Ноев ковчег - реальная история.


Казалось бы, простое дело. Известно последнее пристанище ковчега, где было «каждой твари по паре» - гора Арарат. Пойди и посмотри, есть ли там корабль. Но поначалу этого-то сделать было нельзя - восхождения на священную вершину были строжайше запрещены…
Это табу было нарушено лишь в 1829 году французом Фридрихом Парро.

Но при первом восхождении альпинист меньше всего задумывался о Потопе. Зато спустя полвека началось, по существу, соревнование за право первым найти остатки корабля Ноя. В 1876-м лорд Брайс на высоте 13 тыс. футов (4,3 км) обнаружил и взял образец от куска обработанного бревна длиной 4 фута (1,3 м). В 1892-м архидиакон Нури, один из главных священников Халдейской церкви, наконец- то впервые вместе с пятью сопровождающими обнаружил «большое деревянное судно» вблизи вершины! (журнал «Английский механик», 11.11.1892).
В 1856 году «три безбожника-иностранца» наняли в Армении двух проводников и отправились в путь с целью «опровергнуть существование библейского ковчега». Лишь спустя десятки лет перед смертью один из проводников признался, что «к своему удивлению они обнаружили ковчег». Сначала они попытались его уничтожить, но у них ничего не вышло, потому что он был чересчур большим. Тогда они поклялись, что никому не расскажут о своей находке, и то же самое заставили сделать своих сопровождающих… (журнал «Крисчен геральд», август 1975 года).
В 1916 году бесстрашный русский фронтовой пилот В. Росковицкий сообщил в донесении, что наблюдал на склонах Арарата (тогда эта местность входила в состав Российской империи) с аэроплана «лежащее большое судно»! Немедленно снаряженная царским правительством (несмотря на войну!) экспедиция приступила к поискам. Впоследствии непосредственные участники утверждали, что цель была ими достигнута, детально сфотографирована и обследована… По всей видимости, это была первая и последняя официальная экспедиция к ковчегу. Но, к сожалению, ее результаты были надежно потеряны в Петрограде 1917-ю, а территория Большого Арарата была захвачена турецкими войсками…
Летом 1949 года к «ковчегу» отправились сразу две группы исследователей.

Первая, из 4 миссионеров во главе с пенсионером из Северной Каролины доктором Смитом, наблюдала на вершине лишь одно странное «видение» («Монд», 24.09.1949). Зато вторая, состоящая из французов, сообщила, что «видели Ноев ковчег… но не на горе Арарат», а на соседней вершине Джубель-Джуди юго-восточнее Севана («Франс- Суар», 31.08.1949). Правда, согласно местным легендам, вблизи этого места часто наблюдались видения в виде ко- рабля-призрака, покрытого слоем грязи. Там же два турецких журналиста впоследствии якобы видели судно (или призрак?) размером 500 х 80 х 50 футов (165 х 25 х 15 м) с костями морских животных и рядом могилу Ноя. Однако через 3 года экспедиция Рикера не обнаружила ничего подобного.
Холодным летом 1953-го американский нефтяник Джордж Джефферсон Грин, пролетая на вертолете в том же районе, с высоты 30 метров сделал 6 весьма четких фотографий большого корабля, наполовину ушедшего в горные породы и сползающий с горного уступа лед. Грину впоследствии не удалось снарядить экспедицию к этому месту, а спустя 9 лет после его смерти исчезли все оригиналы снимков… Зато в печати появились фотографии с ясно различимыми очертаниями судна, сделанные из Космоса! («Дейли телеграф», 13.09.1965).
В 1955 году Фернану Наварре удается отыскать среди льда древний корабль, из-под льда он извлек Г-образный брус и несколько досок обшивки. Через 14 лет он повторил свою попытку с помощью американской организации «Серч» и привез еще несколько досок. Проведенный в США радиоуглеродный анализ определил возраст дерева в 1400 лет, в Бордо и Мадриде результат был иным - 5000 лет! (Ф. Наварра. Ноев ковчег: я его трогал, 1956, 1974).
Вслед за ним на Арарат отправляется Джон Либи из Сан-Франциско, незадолго до этого видевший точное расположение ковчега во сне, и… ничего не находит. Семидесятилетний «бедняга Либи», как окрестили его журналисты, совершил за 3 года 7 безуспешных восхождений, во время одного из них ему едва удалось спастись от медведя, швыряющего камни! Владелец отеля в Дугобаязите у подножия Арарата Фархеттин Колан участвовал в качестве проводника в нескольких десятках экспедиций. Но чемпионом среди «ковчегоманов» по праву является Эрил Каммингс, который с 1961 года совершил 31 восхождение!
Одним из последних совершил свои 5 восхождений Том Кротсер. Возвратясь со своим трофеем-доской, он воскликнул перед представителями прессы: «Да там этого дерева 70 тысяч тонн, клянусь своей головой!» И вновь радиоуглеродный анализ показал возраст досок в 4000- 5000 лет («Сан-Франциско экзаминер», 29.06.1974).
История всех экспедиций (официальных по крайней мере) обрывается в 1974 году. Именно тогда турецкое правительство, разместив на Арарате посты наблюдения за линией границы, закрыло этот район для любых посещений. Сейчас там в связи с потеплением международной обстановки все настойчивее звучат голоса за снятие этого запрета. Так что остается только надеяться, что законсервированный во льдах древний корабль не рассыплется в ожидании новых исследователей.
Впрочем, описание в Библии Всемирного потопа, продолжавшегося около года 5 тысяч лет назад, является далеко не единственным упоминанием об этом бедствии. Более ранний ассирийский миф, записанный на глиняных табличках, рассказывает о Гильгамеше, спасшемся в ковчеге с различными животными и приставшем после окончания 7-дневного потопа, сильного ветра и ливня к горе Ницир (высотой 400 м) в Месопотамии. Кстати, в изложениях историй потопов совпадают многие детали: для того чтобы узнать, появилась ли земля из-под воды, Ной выпускал ворона и дважды голубя; Утнапиштим - голубя и ласточку. Похожими были и способы строительства ковчегов. Кстати, аналогичные повествования встречаются также у аборигенов Южной и Северной Америки, в Африке и Азии.
Исследования Уайетта
Анестезиолог Рональ Элдон Уайетт полностью посвятил себя поискам и исследованиям останков библейского Ноева ковчега.
С 1977 года он стал организатором нескольких экспедиций в Турцию и создал организацию “Археологические исследования Уайетта” (Wyatt Archeological Research), для того чтобы популяризировать эти исследования.
Уайетт доказал, что этот корабль – дело рук человека, и является тем самым легендарным ковчегом Ноя. Также ученый проделал колоссальную работу: собрал множество свидетельств, заснял на фото и видео проведенные работы, а в авторитетных научных лабораториях сделал анализ взятых образцов.
С 1977 по 1987 года Рональдом было совершено 18 экспедиций на место нахождения ковчега. И в результате этого Уайеттом был сделан вывод – Ноев ковчег найден!

Останки ковчега
В 1978 году в Турции произошло землетрясение, которое привело к опадению почвы, скрывавшей судно. Таким образом окаменевшие останки корабля оказались на поверхности. Вокруг всего ковчега можно было заметить углубления, которые напоминали распадающиеся реберные балки (шпангоуты). Также просматривались горизонтальные балки поддержки палубы. Длина корабля – 157 метров (515 футов).
В Кноксвилле, штат Теннесси, был проведен минеральный анализ проб грунта, взятого возле ковчега. Пробы, которые взяли из трещины, показали 4,95% содержания углерода, это показывает, что когда-то там присутствовала живая материя – сгнившая или окаменевшая древесина.
Землетрясение причинило раскол объекта от носа до самой кормы, что позволило ученым брать на пробы материалы ковчега с любой глубины из трещины ковчега.
В 1986 году был применен новый метод исследований –сканирование поверхностным радаром. Рональд Уайетт и Ричард Райвес сделали мини-раскопки на ковчеге. Они расчистили секцию корабля, которая была сильно разрушена. Там находились реберные балки (шпангоуты). Удалив скрывающую ковчег землю, они увидели разницу в цвете между более темным грунтом и более светлыми балками. Этот процесс был снят на видеопленку.

Поток лавы
Есть предположения, что во время извержения вулкана ковчег двигался в потоке лавы, и делал это он боком вниз по склону горы. Эта лава и затопила корабль. Они и расколола ковчег, прижав его к огромному известняковому выступу. В результате весь ковчег был охвачен лавой. Теорию подтвердили сканирования, которые показали пустоту по всей длине корпуса.
Рон нашел “странные камни”, находящие в самом нижнем отделении ковчега, в его оторванной части. Он предположил, что это был материал балласта корабля. В результате раскола корабля, большое количество балласта выпало наружу, а другая часть осталась внутри.
Материал, который был использован в роли балласта, не оказался обычным камнем, так внешне напоминал отходы металлургического производства. Позднее анализы подтвердили, что балласт не являлся природного происхождения.

Заклепки из металла
Пробы грунта внутри ковчега показывали высокое содержание железа. Турецкими же властями было отказано в проведении раскопок. Поэтому в 1985 году Рон Уайетт, Дейв Фассолд и Джон Баумгарднер выполнили обследование металлоискателями глубокого проникновения. Результат просто поразил! Металлоискатели отреагировали очень упорядоченно. В эти места поместили камни, потом соединили их лентой. В этом просматривалась внутренняя структура корабля.
Также металлоискатели обнаружили тысячи заклепок из металла, с помощью которых был скреплены деревянные конструкции корабля. Это позволяет предполагать, что при постройке ковчега использовали как деревянные, так и металлические детали. В образцах были обнаружены титановые сплавы. Титан известен как металл, который имеет огромную прочность, легкий вес и высокую сопротивляемость коррозии. И, что самое интересное, человек освоил металлургическое производство титана лишь в 1936 году!
Каменные якоря
В 1977 году во время первой экспедиции в районе нахождения ковчега были обнаружены очень большие камни. Они были сходны по форме и конструкции с якорными камнями, которые были найдены археологами в Средиземноморье. Но камни, который нашел Рон, были намного больше!
Это тип плавучих якорей, которые постоянно находят на дне Средиземного и других морей. Их часто использовали на суднах в древние времена, чтобы судно находилось в перпендикулярном положении к надвигающимся волнам и было стабильно.
Древесина палубы
Турецкие власти признали результаты исследований Рональда Уайетта и его команды. 20 июня 1987 года состоялось официальное открытие “Ноева ковчега”. На событии присутствовали официальные лица и журналисты.
После церемонии губернатор попросил Уайетта совершить сканирование участка. Неожиданно Рональд отметил специфическое чтение после нескольких проходов радаром. Место начали рыть и был обнаружен объект длинной около 45 см, который назвали“древесиной палубы”.
Журналисты засняли процесс раскопок древесины, и позднее показали на телевидении в Турции. Образец увезли в США на исследования. Лабораторный анализ древесины проводили в Галбрейской лаборатории в Кноксвилле, штат Теннесси. Весь процесс анализа был снят на камеру.

Результаты анализов показали, что этот образец – бывшая органика. К тому же на этой древесине отсутствовали годичные слои, которые обычно возникают при изменении питания во время смены сезонов. Это можно объяснить особенностью климата до потопа. В Библии написано, что после потопа Господь сказал:“Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся” (Бытие 8:22).
Корень арамейского слова, которое схоже по смыслу с еврейским словом “дерево гофер”, означает клееная древесина (слои деревянных плит склеивают вместе один с другим, обеспечивая тем самым дополнительную прочность). После исследований разреза, стало очевидно, что эта часть настила палубы точно была клееной древесиной.
В качестве клея использовали смолу, остатки которой в окаменелом виде и дошли до наших времен. Тем самым метод соединения конструкций, который использовал Ной для того, чтобы построить ковчег, включал в себя склеивание трех отдельных слоев древесины для прочности.
Без особой огласки
Почему же об этом открытии умалчивают? Ведь есть очевидные доказательства. Можно сделать вывод, что мир не желает признавать, что ковчег действительно найден, тем самым придется признать, что Библия, Слово Божье, говорит правду. Следовательно и жить надо по-другому.
Одна австралийская съемочная группа посетила место, где был найден ковчег. Но она не стала снимать результаты исследований металлоискателями, которые совершались на их глазах. Они предпочли снимать то, что считали послужит для дискредитации нахождения ковчега.
Можно отрицать истину, но от этого она не перестанет существовать…и рано или поздно с ней все равно придется считаться…
“Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям
и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же.
Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою:
потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою.
А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.
Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.
Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.

Первые люди, изгнанные из рая, жили своими трудами – в поте лица обрабатывали землю, растили детей и приспосабливались к жизни, не надеясь ни на чью помощь.

Прошли тысячелетия. Люди забыли своего Создателя, стали грешить. Скверные дела их переполнили чашу терпения Бога. И он решил уничтожить человечество. Но среди множества людей он посчитал достойным спасения семью патриарха Ноя. Согласно Библии, Бог предупредил Ноя о грядущей катастрофе, повелев построить ковчег, точно описав его параметры. Ной был человеком богобоязненным и выполнил наказ Создателя. На строительство этого корабля ушло около ста лет. Кроме семьи Ноя на судне разместилось множество животных.

В точно назначенное время начался невообразимый ливень. Он лил, не останавливаясь, сорок дней и ночей. Вся Земля скрылась под водной толщей сплошного океана. Из-под воды даже не просматривались вершины гор! Семь месяцев плавал ковчег Ноя по бескрайнему океану. Но когда корабль проплывал над, погрузившимися в воду, Кавказскими горами, дно ковчега зацепило вершину горы Арарат и он сел на мель. Только через год с начала катастрофы, Ной открыл крышу корабля и осмотрелся. Семья праведника находилась на корабле до тех пор, пока не спала вода. В Библии указывается, что случилось это 4400 лет назад. Ной с домочадцами покинул свое плавающее убежище. Ковчег больше никому не понадобился – о нем забыли. Да и кому нужно было тащить такое громоздкое сооружение с вершины горы? Свою роль ковчег выполнил – спас людей и животный мир планеты.

Интересно, что легенда, схожая с этой, была не только у древних иудеев, но и у соседних народов. В шумерском эпосе этот корабль спасения называли Утнапиштим. Вавилонский летописец III века – Беросс писал, что на гору Арарат ходят многочисленные паломники, отковыривая кусочки ковчега на амулеты. Это значит, что уже тогда этот корабль считался святыней. В 14-м веке один из монахов писал в Рим, что жители Армении почитают гору Арарат священной: «Люди, живущие там, рассказывали нам, что никто не забирался на гору, так как это, вероятно, не могло понравиться Всевышнему» Кстати, подняться на вершину Арарата достаточно сложно – исследователей поджидают в ущельях опасные животные и ядовитые змеи, многочисленные камнепады и лавины, сильный ветер и густые туманы, глубокие трещины и ущелья делают эти восхождения крайне опасными.

В это же время, путешествующий в 13 веке в Китай, Марко Поло в своих записях отметил: «… в этой стране Армении на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег, покрытый вечными снегами, и никто не может туда, на вершину, забраться, тем более, что снег никогда не тает, а новые снегопады дополняют толщину снежного покрова».

В 16-ом веке еще один путешественник Адам Олеарий в своей книге «Путешествие в Московию и Персию» написал следующее: «Армяне и персы считают, что на упомянутой горе все еще находятся обломки ковчега, которые с течением времени стали твердыми и прочными как камень».

Но самые интенсивные поиски ковчега пришлись на 19-й век. Причем поисками занимались не только верующие, но и суровые атеисты. Первые – чтобы найти библейскую реликвию, вторые - чтобы опровергнуть библейскую истину. Некоторые из них утверждали, что видели сооружение, похожее на остов корабля.

Так, например, в 1856 году, трое англичан решили доказать, что история с ковчегом просто вымысел. Они прибыли в район Арарата и наняли нескольких проводников за очень большие деньги (местные жители верили в страшные легенды и не желали идти в горы на поиски ковчега, но деньги и тогда решали все). Они нашли ковчег! Но потрясение было настолько велико, что англичане решили сохранить находку в тайне, пригрозив проводникам смертью за разглашение: ведь найденный Ковчег был убедительным доказательством реального существования Ноя и правдивости Библии. Только перед самой смертью, один из проводников, все же поведал об этой находке.

В это же время появилось заявление архиепископа Нурри, который утверждал, что в одном из ледников он видел Ноев ковчег, сделанный «из очень толстых темно-красных деревянных брусьев». Но приблизиться к нему не смог, из-за поднявшегося ураганного ветра.

Поиски легендарного ковчега не остановились даже в 20-м столетии. В 1916 году один из первых российских авиаторов Ростовицкий утверждал, что при полете над горой Арарат он четко видел контуры невероятно большого корабля. Российское правительство, заинтересованное этими сведениями, направило в Армению экспедицию. Но грянувшая революция перечеркнула поиск Ковчега, а все материалы экспедиции (отчеты, фотографии), бесследно исчезли. В последствие, выжившие в горниле войны участники этой экспедиции, утверждали, что нашли Ковчег! Но доказательств не было, а потом эта территория отошла к Турции. И для искателей Ковчега стал не доступен северо-западный склон Арарата: там находились турецкие военные базы.

В 1955 году французский альпинист привез из своей кавказской экспедиции кусок доски, по его уверению – это была часть Ноева ковчега. Он утверждал, что нашел Ковчег вмерзшим в лед горного озера. При исследовании этого фрагмента методом радиоуглеродного анализа, выяснилось, что предмет был современником Христа или даже Юлиана Отступника, то есть его возраст датируется пятью тысячами лет. Но в научных кругах эта находка не вызвала восторга – мало ли где он взял этот кусок дерева.

Надо сказать, что даже если версия с нахождением остатков ковчега на горе Арарат не подтвердится, у оптимистов поисковиков есть еще одна цель поиска – Тендрюк (Турция, 30 км южнее горы Арарат). Именно там турецкий летчик заснял объект, очень похожий на остов корабля. А затем американский исследователь привез из этого района окаменелости, схожие с корабельными балками. Есть еще масса версий, где может находиться корабль Ноя: возможно, это иранская часть Эльбруса или, даже, Краснодарский край.

Надо отметить, что слишком много в последнее время находят объектов в горах, которые по очертанию, напоминают корабль – и это значительно затрудняет поиск. Возможно, в таком подходе и заложена ошибка. Ведь слово «ковчег» в переводе звучит как «ящик». Ной строил свое плав средство не как корабль, в классическом его понимании (нос, корма), а просто как сундук. Вот как поручение Всевышнего описано в Библии: «Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолой внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нём нижнее, второе и третье жильё». Попробуем перевести это на современные меры длины. Итак, сундук должен быть длиной 157 метров, высотой 15 метров, а шириной 26 метров. Вмещал такой «ящик» где-то три этажа клетушек, имел воздухозаборник и дверь с боку всей конструкции. Да и не умел в то время иудейский народ строить корабли. Так что, если и искать Ковчег, то надо обратить внимание на поиск огромных просмоленных бревен или объекта, похожего на трехэтажный дом. Ною было дано задание: взять по паре всех видов животных, поэтому на ковчеге были, еще помещения для размещения всего этого зоопарка.

Возникает вопрос – а для чего современные люди заняты поиском Ковчега, которому уже более четырех тысяч лет? Верующие мечтают обнаружить святыни. Возможно, под святынями подразумеваются, забытые Ноем на ковчеге, вещи, которые воспринимаются, как артефакты. Но самое главное, искатели надеются найти любые священные тексты, связанные с путешествием Ноя по океанским просторам (это либо какие-нибудь записи самого Ноя или членов его семьи, либо книги, дарованные Всевышним).

Искатели с пытливым умом пытаются найти убедительные доказательства той информации, которая изложена в Библии.

Надежда найти ковчег в окрестностях Арарата достаточно призрачная. За прошедшие тысячелетия в горах периодически случались крупные землетрясения, склоны гор покрыты застывшей древней многослойной лавой. К тому же никому не удалось найти там хоть какие-нибудь следы морских отложений (ведь, если горы покрывала вода – они должны там быть).

Можно попытаться объяснить те находки, которые искатели ковчега могли принимать за его остатки (это и свидетельства летчиков, и путешественников, и альпинистов и т.д.). Так скалы часто имеют очень причудливую форму (с фантазией у матушки-природы все в порядке). Некоторые из них и могли выглядеть как остовы корабля. А доски? Так в древности вполне могли быть возведены в горах деревянные постройки. Например, загоны для скота – почему нет? Кстати, вот еще интересная информация в связи с этим допущением: на месте поисков Ковчега, в древности, находилось высокоразвитое государство Урарту. Жители этой страны, несомненно, возводили дома, выращивали растения на горных террасах и разводили скот.

Наш родной 21 век предоставил человеку достаточно технических средств для поиска утраченных артефактов, коим, несомненно, является и Ноев ковчег. Так один из исследователей, изучая карту, полученную спутником, обнаружил на горе Арарат образование, напоминающее по очертаниям корабль, вмерзший в лед. Так, что история с поиском корабля-спасения не закончена.

Это, если судить по легенде, древний город Яффо (в переводе с иврита «красивая»), основанный около 4000 лет назад и расположенный на юго-западе Израиля. Сегодня он примыкает к экономическому и культурному центру страны - Тель-Авиву. Но об этом мегаполисе я расскажу в чуть ниже.

0 0


Среди прибрежных израильских городов Яффо один из самых своеобразных и колоритных. Утром я отправился туда на такси, чтобы осмотреть достопримечательности. Попросил водителя довезти меня до площади старого города. От неё, начальной точки моего маршрута, всё рядом – в шаговой доступности.

Скала Андромеды

В этом городе все овеяно легендами. Считается, что здесь Ной построил свой ковчег, который во время Всемирного потопа стал приютом для его родных и некоторых представителей животного мира планеты. Отсюда отправился в путь библейский пророк Иона, проглоченный во время бури огромным китом, который через три дня выплюнул свою добычу на берег. Греческие мифы повествуют, что в этом месте на прибрежной полосе была прикована к скале прекрасная принцесса Андромеда, а отважный герой Персей освободил ее, превратив в камень при помощи головы Горгоны-медузы чудовищного монстра – Кракена. Ныне вокруг полузатопленных каменных обломков носятся на водных мотоциклах местные экстремалы, да чуть поодаль покоряют упрямые волны отчаянные серфингисты.


0 0

Гавань Яффо

В еврейских хрониках Яффо упоминается как город, которым управляли филистимляне, затем он перешел к еврейскому племени Дан. Потом сюда пришел царь Давид, отстроивший гавань Яффо и превративший поселение в региональный центр торговли. Библейские источники утверждают, что при царе Соломоне через порт Яффо сплавляли ливанские кедры для строительства Первого храма. История рассказывает также о захвате города греками, вступившими в жестокое сражение с Иегудой Маккавеем.

В римский период город развивался и процветал. Однако в 67 году н.э. попытка еврейских повстанцев перерезать морские коммуникации римлян во время Иудейской войны привели к разрушению Яффо и гибели его защитников: они пытались покинуть горящий город на судах, но те были потоплены. Впрочем, уже в скором времени римский император Веспасиан вновь отстраивает город и даёт ему название в честь своей жены - Флавия Иоппа. В 636 году Яффо захватывают арабы, и с этого времени он теряет своё значение как центр торговли. Внимание к чахнущему опустевшему городу-порту вновь привлекли крестовые походы. Крестоносцы отстроили укрепления, яффский порт становится основным пунктом снабжения "Христова воинства", однако в 1268 году султан Бейбарс I разрушает город до основания, и на несколько столетий Яффо, как город, перестаёт существовать.

Следующий этап его истории связан с Оттоманской империей. Наполеон Бонапарт в 1799 году захватил Яффо, но вскоре тот вернулся под власть турок. В конце XIX века именно отсюда началось возвращение евреев в Израиль, и уже в период Первой алии был построен еврейский квартал Неве-Цедек. Яффо знал кровопролитные столкновения евреев и арабов, а в 1948 году город полностью перешел под еврейский контроль. В 1950 году города Тель-Авив и Яффо были объединены и управляются одним муниципалитетом.

Старый город

На въезде в старый город, который занимает совсем небольшую по площади часть Яффо, нас встретила османская башня султана Абдул Хамида II с часами.

0 0

Еще таксист просил обратить внимание на местную «фишку», на фоне которой любят фотографироваться туристы, - дерево без корней в подвешенном на цепях большом глиняном кашпо на площади. Избегая проторенных туристических маршрутов, не торопясь, отправился бродить по живописным узеньким улочкам и переулкам старого города. Основное население здесь, как пояснила мне добровольный гид Людмила (супруга моего хорошего товарища Виктора), художники, музыканты, скульпторы и артисты. Вообще в городе мирно сосуществуют представители разных конфессий. Помимо арабов и евреев, в Яффо живут армяне и копты, православные, греки-католики, марониты и протестанты. Архитектурные стили домов отражают разные периоды его прошлого: от колоритного - Оттоманской империи и до пуританского - Британского мандата.


0 0

Оживленный блошиный рынок "Шук Пиш-пишим" - обязательный пункт нашего маршрута. В многочисленных лавочках и на открытых прилавках засилие старых вещей. Можно купить всё – от формы британского военного из оккупационных войск до кумачового стяга с советской символикой. Много антикварной мебели, ковров, раритетных книг на различных языках, значков и всякой сувенирной дребедени.


0 0

Во время прогулки открыл для себя много чего нового в старом Яффо. Своеобразный срез истории от Оттоманского периода до нынешних времен: две главные улицы - Йефет и бульвар Иерушалаим. Известны далеко за пределами страны театры «Ха-Симта» (Переулок), театр «Гешер» (Мост) в зале «Нога» (Венера), где ставят спектакли на иврите и на русском языке, музей древностей и музей истории, салон скульптур Франка Мейслера, подземный археологический музей на площади Кдумим.

Среди множества городских достопримечательностей – Ган ха-Писга с его уникальной атмосферой, очаровательными ресторанчиками, художественными галереями и сувенирными лавками, специализирующимися на иудаике; восхитительная набережная и порт, сохранивший свой колорит, откуда каждый вечер отправляются рыбацкие суда на ночной промысел с прожекторами и утром возвращаются с уловом. В Яффо расположено 11 известных церквей, монастырей и мечетей, среди которых выделяются церковь Святого Петра и францисканский монастырь, христианская святыня - дом Симона-кожевника, где апостол Петр воскресил праведную Тавифу.

Только здесь можно найти замечательные бурекасы, которые традиционно в Яффо выпекают представители болгарской алии, нашедшей здесь приют. Поэтому город, хранящий традиции балканской кулинарии в многочисленных пекарнях и тавернах, называют «маленькой Болгарией».

Пообедали мы в неплохом бухарском ресторане – декорирован под среднеазиатский караван-сарай. Языкового барьера никакого – обслуживающий персонал прекрасно говорит по-русски. На стенах – портреты звезд нашей эстрады, которые, по всей видимости, частенько навещают данное заведение во время своих визитов в землю обетованную.

Побродив по запутанным лабиринтам улиц и посетив квартал знаков Зодиака, где вдоволь налюбовались работами художников, скульпторов и народных умельцев, спустились к морю, чтобы посмотреть на фантастически красивый яффский закат. Завораживающее зрелище. Завершился еще один день на святой земле.


0 0

Возле моря белым парусом

высятся дома Тель-Авива, который стал первым еврейским городом Израиля, основанным в наши дни. В этом мегаполисе, который за весьма непродолжительный отрезок времени превратился в экономический и культурный центр страны, жизнь никогда не останавливается.

Город расположен на 14-километровой полосе вдоль побережья Средиземного моря. На севере ее пересекает река Яркон, на востоке - река Аялон. Планируя посещение этого оживленного перекрестка мира (как еще называют Тель-Авив), я решил провести здесь целый день, чтобы поближе познакомиться с прошлым и настоящим этого удивительного городского поселения.


0 0

Дела давно минувших дней

История Тель-Авива начинается с Яффо - примыкающего к нему древнего города, расположенного к юго-западу и основанного около четырех тысяч лет назад.

В 1909 году 66 еврейских семей, живших в Яффо, основали первый район будущего Тель-Авива, названный Ахузат-Баит (Родной дом). Изначально он был частью Яффо, а в 1910 году его переименовали в Тель-Авив (Холм весны). Новый район быстро расширялся, к нему присоединялись другие, пока он не стал центром ишува - еврейского населения тогдашней Палестины. Именно в Тель-Авиве 14 мая 1948 года Давид Бен-Гурион объявил о создании государства Израиль.


0 0

Нас берег встречает прохладой

Ближе к обеду на набережной, где мы прогуливались с моим добровольным гидом Людмилой, было довольно-таки зябко - дул морской прохладный бриз. Волны, одна за другой, набегали на берег, отчаянные серфингисты пытались оседлать их, иногда успешно. Недалеко от высоток на прибрежной полосе в зеленой зоне приметил тренажерную площадку со всевозможным оборудованием для поддержания здоровья. Оказывается, любой желающий с 14-летнего возраста может воспользоваться тренажерами. Приходи - тренируйся сколько захочешь, поправляй здоровье.


0 0

Затем более часа разыскивали русскую духовную миссию Московского патриархата: хотели осмотреть монастырь святого апостола Петра, который расположен на ее подворье. Ворота оказались закрытыми - неприемный день. Сфотографировал монастырь из-за забора и в путь, по улицам культурной столицы.


0 0

Сердце города

Бывший район Ахузат-Баит, расположенный между теперешними улицами Монтефиори и Йегуда ха-Леви, является историческим ядром Тель-Авива. К западу от него находится основанный в 1877 году Неве-Цедек - первый еврейский район за пределами Яффо. В 80-х годах XX века он был отреставрирован, и теперь это живописное место, где сохранилось немало старых зданий. Многие дома вокруг Ахузат-Баит построены в эклектическом стиле, популярном в Тель-Авиве в двадцатых годах прошлого века. Такие здания можно увидеть на улице Нахлат-Биньямин и в сердце города - треугольнике, образованном улицей Шенкин, бульваром Ротшильда и улицей Алленби.


0 0

Архитектурные стили в Тель-Авиве - бальзам на сердце любителям старины. Например, всемирно известный баухаус. Этот стиль, разработанный в Германии и основанный на четких формах и асимметрии, был очень популярен с 30-х годов и до образования государства Израиль. В центре Тель-Авива, известном как Белый город, находится самая большая в мире группа зданий, построенных в стиле баухаус. По этой причине Белый город был включен в Список мирового наследия ЮНЕСКО. Данный район, по сведениям из путеводителя, занимает территорию от улицы Алленби на юге до реки Яркон на севере и от бульвара Бегина (Дерех Бегин) на востоке до моря. Много зданий в этом стиле на бульваре Ротшильда и в районе площади Дизенгоф. В северной части Белого города находится большой парк Яркон, раскинувшийся на берегах одноименной реки, а на северо-западе - тель-авивский порт с множеством увеселительных заведений, ночных клубов и ресторанов. Заметил во время прогулки по улицам много новостроек. Город растет, развивается и становится с каждым годом все прекрасней.


0 0

Тель-Авив по праву называют главным культурным центром страны. Здесь расположены более двадцати музеев, в том числе наиболее важные - Эрец-Исраэль (Музей Израиля) и Тель-авивский художественный музей. Для любителей прекрасного - Концертный зал оркестра израильской филармонии, Израильская опера, большое количество национальных театров.

В городе немало мест, представляющих историческую ценность. Это дома-музеи Бялика, Бен-Гуриона, Дизенгофа, старое кладбище на улице Трумпельдор, галерея «Бейт-Реувен». Любители природы могут посетить сады в Абу-Кабире, парк Яркон и Ботанический сад рядом с университетом. Семьям с детьми будет очень весело в Луна-парке - там много всяческих атракционов.

В городе есть несколько площадей, главные из них - площади Рабина, Дизенгофа и Кикар ха-Медина. Так, на последней, например, представлены бутики всех самых известных дизайнеров мира моды.


0 0

Тель-Авив - крупнейший деловой и торговый центр Израиля. Именно здесь, в престижном многоэтажном бизнес-центре Рамат-Гана расположилась знаменитая на весь мир Алмазная биржа. Израиль является мировым лидером в сфере разработки технологий по обработки и полировки бриллиантов: местные фабрики, занимающиеся шлифовкой алмазов, оснащены самым передовым и качественным оборудованием. Современные технологии в совокупности со штатом высококлассных специалистов делают страну активным игроком на международном рынке бриллиантов.

Рядом с красочными шумными рынками (Кармель, ха-Тиква, Левински и Блошиный рынок в Яффо) прилепились огромные современные торговые комплексы, такие как Дизенгоф-центр и Центр Азриэли. Без покупки из них не уйдешь: все товары качественные и на любой кошелек. Но, пожалуй, не для меня - бюджетного путешественника. Покрывало ночи окутало городские улицы - до свиданья, Тель-Авив. Может быть, когда-нибудь мы еще свидимся.


0 0

Многих интересует вопрос «Сколько лет строил Ной ковчег?» Попробуем разобраться. Многие считают, что на строительство этого сооружения ушло 120 лет. Этот срок взят из 6-й главы Библии, в которой подробно описываются постройка ковчега и история Ноя.

Кто же такой Ной и для чего он построил свой ковчег?

Ной - один из прямых потомков Адама. Когда он приступил к постройке своего сооружения, ему исполнилось 500 лет. У него родились 3 сына - Сим, Хам и Иафет. Все они были погодками. Ученые сходятся в версии, что он не хотел иметь детей, так как знал, что наступит конец света. Но все же по велению Господа был вынужден жениться.

Именно Ной был единственным, кто вел праведную жизнь и снискал у Господа милостыню. Он был выбран Всевышним для того, чтобы после потопа в мире возродилась жизнь.

Господь Бог считал, что люди погрязли в своих грехах. Наказанием для людей должно было быть их полное уничтожение. Он обрушил на землю очень много воды. Под ее волны ушло все живое.

В живых осталось только семейство Ноя. Эта милость была послана ему Богом в виде так называемой инструкции:

  1. Бог в подробностях разъяснил Ною, как возвести ковчег, чтобы он не ушел под воду и не дал течь.
  2. Рассказал, что взять с собой на корабль, чтобы выжить и не умереть с голоду.
  3. Велел взять с собой жену и сыновей с их женами, а также каждой твари по паре.

Конечно, Господь Бог мог бы помочь Ною, и тот построил бы ковчег всего за несколько дней. Но все же Всевышний надеялся, что люди одумаются и придут просить прощения за свои прегрешения. Тогда бы он своей милостью оставил жизнь на земле. Однако грешники не торопились идти каяться.

Ной также предупреждал их о грядущем конце света. Он посадил деревья, которые позже были использованы в качестве материала для корабля. Вся подготовка и строительство длились долгие 120 лет, и ни одна живая душа не послушала советов и не повернулась к Богу.

Больше месяца длилось наводнение. Только после 40 дней ковчег вынырнул на поверхность. Воды было столько, что из нее торчали только верхушки затонувших гор. Спастись любому живому существу было нереально.

150 дней держалась вода, затем начала убывать. Ковчег прибило к горе Арарат. Но лишь спустя 9 месяцев Ной заприметил верхушки гор, и только через 40 дней он отправил на волю ворона, однако тот вернулся, не найдя суши. Еще трижды он выпускал голубя, и только на 3-й раз птица не возвратилась назад. Значит, теперь можно было выходить на сушу.

После такого конца света на земле в живых осталась только семья Ноя. Чтобы Господь больше не наказывал его потомков, Ной принес жертвенные дары. И Всевышний пообещал, что больше никогда не будет наказывать людей полным истреблением. Он благословил всё живое на этой земле и заключил с Ноем соглашение. Символом этого является радуга, которая появилась в знак того, что вода больше не сможет уничтожить человечество.

Нужно было начинать новую жизнь. Основным занятием Ноя стало земледелие. Он посадил множество виноградников и изготовил первое вино.

Отсюда идет еще одна легенда. Однажды Ной, напившись вина, лежал голым в шатре. Когда это увидел Хам, он посмеялся над отцом и рассказал обо всем братьям. Но те укрыли отца и осудили брата. Ной же проклял весь род Хама.

После потопа Ной трудился еще 350 лет и скончался, когда ему исполнилось 950 лет.

Ной дал начало жизни всем народам, которые живут на Земле. Это потомки его сыновей: Хама, Иафета и Сима. Именно праведная и благочестивая жизнь Ноя способствовала тому, что мы с вами живем.

Теперь вы знаете ответ на вопрос «Сколько лет строил Ной свой ковчег?» Господь дал много времени для того, чтобы люди смогли одуматься и перестать совершать греховные дела. Целых 120 лет люди смеялись и глумились над человеком, которому была уготована участь стать праотцом современного человечества.

Господь Иисус Христос воплотился, прошёл свой крестный путь и воскрес ради спасения этого мира. Но у него был и ветхозаветный прообраз, которому также довелось пройти через немалые испытания ради спасения человечества — библейский патриарх Ной.

Представляем вашему вниманию подборку из десяти интересных фактов о Ноевом ковчеге, Всемирном потопе и параллелях этой истории книги Бытия с событиями Нового Завета:

1. Наиболее полным образом история Всемирного потопа изложена в книге Бытия

Там сказано, что потоп явился возмездием Господа за нравственное падение человечества, которому Бог дал ему второй шанс, посредством спасения благочестивого Ноя и его семейства. Предварительно, Господь сократил дни жизни людей до 120 лет (первые люди жили почти по тысяче).

Ною было указано построить Ковчег и взять на него по паре всех нечистых животных и по семь от каждого вида чистых животных.

К началу работ по постройке ковчега Ною было 500 лет и у него уже было три сына. После постройки ковчега, перед потопом, Ною было 600 лет. Время от объявления потопа Богом до окончания постройки ковчега, согласно богословским толкованием Быт.6:3 составляло 120 лет.

Перед потопом Ной пытался проповедовать другим людям покаяние, но они не прислушались к нему. В итоге, всё человечество кроме ноя и его семьи погибло, а Ной, проведя в плавании продолжительное время, спасся и сразу же принёс Богу благодарственную жертву.

2. Размеры и материалы

В Книге Бытия Бог не просто дает наставления о постройке Ковчега, но и дает точные указания относительно его размеров и конструкционных материалов.

Ковчег был собран из дерева «гофер» — «смолистого дерева». По мнению современных толкователей, под ними имелись в виду все хвойные деревья,хорошо сопротивляющиеся гниению: ель, сосна. кипарис, кедр, лиственница и прочие.

Исчисления в Библии даются в локтях. Эта мера длины различна в системах счисления разных стран, евреи периода Второго храма определяли её в 48 сантиметров. Таким образом, можно вычислить примерные размеры Ковчега.

По Библии Ковчег был 300 локтей в длину, 50 – в ширину и 30 – в высоту. В пересчете в метрическую систему, примерно 144 метра в длину, 24 – в ширину и 8,5 – в высоту.

Студенты физического факультета университета Лестера (Великобритания) провели подсчеты и вычислили, что корабль таких размеров мог выдержать вес 70 000 животных.

При этом, ковчег имел вполне современную систему корабельной непотопляемости (живучести) с переборками и палубами: «отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи… устрой в нём нижнее, второе и третье [жильё]».

3. Сколько ковчег находился в плавании?

150 дней или пять месяцев (либо 190, если 40 дней дождей считались отдельно). Первые сорок дней длились дожди, а в остальное время вода продолжала подниматься. На 150-й день ковчег оказался на «Араратских горах».

Если же добавить ещё неделю ожидания до начала дождей и время до полного высыхания суши (133 дня), то всего Ной с семьёй и животными провели в ковчеге 290 дней (либо 330-ть), т.е. чуть меньше года.

4. Данные археологов

Археологи при раскопках занимаются стратиграфитей — т.е. описанием найденных ими, так называемых «культурных слоёв» почвы.

При раскопках множества древних городов, таких как Ур, Киш, Ниневия, Шуррупак и Эриду в Месопотамии, а также в других местах был обнаружен огромный (до 3 метров в толщину) промежуток между более современными культурными слоями и допотопными, состоящий из ила, гины и песка, что свидетельствует о глобальной катастрофе с участием воды.

5. Данные геологии

Геологи в качестве гипотезы произошедшего предлагают сдвиг литосферных плит и, как следствие, подъём вод мирового океана, что подтверждается и библейским текстом, где говорится не только про дождь. но и «источники великой бездны».

Это подтверждается находками в виде древних морских организмов высоко в горах или наоборот, горных и равнинных животных на материковых шельфах.

Уголь и нефть также подтверждают теорию потопа, т.к. современные данные свидетельствуют о почти мгновенной консервации в древности огромного количества лесных массивов, которые и стали вышеприведёнными полезными ископаемыми, что могло произойти лишь при глобальной катастрофе. Кроме того, в угольных залежах также находят множество окаменелостей древних морских животных.

Наконец, окаменелости животных, которые во множестве находят по всему миру, говорят о почти мгновенном их попадании в безвоздушные почвенные карманы, где бактерии не могли своевременно переработать останки…

6. Свидетельства историков

Древние историки, такие как Берос Вавилонский (350-280 гг. до Р. Хр.), Николай Дамаскин (64 г. до Р. Хр. — начало 1 века по Р. Хр.), Иосиф Флавий (37-101 гг. по Р. Хр.). а также Ассирийская клинописная библиотека, полностью или частично подтверждают библейское сказание о потопе.

7. Мифы других народов также говорят о нём…

Всемирный потоп и Ноев Ковчег упоминается не только в канонических книгах Библии, но и в поздних апокрифах. Например, в Книге Еноха. Встречается сюжет о потопе и в других книгах, в еврейской Аггаде и в Мидраше Танхума.

Шумерский миф о Зиусудре и легенда о Нухе из Корана тоже перекликаются с библейским повествованием, как и предания племён в Индии, Африке, Австралии, Северной и Южной Америках и Европе:

В Индии сказания о потопе относятся к 6 веку до Р. Хр. и содержатся в религиозном труде Сатапатха Брахмана. Индийский Ной - Ману, предупрежденный о потопе, строит корабль, на котором ему удается спастись. Сразу по окончании катастрофы Ману совершает жертвоприношение богам за свое спасение.

О потопе рассказывает и племя бхилы, живущее в джунглях Центральной Индии, в их повествовании фигурирует Рама (Ной), спасшийся от потопа.

По преданию аборигенов Австралии много веков назад на землю обрушился потоп, в котором погибли все люди, кроме нескольких человек

Легенды о потопе распространены у племени бапеди в Южной Африке, и у ряда племен Восточной Африки. В их легендах некий Тумбайнот - африканский Ной, славился своим благочестием. Поэтому, когда боги решили уничтожить грешный мир потопом, они заранее сообщили ему о своем намерении. Они также повелели ему построить корабль, на котором должен был спастись он, его семья, а также представители всего животного мира. Долго бушевал потоп. Несколько раз Тумбайнот выпускал то голубя, то ястреба узнать о его конце. Когда вода спала, он увидел радугу, обозначающую окончание Божьего гнева.

Индейские племена каинганг, курруайя, паумари, абедери, катауши (Бразилия), арауканы (Чили), мурато (Эквадор), маку и аккаваи (Гвиана), инки (Перу), чиригуано (Боливия) рассказывают о потопе предания, практически тождественные Библейскому.

В мексиканской провинции Мичоакан также сохранилась легенда о потопе. По словам туземцев, в начале потопа некий человек по имени Теуни с женой и детьми сели на большое судно, взяв с собою животных и семена различных растений в достаточном количестве, чтобы вновь снабдить ими землю после потопа. Когда вода спала, человек выпустил ястреба, птица улетела… наконец он выпустил колибри, и птичка вернулась с зеленой веткой в клюве.

Племена монтанье, чироки, пима, делавары, солто, тинне, папаго, акагчемеи, луисеньо, кри, манданы также рассказывают о потопе, в котором спасся один человек, приплыв на лодке к горе на западе. У манданов существовал ежегодный праздник с особым ритуалом в память о прекращении потопа. Совершение церемонии приурочивалось к тому времени, когда полностью распускаются листья ивы на речных берегах, потому что «ветка, принесенная птицей, была ивовая».

Сказания о потопе записаны в «Младшей Эдде», эпическом памятнике древних ирландцев, поэтом Снорри Стурлусоном. В ходе катастрофы спасся лишь Бергельмир со своей женой и детьми, сев в ковчег. Похожие предания сохранились у жителей Уэлса, Фрисландии и Скандинавии.

8. Где ковчег теперь?

В Библии написано: «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских» (Быт. 8:4).

В настоящее время одним из основных мест, где, по мнению искателей, покоится ковчег, является Араратская аномалия. Аномалия представляет собой объект неизвестной природы, выступающий из снега на северо-западном склоне горы Арарат, в 2200 метрах от вершины. Учёные, имеющие доступ к снимкам, объясняют образование естественными причинами. Исследования на месте затруднены, потому что местность, находится в районе армяно-турецкой границы, является закрытой военной зоной.

Другим потенциальным местом нахождения ковчега является Тендюрек, местность примерно в 30 километрах южнее Арарата. В 1957 г. в американском журнале «Лайф» были опубликованы фотографии, сделанные в этом районе с самолёта. Капитан турецкой армии Ильхам Дюрупинар, просматривая аэроснимки, обнаружил интересные образования, по форме напоминавшие судно, и послал их в журнал. Статья попалась на глаза Рону Уайетту, американскому врачу-анестезиологу, который решил заняться исследованием данного феномена. После нескольких экспедиций он пришёл к выводу, что данное образование - не что иное, как Ноев Ковчег. Как и в случае с Араратской аномалией, профессиональные археологи не воспринимают эти утверждения серьёзно.

В Библейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона, в статье «Арарат» написано, что ничто не указывает на то, что ковчег Ноя пристал именно к современной горе Арарат и указывается, что «Арарат — название местности на севере Ассирии (4Цар 19:37; Ис 37:38), предположительно речь идет об Урарту, упоминаемом в клинописных текстах, — древней стране у озера Ван».

Современные исследователи также склоняются к той версии, что в Библии имеется в виду Урарту. Советский востоковед Илья Шифман писал, что огласовка «Арарат» впервые была засвидетельствована в Септуагинте, переводе Ветхого Завета на на греческий язык III-II века до нашей эры. В Кумранских свитках встречается написание «wrrt», предполагающее огласовку «Урарат».

9. У армян есть свой кусочек ковчега, принесённый ангелом

По преданию, один из святых отцов Армянской Церкви Акоп Мцбнеци ещё в IV веке предпринимал попытки подняться на Арарат, но всякий раз засыпал по пути и просыпался у подножия горы. После очередной попытки к Акопу явился ангел и сказал прекратить поиски ковчега, взамен чего пообещал принести фрагмент реликвии. Частица Ноева Ковчега, данная святому Акопу до сих пор находится в Эчмиадзинском соборе.

10. Радуга — как символ завета

После потопа Бог обещал более никогда не уничтожать через него людской род и благословил Ноя, его потомков и всё, что на земле. В знак своего обещания Бог подарил людям такое атмосферное явление, как радугу — символ своего Завета с людьми.

«И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею» (Быт. 9:12-13).

Андрей Сегеда

Вконтакте