Каменные изваяния на острове пасхи. Каменные статуи моаи


Является эта географическая точка. Ученым пришлось потратить немало времени и усилий, чтобы приоткрыть завесу тайны, которой окружены исполинские каменные фигуры острова. Причина их появления и места расположения на территории данного объекта также вызывают огромный интерес.

Описание острова

Крохотный участок суши в Тихом океане, имеющий форму треугольника, - вот что сейчас представляет собой остров Пасхи. Длина участка составляет приблизительно 17 километров, а ширина - одиннадцать. Ученые считают, что во времена, когда на его территории высекались и устанавливались фигуры, остров имел площадь, превышающую современные размеры в 3-4 раза. Одни из ближайших соседей географического объекта - Галапагосские острова. Они находятся на расстоянии 3000 километров от легендарного места. Четыре тысячи километров отделяют остров от Южной Америки.

Версия о существовании древнейшего материка кажется правдоподобной, если задуматься о том, как могли появиться поселенцы на этом крошечном участке. По предположению ученых, существовал материк, исчезнувший под водой около четырех миллионов лет назад. А оставшийся остров - это лишь крохотная часть огромного континента. При хорошей погоде и сегодня сквозь толщу вод просматриваются очертания дна, которые когда-то могли располагаться выше уровня вод Мирового океана и соединять остров Пасхи с Южной Америкой. Эта гипотеза дает основания полагать, что первые жители острова могли прийти сюда по суше.

Тайны первых поселенцев

Статуи острова Пасхи - это не единственная его особенность. Уникальность состоит еще и в том, что данный географический объект является самым отдаленным от современной цивилизации местом. Но, несмотря на это, он населен людьми. Крошечные размеры территории острова не смутили людей, которые решили обосноваться здесь.

Буйная растительность, большое количество водоемов с пресной водой, плодородная почва, изобилие рыбы у побережья сделали остров настоящим раем для первых поселенцев. Но что привело к гибели экосистемы этого участка суши и почти полному вымиранию его населения? Почему, кроме каменных исполинов, местные жители вырезали деревянные фигурки, изображающие изголодавшихся людей? Сколько статуй на острове Пасхи? О чем рассказывают найденные учеными таблички с письменами? Остров и сегодня таит много загадок, заставляя ученых выдвигать все новые и новые версии.

История развития цивилизации

Сегодня доподлинно известно, что первыми жителями острова были выходцы из Полинезии. Расстояние между географическими объектами составляет около 2500 километров. Заселение острова произошло приблизительно в V веке. Об этом говорят найденные археологами артефакты.

Первые поселенцы вели обособленное существование, и продолжалось оно не менее тысячи лет. Развитие цивилизации шло естественным путем. К XIV веку численность жителей острова составляла около 20 тысяч человек.

Но в 1722 году высадившиеся на острове голландские путешественники обнаружили здесь деградировавшее общество, находящееся на грани вымирания. К этому времени на острове не осталось и 2000 жителей. Экосистема была уничтожена. Одна из версий говорит, что кризис был спровоцирован строительством и транспортировкой моаи (как называются статуи на острове Пасхи, вы уже знаете). Но это лишь одно из существующих предположений.

Секрет возникновения моаи

К моменту появления первых европейцев статуи острова Пасхи уже давно не создавались местными жителями. Но воображение мореплавателей было поражено тем, что сохранило здесь время. Размеры статуй, их количество, особое расположение на территории сразу бросилось в глаза путешественникам. Особый интерес вызвали статуи, изготовление и установка которых не были закончены. Таких фигур на острове и сегодня насчитывается около трехсот. Что заставило людей начать, а затем прекратить этот неимоверно тяжелый труд?

Одна из самых распространенных версий ученых говорит о том, что в племенах первых поселенцев острова был очень сильно развит культ предков. Для того чтобы увековечить память о них, и создавались каменные исполины. Кроме того, изваяния охраняли покой и привлекали благополучие для живых. Однако, как показывает история, этого оказалось недостаточно. Угроза полного вымирания племен острова была очевидна.

Техника создания моаи

Как создавались фигуры и транспортировались к месту установки? Еще два важных вопроса, которые не имеют сегодня однозначного ответа.

Для изготовления монолитных изваяний использовались вулканические породы, которые в достаточном количестве залегали на острове в кратерах потухших вулканов. Главным инструментом для высечения фигур было приспособление, выполненное из более прочной породы камня. На изготовление одной фигуры иногда уходили годы.
Следующим этапом была транспортировка изваяния к месту его установки. Разгадка техники выполнения этих работ остается одной из самых важных. Ведь узнав её, ученые смогут ответить на многие важные вопросы, связанные с загадками острова Пасхи.

Разновидности каменных исполинов

Статуи острова Пасхи имеют между собой существенные различия. Это связано с материалом изготовления изваяний, местом их расположения, стилем исполнения фигур, их высотой. Статуи острова Пасхи в полный рост имеют огромные размеры. Самые большие фигуры расположены вблизи единственного города острова - Ханга-Роа. Некоторые экземпляры достигают в высоту более десяти метров. Но наиболее часто встречаются 5- и 7-метровые статуи.

При этом нужно учитывать, что изваяния - это не только головы. Статуи острова Пасхи имеют туловище и постамент. Каждая часть изваяния выполнена с конкретной целью. Ведь неслучайно перед каменными фигурами совершались культовые обряды, после которых участники впадали в состояние, похожее на транс.

Установлено, что некоторые фигуры имели глаза, выполненные из специальных пород камня. Некоторые ученые считают, что направление взгляда этих исполинов указывает на часть света, откуда на остров пришли предки.

Как сохранить наследие

Историки утверждают, что последние каменные истуканы, установленные непосредственно жителями острова, путешественники могли видеть здесь в далеком 1830 году. С тех пор в этих местах происходили события, которые могли привести к полному исчезновению уникальных находок.

Усилиями современных ученых процесс уничтожения артефактов прекращен. Опрокинутые или найденные статуи острова Пасхи под землей бережно восстанавливаются. Ведутся научные работы, которые, возможно, когда-нибудь полностью откроют завесу тайны над загадочным островом.

Главной достопримечательностью знаменитого и загадочного (исп. Isla de Pascua; рап. Rapa-Nui) являются статуи Моаи , или Истуканы острова Пасхи . Практически повсеместно возвышающиеся вдоль южной части острова, на протяжении многих веков эти загадочные исполины не дают покоя ученым умам человечества.

По неведомым причинам полинезийцы (обитатели Океании, первые жители о-ва), обосновавшиеся на острове приблизительно в 1000 г. н.э., занимались высечением гигантских статуй Моаи (на протяжении ок. 1200-1500 гг.). Эти истуканы сегодня считаются одними из самых таинственных и необъяснимых древних артефактов на планете.

Моаи (рап. Moai) - каменные идолы на побережье о-ва Пасхи, представляющие собой огромные статуи в форме человеческой головы с частью туловища по пояс. Типичный дизайн статуй - угловатые мрачные лица с выступающим подбородком, плотно сжатыми губами и низким лбом.

Доселе неизвестно, зачем древние островитяне начали массово создавать эти гигантские изваяния. Первые монолитные скульптуры высотой с человеческий рост вырубались из базальта. Затем островитяне начали изготавливать их из мягкого вулканического туфа (спрессованного вулканического пепла). Только 53 статуи Моаи были сделаны не из туфа, а из других пород.

«Обитель» статуй Моаи

Расположенный почти в самом центре о-ва, кратер потухшего вулкана Рано-Рараку (исп. Rano Raraku; 160 м) является местом, где высекались знаменитые гиганты. Над их созданием от зари до зари трудились десятки, а может быть и сотни мастеров. Сегодня на склонах кратера можно увидеть следы их кропотливой работы. Здесь же разбросаны незаконченные фигуры статуй. Вероятно, их создание происходило с соблюдением каких-то важных ритуалов и церемоний. Ученые уверены, что вулкан Рано-Рараку для местных жителей того времени был на самом деле священным местом.

Если в ходе ваяния статуи происходил какой-либо дефект — это считалось дьявольским знаком. Поэтому скульпторы немедленно бросали резку статуи и принимались за высечение другой. Таким образом, более 390 скульптур так и осталась незавершенными и оставленными здесь же. С годами многие из них были погребены под толстыми слоями обвалившегося пепла.

Когда статуя была высечена и отделялась от перемычки, соединяющей ее с кратером, фигура истукана скатывалась по склону вниз, к основанию вулкана. Здесь истуканы предположительно ставились в вертикальное положение для окончательной обтески. Далее готовые статуи перетаскивались по целой сети дорог и устанавливались в строго предназначенных местах, разбросанных почти по всему побережью острова. Иногда их перемещали и устанавливали на расстояния свыше 20 км, выстроив в итоге почти сплошную линию монументов вдоль побережья острова.

По мере приближения к Рано-Рараку гигантские головы становятся более частыми, а у основания вулкана они буквально усеяны вдоль склона, образуя кульминацию процессуального маршрута к вулкану. Это должно означать возрастающий уровень важности этого места.

Загадки истуканов острова Пасхи

Когда в 1722 г. на остров высадились первые европейцы, они с удивлением обнаружили около 1000 величественных статуй. Впрочем, многие из них валялись на земле. Именно, большинство каменных изваяний были просто разбросаны вдоль дорог. Именно поэтому, многие ученые долгое время считали, что истуканы Моаи были оставлены неуклюжими строителями, которые сбрасывали сломанные статуи вдоль прибрежных дорог. Тем не менее, это было не так. Дороги были всего лишь протоптаны в ходе установки идолов. Т.е. сами дороги не были построены специально, а использовались исключительно для транспортировки фигур. С течением времени (из-за землетрясений, цунами и прочих внешних факторов) многие статуи повалились на землю, что также запутало археологов.

Однако, все статуи устанавливались строго на отведенных для них каменных пьедесталах — аху (рап. Аhu). Они представляли собой хорошо отшлифованные каменные платформы — закопанные тела статуй , немного наклоненные в сторону моря. Некоторые статуи установлены группами на постаментах высотой до 2-3 м. и длиной до 150 м. Самым известным таким постаментом с группой статуй являются знаменитые Аху-Тонгарики (рап. Ahu Tongariki).

Аху-Тонгарики

Но каким образом многотонные истуканы Моаи транспортировались в различные отдаленные места острова? По сей день на этот вопрос нет четкого ответа. Одни лишь гипотезы…

По рассказам современных островитян «к своим местам идолы Моаи …шли сами». Согласно легенде древних Полинезийцев, в каменные истуканы острова Пасхи была заключена сверхъестественная сила предков первого короля острова — Хоту-Мату’а . Т.е. статуи были одарены божественной силой — душой, позволяющей статуям передвигаться самостоятельно.

Впрочем, исследователи уверены, что огромные статуи все-таки передвигались людьми. Несмотря на то, что трудно себе представить, каким образом люди из каменного века, без специального оборудования и современных технологий передвигали многотонные монолиты. Вероятно, волоком в горизонтальном положении, при помощи различных деревянных рельс, упоров и прочих приспособлений. Существует и другая версия, согласно которой статуи переносили в вертикальном положении, перемещая их, раскачивая их из стороны в сторону, затянув несколькими канатами (см. видео). Именно таким образом перекантовки они заставляли статуи «шагать». В этом вопросе мнения ученых разделились.

Как все это выглядело в действительности, остается еще одной, неразгаданной загадкой цивилизации острова Пасхи. Как и причина, по которой жители крошечного острова тратили силы и время на создание многочисленных каменных исполинов. Существует распространенное мнение, что Истуканы острова Пасхи являются как бы его стражами, наводя страх на непрошенных гостей. Однако, это не совсем так. Все статуи (кроме группы статуй Ahu Akivi, состоящей из 7 фигур в середине о-ва) стоят на побережье и «смотрят» не в сторону моря, а вглубь острова.

Аху-Акиви — единственные статуи острова Пасхи, которые смотрят в сторону океана.

Некоторые специалисты считают их стражами умерших, которые мощными спинами защищали покойных от природных стихий. Таинственные исполины, безмолвно выстроились в линию на побережье, повернувшись спиной к Тихому океану. Словно мощная армия, охраняющая покой своих владений и их жителей.

Несмотря на некоторую примитивность идолов Моаи, истуканы острова Пасхи все-таки завораживают. Особенно внушительно гиганты смотрятся вечером, в лучах заходящего солнца, когда на фоне неба вырисовываются лишь огромные, леденящие кровь силуэты…

Шляпы

Головы многих каменных истуканов украшали «шляпами» (рап. Pukao) из горной породы красноватого цвета. Возможно они были сделаны из добытого красного вулканического камня уже позже, приблизительно в конце XVI века.

Причина этих «шляпных дополнений» неизвестна. Но некоторые ученые предполагают, что они придавали статуям некое выражение пущей власти.

Крах цивилизации Рапа-Нуи

Цивилизация Рапа-Нуи достигла своего расцвета, потом произошло нечто ужасное.

Необъяснимая одержимость островитян в возведении таинственных истуканов привела к беспощадному использованию природных ресурсов и разорению о-ва. Слепое стремление заполонить остров статуями привела к тотальному истощению лесных ресурсов острова. Лес, который был необходим для транспортировки огромных фигур, беспощадно вырубался. Европейцы, впервые ступившие на остров Пасхи, поражались, как в таком пустынном месте могли выжить люди. Это перестало быть загадкой, когда последние исследования показали, что в древности остров был покрыт густым лесом, здесь был изобильный тропический рай.

Видимо, ресурсы о-ва казались неисчерпаемыми, деревья вырубались на постройку жилищ и каноэ, а гигантские пальмы - для транспортировки моаи.

Уничтожение леса привело к эрозии почвы и ее истощению. Скудные урожаи, нехватка еды приводили к вооруженным конфликтам между островными кланами, Моаи - символы власти и успеха свергались. Борьба со временем все более ожесточилась. Таким образом в конце концов, к приезду европейцев, культура Рапа-Нуи полностью исчезла.

На раннем этапе развития цивилизации для людей по всему миру было характерным устанавливать мегалитические сооружения. Вспомним хотя бы Стоунхендж в Великобритании, многочисленные дольмены или фаллосоподобные глыбы. Но из этого ряда древних мегалитов выделяются те, которыми славится остров Пасхи. Статуи, установленные там, с самого начала поразили европейцев. И продолжают изумлять до сих пор. Ведь их тайна так и не разгадана до конца. Кроме того, не раскрыт вопрос о том, откуда прибыли на этот маленький клочок суши, затерянный посреди Тихого океана в трех тысячах километров от материка, первые люди. В этой статье мы коротко расскажем о секретах острова Пасхи. Ведь эта земля просто переполнена достопримечательностями.

Где расположен остров Пасхи

Статуи «моаи» были первыми, кто встретил в 1722 году европейских мореплавателей. Корабль под руководством капитана Якоба Роггевена причалил к неведомым берегам в Страстную Неделю, поэтому было решено назвать остров в честь наступающего праздника. Сами же туземцы именовали свою землю Те-Пито-о-Те-Хенуа, Рапа-Нуи и Мата-Ки-Те-Ранге. Но слово Пасха (Pascua) было более привычным для уха европейцев, и на всех картах мира остров значится именно так. Расположен он в восточном уголке Тихого океана и представляет собой треугольник суши с длиной грани не более двадцати четырех километров. Остров имеет вулканическое происхождение, поэтому он горист. Наивысшая точка - 539 метров над уровнем моря. Административно земля эта принадлежит Чили, хотя и удалена от ближайшего города Вальпараисо на три тысячи шестьсот километров. Остров Пасхи имеет чудесный климат, располагающий к размеренному отдыху. Воды у его берегов круглый год прогреты до + 24 градусов, а пляжи усыпаны интересным розоватым песком. Но главная достопримечательность, привлекающая многочисленных туристов на остров Пасхи, - статуи.

История открытия исчезнувшей цивилизации

Голландский мореплаватель Я. Роггевен первый высказал предположение, что истуканы, высящиеся по всему берегу Рапа-Нуи, не могли быть сделаны аборигенами, которых он застал. Люди, населявшие остров в начале восемнадцатого века, достигли уровня развития первобытного общества. У них были примитивные орудия труда, и возникало сомнение, что они могли выполнить такие скульптуры и доставить их из каменоломен на берег. Роггевен пробыл на острове всего день, но он успел понаблюдать, как аборигены садились вокруг идола, разжигали костер и пели ритуальные песни. Вторая экспедиция под руководством Фелипе Гонсалеса прибыла в 1770 году. Испанцы высказали предположение, что каменных идолов привезли сюда с материка. Но кто и откуда доставил на остров Пасхи статуи? Раскопки, произведенные в ХХ веке, помогли установить, что моаи имеют местное происхождение. Нашлась и камнеломня. Она располагалась в кратере потухшего вулкана Рано Рараку.

Таинственный народ

Статуи острова Пасхи, фото которых являются визитной карточкой этой чилийской провинции, - не единственная загадка сих мест. Еще первые мореплаватели описывали, что обнаружили среди аборигенов представителей трех рас. Тут были и темнокожие, и азиаты и люди с совершенно белой кожей. Дж. Кук догадался привезти с собой на остров полинезийца, который худо-бедно сумел пообщаться с местными жителями. Они рассказали, что двадцать два поколения тому назад их предводитель Хоту Матуа прибыл сюда. Но откуда - они не смогли толком сказать. Аборигены также объяснили, что каменные статуи на острове Пасхи - это изображения не богов, а их бывших правителей, души которых продолжают заботиться о потомках. Откуда же приплыли на затерянный островок его первые обитатели? В научном мире выдвигалось немало гипотез. Высказывались мнения, что аборигены - выходцы из Египта, Индии, Скандинавии, Кавказа и даже исчезнувшей Атлантиды. Тур Хейердал предпринял удачную попытку доплыть до островов Полинезии от берегов Перу на примитивном плоту, но это еще не доказывает ацтекского происхождения жителей Рапа-Нуи.

Остров Пасхи: статуи

Моаи не зря вызвали ажиотаж среди исследователей и породили столько научных гипотез. Ведь не само наличие мегалитических скульптур было странным, а то, что существующее примитивное общество никак не могло их создать. Прежде всего, впечатляют размеры каменных истуканов. Высота большинства из них - около десяти метров, а вес составляет в среднем пятнадцать тонн. Самая огромная статуя достигает параметров в 21 метр и 90 тонн. Как могли люди, занимающиеся охотой и собирательством, высечь их из твердой горной породы и доставить к месту назначения? Все это породило эзотерическую гипотезу, что на остров Пасхи статуи привезли пришельцы из космоса. Не менее интересен и внешний вид моаи. Длинноухие, с плоскими скулами - они не похожи ни на одну из человеческих рас. Некоторые истуканы украшены имитацией татуировок или ожерелий. У других на голове красуется странный головной убор из камня.

Что показали раскопки

Некоторую ясность в вопрос о происхождении моаи внесли современные исследования. Оказалось, что истуканы не принадлежат к цивилизации, существовавшей тысячи и даже миллионы лет назад. Устанавливали их с Х по XVI столетие. А высекались они в кратере потухшего вулкана Рано Рараку. И большая часть статуй так и осталась в каменоломне. Еще некоторое количество разбилось при перевозке. Транспортировались изваяния с помощью канатов и платформ с вращающимися роликами. Начинались работы с лица и головного убора. Глазницы истуканов были заполнены белым кораллом и черным обсидианом. А вот туловища статуй с острова Пасхи были более стилизованными.

Загадочные таблички

Современные археологи обнаружили также то, что, в отличие от истуканов, не было видно всякому, да еще и издали. Это были деревянные дощечки, испещренные письменами. И эти артефакты, скорее всего, были привезены. Поскольку на острове нет ни единого дерева. К сожалению, упомянутые тексты еще не расшифрованы. Что написано на дощечках - до сих пор тайна. В основном складывается впечатление, что в Х веке на остров Пасхи прибыли представители более развитой цивилизации. Постепенно общество, вследствие чрезвычайной изолированности, деградировало. Жители забыли письменность и перестали создавать новых моаи.

Другие достопримечательности

Чем еще способен удивить путешественника остров Пасхи? Статуи (раскопки обнаружили еще около 300 штук, присыпанных вулканическим аллювием) - не единственная достопримечательность этого затерянного кусочка суши. Взять хотя бы постаменты, на которых установлены эти каменные идолы. Считается, что это могильные плиты, на которые ритуально водружались от одной до нескольких статуй. В административном центре Ханга-Роа можно ознакомиться с историей острова Пасхи. Также рекомендуется посетить крепость Ау Тахаи. Современный остров Пасхи - это райский уголок, уставленный роскошными отелями.

Вид на океан

Остров Пасхи обладает уникальным ландшафтом с вулканическими кратерами, формациями из лавы, сияющей голубой водой, пляжами, невысокими холмами, скотоводческими фермами и множеством археологических раскопок, причем большая их часть посвящена изучению фигур-моаи. Они достигают высоты 10 м. Одна из фигур, на пляже Анакена, была установлена почти в первоначальном положение, а рядом помещена мемориальная доска в память приезда Тура Хейердала в 1955 году.

Остальные фигуры разбросаны по острову. Каждая из них имеет свое название. Поике – статуя с раскрытым ртом, которую очень любят местные жители. Аху Тахаи – еще одна примечательная статуя, с красивой формой глаз и камнем-прической на макушке. Отсюда можно добраться до двух из множества пещер острова – одна из них, кажется, была центром религиозных церемоний.


История острова Пасхи


Моряки, когда они впервые увидели остров, были поражены этими колоссальными каменными изваяниями, выстроившимися вдоль берега острова. Что это были за люди, способные установить многотонных каменных гигантов? Почему они поселились в столь уединенном месте? Откуда доставлен камень, из которого сделаны скульптуры?

Первыми поселенцами на острове стали полинезийцы в V в. Их культура сохранилась до наших дней в виде гигантских каменных фигур (моаи) . Носителей этой культуры также называли «длинноухими», потому что у них было принято растягивать ушные мочки до плеч. В XIV в. под водительством Хоту-Мату"а на острове высадились «короткоухие», приверженцы культуры «человекоптиц». К концу XVII в. им удалось уничтожить «длинноухих» аборигенов, и их культура была утрачена. О древней культуре острова Пасхи сохранились лишь отрывочные сведения.


Принято считать, что вождь племени в преддверии смерти приказывал вырезать в туфовой породе вулкана Рану-Рараку моаи - собственный портрет в виде человека-птицы. После смерти вождя моаи ставили на ahu, т.е. в святилище, причем взгляд его был устремлен на жилища племени. Считалось, что таким образом он способен передать наследникам силу и мудрость, а заодно охранять их в минуту беды. В наши дни многие моаи (высотой 12 м, весом в несколько тонн) отреставрированы и их можно осмотреть. Это Tahai, Tongariki, Akivi, Hekii и Anakena - то место, где Хоту-Мату"а высадился на берег.

В Оронго (Orongo) , местечке у подножия вулкана Рану-Кау, первопоселенцы устроили святилище верховного божества Макемаке и ежегодно приносили жертвы человеку-птице. Для этого с острова Моту-Нуи, расположенного на расстоянии 1 км, сюда доставляли первое яйцо крачки, которое считалось воплощением божества. В состязаниях на скорость плавания участвовали все местные племена, и вождь победившего племени занимал место человека-птицы.

У подножья вулкана Рано Рараку

Ему выбривали голову и брови, а лицо покрывали черной и красной краской и поселяли в специальном ритуальном жилище. Таким образом, он на год становился духовным лидером всех населяющих остров племен. Не был забыт и победивший в соревновании воин, принесший победу своему вождю, - его награждали всевозможными дарами.

Обитатели острова Пасхи владели письменностью, которая не до конца расшифрована. Резными письменами покрыты маленькие деревянные таблички (гопдо гопдо) , сохранившиеся до наших дней. Эти таблички есть в каждом доме на острове, однако ни один из жителей не смог толком объяснить их смысл и назначение. Ронго-ронго размером не больше 30-50 см, рисунки на них изображают животных, птиц, растения и астрономические знаки. Условно изображения можно разделить по трем темам: первые изображают местных богов, вторые - поступки островитян, в том числе совершенные ими преступления, третьи посвящены истории междоусобных войн. Островитяне были также великолепными резчиками-портретистами, как свидетельствует об этом маленькая церковь в Ханга-Роа. Здесь древние языческие верования сливаются с христианством: над головами святых непременно изображается птица.

Согласно легенде, в 1400 г. небольшая горстка полинезийцев во главе с вождем Хоту Матуа на своих каноэ добралась до необитаемого острова в необъятном Тихом океане. Они нарекли его Те-Пито-те-Хенуа, «Пуп земли». И Хоту Матуа учредил вдоль берега несколько святых мест. На островах, откуда он был родом - возможно, Маркизских, существовал обычай устанавливать моаи, памятники вождям племени в виде монументальных каменных статуй.

Истуканы - числом 900 в завершенном виде - имеют высоту больше 10 м и обхват 4,5 м, а в карьере лежат незаконченные статуи, чья высота должна была равняться 22 м! Возможно, их перемещали с места на место при помощи толстых деревянных катков, изготовленных из стволов деревьев, росших в джунглях.


Грандиозные фигуры сперва погружались на стволы деревьев, служившие либо катками, либо салазками. Затем их медленно толкали через километры непроходимых джунглей. Чтобы справиться с такой работой, потребовались бы усилия не одной сотни человек.

В 1722 г. на острове высадился первый европеец - нидерландский адмирал Якоб Роггевен. В этот день христианский мир праздновал Пасху, оттого и происходит европейское название Рапа-Нуи.

Капитан Джеймс Кук побывал на острове Пасхи в 1774 г. и обнаружил, что большинство истуканов повержены, а кое-какие вообще разбиты или носят следы надругательств. Остров был практически необитаем, а жалкие остатки некогда многочисленного племени в страхе ютились в каких-то жутких пещерах. Что случилось? Объяснения островитян были отрывисты и противоречивы. Археология дала ученым более связную информацию: вскоре после отплытия голландской экспедиции на острове случилась демографическая катастрофа - перенаселение и голод. Культ каменных истуканов привел к тому, что лес на острове свели, соответственно сократив источники пропитания. Несколько неурожайных лет подряд сделали ситуацию катастрофической. Начались кровавые междоусобицы и каннибализм. Когда на острове оказался капитан Кук, он насчитал всего 4000 жителей вместо 20000, о которых докладывал Роггевен в 1722 г. Но худшее еще было впереди. В 1862 г. на острове высадились перуанские солдаты и увезли 900 человек в качестве рабов. Позже часть населения отправили в Перу как рабов, а оставшиеся тоже не задержались надолго на острове. К 1877 г. на острове Пасхи осталось только 111 человек. Позже часть населения отправили в Перу как рабов, а оставшиеся тоже не задержались надолго на острове. В 1888 г. Чили присоединила его к своей территории. Здесь не было самоуправления вплоть до 1966 г., когда островитяне впервые выбрали своего президента.

Восточная часть острова Пасхи, которая называется Poike, образовалась 2,5 млн лет назад в результате мощного извержения вулкана. Спустя 1 млн лет появилась южная часть острова, Рану-Кау, а 240 тыс. лет назад - Маунга-Теревака на северо-востоке, самая высокая островная гора (509 м) .


На острове Пасхи есть поселение Ханга Роа, где проживает большая часть населения. Их существование обеспечивает главным образом туризм. Здесь есть различные отели и рестораны, а чрезвычайно дружелюбные местные жители обязательно позаботятся о том, чтобы ваше пребывание здесь стало комфортным и незабываемым.

С 1964 г. на острове Пасхи действует аэропорт, укрепивший связи с внешним миром. Каждый год этот загадочный клочок суши посещает не менее 20000 туристов. Для живущих сейчас на острове 3800 человек овцеводство по образцу конца XIX в. является важной составляющей экономики.

Когда приезжать

Самый подходящий период для посещения острова Пасхи - с октября по апрель, в этот период температура воздуха прогревается до 22-30 °С, а вода в океане - до 20-23 °С. С мая по сентябрь часто идут дожди, погода ветреная и пасмурная, однако все равно тепло и температура колеблется между 17 и 20 °С.

Пляжи острова Пасхи

Пляжи острова Пасхи - одни из самых лучших в Чили, в летнее время вода хорошо прогревается, поэтому сюда часто приезжают семьи с детьми. Особенной рекомендации заслуживает пляж Анакена: тихая бухта, высокие пальмы, песок, который, когда намокает, приобретает розовый оттенок, безмолвные статуи грозных моаи - все это покоряет с первого взгляда и заставляет забыть о времени.

Праздник Тапати-Рапа-Нуи

Если вы окажетесь на острове Пасхи в конце января, обязательно посетите фольклорный праздник Тапати-Рапа-Нуи, который представляет собой состязание танцевально-музыкальных ансамблей. В конкурсе участвуют как островные коллективы, так и коллективы с Таити.

Кроме того, во время фестиваля будет избрана Королева. Причем за титул будут бороться не только сами претендентки, но и их родственники. Победит та девушка, которая будет самой миловидной и родственники которой смогут наловить больше всего рыбы и соткать самое длинное полотно.



Посещение достопримечательностей

С 2011 г. на острове Пасха работает новая система оплаты за посещение достопримечательностей. Приехав на остров, каждый турист будет приобретать браслет на руку, который даст ему право на многократное посещение всех достопримечательностей острова. Исключение составляют церемониальный центр Оронго и вулкан Рано-Рараку, которые можно будет осмотреть по одному разу. Власти были вынуждены пойти на такой нестандартный шаг, поскольку до сих пор большое количество туристов старались уклониться от уплаты за посещение. Теперь же ситуация с «зайцами» должна быть решена кардинальным образом.

Браслеты можно приобрести в аэропорту Mataveri, они действительны в течение пяти дней и стоят 21$ для жителей Чили и 50$ для иностранных туристов. Браслет можно передавать другому лицу.

Загадочные моаи

При словосочетании «остров Пасхи» первое, что возникает перед глазами - это ряды огромных статуй моаи, устремивших свои суровые взгляды вдаль. Создание и история этих застывших изваяний долгое время оставалась для ученых тайной, даже на сегодняшний день многие аспекты продолжают оставаться до конца не проясненными или спорными.

Считается, что жители острова Пасхи изготовляли статуи моаи в честь умерших родственников (в другом варианте - умерших вождей) и устанавливали на специальную платформу, которая носила название аху и была не чем иным, как местом захоронения. У каждого клана была своя аху. Островитяне поклонялись моаи, а те давали им силу и защищали своих потомков от различных бедствий. Обряд поклонения моаи выглядел следующим образом: напротив аху разводился огонь, рядом с которым размещались молящиеся на корточках, с опущенными вниз лицами, они ритмично подымали и опускали сложенные вместе ладони.


На сегодняшний день известно, что статуи изготавливались в каменоломне потухшего вулкана Рану-Рараку, там же были обнаружены недоделанные моаи, в том числе самая большая 21-метровая El Gigante. В среднем же высота статуй колеблется от 3 до 5 м, реже встречаются статуи 10-12 м. На головах некоторых изваяний можно увидеть «шапки» из красных пород вулкана Пуно-Пао - пукао. Они должны были символизировать типичную прическу островитян.

Больше всего научных споров разворачивается вокруг того, каким образом местным жителям удавалось транспортировать эти огромные статуи из каменоломни к платформам аху. В настоящее время существует две основные версии. Согласно одной статуи доставляли к месту назначения волоком при помощи различных деревянных рельс, упоров и других приспособлений. В качестве довода в пользу этой версии ее защитники приводят тот факт, что на острове фактически не осталось лесных массивов, все они были использованы для перекатывания статуй. В середине 50-х гг. XX в. норвежским ученым-антропологом Туром Хейердалом совместно с потомками туземного племени «длинноухих» был проведен эксперимент по высеканию, транспортировке и установке статуи моаи. Последние «длинноухие» показали ученым, как их предки высекали статуи при помощи каменных молотков, затем перетаскивали статую волоком в положении лежа и, наконец, при помощи нехитрого механизма, состоящего из камней и трех бревен-рычагов, устанавливали ее на платформе. На вопрос ученых, почему они не рассказывали об этом раньше, туземцы ответили, что раньше их никто об этом не спрашивал. Согласно другой версии (ее выдвинул чешский исследователь Павел Павел) статуи передвигали в вертикальном положении при помощи тросов. При таком способе транспортировки создавалось впечатление, что статуи «ходят». В 2012 г. группа ученых-антропологов в ходе эксперимента успешно доказала правомерность подобной версии.

Орел и решка: Остров Пасхи

Факты

  • Название и размеры: Остров Пасхи также известен как Рапа-Нуи. Его площадь около 162,5 кв. км.
  • Расположение: Остров лежит на 27° ю.ш и 109° з.д. Политически он считается территорией Чили. Ближайшая обитаемая земля - остров Питкэрн, в 2000 км с лишним к западу. До Чили 3700 км, до Таити - 4000 км.
  • Уникальность: Известность острову Пасхи принесли его каменные истуканы, изготовленные из местного вулканического туфа. Высотой больше 10 м, они весят более 150 тонн.
  • Список Всемирного наследия ЮНЕСКО: Остров включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1995 г.

Или туффите каменоломни вулкана Рано Рараку (Rano Raraku ). Не исключено, что часть статуй происходит и из месторождений других вулканов, в которых имеется аналогичный камень и они ближе к местам установки. Такого материала нет на полуострове Поике. Поэтому немногие мелкие тамошние статуи изготовлены из местных пород. Несколько небольших статуй выполнены из другого камня: 22 - из трахита ; 17 - из красной базальтовой пемзы вулкана Охио, в бухте Анакена, и из других месторождений; 13 - из базальта ; 1 - из муджиерита вулкана Рано Као. Последняя - это особо почитаемая статуя высотой 2,42 м из культового места Оронго, известная как Хоа-Хака-Нана-Иа (Hoa Hakananai’a ) . С 1868 года она находится в Британском музее. Круглые цилиндры «пукао» (пучок волос) на головах статуй изготовлены из базальтовой пемзы вулкана Пуна Пао.

Аху Тонгарики

Размер и вес

В очень многих публикациях вес моаи сильно завышен. Это связано с тем, что для расчётов берётся собственно базальт (объёмная масса около 3-3,2 г/см³), а не те лёгкие базальтовые породы, что указаны выше (меньше 1,4 г/см³, редко 1,7 г/см³). Маленькие трахитовые, базальтовые и муджиеритовая статуи, действительно, изготовлены из твёрдого и тяжёлого материала.

Обычный размер моаи - 3-5 м. Средняя ширина основания - 1,6 м. Средний вес таких статуй - менее 5 т (хотя указываются веса в 12,5-13,8 т). Реже высота статуй - 10-12 м. Не более 30-40 статуй имеет вес более 10 т.

Самая высокая из заново установленных - это моаи Паро (Paro ) на аху Те-Пито-Те-Кура (Ahu Te Pito Te Kura ), высотой 9,8 м. А самая тяжёлая из этой же категории - моаи на аху Тонгарики. Вес их, как принято, сильно завышают (82 и 86 т соответственно). Хотя все подобные статуи сейчас спокойно устанавливает 15-тонный кран.

Самые высокие статуи находятся на внешнем склоне вулкана Рано Рараку. Из них самая большая - Пиропиро, 11,4 м.

А вообще крупнейшая статуя - El Gigante , размером около 21 м (по разным сведениям - 20,9 м, 21,6 м, 21,8 м, 69 футов). Называют примерный вес - и 145-165 т, и 270 т. Она находится в каменоломне и не отделена от основания.

Вес каменных цилиндров не более 500-800 кг, реже 1,5-2 т. Хотя, например, цилиндр высотой 2,4 м моаи Паро, завышая, определяют весом в 11,5 т.

Расположение

Почти половина или 45 % всех моаи (394 или 397) так и осталась в Рано Рараку. Часть не вырубили полностью, а другие установили на выложенные камнем площадки на внешнем и внутреннем склонах кратера. Причём 117 из них стоят на внутреннем склоне. Все эти моаи остались незавершёнными или их и не успели отправить в другое место. Позже они оказались погребены делювием со склона вулкана. Остальные статуи были установлены на церемониальных и погребальных платформах аху по периметру острова, или же их транспортировка так и не завершилась. Аху сейчас насчитывают 255 штук. Имея длину от нескольких метров до 160 м, они могли вмещать от одной маленькой статуи до внушительного ряда гигантов. На самой большой из них, аху Тонгарики, установлено 15 моаи. На аху было установлено меньше пятой части всех статуй. В отличие от статуй из Рано Рараку, взгляд которых направлен вниз по склону, моаи на аху смотрят вглубь острова, а точнее, - на когда-то стоявшую перед ними деревню. Многие разбитые и целые статуи оказались внутри платформ при их перестройках. Также, видимо, многие ещё находятся погребёнными в земле.

Статуя с реконструированными глазами.

Моаи раннего периода

Моаи Хоа-Хака-Нана-Иа

Моаи Хоа-Хака-Нана-Иа

Не все моаи, установленные на аху, снабжались красными (изначально чёрными) цилиндрами пукао. Их изготовляли только там, где на близлежащих вулканах имелись залежи пемзы.

Акварельный рисунок, сделанный Пьером Лоти и посвящённый мисс Саре Бернхардт. Рисунок имеет надпись "Остров Пасхи 7 января 1872 года в примерно 5 часов утра: островитяне наблюдают за моим приплытием. На острове изображены моаи, каменные истуканы острова Пасхи, черепа, уа (рапануйские дубины), а также сами рапануйцы, тела которых украшены татуировками.

Камни острова в терминах местных жителей

Они выстроены в том порядке, в каком идёт убывание прочности пород.

1) Маеа матаа (маеа - камень, матаа - наконечник [рапануйский]) - обсидиан.

Маеа ренго ренго - гальки халцедона и кремня .

2) Маеа невхиве - чёрный тяжёлый камень (чёрный гранит по У. Томсону), фактически это ксенолиты трахибазальта. Шёл на крупные рубила.

Маеа токи - базальтовые ксенолиты основных и ультраосновных пород, включённых в туфы и туфоконгломераты. Использовались для молотков и рубил.

3) Гавайитовые (андезитовые) базальтовые лавы и муджиерит (разновидность базальтовых туфов по Ф. П. Кренделеву); может быть, ещё трахит (это не базальт) - использовались для нескольких небольших статуй. Скорее всего, эти породы относятся к «маеа пупура», пункт 4.

4) Маеа пупура - плитняк андезитовых базальтовых туфов, идущий на изготовление изгородей, стен домов и монументальных платформ аху.

5) Маеа матарики - крупноблочный тахилитовый базальтовый туф или туффит, шедший на изготовление основной массы статуй моаи. Размер блоков определял размер статуи.

6) Кирикири-теа - мягкий серый базальтовый туф, шедший на изготовление краски.

Маеа хане-хане - чёрная, затем краснеющая базальтовая пемза, идущая на причёски пукао, некоторые статуи, в строительство, на краски и абразивы.

Пахоехое - пемзы андезитовых базальтов (таитян.).

См. также

Примечания

Литература

  • Кренделев Ф. П., Кондратов А. М. Безмолвные стражи тайн: Загадки острова Пасхи. - Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1990. - 181 с. (Серия «Человек и окружающая среда»). - ISBN 5-02-029176-5
  • Кренделев Ф. П. Остров Пасхи. (Геология и проблемы). - Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1976.
  • Хейердал Т. Отчёты Норвежской археологической экспедиции на остров Пасхи и в Восточную часть Тихого океана (2 тома научных отчётов)
  • Хейердал Т. Искусство острова Пасхи. - М.: Искусство, 1982. - 527 с.
  • Хейердал Т. Остров Пасхи: разгаданная тайна (Random House, 1989)
  • Jo Anne Van Tilburg . Easter Island Archaeology, Ecology and Culture. - London and Washington: D.C. British Museum Press and Smithsonian Institution Press, 1994. - ISBN 0-7141-2504-0 http://www.sscnet.ucla.edu/ioa/eisp/

Ссылки