Консервативная политика Николая I. Либеральные и консервативные тенденции в общественной жизни России в I половине XIX века


Консервативная модернизация Николая I

Николай I (1825-1855), вступивший на русский престол под гром пушек на Сенатской площади, не внёс ничего принципиально нового в правительственную политику. Его правление можно охарактеризовать как консервативную модернизацию страны. Идеалом императора был Пётр I. Французский путешественник и литератор XIX в. А. Кюстин писал о николаевской России, что «дух Петра I властвует здесь над всеми». Николай I, как и Пётр, верил во всесилие государства, но западный путь развития для России он решительно не принимал. «Я понимаю абсолютную монархию, потому что сам её возглавляю. Но представительного образа правления я постигнуть не могу. … Я скорее отступил бы до самого Китая, чем согласился бы на подобный образ правления», - говорил Николай I. В основу своей политики он положил идею порядка и регламентации.

В 1826 г. началось превращение Собственной его императорского величества канцелярии , созданной ещё в 1812 г., в важнейший орган государственного управления. Широкую известность получило печально знаменитое III отделение канцелярии под руководством шефа корпуса жандармов. Оно руководило полицией, занималось борьбой с революционерами, наблюдало за иностранцами, вело следствие по политическим делам. В его распоряжении была огромная сеть агентов.

В царствование Николая I была осуществлена кодификация (упорядочение) законов России . Ещё в XVIII в. предпринимались попытки привести в систему русские законы, накопившиеся после Соборного уложения 1649 г., но они закончились неудачей. Кодификацией законов стало заниматься созданное в 1826 г. II отделение императорской канцелярии. Во главе был поставлен М.М. Сперанский. После изнурительной работы в 1830 г. появилось «Полное собрание законов Российской империи», включавшее в себя 35993 акта - от Соборного уложения 1649 г. до 1825 г. Акты располагались в хронологическом порядке. На основе Полного собрания законов составлены своды по отдельным отраслям права. Из них устранены все недействующие, исключены повторения. «Свод законов Российской империи» (1833 г.) содержал только действующие законы. Обновление законодательства не произошло, т.к. Николай I не одобрил планы Сперанского по исправлению и дополнению законов.

Самодержавие предпринимало попытки в решении крестьянского вопроса. Создавались секретные комитеты по крестьянскому делу, было издано около 100 указов. После окончания русско-турецкой войны 1828-1829 гг. крестьяне в Молдавии и Валахии объявлялись лично свободными. Но самой значительной была реформа государственной деревни 1837-1841 гг. Её инициатором стал министр государственных имуществ (государственных крестьян отнесли к этому министерству) граф П.Д. Киселёв (1788-1872), участник Бородинского сражения и русско-турецкой войны. Реформа заключалась в упорядочении податного обложения крестьян, в приведении крестьянского землепользования в соответствие с податями и увеличении крестьянских наделов, введении частичного крестьянского самоуправления, в организации продовольственной, агрохимической и врачебной помощи, в распространении школ в государственной деревне.

В 1841 г. принят закон, запрещавший продавать крестьян поодиночке и без земли. В 1842 г. - «Положение об обязанных крестьянах», которое по существу стало продолжением указа 1803 г. «О вольных хлебопашцах». Подтверждалось право помещика заключать со своими крестьянами добровольные соглашения о прекращении личной крепостной зависимости. Земельные наделы крестьянам давались не в собственность, а в вечное пользование за фиксированные повинности. В 1843 г. безземельные дворяне лишались права приобретать крепостных крестьян. В 1846 г. крепостным было разрешено с согласия помещика вступать в сделки и покупать недвижимость на своё имя. В 1847 г. в Белоруссии и Правобережной Украине введены инвентарные правила , т.е. государство регламентировало размер крестьянских наделов и повинностей. Помещик не имел права их изменить.

Таким образом, очевидно, что общее направление политики по крестьянскому вопросу состояло в стремлении несколько ослабить зависимость крестьян от помещиков и усилить правительственную опеку над жизнью деревни.

В общественном и идейном движении России XIX в. выделяются несколько направлений. Разочарование российского общества правлением Александра I, поражение декабристов способствовали нарастанию консервативных тенденций. Платформа консервативно-охранительного направления не допускала возможности дальнейших изменений в сторону западной системы. Например, Л.В. Дубельт, представитель высшей государственной бюрократии, заявлял следующее: «Наш народ оттого умён, что тих, а тих оттого, что несвободен». И далее: «Не заражайтесь бессмыслием Запада – это гадкая помойная яма, от которой, кроме смрада, ничего не услышите». Отражением консервативно-охранительных тенденций стала теория официальной народности. Её автором являлся министр народного просвещения граф С.С. Уваров. В основе теории официальной народности лежала идея о самобытности России, основанной на трёх началах «православии, самодержавии, народности». Подчёркивался священный характер самодержавия, связь самодержавия с менталитетом русского народа. С целью контроля за общественными настроениями в 1826 г. введён новый цензурный устав, который современники называли «чугунным».

Помимо консервативно направления в общественно - политической жизни страны к концу 1830-х гг. появилось ещё несколько течений, наиболее значимыми из которых были западники и славянофилы. Западники (П.В. Анненков, Т.Н. Грановский, С.М. Соловьёв, К.Д. Кавелин, И.С. Тургенев, П.Я. Чаадаев, Б.Н. Чичерин и др.) исходили из единства исторического развития человечества и единства исторических путей развития России и Западной Европы. Славянофилы (братья И.С. и К.С. Аксаковы, братья И.В. и П.В. Киреевские, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков и др.) считали, что исторический путь развития России принципиально отличается от западноевропейского. Они идеализировали общественный строй Московской Руси, крестьянскую общину, развивали религиозно-идеалистическую философию в духе православных идеалов. И западники, и славянофилы выступали в защиту прав личности, общественной свободы, протестовали против деспотизма и бюрократизма, крепостничества, решительно не принимали революции.

В николаевскую эпоху начало формироваться и революционное течение. Яркими его представителями были М.А. Бакунин, А.И. Герцен, Н.П. Огарёв. В размышлениях о возможных путях развития России они пришли к отрицанию современного им уклада Западной Европы, видя будущее в социализме – справедливом, по их мнению, общественном строе, в котором не будет частной собственности и эксплуатации человека человеком. Признавали революционные методы достижения цели.

Таким образом, основная часть, стоящих перед страной проблем (отмена крепостного права, улучшение системы управления) во время правления Николая I решена не была. В отличие от Западной Европы Россия избежала революционных потрясений, но в русском обществе наметились основные политические течения от консервативного до либерального и революционного.

Внешняя политика России во второй четверти XIX в. была достаточно активной. На протяжении всего периода царствования Николая I военные действия шли непрерывно. Османская империя (Порта или Турция) и Персия (Иран) не оставляли надежд на реванш. Европейские державы, прежде всего Англия и Франция, стремились не допустить усиления влияния России.

Центральное место во внешней политике России занимал восточный вопрос – взаимоотношения с Османской империей. Восточный вопрос – это вопрос о судьбе черноморских проливов (Босфор и Дарданеллы), судьбе христианских народов Балканского полуострова, а также о соперничестве европейских держав (России, Англии, Франции) в районе Балканского полуострова и на Ближнем Востоке. Обострение восточного вопроса было связано с ослаблением Османской империи.

Русско-иранская война 1826-1828 гг.
Дата Развитие событий
Июль 1826 г. Вторжение иранской армии в Закавказье и стремительное наступление на Тифлис.
Апрель 1827 г. Военные действия перенесены в пределы Ирана.
Октябрь 1827 г. Русские войска заняли древнюю иранскую столицу Тавриз и быстро продвигались к Тегерану.
Февраль 1828 г. Заключён Туркманчайский мир . К России отошла Восточная Армения (Эриванское и Нахичиванское ханства). Иран уплачивал 20 млн. контрибуции, предоставлял свободу переселения армянам в пределы России, свободу плавания русских судов по Каспийскому морю, согласился на запрет держать на Каспии свои военные суда.
Русско-турецкая война 1828-1829 гг.
Апрель 1828 г. Николай I объявил о начале войны с Турцией. Повод – задержка Турцией российских торговых судов, захват грузов и высылка русских купцов. (Англия и Франция заявили о нейтралитете, но тайно оказывали поддержку Турции, Австрия помогала ей оружием)
1828 г. Русские войска заняли Молдавию и Валахию, перешли Дунай и взяли ряд крепостей на территории Болгарии.
1829 г. В Закавказье русская армия осадила крепости Карс, Ардаган, Баязет, Арзерум. Русские войска взяли Адрианополь и оказались в 60 верстах от Константинополя, овладение Константинополем привело бы к резкому обострению отношений с европейскими странами. 2 сентября подписан Адрианопольский мир: - Россия получила южную часть Бессарабии, часть Черноморского побережья Кавказа от Анапы до Поти. - Греция получила широкую автономию (а с 1830 г. независимость); расширилась автономия Сербии, Валахии и Молдавии.
Крымская война 1853-1856 гг. Причины: -Россия стремилась к овладению черноморскими проливами, расширению своего влияния на Балканах; - Англия и Франция добивались вытеснения России с берегов Чёрного моря и из пределов Закавказья; - Османская империя преследовала реваншистские цели.
20 октября 1853 г. Николай I объявил манифест о начале войны с Турцией
18 ноября П.С. Нахимов во главе русской эскадры разгромил турецкий флот в Синопе. Это стало поводом для прямого вмешательства Англии и Франции в конфликт между Россией и Турцией.
Январь 1854 г. Англо-французские войска высадились в болгарском городе Варна. Австрия выдвинула к границам Дунайских княжеств многотысячную армию. Россия была вынуждена вывести свои войска из Валахии и Молдавии.
Март-июль 1854 г. Осада русскими войсками турецкой крепости Силистрия.
Март 1854 г. Англия и Франция объявили войну России.
Сентябрь 1854г. – август1855 г. Героическая оборона Севастополя. Её возглавлял сначала адмирал В.А. Корнилов, после его гибели – П.С. Нахимов, который также героически погиб в конце осады. Среди участников обороны Севастополя находились Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов. В конце августа 1855 г. войска антироссийской коалиции овладели тактически важной высотой Севастополя - Малаховым курганом. Принято решение оставить Севастополь. Исход войны был предрешён.
18 марта 1856 г. Заключён Парижский мирный договор. - Россия лишена южной части Бессарабии, но ей возвращены Севастополь и другие города в Крыму в обмен на Карс; - потеряла право защищать интересы православного населения на территории Османской империи, что подрывало влияние России на ближневосточные дела; - объявлялась «нейтрализация» Чёрного моря, т.е. России и Турции запрещалось держать на Черном море военный флот и военные крепости, проливы Босфор и Дарданеллы объявлялись закрытыми для военных судов.

Поражение России в Крымской войне подорвало её престиж на международной арене. Черноморское побережье оказалось беззащитным в случае войны. Главной причиной поражения России в этой войне стало её военно-техническое отставание. Очевидной была необходимость неотложных реформ во всех сферах жизни страны.

Большого напряжения сил от России потребовала и Кавказская война за присоединение Северного Кавказа 1817-1864 гг. Там проживало около 100 народностей и ряд из них вступили в борьбу с российскими войсками. На части территории Северного Кавказа в 1834 г. было создано сильное теократическое государство во главе с имамом Шамилем. Шамиль пользовался поддержкой Англии, Турции и Ирана. В этом противостоянии Россия потеряла 77 тыс. человек и огромные средства.

Во внешней политике николаевской России большое значение придавалось революционной опасности. Поляки не могли примириться с разделами Польши и стремились к восстановлению полной государственной независимости в границах 1772 г. В конце 1830 г. в Варшаве вспыхнуло восстание, к нему присоединилась польская армия. Польский сейм объявил династию Романовых лишенною польского престола и установил временное революционное правительство. В 1831 г. восстание было подавлено. После его подавления проведена реформа управления Польшей. Упразднён Сейм и польская армия. На территории Польши разместились русские войска. Воеводства были преобразованы в губернии.

Николай I готовил интервенцию против июльской революции 1830 г. во Франции, однако восстание в Польше сорвало эти планы. В 1848-1849 гг. по странам Западной Европы прокатилась новая волна революций. Революционные события в других странах Николай I рассматривал как угрозу российскому самодержавию. В 1848 г. он ввёл войска в Молдавию, совместно с Османской империей оккупировал Валахию. В 1849 г. помог австрийскому императору подавить венгерскую революцию.

25.внутренняя консервативно-охранительная политика николая i

Консервативная политика Николая первого заключалась в том что он нехотел никаких преобразований, проводил мало либеральных реформ, ожесточил отношения с западной европой и усиленно боролся с революционной деятельностью (создал корпус жандармов во главе с Бенкендорфом) и тем самым "охранял" Россию, ..что ещё: недостатки такой его политики наглядно показали себя во время крымской войны.

Восстание декабристов оказало большое влияние на правительственную политику. Активная и целеустремленная борьба с любыми проявлениями общественного недовольства стала важнейшей составной частью внутриполитического курса нового монарха - Николая I (1796-1855). “Революция на пороге России, - сказал Николай I после восстания декабристов, - но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни…”. В течение своего тридцатилетнего царствования Николай I сделал все, чтобы сдержать эту клятву.

Необходимым условием упрочения существующего строя император считал усиление личного контроля монарха за работой государственного аппарата. Николаевское царствование - время предельной централизации управления империей, апогей самодержавия. Все рычаги, приводившие в движение сложную государственную машину, находились в руках монарха. Резко возросло в этой связи значение царского секретариата - Собственной его императорского величества канцелярии, с помощью которой Николай I осуществлял управление колоссальной державой.

Стремясь предотвратить революцию в России, особое внимание император уделял укреплению репрессивного аппарата . Существовавшая в стране в первой четверти XIX в. система политического сыска нуждалась, как показало восстание декабристов, в реорганизации. С 1826 г. обеспечивать “безопасность престола и спокойствие в государстве” стало III отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Исполнительным органом III отделения был Корпус жандармов, образованный в 1827 г. Страна делилась на жандармские округа, возглавлявшиеся жандармскими генералами. В каждой губернии вопросами охраны государственной безопасности ведал специально назначенный штаб-офицер (старший офицер) жандармерии. Общая численность Корпуса была, впрочем, невелика. В 1850 г. в его составе насчитывалось 210 офицеров и более 5 тыс. нижних чинов. Это, однако, не мешало III отделению развернуть чрезвычайно активную деятельность по защите существующего строя. Оно располагало обширной сетью тайной агентуры, организовывало секретный надзор за частными лицами, правительственными учреждениями, литературой и т.п. Любые проблески свободомыслия, оппозиционности привлекали внимание жандармского ведомства, стремившегося держать под своим контролем всю жизнь русского общества.

Предметом особых забот Николая I были печать и образование . Именно здесь, по его мнению, укоренилась “революционная зараза”. В 1826 г. был издан новый цензурный устав, получивший у современников название “чугунного устава”. Действительно своими жесткими нормами он наложил весьма тяжкое бремя на издателей и авторов. Правда, в 1828 г. новый устав несколько смягчил крайности своего “чугунного” предшественника. Тем не менее мелочный и жесткий надзор за печатью сохранялся.

Столь же педантичному контролю подвергались и учебные заведения. Николай I стремился сделать школу сословной, а преподавание, в целях пресечения малейшего свободомыслия , вести в строгом православно-монархическом духе. Рескриптом, изданным в 1827 г., царь запретил допускать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения. В 1828 г. появился новый школьный устав, перестроивший средние и низшие звенья народного образования. Между существовавшими типами школ (одноклассное приходское училище, трехклассное уездное училище, семиклассная гимназия) какая-либо преемственная связь уничтожалась, поскольку в каждом из них могли обучаться лишь выходцы из соответствующих сословий. Так, гимназия предназначалась для детей дворян. Средняя и низшая школа, а также частные учебные заведения находились под жестким надзором Министерства народного просвещения. Пристальное внимание правящие круги уделяли университетам, которые и высшая бюрократия, и сам царь не без оснований считали рассадником “своеволия и вольнодумства”. Устав 1835 г. лишил университеты значительной части их прав и внутренней самостоятельности. Целям идеологической борьбы со свободомыслием служила сформулированная в 1833 г. министром народного просвещения С.С.Уваровым теория официальной народности, базировавшейся на трех принципах: православие, самодержавие и народность. В духе этой теории, обосновывавшей соответствие существующих порядков русской национальной традиции, строилось преподавание в учебных заведениях. Теория официальной народности активно пропагандировалась в прессе и литературе.

Следует отметить, что, взяв на вооружение теорию официальной народности, Николай I решительно боролся с любыми отклонениями от православия. Весьма крутые меры принимались против старообрядцев, у которых отбирались молитвенные здания, недвижимость и т.п. Дети “раскольников” насильственно зачислялись в школы кантонистов. Такая “защита” интересов официального православия не шла, однако, последнему на пользу. Православная церковь при Николае I окончательно превратилась в составную часть бюрократической машины. Синод все больше становился “ведомством православного исповедания”, управлявшимся светским должностным лицом - обер-прокурором. Все это не могло не подрывать авторитета церкви.

Добиваясь укрепления существующего строя, Николай I не был уверен в его долговечности. Царь очень хорошо видел пороки возглавлявшейся им системы управления. Часть высших сановников полагала необходимым учитывать во внутриполитическом курсе требования времени, пойти на постепенное смягчение крепостного права и, не посягая на прерогативы, короны, принять меры, обеспечивающие законность в Стране. 6 декабря 1826 г. Николай I образовал специальный секретный комитет, призванный рассмотреть ситуацию в государстве и разработать программу необходимых реформ. “Комитет 6 декабря 1826 г.” действовал в течение трех лет. Им была намечена довольно обширная программа преобразований, предусматривавшая, в частности, некоторое ограничение помещичьей власти над крестьянами , перестройку центральной и местной администрации в духе принципа разделения властей и т.п. Крайне консервативные круги выступили против этих планов. Восстание в Польше, “холерные бунты” 1830-1831 гг. окончательно похоронили большинство начинаний этого Комитета. Для обеспечения законности известное значение должна была иметь кодификация законов, завершенная к 1833 г. Результатом этой обширной работы по систематизации законов, появившихся после Соборного уложения 1649 г., стало издание “Полного собрания законов Российской империи” и “Свода законов Российской империи”. Впрочем, значение, которое имели все эти упорядочившие законодательство меры, было небольшим, поскольку чиновничество действовало, абсолютно не считаясь с какими-либо правовыми нормами.

В последующие годы своего царствования Николай I неоднократно возвращался к мысли о необходимости урегулирования вопроса о крепостном праве. Различные варианты решения этой проблемы разрабатывались в 8 секретных комитетах, которые буквально один за другим создавались императором . Позиция самого Николая I в крестьянском вопросе была весьма противоречивой. “Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло… - заявил царь однажды, - но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным”. В этих условиях практические результаты работы упомянутых комитетов оказались ничтожными. Ни на какие меры, сколько-нибудь существенно менявшие положение крепостных, Николай I не пошел. Неутешительные результаты дала и проводившаяся в жизнь с середины 30-х годов XIX в. реформа управления государственными крестьянами. Призванная улучшить их положение и реализовавшаяся одним из наиболее просвещенных и способных сановников николаевского царствования П.Д.Киселевым, эта реформа обернулась для казенной деревни усилением административной опеки со стороны коррумпированного чиновничества, ростом произвола начальства. Бюрократический аппарат действовал сам по себе и вопреки воле самодержца, руководствуясь собственными интересами. В конечном счете поэтому на реформу П.Д.Киселева крестьянство ответило вспышкой серьезных волнений.

Николай I уделял большое внимание вопросам укрепления позиций первого сословия империи - дворянства как важнейшей опоры трона . Процесс постепенного экономического оскудения дворянства давал себя знать по мере разложения крепостнической системы. В этой связи самодержавие стремилось упрочить положение высших и средних слоев помещиков, жертвуя интересами слабевших экономически, а потому казавшихся и политически ненадежными представителей дворянства. Манифест 6 декабря 1831 г. допускал к участию в выборах на дворянские общественные должности только тех помещиков, которые имели в пределах губернии не менее 100 душ крестьян или 3 тыс. десятин незаселенной земли. Для того чтобы затруднить проникновение в дворянскую среду выходцев из “податных состояний”, в 1845 г. был издан закон, в соответствии с которым на военной службе потомственное дворянство приобреталось лишь по достижении старшего офицерского чина, а на гражданской - чина V, а не VIII класса, как это практиковалось раньше. Своеобразную преграду возраставшим домогательствам на дворянское звание соорудил Манифест 10 апреля 1832 г. Им были созданы институты “потомственных почетных граждан” (к ним относились крупные предприниматели, ученые, дети личных дворян и т.п.) и “почетных граждан” (низшие чиновники, выпускники высших учебных заведений). Все они получали некоторую часть дворянских привилегий - свободу от телесных наказаний и др . Это, по мысли правящих кругов, должно было уменьшить желание “неблагородных” элементов добиваться получения дворянства. Для укрепления материальной базы первого сословия в 1845 г. Николай I создал институт заповедных наследственных имений (майоратов). Они не подлежали дроблению и, составляя собственность дворянского рода, переходили по наследству к старшему сыну.

В своей экономической политике Николай I в известной степени учитывал интересы нарождавшейся буржуазии, потребности промышленного развития страны. Эта линия нашла свое отражение в покровительственных таможенных тарифах, организации промышленных выставок, железнодорожном строительстве. Финансовая реформа 1839-1843 гг. обеспечила устойчивость рубля и позитивно сказалась на развитии отечественной торговли и промышленности. Волнения рабочих на предприятиях вынудили самодержавие в 30 - 4О-е годы XIX в, издать законы, регулировавшие трудовые отношения в промышленности и несколько ограничивавшие произвол работодателей.

Охранительные начала в правительственной политике резко усилились в последние годы царствования Николая I. Революция 1848-1849 гг. в Европе испугала правящие круги Российской империи. Начались гонения на печать и школу. Для усиления действующей цензуры были образованы специальные комитеты (под руководством А.С.Меншикова - для наблюдения за журналами и Д.П.Бутурлина - для надзора за “духом и направлением всех произведений… книгопечатания”). На литераторов, чьи произведения вызывали недовольство властей, обрушивались кары. Один из лидеров славянофильства Ю.Ф.Самарин был заключен в Петропавловскую крепость за сочинение, направленное против прибалтийских немцев, которое прочитало всего 13 близких знакомых автора. За свои произведения поплатились ссылками М.Е.Салтыков-Щедрин и И.С.Тургенев. В высших учебных заведениях свертывалось преподавание философии, ограничивался прием в университеты, которые Николай I вообще был не прочь закрыть. Резко усилился надзор над профессорами и студентами. Борьба с “революционной заразой” активизировалась. Сильное впечатление на общество произвел разгром кружка петрашевцев.

Итоги тридцатилетнего царствования Николая I подвела Крымская война 1853-1856 гг., показавшая, что при сохранении существующих порядков Россия не может состязаться на равных с передовыми государствами Западной Европы. Прогрессировавшая экономическая отсталость обусловливала несоответствие уровня военной мощи страны требованиям времени. Николаевская система обанкротилась. Достигшее своего апогея самодержавие оказалось не в состоянии обеспечить эффективное, отвечающее условиям эпохи функционирование государственной машины. Обладавший неограниченной властью монарх не мог справиться с коррупцией и некомпетентностью чиновничества. От общества бюрократический аппарат не зависел, а контроль сверху, несмотря на все усилия Николая I, не приносил никакого эффекта. “Взгляните на годовые отчеты, - писал в 1855 г. курляндский губернатор П.А.Валуев, - везде сделано все возможное, везде приобретены успехи… Взгляните на дело, всмотритесь в него, отделите сущность от бумажной оболочки… и редко, где окажется прочная плодотворная польза. Сверху блеск, внизу гниль”. В 1855 г. в обстановке военных неудач Николай I умер. Очевидная несостоятельность проводившегося им курса выдвинула на повестку дня вопрос о проведении реформ, способных обновить страну, преодолеть отставание России от ведущих держав.

Билет №37. Несбывшиеся надежды на принятие конституции, крепостные реформы и восстание декабристов.

Крестьянский вопрос во второй четверти XIX в. и политики правительства.

Важность крестьянского вопроса осознавалось правительством Николая I. Создавались комитеты для решения этого вопроса. Было запрещено отдавать на заводы и ограниченно право помещиков ссылать крестьян в Сибирь.

В 1841 г. был издан закон, запрещавший продавать крестьян по одиночке и без земли.

В 1842 г. был издан указ «Об обязанных крестьянах». Он позволял помещикам отпускать крестьян на волю, предоставляя им землю в пользование, За что крестьянин отрабатывал повинность. В 1843г . безземельные дворяне лишились права приобретать крестьян.

В 1844 г. в западных губерниях началось введение инвентарей: правительство регламентировало размеры крестьянских наделов и повинностей, стремясь ограничить влияние местного дворянства.

В 1837-1841 гг. под руководством графа Киселева (министра внутренних дел) была проведена реформа государственной деревни. Государственным крестьянам было дано самоуправление, был упорядочен аппарат управления гос. Деревни, во глава  министерство государственного имуществ. Пересматривалось наделе-ние крестьян землей, обложение их податями, создавало склады на случай неурожая, начальная школа и больницы в деревни.

Восстание декабритов

Толчком к формированию взглядов декабристов стала Отечественная война 1812 г. В движении декабристов принимали участие представители дворянского сословия. В 1820 г создаются 2 тайных общества Северное в Петербурге во главе с Н. Муравьевым и Южного на Украине, возглавляемого П.И. Пестелем . взгляды декабристов были изложены в двух программных документах - «Русской Правде» П.И. Пестеля и Конституции Н. Муравьева. Общими чертами, объединяющими программы, были отмена крепостного права, наделение крестьян землей, введение гражданских прав и свобод, ликвидация неограниченного самодержавия, создание новой системы государственного управления на основе разделения властей и решения национального вопроса. Но подходы к решению обозначенных проблем у авторов были разные.

Утром 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь вышло несколько воинских частей, в том числе Московский полк и Гвардейский флотский экипаж, ведомые офицерами-заговорщиками. Восставшие собирались помешать присяге Сената Николаю, но сенаторы оказались уже приведены к ней рано утром и разошлись по домам. Кроме того, на площадь не явился диктатор - Трубецкой. Пока его ждали и выбирали нового, время было упущено, Николай смог подтянуть верные части и несколькими артиллерийскими залпами разогнал мятежников.

В результате следствия по делу декабристов пятеро были повешены, большая часть сослана в Сибирь на каторгу, часть - на Кавказ в действующую армию рядовыми. Нижние чины - участники восстания - также понесли наказания различной тяжести.

БИЛЕТ №38.Консервативная внутренняя политика Николая 1 и её итоги.

Укрепление самодержавия

Внутренняя политика. Царствование Николая I началось с восстания декабристов (14 декабря 1825), которое, однако, потерпело поражение. На декабристов обрушились жестокие репрессии, пятеро лидеров было казнено, сотни сосланы в Сибирь и на Кавказ. После восстания император усилил репрессивные органы, во главе которых встало III Отделение императорской канцелярии с приданным ему корпусом жандармов. Была резко ужесточена цензура.

Общая реакционность политики Николая I не исключала проведения преобразований в отдельных сферах. В сфере управления важнейшей реформой стала кодификация законодательства, проведенная группой юристов под руководством М.М. Сперанского. В 1832 появился 15-томный Свод законов Российской империи , в который вошли все действующие законы.

Оппозиция была представлена либеральными и революционными кружками, подвергавшимися репрессиям властей. Наиболее значительным был кружок петрашевцев (по имени лидера М.В. Буташевича-Петрашевского), в 1849 жестоко разгромленный властями. Деятельность оппозиции была гораздо более существенной не в сфере практической политики, а в сфере идеологии Собственная Его Императорского Величества канцелярия.

I отделение - личная канцелярия императора

II отделение - кодификация законов

III отделение - политическая полиция

IV отделение - благотворительные заведения

Николай 1 увеличил аппарат чиновников.

1826 г. – создание III отделения СЕИВК

Глава: Александр Христофорович Бенкендорф.

Помощник: Л.В.Дубельт

Наводняют страну шпионами, тайными агентами.

1827 г. – III отделению передают корпус жандармов; страна поделена на несколько жандармских округов 

в России создана эффективная полицейская система

Притормозила развитие революционного движения и связь с либеральной Европой; замедлило развитие прогрессивных идей.

Кодификация законов

Николай I: упорядочивание законов = упорядочивание жизни в стране

1826 г. - II отделение CЕИВК

Годы царствования Николая 1 (1825-1855 гг.) расцениваются историками как «апогей самодержавия». Одной из главных задач Николая 1 было укрепление аппарата управления и усиления режима личной власти. При нем создавалась продуманная система всесторонней государственной опеки над общественно-политической, экономической и культурной жизнью страны.

Принцип режима личной власти воплотился в разросшейся «собственной его императорского величества канцелярии».

Она была учреждена еще Александром 1 для рассмотрения прошений на его имя. Николай 1 существенно расширил ее функции, придав ей значение высшего органа государственного правления. Прежняя канцелярия стала 1 отделением, в обязанность которого входило подготавливать бумаги для императора и следить за исполнением его повелений. Вслед за 1 отделением было создано 2 отделение, занимавшееся кодификацией законов, а затем 3 отделение - высшая полиция.

Особое значение имела деятельность 3-го отделения. Прерогативы этого отделения были огромны - оно собирало информацию о настроениях различных слоев общества, осуществляло тайный надзор за неблагонадежными лицами и печатью и пр. - это был орган личного осведомления царя обо всех происшествиях в Российской империи. Николай 1 стремился сосредоточить в своих руках решение, как общегосударственных вопросов, так и многих частных вопросов. Был проведен ряд реакционных мер в области просвещения и печати, ибо здесь таилась главная опасность вольнодумства.

В основу системы народного просвещения был положен принцип строгой сословности.

В 1828 г. был издан школьный устав, согласно которому начальное и среднее образование подразделялось на три категории:

  • 1). для детей низших сословий (крестьянство) предназначались одно классные приходские училища;
  • 2). для средних сословий (мещан и купцов) - трехклассные уездные училища;
  • 3). для детей дворян и чиновников - семиклассные гимназии.

Университетский указ 1835 г. практически ликвидировал автономию университетов и устанавливал строгий надзор за студентами. В 1826 г. был издан новый цензурный устав, который не допускал в печать ни одно произведение, в котором прямо или косвенно порицалась монархия или высказывались мысли о необходимости преобразований.

Однако наряду с мерами реакционного характера, самодержавие проводило и некоторые преобразования, чтобы приспособить абсолютистский строй к новым социально-экономическим изменениям в стране.

Был создан Секретный комитет для разработки программы преобразований - проект реформы высшего и местного самоуправления, закон о правах сословий, решение в перспективе «крестьянского вопроса».

В 1826-32 гг. была проведена кодификация законов. Она упорядочила российское законодательство, но не внесла изменений ни в политическую, ни в социальную структуру России, ни в саму систему ее управления.

Основным вопросом в правительственной политике второй четверти 19 в. был крестьянский вопрос. В царствование Николая 1 было издано более 100 указов о крестьянах, направленных на смягчение крепостного права, но ввиду их фактической необязательности для помещиков они находили весьма ограниченное применение. Новые социально-экономические процессы развивались в сфере промышленности и торговли.

В сфере мелкой крестьянской промышленности накапливались капиталы, готовились кадры обученных рабочих, выделялись представители торгово-промышленной буржуазии. За счет распространения мануфактур, основанных на наемном труде, развивалась крупная промышленность.

Переход от мануфактурного производства к фабрике - крупному производству, основанному на машинной технике - промышленный переворот, который имеет две стороны: техническую - систематическое применение машин и социальную - формирование промышленной буржуазии и промышленного пролетариата.

Важным показателем развития рыночного хозяйства и промышленного переворота являлось формирование новых социальных групп - наемных рабочих и предпринимателей. В связи с ростом промышленности и углублением хозяйственной специализации регионов страны развивался внутренний рынок.

Основными товарами были продукция с/х и изделия крестьянских промыслов. Расширялись внешнеторговые связи.

Страны Европы покупали в России хлеб и сырье, в азиатские страны Россия поставляла промышленную продукцию - ткань и металлические изделия. Причиной кризиса в последние десятилетия перед реформой 1861 г. являлся регресс системы хозяйства, основывавшейся на крепостном труде.

Но в целом, в экономике и в социальном отношении были прогрессивные сдвиги, которые происходили на базе мелкотоварного и капиталистического хозяйства. Хотя новые социально-экономические процессы и подрывали феодально-крепостническую систему, но она продолжала оставаться господствующей вплоть до 1861 г.

Здесь немалую роль сыграло самодержавие. Политика его была противоречивой: с одной стороны, оно способствовало экономическому развитию страны - вплоть до поддержки капиталистического предпринимательства, с другой - стремилось законсервировать социальную структуру общества, стояло на страже феодально-крепостнических порядков.

Разгром движения декабристов укрепил на русском престоле нового самодержца. «Революция на пороге России. Но, клянусь, она не проникнет в Россию, пока во мне сохранится дыхание жизни», -- так определил программу своего правления император Николай 1 (1796--1855).

Его тридцатилетнее царствование -- это время жесткого подавления свободомыслия, демократии и освободительного движения как внутри страны, так и в Европе.

Вместе с тем это время -- золотой век русской литературы, расцвета молодой российской науки, театра, искусства и подъема общественной мысли.

Николай I стремился сохранить существующий порядок, не вводить нового в стране, а только поддерживать веками сложившийся государственный и общественный строй, который не способствовал росту международного влияния России и решению внутренних проблем.

Следствие по делу декабристов подвело Николая I к выводу о необходимости централизации деятельности политической полиции под своим личным контролем.

В 1826 г. было создано III отделение Собственной его императорского Величества канцелярии. В распоряжении III отделения, возглавляемого генералом А.Х. Бенкендорфом (1781/83--1844), находился корпус жандармов.

Оно наделялось огромной властью и поднималось над всеми государственными учреждениями страны как карающая сила.

Чтобы не допустить проникновения революционных идей, был утвержден новый цензурный устав, согласно которому запрещалось всякое издание, подрывающее почтение к правительству, подвергавшее сомнению монархическую форму правления, выдвигавшее мысль о необходимости преобразований в государстве.

Школьный устав, изданный в 1828 г., ликвидировал преемственность между начальной, средней и высшей школами с тем, чтобы не допустить поступления детей низших сословий в средние и высшие учебные заведения. В 1835 г. был принят новый университетский устав, значительно урезавший автономию университетов.

Результатом проведенной под руководством М.М. Сперанского работы был сборник «Полное собрание законов Российской империи», в который вошли все указы, начиная с Соборного уложения 1649 г. и кончая последним указом Александра I, и пятнадцати томный сборник «Свод законов», в который были включены действующие законы. «Свод законов» содержал важнейший принцип царствования Николая I -- ничего не вводить нового и только чинить и приводить в порядок старое.

Законодательная основа российского общества осталась прежней, усложнился лишь механизм центрального управления. При нем окончательно утвердилась система российской бюрократии и военщины -- опора самодержавия.

Если в начале XIX в. армия чиновников составляла 16 тыс. человек, то в середине XIX в. -- 100 тыс.

Деятельность аппарата не контролировалась со стороны общества, безнаказанность и круговая порука в сфере чиновничества свидетельствовали о кризисе государственного аппарата. Несмотря на позитивные явления в экономическом развитии страны (объем промышленного производства удвоился, число предприятий возросло до 14 тыс., на мануфактурах преобладающим стал вольнонаемный труд, в 30 х гг. начался промышленный переворот), общее состояние народного хозяйства свидетельствовало о тормозящем воздействии феодально-крепостнических отношений и предвещало обострение кризиса крепостного строя. Усилилось недовольство крестьянства.

Крестьянские волнения становятся более массовыми.

Правительство понимало необходимость решения главного вопроса российского общества -- крестьянского. Шеф жандармов убеждал императора, что крепостное состояние крестьян «есть пороховой погреб под государством».Работало 11 секретных комиссий по составлению закона освобождения крестьянства.

Результатом деятельности комитетов было создание системы управления государственными крестьянами, подчиненной новому министерству, министерству государственных имуществ, во главе которого стал П.Д. Киселев (1788-- 1872).

В 1837--1841 гг. он осуществил административную реформу, по которой государственные крестьяне становились юридически свободными земледельцами с общинным управлением.

Эта реформа позволила к 1858 г. 270 тыс. крестьянам купить более 1 млн. десятин земли, перестать быть бременем для государственного бюджета и несколько поднять их благосостояние. В Англии за этот же период промышленное производство возросло в 30 раз.