Конвенции прав человека и глобализация. Права человека в контексте глобализации е


Права и свободы человека - одна из вечных проблем развития человечества, прошедшая через тысячи лет, но неизменно находящаяся в центре внимания правовой и общественной жизни.

«Всемирная история, - писал Гегель, - это прогресс в сознании свободы, прогресс, как в смысле познания объективной истины, так и внешней объективизации достигнутых ступеней познания свободы в государственно-правовых формах».

Другими словами каждое последующее поколение человечества постигает всё новый и новый уровень понимания прав человека. И если, относительно ещё недавно говорили о так называемой «негативной свободе», обязывающей государство воздержаться от вмешательства в сферу личной свободы граждан, то сейчас уже говорят о коллективных правах (право на мир, на здоровую окружающую среду, право на общечеловеческое наследие).

Вообще развитие - это неотъемлемый атрибут любых динамических систем. Человек, общество, государство - это всё сложные динамические системы, в которых происходят постоянная детерминация тех или иных явлений. Соответственно помимо развития понимания прав человека в мире происходят и иные крупные процессы и изменения, оказывающие друг на друга непосредственное влияние.

Одним из таких процессов является «глобализация», который воспринимается всеми по-разному. Так, одни пророчат процветание, другие наоборот видят в нем закат человеческой истории. Однако те и другие отмечают, что глобализация - это сложный макромасштабный процесс, охватывающий все сферы жизни общества.

Рассмотрим некоторые аспекты влияния глобализации на права и свободы человека.

Одной из особенностей глобализации является постепенное «стирание» существующих государственных границ. Открытость государств приведет к появлению качественно нового мирового пространства, характеризуемого всеобщей восприимчивостью к любым проявлениям (положительным или отрицательным) жизнедеятельности человека.

Хорошо это или плохо однозначно ответить трудно, но основной причиной глобализации, является развитие человеческого разума, способствующее появлению научных достижений, перевернувших раннее существовавшие средства коммуникации и формы восприятия мира. Называемые же в качестве причин восстановление западным миром ведущей геополитической роли, глобальные проблемы человечества и другие, всё это, является лишь условиями, которые активизировали, в той или иной мере, процессы глобализации. Удержать развитие человеческого разума невозможно, кроме как уничтожить человечество, а значит, прекратить процесс глобализации может только гибель человечества. Пока существует человечество, существует идея глобализации. Таким образом, глобализация - это процесс естественный и неотвратимый, но в зависимости от доминирования тех или иных условий, развиваться он может в двух альтернативных направлениях: по пути постоянных конфликтов к крушению человеческой цивилизации, или путем справедливости и согласия к миру и развитию в новой эпохе.

По мнению Тойнби, это самый главный и трудный вопрос сегодняшнего дня. «Человечеству, - пишет он, - требуется незамедлительно выработать некие механизмы достижения справедливости, причем не только ради нас самих, но и ради нашей уверенности в самосохранении».

«Трудный путь достижения справедливости - каждому быть справедливым. Это тяжело, но этот путь, несомненно, открыт, и это путь, по которому идут святые». И первым шагом к святости, как отмечает Тойнби, является обретение некоторого чувства ответственности и действовать согласно ему путем сдерживания своих собственных эгоцентричных порывов. Вторым шагом будет осознание человеком новой роли хранителя своего брата.

Именно от осознания каждым человеком «новой роли хранителя своего брата», от понимания им высочайшей ценности прав и свобод любого человека, зависит будущее всего человечества.

По результатам проведенного мной осенью 2002 года в г. Ижевске анкетирования мужчин и женщин, в возрасте от 18 до 70 лет, стало видно, что из 131 человека, при вопросе, что является высшей ценностью государства, ответили:

  • 2,3% - государственный золотой запас;
  • 9,92% - нефтяные запасы;
  • 9,92% - национальные (религиозные) традиции;
  • 76,33% - права и свободы человека;
  • 1,53% - затруднились ответить.

Таким образом, мы видим, что более ѕ опрошенных в г. Ижевске мужчин и женщин считают права и свободы высшей ценностью государства.

К сожалению, такого понимания придерживаются не все. По мнению Керстена Книппа, люди в настоящий момент так ни о чём, менее едины, как о своих правах. Права человека не появляются в идеальном пространстве по ту сторону всех местных традиций, географии и исторического опыта.

Профессор Геттингенского университета (ФРГ) Али Якхеши задает вопрос, могут ли свобода слова, создание партий и политического участия считаться основными принципами в стране, где доминируют безработица, нищета и антисанитария? Он выступает против навязывания исламским странам западных стандартов. Должна быть найдена новая концепция прав человека, учитывающая различия в культуре государств.

Действительно, к началу XXI века социальная раздробленность населения планеты не уменьшилась, а наоборот увеличилась. Так, в настоящее время самая богатая (одна пятая) часть населения планеты имеет 86% мирового внутреннего продукта, при этом на долю самой бедной части (20% населения планеты) приходится всего 1%. Более половины населения Земли - свыше 3 млрд. человек страдают от недоедания. Пять миллионов детей умирают ежегодно от недоедания, а многие миллионы не способны учиться и овладевать профессиями из-за постоянного голода. Это не может благоприятно сказываться на понимании друг друга.

По данным Госкомстата Удмуртской Республики, в 2002 году в республике за чертой бедности проживало 510 000 человек (31,6%), в 2001 году за чертой бедности проживало 607 000 человек (37,4%).

По мнению Мартина и Шумана, по мере расширения в обществе экономической пропасти между бедными и богатыми первые все чаще видят политическое спасение в отделении и обособлении.

Культура, традиции, религия же каждой нации, является величайшей ценностью в мировой культурной обители, и изначально несут в себе положительное интегрирующее зерно.

И.А. Ильин сравнивал национальные культуры с «глубочайшими колодцами духа» и «священными огнями жизни», ибо «в них заложены и живут целые века всенародного труда, страдания, борьбы, созерцания молитвы и мысли».

Далай Лама на Венской конференции по правам человека сказал: «В той мере, в какой дело касается прав человека, не имеет значения, является ли он человеком Востока или Запада, Юга или Севера, белым или черным, или желтым - все человеческие существа обладают одинаковыми правами с рождения до смерти. Мы все одинаковы».

Отсутствие же элементарных условий поддержания жизнедеятельности и развития человека, благоприятствуют проникновению в социум и завладению умами людей низких экстремистских идеологий.

Исходя из вышесказанного, увеличение социального разрыва между бедными и богатыми, игнорирование социальной поддержки наиболее незащищенных слоев населения планеты очень опасно, и способно привести к социальному бунту, к взрыву национализма, экстремизма, а это в глобальном мире может привести к краху человеческой цивилизации.

В этом отношении убыток суверенитета вследствие глобализации состоит в том, что ошибка наказывается сильнее.

Уровень прав и свобод человека, также непосредственно связан с уровнем развития гражданского общества.

Гражданское общество - правовое демократическое общество свободных индивидов, ориентированное на конкретного человека, создающее возможность всесторонней реализации его прав и свобод, путем выработки механизмов ограничения и контроля за деятельностью государства.

Под влиянием процессов глобализации происходит и изменение гражданского общества, оно переходит от рамок национального в рамки глобального. Суверенное же государство, обладающие верховенством власти и монополией принуждения на всей территории страны, в эпоху глобализации, теряет былую свободу в принятии решения. Большое влияние в мире начинают приобретать различные международные организации. Так, транснациональные корпорации, используя открытость границ и свои материальные возможности, выделяемые на разработку новейших образцов продукции, фактически вытесняют с рынков продукцию более мелких национальных компаний, что приводит к банкротству последних и как следствие, к увеличению числа безработных.

Для привлечения инвестиций транснациональных корпораций, государство вынуждено лавировать между интересами общества и интересами данных корпораций, создавая более благоприятные инвестиционные условия: низкие налоги, размер социального страхования, требования по охране окружающей среды. Фактически происходит ограничение не только государственной власти, но нарушение интересов людей, проживающих на территории данного государства.

По мнению, Дж. Сороса, рынки далеки от совершенства. Они способны удовлетворить лишь частные потребности, удовлетворение же общественных выходит за рамки их возможностей.

В таких условиях, главной задачей глобального гражданского общества, для обеспечения соблюдения прав и свобод человека, является выработка механизмов ограничения и контроля за деятельностью не только государства, но и различных транснациональных организаций.

Как отметил Ю. Хабермас: «В переходе от национально-государственного к космополитическому порядку, точно не знают, что опаснее: погибающий мир суверенных субъектов международного права, которые давно потеряли их невиновность, или неясное положение смеси супернациональных учреждений …».

Для решения данной задачи и создания надежного фундамента будущей мировой политической организации человечества, обеспечивающий защиту и реализацию прав и свобод человека, необходимо сотрудничество между государствами, наделенными властью своего народа и различными общественными объединениями.

В настоящий момент, к сожалению, уровень экономической глобализации, руководимый желанием получения максимальных прибылей, превосходит уровень глобализации в области защиты прав и свобод человека. Противодействовать этому также необходимо путем межнационального сотрудничества общественных объединений. Своеобразная правозащитная сеть, имеющая свои центры в каждом регионе мира, включающая в себя миллионы людей, решающих конкретные проблемы на местах, укрепит гражданское общество и создаст большое влияния для обеспечения прав и свобод человека в глобальном мире.

Как отметили Мартин и Шуман: «Мыслить глобально, а действовать локально - это, конечно, хорошо, но ещё лучше действовать сообща поверх границ».


Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина г. Саратов, Россия
Summary. The author pays attention that today the world is captured by globalization process. It means distribution of market economy to its modern forms, universal occurrence of new information technology, and also interaction on all front different, is frequent cultures very far from each other. Thereupon there is some question concerning human rights.
Key words: globalization, process of globalization, human rights.
С началом нового столетия мировое сообщество вышло на новый качественный уровень интернационализации и взаимозависимости мировой экономики. Эти тенденции развития мирового сообщества принято обозначать как процесс глобализации. При этом сам термин «глобализация» настолько обширен, что учёные по- разному понимают этот феномен.
По определению Международного валютного фонда, глобализация - это «в возрастающей степени интенсивная интеграция как рынков товаров и услуг, так и капиталов» .
В западной литературе её рассматривают в нескольких измерениях: как мировую систему национальных государств, мировую капиталистическую экономику, мировой военный порядок и международное разделение труда .
В отечественной литературе глобализация рассматривается в нескольких взаимосвязанных аспектах, основными из которых являются: ментальная, или культурно-идеологическая; территориальная глобализация, связанная с укрупнением государственных и надгосударственных образований; экономическая, представляющая глобализацию рынков и экономических форм; информационнокоммуникационная; этническая, связанная с ростом общей численности населения планеты и взаимной ассимиляцией различных этнических групп и т. д. .
В целом же глобализация - это всемирный процесс, взаимосвязывающий национальные социально-экономические образования в единую мировую систему . Вместе с тем глобализация современного мира проявляется и в иных областях, в том числе и в правовой системе.
Глобализация - двухсторонний процесс. Она способна дать изобилие, повысить продуктивность, эффективность производства. С другой стороны, она углубляет неравенство, затрудняет приспособление к новым условиям, уменьшает разнообразие, подрывает гражданское общество. Глобализация оказывает далеко идущее влияние на перспективы развития демократизации и социального обеспечения, снижая роль государства и повышая роль различных организаций в регулировании глобальных процессов. Глобализация, с одной стороны, упрочивает существующую систему доминирования, а с другой - обнаруживает тенденцию к конфликтам.
С правовой точки зрения процесс глобализации выразился в переводе прав человека с уровня национального на уровень международного права, следствием чего явилось как принятие ряда посвящённых гендерной проблематике международных конвенций и деклараций, так и признание индивидуума, независимо от пола, субъектом международного права со всеми вытекающими отсюда правами, обязанностями и возможностями.
Под воздействием глобализации упрочиваются единство мирового сообщества, взаимозависимость образующих его народов. От благополучия каждого из них зависит благополучие сообщества в целом, а благополучие народов, в свою очередь, неотделимо от благополучия сообщества. Иными словами, единство судеб человечества становится реальностью. Таковы декларативные формулировки, определяющие общую идею глобализации.
Права и свободы человека - одна из вечных проблем развития человечества, прошедшая через тысячи лет, но неизменно находящаяся в центре внимания правовой и общественной жизни.
Следует согласиться с Гегелем: «Всемирная история - это прогресс в сознании свободы, прогресс как в смысле познания объективной истины, так и внешней объективизации достигнутых ступеней познания свободы в государственно-правовых формах» .
В результате научных достижений человечество избавляется от смертельных заболеваний, появляются приборы, помогающие инвалидам преодолеть ограниченность их возможностей и интересов .
Высокий темп обновления знаний, характерный для информационного общества, влечёт быструю сменяемость социальных структур и социальных институтов, воплощающих это знание, типов и способов коммуникации.
В связи с развитием современных био- и нанотехнологий выдвигается проект конструирования человеческой телесности. Речь идёт, во-первых, о выращивании «по заказу» детей с определёнными качествами. Одни дети будут более умными, другие более сильными и т. д. Естественно, что это могут позволить себе только те, у кого есть необходимые для этого большие деньги. Легко видеть, что в перспективе это приведёт к разделению людей на касты.
Понятно, что «не умные граждане» не смогут иметь те же гражданские и политические права, какими должны обладать люди умные и отвечающие за свои действия. Идея гражданского общества, всеобщего участия в политической жизни и равенства всех перед законом становится бессмысленной.
Возникло движение т. н. «транс-гуманизма» и «иммортализ- ма». Сторонники этих движений, в число которых входят специалисты в области биологии, генетики, социологии, нано-технологий и философии, исходят из того, что с помощью современной науки, в частности, генной инженерии, нано-технологий, компьютерных и информационных технологий, воздействуя на генную и нервную систему человека и заменяя ряд органов на искусственные, можно сначала колоссально удлинить человеческую жизнь, а затем вообще сделать человека бессмертным существом. В этом случае проблема смерти, столь важная для всей исторически существовавшей культуры, потеряет всякий смысл.
В настоящее время всё больше развивается возможность вмешательства в биологическую природу человека. Доказательством служит Министерство обороны США, которое финансирует исследования по созданию «идеального солдата» с расширенными возможностями получения сенсорной информации, увеличенной быстротой её переработки, возросшими физическими возможностями, меньшими потребностями в сне и отдыхе. Но это только начало подобных экспериментов по выходу за пределы человека, что и является целью «трансгуманистического движения». Если ставить вопрос о смысле жизни человека как не индивида, а как человечества, то «трансгуманисты» видят его в создании условий для замены человека «пост-человеком». Считается, что в перспективе это приведёт к бессмертию.
Вмешательство в сложнейшие генные и нервные структуры человека исключительно опасно. Его результаты могут быть весьма похожими на ту экологическую катастрофу, которая возникла вследствие технологического преобразования природы. Вместо более физически и психически здорового существа можно породить монстра. Но даже если удастся разобраться во всех сложных генных и нервных структурах и точно предвидеть результаты воздействия на них, то нет никакой уверенности в том, что возникший «сверхчеловек» не разрушит полностью ту культуру с её представлениями о человеческих возможностях, о допустимом и недопустимом, о правах и обязанностях, которая и делает человека человеком. Если раньше люди мечтали о более гуманном обществе, то общество «пост-людей» будет анти-гуманным.
Известно, что глобализация в современном мире идёт рука об руку с регионализацией, то есть экономической, правовой, культурной и т. п. интеграцией больших регионов планеты. С этой точки зрения европейскую интеграцию, включающую не только процессы, протекающие на территории Европейского Союза, но и шире, можно рассматривать как часть общих процессов глобализации.
Надо сказать, что взятая в таких широких границах Европа - наиболее благоприятное место для реализации прав человека. Богатый исторический опыт позволяют поддерживать правовой режим, максимально отвечающий требованиям основных международных документов по правам человека.
Таким образом, борьба за «права человека» ведёт к тому, что всё большее количество людей постепенно вырабатывают общее понимание основных принципов жизнеустройства. Это формирует идейный фундамент глобализации, основными компонентами которого являются либерализм, рынок и технический прогресс. Глобализация влечёт за собой трансформацию всей системы социальных связей индивида. Она раскрепощает личность, освобождает её от привязки к определённой среде, открывает беспрецедентные возможности выбора жизненных стратегий. А в целом глобализация рассматривается как новый эволюционный этап в развитии человечества, вызванный развитием техносферы.
Библиографический список
  1. Уткин А. И. Глобализация: процесс и осмысление. - М. 2001. - С. 9; Глобализация экономики, региональная интеграция, влияние этих процессов на положение трудящихся государств - участников СНГ. - М. 2002. - С. 25., Гжегож В. Коладко. Интервью. Трансформация. - 2009 г. - № 3.
  2. Gieddens A. The consequences of Modernity. - Cambridge, 1990.
  3. Сперанский В. И., Ященко А. А. Глобализация, профсоюзы и ТНК в реформируемой России. - М., 2002.
  4. Павленко Е. Глобализация, суверенитет и права человека // Право и жизнь. Независимый правовой журнал. - 2002. - № 48.
  5. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории: сборник / перевод. с англ. - М.: Рольф. - 2002.
  6. Глобализация и развитие законодательства: Очерки / отв. ред. Ю. А. Тихомиров, А. С. Пиголкин. - М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2004. - 446 с.
  7. Кочетков Э. Г. Основные характеристики глобализационного процесса и правовое измерение мира // Журнал российского права. - 2003. - № 3.

В условиях глобализации угроз и вызовов человечеству со всей очевидностью обнаружился кризис либерально-демократической концепции прав человека, основные идеи которой сформировались во второй половине XVIII столетия и достигли своего апогея к середине XX столетия. В современную эпоху в развитие и даже в какой-то мере на смену либерально-демократической концепции, со всей очевидностью приходят новые концепции, особенностями которых являются: во-первых, поиск компромисса между правами, свободами человека и другими высшими ценностями (безопасность, мир, устойчивое развитие, общая обязанность, коллективная солидарность и др.); во-вторых, они носят ярко выраженный правозащитный характер и нацелены на противодействие вызовам и угрозам человечеству; в-третьих, для них характерны расширение круга субъектов права (наряду с индивидами - коллективные субъекты) и выдвижение нетрадиционных правопользователей (человечество, будущие поколения); в-четвертых, обусловливают необходимость выдвижения принципиально новых критериев определения и оценки благ и ценностей человека.

Одной из наиболее распространенных концепций, получивших признание в международном и национальном праве, является концепция трех поколений прав человека (поколенческая, генерационная), выдвинутая в 1970-х годах директором Комиссии ЮНЕСКО по правам человека и мира Карелом Васаком (Karel Vasak). Чешский ученый выделял три поколения прав человека, которые, по его мнению, соотносятся с тремя идеалами Французской революции: свободой, равенством и братством.

Считается, что первое поколение прав человека обозначено в Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., второе - в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., а третье обозначено в различных международных договорах универсального и регионального характера. К третьему поколению были отнесены такие права, как право на развитие, право на здоровую (благоприятную) окружающую среду, право на мир, право народов на самоопределение и ряд других, которые еще только начинают получать международно-правовое признание. К. Васак назвал их правами солидарности. Поэтому наряду с общей генерационной концепцией стала развиваться более частная солидарная концепция прав человека.

Основы солидарной концепции, развивающей идеи третьего поколения прав человека, были провозглашены ЮНЕСКО под влиянием необходимости более широкого распространения концепции международных прав человека во всем мире. К. Васак акцентировал внимание на том, что в международных институтах третье поколение прав ассоциируется с понятием о правах как о "единой общемировой ценности", которая является критерием, объединяющим людей, принадлежащих к различным цивилизациям, религиям и культурным сообществам.

Данная особенность впоследствии была более глубоко раскрыта учеными, изучающими как систему, так и отдельные права человека третьего поколения. В их исследованиях подчеркивается, что проблемы, с которыми сталкивается современное общество, не могут быть разрешены усилиями одного государства. Поддержание мира, защита окружающей среды и обеспечение непрерывного развития экономики всех стран требуют совместных действий на национальном и особенно на международном уровне. Действий одного государства оказывается уже недостаточно для выполнения обязательств, налагаемых на него правами первого и второго поколений. Таким образом, права третьего поколения призваны обеспечить скоординированный во всемирном масштабе ответ на угрозы правам человека, вызванные глобальной взаимозависимостью стран и народов.

За длительный период становления взглядов, развивающих идеи К. Васака, были предложены разные подходы к толкованию генерационной и солидарной концепций прав человека. При этом перечень прав человека третьего поколения был в дальнейшем расширен учеными.

Среди отечественных ученых, к примеру, С.В. Золотухин помимо перечисленных прав правами третьего поколения называет право на общее наследие человечества и право на коммуникацию. К третьему поколению относят также права, конкретизирующие вышеназванные права. Отдельно выделяются право на разоружение, право на защиту природной среды от различных конфликтов, право на защиту от международного терроризма, организованной преступности и коррупции, право на пользование общим культурным наследием и техническими достижениями человечества, равное право доступа к информационным достижениям цивилизации и другие.

Сегодня некоторые ученые считают, что пришло время говорить о правах человека четвертого и последующих поколений, соединяющих в себе как разработку новых приоритетных тем в этой области, так и их реализацию с помощью международного контроля, мониторинга за соблюдением прав и свобод. Считая, что четвертое поколение прав начало формироваться в 1990-х гг., они предлагают отнести к этому поколению право на защиту человека от угроз, связанных с экспериментами в сфере генетики человека и открытиями в области биологии; информационные права и технологии и права человечества (право на мир, на ядерную безопасность, космос, экологические и др.).

Анализ выдвигаемых прав человека третьего и четвертого поколений дает основание говорить об их особом предназначении. Как реакция на угрозы и вызовы человечеству сущность этих прав фактически основана на концепции выживания человека, человечества и цивилизации в целом. Эта концепция, связанная с цивилизационным подходом понимания типов государства и общества, раскрытым, в частности, английским историком и социологом А.Д. Тойнби, обозначила причинно-следственную закономерность появления нового типа прав человека. Иначе говоря, сегодня важно говорить не о поколениях, подчеркивая их временной период появления и развития, а о смысле возникновения тех или иных прав. Данный смысл, как представляется, заключается в том, что через соблюдение и обеспечение прав третьего и последующих поколений человечество обеспечивает самозащиту и выживание как своих отдельных представителей, так и самого себя в целом. На инструментальном уровне данная концепция тесно связана с концепцией общей, солидарной ответственности, формирующей представление о современном механизме обеспечения и защиты прав человека.

Началом универсального внедрения данных концепций можно назвать принятие Декларации тысячелетия ООН 8 сентября 2000 г. Резолюцией 55/2 на пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В ней было отмечено, что важное значение для международных отношений в XXI в. будут иметь не только свобода и равенство, но и солидарность, терпимость, уважение к природе, общая обязанность. В отношении последней ценности - общей обязанности - было разъяснено, что обязанность по управлению глобальным экономическим и социальным развитием, а также устранению угроз международному миру и безопасности должна разделяться между народами мира и осуществляться на многосторонней основе.

Одной из названных особенностей новых концепций прав человека является выделение в качестве особых субъектов права человечества в целом и будущих поколений. Признание данных субъектов носителями прав есть прямое следствие утверждения концепций выживания и общей, солидарной ответственности.

На международно-правовом уровне об интересах будущих поколений заявлено в таких документах, как преамбула Устава ООН; Декларация Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 г.; Декларация об установлении нового международного экономического порядка 1974 г.; доклад 1987 г. "Наше общее будущее"; Рамочная конвенция ООН по изменению климата 1992 г.; Декларация по окружающей среде и развитию 1992 г.; повестка дня на XXI век, Венская декларация и Программа действий 1993 г.; Орхусская конвенция (Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды) 1998 г.; Декларация и Программа действий в области культуры мира 1999 г.; Декларация тысячелетия ООН 2000 г.; Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию 2002 г.; Конвенция ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения 2005 г.; Декларация ООН о правах коренных народов 2007 г. и др.

Конституции многих стран содержат положения об ответственности перед будущими поколениями, например Основной Закон Германии (ст. 20-a), преамбулы Конституций Швейцарской Конфедерации, Российской Федерации, Украины, Таджикистана, Молдовы, Казахстана. В конституциях ряда государств говорится о благе и защите интересов будущих поколений в сфере развития и окружающей среды: Грузии (ч. 4 ст. 37), Армении (п. 10 ст. 48), Албании (ст. 59, 1 "e"), Польши (преамбула, ч. 1 ст. 74), Германии (ст. 20-a). Конституции Исламской Республики Иран и Японии конкретно говорят о правах будущих поколений. В статьях 11 и 97 Конституции Японии 1946 г. закрепляются положения о том, что основные права человека предоставляются не только нынешнему, но и будущим поколениям в качестве нерушимых, вечных прав. Как нынешнее, так и будущие поколения, согласно ст. 50 Конституции Ирана 1979 г., имеют право на существование и процветание в окружающей среде, сохранение которой рассматривается как обязанность государства.

Наряду с выявлением новых концепций прав человека современная наука ставит вопрос о будущем прав человека как таковых. В частности, А. Бэкси в своей книге "Будущее прав человека", анализируя последствия возникновения научно-технических конструкций власти, пишет, что в эпоху цифрового капитализма изменилось само понятие человеческого. Человек представляется киборгом, помещенным в сети информации, полностью принадлежащим корпорации. Различные проекты человеческого генома и современные оправдания технологий клонирования человека как спасающие человека от страданий являют собой знаменательный, если не окончательный, вызов, по мнению А. Бэкси, полувековой принадлежности к веку прав человека (носитель прав человека переделывается в киборга либо в информационное генетическое хранилище). В этом отношении права человека оказываются еще более чувствительными к режимам научно-технической власти, нежели к государственному насилию и другим формам насилия, утверждающим миропорядок, основанный на языке оружия и дене Таким образом, необходимо отметить, что утверждение и развитие новых концепций прав человека имеют принципиальное значение для человека и перспектив гуманитарного развития общества.

Вследствие глобализации практически все страны оказались вовлеченными в международные политические процессы, в мировые финансовые, технологические и информационные потоки. Наблюдается необычно интенсивный рост деловой активности, глобальное проявление личностных и групповых контактов, что находит выражение в глобальных объемах правовой активности и правоотношений.

Эти проявления глобализации указывают на необходимость поиска адекватных механизмов опосредования правовых контактов глобального уровня. Глобализация указывает на необходимость расширения проникающих возможностей (регулятивного потенциала) права в сферы, ранее не доступные для него. Это касается, прежде всего, транснациональных связей и контактов. Увеличение зон действия права, расширение пределов правового пространства объективно предопределены фактором глобализации. В своё время А.С. Пиголкин утверждал, что роль права в условиях глобализации существенно возрастает. Это, по мнению автора, закономерность глобального миропорядка. Ученым подчеркивалось, что будущее за всемерным развитием новых форм права: это законы – программы, акты – доктрины, рекомендации, прогнозы, различные законы, модельные законы. Отмечается тенденция к признанию повсеместно судебной практики в качестве источника права.

Основные направления воздействия глобализации на право являются следующие.

Глобализация и интернационализация права. Глобализация предполагает увеличение «прозрачности» границ между различными национальными экономическими и политическими системами, что, в свою очередь, связано с необходимостью выработки более или менее общих норм поведения политических, экономических субъектов, использования общих «правил игры» на мировом рынке. Вследствие этого национальные правовые системы интернализируются, происходит их сближение, унификация ряда отраслей и институтов права и законодательства. В целом интернационализация права происходит путем рецепции и правовой аккультурации, сближения (конвергенции) правовых систем, путем унификации и стандартизации права. В условиях глобализации получает новое осмысление правовая аккультурация (передача права принудительно или без принуждения одним обществом другому). Современное правовое развитие во всемирном масштабе характеризуется непрерывным влиянием одной правовой системы на другие, менее развитые.

Происходит заимствование, т.е. перенос элементов развитой правовой системы в правовую систему, уступающую в развитии. В современных условиях правовая аккультурация приобретает глобальное измерение; правовое развитие отдельно взятой страны подчиняется законам движения права в планетарном масштабе. Усиливается взаимосвязь, взаимовлияние правовых систем различных государств.

Влияние проявляется в нескольких направлениях: рецепция идей, понятий, юридических конструкций, институтов и др. Это, прежде всего, прямое и непосредственное заимствование нормативного материала: одна правовая система инкорпорирует в свой состав нормативные комплексы другой (отрасль права, законодательства, крупный законодательный акт, институт права). С этим направлением связано восприятие идей, принципов правового регулирования, а нередко форм (источников) права, формы законодательного акта, юридических конструкций.

Особой формой восприятия является заимствование юридической терминологии, правил и приемов законодательной техники, толкования, использования специфических для правовой системы той или иной страны технологий законодательной деятельности, законодательных процедур и т.п

Происходит взаимное влияние друг на друга различных типов правовых систем, что наиболее отчетливо проявляется в сближении континентальной системы права и системы общего права. Наблюдаются две взаимообусловливающие друг друга тенденции: интервенция закона и законодательной культуры в сферу общего права, с одной стороны, и возрастание роли судебной деятельности и прецедентной практики в системе континентального права, – с другой. А.Х. Саидов замечает, что современные сравнительно – правовые исследования подтверждают, что ни одна правовая система не может претендовать на универсальность. Наиболее распространенные правовые семьи (англо – саксонская и романо – германская) не являются всеобщими. Основная цель юридической глобалистики – формирование нового глобального юридического консенсуса. Чрезвычайно важно признавать сегодня исключительное равноправие различных правовых систем.

Интернационализация национального права переплетается с интернационализацией международного права, проявляющейся в признании его частью внутреннего права страны. Национальные правовые системы активно воспринимают принципы и нормы международного права.

А.С. Пиголкин полагал, что постепенно уходит в прошлое четкое разделение международного и внутригосударственного права. На этой основе формируется понятие «мировое право». Ученый считал, что человечество стоит на пороге создания новой модели права – мировой глобальной системы, включающей: 1) международное право, причем объем его регулирования значительно расширяется за счет новых сфер: это и финансовые вопросы в мире, и проблемы экологии и рационального использования природных богатств, и обеспечение и защита, в т. ч. судебная, прав и свобод личности, и борьба против международного терроризма и организованной преступности; 2) национальные системы права, в которых экономические и социально – гуманитарные компоненты неуклонно возрастают; 3) совершенно новые, постепенно нарождающиеся нормы, институты, отрасли, регулирующие отношения, не связанные напрямую с государственными границами международных, межрегиональных экономических анклавов, многих хозяйственных субъектов (корпораций, объединений, трансграничных финансовых, банковских и иных подразделений).

В.М Шумилов убежден в том, что в ходе глобализации идёт постепенное формирование «глобального» права. Причем этот процесс происходит и по горизонтали, и по вертикали. Горизонтальное взаимодействие правовых систем современных государств выражается в том, что все основные правовые семьи сближаются по некоторым своим параметрам. Вертикальное взаимодействие в правовой надстройке выражается во взаимном влиянии внутреннего права государств и международного права. Автором отмечается, что в формирующейся глобальной правовой системе появляются ещё два важных компонента – транснациональное право и наднациональное право.

Общий смысл концепции транснационального права состоит в том, что участники международных отношений, главным образом, многонациональные предприятия, транснациональные банки, сами вырабатывают нормы поведения, которые находятся за рамками и внутреннего, и международного права. Примером может служить унифицированные правила, разработанные Международной торговой палатой.

Явление наднациональности возникает в тех случаях, когда государства должны подчиняться нормам, созданным или вступившим в силу без их согласия. Так, многие международные организации на основании уставной правосубъектности наделяются правом обязывать своими конкретными действиями и решениями государства – члены, не заручаясь их согласием на это в каждом отдельном случае.

Все большее число международных норм инкорпорируется внутренним правом и там обретает свое полное значение.

Ю. А. Тихомиров замечает, что, с одной стороны, национальные предметы правового регулирования трансформируются в международном праве в виде принципов, нормативных понятий и стандартов и возвращаются в сферы внутреннего права в иной юридической оболочке. Автор утверждает, что традиционно международные явления зачастую порождают национально – правовую регуляцию в сфере безопасности и конфликтов, миграции, прав человека, демократических институтов. С другой стороны, происходит увеличение числа объектов совместного правового регулирования, когда требуется тонко и умело сочетать принципы и нормы, вводить новые юридические режимы в обеих правовых система.

Глобализация оказывает активное влияние на все стороны (части) правовой системы фактически любой страны, на её статические и динамические элементы. Наиболее наглядно это проявляется при анализе нормативной базы РФ, в которой, под влиянием глобализационных процессов сформировались целые отрасли и институты права и законодательства, такие, как космическое, атомное, информационное и экологическое законодательство, уголовно-правовые институты борьбы с хакерством, торговлей людьми, незаконной миграцией и др.

Процессы правовой аккультурации, принявшие глобальный характер, взаимовлияние правовых систем неизбежно ведут к сближению последних, к определенной их унификации. Так, на основе европейских стандартов в области прав человека унифицируется гуманитарное национальное право. Вступление страны в международные организации, к примеру, в такие, как МОТ и ВТО, обязывает страну-члена таких международных организаций имплементировать конвенциальные нормы в собственное законодательство, подчинить правовой режим регулирования труда и внешнеэкономической торговли правилам принятым уставами вышеозначенных организаций.

А.С. Пиголкин, говоря об унификации права отдельных государств, писал, что: 1) этому способствует значительное увеличение числа международно-правовых актов, которые зачастую являются образцами, моделями единообразных норм внутригосударственного законодательства; 2)степень такой унификации бывает несовпадающей для различных отраслей и институтов права.

Глобализация – «это система открытого культурного обмена, заимствования образцов поведения и адаптации культурных стереотипов», и в этом смысле она является существенным фактором стандартизации правовой жизни. Углубляющее взаимодействие международного и внутреннего права связано с интернационализацией внутреннего права, одним из путей осуществления которого является приведение в соответствие его норм с так называемыми международно-правовыми стандартами. Стандартизация права – юридическое отражение стандартизации всей общественной жизни, что является одной из самых ярких черт современной цивилизации. Правовая стандартизация проявляется в установлении в рамках международных организаций, а также в государственном масштабе (в федерации) единых минимальных норм и требований к правовому регулированию тех или иных общественныхотношений.

Глобализация и права человека. Стандартизация все более проникает в сферу прав человека. Государства – члены сообщества ориентируются на международно-правовые стандарты в области гуманитарного права. Приобретают интерес наднациональные механизмы защиты прав человека. Как отмечается в литературе, в современном мире права человека будут все больше подвергаться международно-правовому регулированию, что предопределено интернационализацией всей общественной жизни, необходимостью решения глобальных проблем, имеющих общечеловеческое значение. Это положительная сторона.

Негативная сторона состоит в том, что защита прав человека в условиях глобализации приобретает особую остроту, что, прежде всего, характерно для сферы частной жизни. Глобализация сопровождается накоплением информации о гражданах, их поведением, созданием электронных баз данных о телеметрических параметрах каждого человека, о структуре ДНК, отпечатках пальцев и т.д. В этой связи действие ряда основных прав и свобод будет испытывать серьезные затруднения.

Возникновение новых глобальных общностей права. С явлением глобализации связано возникновение наднациональных нормативных правовых массивов, которые находятся вне национальной юрисдикции и территориального суверенитета государства. Примером этого является возникновение глобального торгового и договорного права. Возникновение глобальных общностей права наблюдается в сфере защиты и охраны окружающей среды. К новым правовым общностям следует отнести гуманитарное право, которое давно уже стало наднациональным. Пожалуй, наиболее колоритным проявлением глобализации является возникновение информационного права. Правовой общностью экстерриториального действия является региональное право, в частности, право Европейского Союза (европейское право – нормативно-юридический комплекс, которому одновременно присущи как черты наднационального, так и внутригосударственного права).

Глобализация и эволюция правовых систем. Глобализация и универсализация культуры самым непосредственным образом влияет на некогда замкнутые правовые семьи: происходит стирание грани между различными типами правовых систем, основывающихся на общности типов культур и цивилизаций. Происходит то, что можно назвать стандартизацией или мутацией правовых систем и правового образа народов, населяющих разные страны и континенты. Это в особенности заметно на уровне европейского континента. Расширение числа государств Европейского Союза и Совета Европы унифицирует правовое развитие стран, входящих в эти сообщества.

Принципиальные изменения коснулись и некогда наиболее замкнутой правовой семьи – мусульманской. Под влиянием правовых систем различных стран мусульманская правовая семья эволюционирует. Это связано прежде всего с её вестернизацией, т.е. заимствованием мусульманским правом некоторых идей, принципов, норм, присущих континентальной или англо-саксонской правовым семьям. Получает развитие законотворческая деятельность, принимаются кодексы (гражданский и гражданско-процессуальный), совершенствуется деятельность судов (происходит ограничение им упразднение деятельности традиционных судов, обеспечивающих неукоснительное применение положений шариата). Наметилась общая тенденция гуманизации мусульманского права. В 1981 г. принята Декларация прав человека, содержащая каталог прав человека. Тем самым уходит в прошлое представление о мусульманском праве как исключительно совокупности обязанностей мусульман.

Глобализация и правовое мироощущение. Правовая жизнь современного человека всё более выходит за пределы национальных правовых и государственных систем, приобретая глобальное измерение. Под влиянием глобализации происходит разрушение сформировавшихся типов правосознания; отрицание самодостаточности национальных правовых систем ощущается всё очевиднее. Ослабление государственной власти и действия права снижают как у отдельного человека, так и социальной общности чувствительность к национальным государственно-правовым институтам. В правовой психике людей поселяется напряженность, как реакция на угрозы, которые, по их мнению, нельзя устранить. В то же время, под влиянием негативных процессов глобализации (силовых акций властей, попирающих права отдельных людей и целых народов, пагубного влияния транснациональных предприятий и пр.) наблюдается консолидация правовых чувств и настроений народов самых разных стран и континентов, правовая и политическая активность людей даже противоположных убеждений, вероисповеданий все чаще и сильнее заявляет о себе как важнейший институт формирующегося транснационального (глобального, всемирного) гражданского общества.

Глобализация и правовая наука. Изменение парадигм юридического мышления, отказ от изолюционизма, синтез юридического опыта различных народов и социальных укладов – характерная черта современной отечественной правовой мысли. Нормативно-партийный подход к юридическим изысканиям, монизм юридической методологии остались в прошлом.

Глобализация и правонарушаемость. Транснациональная преступность как следствие глобализации. Глобализация вызывает социальный протест, иногда принимающий преступные формы; порождая люмпенизацию и маргинализацию, создавая значительные массы мелких правонарушений; обогащает арсенал способов и средств совершения преступлений; затрудняет поиск и обнаружение преступников, детерминирует организованные формы преступности. Глобализация самым непосредственным образом связана с транснациональной преступностью, способствует её активизации. Верно замечено, что в эпоху индустриализации (XIХ в.) право выступало инструментом защиты людей от производственного травматизма, в постиндустриальную (XXв.) – от разрушающего воздействия химических и ядерных технологий, то в XXI в. право призвано осуществлять гуманитарную миссию планетарного масштаба, связанную с правовой (цивилизованной) защитой человечества от преступных посягательств на экономическую и деловую организацию всемирного рынка, законное обращение капталов и другие угрозы.

Глобализация и создание транснационального правопорядка. Реально утверждающий на планете порядок всё отчетливее проявляет себя как порядок экономический. Мировая революция нашего века, если она возможна, как раз и может быть представлена глобальной экономикой, которая становится повсеместно правящей системой. Она рассматривается не только как способ хозяйствования, но и как доминирующая система управления обществом (как политика и даже идеология наступающей эпохи). Очевидно, что правовой порядок не только определенных стран, но и целых регионов будет формироваться и находится под воздействием этого глобального фактора.

Политический обозреватель РИА Новости, Юрий Филиппов.

Как влияют процессы глобализации на мировое положение дел в области прав человека? Данная тема многогранна и включает в себя не только политические и юридические, но и множество экономических, экологических, культурных, социальных и других аспектов. Одно только их перечисление и краткая характеристика потребовали бы солидной брошюры. Тем не менее, существуют путеводные маяки, по которым можно ориентироваться и в этой теме.

Например, в ежегодном докладе «Фридом Хауз» (Freedom House), опубликованном в декабре 2005 года, утверждается, что 46 процентов мирового населения (а это три миллиарда человек!) сейчас живет в так называемых «свободных» странах, то есть в условиях «открытой политической конкуренции, уважения к гражданским правам, значительной степени развития гражданского общества и независимых СМИ». Три десятилетия назад, в 1973 году, когда мир был поделен на сферы влияния и о глобализации мечтали лишь самые смелые западные интеллектуалы, в условиях подобной свободы, по данным той же «Фридом Хауз», жило только 35 процентов человечества, то есть, менее его третьей части - то, что было принято называть «золотым миллиардом». Иными словами, с тех пор как глобализация властно заявила о своих правах, в мире существенно увеличилась доля демократизированных обществ. Следовательно, связь между глобализацией и правами человека существует и эта связь в основном позитивна.

Интересны и другие изменения: доля населения стран, охарактеризованных «Фридом Хауз», как «несвободные», сократилась с 47 до 36 процентов, а доля демократических правительств в мире достигла 64 процентов. Это значит, что почти две трети правительств государств - членов ООН являются сегодня демократическими согласно весьма строгим критериям международной неправительственной организации. Это поистине всеобщий мировой рекорд, причем есть основания предполагать, что в ближайшие годы он будет побит.

Взаимодействие процессов, связанных с глобализацией (в том числе и с глобальным распространением и упрочением прав человека), с одной стороны, и государственных суверенитетов, с другой, часто рассматривается как одно из системных противоречий современного мира. Действительно, многие суверенные государства долгое время ставили во главу угла свою абсолютную самостоятельность и независимость, а потому объявляли соблюдение прав человека на собственной территории своим внутренним делом. В значительной степени во многих регионах такая ситуация сохраняется до сих пор. В последние годы европейские и мировые СМИ широко освещали коллизии, разыгрывавшиеся на сессиях Парламентской Ассамблеи Совета Европы, когда, например, речь шла о положении с правами человека в Чечне, где Россия проводила контртеррористическую операцию. Гораздо меньше мировой общественности известно о дискриминационном отношении к русскому языку на Украине, где русскоязычные составляют до половины населения, или о притеснениях русских в странах Балтии, где самое крупное национальное меньшинство, насчитывающее десятки тысяч человек, имеет статус «неграждан».

Впрочем, вступление государств Балтии в Европейский Союз, попытки их интеграции в единое европейское правовое и культурное пространство позволяют надеяться, что положение с правами человека в этих странах будет меняться к лучшему.

Известно, что глобализация в современном мире идет рука об руку с регионализацией, то есть экономической, правовой, культурной и т.п. интеграцией больших регионов планеты. С этой точки зрения европейскую интеграцию, включающую не только процессы, протекающие на территории Европейского Союза, но и, шире - на огромных просторах до Урала и Большого Кавказского хребта, и даже перешагивающие через них, можно рассматривать как часть общих процессов глобализации.

Надо сказать, что взятая в таких широких границах Европа - наиболее благоприятное место для реализации прав человека. Богатый исторический опыт, общая добрая воля, продуманные и достаточно эффективные национальные и международные институты (на первое место здесь, пожалуй, надо поставить именно Совет Европы), позволяют поддерживать правовой режим, максимально отвечающий требованиям основных международных документов по правам человека.

Разумеется, такое положение существовало в Европе не всегда. Только в прошлом столетии она прошла через две самые кровопролитные в истории человечества мировые войны, с огромным напряжением сил уничтожила фашизм, который уже начал превращать ее территорию в арену своих человеконенавистнических планов, увидела дряхление и падение тоталитарных режимов. Самым существенным образом положение с мониторингом прав человека в Европе изменилось во второй половине 90-х годов прошлого века, когда Совет Европы был расширен за счет новых восточных членов. В 1998 году Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод была дополнена Протоколом № 11, что позволило реформировать Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ). Юрисдикция ЕСПЧ была распространена на все государства - члены Совета Европы. Таким образом, права человека в европейских странах были не просто продекларированы, но и получили наднациональную судебную защиту. Каждый европеец получил возможность добиваться реализации своих прав в рамках международной юридической процедуры. Решения ЕСПЧ являются обязательными для всех государств - членов Совета Европы и выступают одним из источников их внутригосударственного права.