Как осуществляется законодательная власть в российской федерации. Система государственного управления


Законодательная власть - это ветвь государственной власти, которая занимается разработкой и принятием законов и др. нормативных актов, регулирующих общественную жизнь, принимает и контролирует бюджет страны.

Законодательную власть в РФ осуществляет Федеральное собрание - представительный, законодательный и контролирующий орган, который состоит из Совета Федерации и Гос. думы (в субъектах РФ их законодательную власть осуществляют законодательные органы субъектов РФ). Гос. дума избирается непосредственно гражданами, Совет Федерации состоит из членов, избранных представительными органами субъектов РФ (половина членов Совета Федерации) и назначенных главами администрации субъектов Федерации (вторая половина). Палаты заседают раздельно, однако могут собираться совместно, на пример для заслушивания Посланий Президента РФ, Конституционного суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Совет Федерации и Гос. дума избирают из своего состава председателей и их заместителей, образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

Члены Совета Федерации и депутаты Гос. думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий: они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления), а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности др. людей. Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального собрания.

К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопросов о возможности использования Вооружённых сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя председателя Счётной палаты РФ и половины состава его аудиторов. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесённым к его ведению Конституцией РФ, большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

Государственная дума - нижняя палата парламента - представляет всё население РФ. Она состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года (Гос. дума первого созыва была избрана в 1993 в соответствии с заключительными и переходными положениями Конституции на 2 года).

К ведению Гос. думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ, председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов, Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Гос. дума принимает постановления по вопросам, отнесённым к её ведению, большинством голосов от предусмотренного Конституцией общего числа депутатов Гос. думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

Право законодательной инициативы в Гос. думе принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Гос. думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному суду РФ, Верховному суду РФ и Высшему арбитражному суду РФ по вопросам их ведения. Гос. думой принимаются федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления (напр., об объявлении амнистии). Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Гос. думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и-денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты гос. границы РФ; войны и мира.

Государственная дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ. В случае роспуска Гос. думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Гос. дума собралась не позднее чем через 4 мес с момента роспуска. Гос. дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции, в течение года после её избрания, а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации, в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, в течение 6 мес до окончания срока полномочий Президента РФ.

Органы законодательной власти - это Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, верховные со­веты, законодательные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избира­ются непосредственно народом и никаким другим путем формиро­ ваться не могут . В своей совокупности они составляют систему пред­ставительных органов государственной власти Российской Федера­ции.

Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многона­ционального народа Российской Федерации и придают ей общеобя­зательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соот­ветствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодатель­ных органов обязательны к исполнению всеми другими органами со­ответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами го­сударственной власти и органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти подразделяются на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодатель­ным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание РФ. Это общегосударственный, общероссий­ский орган государственной власти, действующий в масштабах всей России. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, дей­ствующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.

Федеральное Собрание Российской Федерации

Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание явля­ется парламентом Российской Федерации.

В ст. 94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собра­ние - представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представитель­ная, т. е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возла­гается на народное представительство, самостоятельно принимаю­щее наиболее ответственные решения.

В ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание характеризует­ся и как законодательный орган Российской Федерации. В передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенци­ей в сфере законодательства.

Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание ис­полняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции та исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также путем использования права отказывать в доверии Прави­тельству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом в отставку.

Согласно ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации состоит из членов, представляющих все субъекты Федерации. Совет Федерации призван выражать региональные мне­ния и интересы. Вместе с тем Совет Федерации - государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адре­суются не тем или иным субъектам Федерации, а государству в це­лом, т. е. всей России.

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают во­просы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она устанавливает в ч. 3 ст. 100, что палаты могут собираться совме­стно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Консти­туционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных го­сударств.

Более того, Конституция предусматривает совершенно различ­ную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым сис­тему сдержек и противовесов в деятельности Федерального Собра­ния. В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного пре­дотвратить возможность установления в Российской Федерации «ти­рании большинства», завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.

Следует заметить, что в нашем обществе существовало опреде­ленное недоверие к представительным органам государственной власти вообще и к парламенту в частности. Такое недоверие явля­лось следствием той политической борьбы, которая предшествовала принятию действующей Конституции РФ. В России имелись силы, которые были не прочь отказаться от парламента как важнейшего демократического института или превратить его в послушную, не иг­рающую самостоятельной роли ассамблею. Однако такие устремле­ния наталкивались на ряд противодействующих факторов.

Многие представители политических кругов страны отдавали от­чет в том, что полная дискредитация парламента может сильно по­дорвать складывающиеся политико-идеологические устои россий­ской демократии.

Существен и тот факт, что в демократических странах парламент является своеобразным олицетворением политических традиций, важным показателем национальной политической культуры. В при­дании определенной политической эффективности парламенту за­интересованы и те политические силы, которые не представлены в правительстве и для которых парламент служит ареной, где они мо­гут отстаивать свои интересы.

Парламент выступает и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих политических сил, как арена защиты интересов тех из них, которые в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможностями воздействия на политическую жизнь страны.

Вследствие взаимодействия всех этих факторов развитие россий­ского парламентаризма идет сложным, во многом противоречивым, путем.

- (legislature) Законотворческое собрание избранных депутатов, формально равных между собой. Законодательная власть, возникнув из средневековых институтов, периодически созывавшихся королями для согласования размеров налогообложения, постепенно… … Политология. Словарь.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в соответствии с теорией разделения властейодна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. ЗАКОНО ДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ осуществляет исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей после конституции, юридической силы… … Финансовый словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ власть, в системе разделения властей одна из ветвей власти, функцией которой является принятие законов. Законодательная власть принадлежит, как правило, выборным представительным органам государства (например, парламенту) … Современная энциклопедия

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - см. ВЛАСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Законодательная власть - (англ legislative power) в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга ветвей власти в государстве. З.в. осуществляет исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей, после … Энциклопедия права

Законодательная власть - власть, издающая законы; в Российской Социалистической Федерации законодательная власть принадлежит трудовому народу: 1) в лице его выборных представителей делегатов на Всероссийский Съезд Советов, 2) избираемому из его среды Всероссийскому… … Популярный политический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, реализующих эти полномочия. В… … Юридический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в государственном праве система органов государства, имеющих право принимать законы … Большой Энциклопедический словарь

законодательная власть - — EN legislature The department, assembly, or body of persons that makes statutory laws for a state or nation. (Source: WESTS) }