Курсовая работа: Возникновение и развитие международного права. История мп и международно-правовой науки Кто является основателем науки международного права


Ключевые термины и понятия

Периодизация истории международного права; амфиктионии; симмахии; институт "проксений"; правила, касающиеся войн; третейское разбирательство; жреческая коллегия фециалов; институт покровительства иностранцам; praetor peregrinus; jus gentium – "общее для народов право"; естественное право; режим капитуляций; институт каперства; мирные способы разрешения международных споров; суверенитет; обычаи; принцип наибольшего благоприятствования; цессия; первичное занятие (оккупация); колонизация территории; нейтралитет; право открытия "ничейной" территории; плебисцит; международные административные союзы; право на войну.

Вопрос о возникновении международного права и периодизации его истории

История международного права неразрывно связана с историей международных отношений, с историей человеческой цивилизации, возникновением так называемых центров человеческой цивилизации. К таким центрам в древности относились районы Древнего Китая, Древней Индии, долины рек Нила, Тигра и Евфрата, Греция и Рим. По мере развития человеческого общества появлялись и иные центры международной жизни в других районах пашей планеты (Африки, Азии и др.). Государства, которые располагались в таких центрах, поддерживали разнообразные отношения между собой. Необходимость поддержания межгосударственных отношений и привела к возникновению международно-правовых норм.

Международно-правовые нормы, регулировавшие отношения государств, расположенных в таких центрах, носили преимущественно двусторонний характер; наряду с ними существовали и нормы, которые носили региональный характер. Общее в развитии государств предопределило появление сходных международно-правовых норм.

Ряд международно-правовых норм, которые возникли в глубокой древности, претерпели изменения и вошли в современное международное право, например, некоторые нормы, относившиеся к дипломатическому праву и к праву международных договоров.

В истории международного права вопрос о ее периодизации является сложным. Хотя периодизация истории международного права неотделима от периодизации истории международных отношений, первая имеет свои особенности, обусловленные тем, что процесс возникновения, развития и формирования международно-правовых норм тесно связан с переломными моментами истории. В связи с этим можно дать такую периодизацию истории международного права: международное право в древности; международное право в средние века (с V в. до Вестфальского мира 1648 г., завершившего Тридцатилетнюю войну); и международное право в Новое время. Последний период можно разделить на международное право с 1648 г. до 1815 г., которым завершилась эпоха наполеоновских войн; с 1815 г. до окончания Первой мировой войны и заключения Версальского мирного договора; с 1919 г. до завершения Второй мировой войны и создания Организации Объединенных Наций; современное международное право.

Международное право начинает зарождаться в период, когда распадаются родоплеменные взаимоотношения и возникают первые государственные образования. К этому периоду у древних людей уже накопился достаточный опыт межплеменных и межродовых взаимоотношений. Для регламентации данных отношений формируются конкретные правила, которые нашли своё отражение в обычаях. Свод таких инструкций, существовавший уже в первобытнообщинном обществе и регулировавший отношения между родами и племенами, с определенной натяжкой вполне возможно назвать межплеменным «правом». Далее в процессе собственного становления оно перевоплощается в международное право.

Замечание 1

Несмотря на то, что это догосударственное межплеменное «право» первобытного строя было довольно слабо развито, и в нем отсутствовала чёткая система, уже в то время роды и племена вели друг с другом войны, высылали друг к другу собственных посланников, хотели заключать соглашения, выполняли естественный обмен, а это позволяет напрямую говорить о зарождении норм права войны и мира, права договоров, посольского права и т. д.

Образование государств повлекло за собой и возникновение отношений между ними. Всё острее встаёт потребность в наличии системы регулирования взаимоотношений между государствами. Поэтому именно в это время и появляются первые нормы международного права, в основу которых были положены существовавшие межплеменные правила. Так, в Древнем Риме возникло «право народов » (jus gentium), представлявшее собой совокупность инструкций, регулировавших отношения насчет ведения войн, основания царств, установления границ полей, разделения имущества, торговли, возведения домов, купли-продажи и т. д. Поскольку на изначальном шаге развития межгосударственного права не существовало конкретных отличий между внутригосударственным и международным правом, «Право народов» занималось регулированием не только внутригосударственных, но и частично межгосударственных дел.

Одна из основных причин зарождения международного права заключается в развитии процесса государственного разделения общества и необходимости поддержания связей между странами. В свою очередь, межгосударственные взаимосвязи были обусловлены этими первопричинами, в числе которых были разделение труда, соединение усилий стран для решения общих трудностей политического, финансового, военного и другого характера, демографическая обстановка в тех или же других частях планеты, уровень познаний, время развития, формирования и становления стран, степень становления коммуникационных связей, индустрии, ремесел, сельского хозяйства, идеологии, религии, культуры, военного потенциала и др.

Ни одно государство, ни в какую эпоху не имело возможности долго существовать изолированным от иных стран. Множествами нитей (политическими, культурными, финансовыми, научными и т. д.) оно было соединено с другими. Научно-технический прогресс, упрощение коммуникационных связей, возникновение масштабных задач только повышали взаимозависимость субъектов государственно разделенного сообщества. Тем самым шло усиление роли норм права, которые регулировали отношения между странами.

Таким образом, международное право считается природным продуктом исторического становления, существующее беспристрастно и реально, и, возникнув когда-то на некой стадии человеческого сообщества, оно будет развиваться и затем по законам диалектики.

Периодизация истории международного права

История международного права является неотъемлемой частью общественной истории. Время становления и развития международного права можно представить в виде некой периодизации, разделённой на 4 периода, которые неразрывно связанны с общественно-экономическими формациями и переходными шагами от одной формации к другой. В основе каждой формации лежит явный метод производства, а ее сущность образуют производственные дела. Помимо прочего общественно-экономическая формация обхватывает и подходящую надстройку (государство, право, понимание, мораль, правосознание, обстановка, наука, вид семьи и т. д.).

Исходя из этого, предлагается следующая периодизация истории международного права:

  1. Международное право Древнего мира (4 тыс. до н. э. - 476 г. н. э.). Данный период соотносится с рабовладельческой общественно-экономической формацией;
  2. Международное право Средних веков (476-1648 гг.). Данный период соотносится с феодальной общественно-экономической формацией;
  3. Традиционное международное право (1648-1919 гг.). Данный период соотносится с возникновением и развитием капиталистического метода производства;
  4. международное право $XX$-$XXI$ вв. Данный период включает отрезок времени с 1919 г. по начало $XXI$ в.

Характеристика этапов развития международного права

Период с 4 тыс. до н. э. по 476 г. н. э. является временем распада родоплеменных взаимоотношений и образования ранних рабовладельческих стран, где и зарождаются нормы международного права.

476 год н. э. считают годом падения Западной Римской империи , и именно с этого момента замечено бурное становление феодальных взаимоотношений. Данный этап (476-1648 гг.) в развитии общества привёл к развитию и норм феодального международного права.

Период от момента падения Западной Римской империи до Вестфальского мира ознаменовался бурным развитием международных взаимоотношений феодальных стран в ходе их образования, возникновения больших феодальных сословных монархий, преодоления раздробленности, а еще с началом формирования абсолютистских государств.

Одной из отличительных черт феодального международного права в Западной Европе можно считать большое влияние на него католической церкви. Римские папы оказывали давление, делая упор на каноническое право, которое формировалось по распоряжениям церковных соборов и папских указов. Ощутимое воздействие на международное право в отношениях между арабскими странами оказывал ислам.

В данный период еще существовало международного права, единого для всех стран. Использование международно-правовых норм было связано с существованием нескольких ареалов в Западной Европе, Византии, арабских халифатов на территории Индии и Китая, Киевской, а позднее - Московской Руси.

В сфере посольского права надлежит выделить возникновение в XV веке постоянных посольств. Военные обычаи в рыцарский период продолжали оставаться очень ожесточенными. В связи с достаточно широким обращением к третейским судам и арбитражу стали обогащаться мирные средства разрешения международных споров.

Центральным событием $XVII$ в. стала Английская буржуазная революция (1642-1649 гг.). Она дала простор установлению буржуазных взаимоотношений. В историю международного права 1648 г. вошел как год подписания Вестфальского мира после Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) и начала нового периода (с 1648 по 1919 г.) международного права. $XVIII$ век дал миру Декларацию независимости США (1776 г.) и Декларацию гражданских прав (Франция, 1789 г.), заложившие основы права наций и народов на самоопределение, практически до образования нового самостоятельного государства, и еще основы прав и свобод человека.

На конец $XIX$ - начало $XX$ в. пришлось время существенных достижений в сфере международно-правового регулирования. Наиболее значимыми событиями на данном направлении явились Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг., которые были созваны, в первую очередь, по инициативе Российской Империи. Документы, принятые на них, систематизировали и кодифицировали правила ведения войны и мирного разрешения споров. Эти конференции стали важнейшей вехой в формировании международного гуманитарного права. Данный период заканчивается вместе с завершением Первой мировой войны и созданием Лиги Наций.

В 1917 году в России произошла Октябрьская революция, положившая начало периоду социалистических преобразований, а 1919 г. вошел в историю международного права как год подписания Версальского договора, который юридически оформил итоги Первой мировой войны. В интервале времени с 1917 по 1991 г. вместе с действующими нормами появляются нормы, которые позволили регулировать отношения между капиталистическим и социалистическим миром.

Середина XX в. отмечена взаимным сосуществованием так называемых трёх миров, т. е. государств с уже образовавшимися капиталистическими отношениями, государств, ставших на путь социалистических преобразований и развивающихся государств, до конца не определивших свое место в мировом сообществе. В это время происходит улучшение институтов международного права, и также становится виден процесс соединения стран в разные организации, что свидетельствует о желании людей мирно сосуществовать на планете.

Замечание 2

Так, были созданы Организация Североатлантического договора (1949 г.), Совет Финансовой Взаимопомощи (1949 г.), Организация африканского единства (1963 г.), и, естественно же, достижением истории человечества явился 1945 г., в котором была закончена Вторая мировая война и основана Организация Объединенных Наций, которая была создана с целью обеспечения и поддержания мира, безопасности и становления сотрудничества между государствами.

В связи с подъемом обобществления капиталистического производства и научно-технической революцией в 50-х годах $XX$ в. образовалась доктрина конвергенции, говорившая о постепенном сглаживании политических, финансовых, идеологических и других отличий между социалистическими и капиталистическими социальными системами. Психологический барьер 80-90-х годов $XX$ в. продемонстрировал кипучий переходный период к конвергенции, который, по всей видимости, был связан с распадом СССР и крушением мировой социалистической системы.

Сегодня сложно представить, когда завершится эта конвергенция. Неоспоримо, что человечество, в конце концов, поймёт, что все люди принадлежат «общему дому» - планете Земля. Это повлечет за собой постепенное стирание границ и установление более узких связей между странами. И не самую последнюю роль здесь сыграют нормы международного права.

Однако ни Статут Лиги Наций, ни Парижский договор 1928 г. не содержали понятия агрессии, как и не предоставляли реальных гарантий безопасности участникам международного общения. В целом в деятельности Лиги Наций нашли отражение противоречивые тенденции отношений, сложившихся между побежденными и победителями в Первой мировой войне.

Развязавшие Вторую мировую войну фашистская Германия и ее союзники грубо нарушили нормы международного права. Сложившаяся в ходе войны антигитлеровская коалиция государств пришла к убеждению в том, что в основе послевоенного устройства мира должны быть такие начала, которые бы обеспечили государствам международно-правовые гарантии их безопасности.

Вопросы поддержания международного мира стали предметом обсуждения на Московской (1943 г.), Тегеранской (1943 г.) и Крымской (1945 г.) конференциях руководителей трех союзных держав. В ходе конференций было признана необходимость создания новой всемирной организации, которая не должна быть похожей на Лигу Наций. Как предполагалось, в нее должны будут войти все суверенные государства, как большие, так и малые. Будущая организация должна быть наделена механизмами, необходимыми для поддержания мира и безопасности. Она должна олицетворять согласованные действия ее членов. На этих конференциях также обсуждался комплекс вопросов, касающихся ответственности Германии за нанесенный ею ущерб в ходе войны и ответственности нацистских военных преступников. Одна из центральных идей, прозвучавших на конференциях, состояла в необходимости создать международный порядок, основанный на принципах права и имеющий целью обеспечить мир, безопасность, свободу и всеобщее благосостояние человечества.

Принятый 24 октября 1945 г. Устав ООН, а также результаты ее деятельности, несмотря на имевшие место периоды конфронтации в ее стенах, свидетельствуют об огромном вкладе ООН в развитие современного международного права. Принципиально новым моментом стало закрепление в Уставе ООН положений, запрещающих агрессию и устанавливающих механизм санкций в отношении государства, допустившего подобные действия. Согласно п. 4 ст. 2 Устава ООН все члены организации взяли обязательство воздерживаться в международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН.

В Уставе ООН предусмотрены механизмы, позволяющие воздействовать на агрессора. Эти положения поставили вне закона практиковавшееся ранее государствами «право на войну». Запрет агрессивной войны привел к пересмотру содержания многих отраслей и институтов международного права, в частности норм об ответственности государств как субъектов международного права, об основаниях наказания преступников войны, о мирных средствах разрешения международных споров и др.

Не менее кардинальные изменения произошли в международном праве в результате закрепления в Уставе ООН нормы о праве народов на самоопределение. Более того, в названном документе было зафиксировано положение о равенстве прав больших и малых наций и народностей, о развитии дружественных отношений между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов. Эти положения явились юридической базой борьбы колониальных народов за свою независимость и государственность. Ее обрели после окончания Второй мировой войны десятки народов Азии и Африки. Закрепление в Уставе ООН положения о праве народов на самоопределение оказало значительное влияние на ряд отраслей международного права, в частности на право международных договоров, на регулирование вопросов признания, правопреемства, территории в международном праве.

Система действующих международно-правовых норм, ушедшая далеко вперед от стандартов «классического» международного права XIX в., получила название «современное международное право». Эта система сложилась как целостное явление благодаря активной кодификации и прогрессивному развитию международного права. В результате кодификации международно-правовых норм и внедрения в практику международных отношений принципа сотрудничества государств центральное место в системе источников международного права постепенно занял международный договор.

1.6 Наука международного права и ее эволюция

Начало формирования научных представлений о правилах поведения, призванных регулировать взаимоотношения субъектов не в рамках отдельно взятого государства, а между различными участниками международного общения, чаще всего связывают с периодом конца Средневековья - началом Нового времени. «Возраст» науки международного права, объединяющей множество самых разнообразных по своей природе и предметной направленности учений, теорий, концепций, подходов, идей, насчитывает, по меньшей мере, несколько столетий.

Вместе с тем существовали и иные взгляды на периодизацию истории научного знания о международном праве. Так, например, известный русский ученый Н.А. Захаров в начале прошлого столетия выделял четыре основных этапа в развитии международно-правовой науки: подготовительный (до XVII в.), естественно-правовой (XVII в.), позитивистский (XVIII в.) и историко-правовой (XIX - начало XX вв.).

И все же, по нашему мнению, говорить о существовании в эпоху Древнего мира, как и в период Средневековья, науки международного права в ее современном понимании вряд ли уместно. Как совершенно справедливо отмечает А.А. Мережко, в доантичный период зачатки доктрины международного права существовали главным образом в форме мифологии, в период античности - в форме философии, а в эпоху Средневековья - в форме теологии, и только к началу XVII в. международно-правовая наука, наконец-то, обрела самостоятельность и независимость от теологии.

Предмет международно-правовой науки весьма обширен. Как отмечает профессор П.Н. Бирюков, данная наука занимается исследованием сущности и закономерностей развития норм международного права, изучением источников, в которых они зафиксированы, определением причин принятия тех или иных международно-правовых норм, их целевого назначения, особенностей, эффективности действие, характера взаимосвязи с иными международными нормами (морали, вежливости и др.) и внутригосударственным правом, выявлением сущности конкретных институтов и отраслей международного права, анализом их развития.

«Отцом» международно-правовой науки принято считать известного голландского юриста, философа и общественного деятеля Г. Гроция (1583-1645), являвшегося одним из основоположников теории естественного права. Широко известны такие его научные труды, как «Свободное море» (1609) и «О праве войны и мира» (1625). Последний из названных трудов, состоящий из трех книг, считается первым систематическим изложением действовавшего в тот период времени международного права. Помимо проблем морского права, а также вопросов войны и мира, в трудах Г. Гроция значительное внимание было уделено международным договорам, дипломатической практике государств, институту нейтралитета.

Следует отметить, что Г. Гроций, несмотря на указанный выше «отцовский» статус, оказался далеко не первым из тех, кто в своих философских размышлениях о судьбах мира затронул в том числе и международно-правовую проблематику. Различие, сохранявшееся между jus civile (нормы, создаваемые государством исключительно для себя) и jus gentium (правила, установленные среди всех людей всеми государствами и контролируемые последними), послужило основой для того, чтобы теологи и правовые мыслители Средневековья выдвинули идею о существовании универсального права, применимого ко всем государствам.

Среди предшественников Г. Гроция можно, в частности, назвать таких известных испанских профессоров теологии, как Виториа (1480-1546), работы которого касались международного права («Об индейцах» и «Право войны, созданное испанцами в борьбе с варварами») и Ф. Суарез (1548-1617), опубликовавшего в 1612 г. фундаментальный труд под названием «Трактат о законах и Боге как законодателе».

Еще один предшественник Г. Гроция - итальянский протестант А. Джентили (1552-1608), бежавший от религиозного преследования в Англию и ставший впоследствии профессором права в Оксфордском университете - также издал две трехтомные работы, получившие достаточно широкую известность: «Три книги о посольствах» (1585) и «Три книги о праве войны» (1598).

Именно в период жизни и творчества Г. Гроция были заложены основы формирования двух научных школ (направлений), представители которых расходились во взглядах на природу и сущность «права народов»: школы естественного международного права (естественно-правовое направление) и школы позитивного международного права (юридический позитивизм). В то же самое время начало формироваться третье, компромиссное научное направление (так называемая «гроцианская» школа), представители которого заняли промежуточную позицию между «естественниками» и «позитивистами».

Естественно-правовой подход (jus naturale) является наиболее древним, имеет давние исторические корни. Его сторонники, отрицая самостоятельный характер «права народов», рассматривали последнее в качестве составной части естественного (высшего) права, тесно связанного с религией. Источником «права народов» они считали законы природы (на более раннем этапе), а также человеческий разум (в более позднее время).

Начало формирования научных представлений о правилах поведения, призванных регулировать взаимоотношения субъектов не в рамках отдельно взятого государства, а между различными участниками международного общения, чаще всего связывают с периодом конца Средневековья - началом Нового времени. «Возраст» науки международного права, объединяющей множество самых разнообразных по своей природе и предметной направленности учений, теорий, концепций, подходов, идей, насчитывает, по меньшей мере, несколько столетий.

Вместе с тем существовали и иные взгляды на периодизацию истории научного знания о международном праве. Так, например, известный русский ученый Н.А. Захаров в начале прошлого столетия выделял четыре основных этапа в развитии международно-правовой науки: подготовительный (до XVII в.), естественно-правовой (XVII в.), позитивистский (XVIII в.) и историко-правовой (XIX - начало XX вв.).

И все же, по нашему мнению, говорить о существовании в эпоху Древнего мира, как и в период Средневековья, науки международного права в ее современном понимании вряд ли уместно. Как совершенно справедливо отмечает А.А. Мережко, в доантичный период зачатки доктрины международного права существовали главным образом в форме мифологии, в период античности - в форме философии, а в эпоху Средневековья - в форме теологии, и только к началу XVII в. международно-правовая наука, наконец-то, обрела самостоятельность и независимость от теологии.

Предмет международно-правовой науки весьма обширен. Как отмечает профессор П.Н. Бирюков, данная наука занимается исследованием сущности и закономерностей развития норм международного права, изучением источников, в которых они зафиксированы, определением причин принятия тех или иных международно-правовых норм, их целевого назначения, особенностей, эффективности действие, характера взаимосвязи с иными международными нормами (морали, вежливости и др.) и внутригосударственным правом, выявлением сущности конкретных институтов и отраслей международного права, анализом их развития.

«Отцом» международно-правовой науки принято считать известного голландского юриста, философа и общественного деятеля Г. Гроция (1583-1645), являвшегося одним из основоположников теории естественного права. Широко известны такие его научные труды, как «Свободное море» (1609) и «О праве войны и мира» (1625). Последний из названных трудов, состоящий из трех книг, считается первым систематическим изложением действовавшего в тот период времени международного права. Помимо проблем морского права, а также вопросов войны и мира, в трудах Г. Гроция значительное внимание было уделено международным договорам, дипломатической практике государств, институту нейтралитета.

Следует отметить, что Г. Гроций, несмотря на указанный выше «отцовский» статус, оказался далеко не первым из тех, кто в своих философских размышлениях о судьбах мира затронул в том числе и международно-правовую проблематику. Различие, сохранявшееся между jus civile (нормы, создаваемые государством исключительно для себя) и jus gentium (правила, установленные среди всех людей всеми государствами и контролируемые последними), послужило основой для того, чтобы теологи и правовые мыслители Средневековья выдвинули идею о существовании универсального права, применимого ко всем государствам.

Среди предшественников Г. Гроция можно, в частности, назвать таких известных испанских профессоров теологии, как Виториа (1480-1546), работы которого касались международного права («Об индейцах» и «Право войны, созданное испанцами в борьбе с варварами») и Ф. Суарез (1548-1617), опубликовавшего в 1612 г. фундаментальный труд под названием «Трактат о законах и Боге как законодателе».

Еще один предшественник Г. Гроция - итальянский протестант А. Джентили (1552-1608), бежавший от религиозного преследования в Англию и ставший впоследствии профессором права в Оксфордском университете - также издал две трехтомные работы, получившие достаточно широкую известность: «Три книги о посольствах» (1585) и «Три книги о праве войны» (1598).

Именно в период жизни и творчества Г. Гроция были заложены основы формирования двух научных школ (направлений), представители которых расходились во взглядах на природу и сущность «права народов»: школы естественного международного права (естественно-правовое направление) и школы позитивного международного права (юридический позитивизм). В то же самое время начало формироваться третье, компромиссное научное направление (так называемая «гроцианская» школа), представители которого заняли промежуточную позицию между «естественниками» и «позитивистами».

Естественно-правовой подход (jus naturale) является наиболее древним, имеет давние исторические корни. Его сторонники, отрицая самостоятельный характер «права народов», рассматривали последнее в качестве составной части естественного (высшего) права, тесно связанного с религией. Источником «права народов» они считали законы природы (на более раннем этапе), а также человеческий разум (в более позднее время).

Одним из наиболее ярких представителей данного направления являлся известный немецкий юрист Самюэль фон Пуфендорф (1632-1694), которого считают создателем новой системы юриспруденции. В 1660 г. он опубликовал «Две книги об элементах универсальной юриспруденции», привлекшие значительное внимание, вследствие чего он был назначен профессором доселе неизвестного естественного и международного права в Университет Гейдельберга, став, таким образом, первым в истории профессором международного права. В 1672 г. С. фон Пуфендорф издал фундаментальный труд «О праве природы и народов», где обосновывал идею о том, что «основу международного права составляют вечные истины, проистекающие из заповедей Бога и законов разума».

Среди последователей С. фон Пуфендорфа, отстаивавших естественно-правовую природу международного права, наиболее широкую известность получили немец К. Томазий (1655- 1728), главный труд которого «Основы естественного права» вышел в свет в 1705 г., француз Ж. Барбейрак (1674-1744), англичанин Р. Филлимор (1810-1885), шотландец Д. Лоример (1818-1890) и др. В XX в. сторонниками идей естественного права являлись такие авторитетные юристы-международники, как англичанин Л. Брайерли (1881-1955) и австриец А. Фердросс (1890-1980).

Представители позитивистской школы международного права, оппонируя приверженцам естественно-правового подхода, считали, что любое позитивное (т.е. действующее, существующее) право, в том числе «право народов», проистекает (имеет свои корни) из обычая или договоров. По их мнению, международное право есть результат соглашения между государствами, и именно воля последних, зафиксированная в таком соглашении, является источником обязательной силы «права народов». Как утверждали «позитивисты», право, в том числе международное, должно изучаться таким, какое оно есть, и является действительным, а также обязательным исключительно в силу своей формы. Некоторые наиболее радикальные представители данного направления вообще отрицали существование естественного права как такового.

Одним из основоположников позитивистской школы международного права был современник Г. Гроция - известный английский юрист, профессор Оксфордского университета и последователь А. Джентили, судья Адмиралтейского суда Р. Зеч (1590-1660). В 1650 г. вышел в свет его фундаментальный труд «Объяснение права и юридической процедуры войны и мира, или право между народами», который считается первым систематическим и объемным исследованием всего предмета «права народов», т.е., по сути, первым учебником по международному праву. В своей книге Р. Зеч, опираясь на идеи юридического позитивизма, отстаивал тезис о том, что в основе обычного (традиционного) поведения государств лежит разум, руководствуясь которым они (т.е. государства) добровольно подчиняются нормам права. Помимо исследования вопросов права войны и мира в упомянутой работе также весьма подробно и обстоятельно проанализированы само понятие международного права, проблематика урегулирования споров между государствами, правовые конструкции, связанные с причинением и возмещением ущерба в межгосударственных отношениях.

Другим, не менее известным представителем позитивистского направления в науке международного права, был выдающийся голландский юрист, член, а также на протяжении двух десятилетий - вплоть до своей смерти в 1743 г. -- глава Верховного суда Нидерландов К. ван Бинкерсгук (1673-1743). В ряде своих работ, посвященных общим вопросам международного права, морскому и посольскому праву, этот видный ученый, опираясь на практику межгосударственных отношений, отстаивал точку зрения, согласно которой международным правом является лишь то, в отношении чего государства согласились об обязательном характере. В связи с этим основными источниками «права народов», по мнению К. ван Бин- керсгука, являлись договоры и обычай.

Среди других представителей позитивистской школы можно отметить немецких юристов С. Рахеля (1628-1691), выступавшего за то, чтобы рассматривать международное право в качестве отдельной, самостоятельной юридической науки, И. Текстора (1637-1701), делившего «право народов» на первичное (непосредственно диктуемое разумом) и вторичное (возникающее в виде обычая естественным путем)1. Позитивист- кои теории придерживались немецкие ученые: И. Мозер (1701- 1785), признававший только позитивное международное право и полагавший, что естественное право вообще не имеет значения для государств, так как его нормы не могут быть надлежащим образом выявлены и записаны, Г. фон Мартене (1756-1821 гг.), ограничивавший территориальную сферу действия международного права исключительно Европой и отрицавший его универсальный характер.

Представителями позитивистской школы были англичанин И. Вентам (1748-1832) - родоначальник теории утилитаризма и автор термина «международное право», считавший естественное право фикцией, швейцарец И. Блюнчли (1808-1881) - основатель Института международного права (1873), рассматривавший международное право в качестве мирового порядка, связывающего, хотя и различные, но, тем не менее лишь «цивилизованные» государства.

В конце XIX в. и в XX в. поборниками юридического позитивизма, часто называемого «неопозитивизмом», являлись такие известные юристы-международники, как немцы Ф. фон Лист (1851-1919) и Г. Трипель (1868-1946), англичанин Л. Оппенгейм (1858-1919), итальянец Д. Анцилотти (1867- 1950), американец австрийского происхождения Г. Кельзен (1881-1973) - автор так называемого «чистого учения о праве» и др.

Представители «гроцианской» школы международного права, как уже было отмечено выше, заняли промежуточную позицию между «естественниками» и «позитивистами». Их подход можно назвать компромиссным: они утверждали, что «право народов» проистекает как из природы, так и из воли государств, следовательно, и естественное, и позитивное (обычное и договорное) право одинаково важны и должны быть включены в международное право. По мнению основоположника данного научного направления Г. Гроция, право народов имеет двойственный характер, сочетая в себе оба начала: jus naturale и jus voluntarum. В частности, Г. Гроций придерживался мнения, что, с одной стороны, естественное право - это, собственно, и есть право, источником которого является разумная природа человека как социального существа, однако, с другой, позитивное право также является правом постольку, поскольку не противоречит разумной человеческой природе и естественному праву.

Одним из наиболее ярких представителей «гроцианской» международного права является известный швейцарский юрист и дипломат Э. де Ваттель (1714-1767), считающийся «отцом» доктрины равенства государств, их суверенитета и независимости, а также автором термина «право народов» -

В 1758 г. он опубликовал фундаментальный труд «Право народов, или Принципы естественного права, применяемые к поведению и делам наций и суверенов», в котором попытался обосновать особый, самостоятельный характер международно-правовой науки. В своей работе Э. де Ваттель делит «право народов» на три составные части (необходимое, добровольное и договорное), подробно анализирует правовую природу государств (наций), а также их взаимоотношения как в мирное, так и в военное время, исследует правовое положение дипломатических представительств, формулирует учение о гражданстве 2. Этот труд Э. де Ваттеля неоднократно переиздавался и на протяжении целого ряда десятилетий являлся настоящим бестселлером. Его постоянно цитировали, и на него опирались в своих научных изысканиях как современники автора, так и его последователи -- вплоть до конца XIX в. На эту работу неоднократно ссылался в своих решениях Верховный Суд США (последний раз - в 1887 г.).

Среди других представителей «гроцианской» школы международного права наибольшую известность получили немец X. Вольф (1679-1754) -- основоположник учения об основных правах и обязанностях государств, а также французы Ж.-Ж. Бурламаки (1694-1748) и А. Бонфис (1835-1897). В XX в. одним из сторонников данного научного направления являлся авторитетный английский юрист-международник, профессор Кембриджского университета и судья Международного Суда ООН, автор оригинальной идеи создания мировой федерации X. Лаутерпахт (1897-1960).

Помимо рассмотренных выше научных школ («естественники», «позитивисты», «гроцианцы») можно выделить еще одно направление в международно-правовой доктрине, сформировавшееся преимущественно в XIX в. Представители этого направления занимали особую позицию, придерживались специфических взглядов на природу и сущность международного права. Чаще всего это научное направление называют нигилистическим, несмотря на то, что его сторонники, по сути, находились на крайнем фланге позитивизма, в силу чего иногда именовались «крайними» или радикальными позитивистами.

«Нигилисты» отрицали юридическую силу международного права, признавая за последним лишь моральный авторитет. По их мнению, обязательная сила международного права абсолютно исключена по причине того, что является несовместимой с государственным суверенитетом. Соответственно нормы международного права, как они полагали, представляют собой исключительно моральные предписания, т.н. «правила мудрости».

Наиболее яркими представителями данного подхода были, в первую очередь, английский юрист Дж. Остин (1790-1859), положивший начало целому научному направлению, именуемому «остинианством», немецкие правоведы А. Лассон (1832- 1917) и братья Цорн.

Значительный вклад в развитие науки международного права внесли российские ученые-юристы дореволюционной эпохи. В их числе В.Ф. Малиновский (1765-1814), издавший в 1803 г. книгу «Рассуждения о мире и войне», в которой был предложен один из первых в истории проектов учреждения международной организации для обеспечения мира, Д. И. Каченовский (1827-1872), известный благодаря изданному им в 1863-1866 гг. «Курсу международного права», а также трудам, посвященным источникам («памятникам») международного права и международному морскому праву. Одним из первых обратил внимание на необходимость уважения и защиты прав человека В.А. Незабитовский (1824-1883). Российский ученый А.Н. Стоянов (1831--1907) в 1875 г. опубликовал фундаментальный труд «Очерки истории и догматики международного права», в котором основное внимание уделил исследованию способов решения международных конфликтов.

Вклад в развитие международного права внесли российские ученые Ф.Ф. Мартене (1845-1909), по праву считающийся отцом» международного гуманитарного права, JI.A. Камаров- ский (1846-1912), посвятивший свои основные работы (об универсальности международного права, о всемирной организации государств, о международном суде) упрочению международного мира, В.П. Даневский (1852-1898), предложивший механизм создания международного союза как высшего типа человеческого общежития.

Концепцию международной администрации, призванной обеспечивать международные общественные интересы, сформулировал и обосновал П.Е. Казанский (1866-1947).

М.А. Таубе (1869-1961) впервые озвучил идею необходимости добровольного самоограничения суверенной власти государств ради блага всего человеческого общества. Российкий ученый Н.Н. Голубев (1875-1949) снискал известность своими трудами, посвященными международному третейскому разбирательству, международным конгрессам и конференциям, а также международным административным комиссиям 1.

Среди представителей советской школы международного права наибольшую известность благодаря своим трудам получили такие авторитетные юристы-международники, как С.Б. Крылов (1888-1958), Е.Б. Пашуканис (1891-1937), Е.А. Коровин (1892-1964), В.М. Корецкий (1890-1984), Ф.И. Кожевников (1903-1998), Г.И. Тункин (1906-1993), А.Н. Талалаев (1928-2001), И.И. Лукашук (1926-2007) и др. Многие из них в разное время являлись судьями Международного Суда ООН, членами Постоянной палаты Третейского суда, а также Комиссии международного права ООН.

Основоположниками белорусской научной школы международного права являются известные ученые, профессора Белорусского государственного университета Ю.П. Бровка и Л.В. Павлова, подготовившие за последние несколько десятилетий более двух десятков кандидатов юридических наук в области международного права.

Наиболее значимыми научными трудами отечественных юристов-международников являются: «БССР на международной арене» (Ю.П. Бровка, 1964), «Международная правосубъектность БССР» (Ю.П. Бровка, 1967), «Ответственность государства за агрессию» (А.В. Орловский, 1969), «Борьба с международными преступлениями в международном уголовном праве» (И.В. Фисенко, 2000), «Имплементация норм международного права во внутригосударственное право» (JI.B. Павлова, Ю.П. Бровка, М.Ф. Чудаков, В.А. Фадеев, Е.Б. Леанович, А.И. Зыбайло, 2001), «ЮНЕСКО и права человека» (Л.В. Павлова, А.Е. Вашкевич, 2002), «Механизм имплементации международного гуманитарного права» (В.Ю. Калугин, 2003), «Меж- дународно-правовая регламентация интеграционных процессов Беларуси и России» (А.Л. Козик, 2007), «Соотношение международного и внутригосударственного права» (А.И. Зыбайло, 2007), «Правотворческая деятельность Содружества Независимых Государств» (И.А. Барковский, 2007), «Экономический Суд Содружества Независимых Государств - 15 лет» (Е.Ф. Довгань, А.Ш. Керимбаева, Л.В. Павлова, М.Г. Пронина, 2008), «Принцип невмешательства во внутренние дела государств: современные тенденции» (Е.Ф. Довгань, 2009) и др.

| | | | |
история международного права, история права
Исто́рия междунаро́дного пра́ва - отрасль науки международного права, изучающая возникновение и развитие международного публичного права как комплекса правовых норм, регулирующих межгосударственные и иные международные отношения.

История международного права непосредственно связана с развитием государств и отношений между ними и берёт своё начало ещё со времен Античности. процессе формирования международного права как самостоятельной правовой системы были установлены его основные принципы (jus cogens) и институты (такие как право международных договоров, право внешних сношений и другие). Основную роль в истории развития международного права играли два фактора: политико-социальные изменения в обществе и труды известных юристов и правоведов, таких как Гуго Гроций и Иеремия Бентам.

  • 1 Древний мир
    • 1.1 Египет и Месопотамия
    • 1.2 Древняя Греция
    • 1.3 Древний Рим
  • 2 От падения Римской империи до Вестфальского мира
    • 2.1 Средневековая Европа
    • 2.2 Мусульманские страны
  • 3 Гуго Гроций
  • 4 Вестфальский мир и его значение
  • 5 Период классического международного права
    • 5.1 От Вестфальского мира до Гаагских конференций мира
    • 5.2 Гаагские конвенции
  • 6 Лига Наций
  • 7 Современное международное право
    • 7.1 Создание ООН и её деятельность
    • 7.2 Женевские конвенции
    • 7.3 Совет Европы и Европейский Союз
  • 8 Примечания
  • 9 Литература

Древний мир

Египет и Месопотамия

Плита, на которой запечатлен Кадешский мирный договор, заключённый между Рамсесом II и Хетушилем III. Музей археологии, Стамбул

Систематические международные отношения между государствами древнего мира начали осуществляться в конце III - начале II тысячелетия до н.э. Они носили очаговый характер, так как возникали только между развитыми рабовладельческими государствами, находившимися в долинах Тигра и Евфрата, районах Средиземного моря и на территории современного Китая. Примером первых межгосударственных договоров может служить договор, заключённый примерно в 2100 году до н. э. между царями древних городов-государств Лагаш и Умма, находившихся на территории Месопотамии. Другим примером является договор, заключённый в 1296 г. до н. э. между царем хеттов Хетушилем III и египетским фараоном Рамсесом II, закреплявший военный союз между Египтом и Хеттским царством, а также являющийся первым известным договором об экстрадиции и первым известным памятником международного права:

Если прогневается Рамсес-Мериамон на подданных, принадлежащих ему, либо они совершат другой проступок против него, и он пойдет, чтобы повергнуть их, то будет правитель хеттов вместе с Рамсесом-Мериамоном, владыкой Египта…Если же выступит другой враг против земель правителя хеттов и он пошлет сообщение правителю Египта равным образом, то Рамсес-Мериамон, великий властитель Египта, придет к нему на помощь, чтобы повергнуть его врага.

Древняя Греция

Уже в столь ранний период зародились первые институты международного права, регулировавшие законы и обычаи войны (в частности, правила её объявления, обращения имущества в собственность победителя), обмен послами, заключение союзов, вопросы выдачи преступников и беглецов. Наибольшее развитие международное право в этот период получило в Греции, разделённой на враждующие между собой города-полисы. Государства Древней Греции постоянно объединялись в военные союзы - симмахии и эпимахии, распространённой была практика заключения договоров о нейтралитете во время войны. Средством обеспечения международных договоров в ранний период служили заложники; кроме того, практика показывала, что нарушение межгосударственных обязательств было намного более распространено, чем их соблюдение. Однако постепенно заключение международных договоров стало сопровождаться клятвами и религиозными обрядами, а в самих международных договорах начали указываться сроки их действия и порядок внесения изменений. Например Никиев мирный договор 421 год до н. э.) устанавливал особый статус Дельфийского храма, заключался на срок 50 лет и регулировал также порядок обмена военнопленными и гражданами:

Лакедемоняне и союзники обязуются возвратить афинянам Панакт, афиняне лакедемонянам - Корифаси… и всех лакедемонских граждан, содержащихся в заключении в Афинах или в какой-либо другой части Афинского государства, а равно и всех союзников… Также и лакедемоняне с их союзниками обязуются возвратить всех афинян и их союзников.

Договор должен был соблюдаться заключившими его сторонами «без коварства и ущерба на суше и на море» и скреплялся присягой: «буду соблюдать условия и договор без обмана и по справедливости». Присягу условлено было возобновлять ежегодно и в каждом городе отдельно. конце договора имелась оговорка, которая позволяла в случае нужды вносить в текст необходимые изменения. конце договора следовали подписи лиц, заключивших договор. Постепенно из практики международных сношений начал формироваться основной принцип международного права - pacta sunt servanda (договор должен исполняться), а послы стали основой международного общения, что стало причиной формирования первых норм и обычаев, закреплявших их статус как лиц, обладающих иммунитетом («неприкосновенных»). Такой статус подтверждался специальным удостоверением («diploma») в форме сдвоенной навощенной дощечки. Именно от её названия и произошло понятие «дипломатия».

В Древней Греции зародился также институт проксенов. Главной функцией проксенов являлась защита интересов иностранцев, а сами они наделялись особым статусом - они, члены их семьи и имущество, принадлежащее им, были неприкосновенны. Проксен имел право помещать на двери своего дома герб государства-города, которое он представлял; имел доступ на заседания народных собраний; он мог приобретать и владеть недвижимым имуществом и пользовался специальной печатью с гербом представляемого государства-города. Тем самым, греческие проксены стали прообразом современных консулов.

Древний Рим

В эпоху Римской империи международное право развивалось в рамках «права народов» (Jus gentium), которое создавалось решениями специального должностного лица - претора перегринов. Право народов представляло собой сочетание норм гражданско-правового и международного характера и регулировало порядок возмещения военного ущерба и статус иностранных граждан. Именно Jus gentium в итоге привело к возникновению понятия «международное право». Международными сношениями Рима ведали Сенат и специальные должностные лица - фециалы, которые проводили обряды заключения мира и объявления войны.

От падения Римской империи до Вестфальского мира

Средневековая Европа

После распада Римской империи, в Европе появилось множество государств, что создало обширную основу для развития международных связей. Однако раннее Средневековье отличалось тенденцией к рецепции римского права. частности, большое влияние на международное право в данный период оказал Кодекс Юстиниана, а также Католическое каноническое право. Объясняется это прежде всего тем, что страны, разрозненные политически и культурно, в поисках единого международного языка общения обращались к наследию прошлого и к религии, объединяющей их. Лидеры Католической церкви в свою очередь (среди которых особо выделялся Папа Римский Григорий VII), пытались создать мировое христианское государство, выступая в роли посредника и арбитра на международной арене.

Рецепированные из римского права нормы приобретали религиозную окраску: религиозной клятвой в форме целования креста и Евангелия скреплялось большинство международных договоров. Однако международное право ещё носило региональный, а не всеобщий характер.

Второй Латеранский собор 1139 года, запретивший использование арбалетов против христиан

Средствами обеспечения их исполнения выступали заложники, а также возможность наложения интердикта - отлучения от Церкви, что стало первым инструментом наложения международной ответственности. Кроме того, получила развитие практика гарантирования исполнения международных договоров со стороны третьих государств или Папы Римского, а также залог городов и территорий.

В X-XI веке были предприняты первые попытки гуманизировать законы и обычаи войны. На вселенских и региональных церковных соборах были установлены ограничения («замирение по субъектам») согласно которым в военных действиях не могли участвовать лица духовного звания, паломники, вдовы, купцы и дети до 12 лет, а из сферы военных действий исключались церковные объекты и имущество - храмы, монастыри, земли духовенства. Церковь пыталась также запретить ведение действий в определённые дни - так называемый Божий мир. Рыцарскими правилами запрещалось убивать врага со спины; послов, герольдов, вестников нельзя было задерживать как заложников или казнить по правилам чести. Нельзя было нападать на герольда, после боя обходившего раненых. Все это заложило основу для последующего развития международного гуманитарного права.

Мусульманские страны

Начиная с VII века, ознаменовавшегося распространением Ислама, арабские страны основывали свои отношения с другими государствами на основе религиозных норм Корана. Коран также закреплял принцип соблюдения договора, неприкосновенность послов. Основной идеей регулирования международных отношений в исламе являлось деление всех стран и народов по религиозному признаку на две группы: «мир ислама» и «мир войны». Особо прописывался статус иностранцев в мусульманских государствах - иностранец, не являющийся мусульманином, в установленный срок был обязан предъявить ручательство мусульманина или покинуть страну.

Гуго Гроций

Основная статья: Гуго Гроций См. также: О праве войны и мира

Гуго Гроций вошёл в историю международного права как основатель новой, классической теории международных отношений и «отец» международного права, заложивший его основы и принципы в своём труде «О праве войны и мира». Гроций, в отличие от многих других философов и правоведов, объясняет возникновение права не божественным фактором (не отрицая при этом роли Бога), а рациональным - согласно ему, именно стремление людей к общению стало причиной создания государственности и законов.

Гуго Гроций - отец классического международного права

С позиции концепции естественного права, Гроций приходит к выводу, что война не противоречит ему. Однако не все войны являются допустимыми как по причинам так и по методам ведения: справедливые войны по своей природе оборонительны, направлены на защиту имущества и людей. Несправедливые же основаны на агрессии, стремлении «взять чужое», что противоречит законам мирного сосуществования и естественному праву.

Гроций отмечает, что война должна быть обоснована, а её методы и средства - ограничены. Должно существовать определённое право ведения войны и отношений между государствами (право народов), в основу которого положены принципы уважения закона, Бога и человека. Верховенство такого права должно остановить безумие войны, дающую свободу совершать любые преступления. Право также должно регулировать и отношения между государствами, по аналогии с тем, как оно регулирует отношения между людьми, преследуя цель всеобщего блага и справедливости:

…нет столь могущественного государства, которое порою не испытывало бы нужды в содействии извне, со стороны других государств, как в области торговли, так и для отражения соединённых сил многих чужеземных народов; оттого мы видим, как даже самые могущественные народы и государи ищут заключения союзных договоров, которые лишены какой-либо силы, по мнению тех, кто ограничивает справедливость пределами каждого государства. Оттого-то, в самом деле, верно, что нельзя рассчитывать ровно ни на что, если только отклониться от права.

Идеи международного права, регулирующего отношения между государствами, основанного на принципах сотрудничества, равенства и светского, а не религиозного, начала, высказанные Гуго Гроцием, оказали существенное влияние на последующее развитие политико-правовой мысли и формирование теоретических основ нового светского «юридического мировоззрения» и положили начало «классической» теории международного права.

Вестфальский мир и его значение

Основная статья: Вестфальский мир См. также: Вестфальская система международных отношений

Огромное значение на развитие международного права оказал Вестфальский мирный договор от 24 октября 1648 года, заключением которого была окончена Тридцатилетняя война в Европе. Вестфальский мирный трактат установил новую систему принципов международного права, «новый миропорядок», основанный на признании суверенитета за всеми государствами и их равным положением по отношению друг к другу. Вестфальский договор считается переломной точкой в становлении международного права и базовым документом, на основе которого получил своё развитие институт международно-правовых гарантий.

Заключение Вестфальского мира (художник Герард тер Борх)

Вестфальскими договорами была впервые сформирована декларативная теория международно-правового признания государств, согласно которой для возникновения у нового государства международной правосубъектности достаточно самого факта его провозглашения. частности, в рамках данного подхода в качестве участников международного общения были признаны обретшие независимость Швейцария и Нидерланды, а также (впервые в Западноевропейской международной практике) Московское государство.

Кроме того, Вестфальские мирные договоры установили новые принципы отношений между государствами. Эти принципы сформировались с целью разрешить разногласия, приведшие к началу Тридцатилетней войны: так, в правах были уравнены католики и протестанты, а также отменён ранее действовавший принцип «Чья власть - того и вера» (cuius regio, eius religio). Все это привело к тому, что религиозный фактор в отношениях между государствами был отодвинут на второй план, уступив место новому. Новым фактором стало провозглашённое равноправие Европейских государств, вне зависимости от государственного строя и веры. Например, страны с республиканской формой государственного правления стали рассматриваться как самодостаточные государства (в отличие от средневековой концепции отношения к ним как к «третьесортным» государственным образованиям).

Именно в рамках Вестфальского трактата впервые был сформировано понятие суверенитета государства как «права на территорию и верховенство». Признание принципа «суверенности национальных государств» закрепило за государствами роль основных субъектов международного права.

Кроме того, в Вестфальском мире проявились идеи о необходимости сотрудничества европейских государств в целях достижения общих целей поддержания мира в Европе:

И все же, заключённый мир должен оставаться в силе. Все стороны, заключившие данное соглашение, обязаны защищать и оберегать положения каждого пункта данного Договора от посягательств других сторон, вне зависимости от приверженности какой-либо религии. Ежели какое-либо положение Договора все же будет нарушено, потерпевшая сторона, прежде прочего, должна попытаться убедить нарушителя не применять грубой силы, но решить проблему при помощи дружественных переговоров или Суда.

Однако признание принципа абсолютного суверенитета государства на своей территории привели к политике поддержания «баланса сил» между европейскими государствами, которая получила название вестфальской системы международных отношений.

Учение Гуго Гроция и Вестфальский мир привели к созданию классического международного права.

Период классического международного права

От Вестфальского мира до Гаагских конференций мира

Данный период в истории международного права характеризуется продолжением развития идей, выдвинутых Гуго Гроцием и возникших при заключении Вестфальского мира. На почве естественно-правовой теории начали своё формирование новые принципы и нормы международного права.

Аббат Грегуар, Проект Декларации международного права

Народы, по отношению друг к другу независимы и суверенны, каковы бы не были численность населения и размеры территории, которую они занимают... человек человеку должен то, что народ должен другим...

Постепенно концепция суверенитета государства привела к формированию концепции суверенитета народа: не государство теперь выдвигалось на первый план, но народ, как носитель естественного для него суверенитета, из которого вытекали его права (право на самоопределение, независимость, международное общение). Такие изменения были связаны с ослаблением абсолютной монархии и снижением роли монарха в государственном управлении.

Утрехтский мирный договор 1713 года регулировал вопросы защиты частной собственности мирного населения во время ведения военных действий

Процесс гуманизации правил ведения войны также продолжал развиваться: было пересмотрено понятие оккупации, которая теперь не должна была приводить к аннексии территории и сопровождаться изъятием собственности у населения. Захваченные территории стали приобретать статусы подконтрольных территорий: протекторатов, колоний, заморских территорий.

Немалое значение на развитие международного права в этот период оказал английский философ и юрист Иеремия Бентам. Бентам осуждал агрессивные войны, был ярым противником колониальной системы как нарушающей права народов на независимость:

Вы избираете своё правительство, почему тогда другие народы не могут избрать своё правительство? Вы действительно думаете объединить таким образом мир, называя это свободой? Что стало с правами человека? Неужели вы единственные, кто имеет права?

Особое внимание Бентам уделял предупреждению войн, впервые сформировав принцип мирного решения конфликтов и идею о создании международных организаций, предвосхитив тем самым создание Лиги Наций и ООН.

Снижение личностной роли монарха в международных отношениях привело к тому, что в начале XIX века клятва как способ обеспечения договора стала выходить из употребления, так как начала восприниматься как личный акт самого монарха, который не являлся более носителем государственного суверенитета. Основными способами обеспечения международных обязательств становятся международно-правовые гарантии и поручительство государств. Ушли в прошлое такие способы обеспечения исполнения международных договоров как залог территорий и поручительство Папы Римского.

На Венском конгрессе 1814 года был впервые установлен статус постоянно нейтрального государства (который был закреплён за Швейцарией), были предприняты первые шаги к запрещению работорговли. результате Венского конгресса произошло ранжирование дипломатов на классы. Парижским конгрессом 1856 года было официально запрещено каперство (Парижская морская декларация 16 апреля 1856 года)

Иеремия Бентам выдвинул идею о создании международных организаций в целях предупреждения войн

Вторая половина XIX века характеризуется резким увеличением темпа международного общения - государства начали активно заключать между собой различные договоры, касающиеся экстрадиции, вопросов ведения войны и мира, торговли и дипломатии. Существенным сдвигом в области международного гуманитарного права стало заключение в 1864 году Женевской конвенции о больных и раненных, а также Петербургской Конвенции о запрещении разрывных пуль в 1868 году. Произошло разделение людей на комбатантов и некомбатантов (воюющих и невоющих) в составе армии; мирное население получило собственный правовой статус, были разработаны правила обращения с раненными и военнопленными на поле боя.

В области права международных договоров также появились коренные изменения: был установлен принцип свободы открытого моря, получил развитие институт плебисцита как формы выражения народной воли и способа перехода территории из-под суверенитета одного государства к другому. За реками закрепился международный статус - ни одно государство не могло обладать на них исключительным правом, строить сооружения или совершать действия, которые могли нанести вред другому государству за счёт изменения русла реки или загрязнения её вод.

Получили дальнейшую разработку вопросы предоставления политического убежища и экстрадиции. частности, Российской империей были заключены конвенции об экстрадиции и правовой помощи с Данией (1866 г.), Баварией (1869 г.), Италией (1871 г.), Бельгией (1872 г.), США (1887 г.), Испанией (1888 г.).

Гаагские конвенции

Основная статья: Гаагские конвенции и декларации (1899 и 1907) См. также: Мартенс Федор Федорович

Огромное значение в развитии международного права сыграли Гаагские конференции мира. Именно на них были разработаны основные нормы международного гуманитарного права:

Преамбула Гаагской конвенции 1907 года

Впредь до того времени, когда представится возможность издать более полный свод законов войны, Высокие Договаривающиеся Стороны считают уместным засвидетельствовать, что в случаях, не предусмотренных принятыми ими постановлениями, население и воюющие остаются под охраною и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установившихся между образованными народами обычаев, из законов человечности и требований общественного сознания

  • Запрещено использование многих видов оружия (в том числе ядов, снарядов больше определённого веса, зажигательных снарядов).
  • Провозглашён принцип мирного разрешения международных споров и урегулирован порядок провозглашения войны и открытия военных действий.
  • Определены законы и обычаи сухопутной и морской войны, правила нейтралитета при их ведении.
  • Распространены на условия морской войны требования Женевской конвенции 1864 года.

Гаагские конвенции стали главными международными актами, регулирующими право войны и мира и действуют до сих пор. их разработке непосредственное участие принял российский юрист Фёдор Мартенс, чьи труды оказали также немалое влияние на последующее развитие международного права. частности, Мартенс был создателем преамбулы к Гаагской Конвенции 1907 года (так называемая Декларация Мартенса). своих трудах Мартенс продолжал идеи мирного сосуществования государств, международного сотрудничества в общих интересах, равенства государств между собой, считая, что в основании международного права лежат реальные жизненные отношения между государствами.

Лига Наций

Основная статья: Лига Наций

Несмотря на ряд достижений Гаагских конференций, международное общение в начале XX века нельзя было назвать мирным и направленным на достижение общих интересов. Продолжались колониальные захваты, аннексии, работорговля. Практика нарушения законов и обычаев войны, установленных «правом Гааги» во время Первой мировой войны была невероятно распространена: все стороны в ходе конфликта использовали запрещённое химическое оружие (например, во время Второй битвы на Ипре), турками проводился геноцид армян, ассирийцев, понтийских греков, проводились пытки военнопленных и содержание их в антисанитарных условиях.

Неофициальный символ Лиги Наций

Версальский мирный договор определил новое международное устройство, гарантом сохранения и поддержания которого должна была служить учрежденная международная организация - Лига Наций. Лига Наций стала опорой новой Версальско-Вашингтонской системы международного общения, установившей для себя следующие цели:

  • Принять обязательства не прибегать к войне
  • Поддерживать в полной гласности международные отношения, основанные на справедливости и чести, строго соблюдать предписания международного права
  • Установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемые договорами обязательства во взаимных отношениях организованных народов.

Одной из центральных проблем в деятельности новой организации стала проблема национальных меньшинств. целях решения данной проблемы Лига развила активную деятельность по заключению международных договоров со странами Центральной и Восточной Европы, которые обязывались обеспечить национальным меньшинствам, проживающим на их территории, полное равноправие путём принятия соответствующих законов. Кроме того, в рамках новой организации были созданы организации здравоохранения, труда, комиссии по делам беженцев и рабству. рамках комиссий были разработаны паспорт Нансена - первое всемирно признанное удостоверение личности для не имеющих гражданства беженцев.

Томас Вудро Вильсон, Речь в защиту Лиги Наций

Члены Лиги торжественно обещают друг другу, что они никогда не используют свою мощь в агрессивных целях, друг против друга; что они никогда не нарушат территориальную целостность соседа; что они всегда будут уважать политическую независимость соседа; что они будут придерживаться принципа, согласно которому крупные народы обладают правом определять свою собственную судьбу, и не будут вмешиваться в эту судьбу...

К середине 20-х годов Лига Наций стала играть основную роль в осуществлении международного общения, служа основной ареной для дипломатической деятельности и решая наиболее сложные территориальные споры. Даже не входившие в число её участников США и СССР тесно контактировали с комитетами и комиссиями Лиги.

Однако в самом начале, ещё на этапе создания Лиги, проявились противоречия, которые привели к последующим неудачам в её деятельности: несмотря на то, что Статут Лиги Наций ставил целью деятельности организации поддержание мира и разоружение, он не запрещал войны, а лишь устанавливал, что государства берут на себя обязательства воздержаться от применения силы до того, как спор между ними не будет решен третейским судом или Советом Лиги. Статут также предполагал наложение международной ответственности на нарушителей в виде торговых и финансовых санкций, однако иных гарантий безопасности не предполагал. Не исправил сложившуюся ситуацию и Парижский договор 1928 об отказе от войны в качестве орудия национальной политики, который также не предполагал весомых способов гарантирования мира и безопасности в мире. Тем самым, Лига Наций оставалась «добром без кулаков», лишённой реальной силы. Основной причиной такого бессилия являлся тот факт, что в Лиге не участвовали одни из ключевых стран мира - США, СССР и Германия. Следовательно, они не были связаны обязательствами и процедурами Лиги.

В 30-х годах Лига фактически показала свою полную неспособность справиться с международными инцидентами, свидетельствовавшими об обострении международной ситуации: это проявилось в ходе Японской интервенции в Маньчжурию, а также Второй Итало-эфиопской войны. Эмбарго и другие экономические меры оказались неэффективными против нарушителей международного мира, простого юридического непризнания аннексий, проводимых Италией и Японией оказалось недостаточно - альтернатив же Лига Наций предложить не могла, так как её ключевые члены - Великобритания и Франция были слишком ослаблены Первой мировой войной, чтобы предпринять более решительные действия. Окончилась провалом и политика разоружения, проводимая Лигой Наций - в большей степени по причине внутренних размолвок между странами-членами.

К началу Второй мировой войны Лига Наций полностью потеряла своё международное значение как гаранта международного мира и безопасности. Лига Наций прекратила своё существование 20 апреля 1946 года.

Современное международное право

Создание ООН и её деятельность

Основная статья: Организация Объединённых Наций

В ходе Второй мировой войны руководители стран антигитлеровской коалиции пришли к выводу, что после победы, в целях поддержания международного мира и безопасности, будет необходимо создать новый международный механизм, лишённый недостатков Лиги Наций. результате Московской, Тегеранской и Крымской мирных конференций были сформулированы идеи о том, что таким механизмом может стать новая международная организация, которая бы стала преемником идей и принципов Лиги, однако обладала бы большими полномочиями и инструментами для поддержания всеобщего мира. Идея «добра с кулаками» была высказана Уинстоном Черчиллем ещё в 1938 году:

Если с Лигой Наций поступили дурно и разрушили её, то мы обязаны построить её заново. Если значение лиги народов, стремившихся к миру, свели к нулю, то мы обязаны превратить её в лигу вооружённых народов, народов, настолько верных своему слову, чтобы не нападать на других, и настолько сильных, чтобы самим не подвергаться нападению.

Все эти принципы и идеи были закреплены в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года и были воплощены в жизнь на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, в ходе которой был подписан Устав ООН. ООН стала новой международной организацией, основной ареной международного взаимодействия и сотрудничества. Устав ООН стал новой вехой развития международного права, закрепив его основополагающие принципы:

  • Суверенное равенство всех членов ООН;
  • разрешение международных споров исключительно мирными средствами;
  • Отказ в международных отношениях от угрозы силой или её применения каким-либо образом, несовместимым с целями ООН;
  • Невмешательство ООН в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства;
  • Равноправие и самоопределение народов;
  • Территориальная целостность государств;
  • Уважение прав человека и основных свобод;
  • Добросовестное выполнение международных обязательств;
  • Сотрудничество государств;
Преамбула Устава ООН

Мы, народы Объединённых Наций, в полной решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, стремимся вновь утвердить веру в основные права и свободы человека.

Составной частью Устава стал Статут Международного Суда, учредивший первый за всю историю международный суд, обладающий компетенцией в сфере разрешения споров между государствами. Принципиально новым стало закрепление в Уставе ООН запрета «права государства на войну». Благодаря влиянию Нюрнбергского и Токийского трибуналов, военная агрессия, её планирование и ведение стали международным преступлением, наряду с геноцидом. Ответственность за их совершение могла быть наложена на высшие должностные лица государства, что стало одним из элементов новой системы гарантий международного мира. Согласно Уставу ООН, к агрессору могли быть применены не только экономические и правовые санкции. крайних случаях допускалась военная интервенция объединённых сил стран-участниц ООН. Ещё одним гарантом поддержания мира стал учрежденный в рамках ООН Совет Безопасности, состоящий из пяти постоянных членов (наиболее влиятельных стран мира - СССР, США, Франции, Великобритании и Китая) и 10 других членов, меняющихся по принципу ротации. Совет Безопасности стал главной площадкой для международного общения и принятия решений, касающихся всеобщей безопасности и международного мира. рамках функции ООН по контрою и разоружению, организацией проводились миротворческие операции, был разработан и открыт для подписания Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года.

Флаг Организации Объединённых Наций

Устав ООН также закрепил право народов на самоопределение и принцип всеобщего равенства больших и малых государств, что послужило началом процесса деколонизации, происходившего под руководством ООН. После окончания Второй мировой войны обрели независимость многие колонии Великобритании, Испании и других стран: Индия, Марокко, многие африканские и азиатские страны.

С самого начала своей деятельности ООН предприняла ряд мер по кодификации норм международного права. рамках ООН были разработаны и заключены ключевые международные договоры и соглашения. Всеобщая декларация прав человека 1948 года, вместе с Международным пактом о гражданских и политических правах и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах провозгласила основные права и свободы человека, положив начало всемирному движению за права человека. 1969 году была заключена подготовленная Комиссией международного права ООН Венская конвенция о праве международных договоров, закрепившая основные правила заключения международных договоров, их изменения и признания недействительными.

Женевские конвенции

Основная статья: Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (1949)

Новый этап в развитии международного гуманитарного права охарактеризовали Женевские конвенции 1949 года:

  • Женевская конвенция (I) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;
  • Женевская конвенция (II) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших; кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море;
  • Женевская конвенция (III) об обращении с военнопленными;
  • Женевская конвенция (IV) о защите гражданского населения во время войны;

Данными актами были закреплены новые гуманные правила ведения боевых действий: закреплялся статус мирного населения, запрещалось уничтожение госпитальных судов на море, регулировался порядок взятия в плен, содержания в плену, условия труда военнопленных. Женевскими конвенциями были установлены международные обозначения лагерей военнопленных и полевых госпиталей.

В 1951 году была заключена также Женевская конвенция о статусе беженцев, закрепившая правила присвоения лицу статуса беженца, установившая нормы, регулировавшие условия содержания беженцев и обязанности принимающей их страны.

Основная статья: Совет Европы Основная статья: Европейский Союз

Однако ООН не стала единственной международной организацией. послевоенном мире государства осознали, что международная организация является отличным способом организации международного общения не только на глобальном, но и региональном уровне. рамках Европы в 1949 году был учрежден Совет Европы, целью деятельности которого являлось «осуществление более тесного союза между его членами для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействовать их экономическому и социальному прогрессу». рамках данной международной организации была принята Конвенция о защите прав человека и основных свобод (подписана в Риме в 1950 году). Примечательна данная Конвенция тем, что её участники гарантируют исполнение её требованием через деятельность уникального в истории международного права органа - Европейского суда по правам человека.

Конец XX века в истории международного права также был отмечен возникновением международных интеграционных образований, среди которых наиболее значимым является Европейский Союз. ЕС стал новым явлением в международном праве - прежде всего благодаря своей двойственной природе, совмещающей в себе свойства как международной организации, так и государственного образования. рамках ЕС была принята Хартия Европейского союза об основных правах 2000 года.

Примечания

  1. Игнатенко, Тиунов, 2010, с. 48
  2. Malcolm N. Shaw, 2008, с. 14-16
  3. Коровин, 1946, с. 116
  4. Потемкин В. П. История дипломатии. Том 1: С древнейших времен до нового времени.- М.: 1941-1945. - С. 47
  5. Античное международное право // Вводная лекция по международному праву. - Одесса: ОНЮА, 2011.
  6. Алексиева Б.Б. Тенденции развития института консульских привилегий и иммунитетов: диссертация … кандидата юридических наук: 12.00.10. - М., 2006. - С. 11-15
  7. 1 2 Глебов, 2006
  8. Ермолович Г.П. Международное право: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - С. 12-13.
  9. Игнатенко, Тиунов, 2010, с. 52
  10. Правила войны в Средние века. Проверено 22 сентября 2013.
  11. История мусульманского права
  12. Шестаков С.Ю. Политико-правовые идеи Гуго Гроция // История политических и правовых учений.
  13. Гуго Гроций. О праве войны и мира. - М.: Ладомир, 1994. - С. 47.
  14. Учение Гроция о государстве и праве // История политических и правовых учений - Краткий учебный курс / Под общей ред. В.С. Нерсесянца. - М.: НОРМА–ИНФРА М, 2000.
  15. Левин Д.Б. История международного права. - М., 1970. - С. 132.
  16. Коровин, 1946, с. 69
  17. Вестфальский мир: История международных отношений (VIII - первая половина XIX веков)
  18. Архаизм в системе международных отношений. Newtimes.az (20 мая 2013). Проверено 22 сентября 2013.
  19. Мюнстерский мирный договор, пункт CXXIII. Проверено 22 сентября 2013.
  20. Игнатенко, Тиунов, 2010, с. 56
  21. История политических учений / Под ред. С.Ф. Кечекьяна и Г.И. Федькина. - М., 1955. - С. 376.
  22. Иеремия Бентам. Освободить французские колонии! Emancipate your colonies! (1830) by Jeremy Bentham (англ.). Проверено 22 сентября 2013.
  23. История политических и правовых учений / Под общей ред. Лейста О.Э.. - М.: Изд. «Зерцало», 1999.
  24. Игнатенко, Тиунов, 2010, с. 59
  25. Тарле Е.В. Венский конгресс, в кн.: История дипломатии. - 2 изд., Т. 1, М., 1959
  26. Лазутин Л.А. Правовая помощь по уголовным делам как межотраслевой нормативный комплекс. - М., 2008. - С. 8.
  27. Заботкин, А. С. Вклад ученых дореволюционной России в развитие международного гуманитарного права.. Проверено 27 августа 2009. Архивировано из первоисточника 3 июня 2012.
  28. Мартенс, 1882, с. 178
  29. Версальский мирный договор / Полный перевод с французского под редакцией Ю.В. Ключникова и А. Сабанина. - М.: Издание Литиздата НКИД, 1925. - С. 7.
  30. Лига Наций. Электронная еврейская энциклопедия. Проверено 22 сентября 2013.
  31. Речь Вудро Вильсона в защиту Лиги Наций в г. Пуэбло. Проверено 22 сентября 2013.
  32. Ходнев А.С. Проблемы создания Лиги Наций: взгляд из Лондона // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 4. - Том I. (Гуманитарные науки).
  33. The end of the League of Nations. The United Nations Office at Geneva. Проверено 18 мая 2008. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.
  34. Wit and Wisdom of Winston Churchill (англ.). National Churchill Museum. Проверено 30 июня 2013.
  35. Устав Совета Европы - Международные акты о правах человека. Сборник документов. - М., 1998. - С. 537

Литература

  • Международное право / Отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.В. Тиунов. - 5-е изд., перераб. и доп.. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. - 783 с. - 4000 экз. - ISBN 978-5-16-004137-7.
  • Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. - СПб., 1882. - Т. 1. - 430 с.
  • Глебов И.Н. Международное право: учебник. - М.: Издательство: Дрофа, 2006.
  • Коровин Е.А. История международного права. - М., 1946.
  • Malcolm N. Shaw. International law. - Sixth Edition. - Cambridge University press, 2008. - 1542 p. - ISBN 978-0-511-45559-9.

история международного права, история права

История международного права Информацию О