрался, только на демона вроде не был похож, хотя достал...
Знаю теперь, что службы бывают тихими и громкими, когда демоны выходят не из одного-двух, а из десятков молящихся. Что бесы не любят, когда священник кропит прихожан святой водой. А отец Герман делает это щедрой рукой. В сей напряженный и, наверное, самый ответственный момент проповеднику его помощники подносят один за другим большие серебряные чаны с освященной водой...
Рядом со мной Нина, фельдшер "скорой" из подмосковного Королева.
- Я никак не могу излечиться, - доверительно рассказывает мне женщина. - От какого недуга - и сама не знаю. К медикам ходила, лекарства принимала - не помогает. Водитель мужа мне на днях сказал, что я, мол, таю на глазах. Слабость страшная. Не могу даже долго стоять. На той неделе приходила к отцу Герману на отчитку, так после этого несколько дней отлеживалась -спина страшно болела. Поэтому сегодня принесла с собой табуреточку. Думаю, виной всему зависть коллег. Они говорили мне одно, а за спиной - совсем другое.
- Помогло после первой службы?
- Вряд ли. Но сказали, что надо приходить сюда раза три...
-...На нас лежат грехи родственников, - вступает в наше перешептывание женщина помоложе. - Они передаются от одного поколения к другому. Это как бы духовная генетика... У меня вроде бы в целом в семье нормально, но тоже есть проблемы со здоровьем...Откуда они, не знаю...
Какая-то бабушка терпеливо держит в руках цветную фотографию. На ней молодой парень обнимает девушку.
- Это мой внук Андрей с женой, - объясняет старушка. - Он служил в армии, все было нормально. Потом работал на фирме бухгалтером. И вдруг как оборвалось - и сердце, и желудок прихватило... Чем дальше, тем хуже. Сейчас он на излечении в военном госпитале, что рядом со станцией Лось. Сам не мог приехать, так я принесла его фотографию.
Когда о.Герман читает молитву, бабушка повыше поднимает фотографию, чтобы слова священника "дошли до внука".
- Это демоны, - раздаются под сводами храма слова проповедника, - нам наносят раны, болезни, скорби. Они нас обманывают, соблазняют на всякий грех...
Принимает о.Герман не всех. Только православных и при условии, что есть у прихожанина нательный крестик. Об этом священник особо и строго предупреждает: "Без креста присутствие в храме, тем более на таких молитвах, недопустимо".
Вся церковь жадно ловит слова проповеди.
- Жил человек, жил-курил, блудил, воровал, пьянствовал, и все было хорошо, а теперь вот лежит расслабленный. Отчего? От своей греховной, порочной жизни... Грешники говорят: " Это мне порчу навели. Злодеи люди, колдуны..." А ты не греши!
Грех смотреть телевизор, который показывает развратные фильмы, сцены убийства... "Все это дети смотрят и завтра сами точно такое начинают творить. Спрашивается, как же можно при этом воспитать человека доброго, милосердного?"
Грех читать любовные романы и лживые развратные брошюры.
Грех лечиться у гипнотизеров, экстрасенсов... "Ко всем этим целителям церковь запрещает обращаться... У нас есть больницы и поликлиники - туда можно ходить, а к этим лицам нельзя обращаться... "
Грех кодироваться, что есть по сути "умышленное, сознательное вселение демона в человека с согласия больного и под его расписку. Это явное насилие над природой человека".
Пастырь призывает всех встать на колени. Голос священника еще громче.
- Повелением Бога отходит всякая болезнь...
...- Демоны убегают, недуги отходят...
Напряжение под сводами храма нарастает. Молодой симпатичный человек неподалеку от меня начинает вдруг широко зевать. И все чаще. А потом вдруг заходится в вое. То там, то здесь в толпе раздаются крики. Кто-то еще начинает завывать, кто-то заходится в истерике...
-...И мучителя твоего низложи...
Слова молитвы, изгоняющей злых духов, не придуманы архимандритом Германом. Они - родом из 4 века, когда чин отчитки был особенно распространен.
...После службы народ еще долго не расходится. К о.Герману выстроилась очередь. И он сам не торопится, выслушивает, дает советы.
Мы с ним потом тоже долго говорили после службы.
- Не всем, кто имеет тяжелые недуги, надо обязательно идти на изгнание бесов, - уверяет священник. - В тех случаях, когда человеку требуется, скажем, хирургическая операция, я просто даю телефоны врачей. Но чаще врачи направляют больных к нам.
- Крики людей, которые раздавались во время службы - насколько все это искренне, отец Герман?
- По-разному. Я знаю, когда бесы действительно выходят, после какой именно молитвы. Есть очень сильные молитвы... И потому узнаю лукавство, когда умышленно изображают исцеление, притворяются. Подойду поближе, успокаиваю, похлопываю по плечу: не надо, мол, не театр... Я научился видеть людей.
Бывает, что у нас матерятся, воют, рычат, бьются об пол - и это все естественная реакция на молитвы: бесы сопротивляются, проявляют себя нечеловеческими голосами. Один раз на отчитку приходил генерал. Упал, стал кататься вот по этому коридору по полу, плакал, умолял: "Батюшка, помоги, спаси"...Один раз я слепую здесь водил. И вдруг она прозрела... Иногда привозят душевнобольных, связанных веревками или даже цепями... Становятся нормальными...
- Влияет ли на вас все это, не меняетесь ли сами?
- Думаю, что нет. Меня защищает Бог. И характер мой, поверьте, не меняется. Да и особой философии в службе как таковой нет.
Для тех, кто надеется на Церковь, важно понять, что "исцеление" прежде всего зависит от желания, воли самого человека, самовнушения - от того, поможет Господь или нет. Если что-то заболело, то это еще и повод задуматься: от каких ваших грехов недуг возник...
- И тем не менее вы же изгоняете бесов.
- Это не совсем так. Я читаю молитву с просьбой, чтобы Бог помог.
- С какими недугами к вам чаще приходят?
- С шизофренией, много эпилептиков, тех, кто страдает галлюцинациями. Из-за детей собственных приходят. Взрослые жалуются, что молодежь пьет, старших не слушается. Женщины умоляют вернуть мужа. Я в таких случаях предлагаю и супруга привести на проповедь, чтобы прочитать над ним молитву.
- Какие самые распространенные и опасные грехи вы бы выделили?
- Пожалуй, более всего вредит нам гордыня. Потом в моем представлении идут убийства, пьянство. Телевидение очень опасно. С Запада в Россию идут порнография, разврат- ничего почему-то не запрещается... Чародейство, гипноз, кодирование... Заговоры всякие - тоже грех. Уныние, зависть. Тот, кто сигаретами увлекается, тот курит фимиам дьяволу.
-А вот то, что сейчас происходит на Кавказе, с чем связано?
- С ненавистью прежде всего. Явно нарушены Законы Божии о любви друг к другу.
- А что бы вы пожелали читателям "Труда"?
Пастырь взял у меня из рук блокнот, нарисовал крестик и под ним написал: "Желаю им здоровья, исправления греховной жизни, чтобы наследовать жизнь Вечную. С христианской любовью архимандрит Герман".
...В Москву после той встречи с о.Германом мы приехали поздно вечером. И тут по радио сообщили, что в Театральном центре на Дубровке бандиты взяли в заложники зрителей. Бесы пришли в столицу. Этих, как известно, изгоняли по-другому...

Фото: http://www.bogistina.info

Архимандрит Герман (Чесноков) – настоятель храма Петра и Павла в Лавре. Об отце Германе говорят как о сердечном и необычайном человеке, который помогает бесноватым. В храме Иоанна Предтечи ежедневно совершается специальный чин, это молитвы над особыми людьми. Отец Герман уверен, что отчитка для многих – единственно возможное исцеление от душевных недугов. Русская Православная Церковь знает случаи, когда человек страдает оттого, что в его душу проник нечистый дух. Тем не менее, мнение Церкви об отчитке остается неоднозначным.

Святые отцы еще в IV веке составили молитвы, которые читаются над бесноватыми. Отец Герман помогает им, а Троице-Сергиева Лавра принимает людей, чтобы помазать их святым елеем, и окропить Богоявленской водой, осеняя крестом.

При этом многие представители Церкви не считают отчитку аналогом обряда экзорцизма и панацеей от одержимости.

“Кто-то считает ее «лекарством от всех болезней», кто-то не вообще воспринимает ее в том виде, как она практикуется сейчас. Назвать отчитку единственным действенным способом избавления от одержимости никак нельзя. Причиной вселения падшего духа в человека стал грех, поэтому и лечить нужно греховность, а не ее следствие – одержимость. Настоящий бесноватый сам не в состоянии полноценно исповедоваться и затем причаститься. Ему нужна помощь. Такой помощью может быть отчитка, но это не панацея, а всего лишь одно из средств, которое может быть использовано Церковью для исцеления человека от одержимости лукавыми духами”, – считает протоиерей Дионисий Свечников.

При этом протоиерей Дионисий не отрицает, что люди могут сталкиваться с одержимостью: “Стоит человеку отступить от противления дьяволу и полностью отдать себя греху, и тогда падшие духи уже не извне будут действовать на человека, а войдут в него и он станет жилищем бесов. А вот когда воля человека полностью будет подчинена бесам, и он уже не сможет контролировать себя. Примером такого состояния можно послужить евангельское повествование о гадаринском бесноватом: «когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни» (Мк. 5, 2-5)”.

Отчитка отца Германа в Троице-Сергиевой Лавре

Зачастую больных в Троице-Сергиеву Лавру привозят в цепях: молитвы, святая вода заставляют бесов кричать через человека страшными голосами, у людей неестественно выламываются руки и ноги.

Отец Герман перед отчиткой обязательно произносит проповедь, в которой говорится о причинах такого страшного недуга души и о возможностях защититься себя верой от злодеяний дьявола.

Об изгнании бесов говорится еще в Библии.

В “Деяниях Апостолов” (19, 13-16) есть рассказ о неудачном опыте заклинателей: “Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? – и бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома”. Есть и сообщения о спасении людей. Иисус Христос во время Своей земной жизни неоднократно изгонял трепещущих перед Ним бесов из одержимых людей.

“… Как мы уже говорили, Христос сейчас всё чаще и чаще, по выражению Cвятых отцов, начинает использовать демонов как бич для наказания грешников. Для лукавых духов нет преград. Они проходят через стену, через человека свободно, И только по попущению Божию они могут остановиться в теле человеческом… Демоны поражают все наши органы; сердце, лёгкие, почки, руки, ноги… Лукавые демоны диктуют свою волю различными галлюцинациями… Демоны мучают человека, люди, часто бывает, падают, бьются, кричат, их называют шизофрениками и эпилептиками. Такое страшное влияние злых духов на человека.

И вот святые отцы 4-го века составили специальные молитвы для больных людей. Эти молитвы обладают такой Божественной силой, что если вам кто-то что-то ворожил, колдовал, или по злому умыслу наговаривал, то эти молитвы разрушают всякие бесовские козни. Они привлекают к вам Благодать Божию…”. “… Святой Иоанн Златоуст в “Слове о злых духах” говорит, что когда человек исполняет заповеди Божии, его охраняет благодать Божия, а в духовной области лукавые духи видят, что его охраняет некая защитная огненная оболочка . Демоны боятся коснуться такого человека, ибо как может сено коснуться огня-оно сгорит…”, – говорится в одной из проповедей отца Германа.

По личному благословению Святейшего Патриарха Алексия II была в свое время сделана и документальная видеозапись о том, как отец Герман проводит отчитку над бесноватыми. Член комиссии по аномальным явлениям Русского географического общества Павел Гершуненко подтвердил, что отчитка положительно влияет на людей, страдающих от бесов.

Чтобы обратиться за помощью к отцу Герману, надо связаться с Троице-Сергиевой Лаврой . Службы в Лавре совершаются ежедневно. Отчитку проводят бесплатно, но в Троице-Сергиевой Лавры будут благодарны, если верующие пожертвуют посильную для них сумму.

Отчитка отца Германа от бесов, отчитка от бесов молитвами

Отчитка отца Германа от бесов, отчитка от бесов Сергиева Лавра, отчитка от бесов молитвами, что такое отчитка, отчитка при помощи молитв, псалмов, изгнание бесов,

Отчитка отца Германа от бесов

По поверьям жизнь человека, имеет два начала, одно из которых - физическое, а другое – духовное. Нельзя сказать, что одно из них важнее, так как одно вытекает из другого. В случае плохого физического состояния, человек не будет ощущать духовного равновесия и душевного спокойствия.


Всем давно известно, что в случае плохого физического состояния, необходимо обращаться в больницу. Где люди имеющие специальное образование по возможности приведут в порядок состояние человека. Но вот вопрос, если духовное состояние человека ухудшено, куда можно обратится в этом случае? Говорят, что если болит душа, то на человеке есть порча. Избавляются от такого недуга исключительно с помощью молитв.



Сергиева Лавра, отчитка

Всегда и везде, к отчиткам относились по – разному, кто - то считает, что, порчи как таковой не существует, и это все людские выдумки, а кто – то, свято верит в то, что с помощью наведенной порчи, злые духи могут «уничтожить» человека изнутри.


Отчитки в монастыре - Троице-Сергиевой Лавре. Именно в этом месте, молитвы читаются отцом Германом, над теми людьми, в которых «вселился» бес, или нечистая сила. Божий служитель отец Герман – является православным послушником Господа, и по своей сущности очень добрый, отзывчивый человек.



Отец Герман Сергиев Посад, отчитка

Отец Герман – является искренним послушником Господа, который живем по Божьим законам. Множество случаев, в которых он безвозмездно помогал людям, когда казалось бы помочь уже было нельзя. С помощью него, большое количество людей избавились от бесов, живущих внутри.


Отец Герман производит обряд изгнания бесов в храме Иоанна Предтечи ежедневно без выходных.
Такое действие совершается при помощи молитв, именно сюда, к отцу Герману съезжаются люди как для физического исцеления тела, так и для духовного исцеления души.


Люди приезжают сюда по двум причинам, болезни физического характера, отклонения, недоразвитость;


А также сюда привозят одержимых злыми духами.


На счет одержимости мнения разделились, некоторые считают, что это просто заболевание психического или психологического характера. Другие уверены, что беснование существует испокон веков, и прийти оно может абсолютно к любому человеку. При бесноватости не поможет ни один врач, этот факт доказан и проверен.


Чтение молитв над таким человеком, дает ему возможность полностью избавится от недуга. Каждое слово произнесенное отцом Германом дарит человеку спокойствие, и уничтожает злого духа. Обряд можно совершать лишь только в том случае, когда «больной» сам хочет излечится, и свято верит в то, что все получится. Если же сердце одержимого не чисто, и помыслы у него злые, работать с ним будет сложнее, и для того, чтобы отчитка была результативной необходимо беседовать с ним.



Отчитка при помощи молитв

Когда святые отцы хотят изгнать бесов из одержимого, они проводят читку молитв, составленных еще в 4 веке.
После прочтения молитв, святые отцы принимаются за проведение определенных обрядов.


Помазание;


Кропление святой водицей;


Пронесение креста возле одержимого.


В процессе проведения таких обрядов бесы могут показывать себя различными проявлениями:


    рычание, каркание;




    одержимых может пробить дрожь по всему телу, или непонятные телодвижения.


Случались ситуации, когда «больные» были настолько тяжелыми, что доставлялись к святому отцу уже связанные.



Изгнание бесов

Перед тем, как начинать отчитку должна прочитаться проповедь, в которой будет говорится о причинах болезни, а также состоянии человека в целом.


По церковным понятиям, Иисус использует вселение злых демонов в человеческую душу, с целью наказания. Злые духи могут проходить через стену, сквозь человека, и только лишь по волеизъявлению Господа осесть в людском теле. Злые духи сразу же поражают людские органы.


Духи, могут доставлять человеку адские мучения, предоставлять перед глазами галлюцинации, видения которых на самом деле не увидит здоровый человек. Злые духи проявляют свою волю в виде различных видений и галлюцинаций.



Отчитка от порчи и сглаза

Порча воздействует на человека самым негативным образом, и делает так, что человека беспокоит боль по всему телу, но наряду с болью тела, болит и душа. Молитвы, которые произносятся в процессе изгнания бесов, снятия порчи, и прочего, обладают огромной Господней силой, и максимально сильно влияют и разрушают все зло.


Помимо избавления от зла, молитва дарит человеку чувство спокойствия, и умиротворенности.


Именно смиренность и спокойствие души. Может быть сильной защитой от сглаза и порчи. Ведь когда душа и сердце с Богом, то они и под защитой у Бога.



Отчитка при помощи псалм

Псалмы также становятся методом очистки. Каждый из существующих несет ответ за определенную жизненную сферу.


Против беса – 45, 67;


При болезнях физических – 29, 46, 69;


Защита от наведенной порчи и ведьм – 49, 53, 58, 63, 139.


Отчитать человека в церкви – самый верный и действенный способ против демонов, бесов, и прочего. Ведь Божья сила в слове. Именно слово Божье является гарантией защиты, ведь вера в Бог защитит, и подарит покой.



Место, в котором проводится отчитка отцом Германом

Отец Герман помогает в храме святого пророка Иоанна Предтечи, который располагается над самой аркой входа в Троице-Сергиеву Лавру. Служба проходит ежедневно, и начинается ровно в час дня.


Перед тем, как приступить к службе, необходимо попросить о благословении преподобного Сергия. Разрешается привозить деток, родственников, которые сами не в состоянии приехать по физическим или умственным способностям. Для того, чтобы попросить у отца немного святой водицы, необходимо иметь при себе емкость небольшого размера.


Отчитка отца Германа поможет при любых ситуациях. Когда человек отчаялся, и не знает, как ему поступить в жизни, когда за дело не берется ни один врач, и не помогает ни один психолог, не стоит отчаиваться, отец Герман поможет всем страждущим, и вернет покой в душу и веру в Господа. Не стоит надеяться на собственные силы и предубеждения, не стесняйтесь обратится к Господу. Ведь не зря говорится что мы предполагаем, и только Бог - располагает!


Нередко, люди обращаются к гадалкам, ведьмам и колдунам, для того, чтобы те, сняли порчу или сглаз, однако такой выбор – не правильный! Откройте дверь в сердце Господу, и своей верой - подарите ему возможность помочь вам.


Молится о своем спокойствии вы сможете самостоятельно, однако изгнание бесов, снятие порчи лучше доверить святому отцу. Не стоит обращаться к гадалкам, ведь они такие же люди как и все мы, а вот Бог, он выше, и только он знает, как лучше.
Веруя душой и сердцем в Господню помощь, и помощь святого отца, результат будет гарантировано!



Изгнание бесов — миф или реальность? В поисках ответа на этот вопрос журналисты РИА Новости стали свидетелями обряда, о котором в Русской православной церкви нет однозначного мнения, и побеседовали с церковными и светскими экспертами.

"Умолкни! Убежи!" — восклицает отец Герман, осеняя крестом толпу людей.

Петропавловский храм возле Троице-Сергиевой лавры набит битком. Здесь несколько раз в неделю в полдень известный архимандрит Герман (Чесноков), которого многие называют старцем, совершает чин "исцеления одержимых нечистыми духами". В Церкви этот обряд еще называют "отчиткой".

Перед началом чина отец Герман объясняет, почему в того или иного человека может вселиться "нечистый дух". Причина проста — грех. "И болеем мы из-за того, что грешим", — внушает он.

Отец Герман проповедует долго, больше часа. Люди стоят, а в центре полукругом сидят на скамейках и стульях и стараются внимательно слушать батюшку, который активно жестикулирует,повторяя: "Мы должны идти в храм, а не к гадалкам или экстрасенсам! Если у кого-то есть книжки с заговорами, гаданиями — сожгите сегодня немедленно! Очень полезно причащаться!".

Некоторые выходят из душного храма на улицу. Остальные переминаются с ноги на ногу, кто-то зевает, кто-то рассматривает иконы, кто-то проверяет сообщения на телефоне. Все ждут начала отчитки.

В отличие от большинства православных обрядов, во время чина изгнания злых духов священник все время стоит лицом к прихожанам. Отец Герман произносит молитвы не нараспев, как это обычно бывает на службах, а очень эмоционально, с обилием жестов, как пасторы из американских фильмов. Верующие, стоящие в первом ряду, подходят еще ближе к алтарю. Худенькая старушка в черном платке начинает судорожно крестить свой живот. Рядом с ней женщина с двумя фотографиями юноши — во время проповеди она не сводила глаз с алтарного образа Спасителя, а теперь непрерывно плачет.

Прочитав молитвы и Евангелие, отец Герман с двумя священниками спускается с амвона и начинает мазать лоб каждого освященным маслом. Он спрашивает у женщины с ребенком, как давно тот болеет.

"Полтора года, батюшка. После поста началось", — плачется женщина. "А ты обвенчана с мужем? Тебе нужно обвенчаться! От этого он болеет", — чеканит архимандрит.

Затем он берет в руки простой металлический чайник со святой водой и начинает обильно кропить, читая специальную молитву. Взор его направлен на молящихся, но, кажется, что он смотрит не на них. Ряса вся мокрая от святой воды, на полу большие лужи. От холодных брызг молящиеся вздрагивают, но тут же улыбаются. "Матери, если вы будете причащать своих детей каждый воскресный день, то тогда никакие болезни их не возьмут!", — многократно повторяет экзорцист.

"В маму вселился бес"

"Батюшка, что делать?" — с таким вопросом часто обращаются люди, чьи родственники, по их убеждению, являются бесноватыми. Ответ священники дают разный, исходя из личного взгляда на отчитки.

"С моей мамой творилось что-то не то. Мы постоянно ругались из-за каких-то пустяков. Каждый день она говорила мне: будь ты проклят, тебе не надо больше жить, ты даже рваной наволочки не заслужил", — рассказывает Олег из Москвы (имя по его просьбе изменено).

Мама запрещала ему ходить в храм, сильно раздражалась, увидев икону или крест. Мужчина втайне от нее обратился к священнику, который посоветовал окропить квартиру и вещи матери святой водой. Но, по его словам, "никаких изменений не происходило".

Затем на одном из православных форумов он узнал про отчитки. Олег признается, что "каким-то чудесным образом" все же уговорил маму поехать в храм, где совершают обряд экзорцизма.

"Сейчас (после отчитки — ред.) она ведет себя очень спокойно. Батюшка посоветовал приезжать еще. Я потом узнал, что так многие делают", — рассказал Олег.

"Настоятель нашего прихода благословил меня ехать в лавру к отцу Герману на отчитку, сказав, что я бесноватая", — признается Галина (имя изменено) из Ленинградской области.

Она долго этому не верила. Но в один из вечеров начались судороги — ей сначала показалось, что это приступ эпилепсии.

"Но на следующий день я узнала, что к нам в храм везут чудотворную икону Божией Матери. Выходит, что я, не зная о прибытии такой святыни, уже чувствовала это. Это не похоже на самовнушение", — отметила она.

Когда икону привезли, Галина "очень долго не могла подойти" к реликвии без посторонней помощи. По ее словам, в этот момент она материлась в храме, проклинала всех вокруг, билась головой о пол.

"Я потом долго плакала и просила прощения за ругательства, но священник, успокаивая меня, говорил, что это бес пытался запугать всех", — поясняет женщина. В итоге она поехала к отцу Герману на отчитку, после которой, по ее словам, все прошло.

Впрочем, есть и иные отзывы о пользе обряда. Президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) профессор Православного Свято-Тихоновского государственного университета Александр Дворкин привел случай из своей исследовательской практики.

Житель Омска, "изгонявший беса" из ребенка, пойдет под суд за истязания По данным СК, мужчине после употребления спайса показалось, что в семилетнего сына его сожительницы вселился бес, и для его "изгнания" он вылил на ребенка холодную "святую" воду и ударил по голове банкой, после чего причинил мальчику ожоги паяльником.

Один православный верующий, имевший определенные психические проблемы, попал в секту лжехриста-Виссариона (главы организации "Церковь последнего завета"). Когда у нового адепта Виссариона начали появляться сомнения в секте, он решил отправиться на отчитку. Но, пройдя обряд, ничего не почувствовал — и заключил, что правильно верит в Виссариона: ведь если бы тот был лжехристом, экзоцист изгнал бы беса зловерия. С тех пор этот верующий уже много лет в секте, ходит и поучает православных, что Виссарион прав, и отчитка это "неопровержимо доказала".

"Помогает, если верить"

Архимандрит Герман вот уже более 30 лет практикует массовые изгнания бесов. К нему, по словам благочинного Троице-Сергиевой лавры архимандрита Павла (Кривоногова), приезжает множество людей. "Помогают ли отчитки? Да, я был очевидцем. А бывает так, что кому-то не помогают. Это зависит от человека, от его веры, от состояния его души", — рассказал благочинный. Он не согласен с тем, что совершаемые в Лавре отчитки можно назвать массовыми (за что чин чаще всего критикуют). Обычно, как отметил благочинный, на них приходит 50-60 человек, а не тысячи, как можно подумать.

Считается, что чин изгнания бесов должен совершаться только в исключительных случаях, когда человек оказывается под тотальным воздействием вселившегося в него темного духа и уже не контролирует свои движения и поступки.

В Евангелии написано о гадаринском бесноватом, который днем и ночью бился о камни, а когда его заковывали в цепи, то он разрывал узы и в беспамятстве носился по пустынным местам. Христос своей силой в одно мгновение освободил несчастного от тяжких уз. В первые века христианства даже язычники знали о существовании особых лиц, заклинавших одержимых именем Иисуса Христа и тем самым изгонявших из них нечистую силу.

Зачастую подобное было не под силу даже апостолам — ближайшим ученикам Христа: в Новом Завете описан случай, когда они не смогли изгнать демона из бесноватого юноши. Со временем в христианстве сложилось понимание того, что победа над злыми духами возможна лишь при решительном исправлении человеком своей жизни, при соблюдении строгой аскезы, а не благодаря формально исполненному правилу.

© Фото: фото предоставлено пресс-службой Троице-Сергиевой лавры


© Фото: фото предоставлено пресс-службой Троице-Сергиевой лавры

При этом изгнание бесов в православной традиции считается особым даром Бога, который получают лишь некоторые люди в силу своей особой, святой жизни и который они могут реализовывать только по благословению духовника.

Экзорцизм на Руси

"Согласно учению о том, что после грехопадения человечество находится в тесном общении с нечистыми духами, старающимися безраздельно владеть каждой душой, почти все христианские культовые действия, включая домашнюю молитву, содержат в себе элементы экзорцизма. Заклинания против демонов содержатся в чине крещения, великого освящения воды и других", — рассказывает религиовед, старший преподаватель философского факультета МГУ Илья Вевюрко.

Массовой культуре экзорцизм знаком, прежде всего, по западным фильмам о католических священниках. В Римско-католической церкви существует даже Ассоциация экзорцистов, для них проводятся курсы и конференции. У экспертов из Московской духовной академии нет однозначного мнения насчет того, присущ ли экзорцизм православному христианству.

Так профессор Московской духовной академии Алексей Осипов полагает, что, в отличие от католической церкви, экзорцизм исторически несвойственен восточному христианству. "На Руси никогда не отчитывали. Лишь в конце XX века, из-за проникновения в Россию католического влияния, отдельные люди начали практику отчитывания, причем зачастую без всякого благословения. Потом уже, когда народная молва ринулась, начали это делать открыто. Но никаких специальных благословений так они и не получили", — подчеркивает Осипов.

А вот профессор МДА протоиерей Максим Козлов считает, что практика экзорцизма урегулирована с точки зрения канонов, поэтому не является маргинальной. "Практика предполагает, что подобный чин совершается с благословения правящего архиерея. Но только в случае его регулярности", — уточняет профессор. Эта практика пришла на Русь из Византии сразу после крещения, "вместе с богослужебными книгами, которые переводились с греческого".

Современные экзорцисты используют текст чина отчитки из известного требника митрополита Киевского Петра (Могилы) XVII века.

В церковь или в клинику?

Еще пару сотен лет назад на одержимость бесами подчас списывали различные психические заболевания. В наши дни Церковь принимает достижения науки и одновременно говорит о возможности воздействия злых духов на поведение человека.

"В настоящее время в Церкви нет четкой методологии разделения бесноватых и психически больных людей. Иногда это бывает практически невозможно, так как бесоодержимость сочетается с психическим заболеванием. Иногда же беснование протекает изолировано. До революции Священный Синод специально обращался в клинику психиатрии Медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия — ред.) с просьбой дать методические рекомендации для священников, имеющих подобную духовную практику. Основной задачей являлось именно установление грани между духовной и психической патологией", — отмечает доктор богословия и медицинских наук, заслуженный врач РФ, психиатр, протоиерей Григорий Григорьев.

Козлов: изгнанием бесов занимаются самые опытные священники Вопрос: Правда ли, что в православии есть специально подготовленные священники, которые могут изгонять злых духов? Отвечает профессор Московской духовной академии и семинарии протоиерей Максим Козлов.

По его словам, если священник "с верою прочитает церковную молитву", то одержимый бесами человек — в духовной практике такие люди встречаются "чрезвычайно редко" — испытает резкое облегчение своего психического состояния. После отчитки вызванные духовными причинами психические расстройства, как правило, проходят.

Но психически больным людям, по словам врача, отчитки не только не принесут пользы, но даже ухудшат состояние. "Например, при некоторых формах шизофрении может развиться бред воздействия на религиозной почве. Здесь требуется серьезное медикаментозное лечение в условиях стационара", — пояснил психиатр. Поэтому он советует сначала обращаться к врачу. А уж если тот не поможет — то в храм.

Настоятель Оптинского подворья в Москве архимандрит Мелхиседек (Артюхин) пояснил, почему, например, в известной своими старцами Оптиной пустыни никогда не было отчиток. "В тяжелых духовных случаях оптинские старцы советовали исповедь (подробную, с детства), соборование и причастие. Такова традиция. Новации ищут те, у кого нет желания укорениться в традиции, но есть желание всего и сразу без борьбы с самим собой. Бесплодная практика. Исцеление — процесс, а не фокус", — считает архимандрит Мелхиседек.

"Отчтывать отчитывающих"

Священник-психиатр Григорий Григорьев подчеркивает, что до революции священнослужителям рекомендовалось проводить отчитки индивидуально, "чтобы отсечь больных истерией, которые в церкви назывались кликушами". Они, по его словам, нередко привлекают внимание на церковных службах резкими выкриками и другими демонстративными действиями, воспринимающимися верующими людьми как бесоодержимость, хотя таковыми не являются. Бесноватого же, по словам священника, отличает страх перед церковными таинствами, святыми мощами, святой водой и чудотворными иконами.

Профессор Александр Дворкин крайне отрицательно относится к нынешней практике отчиток. По его словам, он солидарен с мнением патриарха Алексия II, который много лет назад на одном епархиальном собрании сказал, что следует "отчитывать отчитывающих".

"Отчитки — совершенно нетрадиционное явление, которое вырождается в какие-то истеричные, мрачные и крайне неприятные шоу. Безусловно, как православный человек, я понимаю, что бесовская одержимость, несомненно, бывает. Христос изгонял бесов из одержимых людей, святые также делали это Его именем", — отметил глава РАЦИРС.

Где и почем изгоняют бесов

По словам профессора МДА Осипова, сегодня за отчитку порой берутся вовсе не те люди, которые получили этот особый дар благодаря святой жизни. "Берутся за отчитывание люди подчас по самонадеянности, по тщеславию, по корыстолюбию, о чем мы находим свидетельств более чем достаточно", — констатирует Осипов.

"Понятно, что отчитки приносят популярность священникам, проводящим их. К ним начинают ездить люди, это приносит массовые денежные средства, повышает доходы, поэтому в тех или иных епархиях священноначалие поддерживает такие мероприятия, или хотя бы не препятствует их проведению", — отмечает, в свою очередь, Дворкин.

Судя по сообщениям в сети, достаточно популярны у верующих поездки в деревню Чихачево Ивановской области к схиархимандриту Иоанникию (Ефименко). Известен также иеромонах Владимир (Гусев) в городе Ливны Орловской области. На Украине отправляются на отчитки в Почаевскую лавру или в Ильинский монастырь в Одессе.

В интернете можно найти перечни еще десятков мест по всей России, где совершаются отчитки. Поэтому на многочисленных сайтах паломнических служб есть даже специальные туры к известным экзорцистам. Паломничества проводятся в основном по выходным, на них советуют записываться заранее, из-за большого числа желающих.

Как правило, на сайтах паломнических центров упоминается о пожертвовании за поездку, но "сумму пожертвования" увидеть нельзя — она озвучивается при общении по телефону. В нее может входить, например, только дорога туда-обратно. Есть также пакеты "все включено", предусматривающие, помимо дороги, жилье, питание и требы. Например, поездка из Москвы в Ливны обойдется примерно в 6 тысяч рублей, включая два молебна "О недужных" (так называют в паломническом центре отчитки) и соборование.

Справедливости ради стоит отметить, что на отчитках можно присутствовать и без взноса пожертвований.

"Самовольное изгнание"

Еще одной проблемой является признание легитимности того или иного экзорциста. В интернете часто можно встретить статьи про то, как в каком-нибудь селе батюшка изгоняет бесов различными способами.

"Любой человек может одеть рясу, клобук, взять крест и объявить себя епископом, благодатным старцем, — и у него найдутся последователи и все такое прочее. Ясно, что статистику (отчиток — ред.) никто не ведет", — заявил ведущий интернет-проекта "Батюшка онлайн" иеромонах Макарий (Маркиш).

Таких самопровозглашенных бесогонов архиереи могут запретить в служении или лишить сана. Однако, по словам иеромонаха, изгоняющий бесов человек вряд ли примет решение иерарха — поэтому "станет самосвятом, или прямым раскольником, сектантом".

"В частности, можно сказать: поскольку наша страна свободная, каждый может себя объявить (экзорцистом — ред.)", — убежден Маркиш.

Негативно относящиеся к массовой отчитке эксперты выступают за искоренение подобной практики. Однако сделать это, по их мнению, крайне сложно. Народная молва поддерживает экзорцизм. И если, по словам профессора Осипова, попробовать "запретить", к примеру, совершать отчитки отцу Герману, поднимется большой шум.

"Подчас те, от кого это зависит, не придают особого значения происходящему, не понимают, сколько людей из-за этого просто погибают, становятся ненормальными", — убежден Осипов.

Он раскритиковал популяризацию экзорцизма и совершающего его духовенства. "Если святые скрывали свой дар, то теперь вы можете на сайте нашей лавры найти расписание, в какие дни и часы священник совершает чудо изгнания. Сам Христос по расписанию этого не делал", — заключил наш собеседник.

Однако благочинный лавры архимандрит Павел убежден, что от человека мало что зависит — никто не может ограничить "силу Божьей благодати". "Господь сам управляет и врачует. Это не как выпить аспирин, чтобы стало легче", — подчеркивает он. Главное, что требуется от человека — искренне верить.