Европейский суд правам человека где. Страсбургский суд – международный суд по правам человека


"Подавляющая часть решений, которые выносит ЕСПЧ, объективно констатирует проблемы законодательства и правоприменения. Это серьезные вещи, носящий затяжной характер", - заявил министр юстиции РФ Александр Коновалов в ходе научно-практической конференции по мониторингу законодательства и правоприменения.

3 сентября 1953 года вступила в силу Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты. Европейский суд, начавший свою деятельность в 1959 году, призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции ее государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение конвенции государством - членом совета Европы со стороны другого государства-члена.

Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами - участниками конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в суд, оно решалось комитетом министров.

С 1 октября 1994 года заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в суд по жалобам, признанным комиссией приемлемыми.

С 1 ноября 1998 года Суд начал действовать в новой организационной форме как постоянно действующий судебный орган. В этот же день вступила в силу обновленная редакция Европейской конвенции.

Европейский суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции.

Компетенция ЕСПЧ распространяется на дела, а) касающиеся толкования и применения Конвенции, и б) переданные на его рассмотрение государствами-участниками Конвенции или Европейской комиссией по правам человека.

К производству принимаются

Индивидуальные жалобы, поданные физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией,

Жалобы на нарушение Конвенции государством-членом Совета Европы (СЕ) со стороны другого государства-члена.

Прежде чем жалоба будет подана в суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий. Предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые конвенцией. Жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. Жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации конвенции. Для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и, прежде всего, судебные средства такой защиты.

ЕСПЧ не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника Конвенции, поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не дает указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Однако ЕСПЧ вправе присудить "справедливое удовлетворение претензии" в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

Контроль за исполнением решений ЕСПЧ осуществляет Комитет министров СЕ.

Состав ЕСПЧ:

Председатель - Люциус Вильдхабер /Luzius Wildhaber, Швейцария/.

Число судей соответствует числу государств, подписавших Конвенцию. Судьи от каждого из государств-участников избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы /ПАСЕ/ большинством поданных за них голосов из списка, включающего трех кандидатов, представляемых данным государством. Судьи избираются сроком на шесть лет /с возможностью переизбрания/, срок их полномочий истекает по достижении ими 70-летнего возраста. Судьи пользуются полной независимостью при исполнении своих обязанностей и не представляют интересы государства, его выдвинувшего.

Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) был создан в целях обеспечения соблюдения обязательств, вытекающих из Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

4 февраля 2010 г. Россия ратифицировала 14-й Протокол 2004 г. к Конвенции, который реформирует механизм ЕСПЧ и вступил в силу 1 июня 2010 г. 27 мая 2009 г. был принят Протокол № 14-Ыз к Конвенции, который дополняет положения 14-го Протокола.

Структура Суда. По Конвенции число судей ЕСПЧ равно числу участников Конвенции. В соответствии с Протоколом № 14 судьи избираются па девять лет ПАСЕ большинством поданных за него голосов из списка, включающего трех кандидатов, представляемых каждым государством. Судьи должны обладать самыми высокими моральными качествами и удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, или быть правоведами с общепризнанным авторитетом. Судьи участвуют в работе Суда в личном качестве.

Судьи не могут быть переизбраны на новый срок.

Для рассмотрения дел Суд образует Комитеты в составе трех судей, Палаты в составе семи судей и Большую палату в составе 17 судей. Палаты Суда на определенный срок образуют комитеты. В состав Большой палаты входят также председатель Суда, заместители председателя Суда, председатели Палат и другие члены Суда, назначенные в соответствии с Правилами Суда.

Пленарное заседание Суда состоит из судей Суда. В его компетенцию входят: выборы Председателя Суда, его заместителей, а также Председателей палат; образование палат и утверждение их состава; выборы Грефье и его заместителей и др.

В Суде есть четыре Секции, которые образуются на Пленарном заседании Суда по предложению Председателя.

Непосредственно рассматривают дела и выносят решение по существу Палаты Суда и Большая Палата Суда.

По каждому делу, которое по распределению передано в одну из Секций, она образует для его рассмотрения Палату. В состав палаты включаются: Председатель Секции, судья от государства - стороны по делу, и пять членов Секции, которых назначает ее председатель в порядке очередности.

Большая Палата состоит из 17 судей. Председательствует на ее заседаниях Председатель Суда или один из его заместителей. Для рассмотрения дела в Большую Палату в порядке очередности включают необходимое число судей, но обязательно участвует судья от государства - стороны по делу. Таким образом, в каждом случае у Большой Палаты свой состав. Большая Палата рассматривает самые сложные дела.

Комитеты образуются на годичный срок. Комитет решает вопрос о том, является ли жалоба, переданная в Секцию, при которой он создан, "приемлемой" по требованиям Конвенции. При этом комитет не рассматривает жалобу по существу; он проверяет, соответствует ли она критериям приемлемости. Комитеты из трех судей могут принимать решения по типичным делам, где практика Суда очевидна. На основании 14-го Протокола но просьбе Суда Комитет министров сможет уменьшать количество судей в палате, т.е. Суд, например, сможет попросить, чтобы Палата состояла не из семи судей, а из пяти, с тем чтобы быстрее и производительно рассматривать дела.

Грефье руководит Секретариатом ЕСПЧ. Секретариат состоит из юристов государств - участников Конвенции. Секретариат ведет переписку с заявителями, помогает судье-докладчику по делу.

Согласно Федеральному закону от 04.02.2010 № 5-ФЗ "О ратификации Протокола № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящего изменения в контрольный механизм Конвенции, от 13 мая 2004 года" применение Протокола должно осуществляться без ущерба для процесса совершенствования процедур функционирования ЕСПЧ, прежде всего для укрепления стабильности его Регламента. Это не исключает принятия Комитетом министров Совета Европы дополнительных мер, направленных на усиление контроля за использованием выделяемых Суду финансовых средств и обеспечением качественного кадрового состава Секретариата Суда, при том понимании, что процессуальные нормы, касающиеся процедур рассмотрения ЕСПЧ жалоб, должны приниматься в форме международного договора, подлежащего ратификации, или посредством выражения государством своего согласия на его обязательность иным способом.

В случае, если одной из сторон в споре является Российская Федерация, и избранный от нее судья не является членом комитета, Россия вправе требовать предоставления указанному судье возможности заместить одного из членов комитета.

Компетенция Суда. Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из стран - участниц Конвенции, их прав, указанных в Конвенции или в Протоколах к ней. Таким образом, жалобу может подать как индивид, так и организация.

Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты. Данный аспект очень важен, поскольку критерий "исчерпанности" лишает возможности рассмотрения дела в ЕСПЧ.

Применительно к России ЕСПЧ высказал свою позицию относительно исчерпания внутренних средств правовой защиты, признавая эффективным и достаточным для подачи жалобы в суд рассмотрение дела судом первой и кассационной инстанций. Надзорная инстанция не признавалась эффективной, поскольку возбуждение надзорного производства зависело от дискреционных полномочий должностных лиц. Реформирование надзорного производства в России (согласно законодательству заинтересованные субъекты вправе непосредственно обжаловать вступившие в законную силу судебные постановления в три надзорные инстанции) может сказаться и на отношении ЕСПЧ и, возможно, пересмотре позиции в отношении эффективности и достаточности лишь двух инстанций.

В соответствии со ст. 35 Конвенции "суд может принимать дело к рассмотрению в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу". Данный срок является пресекательным и лишает возможности рассчитывать на объявление жалобы приемлемой. В исключительных случаях Суд может принять жалобу к рассмотрению и вынести решение даже при отсутствии вступившего в силу решения, если национальное судопроизводство неоправданно затягивается.

Суд не принимает к рассмотрению жалобу, если она: является анонимной или является по существу аналогичной той, которая уже была рассмотрена Судом, или уже является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и если она не содержит новых относящихся к делу фактов. Суд объявляет неприемлемой любую индивидуальную жалобу, если сочтет ее несовместимой с положениями Конвенции или Протоколов к ней, явно необоснованной или злоупотреблением правом подачи жалобы.

Если Суд объявляет жалобу приемлемой, он: а) продолжает рассмотрение дела с участием представителей заинтересованных сторон и, если это необходимо, осуществляет расследование, для эффективного проведения которого заинтересованные государства создают все необходимые условия; б) предоставляет себя в распоряжение заинтересованных сторон с целью обеспечения дружественного урегулирования дела на основе соблюдения прав человека, признанных в Конвенции и Протоколах к ней.

Заседания Суда являются открытыми. При рассмотрении дела против государства должен участвовать судья, избранный от этого государства (ст. 38 Конвенции).

Лица, принимающие участие в процедурах, начатых в Суде, в качестве сторон, представителей или советников, а также свидетели и эксперты, вызванные Судом, и другие лица, приглашенные председателем Суда принять участие в процессе, имеют иммунитеты от судебного разбирательства в отношении сделанных устных или письменных заявлений либо документов или других доказательств, представленных ими в Суд.

Государства уважают право указанных лиц свободно вести переписку с Судом. Что касается заключенных под стражу, то: а) их корреспонденция отправляется и доставляется без незаконной задержки и без изменения; б) они не подвергаются дисциплинарным мерам в связи с любыми сообщениями, отправленными через надлежащие каналы в Суд; в) они имеют право переписываться и консультироваться с адвокатом, квалифицированным предстать перед судами страны, где они задержаны, в отношении заявления Суду или любых процедур, вытекающих из них.

Государства обязуются не препятствовать свободному передвижению и поездкам лиц в целях присутствия на суде и возврата после дачи показаний.

В соответствии со ст. 41 Конвенции "если Суд объявляет, что имело место нарушение Конвенции или Протоколов к ней, а внутреннее право Высокой Договаривающейся Стороны допускает возможность лишь частичного устранения последствий этого нарушения, Суд, в случае необходимости, присуждает справедливую компенсацию потерпевшей стороне".

Суд может по просьбе Комитета министров Совета Европы выносить консультативные заключения по юридическим вопросам, касающимся толкования положений Конвенции и Протоколов к ней.

Решение суда окончательно и не может быть обжаловано.

Если признанное Судом нарушение продолжает иметь негативные последствия для заявителя, возникает необходимость принятия индивидуальных мер во внутреннем праве. Для того чтобы устранить нарушения, касающиеся индивидуального положения заявителя, государство-ответчик может возместить жертве все расходы, вернуть в прежнее состояние, не исполнять решение национального органа, либо возобновить разбирательство по делу на внутригосударственном уровне. Подчеркивая важность возобновления разбирательства, Комитет Министров Совета Европы принял Рекомендацию № 14 (2000) 2 "По пересмотру дел и возобновлению производства по делу на внутригосударственном уровне в связи с решениями Европейского суда по правам человека".

12 мая 2004 г. Комитет министров Совета Европы принял Декларацию "Обеспечить эффективность исполнения Европейской конвенции по правам человека на национальном и европейском уровнях". Согласно ст. 46 Конвенции решение Суда направляется Комитету министров Совета

Европы, который наблюдает за его исполнением. Если Комитет министров посчитает, что исполнение решения ЕСПЧ требует толкования Судом, он может обратиться за этим в Суд.

Государства обязаны добровольно исполнять решения ЕСПЧ. Все меры, которые должны приниматься государством - участником Конвенции во исполнение решений ЕСПЧ, можно разделить на две категории: индивидуальные меры и меры общего характера. Если Комитет министров считает, что государство отказывается исполнять решение Суда, он может констатировать невыполнение обязательств.

Говоря о мерах общего характера, необходимо заметить, что они подчас сложны в определении и осуществлении. Чтобы эффективно исполнить решение ЕСПЧ и принять меры общего характера, необходимо провести аналитическую работу и выявить причины, которые привели к нарушениям. Ими могут быть как противоречие между законодательством и Конвенцией (коллизия), так и отсутствием специального законодательства (правовой вакуум). Нельзя обойти вниманием и субъектный фактор (восприятие судьями положений как внутреннего законодательства, так и норм Конвенции). Вот почему публикация решений ЕСПЧ и изучение их судейским сообществом играет важную роль в их имплементации.

Правовая природа постановлений Суда. Важной является природа постановлений ЕСПЧ. Мнения но этой проблематике высказываются диаметрально противоположные. Одни ученые признают прецедентный характер постановлений, выносимых Судом, другие предлагают рассматривать постановления в качестве идеологического компонента, содержащего рекомендации национальным органам, которые желательно закрепить в законодательстве.

Постановления ЕСПЧ не являются прецедентами (в смысле источников права). Как известно, прецедент - это решение суда или административного органа по конкретному делу, создающее новую норму права и обязательное при рассмотрении аналогичных ситуаций. Индивидуальность, нормативная новизна, обязательность - необходимые признаки, которые в совокупности образуют понятие прецедента как источника права.

В соответствии с п. 6 ст. 1 Федерального закона от 30.03.1998 № 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней" "Российская Федерация в соответствии со статьей 46 Конвенции признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации".

В силу ст. 46 Конвенции высокие договаривающиеся стороны обязуются исполнять окончательные постановления Суда по делам, в которых они являются сторонами. Таким образом, ЕСПЧ не создает новых норм МП. Суд проверяет, соблюдена ли государством-участником Конвенция или нет. В постановлении 1978 г. по делу "Ирландия против Соединенного Королевства" Суд подчеркнул, что его акты "служат не только решением конкретных споров, но и, в более широком смысле, разъяснением, защитой и развитием норм Конвенции". Суд также содействуют соблюдению государствами - участниками Конвенции взятых на себя обязательств.

Таким образом, акты ЕСПЧ не являются источниками МП.

Когда надежды на справедливое решение проблемы в России не остается, на помощь может прийти Европейский суд по правам человека. В каких случаях можно туда обращаться и как правильно составить обращение, читайте далее.

Европейский суд по правам человека рассматривает жалобы между государствами или же между гражданином и государством, ратифицировавшим Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Россия эту конвенцию ратифицировала, поэтому суд принимает жалобы от россиян. Следует помнить, что вы можете направить жалобу на нарушение ваших прав, которое произошло после 5 мая 1998 года - дата, когда в Российской Федерации вступила в силу эта конвенция. За всю многолетнюю практику Европейского суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения решений Суда государствами-членами Совета Европы (в том числе и Россией), поэтому если Суд выносит решение по вашей жалобе, то оно будет исполнено.

На кого жаловаться

Так же, следует помнить, что Европейский суд по правам человека не принимает жалобы на частных лиц и негосударственные организации. Поэтому вам откажут в жалобе, например, на соседа, не вернувшего вам долг, или же в иске к магазину, отказавшему в возврате некачественного товара. А вот жалобу на Российскую Федерацию у вас примут. Но для этого необходимо сначала пройти все инстанции в России, т.е. доказать, что государство не смогло защитить ваши права. И только после этого подавать жалобу в Страсбургский суд на государство.

На что жаловаться

Обратится в Европейский суд по правам человека может любое лицо или группа лиц, или неправительственная организация - если они являются жертвой нарушения прав, закрепленных в Конвенции:
- право на жизнь (ст. 2 Конвенции),
- право не подвергаться пыткам, унижающему и бесчеловечному обращению (ст. 3 Конвенции);
- запрет рабства и принудительного труда (ст. 4 Конвенции);
- право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 5 Конвенции);
- право на справедливое судебное разбирательство (ст. 6 Конвенции);
- право на уважение частной и семейной жизни, неприкосновенности жилища и тайны корреспонденции (ст. 8 Конвенции);
- свободу мысли, совести и религии (ст. 9 Конвенции);
- свободу выражения мнения (ст. 10 Конвенции), свободу собраний и объединений (ст. 11 Конвенции);
- право на эффективные средства правовой защиты (ст. 13 Конвенции);
- право не подвергаться дискриминации при пользовании правами и свободами, закрепленными в Конвенции (ст. 14 Конвенции);
- право на беспрепятственное пользование своей собственностью (ст.1 Протокола 1);
- право на образование (ст. 2 Протокола 1);
- право на свободные выборы (ст. 3 Протокола 1);
- право не подвергаться лишению свободы за долги (ст. 1 Протокола 4);
- право на свободу передвижения (ст. 2 Протокола 4);
- право не подвергаться высылке с территории государства, гражданином которого лицо является (ст. 3 Протокола 4);
- право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции (ст. 2 Протокола 7);
- право на компенсацию в случае судебной ошибки (ст. 3 Протокола 7);
- право не быть судимым и наказанным дважды за одно и то же преступление (ст. 4 Протокола 7);
- равноправие супругов (ст. 5 Протокола 7).

Когда жаловаться

Если одно из этих ваших прав нарушено, вы можете обратиться в Европейский суд. Но, повторю еще раз, до этого вы должны исчерпать все средства защиты внутри страны : для начала вы должны подать иск в суд первой инстанции. Если вам откажут в удовлетворении ваших требований, то необходимо подать кассационную жалобу. Если и это не поможет - тогда считается, что все средства внутренней защиты исчерпаны и вы можете подать жалобу в Страсбург.

Следует отметить, что надзорная инстанция не признается Европейским судом эффективным средством правовой защиты, так как заявитель не обладает правом самостоятельно инициировать процедуру судебного разбирательства по своему делу, а может только просить уполномоченное лицо об этом. Поэтому для обращения в Европейский суд по правам человека достаточен только отказ в суде первой и кассационной инстанций .

Одно из главных заблуждений граждан - необходимо подать жалобу в Верховный суд. И только если откажут там, писать в Страсбург. Но это не совсем верно. Прохождение Верховного Суда обязательно только тогда, когда Верховный суд является первой или кассационной инстанцией для рассматриваемого дела. Перечень этих дел закреплен гражданским процессуальным законодательством, и перечень этот исчерпывающий. Для остальных дел, не отнесенных к подсудности Верховного Суда, он остается надзорной инстанцией, обращение в которую не является обязательным для исчерпания средств внутренней правовой защиты. Отсюда следует, что обращаться в Верховный суд для подачи жалобы в суд Европейский для большинства дел необязательно.

В течение какого времени жаловаться

Право обращаться в Страсбургский суд у вас появляется, когда по вашему делу выносится окончательное решение в России. Между вынесением окончательного решения и датой подачи жалобы в Европейский суд должно пройти не более 6 месяцев . Т.е. не следует затягивать подачу жалобы - как только вам отказали, сразу пишите. Если же 6 месяцев уже прошло - вам, скорее всего, откажут в приеме жалобы.

Что требовать

Итак, вы получили везде отказ, и намерены подать жалобу в Европейский суд по правам человека. Возникает вопрос - что требовать в жалобе? Можно потребовать от государства прекратить нарушение ваших прав, изменить общую практику государства, приводящую к нарушению прав, изменить законодательство, в результате применения которого нарушаются ваши права. Как говорится, выберите нужное. Так же вы можете потребовать справедливую компенсацию, в которую входят все судебные издержки, другой материальный ущерб, понесенный вами в результате нарушения ваших прав, и конечно моральный ущерб. Не забывайте об этом.

Как жаловаться

Есть несколько способов инициирования процесса в Европейском суде по правам человека - вы можете сразу подать жалобу на официальном формуляре (бланке), а можете для начала начать переписку с судом, в которой уточнить возможность рассмотрения вашей жалобы.

Официальными языками Европейского суда являются французский и английский, но вы можете направить ваше обращение на русском языке - оно так же будет рассмотрено.

В любом случае у вас на руках должны быть все документы, подтверждающие отказ в первой и кассационной инстанциях.

Рассмотрим оба способа подачи жалобы:

1. Предварительная переписка.

Вам необходимо составить первоначальное обращение (можно на русском), в котором обязательно указать:

Краткое изложение вашей жалобы;
. права, гарантированные Конвенцией, которые вы считаете нарушенными;
. средства внутренней защиты, которые вы использовали;
. список решений, вынесенных по вашему делу судами первой и кассационной инстанций, с указанием точной даты каждого решения, краткого содержания.
. ваши требования
. ваши данные (ФИО, обратный адрес)

К обращению обязательно приложить копии этих решений. Не оригиналы, а копии!!

В обращении напишите просьбу ознакомиться с данной жалобой и если она верная и может быть принята к рассмотрению Судом, то выслать вам формуляр жалобы.

Не скрепляйте письма и документы, которые направляете в Суд, степлером, клеем или иным способом. Все страницы должны быть пронумерованы по порядку.

Всё это необходимо отправить письмом на адрес:

The Registrar
European Court of Human Rights
Council of Europe
67075 Strasbourg-Cedex
France - Франция

После получения вашего обращения, Секретариат суда присвоит временный номер вашему обращению и оповестит вас о получении вашего письма. Если у Секретариата возникнут какие-то вопросы по вашему обращению, или же потребуются дополнительные сведения или документы - он оповестит вас об этом. Обязательно прислушивайтесь к мнению Секретариата - это поможет вам правильно подготовить жалобу.

Если в результате вашей переписки с Секретариатом суда станет понятно, что ваша жалоба законна и может быть принята к рассмотрению, он (секретариат) направит вам официальный формуляр и инструкцию по его заполнению. Заполните и отправьте этот формуляр вместе со всеми требуемыми документами. Вашу жалобу зарегистрируют и примут к рассмотрению.

Перед отправкой первоначального сообщения, обязательно прочитайте пояснительную записку к жалобе (ее вы найдете в конце данной статьи) - из нее многое станет вам понятно.

2. Отправка жалобы, минуя предварительную переписку

Если вы уверены в своих силах и считаете, что вы заполните формуляр жалобы сразу и без ошибок, или же у вас уже есть опыт обращения в Европейский суд по правам человека, то вы можете сразу заполнить формуляр жалобы (так же на русском) и отправить его в суд. Адрес тот же (см. выше). Скачать формуляр (бланк) жалобы в Европейски суд по правам человека вы можете в конце данной статьи. К формуляру необходимо так же приложить копии всех документов, относящихся к жалобе. Инструкцию по заполнению формуляра и пояснительную записку к нему вы можете так же найти в конце данной статьи.

Важно помнить, что ваша жалоба принимается к рассмотрению только если она представлена в суд на официальном формуляре. Вся предварительная переписка не является поводом для начала рассмотрения жалобы по делу, а нужна только для уточнения правильности и законности жалобы.

Отсюда возникает вопрос - что лучше, сразу отправить жалобу или начать все же с предварительной переписки?

Все зависит от ситуации. Если у вас достаточно времени для подготовки жалобы, вы можете обосновать и четко аргументировать все нарушения и требования, если у вас есть опыт обращения в Страсбургский суд, и вы не боитесь пропустить шестимесячный срок - тогда вы можете сразу отправлять жалобу на формуляре. Следует помнить, если вы отправили жалобу, то потом изменить или дополнить уже ничего не удастся . 90% всех жалоб отклоняются из-за неправильности их заполнения или недостаточной обоснованности или аргументации. А когда вашу жалобу отклонят - вы не сможете подать повторную, т.к. 6-ти месячный срок уже пройдет.

Что же касается предварительной переписки, то она необходима, когда вы не уверены, что ваша жалоба полная, в ней содержатся все сведения. Секретариат суда укажет вам на недостающие для начала рассмотрения данные и вы сможете добавить их при заполнении формуляра. Следует отметить, что при предварительной переписке течение 6-ти месячного срока приостанавливается . Т.е. если результатом вашей переписки станет поданный вами формуляр жалобы, то датой представления этой жалобы будет считаться дата вашего первоначального обращения при предварительной переписке.

После того, как ваша жалоба будет принята Судом, ей присвоят номер и оповестят вас об этом. С этого момента ваша жалоба, что называется, «в работе». Подача и рассмотрение жалобы не облагается никакими пошлинами и полностью бесплатны - вы потратитесь только на почтовые расходы по отправке писем во Францию. На начальном этапе личного присутствия в Страсбурге не потребуется - рассмотрение жалобы происходит без вашего участия.

А теперь о грустном. Рассмотрение жалобы может длится несколько лет. Возможно 2 года, а возможно и 5 лет. Это связано с несколькими причинами - слишком много жалоб (за 2009 год от России было подано 33 550 жалоб , это 28,1% от общего количества жалоб за 2009 год) и с тем, что рассмотрение жалоб происходит в письменно виде - Суд переписывается с ответчиком и на основании этого принимает решение.

В отличие от большинства международных конвенций, носящихся зачастую только декларативный характер, вступившая в силу 3 сентября 1953 года, не только провозгласила фундаментальные права и свободы, но и создала специальный юридический механизм их защиты. Первоначально он был представлен тремя институтами: Еврокомиссией по правам человека, Европейским судом и Комитетом министров Совета Европы. Сегодня все судебные полномочия сосредоточены в одной инстанции – Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ).

Основная информация о Европейском суде:

  1. Европейский суд по правам человека находится в г. Страсбурге, Франция, Дворец прав человека. Здесь же расположен и Совет Европы.
  2. Суд основан в 1959 году. На первоначальном этапе проверка жалоб на приемлемость относилась к компетенции Европейской комиссии по правам человека, рассмотрение жалоб – к компетенции ЕСПЧ. С 1 ноября 1998 года действует только Европейский суд.
  3. Число судей Европейского суда по правам человека – 47, что равно количеству государств, входящих в Совет Европы. Состав ЕСПЧ формируется ПАСЕ: одно государство – один судья, который избирается из 3-х предложенных государством кандидатур.
  4. Срок полномочий судьи Европейского суда по правам человека – 9 лет, без права переизбрания, или меньший срок при условии достижения судьей 70-летнего возраста.
  5. Официальные языки Европейского суда по правам человека – английский и французский (для делопроизводства).
  6. Финансирование деятельности – бюджет Совета Европы, который формируется за счет вносов государств-участников.
  7. Официальный сайт — echr.coe.int .

Организация (структура) Европейского суда по правам человека:

  1. Пять секций – основные административные единицы, формируемые на 3-летний срок. В составе каждой секции – президент, вице-президент, судьи.
  2. Комитеты – формируются в каждой секции на срок 12 месяцев, состоят из 3 судей. Основная компетенция – оценка приемлемости жалобы, отбор дел для рассмотрения палатой, принятие решения по существу дела при условии, что это позволяет сделать устойчиво сложившаяся судебная практика.
  3. Палаты Европейского суда – ключевые юридические подразделения, формируются для непосредственного рассмотрения дел, состоят из 7 судей: президент секции, в ведение которой передано дело, судья от государства, против которого подана жалоба, и пять судей, назначаемых в порядке очередности.
  4. Большая палата – юридическое подразделение, формируется на 3 года, рассматривает наиболее сложные и особые дела, состоит из 17 судей: Президент ЕСПЧ, вице-президенты ЕСПЧ, президенты секций, судья от государства, в отношении которого подана жалоба, и судьи, выбранные согласно жребию. Большая палата также является инстанцией для обжалования решений ЕСПЧ.
  5. Секретариат Европейского суда по правам человека – вспомогательное административно-юридическое подразделение ЕСПЧ, состоящее из юристов, технического персонала, переводчиков и других сотрудников.
  6. Судья ad hoc – назначается страной, против которой подана жалоба, участвует в заседаниях по рассмотрению дела, когда национальный судья этого сделать не может, освобожден от участия или отказывается участвовать.

Юрисдикция ЕСПЧ и процедуры рассмотрения жалоб:

  1. Юрисдикция Европейского суда по правам человека – все страны Совета Европы (на сегодняшний день – 47 государств).
  2. Основание обращения в Европейски суд по правам человека – допущенные государством-ответчиком нарушения Конвенции и Протоколов. ЕСПЧ не является наднациональной судебной инстанцией для обжалования решений национальных судов и не занимается их пересмотром.
  3. Европейский суд по правам человека рассматривает жалобы частных лиц, коллективные жалобы частных лиц, жалобы юридических лиц, являющихся неправительственными организациями, а также жалобы государств к государствам.
  4. Предмет жалобы – нарушения Конвенции и (или) Протоколов к ней. Обязательное условие допуска жалобы к рассмотрению Судом – соответствие требованиям приемлемости.
  5. Срок подачи жалобы в Европейский суд – 6 месяцев со дня вынесения окончательного решения по делу на национальном уровне.
  6. Судебное разбирательство – это два последовательных этапа: оценка приемлемости жалобы и рассмотрение по существу. Полная процедура рассмотрения жалобы включает: судья ЕСПЧ единолично – комитет секции – палата секции – Большая палата. Судья вправе единолично принять решение о неприемлемости жалобы, если неприемлемость очевидна. На уровне комитета принимаются решения о приемлемости/неприемлемости жалобы и рассмотрении дела по существу, если решение очевидно исходя из прецедентного права ЕСПЧ. Палата – основной орган, занимающийся разрешением жалоб. Часто палаты одновременно рассматривают вопрос о приемлемости жалобы и ее рассмотрении по существу. Большая палата вправе рассматривать жалобы по существу, а также пересматривать решения палат ЕСПЧ.
  7. Основная форма судебного разбирательства – изучение, правовой анализ и оценка представленных сторонами материалов. Однако, сочтя это необходимым, Суд может назначить открытые (как правило) или закрытые слушания по делу. В открытые заседания приглашаются участники спора, допускаются СМИ и публика, а слушание записывается и транслируется на сайте ЕСПЧ.
  8. Стороны вправе представлять свои интересы в Суде лично и (или) с помощью адвоката.
  9. Полномочия Европейского суда по правам человека не ограничиваются только «бумажной» работой. ЕСПЧ вправе организовывать и проводить полноценные расследования, в том числе выездного характера – по месту указанных в жалобах нарушений. Кроме того, Суд вправе привлекать к разбирательствам экспертов и поручать им работу с заявителями и доказательствами на месте.
  10. Компетенция Европейского суда по правам человека позволяет принимать предварительные решения обеспечительного характера. Зачастую такие решения призывают государство-ответчика не совершать определенные действия, в связи с которыми подана жалоба, до завершения разбирательства.
  11. Совещания суда, где принимаются решения, носят закрытый характер.
  12. До принятия решения по существу стороны вправе заключить мировое соглашение, что влечет прекращение разбирательства, но только после изучения Судом условий достигнутых договоренностей и признания их приемлемыми для завершения судебного процесса.
  13. Сроки рассмотрения дел в ЕСПЧ – не установлены, различаются по каждому делу.
  14. «Пилотные дела» – практика ЕСПЧ последних лет, связанная с огромным наплывом одинаковых жалоб. Такая процедура предусматривает выборку однотипных жалоб в отношении одного и того же государства, рассмотрение из выборки одной или нескольких жалоб по существу и последующую разработку мер рекомендательного характера по совершенствованию законодательства в стране-ответчике. По всем другим жалобам выносятся решения аналогичные «пилотному делу».
  15. Содержание решения (постановления) ЕСПЧ – наличие/отсутствие заявленных нарушений Конвенции, и в случае удовлетворения жалобы – присуждение денежной компенсации.
  16. Решения ЕСПЧ обязательны для сторон дела. Контрольные функции возложены на Комитет Министров Совета Европы.

Конвенция по правам человека и деятельность Европейского суда не являются чем-то неизменным. Последние тенденции в развитии правовой системы Конвенции говорят обратное. В соответствии с Протоколом 15 к Конвенции (ратифицирован Россией и частично другими государствами Совета Европы, но в силу пока не вступил), срок подачи обращения в ЕСПЧ будет сокращен до 4 месяцев, а среди требований к жалобам появится новый критерий приемлемости. Кроме того, изменения затронут компетенцию Большой палаты. И, наконец, серьезный аспект – пересмотр роли ЕСПЧ по отношению к национальным правовым системам на вспомогательную (субсидиарную) и наделение государств-участников большей свободой в применении Конвенции на национальном уровне.

ECHR — Фильм о Европейском суде по правам человека

Европейский суд (Международный Суд по Правам Человека) , действующий в Страсбурге, представляет собой эффективную международную организацию, в юрисдикцию которой входит рассмотрение жалоб, поступивших от лиц, группы лиц, или неправительственных организаций, заявивших, что права человека, прописанные в Конвенции, были нарушены.

В каких случаях жалобы принимаются Судом по Правам Человека

Конвенция представлена международным договором, подтверждающим принятые обязательства государств-участников, а также их неукоснительное исполнение. К правам человека, утвержденным в Конвенции, которые защищаются Судом, причисляются:
- право на судебное рассмотрение по уголовным и гражданским делам;
- право на выдвижение собственной кандидатуры в выборах и право участия в них;
- право на свободу вероисповедания, мысли и совести;
- право на свободу мнения;
- право на жизнь и неприкосновенность личности;
- право на свободу распоряжаться собственностью и право на имущество;
- право на свободу объединений и других организаций.

Права, охраняемые Конвенцией, изложены в некоторых Протоколах, а также в самой Конвенции.

Какие дела рассматриваются Судом Страсбурга?

Европейский суд может правомочно приступить к разбирательству дела только после подачи жалобы. Страсбургский суд может рассматривать два вида жалоб: индивидуальную жалобу (физического лица по отношению к государству-участнику Конвенции) и межгосударственную жалобу (одной страны против другой).

Суд рассматривает лишь жалобы, которые относятся непосредственно к нарушениям прав, обозначенных в Конвенции и Протоколах. Суд не является апелляционной, либо кассационной инстанцией в отношении национального суда и не уполномочен изменять, либо отменять принятые государственными инстанциями решения. Кроме того, эта организация не правомочна осуществлять прямое вмешательство в работу органа власти, на работу которого поступила жалоба.

Суд рассматривает только соответственно оформленные жалобы, направленные против государств-участников, ратифицировавших Конвенцию либо Протоколы. При этом Суд не имеет права принимать к рассмотрению те жалобы, которые имеют какое-либо отношение к событиям, произошедшим до ратификации.

Перед подачей жалобы в Европейский Суд по Правам Человека необходимо убедиться, что за события, которые стали причиной нарушения прав человека несет ответственность публичная организация (органы судебной, исполнительной, законодательной власти и др.) определенного государства.

В соответствие со ст.35 п.1 действующей ныне Конвенции, жалоба может быть принята Судом к разбирательству только после применения всех имеющихся средств внутренней правовой защиты. При этом документ может быть подан в Суд не позднее шести месяцев, начиная с момента принятия окончательного решения. Жалобы, не соответствующие установленным требованиям приемлемости, не подлежат рассмотрению.

К примеру, прежде чем отправить жалобу в Европейский Суд по Правам Человека, необходимо прежде обратиться в высшую судебную инстанцию, юрисдикция которого позволяет рассмотреть ваше дело. Но, в случае, если данный документ подается на судебное решение (например, на обвинительный приговор), а также, если дело находится в стадии обжалования, необходимости в дополнительном обращении в соответствующие инстанции нет.

При этом первое письменное обращение в Европейский Суд по Правам Человека (даже в короткой форме) является основанием для прерывания течения шестимесячного срока. В письме должен быть ясно указан предмет жалобы. Также это может быть уже заполненный формуляр жалобы. Обычного письма, в котором указана лишь просьба предоставить необходимую информацию, недостаточно, и оно не может служить основанием для приостановки шестимесячного срока.

Одним из немаловажных условий, которое влияет непосредственно на принятие Судом решения о рассмотрении жалобы, является факт использования всех государственных инстанций, посредством которых можно было бы ликвидировать нарушение прав. Либо предоставление Суду убедительных доказательств того, что в вашем случае, применение таких средств правовой защиты было бы бесполезным и неэффективным.

Используя государственные средства правовой защиты необходимо соблюдение всех процессуальных норм и, что особенно важно, соблюдение сроков, предписанных законом. К примеру, если жалоба отклонена по причине поступления с нарушением процедуры, или с опозданием, вероятность ее рассмотрения в Суде резко уменьшается.

Но при этом, в случаях, если объект жалобы - судебный приговор, то до обращения в в Европейский Суд по Правам Человека проходить судебную процедуру обжалования необязательно. Кроме того, в этом случае также нет необходимости обращаться к процедуре подачи прошения об амнистии, или помиловании.

Рекомендации по заполнению формуляра жалобы в Европейский Суд по Правам Человека

При подаче жалобы в Европейский Суд по Правам Человека важно помнить, что петиции к органам исполнительной, либо законодательной власти не входят в состав средств правовой защиты, которые можно эффективно использовать для обжалования.

Следует отметить особо, что более 90% поступающих в Суд жалоб отклоняется по причине несоблюдения условий, которые представлены выше.