Леонид малев. Директор легендарного ансамбля Александрова: «Наша задача — делать державу привлекательной


Именем Александрова Россия свободна

…В руки случайно попал прелюбопытный документ - цитируемость ансамбля Александрова в прессе (от ТВ до Интернета) за 2015 год по сравнению с десятком других, схожих по эстетике коллективов. Отрыв впечатляющий. Это как сравнивать Большой театр и какую-нибудь местечковую труппу. Во-первых, в глаза бросается масштаб «александровских деяний», а это под 300 концертов в год, из которых примерно половина - выступления полного состава ансамбля (хор, оркестр, балет). Во-вторых… собственно, это был мой последний вопрос полковнику Малеву - тоже, кстати, абсолютно легендарной личности: как удается столько лет держать планку, не скатиться в какое-то дурновкусие, кривляние? Малев ответил как выдохнул, даже не выдержав паузы: «Да как с такой традицией, с такими корнями куда-то скатишься? Мы не имеем права. За нами - Россия».

Мое знакомство с Академическим ансамблем песни и пляски Российской армии имени Александрова началось необычным образом: я уже приехал в их штаб-квартиру на Плющихе, как вдруг Леонида Малева неожиданно позвали в главный Александровский зал: «Все вас ждут». «Кто ждет? Кто распорядился?..» - директор Малев недоуменно входит в зал, а там уже собрался весь коллектив - он просто ахнул: общественная организация РАЕН вручила Леониду Ивановичу свою высшую награду - орден Москвы.

Но дело даже не в награде как таковой, а в поддержке всего коллектива, которую в приказном порядке не получишь. Более двухсот артистов стоя аплодировали своему начальнику, спев ему в итоге «Многая лета», а ведь нет ничего важнее родственной атмосферы внутри ансамбля, тем более такого организационно сложного. Грядет 90-летие александровцев - хороший повод поговорить с директором о нынешнем статусе прославленного коллектива. Тем более когда главный девиз директора - «Прежде думай о людях, а потом о себе».

«Поляков никто не заставлял петь здравицу Путину»

Понятно, что ансамбль носит имя человека, написавшего музыку к нашему гимну, и вы не раз участвовали в создании «эталонной версии»; какие здесь есть подводные камни, секреты?

Секрет вот в чем. Когда три года назад мы открывали памятник А.В.Александрову, министр обороны Сергей Кужугетович Шойгу справедливо отметил, что слова к гимну менялись три раза, а музыка оставалась неизменной. И он предложил записать гимн со звездами российской эстрады для популяризации главной песни страны. Для записи на «Мосфильм» мы пригласили Олега Газманова, Ларису Долину, Алсу, Валерию, Дениса Майданова, Александра Маршала и других артистов. Диск с гимном потом разослали во все посольства Российской Федерации за рубежом, воинские части, отдаленные гарнизоны, на корабли - это очень важная история… Есть такая особенность. В Законе о Государственном гимне сказано: «Государственный гимн Российской Федерации должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом».

- Но не все следуют этой редакции?

Увы. Играют кто во что горазд, в разных тональностях, в разных темпа… Оригинальная тональность (в приложенной к закону партитуре) - до мажор. Есть еще нюансы: в оркестровом (инструментальном) варианте может исполняться один куплет, а если со словами, то обязательно должны быть исполнены все три куплета. Текст, мелодию и ее ритмический рисунок менять нельзя! Любые изменения преследуются по закону. Но зачастую, особенно в настоящее время, различные исполнители меняют и мелодию, и ритм, и даже гармонию, замедляют или ускоряют темп. Все это кардинально меняет всю музыкальную палитру, а главное - характер и предназначение музыкального символа нашего государства… Это недопустимо.


Директор ансамбля Александрова Леонид Малев. Фото: пресс-служба ансамбля Александрова

Оттолкнемся от реалий сего дня. Кто-то в шутку, в качестве комплимента зовет вас «главным идеологическим оружием России», но страны Балтии, похоже, эту шутку обратили в явь, не пустив вас в декабре на свою территорию…

В прошлом году мы праздновали 70-летие окончания Великой Отечественной войны, и ансамбль с военной песней выступал во всех столицах европейских государств, освобожденных Красной Армией от немецко-фашистских захватчиков; конечно, планировали приехать и в Таллин, Вильнюс, Ригу. Сначала пошли высказывания их высоких чиновников, что «мы сильные и не боимся песенного оружия, нас не испугаешь русскими барабанами и тромбонами»; затем они запросили списки военнослужащих (а в ансамбле служат как военные люди, так и штатские), мотивируя это тем, что военные должны по особому статусу въезжать через границу… Что ж, мы включили в списки только штатский персонал, дабы упростить все процедуры и никого не раздражать. Отправили им репертуар. Уже были подготовлены концертные площадки, но… в итоге прибалтийские чиновники решили нам все-таки отказать. Хотя, повторюсь, мы объехали всю Европу, и нашей крайней точкой стала Варшава.

- Даже в Польше не отказали.

Ну что вы, в Польше нас так принимали! А прибалты объявили ансамбль идеологическим оружием ушедшей эпохи. Ну и, хочу я спросить, где же разница между жесткой цензурой коммунистической идеологии, против которой они выступают, и их нынешними «демократическими» действиями? То же самое, только наоборот. Есть афиша, есть концерт, каждый вправе выбирать - хочет он это слушать или нет. А тут руководители всё решили за народ. Хотя я был там накануне: люди хотели прийти на наш концерт. И где же тут их демократия? Ансамбль Александрова весь мир объехал, выступая в Штатах, Канаде, Франции, Великобритании… нигде подобных проблем не возникало. Какая идеология может быть в «Смуглянке» или в «Калинке»?..

Как контрпример - на гастролях в Польше вы даже не включили в программу «Священную войну», но они сами попросили.

Был такой случай в одном из польских городов. И зал в финале концерта, очень удивившись, что не было «Священной войны», стал ее требовать хотя бы на бис. Поляки замечательно нас всегда принимают. Ни разу не было случая негативного отношения: люди дарят цветы, мягкие игрушки, даже конфеты солистам… Помню наш концерт в городе Коженице как раз в день 60-летия Владимира Путина. И, находясь вдали от родины, мы решили исполнить в честь президента «Многая лета». Объявили, исполнили, а потом я полякам предложил: вы тоже можете исполнить в честь нашего президента свою здравицу. И весь трехтысячный зал встал и стоя спел «Sto lat»: «Пусть живет сто лет Владимир Путин!». Видео есть в Интернете. Причем все пришли в зал по билетам, не было приглашенных… никто их не заставлял, но они спели. А это индикатор отношения простого народа к нашему президенту.

- А президенту другой страны могли бы спеть?

Я спрашивал у поляков, говорят - нет.

«Почему бы им не назваться ансамблем полиции - чего топтать наш огород?»

- Артисты из вашего ансамбля сдают нормативы по боевой подготовке?

Ну разумеется. К артистам-военнослужащим - свои жесткие требования. Бегают кросс, подтягиваются, выезжают на стрельбы… Раз носишь погоны, то ты как военнослужащий должен сдавать нормативы и всегда быть в форме. Но главное, конечно, выполнить свои обязанности на сцене. Ведь мы же - особый отряд Вооруженных сил…


Исполнение Гимна России, Государственный Кремлевский дворец, 4 октября 2013 года. Фото: пресс-служба ансамбля Александрова

- Награды, с которыми артист выходит на сцену, разумеется, настоящие?

Разумеется! У нас многие имеют награды за наши выступления в «горячих точках», ведомственную медаль «Генерал-майор Александр Александров», медаль «За возвращение Крыма» и другие.

Разъясните ситуацию в отношении вашего давнего спора с ансамблем Внутренних войск МВД, который, выезжая за рубеж, использует ваш бренд «хора Красной Армии»… Воз и ныне там?

Тут все просто: была Красная Армия - мы были ансамблем Красной Армии; с 1946-го мы стали называться ансамблем Советской Армии, затем - Российской… Это понятная преемственность, это наша 90-летняя история. У ансамбля Внутренних войск МВД история иная: он был создан в 1973 году в составе Внутренних войск. Соответственно, Внутренние войска до этого назывались НКВД, еще раньше - конвойные войска. Ну и какая связь с Красной Армией? Нет, объясните?.. Когда-то конвойные войска входили в состав Красной Армии по призыву. Но это был 1925 год - не смешно ли? Ну, назовитесь тогда ансамблем песни и пляски конвойных войск - это будет исторически правильно.

- Да ну что вы, это жуть какая-то…

Зато честно. И потом, посмотрите с другой стороны: есть же ветераны Внутренних войск, у них тоже свои обычаи и традиции. Им приятно читать на зарубежных афишах про «хор Красной Армии»? Это как чужой паспорт показывать. Я говорил им как-то: назовите себя ансамблем полиции России. Это же звучит! Такого ни у кого нет, прекрасный профессиональный коллектив. Но нет…

- Так когда в этой истории будет поставлена точка?

Правда должна восторжествовать. Потому что логики в их действиях нет никакой. Чужие грядки топтать нехорошо. И что иностранец потом должен о нас думать? Вместо армии попал в полицию!..

Не то слово. Наши концерты за рубежом проходят при неизменных аншлагах, среди почетных зрителей - первые лица государств, интерес со стороны средств массовой информации отражает интерес жителей той или иной страны к ансамблю Российской армии и к России в целом. У нас всегда живое исполнение, к тому же мы практически всегда учим песню на языке той страны, куда едем… К слову, в 2015-м репертуар ансамбля пополнили 12 народных песен - китайские, еврейские, болгарские, сербские, венгерская и румынская… Надо понимать, что мы формируем мнение и уважение к целому российскому народу.

- Ну, тогда самое время поговорить о традициях.

Восемь традиций ансамбля Александрова

Первая. Итак, артисты разучивают новую песню на языке принимающей страны, причем лингвистически подходят к процессу очень ответственно, будь то итальянская народная песня или китайская.

Вторая. С определенного момента ансамбль решил начинать все свои концерты жестко по времени: написано в афише - семь вечера, значит, представление начнется ни минутой позже. Никаких тебе традиционных задержек на 15–20 минут.

Ну вот представьте себе, - продолжает Леонид Малев, - группа из 120 человек переезжает из города в город, плюс грузовик с реквизитом. Если мы назначили отъезд из гостиницы на пять утра, значит, ровно в пять три автобуса отойдут.

- А кто не успел - на такси?

Таких, «кто не успел», уже просто нет. Мы же говорим о традициях. Завели - соблюдаем. Вот поехали в турне по Чехии и Словакии - импресарио вдруг подходит ко мне: «Надо начать концерт на 20 минут позже». - «Почему?» - «Зал большой, несколько тысяч мест, люди на машинах приехали, припарковаться не могут, тем более все знают, что начнут позже». - «Сколько уже сидит, а сколько не хватает?» - «4500 сидят, еще 400 в пути». - «То есть тысячи человек должны ждать, пока остальные придут?..» Короче говоря, начали мы вовремя. Импресарио аж позеленел от негодования. Во втором городе история повторилась. В третьем… смотрю - импресарио уже не подходит ко мне, молчит. Я у него спрашиваю: «Рудольф, а что же вы не просите в этот раз отложить начало?» - «Потому что по всему городу объявили, что русские начинают вовремя, не опаздывайте». А со временем все привыкли и даже иной раз устраивали тотализатор - начнем мы вовремя или нет. Появились статьи с такими названиями: «Русским можно верить, они делают всё точно как куранты или часы на Биг-Бене». Раз у них вот так всё, значит, с ними можно иметь дело - в бизнесе, политике, культуре…

Третья. Из вышесказанного вытекает следующая традиция: мы должны влюбить в себя тех, кто о нас еще не знает, упрочить мнение о себе у тех, кто знает, но подзабыл, а главное - удивлять, показать красивую и привлекательную Российскую армию. После концертов к нам подходили студенты из Праги, Братиславы и говорили: «Послушав ваши красивые песни, мы решили завести у себя новшество - кружки русского языка, чтобы лучше понимать смысл». Другие подходят: «Теперь мы обязательно поедем на каникулы в Москву или Петербург». Порождаем симпатию к армии и к стране. Для наших ребят это прекрасная реклама призыву. Как для контрактников, так и для срочников. Мы показываем родителям, что в эту армию не страшно идти служить.


Фото: пресс-служба ансамбля Александрова

Четвертая. Стали использовать экраны во время концертов, но тут нельзя переборщить, нельзя с этим заигрывать, увлекаться видеорядом. В основном там отображаются переводы русских песен на иностранный язык, смыслы для ансамбля Александрова очень важны.

Пятая. Каждый Новый год, когда в Москве бьют куранты, открывается шампанское и люди в кругу семьи встречают Новый год, ансамбль выезжает в отдаленные гарнизоны России.

2016-й мы встретили в Нальчике и Владикавказе, выступая перед военнослужащими и их детьми, 2015-й - на Дальнем Востоке, 2014-й - на Северном флоте. Пока у других праздник, мы несем праздник на дальние рубежи и в самые отдаленные гарнизоны. Мы для этого и предназначены и эту традицию не нарушим.

- Вы упомянули детей…

Правильно, мы стали делать для детишек военных новогодние сказки - «Про Ивана-молодца, удалого храбреца», многие другие. Вы не представляете, как это важно для семей военнослужащих, которые находятся многие месяцы на посту! К тому же каждый ребенок получает сладкий новогодний подарок в виде Спасской башни от министра обороны. Кстати, в этом году мы пригласили на представления и детей военнослужащих чеченского ОМОНа, и каждый получил свою Спасскую башню.

Шестая. За границей (первый раз - в Словакии) ансамбль стал проводить мастер-классы в музыкальных учебных учреждениях - от школ до консерваторий.

Седьмая. За рубежом концерт начинается с внесения государственных флагов России и принимающей страны под песню «Несокрушимая и легендарная». Флаги устанавливаются на сцене на время всего концерта, что поддерживает особую атмосферу в зрительном зале.

Восьмая. Приезжая в тот или иной город, актив ансамбля обязательно навещает местных ветеранов, еще оставшихся в живых, но ограниченных в передвижениях.

Вот мы говорим: надо заботиться о ветеранах, - продолжает Малев, - слова словами, а надо идти и делать. Вот ансамбль и обратился ко всем деятелям искусства: когда вы приезжаете в город с концертом, почему бы заранее не договориться с социальной службой, чтобы навестить ветерана? Многие-то уже из дому выйти не могут… но живы эмоциями и чувствами. Вот мы с прошлого года затеяли эту традицию: берем с собой продуктовый набор, чтобы человеку было приятно, приезжаем на квартиру и выступаем прямо там. Бесплатно и без лишних слов. Вы не представляете, какая это радость для ветерана! Может, это жизнь ему продлит на несколько недель или месяцев.

«Певец Басков, встаньте в хор!»

Раньше ансамбль плотно работал с великими композиторами-песенниками - Соловьевым-Седым, Блантером, Дунаевским etc. Как сейчас строится работа с авторами? Репертуар пополняется?

Так же и сейчас. Для нас пишут Александра Пахмутова и Николай Добронравов, Илья Резник и Игорь Матвиенко, Ким Брейтбург, Владимир Шаинский, Олег Газманов - очень многие. Иные песни рождаются буквально на глазах - как, например, «Вежливые люди». Слова написал начальник Управления культуры Минобороны Антон Губанков, музыку - зам. начальника ансамбля Вячеслав Уманец. За несколько дней - миллион просмотров…

То есть ансамбль Александрова - это не какое-то закостенелое музыкальное учреждение из прошлого, а очень отзывчивый к действительности коллектив.

Да, и вот вам интересный факт: в 2015 году наш репертуар пополнили 28 новых произведений.

- Кстати, о звездах эстрады. Это правда, что давным-давно в ансамбль не взяли Баскова?

Была такая история. Его прослушали и предложили работу в хоре. Но Николай ответил: «Нет, в хор не встану».

- Впоследствии вы с ним работали уже как со звездой?

Конечно. В зале Чайковского, например, на наш прошлый юбилей. Ну, он, конечно, припомнил. Сказал со сцены, что его в ансамбль не взяли. Думаю, во время выступления Николай почувствовал всю силу нашего хора…

- Коллектив у вас немаленький - есть ли проблемы с набором хористов, оркестрантов, танцоров?

Коллектив устоялся - стабильный, управляемый, высокопрофессиональный, дисциплинированный. Проблема одна: хотелось бы, чтобы заработная плата была несколько выше, чем она сегодня есть. Для стабильности коллектива это очень важно. Потому что экономическая обстановка меняется, людям трудно жить.

- Артист должен на кураже выйти на сцену. Как поддерживать в нем этот драйв?

После каждого выступления мы подводим итоги, кого-то отмечаем, стараемся говорить добрые слова. Это сплачивает и без того дружную команду нынешнего состава александровцев. Вы же видите, как все стоят на сцене - по-военному подтянутые, красивые, всё делают с удовольствием. Приятно смотреть. Не зря поклонники называют нас ансамблем высокой моды. У наших артистов всегда на первом месте - гордость за свою профессию и за тот коллектив, в котором ты работаешь. За рубежом и у нас в стране ансамбль Александрова - это визитная карточка России, особый творческий отряд Российской армии.

На этой неделе появилась информация, что министр обороны Анатолий Сердюков подписал приказ о ликвидации учреждений культуры и искусства, находящихся в ведении Минобороны. Одним из наиболее распространенных типов культурных учреждений в составе Министерства обороны являются Дома офицеров. Зачастую в них располагаются кинотеатры, спортзалы, различные кружки. Что же теперь будет с домами культуры, с Театром Российской армии и с Краснознаменным академическим ансамблем песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова? В гостях студии побывал директор ансамбля, заслуженный работник культуры РФ Леонид Иванович Малев. Он разъяснил ситуацию в беседе с культурным обозревателем Григорием Заславским.

Заславский : В студии - Григорий Заславский. Добрый день. И я с удовольствием представляю сегодняшнего гостя. Это директор Краснознаменного ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова Леонид Малев. Леонид Иванович, я приветствую вас в студии "Вестей ФМ".

Малев : Да, Григорий, здравствуйте. Я вас тоже приветствую, рад вас видеть.

Заславский : Ну, начнем мы, наверное, вот с тех публикаций, которые выходят на этой неделе и которые вот меня лично очень взволновали, потому что я как театральный критик, естественно, привык уже ходить в Театр Российской армии, знаю его замечательную труппу, этого театра, зная о том, что есть и другие театры. И вы знаете, что я давний поклонник вашего ансамбля, даже у машине у меня диск с песнями в исполнении александровцы. Ну и, естественно, когда читаешь, что приказ министра обороны 840, там так обозначено о ликвидации культурно-просветительских учреждений, начинаешь беспокоиться за судьбы тех, кто тебе особенно дорог, то есть Театра Армии, Александровского ансамбля и Грековской студии военных художников. Угрожает ли этот приказ каким-либо образом вам?

Малев : Григорий, нам этот приказ не угрожает. И вообще странная постановка вопроса, я уже прочитал сегодня "Московский комсомолец", там как-то все агрессивно: ликвидация учреждений культуры, министерство обороны… Ну, совершенно перевернуто, что говорится о ликвидации. Ну, ликвидация, и фильм недавно был "Ликвидация", но ликвидация - там ликвидировали банду. Что значит ликвидация? Надо совершенно людей не вводить в заблуждение и не вносить путаницу в вооруженных силах и для отдельных гарнизонов и так далее. Ну, не совсем корректно.

Если конкретно говорить о ликвидации, речь идет вообще о реформировании учреждений культуры, как и других учреждений, которые есть в Министерстве обороны и Вооруженных силах в целом. Идет сейчас в целом совершенно иная система обустройства войск, идет совершенно другая система управления войсками, как бы все по-другому становится. Идет сокращение Вооруженных сил. Но соответственно если Вооруженные силы сокращаются, сокращаются и подразделения или учреждения, которые способствовали выполнению главной задачи, боевой задачи по сути дела. Ну как складывалось? Вот еще по старой схеме. Вот есть гарнизон, условно говоря, возьмем Курск или возьмем, допустим, Североморск или Мурманск. Раньше на территории гарнизона находились несколько разных Домов офицеров разной принадлежности.

Поясняю. Например, стоят в гарнизоне, допустим, авиационные части - раз, стоят морские части и сухопутные части. Так складывалось по старой системе, что, допустим, авиационные части имели свой офицерский клуб, военно-морской флот имел свой матросский клуб, сухопутные войска, имели Дом офицеров. Вот на территории, допустим, Мурманска или, к примеру, Курска (ну, там не было моряков, там были другие, например, войска) находилось два-три учреждения культуры. Ну, казалось бы, вот так складывалась система.

Сегодня идет оптимизация вооруженных сил, идет реформирования вооруженных сил. Но соответственно, значит, совсем другая структура подчиненности. И если, допустим, в гарнизоне в Курсе выводят какие-то воинские части, к примеру, авиацию, то соответственно выводится и учреждение культуры. Ну как? Оно, в принципе, не уничтожается и, как мы говорим, не ликвидируется. Данное учреждение культуры перепрофилируется, передается в местные органы самоуправления. То есть на этом месте, куда люди приходили, они туда же приходят, только этот очаг, это учреждение культуры будет подчиняться уже местным. То есть оно не ликвидируется, люди не лишены доступа к учреждениям культуры.

Заславский : Да, самое главное, чтобы не лишались люди того самого конституционного права доступа к произведениям культуры, вообще к культуре.

Малев : Ну вот и получается, если ряд гарнизонов (ну так система складывалась, это чистая правда), и совершенно, как бы получается, ликвидировали. Значит, что получается? Был гарнизон, не стало учреждения культуры, и жизнь остановилась. А ведь в Министерстве обороны четко понимают, что наступают и выходные дни, и праздничные, и предпраздничные дни, и наступает вечернее время…

Заславский : Да, "у солдата выходной - пуговицы в ряд…"

Малев : Да. Ну там есть солдатский клуб, это другая ситуация. Но есть офицеры, они идут в очаг культуры, в учреждение, там они отдыхают, там они проводят время. И что самое важное - чем лучше работает учреждение культуры в гарнизоне, в любом учреждении культуры, особенно, конечно, в небольших гарнизонах, тем, по сути дела, меньше происшествий, меньше нарушений дисциплины.

Слушайте интервью на другие актуальные темы на сайте

Окончил Львовское высшее военно-политическое училище, факультет культпросветработников в 1977 г., Военно-политическая академию им. В.И. Ленина, общевойсковой факультет в 1985 г., адъюнктуру при Гуманитарной академии ВС в 1992 г.

Служебная деятельность:
1. 300 гвардейский учебно-танковый полк 48 гвардейской учебной танковой дивизии, начальник клуба, заместитель батальона учебно-боевых танков по политической части (1977-1982).
2. 181 танковый полк 24 мотострелковая дивизия, заместитель командира полка по политической части (1987).
3. Львовской высшее военно-политическое училище, преподаватель кафедры партийно-политической работы (1987-1989).
4. Управление культуры и досуга комитета по работе с личным составом Вооружённых Сил, начальник культурно-коммерческого отдела (1992).
5. Главное управление по работе с личным составом Министерства обороны Российской Федерации, начальник группы отдела культуры (1992-1994).
6. Управление воспитательной работы МО РФ, начальник группы 4 отдела (1994-1995).
7. Главное управление воспитательной работы МО РФ, начальник группы отдела культуры, заместитель начальника отдела культуры, заместитель начальника отдела культуры управления воспитательной работы, начальник отдела культуры управления воспитательной работы (1995-2002).
8. Начальник Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В.Александрова (с 2002).

  • Медаль « За безупречную службу» 3 степени (1982).
  • Медаль «60 лет ВС СССР» (1978).
  • Юбилейная медаль «70 лет ВС СССР» (1988).
  • Медаль «За безупречную службу» 2 степени (1988).
  • Почётное звание «Заслуженный работник культуры РФ» (1997).
  • Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997).
  • Знак «За достижения в культуре» (2000).
  • Медаль «За воинскую доблесть» 1 степени (2000).
  • Нагрудный знак «За отличие в службе» (2001).
  • Орден «За воинские заслуги» (2002).
Звезды, великие артисты, мировые знаменитости - слова, которые мы употребляем для обозначения отношения к личности. И все это кажется «пеной дней» в сравнении с реальными делами, о которых не трубят на всех перекрестках. Скромно и спокойно работает по своему армейскому плану Дважды Краснознаменный академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова.

Коллектив постоянно выступает в воинских частях, госпиталях, горячих точках. Артисты приезжают в гости к военнослужащим, что несут службу в Чечне, Таджикистане, Приднестровье, Абхазии. Концерты проходят в Дальневосточном, Приволжском, Уральском округах, на Северном и Дальневосточном флотах.

Организатором и первым музыкальным руководителем коллектива был профессор Московской консерватории им. П.И. Чайковского, народный артист СССР, выдающийся русский композитор и дирижер, автор Государственного Гимна нашей страны генерал-майор А.В. Александров. Интересно отметить, что Александр Васильевич был последним регентом хора храма Христа-Спасителя, а затем работал хормейстером в камерном театре режиссера А.Я. Таирова, руководил Московской государственной академической капеллой, консультировал работу хора в музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

В 1928 году А.В. Александрову предложили стать музыкальным руководителем организуемого при Центральном доме Красной Армии Ансамбля красноармейской песни. Богатый опыт разносторонней работы помог ему в дальнейшем в формировании многоплановой репертуарной политики коллектива, положил начало созданию и развитию коллективов нового типа - ансамблей песни и пляски. В репертуаре появляются обработки А.В. Александрова таких песен времен гражданской войны как «Гулял по Уралу Чапаев-герой», «Там, вдали за рекой», «По долинам и по взгорьям». В самом начале Великой Отечественной войны он создал знаковое произведение - «Священную войну» на слова В.И. Лебедева-Кумача. Она стала гимном борьбы с фашистами, а ансамбль стали называть «Поющим оружием победы».

С 1946 по 1987 год ансамблем руководил сын А.В. Александрова - Герой Социалистического труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, композитор и дирижер, генерал-майор Борис Александров. С ансамблем сотрудничали Матвей Блантер, Эдуард Колмановский, Людмила Лядова, Борис Мокроусов, Вано Мурадели, Анатолий Новиков, Василий Соловьев-Седой, Ян Френкель, Арам Хачатурян, Тихон Хренников и многие другие выдающиеся композиторы. Да и Б. Александров создал немало произведений, обработок народных песен. Чего стоит одна только знаменитая оперетта «Свадьба в Малиновке».

Состав коллектива все время обновляется, а традиции бережно сохраняются. Все артисты ансамбля имеют специальное музыкальное и хореографическое образование. Хор признан одним из лучших мужских хоров мира. Танцевальная группа с честью удерживает завоеванные александровцами высоты хореографического искусства. Успех работы хора, солистов и танцоров зависит и от звучания уникального по составу оркестра.

В репертуаре ансамбля более 2000 произведений: песни отечественных композиторов, народные песни и танцы, солдатские пляски, духовная музыка, классические произведения русских и зарубежных композиторов, шедевры мировой поп-музыки. «Хитами» стали «Калинка», «Катюша», «День Победы», «Очи черные», «Вечерний звон». Сегодня для коллектива пишут музыку композиторы Эдуард Ханок, Александра Пахмутова, Ким Брейтбург, стихи - поэты Илья Резник, Николай Добронравов, Сергей Сашин.

Сейчас директором ансамбля является заслуженный работник культуры России полковник Леонид Малев. Вместе с ним в коллективе трудятся художественный руководитель и главный дирижер, народный артист России, профессор Игорь Раевский, дирижеры заслуженный работник культуры России подполковник Геннадий Саченюк и заслуженный артист России Николай Кириллов, главный балетмейстер, народный артист России Лев Куликов.

Мы беседуем с Леонидом Малевым.

Леонид Иванович, что является основой ансамбля? Когда вы пришли сюда, наверное, мечтали привнести что-то новое?

Новое, как известно, это хорошо забытое старое. Помогает обращение к истокам. У ансамбля на заре его истории были в почете литературно-музыкальные композиции. Это и «Первая конная в песнях», и «Красный флот в песнях», и «Приамурская дивизия в песнях», и ряд других. Там были и сюжетная линия, и кульминация, и определенная тематика. В них звучала музыка, поэзия и проза, пелись народные и революционные песни, исполнялись лихие пляски. Сегодня эти композиции называют мюзиклами. Потом это было забыто ввиду неактуальности. Мы попробовали создать современный мюзикл - «Гимн дому твоему». Затем придумали совершенно новый формат - новогодний спектакль-феерию «Про Ивана-молодца, удалого храбреца». Мне говорили: «Леонид Иванович, какие вообще новогодние сказки? Это же Ансамбль Александрова!»

Хотели привлечь новую аудиторию?

Совершенно верно. Первое - изменение формата на сцене, второе - изменение зрительской аудитории. Сказки на сцене и сейчас продолжаются. Когда это начиналось, многие вообще не понимали, что происходит. А все очень просто. Один из ведущих артистов хора - Дед Мороз, артисты балета танцуют, артисты хора поют. Какая же сказка без песни и хорошего танца?

После мюзиклов и новогодних елок у нас появился детский хоровой коллектив. Начались совместные выступления ансамбля и хора мальчиков. Концерты переросли в европейские турне. Есть в Европе такое направление как «military tattoo», когда военные оркестры выступают на улицах. Нас пригласили в Канаду по случаю 400-летия Квебека. Туда приехали коллективы из 12 стран мира, в том числе музыканты из США, Великобритании, Франции, Германии. Ну, и наш ансамбль.

А там, оказывается, нужен был и еще иной формат выступления. В один из дней программы все оркестры проходили по центральной улице Квебека. Оркестр у нас небольшой и не в состоянии был бы выполнить эту задачу один. Приняли решение поменять весь формат нашего выступления. Так мы для себя открыли совершенно новое направление - можем делать то, чего никогда раньше не делали.

Было много споров: «Как это так? Ансамбль Александрова обычно выступает на сцене. А тут улица. Причем тут артисты балета? Что будет делать хор?» В итоге придумали, что по ходу действия артисты балета сделают некоторые танцевальные «эпизоды», хор споет, оркестр будет играть. Мы все объединили и прошли по главной улице Квебека. Люди кричали: «Браво, Россия! Браво, российская армия!».

Так в свои выступления мы все время вносим новые краски. Конечно, выступаем с другими артистами и молодежными группами. На Евровидении был кусочек в гостевой программе конкурса вместе с группой «Тату». Это дает возможность привлечь другую аудиторию, сделать ярче репертуар. В каждой стране обязательно исполняем несколько музыкальных произведений на языке государства, в котором выступаем.

Любые новшества мне симпатичны. Отношусь к ним с должным вниманием. Знания, полученные при первом образовании, и навыки в режиссуре позволяют иногда помочь коллегам.

Вы - музыкант или военный?

Мое базовое образование - Львовское высшее военно-политическое училище (отделение «Культурно-просветительская работа», специальность «Режиссура»). В общем - организатор культурно-массовых мероприятий. В юношеские годы танцевал, занимался режиссурой. И по сей день часто приходится принимать режиссерские решения.

Какова общая численность ансамбля?

Двести человек, артистов - 160.

Сложно управлять таким большим коллективом? Как решаете вопросы дисциплины?

Очень просто. Все по-человечески. Если твой девиз: «Раньше думай об артисте, а потом - о себе», все становится на свои места. Мы делаем все, чтобы у артистов были хорошие сцены для выступлений, гостиницы, приличные условия. Мое кредо: «Не быть добреньким, но быть добрым». Если человек нарушил что-то «по-серьезному», получает взыскание. Если достойно проявил себя, объявим благодарность. Никакого заигрывания здесь не может быть. Все справедливо. Люди понимают, что нельзя допускать оплошности вроде выхода на сцену в несвежей рубашке.

Есть незыблемое правило: «Не опаздывать», особенно при переездах. На гастролях все по графику: утром - подъем в 6-7 утра, завтрак, посадка в автобус, отправление, переезд, остановка на новом месте, обед, посадка, приезд в гостиницу, размещение, отдых, выезд из гостиницы на репетицию, репетиция, перерыв, начало концерта, окончание концерта, ужин, отдых. На следующий день утром - выезд и т. д. Если сказано: «Утром выезд в 7.30.», то все три автобуса и грузовик с реквизитом ровно в 7.30. утра трогаются в путь. Опоздал - добирайся из одного города в другой самостоятельно. Но такие случаи единичны.

И концерт мы всегда начинаем точно в назначенное время. Так что приучили публику, в том числе и в других странах: «Русские начинают вовремя». И потом нам говорят «спасибо!». У меня один довод: людей, которые пришли к назначенному времени в зал, сидят и ждут, большинство. Мы не можем их не уважать. Это дисциплинирует зрителей и артистов.

В репертуаре коллектива за полугодие появилось 20 новых произведений. Нас хотят слушать, зовут на гастроли. Мы чувствуем себя востребованными. Даже видеоотчет об успехах коллектива, показанный артистам на общем собрании, дисциплинирует. Мы все-таки представляем за рубежом свою страну, её Вооруженные Силы.

Кто определяет, где выступать коллективу?

Бывает по-разному. Например, давно не выступали в военных госпиталях. Они есть в Рязани, Туле, Твери и других местах. Значит, планируем поездки туда. Новое направление концертных выступлений - учебные заведения. Берем их список. Администраторы созваниваются, пишут письма. Комитеты или управления культуры разных регионов сами к нам обращаются. Зарубежные выступления проходят благодаря импресарио. Они просчитывают, планируют наши выступления за пределами России.

Вы бы видели, что происходит за рубежом! Такая гордость за свою страну! У людей мурашки бегут по коже! Аплодисменты, овации, поднятие российского и зарубежного флагов. Это происходит как бы каждый раз по-новому. Каждый концерт неповторим. Все выступления яркие. Мы говорим шутя, что «обречены на успех».

Ответ прост. Первое. Ансамбль всегда выступает живьем. Второе. Когда ребята поют много месяцев и лет вместе, их голоса сливаются в единое целое. Фальшь исключена. То же самое - у инструменталистов. Третье и самое главное. В Ансамбле Александрова собраны профессионалы высокого класса, имеющие солидное образование. Отобраны лучшие из лучших. Из солистов можно назвать народных артистов России Вадима Ананьева, Валерия Гавву, Василия Штефуцу, а также молодого солиста Ивана Столяра и других. Но основа ансамбля, как завещали нам А.В. и Б.А. Александровы, - это хор.

Раньше была «Священная война». Какое произведение сегодня является брендом Ансамбля Александрова?

Почему раньше? «Священную войну» и сегодня исполняем. В репертуаре две тысячи произведений. Каждый раз программа состоит из новых песен, потому что все время нельзя петь одно и то же. Но заканчивается концерт, и люди кричат из зала «Священная война! Священная война!». Так было в Польше, Болгарии, Петербурге. Люди встают и слушают песню как гимн. Можно ли как-то объяснить это?

Думаю, что дело в исполнении. Талантливо написана музыка. В песне заложена сильная энергетическая мощь. «Калинка», «Очи черные», «Вдоль по Питерской», «Катюша», «Подмосковные вечера», ровно как произведения Моцарта, Верди, Чайковского, Мусоргского и Глинки, никуда не уходят. Время от времени многие к ним возвращаются. Наверное, у каждого есть любимая песня. Вы ее, может быть, слушаете сегодня, а завтра вам не хочется ее слушать. Вы к ней вернетесь через неделю. В ней есть что-то родное...

В репертуаре Ансамбля Александрова есть песни, которые люди хотят слушать только в нашем исполнении. Мы им не отказываем. Но это всего пять-шесть музыкальных сочинений. Они по времени звучат около 10-12 минут. А концерт длится два-три часа. И главная наша задача - исполнение новых произведений.

Есть ли постоянные зрители?

Есть меломаны, которые нам пишут. Несколько девушек всю Словакию объездили за нами. В Чехию на наш концерт приезжали зрители из Германии. Как раз в Чехии одна из девушек после концертов написала, что хочет встретиться. Ей понравилось наше выступление, но она совсем не знала русского. Чтобы понять, о чем песни, начала учить наш язык. Теперь все ее одногруппники по университету учат русский и мечтают приехать в Москву на наши концерты.

Несколько лет назад мы с огромным успехом выступили в штаб-квартире НАТО. После концерта одна из сотрудниц штаб-квартиры обратилась в наше российское представительство посредством электронной почты: «Где в Европе в ближайшее время будет выступать Ансамбль Александрова? Хочу купить мужу в подарок на день рождения билет на самолет и... на концерт коллектива». Это же интересно, правда?

Пишут ли сегодня музыку с таким же мощным зарядом, как в былые времена?

Пишут. Есть песня композитора Э. Ханка на слова поэта И. Резника «Служить России», песни композитора К.Брейтбурга «Раз, два, левой», «Русский парень» на слова С.Сашина и ряд других новых интересных по мелодии и содержанию сочинений. Сегодня ко мне, например, приходил молодой поэт.

То есть еще и конкурс поэтов существует?

Нам присылают и ноты, и слова. Члены художественного совета отбирают произведения.

О чем мечтает директор Ансамбля Александрова полковник Леонид Малев?

Чтобы Ансамблю Александрова присудили Нобелевскую премию.

В области музыки?

В области мира за укрепление дружбы между народами. Дружба народов сохраняет людям здоровье, поднимает настроение, укрепляет экономику, делает мир прекраснее. Овации артистам - это аплодисменты нашей стране, нашей армии, уважение к нашему государству. Мы четко понимаем, что через эти аплодисменты идет энергия добра, мира и процветания!

Беседу вела Александра РАКОВА

Среди 92 человек, находившихся на борту Ту-154, который разбился над Черным морем, 64 были членами ансамбля им. Александрова. По словам собеседников РБК, в лайнере были основные хористы коллектива

Цветы у здания Академического ансамбля песни и пляски Российской армии им. А.В. Александрова в Москве (Фото: Виталий Белоусов/РИА Новости)

В Сирию летел основной состав ансамбля песни и пляски Российский армии им. А.В. Александрова, рассказал РБК солист Вадим Ананьев, которого освободили от выступления в Сирии по семейным обстоятельствам, и подтвердил источник, близкий к руководству ансамбля.

Ансамбль должен был выступить перед находящимися в Сирии российскими военными в честь Нового года. По словам собеседника РБК в военном ведомстве, концерт планировался в Алеппо. Как пишет , 22 декабря в Алеппо перекинули батальон военной полиции, сформированный из уроженцев Чечни. Одна из задач батальона полиции состояла в том, чтобы подготовить площадку и обеспечить безопасность проведения концерта ансамбля им. Александрова.

Официальный представитель ансамбля отказался от комментариев, заявив, что судьбу коллектива будет решать Минобороны.

В самолете находились в основном хористы, отметил в разговоре с РБК Ананьев, который не вылетел из Москвы, поскольку у него родился третий ребенок. По мнению солиста, коллектив «будет продолжать свою жизнь в память о тех, кто погиб».

Слова Ананьева подтвердил источник РБК, близкий к руководству ансамбля: «Все прежние планы были связаны с действовавшим художественным составом. Основные силы летели злополучным рейсом — и костюмеры, и дирижер, и руководитель хоровой группы, и солисты балета, и собственно солисты ансамбля. Поэтому сложно сказать, что будет дальше».

В следующем году ансамбль должен был отправиться в гастроли по Европе (в частности, на май были намечены выступления в Чехии и Словакии), а также был приглашен в Израиль. «У нас всегда на год все расписано», — пояснил Ананьев. О возможных отменах выступлений ему неизвестно. «Надо приглашать и воспитывать новых певцов», — заметил собеседник РБК.

Вопрос дальнейших действий пока с артистами не обсуждался, рассказал РБК еще один солист ансамбля, Сергей Хлопников. Он отказался от дальнейших комментариев, сославшись на распоряжение руководства Минобороны.

По словам источника РБК, сейчас коллективу предстоит подготовка к концерту, приуроченному к 23 февраля. Собеседник отметил, что в Сирию не вылетели двое заместителей директора ансамбля, а также консультант. «Наверняка они придумают, что делать, опыт очень большой у коллектива — это один из старейших военных ансамблей, который переживал разные времена. Придется как-то выходить из положения. Остался эстрадный ансамбль — «Александров-Парк», это октет с эстрадным репертуаром. Осталась балетная часть, хореографы-постановщики. Будут собирать по крупицам».

В числе погибших на борту самолета был директор и художественный руководитель ансамбля, генерал-лейтенант Валерий Халилов, назначенный в мае вместо Леонида Малева, возглавлявшего коллектив 14 лет. При этом Малев был только директором ансамбля; обязанности художественного руководителя исполнял на момент его ухода Геннадий Саченюк, тогда как Халилов совмещал обе функции, отмечают собеседники РБК.

«Для Министерства обороны это не новый человек, его прекрасно знали. Он был главным военным дирижером. Его неоднократно можно было видеть и на фестивале «Спасская башня», который он проводил, и на парадах ко Дню Победы», — подчеркнул Ананьев.

Выездные выступления хора и оркестра в полном составе раньше практиковались довольно редко. Дело в том, что Халилов переформатировал работу ансамбля, отметил источник РБК, близкий к коллективу. «Раньше ансамбль работал так называемыми концертными бригадами. Коллектив большой, и из него выбирались, условно говоря, 10-15 человек, и они ехали куда-то на точку. Так можно было обслужить очень большое количество площадок. Новый директор сказал, что должны ездить все», — заметил собеседник РБК. По его словам, неопределенность с будущим ансамбля связана еще и с тем, что Халилов «только-только начинал работать».

В частности, на первый концерт в Сирии в январе 2016 года ансамбль отправлялся в усеченном составе. «Выступали там же, на базе Хмеймим, но тогда летал не только ансамбль Александрова, но и другие артисты. От ансамбля летала тогда бригада — «Александров-Парк», солисты, может быть, какая-то группка хоровая. А здесь, видимо, решили сделать что-то грандиозное — порядка ста человек, из которых на сцене должно было быть как минимум пятьдесят», — подчеркнул источник.

«Формы работы были разные: если необходимо, и весь коллектив вылетал, но чаще бригады. И пять человек, и десять. Ансамбль достаточно мобильный, любые площадки мог обеспечить», — возражает Ананьев.

Ансамбль им. Александрова — крупнейший и старейший коллектив военной песни. Регулярно участвует в официальных мероприятиях высокого уровня, а также записывает официальную фонограмму гимна России. До трагедии творческий коллектив ансамбля насчитывал 186 человек, включая вокалистов, танцоров и оркестр. Коллектив был создан композитором и профессором Московской консерватории А.В. Александровым (будущим автором музыки гимна СССР и России) в 1928 году; в течение 20 лет его численность увеличилась с 12 до 313 человек.

С 1949 года носил название: Дважды Краснознаменный ордена Красной Звезды ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А.В. Александрова, с 1978 года имеет статус академического. Юридически является казенным учреждением культуры и искусства при Министерстве обороны. Репертуар ансамбля насчитывает более 2 тыс. произведений, в числе которых народные песни, духовная музыка, классические произведения, песни советских и российских авторов.