Формирование безопасного поведения школьников в повседневной деятельности. Формирование безопасного поведения подростков в интернет-сети как психолого-педагогическая проблема Преподавание основ безопасности жизнедеятельности на каждой ступени общеобразова


«Человек есть высшая ценность, сохранение жизни которого является целью его существования» .
Проект « Формирование личности безопасного типа »

Проект «Формирование личности безопасного типа» ориентирован на создание условий для комплексного решения проблем сохранения и укрепления здоровья школьников через формирование культуры личной безопасности. Концепция создания личности безопасного типа предусматривает формирование ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности, повышения творческого потенциала личности, выработки навыков самостоятельного выбора правильного решения в той или иной нестандартной, в том числе чрезвычайной ситуации. А в будущем позволит формировать профессиональную компетентность как личную способность специалистов решать профессиональные задачи.

Проект предполагает осуществление учебно-методической, воспитательной, творческой работы по обеспечению безопасности поведения, жизни и деятельности. А так же совершенствование материально-технической базы образовательного учреждения.
Пояснительная записка
С каждым годом в нашей стране растёт количество чрезвычайных ситуаций техногенного характера, которые происходят по вине человека из-за несоблюдения правил безопасного поведения. Проблема безопасности личности и общества становится ключевой и приобретает глобальный характер.

Анализ «Национальной доктрины образования в Российской Федерации», где в качестве одной из основополагающих целей образования значится «формирование культуры мира и межличностных отношений» позволяет понять, что вопросам обеспечения качественных (комфортных) и безопасных условий жизнедеятельности личности, общества, государства и всей мировой цивилизации необходимо уделять особое внимание.

Мониторинг состояния уровня безопасности образовательного процесса и информированности всех его участников о культуре безопасного поведения в Средней общеобразовательной школе №41 ОАО «РЖД» выявил отсутствие стройной системы необходимых знаний, умений и навыков. В связи с этим актуальными становятся вопросы, связанные с обретением и применением учащимися знаний, направленных на сохранение жизни и здоровья, формирование опыта подрастающего поколения в экстремальных ситуациях.

Для достижения этих целей вся система образования в школе должна быть направлена на формирование нового мировоззрения, создание системы идеалов и ценностей, позволяющих превратить безопасность жизнедеятельности во внутреннюю потребность человека и общества, т.е. формировать соответствующую культуру и как следствие – соответствующую ей личность безопасного типа.

Под культурой безопасности жизнедеятельности понимается система исторически сложившихся социально значимых ценностей, а также определенных качеств личности, которые регулируют, направляют и контролируют его образ жизни и деятельности, обеспечивая оптимальный уровень защищенности .

В своей деятельности школа руководствуется следующими аспектами формирования личности безопасного типа:

1. Мировоззренческий аспект.

Человеческая практика показывает, что ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности, т.е. любая деятельность потенциально опасна (материальный мир потенциально опасен) . Это утверждение носит название аксиомы потенциальной опасности.

В силу невозможности достижения абсолютной безопасности мир пришел к утверждению концепции приемлемого риска, суть которой заключается в обеспечении такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени и с которой можно согласиться. Так, комитет по здравоохранению и промышленной безопасности Великобритании в качестве нижней границы индивидуального приемлемого риска использует величину, равную 6×10 – 6 (возможность неестественной смерти 6 человек из миллиона). Именно эти значения риска, характерные для большинства развитых стран, должны использоваться в качестве ориентира.

Величина индивидуального приемлемого риска в нашей стране на порядки превосходит показатель, рекомендуемый в западных странах.

В обществе необходимо кардинально менять систему взглядов на обеспечение безопасных условий жизнедеятельности. Основой формирования личности безопасного типа должны стать гуманистические общечеловеческие ценности, доброта и чуткость, милосердие, чувство долга и ответственности.

2. Образовательный аспект.

Д.И. Менделеев в своем труде «К познанию России» подчеркивал, что решение любой проблемы необходимо начинать с образования, т.е. с обучения тех людей, которые призваны решать ту или иную проблему.

На законодательном уровне разработана система подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также в повседневной жизни в экстремальных ситуациях различного характера. Подготовка пролонгирована через систему дошкольного, начального, неполного среднего, среднего, высшего и дополнительного образования и по существу должна охватывать все категории населения нашей страны.

Однако эффективность образовательных программ и способность умело действовать в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, как показывает практика, остается на низком уровне. Причинами являются психологическая неготовность к действиям, разрыв в теоретическом понимании вопросов защиты населения и практической реализации знаний в тех или иных условиях.

Знание основ безопасности жизнедеятельности по своей значимости для человека должно стать не менее важным, чем математика или литература, а образовательный аспект отвечать современным методикам обучения с конкретной практической направленностью для региона проживания.

3. Прикладной аспект.

Культуру безопасности можно представить как сумму умений, навыков, индивидуальных психофизических и личностных качеств человека, необходимых для успешных действий в чрезвычайных и экстремальных ситуациях.

Практика показывает, что из всех лиц, оказавшихся в экстремальной ситуации, только 10–20 % способны действовать решительно и умело, 40–60 % – первые полчаса действуют неадекватно и только после этого времени начинают поступать в соответствии со сложившейся обстановкой. 10–20 % впадают в апатию и не способны к принятию самостоятельных решений. Сегодня существует потребность в специальных дополнительных условиях, чтобы знания превратились в умения, а умения – в навыки.

В данных условиях формирование личности безопасного типа предполагает конкретную психологическую и физическую подготовку детей, начиная с раннего возраста.

4. Экологический аспект.

Вмешательство человека во все сферы природы вызывает резкое ухудшение состояния экологических систем. Экологическое образование и воспитание детей - требование времени.

Только воспитав и сформировав личность безопасного типа, можно решить и стоящие перед страной экономические, политические, социальные и другие важные государственные задачи.

Цель проекта: создание условий для комплексного решения проблемы сохранения жизни и здоровья школьников.

Она будет достигнута при решении следующих задач:


  1. Формирование безопасной здоровьесберегающей среды в школе.

  2. Разработка комплекса мер по воспитанию безопасного образа жизни, охране и укреплению здоровья.

  3. Объединение усилий и координация работы школы, учреждения здравоохранения, правоохранительных органов, учреждений МЧС в решении проблем создания безопасной образовательной среды для школьников.

Приоритетные направления проекта:


  1. Мониторинг состояния здоровья.

  2. Создание безопасной среды в образовательном учреждении.

  3. Повышение уровня знаний школьников в вопросах безопасного поведения во время образовательного процесса и в быту.

  4. Повышение уровня правовых знаний школьников.

  5. Повышение уровня знаний родителей в вопросах безопасного поведения, укрепления здоровья, воспитания здорового и безопасного образа жизни.

  6. Помощь детям, имеющим особенности развития и трудности в обучении.

  7. Создание методических пособий по вопросам безопасного поведения, укрепления здоровья, воспитания здорового и безопасного образа жизни.

Ожидаемые результаты:
Родители обучающихся хотят, чтобы школа предоставляла:


  • возможность получения ребёнком качественного образования в максимально безопасных условиях;

  • подробную информацию о правилах поведения и сохранении здоровья в различных чрезвычайных ситуациях;
а также создавала условия для:

  • удовлетворения интересов и развития творческих способностей школьников;
Обучающиеся хотят, чтобы в школе:

  • было интересно учиться и общаться;

  • имелись безопасные и комфортные психолого-педагогические условия для успешной самореализации;

  • была возможность получить качественное образование.
Педагоги ожидают:

  • создания в школе безопасных и комфортных психолого-педагогических условий для творческой самореализации и успешной профессиональной деятельности;

  • улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;

Срок реализации проекта 2011-2015 гг.
Результаты первого года реализации проекта:
1. Здоровый образ жизни


  • мониторинг здоровья учащихся за 2011- 2012 учебный год показал снижение заболеваемости детей простудными заболеваниями на 8%; сколиозов на 11,1%.

  • количество учащихся вовлечённых в спортивные секции и кружки по сравнению с предыдущим периодом увеличилось на 20 %;

2. Правовая грамотность и самодисциплина:


  • за анализируемый период не случилось дорожно-транспортных происшествий с участием учеников школы;

  • не случилось ни одного происшествия предусмотренного КоАП РФ;

  • в школе создана лекторская группа, которая под руководством социального педагога провела серию классных часов и кинолекториев с последующим обсуждением: «Право на жизнь», «Чижик – пыжик», «Знать, чтобы жить» (фильмы рекомендованы министерством образования России)

  • во 2-4 классах практикуется игра-путешествие «Сказка ложь, да в ней намек». Вместе с героями известных мультфильмов дети изучают права ребенка и их возможные нарушения.

  • В среднем звене практикуются тренинги по правам ребенка в международной и российской практике, в которых данные права закреплены. (Правовая игра «Суд над хулиганством», дискуссионный клуб «Моя жизнь. Мои права»).

  • В старшем звене правовое воспитание направлено на формирование гражданских позиций молодого гражданина (ролевая игра «Мы – будущие избиратели», классный час «Мы – граждане великой России»)
4. Творческая самореализация:

  • выпуск тематических буклетов: «Дети о безопасности» (3 буклета) 2012 год; «Пожарная безопасность» (1 буклет) 2012 год; «Безопасные каникулы» (3 буклета) 2013 год;

  • первое место в городском туре конкурса детского творчества «Пожарный-доброволец – вчера, сегодня, завтра», проводимого ВДПО в 2011 году

  • первое место в региональном туре конкурса детско-юношеского творчества по пожарной безопасности в номинации «Декоративно-прикладное творчество» в 2012 году,

  • третье место в IX Всероссийском конкурсе детского творчества по противопожарной тематике, проводимого ВДПО в 2012 году;

  • первое место в городском и региональном туре творческого конкурса по пожарной безопасности в 2013 году. Итоги Х Всероссийского тура конкурса детского творчества по противопожарной тематике будут подведены в июне 2013 года.

  • Дипломы участников II Всероссийского конкурса рисунков «Страна БезОпасности» в 2012 году. Конкурс проводится в рамках Всероссийского образовательного проекта «Культура безопасности». ООО «Премьер-Учфильм» совместно с МЧС России.

5. Реализация практических навыков учащихся:


  • все учащиеся владеют навыками эвакуации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций различного происхождения;

  • учащиеся старших классов владеют навыками оказания первой доврачебной помощи;

  • участие в районных соревнованиях по пожарно-прикладным видам спорта в 2012 и 2103 гг.;

  • первое место в районном смотре-конкурсе юнармейских отрядов среди старших школьников в 2012 году;

  • третье место в районном смотре-конкурсе юнармейских отрядов среди младших школьников в 2012 году;

  • первое место в районном смотре-конкурсе юнармейских отрядов среди младших школьников в 2013 году;

6. Методическая работа творческой группы учащихся:


  • создание тематических учебных фильмов по безопасности жизнедеятельности «Порядок неполной разборки-сборки АК», «Изготовление ватно-марлевой повязки»;

  • создание социальных фильмов «Нет алкоголю», «Наркомания – зло»;

  • создание иллюстрированного методического пособия в стихах по правилам эвакуации для младших школьников.
7. Улучшение материально-технического обеспечения образовательного процесса:

  • Заключение договоров:
«О медицинском обслуживании обучающихся»;

«Об оказании услуг по предотвращению воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и природную среду»;

«На производство работ по ликвидации аварийных ситуаций систем электроснабжения и освещения».


  • Обучены работники для получения I-IV групп по электробезопасности. Регулярно проводятся инструктажи с работниками.

  • Создан единый пультовый центр охраны образовательного учреждения.

  • Приобретены необходимые медицинские препараты для оказания первой доврачебной помощи, средства защиты органов дыхания.

  • Кабинет ОБЖ оснащён новой мебелью, учебными пособиями для проведения уроков, макетами, средствами индивидуальной защиты, тренажером для оказания первой доврачебной помощи, оргтехникой. Построена лаборантская для хранения оборудования и наглядных пособий.
План действий педагогического коллектива

негосударственного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 41 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

по реализации проекта «Формирование личности безопасного типа»

на 2011 – 2015 гг.


Мероприятия

Срок

Ответственный

Ожидаемый результат

Обеспечение безопасности ОУ

Заключение договоров:

«О медицинском обслуживании обучающихся»;

«О выводе на ПЦО средств тревожной сигнализации объекта»;

« Об оказании услуг по вывозу и размещению твёрдых бытовых отходов производства и потребления»;

«О дератизации и дезинфекции»;

«На производство работ по ликвидации аварийных ситуаций систем электроснабжения и освещения»

«Об оказании услуг по предотвращению воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и природную среду»;


сентябрь





Обучение работников для получения I-IV групп по электробезопасности. Проведение инструктажей с работниками

Сентябрь-ноябрь

Зам. директора по ОТ и ТБ

Реализация требований нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности ОУ

Проведение технических осмотров здания школы

Май, октябрь

Зам. директора по АХР

Повышение уровня безопасности школы

Своевременное проведение ремонтных работ

ежегодно

Директор школы, зам. директора по АХР

Повышение уровня безопасности школы

Создание единого пультового центра охраны образовательного учреждения

Июль 2012 г.

Директор школы, зам. директора по АХР

Повышение уровня безопасности школы

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Оснащение кабинета ОБЖ мебелью, необходимыми наглядными пособиями, компьютерным и учебным оборудованием

2012-2013 гг.





Создание медиатеки по ОБЖ

В течение срока действия проекта

Преподаватель-организатор ОБЖ.

Повышение уровня преподавания предмета

Приобретение необходимых медицинских препаратов для оказания первой доврачебной помощи, средств защиты органов дыхания

ежегодно

Директор школы, зам. директора по АХР, преподаватель-организатор ОБЖ.

Приведение оснащения кабинета в соответствие с современными требованиями к образовательному процессу

Капитальный ремонт тира и оружейной комнаты

2014-2015 гг.

Директор школы, зам. директора по АХР



Учебно-методическая работа

Оптимальная организация учебного дня и недели с учётом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей детей

Август-сентябрь

зам. директора по УР, зам. директора по ВР

Предупреждение перегрузки обучающихся.

Своевременное проведение на уроках инструктажей по охране труда

В течение года





Оформление необходимой документации по охране труда в учебных кабинетах

Август-сентябрь

зам. директора по УР, зам. директора по ОТ и ТБ, зав. Кабинетами

Предупреждение травматизма среди обучающихся и работников

Проведение предметно-тематического контроля:

«Формирование у обучающихся современного уровня культуры безопасности на уроках ОБЖ»



Январь

зам. директора по УР

Получение информации о формировании у школьников культуры безопасности на уроках ОБЖ

Анализ введения в курс ОБЖ раздела «Оказание первой доврачебной помощи»

Январь-февраль

зам. директора по УР

Качественное обучение школьников оказанию первой доврачебно помощи

Проведение учебных сборов

Июнь



Подготовка юношей к службе в Вооружённых Силах РФ

Организация творческой группы из числа учащихся для создания тематических учебных фильмов по безопасности жизнедеятельности

В течение 2012 года

Преподаватель-организатор ОБЖ

Формирование собственной учебно-методической базы школы

Организация тематических школьных проектов:

«Безопасное поведение в общественных местах»;

«Поведение в чрезвычайных ситуациях криминального характера»;

«Азбука потребителя»;


В течение года

Преподаватель-организатор ОБЖ



Участие в президентской программе восстановления леса после пожаров «Больше кислорода»

2011-2013 гг.

зам. директора по УР, зам. директора по ОТ и ТБ

Формирование ценностей безопасного образа жизни

Воспитательная работа

Проведение творческих конкурсов:

Конкурс плакатов «Безопасность-основа жизни»

Конкурс буклетов:

«Дети о безопасности»



Октябрь-ноябрь

Ноябрь-январь



Преподаватель-организатор ОБЖ

Формирование ценностей безопасного образа жизни

Участие в Всероссийском конкурсе детско-юношеского творчества по пожарной безопасности в номинациях:

  • художественно-изобразительное творчество;

  • декоративно-прикладное творчество.

Декабрь



Формирование ценностей безопасного образа жизни

Участие во Всероссийском конкурсе детского рисунка «Страна БезОпасности».

Октябрь

Преподаватель-организатор ОБЖ, педагог дополнительного образования

Формирование ценностей безопасного образа жизни

Организация дежурства учащихся по школе

В течение учебного года

Зам. директора по ВР, классные руководители

Предупреждение травматизма среди обучающихся

Профилактика вредных привычек среди несовершеннолетних

В течение учебного года

Зам. директора по ВР, классные руководители, социальный педагог, психолог

Нравственное развитие школьников

Проведение «Месячника безопасности»

Сентябрь, декабрь, март, май



Обучение школьников безопасному поведению

Проведение тренировочных занятий с обучающимися по эвакуации из школы в случае возникновения чрезвычайных ситуаций

1 раз в четверть

Преподаватель-организатор ОБЖ

Привитие навыков безопасного поведения в ЧС

Проведение Дня защиты детей

июнь

Зам. директора по ВР, преподаватель-организатор ОБЖ, учителя физической культуры

Формирование мотивации школьников на здоровьесберегающую деятельность

Ведение просветительской работы по вопросам безопасного поведения с обучающимися, их родителями с привлечением специалистов ГО ЧС, ВДПО, право-охранительных органов, медицинских учреждений

В течение учебного года

Зам. директора по ВР, преподаватель-организатор ОБЖ

Привлечение дополнительных ресурсов к участию в деятельности школы по вопросам обеспечения безопасности

Спортивная и оздоровительная работа

Привлечение максимального количества обучающихся к занятиям в спортивных секциях

В течение учебного года

Учителя физической культуры, преподаватель-организатор ОБЖ

Увеличение количества обучающихся, занятых в спортивных секциях

Участие в соревнованиях по пожарно-прикладным видам спорта

сентябрь

Преподаватель-организатор ОБЖ

Привитие навыков поведения в ЧС

Развитие материальной базы медицинского кабинета школы

В течение учебного года

Директор школы, медицинский работник

Реализация требований СанПин

Проведение мониторинга здоровья обучающихся

2 раза в год

Зам. директора по ВР, медицинский работник

Получение сведений о состоянии здоровья обучающихся.

Реализация программы «Здоровье» в начальной школе

В течение учебного года

Руководитель МО начальной школы, медицинский работник

Укрепление здоровья школьников

Проведение общешкольного конкурса «Самый здоровый класс»

В течение учебного года

Зам. директора по ВР

Пропаганда здорового образа жизни

Критерии эффективности реализации проекта


Критерии

Показатели

Способы получения информации

Критерий «Безопасная здровьесберегающая среда»

-отсутствие травматизма, пищевых отравлений, эпидемий, чрезвычайных ситуаций;

Количество заключённых договоров о совместной деятельности с правоохранительными органами, медицинскими учреждениями, обслуживающими организациями



Объективные данные

Критерий «Владение основами безопасного поведения»

-знание учащимися основ безопасного поведения;

Навыки эвакуации из школы в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

Призовые места в соревнованиях по пожарно-прикладным видам спорта;

Призовые места в военно-спортивных смотрах и соревнованиях;



Критерий «Нравственное развитие учащихся»

- отношение к вредным привычкам;

Знание и владение методами безопасного поведения в различных ситуациях



Наблюдение, аттестация, диагностика

Критерий «Профессиональный рост педагогов

-использование здоровьесберегающих технологий;

Проведение мониторинга здоровья обучающихся;

Методические разработки;

Учебные фильмы по правилам безопасного поведения;





Критерий «Удовлетворённость субъектов образовательного процесса

- стремление к поиску новых знаний;

Отношения между различными участниками образовательного процесса;

Потребность педагогов в постоянном обновлении методического инструментария


Экспертный анализ, объективные данные

Критерий «Физическое здоровье обучающихся»

- физическая подготовленность школьников;

Оснащение спортивным инвентарём;

Охват занятиями спортом;

Победы в спортивных соревнованиях;

Уровень заболеваемости;

Охват прививками


Объективные данные, экспертный анализ;

Результаты медицинских осмотров, диспансеризации


Для проведения тщательного анализа реализации проекта «Формирование личности безопасного типа» руководителю проекта необходимо ежегодно представлять следующую информацию.


Информация о выполнении плана мероприятий по реализации проекта «Формирование личности безопасного типа»

Мероприятия

Время предоставления

Ответственный

Мониторинг безопасности образовательного процесса

сентябрь

Директор школы, зам. директора по АХР, преподаватель-организатор ОБЖ

Мониторинг травматизма учащихся в период летних каникул

сентябрь

Зам. директора по ОТ и ТБ

Предоставление информации ГИБДД о школьниках-правонарушителях на дорогах в период летних каникул

сентябрь

Социальный педагог

Предоставление информации ИДН о школьниках, поставленных на учёт за различные правонарушения в период летних каникул

сентябрь

Социальный педагог

Мониторинг оснащённости спортинвентарём и оборудованием

Август-сентябрь

Учитель физического воспитания

Мониторинг теплового режима в школе

Ноябрь-апрель

Зам. директора по АХР

Оценка эффективности тренировочных занятий с обучающимися по эвакуации из школы в случае возникновения чрезвычайных ситуаций

1 раз в четверть

Преподаватель-организатор ОБЖ

Оформление листка здоровья в классных журналах

сентябрь

Медсестра

Мониторинг здоровья школьников

Декабрь, май

Участковый терапевт, зам. директора по ВР

Предоставление медицинских справок для освобождения юношей от учебных сборов

май

Преподаватель-организатор ОБЖ

Обобщение опыта проведения классными руководителями бесед по охране жизни и здоровья обучающихся

май

Зам. директора по ОТ и ТБ

Итоговое анкетирование обучающихся с целью выявления отношения детей разного возраста и их родителей к безопасному поведению

Преподаватель-организатор ОБЖ, социальный педагог

обучение школьник безопасный поведение

Формирование безопасного поведения в повседневной деятельности

В педагогической науке изучаются и в практике воспитания осуществляются различные составляющие педагогического процесса: умственное, физическое, эстетическое и т.д. воспитание. К таким элементам педагогического процесса относится и формирование безопасного поведения.

В процессе формирования безопасного поведения школьники осуществляют деятельность, в результате которой развиваются и формируются варианты их поведения: деструктивное поведение (склонность к саморазрушению, виктимности, суицидальному поведению и т.д.); безопасная жизнедеятельность, направленная на профилактику и минимизацию ущерба от вредных и опасных факторов. В опасных ситуациях наблюдается несколько вариантов действий человека: ступор, т.е. резкое торможение деятельности человека, его неспособность реагировать на факторы риска; дезорганизация деятельности в опасной ситуации, проявляющаяся в неадекватности и неэффективности действий; активизация действий, т.е. возрастание точности, эффективности действий в опасной ситуации.

В реальном учебном процессе совместные действия педагога и школьников приводят к различным изменениям деятельности, способностей и личностных качеств школьников, в том числе и к следующим результатам: формирование опыта неправильного, виктимного, деструктивного поведения, которое является причиной возникновения опасных ситуаций или потерь в опасных ситуациях (из которых можно выйти без потерь при правильных действиях); формирование опыта неуспешного поведения в опасных ситуациях; формирования опыта успешных действий по профилактике, минимизации последствий, преодолению опасных ситуаций; психотравмирующее влияние деятельности школьников в опасных ситуациях, развитие черт тревожности, формирование склонности к неадекватным эмоциональным реакциям на факторы риска; сохранение личности школьников от внутренних и внешних влияний (прежде всего от влияния информационных, игровых и реальных опасных ситуаций) с использованием различных видов психологической защиты.

Названные варианты результатов учебного процесса заметны в случае, если суть формирования безопасного поведения сводят к информированию школьников об опасности и различным видам деятельности в опасных (игровых и реальных) ситуациях. Однако подготовка к безопасной жизнедеятельности осуществляется не только в опасных (информационных, игровых, дозированных, реальных) ситуациях. В действительности подготовка к безопасной жизнедеятельности осуществляется в процессе деятельности, в которую вовлечены различные элементы культуры безопасности и контркультуры деструктивности.

Школьники взаимодействуют с элементами культуры безопасности, суть которых в том, что они содержат правила, нормы, правила, традиции безопасной жизнедеятельности, но не содержат информации об опасности и тем более реальных опасных ситуаций.

Формирование безопасного поведения включает в качестве составных частей следующие аспекты: общую теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (осмысление общих проблем риска, безопасности, опасности и т.д.), формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска), психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (формирование смелости, решительности, готовности к разумному риску и т.д.), развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности (проницательности, дальновидности, гуманности, оптимистичности и т.д. как основы безопасности человека и общества).

Таким образом, в составе формирования безопасного поведения присутствуют составляющие: формирование предметных действий предстоящей деятельности (как условие подготовки к этой деятельности в условиях риска) и специальная подготовка к безопасности жизнедеятельности. Соответственно формированию безопасного поведения как составная часть воспитания рассматривается в широком и узком аспектах.

В широком аспекте формирование безопасного поведения - процесс формирования готовности к различным видам деятельности (познавательной, физической, коммуникативной и т.д.), к выполнению различных социальных функций (гражданина, производственника, потребителя и т.д.), присвоения школьниками разнообразных видов и фрагментов культуры (мировоззренческой, нравственной, эстетической и т.д.). Поскольку все виды деятельности и сферы жизнедеятельности потенциально опасны (или могут осуществляться в опасных условиях), постольку формирование любой предметной деятельности является составляющей подготовки к безопасности жизнедеятельности.

В узком аспекте формирование безопасного поведения - присвоение школьниками фрагментов культуры, основная функция которых - обеспечение безопасности человека и общества. Кроме того, в узком аспекте формирование безопасного поведения - это специальная теоретическая, психологическая и личностная подготовка к безопасной жизнедеятельности, которая осуществляется обычно на материале подготовки к конкретным видам опасных и экстремальных ситуаций, условиям (вредным, опасным) деятельности, результаты которой имеют обобщенный характер и способствуют безопасности в разнообразных конкретных видах и условиях деятельности. Формирование безопасного поведения является сложной системой, выступает в качестве компонента, элемента, этапа, функции, цели, содержания, формы, средства, закономерности, принципа, педагогического условия воспитания. Кроме того, формирование безопасного поведения может входить в состав как воспитания, так и педагогического процесса, учебно-воспитательного процесса, учебного процесса, процесса обучения, процесса обучения курсу ОБЖ и т.д. Из педагогических категорий, фиксирующих максимально широкий спектр педагогических явлений, обозначающих конкретное воплощение практики воспитания и обучения, наиболее приемлемым для продолжения анализа является понятие «педагогический процесс».

Рассмотрим соотношение педагогического процесса и формирования безопасного поведения.

Формирование безопасного поведения - компонент педагогического процесса, способствующий формированию личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей. В качестве такого компонента в учебном процессе обычно выступает тот или иной учебный курс, например ОБЖ, валеология или экология. Такого рода учебная дисциплина, основным содержанием которой является культура безопасности, интегрирует, объединяет усилия всех учителей по подготовке школьников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности.

Формирование безопасного поведения - этап педагогического процесса, на котором осуществляется воплощение культуры безопасного поведения в личности детей. Это достаточно четко ограниченный во времени специально организованный период жизнедеятельности школьников, в ходе которого освоение культуры безопасного поведения выступает в качестве ведущей цели.

Например, в наши дни такого рода этапом воспитательного процесса являются походы в горы, сплав по горным рекам, обучение в школе выживания, специальные смены в молодежных лагерях отдыха (организуемые ГИБДД, управлениями пожарной охраны, подразделениями МЧС и т.д.) и, конечно же, участие детей и юношей в Школе безопасности, проводимой летом в рамках всероссийского движения.

Формирование безопасного поведения - функция педагогического процесса, проявляющаяся в постоянном влиянии данного процесса на уровень готовности школьников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности. Названная функция реализуется на уроках всех школьных учебных дисциплин. Ее осуществление прежде всего связано с содержанием обучения и воспитания. При знакомстве школьников с информацией об опасности метилового спирта (на уроке химии), электромагнитного излучения (на уроках физики), о возможных действиях мошенников и преступников (на уроках литературы, истории, права) так или иначе развивается готовность учащихся к профилактике рисков. Однако культура безопасного поведения воплощена не только в знаниях, но и в мировоззренческих идеях, нравственных и эстетических ценностях, в опыте общения с другими людьми и т.д.. Именно эти элементы культуры осваиваются школьниками независимо от конкретного содержания изучаемых тем на уроках различных учебных дисциплин. Реализация названной функции в данном случае обусловлена возможностями методов обучения и воспитания, морально-психологическим климатом на занятиях, характером общения участников педагогического процесса, личностным воплощением формирования безопасного поведения, т.е. уровнем сформированности культуры безопасности у педагога и учащихся.

Формирование безопасного поведения является закономерностью педагогического процесса, которая заключается в том, что если в педагогическом процессе осуществляется систематическая превентивная работа по подготовке школьников к предупреждению и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности, то это способствует повышению уровня их безопасности, понижает вероятность неблагоприятных, вредных последствий от воздействия внешних факторов и от их собственной жизнедеятельности. Данная закономерность является объективной, повторяющейся, существенной, необходимой связью компонентов процесса воспитания. Прежде всего, это связи между целями, содержанием, средствами воспитания и результатами педагогического процесса.

Принцип формирования безопасного поведения ориентирует субъектов воспитания на систематическое присвоение и использование безопасного поведения в процессе вхождения в жизнь. Вытекая из закономерности, сформулированной выше, данный принцип пока не называется в учебниках педагогики, однако в практике педагогического процесса он на вооружении у многих учителей, прежде всего преподавателей ОБЖ, усматривающих в своей работе важную миссию - сохранение жизни воспитанников и создание предпосылок к устранению угрозы гибели человечества. Данный принцип следует отличать от педагогического принципа безопасности, который ориентирует учителя на создание безопасных условий в педагогическом процессе. При формальном анализе данные принципы могут выглядеть как противоречащие друг другу.

Принцип безопасности предполагает безопасные условия воспитания, а принцип формирования безопасного поведения предполагает использование опасных ситуаций для формирования у воспитанников опыта деятельности в таких ситуациях.

Формирование безопасного поведения является педагогическим условием включения детей в жизнь, формирования личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей.

Консультация для воспитателей

Формирование основ безопасного поведения ребенка-дошкольника

Воспитатель МБДОУ № 24 г. Усть-Лабинска

Бирюкова Татьяна Владимировна

1.

2. Принципы организации психолого-педагогической работы

3.

4.

5.

6.

7. Взаимодействие с родителями

Актуальность проблемы формирования ОБЖ в дошкольном возрасте

Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.

Мы хотим, чтобы их жизнь была умной и праздничной, наполненной богатым содержанием, солнечной и удачливой. Но главное - научить их быть счастливыми. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. К сожалению наша ментальность « игнорирует » бесценность человеческой жизни, поэтому « сверхзадача » состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Проанализировав понятия « экстремальный », « безопасность », мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: « не трогай », « отойди », « нельзя ». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

Те, кто проработал долгое время в детском саду, отмечают, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Трудно не согласиться с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей « отчужденных » от жизни на данном этапе. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Итак, актуальность темы – « Безопасность дошкольников » обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области.

На данном этапе, в соответствии с ФГТ (одним из направлений развития является « Социально-личностное развитие », и в это направление входит такая образовательная область как « Безопасность »).

3.3.3. Содержание образовательной области "Безопасность" направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Безопасность жизнедеятельности рассматривается как предупреждение потенциальной опасности. В понятие « безопасность жизнедеятельности в ДОУ » исследователи включают охрану жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ, защиту от экологических катастроф и терроризма.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ заключается в формировании у них основных понятий об опасностях, выработке умений прогнозировать их последствия, правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях.

Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себе следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

В некоторых странах, таких как Англия, Япония и Финляндия, школьное обучение ребенка безопасности постепенно отошло на второй план. Стало ясно, ребенка надо учить, прежде всего, в семье и детском саду. В Финляндии, например, родителей, дети которых ходят в детский сад, собирают, им показывают слайды правильного и неправильного поведения детей на дороге и просят в течение очередного месяца отрабатывать с детьми во время движения по улице ту или иную, необходимую для дороги, привычку. Например, одну из важнейших - обязательно приостановиться перед шагом с тротуара на проезжую часть или всегда переходить с бега на шаг и переходить дорогу только размеренным шагом и т.д.

В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования основ безопасного поведения.

Социализация - это вхождение в мир людей, в систему социальных связей. Доктор педагогических наук профессор С.А. Козлова в « Концепции социализации ребенка » говорит: « Процесс социализации совпадает с нравственным воспитанием. Он включает в себя усвоение знаний, формирование отношений, преображения в практике адекватного поведения ».

Социальное развитие - многоаспектное явление, включающее и процесс приобщения к основам безопасности жизнедеятельности. В этом плане актуальны задачи, связанные не только с сообщением знаний о безопасности жизнедеятельности и выработке умений адаптироваться в различных ситуациях, но и формированием осознанного отношения к принятию имеющихся и сложившихся в обществе ценностей. Социальное развитие предполагает познание ребенком сверстника и взрослого, сформированность коммуникативных навыков. Оно характеризуется уровнем освоения детьми различных норм и правил поведения. По мере освоения таких правил и норм дети старшего дошкольного возраста начинают регулировать свое поведение . Усвоение норм и правил, стремление следовать образцам позволяют ему легко « врасти » в ту культуру, в которой он живет. Внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности формируется из его практических взаимодействий с этой действительностью, и новые эмоции возникают и развиваются в процессе его чувственно-предметной деятельности.

Решить поставленные задачи и достичь данного результата возможно при осуществлении компетентностного подхода . ( « компетентности » - как характеристики личности, обладающей набором определенных компетенций В зависимости от вида деятельности или сферы активности индивида набор компетенций разный, к тому же их качество и количество на разных возрастных этапах развития людей различных социальных групп отличается.)

Принципы организации воспитательно-образовательной работы

Прежде чем начать работу, необходимо соблюдать следующие принципы организации работы.

Принцип полноты. Содержание работы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

Принцип системности. Работа должна проводиться системно, в течение года при гибком распределении содержания перспективного плана в течение дня. Необходимо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и возникающие вопросы.

Принцип учета условий городской и сельской местности. Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Т.е. у каждого ребенка существует свои опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием.

Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно от простого к сложному.

Принцип интеграции. Работу по воспитанию безопасного поведения ребенка-дошкольника необходимо проводить во всех видах детской деятельности, часто исподволь, естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Педагог и родитель в вопросах безопасности ребенка должны придерживаться единой концепции, действовать сообща, дополняя друг друга.

Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности

Воспитательная среда: необходимо создание атмосферы душевного тепла и эмоционального благополучия, и в которой ребенок будет чувствовать себя уверенным, устойчивым к стрессам.

Предметная среда: В первую очередь это безопасная среда, в которой имеется место, для ознакомления ребенка с основами безопасности (альбомы, дидактические игры, книги, макеты, различные виды театра, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и пр.). Игровое пространство необходимо обогатить элементами, стимулирующими познавательную активность дошкольника. Необходима интеграция с другими образовательными областями, что способствует формированию у детей интеллектуальный потенциал, формирует такие жизненно важные качества, как, как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию, уверенность в своих действиях, развитие эмпатии.

Средства ознакомления детей с основами безопасности

Самым важным средством ознакомления ребенка с основами безопасности, служит сама социальная действительность. Она воздействует на ребенка, и задача взрослого, находящегося рядом с малышом, помочь накопить социальный опыт, показать социальный мир "изнутри", помочь найти свое место в нем, быть активным участником.

Другим, не менее важным средством являются предметы окружающие ребенка, созданные руками человека. Они разнообразны по свойствам, качествам и функциям. И задача педагога, привлечь внимание ребенка к ним, создать условия безопасного взаимодействия с предметом, и только тогда, предмет, для каждого отдельного ребенка станет средством познания мира. важно добиваться от каждого ребенка понимания им принципов работы того или иного прибора, безопасности его для окружающих, отсюда и проблемно-поисковая активность: для чего и почему? Со временем ребенок самостоятельно выделяет опасность в окружающем.

Еще одним средством ознакомления с основами безопасности является художественная литература. Она одновременно является источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействия с окружающим. Для этого используются произведения различных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. (Е. Хоринский « Спичка-невеличка », Б. Житков « Пожар в море », Л. Толстой « Пожар », « Пожарные собаки »; С. Маршак « Рассказ о неизвестном герое », « Пожар »; С. Маршак « Кошкин дом », « Колобок », « Приключения Буратино », К. Чуковский « Телефон », « Айболит », Н. Носов « Телефон") Книжные иллюстрации также являются средством приобщения детей к основам безопасности.

Деятельностный подход при ознакомлении детей с основами безопасности

Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. В совместной деятельности взрослого и ребенка происходит передача социального опыта: ребенок может видеть и понимать какой опасности можно подвергнуться не соблюдая правила безопасного поведения, и в то же время учится избегать опасных ситуаций. В деятельности ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира.

Рассмотрим виды деятельности, через которые ребенок познает основы безопасного взаимодействия с окружающим.

Итак игра. По определени. А.Н. Леонтьева игра дает ребенку « доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности ».

Игра ребенка является хорошим диагностическим материалом: в играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. В игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт.

В работе по формированию основ безопасного поведения воспитателю необходимо использовать все виды игр: словесно-наглядные, настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

Через продуктивные виды деятельности, такие как рисование. лепка, аппликация, конструирование, дети отражают окружающую их действительность. Отражение построеное на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. ребенок-дошкольник рисование соединяет с игрой. существует даже такой термин "игра-рисование" (Р.И. Жуковская), т.е. это такое состояние ребёнка, когда он, рисуя, видит себя участником того, что изображает. Девочки, рисуя ситуацию из сказки « Кошкин дом », видят в кошке себя. Мальчики, рисуя пожарных, изображают себя пожарными. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь. Итак « деятельность отражения » позволяет ребёнку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его, однако она не даёт ему возможности реально, практически участвовать в социальной жизни. Между тем именно участие в жизни взрослых, приобретение собственного опыта взаимоотношений с детьми не в процессе и по поводу, например, игры с ее спасительным « как будто », а при решении жизненно важных и значимых вопросов - и дают ребенку возможность почувствовать себя равноправным членом человеческого сообщества.

Познание окружающего у детей происходит через предметную деятельность, которая заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. В окружении ребенка должны быть предметы, с помощью которых он знакомится с правилами безопасного обращения с ними.

Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Ребёнок, наблюдая за действиями взрослых, начинает подражать им, делая попытки подмести пол, полить цветы, постирать белье. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности, помноженное на знания безопасного взаимодействия с предметами, и это уменьшает опасность не выживания в отсутствии взрослых. Во время труда развиваются волевые качества, формируются умения прилагать усилия для достижения цели. И чем раньше он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретет уверенность в своей способности преодолевать трудности.

Через наблюдение ребенком окружающего мира обогащается социальный опыт ребенка. Что бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно наблюдение способствует миропониманию, формируют картину мира. Но к сожалению, в эту картину может войти и отрицательный опыт, и задача взрослых постараться расставить правильные приоритеты, если такой опыт все же был получен. Наблюдение окружающего может быть как пассивным, так и активным. И если ребенок есть ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья, закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то, тушение зажженной свечи), то он включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.

Передача опыта от взрослого к ребенку происходит через обучение. В процессе непосредственно образовательной деятельности ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию, через беседы, чтение художественной литературы; экспериментирование и опыты; изобразительную и конструктивную деятельность.

Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.

Методы ознакомления детей с основами безопасности

Метод сравнения. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию.

Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни . Метод повторения. В непосредственно образовательной деятельности он выступает как ведущий метод или методический приём. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Экспериментирование и опыты. Экспериментальная деятельность дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.

Составление творческих рассказов Способствует развитию творческого воображения, использование опыта, закреплению знаний.

Взаимодействие с родителями

В деле решения вопроса безопасности ребенка не последнюю роль играют родители этого самого ребенка, которые должны быть примером и эталоном для малыша. В семье и детском саду должен соблюдаться принцип единства требований. И тут воспитателю очень важно помнить, прежде чем начинать работу с детьми по обучению их безопасному поведению, необходимо определить готовность к сотрудничеству с детским садом, а также уровень осведомленности родителей в этом вопросе. Для этого необходимо провести анкетирование и на основании полученных результатов строить работу с родителями.

Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.

Этот вопрос можно решить на родительском собрании, посвященном проблеме безопасности, совместными усилиями разработать план работы, затем стимулировать активное участие этих родителей в работе по профилактике безопасности через беседы, консультации, проекты, участие в досуговых мероприятиях по теме, участие в выставках рисунка, фотовыставках. Своевременно инофрмировать родителей о тех или иных мероприятиях в группе, ДОУ, городских мероприятиях.

Итак, можно сказать, что вопрос формирования основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Литература:

1. Авдеева Н.Н. и др., Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста, М., 1997

2. Абаскалова Н.П. "Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности", 2008

3. Вдовиченко Л.А. "Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения", СПб, Детство-Пресс. 2008

4. Гарнышева Т.П. "Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры", СПб, Детство-Пресс, 2010.

5. Методические рекомендации по обучению детей Правилам дорожного движения и безопасному поведению на улице, Владимир, 2006

6. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах (региональный стандарт), Казань, 1995

7. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. планирование работы. Беседы. Игры", СПб, Детство-Пресс. 2010

8. Шипунова В.А. "Детская безопасность", 2013

Безопасное поведение. Что это?

безопасность поведение ребенок

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать . Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах:

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

Но возможно - всё избежать,

А где надо - на помощь позвать.

Т.Г. Хромцова

Необходимо отметить, что, как в программных документах, так и в исследованиях по проблеме безопасности жизнедеятельности человека, широко используется понятие «безопасное поведение», хотя в литературе пока нет единого подхода к его трактовке. Выделяется 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания. Такими компонентами являются: предвидение опасности, уклонение от опасности, преодоление опасности.

Предвидение опасности предполагает знание человеком многообразия ее источников. И.А. Щеголев отмечает, что угроза может исходить: от собственного Я: себе, среде обитания, другим людям; от среды обитания: природной, техногенной, социальной, в военной обстановке. Зная об опасности того или иного объекта, человек мобилизует внимание, осторожность как средство защиты.

Уклонение от опасности предполагает: представление о возможном характере развития опасной ситуации; знание мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности; правильную оценку ситуации.

Преодоление опасности предполагает: умелое поведение в опасных ситуациях; знание способов защиты и владение навыками по их применению (укрытие от опасности, применение способов борьбы с ее последствиями); владение навыками само- и взаимопомощи.

С этих позиций выделяются показатели опыта безопасного поведения, отражающие уровень его сформированности:

· знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы).

· умение действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;

· отношение переживания и понимания ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности.

Анализ литературы позволил составить характеристику ребенка, обладающего опытом безопасного поведения:

Это ребенок, у которого сформированы представления о безопасности

жизнедеятельности, который мотивирован к охране своих жизни и здоровья, а также окружающих его людей, общества в целом. Ребенок, знающий свои возможности и верящий в собственные силы, выполняющий правила безопасного поведения в быту, имеющий опыт безопасного поведения в быту;

Это ребенок, который знает: свое имя, фамилию, домашний адрес; предметы бытовой техники, инструменты, используемые дома и в ДОУ (утюг, чайник, лампа, пылесос, мясорубка, терка (овощерезка), стиральная машина, молоток, гвозди, ножницы, нож, иголки) ; их назначение и правила обращения с ними. Такой ребенок знает, что порядок в доме и ДОУ не только для красоты, но и для безопасности, поэтому предметы и игрушки надо класть на свое место. Знает возможные травмирующие ситуации, опасные для здоровья и жизни (при неосторожном обращении с острыми, колющими и режущими предметами можно пораниться: порезаться или уколоться; нельзя играть и пользоваться без разрешения электроприборами; дома и в ДОУ можно упасть на ровном месте, из окна, с балкона, с мебели, поэтому следует соблюдать осторожность и безопасность). Знает, как обращаться с ножницами, ножом, гвоздями и молотком, теркой, мясорубкой, иголкой. Знает приемы оказания первой помощи при порезах, ссадинах и ушибах;

Умеет пользоваться с осторожностью: самостоятельно - столовыми приборами; с разрешения взрослых - иголкой, теркой, молотком, гвоздями; совместно со взрослыми - мясорубкой, утюгом и другими инструментами и бытовыми приборами (по усмотрению родителей); обращаться к взрослым в использовании пожароопасных предметов; в случае любой беды рассказать и показать рану взрослым; пользоваться телефоном (если родителей нет дома) для вызова пожарных (01); оказать себе при необходимости первую помощь при порезах, ссадинах, ожогах, ушибах, а также обратиться за помощью; выполнять инструкции взрослого в определенных обстоятельствах; различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы; проявлять осторожность при общении с незнакомыми животными; соблюдать правила дорожного движения; держаться на воде, плавать, правильно вести себя на воде; правильно вести себя на солнце; элементарно обезопасить себя от контакта с незнакомым человеком на улице; как себя вести при встрече с незнакомым животным в случае его атаки;

Оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью).

Авторы всех имеющихся программ воспитания дошкольника этому направлению работы уделяют особое внимание, отмечая необходимость формирования опыта безопасного поведения детей, который трактуется как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка. Различные исследователи (П. Лич, П. Статмэн) отмечают преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности: они любят правила и целиком придерживаются их. Если же правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребёнка данного возраста к логичности становится союзником взрослого в обучении его правилам безопасности.

Главной задачей формирования основ безопасности является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ заключается в формировании у них основных понятий об опасностях, выработке умений прогнозировать их последствия, правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях.

Проблемы безопасности по праву относят к глобальным. Именно поэтому в настоящее время сформировалась новая образовательная область, которая так и называется «Безопасность жизнедеятельности ».

Ее цели :

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности;

Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

Задачи:

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям

Ее основная цель -- подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде (природной, техногенной и социальной).

Основные источники опасностей для дошкольника.

Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности, когда люди пытались защищаться от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, естественно, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением народа, наличием предметов бытовой техники и электроники.

Условно выделим основные источники опасностей для ребенка - дошкольника, связанные с местом его пребывания:

Опасности, с которыми он может столкнуться дома (или бытовые);

Опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице);

Опасности, подстерегающие его на улице и дороге;

Опасности на природе.

Признаками, определяющими опасность , являются:

· Угроза жизни.

· Возможность нанесения ущерба здоровью.

· Нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Опасности дома . Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наш дом, до отказа заполненный различной бытовой техникой и химией, часто представляет мину замедленного действия. К повреждениям, которые ребенок получает в результате несчастных случаев в квартире, относятся: ушибы, ссадины, царапины, растяжения, вывихи, ожоги, повреждения инородными телами (проглатывание, вдыхание, введение в нос, глаза, уши и т.д.).

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

Ш предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);

Ш предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);

Ш предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).

Ребенок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь, как нигде, уместны прямые запреты. Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. При необходимости прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например, «Кошкин дом» С. Маршака), играми-драматизациями.

Чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы , необходимо организовать специальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков (в зависимости от возраста детей).

Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и правила их хранения являются сферой родительской ответственности.

Опасности на улице. Одной из серьезнейших проблем любого города и области является дорожно-транспортный травматизм. До настоящего времени снизить его уровень не удается. Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный Госавтоинспекцией, травмы происходят по неосторожности детей, из-за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются:

ь неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте,

ь выход из-за стоящего транспорта,

ь неподчинения сигналам светофора,

ь нарушение правил езды на велосипедах и т.д.

Беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому - детская жизнь.

Опасности в природе . К природным опасностям относятся

· стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, например, ураганы, наводнения, сели;

· экстремальные ситуации;

· растения, животные, грибы и другие явления и объекты.

· Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека. К таким опасностям относятся туман, гололед, жара, барометрическое давление, излучения, холод и др.

Опасности контактов с незнакомыми людьми . Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически, не снижается. Статистика сексуальных преступлений против детей неполна и неточна. Большую часть подобных преступлений (61%) совершают психически здоровые люди, а не маньяки и психопаты. Более 60% насильников - люди моложе 21 года и лишь немногим более 10 % - старше 30 лет. Подавляющее большинство преступающих закон не посторонние, а хорошо знакомые детям люди. Из них примерно 40% - отцы, братья и другие родственники, а 45% - друзья, соседи, учителя, воспитатели.

Многие похитители и насильники кажутся дружелюбными и неопасными. Они профессионалы в том, чтобы понравится детям, и усыпить их бдительность, проявляют изощренную изобретательность. С помощью разнообразных предлогов стараются заманить малыша в безлюдное место. Вот некоторые из них: «Помогите, пожалуйста, убежала кошка в подвал...», «Пойдем, покажу тебе на чердаке котят», «Хочешь, я тебя прокачу» и т.д. Маленький ребенок, не задумываясь о последствиях, принимает предложение или соглашается помочь.

  • 6. Государственная политика повышения качества жизни российских граждан.
  • 7. Деятельность мирового сообщества по предотвращению и урегулированию вооружённых конфликтов.
  • 8. Дифференциация понятий поведение и поведенческая реакция в оценке ответственности (нормативно-правовой аспект).
  • 9. Законодательство рф о религиозных объединениях, свободе совести и защита прав человека от религиозного экстремизма.
  • 10. Индивидуальная и популяционная норма как показатель социальной адаптации личности.
  • 12. Комплексная характеристика религиозного экстремизма; понятие особенности и методы деятельности
  • 14. Мотивационная и психическая регуляция поведения человека в чс сх.
  • Психологическая готовность
  • Что делать, как поступить, чтобы избежать такого подавленного состояния людей?
  • 15. Нравственное воспитание человека как условие снижения риска возникновения социально опасных явлений.
  • 16. Объективная и субъективная природа чс социального характера.
  • 17. Опасная и чрезвычайная ситуация социального характера. Закономерности проявления.
  • 18. Понятие «защита населения». Объект защиты населения. Виды защиты населения.
  • 19. Понятия проступок и преступление. Виды и категории преступлений.
  • Категории тяжести преступлений
  • 20. Понятие риска. Виды рисков. Управление рисками.
  • 22. Понятие и проблема зависимости (игровая, табачная, алкогольная, наркотическая, психотропная) как социальной опасности.
  • 23. Прогнозирование чс социального характера. Характеристика последствий.
  • 24. Профилактика панических состояний, суицидального поведения.
  • 25. Психологические приёмы управления функциональным состоянием.
  • 26. Психофизиологическая адаптация человека к экстремальным условиям.
  • 27. Психофизиологическая оценка чс социального характера.
  • 28. Психофизиологическая оценка поведения человека до, во время и после чс социального характера.
  • 29. Разнообразие национальных культур, формирование толерантности и самоуважения.
  • 30. Разработка типовых гипотетических сценариев возникновения и развития чс сх.
  • 31. Снижение риска возникновения, количества потерь и объемов ущерба. Ликвидация последствий.
  • 32. Современная семья: проблемы и их решение.
  • 33. Характеристика социально опасных заболеваний. Основные тенденции и закономерности их возникновения и распространения.
  • 34. Социально опасные явления в зависимости от возрастно-половых особенностей личности, профессиональной принадлежности.
  • 35. Социально-экономическое развитие рф.
  • 36. Способы противодействия террористической деятельности. Ответственность за организацию, попытку совершения и совершение актов терроризма.
  • 37. Средства и способы защиты и самозащиты в чс социального характера.
  • 38. Статус безработного. Основные направления социально-психологической помощи безработным.
  • 39. Стресс, фрустрация, конфликт, кризис как социальная опасность.
  • 40. Транспортные аварии как вид происшествия социального характера.
  • 41. Формирование личности безопасного типа.
  • 42. Функции государства по защите населения от чс социального характера.
  • 43. Характеристика и динамика чс социального характера в Челябинске, Челябинской области за последние пять лет.
  • 44. Характеристика и динамика чс социального характера в рф за последние пять лет.
  • 45.Характеристика крайних психических состояний: ступор, паника, психоз, страх, депрессия, суицидальное поведение.
  • 46. Характеристика оружия самообороны.
  • 47. Характеристика элементов системы «человек-социальная среда» и управление ими.
  • 48. Чс социального характера как объект исследования.
  • 49. Юридические и правовые аспекты защиты и самозащиты от социально опасных явлений.
  • 50. Уголовно-правовая оценка опасных ситуаций социального характера. Виды наказаний.
  • 41. Формирование личности безопасного типа.

    Представление о личности безопасного типа поведения и ее формировании – одно из ключевых в методике обучения основам безопасности жизнедеятельности. В литературе и научно-методических исследованиях раскрыты различные аспекты формирования личности безопасного типа поведения, такие как: этапы формирования и компоненты личности (Л.А. Михайлов, М.В. Гордиенко и др.), методическое обеспечение процесса формирования, социальные аспекты (В.П. Соломин, П.В. Станкевич, Л.В. Байбородова, Э.М. Ребко и др.). Однако в исследованиях практически не затрагиваются такие аспекты как проблема мотивации учащихся к отработке и усвоению навыков безопасного поведения, влияние на этот процесс используемых приемов, методов и технологий обучения, их соответствия возрастным особенностям учащихся.

    Мотивация в психологии рассматривается с двух позиций: с одной стороны, как система факторов, определяющих поведение субъекта (мотивы, намерения, интересы, потребности, цели), с другой – как активное состояние психики, побуждающее субъекта к действию. Мы будем придерживаться первой позиции, так как она согласуется с представлениями о социальной безопасности, которая в узком значении трактуется как защита личности, семьи, общества и государства и может пониматься как состояние безопасности личности, общества и государства от целого комплекса разных угроз социального, экономического, политического, экологического, техногенного и иного характера. Именно защита личности, семьи, общества и государства являются поведенческими мотивами для личности безопасного типа.

    Вслед за Л.А. Михайловым, М.В. Гордиенко и другими исследователями под личностью безопасного типа поведения мы понимаем человека, безопасного для себя, окружающих, среды обитания, готового к предупреждению и преодолению опасных ситуаций, а в случае необходимости, и к защите себя, социума и природы от внешних угроз. Среди основных черт такой личности выделяют:

    1) Общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина;

    2) Бережное отношение к окружающему миру;

    3) Грамотность во всех областях безопасности жизнедеятельности;

    4) Наличие навыков защиты от угроз природы, людей, исходящих от внешних источников и самого себя.

    Содержание поведения личности безопасного типа определяется наличием трех основных компонентов, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания человека. Такими компонентами являются предвидение опасности, уклонение от опасности, преодоление опасности. Эти компоненты нашли свое отражение в требованиях ФГОС к предметным результатам освоения базового курса и в соответствующих программах.

    Формирование указанных компонентов в процессе обучения ОБЖ в школе происходит параллельно, однако, такие компоненты, как предвидение опасности и уклонение от опасности преимущественно формируются на завершающих этапах обучения. Это связано с тем, что возрасте до 10-11 лет учащийся не способен систематически выходить за пределы имеющейся информации с тем, чтобы описать то, что еще может произойти. Как отмечает М.В. Гордиенко, в плане формирования навыков безопасного поведения большинство детей испытывают трудности в правильном оценивании состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям (мимике, позам, жестам), а значит, в общении они в большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений. Деятельность учащихся этого возраста во многом имеет характерные черты игры: учет этой психологической особенности позволяет заметно повысить мотивацию учащихся к изучению ОБЖ, что подтверждается нашим педагогическим наблюдениям и анализом результатов обучения, осуществленными в ГБОУ СОШ №287 г. Санкт-Петербурга в течение 2013/14 учебного года.

    Например, учащиеся 5 класса в ходе изучения правил дорожного движения (эта тема включена в региональный компонент предмета и изучается в большем объеме, чем это предусмотрено учебными программами), при предоставлении выбора форм деятельности отдают предпочтение групповым формам творческой деятельности. Одной из таких форм является отражение различных ситуаций соблюдения и нарушения правил дорожного движения на плакатах. Факторами мотивации к рисованию плакатов у учащихся выступают интерес к автомобилям и технике, возможность использования знаний, полученных не только при изучении ОБЖ, но и из фильмов, мультфильмов, художественной литературы, а также возможность неформального общения в процессе работы над плакатами, наличие элементов игры при их обсуждении. Нами была отмечена активность учащихся, высокие результаты усвоения учебного материала, а также то, что полученные знания используются учащимися во внеурочное время в повседневной жизни, что соответствует чертам личности безопасного типа поведения.

    Учащиеся 6-9 классов по сравнению с младшими школьниками обладают достаточным субъектным опытом, что дает возможность использовать актуализирующие его методы и приемы обучения, например, дискуссии, решение учебных проблем интегративного характера. Этому способствует и учебный материал других предметов, изучаемых параллельно, где учащиеся знакомятся с теоретическими представлениями, позволяющими объяснять возникновение чрезвычайных ситуаций, физиологические процессы в организме человека, закономерности развития общества и другие вопросы, напрямую связанные с безопасностью. В числе учебных предметов отметим такие как физика (строение атома и атомного ядра, законы механики, представления об электрическом токе и звуке), химия (элементарные представления о процессе горения, химических свойствах кислорода, хлора, аммиака, кислот, щелочей), биология (представления о взаимосвязи процессов в живых организмах, об обмене веществ и энергетическом обмене), история (чрезвычайные ситуации в истории человечества), информатика (представления об информационных системах, источниках информации).

    Именно поэтому на данном этапе (6-9 классы) эффективными формами и методами формирования личности безопасного типа, наряду с изложением материала учителем, с просмотром и обсуждением фильмов и презентаций, работой с плакатами, рассказами учителя о действиях в различных чрезвычайных ситуация природного, техногенного и социального характера, самостоятельной работы с учебниками и информационными ресурсами, являются тренировки и различные внеклассные и внешкольные мероприятия. В ходе тренировок и мероприятий учащиеся приобретают навыки, проверяют и применяют на практике знания, полученные на уроках ОБЖ, демонстрируют конкретные примеры безопасного поведения и могут оценить последствия примеров неправильного поведения в различных ситуациях. Именно эти формы и методы позволяют учесть психологические особенности учащихся данного возраста, а также дают учащимся возможность реализовать такие компоненты личности безопасного поведения, как предвидение опасности и уклонение от опасности. Немаловажно и то, что именно тренировки и различные мероприятия позволяют заметно повысить мотивацию учащихся к изучению теоретического материала основ безопасности жизнедеятельности.

    Наблюдение показывает, что тренировки (организованная эвакуация, надевание средств химической защиты, работа с картой) для учащихся менее интересны – в их процессе многократно повторяются одни и те же действия. Это обусловлено тем, что учащимся сложно длительное время удерживать внимание на каком-либо одном действии или приеме, что приводит к заметному снижению мотивации к обучению. Мероприятия и различные игры в этом плане выгодно отличаются от тренировок, особенно в том случае, если они включают разные по содержанию виды деятельности (как групповые, так и индивидуальные, учитывая характерную для этого возраста потребность в автономии, отмеченную выше).

    Примером хорошо зарекомендовавшего себя мероприятия может служить военно-патриотическая игра «Зарница». Игра проводится во многих районах города и весьма популярна среди школьников. Проводится один раз в год. Школьники организованно отправляются за город, где они в различных конкурсах и соревнованиях имеют возможность показать свои знания и умения, которые приобрели в ходе изучения ОБЖ.

    Практика показывает, что даже не имевшие соответствующих навыков учащиеся, пройдя все этапы игры (оказание первой медицинской помощи, пожарная полоса, полоса гражданской обороны, стрельба, соревнование на знание и соблюдение правил дорожного движения и др.), овладевают моделями поведения и действия в различных ситуациях природного и техногенного характера.

    Учет психолого-педагогических особенностей учащихся того или иного возраста, черт личности безопасного типа поведения открывает возможности для повышения мотивации школьников к изучению основ безопасности жизнедеятельности.