Дорожно транспортная полиция. История транспортной милиции


18 февраля свой профессиональный праздник отмечают сотрудники транспортной полиции МВД Российской Федерации. Именно они обеспечивают порядок и раскрывают преступления на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, охраняют безопасность пассажиров и грузов, предотвращают террористические акты, ловят преступников, находящихся в федеральном и даже международном розыске. Поэтому грех не поздравить в этот день сотрудников транспортной полиции. Желая им всего самого наилучшего, успехов и в службе, и в жизни, совершим небольшой экскурс в российской транспортной полиции.

Охрана порядка на транспорте стала одной из важнейших задач российского государства в процессе развития транспортных коммуникаций. Хотя День транспортной полиции отмечается 18 февраля, поскольку именно этим числом датирован вышедший в 1919 г. декрет ВЦИК «Об организации межведомственной комиссии по охране железных дорог», в действительности история правоохранительных органов России на транспорте представляется куда более продолжительной. Формирование подразделений, отвечающих за охрану порядка на транспорте и безопасность пассажиров и грузов, происходило в Российской империи на протяжении нескольких столетий. Хотя завершенный вид институциональное оформление органов охраны порядка на транспорте приняло лишь в XIX веке, функции полицейской охраны перевозимых грузов на гужевом и водном транспорте были включены в обязанности полицмейстерских канцелярий Санкт-Петербурга и Москвы в 1718 и 1722 гг. соответственно.

Следует отметить, что до реформ Петра I, коснувшихся и организации служб правопорядка, обеспечение безопасности на транспорте (гужевом и водном) не выделялось в специальную компетенцию. Дальнейшему развитию системы охраны правопорядка на транспорте способствовал экономический рост страны в XVIII - начале XIX вв., сопровождавшийся увеличением и усложнением транспортных коммуникаций. Возрастала потребность в охране перевозимых грузов, защите транспорта от возможных нападений разбойников.

Железнодорожная жандармерия Российской империи

В 1809 г. императором Александром I был издан манифест «Учреждения об управлении водяными и сухопутными сообщениями», в котором, в числе прочего, предусматривалось и создание системы полицейской охраны перевозок. Таким образом, более двухсот лет назад в стране были заложены нормативно-правовые основы деятельности транспортной полиции. Вслед за созданием правовой базы последовали и практические шаги. При Дирекции водных и сухопутных коммуникаций - новом ведомстве, отвечавшем за пути сообщения и включавшем в себя 10 транспортных округов, были созданы полицейские команды. В список их задач входили охрана грузов и обеспечение безопасности на водном и гужевом транспорте.

В 1810 г. управление полицейскими командами на транспорте было возложено на Министерство полиции, а в компетенцию подразделений были включены охрана специальных грузов, таможенный контроль, конвоирование заключенных, поиск и задержание беглых крепостных крестьян, контроль за безопасностью путей сообщения и их исправным состоянием, наблюдение за проживающими в Российской империи иностранными подданными.

Дальнейшее развитие системы охраны порядка на транспорте последовало за появлением в Российской империи железнодорожного сообщения. 22 марта 1836 г. был утвержден устав железной дороги, построенной между Санкт-Петербургом и Царским Селом. В том же 1836 году в Российской империи был организован Отдельный корпус жандармов. В его компетенцию вошло и обеспечение безопасности на транспорте, в том числе - на железных дорогах Российской империи. Для решения этой задачи формировались жандармские эскадроны и команды, позже преобразованные в полицейские управления железных дорог. 27 апреля 1846 г. был сформирован временный Жандармский эскадрон, являвшийся сводным подразделением, комплектуемым за счет прикомандированных жандармов из Санкт-Петербургского и Московского жандармских дивизионов, Новгородской, Выборгской, Петрозаводской, Псковской, Тверской, Ярославской, Смоленской, Владимирской и Витебской жандармских команд. В задачи этого эскадрона входило обеспечение безопасности на железной дороге «Санкт-Петербург - Москва», в связи с чем он был подчинен главному начальнику железной дороги. В следующем 1847 году эскадрон был преобразован в Полицейское управление Санкт-Петербурго-Московской железной дороги, начальником которого стал полковник барон Карл Тизенгаузен.

В 1861 г. было утверждено «Положение о Полицейских управлениях на Санкт-Петербургско-Варшавской и Московско-Нижегородской железных дорогах», а в 1866 г. полицейские управления на железных дорогах были преобразованы в жандармские полицейские управления железных дорог. С 31 декабря 1866 г. железнодорожные жандармские полицейские управления были переподчинены от Министерства путей сообщения Отдельному корпусу жандармов. 16 марта 1867 г. были утверждены организационные основы деятельности жандармских полицейских управлений железных дорог.

Почему охрана порядка на транспорте была отдана жандармам, а не обычной полиции? Протяженность многих железных дорог и их удаленность от населенных пунктов делали невозможным охрану правопорядка силами городских полицейских структур. Поэтому куда более эффективным решением представлялось препоручение этой задачи жандармерии, выполнявшей функции политической полиции, но также и ориентированной на обеспечение национальной безопасности в целом, в том числе и на железных дорогах страны. При этом, помимо борьбы с хищениями грузов, жандармские полицейские управления стали отвечать и за профилактику транспортных происшествий техногенного происхождения. Жандармы должны были не только патрулировать вокзалы и охранять поезда, но и следить за соблюдением техники безопасности на железнодорожном транспорте, включая техническое состояние составов и путей. Жандармские полицейские управления были созданы на Николаевской Санкт-Петербургско-Варшавской, Московско-Нижегородской, Московско-Рязанской, Московско-Ярославской, Рижско-Динабургской и Динабургско-Витебской, Венско-Бромбергской железных дорогах. Каждое полицейское управление отвечало за участок железной дороги протяженностью в две тысячи верст.

Как набирались и служили жандармы

Структура жандармского полицейского управления железной дороги выглядела следующим образом. Возглавлял управление начальник, обычно в звании полковника или подполковника. При нем состоял офицер - адъютант. Кроме того, в подчинении начальника управления находились начальники отделений и от 120 до 300 жандармских унтер-офицеров. Система комплектования была такой же, как и в других жандармских подразделениях. Нижние чины железнодорожной жандармерии комплектовались посредством набора сверхсрочников из кавалерийских частей российской армии. Поэтому практически все жандармы носили унтер-офицерские звания, а возраст нижних чинов колебался между тридцатью и пятьюдесятью годами. Что касается офицерского состава, то он также набирался из числа перешедших из гвардейских кавалерийских частей. От жандармских офицеров требовалось наличие образования и знания иностранных языков. Офицеры и унтер-офицеры жандармерии носили кавалерийские звания. То есть, вместо фельдфебелей в жандармерии были вахмистры, вместо подпоручиков - корнеты, вместо капитанов и штабс-капитанов - ротмистры и штабс-ротмистры.

В составе Отдельного корпуса жандармов железнодорожная жандармерия была наиболее многочисленным и, в то же время, эффективным подразделением. Она представляла собой своего рода элиту российской жандармерии, что объяснялось, с одной стороны, разнообразием возложенных на нее обязанностей, а с другой стороны - высокими требованиями по отношению к кандидатам на замещение унтер-офицерских и офицерских должностей. В железнодорожную жандармерию отбирали лучших офицеров, не замеченных в каких-либо аморальных поступках и способных по уровню образования и морально-психологическим характеристикам выполнять возложенные на жандармских офицеров обязанности. Отобранных кандидатов направляли на четырехмесячные курсы в Санкт-Петербург, где будущие начальники отделений жандармских полицейских управлений железных дорог изучали не только свои должностные обязанности и уголовное право, но и железнодорожное дело, основы железнодорожного производства, устав железных дорог.

Что касается нижних чинов железнодорожной жандармерии, то они также имели многочисленные обязанности, требовавшие всесторонних знаний не только в правоохранительной деятельности, но и в железнодорожном деле. В частности, унтер-офицеры были обязаны вести учет бывших каторжников, лично знать всех железнодорожных сотрудников, ямщиков и извозчиков вверенного участка, осуществлять контроль за покупкой билетов и проездом пассажиров. Жандармы проверяли исправность вагонных дверей, люков и запоров, сохранность перевозимого груза. Что касается практических навыков, то унтер-офицер железнодорожной жандармерии должен был знать основы телеграфирования, уметь разогреть паровоз, вывести его из депо, набрать воды, взять состав и вести поезд. Таким образом, станционный жандарм владел не только правоохранительной специальностью, но и профессией железнодорожника, хотя бы на самом общем уровне. Эти навыки стали особенно актуальными в период первой русской революции 1905-1907 гг., когда по всей стране вспыхивали забастовки, в том числе и железнодорожных служащих и рабочих, и от жандармов требовалось в случае необходимости заменить бастующего машиниста или помощника машиниста. При необходимости жандармы могли прибегать к помощи обер-кондукторов и кондукторов, путевых обходчиков и других железнодорожников, поскольку последние давали гражданскую присягу и в случае направления на помощь жандармскому полицейскому управлению железной дороги находились в прямом подчинении его начальника, выполняя по сути полицейские вспомогательные функции.

Следует отметить, что поступить на службу в железнодорожную жандармерию было достаточно непросто. Наблюдался значительный поток желающих, что объяснялось не только приличным жалованьем, но и многочисленными льготами, которые ждали и нижних чинов, и офицеров. В частности, чины жандармерии пользовались бесплатным проездом по всем линиям, обслуживаемым их управлением. Также право бесплатного проезда имели и члены семей чинов жандармерии. Чины обеспечивались казенными квартирами или денежными средствами на съем жилья, а медицинское обслуживание жандармов осуществлялось в лечебных учреждениях, где наблюдались железнодорожники.

Помимо охраны грузов, объектов железнодорожной инфраструктуры и общественного порядка, железнодорожная жандармерия занималась и агентурно-розыскной деятельностью. Первоначально жандармские полицейские управления железных дорог не вели агентурной и сыскной работы, однако ухудшение политической обстановки в стране, связанное с ростом и активизацией революционного движения, заставило руководство МВД Российской империи пересмотреть взгляды на должностной функционал железнодорожной жандармерии. Так, циркуляр Департамента полиции от 16 июня 1912 г. называл агентурную работу главнейшей обязанностью железнодорожной жандармерии. Поскольку железные дороги имели стратегическое для страны значение, власть была заинтересована в контроле над политическими настроениями и поведением работников железных дорог.

На крупных железнодорожных станциях и в больших железнодорожных мастерских жандармские управления должны были иметь агентов из числа политических активистов, а на маленьких станциях и в небольших мастерских могли ограничиваться и обычными агентами, не связанными с революционным движением. Агентурная сеть железнодорожной жандармерии подразделялась на постоянных агентов, негласных сотрудников и случайных агентов. Также имелось разделение на внутреннюю агентуру, работавшую непосредственно в составе политических партий и организаций; вспомогательную агентуру, не состоящую в партиях, но имеющую связи с активистами; разовую агентуру, которая могла за вознаграждение привлекаться для выполнения единичных задач. Финансирование агентурной сети осуществлялось из отдельных источников и ему также уделялось большое значение, поскольку руководство жандармерии прекрасно понимало важность наличия эффективно работающих агентов для обеспечения безопасности российского государства в непростое время.

С другой стороны, взяв на себя обязанности политической полиции, железнодорожная жандармерия длительное время отличалась низкой эффективностью в борьбе с общеуголовной преступностью на транспорте. Обычная полиция показывала куда более серьезные результаты, тогда как железнодорожные жандармы не могли похвастать количеством раскрытых преступлений или предотвращенных хищений грузов. Это объяснялось отсутствием специализированных подразделений, которые бы отвечали за сыскные мероприятия по предотвращению хищения грузов. С хищениями боролись жандармские патрули и сторожа, однако специальных сыщиков, работающих в штатской одежде, в жандармских полицейских управлениях железных дорог долгое время не было. Жандармам запрещалось переодеваться в гражданскую одежду, что не могло не отражаться на эффективности сыскной деятельности.

Речная полиция Российской империи

Параллельно с формированием подразделений железнодорожной жандармерии, российское правительство озаботилось и решением проблемы обеспечения безопасности на водных путях. 27 июня 1867 г. в составе полицейского управления Санкт-Петербурга была создана Речная полиция. В состав речной полиции входили управляющий, три помощника управляющего, нижние чины и команда матросов и морских унтер-офицеров, прикомандированных от Морского министерства.

Должность управляющего речной полицией занимал штаб-офицер , назначаемый градоначальником совместно с начальником главного морского штаба. Из числа бывших морских офицеров подбирались его помощники, а низшие чины разделялись на три разряда и повышались по службе в зависимости от выслуги лет. В 1885 г. была увеличена численность речной полиции за счет введения должности младшего помощника управляющего речной полицией, двух должностей старших городовых и 10 должностей младших городовых. В компетенцию речной полиции входили также несение караульной службы в портах и на каналах, оказание помощи утопающим, тушение пожаров на воде. В 1894 г. с целью охраны правопорядка и безопасности в военных портах Российской империи была учреждена портовая полиция, в состав которой входили портовые надзиратели, портовые старшины и портовые полицейские.

К началу ХХ в. речная полиция Санкт-Петербурга включала по штату следующие должности: управляющий речной полицией - 1, помощник управляющего речной полицией - 4, инженер-механик - 1, корабельный инженер - 1, письмоводитель - 1, старший городовой - 20, младший городовой - 75, машинист - 1. Таким образом, за безопасность столичных рек и каналов отвечало 104 человека. Однако в период навигации численность личного состава речной полиции возрасталадо 304 человек. К управлению прикомандировывались 88 младших городовых, 1 машинист, 5 рулевых, 5 кочегаров и 5 матросов. В июле 1902 г. в состав речной полиции включили также 28 портовых стражников. Что касается судовых средств речной полиции Санкт-Петербурга, то они включали в себя два парохода «Санкт-Петербург» и «Бодрый», 8 катеров, 1 паровую шлюпку «Прилив», 2 гребных спасательных вельбота и 33 гребные шлюпки. В отличие от других жандармских и полицейских подразделений, служащие речной полиции носили особую форму, расцветка и наличие якоря на эмблеме которой свидетельствовало об особой связи этого правоохранительного подразделения с военно-морским флотом Российской империи.

Послереволюционный период

Февральская революция 1917 г. сыграла роковую роль в судьбе российской железнодорожной жандармерии и речной полиции. 4 марта 1917 г. Временное правительство приняло решение об упразднении правоохранительных институтов старой власти, включая Отдельный корпус жандармов и жандармские полицейские управления железных дорог. Все офицеры и унтер-офицеры, служившие в железнодорожной жандармерии, отправлялись в подразделения действующей армии, многих ждало увольнение со службы без пенсионного содержания и причитавшихся ранее льгот и выплат. Так прекратила свое существование одна из наиболее действенных и многочисленных правоохранительных структур дореволюционной России.

Свои коррективы в вопросы обеспечения безопасности и охраны общественного порядка на транспорте внесла Октябрьская революция. Новая власть практически с первых дней существования столкнулась с необходимостью обеспечения безопасности железнодорожных перевозок. В январе 1918 г. Чрезвычайным Всероссийским съездом железнодорожников было принято «Положение о народной железнодорожной милиции», в соответствии с которым железнодорожники должны были нести милиционную повинность по охране общественной, личной и имущественной безопасности и порядка в полосе отчуждения железных дорог. 23 марта 1918 г. была создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по охране путей сообщения (ВЧК по ОПС), на базе которой позже была сформирована военная охрана железных дорог.18 февраля 1919 г. ВЦИК принял постановления «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны» и положение «О рабоче-крестьянской железнодорожной милиции».

В советской России органы охраны порядка на железнодорожном транспорте были организованы по территориальному принципу. Главное управление рабоче-крестьянской милиции включило в свой состав отдел железнодорожной милиции, управления железнодорожной милиции были созданы при губернских управлениях милиции. Соответственно, при уездных исполкомах советов были созданы уездные отделы железнодорожной милиции. В составе железнодорожной милиции были созданы отделения уголовного розыска. Однако уже в декабре 1921 г. железнодорожная милиция была распущена. Только 26 июня 1937 г., учитывая специфику экономического развития СССР, было принято решение о воссоздании железнодорожной милиции. В сентябре 1938 г. железнодорожной милиции вернули линейный принцип организационной структуры. С началом Великой Отечественной войны многие сотрудники транспортной милиции были мобилизованы на фронт. Милиционеры в числе других советских граждан вставали на защиту городов и сел страны от гитлеровских оккупантов. Подвиги сотрудников транспортной милиции в эти героические годы имели место практически во всех регионах страны, столкнувшихся с гитлеровской агрессией.

Сегодня сотрудники транспортной полиции МВД Российской Федерации продолжают нести службу во всех регионах страны. Полицейские первыми встречают на вокзалах и станциях российских городов и сел пассажиров железнодорожного транспорта, дежурят в аэропортах, обеспечивают порядок на речных вокзалах, реках и водоемах. Многие сотрудники транспортной полиции принимали участие в контртеррористических операциях на Северном Кавказе. В настоящее время вопросами обеспечения порядка на железных дорогах, воздушных и водных магистралях занимается Главное управление на транспорте МВД Российской Федерации. О непростой службе сотрудников одного из его региональных управлений, каждодневно находящихся на передовом краю борьбы с преступностью, со временем будет рассказано в отдельном материале.

Использованы фотоматериалы сайтов:
1. http://regiment.ru/
2. http://www.vedomstva-uniforma.ru

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

День транспортной полиции России традиционно отмечается каждый год. Это неофициальный профессиональный праздник структуры, которая имеет название – «Департамент обеспечения правопорядка на транспорте МВД России». Праздник практически неизвестен для тех, кто не служит в этой структуре. А между тем сотрудникам этой службы многие люди обязаны порядком на большинстве видов транспорта.

Когда проходит?

В этом году в день транспортной полиции России проводятся различные торжественные мероприятия. Организацией занимаются силовые управления в регионах. Каждый сотрудник этого полезного и важного ведомства обязательно получит поздравления от руководящих лиц МВД. За заслуги сотрудников удостаивают премиями, грамотами, ценными подарками.

Кто отмечает?

Праздник хоть и неофициальный, но отмечают его все без исключения сотрудники этого ведомства. Транспортная милиция – это сотрудники, которые берегут и защищают порядок на железнодорожном транспорте, на вокзалах и в метро, на морском и речном транспорте, в аэропортах. Эти люди работают на всех средствах передвижения, которыми жители РФ пользуются постоянно. Полицейские-транспортники обеспечивают безопасность людей и транспортируемых грузов, инфраструктуры и транспортных средств. В департамент входит более 20 различных отделений по всей стране.

История

Праздник появился вместе с появлением транспортной полиции. Это не новое ведомство – транспортная милиция появилась еще до революции. Так, в 1797 году Павлом 1 был издан указ о создании в царской России специального департамента водных коммуникаций. Затем в 1809 году Александр 1 реорганизует этот департамент и в результате служба работает не только на водных транспортных средствах, но и на сухопутных сообщениях. Далее в 1836 году император Николай 1 строит железнодорожный маршрут в Царское село. В это же время создали отдельную структуру – так называемую железнодорожную жандармерию. Основной задачей структуры было обеспечивать порядок на железных дорогах.

А дальше, в 1919 году начинается история советской полиции на транспорте. В СССР к этому времени уже массово строили железные дороги. Поэтому и возникла срочная необходимость в отдельной службе, которая бы могла охранять жд/транспорт и обеспечивать безопасность гражданских и военных перевозок.

18 февраля 1919 года ВЦИК издает декрет о создании нового подразделения МВД – это комиссия, которая будет заниматься транспортными вопросами. Через 10 лет на базе этой комиссии сформируют структуру с широчайшей сетью отделений по всему СССР. С начала 30х гг. на всех видах транспорта России работают сотрудники транспортной полиции.

Традиции

В этот день по традиции силами региональных управлений транспортной полиции организовываются самые разные торжества. Тем, кто проявил особые заслуги, вручают грамоты, памятные или ценные подарки, денежные премии, благодарности. В праздник поздравляют полицейских и музыкальные коллективы – проходят концерты. Нередко проводятся различные корпоративные мероприятия. Не забывают в департаменте и о ветеранах службы – традиционно их чествуют. Не забывают и о погибших товарищах.

Данный праздник – это хороший повод, чтобы поздравить и поблагодарить всех тех, кто отвечает за безопасность любых типов в России. И несмотря на то, что официально этого праздника не существуют, всех работающих в данном ведомстве поздравляют руководители МВД.

О профессии

Служба в транспортной полиции связана с различными опасностями, профессия скрывает массу трудностей. Работать приходится в условиях большого скопления людей – это характерных для любых транспортных структур. Дело в том, что именно такие места, как вокзалы, аэропорты привлекают криминалитет. В последние годы проблемы доставляют еще и террористы – противостоять им бывает очень сложно. Работа связана с риском, с внимательностью, с оружием, собаками. Это настоящая мужская профессия.

Транспортная полиция в процессе создания и развития прошла огромный путь и сейчас – это высокоорганизованная и полностью самодостаточная правоохранительная система. Специалисты эффективно и круглосуточно обеспечивают безопасность граждан.

Многие слышали или помнят, что в 70 году была попытка угона самолета. Бортпроводница, принеся в жертву собственную жизнь, смогла предотвратить угон. Тогда в милиции задумались о контроле за безопасностью в общественном транспорте.

Среднегодовое число нарушений в транспортной сфере составляет около 20% всех совершаемых преступлений в России.

В 71 году был подписан приказ, по которому в авиатранспорте должны работать следователи из следственных отделов МВД.

До праздника «‎День транспортной полиции России» осталось:

На данном счетчике вы можете следить сколько осталось дней до праздника «‎День транспортной полиции России»

Создания транспортной полиции. А действительно ли она была создана в этот день? Ведь это очень сложная государственная структура, состоящая из нескольких разделов и множества отделений по всей стране. Чем транспортная полиция занималась тогда и сейчас? Вообще для чего нужна она?

История транспорта в нашей стране долгая и сложная. Развивался он неравномерно. Прообраз транспортной полиции в России был создан еще в 1809 году, опубликованным Манифестом от 20 ноября "Об управлении водяными и сухопутными сообщениями". С тех пор ведомство периодически меняло свое название, а его деятельность только расширялась в связи с появлением новых видов транспорта.

Первые попытки создать транспортную полицию на железной дороге

С началом строительства железных дорог появилась необходимость в создании специализированного органа по защите грузов и пассажиров поездов, а также расследования преступлений, совершаемых на железной дороге. Помимо уголовных дел: грабежей, краж, убийств, избиения и пр. действий насильственного характера, транспортная полиция чем занималась в основном, так это тем, что выполняла функции по выявлению взяточничества и казнокрадства со стороны железнодорожных чиновников. Они также отвечали за состояние мостов, и в случае наводнения или разрушения обязаны были обеспечить их ремонт и надлежащее содержание. Появление транспортной полиции на железной дороге было положено указом Николая 1, принятого 15 апреля 1836 года «О строительстве железной дороги Петербург-Царское село».

С ростом протяженности железных дорог также увеличивалось количество совершаемых на ней преступлений. Так как с развитием железнодорожного транспорта шло освоение ранее не заселенных территорий, то в такой местности чаще всего происходили беспорядки. Для обеспечения безопасности Николаем 1 было принято решение привлечь к этой работе жандармерию, так как в отдаленных местностях не всегда была возможность привлечь местную полицию, поскольку во многих населенных пунктах она просто отсутствовала. Жандармы подчинялись Министерству путей сообщения.

Особенности работы железнодорожной полиции

К сожалению, тот факт, что транспортная полиция являлась ведомственным силовым органом Министерства путей сообщения, а начальник транспортной полиции подчинялся непосредственно руководителю железной дороги, не привел ни к чему хорошему. По сути, жандармы находились в денежной и служебной зависимости от чиновников-железнодорожников. Поэтому их работа был крайне не эффективна, а в некоторых случаях даже пагубна для ведомства. Не виновные несли наказание, а виновным удавалось, благодаря занимаемым высоким должностям, избежать санкций.

По вполне понятным причинам такое положение не могло продолжаться долго. 16 марта 1867 года сам шеф жандармов генерал-адъютант обратился к государю с рапортом о том, чтобы царь внес изменения в структуру и штаты жандармских управлений на железных дорогах.

Речная транспортная полиция

В России существовал не только сухопутный, но и речной вид транспорта. И хотя преступлений на речном направлении было значительно меньше, эта транспортная система также нуждалась в соответствующем контроле. Особенно работа транспортной полиции была актуальна в Санкт-Петербурге, так как это портовый город и в него, особенно в XVIII-XIX веках, прибывали крупные торговые корабли.

Потому в Санкт-Петербурге появилась необходимость создать специальный полицейский отдел для наблюдения за морскими и речными судами и соблюдения ими правил перевозки грузов. Помимо выявления преступлений против личности или казнокрадства, они выполняли функции таможенников и выявляли случаи контрабандного перевоза грузов. Проект по созданию речной полиции был принят 2 июня 1867 года.

Первые годы после революции

После Великой октябрьской революции, несмотря на негативное отношение революционеров к жандармерии и полиции вообще, для наведения порядка был создан специальный орган власти - транспортная милиция. Она была узаконена декретом «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны» 18 февраля 1919 года. С этой даты официально отсчитывается история создания и развития транспортной полиции.

В новых условиях старые методы не работали, поэтому в СССР искали новые, более эффективные способы организации контроля и выработки новых правил перевозки грузов. Проводились регулярные проверки на вокзалах и рейды мобильных подразделений. Менялся транспорт - совершенствовались методы работы. Росла численность милиционеров. Отдельные наряды стали сопровождать пассажирские поезда. Многие методы, которые были разработаны в советское время, используются и в наши дни.

Проблемы на и способы их решения

Казалось бы, невероятно, что на самолете кому-либо в голову придет заниматься бандитизмом. Однако в конце 60-х - начале 70-х годов это была суровая правда. Впервые люди столкнулись с разгулом преступности на воздушном транспорте. Появились преступники, совершающие нападения на пассажиров и экипаж. Пассажиров обкрадывали или избивали хулиганы и дебоширы. Этот вид транспорта облюбовали террористы. Самолеты взрывали или угоняли.

В целях предотвращения преступлений на воздушном транспорте и обеспечения безопасности в СССР приняли соответствующие постановления. От 3 ноября 1970 года Совет Министров постановил об обязательном присутствии сотрудников транспортной милиции на самолете. Однако такая мера оказалась неэффективной. Милиционер не мог применять в самолете или использовать приемы рукопашного боя.

Борьба с преступностью на воздушном транспорте - нестандартное решение

Так как старые методы оказались в самолете неприменимы, было принято решение разработать новые способы борьбы с преступностью на воздушном транспорте. Поскольку опасный груз на самолет можно пронести только через аэропорт, то вполне понятно, что единственным способом предотвратить трагедию было провести тщательный досмотр пассажиров и их багажа.

В 1978 году советское правительство приняло постановление о введении сплошного досмотра пассажиров и их багажа, в том числе ручной клади. В некоторых случаях допускался личный досмотр пассажиров как на внутренних, так и на международных перелетах. Эта практика была признана эффективной и применяется не только в России, но и в других странах.

Эта же система работает и в наше время и принята Управлением в качестве основного средства обеспечения безопасности на воздушном транспорте.

Была предпринята попытка изменить порядок прохождения контроля в 1997 году. Однако последующие события показали, что отказ от личного досмотра - неправильное решение. В связи с участившимися террористическими актами с использованием воздушных транспортных средств (самый грандиозный был совершен 11 сентября 2001 года в США, когда самолет врезался в башни-близнецы) эта мера была введена вновь в августе 2004 года.

Работа Департамента

Одним из органов транспортной полиции является Департамент обеспечения правопорядка на транспорте. В его обязанности входит выявление опасных действий на объектах транспортной инфраструктуры несовершеннолетними беспризорниками, которые создают ситуации опасные не только для их жизни и здоровья, но также для других участников. Департамент выявляет таких детей и подростков и направляет в специализированные детские учреждения.

Структура транспортной полиции

Транспортная полиции состоит из более 500 линейных отделов полиции, чья деятельность, в свою очередь, контролируется 20 управлениями МВД на транспорте. На сегодня транспортная полиция - это сложная многоярусная структура.

В последние несколько лет, в связи с ухудшением международной обстановки, ростом преступности, терроризма, транспортная полиция, чем занимается, так это выявлением каналов незаконной поставки оружия и боеприпасов, взрывных устройств, наркотиков и других запрещенных веществ, перевозимых железнодорожным, воздушным или водным видами транспорта. Такими были сотрудники транспортной полиции как до 18 октября 1917 года, так и после.

Критика транспортной полиции

Несмотря на то что без транспортной полиции ситуация была бы значительно хуже, в ее адрес нередко звучит критика. Она не всегда необоснованная. То, чем занимается транспортная полиция, невольно создает условия для злоупотреблений.

Но в этом ведомстве не работают «случайные» люди! Поэтому обо всех случаях, попавших под обозрение средств массовой информации или выявленных по факту проверки, проводятся тщательные расследования. Если нарушение подтвердилось, то таких сотрудников увольняют. Управление Федерации все делает для того, чтобы набирать в свои ряды только честных и добросовестных граждан. К сотрудникам предъявляются особые требования, так как работа предполагает наличие специальной подготовки и выдержки.

Какие требования предъявляются к сотрудникам транспортной полиции

Для того чтобы обеспечивать порядок и безопасность на транспорте, полицейский, работающий в любом из линейных отделов полиции, должен обладать высоким уровнем профессионализма, знать не только особенности своей специальности, но и то, как работают транспортные службы, уметь мгновенно ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке. Ведь ему нередко приходится действовать в одиночку и рисковать жизнью.

Сотрудник транспортной полиции не имеет право отключать телефон и должен быть готовым к работе 24 часа в сутки. Эта работа требует постоянного напряжения. А для этого он должен обладать не только хорошей физической, но психологической подготовкой.

Полномочия сотрудников транспортной полиции

Чем занимается транспортная полиция в наши дни и какими полномочиями обладают ее сотрудники? В ее компетенцию входит осуществление проверок в случае происшествий на железнодорожном, воздушном или водном транспорте, а также территорий, на которых расположены порты, вокзалы и аэропорты.

Сотрудники имеют право проверять грузы, вскрывать контейнеры или производить досмотр пассажиров. Но делать это они могут только при наличии серьезных оснований. Например, есть информация о том, что кто-то из пассажиров провозит оружие или наркотики. Проводить проверку полицейские могут только в присутствии двух понятых. По факту проведенного досмотра обязательно составляется протокол.

Транспортная полиция появилась в дореволюционные времена. В 1797 году император Павел 1 издает указ о создании департамента водяных коммуникаций. В 1809 году Александр 1 проводит реорганизацию департамента и поручает ему управление водными и сухопутными сообщениями. В 1836 году, при императоре Николае 1, из Москвы в Царское Село была построена первая железная дорога. В это же время создается отдельная структура - железнодорожная жандармерия, которая призвана обеспечивать порядок на железной дороге.

История советской транспортной полиции берет свое начало в 1919 году. В это время в СССР началось интенсивное строительство железных дорог. Поэтому возникла острая потребность в отдельной структуре, которая должна была охранять железнодорожный транспорт и обеспечивать безопасностью железнодорожных перевозок, как гражданских, так и военизированных.

18 февраля 1919 года ВЦИК издал декрет об учреждении особого структурного подразделения МВД - межведомственной комиссии, занимающейся вопросами охраны железнодорожного транспорта. Спустя десять лет на основе комиссии была сформирована федеральная структура с широкой сетью региональных отделений по всей стране. С начала 30-х годов в ведомстве транспортной полиции - обеспечение безопасности грузовых и пассажирских перевозок на всех видах транспорта (в том числе воздушном и морском).

День транспортной полиции в современной России

Неофициальный праздник День транспортной полиции ежегодно отмечается 18 февраля. Полное название структуры - «Департамент обеспечения правопорядка на транспорте МВД России». В федеральную службу российской транспортной полиции входят более 20 отделений во всех регионах страны. Основная задача службы - контроль над безопасностью транспортных перевозок.

Традиции дня транспортной полиции

Транспортная полиция имеет особый статус, ее сотрудники вносят огромный вклад в дело обеспечения правопорядка и в борьбу с преступностью. День транспортной полиции - праздник сотен тысяч людей, обеспечивающих порядок на транспорте. К 18 февраля приурочены награждения и повышения по службе лучших сотрудников транспортного департамента, проходят торжественные собрания и другие мероприятия. В этот день принято поздравлять и ветеранов транспортной полиции, вручая им ценные подарки и награды.


Опубликовано: 10.02.2015

"Всех сузунских
транспортных милиционеров и полицейских,
бывших и настоящих
с профессиональным праздником!!!

27 июля 1861 года император Александр II утвердил «Положение о полицейских управлениях С.-Петербурго-Варшавской и Московско-Нижегородской
железных дорог», которое дало начало созданию первых органов правопорядка на железных дорогах.

С первых дней прихода к власти большевиков, они приступили к созданию на дорогах железнодорожных военно-революционных комитетов.
…История транспортной милиции началась беспокойной зимой 1919 года. Еще в январе 1918 года Чрезвычайный Всероссийский съезд железнодорожников
утвердил «Положение о народной железнодорожной милиции», которым предусматривалась организация «общей милиционной повинности железнодорожников…
для охраны общественной, личной и имущественной безопасности и порядка в полосе отчуждения железных дорог».
Уже 21 февраля 1919 года были опубликованы постановления ВЦИК РСФСР «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны» и положение
«О рабоче-крестьянской железнодорожной милиции», принятые на заседании 18 февраля 1919 года.Эти документы стали первыми на пути создания
системы охраны железнодорожного транспорта для соблюдения порядка и борьбы с преступностью, безопасности пассажиров, сохранности грузов и самих
транспортных средств как в пути, так и во время стоянок.

Функция поддержания общественного порядка на транспорте была передана в ведение НКВД и в его ведомстве был создан специальный аппарат
транспортной- железнодорожной и водной милиции.
Первоначально органы транспортной милиции строились по территориальному принципу. Однако территориальный принцип построения транспортной
милиции себя не оправдал, поэтому был заменен линейным. На каждой железной дороге было учреждено линейное управление железнодорожной милиции.
Условия работы железнодорожной милиции были тяжелыми: утихающая гражданская война, разруха транспорта, путей, станций (80% железнодорожной
сети вышло из строя, более 4-х тыс. железнодорожных мостов разрушено, 60% паровозов и ¼ вагонов неисправны 82% судов негодны).
В перечень обязанностей, возлагавшихся на железнодорожную милицию, входили: борьба с кражами и другими преступлениями на станциях и в пути,
борьба с хищениями железнодорожного имущества, борьба с продовольственной спекуляцией на железных дорогах, охрана порядка при скоплениях
публики на вокзалах и поездах, оказание помощи при крушениях и продолжительных остановках поездов, защита железных дорог, железнодорожных
сооружений в случае нападений.

Т ранспортная милиция Алтая зарождалась именно как милицейское подразделение на железной дороге:
Первое упоминание об Алтайской железнодорожной милиции встречается в приказе транспортного отдела ГПУ №15 от 21 марта 1923 года
«О временной дислокации агентов охраны общественного порядка на железнодорожных и водных путях Сибири».
Штатная численность ЛТОГПУ: 43 человека и 55 агентов.
Изначально в территорию обслуживания Барнаульского ТОГПУ в 1922 году входило 749 верст железнодорожных и 463 версты водных путей.

Линейный отдел внутренних дел на ст. Барнаул был образован в 1919 году. Первым его начальником был назначен подполковник милиции
Владимир Иванович Дубров.

С егодня в структуру АЛУВДТ входят 18 линейных отделов, отделений и пунктов милиции, расположенных на территории Алтайского края,
Новосибирской области и Республики Алтай – линейный отдел внутренних дел на станции Рубцовск, линейные отделения внутренних дел
на станциях Алтайская, Кулунда, в аэропорту г. Барнаула и линейные пункты милиции на станциях Алейская, Новоблаговещенка, Безменово,
Ребриха, Славгород, Усть-Тальменская, Локоть, Бийск, Заринская, Сузун , Камень-на-Оби, в речном порту г. Барнаула
в аэропортах г. Горно-Алтайска республики Алтай и г. Бийск.

В 1971 г. в подмогу транспортной милиции и в связи с участившимися угонами воздушных средств перевозок были созданы
подразделения милиции на воздушном транспорте, которые вместе с органами милиции на железнодорожном и водном транспорте
составили единую систему транспортной милиции страны.

В 1980 г. транспортная милиция была преобразована в орган внутренних дел на транспорте.

Алтайское линейное УВД на транспорте - структурное подразделение Западно-Сибирского УВДТ, одного из крупнейших в структуре Департамента
охраны правопорядка на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации.Непрерывный и быстрый рост пассажирских и грузовых перевозок,
расширение географии полетов повлекли за собой значительное осложнение оперативной обстановки.

Н е так давно милиция была переименована в полицию.(разглагольствовать об этом мы не будем,свершилось уже)
День работников транспортной полиции России - это неофициальный профессиональный праздник и является рабочим днём.
День работников транспортной полиции России отмечается в Российской Федерации ежегодно 18 февраля.