Международное правопреемство. Понятие правопреемства в международном праве


Круг субъектов международных отношений постоянно меняется. Возникают новые государства, другие прекращают свое существование, в связи с чем возникает вопрос правопреемства.

Во правопреемством в международном праве принято понимать переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права к другому вследствие возникновения или прекращения существования первого или изменения суверенитета над территорией. Чаще правопреемство возникает в случае прекращения государств, поэтому мы сосредоточим свое внимание именно на правопреемстве государств. Хотя в истории известны случаи правопреемства международных организаций и других субъектов международного права. Так, ООН является правопреемницей Лиги Наций.

Как указано выше, правопреемство чаще возникает в случаях прекращения существования государства, его разделения, выделения из него другого государства, передачи части территории другому государству, объединение государств. Некоторые ученые сюда также относят и случай, когда в государстве происходит социальная революция, а также в случае капитуляции последней.

В правоотношениях правопреемства принято выделять два основных субъекта: государство-предшественницы (вследствие прекращения, отделения или разделения которой ее права и обязанности переходят к другому субъекту) и государство правопреемницу (которая приобретает вышеназванные права и обязанности).

Что касается объектов правопреемства, то, как правило, выделяют: правопреемство в отношении международных договоров; правопреемстве в отношении государственной собственности; Правопреемство по долгам, правопреемство в отношении государственных архивов и ряд других.

На протяжении существования этого института международного права ученые произвели несколько концепций правопреемства, в частности:

1. Универсального (полного) правопреемства - согласно которой государство отождествляют с юридическим лицом, состоит из единства трех элементов: территории, населения и публичной власти. Соответственно, в случае правопреемства к новому государству переходят все права и обязанности, связанные с ними элементами.

2. Частичного правопреемства - согласно которой государство-предшественник сохраняет все права и обязанности, которые не связаны с суверенитетом над определенной территорией, все остальные обязательства переходят к государству-правопреемнику.

3. "Tabula rasa" ("чистой доски" или "чистого листа") - согласно которой новообразованная государство не отвечает по обязательствам государства-предшественника, поскольку переход прав и обязанностей не происходило.

Кроме того, существуют и другие подходы, в частности "континуитета", при котором одно государство считается продолжателем другой. При этом вопрос правопреемства вообще может не возникать. Так, например, Россия получила прав и обязанностей СССР в ООН именно как государство - продолжательница Советского Союза.

Теперь вопрос правопреемства регулируются обычным правом. Хотя и были разработаны два договора в этой сфере, а именно: Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 p., Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8квитня 1983 p., Однако ни один из приведенных документов не вступил удию, поскольку не набрал достаточного количества ратификаций.

  • 2. Международное право периода древнего мира
  • 3. Международное право средних веков
  • 4. Классическое международное право
  • 5. Международно-правовая наука в России до 1917 г. И русском зарубежье (1918-1939 гг.)
  • III. Субъекты международного права
  • 1. Понятие международной правосубъектности и ее виды.
  • 2. Международная правосубъектность государства.
  • 3. Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за свою независимость.
  • 4. Международная правосубъектность международных организаций
  • 5. Международная правосубъектность государствоподобных образований.
  • 6. Международно-правовой статус субъектов федерации
  • 7. Проблема правосубъектности индивидов и юридических лиц
  • 2. Международный договор
  • 3. Международный правовой обычай
  • 4. Акты международных конференций и совещаний. Обязательные резолюции международных организаций
  • V. Признание и правопреемство в международном праве
  • 1. Признание в международном праве
  • 2. Формы и виды признания
  • 3. Правопреемство в международном праве
  • 4. Правопреемство государств в отношении международных договоров
  • 5. Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов.
  • 6. Правопреемство в связи с прекращением существования ссср
  • VI. Территории в международном праве
  • 1. Понятие и виды территорий в международном праве
  • 2. Государственная территория и государственная граница
  • 3.Международные пограничные реки и озера
  • 4. Правовой режим Арктики
  • 5. Правовой режим Антарктики
  • VII. Мирные средства разрешения международных споров
  • 1. Понятие международных споров
  • 2. Мирные средства разрешения международных споров:
  • 3. Международная примирительная процедура
  • 4. Международная судебная процедура
  • VIII. Ответственность и санкции в международном праве
  • 1. Понятие и основание международно-правовой ответственности
  • 2. Понятие и виды международных правонарушений
  • 3. Виды и формы международно-правовой ответственности государств
  • 4. Международная уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира и человечности
  • 5. Виды и формы международно-правовых санкций
  • IX. Право международных договоров
  • 1 Понятие и виды международных договоров
  • 2. Заключение международных договоров
  • 3. Действие договоров
  • 4. Заключение, исполнение и прекращение международных договоров рф
  • Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-фз
  • «О международных договорах Российской Федерации»
  • X. Право международных организаций
  • 2. Организация Объединенных Наций (оон)
  • Генеральные секретари оон
  • 3. Специализированные учреждения оон
  • 4. Региональные международные организации
  • 5. Содружество Независимых Государств (снг).
  • Рост численности членов оон в 1945-2000 годах
  • XI. Дипломатическое и консульское право
  • 1. Понятие права внешних сношений. Органы внешних сношений государств
  • 2. Дипломатические представительства
  • 3. Консульские представительства
  • Привилегии и иммунитеты консульских представительств
  • 4. Постоянные представительства государств при международных организациях. Специальные миссии
  • XII. Международное гуманитарное право
  • 1. Понятие международного гуманитарного права
  • 2. Понятие населения в международном праве.
  • 3. Международно-правовые вопросы гражданства. Правовое положение иностранцев.
  • Приобретение гражданства
  • Упрощенный порядок приобретения гражданства
  • Прекращение гражданства
  • Двойное гражданство
  • Правовое положение иностранцев
  • 4. Международно-правовая защита прав женщин и детей. Защита прав человека в период вооруженных конфликтов. Международно-правовой режим беженцев и вынужденных переселенцев
  • Защита прав человека в период вооруженных конфликтов
  • XIII. Международное право в период вооруженных конфликтов
  • 1. Право войн и вооруженных конфликтов
  • 2. Виды вооруженных конфликтов. Нейтралитет в войне
  • 3. Участники военных действий. Режим военного плена и военной оккупации
  • 4. Ограничение средств и методов ведения войны
  • XIV. Право международной безопасности
  • Универсальная система коллективной безопасности представлена оон
  • Меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению
  • XV. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
  • 2. Правовая помощь по уголовным делам. Порядок оказания правовой помощи
  • 3. Международные организации в борьбе с преступностью
  • 4. Борьба с отдельными видами преступлений международного характера
  • XVI. Международное морское право. Международное воздушное право. Международное космическое право
  • 1. Внутренние воды. Территориальное море. Открытое море.
  • 2. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона.
  • 3. Международное воздушное право
  • 4. Международное космическое право.
  • 3. Правопреемство в международном праве

    Регулируя поведение государств как участников международного общения, международное право не остается в бездействии в случаях перемен в их судьбе и статусе, таких как объединение одного государства с другим, отделение от государства какой-либо его части или его разделение на несколько самостоятельных государств.

    Крупными примерами такого рода изменений являются: вхождение в 1990 г. бывшей ГДР в состав Федеративной Республики Германии и образование единого германского государства; отделение в 1991 г. Латвии. Литвы и Эстонии от тогда еще существовавшего Союза ССР: последовавшее несколько позднее полное прекращение существование этого Союза и возникновение на его территории двенадцати независимых государств, включая Россию; образование в 1992 г. на территории бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии в качестве самостоятельных государств Боснии и Герцеговины, Македонии, Словении, Хорватии, а также Сербии и Черногории, объединившихся в Союзную Республику Югославию; возникновение в 1993 г. на месте Чехословакии самостоятельных Чехии и Словакии. Объединение, разделение государств, отделение от государства части территории, повлекшие правопреемство, имели место и в более ранние годы: в 1947 г. из состава Индии выделился Пакистан, а из него в 1971 г. - Бангладеш; в 1958 г. Египет и Сирия образовали Объединенную Арабскую Республику, но уже в 1961 г. Сирия вернулась к статусу независимого государства; как самостоятельный участник международного общения вновь стал выступать и Египет; в 1964 г. Танганьика и Занзибар слились в Объединенную Республику Танзанию; в 1965 году Сингапур выделился из состава Малайзии; в 1990 г. Йемен и Демократический Йемен объединились в единое государство Йемен; в 1993 г. Эритрея выделилась из состава Эфиопии.

    Конечно, исчезновение государства или, наоборот, его возникновение обусловлены прежде всего политическими, социальными и иными подобными факторами. Роль международного права в этих случаях состоит в том, что оно определяет значимость происшедших изменений с юридической точки зрения, связывает с ними соответствующие правовые последствия. Своё концентрированное выражение это получает в институте правопреемства государств.

    Под правопреемством в международном праве понимается смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения соответствующей территории и в осуществлении существовавших к этому моменту прав и обязательств .

    Правопреемство - давний институт международного права , который получил весьма широкое распространение в международной практике. О нем речь шла в 60-70-е гг. применительно к независимым государствам, возникшим на месте бывших колониальных владений западных держав; таких государств насчитывается около восьмидесяти. Концепция правопреемства применялась также в связи с преобразованиями общественно-политических укладов таких стран как Россия, на месте которой в октябре 1917 г.) возникла РСФСР, а в 1922 г.- СССР; Китай, ставший с 1949 г. Китайской Народной Республикой; Куба после свержения в 1959 г. диктаторского режима.

    В осуществлении правопреемства , сколько бы государств ни было его участниками, всегда различимы две стороны: государство-предшественник , которого полностью или в отношении части территории сменяет новый носитель ответственности за международные отношения, и государство-преемник , то есть государство , к которому эта ответственность переходит . Понятие «момент правопреемства» означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении указанной ответственности . Объектом правопреемства является территория, применительно к которой сменяется государство, несущее ответственность за ее международные отношения.

    Нередко в соглашениях по вопросам правопреемства содержится ссылка на третьи государства - в том смысле, что права этих государств правопреемством не затрагиваются. Наиболее распространенными основаниями возникновения правопреемства являются: объединение государств; разделение государств; отделение от государства части территории; передача части территории одного государства другому . В отношении международно-правового регулирования различают определенные сферы, в которых правопреемство осуществляется . Речь идет о правопреемстве государств в отношении международных договоров, государственной собственности, государственных архивов, государственных долгов, а также государственной территории, границ государства, членства в международных организациях и органах. Это последнее отличается от правопреемства международных организаций как таковых, например, в отношении осуществления функций депозитария по международным договорам, как это имело место между Лигой Наций и ООН в отношении некоторых многосторонних договоров, заключенных под эгидой Лиги .

    Действующие международно-правовые нормы, относящиеся к правопреемству государств , носят во многом характер норм обычного права или определяются соглашениями заинтересованных государства. При этом немалую роль играют международная практика и прецеденты, решения международных органов, а в ряде случаев и национально-правовые и другие индивидуальные акты государств . Вместе с тем были приняты Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. . Обе эти конвенции , задуманные в качестве средства «обеспечения более надежной правовой основы международных отношений», не получив к началу 1998 года минимально необходимого для вступления в силу числа ратификаций (15), не стали действующими .

    Однако они имеют определенное значение для решения вопросов правопреемства государств, так как содержат ряд положений отражающих общепринятую практику. Они, в частности, исходят из сложившегося принципа, в силу которого вопросы правопреемства могут решаться по соглашению между заинтересованными государствами, а положения соответствующей конвенции применялись бы только в случае отсутствия такого соглаш ения. В конвенциях также оговаривается, что не предусмотренные ими вопросы правопреемства по-прежнему регулируются нормами и принципами общего международного права.

    Другой существенный момент, который нашел отражение в конвенциях, заключается в том, что сформулированные в них правила применяются только к правопреемству, которое осуществляйся в соответствии с принципами международного права, воплощенными в Уставе ООН. Иначе говоря, не может быть речи о правопреемстве когда на ведение международных дел какой-либо территории претендует государство, совершившее в отношении этой территории акт агрессии, аннексии или оккупации . Немаловажно и наличие в Венских конвенциях положений о порядке урегулирования споров до вопросам правопреемства.

    Комплекс договоренностей по вопросам правопреемства достигнут между странами, вошедшими после распада СССР в Содружество Независимых Государств (СНГ); ими же принят и ряд решений по правопреемству. В числе этих актов можно назвать датированные 1992 г. Меморандум о взаимопонимании в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес, Соглашение о распределении всей собственности бывшего СССР за рубежом, Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР, решение Совета глав государств СНГ от 20 марта 1992 г. по вопросам правопреемства. Ряд положений, имеющих прямое отношение к правопреемству, содержится в учредительных актах СНГ, а также в Соглашении Беларуси, Казахстана, России и Украины о совместных мерах в отношении ядерного оружия.

    В связи с прекращением существования СССР и возникновением на его месте государств-правопреемников положения по вопросам правопреемства стали включаться во многие соглашения, заключаемые Россией как с государствами СНГ, так и с другими странами (Великобританией, Германией, Италией, Францией). При решении вопросов правопреемства значение имеют и другие ноты заинтересованных государств, как, например, имевшее правовое значение Письмо министров иностранных дел ГДР и ФРГ, направленное в 1990 г. министрам иностранных дел СССР, США, Великобритании и Франции, в связи с подписанием Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии.

    Правопреемство - это переход прав и обязанностей в результате смены одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.

    В международном праве государство понимается как единство трех элементов: население, территория, власть. Правопреемство связано с изменениями только одного элемента - территории. Изменение численности населения или организации власти таких последствий не порождают.

    Правопреемство - давний институт международного права, который получил широкое распространение в международной практике последних десятилетий. О нем шла речь в 60-70-е годы применительно к независимым государствам, возникшим на месте бывших колониальных владений западных государств (около 80). Концепция правопреемства применялась также в связи с преобразованием общественно-политических укладов таких стран, как Россия, на месте которой в 1917 г. возникла РСФСР, а в 1922 г. - СССР; Китай, ставший с 1949 г. Китайской Народной Республикой; Куба после свержения в 1959 г. диктаторского режима.

    В осуществлении правопреемства, сколько бы государств ни было его участниками, всегда различимы две стороны: государство-предшественник, которого полностью или в отношении части территории сменяет новый носитель ответственности за международные отношения, и государство-преемник , то есть государство, к которому эта ответственность переходит. Понятие «момент правопреемства» означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении указанной ответственности. Объектом правопреемства является территория, применительно к которой сменяется государство, несущее ответственность за ее международные отношения. В то же время, переход территории – это лишь условие перехода прав и обязанностей, непоследственным же предметом правопреемства являются международные договоры, гос. собственность, гос. архивы и гос. долги.

    Науке международного права известны следующие теории правопреемства государств: теория универсального правопреемства, теория частичного правопреемства, теория правопреемственности, теория «неправопреемственности», теория tabula rasa (чистого листа), теория континуитета.

    Согласно теории универсального (полного) правопреемства государство представляет собой юридическое лицо, состоящее из единства территории, населения, политической организации, прав и обязанностей, которые переходит к его правопреемнику (права и обязанности переходят в полном объеме).

    Сущность теории правопреемственности предполагает, что юридическое лицо государства аннулируется при изменении государственного строя. Новое юридическое лицо принимает на себя права и обязанности прежнего лица так, как будто они были его собственными.

    Согласно теории «непреемственности» обязанности государства-предшественника не передаются государству-правопреемнику. Права же переходят в руки лица, стоявшего во главе государства.

    В соответствии с теорией tabula rasa («чистой доски») (негативная теория) новое государство не связано международными договорами государства-предшественника.

    По теории континуитета, наоборот, все существующие договоры остаются в силе. При континуитете, в отличие от случая правопреемства, под­тверждается, что государство продолжает существовать, нет факта смены Объектов МП, нет перехода прав и обязательств.

    Концепция «континуитета» была использована в международно-пра­вой практике, в частности, при объединении Занзибара и Танганьики в Низанию; Народной Демократической Республики Йемен и Республики Йемен - в одно государство Йемен. Прибалтийские государства (Латвия, Литва, Эстония) после выхода из СССР в 1991 году заявили о восстановлении независимости своих государств в том виде, в каком она существовала до 1940 года, и не признали себя правопреемниками СССР.

    Многие случаи правопреемства говорят о том, что государства не придерживались единых правил, все решалось с учетом конкретных условий, в соответствии со сложившейся политической обстановкой. Иногда государства расходятся по коренным аспектам правопреемства. Так после Второй мировой войны власти ФРГ исходили из того, что германский рейх как субъект права и историко-политическая реальность никогда не переставал существовать. ФРГ рассматривалась как воплощение этого факта. В отличие от этого, другие правительства, в том числе и советское, придерживались того мнения, что в результате войны германский рейх прекратил свое существование, а ФРГ является лишь одной из правопреемниц прежней Германии.

    Таким образом, как правило, вопросы правопреемства решаются на основе междуна­родных обычаев или путем соглашений заинтересованных сторон. Прак­тика правопреемства была кодифицирована Комиссией международного права ООН, которая приняла две Венские конвенции:

    - о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года

    (вступила в силу в 1996 г.);

    О правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 года (пока не вступила в силу).

    Нормы Венских конвенций являются в большинстве своем диспозитивными, т. е. применяются, если государства не договорились об ином. Эти конвенции определяют различные правила правопреемства в зависимости от способов перехода территории и образования нового государства, к которым можно отнести следующие ситуации:

    - одно государство распадается на два или более новых государств.

    Так произошло в 1992 году с СФРЮ, на территории которой возникли Босния и Герцеговина, Македония, Словения, Хорватия, Союзная Республика Югославия - СРЮ и др.; в 1993 году Чехословакия распалась на Чехию и Словакию; в 2006 году завершился процесс «распада» СРЮ на Сербию и Черногорию;

    - два или более государств объединяются в одно новое государство.

    В 1958 году Египет и Сирия предприняли попытку объединиться в единенную Арабскую Республику (ОАР распалась уже в 1961 г.). В 1990 году Народная Демократическая Республика Йемен и Республика Йемен объединились в одно государство Йемен;

    - на части территории государства «А» создается новое государство «Б».

    В 1947 году из состава Индии выделился Пакистан; в 1971 году из Пакистана выделилось государство Бангладеш; в 1991 году из СССР выделились Латвия, Литва, Эстония; в 1993 году из состава Эфиопии выделилась Эритрея.

    Одно государство (государство «А») входит в состав другого (государства «Б»), в том числе на правах субъекта федерации.

    В 1990 году Германская Демократическая Республика (ГДР) вошла в состав Федеративной Республики Германии (ФРГ);

    - часть территории одного государства переходит к другому.

    Примером может служить продажа Российской империей территории Аляски Соединенным Штатам Америки;

    Вместо одного государства (государство «А1») в результате определенных изменений в его положении возникает другое государство (государство «А2»).

    Примером может служить образование вместо Российской империи в 1917 году Советской России, РСФСР, в 1922-м - СССР, в 1991 году в место СССР - РСФСР, впоследствии – РФ.

    - на месте колонии (зависимой территории) «К» путем приобретения ею суверенитета возникает государство «А».

    Таким путем появились десятки государств (развивающихся стран Африки, Азии, Латинской Америки.

    Общие принципы при правопреемстве в отношении международных договоров сводятся к следующему:

    При объединении государств и создании таким образом одного государства любой договор, находящийся в силе в момент правопреемства в отношении каждой из объединившихся стран, про­должает действовать в отношении государства-преемника;

    При разделении государства и образовании на его месте нескольких государств любой его договор, на­ходившийся в силе в отношении всей его территории, продолжает действовать в отношении каждого образованного в результате разде­ления государства-преемника;

    Если отделившаяся часть одного государства становится частью другого государства, договоры государства-предшественника утрачивают силу в отношении этой территории и вступают в действие договоры государства-преемника;

    Право­преемство не может иметь место, когда из договора явствует или иным образом установлено, что применение этого договора в отно­шении государства-преемника было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменяло бы условия его действия.

    Общие принципы при правопреемстве в отношении государственой собственности сводятся к следующему:

    Состав «государственной собственности» и принадлежность имущества данному государству определяются внутренним правом это­го государства ; при этом положения Венской конвенции не приме­няются к ядерному оружию;

    Переход государственной собственности осуществляется без ком­пенсации, если стороны не договорились об ином;

    Собственность объединяющихся государств переходит к объеди­ненному государству;

    При передаче части территории, разделении государства или образовании государства на отделившейся территории недвижимая собственность переходит к государству-преемнику, если стороны не договорились об ином. Движимая собственность (транспортные средства, вооружения и т. п.) переходит, если была связана с дея­тельностью на передаваемой территории;

    При разделении государства его собственность за рубежом перехо­дит к государствам-преемникам «в справедливых долях»; допуска­ется возможность компенсации;

    В случае создания нового независимого государства к нему перехо­дит вся недвижимая собственность государства-предшественника (в том числе за границей, если она была приобретена предшествен­ником в период колониальной зависимости). Движимая собствен­ность переходит к государству-преемнику.

    Общие принципы при правопреемстве в отношении государственных долгов с водятся к следующему:

    - правопреемство не должно наносить ущерба кредиторам;

    Долг государства-предшественника переходит к государству-преемни­ку в справедливой доле, определяемой на основе учета имущества, прав и интересов, которые переходят к преемнику в связи с долгом;

    Никакие долги государства-предшественника не переходят на но­вое независимое государство, если стороны не договорились об ином.

    Международно-правовое преемство или правопреемство государств – это переход международных прав и обязанностей от одного государства к другому. Правопреемство может иметь место и в отношении других субъектов международного права – например, международных организаций (ООН – правопреемница Лиги Наций). Кодификация института правопреемства в международном праве произведена довольно давно – Венские конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. В 2000 г. под эгидой ООН принят документ "Гражданство физических лиц в связи с правопреемством государств". Однако на практике институт правопреемства регулируется в основном на уровне двусторонних соглашений и норм международных обычаев.

    Объектами правопреемства государств являются государственные границы (территория), государственная собственность (в том числе и находящаяся за рубежом), государственные архивы, государственные долги, участие в международных договорах, членство в международных организациях. Основу правопреемства составляет юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права.

    По поводу правопреемства в доктрине международного права существуют прямо противоположные теории.

    • 1. Теория универсального правопреемства (разработана в трудах Г. Гроция в XVIII в.) – новое государство полностью наследует международную личность государства- предшественника.
    • 2. Негативная теория правопреемства (основоположник – английский юрист С. Кейтс): государство-преемник не наследует международных обязательств государства- предшественника. Разновидность негативной теории – доктрина tabula rasa (лат. – чистая доска для письма): новое государство начинает свое существование с "чистого листа", и для него не имеют никакого значения права и обязанности его предшественника.

    В современном мире признана практическая нежизнеспособность обеих теорий. В международной практике решение конкретных вопросов правопреемства в основном зависит от суверенной воли государства-преемника, которое не должно нарушать императивные нормы международного права, наносить ущерб другим государствам.

    Правопреемство при возникновении нового государства в результате социальной революции связано с появлением нового субъекта международного права. Франция (XVIII в.), Россия (1917 г.) объявили себя новыми государствами и отказались считать себя связанными обязательствами своих предшествующих правительств. Советская Россия отказалась платить долги царского правительства и денонсировала все международные соглашения Царской России. В доктрине существует точка зрения: поскольку социальная революция представляет собой внутреннее дело государства, то в подобных случаях вопросы внешних сношений не затрагивают проблем правопреемства. Вопросы правопреемства в результате социальной революции в Венских конвенциях не урегулированы.

    Международная практика – в случае социальной революции государственные границы остаются в неприкосновенности, т.е. к государству-преемнику полностью переходит территория государства-предшественника. Государственная собственность и государственные архивы (в том числе и все, что находится за границей) полностью переходят к государству-преемнику.

    Государственный долг – это любое финансовое обязательства государства-предшественника в отношении какого-либо другого субъекта международного права. Венская конвенция 1983 г. устанавливает, что правопреемство не должно затрагивать интересы кредиторов государства. Однако в случае социальной революции этот вопрос должен решаться на основе взаимной договоренности нового государства и его кредиторов. Общее правило – государство-преемник наследует долги своего предшественника.

    Участие в международных договорах – Венская конвенция 1978 г. устанавливает общее правило: новое государство не обязано участвовать в международных договорах своего предшественника (исключение – договоры относительно границ и договоры, устанавливающие когентные нормы международного права). Участие в международных соглашениях полностью зависит от суверенной воли государства-преемника. Членство в международных организациях – аналогичное решение вопроса. Здесь могут возникнуть проблемы в случае наличия финансовой задолженности и отсутствия согласия других государств – членов данной организации (но только в том случае, если организация не является универсальной).

    Возникновение нового государства в результате деколонизации: в соответствии с Венской конвенцией 1978 г. действует принцип tabula rasa (за исключением территории государства), – новое независимое государство не связано ничем, что от его имени совершено правительством бывшей метрополии. Государственная собственность полностью переходит в распоряжение нового государства. Государственные архивы – это часть государственной собственности, и правила их правопреемства аналогичны правопреемству государственной собственности. Вопрос правопреемства архивов в случае деколонизации отличается особой сложностью, – архивы, касающиеся бывшей колонии, могут принадлежать бывшей метрополии. Венская конвенция 1983 г. устанавливает, что разделение архивов должно быть основано на принципе справедливости, с учетом равного права всех на информацию. Бывшая метрополия обязана передать новому независимому государству достоверные архивные сведения. Государственный долг не переходит на бывшую колонию, так как считается, что это обязательство бывшей метрополии. Поскольку колония по определению не является членом международных организаций и участником международных договоров, то эти проблемы в данной ситуации не возникают.

    Правопреемство при объединении государств имеет место тогда, когда два или несколько государств объединяются и образуют одно новое. Государственные границы – новые в соответствии с территорией объединившихся государств. Государственная собственность и государственные архивы (в том числе и находящиеся на территории других государств) переходят новому государству. Государственные долги (согласно Венской конвенции 1983 г.) – долги всех государств-предшественников переходят к государству- преемнику. Участие в международных договорах и членство в международных организациях – эти вопросы решаются волеизъявлением нового государства (аналогично образованию нового государства в результате социальной революции).

    Правопреемство при частичных изменениях государственной территории (продажа какой-либо территории одним государством другому, обмен территориальными единицами, безвозмездная передача части территории). Это проявление принципа подвижности границ. На переданной территории начинают действовать международные договоры того государства, к которому она перешла (то же самое – относительно членства в международных организациях). Государственные долги, как правило, остаются за каждым государством свои собственные. Если долг напрямую касается передаваемой территории (например, кредит на ее развитие), то этот вопрос решается на основе взаимной договоренности. Особо сложные вопросы – правопреемство в отношении государственной собственности и государственных архивов. Недвижимость остается на передаваемой части и поступает в распоряжение того государства, которому отошла данная часть территории. Движимое государственное имущество, как правило, вывозится на территорию государства, которое передает территорию. Государственные архивы, относящиеся к передаваемой территории, как правило, отдаются государству, к которому перешла территория. Общее правило – судьба государственной собственности и государственных архивов передаваемой территории решается по взаимной договоренности между государствами.

    Правопреемство при разделении государства и образовании на его территории двух и более независимых государств : отделение от государства его части и образование нового независимого государства (выделение Пакистана из состава Индии; выделение из состава Пакистана Бангладеш; выделение Эритреи из состава Эфиопии). Венская конвенция 1978 г. устанавливает общее правило – когда часть территории отделяется и возникает новое независимое государство, то международные договоры сохраняют свою силу и для нового государства, и для того, из состава которого оно выделилось (за исключением тех договоров, правопреемство в которых является неделимым). Что касается членства в международных организациях, то этот вопрос в конвенциях не урегулирован. Международная практика показывает, что старое ("материнское") государство продолжает свое членство в организациях, а отделившееся – вступает в них как новый субъект международного права. Государственная собственность – и движимое, и недвижимое имущество, находящееся на территории отделившейся части, – поступает в распоряжение нового государства. Проблемой является раздел государственной собственности, находящийся за рубежом.

    Государственные архивы, относящиеся к отделившейся части, должны быть переданы новому государству в соответствии с принципами справедливости и равного права всех на информацию. В связи с этим возникает проблема: в чьей собственности должны оставаться архивы, относящиеся к истории единого государства. В международной практике этот вопрос решается по взаимной договоренности государств. Государственный долг должен быть поделен между "материнским" государством и отделившейся частью в соответствующих пропорциях. Решение вопроса может быть достигнуто на основе договора между государствами и соглашений с их кредиторами. По общему правилу на новое независимое государства не переходят долги его предшественника. Государственные границы устанавливаются новые, в соответствии со спецификой разделения государств.

    Наиболее сложный вопрос – это распад империи и образование па ее территории нескольких независимых государств. В современном мире этот вопрос может иметь различное решение в зависимости от того, сохраняется ли за одним из новых государств роль "материнского" (т.е. возникает ли институт правопродолжательства). Если ни одно из новых государств не является правопродолжателем бывшей империи, то все вопросы правопреемства решаются только на основе взаимной договоренности между этими государствами (раздел государственной собственности, архивов, долгов). Проблемы – судьба государственной собственности, находящейся за границей, и государственных архивов, относящихся к истории единой империи. Каждое новое государство вправе продолжить свое участие во всех договорах государства-предшественника, за исключением тех договоров, участие в которых является неделимым. Членство в международных организациях – все государства должны заново вступать в организации как новые субъекты международного права. Государственные границы устанавливаются новые, в соответствии с новым территориальным делением.

    Международно-правовое признание - это акт государства, которым констатируется возникновение нового субъекта международного права и с которым этот субъект считает целесообразным установить дипломатические и иные основанные на международном праве отношения.

    Существует две основных теории международно-правового признания - конститутивная и декларативная. Согласно первой акт признания дестинатора (адресата признания) со стороны уже существующих субъектов международного права играет решающую роль в его международно-правовом статусе. Эта теория имеет два существенных недостатка. Во-первых, на практике новые образования могут вступать в межгосударственные отношения и без признания. Во-вторых, неясно, признания скольких уже существующих государств необходимо для того, чтобы новое образование приобрело международную правосубъектность. Декларативная теория исходит из того, что признание не означает придания ему соответствующего правового статуса, а лишь констатирует факт возникновения нового субъекта международного права и облегчает осуществление с ним контакта. Эта теория в силу демократичности и большего внимания к правовым вопросам статуса государства в настоящее время преобладает в международно-правовой доктрине.

    Формы признания .

    Признание де-факто (de facto) - фактическое признание государства путем установления с ним экономических отношений без установления дипломатических отношений.

    Признание де-юре (de jure) - открытие дипломатических представительств, миссий в признаваемом государстве.

    Признание «ad hoc» - призвание государства для данного конкретного случая.

    Виды признания :

    ª традиционные виды признания: признание государств, признание правительств;

    ª предварительные (промежуточные): признание наций, признание восставшей или воюющей стороны, признание сопротивления, признание правительства в эмиграции.

    Предварительные виды признания применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые могут привести либо к созданию нового государства, либо к стабилизации положения в стране, где власть была захвачена революционным путем.

    Под правопреемством понимается смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения соответствующей территории и в осуществлении существовавших к этому моменту прав и обязательств. Из этого определения видно, что из трех наиболее важных характеристик государства (власть, население и территория) определяющее при переходе прав и обязанностей от одного государства к другому имеет именно территория. «Момент правопреемства» означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении указанной ответственности за определенную территорию.

    Правопреемство возникает:

    ª при объединении существующих государств;

    ª при разделе государств;

    ª при отделении части государства;

    ª при переходе части территории одного государства к другому государству.

    24. Правопреемство в МП: Объекты и теории

    Для укрепления мира и международного сотрудничества особую важность имеет последовательное соблюдение субъектами междуна­родного права, прежде всего государствами, заключенных ими меж­дународных договоров, международных обязательств в отношении территории, собственности, членства в международных организаци­ях и т.д.

    Правопреемство государств означает смену одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории. При правопреемстве различают: государст­во-предшественник (государство, которое было сменено другим при правопреемстве) и государство-правопреемник (государство, сме­нившее предшественника). Основаниями для возникновения вопро­са о правопреемстве могут быть социальные революции, деколониза­ция, объединение или разделение государств, передача части терри­тории другому государству.

    Долгое время основу института правопреемства составляли обыч­ные нормы международного права, однако в конце 70-х - начале 80-х гг. в Вене были проведены международные конференции по кодификации норм о правопреемстве, на которых были приняты Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении меж­дународных договоров 1978 г. и Венская конвенция о правопреемстве в отношении государственной собственности, государственных архи­вов и государственных долгов 1983 г. Указанные Конвенции в силу пока не вступили, и РФ в них не участвует, однако их нормы часто применяются в качестве международных обычаев.

    Помимо вышеназванных, вопросы правопреемства регулируются также двусторонними соглашениями, например, Договором между ГДР и ФРГ о строительстве германского единства 1990 г.

    Следует также отметить, что институт правопреемства в между­народном праве - межотраслевой: его нормы содержатся и в праве международной правосубъектности, и в праве международных дого­воров и других источников международного права, праве междуна­родных организаций, международном экономическом праве и пр.

    Объектами правопреемства могут быть территория, договоры, государственная собственность, государственные архивы и государ­ственные долги, а также членство в международных организациях.