Что значит категория земли. На какой земле можно строить? Категории земель и виды разрешённого использования


Классификация земель

Земельный кодекс Российской Федерации делит землю на семь категорий. Каждая категория земли имеет только целевое применение.

Данный тип земель имеет две разновидности. Первая включает в себя дороги для внутрихозяйственных нужд, коммуникации и растительность. А вторая состоит из самих сельскохозяйственных земель, а также зданий, предназначенных для работы с сельскохозяйственной продукцией.

Ко второй категории относятся поселенческие земли, которые отделяются границей от иных земельных категорий. Земли поселений являются основой для возведения сельских и городских населенных пунктов.

Земли промышленной и специальной направленности относят к третьей категории. Их классифицируют по характеру задач на земли для: промышленных, энергетических, транспортных информационных нужд, космической и иной безопасности.

Для земель с научным, природоохранным и оздоровительным назначением существует четвертая категория – особо охраняемые территории. Это природные заповедники, природные памятники, ботанические сады, т.е. земли, имеющие общенациональное достояние и находящиеся в собственности государства.

Земли лесного хозяйства входят в лесной фонд и составляют пятую категорию. Болота, просеки, земли с лесной растительностью и без нее, но предназначенные для восстановления леса – вот главные составляющие лесного фонда. Фонд ограничен от земель других категорий, эти границы зафиксированы в Государственном Земельном Кадастре.

Последняя, седьмая категория состоит из земель запаса. Они представляют собой земли, являющиеся государственной или муниципальной собственностью, которые не предназначены для использования гражданами и юридическими лицами. Право их использовать появляется только в том случае, когда земли данного типа будут переведены в другую категорию.

26. Виды, формы, принципы и содержание землеустройства

Виды землеустройства.

Землеустройство – это мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ для обеспечения их традиционного образа жизни.

Землеустройство проводится на основании:

Решений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

Судебных решений.

Межевание объектов землеустройства – это работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.

Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка.

Восстановление границ земельного участка выполняют при наличии межевых споров, а также по просьбе граждан и юридических лиц в случае полной или частичной утраты на местности межевых знаков и других признаков границ принадлежащих им земельных участков.

Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны.

Принципы землеустройства

При проведении землеустройства должны соблюдаться следующие основные принципы:

Соблюдение интересов участников землеустройства и населения, проживающего на территории, затрагиваемой землеустройством;

Создание равных организационно-территориальных условий для всех субъектов хозяйствования и развития всех отраслей экономики;

Учет перспектив и комплексности развития территорий;

Учет пригодности земель для предусмотренного целевого использования;

Сохранение и бережное использование земельных ресурсов и природных ландшафтов, обеспечение приоритета экологических требований над экономическими интересами при намечаемом использовании земель;

Обеспечение при формировании земельных участков их компактности, оптимальности по площади, удобного доступа к ним;

Недопущение дробления земельных участков и создания. чересполосицы, дальноземелья и других неудобств в землепользовании, приводящих к невозможности использования их по целевому назначению;

Гласность в проведении и реализации землеустроительных мероприятий, затрагивающих интересы населения, проживающего на землеустраиваемой территории, и иных лиц;

Обеспечение стабильности землепользования и сохранение устойчивых элементов организации территории;

Комплексный характер организации территории и производства, обеспечение пропорциональности и сбалансированности между выделяемым земельным участком и обеспечением процесса производства;

Строгое соблюдение требований законодательства.

Учитывая то, что землеустроительная деятельность лежит в сфере общественного производства, обеспечивает проведение государством земельных преобразований в соответствии с новыми земельными отношениями, землеустройство имеет общегосударственный характер. Вместе с тем, оно выполняет и другие функции: отраслевые, ведомственные, межхозяйственные, внутрихозяйственные.

27. Закрепление подвижных песков. Закрепление песков - комплекс мероприятий по стабилизаций подвижных сыпучих (незакреплённых) песков биологическими, механическими или химическими способами для уменьшениях их негативного влияния на экономику (транспорт, сельское хозяйство и т.д.).

Движение скоплений песка может приводить к засыпанию дорог, полей, огородов, пастбищ, небольших населённых пунктов. Уже в начале 19 века в России и за рубежом проводились успешные эксперименты по замедлению или прекращению движения песков, путём высадки на наветренных сторонах барханов травянистых растений и кустарников, которые своей прочной корневой системой затрудняют переброс песка через гребень.

На территории Российской Федерации располагается несколько категорий земли соответственно классификации земель по использованию. Отдельная категория подразделяется на типы «разрешенного использования земли». По большей части гражданами востребованы земельные наделы, отнесенные к категории «земля населенных пунктов».

Общие понятия

Градостроительный регламент для отдельной территориальной зоны страны разработан индивидуально. В его основе лежат правила землепользования и план застройки территории. Он составляется с учетом характеристик местонахождения и дальнейшего формирования инфраструктуры района, сочетаемости разных видов использования земли и регионального зонирования.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что это такое

Формулировка «вид разрешенного использования» обозначает целенаправленное предназначение земельного участка, находящегося в эксплуатации. Сведения о нем в обязательном порядке должны быть занесены в «Единый государственный кадастр недвижимости».

Он образован с целью усовершенствования сферы рационального землепользования, системы учета, находящихся в хозяйственном обороте земель.

Классификатор ВРИ определен исчерпывающий перечень стандартов и утвержден указаниями приказа № 540, изданного Минэкономразвития РФ. Он содержит наименование вида, его подробное описание и код. Он позволяет урегулировать вопрос об использовании земель по назначению на всей территории страны.

Чем регулируется

Регламентация вопросов относительно земельно-правовых отношений осуществляется нижеперечисленными нормативными актами:

Классификация земли

Правовой режим ресурса в российском государстве напрямую зависит от его целевого назначения. Их разделение на отдельные категории дозволяет повысить уровень регулирования отношений, связанных с использованием земель. Детальная классификация введена в действие с целью усовершенствования института их рационального использования.

Сельскохозяйственного назначения

В соответствии с классификацией землям, имеющим сельскохозяйственное назначение, присвоен код – № 1. Она содержит в себе 18 видов разрешенного использования, основными из которых являются:

Поселений

Деление территорий земель поселений на отдельные зоны осуществляется в соответствии с нормативами градостроительного регламента. На его основании разрабатывается план застройки определенной местности с четкими границами, которые отделяют их от земель иных категорий.

В него входит:

  • строительство гражданских и производственных, общественных зданий и сооружений;
  • создание и развитие инфраструктур в сфере транспортного строительства, инженерных коммуникаций;
  • проведение рекреационных мероприятий.

Спецназначения

Законодатель в отдельную категорию выделил земли, отведенные под:

  1. Обустройства кладбищ.
  2. Строительство крематориев.
  3. Организацию свалок бытовых отходов, включая иные виды объектов, которые нельзя использовать совместно с объектами других территориальных зон населенных пунктов.

Они должны отвечать требованиям, которые предусмотрены специальными нормативными актами.

Выделенные фонд РФ

Земельные ресурсы принадлежат российскому государству, которое наделено правом их владения, пользования и распоряжения на основе:

  • общефедерального достояния;
  • собственности субъектов Федерации.

Государство и муниципальные образования предоставляют земли в аренду гражданам на определенное время либо передают ее в постоянное владение.

Водный

Соответственно классификатору территории водных объектов делятся на виды разрешенного пользования:

  1. Общее.
  2. Специальное.
  3. Гидротехнические сооружения.

Участки земли, примыкающие к ним, используются для строительства инженерных систем водопользования и сооружений.

Лесной

Земли под лесными массивами подразделены на 4 вида разрешенного использования. На них допускается возведение объектов, которые предназначены для выработки определенной продукции из лесных ресурсов.

К ним относится:

  • заготовка древесины, грибов, ягод, их обработка и вывоз, сохранение полученной продукции;
  • искусственное культивирование леса.

Особо охраняемые

  • природных заповедников и биосферных заповедных районов, заказников;
  • природных и национальных парков;
  • уникальных, невосполнимых, ценных в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природных комплексов;
  • искусственных дендрологических парков и ботанических садов;
  • лечебно-оздоровительных курортов и санаторий.

Резервные

Под резервными землями подразумеваются свободные, неосвоенные или выбывшие из хозяйственного оборота территории земель в силу различных причин. По площади они занимают 3 место, располагаясь в основном в малонаселенных местностях Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Их целевое назначение законодателем не определено, хотя они подлежат кадастровому учету и имеют федеральное, региональное и местное значение. Резервные земли переводятся в иные категории, поэтому их площадь с истечением времени сокращаются либо увеличиваются.

Они вовлекаются в хозяйственный оборот для целевого использования, изымаются в связи с изменяющимися обстоятельствами землепользования.

Особенности зонирования

Нормативами статьи 85 ЗК РФ предусмотрены 9 категорий территориальных зон. Из них только две категории подлежат передаче в частную собственность – земли, отведенные под строительство жилых площадей и используемые в сфере сельскохозяйственного земледелия.

Законодатель наложил запрет на обретение гражданами права собственности на земли, отнесенные к остальным категориям:

Наименование зон Вид разрешенного использования
Жилые

Застройка:

  • много-средне-малоэтажными зданиями;
  • индивидуальными домами;
  • разными типами построек
Общественно-деловые

Строительство зданий и сооружений для осуществления деятельности:

  • делового, общественного и коммерческого характера;
  • в сфере социального и коммунально-бытового обслуживания;
  • в отраслях производства и предпринимательства
Производственные, инженерной и транспортной инфраструктур

Сооружение:

  • объектов коммунального хозяйства;
  • производственных предприятий;
  • объектов транспортной инфраструктуры
Сельскохозяйственные

Создание:

  • сельскохозяйственных угодий;
  • дачного хозяйства;
  • садоводческого хозяйства
Рекреационные

Основание:

  • городских лесов, парков и скверов,
    садов, различных видов водоема;
  • мест отдыха, туризма, занятий спортом и физической культурой
Особо охраняемые На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования допускается возведение объектов, обеспечивающих функционирование зоны
Специального назначения

Обустройство:

  • кладбищ;
  • местзахоронения отходов потребления;
  • видов объектов, которые нельзя размещать в других территориальных зонах
Военных объектов

Строительство:

  • военных баз, городков, полигонов, аэродромов;
  • сооружений безопасности и космического обеспечения
Иные территориальные формирование земельных участков с учетом зонирования, местных особенностей использования и предполагаемых объектов капитального строительства

Видео: 7 назначений

Важные нюансы

Государство урегулирует систему природоохранных мероприятий путем изъятия из хозяйственного использования определенных территорий и акваторий. В пределах их границ наложены ограничения на осуществление какой-либо деятельности. Мера позволяет сохранить экологическую систему, генофонд флоры и фауны, природные ландшафты.

Если на наделе земли находится строение, которое принадлежит физическому либо юридическому лицу, то они вправе обрести на нее право собственности. Оно дозволяет установить форму владения ею сообразно нормам закона, ее целевое назначение и вид ее использования, на который выдано разрешение.

Он подлежит постановке на кадастровый учет, что влечет к присвоению уникального номера. Процедура осуществляется в заявительной форме на основании межевого дела оформленного по результатам выполненных камеральных и полевых работ.

Понятие целевого назначения земель подразумевает под собой распределение участков по различным категориям с установкой индивидуального правового режима для каждой из них. Это необходимо для продуктивного использования земельных ресурсов, для сохранения благоприятной экологической обстановки как для людей, так и для представителей флоры и фауны.

Полномочиями в сфере перераспределения участков и выделения их в какую-либо категорию обладают соответствующие исполнительные органы и их региональные управления. В некоторых отраслях применяются нормы международного права, стоящие выше федеральных нормативов.

Правовое регулирование по целевому назначению применяется для:

  • определения категории земель;
  • их перевода из одной категории в другую;
  • выдачи разрешительной документации;
  • ограничения конкретной деятельностью в области землепользования.

Состав земель в РФ

Перевод земель из одной категории в другую производится теми службами, в компетенции которых находится рассматриваемая территория. Например, выделение участка под заповедник осуществляется на заседании парламента, а передача определенной территории под землепользование в районном поселении решается местным муниципалитетом. Отличие в управлении зависит от категории участка и формы его использования.

Согласно ЗК РФ определены следующие категории земель и вид разрешенного использования :

  • Земли сельхозназначения. Применяются для ведения сельскохозяйственной деятельности и передаются на длительную аренду заинтересованным лицам.
  • Территории запаса. Они находятся в ведении федеральных и региональных властей и не могут быть предоставлены в пользование до момента их отнесения к какому-либо другому виду.
  • Земли населенных пунктов . Территория, предназначенная для заселения людей, а также необходимая для функционирования и развития инфраструктуры. Сюда включаются жилые постройки, объекты инфраструктуры, производства, места для обучения, досуга и других нужд.
  • Земли водного фонда. Эти территории преимущественно покрыты водами, за исключением территорий, зарезервированных для дальнейшего их затопления с целью образования искусственных водоемов.
  • Земли лесного фонда . Территории, покрытые лесами и предназначенные для ведения лесного хозяйства.
  • Территории специального назначения. Участки, используемые для различных промышленных, военных или иных целей.
  • Земли особого назначения и охраны. Определенные земли, выделенные под охрану природы или культурных памятников. К таким территориям причислены, в частности, лечебно-оздоровительные объекты.
  • Фонд распределения земель . Комплекс участков, который находится в ведении государственного органа, перераспределяющего его между физическими и юридическими лицами для различной сельскохозяйственной деятельности.

Использование земель в РФ

Для совершения определенных действий по землепользованию из числа разрешенных законодательными актами, получать разрешение не нужно. Если превышены оговоренные полномочия – необходимо перевести территорию в другую категорию, где конкретные мероприятия по землепользованию будут оговорены отдельно. Например, в природоохранной зоне нельзя построить промышленный объект, до момента выделения определенной территории для этих нужд.

В зависимости от принадлежности земли, полномочия на регулирование земельных вопросов распределяются следующим образом:

Правовое деление земель, на которых проживает малочисленный этнос, может быть произведено с учетом мнения этой группы.

Перевод земельных участков из одной категории в другую

Перевод земельных участков из одной категории в другую производится в отношении территорий населенных пунктов. Иные участки могут поменять свой статус только при принятии соответствующего закона федерального или регионального значения. Исключением являются земли из специального фонда , распределяемые для развития сельских хозяйств.

Перевод территорий осуществляется путем образования и отмены соответствующих границ, отделяющих иные территории от указанной. Такая процедура осуществляется заинтересованным лицом при подаче ходатайства в уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

Согласно ходатайству в течение 2-3 месяцев выдается акт на участок, где указывается конкретная категория территории. На основании выданной документации и в течение 5 дней с момента принятия решения, государственное ведомство самостоятельно отправляет правоустанавливающие бумаги в РосРеестр для присвоения кадастрового номера . С момента регистрации перевод земель считается осуществленным.

Заключение

Категории земель России устанавливаются ЗК РФ. Порядок образования, перераспределения, выделения таких территорий производится согласно основному закону или отдельным нормативам, регулирующим отдельную категорию. В настоящее время установлены следующие категории земель:

  • сельскохозяйственные;
  • населенных пунктов;
  • специального назначения;
  • особо охраняемые;
  • земли запаса;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по категориям земель в РФ

Вопрос: Добрый день. Меня зовут Анатолий. Как мне можно выделить земельный участок на территории пустыря, находящегося в черте населенного пункта?

Ответ: Здравствуйте, Анатолий. Согласно образование земельного участка в черте населенного пункта осуществляется на основании норм ФЗ № 190 от 29.12.04 г . Вам необходимо обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления и оформить ходатайство по предоставленному образцу.

Земельный фонд страны по своему целевому назначению подразделяет­ся на категории земель.

1. Земли сельскохозяйственного назначения (24%)

К ним относятся земли, предо­ставленные для нужд с\х целей. Предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, в срочное пользование, в собственность и по­жизненно наследуемое владение и на правах аренды. В его состав включаются все с\х угодья (пашни, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и залежь) и земли, занятые лесополосами, внутрихозяйствен­ными дорогами, коммуникациями, зданиями, строениями и сооружения­ми, лесами, болотами, замкнутыми водоемами, необходимыми для функ­ционирования сельского хозяйства.

2. Земли населенных пунктов (1%)

Это земли, предоставленные для размеще­ния и развития городов, поселков и сел. поселений. Земли городов, поселков и сел. поселений отделяются от земельных категорий чер­той, которая служит внешней границей поселений. Предоставляют в государственной (федеральной, субъектов РФ) и муниципаль­ной, коллективной (кооперативы, общества и т. д.) и частной (граждан, фермерских хозяйств).

3. Земли промышленноти, транспорта, связи, радиовещания и т.д. (1%)

Землями промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения признаются земли отведенные в установленном порядке пред­приятиям, организациям и учреждениям для выполнения соответствую­щих задач.

4. Земли особо охраняемых территорий (2%)

5. Земли лесного фонда (64%)

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесом, а также земли, не покрытые лесом, - вырубки, гари, прогалины и т. д.) и не лесные, но используемые для ведения лесного хозяйства земли (болота, дороги и т. д.).

6. Земли водного фонда (2%)

7. Земли запаса (7%)

К ним относятся федеральные земли, не предоставленные муниципальным образованиям, гражданам и юр. лицам в соб­ственность, владение, пользование или аренду, а также земли, выведен­ные из хозяйственного оборота в результате консервации. Земли запаса могут предоставляться во временное пользование для с\х использования.

Экзаменационный билет №16

Кредитная (инвестиционная) стоимость земель.

Инвестиционная стоимость земли рассчитывается как стоимость для конкретного лица или группы лиц использования данной землей в инвестиционных целях. При определении инвестиционной стоимости, в отличие от определения рыночной стоимости, учет возможности отчуждения оцениваемой земли по инвестиционной стоимости на открытом рынке не обязателен.

При определении инвестиционной стоимости в отличие от определения рыночной стоимости учет возможности отчуждения по инвестиционной стоимости на открытом рынке не обязателен. Она рассчитывается при обосновании инвестиционных проектов. В отличие от рыночной стоимости, которая является результатом сделки между продавцом и покупателем, имеющими типичную мотивацию, инвестиционная стоимость зависит от индивидуальных требований к инвестициям, предъявляемых конкретным инвестором.

Выделяют целый ряд существенных причин, вызывающих различие в величине рыночной и инвестиционной стоимостей одного и того же объекта оценки, такие как:

Различия в оценках величины будущих потоков доходов;

Различия в определении уровня риска и факторов риска, присущих объекту оценки, и требуемой ставки доходности;

Различия в степени прогнозируемости и уровне финансовых издержек и налоговом статусе (налоговые льготы, ставки, база для налогообложения);

Синергический эффект от сочетания с другими осуществляемыми операциями, инвестициями или вложениями в акции других компаний.

Основными целями расчета инвестиционнои стоимости при оценке недвижимости являются:

Инвестиционная стоимость, играющая ключевую роль при управлении недвижимостью. Эффективное управление объектом недвижимости, принятие инвестиционных решений в отношении привлечения заемного капитала и других важнейших аспектов управления невозможны без оценки инвестиционной стоимости;

Оценка эффективности альтернативных инвестиционных проектов. Одна из важнейших функций инвестиционной стоимости оценка инвестиционных проектов и выбор наиболее эффективных направлений инвестиций. Эта функция используется при анализе проектов застройки свободных земельных участков. При этом с помощью оценки инвестиционной стоимости отбрасываются неэффективные или менее эффективные проекты;

Оценка эффективности действующего объекта недвижимости.

Инвестиционная стоимость играет важную роль в анализе состояния действующего объекта. Выводы о бесперспективности дальнейшего расширения недвижимости, сделанные на основе анализа общедоступной рыночной информации, могут быть существенным образом скорректированы в лучшую сторону, если оценка инвестиционной стоимости показывает повышение отдачи от эксплуатации недвижимости в будущем. Для расчета инвестиционной стоимости могут применяться традиционные методы, но они используют не рыночные данные. Например, инвестор может применять ставку дохода, которая не является рыночной и специфична только для этого инвестора. При использований метода дисконтированных денежных потоков для определения стоимости оценщик приходит к расчетной величине инвестиционной стоимости, а не рыночной стоимости. Таким образом, инвестиционная стоимость может быть выше или ниже рыночной стоимости в зависимости от требований инвестора, обоснованных в ею инвестиционном проекте.

Экзаменационный билет №18

Статусы кадастровых сведений об объекте недвижимости в АИС ГКН

Временный (ожидающий регистрации в юстиции, срок до 2-х лет)

Внесенный (статус участка до временного,и по этому участку не было принято решения о постановке на ГКУ)

Ранее учтенный (участок, поставленный на учет в период с 92-07 гг)

Учтенный (участок полностью прошедший регистрацию в юстиции)

Аннулированный (статус, преолбретаемый временным по истечении 2-х лет или по заявлению о снятии с учета)

Архивный (ранее учтенный участок снятый с учета по решению суда или при выявлении технической ошибки в бд)

Экзаменационный билет №19

1

В данной статье проведено описание категорий земель по основному целевому назначению и имеющие определенный правовой режим. Категория по целевому назначению – один из важнейших элементов правового статуса земельного участка. Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне их границ – к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка. Правовой режим земель определяется следующим образом: в законодательстве должны фиксироваться основные ограничения и предписания относительно использования наиболее важных и типичных земель, которые группируются в категории земель, так же существует целесообразность пересмотра принципов отнесения земель к категориям. На данный момент, органы государственной власти направлены на усовершенствование существующей системы классификации земель.

1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136–ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) ЗК РФ.

2. Варламов А.А. Земельный кадастр: В 6 т. Т.2. Управление земельными ресурсами. – М.: Колосс, 2004. – 528 с.

3. Зинченко С.А., Бондрь Н.С. Собственность – свобода – право. – М.: Дело, 2004– с.34

4. Япаров Г.Х., Хамитов Д.А., Хамитова Л.С. Проблемы рационального использования земельного фонда и перспективы совершенствования управления земельными ресурсами Республики Башкортостан // Социально-экономические проблемы развития аграрной сферы экономики и пути их решения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85–летию Башкирского государственного аграрного университета, Уфа, 2015. – C. 389–39.

5. Япаров Г.Х., Уляева А.Г. Управление земельными ресурсами в России и Республике Башкортостан: история, экономика, кадры: Монография / Г.Х. Япаров, А.Г. Уляева; БГАУ. – Уфа: БГАУ, 2013. – 143 с.

6. Стафийчук И.Д. Правовая основа управления землями сельскохозяйственного назначения [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.Д. Стафийчук, Н.Р. Янбухтин, Г.Р. Губайдуллина; [под общ.ред. И.Д. Стафийчука; рец. А.Н. Кутлияров]; Башкирский ГАУ, Башк. акад. гос. службы и управления при Президенте РБ. – . – Уфа:Гилем, 2012. – 292 с. – Библиогр.: с. 240–254.

Земля принадлежит к числу крайне ограниченных, невозобновимых ресурсов, поэтому стремление сохранить ее полезные свойства для будущих поколений требует четкой дифференциации антропогенной нагрузки на земельные ресурсы, установления разрешенных и неразрешенных способов эксплуатации земли, минимизации негативного влияния на окружающую среду.

Одним из ведущих инструментов правовой защиты земель, а также обеспечения их рационального использования и охраны, является установление целевого назначения земельных участков.

Целевое назначение земельного участка - это установленные законодательством порядок, условия, виды эксплуатации (использования) земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель.

Рациональное использование земельного участка является производным ее целевого назначения, ведь только оперируя четко установленной целью эксплуатации земли можно разрабатывать перечень конкретных методов ее использования, определять особенности размещения производительных сил в границах участка, устанавливать состав земельных угодий, а также осуществлять контроль рациональности землепользования.

Земельный участок, в отличие от других объектов права собственности, относительно которых собственник вправе совершать любые действия (уничтожать, портить, потреблять и т.д.), должен использоваться исключительно в соответствии с его целевым назначением, причем даже неиспользование участка является правонарушением.

Таким образом, целевое назначение следует признать особенно важной характеристикой земельного участка.

Правильное разделение земель на категории по их целевому назначению является важным фактором в экономическом, рациональном использовании земель. Каждая категория имеет отдельный правовой режим, определенную систему налогообложения. Компетенции органов государственной власти в области земельных отношений так же во многом различаются в зависимости от категорий земель.

В настоящий момент, незавершенность и несовершенство действующей нормативно-правовой базы, регулирующей разделение земель на категории приводит к ряду проблем по обеспечению рационального использования и охраны земель в России. В некоторых случаях правовой режим земель, установленный законодательством для определенной категории, может не соответствовать предусмотренному использованию земельного участка.

Это приводит к тому, что целевое назначение земельного участка может не соответствовать категории земель, к которой он относится, соответственно, будут неправильно установлены: правовой режим этого участка, система налогообложения, земельный участок будет в компетенции других органов государственной власти в области земельных отношений.

Все это вызывает необходимость разработки методики, которая позволит выбрать категорию земель, наиболее соответствующую фактическому использованию земельного участка.

Классификация земель производится в зависимости от определенных целей. В земельном праве России земли традиционно разделены на категории по целевому назначению: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса (ст. 7 ЗК РФ). Деление земель по целевому назначению - один из основных принципов земельного законодательства (пп.8 п.1 ст.1 ЗК РФ).

Действующее законодательство РФ не содержит определения понятия «категория земель». Проект ФЗ «О переводе земель из одной категории в другую», внесенный Правительством РФ в Государственную Думу в 2004 г., включал следующую дефиницию: «категория земель - часть земель в Российской Федерации, характеризующаяся единым целевым назначением земельных участков, включенных в нее». Действующая редакция Закона не содержит определения. Общепризнанно, что категория земель - это часть земельного фонда, выделяемая по основному целевому назначению и имеющая определенный правовой режим .

1) актах органов власти о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

3) государственном реестре недвижимости;

4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Общий, основной признак той или иной категории земель - юридически закрепленный, общий, основной характер их использования. Именно основной, так как абсолютное разделение земель по цели использования невозможно.

Пунктом 1 ст. 8 ЗК РФ установлено, что отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении :

1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

Земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Перевод земель из одной категории в другую может производиться при предоставлении земельных участков, отводах для государственных и муниципальных нужд, возврате в прежнюю категорию отработанных или рекультивированных земель. Консервация земель вызывает перевод их, как правило, в земли запаса.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные .

В соответствии со ст. 14 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в случае, если категория земель указана не в документах государственного кадастра недвижимости, а в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, внесение изменений в документы государственного земельного кадастра и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется на основании правоустанавливающих документов на земельные участки или документов, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков .

В случае, если категория земель не указана в документах государственного земельного кадастра, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.

Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне их границ - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Законодатель не устанавливает иерархическую соподчиненность категорий земель, но в число основных принципов земельного законодательства включает приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (пп.6 п.1 ст.1 ЗК РФ) .

Категория по целевому назначению - один из важнейших элементов правового статуса земельного участка. Правовой режим земель определяется именно исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов .

Дифференциация земель той или иной категории (за исключением земель запаса), выделение видов и разновидностей земель определяется земельным, градостроительным, горным, водным, лесным, природоохранным законодательством.

Целевое назначение нельзя рассматривать как «естественное свойство» земель, ведь его установление является, прежде всего, волевым актом государства, направленным на наиболее полную реализацию земельно-ресурсного потенциала принадлежащей ей территории.

Многочисленные примеры свидетельствуют о низкой эффективности действия норм, предусматривающих целевое использование земель в соответствии с правовым режимом категории, к которой они относятся. Нельзя считать позитивом то, что в пределах категории земель могут быть земельные участки с правовыми режимами, которые существенно отличаются даже в пределах одной категории земель. Например, земли сельскохозяйственного назначения как категория включают земли: для ведения товарного сельскохозяйственного производства, для ведения фермерского хозяйства, для ведения личного крестьянского хозяйства, для ведения подсобного сельского хозяйства, для коллективного или индивидуального садоводства, для сенокошения и выпаса скота, для научно-исследовательских и учебных целей, для пропаганды передового опыта ведения сельского хозяйства и другие. Каждое из перечисленных целевых назначений характеризуется собственным правовым режимом, который отличается в пределах одной категории. Например, на землях личного крестьянского хозяйства не предусмотрено возведение капитальных строений, в то же время, на землях, допустим, для садоводства четко определено, что эти земли предназначены, помимо всего прочего, и для возведения необходимых домов, строений и т.д. Что различного в садах на землях для садоводства и садах на землях для личного крестьянского хозяйства.

Подытоживая, изложенное приходим к выводу, что в современных условиях правовой режим земель должен определяться следующим образом: в законодательстве должны фиксироваться основные ограничения и предписания относительно использования наиболее важных и типичных земель, которые группируются в категории земель.

Проблемной является ситуация, когда земельный участок может одновременно принадлежать к нескольким категориям земель. При этом следует установить правила разрешения коллизий между правовыми режимами в случае их возникновения. Прежде всего, это возможно путем установлении приоритетности одних категорий земель над другими. Такие приоритеты должны применяться не только при коллизии правовых режимов, но и при необходимости изменения категорий земель.

Таким образом, существует целесообразность пересмотра принципов отнесения земель к категориям с тем, чтобы основанием для отнесения земельного участка к определенной категории во всех случаях было целевое назначение земельного участка, а не другие критерии (субъект использования, территориальная принадлежность земельного участка).

Существующая система классификации земель себя изжила. Но на данный момент, усилия органов государственной власти направлены не на разработку новой системы классификации, а на усовершенствование существующей.

Библиографическая ссылка

Нуртдинова Р.Р. ЗАВИСИМОСТЬ УСЛОВИЙ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ ОТ КАТЕГОРИИ ЗЕМЕЛЬ ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-7.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18698 (дата обращения: 17.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»