Сдача налога на прибыль за. Новые обязанности налогоплательщиков специальных налоговых режимов


Календарь сдачи отчетности и оплаты налогов и сборов
на III квартал 2015 г.

Представление отчета
4-ФСС за III квартал 2015 года на бумажном носителе.

Декларация по ЕНВД за III квартал 2015 года.

юр. лица, ИП на ЕНВД

Декларация по НДС за III квартал 2015 года.

юр. лица, ИП на ОСН


Уплата 1/3 налога за III квартал 2015 года.

юр. лица, ИП на ОСН

До 25 числа каждого месяца, следующего за отчетным кварталом (26.10; 25.11; 25.12)

Сдать декларацию по налогу на прибыль за 9 месяцев 2015 года (для юридических лиц).

юр. лица, ИП на ОСН

Уплата ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в IV квартале 2015 года.

До 28 числа каждого месяца, следующего за отчетным кварталом (28.10; 28.11; 29.12)

Оплата авансовых платежей по УСН за III кв. 2015 года.

Представление налогового расчета по авансовым платежам по налогу на имущество за III квартал 2015 года.

Все юр. лица

Представление в ПФР на бумажном носителе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за III квартал 2015 года.

15 число каждого месяца

Представление в ПФР в форме электронного документа расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за III квартал 2015 года.

Все юр. лица, а так же ИП, вставшие на учет в ПФР

15 число каждого месяца

Календарь сдачи отчетности и оплаты налогов и сборов
на II квартал 2015 г.

Фонд Социального Страхования (ФСС)

Представление отчета 4-ФСС за 1 квартал 2015 год на бумажном носителе

Все юр. лица, а так же ИП, вставшие на учет в ФСС

Все юр. лица, а так же ИП, вставшие на учет в ФСС

Инспекция Федеральной Налоговой Службы (ИФНС)

Представление налоговой декларации по НДФЛ за 2014 год.

Физические лица, ИП

Декларация по ЕНВД за 1 квартал 2015 год

юр. лица, ИП на ЕНВД

Декларация по НДС за 1 квартал 2015 год по новой Форме!

Юр. лица, ИП на ОСН

Налог на добавленную стоимость.
Уплата 1/3 налога за I квартал 2015 года.

Юр. лица, ИП на ОСН

До 25 числа каждого месяца, следующего за отчетным кварталом (27.04; 25.05; 26.06)

Сдать декларацию по налогу на прибыль за 1 квартал 2015 год (для юридических лиц)

юр. лица, ИП на ОСН

Уплата ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во II квартале 2015 года.

До 28 числа каждого месяца, следующего за отчетным кварталом (28.04; 28.05; 29.06)

Представление декларации по УСН и уплата налога за 2014 год.

Оплата авансовых платежей по УСН за 1 кв. 2015 год.

Представление налогового расчета по авансовым платежам по налогу на имущество за I квартал 2015 года.

Все юр. лица

Пенсионный Фонд Российской Федерации (ПФРФ)

Представление в ПФР на бумажном носителе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за I квартал 2015 года.

Все юр. лица, а так же ИП, вставшие на учет в ПФР

15 число каждого месяца

Представление в ПФР в форме электронного документа расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за I квартал 2015 года.

Все юр. лица, а так же ИП, вставшие на учет в ПФР

15 число каждого месяца

Календарь сдачи отчетности и оплаты налогов и сборов
на I квартал 2015 г.

Фонд Социального Страхования (ФСС)

Представление отчета 4-ФСС за 2014 год на бумажном носителе

Все юр. лица, а так же ИП, вставшие на учет в ФСС

Представление отчета 4-ФСС за 2014 год в электронном виде

Все юр. лица, а так же ИП, вставшие на учет в ФСС

Инспекция Федеральной Налоговой Службы (ИФНС)

Сведения о среднесписочной численности

Все юр. лица, а так же ИП

Декларация по ЕНВД

юр. лица, ИП на ЕНВД

Декларация по НДС

юр. лица, ИП на ОСН

Представить декларацию по земельному налогу

Все юр. лица, а так же ИП, имеющие земельные участки

платежи по налогу регулируются региональным законодательством

Представить декларацию по налогу на транспорт

Все юр. лица, а так же ИП, имеющие ТС

платежи по налогу регулируются региональным законодательство)

Уплатить первый ежемесячный авансовый платеж по налогу на прибыль в 1 квартале 2015 г. (если доходы за предыдущие 4 квартала составили больше 60 млн. руб.) юр. лица, ИП на ОСН 01.01 - 28.01

Сдать декларацию по налогу на прибыль за 2014 год (для юридических лиц)

юр. лица, ИП на ОСН

Cдать декларацию по УСН за 2014 год (для юридических лиц)

Бухгалтерскую (налоговую) отчетность за 2014 год (для юридических лиц)

Все юр. лица

Пенсионный Фонд Российской Федерации (ПФРФ)

Сдать отчет в ПФР за 2014 год на бумажном носителе

Все юр. лица, а так же ИП, вставшие на учет в ПФР

15 число каждого месяца

* В случае совпадения последнего дня отчетности с выходным или праздничным днем - этот день переносится на первый рабочий день после выходных

По окончании каждого отчетного периода определяют сумму авансового платежа по (п. 2 ст. 286 НК РФ). При этом возможны следующие варианты уплаты авансов по этому налогу:

— по итогам I квартала, I полугодия и 9 месяцев без уплаты ежемесячных авансовых платежей;

— по итогам I квартала, I полугодия и 9 месяцев с перечислением ежемесячных авансовых платежей;

— по итогам каждого месяца исходя из фактически полученной прибыли (п. 2 ст. 285 НК РФ).

Большинство компаний вправе самостоятельно выбрать способ уплаты авансовых органиплатежей. Однако для некоторых организаций порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль закреплен на законодательном уровне.

Какие компании в 2015 году вправе уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль

В пункте 3 статьи 286 НК РФ указан круг налогоплательщиков, которые уплачивают только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль по итогам истекшего отчетного периода, то есть по окончании I квартала, I полугодия и 9 месяцев. К ним, в частности, относятся:

— организации, у которых доходы от реализации за предыдущие четыре квартала не превысили в среднем 10 млн. руб. за каждый квартал;

— бюджетные учреждения;

автономные учреждения;

некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров, работ, услуг;

— участники простых или инвестиционных товариществ — в отношении доходов, которые они получают от участия в простых или инвестиционных товариществах;

— инвесторы соглашений о разделе продукции — в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений;

Если же по истечении квартала, в котором компания уплачивала ежемесячные авансовые платежи, ее доходы от реализации окажутся меньше лимита, на следующий квартал она освобождается от уплаты ежемесячных авансовых платежей. Причем такое освобождение организация получает автоматически — НК РФ не обязывает компанию уведомлять инспекторов об отсутствии необходимости уплачивать ежемесячные авансы.

Однако, чтобы избежать налоговиков о причине неуплаты ежемесячных авансовых платежей, рекомендует налогоплательщикам все же сообщить в инспекцию об изменении порядка уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль (письмо от 13.04.10 № 3-2-09/46).

Ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли

Любая организация может перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли (абз. 7 п. 2 ст. 286 НК РФ). Такой переход возможен только с начала налогового периода, то есть с начала календарного года. При этом необходимо предварительно уведомить налоговые органы. Сделать это нужно не позднее 31 декабря года, предшествующего году перехода на такую систему уплаты авансовых платежей (абз. 8 п. 2 ст. 286 НК РФ).

Значит, если организация в 2015 году решила уплачивать ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, она должна не позднее 31 декабря 2014 года уведомить о своем решении инспекцию. В течение 2015 года такая компания не вправе менять систему уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль (абз. 8 п. 2 ст. 286 НК РФ)

Какие организации в 2015 году освобождены от уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль

Некоторые организации вообще не исчисляют и не уплачивают авансовых платежей по налогу на прибыль. Правда, таких компаний немного. Это театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями (абз. 2 п. 3 ст. 286 НК РФ).

Сроки уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль в 2015 году

Квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль за 2015 год необходимо уплатить в бюджет в следующие сроки (абз. 2 п. 1 ст. 287 НК РФ):

Ежемесячные авансовые платежи в 2015 году организации уплачивают не позднее 28-го числа каждого месяца (абз. 3 п. 1 ст. 287 НК РФ). Например, аванс за январь 2015 года необходимо перечислить в бюджет не позднее 28 января 2015 года.

Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, уплачивают авансы не позднее 28-го числа каждого месяца, следующего за отчетным периодом (абз. 4 п. 1 ст. 287 НК РФ). Отчетными периодами для них являются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года (абз. 2 п. 2 ст. 285 НК РФ). Таким образом, авансовые платежи по итогам января 2015 года они обязаны перечислить в бюджет не позднее 2 марта 2015 года (с учетом переноса срока платежа с выходного дня 28 февраля на ближайший следующий за ним рабочий день).

Последствия несвоевременной уплаты авансовых платежей

По общему правилу в случае уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль с нарушением установленного срока на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени (п. 3 ст. 58 НК РФ). При этом до окончания отчетного периода пени на суммы ежемесячных авансовых платежей не могут быть начислены.

В то же время неуплата или несвоевременное перечисление авансовых платежей по налогу на прибыль не влечет наложения на организацию штрафа по статье 122 НК РФ (абз. 3 п. 3 ст. 58 НК РФ).


С 2015 г. введена обязанность физического лица сообщать налоговому органу информацию для расчета налога, которую в соответствии с положениями ст. 85 НК РФ органы, учреждения, организации и должностные лица, связанные с учетом организаций и физических лиц, обязаны представлять в налоговые органы.

Налоговое уведомление

Собственно, порядок уплаты транспортного и , налога на имущество не меняется. Как и в настоящее время, указанные налоги будут уплачиваться на основе налоговых уведомлений.

Физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) может быть:

  • передано лично под расписку;
  • направлено по почте заказным письмом;
  • передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Если налоговое уведомление направлено по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Налоговый орган не обязан предварительно, до направления налогового уведомления заказным письмом, пытаться вручить его налогоплательщику лично под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем) (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 24.09.2010 N 03-02-08/54).

Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух . В Москве уплата авансовых платежей по налогу не предусмотрена (ст. 52, п. 4 ст. 57, п. 6 ст. 58, ст. 397, п. 1 ст. 396 НК РФ; п. 3 ст. 3 Закона г. Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге").

Если физическим лицом до его смерти не было получено налоговое уведомление на уплату земельного налога, у его наследников не возникает и задолженность по такому налогу.

В связи с этим, когда на момент исчисления (перерасчета) суммы налога у налогового органа имеется информация о смерти налогоплательщика - физического лица, исчисление (перерасчет) суммы налога в отношении его не производится. Исчисленные налоговым органом суммы земельного налога, по которому налоговое уведомление не было получено физическим лицом до его смерти, подлежат списанию (Письмо Минфина России от 14.07.2010 N 03-05-04-01/38).

Сообщение об объектах налогообложения

С 1 января 2015 г. налогоплательщик - физическое лицо по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, обязан сообщать о наличии у него объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств. Это необходимо сделать, если налогоплательщик не получал налоговое уведомление и не уплачивал налог в отношении объектов налогообложения за период владения ими (пп. "в" п. 1 ст. 1 Закона N 52-ФЗ).

Сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом, за который уплачивается налог). Указанное сообщение не представляется, если:

  • в отношении соответствующего объекта налоговое уведомление ранее было получено. Поскольку переходные положения в этой части Законом не предусмотрены, можно сделать вывод, что достаточно налогового уведомления, полученного и до вступления поправок в силу;
  • в отношении указанных объектов налог ранее уплачивался (например, за период, когда физическое лицо являлось индивидуальным предпринимателем);
  • используется и обязанность по уплате налога соответственно не возникает. Для получения льгот физическое лицо должно представить в налоговый орган документы о праве на льготы;
  • имущество, которым владеет физическое лицо, не признается объектом налогообложения (в частности, легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения).

В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога он уплачивается по налоговому уведомлению в указанный в нем срок. Уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления данного срока уплаты (п. 6 ст. 1 Закона N 52-ФЗ).

До 1 января 2017 г. предусмотрен переходный период, позволяющий гражданам, заявившим о наличии объектов налогообложения, в отношении которых имущественный налог не уплачивался, начать уплачивать его с того налогового периода (года), в котором гражданином заявлено о наличии объекта.

Переходный период заканчивается 1 января 2017 г., и, если будут получены сведения о таких объектах из внешних источников, налоги в отношении этих объектов будут исчислены за три предыдущих года, а также наложен штраф за непредставление соответствующих сведений в размере 20% от неуплаченной суммы налога (п. 3 ст. 129.1 НК РФ). Норма об ответственности начнет применяться с 1 января 2017 г., то есть за неисполнение обязанностей по направлению сообщения о наличии объектов налогообложения, в отношении которых физическим лицом не получено уведомление об уплате налога за 2016 г. и последующие годы.

Кроме того, ответственность применяется только за непредставление сообщения (нарушение срока его представления). Если же налогоплательщик, не представив сообщение, уплатил налог, штраф взыскан быть не может.

Определенным стимулом сообщать о принадлежащем ему имуществе для физического лица является срок, за который оно может быть привлечено к уплате налога. Если налоговый орган исчисляет налог на основе имеющейся у него информации, налогоплательщик может быть привлечен к уплате налога за период трех предшествующих лет. Если же налог исчисляется на основе представленного сообщения, то в течение двухлетнего льготного периода (с 1 января 2015 г. до 1 января 2017 г.) налог исчисляется только за один год - год, в котором физическое лицо сообщило налоговому органу о "необложенном" имуществе (пп. "а" п. 4 ст. 1 Закона N 52-ФЗ).

Единый срок уплаты налогов

Законодательством установлен единый срок уплаты гражданами земельного и транспортного налогов, а также налога на имущество физлиц - не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (Письмо ФНС России от 23.04.2014 N БС-4-11/7798 "О разъяснении законодательства о налогах и сборах").

С 1 января 2015 г. вступает в силу положение, согласно которому налогоплательщики - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, должны уплачивать земельный налог не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 1 Закона N 334-ФЗ).

Закон N 334-ФЗ не содержит ограничений по распространению единого срока уплаты физическими лицами транспортного, земельного налогов и налога на имущество на правоотношения, связанные с перечислением этих налогов за 2014 г. Следовательно, новый срок применяется с 2015 г., в том числе при уплате имущественных налогов за 2014 г.

Действительно, обязанность по перечислению рассматриваемых налогов за 2014 г. возникнет у физических лиц в 2015 г. Кроме того, представительные органы субъектов РФ и муниципальных образований в течение текущего года могут принять нормативные правовые акты, устанавливающие новые сроки уплаты транспортного и земельного налогов и вступающие в силу также с 1 января 2015 г.

Во избежание возникновения споров с налоговыми органами имущественные налоги за 2014 г. следует заплатить, как разъяснило финансовое ведомство, с соблюдением нового срока.

Оператор электронного документооборота

Обратиться в налоговые органы можно лично или через уполномоченного представителя, а также можно воспользоваться почтой и электронными сервисами.

Впервые непосредственно в Налоговом кодексе РФ (а не на уровне подзаконных нормативных правовых актов) закреплена роль спецоператоров связи в документообмене между налогоплательщиком и ИФНС (ст. 80 НК РФ). И с 1 января 2014 г. налоговая декларация в электронном виде может быть сдана только через оператора электронного документооборота. Такой оператор должен быть российской организацией и соответствовать требованиям, которые утверждает ФНС России.

В настоящее время ФНС России разрабатывает формы, по которым граждане будут представлять сведения и иные документы.

Новые обязанности налогоплательщиков специальных налоговых режимов

Как известно, плательщики специальных налоговых режимов освобождены от уплаты налога на имущество. Но с 2014 г. начался переход к налогообложению имущества организаций на основе не балансовой, а кадастровой стоимости.

В настоящее время порядок налогообложения имущества на основе его кадастровой стоимости применяется к административно-деловым центрам, торговым центрам (комплексам) и помещениям в них, а также нежилым помещениям, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения названных объектов.

Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), должны будут платить налог на имущество с объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (п. 1 ст. 2 Закона N 52-ФЗ).

Запрет на применение УСН не распространяется на организации, доля непосредственного участия в которых других организаций превышает 25% (п. 2 ст. 2 Закона N 52-ФЗ), если они являются:

В тех субъектах РФ, где с 2015 г. будет применяться порядок налогообложения имущества исходя из его кадастровой стоимости, налогоплательщики упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход будут представлять декларации и нести иные обязанности налогоплательщиков налога на имущество организаций.

Новые правила пока не распространяются на индивидуальных предпринимателей - налогоплательщиков указанных специальных налоговых режимов. Они по-прежнему освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности.

Изменения в исчислении НДС

С 1 января 2015 г. плательщики НДС не должны будут вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур. Поправки направлены на сокращение избыточного документооборота, так как отражаемая в журналах информация дублируется в книге покупок и книге продаж, а обязанность по ведению указанных книг сохранится (п. 3 ст. 169 НК РФ).

Кроме того, из списка документов, подтверждающих право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС (продление срока освобождения), будет исключена копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур (п. 6 ст. 145 НК РФ).

Не стоит забывать, что посредники, которые сами не являются плательщиками НДС, но выставляют или принимают счета-фактуры в интересах других лиц на основании договора поручения, комиссии или агентского договора, все так же обязаны с 1 января 2014 г. вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 3.1 ст. 169 НК РФ). С 1 января 2015 г. будет установлена обязанность для таких посредников представлять журналы в налоговую инспекцию в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Журнал учета счетов-фактур с 1 января 2015 г. должны будут вести не только посредники, но и лица, выставляющие (получающие) счета-фактуры при осуществлении деятельности по договору транспортной экспедиции или выполнении функций застройщика (п. 3.1 ст. 169 НК РФ).

Данное правило будет распространяться и на налогоплательщиков, которые освобождены от обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС (в частности, на лиц, чья выручка без учета налога за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила 2 млн руб. (ст. 145 НК РФ), а также на лиц, которые не являются налогоплательщиками НДС (лиц, применяющих УСН)). Счета-фактуры, выставленные на сумму вознаграждения при исполнении соответствующих договоров, в том числе агентского договора, договора комиссии, договора транспортной экспедиции, в журнале регистрировать не потребуется.

Рекомендуется сразу начинать вести журнал в электронном виде, так как с 1 января 2015 г. вступит в силу новый пункт статьи НК РФ, который устанавливает для посредников, не являющихся плательщиками НДС, обязанность представлять в инспекцию журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении деятельности в рамках посреднического договора (п. 5.2 ст. 174 НК РФ). Этот журнал необходимо представлять в инспекцию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Причем представлять его нужно по установленному формату в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Согласно недавним изменениям индивидуальные предприниматели могут не только лично подписывать счета-фактуры, как было ранее, но и наделять этим правом своих представителей.

До 1 июля 2014 г. налоговая база по реализации недвижимого имущества определялась на дату регистрации этой недвижимости в собственность или дату оплаты (Письмо Минфина России от 07.02.2011 N 03-03-06/1/78). Момент определения базы по НДС при реализации недвижимого имущества изменен: им следует признавать дату передачи этого объекта покупателю по передаточному акту (иному документу о передаче) (п. 16 ст. 167 НК РФ).

Изменения, касающиеся налогового учета

В основном данные поправки в НК РФ направлены на устранение различий между налоговым и бухгалтерским учетом.

Курсовые разницы

С 1 января 2015 г. из Налогового кодекса РФ исключаются понятие "суммовые разницы" и специальный порядок их учета. Суммовые разницы станут частью курсовых разниц и будут учитываться по единым с ними правилам. Это касается и периодической переоценки требований и обязательств.

Положительной признается курсовая разница, возникающая при дооценке имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований, стоимость которых выражена в иностранной валюте, или при уценке обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте (п. 11 ст. 250 НК РФ).

Отрицательной является курсовая разница, возникающая при уценке указанного имущества и требований или дооценке указанных обязательств (пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ).

С 1 января 2015 г. изменится и порядок признания курсовых разниц в качестве доходов и расходов. В частности, требования (обязательства), стоимость которых выражена в иностранной валюте, имущество в виде валютных ценностей пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Банком России, на последнее число текущего месяца, а не на последнее число отчетного (налогового) периода, как в настоящее время (п. 8 ст. 271, п. 10 ст. 272 НК РФ).

Суммовые разницы (доходы (расходы) в виде суммовой разницы), возникшие у налогоплательщика по сделкам, заключенным до 1 января 2015 г., учитываются в целях налогообложения прибыли организаций в порядке, установленном до дня вступления в силу Закона N 81-ФЗ (п. 3 ст. 3). Новые правила учета будут применяться к тем суммовым разницам, которые возникнут в отношении сделок, заключенных начиная с 1 января 2015 г.

Учет имущества

С 1 января 2015 г. организация сможет самостоятельно определять порядок признания материальных расходов (затраты на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды, других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ, и иного имущества, не являющегося амортизируемым) с учетом срока использования имущества и иных экономически обоснованных показателей.

Согласно действующей редакции НК РФ стоимость такого имущества полностью включается в состав материальных расходов по мере его ввода в эксплуатацию. С нового года налогоплательщик сможет списывать стоимость данного имущества в течение более чем одного отчетного периода. При этом необходимо будет принимать во внимание срок использования имущества или иные экономически обоснованные показатели.

Например, стоимость малоценного имущества (основное средство, стоимость которого не превышает 40 000 руб. и срок полезного использования которого больше одного года) можно будет списывать в течение более чем одного отчетного периода (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

С 1 января 2015 г. определен порядок учета безвозмездно полученного имущества. Доход от реализации безвозмездно полученного и не являющегося амортизируемым имущества можно будет уменьшить на его рыночную стоимость, определенную на дату его получения (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Метод ЛИФО не применяется

С 1 января 2015 г. при налогообложении больше не будет применяться метод ЛИФО, основанный на допущении, что в течение определенного периода товары реализуются в последовательности, обратной их приобретению (поступлению). Положения НК РФ, предусматривающие применение метода ЛИФО для определения размеров материальных расходов при списании сырья и материалов, с 1 января 2015 г. утратят силу.

В бухгалтерском учете метод ЛИФО не используется с 1 января 2008 г. Поправка направлена на уменьшение различий между бухгалтерским и налоговым учетом.

Убыток от уступки права требования

С 1 января 2015 г. размер убытка от уступки права требования, которая была произведена третьему лицу до наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа, будет определяться по новым правилам (п. 1 ст. 279 НК РФ).

При уступке права требования долга третьему лицу после наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованного товара (работ, услуг) признается убытком. Этот убыток включается в состав внереализационных расходов, но принимается в целях налогообложения в следующем порядке: 50% суммы убытка признаются на дату уступки права требования, а оставшаяся часть относится на расходы по истечении 45 календарных дней с даты уступки права требования.

С 1 января 2015 г. организации смогут учитывать указанный убыток от уступки права требования единовременно на дату этой уступки (п. 2 ст. 279 НК РФ).

Камеральные налоговые проверки

В настоящее время камеральная налоговая проверка (КНП) проводится только на основании представленной налогоплательщиком налоговой декларации. С 2015 г. камеральная проверка может проводиться и без декларации.

Камеральная проверка без декларации будет проводиться на основе информации и документов, которые налоговики смогут получить при проведении мероприятий налогового контроля (встречных проверок) (п. 1 ст. 93 НК РФ). Кроме того, при проведении КНП без декларации налоговая инспекция сможет доначислять налоги на основе информации по аналогичным налогоплательщикам. Но, как правило, найти аналогичных налогоплательщиков довольно сложно, поэтому такое доначисление довольно спорное и может быть оспорено в суде.

По мнению Минфина России, введение камеральной проверки без декларации должно стимулировать организации представлять отчетность вовремя и в любом случае.

С 1 января 2015 г. в ходе камеральных проверок деклараций по НДС налоговики в определенных случаях смогут приходить на территорию налогоплательщика и производить осмотр помещений (ст. ст. 91, 92 НК РФ).

Таких случаев два: если налогоплательщик подаст декларацию, в которой НДС стоит к возмещению из бюджета, и если инспекторы в ходе камеральной проверки по НДС обнаружат сведения, которые противоречат имеющимся у них данным, полученным от других налогоплательщиков. Основанием для подобных визитов будет служить мотивированное постановление инспектора, который проводит камеральную проверку, утвержденное руководителем инспекции или его заместителем. В настоящее время основанием для визита инспектора на территорию налогоплательщика и проведения осмотра может являться только постановление о проведении выездной налоговой проверки.

Кроме того, с 1 января 2015 г. при выявлении противоречий между сведениями, собранными из разных источников, сотрудники налоговой службы смогут дополнительно потребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

Блокировка счета

С 1 января 2015 г. изменится порядок приостановления операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств (ст. 76 НК РФ).

Сейчас у сотрудников налоговой службы есть только два основания для блокировки счета. Это либо обеспечение исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней или штрафа, либо неподача налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации (расчета).

С 1 января 2015 г. появится еще один повод: если налогоплательщик не отвечает на высланное ему налоговой службой электронным способом требование о предоставлении документов или пояснений, а также о вызове в инспекцию. Если налогоплательщик в течение установленного срока не пришлет электронную квитанцию о получении корреспонденции, руководитель налоговой инспекции или его заместитель может в течение 10 дней принять решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств.

Обязанность передавать налоговым органам квитанции о получении от них корреспонденции в электронном виде будет закреплена непосредственно в НК РФ с 1 января 2015 г., когда вступит в силу дополнительный пункт в статье "Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)" (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Налогоплательщики, которые должны представлять налоговые декларации в электронном виде, обязаны будут обеспечить своевременный прием электронной корреспонденции от налоговой инспекции и в течение шести дней после ее отправки налоговыми инспекторами отослать им квитанцию о получении.

В результате с 1 января 2015 г. игнорирование налоговых электронных посланий из ИФНС может привести к блокировке расчетного счета. На данный момент действует другой алгоритм: в течение одного рабочего дня после получения требования налогоплательщик должен отправить в ИФНС либо квитанцию о получении, либо уведомление об ошибке (например, требование было предназначено другому адресату). Если он этого не делает, налоговики высылают требование по почте, и оно считается полученным по истечении шести дней с момента отправки.

Если счет заблокирован из-за непредставления налоговой декларации, решение об отмене блокировки будет приниматься в том же порядке, что и сейчас, то есть не позднее дня, следующего за днем представления декларации. А вот если налоговая служба приостановит операции по счетам в банке из-за того, что налогоплательщик проигнорировал электронное требование, то отменить это решение они должны на следующий день после получения от налогоплательщика электронной квитанции или после совершения налогоплательщиком тех действий, требование о которых содержится в послании налоговых органов (представление документов, пояснений или явка в инспекцию).

Срок, в течение которого инспекторы вправе блокировать счет за не сданную вовремя декларацию, будет ограничен и составит три года (сейчас срок не ограничен). Начинать отсчитывать его нужно по окончании 10 дней после крайнего срока сдачи отчетности (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Электронная форма деклараций по НДС

До настоящего времени сдавать налоговую отчетность в электронном виде были обязаны только те налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых превышала 100 человек. С 2014 г. обязанность сдавать декларации через Интернет определяется не только среднесписочной численностью работников, но и статусом налогоплательщика. Возможность сдать декларацию по НДС в бумажном виде в 2014 г. осталась только у налоговых агентов, которые освобождены от уплаты НДС или вообще не являются налогоплательщиками.

С 1 января 2015 г. налоговые агенты должны будут сдавать декларацию по НДС в электронном виде - правда, не все налоговые агенты, а только посредники, которые выставляют и (или) получают счета-фактуры при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика.

Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" вносит изменения в ст. 174 "Порядок и сроки уплаты налога в бюджет" НК РФ и обязывает сдавать декларацию в электронном виде всех плательщиков НДС.

С 1 января 2015 г. налогоплательщики (в т.ч. являющиеся налоговыми агентами) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Требования к оператору электронного документооборота утверждены в Приложении к Приказу ФНС России от 04.03.2014 N ММВ-7-6/76@.

Выводы

Несмотря на большое количество поправок, внесенных в Налоговый кодекс РФ и вступающих в силу с 1 января 2015 г. в соответствии с принятыми законами, они далеко не последние. Грядущий год, несомненно, принесет новые изменения, которые затронут и кредитные организации, и физических лиц, и индивидуальных предпринимателей, и предприятия малого и среднего бизнеса.

Декабрь 2014 г.

Срок уплаты налога на прибыль прежде всего зависит от того, по итогам какого периода он исчислен. Также на срок уплаты влияет порядок исчисления организацией авансовых платежей. Разберемся, кому и в какие сроки нужно перечислять налог в бюджет.

Срок уплаты налога на прибыль: годовой, квартальный, ежемесячный

Порядок уплаты налога на прибыль регламентирован ст. 287 НК РФ, где в том числе определены сроки перечисления в бюджет налога, исчисленного по итогам года, и авансовых платежей, рассчитываемых внутри него.

Годовой налог на прибыль уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за год, то есть не позднее 28 марта года, следующего за годом, за который исчислен налог (п. 1 ст. 287, п. 4 ст. 289 НК РФ).

Срок уплаты налога на прибыль по итогам отчетных периодов зависит от того, каким способом организация исчисляет авансовые платежи.

Так, если отчетным периодом для организации являются I квартал, полугодие и 9 месяцев и при этом организация не уплачивает ежемесячные авансовые платежи, сроки уплаты квартального аванса будут такими (п. 1 ст. 287, п. 3 ст. 289 НК РФ):

  • 28 апреля;
  • 28 июля;
  • 28 октября.

Если помимо квартального аванса компания платит ежемесячные, они перечисляются не позднее 28 числа каждого месяца соответствующего отчетного периода.

При этом уплаченные ежемесячные авансы засчитываются в счет квартального аванса, а квартальные авансы — в счет налога за год (п. 1 ст. 287 НК РФ).

Те же организации, которые платят авансы по фактической прибыли, перечисляют их не позднее 28 числа месяца, следующего за тем, по итогам которого исчислен налог (п. 1 ст. 287 НК РФ).

Во всех случаях 28 число — срок регламентный. Если эта дата выпадает на выходной или нерабочий праздничный день, то срок уплаты переносится на ближайший следующий рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

О том, какими будут последствия неуплаты авансовых платежей, читайте в статье .

Как уплачивается налог на прибыль в 2017 году (сроки)

Для 2017 года конкретные сроки уплаты налога на прибыль с учетом вышеизложенных правил таковы:

Срок уплаты

При уплате квартальных авансов

При уплате авансов по фактической прибыли

Первый ежемесячный авансовый платеж в I квартале 2017 года

Второй ежемесячный авансовый платеж в I квартале 2017 года

Авансовый платеж за январь 2017 года

Годовой налог за 2016 год. Третий ежемесячный авансовый платеж в I квартале 2017 года

Годовой налог за 2016 год. Авансовый платеж за февраль 2017 года

Первый ежемесячный авансовый платеж во II квартале 2017 года. Аванс за I квартал 2017 года (в т. ч. для тех, кто платит только квартальные авансы)

Авансовый платеж за март 2017 года

Второй ежемесячный авансовый платеж во II квартале 2017 года

Авансовый платеж за апрель 2017 года

Третий ежемесячный авансовый платеж во II квартале 2017 года

Авансовый платеж за май 2017 года

Первый ежемесячный авансовый платеж в III квартале 2017 года. Аванс за II квартал 2017 года (в т. ч. для тех, кто платит только квартальные авансы)

Авансовый платеж за июнь 2017 года

Второй ежемесячный авансовый платеж в III квартале 2017 года

Авансовый платеж за июль 2017 года

Третий ежемесячный авансовый платеж в III квартале 2017 года

Авансовый платеж за август 2017 года

Первый ежемесячный авансовый платеж в IV квартале 2017 года. Аванс за III квартал 2017 года (в т. ч. для тех, кто платит только квартальные авансы)

Авансовый платеж за сентябрь 2017 года

Второй ежемесячный авансовый платеж в IV квартале 2017 года

Авансовый платеж за октябрь 2017 года

Третий ежемесячный авансовый платеж в IV квартале 2017 года

Авансовый платеж за ноябрь 2017 года

О том, как с учетом изменившегося соотношения в распределении сумм налога по бюджетам перечислять авансы в 1-м квартале 2017 года, читайте в материале .

Уплата налога на прибыль (проводки)

В бухучете начисление налога на прибыль отражается проводкой «Дебет 99 Кредит 68», а его уплата — «Дебет 68 Кредит 51».

Если организация применяет ПБУ 18/02 (утверждено приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н), сумма налога к уплате выводится в виде кредитового сальдо по счету 68 после того, как в учете отразятся условный доход и расход по налогу на прибыль, а также постоянные или отложенные налоговые активы и обязательства.

О том, кто может не применять ПБУ 18/02, читайте в статье .

Итоги

Периодичность уплаты налога на прибыль для организации может быть ежемесячной или ежеквартальной, но в любом случае предельной датой является 28-е число месяца, наступающего, соответственно, за очередным месяцем или кварталом. Исключение составляет уплата налога по году: ее надо осуществить не позже 28 марта. Срок уплаты подчиняется правилу переноса на более позднюю дату при совпадении с выходным днем.