На что родители призывника имеют право. Как могут быть защищены права призывника в военкомате? Уголовный кодекс рф


Правовая основа призыва. Статья 59 Конституции РФ определяет, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Правовой основой призыва является Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе и указ Президента РФ о призыве граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву.

Согласно статье 25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации. Президент РФ подписывает указ о призыве, как правило, за пару дней до начала проведения призыва. В нём указываются сроки проведения призыва, количество граждан, в отношении которых необходимо осуществить призыв, и о необходимости уволить с военной службы солдат, матросов, сержантов и старшин, срок военной службы по призыву которых истек.

Кроме указанных документов существует ещё множество приказов, инструкций, положений Министерства обороны и других министерств и ведомств, которые регламентируют порядок прохождения мероприятий, связанных с призывом. С ними Вы можете ознакомиться в разделе «Законодательство».

Военный комиссариат. Согласно Положению о военных комиссариатах,они являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (в состав Балтийского флота).

В военкомате чаще всего призывник сталкивается с неправомерными действиями по той причине, что он не знает, как вести себя, а защитить его некому. Большинству призывников неизвестно, что многие действия сотрудников военкомата противоправны по отношению к ним, а проводимая процедура призыва сопряжена с немыслимыми нарушениями. Большинство того, что считается нормой, на самом деле быть не должно. У военкомата есть цель — призвать в армию. Сотрудники военкомата изначально озлоблены на любого призывника, который пытается освободиться от призыва, и неважно, законным или незаконным способом он освобождается. Поэтому не следует удивляться варварским методам сотрудников военкомата и их дерзкому, агрессивному и хамскому поведению. Не следует также удивляться реакции врачей на ваши жалобы на здоровье.

Для военкомата такие действия по отношению к призывникам в порядке вещей и не выходят за рамки их понимания процесса призыва. Даже в век информационных технологий многие сотрудники военкоматов не скупятся на всевозможные оскорбления и угрозы. Пугаться не стоит, но нужно иметь в виду, что при отсутствии каких-либо действий со стороны призывника, многие угрозы могут претвориться в жизнь.

СОВЕТ! Необходимо подготовиться к визиту в военкомат заранее! По возможности изучить законодательство, это поможет избежать противоправных действий со стороны сотрудников военкомата. Лучше проконсультироваться со специалистом о порядке применения законов и о том, как действовать!

Медицинское освидетельствование (медкомиссия). Процесс призыва как таковой начинается с медицинского освидетельствования, проведение которого закреплено в статье 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Полностью порядок проведения медицинского освидетельствования призывников определен в Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, которая является Приложением № 3 к Приказу Министерства обороны и Минздрава РФ от 23.05.2001 г. № 240/168, а также в Положении о военно — врачебной экспертизе, в котором содержится расписание болезней, освобождающих от призыва или дающих право на отсрочку.

Нужно быть готовым к тому, что все справки, выписки, заключения, рентгеновские снимки, кардиограммы и прочие медицинские документы призывника будут проигнорированы, а в случае их передачи врачу — утеряны. Существует масса способов и уловок для того, чтобы ввести призывника в заблуждение. Наивно полагать, что призывник будет освидетельствован в полном объёме и так, как того требует закон. Чаще всего медицинское освидетельствование носит лишь формальный характер.

По результатам медицинского освидетельствования призывнику присваивается одна из следующих категорий годности:

«А» — годен к военной службе;

«Б» — годен к военной службе с незначительными ограничениями (фактически та же «А», потому что в период прохождения службы не даёт никаких преимуществ);

«В» — ограниченно годен к военной службе (освобождение от призыва в мирное время);

«Г» — временно не годен к военной службе (в мирное время отсрочка на 6-12 месяцев);

«Д» — не годен к военной службе (освобождение от воинской обязанности).

Почему медицинские документы игнорируются врачами? Если проводить медицинское освидетельствование призывников с учётом жалоб на здоровье, то план призыва выполнен не будет, и военкомат не наберет нужное количество новобранцев. На медицинской комиссии в военкомате осмотр врачей носит формальный характер. Врачи в военкомате не делают заключение, что у призывника имеются заболевания, игнорируя медицинские справки. Возможные причины отказа: «ты все нужные документы уже принес», «не из той поликлиники», «больница не из реестра», «не видим у тебя заболевания», «нет детских документов», «врач не видит необходимости», «ты купил справку», «заболевание не могло появиться», «это старая справка», «срок действия справки истёк», «принесёшь документы на призывную», «сначала пройди мед. комиссию, а потом будем смотреть» и ещё какие угодно.

Часто врач смотрит, соглашается, забирает медицинские документы якобы для приобщения к личному делу, но в карте осмотра пишет: «здоров». Потом эти медицинские документы «теряются», их никто больше не увидит, а на призывной комиссии выясняется, что «их и не было никогда».

В военкомате призывник мало того, что бесправен, так ему ещё отказываются предоставлять какую - либо информацию в ходе прохождения медицинской комиссии или после её окончания. У врачей невозможно узнать, как они освидетельствовали призывника.

Сокрытие информации и искажение фактов - то, с чем каждый раз сталкиваются призывники на всех мероприятиях, связанных с призывом. Начальник призыва говорит, что всё нормально, приглашает на призывную комиссию, чтобы там уже разобраться и прояснить ситуацию. Выписывается повестка, призывник приходит на заседание и узнаёт, что он призван. Все попытки доказать свою правоту ни к чему не приводят.

СОВЕТ! Оригиналы медицинских документов необходимо хранить дома! Нужно делать выписки из амбулаторной карты. На медкомиссии в военкомате оригиналы медицинских документов ни в коем случае не отдавать врачам и должностным лицам "на хранение" или приобщение к делу, — передавайте их только для ознакомления и требуйте возврата! Лучше всего отдавать копии.

Призывная комиссия. На призывной комиссии по сути решается судьба призывника. В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлен следующий состав призывной комиссии:

по согласованию глава местной администрации или иной представитель местной администрации — председатель призывной комиссии;

должностное лицо военного комиссариата — заместитель председателя комиссии;

секретарь комиссии;

врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;

представитель соответствующего органа внутренних дел;

представитель соответствующего органа, осуществляющего управление в сфере образования;

представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы).

состав призывной комиссии могут включаться представители других органов и организаций.

В соответствии со ст. 26 и 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», освобождение от призыва предоставляется решением призывной комиссии, которое принимается только после медицинского освидетельствования. Если брать во внимание вопрос относительно здоровья, то решение о годности призывника к прохождению военной службы призывная комиссия выносит на основании заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан призывной комиссии. Вынесенное врачом заключение призывная комиссия не пересматривает, и призывнику бесполезно что — либо доказывать с пеной у рта. Если в заключении написано «здоров», значит здоров.

Первоначальная постановка на воинский учёт.

В военкомате вопросы решаются по усмотрению, можно сказать, по прихоти, отдельных лиц (врачи, начальники и прочие). В этом каждый мог убедиться уже при первом своём визите в военкомат для первоначальной постановки на воинский учёт, которая наверняка была проведена с многочисленными нарушениями. Вас, ещё школьника, не предупредив заранее, сняли с уроков и повели в военкомат всем классом. В военкомате происходит следующее: анкетирование и медицинская комиссия.

В соответствии со ст. 60 Конституции РФ гражданин РФ самостоятельно осуществляет свои права и обязанности с 18 лет, т.е. до 18 лет гражданин является несовершеннолетним. Следовательно, такие визиты в различные учреждения, в том числе и в комиссию по постановке граждан на воинский учёт, без согласия и одобрения родителей незаконны. Школа обязана поставить в известность родителей о том, что при её участии будет проводиться постановка школьников на воинский учёт. По понятным причинам никто с собой медицинскую карту, рентгенологические снимки и остальные документы на уроки каждый день не носит. Естественно, при внезапном походе в военкомат ни у кого из школьников с собой медицинских документов, свидетельствующих о заболевании, нет. Вот поэтому при первоначальной постановке на воинский учёт заболевания не выявляются, и даже не годный к службе становится годным. Позже эта ситуация выливается в упрёки со стороны врачей военкомата к самому призывнику, когда уже по достижении 18 лет он представляет свои документы на медицинском освидетельствовании (медкомиссии). Врачи начинают его обвинять в фальсификации документов и попытке «откосить» на том основании, что при постановке на учёт никакой болезни не было, и тут вдруг она откуда - то появилась. То же самое касается и анкетирования. Зачастую в анкетах присутствуют вопросы, мягко говоря, некорректного содержания. Например, необходимо указать сведения о размере заработка всех членов семьи. Данная информация представляет собой персональные данные и регулируется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных". Следовательно, никакой обязанности у гражданина по предоставлению данных о заработке всех работающих членов своей семьи нет. Да и для чего в военкомате знать размер зарплаты папы и мамы и то, какой у вашей семьи автомобиль и каким имуществом владеете?

Повестка. На повестке обязательно должна стоять подпись должностного лица и печать, а также должны быть указаны основания вызова. Основания, при которых гражданин, подлежащий призыву на военную службу, обязан являться по повестке военного комиссариата, содержатся в п. 1 ст. 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Их три: медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии и отправка в воинскую часть для прохождения военной службы. Иные основания для вызова граждан по повестке на призывные мероприятия не предусмотрены. Также следует обратить внимание, что дата явки призывника в повестке обязательно должна быть только в пределах срока призыва.

Силовой призыв (призыв «в один день»). Нередки случаи, когда призывник явился в военкомат, прошёл медкомиссию, затем отправился на заседание призывной комиссии и сразу же в принудительном порядке убыл на сборный пункт. Поэтому призывнику необходимо знать, что он не может быть принудительно призван. Кроме того, никто не имеет права удерживать призывника в военкомате против его воли и принуждать к прохождению медицинского освидетельствования и иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу.

СОВЕТ! Решительно и смело отказывайтесь следовать из военного комиссариата в сопровождении неизвестных вам людей или сотрудников. Не поддавайтесь на угрозы и уговоры убыть куда-либо. Игнорируйте требования передать свои личные вещи, особенно мобильный телефон. Свяжитесь с родственниками, друзьями, объясните ситуацию, не стесняйтесь попросить их о помощи! Требуйте не препятствовать вам покинуть военный комиссариат!

ВАЖНО! Ещё до визита в военкомат оформите нотариальную доверенность на кого-нибудь из родственников или друзей с полномочиями представлять ваши интересы в суде, военном комиссариате, прокуратуре. В случае незаконных действий, в частности, принудительной отправки на военную службу, уполномоченное вами лицо сможет от вашего имени по доверенности обратиться в суд, прокуратуру, военный комиссариат. Это поможет пресечь незаконные действия и вернуть вас домой.

Освобождение по медицине. В период с 18 до 27 лет перед вами стоит серьёзный жизненный вопрос - призыв в армию. Среди призывников и их родителей бытует очень давнее заблуждение, что для освобождения от призыва по медицинским основаниям необходимо страдать какими — то особо неизлечимыми заболеваниями, быть тяжело больным или инвалидом, недееспособным. В действительности освободиться от призыва в армию можно с менее тяжёлыми и затрудняющими жизнедеятельность заболеваниями. Из опыта известно, что абсолютно здоровых людей нет, и практически у каждого призывника есть реальная возможность законно получить отсрочку или освобождение от армии по состоянию здоровья.

Как правило, при тщательном медицинском обследовании у любого здорового человека можно найти те или иные заболевания, которые дают право на освобождение от призыва строго в соответствии с расписанием болезней.

Совсем другое дело, имея на руках медицинские документы, отстоять своё право на освобождение от призыва. Такое право у призывника есть, как ни странно. Хоть оно и не дано от рождения, а возникает только при наличии установленных оснований, но тем не менее в статье 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" чётко сказано, что от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

СОВЕТ! Изучите своё состояние здоровья! Вспомните все заболевания, которыми страдали, все признаки и симптомы. Обследуйтесь у врачей, проведите независимое медицинское обследование, проконсультируйтесь со специалистом!

Каждый призывник имеет права, закрепленные законодательством РФ. Призывнику необходимо знать свои права и уметь их защищать. Призывник имеет право:

  • на освобождение от службы в армии и зачислении в запас при наличии законных оснований;
  • на отсрочку от призыва в армию при наличии законных оснований;
  • на выбор медицинского учреждения для прохождения обследования;
  • на получение копии медицинской карты в учреждениях здравоохранения;
  • на ознакомление с личным делом призывника;
  • на медицинское обследование по направлению военкомата;
  • на получение копии решения призывной комиссии.

Право призывника на выбор медицинского учреждения

В соответствии с п. 5 ст. 19 ФЗ № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданин помимо всего прочего имеет право как на выбор врача и выбор медорганизации, в которой ему будет оказана медицинская помощь, либо врачебные вмешательства. Согласно п.8 ст. 21 "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" выбор врача и медорганизации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, осуществляется с учетом особенностей оказания медпомощи, установленных статьей 25 вышеназванного Закона. В свою очередь, призывники в полной мере обладают правами, предусмотренными иным категориям граждан. Данная позиция отражена и в Решении Верховного суда РФ по делу № ГКПИ09-515 от 10.06.2009 года: "Названными нормами регламентированы общие права граждан на медико-социальную помощь и права пациентов, включая право на выбор врача и лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования. Указанные права в полной мере принадлежат и гражданам, подлежащим призыву на военную службу, …" (Решение суда стр. 6 абзац 3).

Право призывника на получение копии медицинской карты

В соответствии с п.5 ст. 22 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" пациент либо его законный представитель имеет право по запросу, направленному в том числе в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов. Порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Право на ознакомление с личным делом призывника

Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Ст. 8 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" говорит о том, что - граждане (физические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Право призывника на обжалование решения призывной комиссии

Решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда (п.7 ст. 28 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").

Право призывника на получение копии решения призывной комиссии

Председатель призывной комиссии объявляет решение (заключение) гражданину, в отношении которого оно принято (вынесено). По письменному заявлению гражданина, поданному им в военный комиссариат, военный комиссариат в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления гражданином выдает ему под роспись выписку из протокола заседания призывной комиссии о соответствующем решении (заключении) либо направляет указанную выписку по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по указанному в заявлении гражданина адресу. При этом в случае направления указанной выписки по почте заказным письмом датой ее вручения считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма (п.6 ст. 28 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").

Обязанности призывника

Обязанности призывника заключаются в следующем:

  • состоять на воинском учете по месту жительства или месту пребывания;
  • явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование;
  • явиться на профессиональный психологический отбор;
  • явиться на заседание призывной комиссии;
  • явиться для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.

Права призывника. Юноша является призывником со дня приписки его к призывному участку с выдачей удостоверения призывника и до отправки для прохождения военной службы, службы в резерве в воинскую часть с заменой удостоверения призывника на военный билет.

Призывникам гарантируются права и свободы, установленные законодательством для граждан Республики Беларусь, с ограничениями в их использовании, обусловленными особенностями воинской обязанности.

В законодательстве Республики Беларусь по вопросам прохождения срочной военной службы разносторонне учитываются возможности граждан, их материальное, социальное и семейное положение, состояние здоровья. В связи с этим призывник имеет право на отсрочки и освобождение от призыва в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе».

Призывник имеет право на объективное медицинское освидетельствование и принятие в отношении него решения призывной комиссии, соответствующего его состоянию здоровья, образованию, семейному и материальному положению. Члены призывной комиссии, а также другие лица, допустившие злоупотребления или недобросовестное отношение к исполнению возложенных на них обязанностей, привлекаются к ответственности.

Призывник имеет право обжаловать решение районной (городской) призывной комиссии в областную (Минскую городскую) призывную комиссию. Решения областной (Минской городской) призывной комиссии являются обязательными для нижестоящих призывных комиссий.

При необходимости призывник имеет право требовать копии принятых в отношении него решений районной (городской) или областной (Минской городской) призывной комиссии.

Решение областной (Минской городской) призывной комиссии по жалобе гражданина может быть обжаловано им в суд. В этом случае выполнение решения областной (Минской городской) призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

Гражданам, призванным (поступившим) на военную службу, службу в резерве, по месту их работы предоставляются гарантии и компенсации, установленные законодательством Республики Беларусь.

Призывникам, обучающимся в учреждениях образования, призванным (поступившим) на военную службу, службу в резерве, выплачивается по месту учёбы пособие в размере двухнедельной стипендии.

Граждане, обучающиеся в учреждениях образования, освобождаются от учёбы на время, необходимое для приписки к призывным участкам, оформления призыва (поступления) на военную службу, службу в резерве, постановки на воинский учёт и снятия с воинского учёта, с сохранением за ними стипендии по месту учёбы.

Юношам, обучающимся в учреждениях образования, направляемым на медицинское освидетельствование, обследование, лечение или переосвидетельствование, на время нахождения в медицинском учреждении сохраняются место учёбы и стипендия, а также возмещаются расходы по проезду к месту медицинского освидетельствования, обследования, лечения или переосвидетельствования и обратно.

Обязанности призывника. Призывник обязан:

Являться в установленное время и место по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учёт;

Сообщать в недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учёт, по месту постоянного жительства (регистрации) об изменении своего семейного положения, образования, места работы (учёбы), места постоянного жительства (регистрации);

Сняться с воинского учёта при переезде на новое место постоянного жительства (регистрации) в пределах Республики Беларусь, а также при выезде для временного проживания за границу и стать в недельный срок на воинский учёт по прибытии на новое место постоянного жительства (регистрации) или государства временного проживания;

Иметь и хранить удостоверение призывника. В случае утраты удостоверения в недельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учёт, а при нахождении за границей — в дипломатическое представительство или консульское учреждение Республики

Беларусь для решения вопроса о получении дубликата удостоверения призывника;

Готовить себя к предстоящей военной службе, в учебном заведении добросовестно изучать курс «Допризывная подготовка», выполнять нормативы прикладного физкультурноспортивного комплекса «Защитник Отечества»;

Будучи определённым для обучения по военно-технической специальности, аккуратно посещать все занятия.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, службу в резерве и выезжающие с места постоянного жительства (регистрации) в период проведения призыва на срок более одного месяца, должны лично сообщать об этом в военный комиссариат.

Уважительными причинами неявки призывника по повестке (направлению) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учёт, являются:

Увечье (ранение, травма, контузия) или заболевание гражданина, связанное с утратой им трудоспособности;

Тяжёлое состояние здоровья отца, матери, отчима, мачехи, жены, сына, дочери, родных брата или сестры, деда, бабки, опекуна гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

Препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

Иные причины, признанные уважительными призывной комиссией (военным комиссаром) или судом.

Причины неявки должны быть подтверждены документами соответствующих органов.

ответственность призывников. Неявка граждан без уважительной причины в военный комиссариат для приписки к призывному участку влечёт предупреждение или наложение штрафа в размере до одной минимальной заработной платы. Совершение указанного нарушения повторно в течение года после наложения административного взыскания влечёт наложение штрафа в размере от одной до двух минимальных заработных плат.

Уклонение призывника или военнообязанного от воинского учёта влечёт наложение штрафа в размере до одной минимальной заработной платы.

Неявка граждан без уважительной причины в военный комиссариат для призыва на срочную военную службу в сроки, установленные Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе», или по вызову военного комиссариата влечёт наложение штрафа в размере от двух до трёх минимальных заработных плат.

Умышленная порча или небрежное хранение призывниками удостоверений о приписке к призывным участкам, повлекшие их утрату, влечёт предупреждение или наложение штрафа до одной минимальной заработной платы.

Уклонение от призыва на военную службу по мобилизации или от призыва на военную службу в военное время наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет.

Уклонение от призыва на срочную военную службу, совершённое в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, наказывается штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.

Уклонение от призыва на военную службу, совершённое путём умышленного причинения себе телесного повреждения или путём симуляции болезни, посредством подлога документов или путём другого обмана, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

Уклонение призывника или военнообязанного от воинского учёта, совершённое в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, наказывается штрафом или арестом на срок до трёх месяцев.

1. Расскажите о правах призывника. 2. В чём заключаются обязанности призывника? 3. Расскажите об административной ответственности призывника за нарушение правил воинского учёта. 4. Какую ответственность несёт призывник за уклонение от призыва на военную службу?

Допризывная подготовка: учебник для 10-11-х кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / В. Б. Варламов. - 3-е изд., пересмотр. и доп. - Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012. - 328 с. : ил.

Гражданин может добровольно поступить в военное училище, если он хочет стать кадровым военным, если он избрал военную службу своей профессией, а с другой стороны, если он соответствует предъявляемым требованиям. Кроме того, мужчины и женщины вправе непосредственно поступать на военную службу по контракту. Контракт с первой и со второй категорией лиц, добровольно решивших стать военнослужащими, заключается с кандидатами в возрасте от 18 до 40 лет. А лица, поступившие в военные училища, вправе заключить контракт при наличии еще одного обстоятельства: окончания первого курса обучения.

В военные образовательные учреждения граждане, не проходившие военную службу, принимаются в возрасте; от 16 до 22 лет, а прошедшие военную службу – до 24 лет.

Первый контракт с желающими заключается на срок:

С поступающими на должность, для которой штатом предусмотрены воинские звания солдата, матроса, сержанта, старшины – три года;

С поступающими на должность, для которой штатом предусмотрены воинские звания прапорщика, мичмана, офицера – пять лет;

С обучающимися в военных училищах – на время обучения и пять лет после его окончания.

В настоящее время – думается, что и в обозримом будущем – комплектование личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований производится не только на добровольной основе (по контракту), но и путем призыва.

Как правовое явление призыв и служба по призыву очень специфичны. В отличие от добровольного поступления на военную службу, когда гражданин рассматривает ее как свое право, призыв, служба по призыву – это выполнение обязанности. Не добровольное, но и не принудительное. Нужно учесть, что эта обязанность не связана с неправомерным поведением (как обязанность возместить вред, уплатить штраф и т. д.). Но ее недобровольное осуществление не является принудительным. Это уникальное явление, аналоги которому в российском праве автору учебника не известны.

Всех мужчин призывного возраста можно поделить на 4 группы:

Освобождаемых от призыва;

Не подлежащих призыву;

Имеющих право на отсрочку от призыва;

Подлежащих призыву.

Освобождаются от призыва , а значит, и от выполнения такой важной части воинской обязанности, как прохождение действительной военной службы, лица:

Признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

Прошедшие или проходящие военную службу в России, а также в другом государстве, либо альтернативную службу;

Имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук;

У которых в связи с исполнением обязанностей военной службы погибли отец, мать, родной брат, родная сестра.

Статьей 9 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», принятого в апреле 1999 г., установлено: «Лица, относящиеся к малочисленным народам, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой...».

И хотя Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» прямо это не называет, в соответствии с ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации к лицам, освобождаемым от призыва на военную службу следует отнести и граждан, убеждения или вероисповедание которых противоречат военной службе и которые имеют право на замену ее альтернативной службой.

К сожалению, в этом вопросе законодательная власть «подставила» в очередной раз государственную администрацию. Уже много лет действует Конституция России, закрепившая право призывников на альтернативную службу. Некоторые граждане требуют, чтобы им дали возможность реализовать право на альтернативную службу. Но ни органы военной администрации, ни призывные комиссии ничем помочь таким лицам не могут. Дело в том, что нет закона об альтернативной службе, который бы определял, где, в течение какого времени желающие должны проходить альтернативную службу, порядок ее прохождения и иные вопросы, связанные с нею.

А в определении судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации № 14-Дп 96-20 по делу Бакалина сказано: «Отсутствие закона об альтернативной гражданской службе не является основанием для применения Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» в отношении лиц, имеющих право на альтернативную службу».

Не подлежат призыву граждане:

Отбывающие уголовное наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

Имеющие неснятую или непогашенную судимость;

В отношении которых ведется уголовное дело.

Названных лиц государство вынуждено не призывать и не принимать по контракту потому, что они совершили преступление или привлекаются за него к ответственности. И пока судимость не снята, лицо не должно находиться на военной службе. Очевидно, что если гражданин, привлекаемый к уголовной ответственности, будет оправдан судом либо дело в отношении него будет прекращено, вопрос о возможности призыва нужно будет решить. Впрочем, как и после снятия или погашения судимости. Законодатель надеется, что такая норма позволит улучшить качественный состав новобранцев и обстановку в воинских частях.

Правом на отсрочку от призыва наделены многие призывники. Можно выделить пять видов отсрочек.

Первый вид – право на отсрочку по состоянию здоровья – имеют временно не годные к военной службе. Отсрочки предоставляются на срок до одного года на основании медицинского заключения. Одному лицу такую отсрочку могут давать неоднократно.

Второй вид – право на получение отсрочки по семейному положению – предоставлено мужчинам, имеющим ребенка в возрасте до трех лет, воспитывающим ребенка без матери, имеющим двух или более детей, а также тем, мать (отец) которых воспитывает без мужа (жены) двух и более детей в возрасте до восьми лет или инвалида с детства. Отсрочка может быть связана и с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, дедушкой, бабушкой, родным братом, родной сестрой, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону их содержать.

Третьим видом – правом на отсрочки в связи с получением образования – пользуются лица, обучающиеся по очной форме обучения в государственных, муниципальных, а также имеющих государственную аккредитацию по соответствующим специальностям негосударственных образовательных учреждениях:

Начального, среднего, высшего профессионального образования – на время обучения. Это право может быть использовано только два раза: для получения профессионального образования данного и более высокого уровня. Таким правом пользуются также граждане, которым ранее отсрочка один раз предоставлялась, если они повторно поступают в образовательное учреждение профессионального образования данного уровня, а также после однократного использования академического отпуска или перевода в другое образовательное учреждение профессионального образования данного уровня;

Послевузовского профессионального образования – на время обучения и защиты квалификационной работы.

Четвертый вид – право на отсрочку в связи с особо значимой общественно полезной деятельностью – предоставлено лицам, имеющим высшее образование, при наличии ряда названных законом условий:

Постоянно работающим врачами в сельской местности;

Проходящим службу в органах внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органах, а также обучающимся или окончившим образовательные учреждения соответствующих ведомств и получившим специальные звания;

Работающим в государственных организациях, включенных Правительством России в список организаций, поступление на работу в которые на условиях полного рабочего дня непосредственно после окончания вуза порождает право на отсрочку (прежде всего это предприятия Минатома России, химической промышленности);

Имеющим высшее педагогическое образование и постоянно работающим на педагогических должностях в сельских образовательных учреждениях, обладающих правом выдавать документы об образовании государственного образца.

Право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с общественно полезной деятельностью предоставляется на время осуществления такой деятельности в соответствующих организациях.

Наряду с четырьмя названными выше видами отсрочек от призыва, которые закреплены федеральными законами, можно выделить также отсрочки, которые предоставлены указами Президента России* . Например, в 1996 г. Президент предоставил отсрочку гражданам, поступившим на работу в органы Госналогслужбы.

* СЗ РФ. 1998. № 46. Ст. 5651.

В соответствии с указами Президента ежегодно право на отсрочку получают:

Курсанты и выпускники Морского колледжа и Мореходных школ Военно-Морского флота – до окончания обучения, а также на период работы на судах обеспечения ВМФ;

Учащиеся Московского и Санкт-Петербургского академических художественных лицеев – до окончания полного курса обучения;

Наиболее талантливые представители российского искусства. По указу от 9 июня 1993 г. право на отсрочку ежегодно получают до 600 артистов балета, цирка, музыкальных исполнителей, лауреатов международных и всероссийских конкурсов, студентов и выпускников актерских студий вузов. Эти лица включаются в список, представляемый Министерством культуры в Министерство обороны Российской Федерации;

Отдельные представители талантливой научной молодежи. По указу от 25 января 1996 г. ежегодно право на отсрочку получают до 500 человек из числа научных работников и аспирантов, включенных в список, представляемый Президиумом Российской Академии наук в Министерство обороны.

В двух последних случаях основания и порядок отбора кандидатов четко не определены. А это создает условия для субъективизма, административного произвола при решении этих вопросов.

Контроль за сохранением у призывников оснований для освобождения и отсрочек от призыва на военную службу возложен на военкоматы. Наличие права на освобождение, на отсрочку от призыва на военную службу не лишает гражданина права добровольно поступить на нее.

Заканчивая рассмотрение вопроса об отсрочках, необходимо отметить, что в соответствии со ст. 59 Закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, которые на основании ранее действовавших законов пользовались освобождениями и отсрочками от призыва на военную службу, сохраняют эти права до истечения срока действия освобождений, отсрочек или исчезновения их оснований.

Исходя из принципа разделения властей и ряда других оснований, можно сожалеть о том, что федеральным законом прямо не закреплено право всех кандидатов в депутаты на отсрочку от призыва на военную службу до подведения итогов голосования. Целесообразно такое же право предоставлять всем депутатам и членам представительных (законодательных) органов государственной и муниципальной власти.

В мирное время призыв проводится во втором и четвертом квартале каждого года на основании указов Президента России. Юноши, которые состоят на воинском учете, не пребывают в запасе, если им до или во время призыва исполнилось 18 лет, с момента начала очередного призыва становятся призывниками . В таком правовом положении они могут находиться до 27 лет, если им предоставляются отсрочки от призыва.

Следует различать общий призыв и призыв офицеров запаса. Различия между ними состоят в основаниях, процедуре, должностях, на которые они призываются.

Все лица, подлежащие общему призыву, обязаны:

Сообщать в орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства, о выезде в другой район, город на срок более трех месяцев, в период проведения призыва;

Явиться по повестке военкомата на медицинское освидетельствование, на заседание призывной комиссии. Повестки вручаются призывникам под расписку, как правило, не позднее, чем за три дня до срока явки. В случае невозможности вручения повестки обеспечение прибытия призывников на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагаются на органы внутренних дел. Иными словами, на основании письменного обращения военного комиссара призывник может быть подвергнут милицией приводу . Неявка лица, получившего повестку, без уважительных причин в указанный срок в названное место квалифицируется как уклонение от военной службы;

В случае, если врачи не могут на месте дать медицинское заключение о годности к военной службе, призывник направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование, и он обязан пройти такое обследование в указанном медицинском учреждении, расположенном на территории соответствующего субъекта РФ;

Явиться для отправки в воинскую часть и находиться в установленном месте до отправления к месту прохождения военной службы.

Для проведения призыва создаются два вида призывных комиссий: районные (городские) и субъектов Федерации. Решения о их образовании принимаются главами исполнительной власти района, города, субъекта Федерации, которые назначают своих заместителей председателями комиссий. Заместителем председателя комиссии является военком района, города, субъекта Федерации. Призывная комиссия может принять решение:

– об освобождении от воинской обязанности;

–о предоставлении отсрочки;

– о зачислении в запас;

– об альтернативной службе;

– об освобождении от призыва;

– о призыве на военную службу*. В этом случае призывнику вручается повестка о явке на призывной пункт для отправления к месту прохождения службы.

Граждане, имеющие первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладным видам спорта, вправе выбрать вид и род войск, органы для прохождения службы в соответствии со спортивной подготовкой и с учетом реальной потребности.

При принятии районной, городской комиссией решения о призыве гражданина на военную службу определяется вид и род войск, воинских формирований и органов, в которых гражданин будет проходить службу. По закону, военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах, Пограничных войсках. Внутренних войсках МВД, Железнодорожных войсках и войсках ФАПСИ. Все прочие войска могут получить призывников только после укомплектования перечисленных войск и по особому указу Президента.

Решение о призыве должно быть объявлено призывнику, по его требованию ему должна быть выдана копия решения.

Общее право всех призываемых – обжаловать решение комиссии. Установлен альтернативный порядок обжалования: в комиссию субъекта РФ или в суд. Гражданин вправе в начале обратиться в вышестоящую комиссию, а при несогласии с ее решением – в суд или сразу в суд. Подача жалобы приостанавливает исполнение решения о призыве до принятия решения комиссией субъекта РФ, судом.

Призывники, явившиеся в указанное место для отправки в воинскую часть в соответствии с п. 10 ст. 38 Закона «О воинской обязанности и военной службе» со дня убытия из военкомата субъекта Федерации к месту прохождения службы считаются военнослужащими. Они уже при следовании к месту службы исполняют ее обязанности.

Со дня начала военной службы на призванных на нее распространяется статус военнослужащих, но до приведения к военной присяге – с некоторыми ограничениями. В частности, до этого события военнослужащий не привлекается к выполнению боевых задач, за ним не закрепляется оружие, он не может быть подвергнут дисциплинарному аресту.

* На действительную военную службу в конце 90-х гг. призывалось около 20% всех юношей призывного возраста.

В соответствии со ст. 2 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного в сентябре 1999 г. Президентом РФ, лица, проходящие военную службу по призыву могут быть направлены «для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) в мирное время исключительно на добровольной основе и только если срок их военной службы составляет не менее 6 месяцев».

Как отмечалось выше, призыв граждан, окончивших вузы и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, имеет ряд особенностей. И главные из них в том, что они вначале зачисляются в запас, призываются на военную службу решением военкома, получают предписание об убытии к месту службы и обязаны прибыть туда в установленный срок. Для них началом военной службы считается день убытия к месту прохождения службы, а если они призываются непосредственно после окончания вуза, – день убытия в отпуск, предоставленный военкомом по окончании вуза. По прибытии к месту службы они зачисляются на офицерские должности.

Статьей 38 Закона установлены сроки военной службы лиц, проходящих ее по призыву:

24 месяца, по общему правилу, в том числе и для тех, кто имеет воинское звание офицера;

12 месяцев для лиц, окончивших вузы и получивших диплом государственного образца.

Кстати, в срок военной службы засчитывается время:

Пребывания в дисциплинарной воинской части;

Отбывания осужденным ареста;

Отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста;

Самовольного оставления места службы на срок свыше 10 суток независимо от причин оставления.

Ждешь повестку из военкомата? Но военная служба тебе не подходит? Иди служи - но на гражданку!

У тебя есть право отказаться от военной службы по призыву и пройти вместо нее альтернативную гражданскую службу (АГС)! Это право обеспечено Конституцией Российской Федерации (статья 59, часть 3) и Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе».

Что такое АГС?

Альтернативная гражданская служба - это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства. Это обычная оплачиваемая работа в государственных учреждениях, предоставляемая взамен военной службы по призыву.

Кто может выбрать АГС?

Любой призывник, чьи убеждения несовместимы с прохождением военной службы. Убеждения могут быть любые – пацифистские, философские, нравственные, религиозные и т.п. Например, принципиальная позиция, что конфликты необходимо разрешать ненасильственным способом, или кредо, что призывная армия – это пережиток прошлого и современному обществу нужны профессиональные вооруженные силы – вполне достаточные основания для выбора АГС.

Что делают на АГС?

Перечень профессий и должностей, по которому направляют на АГС, состоит из нескольких сотен специальностей. Среди них — медицинские работники, почтальоны, электротехнический персонал, гуманитарные и творческие профессии – учителя и актеры и др. При выборе места службы должны учитываться образование, стаж и опыт работы призывника и т.д.

Как далеко направляют служить? Обычно альтернативщики служат в своем регионе и живут дома. Закон предписывает направлять на АГС, как правило, в другие регионы, но в этом случае обязаны предоставить место в нормальном общежитии. А общежитий почти нигде нет.

Возьмут ли после АГС на работу в государственные органы?

Да. Прохождение АГС также засчитывается в стаж трудовой деятельности.

Сколько длится служба?

В целом дольше, чем у срочника. Но альтернативнослужищий работает по Трудовому Кодексу, а не по Уставу. Его рабочий день составляет 8 часов. У него два выходных в неделю, ежегодный оплачиваемый отпуск, больничные, отгулы, праздники, он имеет право на отпуск по уходу за ребенком. И если считать в рабочих днях, то срок АГС превышает срок военной службы примерно на полтора месяца.

Сравни и выбери, что подходит тебе:

АГС Военная служба по призыву
Как направляют на АГС и призывают в армию?
1) Подача заявления на АГС - за 6 месяцев до начала призыва (пропуск срока затрудняет дело, но не лишает права на АГС)2)Рассмотрение заявления на призывной комиссии3) Медицинское освидетельствование4) Направление на АГС при условии годности к военной службе 1) Медицинское освидетельствование2) Призывная комиссия3) Сборный пункт
Срок службы
21 месяц (с отпусками, выходными и праздниками), рабочих дней — 395 12 месяцев (365 дней)
Где живут?
Дома или в общежитии В казарме
Заработная плата
Не менее 1 минимального размера оплаты труда (МРОТ; в 2014 г. — 5500 рублей), но в некоторых регионах устанавливает более высокий МРОТ. 2000 рублей в месяц (Внутренние войска – 1000 рублей)
Отпуск
Ежегодный оплачиваемый, согласно Трудовому кодексу РФ. Возмещение расходов на проезд к месту проведения отпуска. Отсутствует
Военный билет
Обычный. Присваивается звание рядового, военно-учетная специальность по прохождению службы Возможно присвоение следующих званий: рядовой, ефрейтор или младший сержант. Военно-учетная специальность по прохождению службы

Как подать заявление на АГС?

Заявление о замене военной службы на альтернативную гражданскую следует подавать в призывную комиссию, через военкомат за полгода: тем, кто должен призываться в осенний призыв — до 1 апреля, тем, кто весной - до 1 октября. В заявлении надо указать причины выбора АГС (написать про убеждения), приложить к нему характеристику с места учебы и работы, автобиографию.

Есть вопросы? Хочешь узнать больше? Ответим, объясним, поможем!