Меры безопасности при работе на авиационной технике. Требования безопасности перед вылетом в процессе предполетной подготовки



Об утверждении и введении в действие
Типовой инструкции по охране труда для членов экипажа
вертолета Ми-8

В целях совершенствования работы по предупреждению случаев производственного травматизма на предприятиях и в организациях гражданской авиации приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 01.08.99 Типовую инструкцию по охране труда для членов экипажа вертолета Ми-8, согласованную с профсоюзом летного состава России (прилагается).
2. Руководителям предприятий и организаций гражданской авиации руководствоваться настоящей Типовой инструкцией при разработке инструкций по охране труда для членов экипажей вертолета Ми-8.
3. Руководителю Службы охраны труда ФСВТ России Еленскому В.В. организовать тиражирование Типовой инструкции совместно с ООО "МНПП - "Охрана труда-90" (при ГосНИИ ГА) с учетом компенсации затрат на ее разработку и рассылку.
4. Контроль за выполнением Приказа возложить на заместителя директора ФСВТ России А.К. Бондарева.
5. Инструкцию МГА от 02.03.90 N 3/И считать утратившей силу.

Директор
В.И.АНДРЕЕВ

Приложение

Согласовано
Президент профсоюза
летного состава России
С.М.ПЛЕВАКО

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА ВЕРТОЛЕТА МИ-8

ТОИР-54-005-99


1. Общие требования безопасности

1.1. Настоящая Типовая инструкция* распространяется на экипаж вертолета Ми-8 (командира вертолета, второго пилота, бортмеханика и других летных специалистов, включенных в задание на полет) и содержит основные требования по охране труда членов экипажа при выполнении ими своих должностных обязанностей. Специальные требования, обеспечивающие безопасность труда членов экипажа в процессе подготовки к полету и во время полета, изложены в Руководстве по летной эксплуатации вертолета Ми-8 (далее по тексту - РЛЭ), Наставлении по производству полетов (далее по тексту - НПП) и Технологии работы экипажа вертолета Ми-8.
____________________________________
* На основе Типовой инструкции разрабатывается инструкция по охране труда с учетом конкретных условий на предприятии (в организации). Порядок разработки, оформления, согласования и утверждения инструкций определен в Методических указаниях по разработке инструкций по охране труда в гражданской авиации, утвержденных ДВТ 17.01.95 N ДВ-5/И.

1.2. Члены экипажа вертолета (далее по тексту - члены экипажа) независимо от квалификации и стажа работы должны своевременно и в полном объеме пройти все виды инструктажа по безопасности труда (вводный, первичный на рабочем месте, повторный). При перерывах в летной работе более чем на 60 календарных дней, а также в случае нарушения требований инструкции по охране труда члены экипажа должны пройти внеплановый инструктаж (индивидуально или всем экипажем вертолета). Лица, не прошедшие инструктаж, к работе не допускаются.
1.3. Во время работы на экипаж могут оказывать неблагоприятное воздействие следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

Движущиеся по территории аэродрома ВС, спецавтотранспорт и самоходные механизмы;
- вращающиеся несущие и рулевые винты вертолетов;
- воздушные и газовые потоки от работающих несущих винтов и авиадвигателей, а также камни, песок и другие предметы, попавшие в них;
- повышенная запыленность и загазованность воздуха;
- выступающие части вертолета и его оборудования;
- повышенное скольжение (вследствие обледенения, увлажнения и замасливания поверхностей аэродромного покрытия, стремянок и др.);
- предметы, находящиеся на поверхности места стоянки вертолета (шланги, кабели, тросы заземления, элементы внешней подвески и др.);
- выполнение работы вблизи от неогражденных перепадов по высоте (на стремянке, приставной лестнице, у незакрытого люка, входной двери и т.п.);
- электрический ток, который в случае замыкания может пройти через тело человека;
- острые кромки, заусенцы, шероховатость на поверхности оборудования, грузов, канатов и т.п.;
- перемещаемые грузы во время погрузочно-разгрузочных работ в вертолете;
- падающие грузы, обрушивающиеся конструкции грузоподъемных механизмов;
- повышенный уровень шума и вибрации;
- повышенная или пониженная температура и влажность воздуха;
- разряды статического электричества;
- недостаточная освещенность рабочей зоны, места стоянки вертолета, перрона;
- возможные пожар или взрыв;
- психоэмоциональные и физические перегрузки.

1.4. Для контроля состояния здоровья экипаж вертолета должен ежегодно проходить медицинское освидетельствование во врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК) и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.
1.5. Члены экипажа вертолета, не прошедшие периодический медицинский осмотр и годовое освидетельствование во ВЛЭК, к летной работе не допускаются.
1.6. Члены экипажа при необходимости должны пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов в соответствии с действующими нормами.
1.7. Члены экипажа должны уметь оказать первую помощь пострадавшим при несчастных случаях, пользоваться бортовой медицинской аптечкой.
1.8. В случаях заболевания, плохого самочувствия, недостаточного предполетного отдыха члены экипажа обязаны доложить о своем состоянии командиру вертолета и обратиться за медицинской помощью.
1.9. Если с членом экипажа произошел несчастный случай, то ему необходимо оказать первую помощь и при необходимости доставить в медсанчасть или другое лечебное учреждение, а также сообщить о случившемся в установленном порядке для организации расследования этого случая в соответствии с действующим Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве.
1.10. Члены экипажа должны соблюдать установленный для них режим рабочего времени и времени отдыха: нормы полетного времени, предполетного и послеполетного отдыха, правила поведения во время нахождения на дежурстве, в резерве и т.д.
1.11. Для предупреждения возможности возникновения пожаров и взрывов члены экипажа должны сами соблюдать требования пожаро- и взрывобезопасности и не допускать нарушений со стороны пассажиров, членов бригады стропальщиков, грузчиков и представителей заказчика (не курить на месте стоянки ВС, не пользоваться открытым огнем и т.п.). Во время полета запрещается курение как в кабине экипажа, так и в грузопассажирской кабине.
1.12. Члены экипажа, не соблюдающие требования инструкции по охране труда, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности как за нарушение трудовой дисциплины. Если нарушение инструкции по охране труда связано с причинением предприятию имущественного ущерба, члены экипажа могут привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

2. Требования безопасности перед вылетом в процессе
предполетной подготовки

2.1. Члены экипажа вертолета перед полетом обязаны пройти медицинский осмотр. Ответственность за соблюдение экипажем предполетного режима вне мест базирования, а также за рубежом возлагается на командира вертолета.
2.2. При перемещении по территории аэродрома члены экипажа должны соблюдать следующие правила:
2.2.1. Ходить только по специально предназначенным для этого пешеходным маршрутам.

Для перевозки пассажиров на вертолете транспортная компания или частный перевозчик имеет соответствующее разрешение, исправную технику и подготовленный экипаж. Инструктаж по технике безопасности проходят все новые члены экипажа, повторный проводится ежегодно.

Требования и техника безопасности при полетах на вертолете год за годом становится все безопасней, в том числе, и суда малой авиации. Однако полеты на вертолете и сам вертолет признаны источником повышенной опасности, впрочем, как и любое транспортное средство. Поэтому не только пилот соблюдает установленные нормативной документацией правила выполнения полетов, но и пассажиры соблюдаютопределенные правила поведения как при посадке и высадке, так и при нахождении внутри машины

Перед каждым вылетом для перевозки пассажиров назначается старший, ответственный за состояние вертолета, экипажа и пассажиров. Перед вылетом старший информирует людей в салоне о средствах личной безопасности: местах расположения и способах использования (личные ремни безопасности, спасательные жилеты, кислородные маски), и действиях в случае аварийной ситуации.

Посадка пассажиров осуществляется на специально оборудованных площадках под контролем командира экипажа или его заместителя. Перед посадкой каждый пассажир проходит проверку на наличие в организме алкоголя, наркотиков или психотропных веществ. В случае выявления показателей, нарушающих правила воздушных перелетов, пассажир не допускается на вертолет.

Правила поведения пассажиров при полете на вертолете.

Наличие технических факторов риска требует от каждого пассажира осторожности, повышенного внимания и взаимоуважения. Каждый пассажир вертолета обязан осознавать, что несоблюдение условий подвергает риску его, а также остальных пассажиров в опасную ситуацию.

Пассажир вертолета:

  • - проходит инструктаж и строго соблюдает Правила поведения и техники безопасности использования вертолета;
  • - неукоснительно выполняет требования летчика на всех этапах полета;

При посадке в вертолет:

  • - не подходить к вертолету ближе, чем на 50 метров при запуске винтов. Это правило касается не только основного, но и хвостового винта. Во избежание чрезвычайных ситуаций к хвосту вертолета без крайней необходимости лучше вообще не приближаться. Посадка в вертолет, как при включенных винтах, так и при заглушенном двигателе возможна только с разрешения пилота и только в его сопровождении. Движения плавные, осторожные, никаких резких изменений траектории движения, а уж тем более прыжки не допускаются.
  • - Человек, садящийся в вертолет, абсолютно трезвым, недопустимо, чтобы он находился под воздействием наркотических, медицинских препаратов, алкоголя. В случае несоблюдения этого правила пилот вправе не допустить пассажира к полету

При нахождении в вертолете:

  • - Необходимо следовать всем советам пилота.
  • - При движении вертолета не разводят в кабине огонь, не курят. Ни в коем случае не стоит перемещаться по салону, открывать во время полета двери и окна.

При выходе из вертолета:

  • - Следует дождаться полной остановки винта. Только после этого покидают машину. По правилам безопасности.первым выходит пилот и проверяет ситуацию на предмет наличия потенциальной или явной угрозы. Лишь затем выходят пассажиры.
  • - На некоторых моделях вертолетов во время движения на корпусе образуется и скапливается достаточно значительный по своей силе статический разряд электричества, так что до заземления корпуса вертолета к нему лучше не прикасаться.

В случае несоблюдения пассажиром настоящих правил, неадекватности в поведении, алкогольного или иного опьянения, летчик вправе не допускать пассажира к полету.

Требование безопасности для экипажа вертолета

Общие положения по техники безопасности экипажа.

Чтобы полет был безопасным не только пассажиры следуют установленным правилам поведения, но и экипаж вертолета соблюдают установленную технику безопасности согласно инструкции по охране труда для экипажа вертолета.

Члены экипажа вертолета независимо от квалификации и стажа работы своевременно и в полном объеме проходят все виды инструктажа по безопасности труда (вводный, первичный на рабочем месте, повторный). При перерывах в летной работе более чем 60 календарных дней, а также в случае нарушения требований инструкции по охране труда члены экипажа проходят внеплановый инструктаж (индивидуально или всем экипажем вертолета). Лица, не прошедшие инструктаж, к работе не допускаются.

Члены экипажа проходят диспансерный медицинский осмотр согласно приказу Минздрава РФ № 90 от 14.03.96 г. во врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК).

Члены экипажа вертолета, не прошедшие периодический медицинский осмотр и годовое освидетельствование во ВЛЭК, к летной работе не допускаются.

Основными опасными и вредными производственными факторами являются:

  • - движущиеся по территории аэродрома ВС, спецавтотранспорт и самоходные механизмы;
  • - вращающиеся несущие и рулевые винты вертолетов;
  • - воздушные и газовые потоки от работающих несущих винтов и авиадвигателей, а также камни, песок и другие предметы, попавшие в них;
  • - повышенная запыленность и загазованность воздуха;
  • - выступающие части вертолета и его оборудования;
  • - повышенное скольжение (вследствие обледенения, увлажнения и замасливания поверхностей аэродромного покрытия, стремянок);
  • - предметы, находящиеся на поверхности места стоянки вертолета (штанги, кабели, тросы заземления, элементы внешней подвески);
  • - выполнение работ вблизи от не огражденных перепадов по высоте (на стремянке, приставной лестнице, у незакрытого люка, входной двери);
  • - острые кромки деталей, заусенцы, шероховатость на поверхности оборудования, грузов, канатов;
  • - электрический ток, который в случае замыкания проходит через тело человека;
  • - перемещаемые грузы во время погрузо-разгрузочных работ в вертолете;
  • - падающие грузы, обрушивающиеся конструкции грузоподъемных механизмов;
  • - повышенный уровень шума и вибрации;
  • - повышенная или пониженная температура и влажность воздуха;
  • - разряды статического электричества;
  • - недостаточная освещенность рабочей зоны, места стоянки вертолета, перрона;
  • - возможный пожар и взрыв;
  • - психоэмоциональные и физические перегрузки.
  • - этилированный бензин.

Члены экипажа при необходимости пользуются спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ от воздействия опасных и вредных производственных факторов в соответствии с действующими нормами.

Члены экипажа умеют оказать первую помощь пострадавшим при несчастных случаях, пользуются бортовой медицинской аптечкой.

В случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного предполетного отдыха члены экипажа докладывают о своем состоянии командиру вертолета и обращаются за медицинской помощью

Если с членом экипажа произошел несчастный случай, то ему оказывают первую медицинскую помощь и при необходимости доставляют в медсанчасть или другое лечебное учреждение, а также сообщают о случившемся в установленном порядке для организации расследования в соответствии с действующим Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве.

Члены экипажа соблюдают установленный для них режим рабочего времени и времени отдыха: нормы полетного времени, предполетного и послеполетного отдыха, правила поведения во время нахождения на дежурстве, в резерве.

Для предупреждения возможности возникновения пожаров и взрывов члены экипажа сами соблюдают требования пожаро- и взрывобезопасности и не допускают нарушений со стороны пассажиров, членов бригады стропальщиков, грузчиков и представителей заказчика.

Во время полета не курят как в кабине экипажа, так и грузопассажирской кабине.

Курить разрешается только в специально отведенных местах.

За невыполнение требований безопасности члены экипажа несут ответственность согласно действующему законодательству.

Требования к экипажу перед началом работ.

Члены экипажа вертолета перед полетом проходят медицинский осмотр. Ответственность за соблюдение экипажем предполетного режима вне мест базирования, а также за рубежом возлагается на командира вертолета.

При перемещении по территории аэродрома члены экипажа соблюдают следующие правил:

  • - ходить только по специально предназначенным для этого пешеходным маршрутам;
  • - во время ходьбы быть внимательным и контролировать изменение окружающей обстановки, особенно в сложных метеорологических условиях (дождь, туман, снегопад, гололед) и в темное время суток, следует помнить, что в условиях авиационного шума звуковые сигналы, подаваемые транспортными средствами и шум работающего двигателя приближающегося спецавтотранспорта, самоходного механизма бывают не слышны;
  • - соблюдать осторожность и быть внимательным вблизи зон повышенной опасности (зон работающих авиадвигателей и вращения воздушных и несущих винтов воздушных судов, излучения антенн наземных и бортовых радиотехнических средств, руления и буксировки воздушных судов, маневрирования спецавтотранспорта и средств механизации у авиалайнера, заправки самолета ГСМ, погрузо-разгрузочных работ, а также на проезжей части дорог, обращать внимание на неровности и скользкие места на поверхности аэродрома и избегать передвижение по ним.

Перед предполетным контрольным осмотром вертолета бортмеханику убедиться:

  • - в заземлении вертолета;
  • - в наличии упорных колодок под колесами шасси;
  • - в наличии средств пожаротушения около вертолета;
  • - в отсутствии на площадке около вертолета мелких камней и посторонних предметов, которые попадают в лопасти винтов или двигатели.

Члены экипажа проводят контрольный осмотр вертолета и его оборудования в соответствии с требованиями РЛЭ, в последовательности и объеме, предусмотренных листами контрольных осмотров.

В процессе предполетного контрольного осмотра необходимо:

  • - пользоваться исправными стремянками и приставными лестницами, предусмотренными для вертолета Ми-8, особую осторожность при этом следует проявлять при неблагоприятных погодных условиях. Не спрыгивают со стремянки и лестницы или спускаются, шагая через несколько ступенек
  • - соблюдать осторожность при передвижении по стоянке, чтобы не споткнуться и не удариться о шланги, кабели, тросы, рукава для обогрева вертолета, упорные колодки, тележки, баллоны;
  • - во избежание травмирования головы быть внимательным при передвижении возле низкорасположенных и выступающих частей вертолета;
  • - перед подъемом в вертолет необходимо убедиться в надежной установке бортового трапа, исключающей возможность его самопроизвольного перемещения, при этом следует обратить внимание на то, чтобы проушины трапа вошли в гнезда, а также, чтобы на поверхности трапа отсутствовали лед, горюче-смазочные материалы и другие вещества, способствующие скольжению;
  • - при подъеме (спуске) по бортовому трапу следует проявлять повышенную осторожность, не спешить.

При заправке вертолета топливом необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

  • - проверить наличие заземления вертолета и топливозаправщика, их соединение тросом для выравнивания потенциалов статического электричества;
  • - убедиться в наличии необходимых средств пожаротушения около вертолета;
  • - проверить, выключены ли потребители электроэнергии за исключением приборов контроля заправки.

При загрузке и выгрузке должны соблюдаться следующие основные требования:

  • - бортмеханик следить за тем, чтобы загрузку вертолета техникой, грузами производили через грузовой люк по трапам;
  • - перед началом загрузки в вертолет необходимо отрыть и зафиксировать в открытом положении створки грузового люка, поставить трапы под необходимую колею загружаемой самоходной техники, проверить наличие и исправность требуемого такелажно-швартовочного оборудования;
  • - при работе в темное время суток необходимо включить бортовое освещение;
  • - подходы к входной двери и аварийным люкам свободныеи не загроможденные грузом или багажом;
  • - грузы, размещаемые в вертолете, необходимо крепить таким образом, чтобы исключалась возможность их самопроизвольного перемещения в полете;
  • - при закрытии входной двери и створок грузового люка следует во избежание защемления конечностей проявлять осторожность внимательность;
  • - при подготовке к работе по транспортировке груза на внешней подвеске бортмеханик проверяет наличие сведений об испытаниях на прочность строповочных элементов, использование стропов и тросов, имеющих механические повреждения, превышающие допустимые нормы, запрещается.

При необходимости подъема наверх через люк выхода к двигателям и передвижения по открытым капотам проявляют повышенную осторожность.

Требования при выполнении полета.

Основным условием обеспечения безопасности членов экипажа в процессе выполнения полетного задания является точное соблюдение ими требований НПП, РЛЭ и Технологии работы экипажа вертолета.

Командир вертолета производит запуск двигателей только после доклада авиатехника о готовности вертолета к полету, проведения контрольного осмотра вертолета и выполнения контрольной проверки перед запуском.

Перед запуском двигателей командир вертолета убеждается в том, что упорные колодки находятся под колеса шасси, а около вертолета и в зоне вращения несущего винта нет посторонних предметов и людей.

Сигнал авиатехника о немедленном выключении двигателей немедленно выполняется.

Максимальное количество людей на борту вертолета не превышает числа сидений, снабженных привязными ремнями.

Члены экипажа при выполнении полета, находясь на своих рабочих местах, пристегнуты к сиденьям кресел привязными ремнями.

Руление вертолета разрешается на ровном и прочном грунте, по возможности пыльная площадка полита водой, а заснеженная площадка очищена от снега или укатана.

Для выполнения руления необходимо убедиться в том, что на пути руления нет никаких препятствий.

При рулении члены экипажа следят за окружающей обстановкой и предупреждают командира вертолета о препятствиях.

Руление вблизи препятствий, в зоне интенсивного движения ВС, спецавтотранспорта, людей, а также при ограниченной видимости выполняется на скорости, обеспечивающей своевременную остановку вертолета.

Скорость руления выбирается в зависимости от состояния грунта, направления ветра, обстановки и не превышает 30 км в час. При рулении по снегу и пыли скорость руления не превышает 10 км в час.

При неровном или вязком грунте или рыхлом снеге вместо руления следует выполнять подлет на старт или взлетать непосредственно со стоянки.

Командир вертолета помнит о том, что при посадке на глубокий снег расстояние от земли до несущего винта уменьшается, что является опасным для пассажиров, которые высаживаются из вертолета, поэтому во избежание несчастного случая командир вертолета проинструктирует служебных пассажиров о порядке высадки из вертолета.

Полеты вертолета на высоте более 4000 м выполняются с использованием экипажем кислородных приборов, при пользовании кислородного оборудования следует помнить о том, что во избежание возможности взрыва необходимо исключить любой контакт кислорода и жиров, поэтому работают с кислородным оборудованием следует чистыми руками без следов жиров и масел.

При рулении, в режиме висения и полета не открывают верхний люк для осмотра винтомоторной группы.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

Если во время заправки вертолет будет облит топливом, запуск двигателей производят не ранее чем через 10 - 15 минут после удаления пролитого топлива с поверхности вертолета и места его стоянки.

При возникновении пожара на вертолете на земле все члены экипажа немедленно сообщают об этом службе УВД, одновременно начинают эвакуацию пассажиров. При ликвидации пожара кроме бортовых средств необходимо дополнительно использовать наземные средства пожаротушения, имеющиеся на аэродроме.

В полете при обнаружении дыма, гари или открытого огня немедленно доложить об этом командиру вертолета и приступить к поиску и тушению очага загорания с помощью огнетушителей и других доступных средств. О пожаре необходимо сообщить диспетчеру.

При появлении дыма в кабине экипажа всем членам экипажа следует надеть дымозащитные средства (кислородные маски и дымозащитные очки)

В случае возникновения пожара в каком - либо из потребителей электрической энергии необходимо немедленно его обесточить

Действия членов экипажа в случае аварийной посадки вертолета и в других особых случаях соответствуют требования РЛЭ.

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации и Руководства по летной эксплуатации вертолетов.

1.2. Инструкция включает требования по безопасности для специалистов медицинских бригад, участвующих в эвакуации с применением вертолетной авиации, и предусматривает мероприятия, обеспечивающие их личную безопасность.

1.3. Ответственность за выполнение настоящей Инструкции возлагается на руководителя организации (МО, ТЦМК), формирующего авиамедицинские бригады, или другое должностное лицо, назначенное ответственным за их деятельность, и представителя гражданской авиации, а в отдельно базирующихся экипажах – на руководителя бригады и командира летного экипажа вертолета.

1.4. Обучение персонала авиамедицинских бригад требованиям безопасности при работе с применением вертолетной авиации входит в обязанность заместителя руководителя (МО, ТЦМК) по лечебной работе, в отдельно базирующихся экипажах – руководителя бригады. Вводный инструктаж перед началом работ проводит руководитель бригады, при этом члены летного экипажа вертолета оказывают необходимую помощь.

1.5. К полетам допускаются лица, прошедшие инструктаж по требованиям безопасности и расписавшиеся в журнале регистрации производственного инструктажа.

1.6. На всех работах, выполняемых с применением вертолета, в обязанности руководителя бригады входит:

общее руководство работами (наблюдение, контроль, проверка);

извещение летного экипажа вертолета о начале и окончании работ;

выполнение распоряжений руководителя полетов.

1.7. Все работники, пользующиеся при выполнении своих служебных обязанностей вертолетом, должны быть застрахованы.

1.8. Все грузы, подлежащие перевозке на вертолете, должны быть взвешены, снабжены бирками с указанием массы или иметь соответствующую маркировку. Взвешивание груза производится силами персонала медицинской бригады.

1.10. Курить возле вертолетов запрещается. Место для курения должно быть расположено не ближе чем в 50 м от вертолета.

1.11. После выполнения санитарного задания экипаж вертолета обязан провести санитарную обработку салона вертолета в соответствии с установленными требованиями. В случае загрязнения салона вертолета биологическими жидкостями в санитарной обработке салона вертолета принимают участие члены авиамедицинской бригады.

2. Требования безопасности при перевозке служебных пассажиров (к категории служебных пассажиров относятся пострадавшие (больные)):

2.1.Требования безопасности перед вылетом и после посадки



2.1.1. Количество перевозимых служебных пассажиров не должно превышать число мест для сидения.

2.1.2. Перевозить служебных пассажиров, находящихся в нетрезвом состоянии, запрещается.

2.1.3. При перевозке служебных пассажиров руководитель медицинской бригады несет ответственность за порядок во время посадки, высадки и при перелете.

2.1.4. На вертолетных площадках, в аэропортах местных и внутренних линий, где отсутствует служба перевозок, посадка (высадка) служебных пассажиров, погрузка грузов проводится силами персонала медицинской бригады под контролем одного из членов летного экипажа вертолета.

2.1.5. Все грузы, размещаемые на вертолете, необходимо крепить так, чтобы исключить возможное их перемещение в полете.

2.1.6. Жидкие материалы разрешается транспортировать только в емкостях с обязательной герметизацией для предохранения от расплескивания и испарения в полете.

2.1.7. Легковоспламеняющиеся жидкости и жидкости, обладающие сильной токсичностью, разрешается транспортировать в специальных герметичных контейнерах. Во избежание утечки ядовитых паров контейнер следует проверить на прочность и герметичность в соответствии с инструкцией по его эксплуатации.

2.1.8. Тара для перевозки специальных жидкостей должна иметь ярлык с указанием названия жидкости и соответствующую предупредительную надпись.

2.1.9. Посадка (высадка) служебных пассажиров проводится только после команды командира или другого члена летного экипажа вертолета.

2.1.10. Во избежание травматического повреждения головы служебные пассажиры должны быть внимательными при передвижении возле низко расположенных и выступающих частей вертолета.

2.1.11.Посадка (высадка) служебных пассажиров в вертолет в режиме зависания разрешается только в случае невозможности его приземления.

2.1.12. Посадка (высадка) служебных пассажиров при работающих винтах должна осуществляться в направлении входной двери под углом 45° к продольной оси вертолета со стороны носовой части фюзеляжа.

2.1.13. К посадке (высадке) в вертолет в режиме зависания с помощью спусковой лестницы, спускового устройства или электрической лебедки допускаются спасатели, имеющие допуск к этому виду работ и специальное оборудование, и специалисты медицинских бригад, прошедшие специальную тренировку и снабженные страховочными поясами. Руководить подъемом и высадкой служебных пассажиров должен член летного экипажа вертолета.

2.1.14. Первым покидать вертолет должен руководитель бригады спасателей или руководитель медицинской бригады, который, спустившись на землю, придерживает свободный конец лестницы. При посадке он поднимается на борт последним.

2.1.15. Перед запуском двигателей по команде командира или другого члена летного экипажа вертолета все лица, находящиеся вблизи вертолета, должны отойти от него на расстояние не менее 50 м.

2.1.16. На временных аэродромах и посадочных площадках, выбранных с воздуха, место нахождения людей на земле должно быть расположено с левой стороны по направлению полета совершающего посадку вертолета.

2.1.17. Лицам, встречающим вертолет, следует подходить к нему только по команде члена летного экипажа вертолета после полной остановки винтов.

2.2. Требования безопасности в процессе полета

2.2.1. Медицинский персонал авиамедицинских бригад при выполнении работ на борту вертолета должен быть экипирован в спецодежду: шлем, очки, обувь, перчатки.

2.2.2. Служебные пассажиры обязательно должны быть пристегнуты в течение всего полета. Медицинский персонал и спасатели должны быть обязательно пристегнуты при взлете и посадке, в течение полета – по возможности.

2.2.3. С момента запуска двигателей в пункте вылета до полной остановки его в пункте назначения лица, участвующие в полете, должны подчиняться командиру летного экипажа вертолета и беспрекословно выполнять его указания.

2.2.4. Во время полета служебным пассажирам необходимо пристегнуть привязные ремни, которые находятся на каждом посадочном месте. Запрещается курить, вставать со своих мест, подходить и трогать механизмы, запирающие входную дверь, а также открывать ее.

2.3. Требования безопасности перед посадкой.

2.3.1. При приближении вертолета к посадочной площадке необходимо удалить все транспортные средства с площадки в заранее отведенное место, расположенное не ближе 70 м от места посадки.

2.3.2. Людям, не имеющим прямого отношения к выполняемой работе, запрещается находиться на вертолетной площадке.

2.4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

2.4.1.Если состояние здоровья служебных пассажиров позволяет, они должны быть заблаговременно информированы об имеющихся на борту спасательных средствах и правилах пользования ими, а также ознакомлены с аварийными выходами и правилами пользования ими.

2.4.2. В полете при обнаружении дыма, гари или открытого пламени необходимо немедленно доложить об этом командиру летного экипажа вертолета и приступить к поиску и тушению очага пожара с помощью ручных огнетушителей и других доступных средств.

2.4.3. При полетах в труднодоступных и малонаселенных районах служебные пассажиры должны быть обеспечены неприкосновенным запасом продуктов, спецодеждой и снаряжением в соответствии с климатическими условиями.

Приложение № 41-14

к Положению об организации

деятельности ОЭКСМП

При выполнении работ на АТ, средствах технического обслуживания и ремонта личный состав должен знать и строго соблюдать требования безопасности. Виновные в нарушении требований безопасности несут ответственность в установленном порядке.

Ответственными за обеспечение требований безопасности и норм производственной санитарии в воинской части являются начальники, в подчинении которых постоянно или временно находится личный состав, выполняющий работы по эксплуатации, ремонту АТ и СТО.

Рабочие места в зависимости от характера выполняемых работ и опасные зоны должны быть оснащены общими или индивидуальными, постоянными или временными инструкциями, знаками и ограждениями безопасности.

Ответственным за своевременное предупреждение всех лиц, находящихся в опасных зонах (около или внутри ВС, помещения), выставление и снятие временных ограждений и знаков безопасности является руководитель работ. Команды предупреждения об опасных действиях должны гарантировать получение их всеми специалистами, находящимися внутри и вне ВС (помещения).

Обучение безопасным приемам и методам работы должно проводится во всех частях и учреждениях (организациях) независимо от характера и степени опасности технологического процесса, а также квалификации и стажа лиц, работающих в данной должности.

Проверка знаний личным составом требований безопасности проводится в случаях, предусмотренных пунктом 171 ФАП ИАО.

Инструктажи по требованиям безопасности в зависимости от характера, цели, места и времени проведения подразделяются на вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой. Формы журналов учета проведения инструктажей приведены в приложении № 4.22 к ФАП ИАО.

Перед началом работ личный состав должен быть ознакомлен с характером и условиями выполнения работ и с мерами безопасности. Инструктаж проводит начальник (старший группы), непосредственно руководящий выполнением данных работ.

Перед началом осмотра, выполнением регламентных и других работ на самолете принимаются меры безопасности, исключающие разрядку статического электричества через людей, случайные выстрелы и пуски, срабатывание пиромеханизмов катапультного кресла, сброс баков и подвесок, складывание шасси, самопроизвольное срабатывания систем и электроагрегатов и другие случаи, которые могут угрожать здоровью личного состава и привести к повреждению АТ.

Для этого необходимо убедиться в следующем:

самолет надежно заземлен;

    автоматы защиты сети и выключатели в цепях управления стрельбой, сбрасыванием бомб, пуском изделий, сбросом подвесных блоков, запуском и сбросом ускорителей выключены, а кнопки закрыты предохранительными колпачками;

    в соответствующие пиромеханизмы и узлы, в щиток взрыва установлены предохранительные стопоры;

    в головках пиропистолетов сброса подвесных баков стоят предохранительные чеки;

    органы управления выпуском и уборкой шасси находятся в положении, исключающем самопроизвольную уборку шасси;

    ручка переключения крана шасси находится в нейтральном положении на защелке.

Во время работы двигателей не разрешается находиться или проходить в опасных зонах, расположенных впереди всасывающих каналов и позади реактивных сопел.

При выполнении работ в электрических сетях ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

    устранять неисправности в электрических цепях без приведения вооружения и стреляющих механизмов самолета в безопасное состояние;

    производить монтажные и демонтажные работы с электрическими устройствами и проводами сети, снимать и устанавливать кожухи блоков, отсоединять и присоединять кабели, оставлять бесконтрольными открытые распределительные устройства и клемные панели, устранять неисправности при наличии напряжения в бортовой сети;

    подключать к бортовой сети самолетные и аэродромные источники электроэнергии до окончания работ в электроцепях, а также работ по осмотру электрических устройств;

    устанавливать самодельные плавкие вставки, а также автоматы защиты сети и плавки-вставки, которые не соответствуют предусмотренному типу, номинальным точкам и напряжениям;

    устанавливать осветительные и сигнальные лампы, типы и мощность которых не предусмотрены для соответствующей арматуры;

    заменять предохранители, индикаторные и электронные лампы при нахождении систем под током;

    подключать к бортовым розеткам переносные лампы, паяльники и другие приемники энергии без штепсельных вилок, а также приемники, мощность которых больше расчетной для данной розетки и установленной в ее цепи токовой защиты;

    присоединять провода без наконечников, с необлуженными концами;

    нарушать и заменять маркировку и прибортовку жгутов и трубопроводов;

    допускать касание проводов и их жгутов о трубопроводы;

    оставлять не изолированными концы проводов;

    использовать непредусмотренные соответствующими технологиями изоляционные материалы;

    определять наличие напряжения в цепи замыканием клемм палицами, касанием одного провода о другой или о корпус самолета.

При включенном под ток оборудовании ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

    осматривать монтаж;

    устранять неисправности (заменять платы, модули, радиолампы и т.д.);

    пользоваться для настроечных работ инструментом без специального изоляционного покрытия;

    монтировать и демонтировать блоки, снимать и устанавливать кожухи блоков, отсоединять и присоединять кабели и фидеры.

Проверку работоспособности систем, излучающих электромагнитную энергию на открытую антенну, разрешается проводить только в случаях крайней необходимости с соблюдением правил радиомаскировки и мер, обеспечивающих защиту личного состава от энергии сверхвысокочастотного (СВЧ) излучения.

Системы, излучающие электромагнитную энергию СВЧ, в помещениях ТЭЧ размещаются так, чтобы исключить возможность поражения личного состава электрическим током и облучения электромагнитной энергией СВЧ выше допустимых норм.

Рабочие места в помещениях ТЭЧ должны быть оборудованы средствами защиты от поражения электрическим током и воздействия энергии СВЧ специальными защитными устройствами, поглощающими нагрузки, индивидуальными средствами защиты.

При работах на самолете, связанных с излучением энергии СВЧ с плотностью потока свыше допустимых норм, перед самолетом устанавливаются ограждения или предупреждающие знаки.

Пребывание личного состава в зоне повышенной плотности потока энергии СВЧ без индивидуальных средств защиты ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

    Особенности технической эксплуатации радиоэлектронного оборудования.

Авиационной технике

При выполнении работ на АТ, средствах технического обслуживания и ремонта личный состав должен знать и строго соблюдать требования безопасности. Виновные в нарушении требований безопасности несут ответственность в установленном порядке.

Ответственными за обеспечение требований безопасности и норм производственной санитарии в воинской части являются начальники, в подчинении которых постоянно или временно находится личный состав, выполняющий работы по эксплуатации, АТ.

Рабочие места в зависимости от характера выполняемых работ и опасные зоны должны быть оснащены общими или индивидуальными, постоянными или временными инструкциями, знаками и ограждениями безопасности.

Ответственным за своевременное предупреждение всех лиц, находящихся в опасных зонах (около или внутри ВС, помещения), выставление и снятие временных ограждений и знаков безопасности является руководитель работ. Команды предупреждения об опасных действиях должны подаваться способом, гарантирующим их получение всеми специалистами, находящимися в опасных зонах внутри и вне ВС (помещения).

Обучение безопасным приемам и методам работы должно проводиться во всех частях и учреждениях (организациях) независимо от характера и степени опасности технологического процесса, а также квалификации и стажа лиц, работающих в данной должности.

Перед началом работ личный состав должен быть ознакомлен с характером и условиями выполнения работ и с мерами безопасности. При выполнении работ на ВС следует соблюдать требования безопасности, исключающие разряд статического электричества через людей, случайные выстрелы и пуски, срабатывание пиромеханизмов катапультных кресел, сброс баков, складывания шасси, самопроизвольное включение систем и электроагрегатов, а также другие случаи, которые могут угрожать здоровью личного состава и привести к повреждению АТ.



Для этого необходимо убедиться в том, что:

·ВС заземлен;

·фонарь кабины застопорен в открытом положении;

·автоматы защиты и выключатели в цепях управления вооружением выключены, спусковая скоба боевой кнопки зафиксирована в походном (предохранительном) положении, а нажимной переключатель аварийного сброса и пуска изделий закрыт предохранительным колпачком;

·в соответствующие пиромеханизмы (узлы) катапультного кресла и фонаря установлены наземные предохранители;

·в пилоны подвесных баков, в пусковые и катапультные устройства установлены предохранительные чеки с красными флажками;

·не разрешается открытая заправка ВС рабочими жидкостями при нахождении его в потоке газов от рулящих самолетов. Во время выпадения осадков открытую заправку производить только после принятия соответствующих мер предосторожности;

·при работе с ядовитыми жидкостями избегать вдыхания паров и не допускать попадания этих жидкостей на открытые части тела, в случае попадания промыть эти места теплой водой с мылом;

·при работе на ВС следить за тем, чтобы на приборы, бортовую арматуру и трубопроводы кислородного оборудования не попадало масло. Запрещается выполнять работы на кислородной системе руками и инструментом, на которых есть следы масла или других жировых веществ;

·при выполнении работ в отсеках оборудования принимать меры, исключающие попадание влаги (дождя, снега и др.) на электросоединители и агрегаты, находящиеся в этих отсеках; при техническом обслуживании вооружения, авиационного и радиоэлектронного оборудования и электронной автоматики принимать меры для предупреждения случаев короткого замыкания, поражения током высокого напряжения и самопроизвольного включения оборудования;

·перед включением бортовых или аэродромных источников электропитания необходимо получить разрешение на выполнение работ у техника ВС и установить перед ВС трафарет ВОЗДУШНОЕ СУДНО ПОД ТОКОМ ;

·после посадки летчика (летчиков) в кабину находиться на лестнице для входа в кабину разрешается только технику ВС (для оказания необходимой помощи летчику (летчикам);

·перед выполнением осмотров или работ в нишах шасси, у механизации крыла, воздухозаборников и тормозного щитка стравите давление в гидросистемах до нуля;

·во избежание травмирования обслуживающего персонала перед запуском двигателей, уборкой и выпуском механизации крыла, тормозного щитка и защитных устройств воздухозаборников подавать команды установленным порядком и только после подтверждения о выполнении производить проверку работоспособности соответствующих систем;

·во время запуска и опробования двигателей, а также при заправке и сливе топлива и при выполнении работ по кислородной системе около самолета должны находиться средства пожаротушения;

·для исключения случаев возникновения пожара убедитесь в герметичности всех систем при работе двигателей на режиме МГ, только после этого опробуйте двигатели на повышенных режимах;

·во время работы двигателей не разрешается находиться или проходить в опасных зонах, расположенных впереди и позади самолета (рис.7), а также находиться на стремянках;

·при работе с высокочастотной аппаратурой строго соблюдать предусмотренные соответствующими инструкциями и положениями меры по предохранению личного состава от облучения.

·Запрещается:

·проводить какие-либо работы на ВС без разрешения техника ВС. По окончании работ ВС должен быть обесточен, а результаты работы доложены технику;

·выполнение каких-либо работ специалистами, в том числе устранение неисправностей, после посадки летчика в кабину;

· создавать давление в шланге герметизации фонаря при открытом фонаре;

· оставлять незачехленными приемники воздушного давления (ПВД);

· оставлять неизолированными свободные концы проводов; оставлять открытыми электрощитки распределительных устройств и клеммовые панели аппаратуры, находящиеся под напряжением;

· включать бортовые и подключать аэродромные источники электропитания до окончания работ в электрощитках, а также работ по осмотру электрических устройств; прилагать усилия к электрожгутам электросоединителей при их расчленении;

· отсоединять кабели и фидеры, снимать кожухи с блоков, заменять предохранители и лампы при включенном электропитании оборудования;

· ремонтировать системы, находящиеся под током или давлением;

· оставлять открытыми створки турбостартеров после наземных проверок;

· включать аккумуляторные батареи до окончания работ по установке подвесных баков.

При запуске и опробовании двигателей запрещается:

· запускать и опробовать двигатели при отсутствии связи между специалистами, находящимися в кабине и у ВС;

· запускать и опробовать двигатели при наличии следов подтекания топлива и масел из систем ВС и двигателя. В случае обнаружения подтекания устраните причину негерметичности и удалите остатки топлива и масел из отсеков ВС;

· покидать кабину;

· запускать двигатель при разряженных бортовых аккумуляторных батареях или при их отсутствии;

· запускать двигатель с неисправными внутрикабинными световыми сигнализаторами и приборами контроля двигателя;

· в процессе запуска, до выхода двигателя на режим МГ, устанавливать РУД выше упора МГ во избежание перегрева турбины;

· перемещать РУД в сторону повышения режима работы при "зависании оборотов двигателя;

· производить на двигателе регулировочные работы;

· выводить двигатель на максимальный или форсированный режим, если ВС не закреплен на швартовочных тросах;

· поворачивать колесо передней опоры;

· останавливать двигатель закрытием «пожарных кранов», если это не вызвано крайней необходимостью;

· производить повторный запуск двигателя до полной остановки РВД и до выявления причин неудавшегося запуска.

После ввода информации в ответчик запрещается снимать с ВС аккумуляторные батареи.

При стоянке ВС под колеса должны быть установлены упорные колодки.


ВНИМАНИЕ! КРОМЕ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ НА АТ НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ, ИЗЛОЖЕННЫЕ В ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА КОНКРЕТНЫЙ ТИП ВС.

Общие указания

При выполнении предполетной подготовки ВС необходимо соблюдать требования безопасности при работе на АТ, изложенные в руководящих документах по инженерно-авиационному обеспечению боевых действий (выполнению специальных задач) и боевой подготовки государственной авиации. Для этого необходимо изучить конспект лекций по конструкции систем ВС, рекомендованную литературу.

В часы самостоятельной подготовки необходимо изучить назначение и содержание предполетной подготовки, требования безопасности при работе на АТ. Работа выполняется на стоянке ВС отделения учебной техники и тренировочной аппаратуры (ОУТТА). Перед началом работы у студентов, путем опроса, определятся степень готовности к занятию. По результатам опроса они получают допуск к выполнению предполетной подготовки. Преподаватель знакомит студентов с оборудованием стоянки ВС, доводит требования безопасности. Разбив учебное отделение на две группы, дает задание на выполнение предполетного осмотра ВС, устранение выявленных неисправностей, выполнение других видов работ. Работа на каждом рабочем месте выполняется по маршрутно-технологическим картам под руководством старшего инструктора практического обучения.

1. Перед началом выполнения предполетной подготовки примите ВС от дсп .

Для этого:

· в присутствии дсп внешним осмотром проверьте состояние ВС, чехлов, наличие и исправность печатей, в соответствии со схемой опечатывания, наличие оборудования стоянки ВС, согласно описи стоянки. При обнаружении внешних повреждений или нарушения пломбировки немедленно доложите об этом по команде. Вскрытие такого ВС и подготовка его к полету производится только с разрешения начальника ОУТТА, который докладывает о случившемся и принятом им решении вышестоящему начальнику;

· убедившись, что на ВС внешних повреждений нет, пломбировка исправна, распишитесь в журнале приема-сдачи ВС;

2. Выполните подготовительные работы:

· подготовьте необходимые СНО ОП, инструмент и КПА;

· расчехлите ВС, установите бортовые лестницы для входа в кабину и доступа к агрегатам, расположенным на верхней поверхности фюзеляжа. Чехлы и заглушки уложите на стеллаж;

· проверьте заземление ВС, установите под колеса упорные колодки, очистите обшивку и ниши от пыли, грязи и льда. Протрите остекление фонаря кабины;

· откройте крышки люков, отмеченные цветовой маркировкой, соответствующей виду подготовки;

· обеспечьте требования безопасности, указанные в соответствующем разделе РО;

· получите на метеостанции сведения об атмосферном давлении дня, приведенном к уровню ВПП;

· слейте по 0,5л топлива из сливных точек расходного бака и убедитесь в отсутствии воды, кристаллов льда и механических примесей. Отстой храните до конца летного дня.

3. Выполните осмотровые работы в соответствии с маршрутом осмотра, (рис. 1), осмотр производится по пунктам регламента указанным в маршрутно-технологической карте.