Функции прокуратору. Функции прокуратуры рф кратко


И задачи которой будут рассмотрены далее, не относится к судебной системе. Работа в ее учреждениях и подразделениях является разновидностью федеральной госслужбы. Органами прокуратуры решаются задачи , направленные на надзор за соблюдением законодательства, действующего на территории страны. Они призваны обеспечить защиту свобод, прав граждан, интересов государства и общества. Рассмотрим далее задачи органов прокуратуры, а также принципы, на которых базируется их работа.

Ключевые направления

Понятие и задачи прокуратуры закреплены в ФЗ № 2202-1. В 1 статье нормативного акта определены ключевые направления работы. Цели и задачи прокуратуры сводятся к обеспечению:

  1. Верховенства закона.
  2. Защите свобод,
  3. Укрепления и единства закона.
  4. Защиты государственных и

Первое и второе направления считаются приоритетными. Вместе с тем недопустимо противопоставлять правозащитные задачи деятельности прокуратуры охране государственных и общественных интересов. Без обеспечения последней нельзя гарантировать защиту свобод и прав населения. Цели надзора можно разделить на конечные и ближайшие. К первым относят принятие мер по выявлению конкретного нарушения интересов граждан и их восстановление. В качестве конечного результата выступает создание условий, исключающих несоблюдение закона.

Задачи прокуратуры РФ

Они сформулированы в конституционных положениях, ФЗ № 2202-1, указаниях и приказах, прочих нормативных актах. Задачи органов прокуратуры связаны с обеспечением надзора за единообразным и точным соблюдением законов федеральными службами, министерствами и прочими институтами власти, региональными и территориальными структурами, подразделениями военного управления, контроля, их служащими, администрациями и руководителями организаций. В каждой отрасли, направлении работы ставятся конкретные вопросы и проблемы. Их разделяют на частные и общие. Все они связаны друг с другом, их реализация взаимообусловлена. Специальные и общие задачи органов прокуратуры закреплены Конституцией, законодательством и прочими актами, регламентирующими отдельные элементы надзора и другой работы института. Частные проблемы достаточно многочисленны и разнообразны. Они появляются в конкретных условиях работы института.

Основные задачи прокуратуры

В рамках надзора за соблюдением нормативных предписаний должностные лица в первую очередь осуществляют проверку соответствия издаваемых правовых документов Конституции, ФЗ, В входит:

  1. Защита интересов и прав организаций и граждан, ставших потерпевшими в преступлениях, личности от необоснованного и незаконного обвинения, ограничения свобод, осуждения.
  2. Обеспечение строго выполнения положений УПК при задержании подозреваемых.
  3. Соблюдение законности при применении мер пресечения и привлечении к ответственности по статьям УК.
  4. Выполнение нормативных предписаний и распоряжений Генпрокурора об объективном, всестороннем и полном изучении обстоятельств дела.

В рамках надзора за соблюдением законодательства администрациями учреждений, осуществляющих исполнение наказаний, принудительных мер, назначенных судом, производятся проверки:

  1. Правомерности нахождения граждан в местах предварительного заключения, содержания задержанных, исправительных и прочих заведениях.
  2. Соблюдения прав и выполнения обязанностей осужденных, заключенных под стражу, задержанных и субъектов, подвергнутых принудительным мерам, установленных нормативными актами, обеспечения условий, порядка их содержания.

Участие в уголовных производствах

В рамках рассмотрения дел реализуются следующие :


Гражданское судопроизводство

В рамках рассмотрения споров в входит:

  1. Обеспечение требований законодательства о полном, всестороннем и объективном рассмотрении судом обстоятельств дела, содействие в вынесении обоснованного, справедливого, правомерного решения.
  2. Своевременное принятие мер, предусмотренных нормами, по устранению нарушений, от кого бы они ни исходили.
  3. Участие в разбирательстве гражданских споров в случаях, закрепленных законодательством.
  4. Обращение в суды общей юрисдикции с заявлениями о защите интересов и прав организаций, государства и граждан. Законодательство специально оговаривает соответствующие случаи.
  5. Внесение представлений в апелляционную надзорную, кассационную инстанции для обеспечения обоснованности, правомерности и справедливости актов, вынесенных судами общей юрисдикции.

Арбитражные процессы

В при разбирательстве экономических споров входит:

Исполнительное производство

В задачи прокуратуры также входит надзор за работой судебных приставов. В частности, должностные лица:

  1. Обеспечивают обоснованность исполнения норм процессуального права, регулирующих правильность и своевременность исполнения актов судов по гражданским, уголовным, арбитражным производствам.
  2. Проверяют законность постановлений.
  3. Контролируют правомерность применения приставами оружия и прочих спецсредств, соблюдение ими свобод и прав граждан при реализации принудительных мер, осуществлении мероприятий по поддержанию в служебных помещениях общественного порядка.

Принципы работы

Прокуратура России формирует единую централизованную федеральную систему учреждений и подразделений. Полномочия реализуются на основе вертикального подчинения. Органы прокуратуры выполняют задачи независимо от федеральных, региональных, территориальных институтов власти, общественных организаций в строгом соответствии с нормативными предписаниями. реализуют полномочия гласно в той степени, в которой это допускают правовые акты об охране свобод и интересов граждан, о государственной и иной охраняемой тайне.

Ограничения

Следователи и прокуроры обладают особым статусом. Он накладывает на них соответствующие ограничения. В частности, указанные лица не могут состоять в общественных объединениях, политической направленности, а также участвовать в их работе. Не допускается формирование таких организаций и в учреждениях прокуратуры. Кроме этого, служащие не могут совмещать основную работу с иными оплачиваемыми или оплачиваемыми занятиями. Исключениями являются преподавательская, научная, творческая деятельность.

Независимость

Законодательство запрещает всякое вмешательство в Любое воздействие структур власти, общественных организаций, СМИ, их должностных лиц и представителей для влияния на принимаемые решения или создания препятствий в работе служащих предполагает ответственность. Прокуроры не обязаны давать какие-либо объяснения по существу дел, находящихся у них в производстве, предоставлять материалы кому-либо для ознакомления, кроме случаев, прямо закрепленных законодательством. Должностные лица не связаны решениями, принимаемыми общественными объединениями. Никто не может без разрешения служащих обнародовать информацию о предварительном следствии и проверках до их окончания. Невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, уклонение от явки по вызову влекут ответственность, определенную законом.

Права

Для реализации задач, прокуроры могут участвовать в заседаниях органов представительной и исполнительной власти федерального и регионального уровня, а также территориальных структур власти. Они могут привлекаться к рассмотрению протестов и представлений, внесенных ими. Генпрокурор и служащие, подчиненные ему, координируют деятельность, направленную на борьбу с преступностью органов ВД, ФСБ, ФТС и иных правоохранительных структур. Для обеспечения реализации соответствующих полномочий организуются совещания, создаются рабочие группы, запрашивается статистическая и иная информация, осуществляются иные мероприятия, согласно Положению, утвержденному Президентом.

Дополнительно

Прокурор при возникновении в ходе реализации своих задач необходимости совершенствования существующих нормативных актов может внести в органы, наделенные законодательной инициативой, соответствующего, а также нижестоящего уровня предложения о дополнении, изменении, принятии, отмены правовых документов. Данное право делает служащих активными участниками нормотворчества. В органах прокуратуры осуществляется рассмотрение и разрешение обращений, заявлений, жалоб, содержащих информацию о нарушении законодательных положений. Решения, принимаемые должностными лицами, не препятствуют реализации лицами их права на предъявление исков в суд. При этом установлен определенный порядок подачи Решения по жалобе на определение, приговор, постановление суда может оспариваться. Соответствующее заявление направляется исключительно вышестоящему прокурору. Законодательство предписывает служащим составлять мотивированный ответ на жалобу или иное обращение. В случае отказа в удовлетворении заявления, лицу его направившему, должны разъясняться правила обжалования такого решения, порядок, в соответствии с которым ему надлежит требовать судебной защиты, если это предусматривается нормами.

Прокурор, согласно предписаниям законодательства, принимает необходимые меры для привлечения субъектов, совершивших нарушение, к ответственности. Нормативными актами не допускается пересылка жалобы в орган либо должностному лицу, действия или решения которых оспариваются.

Федеральный закон о прокуратуре указывает основную функцию прокуратуры - надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов. Но при этом прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. В п. 2 ст. 1 Закона содержится перечень основных функций прокуратуры.

Прокурорский надзор возникает не потому, что учреждается прокуратура, а потому, что с возникновением законности в государстве появляются органически связанные между собой объективные потребности в обеспечении ее единства и направленная на это функция надзора. Если правомочиями по обеспечению прав и свобод граждан, народовластия, правопорядка наделены высшие органы государственной власти, судебные, правоохранительные и иные органы, то осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов в целях обеспечения их верховенства, единства и укрепления законности - явление уникальное; в такой трактовке данная обязанность возложена только на один орган - прокуратуру РФ. Отмена этих надзорных полномочий прокуратуры возможна лишь с приданием их какому-либо иному властному органу, например, омбудсмену (уполномоченному по правам человека), и т.д. При ликвидации же надзора за исполнением законов неизбежно наступят анархия и правовой беспредел. Без независимого прокурорского надзора практически не будет механизма реагирования на нарушение законов судами. Мельников Н.В. Прокурорская власть//Государство и право. - 2002. - №2. - С.16.

Надзор за исполнением законов - сложная по содержанию функция прокуратуры, распространяется на многие урегулированные законом сферы правовых отношений. При этом акты прокурорского реагирования носят информационно-правовой характер. Когда прокурор опротестовывает незаконный правовой акт органа управления, он лишь требует от этого органа принять решение по существу установленных им правонарушений и обстоятельств, им способствовавших. Однако решение по протесту или по представлению прокурора об устранении нарушений закона принимает либо орган управления, либо суд. (Так, например, прокурором установлено, что преступление, совершенное гражданкой С. в отношении гражданина Н., предусмотренное ч. 1 ст. 107 УК РФ - убийство, совершенное в состоянии сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием со стороны потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего - стало возможным ввиду отсутствия должного контроля со стороны участкового уполномоченного милиции, обслуживающего административный участок его проживания. На основании этого прокурором Тяжинского района внесено представление начальнику ОВД по Тяжинскому району).

В сфере осуществления дознания и предварительного следствия, а также исполнения наказаний полномочия прокурора носят властно-распорядительный характер и обязательны для исполнения (за исключениями, определенными законом). (Так, например, прокурор прокуратуры Тяжинского района направил в орган предварительного следствия - руководителю Тяжинского межрайонного следственного отдела - требование об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия - требований ч. 5 ст. 208 УПК РФ).

Прокурорский надзор состоит в наблюдении за законностью решений должностных лиц органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, в принятии предусмотренных законом мер к устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности. (Например, прокурором Тяжинского района главе Тяжинского района внесено представление об устранении нарушений требований Федерального закона «Об образовании», Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», Устава Тяжинского района в связи с несоблюдением порядка лицензирования образовательных учреждений района).

Статьей 27 Федерального закона о прокуратуре установлено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. Статья 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ Федеральный закон «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 г. №138-ФЗ. уполномочивает прокурора на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае если они по состоянию возраста, недееспособности и другим уважительным причинам не в состоянии самостоятельно отстаивать в суде нарушенные интересы. (Например, в целях защиты законных интересов несовершеннолетнего К., оставшегося без попечения родителей, прокурор Тяжинского района обратился в суд с заявлением об установлении факта признания отцовства умершего гражданина Е. в отношении данного несовершеннолетнего К.).

Каждая из отраслевых функций надзора имеет относительно самостоятельный предмет ведения, или предмет надзора, который отражает специфику деятельности органов прокуратуры в соответствующей сфере правовых отношений. Полномочия прокуроров при осуществлении надзорных функций имеют во многом общие по форме правовые средства (или акты): требование, протест, постановление, представление, которые при решении вопроса об ответственности (уголовной, материальной, гражданско-правовой, административной, дисциплинарной) получают конкретную форму и содержание. Прокурор осуществляет надзор за исполнением вступивших в установленном порядке в силу международных договоров РФ. (Например, прокурор Тяжинского района осуществляет надзор за соблюдением органом опеки и попечительства в лице Управления образования Администрации Тяжинского района п. 1 статьи 19 Конвенции о правах ребенка). Конвенция о правах ребенка. Конвенция одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., подписана от имени СССР 26 января 1990 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. августа 1990 г. Конвенция вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.

В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры, надзорная функция разделяется на подфункции:

· надзор за исполнением законов федеральными Министерствами, службами и агентствами, представительными (законодательными) (например, Совет народных депутатов Тяжинского района), и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления (например, Администрацией Тяжинского района), органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

· надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина названными выше субъектами правоприменения;

· надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие (в частности, такой контроль в прокуратуре Тяжинского района за органом предварительного следствия - Тяжинским межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Кемеровской области осуществляет заместитель прокурора);

· надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Прокурор участвует во всех видах судопроизводства и судебных инстанциях. Он уполномочен вносить представление на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. При этом прокуроры не осуществляют надзор за судами, которые независимы при отправлении правосудия и подчиняются только закону.

Самостоятельная функция прокуратуры - осуществление уголовного преследования, а также надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, а в судебном производстве - поддержание государственного обвинения. Уголовное преследование представляет собой процессуальную деятельность, которая осуществляется стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Федеральный закон «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 №174-ФЗ. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в соответствии со своей компетенцией осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства. Прокуратура осуществляет эту функцию наряду с другими правоохранительными органами, наделенными функцией расследования преступлений путем предварительного следствия и (или) дознания. С принятием 5 июля 2007 года Федерального закона №87-ФЗ в связи с созданием Следственного комитета полномочия прокуроров по осуществлению уголовного преследования существенно перераспределены в пользу руководителей следственных органов, сокращены властно-распорядительные полномочия прокурора. Надзор и следствие разделили - количество претензий к следствию со стороны прокуроров возросло. Правда заключается в том, что прокуроры перестали закрывать глаза на те нарушения, которые, безусловно, и раньше имели место. И это - положительный эффект от изменения законодательства Н. Говорков. Хотели сделать лучше… //Законность. - 2008. - №7. - С.31..

Функцией прокуратуры является координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Эта функция состоит в обеспечении согласованного взаимодействия правоохранительных государственных структур, наделенных специальными полномочиями в сфере противодействия преступности (дознание, предварительное следствие, ОРД). Координация преследует цель наиболее успешно осуществлять меры по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, принимать или рекомендовать компетентным органам меры по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений. Таким образом, предметом координации является упорядочивание, оптимизация взаимодействия правоохранительных органов при выполнении их общей задачи, но осуществляемой посредством присущих каждому из этих органов правовых, организационных, информационных и иных средств, форм и методов.

Одна из функций прокуратуры - участие в правотворческой деятельности.

Конституция РФ не предусмотрела Генерального прокурора РФ в числе субъектов права законодательной инициативы. Статья 9 Закона о прокуратуре отчасти компенсирует отсутствие такого права. Участвуя в правотворческой деятельности, Генеральный прокурор РФ, подчиненные ему прокуроры вносят в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных правовых актов. Уставами ряда субъектов прокурорам предоставляется право законодательной инициативы в соответствующем законодательном (представительном) органе власти. (Например, п. 1 статьи 12 Устава Кемеровской области предусматривает право законодательной инициативы прокурора Кемеровской области). Закон Кемеровской области от 05 06.1997 №10-ОЗ. Устав Кемеровской области в ред. Законов Кемеровской области от 29.06. 2009 №71-ФЗ. Принят Законодательным Собранием Кемеровской области 09.04.1997.

Прокуроры всех уровней систематически накапливают и оценивают информацию о соответствии действующих законов потребностям правового регулирования общественных отношений, а также о пробелах и иных дефектах правового регулирования, о необходимости дать толкование законам и иным правовым нормам, реализуют ее путем внесения предложений о правовом регулировании компетентным органам соответствующего уровня, а при необходимости представляют ее вышестоящему прокурору.

Статья 9.1 Федерального закона о прокуратуре возлагает на прокурора обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов.

Прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Требование об изменении нормативного правового акта может быть отозвано прокурором до его рассмотрения соответствующими органом, организацией или должностным лицом. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа.

О результатах рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта незамедлительно сообщается прокурору, внесшему требование.

Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.

Закон о прокуратуре содержит указание на функции в ряде норм. Уже в ст. 1, определяя понятие прокуратуры, законодатель раскрывает его через основную функцию - надзор за исполнением законов, при этом подчеркивая, что "прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами". В другой норме определяется, что "на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами" (ст. 3).

В п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре содержится, по существу, перечень основных функций прокуратуры. Однако в нем отсутствует общее определение понятия функции. По выражению В.П. Рябцева, понятие "функция" относится к числу правовых категорий, которые раскрывают и объясняют содержание структуры и пределы деятельности того или иного государственного органа.

Основные функции прокуратуры:

1. Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, ведомствами военного управления, структурами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, ведомствами военного управления, структурами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.



3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

4. Надзор за исполнением законов судебными приставами.

5. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

6.Уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ.

7.Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.(В соответствии с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.04.1996 № 567, руководящая роль в координации возложена на органы прокуратуры.)

8.Участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами.

9.Опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов.

10.Участие в правотворческой деятельности. (В настоящее время 77 прокуроров субъектов РФ наделены правом законодательной инициативы конституциями (уставами) регионов. В большом числе субъектов РФ прокуроры городов и районов обладают правом нормотворческой инициативы в представительных органах согласно уставам муниципальных образований)

11.Осуществление международного сотрудничества(к примеру).

12.Участие в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления.

13. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Как мы видим, законодатель закрепил за прокуратурой России достаточно много полномочий. Не случайно в учебной литературе о прокуратуре России говорится как о "многофункциональном органе". Необходимо отметить, что приведённый перечень функций российской прокуратуры не является исчерпывающим. Анализ федерального законодательства и практики деятельность прокуратуры даёт нам основания выделить также функцию профилактики правонарушений; правовое просвещение граждан; правообеспечительную функцию прокуратуры (функцию обеспечения прав и свобод человека и гражданина).

Поскольку и во внутренней политике государства, и в учебной литературе, и в законодательстве проблемы обеспечения, охраны, защиты, гарантирования прав и свобод человека и гражданина являются на сегодняшний день первостепенными, постольку вопрос о выделении правообеспечительной функции прокуратуры является своевременным и правомерным. Действительно, почти все направления деятельности и полномочия российской прокуратуры (общий надзор; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и др.) имеют единую цель - обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

По нашему мнению, правообеспечительная функция прокуратуры включает в себя:

1) деятельность прокуратуры по созданию предварительных условий для реализации прав и свобод человека и гражданина;

2) деятельность прокуратуры по охране прав и свобод человека и гражданина;

3) деятельность прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, правообеспечительная функция российской прокуратуры - это предопределённая правоохранительной функцией государства, независимая, самостоятельная, активная деятельность прокуратуры по созданию предварительных условий для реализации, а также по охране и защите прав и свобод человека и гражданина.

Помимо основных функций прокуратура выполняет ряд побочных. К примеру повышение правосознания населения страны, так исходя из данных Владимира Григорьевича Бессарабова опубликованных в статье "Функции современной российской прокуратуры" мы видим что начиная с 1960 года по настоящее время количество лекций и бесед на правовые темы увеличилось почти в 10 раз.


Глава 2. Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации

Каковы они? Это функции прокурорской деятельности в уголовном процессе. В предварительном следствии – надзор за возбуждением и расследованием дела, последующим преследованием. Вторая часть задачи заключается в участии в судебном процессе. Проводится поддержка обвинения и подается прошение в вышестоящую инстанцию в порядке надзора за решением нижестоящего органа власти. Обязанности В обязанности прокуратуры РФ входит рассмотрение сообщений, заявлений и жалоб о нарушении человеческих свобод и прав. Все виды обращений должны предъявляться в письменной форме. Все они рассматриваются в установленный законом срок. После этого заявитель получает ответ с результатом проверки. Работники рассматриваемого органа должны разъяснять пострадавшим порядок защиты их интересов и прав.

Основные функции прокуратуры рф

Предметом прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу являются Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»: — законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание; соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

Основные функции и задачи прокуратуры

Федеральным законом от 10.02.1999 N 31-ФЗ) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами. (абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ) 3.

9.4. функции прокуратуры

Должностные лица реализуют полномочия гласно в той степени, в которой это допускают правовые акты об охране свобод и интересов граждан, о государственной и иной охраняемой тайне. Ограничения Следователи и прокуроры обладают особым статусом.


Важно

Он накладывает на них соответствующие ограничения. В частности, указанные лица не могут состоять в общественных объединениях, политической направленности, а также участвовать в их работе. Не допускается формирование таких организаций и в учреждениях прокуратуры.


Кроме этого, служащие не могут совмещать основную работу с иными оплачиваемыми или оплачиваемыми занятиями. Исключениями являются преподавательская, научная, творческая деятельность.
Независимость Законодательство запрещает всякое вмешательство в прокурорский надзор.

Перейти к загрузке файла Прокурорский надзор Прокурорский надзор является главным направлением деятельности Прокуратуры РФ. Предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными выше Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства Российской Федерации.

Функции прокуратуры российской федерации

В целях обеспечения координации деятельности этих органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ; – участия в правотворческой деятельности. Прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов; – издательскую.

Статья 1. прокуратура российской федерации

Внимание

Они также могут участвовать в рас­смотрении внесенных ими представлений и протестов федераль­ными органами исполнительной власти, представительными (за­конодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, коммерческими и неком­мерческими организациями. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры ко­ординируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, ор­ганов таможенной службы и других правоохранительных орга­нов.


В целях обеспечения этой координации прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, ис­требует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утвер­ждаемым Президентом РФ.

Функции прокуратуры рф

В частности, должностные лица:

  1. Обеспечивают обоснованность исполнения норм процессуального права, регулирующих правильность и своевременность исполнения актов судов по гражданским, уголовным, арбитражным производствам.
  2. Проверяют законность постановлений.
  3. Контролируют правомерность применения приставами оружия и прочих спецсредств, соблюдение ими свобод и прав граждан при реализации принудительных мер, осуществлении мероприятий по поддержанию в служебных помещениях общественного порядка.

Принципы работы Прокуратура России формирует единую централизованную федеральную систему учреждений и подразделений. Полномочия реализуются на основе вертикального подчинения.
Органы прокуратуры выполняют задачи независимо от федеральных, региональных, территориальных институтов власти, общественных организаций в строгом соответствии с нормативными предписаниями.

Функции прокуратуры рф кратко

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. 6.Уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ. 7.Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.(В соответствии с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.04.1996 № 567, руководящая роль в координации возложена на органы прокуратуры.) 8.Участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами. 9.Опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов. 10.Участие в правотворческой деятельности.

Функции прокуратуры рф реферат

Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется органами дознания и следователями ОВД, прокуратуры, ФСБ, Федеральной службы налоговой полиции. Прокурор осуществляет надзор за всеми этими органами.
Прокурор имеет право истребовать и проверять уголовные дела, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях; санкционировать применение меры пресечения в виде заключения под стражу или залога; санкционировать производство обыска, отстранение обвиняемого от должности; продлевать сроки следствия и дознания, а также сроки содержания обвиняемого под стражей; утверждать обвинительное заключение, постановление о направлении дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера; давать органам дознания и следователям письменные указания; давать согласие на прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

Прокуратура Российской Федерации (далее - прокуратура) - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура в Российской Федерации не относится ни к одной из ветвей власти - исполнительной, законодательной или судебной. Согласно ст. 129 Конституции Российской Федерации прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации . Прокуратура является самостоятельным правоохранительным органом, который обеспечивает соблюдение законности в Российской Федерации. Основной, ведущей функцией прокуратуры является прокурорский надзор , который предопределяет ее социальное предназначение как государственного института.

История

В переводе с латинского «procure» означает «обеспечиваю, предотвращаю, забочусь». Указ Петра I о создании российской прокуратуры, прообразом которой послужила прокуратура Франции, издан 12 января 1722 г. Этим же указом при Правительствующем Се-нате была учреждена должность генерал-прокурора, ко-торому предписывалось надзирать за законностью дея-тельности государственных органов.

Суть самой должности прокурора Пётр I выразил словами, когда 18 января 1722 г. представлял сенаторам генерал-прокурора П. И. Ягужинского: «Вот моё око, коим я буду всё видеть…». С тех пор в общественном сознании и закрепилось представление о прокуроре как об «оке государевом».

Функции прокурора были довольно широкими, хотя и видоизменялись. Тем не менее, основным назна-чением прокуратуры практически на всех этапах её существования (вплоть до 1864 г.) был надзор за исполнением законов государственными и обще-ственными органами.

В период судебной реформы 1864 г. произошел по-ворот прокуратуры от функции блюстителя законности, «ока государева», к функции обвинитель-ной власти - «обличения обвиняемых перед судом». Был введён институт государственных обвинителей, заимствованный с Запада .

Дореволюционные российские юристы и общественные деятели неоднократно отмечали необходимость нравственных начал в работе прокурора. Как писал известнейший русский криминалист И. Я. Фойницкий : «…в прокурорской деятельности , кроме стороны исполнительной, есть сторона творческая, духовная; она неотделима от личности со всеми её симпатиями и антипатиями, со всеми её убеждениями и даже предубеждениями; успех её, крайне важный для государства, может быть обеспечен только при условии широкого признания в лице прокурора человека, не поглощаемого в чиновнике» .

Российские учёные-правове-ды включили прокурора в уголовное судопроизводство, устранив инквизиционный процесс, но вместе с ним — и так называемый общий надзор, осуществляемый прокуратурой в дореформенный период. Прокуратура в России в таком виде просуществовала до ее упразднения Декретом о суде № 1, принятом СНК РСФСР 24 ноября 1917 г.

Опыт последующих лет показал необходимость воссоздания независимого органа, осуществлявшего от имени государства надзор за законностью. В ход дискуссии по вопросу о статусе прокуратуры вмешался В. И. Ленин , написавший письмо «О «двойном» под-чинении и законности» . В этом письме изложены принципы организации и деятельности советской про-куратуры, реализованные в Положении о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 г. В Положении нашли последо-вательное закрепление принципы единства и централи-зации прокурорской системы и её независимости от местных влияний.

С момента своего воссоздания прокуратура не была самостоя-тельным органом. В течение длительного времени она находилась в составе Наркомюста РСФСР, а затем, вплоть до 1933 г., при Верховном Суде СССР осу-ществляла надзор за законностью в стране во взаимо-действии с органами юстиции. Народный комиссар юстиции являлся одновременно и прокурором респуб-лики.

Важное событие в истории прокуратуры — принятие 20 июня 1933 г. постановления ЦИК и СНК СССР «Об учреждении Прокуратуры Союза ССР», в котором определялись полномочия Прокурора Союза ССР.

Постановлени-ем ЦИК и СНК СССР от 17 декабря 1933 г. было утверждено Положение о Прокуратуре Союза ССР. В нём были определены функции Прокуратуры СССР и порядок их осуществления, а также отрасли прокурор-ского надзора: общий надзор, надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ и милиции, надзор за предварительным расследованием, надзор (наблюде-ние) за правильным и единообразным применением законов судебными органами, надзор за законностью и правильностью деятельности исправительно-трудовых учреждений.

В период так называемой «хрущёвской оттепели», знаменующей отказ от сталинской уго-ловной политики, очередным важным этапом в разви-тии прокуратуры стало принятие 24 мая 1955 г. Поло-жения о прокурорском надзоре в СССР. В нём были законодательно закреплены и получили развитие идеи о значении законности в Советском государстве и о роли прокуроров в его обеспечении. В Поло-жении были определены задачи, полномочия прокуро-ров, средства прокурорского реагирования на обнару-женные нарушения законов в уголовном и гражданском судопроизводстве.

Принятие Конституции СССР 1977 г. обусловило необходимость подготовки Закона о прокуратуре СССР, который был принят 30 ноября 1979 г. В нём нашли закрепление и правовую регламентацию основополагающие принципы органи-зации и функционирования органов советской проку-ратуры, основные направления их деятельности.

Распад СССР, новые политико-правовые и эконо-мические условия развития нашей страны, связанные с реальным разделением законодательной, исполнительной и судебной властей, ростом разногласий во взаимоотношениях между Российской Федерацией и её субъектами, развитием рыночных отношений, обусловили необходимость принятия Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре), в который 17 ноября 1995 г. были внесены существенные изменения. По сути можно говорить о принятии в 1995 г. нового Закона о прокуратуре. В законе сохранены и усилены положения, учитывающие преем-ственность отечественного правового опыта, в том числе направленность деятельности прокуратуры на обеспечение реальных га-рантий прав и свобод человека и гражданина.

Система прокуратуры Российской Федерации

Система прокуратуры Российской Федерации согласно Закону о прокуратуре включает в себя три основных звена - Генеральная прокуратура Российской Федерации , прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. В систему органов прокуратуры также входят научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами .

К числу специализированных прокуратур относятся военные прокуратуры, транспортные прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, природоохранные прокуратуры, прокуратуры за исполнением законов на особо режимных объектах, работа которых построена не по территориальному, а по предметному (функциональному) принципу.

Например, с учетом особенностей организации и управления в Вооруженных силах Российской Федерации (межрегиональный характер размещения войск, особый характер взаимоотношений органов военного управления с органами государственной власти и ) надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов органами военного управления, соответствие законам издаваемых или правовых актов, соблюдением прав военнослужащих и членов их семей осуществляется военными прокуратурами.

Возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации .

В систему прокуратуры Российской Федерации с 2007 года входит Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации , который возглавляется Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Законом о прокуратуре определены цели и принципы организации и деятельности прокуратуры. Прокуратура осуществляет свою деятельность в целях обеспечения: 1) верховенства закона; 2) единства и укрепления законности; 3) защиты прав и свобод человека и гражданина; 4) защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

Принципами организации и деятельности прокуратуры являются:

  • принцип законности;
  • принцип единства;
  • принцип централизации или принцип подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим;
  • принцип независимости;
  • принцип гласности;
  • принцип «внепартийности» прокурорских работников.

Функции прокуратуры Российской Федерации

Основная функция прокуратуры — это надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов. По своей природе эта деятельность многообразна, направления названной деятельности, имеющие собственный предмет надзора, принято называть отраслями прокурорского надзора. Закон выделяет четыре отрасли прокурорского надзора:

  • надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти , представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность , дознание и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Закон о прокуратуре определяет полномочия прокурора применительно к каждой из отраслей прокурорского надзора, регламентирует меры прокурорского реагирования на нарушение закона.

Например, при осуществлении надзора за исполнением закона (первая отрасль) и за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (вторая отрасль) в целях выявления нарушения закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Для устранения выявленных нарушений прокурором могут быть приняты меры реагирования - протест , представление , постановление о возбуждении производства об административном правонарушении , а в целях предупреждения нарушений - объявление предостережения о недопустимости нарушений закона .

Применение актов реагирования отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают.

Выбор того или иного средства реагирования относится к компетенции прокурора и зависит от характера нарушений закона, необходимости достижения стоящих перед прокуратурой задач по эффективному их устранению.

В ходе профилирующей надзорной деятельности наиболее ярко проявляется правозащитный потенциал прокуратуры, направленность ее деятельности на обеспечение верховенства закона и защиту прав человека и гражданина.

Выполнению надзорной функции призваны содействовать другие функции, возложенные на прокуратуру - уголовное преследование, координация правоохранительных органов по борьбе с преступностью , участие в соответствии с процессуальным законодательством в рассмотрении дел судами (арбитражными судами), участие в правотворческой деятельности, международное сотрудничество.