Генеральная прокуратура рф сводный план проверок. Прокурорские проверки ограничили


Теперь прокуроры не могут требовать документы когда захотят, бесконечно продлевать сроки и проверять то, что их вообще не касается.

Закон ограничил длительность проверок и объяснил, какие документы прокурорам можно не показывать.

Кого это касается?

Это касается всех: обычных людей, мелких предпринимателей, неизвестных фирм и крупных организаций. Ведь прокуратура может проверять всё что угодно: как соблюдаются права сотрудников на предприятии, правильно ли установлены тарифы на жилищно-коммунальные услуги и имел ли право мэр отменять бесплатный проезд для многодетных. А еще прокуратура проверяет проверяющих: налоговую, районную управу или пожнадзор.

Управа на прокурора 👮

Как было раньше?

У прокуроров были почти неограниченные права. Они сами назначали сроки представления документов, а проверки могли проводить месяцами. В это время частная компания, бизнес-центр или небольшая торговая точка могли совсем закрыться и не получать дохода. В стране, в которой не уважают закон, а правоохранительные органы находятся в сговоре с преступниками, прокурорская проверка могла бы стать инструментом рейдерского захвата или давления на предпринимателя.

Еще прокуроры могли проверять одно, а документы требовать совсем на другое: запрашивать каждый день новые справки, свидетельства, бухгалтерские документы и договоры, а потом не возвращать их. Или прийти с проверкой один раз, получить документы, а через неделю прийти снова и опять запросить те же документы. А потом без надобности привлекать для проверки экспертов и другие контролирующие организации.

Что изменилось?

Документы. Для обычных проверок справки, копии документов и пояснения нужно собрать за 5 рабочих дней. Если прокуратура проверяет соблюдение закона - за 2 рабочих дня. Если есть угроза жизни, имуществу или экологии - в течение суток.

Если вовремя собрать документы не получается, можно попросить о продлении срока. Увеличить сроки прокуратура может, а уменьшить - нет.

Требования. Прокурор не должен запрашивать информацию не по теме проверки, если только это не страшное нарушение. Документы, которые уже передавались в прокуратуру, нельзя требовать повторно. Достаточно письменно ответить прокурору, когда и по какой проверке предоставлены материалы.

Полномочия. Прокуратура не заменяет другие ведомства и может приходить с проверкой только в крайнем случае. Если налоги проверяет налоговая, а права потребителя - Роспотребнадзор, то прокурор теперь не начнет проверку на свое усмотрение. Для этого нужна серьезная причина и четкое понимание, что без прокурора никак.

Цель проверки. Если прокуратура начала проверку, она должна в решении объяснить, что, зачем и на каком основании проверяет. Расширять предмет проверки без ограничения, как раньше, теперь нельзя. Прокуроры обязаны аргументировать, почему нужна дополнительная проверка, и оформить на нее отдельные документы.

Сроки. На проверку отводится месяц. Продлевать можно только в крайнем случае и не больше чем еще на месяц. Если и этого времени мало, придется просить разрешения в генпрокуратуре. Зато прокурор может приостановить проверку максимум на полгода: например, если нужно провести сложную экспертизу. Если проверку приостановили, документы вернут - можно продолжить работу.

Результаты. Если прокурор не нашел нарушений, он должен составить акт. Этот акт можно показать, если другой прокурор снова захочет проверить то же самое. Устраивать повторные проверки только потому, что так захотелось прокуратуре, теперь нельзя.

Я считаю, что мои права нарушены, а закон не соблюдается. Что мне делать?

Обратитесь в ведомство, которое этим занимается: Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, МЧС, МВД или местную администрацию. Идти сразу в прокуратуру, как многие привыкли, теперь нет смысла. Прокуратура всё равно передаст жалобу в уполномоченный орган и подключится только в крайнем случае.

Даже если уверены, что поможет только прокурор, напишите жалобу в профильное ведомство, дождитесь ответа, а потом передайте документы в прокуратуру.

Я боюсь, что ко мне придет прокурорская проверка. Что мне делать?

Если вы не нарушаете закон, ничего не нужно делать. Вовремя платите зарплату сотрудникам, не уклоняйтесь от налогов, не обманывайте клиентов, не давайте и не берите взяток. Тогда, скорее всего, проверка к вам не придет. А если и придет, то не прокурорская, а из налоговой, трудовой инспекции или Ростехнадзора.

Если проверка пришла, не волнуйтесь. Найдите хорошего юриста. Изучите свои права и полномочия прокурора. Не исполняйте незаконных требований. Пишите жалобы на действия прокурора, которые считаете незаконными. Отвечайте на запросы только в письменном виде и храните дубликаты заявлений. Контролируйте сроки проверки.

Адекватно реагируйте на законные требования и устраняйте нарушения. Следите

План проверок на 2018 - 2019 год прокуратура уже опубликовала - где его можно найти и как им пользоваться, мы расскажем в настоящей статье. Помимо этого, рассмотрим порядок составления такого плана, условия доступа к его открытой и закрытой частям и др.

Как Генеральной прокуратурой составляется план проверок организаций на год?

План проверок деятельности хозяйствующих субъектов органами государственного и муниципального контроля составляется по общей схеме, регламентированной законом «О защите прав юрлиц…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294-ФЗ) и Правилами подготовки..., утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489, и включает следующие этапы:

  • до 1 сентября года, предшествующего году проверки, надзорный орган представляет проекты планов осуществления проверок в органы прокуратуры для оценки на предмет законности включения тех или иных хозяйствующих субъектов в такой план;
  • до 1 октября того же года прокуратура проводит оценку представленных проектов и представляет органам контроля свои замечания;
  • до 1 ноября надзорные органы корректируют проекты планов проверок на последующий год согласно комментариям прокуратуры и представляют туда уже утвержденные планы;
  • до 1 декабря органы прокуратуры обобщают представленные надзорными органами планы проверок и пересылают их в Генпрокуратуру для составления последней версии сводного плана проверок на следующий год;
  • до 31 декабря Генпрокуратура РФ оформляет сводный план проверок на грядущий год и осуществляет его публикацию на своей официальной странице в сети Интернет.

Как видим, общий план проверок на 2018 — 2019 год Генеральная прокуратура РФ формирует по результатам представленных ей утвержденных контролирующими органами планов, которые проверены на предмет законности территориальными органами прокуратуры.

Особенности формирования плана проверок на 2019 год

Общие правила составления плана проверочных мероприятий на 2019 год остаются неизменными, но имеются и определенные особенности:

  • До конца 2018 года не могут быть проведены плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства (п. 1 ст. 26.1 закона № 294-ФЗ), за исключением хозсубъектов, ведущих определенные виды предпринимательской деятельности (например, в сферах здравоохранения, образования, электроэнергетики и др. — см. п. 9 ст. 9 закона 294-ФЗ). Если субъект считает, что он неправомерно внесен в план проверок, он может направить в надзорный орган заявление об исключении из такого списка (см. постановление Правительства РФ от 26.11.2015 № 1268).На 2019 год данное послабление не распространяется.
  • Для отдельных видов госконтроля обязательно должен быть применен риск-ориентированный подход (п. 1 ст. 8.1 закона № 294-ФЗ). Перечень видов такого госконтроля определен постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806. Сущность подхода состоит в том, что основные характеристики проверки будут устанавливаться исходя из того, какая категория риска присвоена тому или иному хозяйствующему субъекту в соответствии с названным постановлением.
  • Для отдельных видов проверок должны быть использованы специальные чек-листы (см. статьи: «Проверочные листы Ростехнадзора — каковы формы? », «Проверочные листы Ространснадзора — формы » и «Проверочные листы Роструда с 2018 — 2019 года »).

Где Генпрокуратурой РФ размещен план проверок на 2019 год?

Генеральная прокуратура РФ план проверок на 2018 — 2019 год разместила на своем официальном сайте еще в конце 2017 и 2018 года соответственно. Найти его можно по ссылке https://plan.genproc.gov.ru .

Чтобы проверить, внесена ли та или иная компания в данный список, необходимо заполнить форму поиска, предлагаемую системой, а именно ввести хотя бы одно из следующих данных организации:

  • наименование;
  • ОГРН;
  • адрес организации.

По итогам поиска в сводном реестре проверочных мероприятий в случае, если компания действительно внесена в него, будет представлена следующая информация:

  • наименование компании;
  • ОГРН;
  • адрес;
  • месяц начала осуществления проверки;
  • срок проведения проверки;
  • наименование органа госконтроля;
  • цель осуществления проверки.

Перечисленные данные в плане проверок Генпрокуратуры на 2018 — 2019 год носят отрытый характер. Доступ к ним может получить на бесплатной основе любой пользователь сети Интернет.

Вместе с этим Федеральная государственная информационная система «Единый реестр проверок» содержит также данные, доступ к которым является закрытым и предоставляется лишь ограниченному кругу лиц, среди которых сотрудники органов, осуществляющих госконтроль деятельности юрлиц, сотрудники прокуратуры, омбудсмены.

План налоговых проверок и план прокурорских проверок на 2019 год

Прокуратура — орган, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства во всех сферах деятельности (п. 1 ст. 1 закона «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 № 2202-1, далее — ФЗ «О прокуратуре РФ»). И как мы уже указывали выше, прокуратура контролирует предлагаемые надзорными органами планы поверочных мероприятий на предмет их соответствия требованиям закона. Генпрокуратура же объединяет полученные данные по таким планам в единый сводный реестр и публикует его на своем официальном сайте.

Представители органов прокуратуры правомочны принять участие вместе с надзорным органом в проведении плановой и внеплановой проверок организации по собственной инициативе или на основании поступившей жалобы (ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ»). Таким образом, план прокурорских проверок на год не разрабатывается, а решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем (пп. 2-3 названной статьи).

План налоговых проверок также не относится к перечню открытых данных и не публикуется для ознакомления широкого круга лиц. Субъект предпринимательской деятельности может узнать о предстоящей проверке со стороны налоговой инспекции непосредственно перед ее проведением.

Вопросы, связанные с проведением налоговых проверок, детально рассмотрены в других материалах нашего сайта, например:

  • «Как проводится камеральная налоговая проверка? » и в прочих статьях из раздела «Налоговые проверки ».

Итак, план проверок Генпрокуратура обязана разместить в открытом доступе на своем официальном сайте до окончания года, предшествующего году проверки. При этом такой сводный план создается путем консолидации в едином реестре данных планов проверок, представленных надзорными органами различных сфер деятельности.

План проверок на 2018 год прокуратура сформировала в декабре 2017 года. Рассмотрим, какие виды проверок и почему попадают в этот план, а также как можно в этом документе посмотреть данные по конкретному налогоплательщику.

Функции Генпрокуратуры РФ и сводный план проверок

Прокуратура РФ — это система органов надзора, предназначенных для осуществления контроля за тем, соблюдают ли в своей деятельности нормы действующего законодательства:

  • органы исполнительной власти федерального уровня;
  • органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;
  • органы местного самоуправления, военного управления, органы контроля и должностные лица всех перечисленных органов;
  • органы управления и руководители юрлиц;
  • органы, ведущие оперативно-розыскную деятельность, осуществляющие дознание и следствие;
  • судебные приставы;
  • администрации мест исполнения наказаний.

Таким образом, прокуратура, в частности, контролирует правомерность действий органов госконтроля при проведении проверок налогоплательщиков на предмет ведения последними деятельности в рамках установленных законодательством требований. Основные требования к процедурам таких проверок содержит закон «О защите прав юридических лиц и ИП…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

В силу положений этого закона (ст. 9) контролирующие госорганы ежегодно представляют сформированные ими планы проверок в органы прокуратуры на согласование. Согласованные варианты планов сводятся прокуратурой в единый документ и до 1 декабря года, предшествующего тому, в отношении которого формируется план, направляются в Генеральную прокуратуру РФ, задачей которой становится создание единого сводного плана. Этот единый сводный план проверок Генпрокуратура должна не позже начала года его применения разместить на своем сайте. Не является исключением и сформированный Генеральной прокуратурой план проверок на 2018 год.

Что значится в перечне прокурорских проверок?

По каким принципам составлен и какую информацию содержит созданный Генеральной прокуратурой РФ план проверок на 2018 год?

Правила, которым надлежит следовать при формировании этого документа, изложены в Порядке, утвержденном приказом Генпрокуратуры России от 11.08.2010 № 313. В т. ч. там содержится следующее:

  • указание общей для всех проверок периодичности (3 года), отсчет которой начинается с даты:
    • регистрации налогоплательщика;
    • начала осуществления им подлежащего контролю вида деятельности;
    • завершения предшествующей плановой проверки по той же теме;
  • перечень сфер деятельности, для которых частота проверок увеличена (конкретная периодичность указана в постановлении Правительства РФ от 23.11.2009 № 944);
  • требования к форме, в которой создается план (типовой вариант утвержден постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489);
  • сроки, ограничивающие длительность проверок;
  • описание процедуры сбора прокуратурой данных для создания сводного плана;
  • принципы внесения изменений в сформированный план (подробности этой процедуры содержит постановление Правительства РФ № 489).

Какие конкретно сведения будут отражены в сформированном Генпрокуратурой плане проверок на 2018 год? Это данные:

  • о проводящем проверку органе госконтроля и органе, совместно с ним участвующем в этой проверке;
  • проверяемом лице (наименование или Ф. И. О., адрес, коды ОГРН и ИНН);
  • запланированной проверке (ее основание, дата начала, длительность и форма проведения);
  • санкциях, примененных к проверяемому лицу по итогам предыдущей проверки (это касается субъектов малого предпринимательства);
  • категории риска (если проводимая проверка основывается на такой оценке).

Как на сайте Генеральной прокуратуры найти список проверок?

Как найти на сайте Генпрокуратуры сводный план проверок на 2018 год и как им воспользоваться?

Итоги

Проверки, проводимые органами госконтроля в отношении налогоплательщиков (юрлиц и ИП), подлежат надзору со стороны прокуратуры. С этой целью сформированный проверяющим органом план проверок на грядущий год обязательно согласовывается с прокуратурой и в окончательном варианте попадает в сводный реестр проверочных мероприятий, сформированный региональной прокуратурой по субъекту РФ. Прокуратура региона направляет этот сводный реестр в Генеральную прокуратуру РФ, где формируется единый сводный план проверок, подлежащий опубликованию на сайте Генпрокуратуры не позднее начала года, в котором будут проводиться эти проверки.

Прокурорские проверки направлены осуществлять контроль над исполнением законов и выявлением фактов их грубого нарушения. Такое право обосновано Федеральным Законом №294 от 2008-года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении надзора и муниципального контроля».

Проверочные действия выполняются на основе поступающей извне информации или по инициативе прокуратуры. Помимо этого, есть плановые и внеплановые проверки. Если нет информационного повода из других источников, то субъектам следует готовиться только к плановой проверке. Это положение закреплено в статье 9 вышеупомянутого закона.

Что и кого может проверять прокуратура

Прежде всего, следует выяснить обязанности прокуратуры РФ при проверках. Например, должна ли она предупреждать о таком действии. В этом плане актуальны два закона: Приказ ГП №195 от 2007 года и Федеральный Закон «О прокуратуре РФ». Первый документ гласит, что проверки прокуратуры носят открытый характер.

О прокурорской проверке не предупреждают

Второй документ также в целом дает право гражданину и субъектам на ознакомление с обстоятельствами проверки. Но здесь учитывается правоприменительная практика. Так, согласно ему, субъекты права очень часто отказываются предоставлять данные, если работник прокуратуры не ознакомит их заранее с планом очередного проверочного мероприятия. Таким образом, право граждан на ознакомление сохраняется за ними. Но есть исключения. Например, когда речь идет о документах особого статуса.

Учитывая серьезность испытания для организаций, возникает логический вопрос — должна ли прокуратура уведомлять о проведении проверки или нет? Здесь имеется своя специфика, которая будет рассмотрена далее.

Этапы прокурорской проверки

Осуществляется данное действие в три этапа: подготовка, проверка и заключение. На первом этапе прокурор определяет поле задач: изучение ранее полученных сведений, основания, круг вопросов и лиц, участвующих в проверке. Если руководитель организации не отказывается от сотрудничества, то его можно и предупредить перед началом проведения данного действия.

Как проводится прокурорская проверка по жалобе гражданина на втором этапе? Это, собственно, сама процедура. Руководитель должен сопровождать лично или выделить помощника для прокурора. При необходимости прокурор назначает экспертизы, проводит беседы, ревизии и снимает копии с документов.

На заключительном этапе составляется акт, в котором указываются результаты проверочных действий. Если обнаружены нарушения, то докладывается об этом руководству, параллельно результаты передаются в компетенцию контролирующих органов. В дальнейшем прокурор следит за исполнением актов. В этом плане он может не ограничиваться отчетами руководства, а пустить в ход свои методы.

Существует три вида проверок:

  • выездная;
  • не выездная;
  • по факту жалобы.

Сроки осуществления мероприятия

Обратите внимание! Законно отведенный срок проверки составляет 30 дней. Если в течение этого отрезка времени проверяющие лица приостанавливали процесс, то эти дни в срок отсчета не включаются. Если в отведенное время проверочные мероприятия не достигли своих целей, то прокурор или его заместитель имеют полномочие продлить срок еще на 30 дней.

Следует разъяснить срок проверки и его особенности. В течение срока прокурор имеет полное право:

  • допрашивать сотрудников учреждения или других причастных к организации лиц. Допрос может происходить путем вызова в прокуратуру или в стенах проверяемой организации;
  • сотрудники обязаны обеспечить беспрепятственный вход или осмотр здания/территории и других помещений, относящихся к проверяемой организации;
  • на полный доступ ко всем видам документов, включая бухгалтерские. Подлинники или копии нужных документов должны предоставляться по первому требованию прокурора;
  • если возникают вопросы узко специализированного характера, то могут быть вовлечены специалисты организации. Руководство должно обеспечить их явку по требованию.

Обратите внимание! Есть ограничение по срокам, в течение которых необходимо предоставить запрашиваемые прокурором данные и документы – 2 дня. Если полученные материалы не требуют проведения экспертизы и не служат вещественными доказательствами на суде, то после проверки возвращаются в организацию.

Что проверяет прокуратура в организации и порядок проведения

Сфера компетенции прокуратуры регламентирована статьей 2 «Закона о прокуратуре». Согласно ей, прокуратура имеет право:

  • проверять исполнение законов и нормативных актов в государственных, частных коммерческих, некоммерческих структурах;
  • проверять соблюдение прав и свобод личности в данных секторах;
  • контролировать исполнение законов в области оперативно-розыскной деятельности и следствия;
  • контролировать деятельность судебных приставов;
  • проверять деятельность и правовую оценку органов исполнения наказания;
  • осуществлять правовую оценку в области уголовного права и судебной практики;
  • проверять деятельность правоохранительных органов в борьбе и профилактике с преступностью;
  • осуществлять надзор над возбуждением дел административного характера и их расследования.

Согласование порядка воздействия между этими органами и действиями прокуратуры описаны в статье 3 вышеназванного закона. Согласно ей, прокурор имеет право участвовать в судебных заседаниях любой инстанции, включая арбитражный. Функции прокурора в данном случае – проверить судопроизводство и опротестовывать незаконно принятые решения.

Важно! Прокурор не может заменить другие государственные органы. Он участвует на заседаниях только если поступала информация о незаконных действиях судебных органов.

Другой вопрос – может ли прокуратура проводить проверки без предупреждения или должен соблюдаться определенный порядок? Ответы далее.

Проверка документов

Может ли прокуратура проводить проверки внепланово и без предупреждения

Как уже говорилось, регламента прокурорских проверок не существует. Прокурор не обязан выписывать предостережение и может прийти в любой момент с целью проверочного действия. Так что внеплановая проверка прокуратуры без предупреждения – дело обычное. Закон обязует прокуроров реагировать на каждую жалобу по факту ее поступления.

Жалобы могут поступать от:

  • недовольных клиентов;
  • партнеров по бизнесу и контрагентов;
  • правоохранительных органов;
  • анонимны источников;
  • публикации в СМИ материалов с упоминанием той или иной организации.

Важно! Независимо от причин, любая организация или производство имеют право знать основание для проверки. В этих целях нужно написать письменное обращение в прокуратуру. Точно также, если проверка была проведена без законных на то оснований, ее можно обжаловать.

Основания для проверок указаны в ФЗ «О прокуратуре». Вдобавок к нему есть еще Приказ ГП от 2007 года, который исключает некоторые виды правонарушений из компетенции прокуратуры в пользу других ответственных органов.

Например, это:

  • подозрение в экстремистской деятельности;
  • в действиях, угрожающих национальной безопасности;
  • нарушения миграционного характера и т.д.

Иными словами, прокурор не может заниматься нарушениями, если они не входят в перечень его законной компетенции. Но он имеет полное право подмечать все факты нарушения в любом аспекте деятельности компании и передавать сведения на разбирательство ответственным органам. Например, если прокурор заметил нарушения Трудового Кодекса, то сообщит об этом в инспекцию труда.

Руководитель может сотрудничать с прокурором

Итоги проведения проверки прокуратурой

Проверка покажет, были ли правонарушения в деятельности организации или нет. В ходе этого действия могут быть обнаружены нарушения в различных сферах. Например, задолженность компании перед сотрудниками, нарушение норм и правил природопользования или неправильное начисление налогов.

Конкретного регламента для проверок не существует. С этой точки зрения у субъектов права почти нет возможности повлиять на ход мероприятия. Если проверка выявила нарушения, то прокурор осуществит один из следующих видов процедур:

  • в случае выявления нарушений в Трудовом, Гражданском Кодексе или других нормативных документов, защищающих права и свободы личности, составляется протест, направленный на устранение нарушений в законном порядке;
  • если обнаружено серьезное нарушение, причинившее вред государству или другим лицам, формируется постановление о возбуждении административного дела;
  • замечание в письменной форме о недопустимости подобных фактов правонарушений.

Другой резонный вопрос – как отслеживается законность действий или кто проверяет прокуратуру? Специального надзорного органа над прокуратурой нет, но сама система построена вертикально: вышестоящие органы проверяют нижестоящие.

По защите прав граждан и их примеры можно регулярно наблюдать в СМИ. Обычно после публикаций или жалобы следуют проверки и выясняются подробности многих фактов.

В настоящее время всех хозяйствующих субъектов заставляют привыкать к постоянным проверкам различных госорганов. Отдельно хотелось бы выделить – прокурорские проверки. Давайте разберемся, что это такое и как действовать в такой ситуации, вместе с партнером рубрики «Аграрное право» – Центром юридического сопровождения «Авега».

Часть 1.

Что это такое и основания проверки:

Прокуратура осуществляет проверку исполнения законов государственными органами, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями.
Основанием для проведения проверки является информация о фактах нарушения законов, требующая принятия мер прокурором. Повод для проведения проверки – обращения граждан, сообщения в СМИ, материалы гражданских, уголовных, административных дел.
Решение о проведении проверки принимает прокурор или его заместитель, которое доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня ее начала, решение о расширении предмета проверки или о начале новой – не позднее дня принятия. В решении указываются цели, основания и предмет проверки.

Предмет проверки:
Закон относит к подведомственности прокуратуры все то, что не входит в компетенцию специальных контролирующих органов, так как органом прокуратуры запрещено подменять другие контролирующие органы.

Срок проверки:
По общему правилу срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях он может быть продлен:
- первоначально по решению прокурора или его заместителя не более чем на 30 календарных дней;
- в дальнейшем по решению Генерального прокурора РФ или уполномоченного им заместителя – еще не более чем на 30 календарных дней.
В срок проведения проверки не включается:
- срок, на который проверка приостанавливалась;
- срок между датой окончания сроков для представления необходимых информации, документов и материалов или их копий, и датой их представления;
Прокурор при проведении проверки вправе:
- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов;
- иметь доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
- требовать от руководителей и других лиц необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений;
- требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Срок, в течение которого вы обязаны предоставить запрашиваемые документы:
В течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.
В случае приостановления проверки документы и материалы, изъятые у проверяемого органа (организации), возвращаются проверяемому органу (организации), за исключением случаев, если указанные документы и материалы необходимы:
- для решения вопроса об уголовном преследовании;
- для проведения исследований, испытаний, специальных экспертиз, результаты проведения которых могут повлиять на выводы проводимой проверки.

Можно ли ознакомление с материалами проверки?
Коротко и ясно об этом сказано в Приказе Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 – «Прокурорский надзор осуществлять гласно», то есть открыто.
При этом, ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы.
Здесь следует заметить, что ч. 2 ст. 5 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» позволяла отказывать прокуратуре в ознакомлении с материалами проверки, но Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. № 3-П она признана несоответствующей Конституции РФ «постольку, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, он во всех случаях приводит к отказу органами прокуратуры в предоставлении гражданину для ознакомления материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы».
Иными словами, граждане в праве знакомиться с материалами проверки, за исключением документов, обладающих особым статусом (например, гостайна).

Результаты проверки:
Прокурорская проверка может не выявить нарушений.
В случае выявления нарушений прокурор вправе:
- внести протест на правовой акт, противоречащий закону, нарушающий права и свободы человека и гражданина;
- внести представление об устранении нарушения закона, прав и свобод человека и гражданина;
- вынести мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;
- вынести предостережение о недопустимости нарушения закона.

Часть 2.

Что делать?
Советы на все случаи жизни дать невозможно. Поэтому, предлагаем рассмотреть наиболее возможные ситуации:

Прокурор (его помощник) пришел в офис.
Прокурор обязан предъявить удостоверение и предъявить решение о проведение проверки.
Свяжитесь с юристом либо адвокатом и пригласите его для участия в процедуре проверки.
Обеспечьте видео- или аудиозапись процесса проверки в своем офисе.

Прокурор вправе требовать предъявления ему документов в соответствии с предметом проверки. Если он запрашивает документы, которые не относятся на ваш взгляд к сути проверки или его компетенции, то:
Вариант 1: предоставить эти документы и в последующем обжаловать эти действия вышестоящему прокурору или в суд.
Вариант 2: отказать в предоставлении этих документов. После возбуждения дела об административном правонарушении (неисполнение законных требований прокурора) доказывать незаконность этих требований.
Совет: ни в коем случае насильственно не препятствовать получению документов прокурором, т.к. это может вылиться в возбуждение уголовного дела.

Прокурор просит предоставить «все документы за три года».
Вариант 1: предоставить эти документы, а потом думать о необходимости обжалования этого требования в суде.
Вариант 2: отказать и потребовать конкретизировать список запрашиваемых документов. Требования представителя власти должны быть понятны и исполнимы. В этом случае отказ с указанием причин оформить письменно и направить в прокуратуру, указав, что после конкретизации перечня документы будут предоставлены.

Прокурор просит открыть сейф, допустить к бухгалтерской электронной базе и предоставить доступ к финансовым документам, за сохранность которых по закону несут ответственность руководитель и бухгалтер организации, а их в это время в офисе нет.
Вариант 1: отказать в предоставлении документов, объяснив причину, взять обязательство предоставить эти документы после возвращения указанных лиц. Отказ лучше оформить письменно и вручить прокурору под роспись либо иным способом, позволяющим отследить получение прокурором этого документа. Это позволит избежать административной ответственности за неисполнение требований прокурора, так как в данном случае отсутствует вина (непредставление документов связано не с вашими действиями, а с объективными причинами)
Вариант 2: предоставить эти документы, с последующим обжалованием этих действий в суде.

Прокурор хочет опросить сотрудников организации.
Вариант 1: хотеть не вредно, но статью 51 Конституции РФ пока никто не отменял («Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников»)
Вариант 2: дать объяснения.
Совет : перед дачей объяснений обязательно проконсультируйтесь с адвокатом или юристом, лучше объяснения давать в его присутствии.

Прокурор в ходе опроса задает вопросы, не относящиеся к предмету проверки.
Вариант 1: отвечать на них.
Вариант 2: отказаться отвечать на них, обязательно письменно отразив в этой части свои замечания в опросном листе.

Прокурор хочет забрать оригиналы документов из офиса.
Совет : обязательно составить список передаваемых документов и передать их под роспись.

Прокурор требует предоставить ему копии документов в короткий неисполнимый срок (принести документы в прокуратуру или подготовить их к его приезду).
Совет : предоставить документы, которые успели фактически приготовить, в остальной части письменно уведомить об объективных причинах невозможности исполнить требование прокурора в полном объеме, указав срок, в который вы сможете уложиться.

Прокурор требует предоставить ему доступ к компьютерным базам.
Вариант 1: предоставить такой доступ.
Вариант 2: отказать, указав, что такие полномочия ст. 22 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» не предусмотрены. Прокурор вправе требовать материалы и документы. Документы на электронных носителях могут быть распечатаны и переданы на бумажном носителе.

Прокурор, получив документы и обследовав помещение, исчез на месяц.
Вариант 1: ждать, когда он вам соизволит сообщить о результатах.
Вариант 2: обратиться письменно со ссылкой на Постановление КС РФ и на законно Прокуратуре в прокуратуру с ходатайством об ознакомлении с материалами проверки и ее результатами.

Вы получили от прокурора представление, предостережение.
Вариант 1: если вы согласны с тем, что действительно в вашей работе были нарушения, необходимо устранить их и в месячный срок сообщить прокурору о результатах.
Вариант 2: если вы не согласны с актом прокурорского реагирования, необходимо обжаловать его в суд. Здесь необходимо иметь в виду, что действия и решения прокурора по такой проверке оспариваются в порядке административного судопроизводства, такое заявление должно быть подано в течение 3-х месяцев с момента совершения действия или получения решения прокурора. Внесудебный порядок обжалования действий и решений нижестоящих прокуроров неэффективен, ожидая реакции вышестоящего прокурора, можно пропустить срок судебного обжалования.

Часть 3 .

Если Вас позвали в прокуратуру для дачи объяснений, что делать?
В первую очередь, следует отметить, что вызов для беседы должен быть документально оформлен: либо повесткой, либо требованием о явке Вас или представителя организации в тексте поступившего письменного запроса. Устные приглашения явиться в прокуратуру не являются основанием для дачи объяснений по поставленным вопросам.
Помните, что вы можете отказаться от дачи объяснений.

Что нужно помнить во время беседы или дачи объяснений?
1. Если сотрудниками прокуратуры задаются общие (не конкретные вопросы), необходимо попросить разъяснить их.
2. В ходе беседы (опроса, допроса) предоставлять информацию только в рамках заданного вопроса. Ни в коем случае не стоит «додумывать» предоставляемую информацию. В случае отсутствия уверенности в объективности и достоверности предоставляемой информации, либо при просьбе о предоставлении информации, которой опрашиваемый не может обладать в силу своих функциональных обязанностей, отказываться от предоставления данной информации, обоснованно аргументируя свой отказ.
3. Не торопитесь отвечать. Некоторые следователи/специалисты специально применяют прием «ускорения» беседы. На вопросы вы имеете полное право отвечать –, «Не могу точно сказать», «Не помню» и т.д
4. При опросе в прокуратуре часто формируют свои вопросы так: «установлено, что…», «всем известно, что вы…», «каждому понятно…», «доказано, что…». Не следует воспринимать это как действительность т.к. это данные обороты направлены на получение «нужных» ответов.
5. Прокурор может говорить о том, что кто-то дал какие-либо пояснения. Например: «Директор филиала предоставил», «Начальник отделения сказал…», «Иванов пояснил…..». Необходимо попросить данные документы, прочитать их. Всегда должны быть конкретные вопросы. Иначе могут предоставлять только ту часть информации, которая выгодна только прокуратуре.
6. Часто вопросы могут формироваться «или-или», не забывайте, что может быть и третий вариант ответа.
7. Прокурор может спрашивать «Было ли это известно начальнику, директору, Иванову……..» Фраза строится так, как-будто один человек наверняка знает, что думает другой. Не стоит додумывать ответы.
8. Прокуроры часто используют трюизмы. Трюизм – это самое очевидное утверждение, используются для того, чтобы вызвать «да»-реакцию. Например: «Вы сидите тут у меня в кабинете, я пишу протокол объяснений, а вы должны давать пояснения…». Вроде всё правильно, дело происходит в кабинете – да, прокурор сидит с протоколом, заполняет – да, а вот с обязанностью давать пояснения или объяснения неочевидно, но после двух «да», как-то логичным кажется и третье утверждение, хотя оно не имеет ни какого отношения к первым двум. Следует обращать на это внимание.
9. В случае, возникновения сомнений в правомерности действий сотрудников прокуратур, в частности, при попытках оказания давления, необходимо помнить о том, что, согласно положениям ст. 51 Конституции РФ, гражданину предоставлено право не свидетельствовать против себя, супруга (супруги) и близких родственников. При ухудшении самочувствия в ходе опроса (допроса, объяснений, пояснений), вызванного изменением кровяного давления, сердечными и головными болями, которые могут привести к необъективному восприятию поставленных вопросов и формирования ответов на них, необходимо об этом заявлять с просьбой перенести беседу. Ухудшение здоровья рекомендуется фиксировать в медицинских учреждениях (справкой или больничным листом).
10. При составлении в ходе беседы (опроса, объяснений, пояснений) соответствующего протокола, необходимо внимательно ознакомится со сведениями, внесенными в него, прежде чем подписывать. При несогласии с чем-либо в тексте протокола (в частности, при искажении информации), следует настоять на внесении в протокол замечаний, либо внести их собственноручно, и только после этого – подписать протокол.
11. Необходимо воздерживаться от признания вины в чем-либо или обвинения какого-либо. Необходимо помнить, что факт виновности или невиновности устанавливает только суд, это не является прерогативой сотрудников прокуратуры или правоохранительных органов.
12. Не подписывайте протокол, если в нем имеются незаполненные графы или записи, противоречащие вашим словам.

Надеемся, наша информация была полезной для Вас. Самое главное правило – это соблюдение норм действующего законодательства, и тогда никакие проверки Вам не будут страшны.