Физиологическая основа процесса мышления. Понятие о мышлении


Мышление - процесс познавательной деятельности, обобщенное и опосредованное отражение действительности (внешнего мира и внутренних переживаний).

Мыслительная деятельность человека неразрывно связана со II сигнальной системой. В основе мышления различают два процесса: превращение мысли в речь (письменную или устную) и извлечение мысли, содержания из определенной словесной формы сообщения. Мысль - форма сложнейшего обобщенного абстрагированного отражения действительности, обусловленного некоторыми мотивами, специфический процесс интеграции определенных представлений, понятий в конкретных условиях социального развития. Поэтому мысль как элемент высшей нервной деятельности представляет собой результат общественно-исторического развития индивидуума с выдвижением на передний план языковой формы переработки информации.

Творческое мышление человека связано с образованием все новых понятий. Слово как сигнал сигналов обозначает динамичный комплекс конкретных раздражителей, обобщенных в понятии, выраженном данным словом и имеющим широкий контекст с другими словами, другими понятиями. В течение жизни человек непрерывно пополняет содержание формирующихся у него понятий расширением контекстных связей используемых им слов и словосочетаний. Любой процесс обучения, как правило, связан с расширением значения старых и образованием новых понятий.

Основные формы мышления :

  • конкретно-образное (ощущения, восприятия, представления) - первая ступень развития мышления у ребенка;
  • абстрактное (словесно-логическое) - проявляется в виде понятий, суждений, умозаключений и является более поздним этапом развития. Существуют две формы использования понятий в суждениях и умозаключениях: индукция (от частного к общему - левое полушарие сначала анализирует информацию, а затем правое синтезирует); дедукция (от общего к частному - осуществляется в правом полушарии).

Роль разных структур мозга в обеспечении мышления :

  • генерация стимулнезависимых (спонтанных) мыслей связана с активацией передних зон лобной коры; этот отдел участвует также в волевом контроле при выполнении задания;
  • в распознавании и принятии решений участвуют лобная и височная кора;
  • поиск стратегии решения задачи выполняют теменно-затылочные отделы коры;
  • установление соответствия принятого решения выбранной стратегии выполняют лобные, височные и лимбические отделы мозга при ведущей роли лобной коры.

Функциональная асимметрия полушарий в процессе мышления :

  • правое полушарие (особенно теменно-височная кора) обеспечивает конкретно-образное мышление (I сигнальная система), лучшее решение зрительно-пространственных задач, одномоментную целостную обработку информации, интуитивное мышление;
  • левое полушарие (особенно лобная кора) обеспечивает абстрактнологическое мышление (II сигнальная система), лучшие возможности по оценке времени, аналитическую, поэтапную обработку информации, осознание информации («когнитивные» медиаторы - дофамин, ацетилхолин, ГАМК - преобладают в левом полушарии).

Взаимодействие полушарий при решении разных задач может осуществляться в форме антагонизма, синергизма, последовательной переработки информации.

Формы нарушений мышления. Условно выделяют три основных вида нарушений мышления:

  • нарушения операций мышления. Эти нарушения можно свести к двум крайним вариантам, взяв за основу способность человека к обобщению: снижение уровня обобщения и искажение процессов обобщения. Снижение уровня обобщения при различных заболеваниях, сопровождающихся снижением интеллектуальной деятельности (олигофрения, энцефалит, атеросклероз и др.), характеризуется тем, что больные затрудняются определить существенные признаки предметов и явлений, у них нарушаются процессы абстрагирования. Искажение процесса обобщения наиболее характерно для шизофрении. При этом больные часто руководствуются признаками и ассоциациями, неадекватными реальным отношениям между предметами и явлениями. Может грубо нарушаться целенаправленность мышления;
  • нарушения динамики мышления. В самом общем виде их можно разделить на два типа: изменения скорости мышления и инертность мышления. Скорость мышления при патологии может ускоряться либо замедляться. В психиатрической практике выделяют:
  • - скачкообразное мышление, характеризуемое наряду с ускорением темпа течения мыслительных процессов неустойчивостью целей. Наблюдается при маниакальной фазе маниакально-депрессивного психоза («скачки идей») и при некоторых органических заболеваниях головного мозга;
  • - ускоренное мышление характеризуется быстрым, ускоренным течением ассоциаций, поверхностностью суждений, повышенной отвлекаемостью на случайные раздражители внешней среды. Встречается при маниакально-депрессивном психозе, шизофрении, органических заболеваниях головного мозга;
  • - замедленное мышление, для которого наряду с замедлением темпа характерно уменьшение количества идей, представлений. Часто больному трудно довести рассуждения до конца. Замедленность мышления обычно сочетается с замедленностью речи, моторики, аффективных реакций. Характерно для депрессивных состояний любого генеза. Может наблюдаться при шизофрении, паркинсонизме.

Инертность мышления характеризуется недостаточной подвижностью психических процессов. К инертному мышлению относят:

  • - вязкое мышление - склонность к излишней детализации, неумение выделить главное, тугоподвижность, торпидность. Вязкое мышление наиболее типично для эпилептического слабоумия;
  • - персевераторное мышление - склонность к «застреванию» в сознании больного мыслей, образов, фраз, слов и т.д. вне зависимости от изменения ситуации. Ослаблены также цели мыслительной деятельности. Наблюдается при грубой органической патологии головного мозга (атеросклероз, болезнь Альцгеймера, болезнь Пика и др.);
  • - мышление со стереотипами - повторение одних и тех же актов психической деятельности, не связанных с решением какой- либо задачи (симптом «граммофонной пластинки»). Встречается при шизофрении, органических повреждениях головного мозга;
  • нарушения форм мышления. Эти виды патологии мышления наиболее многообразны. К ним относят:
  • - амбивалентное мышление - одновременное сосуществование в сознании противоречивых, взаимоисключающих мыслей;
  • - паралогическое мышление - объединение противоречивых идей и образов, подмена одних понятий другими. Речь больных может быть недоступна для понимания окружающих, так как при внешне правильном построении она лишена смыслового значения;
  • - аутистическое мышление - суждения больного обусловлены миром его внутренних переживаний, оторваны от действительности;
  • - разорванное мышление - неправильное, необычное, парадоксальное сочетание представлений. Мысли больного текут как бы вразброд («словесная окрошка»);
  • - резонерское мышление - пустые, бесплодные, многословные и банальные суждения.

Перечисленные патологии мышления характерны для шизофрении, хотя могут наблюдаться и при других психических заболеваниях и органических заболеваниях головного мозга.

Формы нарушения мышления можно выявить с помощью различных, достаточно информативных методов.

Особенности мышления.

Особенности, физиологические основы, виды мышления.

Мышление.

4.8. Особенности, физиологические основы, виды мышления.

4.8.1. Особенности мышления.

4.8.3. Физиологические основы мышления.

4.8.4. Виды мышления.

Литература.

Мышление - это психический познавательный процесс отражения су­щественных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Мышление - орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом.

И.П. Павлов

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями.

1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохрани­вшиеся в его памяти.

2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользу­ется уже сложившимися на основе предшествующей практики зна­ниями общих положений, в которых отражены наиболее общие свя­зи и закономерности окружающего мира.

3. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем их в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенного, конкретно наблюдаемого явления.

4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между пред­метами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому что мышление находит отра­жение в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздра­жителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщен­ной форме.

5. Мышление человека органически связано с практической деятель­ностью. В своем содержании оно опирается на общественную прак­тику человека. Это отнюдь не простое «созерцание» внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов жизнедеятельности, на­правленных на переустройство окружающего мира.

Выделяют определенные операции мышления.

Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на со­ставляющие его части.

Синтез - мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому,

Сравнение - операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними.



Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основ­ного, главного.

Обобщение - объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Конкретизация - движение мысли от общего v частному.

Различают конкретные формы мышления.

Понятие - отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверж­даются или отражаются связи между предметами и явлениями действи­тельности.

Умозаключение - выделение из одного или нескольких суждений но­вого суждения. Различают умозаключение индуктивное, дедуктивное, по ана­логии.

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями без достаточного иссле­дования всех условий.

Выделяют определенные виды мышления.

Наглядно-действенное - мышление, непосредственно включенное в де­ятельность.

Образное - мышление, осуществляющееся на основе образов, представ­лений того, что человек воспринимал раньше.

Отвлеченное - мышление, совершающееся на основе отвлеченных по­нятий, которые образно не представляются.

И, наконец, различают определенные способы мышления

Индукция - способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу.

Дедукция - способ мышления, осуществляющегося в обратном порядке индукции.

С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полуша­рий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает учас­тие вся кора головного мозга.

Для процесса мышления прежде всего имеют значение те сложные вре­менные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда детерминируется внешними раздражениями, постольку образующиеся при одновременном их возбуждении нервные связи отражают действительные зависимости между явлениями и предметами объективного мира.

Мышление... ничего другого не представляет, как ассо­циации, сперва элементарные, стоящие в связи с вне­шними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая, первая ассоциация - это есть мо­мент рождения мысли. И.П. Павлов

Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи (ассо­циации) и составляют физиологическую основу процесса мышления.

При этом мышление обеспечивается системами функционально объеди­ненных нейронов головного мозга, которые отвечают за конкретные мысли­тельные операции и имеют свои характеристики, т. е. коды.

Нейронные коды отражают частоту импульсивной активности нейро­нов, участвующих в решении конкретных умственных задач. Сами же нейро­ны в зависимости от решаемых мыслительных задач могут перестраивать свою деятельность, выступая конкретными коррелятами тех или иных мыслитель­ных операций человека.

При принятии решений в ходе мышления образуются определенные функциональные системы (см. 3.16), которые обеспечивают разные уровни принятия решения и наличие вызванных для них потенциалов - опреде­ленных реакций разных зон коры головного мозга на конкретное внешнее событие, которые сопоставимы с реальным психологическим процессом пере­работки информации.

Деятельность функциональных систем психики, наличие конкретных уров­ней принятия решения и проявление определенных вызванных потенциалов в целом выступают психофизиологическими механизмами мыслительной дея­тельности

Физиологической основой мышления является сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полуша­рий головного мозга. Нет единого мнения о значимости и по­рядке взаимодействия всех физиологических структур, обеспе­чивающих процесс мышления. Лобные доли играют значимую роль в мыслительной деятельности как одним из вариантов це­ленаправленной деятельности. Также играют роль те зоны коры полушарий, которые обеспечивают гностические (познаватель­ные) функции мышления и речевые центры, обеспечивающие словесно-логическое мышление. Образное мышление опосреду­ется теми же структурами мозга, что и восприятие. Итогом ана­лиза и синтеза раздражителей, как внешних, так и внутренних, является образование временных связей – ассоциаций (association – союзное общество, объединение). Временные связи, или ассоциации, есть результат отражения в мозге объек­тивно существующих связей между объектами и явлениями. Ассоциативные связи представляют основу упорядочен­ного хранения информации в мозге человека, обеспечивающую быстрый поиск нужных сведений, произвольное обращение к нужному материалу. Считается, что ассоциативные поля теменной доли объединяют информацию, приходящую от соматосенсорной коры, - сообщения от кожи, мышц, сухожилий и суставов относительно положения тела и его движений - со зрительной и слуховой информацией, поступающей из зрительной и слуховой коры затылочной и височной долей. Эта объединённая информация помогает нам иметь точное представление о собственном теле во время передвижений в окружающем пространстве. Слияние сенсорных данных с информацией, извлекаемой из кладовых нашей памяти, позволяет нам осмысленно интерпретировать специфические зрительные сигналы, звуки и тактильные ощущения. Когда что-то движущееся и пушистое коснётся вашей руки, вы будете по-разному реагировать на это в зависимости от того, услышите ли вы одновременно с этим мурлыканье вашей кошки или рёв медведя. При помощи обширных нервных связей лобная кора, видимо, взаимодействует с височной корой в выполнении ряда высших мозговых функций. Например, уникальная способность человека - использование языка - основана на совместной работе ассоциативных полей височной и лобной долей, а также затылочной доли. Височная кора участвует в процессах памяти, в частности в решении вопроса о том, что именно подлежит хранению, а также в хранении и извлечении информации не только о самих прошлых событиях, но и о том, как они оценивались - как приятные или неприятные.

Мыслительные операции

Мыслительная операция – это один из способов мысли­тельной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информа­ции, которую он подвергает мыслительной переработке.

· Анализ – мыслительная операция по расчленению целого на составные элементы или вычленение части из целого. Суть состоит в том, что, вос­принимая какой-либо предмет или явление, мы можем мыс­ленно отделить в нем одну часть от другой, а затем выделить следующую часть и т.д. Позволяет понять структуру того, что мы воспринимаем. Анализ возможен и при воспроизведении образа предмета по памяти.

· Синтез – противоположен анализу, т.е. построение целого из аналитически задан­ных частей, создание нового целого.

Анализ и синтез, взаимопереходя друг в друга, обеспечивают непрерывное движение мысли все к более и более глубокому познанию сущности явлений. Про­цесс познания начинается с первичного синтеза - восприятия нерасчлененного целого (явления, ситуа­ции). Далее на основе анализа осуществляется вто­ричный синтез. Получаются новые знания об этом це­лом, а это познанное целое вновь выступает как база для дальнейшего глубокого анализа и т.д.

· Сравнение – основано на установлении сходства и раз­личия между объектами. Если воспринимаемые предметы почти одинаковые, то можно легко обнаружить, чем они похожи. И, наоборот, если они почти во всем различны, то труднее найти определенное сходство между ними.

· Обобщение – объединение объектов в группу на основании представленных признаков. существенный признак – устойчивое свойство объекта, который отражает его суть, является главным, без которого этот объект не может существовать. Виды обобщений:

1. Классификация – базируясь на сравнении, позволяет разделить объекты на группы, сходные по какому-либо при­знаку.

2. Систематизация – это разделение и последующее объ­единение групп объектов или классов явлений, обладающих иерархическим устройством (на пример, систематика животных и растений, химических элементов и т. п.).

· Абстракция – мысленное отвлечение от каких-либо час­тей или свойств предмета для выделения его существенных признаков. Воспринимая какой-либо предмет, мы выделяем в нем определенную часть или свойство независимо от других частей и свойств данного предмета. Абстракция используется при образовании и усвоении новых понятий. Например, сказав стол, представляется образ целого класса предметов. Чтобы сформировать данное понятие пришлось отвлечься от целого ряда частных свойств и признаков, характерных только для оп­ределенного предмета или отдельной группы объектов, которые определяются сформированным нами понятием. Абстрактные понятия – это понятия об обобщенных признаках и свойствах предметов и явлений. Например, твердость, яркость, мудрость. Выделяют практическую абстракцию, включенную в процесс деятельности; чувственную, или внешнюю; высшую, или опо­средованную, выраженную в понятиях.

· Конкретизация – из общего определения понятия выво­дится суждение принадлежности единичных вещей и явле­ний определенному классу. В конкретном представлении мы не стремимся отвлечься от различных свойств предмета, а наоборот стараемся представить его во всем многообразии его свойств. Например, конкретизацией понятия стол являются понятия письменный стол, обеденный стол и др.

· Аналогия – умственная операция поиска сходства пред­метов или явлений в определенном отношении. В основе прове­дения аналогий лежат образование и актуализация ассоциаций.

Параметры мышления

· Стройность – выражается в необходимости мыслить в соответствии с логическими требованиями, разумно, последовательно, с отражением внутренней закономерности между явлениями и предметами, и грамматически корректно формулировать мысли.

· Продуктивность – требование мыслить так логично, чтобы ассоциативный процесс приводил к новым знаниям. Это итоговое свойство мыслительной деятельности, в результате которой происходит адекватное отражение существенных сто­рон объективного мира и его взаимосвязей.

· Целенаправленность – необходимость мыслить ради ка­кой-либо реальной цели.

· Темп – скорость протекания ассоциативного про­цесса, условно выражающаяся в количестве ассоциаций в еди­ницу времени.

· Доказательность – способность последовательно обос­новать свое мнение или решение.

· Гибкость и подвижность – умение быстро отказаться от ранее принятых решений, если они перестали удовлетворять изменившейся ситуации или условиям, и найти новые.

· Экономич­ность – выполнение определенной мысли­тельной задачи с помощью наименьшего числа ассоциаций.

· Широта – кру­гозор, способность использовать при мыслительном про­цессе круг разнообразных фактов и знаний и умение вне­сти в них важное и новое.

· Глубина – способность вникать в суть явлений, не ограничиваясь кон­статацией лежащих на по­верхности фактов, умение дать оценку наблюдаемым явлениям.

· Критичность – умение адекватно оценивать резуль­таты собственной мыслительной деятельности, т.е. насколько мы выявляем недостатки в своих суждениях и суждениях других людей.

· Самостоятельность – способность самосто­ятельно наметить требующий решения вопрос и независи­мо от мнения окружающих найти на него ответ.

· Пытливость – стремле­ние дознаться до основных при­чин наблюдаемых явлений и фактов, всесторонне их изу­чить.

· Любознательность –стремление узнать то новое, с чем человек встречается в жизни.

· Находчивость – умение быстро найти способ ре­ше­ния мыслительной задачи.

· Остроумие – способность к неожиданным, нешаблон­ным умозаключениям, которые воз­никают на основе скрытых от других смысловых связей. В остроумии проявляются такие ка­чества ума, как глубина, гибкость, быстрота и т. д.

· Оригинальность – индивидуаль­ное качество мысли­тельного процесса, накладывающее от­печаток на все его прояв­ления, заключается в способности прийти к правильным выво­дам нешаблонным путем.

Формы мышления

1. Понятие – процесс отражения существенных свойств предметов или явлений и объединение их в слове. Каждое слово – это понятие. В основе понятий лежат наши знания об этих предметах или явлениях. Различают общие и единичные понятия. Общие понятия охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и тоже название (напри­мер, стул, здание, болезнь и др.). Единичные понятия обозна­чают какой-либо один предмет (например, «Енисей», «Саратов» и др.).

2. Суждение – отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждение подтверждает или отрицает отношения между предметами и явлениями действительности. Это определяется тем, что любой предмет объектив­ной реальности находится в самых разнообразных связях с дру­гими предметами и явлениями. Суждение бывает общее, частное и единичное. Общие касаются всех предметов данной группы, частные – некоторых, а единичные – только одного.

3. Умозаключение – процесс, приводящий к новому зна­нию из одного или нескольких предшествующих суждений. Умозаключение чаще используется в процессах теоретического мышления. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

· Индуктивное умозаключение – этоумозаклю­чение от частного суждения к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или о группах их человек делает общий вывод. Например, для того, чтобы узнать, тонут ли все металлические предметы, необходимо проводить эксперимент, погружая в воду металлические предметы различного характера, веса, плотности, размера.

· Дедуктивное умозаключение – умозаключение делается исходя из последовательности общего суждения к частному.При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя их специально и не изучали. Например, зная, что все березы сбрасывают листву на зиму, мы можем утверждать, что какая-либо отдельная береза зимой также будет без листвы.

· Умозаключение по аналогии это умозаключение от частного к частному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Умозаключение по аналогии лежит в основе создания многих гипотез, догадок.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЫШЛЕНИЯ

Существенный вклад в учение о мышлении внесли также работы по изучению нейрофизиологических механизмов мыслительной деятельности. Итак, мы переходим к следующему вопросу – «Физиологические основы мышления».

Впервые естественнонаучное обоснование материалистической теории психики как отражательного процесса, дал И.М. Сеченов, высказав «мысль о возможности подвести все главнейшие формы психической деятельности под тип рефлекторных процессов». Мышление по Сеченову представляет собой результат рефлекторных мозговых процессов, осуществляющих сопоставление объектов друг с другом в каком либо отношении.

Центральным в человеческой теории мышления является взгляд на роль слова в рефлекторном процессе. Слово является «средством умственного общения» и условием развития мышления. « Когда мысль человека переходит из чувствительной области во внечувствительную, роль как система условных знаков, развившаяся параллельно и приспособительно к мышлению, становится необходимостью. Без нее элементы внечувственного мышления, лишенные образа и формы, не имели бы возможности фиксироваться в сознание, поэтому речь составляет основное условие мышления внечувственными объектами».

Как же Сеченов понимал рефлекторный процесс мысли?

Началом мысли, первым звеном рефлекторного процесса может быть любое чувственное раздражение, в том числе слышимая речь или «письмена» (по сеченовской терминологии).

Центральное звено в рефлекторном процессе составляет, согласно теории Сеченова, аналетико-синтетическая деятельность мозга. Мысль по Сеченову, является «продолженным анализом», «продолженным синтезом», «продолженным обобщением» внешних воздействий. Имеется в виду, что анализ и синтез продолжается не над «чувственными продуктами», а над «абстрактами».

Произносимая или записываемая мысль представляет собой конечное, третье звено рефлексов головного мозга.

Итак, мышление по Сеченову, есть речевой рефлекторный процесс. Это представление подтверждено исследованиями И.П. Павлова и его школы. И.П. Павлов ввел понятие 2-ой сигнальной системы и охарактеризовал ее как высший физиологический аппарат управления речью, речевым мышлением и опосредствованной этим мышлением практической деятельностью. По мысли Павлого, вторая сигнальная система обеспечивает качественное отличие мышления человека от мышления животных. «Раздражение идущее в кору от речевых органов представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что составляет специально человеческое высшее мышление».

Важное значение для понимания физиологической основы мышления имеют также открытые И.П. Павловым механизмы ориентировочно-исследовательной деятельности, а именно условный ориентировочный (исследовательский) рефлекс, и условный рефлекс на отношение между раздражителями. По Павлову, исследовательский рефлекс у человека идет чрезвычайно далеко, проявляясь, наконец, в виде той любознательности, которая создает науку, дающую и обещающую нам высочайшую, безграничную ориентацию в окружающем мире.

Дальнейшие нейрофизиологические исследования внесли новые данные о механизмах мозговых регуляций сложной деятельности. В 30-ые годы П.К. Анохиным и Н.А. Бернштейном было введено понятие обратной связи как основное для понимания механизма саморегулирования деятельности животных и человека. В современной нейрофизиологии термином «обратная связь» обозначается механизм регуляции деятельности посредством сигнализации об эффектах, осуществленных рабочими органами текущих реакций, благодаря которой происходит их коррекция. Разработка проблемы регулирования посредством обратных связей имеет важное значение с точки зрения развития научных представлений о механизмах мыслительной деятельности, т.к. она позволяет понять также и физиологическую необходимость активности субъекта в процессе познания.

Кратко подведем итоги:

  1. Мышление – результат рефлекторных мозговых процессов (И.М. Сеченов)
  2. Важное значение для понимания физиологической основы мышления имеют:
  • Условный ориентировочный рефлекс;
  • Условный рефлекс на отношение между раздражителями;
  • Вторая сигнальная система (И.П. Павлов);
  • Принцип обратной связи (П.К. Анохин, Н.Л. Бернштейн).

Теперь перейдем к нейронным механизмам мыслительной деятельности и рассмотрим теорию А.Н. Лука. Физиологической основой человеческого мышления, по А.Н. Луку, является пространственная и временная суммация импульсов, связанная с ней мозаика возбуждения и торможения.

Однако обработка и суммация импульсов – это еще не мышление. Необходимо формирование пространственных и временных конфигураций импульсов, в которых выделяется структурная инварианта и отсеивается шум. Эта инварианта лежит в основе образов. С этого уровня взаимодействия и начинается мышление.

Физиологической основой образа служит нейральная модель, или совокупность нервных клеток и их синоптических связей, образующих сравнительно устойчивую во времени группу.

Любое событие, происходящее во внешней среде и воспринятое человеком, моделируется в коре его мозга в виде некой структуры. При этом предполагается, однозначное соответствие между реальными объектами и их моделями в нервной системе, т.е. код. Это одно из условий объективности познания. Однако, человек опознает предметы, даже если он их видит в необычном ракурсе, в перевернутом виде и т.д. Возникающие при этом нейральные «узоры» возбуждения не идентичны, т.е. совпадает не всеми своими элементами.

Но в них может быть выделена структурная инварианта, которая позволяет опознать объект по вероятностному, а не тождественному совпадению возбужденных нейронов.

Нейронная модель – кодовое обозначение объекта или события. В структура модели имеет сходство со структурой отражаемого объекта. Под структурой понимаются элементы, из которых состоит объект, способы с помощью которых эти элементы вступают во взаимоотношение – статические или динамические.

Например, буква и ее фонетическое звучание тождественны в информационном плане, следовательно они имеют структурное сходство. Именно в таком смысле можно говорить о сходстве структуры нейронной модели со структурой отражаемого объекта. На уровне отдельных элементов вполне достаточно однозначного соответствия. Но на уровне модели непременно имеет место структурное сходство, или изоморфизм модели и объекта.

Другой пример структурного сходства – молекула воды и ее формула Н 2 О.

Модель в мозге – это, по сути, информация, обрабатываемая определенным образом. Совершенно одинаковые нервные импульсы, группируясь во времени и пространстве, образуют модели все возрастающей сложности, отражающие действительности все более полно, приближаясь к ней, но никогда ее не исчерпывая.

Создание нейронной модели можно считать коррелятом того, что принято именовать формированием представления. Движение возбуждения и торможения, их переход с одной модели на другую – это материальный базис процесса мышления. Для того чтобы возникла мысль, требуется активация по крайней мере двух моделей. Сопоставление этих моделей и есть реальное содержание мысли.

С физиологической стороны процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора.

Для процесса мышления прежде всего имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов.

Существовавшее ранее представление о точных границах центральных отделов анализаторов в коре головного мозга опровергается последними достижениями физиологической науки: «Пределы анализаторов гораздо больше, и они не так резко разграничены друг от друга, но заходят друг за друга, сцепляются между собой» (И. П. Павлов).Эта «специальная конструкция» коры облегчает установление связей в деятельности самых различных анализаторов. «Кору больших полушарий головного мозга необходимо рассматривать как грандиозную мозаику бесчисленной массы нервных пунктов с определенной у каждого из них физиологической ролью. Вместе с тем кора представляет собой сложнейшую динамическую систему, постоянно стремящуюся к объединению, к установлению единой, общей связи» (И. П. Павлов).

Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда детерминируется внешними раздражениями, постольку образующиеся при одновременном возбуждении этих участков коры нервные связи отражают действительные связи в вещах. Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи и составляют физиологическую основу процесса мышления. «Мышление,- говорил И. П. Павлов,- …ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая, первая ассоциация - это есть момент рождения мысли».

Вначале эти ассоциации имеют генерализованный характер, отражая реальные связи в их самом общем и недифференцированном виде, а иногда даже и неверно, по случайным, несущественным признакам. Лишь в процессе повторных раздражений происходит дифференцировка временных связей, они уточняются, закрепляются и становятся физиологической основой более или менее точных и правильных знаний о внешнем мире.

Возникают эти ассоциации прежде всего под воздействием первосигнальных раздражителей, вызывающих соответствующие им ощущения, восприятия и представления об окружающей внешней среде. Реальные взаимодействия и взаимосвязи этих раздражителей обусловливают собой возникновение соответствующих временных нервных связей первой сигнальной системы.

В осуществлении процесса мышления принимают участие нервные процессы в речевых центрах коры . Мышление опирается не только на первосигнальные связи. Оно обязательно предполагает деятельность второй сигнальной системы в ее неразрывной связи с первой сигнальной системой. Раздражителями здесь выступают уже не конкретные предметы окружающего мира и их свойства, а слова. Речь, будучи непосредственно связанной с мышлением, позволяет отразить в словах взаимосвязь и взаимообусловленность явлений, потому что слова являются не просто заместителями, сигналами предметов, а обобщенными раздражителями.

Вторая сигнальная система - специально человеческая. Она возникает у человека в связи с его трудовой деятельностью и вызванной ею необходимостью общения с другими людьми, но возникает все же на базе первой сигнальной системы и находится с нею в органической связи. В этом взаимодействии главная роль принадлежит второй сигнальной системе.

Ввиду обобщенного характера второсигнальных раздражителей - слов, позволяющих отражать объективные связи в их общей форме, вторая сигнальная система приобретает ведущее значение в сложных нервных процессах, подчиняя себе деятельность первой сигнальной системы. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем в процессах мышления и состоит в том, что вторая сигнальная система в этом единстве занимает главенствующее положение и направляет процессы первой сигнальной системы.

Слово преобразует первосигнальные нервные связи в обобщенные образы действительности, что позволяет человеку в процессах мышления оторваться от конкретных особенностей воспринимаемых явлений и мыслить существующие связи в их обобщенном виде, в форме понятий, а не в форме восприятий и представлений.