Можно ли оспорить административный штраф. Порядок административного обжалования


Обжалование административного штрафа: с чего начать, куда обратиться, в каких случаях составляется. Как добиться успеха и обжаловать?

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, если гражданин не согласен с правонарушением, в котором он был признан виновным, он имеет право обжаловать его. Таким образом, вполне реально обжалование административного штрафа и других санкций и наказаний. Давайте разберем последовательность действий, необходимую для достижения желаемого результата.

Правонарушение может быть оспорено только в том случае, если обжалован акт, содержащий постановление государственных органов в процессе рассмотрения состава дела. Заключительным и наиважнейшим документом при этом является постановление по тому или иному делу.

Сам процесс оспаривания может быть начат и реализован следующими лицами:

  • гражданами, которые должны понести административное наказание;
  • гражданам, которые являются законными представителями первой категории;
  • представителями либо защитниками первой категории граждан, которые принимают участие в рассмотрении дела с целью оказания компетентной помощи.

Обжалование запускается после подачи жалобы.

Жалоба

Составленная жалоба направляется в органы судебной власти по месту расположения органа, постановление которого необходимо оспорить.

Таким образом, жалобы подразделяются на несколько типов в зависимости от органа, в который они направляются, а именно:

  • Вышестоящему лицу или вышестоящий органу, если постановление было вынесено и утверждено должностным лицом.
  • В суд района, в котором находится коллегиальный орган, если постановление было установлено коллегиальным органом.
  • В суд вышестоящей инстанции, если решение было принято судьей.
  • Оформленная жалоба, с прилагаемыми к ней документами и материалами, направляется судье, должностному лицу, которые вынесли постановление и занимались рассмотрением дела. Далее в течение трех суток, вышеуказанные органы должны перенаправить жалобу со всеми приложенными документами и материалами в государственные органы с более широкими полномочиями, либо должным лицам, занимающимся решением данных вопросов. Обратите внимание, что подача жалобы не требует внесения оплаты и каких-либо государственных пошлин.

    Срок подачи жалобы об административном правонарушении составляет 10 дней с того момента, когда гражданин получил решение уполномоченного органа относительно его вопроса. Если же данный период истек, но необходимо подать жалобу, процедура осуществляется уже в кассационном порядке. Если был выявлен факт неправомерных действий, постановлений или решений государственных органов власти, обжаловать их решение можно в течение трех суток. Трехдневный срок начинается с даты, когда пострадавший узнает о том, что его законные права и свободы были нарушены.

    Правильно составляем жалобу

    Чтобы добиться желаемого результата, необходимо немалое внимание уделить составлению жалобы. Она должна содержать суть проблемы, подробно описывать занимаемую позицию и приводить соответствующие доводы или решения. В обязательном порядке документ должен содержать такие данные, как данные о истце (то есть о человеке, который подает жалобу) и наименование организации, структуры, в которую жалоба направляется.

    Также важно расписать и дать подробную характеристику обстоятельствам, когда было совершено правонарушение и описать действия должностных лиц, правомерность их действий. Еще один обязательный пункт: перечисление требований. Например, это может быть замена административного штрафа или другого вида наказания на более строгое или же полное снятие взыскания, компенсация причиненного вреда и так далее.

    Споры с должностными лицами

    Наиболее распространенным типом дел по поводу обжалования являются процессы об административных правонарушениях, которые были утверждены не только должностными лицами, но и различными другими структурами, организациями, которые обладают такими правами.

    Чтобы обжаловать постановление руководителей организаций различного профиля, также подается жалоба. При этом руководители, директора не составляют специальную группу, которая обладает специфичными правами и обязанностями. Дела, связанные с ними, рассматриваются на общих основаниях и принципах. А это значит, что оспаривание осуществляется на основании тех же требований и правил, что и при рассмотрении всех остальных случаев.

    Как добиться желаемого

    Чтобы обжалование штрафа за совершенное правонарушение было принято, и в конечном итоге вы добились желаемого результата, необходимо обратиться за помощью к квалифицированным специалистам. Только профессиональные юристы владеют знаниями относительно всех «подводных камней» и осведомлены в вопросах административного права. Действуйте решительно и отстаивайте свою позицию!

    ЗВОНИТЕ. КОНСУЛЬТАЦИЯ БЕСПЛАТНО!

    Порядок обжалования административного постановления о правонарушении устанавливается органами первой инстанции, где дело находилось на рассмотрении с последующим вынесением вердикта в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП).

    1. Особенности обжалования постановлений об административных правонарушениях.
    2. Срок обжалования наказания по административному правонарушению.
    3. Смягчение наказания: причины и правила подачи ходатайства.
    4. Вынесение решения по обжалованию постановления.

    Особенности обжалования постановлений об административных правонарушениях.

    КоАП определяет круг лиц, обладающих правом обжаловать административное постановление. Это может быть:
    • сам потерпевший;
    • лицо, фигурирующее в производстве по данному делу;
    • законные представители физического лица или юридического (в зависимости от статуса заинтересованных участников производства);
    • защитник и представитель;
    • уполномоченное при Президенте лицо по защите прав предпринимателей.
    Обжалование административных постановлений не предусматривает обложения госпошлиной. До того, как обжаловать постановление о назначении , целесообразно уяснить тонкости, которые имеются в этой процедуре в зависимости от факта его вступления в законную силу.
    Не вступившее в законную силу постановление обжалуется путем письменного обращения к судье, органу либо должностному лицу, относящемуся к органу, осуществляющему делопроизводство по данному инциденту. К тому же жалобу можно адресовать напрямую в суд, вышестоящий орган или его должностному лицу, полномочия которого касаются ее рассмотрения.
    Обжалование административных постановлений, уже имеющих законную силу, происходит несколько в ином порядке. Обращение направляется сразу в суд надзорной инстанции. Решения, принятые по обращениям в порядке обжалования постановлений о нарушениях административного характера, в установленные сроки могут быть опротестованы прокурором. Правда, в случае со вступившими в законную силу постановлениями, опротестование прокурором возможно только в порядке надзора. В делопроизводстве по административным правонарушениям подготовленное судьей постановление может подлежать обжалованию в вышестоящем суде должностным лицом, имеющим полномочия оформления . Возможность оспаривать такого рода постановления в вышестоящей инстанции зависит от того, кто вынес обжалуемое постановление.
    Есть еще один немаловажный момент. Административным кодексом не предусмотрено обжалование протоколов, составленных должностным лицами в рамках статьи 28.2. Несогласие с фактом оформления протокола об административном правонарушении и его содержании подлежит обжалованию вышестоящему уполномоченному лицу, в главенствующий орган или в прокуратуру.
    В момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении должностным лицом (к примеру, наложение штрафа постановлением ГИБДД), его можно обжаловать через вышестоящий орган, вышестоящее должностное лицо либо путем обращения в районный суд, где рассматривалось дело. Вынесенное судьей административное постановление подлежит обжалованию в вышестоящий судебный орган по месту рассмотрения дела. Порядок обжалования эпизодов с отказом в открытии делопроизводства об административном правонарушении изложен в тридцатой главе КоАП РФ. Результатом вынесения постановления об административном нарушении ПДД может стать даже лишение права вождения на определенный срок. Это касается серьезных нарушений. Менее значительные инциденты, как например, или размещение или территории с зелеными насаждениями по статье 8.25 КоАП чревато наложением , размер которого будет определяться по мере изучения обстоятельств дела.

    Срок обжалования наказания по административному правонарушению

    По постановлению в деле об административном нарушении юридически установлена возможность его обжалования в десятидневный срок с момента вручения либо получения экземпляра постановления. В практике нередки случаи, когда обжалование происходит после истечения указанного срока. Закон допускает восстановление пропущенного срока обжалования при наличии объективной уважительной причины.
    В случае болезни, необходимости ухода за тяжело больным родственником или иных обстоятельств непреодолимой силы к жалобе прилагается ходатайство, в котором излагается причина пропуска срока и запрос на его восстановление.
    Со дня получения жалобы отводится трое суток для направления ее вместе с досье по административному делу в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в соответствующий суд. Если установленное наказание предусматривает , указанный срок сокращается: передача материалов производится непосредственно в день поступления жалобы.

    Смягчение наказания: причины и правила подачи ходатайства

    Когда становится доказанным фактом, в соответствии с законом возможно смягчение причитающегося наказания (взыскания, штрафных санкций или ареста) ввиду наличия нижеперечисленных обстоятельств:
    • полное признание нарушителем своей вины и признание неправомерности своих действий;
    • добровольное прекращение виновным противоправных действий;
    • сообщением самим нарушителем о правонарушении до момента обнаружения противоправных действий;
    • добровольная помощь в ведении следствия со стороны виновного;
    • добровольное предотвращение последствий (к примеру, помощь потерпевшему со стороны нарушителя);
    • возмещение ущерба по собственной инициативе;
    • устранение вреда до вынесения постановления;
    • доказанное медико-психиатрической экспертизой состояние аффекта;
    • беременность или несовершеннолетие виновного лица.
    Признание вины ввиду оказываемого давления или из страха, а также прекращение противоправных действий нарушителем не добровольно, а по причине задержания правоохранительными органами, не попадают под квалификацию смягчающих обстоятельств. Для рассмотрения вопроса о лояльности к виновному лицу в соответствующий суд подается ходатайство о смягчении наказания по административному правонарушению. В данном обращении описываются обстоятельства , позволяющие по мнению виновного претендовать на уменьшение степени наказания с конкретными постатейными ссылками на законодательство, с приложением всех сопутствующих ситуации документов и подтверждающих достоверность фактов. Здесь же можно сформулировать просьбу о присутствии на судебном заседании конкретных свидетелей. Шапка ходатайства содержит наименование и основные данные о судебном органе, рассматривающем дело, сведения о судье, на имя которого адресовано обращение, номер по делопроизводству и непосредственно наименование обращения («Ходатайство»). В конце указывается список приложенных документов, подпись заявителя с расшифровкой и дата составления (подачи) документа.

    Вынесение решения по обжалованию постановления


    Рассмотрение жалобы завершается вынесением решения. Возможные варианты исхода дела могут быть следующими:
    • постановление может быть оставлено без изменений;
    • изменено в соответствии с запросом ходатайства;
    • отменено с полным прекращением производства по рассмотренному повторно делу;
    • отменено по причине возврата дела для нового рассмотрения при обнаружении значительного нарушения процессуальных правил;
    • отмена постановления также может быть связана с необходимостью ужесточения наказания или направления дела на подведомственное рассмотрение.
    Повсеместность административных нарушений привела к несерьезному отношению общества к нарушениям общественного порядка, хулиганства. Однако это нарушение закона, и отсутствие судимости по данным эпизодам не избавляет от полного избежания неприятностей для нарушителя.

    В отношении ДОЛЖНОСТНОГО лица Ростехнадзором вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП. В какой суд ДОЛЖНОСТНОЕ лицо должно обжаловать данное постановление? Пожалуйста, укажите статью, которой руководствуетесь.

    вопрос №5319475

    Прочитан 2302 разa

    Здравствуйте! Необходимо обратиться в районный суд с жалобой в силу Гл.30 КОАП РФ, в 10-й срок со дня вручения копии постановления на руки.

    Статья 30.1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (часть 1.1 введена Федеральным законом от 23.07.2010 N 171-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (в ред. Федерального закона от 25.10.2004 N 126-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4. В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.

    Максим, добрый день!

    В соответствии со ст.30.1 КоАП РФ Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ:

    1) вынесенное судьей - в вышестоящий суд;

    2) вынесенное коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

    3) вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

    4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, - в районный суд по месту рассмотрения дела.

    Статья 30.1 КоАП РФ. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении

    3) вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо ;

    Статья 30.2 КоАП РФ. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

    1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

    2. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

    3. Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

    4. В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.

    5. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

    6. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

    Максим, добрый день!

    Согласно ст. 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:

    1) вынесенное судьей - в вышестоящий суд;

    2) вынесенное коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа ;

    3) вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела ;

    4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, - в районный суд по месту рассмотрения дела .

    Таким образом, если дело рассматривалось руководителем органа Ростехнадзора, то Вам необходимо подавать жалобу на постановление в суд, в территориальной подсудности которого находится адрес, по которому расположен данный орган Ростехнадзора.

    Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

    Вы направляете жалобу, адресованную в суд, через должностное лицо Ростехнадзора.

    Ст. 30.2 КоАП РФ.

    НА ОСНОВАНИИ СТ. 30.1 КОАП РФ ЖАЛОБА ПОДАЕТСЯ В РАЙОННЫЙ СУД. ПОДСУДНОСТЬ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НА ОСНОВАНИИ НОРМ СТ. 29.5 КОАП РФ. ОБЩЕЕ ПРАВИЛО - ПО МЕСТУ СОВЕРШЕНИЯ АДМ. ПРАВОНАРУШЕНИЯ.

    Статья 29.5. Место рассмотрения дела об административном правонарушении

    Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении

    1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса:

    (в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 294-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1) вынесенное судьей - в вышестоящий суд;

    2) вынесенное коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

    (в ред. Федеральных законов от 02.10.2007 N 225-ФЗ, от 18.07.2011 N 225-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3) вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

    4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, - в районный суд по месту рассмотрения дела.

    1.1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении.

    2. В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

    По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

    3. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

    4. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.

    Почему в данном случае не применяется ст. 210 АПК РФ не нельзя подать в арбитражный суд? Статья 210. Судебное разбирательство по делам об оспаривании решений административных органов

    1. Дела об оспаривании решений административных органов рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иные сроки не установлены федеральным законом.

    вопрос №5319572

    Должностное лицо приравнивается к физическому лицу.

    Максим, как указано в ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством обжалуется постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица .

    В Вашем же случае к административной ответственности привлекается должностное лицо. Поэтому жалобу необходимо подавать в суд общей юрисдикции.

    Направить жалобу Вы вправе самостоятельно либо через административный орган.

    Статья 30.2. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

    1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган , должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд , вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

    Как правило, порядок обжалования указывается в самом постановлении и на практике, изначально подают жалобу вышестоящему должностному лицу, а потом в суд.

    При обжаловании обратите внимание на процессуальные моменты, по которым также могут отменить постановление в суде.

    По ст. 9.1 к административной ответственности можно привлечь как должностное лицо, так и юридическое. А можно и то и другое.

    Согласно. ч.3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

    Таким образом, постановление в отношении юридического лица можно обжаловать в Арбитражный суд, но вы же не юридическое - а должностное лицо. Поэтому отвечайте сами за свое правонарушение.

    ЕСЛИ ВЫ ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ КАК ИП, ТО ЖАЛОБА ПОДАЕТСЯ В АРБИТРАЖНЫЙ СУД - СТ. 30.1 КОАП РФ Ч. 3 .

    ИП ПРИВЛЕКАЕТСЯ К АДМ. ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО - СТ. 2.4 КОАП РФ. НО НЕ КАЖДОЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО ЯВЛЯЕТСЯ ИП. ЖАЛОБА В АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОДАЕТСЯ ТОЛЬКО ЕСЛИ У ЛИЦА СТАТУС ИП.

    Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

    Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

    Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.55, 14.56, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

    Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

    Если Вам трудно сформулировать вопрос - позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 505-91-11 , юрист Вам поможет

    Если вы не согласны с правонарушением, за которое вас привлекают к административной ответственности, воспользуйтесь правом обжаловать его. В любой ситуации не стоит опускать руки, всегда есть возможность ее исправить. Обращайтесь к «Моему Семейному Юристу», и мы поможем защитить ваши законные права и интересы!

    Оспаривание административного правонарушения возможно путем обжалования актов, вынесенных компетентными органами в ходе рассмотрения дела. Ключевым актом является постановление по делу об административном правонарушении.

    Оспаривание постановления об административном правонарушении может быть произведено:

    • лицом, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшим,
    • их законными представителями,
    • защитниками и представителями, участвующими в деле с целью оказания юридической помощи.

    Для этого необходимо подать жалобу.

    Жалоба на постановление об административном правонарушении

    Жалоба подается в суд по месту нахождения органа, действия которого истец намерен обжаловать, либо по месту рассмотрения правонарушения, в зависимости от того, какой орган вынес постановление по делу:

    • на постановление, вынесенное судьей – в вышестоящий суд;
    • вынесенное коллегиальным органом – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
    • вынесенное должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

    Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье либо в орган должностному лицу, которыми было вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение 3-х суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

    При этом жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать. Подача такой жалобы не требует уплаты государственной пошлины.

    В большинстве случаев жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10-ти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска этого срока, он может быть восстановлен в судебном порядке.

    Неправомерные действия должностных лиц могут быть обжалованы в течение 3-х месяцев. Причем этот срок отсчитывается с момента, когда пострадавшее лицо узнало о нарушении своих прав.

    Оспаривание постановления об административном правонарушении: составление жалобы

    Для обжалования административного штрафа необходимо составить жалобу, содержащую следующие сведения:

    1. наименование органа, в который она направляется,
    2. сведения о лице, подающем жалобу (фамилия, имя, отчество, адрес места жительства).

    При составлении жалобы необходимо кратко и четко описать обстоятельства происшествия, а также действия должностного лица, обращая особое внимание на те аспекты, которые могут говорить о неправомерности действий и незаконности наложения административного штрафа. Также необходимо выразить в жалобе свои требования. Это может быть отмена наложенного административного взыскания, а также требование признать незаконными действия должностного лица, которое это взыскание наложило или требование компенсации морального вреда.

    Одним из часто встречающихся в практике случаев можно назвать оспаривание постановления об административном правонарушении в отношении должностных лиц – руководителей предприятий и организаций. Кодекс об административных правонарушениях РФ не выделяет должностных лиц – руководителей предприятий и организаций в отдельную группу лиц с особыми правами. Оспаривание постановлений в их адрес происходит по тем же правилам, что и обжалование постановлений по отношению к другим лицам. Например, в поданном заявлении можно оспорить административный штраф, назначенный органом государственной власти. Штраф является мерой ответственности при административном правонарушении. Поэтому обжалование штрафа есть ни что иное, как обжалование постановления о привлечении лица к административной ответственности.

    Если вам нужна помощь в обжаловании административного штрафа, обращайтесь в «Мой Семейный Юрист»! Мы оперативно проконсультируем вас, подготовим жалобу и иные документы, обратимся в соответствующий орган или суд и представим ваши интересы, добившись положительного результата по делу.

    Алгоритм действий при обжаловании постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл.30 КоАП РФ)

    Общие положения

    1. Что можно обжаловать?

    Исходя из ст.30.1 , 30.9 , 30.10 , 30.12 КоАП РФ можно обжаловать:

    1) Постановления по делу об административном правонарушении, не вступившие в законную силу;

    2) Постановления по делу об административном правонарушении, вступившие в законную силу;

    3) Последующие решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении;

    4) Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

    2. Кто имеет право на обжалование постановления по делам об административном правонарушении, не вступившего в законную силу?

    Правом на обжалование обладают лица, указанные в ст.30.1 КоАП РФ , а именно:

    1) Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст.25.1 КоАП РФ);

    2) Потерпевший (ст.25.2 КоАП РФ);

    3) Законные представители физического лица и юридического лица (ст.25.3 -25.4 КоАП РФ);

    4) Защитник и представитель (ст.25.5 КоАП РФ);

    5) Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (ст.25.5.1 КоАП РФ).

    2.1. Обладает ли прокурор правом принесения протеста на постановление по делам об административном правонарушении (ПДАП)?

    Да, в соответствии со ст.30.10 КоАП РФ прокурор вправе приносить протесты на:

    1) Не вступившее или вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении;

    2) И (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление

    2.2. Обладает ли лицо, уполномоченное законом составлять протокол об административном правонарушении, правом на обжалование постановления (ПДАП), вынесенного судьей?

    Да, согласно ч.1.1 ст.30.1 КоАП РФ такое лицо вправе обжаловать ПДАП, вынесенное судьей, в вышестоящий суд. Но это право касается только постановлений, не вступивших в законную силу. Если постановление уже вступило в законную силу, то подобное право у такого лица отсутствует (ст.30.12 КоАП РФ).

    3. Куда обжалуются постановления по делам об административном правонарушении, не вступившие в законную силу?

    Все зависит от лица или органа, которым вынесено постановление (ст.30.1 КоАП РФ):

    Судьей - в вышестоящий суд (например, мировой судья вынес постановление, обжалование осуществляется в районный суд);

    Коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

    Должностным лицом - вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган либо в районный суд по месту рассмотрения дела (военнослужащие - в гарнизонный военный суд). То есть в данном случае предоставлено право выбора, куда подавать жалобу.

    Постановление (ПДАП), вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, - в районный суд по месту рассмотрения дела;

    Внимание!

    Если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подана одновременно и в суд, и в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, то согласно ч.2 ст.30.1 КоАП РФ жалоба рассматривается судом.

    3.1. Когда дело об оспаривании решения административного органа подведомственно арбитражному суду, а когда суду общей юрисдикции?

    Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, а именно в порядке, установленном § 2 гл.25 АПК РФ . К сожалению, на практике нет четкого понимания, какие все-таки дела подведомственны арбитражным, а какие судам общей юрисдикции.

    Частично ответ на вопрос о том, какие дела подведомственны будут судам общей юрисдикции, дан в п.33 Постановления ВС РФ N 5 , а также в ответе на вопрос 10 Раздела VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014).

    В суд общей юрисдикции обжалуются постановления и решения по делам об административном правонарушении, если объективная сторона правонарушения направлена на нарушение или невыполнение норм законодательства в сфере:

    а) санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

    б) в области охраны окружающей среды и природопользования;

    в) безопасности дорожного движения;

    г) пожарной безопасности;

    д) законодательства о труде и охране труда.

    Судебная практика

    Наличие статуса юридического лица само по себе не дает оснований для безусловного отнесения спора к подведомственности арбитражного суда (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.11.2016
    N Ф07-9555/2016 по делу N А56-23982/2016)


    4. В какой срок обжалуется не вступившие в законную силу постановление (ПДАП)?

    Согласно ч.1 ст.30.3 КоАП РФ , по общему правилу, срок на обжалование - десять суток со дня вручения или получения копии постановления. Аналогичный срок закреплен и в ч.2 ст.208 АПК РФ .

    Для дел, указанных в ч.3 ст.30.3 КоАП РФ , (связаны с избирательным процессом) - пять дней со дня вручения или получения копии постановления.

    Важно!

    Пропуск установленного законом срока на обжалование постановления административного органа о привлечении к административной ответственности либо отказ в его восстановлении является достаточным и самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании незаконным и об отмене постановления административного органа (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.02.2015 N Ф01-6271/2014 по делу N А39-1552/2014) или жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

    Внимание!

    В последнее время в делах об обжаловании суды применяют по аналогии положения п.1 ст.165.1 ГК РФ о юридически значимых сообщениях, а именно положение о том, что сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

    Например, уклонение от получения корреспонденции или халатное отношение к получению и обработке корреспонденции приведет к тому, что постановление по делу об административном правонарушении суд посчитает врученным привлеченному к ответственности лицу в установленные законом сроки (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2016 N 04АП-2137/2016 по делу N А19-619/2015)

    5. Может ли быть восстановлен срок на обжалование постановления (ПДАП)?

    Да, такой срок согласно ч.2 ст.30.3 КоАП РФ может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу.

    Такое ходатайство может как содержаться в тексте жалобы, так и подаваться в виде отдельного документа, как следует из смысла ч.2 ст.30.3 КоАП РФ .

    В ходатайстве или в части жалобы, содержащей ходатайство, должно содержаться:

    а) указание на причины, которые послужили причиной пропуска срока;

    б) просьба восстановить срок.

    Ходатайство рассматривается судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу. Ходатайство рассматривается в порядке гл.30 КоАП РФ с обязательным извещением лица, которое подает ходатайство.

    Судебная практика

    Рассмотрение ходатайства в отсутствии заявителя, который не был надлежащим образом извещен о рассмотрении ходатайства, будет расценено как существенное нарушение процессуальных прав заявителя и повлечет за собой отмену определения об отказе в восстановлении срока (см., например, Постановление Санкт-Петербургского городского суда от 27.10.2016 N 4а-1461/2016 по делу N 12-565/2016)

    Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (ч.4 ст.30.3 КоАП РФ).

    Возникает вопрос: можно ли обжаловать определение суда о восстановлении пропущенного срока? Данное определение не создает препятствий для движения дела, не лишает заинтересованных лиц права на обжалование принятого по делу судебного акта, потому, если иное не предусмотрено законом, не подлежит обжалованию. В частности, такая позиция встречается в системе арбитражных судов. Например, АС округа отметил, что выраженное в соответствующем судебном акте определение суда о восстановлении процессуального срока обжалованию не подлежит (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.02.2012 по делу N А56-24343/2011).

    6. Какие причины могут посчитать уважительными для восстановления срока подачи жалобы на постановление (ПДАП), а какие нет?

    Судья или должностное лицо, правомочное рассматривать жалобу, оценивает уважительность причины пропуска, исходя из обстоятельств пропуска и длительности пропуска (срока пропуска), а также насколько причина пропуска препятствовала обжалованию постановления. Как правило, такими причинами могут стать процессуальные нарушения извещения лица о рассмотрении дела и вынесении постановления, недоставка корреспонденции по вине организации связи, тяжелая болезнь или длительная командировка гражданина или ИП и т.п. Наиболее трудно восстановить срок для обжалования юридическим лицам.

    Что касается перечня причин, то такого исчерпывающего перечня нет из-за многообразия ситуаций на практике.

    Например, суды не признали уважительными причинами пропуска:

    - кадровые перестановки в организации (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.03.2016 N Ф07-405/2016 по делу N А21-3432/2015);

    - получение корреспонденции работником, а не руководителем организации (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.12.2014 N Ф02-4844/2014 по делу N А19-19571/2013);

    - отсутствие организации по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2016 N 13АП-16064/2016 по делу N А56-8153/2016);

    - нахождение ответственного за обжалование лица на "больничном" (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2016 N 13АП-10112/2016 по делу N А21-9235/2015);

    - болезнь, если она не лишает возможности обжаловать постановление и лицо было уведомлено надлежащим образом о вынесении постановления по делу (Определение Московского городского суда от 24.11.2016 по делу N 7-14657/2016);

    - первоначальное обращение с жалобой к вышестоящему лицу или в вышестоящий орган, поскольку такое обращение не препятствует одновременному обращению с жалобой в суд (Определение Московского городского суда от 16.11.2016 по делу N 7-14492/2016);

    - смена места жительства, если соответствующие органы, участвующие в рассмотрении дела, не были уведомлены о смене адреса (Решение Верховного Суда РФ от 17.11.2016 N 1-ААД16-1).

    Суды посчитали причины уважительными:

    - незначительное время пропуска (два дня) (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.09.2010 по делу N А33-2698/2010). Между тем это скорее исключение, чем правило;

    - судья, установив, что жалоба неподведомственна для рассмотрения данным судом, вопреки требованиям ч.4 ст.30.2 КоАП РФ возвратил жалобу заявителю, из-за чего срок был пропущен (Постановление Верховного Суда РФ от 15.11.2016 N 5-АД16-49);

    - отсутствуют доказательства вручения копии постановления законному представителю юридического лица либо получения его по почте (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.12.2010 по делу N А15-390/2010);

    - суд общей юрисдикции принял решение по делу, которое в дальнейшем было отменено в связи с неподведомственностью спора СОЮ (Решение АС г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2011 по делу N А56-24343/2011, оставлено в силе Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2011, Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 13.02.2012);

    - ошибка в исчислении срока на обжалование судьей - от даты вынесения постановления, в то время как надо от даты вручения или получения копии (Определение Московского городского суда от 16.11.2016 по делу N 7-14774/2016);

    - в постановлении отсутствует разъяснение порядка обжалования (Постановление Верховного Суда РФ от 03.10.2016 N 74-АД16-10).

    6.1. Восстанавливает ли пропущенный срок суд общей юрисдикции, если ранее заявление было подано в арбитражный суд, который вынес определение о неподведомственности дела арбитражному суду?

    На данный вопрос нет однозначного ответа, т.к. все зависит от обстоятельств дела.

    Например, если:

    а) заявление в арбитражный суд подано в пределах срока на обжалование;

    б) заявление в СОЮ подано сразу после оглашения арбитражным судом резолютивной части определения о возврате заявления в связи с неподведомственностью дела суда;

    то высока вероятность восстановления пропущенного срока. По крайней мере, есть положительное решение Верховного Суда РФ в схожих обстоятельствах. (Постановление Верховного Суда РФ от 06.07.2015 N 9-АД15-8).

    Однако, немало и отрицательных примеров, когда суды отказывали в восстановлении срока (и чаще всего отказывают). Подробнее см. разъяснения к "Шаг 2" второго раздела данного материала.

    7. Что выносится по итогам рассмотрения жалобы на постановление (ПДАП)?

    По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

    Важно: если по результатам рассмотрения жалобы принят акт, озаглавленный иначе, чем решение, это может быть расценено на нарушение процессуальных требований рассмотрения жалобы и послужить основанием для отмены такого акта (см., например, Постановление Тамбовского областного суда от 15.09.2016 по делу N 4А-216/2016: подана жалоба на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении, судья районного суда по результатам рассмотрения вынес постановление, а не решение, что повлекло отмену областным судом такого постановления).

    8. Можно ли обжаловать решение, принятое по жалобе на постановление (ПДАП), и если да, то какие лица обладают таким правом?

    Да, такое решение может быть обжаловано. Согласно ст.30.9 КоАП РФ правом на обжалование обладают лица, которые имеют право обжаловать само постановление (ПДАП) - см. ответ на вопрос 2.

    Кроме того, правом на обжалование решений обладают:

    а) должностное лицо, которое выносило обжалуемое постановление;

    б) руководитель коллегиального органа и органа, созданного в соответствии с законом субъекта РФ, - если постановление выносилось таким органом.

    Прокурор также согласно ч.1 ст.30.10 КоАП РФ обладает правом принесения протеста на решения, принятые по жалобам на постановления по делу об административном правонарушении.

    9. В какой орган обжалуются решения по жалобам на постановление по делу об административном правонарушении?

    Решение обжалуется в порядке, установленном в ст.30.9 КоАП РФ , а именно, если решение вынесено:

    Судьей - то в вышестоящий суд;

    Вышестоящим должностным лицом или вышестоящий органом - в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

    10. В какой срок может быть обжаловано решение по жалобе на постановление (ПДАП)?

    В соответствии с ч.3 ст.30.9 КоАП РФ для обжалования решений установлены сроки, аналогичные срокам в ст.30.3 КоАП РФ , а именно в течение десяти суток со дня вручения или получения копии жалобы. А по делам, указанным в ч.3 ст.30.3 КоАП РФ , (избирательный процесс) - в течение пяти.

    В случае пропуска срока обжалования он может быть восстановлен по ходатайству лица, пропустившего срок (см. ответы на вопросы 6-8).

    Важно!

    Если жалоба рассматривалась арбитражным судом, то согласно ч.5 ст.211 АПК РФ решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

    Принесение протеста прокурора осуществляется в такие же сроки (ч.1 ст.30.10 КоАП РФ).

    11. Можно ли обжаловать постановления (ПДАП) и решения по жалобам на постановления, если они вступили в законную силу. Какие лица обладают правом на такое обжалование и куда подается соответствующая жалоба/протест и в какие сроки?

    Да, согласно ст.30.12 КоАП РФ решения по жалобам на постановления и сами постановления (ПДАП), вступившие в законную силу, могут быть обжалованы.

    Важно!

    Для обжалования вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях и (или) последующих решений по жалобам на такие постановления не имеет значения, обжаловалось ли такое постановление или решение в ином порядке, поскольку КоАП РФ в ст.30.12 -30.19 не выдвигает подобного условия.

    Таким правом обладают лица, указанные в ответе на вопрос 2, т.е. те лица, у которых изначально есть право на обжалование постановления (ПДАП), а также (ст.30.12 КоАП РФ):

    а) должностное лицо, вынесшее постановление, - вступившее в законную силу решение по результатам жалобы или протеста прокурора на постановление (ПДАП);