Кенигсбергское чудо. Чудесное явление Богородицы


«… нет больше той любви,
как если кто положит
душу свою за други своя. «

22 июня 1941 года фашистская Германия напала на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война. Перед войной Русская Православная Церковь переживала тяжелые времена. Церковь подвергалась жестоким преследованиям: варварски рушились храмы, тысячами убивали и ссылали в лагеря и ссылки священников и просто верующих людей.

В Москве на 22 июня 1941 г. был назначен взрыв храма Рождества Богородицы в Путинках. По планам безбожного правительства нашей Родины к 1943 году в стране должен был быть закрыт последний храм и уничтожен последний священник.

Но Господь не допустил этого.

В начале 1941 года, когда под властью фашистов были уже несколько стран (Чехословакия, Польша, Югославия, Греция), одному старцу Валаамского монастыря во время службы в храме были три видения. (Валаамский монастырь находится на границе России и Швеции на Валаамских островах северной части Ладожского озера)

Видения старцу Валаамского монастыря.

Первое: Он увидел Божию Матерь, святого Иоанна Крестителя, святителя Николая и сонм святых, которые молили Спасителя, чтобы Он не оставлял России.

Спаситель отвечал, что в России так велик упадок веры и благочестия, что невозможно терпеть эти беззакония. Все святые и Богородица продолжали молиться со слезами. Наконец Спаситель сказал: «Я не оставлю Россию».

Второе: Матерь Божия и святой Иоанн Креститель стояли пред престолом Спасителя и молили Его о спасении России.

Спаситель снова ответил: «Я не оставлю Россию».

Третье: Матерь Божия одна стояла пред Сыном Своим и со слезами молила Его о спасении России.

«Вспомни, Сын Мой, - говорила Она,- как Я стоя-ла у Твоего Креста», - и хотела встать на колени.

«Не надо, - сказал Спаситель, - Я знаю, как Ты любишь Россию, и ради слов Твоих не оставлю ее. Накажу, но сохраню».

Старец, которому были видения, окончил жизнь в Псково-Печерском монастыре в возрасте около ста лет.

В самом начале войны православный Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи Земле Русской.

Очень немного истинных друзей оставалось у нашей страны тогда. Стояла зима 1941 года, немцы рвались к Москве, к сердцу России, страна была на грани катастрофы, в те дни почти никто не верил в победу, не знали, что делать, видели только погибель, повсюду людьми овладевали страх и уныние.

Были великие молитвенники и на Руси, такие, как, иеросхимонах Серафим Вырицкий. Тысячу дней и ночей, когда терзали страну враги, стоял он на молитве о спасении России. (Вырица – поселок в 60 км от Ленинграда).

Промыслом Божиим другом и молитвенником России был избран молитвенник из братской церкви - из Антиохийского Патриархата - митрополит гор Ливанских Илия.

Видение митрополиту Илие во время усердной молитвы о России

Спустившись в каменное подземелье, куда не доносился с земли ни один звук и где не был о ничего, кроме иконы Божией Матери, Владыка Илия затворился там. Не вкушал пищи, не пил, не спал, а только молился Божией Матери и просил Ее открыть, чем можно помочь России.

И вот через трое суток в огненном столпе явилась ему Сама Матерь Божия и объявила, что он, как истинный молитвенник и друг России, избран для того, чтобы передать определение Божие для этой страны. Если это определение не будет выполнено, Россия погибнет.

Определение Божие:

Для спасения России должны быть открыты по всей стране храмы, монастыри, духовные семинарии и академии. Священники, возвращенные с фронтов и отпущенные из тюрем, должны начать служить.

Ленинград сдавать нельзя. Для спасения его пусть вынесут чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города. Тогда ни один враг не ступит на святую землю города на Неве.

Перед Казанской иконой нужно отслужить молебен и в Москве. Затем она должна быть в Сталинграде, который тоже нельзя сдавать врагу. Казанская икона должна идти с войсками до границ России, а когда война кончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать, как она была спасена.

Тогда Владыка Илия связался с представителями Русской Православной Церкви, с советским правительством и передал им определение Божие.

Сталин вызвал к себе митрополита Сергия, митрополита Алексия и обещал исполнить переданное митрополитом Илией.

Из Владимирского собора Ленинграда вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с крестным ходом вокруг города. Блокада Ленинграда была прорвана в день празднования святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.

После Ленинграда Казанская икона начала свое шествие по России. Чудом, явленным молитвами и заступничеством Божией Матери, была спасена и Москва. Немцы в панике бежали.

После Москвы Казанскую икону Божией Матери перевезли в Сталинград, где пред нею непрестанно служили молебны и панихиды. Икона стояла на правом берегу Волги среди наших войск, и немцы так и не смогли перейти реку. Был даже момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцам так и не удалось столкнуть наших воинов, среди них была чудотворная икона.

Икону привозили на самые трудные участки фронта, где готовились наступления. Священники служили молебны, кропили солдат святой водой, листки бумаги с молитвами бойцы зашивали себе в шинель и воротник гимнастерки. Рассказы о заступничестве Богородицы, Николая Чудотворца и других святых приходилось слышать от многих фронтовиков, в том числе и неверующих.

Явление Божией Матери при взятии Кенигсберга.

Великие трудности встали на пути наших воинов при освобождении старой немецкой твердыни - Кенигсберга (ныне Калининград- наш Российский город). Вот что рассказывает офицер, бывший в самом центре битвы за город:

«Наши войска уже совсем выдохлись, немцы были все еще сильны… Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними… священники с иконами.

Многие стали шутить: «Вон попов привезли, сейчас они нам помогут». Но командующий быстро прекратил всякие шутки, приказал всем построиться и снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли к передовой с иконой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут? - во весь рост - их же всех перебьют… Но они спокойно пошли в огонь.

И вдруг стрельба с немецкой стороны одновременно прекратилась. Тогда был дан сигнал, и наши войска начали общий штурм города-крепости - с суши и с моря.

Как потом в один голос рассказывали пленные, перед самым русским штурмом в небе появилась Мадонна (Божия Матерь) , Которая была видна всей немецкой армии, и… абсолютно у всех отказало оружие… Тогда-то наши войска сломили сопротивление врага и взяли город. Во время этого явления Божией Матери немцы падали на колени и очень многие поняли… Кто помогает русским ».

Киев - матерь русских городов - был освобожден в день празднования Казанской иконы Божией Матери.

Неслучайные совпадения.

Перелом в войне наступил именно тогда, когда были открыты 22 тысячи храмов, духовные семинарии, академии, Троицко-Сергиево, Киево-Печорская Лавры, некоторые монастыри. Было разрешено перенести мощи святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, в Московский Богоявленский Собор, где всю войну стояла чудотворная икона Казанской Божией Матери.

Наступило возрождение веры на Руси.

Окончание войны пришлось на Пасху - Светлое Воскресение Христово и празднование святого великомученика Георгия Победоносца - покровителя Руси и Ангела Хранителя нашего победоносного маршала Георгия Константиновича Жукова.

Все пророчества, переданные митрополитом Илией, сбылись.

Лишь вера в душе и молитва к Богу, к Пресвятой Богородице, к святым всегда спасали русский народ на протяжении тысячелетий.

Весной 1945 года война приближалась к завершению, но враг упорно и умело сопротивлялся нашим войскам, неумолимо двигавшимся на Запад. Одно из самых ожесточенных сражений этого периода войны развернулось в районе города-крепости Кенигсберга. Наши войска несли значительные потери. 21 февраля начальник Генерального штаба А. М. Василевский был направлен Сталиным в Прибалтику и вступил в командование 3-м Белорусским фронтом. 16 марта он направил Верховному Главнокомандующему донесение с планом операции по разгрому кенигсбергской группировки. Планировалось три этапа: прорыв оборонительной полосы, развитие прорыва, штурм и овладение Кенигсбергом.

Свидетельствуют очевидцы произошедшего уникального эпизода. Офицер, бывший в центре событий, вспоминал: «Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними священники с иконой. Многие стали шутить: “Вот, попов привезли, сейчас они нам помогут…” Но командующий быстро прекратил всякие шутки, приказал всем построиться, снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут во весь рост? Их же всех перебьют!»

Тут мы прервем изложение рассказа офицера и обратимся к свидетельству другого очевидца описываемых событий — Василия Григорьевича Казанина, начавшего войну еще в 1941 году в сражении под Смоленском. Затем он был в составе частей, наступавших на Великие Луки. Неоднократно ходил в разведку. Пять раз был ранен. Одна из пуль прошила его тело насквозь, в нескольких сантиметрах ниже сердца. Участвуя в штурме Кенигсберга в апреле 1945 года, он видел, как священнослужители вынесли Казанскую икону Божией Матери, отслужили молебен и пошли во весь рост к передовой.
После войны Василий Григорьевич был пострижен в монахи в Псково-Печерском монастыре, где многие насельники неоднократно слышали его рассказ о фронтовом молебне у стен Кенигсберга. В 1997 году раб Божий Василий (в схиме Иринарх) мирно почил в этой святой обители.

Прислушаемся к рассказу другого участника штурма Кенигсберга Николая Бугаенко. «7 апреля, на Благовещение, мы ждали боя. Вдруг видим: вдоль линии фронта движется крестный ход — впереди православные священники. За ними — вереница людей с иконами, крестами и хоругвями в руках. Это было так неожиданно! Как будто и нет войны — никто не стреляет, ясно различимы слова молитв, песнопений…
А дальше произошло нечто совсем невероятное. Фашисты вдруг… побросали оружие (орудия их тоже замолкли) и с криком «Мадонна!» побежали прочь.

С громовым «Ура!» мы бросились за ними. Без единого выстрела взяли тот участок фронта…»
По свидетельству офицера, с чьих слов мы начали рассказ, пленные немцы рассказывали: «Перед самым русским штурмом в небе появилась Мадонна (так они называют Богородицу) <…>. Во время этого явления немцы падали на колени и многие поняли, в чем здесь дело и Кто помогает русским!»

Видела молебен священников под Кенигсбергом и матушка София, ныне монастырский цветовод-озеленитель Раифского монастыря. От Москвы до Берлина прошла она, сряжаясь за родную землю. Рассказывает матушка София: «… Помню Кенигсберг. Мы относились ко Второму Белорусскому фронту, которым командовал маршал Константин Константинович Рокоссовский. Но наше подразеделние — 13-й РАБ (район авиационного базирования) — находилось вместе с войсками Прибалтийского фронта недалеко от места боев за Кенигсберг. Очень трудно он давался. Мощные укрепления, связанные подземкой, большие силы немцев, каждый дом — крепость. Сколько наших солдат погибло!.. Взяли Кенигсберг с Божией помощью. Я сама сидела, хотя наблюдала с некоторого отдаления. Собрались монахи, батюшки, человек сто или больше. Встали в облачениях с хоругвями и иконами. Вынесли Казанскую икону Божией Матери… А вокруг бой идет, солдаты посмеиваются: «Ну, батюшки пошли, теперь дело будет!» И только монахи запели — стихло все. Стрельбу как отрезало. Наши опомнились, за какие-то четверть часа прорвались… Когда у пленного немца спросили, почему они бросили стрелять, он ответил: «Оружие отказало». Один знакомый офицер сказал мне тогда, что до молебна перед войсками священники молились и постились неделю».

» » Кенигсбергское чудо

Кенигсбергское чудо

9 мая вся наша страна отмечает День Победы, который на века останется в памяти россиян. Мы уже рассказывали в выпусках нашей газеты о помощи Божией во время Великой Отечественной войны. Эта история не оставит равнодушным даже человека, далекого от православия.

Произошло это во время штурма Кенигсберга в 1944 году. Вот что рассказывает офицер, бывший в самом центре битвы за этот город-крепость: «Наши войска уже совсем выдохлись, а немцы были все еще сильны, потери огромны, и чаша весов колебалась так, что мы могли там потерпеть страшное поражение. Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними священники с иконой. Многие стали шутить: «Вот попов привезли, сейчас они нам помогут…»

Но командующий быстро прекратил подобного рода шутки, приказал всем построиться, снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут во весь рост? Их же всех перебьют! От немцев была такая стрельба — огненная стена! Но они спокойно шли в огонь. И вдруг стрельба с немецкой стороны одновременно прекратилась, как оборвалась. Тогда был дан сигнал — и наши войска начали общий штурм Кенигсберга с суши и с моря. Произошло невероятное: немцы гибли тысячами и тысячами сдавались в плен! Как потом рассказывали пленные, перед самым русским штурмом «в небе появилась Мадонна» (так они называли Богородицу), Которая была видна всей немецкой армии, и у всех в тот час абсолютно отказало оружие - они не смогли сделать ни одного выстрела. Тогда-то наши войска, преодолев заграждения, сломили рукопашное сопротивление и взяли город, который до этого был неприступен, и мы несли большие потери! Во время этого явления Богородицы немцы падали на колени, и очень многие поняли, в чем здесь дело и Кто помогает русским!».

По материалам православных сайтов.

Икона Августовской Божией Матери имеет интересную историю происхождения: в сентябре 1914 года лик святой Богородицы явился воинам под польским городом Августов, указав им выход из окружения, в последствии по инициативе казачек и была нарисована икона.


25 сентября 1914 года газета «Биржевые Ведомости» сообщала: «Исключительное по интересу письмо получено от генерала Ш., командующего отдельной частью на прусском театре военных действий. Написано оно 18 сентября, почти накануне битвы под Августовым. Приводим из него выдержку буквально. "… После нашего отступления наш офицер, с целым полуэскадроном, видел видение. Они только что расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: «Ваше благородие, идите». Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божью Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой указывает на Запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и скрылось…"

1 сентября 1914 года под городом Мариамполь, Сувалкской губернии, на границе с Восточной Пруссией свидетелями чудесного явления стали поручик Зернец и солдаты из обоза гвардейской кирасирской бригады - Матерь Божия с Богомладенцем явилась из яркой звезды и около получаса указывала рукой на Запад

О чудесном явлении Царицы Небесной русским воинам в Августовском лесу было доложено Императору Николаю II. По его указанию были отпечатаны большим тиражом армейские листовки, на которых было изображено явление Божией Матери с кратким поясняющим текстом об этом событии.

Проклятые большевики пытались подорвать веру в чудеса - а ведь не удалось. Но если бы не Рокоссовский с иконой.....

Наши войска вели штурм неприступной немецкой крепости Кенигсберг. Люди совсем обессилели, потери были огромны. А фашисты были ещё сильны. Мы могли потерпеть поражение. Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними священники с иконой. Многие стали шутить: «Вот, попов привезли, сейчас они нам помогут». Но командующий быстро прекратил всякие шутки, приказал всем построиться, снять головные уборы.
Священники отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут во весь рост? Их же всех перебьют! От немцев была такая стрельба - огненная стена! Но они спокойно шли в огонь. И вдруг стрельба с немецкой стороны одновременно прекратилась, как оборвалась. Тогда был дан сигнал - и наши войска начали общий штурм Кенигсберга с суши и с моря.
Произошло невероятное: немцы тысячами сдавались в плен! Как потом в один голос рассказывали пленные, перед самым русским штурмом в небе появилась Мадонна (так они называют Богородицу), Которая была видна всей немецкой армии. И у всех солдат отказало оружие - они не могли сделать ни одного выстрела. Тогда-то наши войска, преодолев заграждения, легко сломили сопротивление и взяли город, который до этого был неприступен! Во время этого явления немцы падали на колени. И очень многие поняли, в чём здесь дело, и Кто помогает русским!

Сохранено

September 22nd, 2015 , 07:32 pm

Виртуальное посещение мест средневекового паломничества начнём с рассказа о старейшей сельской приходской церкви Замланда, которая находилась на западных подступах к Кёнигсбергу в местечке Юдиттен (совр. - ул. Тенистая Аллея). Здание церкви от военных действий 1945 года не пострадало, но в последующие годы внутреннее убранство было полностью утрачено. В апреле 1985 года кирха передана в ведение Русской православной церкви, в 1987 году освящена как Свято-Никольская и доступна для посещения.

Церковь в Юдиттене посвящалась Пресвятой Деве Марии, покровительнице Тевтонского ордена. Вероятно, к её строительству приступили в юбилейный год 200-летия Первого крестового похода (1296): в день Успения Богородицы, 15 августа 1096 года, с началом похода пошёл отсчёт нового этапа европейской истории. Именно благодаря религиозному подъёму эпохи Крестовых походов в XII-XIII веках широко распространилось почитание Девы Марии, что имеет непосредственное отношение к основанию Тевтонского ордена. Напомним его название: Орден дома Святой Девы Марии Тевтонской в Иерусалиме (Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum in Jerusalem).

Кирха выглядит очень архаично, но, вместе с тем, живописно: апсида и неф возведены из "дикого камня" - необработанных валунов, западная башня - из большемерного кирпича. Строительство происходило поэтапно: началось с постройки капеллы, примерно через 50 лет пристроили неф, а башня возведена ещё позднее, к началу XV века. Хор имел звездчатый свод, а неф - редко встречающиеся "прыгающие" своды из пяти пролётов. Рёбра сводов выделялись чётко выраженным рельефом и простыми цветовыми акцентами в виде жгутов и полос.

Вскоре после завершения строительства церковь украсили фрески, позднее скрытые слоями побелки. Новую, к сожалению, очень краткую жизнь этим удивительным росписям дали реставраторы в начале ХХ века. Хотя к ХХ веку фрески полностью не сохранились, но даже то, что можно увидеть на старых фото, впечатляет.

Программа росписей создавалась специально для этого храма, хоть и состояла из традиционных тем жития Богородицы. Цикл фресок открывал образ Милосердие Богородицы (Покров Богородицы), расположенный по центру западной стороны триумфальной арки: Дева Мария осеняет плащом рыцарей и монахов Ордена. Символически же Богоматерь встречала и принимала под защиту всех пришедших в храм. Этот образ сопровождали изображения рыцарей-братьев Ордена. Рыцари в доспехах, с геральдическими атрибутами. На стенах нефа художник поместил изображения гербов, состоящие из щита и шлема с клейнодом (нашлемником). Можно предположить, что это атрибуты рыцарей-пилигримов, когда-то посетивших храм, - гербы символизировали незримое присутствие на богослужениях их обладателей.

Подходя к алтарю, прихожане буквально попадали под Страшный Суд, ожидавший их на торцевой поверхности широкой Триумфальной арки, - здесь Богоматерь вновь представала защитницей и заступницей за души человеческие. В этой композиции художник соединил два изначально самостоятельных сюжета: Второе пришествие Христа и собственно Страшный Суд, где архангел Михаил производил "взвешивание души" для оценки её качеств. Большой эмоциональный отклик вызывает Пасть Левиафана, представляющая Врата ада, куда расторопные нечисти подталкивают души грешников. Однако надо сказать, что устрашающие изображения Страшного суда создавались не в стремлении запугать человека, а заставить его задуматься над своими поступками.

Хор (алтарную часть) опоясывал двойной ряд фресок, разделённых по горизонтали лентами орнаментов, а по вертикали - рёбрами свода. Сцены были вписаны в арочные проемы, образованные сводами, и получали таким образом архитектурное обрамление.

В хоре можно было видеть две большие житийные фрески. Первая совмещала три сюжета: Благовещение и Рождество Христа, и один перекрыт более поздним изображением четырёх рыцарских гербов. Возможно, так было отмечено место захоронения рыцарей? Когда это произошло? Может, после Грюнвальдской битвы? Вторая - три сюжета: Бегство в Египет, Поклонение младенцу Христу и Успение Богородицы. В небольших проёмах между окнами апсиды находились фрески Тибуртинская сивилла перед Октавианом Августом и Избиение младенцев.

Сюжет Тибуртинская сивилла перед Октавианом Августом - не евангельский, он взят из сборника жизнеописаний святых и относительно редко встречается в храмовой живописи. Сюжет выступает как пророчество и аналог Благовещения. Легенда такова. Когда Римский сенат постановил праздновать апофеоз (обожествление) императора Октавиана, тот испросил совета сивиллы, соглашаться ли на это. Сивилла предсказала приход младенца, который могущественнее римских богов: небеса разверзлись - и императору предстало видение Девы, стоящей на алтаре с Младенцем на руках. Эта история истолковывалась как прообраз Благовещения и Поклонения волхвов - рождение Иисуса Христа пришлось на правление Октавиана Августа (63 г. до н.э. - 14 г. н. э.) В христианской традиции образы античных прорицательниц сивилл и иудейских пророков увязывали жизнь Христа с предшествующей историей.

Верхний ярус живописи отведен образам апостолов. С уверенностью определяем Деву Марию, апостола Петра, Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова. Эту композицию можно рассматривать как продолжение темы Страшного суда. Дева Мария и Иоанн Креститель - заступники за человечество, апостол Пётр - хранитель ключей от рая, а Иоанн Богослов - провидец грядущего Апокалипсиса и Страшного суда.

На время создания росписей дает нам указание изображённый в орнаменте герб Ульриха фон Юнгингена, который занимал должность фогта Самбии с 1393 до 1396 и неоднократно бывал в церкви. Если вспомним предполагаемую дату постройки, то получается, что росписи выполнены к 100-летию церкви и 300-летию начала Крестовых походов.

Кроме фресок, в храме находились и другие реликвии, главной из которых была признанная шедевром деревянной пластики XV века Дева Мария. Фигура более натуральной величины относилась к типу Лунная мадонна (Mondsichelmadonna) - Богоматерь наступает на лунный серп с женским ликом. Как описано в Видении Иоанна Богослова: "…явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд" (Откр. 12:1). Согласно мнению Ф.Ларса, сначала скульптура находилась в замковой капелле крепости Кёнигсберг. Это та фигура, из короны которой в 1454 году горожане, захватившие замок, изъяли жемчужины, заменённые в 1504 году, согласно учетным книгам Ордена. Затем скульптура была подарена Юдиттенской церкви, которая давно была местом паломничества. Скульптура имела славу чудотворной, способной исцелять болезни, что привлекало в кирху многих паломников, постепенно исчезнувших после Реформации.

В лютеранский период традиция почитания "чудотворных образов" была отвергнута, но памятники сохранялись. В Прусском светском государстве церковных погромов не было и с "идеологически чуждыми" предметами культа жили мирно. В начале ХХ века, когда создавались исторические экспозиции в Замке, реликвии были переданы Пруссия-музею. Дальнейшая их судьба неизвестна.

Пока не удалось понять принцип выбора места для постройки храма Девы Марии вдали от города - обычно это одна из центральных площадей, - но наше знакомство с удивительной церковью не закончено. Продолжение следует...