История развития коррупции как социально правового явления. Понятие коррупции ее признаки и виды, формы проявления


У коррупции не существует единственно верного, канонического, универсального определения. Одной из главных причин, обуславливающих сложность формирования юридического понятия коррупции, является ее выход как социального явления в широком смысле за границы исследования экономики или права.

Коррупция - сложное социальное явление, имеющие различные и не всегда очевидные формы проявления. Многие исследователи подчеркивают комплексный, системный характер этого явления и понятия, справедливо связывая его со всеми социальными процессами общества, с учетом социально-политических, демографических, национально-психологических и этнических особенностей конкретного государства.

Подходы к этимологическому происхождению термина «коррупция» также различаются большим разнообразием. Зачастую утверждается, что слово «коррупция» произошло от латинского «corruptio», что означало «порча, подкуп», «коррумпировать», «корруптировать» (лат. corrumpere) - подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами».

Однако многие авторы указывают на несколько иную, более широкую трактовку анализируемого термина. Например, в латинско-русском словаре И.Х. Дворецкого, кроме значений «порча» и «подкуп» приводятся такие значения, как «совращение, упадок, извращенность, плохое состояние, превратность (мнения или взгляда)». Авторы сборника «Основы противодействия коррупции» пишут: «Коррумпировать (от лат. «corrumpere») значило повреждать желудок плохой пищей, портить воду в закрытой таре, расстраивать дела, расточать состояние, приводить в упадок нравы и т.п.

Среди прочего, отнюдь не в первом своем значении «коррумпировать» означало подкупать кого-либо или всех - народ (не обязательно должностное лицо) деньгами, щедрыми раздачами».

Свою трактовку предлагает Г.К. Мишин, указывающий, что вопреки утверждениям большинства пишущих по этим вопросам авторов, латинский термин «corruptio» происходит от двух корневых слов «cor» (сердце; душа, дух; рассудок) и «ruptum» (портить, разрушать, развращать). Поэтому суть коррупции не в подкупе, продажности публичных и иных служащих, а в нарушении единства (дезинтеграции, разложении, распаде) того или иного объекта, в том числе органов государственной власти.

Анализируя основные подходы к определению коррупции как социального явления, необходимо помнить о междисциплинарном характере его исследования. Характерные для каждой отрасли обществоведения методы и исследовательские подходы оказывают серьезное влияние на выработку специфических для каждой науки определений.

Так, политическая наука воспринимает коррупцию как фактор, деформирующий политическую организацию общества, разрушающий демократические процедуры. В связи с этим на первое место ставятся такие формы коррупции, как:

Незаконное финансирование политических партий;

Парламентские злоупотребления;

Торговля влиянием и др.

Указанные формы проявления образуют отличную от деловой и бытовой политическую коррупцию, которая, в свою очередь, порождает клептократию - базирующуюся на коррупции форму организации власти и адекватную ей социально-политическую группу.

С позиции социологического подхода коррупция является социальной болезнью, синдром больного общества, ярким примером социальной дисфункции, обусловленной противоречием между индивидуальными целями членов социальной организации и целями самой организации, а также между формально-логической сущностью социальной организации и социальной природой.

В социологии распространен взгляд на коррупцию как форму девиантного поведения. «Коррупция - вид поведения, которое отклоняется от превалирующих норм. Это девиантное поведение, ассоциированное с определенной мотивацией, в частности с получением личной выгоды за общественный счет». Дж. Най определяет коррупцию как «поведение, которое отклоняется от формальных обязанностей публичной роли под воздействием относительно частных (индивидуальных, семейных, частных) материальных или статусных целей».

Необходимо вспомнить и о «этическом подходе» к определению коррупции, который представлен в ряде публикаций международной организации Transparency International. По мнению сторонников такого подхода, коррупция является следствием недостатка этических правил, вызывающего кризис системы управления. Главным средством антикоррупционных реформ должно стать проведение реформы управления в целях установления «good governance» и принятие этических правил в бизнесе и в других структурах общества.

Можно рассматривать коррупцию и как экономический феномен. Экономическая сущность коррупции и губительное воздействие данного явление на мировую экономическую систему раскрыта в работах американских ученых С. Роуз-Аккерман, П. Мауро, И. Шихаты и др.. С. Роуз-Аккерман отмечает, что «экономика - действенный инструмент анализа коррупции. Культурные различия и мораль добавляют свои нюансы и частности, однако для понимания того, где искушение коррупции является наиболее ощутимым и где оно оказывает наибольшее воздействие, необходим общий экономический подход». Среди экономических теорий коррупции выделяют теорию коррупции как статусной ренты за монопольное положение чиновника, повышающей экономические издержки (П. Мауро, И. Шихата), а также так называемая «агентская модель» коррупции. Первая теория хорошо иллюстрируется отечественными учеными Г. Сатаровым и М. Левиным, полагающими, что в характеристике коррупции центральным является должностной момент, то есть «корень» коррупции в наличии «места», положения, из которого можно извлекать прибыль. «Агентская модель» впервые была описана К. Э. Бэнфилдом, считавшим, что «коррупция становится возможной, когда существуют три типа экономических агентов: уполномоченный, уполномочивающий и третье лицо, доходы и потери которого зависят от уполномоченного. Уполномоченный подвержен коррупции в той мере, в какой он может скрыть коррупцию от уполномочивающего. Он становится коррумпированным, когда приносит интересы уполномочивающего в жертву собственным, нарушая при этом закон».

Несмотря на то, что коррупция получила значительное распространение в обществе, природа её возникновения в современных исследовательских материалах вскрывается недостаточно, а в большей степени используется как инструмент измерения качества управления в системе государства или здоровья общества, отражающей эти процессы в общих чертах. Коррупция как довольно сложное неоднозначно явление развивается во времени, имеет исторический характер и существенно зависит от социальных условий и традиций той или иной страны. Наиболее полное и глубокое понимание коррупции возможно при исследовании её с позиций социального явления.

В постсоветский период с развитием денежного обращения, фондового рынка и рынка ценных бумаг, предоставления гражданам возможностей приобретать и владеть любой собственностью, в том числе, недвижимостью и средствами производства, наибольшие финансовые потери для общества и государства стали приносить коррупционные сделки, связанные с перераспределением и нецелевым использованием бюджетных финансовых средств, а также недоплатой налогов. Многие из этих коррупционных сделок производятся без нарушений законов в пределах полномочий участвующих в них должностных лиц. Взятки в таких условиях остались во взаимоотношениях граждан и бизнесменов с чиновниками, но чем выше социальный статус участников коррупционных действий, тем больше у них возможностей и тем чаще они стремятся не прибегать к взяткам, а получать свои нелегальные доходы без нарушений законов. Это позволяет её оценивать с позиций социального явления на более высоком уровне социальной интеграции, которое в первоначальном понимании представляется как само общество, но в общественном процессе, как известно, происходит вначале разложение власти.

Следующая позиция, дающая основание представлять коррупцию как социальное явление, представляется в том, что развитие и трансформирование социальных явлений возникает в среде, характеризующейся определённой коммуникативностью, т.е. обладающей механизмами общения между индивидуумами, в качестве которой выступает общество, социальные группы, вне которых невозможно уяснение его природы взаимосвязи с другими явлениями.

С этой точки зрения коррупция связана не только с пороками общества, несовершенством человеческой природы, низкими моральными качествами носителей коррупционных отношений, но и рядом других обстоятельств, особенность которых состоит в том, что коррупция развивается в сфере управления и функциональных отношений должностных лиц, замещая собой функциональные отношения должностных лиц, неформальными.

В России коррупцию в качестве социального явления также необходимо рассматривать в силу того, что её характер и масштабы являются не просто отдельными локальными проявлениями в области политики, экономики, государственного управления, а представляют собой систему отношений, которая пронизывает все структуры нашего государства и общества. При этом коррупционные проявления достигают таких масштабов, что несут угрозы национальным интересам страны.

Выделение акцента исследования коррупции как социального явления, порождённого социальными противоречиями общества, государства, его властных структур, а также противоречиями между своекорыстным поведением отдельных лиц и общественными ценностями предусматривают, что в основе таких противоречий находятся различия между потребностями и возможностями. Для каждой страны, общества, социальной группы и, наконец, индивида в зависимости от исторического развития, обычаев, традиций для возникновения противоречий могут иметься свои особенности. Наиболее распространённым из их числа является смещение целей и интересов представителей государственных органов власти, облечённых управленческими полномочиями, в сторону использования ими имеющихся возможностей для извлечения из своего служебного положения личной выгоды. С практической точки зрения сущность коррупционных взаимоотношений будет заключаться в том, что государственные органы власти и граждане показывают наличие различных интересов субъектов управленческих отношений в обществе, которые приводят к социальной напряжённости. С учётом данного положения Межамериканская конвенция против коррупции, прошедшая в г. Каракосе, Венесуэле 29. 02.96 г., отметила, что коррупция - это социальное явление, заключающееся в разложении общества, государства. В результате государственные служащие, лица, уполномоченные на выполнение государственных и иных управленческих функций, в том числе и в частном секторе, используют своё служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности, вопреки интересам службы и установленным нормам права и морали в целях личного обогащения или групповых интересах.

С практической точки зрения сущность коррупционных взаимоотношений будет заключаться в том, что государственные органы власти и граждане показывают наличие различных интересов субъектов управленческих отношений в обществе, которые приводят к социальной напряжённости. С позиций только данного направления исследования коррупции следует понимать не столько как определённое преступное поведение чиновников или должностных лиц, сколько определённая социальная обстановка, присущая сложившейся государственной системе в исследуемый период. Поэтому коррупция как социальное явление обладает определёнными особенностями:

1. Распространяется во всех сферах жизнедеятельности общества и государства.

В России коррупцию в качестве социального явления необходимо рассматривать в силу того, государство создаёт и стимулирует различные административные структуры с целью реализации своих интересов, бюрократия стремится извлечь из существующей ситуации свои собственные выгоды, превращаясь в самоориентированный институт. Поскольку такие отношения возникают в различных сферах деятельности и на различных уровнях, создавая единую цепь бюрократических отношений, социальная система перестаёт выполнять свои функции. Возникающий дисбаланс стимулирования и активности в обществе достигает порогового значения, за которым невозможно восстановление баланса, в результате чего система становится обречённой на саморазрушение. Кроме того, данные условия создают возможность для перерастания бюрократии в новую стадию, которая представляется в качестве коррупции.

Поэтому коррупция как социальное явление, представляющее собой неформальное, отклоняющееся поведение управляющей элиты и проявляющееся в нелегитимном использовании социальных благ, позволяет указанной категории сосредоточивать капитал у незначительной части населения. В тоже время глобализация и расширение экономических связей в мире в последний период серьёзно повлияла на формы коррупционных проявлений, которая приводит к тому, что капитал сосредоточивается в руках незначительной части населения, в результате создаются условия для коррумпирования местных чиновников. Однако владельцами капиталов могут быть представители других государств и регионов, которые, вкладывая инвестиции в выгодные для них производства, предоставляемые с помощью коррумпированных чиновников, начинают занимать привилегированное положение и, извлекая максимум для себя пользы, что влечёт дальнейшее углубление неравенства, обостряя социальную напряжённость.

В сегодняшней России, чья экономика еще не вышла из кризисного состояния и значительная часть населения пребывает за чертой бедности, воровство и коррупция, достигшие небывалых масштабов, особенно опасны тем, что усиливают социальную напряженность в стране и нравственную деградацию определенной части общества, затрудняют развитие бизнеса. Самое страшное, что в умах многих россиян с понятиями "демократия", "рыночные отношения" стали ассоциироваться продажность госслужащих и представителей властных структур, мздоимство и вымогательство, проникновение мафиозных элементов в административные учреждения и органы правоохраны. Московское процветание однозначно связывается в массовом сознании с мафиозным характером экономики, коррупцией, "черными налогами", "неформальными" отношениями московского начальства с банками и корпорациями. Отсюда можно сделать вывод, что коррумпированный аппарат не пригоден для выполнения функций государственного управления и бесполезен для общества.

2. Взаимосвязь с другими явлениями.

Эта позиция, дающая основание представлять коррупцию как социальное явление, так как развитие и трансформирование социальных явлений возникает в среде, характеризующейся определённой комуникативностью, т.е . обладающей механизмами общения между индивидуумами, в качестве которой выступает общество, социальные группы, вне которых невозможно уяснение его природы взаимосвязи с другими явлениями. В этом плане сюда можно отнести такие факторы, характерной чертой которых как социального явления следует считать то, что коррупция помимо государственной и муниципальной службы возникает и среди лиц, привлеченных к публичному управлению. Также она имеет место и среди частного сектора, в профессиональных союзах и политических партиях, в мире шоу-бизнеса, спорта, общество в целом поражено явлением коррупции.

3. Коррупция как коррупционное явление в полной мере зависит от происходящих изменений в системе общественных и государственных отношений.

Важным показателем, влияющим на изменения уровня коррупции как социального явления, становятся и предполагаемые изменения в экономической сфере. Такие изменения оказывают определённое влияние на общественное благосостояние, т.е. на уровень жизни населения. При этом надо признать то, что уровень и возможности в сфере образования, здравоохранения, покупательные способности для различных категорий населения различны и к тому же каждая из них стремится к улучшению своего положения. Поэтому социальное положение в обществе способствует коррупционной мотивации, показателями которой являются такие, как доход на душу населения, средняя продолжительность жизни населения, обеспеченность жильём, низкая детская смертность, наличие безработицы и другие. Стремление к повышению данных показателей вырабатываю мотивы по их улучшению. Прежде всего, в этом плане рассматриваются те ценности, которыми руководствуется всё общество, однако в основе движущей силы мотивации или побудительного мотива находятся интересы, которые включают в себя не только вопросы самореализации, направленные на достижение определённого положения в обществе, но стремление обеспечения своей семьи, близких. Наличие корыстного интереса сигнализирует о том, что его наличие может не способствовать продуктивной деятельности, и это требует соответствующего контроля за принимаемыми решениями управленческой элитой со стороны общества. В этом плане можно лучше понять причины недостатков в сфере экономики, если будет понят своекорыстный интерес. В качестве примера может быть рассмотрен конкурентный рынок, где использование откатов обеспечивает выигрышное положение для взяткодателя, а тем самым возможное производство неконкурентоспособной продукции.

4. Коррупция - это социальное явление, которое приводит к разложению общества и государства.

Как социальное явление российская коррупция возникает и поддерживается на уровне неформальных социальных связей, составляющих основу общества, она может быть обнаружена на всех уровнях управления им, а также в системах, обеспечивающих его саморегулирование. Фактически коррупция в России стала частью образа жизни граждан. Все они, независимо от социального статуса и занимаемых должностей, живут в условиях осуществления тех или иных коррупционных действий и процедур, на которые чаще всего их вынуждают властные структуры, но иногда и сами граждане с готовностью прибегают к ним для решения разнообразных проблем. На уровне простых граждан коррупцией обычно являются взятки или использование в своих личных, семейных или клановых интересах тех или иных общественных благ. Возможностей коррупционных действий у чиновников и публичных политиков намного больше и сами коррупционные проявления намного разнообразнее.

5. Коррупция в органах государственной власти представляет социальную угрозу в том, что она непосредственно или опосредованно влияет на общественные ценности, мораль и государственные устои, подрывая веру в справедливость и целесообразность принимаемых решений.

С учётом того, что коррупция обладает рядом качественных признаков,

характеризующих как социальное явление, позволяет своевременно выявлять и предупреждать её возникновение и дальнейшее развитие. К таким признакам следует отнести:

  • - расхождение интересов коррумпированной элиты с интересами большинства;
  • - затрагивает интересы общества, социальных групп, отдельно взятой личности;
  • - представляет собой неформальное, отклоняющееся поведение управляющей элиты, проявляющееся в нелегитимном использовании социальных благ;
  • - влияет на государственно-правовые механизмы;
  • - формирует определённые морально-нравственные установки и критерии поведения в обществе;
  • - как социальный феномен охватывает все формы злоупотреблений, при которых должностные полномочия используются в личных целях;
  • - оказывает влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства;
  • - коррупция является социальным явлением в связи с многогранностью её воздействия;
  • - использование со стороны коррумпированных элементов методов зависимости;
  • - неформальный характер деятельности участников коррупционных отношений;
  • - критической чертой развития коррупции становится положение, когда коррупционные действия становятся нормой жизни.

Анализ материалов коррупционных проявлений, рассматриваемых как социальное явление, даёт основание полагать, что коррупция, представляя собой неформальное, отклоняющееся поведение управляющей элиты и проявляющееся в нелегитимном использовании социальных благ, позволяет указанной категории сосредоточивать капитал у незначительной части населения. В тоже время глобализация и расширение экономических связей в мире в последний период серьёзно повлияла на формы коррупционных проявлений, которая приводит к тому, что капитал, сосредоточиваясь в руках незначительной части населения, создаёт условия для коррумпирования чиновников различного уровня и прежде всего из числа муниципальных образований. При этом владельцами капиталов могут быть представители других государств и регионов, которые, вкладывая инвестиции в выгодные для них производства, предоставляемые с помощью коррумпированных чиновников, начинают занимать привилегированное положение и, извлекая максимум для себя пользы, что влечёт дальнейшее углубление неравенства, обостряя социальную напряжённость. Так, в качестве примера можно привести: «На Филиппинах китайское население составляет 1% от общего числа, а контролирует 60% экономики. При этом 60% филиппинцев живет на доллара в день. В Индонезии китайцы составляют 3% всего населения, владеют 70% экономического сектора. Периодически проходят антикитайские митинги. В западной Африке ливанские эмигранты занимают господствующее положение в некоторых отраслях торговли, что сложилось не без использования коррупционных возможностей». 1

Как социальная составляющая, проявляясь в качестве деструктивного фактора в системе общественных отношений, коррупция одновременно является и угрозой национальной безопасности, так как:

  • - тормозит крупномасштабные экономические и социальные преобразования;
  • - расширяет сектор теневой экономики;
  • - уменьшает налоговые поступления в бюджет;
  • - делает неэффективным использование бюджетных средств;
  • - негативно влияет на имидж страны в лице политических и экономических партнёров;
  • - ухудшает инвестиционный климат;
  • - снижается инновационная составляющая в системе промышленного производства;
  • - является питательной средой для организованной преступности, экстремизма и терроризма.

Кроме того, её широкое распространение способствует закреплению системы псевдо социальных связей и взаимодействий, что, несомненно, деформирует цели государственной политики.

Связь между коррупцией и порождающими ее проблемами двухсторонняя. С одной стороны, эти проблемы усугубляют коррупцию, а их решение может способствовать уменьшению коррумпированности. С другой стороны, масштабная коррупция консервирует и обостряет проблемы переходного периода, мешает их решению.

К общим проблемам социального характера, порождающим коррупцию, принято относить те, которые свойственны не только России в частности, но и большинству стран, находящихся на стадии модернизации. В первую очередь к ним относятся переживающие переходный период от централизованной экономики к рыночной экономике: трудности преодоления наследства тоталитарного периода, экономический упадок и политическая нестабильность, неразвитость и несовершенство российского законодательства, неэффективность институтов органов власти. Гражданское общество государства чрезвычайно слабо и неразвито, происходит все более заметный отрыв общества, его институтов от власти, отсутствие устоявшихся демократических и политических традиций. Именно складывающиеся условия становятся, по сути, коренными причинами такого социального явления как коррупция. Они могут возникать и получать дальнейшее развитие в различных сферах жизнедеятельности и на разных уровнях своего развития.

Поэтому на основе анализа только социальных особенностей отечественной и зарубежной практики коррупция может быть рассмотрена как «отказ от ожидаемых стандартов поведения представителей власти ради незаконной личной выгоды.

Важным показателем на изменения уровня коррупции как социального явления становится и предполагаемый рост экономики, который оказывает позитивное влияние на общественное благосостояние, т.е. повышение уровня жизни населения. Вместе с тем уровень и возможности в сфере образования, здравоохранения, покупательные способности для различных категорий населения различны и к тому же каждая из них стремится к улучшению своего положения. Поэтому социальное положение в обществе способствует изменению коррупционной мотивации, показателями которой являются такие, как доход на душу населения, средняя продолжительность жизни населения, обеспеченность жильём, низкая детская смертность, наличие безработицы и другие. Стремление к повышению данных показателей вырабатываю мотивы по их улучшению. Прежде всего, в этом плане рассматриваются те ценности, которыми руководствуется всё общество, однако в основе движущей силы мотивации или побудительного мотива находятся интересы, которые включают в себя не только вопросы самореализации, направленные на достижение определённого положения в обществе, но стремление обеспечения своей семьи, близких. Поэтому наличие корыстного интереса сигнализирует о том, что такое положение может не способствовать продуктивной деятельности, и это требует соответствующий контроль за принимаемыми решениями управленческой элитой со стороны общества. В этом плане можно лучше понять причины недостатков в сфере экономики, если будет понят своекорыстный интерес. В качестве примера может быть рассмотрен конкурентный рынок, где использование откатов обеспечивает выигрышное положение для взяткодателя, а тем самым возможное производство неконкурентоспособной продукции.

Поэтому коррупция как социальное явление представляет собой неформальное, отклоняющееся поведение управляющей элиты, проявляющееся в нелегитимном использовании социальных благ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации В этимологическом значении коррупция (от греч. corrumреrе) определяется как порча. С XV – XVI вв. коррупцию стали определять как подкупаемость и продажность чиновников и общественно-политических деятелей.

3 слайд

Описание слайда:

Два основных подхода к определению коррупции Классический подход – термин «коррупция» используется главным образом для характеристики общего морально-нравственного состояния общества. Современный подход: термин «коррупция» используется как синоним «взятки», «подкупа» и обозначает продажность служебных действий, вымогательство, растрату, протекционизм, подкуп избирателей и др.; под коррупцией понимают специфическое поведение должностного лица, связанное со злоупотреблением власти в личных целях.

4 слайд

Описание слайда:

Основные смысловые нагрузки Коррупция как отклонение от норм; Коррупция как реализация интересов; Коррупция как стратегия группового поведения; Коррупция как системная неэффективность.

5 слайд

Описание слайда:

Социологический подход - отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти Юридический подход – социальное явление, поразившее аппарат управления, выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, другими лицами, уполномоченными на выполнение публичных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях личного обогащения или в групповых интересах

6 слайд

Описание слайда:

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию Коррупция – это использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими, либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе, международных) своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера), либо предоставление последним таких преимуществ.

7 слайд

Описание слайда:

«Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка» (1979г.) Коррупция определяется как злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением. В узком смысле к коррупции относят ситуации, когда должностные лица намеренно пренебрегают своими обязанностями или действуют вопреки им ради материального вознаграждения.

8 слайд

Описание слайда:

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействие коррупции» Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя и для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

9 слайд

Описание слайда:

Сущность коррупции как социального явления заключается: в разложении структуры власти; перераспределении ресурсов в пользу тех или групп; использовании механизмов институционализации в групповых (клановых) и личных интересах.

10 слайд

Описание слайда:

Выделяются три основных вида коррупции 1. «Верхушечная» коррупция, связанная с деятельностью государственных органов власти. 2. «Низовая» коррупция – коррупция, в которую вовлечены различные организации, которые созданы для предоставления различных услуг населению и организациям. 3. Деловая коррупция – вне или внутри хозяйствующих объектов, а также в СМИ.

11 слайд

Описание слайда:

Причины возникновения коррупции экономический упадок; политическая нестабильность; несовершенство законодательства; неразвитость властных институтов и институтов гражданского общества; слабость демократических традиций; непрозрачность власти; неэффективное общественное участие в процессах противодействия коррупции.

12 слайд

Описание слайда:

Причины возникновения коррупции Риск возникновения коррупции возникает при использовании слабостей административной системы. Факторы культурологического характера способствуют либо препятствуют коррупции.

13 слайд

Описание слайда:

Административные причины возникновения коррупции - Высокая степень свободы в принятии управленческих решений; - Возможность монополизировать общественные материальные ценности; - Низкий уровень подочетности органов государственной власти.

14 слайд

Описание слайда:

Коррупционно-опасные сферы деятельности государственных органов и государственных служащих Размещение заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд; Принятие решений о включении в бюджеты (проекты бюджетов) инвестиционных проектов; Межбюджетные отношения (особенно в звене субъект федерации -муниципальное образование); Налоговое администрирование (особенно налоговый контроль); Таможенный контроль; Регистрация прав собственности; Регистрация недвижимости; Проведение проверок контролирующими органами; Выдача заключений и разрешений; Кадровая политика в государственных органах (решения о приеме и должностном продвижении

15 слайд

Описание слайда:

Факторы, способствующие коррупции, действующие со стороны государства Высокий уровень административного усмотрения; Низкое качество и незащищенность от коррупции административных процедур; Неудобный для клиента «интерфейс»; Правовая неграмотность государственный служащих; Слабость внутреннего административного контроля; Отсутствие практики внутреннего аудита; Неразвитость аудита эффективности; «Мертвость» законодательных норм о конфликте интересов (отсутствие процедур, неясность санкций).

16 слайд

Описание слайда:

Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» основные принципы защиты от коррупции деятельности должностных лиц властных органов государства обязательное представление государственными служащими декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах. Запрет служащим государственного аппарата: заниматься предпринимательской деятельностью; оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения; выполнять иную оплачиваемую работу (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности); быть участником хозяйственных обществ и товариществ.

17 слайд

Описание слайда:

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействие коррупции» Правовая основа противодействия коррупции Основные принципы противодействия коррупции Принципы противодействия коррупции в Российской Федерации Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции Организационные основы противодействия коррупции Меры по профилактике коррупции Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции

18 слайд

Описание слайда:

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействие коррупции» Обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения

19 слайд

Описание слайда:

Последствия коррупции Экономические: Нарушение конкурентных механизмов рынка Замедление проявления эффективных собственников и исполнителей госзаказов Неэффективное использование бюджетных средств Рост цен за счет коррупционных издержек Неверие в способность власти обеспечить честные «правила игры» - ухудшение инвестиционного климата «расползание» коррупции на бизнес и НПО

20 слайд

Описание слайда:

Последствия коррупции Социальные последствия: Отвлечение колоссальных средств от целей общественного развития Закрепление и увеличение имущественного неравенства Дискредитация права как инструмента регулирования жизни людей Укрепление оргпреступности Рост социальной напряженности

21 слайд

Описание слайда:

Последствия коррупции Политические: Смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению групповых интересов Деградация доверия к власти Падает престиж страны Профанируется политическая конкуренция Дискредитируется политический режим

22 слайд

Описание слайда:

Последствия коррупции - Рост недоверия населения к государству и государственным, общественным институтам, делегитимация власти. - Криминализация и торможение экономики. - Ущерб авторитету страны и инвестиционной привлекательности России. В итоге коррупция приводит к внутренней деформации самих государственных институтов, превращает государственные институты из формально-правовой структуры в полукриминальное сообщество, а также смещает или заменяет изначальные функции государственных институтов на новые – поддержка групповых интересов, самовоспроизводство и самоподдержание системы.

23 слайд

Описание слайда:

Некоторые эксперты считают, что коррупция выполняет и некоторые положительные функции в российском обществе: - Стимулирует традиционно «ленивого», нерадивого российского чиновника к эффективной деятельности, является средством мотивации чиновника к принятию решений. - Позволяет скорректировать несовершенства формальной системы, законодательства и ошибки, сбои в системе неформальными методами.

24 слайд

Описание слайда:

Международные агентства, занимающиеся сравнительными оценками и измерением коррупции Global Competitiveness Report (Женева, Швейцария), Political and Economic Risk Consultancy (Гонконг), Transparency International (Берлин, ФРГ), Political Risk Services (Сиракузы, США).

25 слайд

Коррупция как явление действительности представляет собой особенный, специфический социальный конфликт, существующий на рубеже экономики и права. Специфика его заключена в том, что он неизбежно возникает между объективно развивающимися экономическими отношениями и регулирующими их нормами права. Во-первых, развитие экономических отношений, направленное на удовлетворение потребностей человека, вынуждает экономическую деятельность пересекать правовые границы и функционировать за пределами правового поля. Причина в том, что растущие потребности людей объективно обуславливают динамику экономической деятельности, которую право не успевает своевременно и адекватно регулировать. Существующие правовые кордоны вынуждают искать компромисс в виде подкупа лиц, стоящих на страже установленных действующим законодательством ограничений; Во-вторых, цели и формы удовлетворения отдельных потребностей людей, не соответствующие общественным интересам и потому запрещенные законом как общественно опасные, формируют в экономике нелегитимные виды противоправных экономических отношений. Чтобы избежать изобличения, лица, осуществляющие криминальную экономическую деятельность, инициируют подкуп лиц, профессиональная деятельность которых направлена на их уголовно-правовое преследование. Последствия коррупции всегда социально значимы. Однако значимость эта в историческом аспекте не всегда имеет однозначное влияние на развитие общественных отношений, особенно на их становление в период формирования нового социально-экономического уклада общественной жизни. В связи с этим экономический, политический, социологический подходы к изучению коррупции могут существенно отличаться от правового подхода. Однако какие бы общественные науки не изучали коррупцию, результаты всегда свидетельствуют о том, что на существующие общественные отношения коррупционные деяния в той или иной мере всегда имеют негативное влияние. «Люди в своем стремлении к Вебер М. Основные социологические понятия 2000. -- С.115-123. -- (Социологич. мысль Запада).частной выгоде разлагают, уничтожают общественный правовой порядок». Поэтому правовое направление исследования коррупции нацелено на познание, прежде всего, криминальных коррупционных явлений, их детерминант, закономерностей функционирования и т. д. Юристы изучают факты коррупции, проявляющиеся как криминальные события, как акты преступного поведения. Коррупция как социально-правовое явление представляет собой деятельность коррумпатеров и коррупционеров, направленную на извращение нормальных общественных отношений, криминализацию их содержания путем использования должностными лицами (коррупционерами) с корыстной целью своих служебных полномочий, должностного статуса вопреки интересам службы, способствуя тем самым наступлению последствий, наносящих вред государственным интересам и причиняющих ущерб обществу. К признакам деяний коррупционного характера обычно относятся: использование государственным служащим своего статуса вопреки интересам государственной службы; наличие у государственного служащего умысла на совершение действия (бездействия), объективно причиняющего ущерб охраняемым законом интересам власти или службы; непосредственное нанесение ущерба авторитету или иным охраняемым законом интересам государственной власти (государственной службы); незаконный характер получаемых государственными служащими благ (материальных и нематериальных) и другие. Как любое социальное явление коррупция, детерминируется определенными объективными и субъективными факторами, имеет адекватные детерминантам формы проявления, включая преступные, круг своих субъектов и влечет определенные социально значимые негативные последствия. Провоцируют коррупционную деятельность такие факторы, как: несовершенство законодательства и неадекватность законодательной базы существующей в стране социально-экономической и политической ситуации; уродливые формы социально-экономических преобразований, породившие нищету большей части населения и размежевание на богатых и бедных; ненадлежащая деятельность государственных структур социального контроля, Вебер М. Основные социологические понятия // Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н.Давыдова; Предисл. П.П.Гайденко. -- М.: Прогресс, 2000. -- С.97-105. -- (Социологич. мысль Запада).включая правоохранительные органы; дух стяжательства и беспринципности, пронизавший всю сферу государственной службы; ставшая нормой общественной жизни система корыстных злоупотреблений и взяточничества; правовой нигилизм и отсутствие веры в принципы социальной справедливости у граждан страны; безнаказанность коррупционеров в высших органах власти и др.

дипломная работа

1.1 Сущность и содержание коррупции как социально правового явления

Дошедшие до нас правовые памятники позволяют заключить, что коррупция является «ровесником» человеческой цивилизации и зародилась в период формирования первых государственных образований в Египте, Индии, Китае в III--II тыс. до н. э. Распространенность и общественная опасность этого явления резко возрастают в периоды крупных социальных потрясений, приводят порой к полному уничтожению законности и одновременному росту зависимости населения от произвола чиновников. Не стала исключением и современная Россия. Сегодня коррупция в нашей стране уже вышла за рамки отдельных совершаемых в органах власти и управления преступлений и может быть отнесена к одному из самых опасных и всепроникающих социально-негативных явлений, характеризующих современное российское общество и государство и представляющих угрозу национальной безопасности.

Коррупция -- это черная тень государства. Неизбежное усиление административного регулирования в условиях расширения и интенсификации экономических, финансовых, технических и иных связей и зависимостей в обществе придает бюрократии известную независимость, злоупотребление которой в корыстных целях служит питательной почвой для коррупционных проявлений при попустительстве со стороны граждан и институтов гражданского общества. Индивид и бизнес не защищены от произвола чиновников, что отмечают иностранные (Ф.А. Хайек и др.) и отечественные ученые.

Существует так называемая узкая трактовка понятия коррупции как социального явления, заключающегося в подкупаемости и продажности государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей. Другие ученые предпочитают трактовать коррупцию более широко и ее ядром считают должностное злоупотребление. В документах международного права также содержится широкое определение коррупции и расширенный круг субъектов правонарушений, связанных с коррупцией. Например, по определению междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы, коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений, и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других .

В целях более точного уяснения содержания понятия коррупции полагаем необходимым различать коррупциогенное поведение и собственно коррупционную деятельность, которые опосредованно или непосредственно посягают на авторитет и законные интересы государственной службы и публичной власти в целом.

Отличительными признаками коррупциогенных действий в управленческой сфере выступают следующие три взаимосвязанные категории:

· ресурс, доступ к которому является целью участвующих в коррупционном сговоре;

· интерес, который является движущей силой деятельности участников коррупционных действий (частный или групповой, отличный от общественного или публичного);

· ущерб, который может нанести общественным интересам («всеобщему благу») любое потенциально коррупционное поведение.

Отличительными признаками коррупционных действий в управленческой сфере являются следующие: сделка между должностным лицом или служащим и лицом, заинтересованным в определенном поведении указанных лиц; обоюдно возмездный, но не обязательно материальный характер такой сделки; заведомая противоправность такой сделки, совершение которой запрещено под угрозой юридической ответственности нормами позитивного законодательства.

К сожалению, степень развития коррупции в современной России представляет серьезнейшую общественную опасность, ибо речь идет о существовании «обширных и устойчивых коррупционных сетей, которые не просто извлекают прибыль из своей противоправной деятельности, но уже инвестируют ее в развитие самой коррупции», и одномоментная «ампутация» такой системы коррупционных отношений может даже привести к социально-экономическому коллапсу.

Для обозначения актуальности рассматриваемой проблемы приведем некоторую статистику.

В современной России ежемесячные издержки от преодоления «административных барьеров» в сфере торговли и производства исчисляются суммой от 18 до 19 млрд. рублей, что составляет около 10 % розничного товарооборота. Ежегодно россияне тратят на взятки 2,8 млрд. долл., а на выплату подоходного налога -- 5,8 млрд. долл.

Международная организация «Transparency International» 15 ноября 2005 г. опубликовала свое исследование, касающееся, в частности, масштабов коррупции в России (всего исследование проведено для 159 стран). Согласно выводам организации ситуация в нашей стране ухудшилась по сравнению с предыдущим годом: Российская Федерация заняла 126-е место по уровню коррумпированности по сравнению с 90-м местом в 2004 г. Менее коррумпированными по сравнению с Россией признаны, например, Буркина-Фасо, Уганда и Афганистан. Возглавляют рейтинг Исландия, Финляндия и Новая Зеландия с наиболее низким уровнем коррупции. США находятся на 17-м месте. Самыми коррумпированными признаны Бангладеш и Чад (158-е место) .

Административно-правовой статус государственных служащих

В силу положений ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 02.07...

Анализ законодательства по противодействию коррупции

1.1 Понятие и сущность коррупции Коррупцию можно рассматривать, как отклоняющееся политическое поведение, которое может квалифицироваться и как преступления, и как деяния, не преследуемые законом в силу их неурегулированности...

Вече как государственный институт древнерусского государства

Вече - один из самых известных и в то же время один из самых загадочных институтов Древней Руси. Все знают, что это орган русского «народоправства». Но что касается реального наполнения данного термина в древнерусских источниках...

Как социально негативное явление коррупция известна очень давно. В переводе с латинского коррупция («corruption») означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей...

Зарубежная практика и российский опыт борьбы с коррупцией

Всемирный Банк выделяет четыре фактора, обусловливающие низкий уровень коррупции: отсутствие, благодаря экономической политике, деформаций, предсказуемая судебная система...

Конституционные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в системе противодействия коррупции

Общество представляет собой динамическую систему, в которой постоянно появляются новые виды общественных отношений и видоизменяются старые. В связи с этим появляются новые виды преступлений...

Коррупционная преступность как угроза национальной безопасности

На сегодняшний день тема коррупции в условиях современных рыночных отношений и построения правового государства несомненно является актуальной. И это не удивительно, ведь масштабы этого явления достаточно велики...

Криминологические особенности преступности в городе Москве

Преступность -- сложное социально-правовое явление, в силу чего она изучается различными науками, исследующими ее отдельные стороны. Так...

Национальные интересы России в пограничной сфере

Изучим основные причины и сущность явления незаконной миграции. Согласно одному из определений - незаконная (или нелегальная) миграция - это миграция (перемещение людей через границы с переменой места жительства на сколь-нибудь значимый срок)...

Проблемы противодействия коррупции на государственной службе в Пермском Крае

Понятие «коррупция» сегодня одно из наиболее часто употребляемых в отечественной научной и публицистической литературе. Хотя ещё совсем недавно его можно было встретить в основном только в отношении анализа социальных процессов...

Роль местного бюджета в решении проблем социально-экономического развития муниципального образования

В современном обществе местное самоуправление играет наиболее значимую роль в развитии Российской Федерации, является фундаментом, на котором происходит становление экономики нашей страны...

Совершенствование системы информационного обеспечения органа внутренних дел (на примере отдела полиции №8 "Кировский" Управления МВД России по городу Новосибирску)

Социально-экономическое развитие муниципального образования

Уголовно-правовые проблемы борьбы с коррупцией в РФ