Эссе «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А.Г. Асмолов) (ЕГЭ обществознание)


Естественные права человека - вопрос не новый для истории цивилизации. Более того, проблема естественных прав возникла задолго до появления государственной организации общества и, несомненно, она переживет историю государства. Во всяком случае, историю классовой трактовки государства естественное право пережило.

Установлена закономерность, которая состоит в том, что интерес к естественным правам человека всегда возникал на переломных этапах развития человеческого общества. Несмотря на солидный возраст проблемы, она до сих пор остается непознанной до конца. Уровень ее познания зависит от степени подготовленности человека к ее восприятию.

Человек познает принадлежащие ему с рождения права и обязанности. И чем более высока ступень цивилизации, тем глубже и шире познание этих прав и обязанностей. Полнота закрепления естественных прав и обязанностей в законодательстве, конституции характеризует уровень цивилизованности государства, его правовой характер.

До недавнего времени мы понятия не имели о том, что существует право на личную жизнь, право на свободу убеждений и их распространение, и при этом считали, что строим «высший исторический тип государства». До сих пор у нас не гарантированы до конца такие права, как право на вознаграждение за труд, обеспечивающее достойное человека существование, право на собственность, право на общественный порядок. Мы до сих пор имеем слабое представление о таких естественных правах человека, как право на частную жизнь, свобода брачного выбора, право на индивидуальность. Эти моменты характеризуют недостаточный уровень правосознания общества.

Сегодня мы являемся очевидцами крушения старых мифов о человеке и праве. Все более очевидной становится мысль о том, что основные законы социального развития нами до конца не познаны. Человек, утративший чувство реальности, единственно достоверной реальностью самоуверенно признал самого себя. В соответствии с этим он пожелал не обрести смысл жизни, а сконструировать его.

Все те закономерности, которые нас окружают и влияют на поведение, не связанные с нашим сознанием, отвергались. А те индивидуальности, которые смели лишь догадываться о существовании этих закономерностей, изгонялись и уничтожались. Само понятие «право на индивидуальность» было под запретом ибо оно буквально означает «право на неравенство».

Известный немецкий философ А. Шопенгауэр писал, что «общество возлагает на нас обязанность бесконечного терпения к глупости, извращенности и безумию; напротив, личные достоинства должны вымаливать себе пощаду или же прятаться, ибо умственное превосходство оскорбительно уже в силу своего существования... Поэтому умные речи и замечания имеют смысл лишь в умном обществе; в обычном же их прямо-таки ненавидят: чтобы понравиться в таком обществе, надо быть пошлым и ограниченным... нужно сравняться с другими».

Внутренняя пустота и отвращение к самим себе гонят нас в такое общество. Беспросветное однообразие собственной личности невыносимо. Известно, что несчастья легче переносятся сообща; к несчастьям же люди причисляют и скуку, а потому они и сходятся, чтобы скучать вместе. Никто не может изменить свою индивидуальность - свой характер, ум, темперамент, внешний облик. Живя с людьми, необходимо признавать каждого, считаться с его индивидуальностью, какова бы она ни была.

Таким образом, индивидуальность - это антипод одинаковости, которая неестественна для всего живого и тем более для человека. В условиях одинаковости может быть воспитан лишь духовный раб. Естественным же правом человека является его право на индивидуальность.

Право на место жительства

Право физического лица на место проживания закреплено в ст. 310 ГК. Такое право имеет, несомненно, и ребенок. Признание за каждым ребенком права приобрело сейчас особую актуальность в связи с тем, что много детей по разным причинам оказались на улице.

Место жительства ребенка определяется по месту жительства ее родителей. Из этого правила можно сделать вывод о том, что ребенок, оставленный в родильном доме, имеет сервітутне право на проживание в их доме, независимо от того, что не была поселена в нем. Это право у ребенка возникает из факта кровного родства, а не по факту поселения. Ведь, согласно абзацу 3 ч. 2 ст. С СК, ребенок принадлежит к семье родителей и тогда, когда совместно с ними не проживает.

С целью защиты права ребенка, которая была оставлена в роддоме, к родителям можно предъявить требование об уплате денежного эквивалента за невозможности проживания ребенка в квартире родителей, то есть своеобразного отступного, по аналогии со ст. 600 ГК. Следует однако признать, что реальное взыскание такой денежной компенсации будет иметь немало препятствий.

Право на выбор места жительства

Право самостоятельно выбирать себе место проживания предоставлено ребенку, которому исполнилось 14 лет. Это связано со многими обстоятельствами, а именно: вступлением в неполной гражданской дееспособности и гражданской процессуальной дееспособности, возможностью (при определенных условиях) регистрации с ней брака. Ребенок в этом возрасте, если она перешла, например, жить к бабушки, деда, других родственников или посторонних лиц, не может быть принудительно возвращен к родителям.

Право на собственное мнение

В статье 13 Конвенции о правах ребенка ребенку предоставлено право свободно выражать свои мысли. В статье 171 УК конкретизирована эта общая норма: ребенку предоставлено право на высказывание перед родителями, другими родственниками, должностными лицами собственного мнения по вопросам, которые касаются ее личной жизни, а также жизни семьи. Следовательно, ЕЕ мнение должно быть выслушано и услышано. Но это еще не значит, что решения старших должно быть обязательно согласовано с ней. Уважение к ребенку требует предоставления ребенку объяснений в случае неподдержания ее мысли.

Согласно части 2 ст. 171 СК ребенок, который может высказать свое мнение относительно спора, который решается судом, должен быть выслушан, в частности тогда, когда речь идет об определении места ее жительства, лишения в отношении него родительских прав, возобновление родительских прав или относительно управления ее имуществом.

Однако процессуальное положение ребенка в судебном процессе не определено. Привлечь ребенка к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных исковых требований можно, но только после достижения 14-летнего возраста. До этого времени ребенок может быть разве что свидетелем.

Право на индивидуальность

"Ребенок - это поле, вспаханное предыдущими поколениями" - писал Януш Корчак.

Это значит, что немало индивидуальных черт ребенка не зависят от ее воли: она с ними родилась и часто, даже при большом желании и настойчивости, до конца жизни не сможет избавиться.

Право ребенка на индивидуальность и сохранение этой индивидуальности закреплено в ст. 8 Конвенции о правах ребенка. В Семейном кодексе оно отдельно не оговорено, но, поскольку эта Конвеція является частью нашего национального законодательства, пробелы относительно признания в Украине этого права ребенка нет.

Конвенцией, элементами этого права являются имя и гражданство ребенка. Сохранение за ребенком имени, которым она была названа, обусловливается возможностью его изменения по воле ребенка. Усыновление ребенка иностранцем не является основанием для изменения ее гражданства: она останется гражданином Украины до совершеннолетия.

Индивидуальность определяется и другими признаками: внешним чертам, особенностью характера, природными склонностями и предпочтениями.

Ребенок имеет право быть таким, какой он есть. "Зрикаймося ложной тоски за совершенными детьми", - призывает нас Януш Корчак. А сколько, к сожалению, есть еще родители, которые наказывают ребенка за плохие оценки по математике, за невнимательность, за неумение сосредоточиться, как будто эти черты они сами выбрали для себя, а не родились с ними.

В последнее десятилетие в Украине наконец признано право на индивидуальность детей - лівачків, которых уже сейчас никто не заставляет писать правой рукой.

"Я играю на арфе, но музыку не люблю с детства". Эти слова одного из персонажей кинофильма "В бой идут одни старики" является укором многим родителям, которые, не заметив индивидуальности своего ребенка, давили ее в сторону собственных желаний.

Элементом права на индивидуальность есть право быть некоторое время в одиночестве. Его осуществление возможно лишь тогда, когда ребенок имеет свой уголок, в котором могла бы уединиться.

Ребенок имеет право на формирование своей внешности: прически, одежды, манер поведения, что так же является проявлением ее права на индивидуальность.

Относительно родителей, то они должны собственным примером воспитывать у ребенка чувство меры, при ваты ей высокую эстетику внешнего вида и поведения. Насильственное подавляння проявлений индивидуальности ребенка не дает желаемого для родителей результата, а лишь усугубляет противостояние между ними.

| СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО КОММЕНТАРИЙ К ГК УКРАИНЫ

1. Каждый человек имеет право на свободное развитие своей личности, если при этом не нарушаются права и свободы других людей (ст. 23 Конституции Украины). Под понятием «индивидуальность» как объекта указанного права законодатель понимает личное неимущественное благо физического лица, которое включает совокупность его психических

свойств, характерных черт, а также жизненный и профессиональный опыт, отличающие ее от других индивидуумов. В структуру индивидуальности включают целый ряд особенностей физического лица, связанных с ее национальной, культурной, религиозной, языковой и иной самобытностью. Именно эти особенности могут проявляться в

а) внешнем виде физического лица (фигура, физические данные, одежда, прическа и т. д., а также совокупность всех этих элементов);

в) манере поведения (поведение в отношениях с другими лицами и особенности в отношении к вещам, наличие моральных принципов, привычек и других особенностей характера);

г) интеллектуальном, культурном и образовательном уровне (умение общаться, знание правил вежливости, остроумие, сообразительность, умение и т. п.);

д) других характерных признаках, которые отличают физическое лицо среди других.

Совокупность всех указанных элементов может создавать определенное целостное восприятие лица как определенного индивидуума и охватываться общим понятием стиля (имиджа), что достаточно близко граничит с понятием деловой репутации.

2. Право на индивидуальность заключается в возможности физического лица:

а) обладать определенной индивидуальностью, то есть быть признанным носителем этого личного неимущественного блага. Достаточно близким по своему значению является право сохранять свою национальную, культурную, религиозную, языковую самобытность, которое гарантируется ч. 2 комментируемой статьи и ст. 11 Конституции Украины;

б) пользоваться своей индивидуальностью, то есть избирать любую возможную форму и способ проявления индивидуальности, если они не запрещены законом и не противоречат моральным основам общества (ч. 2 комментируемой статьи). Отдельные проявления индивидуальности могут ограничиваться по определенным критериям (месту, времени, спецификой деятельности и т. д.). Например, нудисты вправе проявлять свою индивидуальность, однако в специально отведенных для этого местах, а для военных или работников милиции право на выявление индивидуальности по их вне его вида ограничивается в период исполнения ими служебных обязанностей установлением общеобязательной

специальной формы одежды. Иногда индивидуальность физического лица может быть использована ею также и для получения определенного публичного или материальной выгоды. Довольно часто это используется в политике и шоу-бизнесе политиками, актерами, моделями, певцами (манера поведения, внешность, голос и т. д.);

в) создавать и изменять свою индивидуальность. Уместно заметить, что в последнее время создание и изменение индивидуальности личности подвергается определенной коммерциализации. Так, отдельные лица, которые занимают соответствующее положение в публичной сфере, для успешности своей деятельности тратят немалые средства для формирования или изменения своего имиджа. Все это осуществляется путем изменения как природных (изменение (коррекция) пола, пластические операции, наращивание волос и т. д.), так и приобретенных (смена имиджа, отказ от курения и других вредных привычек, нанесение татуировок, исправления произношения и т. п.) особенностей физического лица;

г) требовать защиты в случае любого нарушения права на индивидуальность. К данному полномочия относятся как возможность требовать защиты в случаях, когда лицу создают препятствия в реализации данного права (например, когда в рядах Вооруженных Сил запрещают носить длинные волосы принуждают брить бороду или в высших учебных заведениях

требуют носить галстуки и клубную форму), так и когда совершают действия, которыми оспаривается, не признается нарушается ли это право. Защиту данного права осуществляется на основаниях и в порядке, предусмотренных главой 3 и статьями 275-280, 1166-1168 ГК.


1. Каждый ребенок имеет право на жизнь Дар любви. Ребенок – это дар любви. Храни его и с ним живи В единстве и созвучье тонком. Ты отвечаешь за ребенка. За дар родившейся души, В твоих руках начавшей жить, За свет ее и за полет, За счастье, что она найдет. За веру, за ее мечту, За внутреннюю красоту, За взмах волшебного крыла, За звездные ее дела.


Почему же ты грустная? – расстроился солнечный луч. Раним весенним утром, когда все на земле еще спали, солнечный луч увидел на подоконнике крохотную прозрачную девочку. - Почему ты такая бледная? – спросил солнечный луч. - Потому что я не настоящая девочка, а мечта, – ответила малышка. - Чья мечта? – удивился солнечный лучик. Как Светик появилась на свет. - Мама и папа мечтают о дочке во сне, – объяснила девочка - Я исчезну, когда мама и папа проснуться, а я хочу быть настоящей девочкой и жить вместе с ними, – заплакала малышка. - Не плачь, – попросил солнечный луч. – Я подарю тебе жизнь. Если я отдам тебе свет и тепло, ты станешь настоящей девочкой.


Солнечный луч сверкнул и исчез, а на подоконнике лежала крохотная девочка и громко плакала: «Мама! Мама!» Родители проснулись и вскочили. Мама взяла девочку на ручки, крепко прижала к себе и воскликнула: - Я слышу, как стучит ее сердечко! - Дай и мне послушать, – попросил папа. Он нагнул голову к дочке и обрадовано сказал: - Как хорошо, что у нашей дочурки маленькое, но сильное сердечко! - Дай мне подержать мою дочурку, – попросил папа у мамы. - Только осторожнее, – ласково сказала мама и отдала дочку папе. - Не бойся, – усмехнулся папа, – у меня сильные руки. - Да, у тебя большие и сильные руки, – согласилась мама, – а у нашей дочурки крохотные ручки.


Мама наклонились над дочкой, чтобы посчитать ее пальчики. - Это самая красивая девочка в мире, - радовалась мама, глядя на голубые дочкины глазки и золотистые волосики. Вдруг к ней пришла тревожная мысль. - Чья это чудесная малышка? Как она здесь появилась? - Может, аист ее принес? – задумчиво произнес папа. - Не говори глупостей, мы живем в большом городе, здесь все аисты давным-давно исчезли, - объяснила мама. - Неважно, откуда появилась эта малышка, главное - это новая жизнь. Каждый ребенок имеет право на жизнь, - торжественно произнес папа, и мама с ним согласилась.




2. Каждый ребенок имеет право на индивидуальность (имя, фамилию, гражданство) Как Светик получила свою фамилию и имя. Родители долго любовались дочкой, наконец, мама сказала: - Пора дочурку купать и кормить. - Да, надо нам о ней заботиться, раз эта девочка ничья, - согласился папа. - Ребенок не может быть ничьим, - рассердилась мама, прижимая малышку к себе. - Это наша дочурка. Посмотри, у нее глазки, как у меня, а рот и нос похожи на твои. - У нее пушистые, золотистые кудряшки, а у нас с тобой темные волосы, - задумчиво произнес папа. - Это ничего не значит. Она наша, как ты не понимаешь!? Папа ласково обнял маму с дочкой и мягко сказал: - Не волнуйся, я все понимаю. Каждый ребенок имеет право на семью, имя и фамилию. Девочка будет носить нашу фамилию. Давай дадим ей имя и отпразднуем ее рождение! Предлагаю назвать дочку Александра, что значит – защитница людей. Она будет нас защищать.


Нет, защищать нас будешь ты, а доченьку лучше назвать Любушка, чтоб в ее жизни всегда была любовь, - предложила мама. В это мгновение, солнышко поднялось повыше, и целый сноп солнечных лучей влетел в комнату. Лучи окутали малышку. Ее золотистые волосы, розовая кожица, голубые глазки наполнились нежным свечением и теплотой. Маленький смешной ротик заулыбался, а крохотные пальчики попытались ухватиться за солнечные лучи. - Я поняла! - воскликнула мама. - Нам дочурку солнышко послало. Назовем ее Светик. Светочка Светлая. Ей очень подходит это имя. Посмотри, как она светится. - Здравствуй, Светик, с Днем рождения тебя, – обрадовался папа и погладил дочку по головке.


Как ты думаешь, почему у каждого ребенка обязательно должны быть имя и фамилия? Как тебя ласково называют в семье? Как бы ты назвал своих будущих детей – мальчика или девочку, и почему? Попроси маму написать твое имя большими печатными буквами. Нарисуй возле каждой буквы все, что ты любишь. Придумай ласковые имена для мамы, папы. Попроси родителей отгадать, почему ты их так назвал.


3. Каждый ребенок имеет право на дом и семью Как Светик нашла котенка Рыжика Прошло время. Светик научилась бегать по травке, играть в песочек, качаться на качелях и еще тысяче других вещей. Самое главное, она научилась говорить так, что теперь ее понимали все люди, а не только солнышко. Мама каждый день гуляла в парке с дочкой. Однажды они слышали, как в кустах кто-то без остановки пищит: «мяу- мяу-мяу».


Светик тут же залезла в кусты и вытащила мокрого рыжего котенка. - Не трогай его, дочка, у бродячих котят бывают разные болезни, - попросила мама. - Мама, ему нужен дом, - умоляюще сказала Светик. - Ему плохо одному, без мамы и папы. В этот момент солнечные лучи коснулись шерстки котенка, и она распушилась и засверкала, словно темное золото. - Солнышко поцеловало моего котенка. Оно поцеловало Рыжика! – радостно закричала девочка.


Просто золотой. Он называет меня мамой. - Замечательно! Солнышко подарило нам тебя, а тебе оно подарило котенка. Вот какие чудесные подарки умеет делать солнышко, чтобы каждый ребенок имел дом и семью, - сделал вывод папа, и мама не нашла, что возразить.




4. Каждый ребенок имеет право на достойную, счастливую жизнь. Как Светик росла. С появлением дочурки дни мамы и папы наполнились хлопотами. Однажды ночью у девочки что-то болело, и она горько плакала. Родители по очереди носили ее на руках и пели колыбельные песенки. Светик затихала, но стоило ее положить в кроватку, как плач начинался снова. Рано утром измученная мама снова положила дочку в кроватку. Светик хотела заплакать, но в этот момент первый солнечный луч скользнул по лицу девочки и разгладил наморщенный лобик. За первым лучом прилетел второй, третий, четвертый. Маленькие розовые ручки потянулись к ярким лучам. Мама с изумлением смотрела, как дочка сжала ручки в кулачки, и они изнутри засветились, словно там спрятались солнечные зайчики. Потом кулачки разжались, солнечные зайчики выпрыгнули на стенку, и девочка звонко засмеялась.


Тогда мама поставила кроватку дочки возле окошка. Светик лежала в кроватке и смотрела на небо, ждала, скоро ли придет солнышко. Стоило солнечному лучу коснуться ее, щечки девочки розовели, и она смеялась: - Здравствуй солнышко, хорошо, что ты пришло. - Мой свет долго не мог пройти сквозь серые тучи над городом, - объясняло солнышко. - Только самые горячие и острые лучи сделали, наконец, в тучах дырку, чтоб навестить тебя. - Почему в небе так много серых туч? – спрашивала девочка. - В этом городе слишком много заводов, а от них в небо поднимается серая пелена, - объясняло солнышко. - Что такое заводы? Почему они мешают? – интересовалась Светик. - Давай лучше играть, - предлагало солнышко вместо ответа и бросало Светику охапку солнечных зайчиков. Конечно, никто из взрослых не понимал беседу девочки и солнышка, но мама однажды сказала папе: - Знаешь, наша дочка как будто разговаривает с солнышком. Когда оно освещает Светика, она гукает, смеется и машет ручками. - Ничего удивительного, нам же ее солнце подарило, - ответил папа.


Прошел год, и Светик поднялась на ножки. Она смешно шагала, держась за маму, но никак не могла сама сделать первый шаг. Однажды Светик сидела на ковре и играла. Вдруг солнечный луч проскользнул в комнату и дотянулся до малышки. Светик ухватилась за него ручкой, поднялась и пошла, держась за светлую струночку, пронзившую воздух комнаты. - Представляешь, она сделала сама целых пять шагов. Ей солнечный луч помог, - с гордостью рассказала мама папе вечером. - Нам же ее солнышко подарило. Каждый ребенок имеет право на счастливую жизнь, и солнышко старается, чтобы жизнь нашей дочки была счастливой, - серьезно заявил папа.


Используемые материалы: Сказки. Сказки Конвенция о правах ребенка. Конституция Р.Ф.

1. Из истории о естественных правах человека

Естественные права человека - вопрос не новый для истории ци­вилизации. Более того, проблема естественных прав (естественное право) возникла задолго до появления государственной организа­ции общества.

И, несомненно, она переживает историю государст­ва. Во всяком случае, историю классовой трактовки государства естественное право пережило.

О естественном праве как совокупности естественных прав че­ловека говорили еще в Древней Элладе. Естественно-правовые взгляды нашли свое развитие в учениях софистов, Сократа, Плато­на, Аристотеля, римских мыслителей и юристов, среди которых вы­делялся Цицерон. Заметим, что уже Цицерон апеллировал к законам природы, ее разуму и справедливости, которая воздает каждому
свое. Критерием справедливости писанных законов он рассматри­вал их соответствие естественному праву.

Учение о естественных правах имеет длительную историю сво­его развития. Она свидетельствует о периодах взлета и падения этой доктрины. Установлена закономерность, которая состоит в том, что интерес к естественным правам человека всегда возникал на пере­ломных этапах развития человеческого общества.

Как закономерный результат возрождения естественно-правовых взглядов в Европе после крушения тоталитарной системы и соот­ветствующего мышления следует рассматривать принятие 10 де­кабря 1948 г. генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей Декларации прав человека. Сюда же следует отнести и Парижскую Хартию для новой Европы от 21 ноября 1990 г. В этих важнейших для человече­ства документах говорится о том, что пренебрежение и презрение к правам человека ведут к варварским актам; естественные права че­ловека и основные свободы с рождения принадлежат всем людям, они неотъемлемы и должны быть гарантированы законом; их со­блюдение и полное осуществление - основа свободы, справедливо­сти и мира.

2, Духовность и естественные права человека

Несмотря на солидный возраст проблемы, она до сих пор остает­ся непознанной. Уровень ее познания зависит от степени подготов­ленности человека к ее восприятию. Как говорится, человек видит вокруг себя прекрасное ровно настолько, насколько он способен к восприятию прекрасного. Нужно определенно сказать, что к пони­манию и осмыслению ряда аспектов этой проблемы сегодня мы не готовы. Среди них вопрос об источниках естественных прав. В на­шей науке этот вопрос вообще не поднимается. В самом деле, кто наделяет человека естественными правами? Можно определенно лишь ответить, что государство ни в коей мере не является творцом этих прав. Было бы великим заблуждением думать иначе.

Длительное время наше правосознание было деформировано, и мы действительно «онаучивали» такие расхожие понятия как «го­сударство», «партия», «родное правительство». Между тем естественные права неотчуждаемы от человека, они его суть. Само слово «человек» гордо не звучит. Это слово приобретает смысл, если его носитель в полной мере осознает и обладает естественными правами.

Говоря об источниках прав человека, русские юристы обраща­лись к Творцу. И этот вопрос более чем серьезный. В основе естест­венных прав лежит нравственность, духовность. При этом духов­ность вовсе не сводится к так называемой «сознательности».

Тота­литарное государство развило патерналистически-инфантильный тип сознания. Вся идеология покоилась всецело на признании при­мата общественных форм, что противоречит естеству человеческого духа.

Кризис политический повлек за собой и кризис духовный (более правильно считать наоборот!). Правовая и общая культура личности сейчас находится в полной запущенности. У нее отсутствуют те аб­солютные нормы и ценности, которые для этой культуры необхо­димы. В сознании многих людей смешались такие понятия, как «добро» и «зло», «правомерность» и «законность», обесценены та­кие понятия, как «милосердие», «благожелательность», «правда», «порядочность» и т. д.

В принципе все подлежит переосмыслению. Возможно, мы явля­емся свидетелями процесса смены мировоззренческой парадигмы, лежащей в основе всей современной культуры и самого образа жиз­ни.

Под духовностью следует понимать не просто нравственное по­ведение человека, но и осознание его принадлежности и причастно­сти ко всему Храму мироздания. Вот почему признание естествен­ных прав человека невозможно без признания его естественных обязанностей. В научной литературе вопрос о естественных обязан­ностях человека, к сожалению, ие привлекает пока необходимого внимания.

5. Право на индивидуальность - основа духовности

Человек познает принадлежащие ему с рождения права и обя­занности. И чем более высока ступень цивилизации, тем глубже и шире познание этих прав и обязанностей. Полнота закрепления ес­тественных прав и обязанностей в законодательстве, Конституции характеризует уровень цивилизованности государства, его правовой характер.

До недавнего времени мы понятия не имели о том, что сущест­вует право на личную жизнь, право на свободу убеждений и их рас­пространение, и при этом считали, что строим «высший историче­ский тип государства». До сих пор у нас не гарантированы до конца такие права, как право на вознаграждение за труд, обеспечивающее
достойное человека существование, право на собственность, право на общественный порядок. Мы до сих пор имеем слабое представ­ление о таких естественных правах человека, как право на частную жизнь, свобода брачного выбора, право на индивидуальность. Эти моменты характеризуют сравнительно низкий уровень правосозна­ния нашего общества.

Между тем одной из предпосылок творческой демократии, по словам известного русского юриста И. А. Ильина, является высокий уровень правосознания.

Его основой является личность с духовным достоинством и пра­вами. Если в народе нет здравого правосознания, то демократиче­ский строй превращается в решето злоупотреблений и преступле­ний. Люди, лишенные духовного достоинства и естественных чело­веческих прав становятся рабами, хотя из истории период рабства давно миновал. Духовное рабство гораздо опаснее. Духовные рабы, по словам Аристотеля, достаточно причастны уму, чтобы понимать чужие мысли, но недостаточно, чтобы иметь свои. В этих условиях очень легко зарождаются новые классы, новые слои, новые нацио­нальности, не имеющие своей истории и культуры, которую они презирают. Новые диктаторы и лица причастные к власти принад­лежат к полу интеллигенции. Они не имеют представления о право­сознании, нравственности, религии. Сложность и утонченность ми­ра неведома им. «Совесть» и «честь» для них понятия относитель­ные. Не удивительно, что в таких условиях формируется и расцве­тает полунаука, перед которой преклоняются с суеверием.

Именно в такой среде созрела «химера всеобщего равенства и предрассудок всеобщей свободы». Идея справедливости была под­менена всеобщим уравнением. Эта мысль задолго до Маркса была высказана Стенькой Разиным: «Чтобы всяк всякому был равен». По словам Ф. Достоевского «рабы должны быть равны... Не надо обра­зования, довольно науки! Жажда образования есть уже жажда ари­стократическая». Свобода от науки, свобода безбожия, свобода от правосознания - вот те постулаты, на которых основывается любой тоталитарный режим.

4. Право на индивидуальность - право на неравенство

Сегодня мы являемся очевидцами крушения старых мифов о че­ловеке и праве. Все более очевидной становится мысль о том, что основные законы социального развития нами не познаны. Человек, утративший чувство реальности, единственно достоверной реально­
стью самоуверенно признал самого себя. В соответствии с этим он пожелал не обрести смысл жизни, а сконструировать его.

Все те закономерности, которые нас окружают и влияют на по­ведение, не связанные с нашим сознанием, отвергались. А те инди­видуальности, которые смели лишь догадываться о существовании этих закономерностей, изгонялись и уничтожались. Само понятие «право на индивидуальность» было под запретом, ибо оно букваль­но означает «право на неравенство».

Как же это увязать с известной преамбулой французской консти­туции 1958 г., в которой провозглашены принципы всеобщей сво­боды, равенства и братства? Обратимся к весьма своеобразному от­вету на этот вопрос известного профессора права Парижского уни­верситета Ф. Люшера, который участвовал в выработке проекта Конституции 1958 г., в течение 9 лет был членом Конституционно­го совета Франции и ректором университета в Сорбонне.

«О, Равенство! - писал он. - Сколько же различий требуется учи­тывать во имя твоего торжества! Действительно, применение прин­ципа равенства ведет лишь к подчеркиванию существования основ­ного права: права на индивидуальность» \\

Таким образом, несмотря на провозглашение в Конституции идей свободы, равенства и братства, право на йндивидуальность рассматривается Ф. Люшером как основное право человека. Само по себе равенство не является естественным. Более того, его_ навя­зывание означало бы объявление войны самой человеческой приро­де и, следовательно, вызов свободам. В этом смысле равенство и свобода несовместимы. Поэтому, как это ни парадоксально, в самой преамбуле французской конституции заложено противоречие. И это, на мой взгляд, не прихоть законодателя, а констатация вечного противоречия между формальным равенством и действительным неравенством. Строгое соблюдение формального равенства может привести к усугублению действительного неравенства, полное же искоренение неравенства означает, по словам Люшера, восстание против человеческой природы.

5. Индивидуальность как антипод одинаковости

В этом смысле каждый человек индивидуален: со своими, при­сущими только ему интересами, потребностями, желаниями. Ут­верждение о том, что «незаменимых людей нет» могло появиться

Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993. С. 229.

лишь в условиях всеобщей идиотизации общества. Именно к такому состоянию общества приводит идея всеобщей уравнительности (этому состоянию созвучен проект Козьмы Пруткова «О введении единомыслия в России»).

Всеобщая уравнительность опасна своим конформизмом. Девиз «все как у людей» становится путеводной звездой социальной оди­наковости, стимулом жизни обывателей. Эта одинаковость стано­вится не только образом мышления, но и моды, увлечений, стилем всей жизни.

Такое общество отталкивает умных людей своим принципом равноправия, т. е. равенством притязаний при неравенстве способ­ностей, а следовательно, и заслуг. Это общество готово принять любые достоинства, кроме умственных; эти последние - контра­банда, или как выражались наши недавние «кумиры» - «идеи, кото­рые нам постоянно подкидывают со стороны».

Известный немецкий философ Артур Шопенгауэр писал, что «общество возлагает на нас обязанность бесконечного терпения к глупости, извращенности и безумию; напротив, личные достоинст­ва должны вымаливать себе пощаду или же прятаться, ибо умст­венное превосходство оскорбительно уже в силу своего существо­вания... Поэтому умные речи и замечания имеют смысл лишь в ум­ном обществе; в обычном же их прямо-таки ненавидят: чтобы по­нравиться в таком обществе, надо быть пошлым и ограниченным нужно сравняться с другими» .

Внутренняя пустота и отвращение к самим себе гонят нас в такое общество. Беспросветное однообразие собственной личности невы­носимо.

Известно, что несчастья легче переносятся сообща; к несчастьям же люди причисляют и скуку, а потому они и сходятся, чтобы ску­чать вместе. В определенной мере Шопенгауэр был прав, когда го­ворил, что общительность людей не есть прирожденный инстинкт, она покоится не на любви к обществу, а на страхе перед одиночест­вом. Одиночество, утверждал он, удел всех выдающихся умов.

Живя же в обществе, не следует отворачиваться от той или иной индивидуальности, раз она определена и дана природой, какой бы великой, дурной или смешной она ни была. Никто не может изме­нить своей индивидуальности - своего характера, ума, темперамен­
та, внешнего облика. Живя с людьми, необходимо признавать каж­дого, считаться с его индивидуальностью, какова бы она ни была.

Таким образом, индивидуальность - это антипод одинаковости, которая неестественна для всего живого и тем более для человека. В условиях одинаковости может быть воспитан лишь духовный раб. Естественным правом человека является его право на индивидуаль­ность,

Еще по теме Право на индивидуальность:

  1. Проверка правоспособности индивидуального предпринимателя и дееспособности физического лица
  2. §1 Понятие и основные виды правоприменительной техники
  3. § 1. Осуществление интеллектуальных прав на производные объекты
  4. § 1. Юридическая техника правотворчества: определение институционально-правового статуса и элементный состав
  5. § 1. Общая характеристика механизма правового регулирования общественных отношений
  6. § 2.3. Основные формы деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина
  7. Внутрисистемные и межсистемные связи российского уголовного права: понятие, виды, интегративные свойства
  8. Функции системосохраняющего механизма в российском уголовном праве
  9. §1. Основания внедрения антимонопольного регулирования в частноправовую сферу хозяйствующих субъектов.
  10. § 3. Структура теоретической модели взаимосвязи нормы права, правоотношения и юридического факта
  11. § 2. Эволюция содержания теоретической модели взаимосвязи нормы права, правоотношения и юридического факта

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право -