Экологическое право краткое содержание. Экологическое право (конспект)


Хозяйственная деятельность человека с развитием техники стала все больше оказывать влияние на окружающую среду. Негативные тенденции и появление глобальных проблем, таких как загрязнение пресной воды или уменьшение озонового слоя, заставили человечество создавать специальные механизмы защиты окружающей среды. В нашей стране такая отрасль была названа экологическим правом. Рассмотрим кратко ее основные аспекты.

Понятие

Экологическое право представляет собой систему правовых норм, которые регулируют отношения людей по поводу их взаимодействия с природой.

Особенность экологических отношений в том, что они связаны с использованием человеком окружающей среды, которое вызывает потребность в ее охране. Поэтому регулирующим их нормам необходимо охватывать обе эти стороны взаимосвязи человека с природой.

Объект экологического права - окружающая среда, а субъект - человек, а также организации, призванные регулировать сферу экологии и защиты природы от вредного воздействия. Предметом данной отрасли права являются отношения людей по использованию природных ресурсов и их защите от злоупотреблений и чрезмерной эксплуатации.

Источники экологического права

Как и другие отрасли права, экологическое обладает собственным комплексом источников, которые заключают в себе нормы и правила, касающиеся охраны окружающей среды.

Все источники можно разделить на две группы:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • внутригосударственные;
  • международные.

В России действует ряд законов федерального и регионального значения, которые регулируют экологические отношения.
К ним относится:

  • Конституция РФ;
  • Закон об охране окружающей среды.

Международное регулирование экологических отношений происходит посредством реализации Декларации по окружающей среде и развитию 1992 года. Данный документ был принят в результате деятельности Организации Объединенных Наций и наделил каждого человека правом на здоровую жизнь в приемлемых условиях.

Экологические права

Принципы экологического права граждан заключаются в его распространении на всех людей, независимо от места его проживания и иных различий.

Среди групп прав человека в сфере экологии одно из первых мест занимает право на благоприятную окружающую среду. Оно, наряду с правом на жизнь, свободу, честь и достоинство, является одной из человеческих ценностей.

Кроме того, все члены общества имеют право на получение истинной, правдивой информации о состоянии окружающей среды и получение компенсации за вред, причиненный в результате совершения экологического правонарушения.

Защита экологических прав

Формирование источников экологического права стало результатом определения и государственного признания определенных пределов вмешательства в окружающую природу. Иными словами, есть основы, на которых построено все экологическое законодательство.
Перечислим основные из них:

  • благоприятность окружающей среды определяется уровнем загрязненности, исчерпаемости ее ресурсов, разнообразием живых существ;
  • регулирование в сфере экологии может происходить только путем установления конкретных показателей, в рамках которых воздействие на природу возможно.

Что мы узнали?

Таким образом, мы выяснили, что система экологического права включает в себя людей (субъект) и окружающую среду (объект), а также возникающие между ними отношения. Регулирование данной сферы вызвано необходимостью защиты природы от последствий активной деятельности человека по ее освоению и использованию, так как она может оказывать чрезвычайно опасное влияние, вызывая множество различных проблем.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 3.9 . Всего получено оценок: 99.

Экологическое право как отрасль права. Источники экологического права. Экологическое право- это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность юридических норм, регулирующих отношение в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов. Выделение экологического права в отдельную отрасль произошло в конце 1980-х –начале 1990-х годов.

Предметом экологического права являются экологические отношения, возникающие между гражданами, организациями и государством, по поводу сохранения, улучшения, восстановления и эффективного использования природных объектов в целях сохранения окружающей среды в интересах государства, граждан и общества.

Метод экологического права – это способ правового воздействия норм экологического права на общественные отношения, возникающие в процессе осуществления экологической деятельности. Он представляет собой совокупность диспозитивных и императивных подходов к установлению обязанностей и прав субъектов экологических правоотношений. На основе эколого-правового метода устанавливается юридическая ответственность за нарушение норм экологического права с помощью диспозитивного и императивного подходов к установлению правомочий субъектов экологических правоотношений.

Принципы экологического права можно разделить на общие и отраслевые. Общеправовые принципы:

1) развитие экологических отношений на основе принципа народовластия в соответствии со ст.3 Конституции РФ;

2) демократизация – обязанность всех субъектов, участвующих в экологопользовании, в соответствии со ст. 58 Конституции РФ сохранять природу и окружающую среду;

3) гуманизм – необходимость осуществления экологопользования в интересах сохранения жизни и здоровья всего населения;

4) законность – точное соблюдение всех правил и предписаний, изложенных в экологическом законодательстве, всеми экологопользователями;

5) равноправие субъектов – равенство всех видов собственности на природные ресурсы (ст.9 Конституции РФ, ст.212 ГК РФ)

6) единство прав и обязанностей в экологопользовании – каждому праву должна соответствовать определенная обязанность, и не может быть прав без обязанностей и обязанностей без прав;

7) сочетание убеждения и принуждения – вначале следует убедить в необходимости соблюдать нормы экологического законодательства, и только лишь в случае невыполнения этих норм применяются меры дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в зависимости от тяжести экологического правонарушения.

Отраслевые принципы экологического права изложены в ст.3 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды».


Экологическое законодательство опирается в первую очередь на нормы Конституции РФ, где в ст.9 указано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, .муниципальной и иных формах собственности. Положения ст.36 указывают, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности земельные участки и вправе использовать их в целях, не нарушающих условий и порядка землепользования, предусмотренного законодательством.

В соответствии со ст.114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области экологии.

Базовым нормативным документом в области экологического законодательства является «Закон об охране окружающей природной среды», где предусмотрена охрана от загрязнений, порчи, истощения, разрушения на территории РФ и республик в составе РФ естественных экологических систем, озонового слоя, подземных вод, недр земли, лесной и иной растительности и животного мира, природных ландшафтов. Охрана указанных объектов осуществляется на основании норм Земельного, Лесного, Водного кодексов РФ, а также законов об охране атмосферного воздуха, о животном мире, об особо охраняемых природных территориях, о континентальном шельфе РФ.

Права граждан в области экологии. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Это право обеспечивается:

- планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению аварий, катастроф, стихийных бедствий и ликвидации их последствий;

- социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных, общественных и иных фондов медицинской помощи;

- предоставлением каждому реальных возможностей для проживания в благоприятной для жизни и здоровья условиях окружающей среды;

- государственным контролем соблюдения природоохранительного законодательства и привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения;

- возмещения в судебном и административном порядке вреда, причиненного здоровью и жизни граждан в результате загрязнений окружающей среды и иных вредных воздействий на нее, в т.ч. последствий аварий и катастроф.

Граждане имеют право:

Создавать общественные фонды, объединения и иные общественные формирования в области охраны окружающей природы;

Требовать от соответствующих органов представления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;

Требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов;

Ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических и физических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.

Экономический механизм охраны окружающей среды. К числу основных задач, решаемых экономическим механизмом охраны окружающей среды, относят:

1) планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

2) установление лимитов использования природных ресурсов, лимитов выбросов и сбросов, загрязняющих окружающую среду

3) предоставление юридическим и физическим лицам налоговых, кредитных ирных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии;

4) возмещение в установленном порядке вреда.

Государственные природоохранные органы РФ совместно с органами статистики, природопользователями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, определяют их социально-экономическую оценку. Планирование мероприятий по охране окружающей среды и природопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов социально-экономического развития на основе государственной экологической программы, с учетом природоресурсного потенциала.

Финансирование экологических программ и мероприятий производится за счет республиканского бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, средств предприятий, экологических фондов, кредитов банка и добровольных взносов населения.

Контроль использования и регулирования норм природопользования осуществляется на основе договоров о природопользовании, выданных государственными природоохранными органами лицензий на комплексное природопользование, в которых указаны виды, объемы и лимиты хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов, а также экологические требования, при которых допускается использование природных ресурсов.

Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям - природопользователями на определенный срок объемов предельного использования при родных ресурсов, объемов допустимых выбросов и сбросов промышленных отходов в окружающую среду. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, загрязнение окружающей природной среды и другие воздействия. Плата за природопользование перечисляется в бесспорном порядке в бюджеты республик РФ и счета внебюджетных государственных экологических фондов.

Государственная экологическая экспертиза. Экспертиза такого рода производится с целью проверки соответствия хозяйственной деятельности требованиям и нормам соблюдения экологической безопасности. Она осуществляется на принципах: обязательности ее проведения, научной обоснованности и законности ее выводов, независимости, вневедомственности в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности.

Государственная экспертиза в обязательном порядке проводится перед любыми мероприятиями, реализация которых может оказать вредное воздействие на окружающую среду. Финансирование и осуществление всех работ по проектам может осуществляться только после проведения и выдачи положительного заключения Главгосэкспертизы. Порядок проведения и полномочия экспертизы регулируется законодательством РФ. Руководители всех предприятий, нарушающие или не выполняющие требования заключений госэкспертизы, несут ответственность согласно действующему законодательству.

Экологическое право - это совокупность правовых норм регулирующих общественные отношения складывающиеся в сфере экологии. Эти общественные отношения являются предметом экологического права. Методы экологического права: императивный (командный, административный, жесткий), диспозитивный (более мякий, договорной). Система экологического права это внутреннее его строение в определенной последовательности и упорядоченности. Система экологического права состоит из общей и особенной части. Нормы и институты общей части экологического права: понятие, предмет, метод, принципы, источники экологического права; право собственности на природные ресурсы; право природопользования; государственное регулирование и управление экологопользованием и охраной окружающей среды; экологический контроль, экологическая экспертиза, экологический мониторинг; ответственность за нарушение экологического законодательства. Нормы и институты особенной части экологического права: пользование и охрана земель, воды, воздуха, леса, животных, растений, недра земли, экологическое правонарушение, правовая ответственность за нарушения экологического законодательства.

Правовую основу экологического права составляет Конституция РК. В пункте 3 статьи 6 Конституции РК говорится, что «земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом». В статье 31 Конституции РК записано, что «государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом». В статье 38 Конституции РК прописано, что «граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам».

В числе законодательных актов об окружающей среде особое место занимают в международно-правовые акты. В п. 3 ст. 4 Конституции РК прописано, что международные договоры, ратифицированные республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона. Например, Указом Президента РК от 4 мая 1995 г. N 2260 Казахстаном ратифицирована рамочная Конвенцию Организации Объединенных Наций об изменении климата, подписанную в Рио-де-Жанейро (Бразилия)11 июня 1992 года, а в 1999 году Указом Президента РК от 12 марта 1999 года N 84 Казахстан подписал Киотский протокол к Рамочной Конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, принятый 11 декабря 1997 года в городе Киото (Япония).

22 марта 1985 г. в Вене (Австрия) была подписана Венская Конвенция об охране озонового слоя. Эту Конвенцию Законом РК от 30 октября 1997 г., N 177-1 “О присоединении РК к Венской конвенции об охране озонового слоя” подписал (присоединился) Казахстан. Согласно Законам РК от 30 октября 1997 г. N 176-1 “О присоединении РК к Монреальскому Протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой земли” и от 10 февраля 2003 г. N 389-II “О присоединении РК к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением” Казахстан присоединяется к этим международным конвенциям. Все эти и другие международные законы имеют высшую юридическую силу перед законами РК об окружающей среде. РК с 1991 по 2004 гг. подписаны 19 международных конвенций по охране окружающей среды.

Одним из главных источников экологического права является «Экологический кодек РК», который был принять 9 января 2007 года. Экологический кодекс состоит из двух: общей и особенной части, 9 разделов, 47 глав, 326 статей. Экологический кодекс регулирует отношения в области охраны, восстановления и сохранения окружающей среды, использования и воспроизводства природных ресурсов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, в пределах территории РК. В экологическом праве используется такое понятие как природопользование. Под природопользованием понимается использование полезных для человека свойств окружающей природной среды -- экологических, экономических, культурных, оздоровительных. Выделяют общее и специальное природопользование. Общее природопользование не требует какого-либо специального разрешения. Оно осуществляется гражданами в силу принадлежащих ему естественных (гуманитарных) прав, возникающих и существующих как результат его рождения и существования (пользование атмосферным воздухом, водой для питьевых, коммунально-бытовых и лечебно-оздоровительных нужд и т.д.).

Специальным природопользованием признается такое, которое реализуется гражданами и хозяйствующими субъектами на основе разрешений компетентных органов государства. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользования недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром (дикими животными и птицами и рыбными запасами), использование атмосферного воздуха. Специальное природопользование связано с потреблением природного ресурса. В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природноресурсовым законодательством: Земельным, Лесным, Водным кодексами, Законом о недрах, Законом об охране, воспроизводстве и использовании животного мира, Законом об охране атмосферного воздуха.

При специальном природопользовании природные ресурсы предоставляются природопользователям в установленном порядке. Право специального природопользования может быть постоянным или временным, отчуждаемым или неотчуждаемым, приобретаемым возмездно или безвозмездно, первичным или вторичным. Например, в соответствии ч. 8 п. 3 ст. 107 Земельного кодекса в населенных пунктах к общему землепользованию относятся земли, занятые и предназначенные для занятия площадями, улицами, тротуарами, проездами, дорогами, набережными, парками, скверами, городскими лесами, бульварами, водоемами, пляжами, кладбищами и иными объектами, предназначенными для удовлетворения нужд населения (водопроводы, отопительные трубы, очистные сооружения и другие инженерные системы общего пользования).

Принципы природопользования: производность прав пользования; рационального природопользования; экосистемность; целевое использование; устойчивость права природопользование; платность природопользования. Государственное регулирование и управление экологопользованием и охраной окружающей среды выражается в трёх формах: правотворческая, правоприменительная и правоохранительная. Методы управления: императивный, рекомендательный, санкционирование, разрешение. Система государственных органов регулирование экологопользования и охраны окружающей среды: органы общей компетенции; органы специальной компетенции; органы межотраслевой компетенции; функциональные органы. Объектом правового регулирования государства выступает природа (окружающая среда) и ее отдельные элементы - земля, недра, воды и др., поэтому можно сказать, что предметом являются общественные отношения по поводу природы или окружающей среды.

Виды экологического контроля: государственный; ведомственный; производственный; общественный. Формы экологического контроля: интегрированный; комплексный; дифференцированный. Виды экологической экспертизы: государственная; общественная; научная; нормативная; санитарная; правовая. Мониторинг окружающей природной среды включает следующие элементы: систему общегосударственной службы наблюдения за состоянием окружающей среды (республиканские, территориальные, региональные уполномоченные органы, посты, станции, центры наблюдения); мониторинг природных объектов. Эколого-правовая ответственность это комплексный институт экологического права, регулирующий правоотношения, возникающие и связанные с применением санкции за экологические правонарушения между органом правомочным применять санкции и экологическим правонарушителем. Виды эколого-правовой ответственности: уголовная, административная, гражданская, дисциплинарная, материальная.

Источники экологического права

Экологическое право – совокупность эколого-правовых норм (правил поведения), регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей природной среды, предупреждения вредных экологических последствий, оздоровления и улучшения качества окружающей человека природной среды. Соблюдение правил (норм), в том числе экологических, обеспечивается государством в принудительном порядке.

Предметом экологического права являются общественные отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.

Источниками экологического права, образующими законодательство РФ, являются следующие правовые документы:

Провозглашает права граждан на землю и другие природные ресурсы, на благоприятную окружающую среду, на возмещение ущерба, причиненного здоровью, на участие в экологических организациях и общественных движениях, на получение информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране. Одновременно конституция устанавливает обязанности граждан соблюдать требования природоохранного законодательства, принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень знаний о природе и экологическую культуру. Она также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов.

2. Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Затрагивают широкий круг экологических вопросов. Например, Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. о федеральных природных ресурсах или Указ от 1 апреля 1996 г. «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию».

3. Законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды.

В их число входят Законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране атмосферного воздуха, об экологической экспертизе, о недрах, об особо охраняемых природных территориях и др.

Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. В этом законе отражены следующие вопросы:

· общие положения;

· основы управления в области охраны окружающей среды;

· права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих организаций;

· экономическое регулирование;

· нормирование;

· оценка воздействий на окружающую среду и экологическая экспертиза;

· требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

· зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;

· природные объекты, находящиеся под особой охраной;

· государственный мониторинг окружающей среды;

· контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);

· научные исследования;

· основы формирования экологической культуры;

· ответственность за нарушение законодательства;

· международное сотрудничество;

· заключительные положения.

Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002) значительно расширяет полномочия государственной власти субъектов Российской Федерации и органов мастного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, субъектам РФ разрешается разрабатывать и издавать законы и иные нормативные акты в области охраны окружающей среды с учетом местных особенностей (географических, социально-экономических и др.), ограничивать и (или) запрещать хозяйственную деятельность на своих территориях.

4. Нормативные акты министерств и ведомств.

Издаются по вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов и т.д. Они являются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.

5. Нормативные решения органов местного самоуправления (мэрий, сельских и поселковых органов).

Дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей природной среды.

Государственные органы РФ в области природопользования

и охраны окружающей природной среды

Государственные органы управления и контроля в области охраны окружающей среды подразделяются на две категории: органы общей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенция относятся Президент РФ, Федеральное собрание, Государственная Дума, Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов федерации, муниципальные органы. Эти органы определяют основные направления природоохранной политики, утверждают экологические программы, обеспечивают экологическую безопасность, устанавливают правовые основы и нормы в пределах своей компетенции и т.д. Наряду с охраной окружающей природной среды государственные органы этой категории ведают и другими экологическими вопросами, входящими в круг их полномочий.

Государственные органы категории специальной компетенции подразделяются на комплексные, отраслевые и функциональные.

Комплексные органы специальной комптенции выполняют все природоохранные задачи или какой-либо их блок. В нашей стране впервые такой орган был создан в 1988 г. - Государственный комитет по охране природы СССР, в 1991 г. - Министерство экологии и природных ресурсов РСФСР, впоследствии переименованное в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов России. В 2000 г. указом Президента РФ функции по рационализации природопользования и охране окружающей среды переданы Министерству природных ресурсов РФ (МПР России), куда вошли Государственная служба охраны окружающей среды и Государственная служба контроля в сфере природопользования и экологической безопасности.

Главными задачами Министерства природных ресурсов РФ являются: контроль за использованием и охраной всех природных ресурсов; разработка предложений по рационализации природопользования; утверждение стандартов и правил природопользования, обязательных для всех остальных министерств и ведомств, и контроль за их соблюдением; руководство заповедным делом и ведение общегосударственной Красной книги; распространение экологических знаний среди населения; государственная экологическая экспертиза всех крупных строек и проектов; организация экологического мониторинга и др.

К комплексным органам управления относятся также:

· Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) - осуществляет контроль в области санитарной охраны населения через систему территориальных органов;

· Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) – обеспечивает контроль за состоянием окружающей природной среды, информирует население об изменениях в окружающей среде с помощью широкой сети наблюдательных пунктов и др.;

· Министерство РФ по делам гражданской обороны,

чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - обеспечивает безопасность людей в условиях экстремальной ситуации, стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф.

Отраслевые органы специальной компетенции (Роскомзем, Рослесхоз, Росрыболовство, Минсельхоз РФ) выполняют функции управления и надзора по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов и объектов.

Функциональные органы специальной компетенции осуществляют одну или несколько родственных функций в отношении природных объектов: Росатом (обеспечение ядерной и радиационной безопасности); Ростехнадзор (контроль за использованием недр); Минздравсоцразвития РФ (санитарно-эпидемиологический контроль), МВД РФ (охрана атмосферного воздуха от загрязнения транспортными средствами, санитарно-экологическая служба муниципальной милиции).

Кроме того, загрязнение среды и нарушение экологического равновесия способствовало расширению международного сотрудничества в целях предотвращения глобальной экологической катастрофы и созданию международных органов управления природопользованием и охраной природы (таб 1.).

Таблица 1.

Международные природоохранные организации

Название

Сфера деятельности

Организация Объединенных Наций (ООН) по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)

1. Руководство межправительственными программами.

2. Учет и организация охраны природных объектов, отнесенных к Всемирному наследию.

3. Оказание помощи в развитии экологического образования.

Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП)

1. Сохранение естественных экосистем.

2. Сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы.

3. Организация заповедников, резервов, национальных природных парков.

4. Экологическое просвещение.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)

1. Охрана здоровья человека в аспекте его взаимодействия с окружающей средой.

2. Организация санитарно-эпидемиологического мониторинга окружающей среды.

3. Проведение санитарно-гигиенической экспертизы и оценка качества окружающей среды.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)

1. Разработка правил строительства и эксплуатации АЭС

1. Проведение экспертизы проектируемых и действующих АЭС.

2. Оценка воздействия радиоактивных материалов на окружающую среду.

3. Установка норм радиационной безопасности.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО)

1. Решение экологических проблем в сельском хозяйстве.

2. Охрана и использование земель, водных ресурсов, лесов, животного мира, биологических ресурсов Мирового океана.

Международная морская организация (ИМО)

1. Разработка международных конвенций об охране моря от загрязнений.

Всемирная метеорологическая организация (ВМО)

1. Изучение и обобщение воздействия человека на погоду и климат планеты в целом и по отдельным регионам.

2. Глобальный мониторинг.

Экологическая стандартизация

Экологическая стандартизация – это установление единых и обязательных экологических норм и правил.

Стандарты качества окружающей среды устанавливают юридически обязательные предельные уровни загрязнения или неблагоприятных воздействий, которые не должны превышаться в данной среде или ее компонентах. Эти стандарты были впервые использованы в США в начале 70-х годов в Федеральных законах о качестве воздуха и о качестве вод. Стандарты качества окружающей среды существовали и в странах Восточной Европы. Традиционными стандартами качества окружающей среды являются стандарты качества воздуха и вод, шума и вибрации, неприятных запахов.

В России экологические стандарты содержатся в государственных (ГОСТ), отраслевых (ОСТ), заводских стандартах и др. документах.

Общие положения экологического законодательства России конкретизируются в государственных стандартах (ГОСТ), являющихся подзаконными правовыми актами. Государственный стандарт (ГОСТ) – нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения.

Генеральным стандартом для природоохранной деятельности является ГОСТ 17.0.0.01-76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов» (ССОП), введенный в 1977 году. Данная система стандартов состоит из комплекса взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов, и разрабатывается с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований.

ССОП способствует решению таких задач как:

· ограничение поступлений в окружающую природную среду промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод и выбросов для снижения содержания загрязняющих веществ в атмосфере, природных водах и почвах до количеств, не превышающих предельно допустимы концентрации;

· рациональному использованию и охране водотоков, внутренних водоемов и морей в национальных границах РФ, их водных и биологических ресурсов;

· упорядочению землеустроительных работ, охране и рациональному использованию земли, соблюдению оптимальных нормативов отвода земель для нужд строительства промышленности и транспорта;

· сохранению и рациональному использованию биологических ресурсов;

· обеспечению воспроизводства диких животных, поддержанию в благоприятном состоянии условий их обитания;

· сохранению генофонда растительного и животного мира, в том числе редких и исчезающих видов;

· охране природно-заповедных фондов (заповедников, заказников, памятных и национальных парков, водных объектов и др.);

Система стандартов в области охраны природы подразделена на группы и виды (таб. 2-3).

Таблица 2.

Группы стандартов

Номер группы

Наименование

Кодовое наименование

Организационно-методические стандарты ССОП

основные положения

Стандарты в области охраны и рационального использования вод

гидросфера

Стандарты в области защиты атмосферы

атмосфера

Стандарты в области охраны и рационального использования почв

Стандарты в области улучшения использования земель

Стандарты в области охраны флоры

Стандарты в области охраны фауны

Право - единая система общеобязательных правил (норм), которые установлены или санкционированы государством. Со­блюдение норм права обеспечивается государством в принуди­тельном порядке.

Экологическое право - это отрасль права, которая регу­лирует общественные отношения в сфере взаимодействия об­щества и природы. Экологическое право является важным ин­струментом, используемым государством в интересах сохра­нения и рационального использования окружающей природной среды. В связи с резким обострением экологических проблем на современном этапе развития общества роль экологического права и в целом административно-правового направления по­стоянно растет.

Источники экологического права

Источниками экологического права являются следующие правовые документы:

1) Конституция;

2) законы и кодексы в области охраны природы;

3) Указы и распоряжения Президен­та по вопросам экологии и природопользования; правительст­венные природоохранные акты;

4) нормативные акты мини­стерств и ведомств;

5) нормативные решения органов местного самоуправления.

Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп. от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 5 февраля 2007 г.)

В вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоре­чить Конституции России и данному законодательному акту.

В этом главном Федеральном законе отражены следующие вопросы в области охраны окружающей среды:

Общие положения (гл. I);

Основы управления в области охраны окружающей сре­ды (гл. II);

Права и обязанности граждан, общественных и иных не­коммерческих организаций (гл. Ш);

Экономическое регулирование (гл. IV);

Нормирование (гл. V);

Оценка воздействий на окружающую среду и экологичес­кая экспертиза (гл. VI);

Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (гл. VII);

Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных си­туаций (гл. VIII);

Природные объекты, находящиеся под особой охраной (гл. IX);

Государственный мониторинг окружающей среды (гл. X);

Контроль в области охраны окружающей среды (эколо­гический контроль) (гл. XI);

Научные исследования (гл. XII);

Должностные лица органов государственного экологическо­го контроля имеют широкие полномочия. В частности, соглас­но Закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002), они име­ют право:

Принимать решения об ограничении, приостановлении и пре­кращении деятельности экологически вредных объектов;

Налагать административный штраф в установленном разме­ре за нарушение природоохранительного законодательства;

Предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного при­родной среде, и направлять материалы для привлечения ви­новных к уголовной ответственности;

Выдавать разрешения на природопользование, устанавливать нормативы выбросов, сбросов вредных веществ, назначать государственную экологическую экспертизу.

Помимо государственного в нашей стране действует еще про­изводственный и общественный контроль . В первом случае, речь идет о своеобразном контроле предприятия за своей деятельно­стью в области природопользования, во втором - о контроле выполнения требований законодательства об охране окружаю­щей природной среды со стороны профсоюзов, общественных объединений, трудовых коллективов и отдельных граждан.

Каждый гражданин нашей страны имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей при­родной среды; в свою очередь, он обязан сохранять природу и окружающую среду, принимать участие в ее охране.

Наиболее массовыми добровольными организациями до не­давнего времени были общества охраны природы, охотников и рыболовов, дружины по охране природы и т. д. В их задачу входило содействие государственным органам в проведении ме­роприятий по охране природы, привлечение широких масс на­селения для участия в природоохранных мероприятиях и т. д. Авторитет этих обществ среди населения из-за формализма в работе, низкой эффективности в послед­нее время заметно снизился.

В середине 80-х гг., в связи с возросшей социально-поли­тической активностью населения, во многих регионах страны начали формироваться массовые общественные экологические организации (союзы, объединения, ассоциации, фонды и т. д). Среди них - Социально-экологический союз, ассоциация «Эко­логия и мир», Центр экологической политики России, Эколо­гический фонд, Общественный комитет спасения Волги, Фонд защиты Байкала и др.

Еще раньше в Западной Европе (ФРГ, Дания и др.) возник­ло движение «зеленых». Оно выступает за сохранение среды жиз­ни, против ядерной угрозы, за чистоту атмосферы, вод и т. д. К целям и задачам движения «зеленых» наиболее близки Россий­ское экологическое движение и Экологический фонд России.