Композитор глиэр биография. Всемирно известный композитор глиэр рейнгольд морицевич


Р. М. Глиэр родился 30 декабря 1874 года (11 января 1875) в Киеве. Сын переселившегося в Киев из немецкого городка Клингенталя мастера по производству медных духовых инструментов. В 1894 году Глиэр окончил Киевское музыкальное училище по классу скрипки и поступил в Московскую консерваторию в класс скрипки Н. Н. Соколовского (затем перешёл в класс Я. В. Гржимали).

В 1900 году окончил Московскую консерваторию (прошёл курс полифонии у С. И. Танеева, гармонии у А. С. Аренского и Г. Э. Конюса, класс композиции М. М. Ипполитова-Иванова), в 1906-1908 годах брал уроки дирижирования у Оскара Фрида в Германии и по возвращении в Россию начал выступать как дирижёр с исполнением главным образом собственных произведений.

Передавать свои мрачные настроения в музыке считаю преступлением.

Глиэр Рейнгольд Морицевич

В начале 1900-х годов участник собраний Беляевского кружка в Петербурге. С 1901 года преподавал музыкально-теоретические предметы в Московской музыкальной школе Гнесиных (среди первых частных учеников Г. - Н. Я. Мясковский и С. С. Прокофьев). Как композитор Р. М. Глиэр сформировался во многом благодаря общению с А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, Н. А. Римским-Корсаковым. С 1900 года педагог.

10 января 1913 года Правительствующим сенатом Глиэру присвоено звание личного почётного гражданина.

Копия Свидетельства на звание личного почётного гражданина

В 1913-1920 годах профессор Киевской консерватории (класс композиции и оркестровый), в 1914-1920 годах директор консерватории. В 1920-1941 годах профессор Московской консерватории по классу композиции. В 1920-1922 годах заведующий музыкальной секцией Московского отделения народного образования, сотрудник музыкального отдела Наркомпроса. В 1920-1923 годах член этнографической секции Пролеткульта. С 1910 года систематически выступал как дирижёр, с 1930-х годов с авторскими концертами в городах СССР, клубах и колхозах. В 1938-1948 годах председатель Оргкомитета Союза советских композиторов СССР (ССК СССР).

Рейнгольд Глиэр - доктор искусствоведения (1941), автор первого советского балета. Единственный российский композитор, трижды награждённый и самой престижной музыкальной премией дореволюционной России - премией имени М. И. Глинки, и самой престижной премией послереволюционной, советской России - Сталинской. При этом он был награждён и тремя орденами Ленина.

Разветвлённый род Глиэров корнями уходит в глубокую старину. Имя Глиэр встречается в истории культуры Чехии, Франции (в Верхней Савойе находится плато Глиэр), Германии, Польши.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3). Памятник работы скульптора М. К. Аникушина (архитектор В. А. Петров; изготовлен на Ленинградском заводе «Монументскульптура») открыт в пятую годовщину смерти, 23 июня 1961 года. Известны живописные, графические и скульптурные портреты Р. Глиэра, исполненные в разные годы, в том числе тем же М. К. Аникушиным (1954).

Смысл имени и фамилии

Профессор Елена Фабиановна Гнесина вспоминает: "Как-то раз, говоря со мной о Глиэре, Рахманинов сказал: «Как удачно подходит Глиэру его имя: Рейнгольд - ведь он действительно как человек чистое золото». Этимологически имя Рейнгольд имело форму Рагинальд и произошло от двух древневерхненемецких корней *ragin/regin - "совет, решение" и *walt(an) - "править", однако современное написание допускает вышеприведённое толкование Рахманинова - от корней rein - "чистый" и Gold - "золото". На франко-провансальском (арпитанском) языке glière означает «каменисто-песчаное плато» или «песчаный берег реки» (см. статью Plateau des Glières во фр. Википедии)[источник не указан 535 дней]

Родители:

отец - Мориц Глиэр (1835-1896), владелец музыкальной мастерской;

мать - Юзефа (Жозефина Викентьевна) Корчак (1852-1937).

жена - Мария Робертовна Ренквист, её предки имели скандинавские корни;

дочери Нина и Лия (1905-1982), Валентина (род. 1913);

сыновья Роман (род. 1907), Леонид (род. 1913) - инженер, соавтор проекта «Детского мира» на Лубянской площади.

Прямые наследники и потомки Р. М. Глиэра живут и работают в Москве.

Внучка Р. Глиэра - Сэнта Викторовна Глиэр - хранительница музея-квартиры своего деда, активный организатор концертов, встреч и других мероприятий, связанных с именем великого композитора (музей-квартира Р. Глиэра, Дом учёных, музей им. Гнесиных, московская Детская музыкальная школа им. Р. Глиэра и др.).

Её сын - ученый, кандидат географических, доктор экономических наук Кирилл Новосельский - составитель родословного древа рода Глиэров, поддерживает прямые и письменные контакты с многочисленными потомками этого рода в Северной Америке, Германии, Бразилии и других странах; координатор юбилейных встреч представителей рода Глиэров «Глиэр - 500» (2008).

Учреждения и улицы имени Глиэра

Имя Р. М. Глиэра носят:

Киевское музыкальное училище (Киев/Украина),

детские музыкальные школы (Москва, Калининград/Россия, Ташкент/Узбекистан, Маркнойкирхен/Германия, Алма-Ата/Казахстан),

улицы в посёлке Загорянский/Щёлковский район/Московская область, Магнитогорск/Челябинская область, Луцк/Волынская область/Украина, Донецк/Донецкая область/Украина, Киев/Украина (бывш. Школьная, в 1974 - 1980 Глиэра, ликвидирована в связи с перестройкой района).

В 1924-1949 годах в Москве работал струнный квартет имени Глиэра.

Дом в Москве по адресу Петровский бульвар, 5, в котором композитор жил с семьёй и работал в 1904 - 1913 и 1920 - 1938 является выявленным объектом культурного наследия, но многие десятилетия находится в состоянии запустения и саморазрушения.

Основные достижения

1905 - премия имени М. И. Глинки за Первый секстет (выдвинут Глазуновым, Лядовым, Балакиревым)

1912 - премия имени М. И. Глинки за симфоническую поэму «Сирены»

1914 - премия имени М. И. Глинки за Третью симфонию («Илья Муромец»)

1937 - орден Трудового Красного Знамени - за музыкальную драму «Гюльсара»

1938 - орден «Знак Почёта»

1945 - орден Ленина - «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 70-летия»

1946 - Сталинская премия первой степени - за Концерт для колоратурного сопрано с оркестром

1948 - Сталинская премия первой степени - за Четвертый струнный квартет

1950 - Сталинская премия первой степени - за балет «Медный всадник» (1949)

1950 - орден Ленина - «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 75-летия»

1955 - орден Ленина - «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 80-летия»

Заслуженный артист РСФСР (1925)

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927)

Народный артист Азербайджанской ССР (1934) - «за особые заслуги перед трудящимися, за развитие новой тюркской музыкальной культуры», за многолетнюю работу над созданием оперы «Шахсенем»)

Народный артист РСФСР (1935).

Народный артист Узбекской ССР (1937) - за создание музыкальной драмы «Гюльсара»).

Народный артист СССР (1938).

Доктор искусствоведения (1941)

Рейнгольд Глиэр - композитор, который стал основателем советского балета. «Красный мак» и «Медный всадник» разнесли славу о Глиэре по всему миру. Несмотря на тон, его произведения всегда отличались особой лиричностью. Но композитор никогда не останавливался на достигнутом. Он в буквальном смысле отдал свою жизнь музыке, до самого конца выступая на концертах и не переставая стремиться к совершенству в своем мастерстве.

С самого детства жизнь Рейнгольда Глиэра была связана с музыкой. Он родился 11 января 1875 года в Киеве. Отец мальчика приехал сюда из немецкого городка Клингенталь и открыл мастерскую медных духовых инструментов, которую сам называл «фабрикой духовых инструментов». Маленький Гольдичка, как его ласково называл мать, не упускал ни единой возможности посетить мастерскую отца и услышать голос какого-нибудь нового инструмента.

Рейнгольд постоянно делился с родителями своими впечатлениями от услышанных мелодий, а также намерением стать музыкантом. Но эта новость совершенно не обрадовала семью, ведь отцу нужен был приемник, который будет собирать инструменты, а не играть на них.

«Тяжело было учиться, когда родные были против того, чтобы я сделался «музыкантом», и когда не было ни учителей хороших, ни средств брать уроки даже у посредственных музыкантов… Я сам себе отыскивал учителей, которые со мной занимались по большей части даром».

В десять лет Рейнгольд Глиэр взял в руки свою первую скрипку, а в четырнадцать начал писать свои первые пьесы: сначала для фортепиано, а потом для скрипки. Музыка увлекала его всё больше и, несмотря на протесты родителей, в 1891 году он поступил в Киевское музыкальное училище.

Но этот год стал знаменательным для Глиэра еще благодаря одной важной встрече. 21 и 22 декабря 1891 года в Киев приехал Петр Ильич Чайковский. И Киевское музыкальное училище как раз занималось организацией концерта композитора. На несколько мгновений удалось Глиэру увидеть Чайковского, но эта встреча и концерт великого мастера произвели на него неимоверное впечатление.

«Первый раз в жизни я был свидетелем таких оваций, такого триумфа. И я впервые почувствовал, что музыка доставляет радость не только узкому кругу любителей; что музыкальные впечатления способны захватить и объединить широкую массу слушателей; что искусство композитора может завоевать всеобщее признание и любовь»

Окончив в 1894 году музыкальное училище, Рейнгольд Глиэр отправляется в Москву, чтобы продолжить учёбу в консерватории. Он успешно сдал экзамен и, хоть не смог встретить Сергея Ивановича Танеева, с которым давно мечтал познакомиться, попал на занятия к не менее талантливому Антону Степановичу Аренскому.

«Помню, как однажды он, сыграв одну из моих классных прелюдий, серьезно посмотрел на меня и спросил: "Вы что, влюблены?" Он искал даже в наших школьных работах выражения живых чувств».

В Москве Рейнгольд Глиэр оказался в центре музыкальной элиты. Здесь он познакомился с Сергеем Рахманиновым, которому позже приносил свои произведения и часто получал о них не самые лестные отзывы. Глиэр прислушивался к Рахманинову и восхищался его талантом.

«Играл он удивительно, обладая в высшей степени умением гипнотического воздействия на слушателей. Уже тогда это был подлинный кудесник фортепиано»

В последние годы учёбы Глиэр всё же смог брать уроки у Танеева, который преподавал строгий стиль и фугу. Именно он дал будущему композитору ту ясность формы. Своему учителю он посвятил струнный секстет, написанный в 1898 году, в котором впервые проявляется интерес композитора к народному творчеству. А после окончания консерватории на мраморной доске у входа рядом с именами Танеева, Рахманинова, Скрябина было высечено имя Глиэра.

Закончив учёбу, Рейнгольд Глиэр погрузился в педагогическую деятельность и вскоре женился на одной из своих учениц, которую звали Мария Робертовна Ренквист. Они поженились, и спустя год композитор стал отцом двух дочерей - Нины и Лии. В этом же году Глиэр с семьей уехал в Германию, где продолжал писать произведения, который регулярно отправлял на родину.

Семь лет Глиэр провел за границей. Его музыка играла во многих концертных залах Европы и США. В 1913 году композитор получил предложение занять место профессора класса композиции в Киевской консерватории, а уже через год возглавил её. В эти годы там учились такие украинские композиторы как Лев Ревуцкий и Борис Лятошинский. Благодаря Глиэру в Киеве состоялись концерты многих выдающихся музыкантов - Сергея Кусевицкого, Яши Хейфеца, Сергея Рахманинова, Сергея Прокофьева, Александра Гречанинова.

В 1920 году Глиэр переезжает в Москву и до 1941 года преподает в консерватории. Среди его учеников было множество будущих советских композиторов и музыкантов: Николай Раков, Игорь Способин, Леонид Половинкин, Лев Книппер, Арам Хачатурян, дирижёр Борис Хайкин. Однажды Сергей Прокофьев даже сказал:

«Как-то так выходит, что кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра - или прямым, или внучатым».


Глиэр с Ипполитовым-Ивановым и Л. Стоковским в Москве

Именно с Рейнгольда Глиэра началось формирование советского балета. В 1927 году в Большом театре состоялась премьера его балета «Красный мак» о дружбе советского и китайского народов. Эта постановка удостоилась Государственной премии и даже была показана на сцене Зеленого театра Центрального парка культуры и отдыха, перед десятитысячным залом.

«Балет «Красный мак» можно смело назвать произведением советской классики», - писали газеты.

Несмотря на политический подтекст балета, он привлек внимание западных критиков. Сол Юрок, американский импресарио и продюсер, в 1930 году пригласил Глиэра в Штаты с предложением восьминедельного турне:

«Считаю, что Ваш приезд может явиться событием в музыкальном мире Америки».

Но в США Глиэр так и не поехал. Во время Второй мировой войны он продолжал писать, и вернулся к камерно-инструментальному жанру.

«Надо начать работу над крупными сочинениями, связанными с образами, чувствами, тематикой, подсказываемыми Великой Отечественной войной… На нас лежит обязанность дать Родине музыку, которая поднимала бы дух, возбуждала патриотические чувства, была бы действенным оружием…»

В 1943 году был написан знаменитый Четвертый струнный квартет. Позже появился концерт для колоратурного сопрано с оркестром, который композитор написал под сильным впечатлением от ужасов войны. Семья Глиэра была в эвакуации, где он располагал лишь фортепиано в столовой Союза композиторов Свердловска, но именно эта обстановка помогла появиться на свет произведениям, которые шли из глубины души композитора и воспевали его любовь к жизни.

После окончания войны Рейнгольд Глиэр продолжил выступать с концертами и писать музыку для новых балетов, среди которых «Медный всадник» и «Тарас Бульба». Но всё это время ему не давал покоя его «Красный мак» и в 1954 году композитор в четвертый раз начал его переписывать. В последнем варианте балет, получивший название «Красный цветок», включал уже не восемь, а двенадцать картин. С этой работой его захлестнули воспоминания о премьере, и он вновь переживал те радостные минуты, вспоминая всех, кто был причастен к самой первой постановке.


Рейнгольд Глиэр с женой

В 1956 году здоровье Глиэра начало ухудшаться. Многие стали замечать его усталость на репетициях и концертах. 30 мая в последний раз композитор вышел на сцену с дирижерской палочкой в городском Доме учителя. Тогда оркестр играл увертюру на славянские темы, балладу из оперы «Шахсенем», сюиту из балета «Красный мак», романсы «О, если б грусть моя» и «Мы плыли с тобой» и фрагменты из «Медного всадника».

В ночь с 3 на 4 июня у композитора случился сердечный приступ. Врачи прописали ему покой и, по словам близких, он безукоризненно соблюдал все предписания, пока однажды ночью дочь не увидела его вновь за работой. Он сидел у себя на кровати в окружении нот. Тогда Глиэр ответил:

«Я обещал завтра к утру закончить корректуру, иначе я подведу издательство. Я не могу обманывать»

23 июня 1956 года в 8 часов Рейнгольд Морицевич Глиэр скончался. На пюпитре рояля так и остался лежать лист нотной бумаги с множеством карандашных эскизов и надписью «Квартет V». Произведение, которое композитору так и не удалось завершить. Свою жизнь Глиэр завершил словами:

«Композитор обязан до конца своих дней учиться, совершенствовать мастерство, развивать и обогащать свое миропонимание, идти вперед и вперед»

ГЛИЭ́Р Рейн­гольд Мо­ри­це­вич , рос. ком­по­зи­тор, пе­да­гог, ди­ри­жёр, нар. арт. СССР (1938). Его отец – по­томст­вен­ный мас­тер ду­хо­вых муз. ин­ст­ру­мен­тов. В 1900 окон­чил Моск. конс. по клас­су ком­по­зи­ции М. М. Ип­по­ли­то­ва-Ива­но­ва , сво­им глав­ным учи­те­лем счи­тал С. И. Та­не­е­ва (музыкальная фор­ма, по­ли­фо­ния). В 1900-е гг. со­чи­нял гл. обр. ка­мер­ную, а так­же сим­фо­нич. му­зы­ку, что оп­ре­де­ля­лось влия­нием Та­нее­ва и сбли­же­ни­ем с ком­по­зи­то­ра­ми пе­терб. шко­лы, пре­ж­де все­го с А. К. Гла­зу­но­вым . Г. по­се­щал со­б­ра­ния в до­ме М. П. Бе­ляе­ва (С.-Пе­тер­бург), при со­дей­ст­вии ко­то­ро­го ис­пол­ня­лись его со­чи­не­ния (ро­ман­сы вхо­ди­ли в ре­пер­ту­ар из­вест­ных пев­цов); ряд про­из­ве­де­ний, в т. ч. 3-й сек­стет и сим­фо­нич. по­эма «Си­ре­ны», бы­ли от­ме­че­ны Глин­кин­ской пр. (1905, 1908). С 1900 пре­по­да­вал тео­ре­тич. пред­ме­ты в моск. Муз. шко­ле сес­тёр Гне­си­ных, сре­ди его при­ват­ных уче­ни­ков – Н. Я. Мяс­ков­ский и С. С. Про­кофь­ев . В 1907–08 в Бер­ли­не брал уро­ки ди­ри­жи­ро­ва­ния у О. Фри­да , по воз­вра­ще­нии в Рос­сию на­чал вы­сту­пать с ис­пол­не­ни­ем гл. обр. соб­ст­вен­ных про­из­ве­де­ний. С 1913 проф., с 1914 ди­рек­тор Ки­ев­ской конс., где вёл ком­по­зи­цию (сре­ди уче­ни­ков – Б. Н. Ля­то­шин­ский , Л. Н. Ре­вуц­кий ), опер­ный, ор­ке­ст­ро­вый, ка­мер­ный клас­сы. В 1920-х гг. со­труд­ни­чал в Моск. от­де­ле нар. об­ра­зо­ва­ния, Муз. от­де­ле Нар­ком­про­са РСФСР. В 1920–41 проф. Моск. конс. по клас­су ком­по­зи­ции (сре­ди уче­ни­ков – ком­по­зи­то­ры Б. А. Алек­сан­д­ров, А. В. Мо­со­лов , А. Г. Но­ви­ков , Н. П. Ра­ков, муз. тео­ре­ти­ки А. Ф. Мут­ли, И. В. Спо­со­бин ). В 1938 пред. Моск. от­де­ле­ния СК, в 1939–48 пред. орг­ко­ми­те­та СК СССР. В кон. 1930-х и в кон. 1940-х гг. пред­при­нял неск. га­ст­роль­ных по­ез­док по стра­не, вы­сту­пая с ав­тор­ски­ми кон­цер­та­ми.

В по­сле­ре­во­люц. и по­сле­дую­щие го­ды ра­бо­тал гл. обр. в об­лас­ти сце­нич. му­зы­ки. В ба­ле­те «Крас­ный мак» (1927, Мо­ск­ва; с 1957 «Крас­ный цве­ток») осу­ще­ст­вил зна­ме­на­тель­ный по­во­рот тра­диц. «боль­шо­го ба­ле­та» к совр. те­ма­ти­ке. Со­чи­не­ние им опер «Шах­се­нем» (1927, Ба­ку) и «Лей­ли и Медж­нун» (со­ав­тор – Т. Са­ды­ков; 1940, Таш­кент) сти­му­ли­ро­ва­ло ста­нов­ле­ние проф. ком­по­зи­тор­ских школ в Азер­бай­джа­не и Уз­бе­ки­ста­не. По­пу­ля­рен «Гимн ве­ли­ко­му го­ро­ду» из ба­ле­та «Мед­ный всад­ник» (по А. С. Пуш­ки­ну; 1949, Ле­нин­град; Гос. пр. СССР, 1950). В об­лас­ти ор­ке­ст­ро­вой му­зы­ки Г. от­да­вал пред­поч­те­ние од­но­ча­ст­ным про­грамм­ным про­из­ве­де­ни­ям (увер­тю­ра «Фер­ган­ский празд­ник», 1940; по­эма «За­повi т» па­мя­ти Т. Г. Шев­чен­ко, 1941). Сре­ди со­чи­не­ний круп­ной фор­мы вы­де­ля­ют­ся кон­цер­ты для раз­ных ин­ст­ру­мен­тов с ор­ке­ст­ром, в т. ч. для ар­фы (1938), вал­тор­ны (1951), на­пи­сан­ные с ис­чер­пы­ваю­щим зна­ни­ем их спе­ци­фи­ки. Из му­зы­ки позд­не­го пе­рио­да наи­бо­лее ис­пол­няе­мы­ми ос­та­ют­ся Кон­церт для го­ло­са [ко­ло­ра­тур­но­го со­пра­но] с ор­ке­ст­ром (1943; Гос. пр. СССР, 1946; са­мый из­вест­ный об­ра­зец жан­ра) и Квар­тет № 4 (1946; Гос. пр. СССР, 1948).

Вос­пи­тан­ный в клас­сич. тра­ди­ци­ях, Г. не стре­мил­ся к ра­ди­каль­но­му об­нов­ле­нию муз. язы­ка, од­на­ко при этом гар­мо­нич. сред­ст­ва его со­чи­не­ний 1900–1910-х гг. в кон­тек­сте дос­ти­же­ний А. Н. Скря­би­на и С. В. Рах­ма­ни­но­ва не вы­гля­дят уп­ро­щён­ны­ми; он бли­ста­тель­но вла­дел кон­тра­пунк­том, фор­мой, ор­ке­ст­ров­кой. Г. на­хо­дил но­вые приё­мы (в т. ч. гар­мо­ни­че­ские) об­ра­ще­ния с «вос­точ­ным» те­ма­тич. ма­те­риа­лом. Ли­рич. про­из­ве­де­ния (слож­ные ин­ст­ру­мен­таль­ные фор­мы, ро­ман­сы) – луч­шие в его на­сле­дии. В эпич. ду­хе вы­дер­жа­ны 3-я сим­фо­ния «Илья Му­ро­мец» (1911; Глин­кин­ская пр., 1914) и со­чи­не­ния кар­тин­но-кра­соч­но­го и по­ве­ст­во­ва­тель­но-про­грамм­но­го ха­рак­те­ра.

Г. – ав­тор ря­да ста­тей, вос­по­ми­на­ний о С. И. Та­нее­ве.

Дата рождения:

Место рождения:

Город Киев, Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

Город Москва, СССР


Род деятельности:

Композитор, кинокомпозитор, педагог

Учреждения имени Глиэра

Основные достижения

Прижизненные исполнения

Список произведений

Симфонические произведения

Концерты

Инструментальные произведения

Примечания

Библиография

(имя при рождении Рейнгольд Эрнест Глиэр; 1874/1875—1956) — русский и советский композитор, дирижёр, педагог.

Народный артист СССР (1938). Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1946, 1948, 1950). Автор музыки гимна Санкт-Петербурга.

Биография

Р. М. Глиэр родился 30 декабря 1874 года (11 января 1875) в Киеве. Сын переселившегося в Киев из немецкого города Клингенталя мастера по производству медных духовых инструментов. В 1900 окончил Московскую консерваторию (прошёл курс полифонии у С. И. Танеева, гармонии у А. С. Аренского и Г. Э. Конюса, класс композиции М. М. Ипполитова-Иванова), в 1906—1908 брал уроки дирижирования у Оскара Фрида в Германии.

В начале 1900-х годов участник собраний Беляевского кружка в Петербурге. Как композитор Р. М. Глиэр сформировался во многом благодаря общению с А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, Н. А. Римским-Корсаковым. С 1900 педагог. В 1913—1920 профессор Киевской консерватории (класс композиции и оркестровый), в 1914—1920 директор консерватории. В 1920—1941 профессор Московской консерватории по классу композиции. В 1920—1922 заведующий музыкальной секцией Московского отделения народного образования, сотрудник музыкального отдела Наркомпроса. В 1920—1923 член этнографической секции Пролеткульта. С 1910 систематически выступал как дирижёр, с 1930—с авторскими концертами в городах СССР, клубах и колхозах. В 1938—1948 председатель Оргкомитета Союза советских композиторов СССР (ССК СССР).

Рейнгольд Глиэр — доктор искусствоведения (1941), автор первого советского балета. Единственный русский композитор, трижды награждённый и самой престижной музыкальной премией дореволюционной России — премией имени М. И. Глинки, и самой престижной премией послереволюционной, советской России — Сталинской. При этом он был награждён и тремя орденами Ленина.

Разветвлённый род Глиэров корнями уходит в глубокую старину. Имя Глиэр встречается в истории культуры Чехии, Франции (в Верхней Савойе находится плато Глиэр), Германии, Польши.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3). Памятник работы скульптора М. К. Аникушина (архитектор В. А. Петров; изготовлен на Ленинградском заводе «Монументскульптура») открыт в пятую годовщину смерти, 23 июня 1961 года.

Семья

Родители:

  • отец — Мориц Глиэр (1835—1896), владелец музыкальной мастерской;
  • мать — Юзефа (Жозефина Викентьевна) Корчак (1852—1937).

Семья:

  • жена — Мария Робертовна Ренквист, её предки имели скандинавские корни;
  • дочери Нина и Лия (род. 1905), Валентина (род. 1913);
  • сыновья Роман (род. 1907), Леонид (род. 1913) — инженер, соавтор проекта «Детского мира» на Лубянской площади.

Прямые наследники и потомки Р. М. Глиэра живут и работают в Москве.

Внучка Р. Глиэра — Сэнта Викторовна Глиэр — хранительница музея-квартиры своего деда, активный организатор концертов, встреч и других мероприятий, связанных с именем великого композитора (музей-квартира Р. Глиэра, Дом учёных, музей им. Гнесиных, московская Детская музыкальная школа им. Р. Глиэра и др.).

Её сын — ученый, кандидат географических, доктор экономических наук Кирилл Новосельский — составитель уникального родословного древа рода Глиэров, поддерживает прямые и письменные контакты с многочисленными потомками этого рода в Северной Америке, Германии, Бразилии и других странах; координатор юбилейных встреч представителей рода Глиэров «Глиэр — 500» (2008).

Учреждения имени Глиэра

Имя Р. М. Глиэра носят:

  • Киевский институт музыки (Киев/Украина),
  • детские музыкальные школы (Москва, Калининград/Россия, Ташкент/Узбекистан, Маркнойкирхен/Германия).

В 1924—1949 гг. в Москве работал струнный квартет имени Глиэра.

Основные достижения

  • 1905 — премия имени М. И. Глинки за Первый секстет (выдвинут Глазуновым, Лядовым, Балакиревым)
  • 1912 — премия имени М. И. Глинки за симфоническую поэму «Сирены»
  • 1914 — премия имени М. И. Глинки за Третью симфонию («Илья Муромец»)
  • 1937 — награждён орденом Трудового Красного Знамени
  • 1938 — награждён орденом «Знак Почёта»
  • 1945 — награждён орденом Ленина «За выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 70-летия»
  • 1946 — Сталинская премия первой степени — за Концерт для колоратурного сопрано с оркестром
  • 1948 — Сталинская премия первой степени — за Четвертый струнный квартет
  • 1950 — Сталинская премия первой степени — за балет «Медный всадник» (1949)
  • 1950 — награждён орденом Ленина «За выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 75-летия»
  • 1955 — награждён орденом Ленина «За выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 80-летия»

Звания

  • заслуженный артист РСФСР (1925).
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927).
  • Народный артист Азербайджанской ССР (1934) («За особые заслуги перед трудящимися, за развитие новой тюркской музыкальной культуры», за многолетнюю работу над созданием оперы «Шахсенем»)
  • народный артист РСФСР (1935).
  • Народный артист Узбекской ССР (1937), награжден орденом Трудового Красного Знамени (за создание музыкальной драмы «Гюльсара»).
  • народный артист СССР (1938).

Прижизненные исполнения

При жизни композитора его произведения исполняли:

  • Я. Гржимали, фон Глен, Л. Ауэр, А. Вержбилович, С. Кусевицкий, Л. Годовский, К. Эрдели, М. Ростропович, С. Кнушевицкий, В. Полех, А. Нежданова, И. Козловский, Л. Собинов, Ф. Шаляпин, Н. Казанцева, Д. Пантофель-Нечецкая, Э. Бандровска-Турска (Польша);
  • квартеты: Розе (Вена), герцога Мекленбургского (Санкт-Петербург), Артура Хартмана (Америка), им. Бетховена (Москва) и др.;
  • симфонические оркестры: Филадельфийский, Нью-Йоркский, Венский и др.
  • Дирижеры: Артур Никиш (Венгрия), В. Сафонов, Н. Черепнин, С. Кусевицкий, Г. Фительберг (Польша), Г. Варлих, Л. Стоковский, Ю. Орманди, Ф. Сток, Д. Макропулос, С. Рахманинов, А. Гаук, Ю. Файер
  • Города: Вена, Берлин, Гамбург, Мюнхен, Лейпциг, Франкфурт-на-Майне, Лондон, Париж, Копенгаген, Афины, Бухарест.

Список произведений

Оперы

  • «Земля и небо», опера-оратория по Дж. Байрону (1900).
  • «Шахсенем», либретто М. Гальперина (1923—1925, 2-я редакция — 1934).
  • «Гюльсара» (соавтор Т. Садыков), либретто К. Яшена и М. Мухамедова (1949).
  • «Лейли и Меджнун» (соавтор Т. Садыков), либретто Хуршида по поэме А. Навои (1940).
  • «Рашель», либретто М. Булгакова и М. Алигер по Мопассану (1942—1943).

Балеты

  • «Хризис», балет-пантомима, либретто Н. Миль по сюжету П. Люиса (1912)
  • «Красный мак» («Красный цветок»), либретто М. Курилко (1926—1927, 2-я редакция — 1949; 3-я редакция — 1957; 4-я редакция поставлена 12-17 февраля 2010 в Римском оперном театре, постановка Николая Андросова, дирижёр Андрей Аниханов, художник Елена Пулити). Новую российскую постановку представил В.В.Васильев в Красноярске 23 ноября 2010
  • «Комедианты», либретто А. Петровского по Лопе де Вега (1922—1930); в новой редакции — «Дочь Кастилии» (1955).
  • «Медный всадник», либретто П. Аболимова по А. Пушкину (1945—1948). Гимн Великому городу (гимн Санкт-Петербурга)
  • «Тарас Бульба», либретто Р. Захарова по Н. Гоголю (1951—1952).

Симфонические произведения

  • Первая симфония (1899)
  • Вторая симфония (1907)
  • Третья симфония «Илья Муромец» (1909—1911)
  • «Сирены», поэма (1908)
  • «Запорожцы», картина (1921)
  • Торжественная увертюра (1937)
  • «Заповит», поэма (1939)
  • «Ферганский праздник», увертюра (1940)
  • «Дружба народов», увертюра (1941)
  • Увертюра на славянские темы (1941)
  • «Победа», увертюра

Концерты

  • Концерт для арфы с оркестром (1938)
  • Концерт для голоса с оркестром (1943)
  • Концерт для виолончели с оркестром (1947)
  • Концерт для валторны с оркестром (1951)
  • Концерт для скрипки с оркестром (1956)

Инструментальные произведения

  • Первый квартет (1899)
  • Второй квартет (1905)
  • Третий квартет (1928)
  • Четвертый квартет (1946)
  • Первый секстет (1898)
  • Второй секстет (1904)
  • Третий секстет (1905)
  • Октет (1901)

Прочее

  • Около 150 фортепианный пьес в 2 и 4 руки концертного и педагогического репертуара.
  • Около 70 пьес для различных сольных инструментов с сопровождением фортепиано.
  • Около 130 романсов для голоса и фортепиано.

Редакции произведений других авторов

  • Редакция балета Ц. Пуни «Эсмеральда» (несколько номеров для партитуры написал также С. В. Василенко).

Примечания

  1. Санкт-Петербург. 300 + 300 биографий. Биографический словарь / St. Petersburg. 300 + 300 biographies. Biographic Glossary // Сост. Г. Гопиенко. — На рус. и англ. яз. — М.: Маркграф, 2004. — 320 с. — Тир. 5000 экз. — ISBN 5-85952-032-8
  2. Общественный совет ЦАО г. Москвы
  3. Киевский институт музыки
  4. Детская музыкальная школа им. Р.М.Глиэра
  5. Ташкентская музыкальная школа им. Р.М.Глиэра
  6. Teatro Dell"Opera Di Roma
  7. Балет "Эсмеральда". История создания

Библиография

  • Глиэр Р. М. Статьи. Воспоминания. Материалы, т. 1, 2. — М.: 1965, 1967.
  • Глиэр Р. М. Статьи и воспоминания. — М.: 1975.
  • Бугославский С. Рейнгольд Морицевич Глиэр, 2-е изд., 1930.
  • Соллертинский И. «Красный мак». — М.: 1930.
  • Богданов-Березовский В. «Красный мак». — Л.: 1933.
  • Сеженский К. Р. М. Глиэр. Краткий очерк жизни и творчества. 2-е изд. — М.: 1940.
  • Слонимский Ю. Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра. — М.-Л.: 1950.
  • Корев Ю. «Медный всадник» Р. Глиэра. — М.: 1951.
  • Захаров Р. Искусство балетмейстера. — М.: 1954.
  • Бэлза И. Концерты Глиэра. — М.: 1955.
  • Катонова С. Балеты Р. М. Глиэра. — М.:1960.
  • Данилевич Л. Книга о советской музыке (главы: Р. М. Глиэр. Опера «Шахсенем». Балет «Красный цветок») — М.: 1962.
  • Петрова Н. Рейнгольд Морицевич Глиэр. — Л.: 1962.
  • Бэлза И. Р. М. Глиэр. 2-е изд. — М.: 1962.
  • Леонова М. Симфонические произведения Глиэра. Справочник-путеводитель. —М.: 1962.
  • Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории (Статьи: Леонова М. Ф. Рейнгольд Морицевич Глиэр; Лятошинский Б. Н. Глиэр — профессор и директор Киевской консерватории; Раков Н. П. Рейнгольд Морицевич Глиэр]. — М.: 1966.
  • Бэлза И. Р. М. Глиэр. — В кн.: О музыкантах XX века. — М.: 1979.
  • Гулинская З. К. Рейнгольд Морицевич Глиэр. (1875-1956). — М.: Музыка, 1986. (Русские и советские композиторы).

Глиэр и советская музыкальная культура
Развитие культуры является результатом совокупных усилий множества людей. Чем больше лиц одаренных, энергичных, одержимых пафосом своей профессии являются участниками этого процесса, чем теснее связь поколений в смысле преемственности, направленности и форм деятельности, осознанной как единое, общее дело, тем шире «наступательный фронт» развития культуры, тем обильнее приносимые ею плоды. Однако интенсивность и стремительность развития культуры, а также качественный его итог не могут измеряться одними арифметическими показателями. Во всех отраслях интеллектуальной деятельности — будь то та или иная научная дисциплина, тот или иной вид искусства — основным двигателем является динамика общественной мысли, насыщенность ее столкновением различных и даже противоположных точек зрения, пафосом полемики по основным принципиальным вопросам, в ходе которой непрерывно расширяется «поле познания», достигается все большее приближение к научной или эстетической истине.
В особенности относится это к нашей советской культуре, культуре страны, положившей начало совсем новой эры в истории человечества, культуре первого в мире социалистического государства, в котором любая сфера деятельности строится на освоении и приложении к своему делу основных положений и принципов «науки наук» — марксистско-ленинского учения о законах развития человеческого общества. Можно сказать без преувеличения, что за все время многовекового развития мировое искусство не знало периода, более насыщенного обильными, разнообразными, самыми контрастными творческими исканиями и пробами, ожесточенными дискуссиями, не раз сопровождавшимися радикальной «переоценкой ценностей», чем сорок с лишним лет становления и развития советского искусства.

Разумеется, это прямое следствие и темпа и характера общественно-политической жизни нашей эпохи — крайнего обострения борьбы идеологий между лагерем стран социализма, растущим и крепнущим год от года, и стран капитала —лагерем империализма, теряющим свои позиции одну за другой. Естественно, что в период решающего перелома истории человечества стрелка «эстетического манометра эпохи» находится в постоянном возбужденном движении. В советском художественном творчестве эта идеологическая борьба нашла свое специфическое и очень яркое выражение и в виде деятельности противостоявших друг другу творческих группировок и объединений в первые годы советской власти, и в многообразии направлений и течений в рамках единых творческих союзов, возникших после исторического апрельского постановления ЦК ВКП(б) 1932 года, и даже в острых противоречиях, пронизывающих подчас творческий путь отдельных художников» В этих условиях особенно целесообразны и плодотворны объединенные усилия деятелей самого разного склада и типа на базе общей широкой программы реалистического народного искусства, что приводило и приводит к взаимосвязи и взаимооплодотворяющему сочетанию революционных и эволюционных методов.
Прокофьев и Шостакович, Мясковский и Хачатурян, Дунаевский и Соловьев-Седой, Лятошинский и Мшвелидзе, Жиганов и Капп, Мирзоян и Кужамья-ров — можно было бы привести множество имен известнейших советских композиторов, из которых каждый отличается своеобразием творчества и ни в чем не похож на другого. В богатстве и разнообразии творческих явлений—-одно из коренных свойств нашей социалистической музыкальной культуры, отличающейся, как и все советское искусство, по крылатому слову поэта — обилием художников «многих и разных». Здесь дело те только в силе и яркости художественных индивидуальностей и артистических темпераментов, но и в различии творческих методов и «типов профессионализма». Координация деятельности композиторов — открывателей и испытателей, осваивающих новые темы и формы, «гибридизирующих» элементы стиля и элементы жанра, не устанно расширяющих арсенал выразительных средств своего искусства, а с другой стороны—упорной работы «возделывателей» взрыхленного поля, закрепляющих находки других, обращающих новые открытия в предмет широкого эстетического обихода,— это-то и обеспечивает неуклонность и широту развития советского музыкального искусства.

Рейнгольд Морицевич Глиэр как творческая личность, как деятель музыкальной культуры совмещал в себе черты обеих только что охарактеризованных категорий художников, не примыкая в полной мере ни к той, ни к другой.
Разумеется, преобладающими в нем являлись черты эволюциониста. Он знал цену высоким традициям предшественников, придерживался и развивал их. В атом заключается большая историческая заслуга Глиэра, ибо эти тенденции его деятельности в периоды бурных шатаний и наиболее сильных разногласий в композиторской среде служили надежным, прочным противовесом и безоглядному самоцельному экспериментаторству и космополитическим устремлениям, и прямым проявлениям формализма. Позитивность этой стороны творческой натуры и всей деятельности Глиэра заключалась в том, что, в отличие от схоластических традиционалистов эпигонского типа, он признавал только живые традиции и только живое и современное их истолкование.

Будучи безупречным мастером своего ремесла, отличным знатоком составляющих его законов и правил, он никогда слепо, догматически не придерживался буквы того и другого, а умел проникаться самой сущностью, духом традиции. Обращение к традиции приобретало для него реальный художественный смысл и творческое оправдание лишь в том случае, когда он ощущал возможность конкретного ее применения в целях удовлетворения эстетических нужд современности. Он всегда шел навстречу запросам современников, понимая под этими двумя словами эстетические потребности широкого круга людей, любящих музыку, не видящих возможности обходиться без нее в жизни, круга, состоящего как из музыкантов-профессионалов всех специальностей-от композиторов и дирижеров до безвестных, оркестровых музыкантов и хористов, так и из бесчисленных любителей-полудилетантов, тянущихся к музыкальной культуре. Он всегда был очень чуток к этим потребностям и запросам, отличаясь редкой способностью распознавать и определять преобладающие, наиболее острые и жгучие из них и быстро творчески на них откликаться. Так складывалось у него свойство улавливать, схватывать и выражать «равнодействующую» вкуса, не скажу — эпохи (едва ли и возможна конкретизация такой широкой меры эстетических критериев), но каждого отдельного переживаемого ею этапа. Именно «равнодействующая вкуса» своего времени и определяла основные признаки и приметы стиля музыки Глиэра во все, и притом самые различные, периоды его творческого пути — и. в романсах, по преимуществу в девятисотых и десятых годах; и в сольных инструментальных пьесах — на всем протяжении композиторской деятельности; и в симфоническом творчестве, в котором от жанра симфонии в ее чистом виде (дореволюционная эпоха) он обратился к программной поэме, картине» сюите, увертюре и инструментальному концерту в советские годы; и в музыкально-сценических произведениях - опере и балете.

Этот «живой» подход к постановке и решению проблемы наследия и привел к тому, что в музыке Глиэра исподволь, подчас неприметно,—в самых различных дозах и пропорциях и в отдельных компонентах — стали выступать новаторские черты: умение обновить прием, придать неожиданный поворот жанровой специфике; обогатить интонацию свежими интервальными и ритмическими оборотами, новыми ладовыми элементами; перегруппировать привычные аккордовые последовательности и тем придать гармонии своеобразие. Все эти, подчас очень скромные, новшества в совокупности приводили к определенному сдвигу в «творческом состоянии» каждого из жанров, к которым он обращался.

Это можно сказать о романсах Глиэра, в свое время не уступавших в смысле популярности романсам Чайковского, Аренского и Рахманинова и, при всей общности с последними по стилевым признакам, отличавшихся заметным отпечатком авторской личности. Это можно сказать и о симфоническом жанре, имея в виду Третью симфонию композитора («Илья Муромец»), написанную в 1909—1911 годах и удостоенную Глинкинской премии,— произведение, представляющее собою монументальное, пронизанное патриотическим пафосом оркестровое полотно, в котором индивидуально-своеобразное обобщение симфонических традиций Глинки, Бородина и Глазунова приводит к качественно новому жанрово-стилевому сплаву. То же можно отнести и к жанру балета, где Глиэр еще в 1927 году выступил пионером в деле создания реалистического хореографического спектакля на современную тему — говорю о «Красном маке» («Красном цветке»), обретшем- долгую и славную сценическую жизнь. В особенности же приложимо такое определение к вокально-сценическим произведениям Глиэра — таким, как «Шахсенем», «Лейли и Меджнун», «Гюльсара», где обновление оперного жанра обусловливается органическим внедрением в него интонационных, гармонических, ритмических, структурно-конструктивных закономерностей народного искусства, любовно и пристально изученных композитором и свободно слитых со всеми приемами письма, присущими его собственной, индивидуальной «музыкальной речи».

Если говорить о каждом отдельно взятом компоненте музыкального искусства — о форме, фактуре, приемах развития, мелодико-иитонационном составе, гармоний,: ритме, тембровой специфике — в каждом из них новаторство Глиэра выглядит умеренным. Оно никогда не отрывается ни от национальной почвы, ни от корней школы. Фантазия композитора никогда не обращается к выдумке отвлеченного склада, к самодовлеющему изобретательству новых приемов, не вытекающих из общего художественного замысла, призванных лишь поразить воображение слушателя своей необычностью, отсутствием каких-либо связен с уже знакомым и общепризнанным. Как раз наоборот. Она направлена на наиболее полное и наиболее внятное раскрытие содержания задуманного или создаваемого произведения для понимания самого широкого круга слушателей и на поиски выразительных средств, соответствующих подобной задаче,— знакомых, понятных, доступных и в то же время освеженных и обостренных «веянием современности»- и тем самым отличающихся от лексики музыкального языка его предшественников.
Такова природа новаторских сторон творчества Глиэра, прямо противоположная новаторской сущности творчества, скажем, Прокофьева или Шостаковича — «первооткрывателей», энергичных «прокладчиков нового», и в известной мере близкая «художественной конституции» Мясковского» Шапорина или Шебалина. Она наглядно выступает не в каких-либо отдельных его произведениях или же на отдельно взятых чертах его стиля, а лишь при суммарном охвате всего его творчества в целом» позволяющем уловить процесс очень постепенного перехода небольших «количественных изменений» в коренные, качественные. Далее читайте в книге...

ВОСПОМИНАНИЯ О ГЛИЭРЕ
Ел, Гнесина. Человек, победивший старость
С.С. Прокофьев, Мой первый педагог
М. Прокофьева. Музыкальный воспитатель Сережи.
К.Н. Михайлов. Глиэр в Киеве
Л.Н. Ревуикий. Великое спасибо.
Б.Н. Лятошинский. Музыкант, учитель, друг
М.М. Каннерштейн, Воспитатель и друг молодежи
Л.В. Никулин. Композитор-гражданин
Арам Хачатурян. Человек кристальной чистоты
Г.И. Латинский. Глиэр-педагог (Памяти дорогого учителя).
Б.Э. Хайкин, Красивая жизнь.
М.И, Курилко. Рождение балета
Е.В. Гелъцер. Немеркнущий образ.
Ю.А. Завадский. Задорный талант
А В. Гаук. Встречи с Глиэром
Е.М. Люком. На ленинградской сцене.
Г.Г. Тигранов, В работе над оперой
К.А. Эрдели. Концерт для арфы
Надежда Казанцева. Только хорошее.
Мстислав Рострапович, Дорогое имя
Я.Ф. Аболимов. «Медный всадник» (О творческой дружбе композитора и либреттиста)
Валерий Полех. Концерт для валторны
Игорь Смирнов. Балет и его автор
Ольга Лепешинская. Глиэр умел мечтать
Леонид Лавровский. Пионер советского балета
Элеонора Власова. Автор балета «Дочь Кастилии». Вацлав Добиаш (Чехословакия). Красивый человек.
Анил Бишвас (Индия). Друг индийского народа
Эван Синиор (Англия). За сорок лет
Сар Артур Блисс (Англия). Одна встреча
Ма Сы-цун (Китай). Служение народу
Д. М. Персон. Концерты, поездки, встречи

СТАТЬИ ГЛИЭРА
Александр Давиденко
Музыка в колхозе
Мысли по поводу декады
Сокровищница музыкального творчества
Великий русский композитор
За творческую дружбу с театром.
Великий мастер музыкального спектакля.
Поиски мелодии
Замечательный юбилей
Пушкин и музыка
Встречи с беляевскнм кружком (Из воспоминаний)
Мои встречи с А. В. Неждановой
Ученый, музыкант и патриот
Бетховен. (К 125-летию со дня смерти).
Народ — великий учитель
О профессии композитора и воспитании молодежи
Оркестр замечательных музыкантов
Воспоминания о С. И. Танееве
Ответственность перед народом
Воспоминания о С. С. Прокофьеве
Встречи с Рахманиновым

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примечания.

Скачать биографию