Нормативно-правовое регулирование организации деятельности адвокатуры в россии на современном этапе. Конституционно-правовое регулирование деятельности адвокатуры в российской федерации и в субъектах российской федерации фролов, дмитрий валерьевич Источни


Введение

Глава 1. Генезис правового регулирования адвокатуры в Российской Федерации

1.1. Эволюция становления и развития адвокатуры в России 12

1.2. Генезис понятия «адвокатская деятельность» в российском законодательстве 43

1.3. Институт бесплатной юридической помощи при осуществлении адвокатской деятельности 61

Глава 2. Проблемы правового регулирования адвокатской деятельности в Российской Федерации

2.1. Принципы деятельности адвокатуры 71

2.2. Формы адвокатских образований 87

2.3. Перспективы развития института адвокатуры на современном этапе 111

Заключение 142

Список использованной литературы 150

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Настоящая диссертация посвящена исследованию правового регулирования адвокатуры в Российской Федерации. За последние годы роль и место адвокатуры в Российской Федерации, а также круг её задач по осуществлению защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц существенным образом изменились. Принятие новых кодексов, прежде всего, УПК РФ 2002 г., существенно изменило статус адвоката, расширило его процессуальные права. Однако до последнего времени отсутствие должного правового регулирования влекло за собой значительные недостатки в деятельности адвокатуры. Появились даже так называемые «параллельные» коллегии, которые в отличие от традиционных коллегий, вообще не осуществляли бесплатную юридическую помощь, ставили цели извлечения прибыли.

Принятие Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» 2002 г. (далее - ФЗ «Об адвокатуре») юридически оформило принадлежность адвокатуры к институтам гражданского общества и возложило на неё отдельные публично-правовые функции. С принятием ФЗ «Об адвокатуре» появился главный субъект реализации конституционного права на получение квалифицированной

юридической помощи- адвокатура, что представляет,

помимо практического, научный интерес, делая настоящее исследование актуальным.

Произошедшие коренные преобразования в политической и экономической системе страны повлекли за собой глобальные изменения во всех сферах жизни государства и общества, а, следовательно, создалась принципиально новая правовая ситуация, требующая коренного пересмотра организационных принципов и законодательных основ деятельности адвокатуры как одного из основных механизмов защиты прав человека, что и предопределило выбор темы диссертационного исследования.

Объектом исследования является адвокатура как институт гражданского общества в Российской Федерации.

Предмет исследования составляет институт адвокатуры в Российской Федерации, генезис его развития и становления, система правовых норм, регулирующих адвокатскую деятельность до принятия ФЗ «Об адвокатуре» 2002 г., и система правовых норм действующего законодательства.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является анализ правового регулирования адвокатуры как института гражданского общества, изучение динамики развития института адвокатуры на этапе становления демократического государства в Российской Федерации, исследование принципов деятельности адвокатуры в России и определение перспектив дальнейшего развития адвокатуры.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1. Исследована эволюция развития адвокатуры в России;

    Определены признаки, квалифицирующие деятельность адвокатов как адвокатскую деятельность;

    Проанализирован институт бесплатной юридической помощи при осуществлении адвокатской деятельности;

4. Рассмотрены принципы деятельности адвокатуры в
Российской Федерации;

5. Изучено правовое регулирование форм адвокатских образований по
российскому законодательству;

6. Определены перспективы развития адвокатуры в Российской
Федерации.

Нормативную основу исследования составили

внутригосударственные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность адвокатуры в РФ, а также международные документы.

В числе внутригосударственных актов использованы Конституция Российской Федерации 1993 г., Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Указ Президента РФ от 13.06.1996 №864 «О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 19.09.2003 № 584 «Об утверждении Положения о ведении реестра адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации», Закон г. Москвы от 23.10.2002 № 52 «О представителях Московской городской Думы в квалификационной комиссии при адвокатской палате города Москвы».

Среди международных документов использованы следующие: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт «О гражданских и политических правах» 1966 г.; Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; Основные положения о роли адвокатов, принятые 8-м Конгрессом ООН

свободе осуществления профессии адвоката 2000 г. и др.

В ходе диссертационного исследования, помимо действующих нормативно-правовых актов, включающих законодательство Российской Федерации, использовался широкий круг документов и нормативно-правовых актов СССР и РСФСР, а также в историческом аспекте проанализировано развитие законодательства в данной сфере.

Теоретической основой исследования института адвокатуры в России
послужили, прежде всего, работы отечественных ученых: В.М. Ануфриева,
Б.Т. Безлепкина, А.Д. Бойкова, СВ. Бровченко, А.А. Власова, А.В. Воробьева,
С.Н. Гаврилова, АЛ. Галоганова, А.В. Гриненко, Л.Ю. Грудцыной,
Л.А. Демидовой, В.А. Еронина, А.В. Иванова, Р.А. Каменецкого,
Н.И. Капинус, О.В. Качаловой, В.И. Качалова, Н.Н. Клена, Д.Н. Козака,
Э.Е. Колоколовой, Ю.А. Костанова, В.В. Кукель, М.М. Курманова,
А.Г. Кучерены, А.В. Лохвицкого, Ю.Ф. Лубшева, Н.А. Лукичева, В.В.
Мельника, С.А. Невского, Н.П. Никифоровой, В.Л. Павловского,
А.В. Полякова, В.И. Радченко, А.С. Савича, В.И. Сергеева, Г.А. Смагина,
Е.М. Смирновой, М.Б. Смоленского, П.В. Сотова, Л.А. Стешенко,
И.Ю. Сухарева, Е.Г. Тарло, Ю.В. Тихонравова, И.Л. Трунова,

М.С. Усмановой, Л.Б. Хвана, Т.М. Шамбы, С.Ф. Ширинского и других авторов, исследующих институт адвокатуры в России.

Важную роль при исследовании эволюции развития адвокатуры в
России сыграли труды следующих ученых: К.К. Арсеньева, У.И. Баженовой,
Е.В. Васьковского, М.Ф. Владимирского-Буданова, И.В. Гессен,

Н.В.Давыдова, М.В.Ивановой, М.Г. Коротких, Ю.И Стецовского, И.Я. Фойницкого, Ю. Хаски, Н.В. Черкасовой, М.П. Шаламова и другие.

Значительная часть диссертационной работы посвящена вопросам, связанным с определением понятийного аппарата (исследованию содержания

7
понятий «адвокат», «адвокатура», «адвокатская деятельность»).

Исследование этой проблематики осуществлялось с использованием трудов В.Н. Буробина, Г.А. Воскресенского, СВ. Дедикова, А.Я. Курбатова, Р. Куссмауля, ПБ. Мирзоева, Н.А. Подольного, Г.М. Резника, А.Х. Саидова.

Методология и методика исследования. В процессе исследования темы были использованы общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: сравнительно-правовой, системно-структурный, технико-юридический. Особое значение придавалось формально-логическому и историческому методам исследования. При разработке конкретных предложений по совершенствованию российского законодательства, регламентирующего адвокатскую деятельность в Российской Федерации, использовался метод теоретического моделирования.

Эмпирическую базу исследования составили материалы выборочных исследований; статистические данные и обобщение материалов адвокатских конференций по вопросу обсуждения законопроекта «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

В период с 2001 по 2006 год в Москве и Московской области при помощи разработанного автором инструментария были проведены следующие социологические исследования:

1) Анкетирование 300 адвокатов на предмет исследования основных
положений, которые, по их мнению, должны быть дополнены в закон,
посвященный адвокатуре.

2) Анкетирование 20 заведующих юридическими консультациями
Московской области с целью выяснения их позиций по поводу желаемых
изменений в отношениях между адвокатской палатой и юридическими
консультациями.

исследования в адвокатской среде тех же регионов на предмет выявления оценки ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»,

В 2006 году производилось выборочное анкетирование адвокатов Московской областной коллегии адвокатов (в анкетировании приняли участие 100 человек) на предмет определения дальнейших перспектив развития института бесплатной юридической помощи в Российской Федерации.

Научная новизна исследования. Настоящая диссертация является новаторской в части комплексного исследования правового регулирования адвокатуры в России; в ней с учетом новых реалий показано качественное изменение содержания понятий «адвокатура», «адвокатская деятельность», «адвокат», происходящее в связи с определенными историческими и политическими событиями, происходящими в России; дано определение адвокатской деятельности, в основе которого лежит комплексное нормативное содержание исследуемой дефиниции; предложено закрепление нового принципа адвокатской деятельности - принципа профессионализма адвоката.

Научная новизна исследования проявляется также в положениях, выносимых па защиту:

1, Предлагается рассматривать эволюцию становления и развития адвокатуры в России в виде четырех периодов, каждый из которых обусловлен соответствующими политическими и экономическими событиями, происходящими в России: период становления и развития адвокатуры в России с XV в. до 1917 года; советский период развития адвокатуры с 1917 года до начала 90-х гг. XX в.; постсоветский период развития адвокатуры с начало 90-х гг. XX в. по 31 мая 2002 г. и современный

период развития, датируемый принятием ФЗ «Об адвокатуре» и

продолжающийся в настоящее время.

2. Уточнено определение адвокатской деятельности как
квалифицированной юридической помощи, которая оказывается на
профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката и
действующими индивидуально или в рамках коллективного адвокатского
образования, физическим и юридическим лицам.

3. Предлагается законодательно закрепить положение о том, что к
адвокатской деятельности дополнительно следует относить
квалифицированную юридическую помощь, оказываемую адвокатами
органам государственной власти и местного самоуправления в целях защиты
их прав, а также обеспечения доступа к правосудию.

4. На основе анализа понятия «адвокатура», закрепленного в
российском законодательстве, уточняется, что данное понятие раскрывается в
правовой системе Российской Федерации в двух значениях: в качестве
профессионального сообщества адвокатов и как действующий на
определенных принципах общественный институт, обеспечивающий право на
квалифицированную юридическую помощь.

5. Предлагается рассматривать институт адвокатуры в современной
правовой системе Российской Федерации как институт гражданского
общества, обеспечивающий полноценную защиту физическими и
юридическими лицами своих прав.

Адвокатуру должен дополнять институт бесплатной юридической помощи, который отражает неотъемлемую часть адвокатской деятельности в Российской Федерации.

6. Выдвинуто предложение включить в состав принципов деятельности
адвокатуры в Российской Федерации, помимо принципов, закрепленных в ФЗ
«Об адвокатуре» 2002 г., принцип профессионализма адвоката, выраженный в

оказании адвокатом квалифицированной юридической

помощи, профессиональный уровень оказания которой может быть обеспечен установлением профессиональных рангов адвокатов.

7. Сформулировано правило о том, что правовое регулирование адвокатуры в Российской Федерации следует осуществлять комплексно, включая имплементацию международно-правовых стандартов, касающихся оказания юридической помощи, в российскую правовую систему; дальнейшее реформирование процессуального законодательства, направленное на совершенствование независимости адвокатов, обеспечение равноправия сторон в судебном процессе на стадии предварительного следствия; разработку российского законодательства, регулирующего деятельность российских адвокатов за рубежом и иностранных адвокатов на территории Российской Федерации; создание нормативной базы по материально-финансовому обеспечению обязательной профессиональной подготовки и переподготовки российских адвокатов.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что полученные выводы и предложения, сделанные в процессе исследования, вносят существенный вклад в развитие теории об адвокатуре как о самостоятельной учебной дисциплине и науке правоведения. Материалы диссертации могут быть исследованы в ходе дальнейшей разработки и углубления анализа института адвокатуры в Российской Федерации, в поисках новых подходов к исследованию особенностей, а также различных аспектов проблем организации деятельности адвокатуры в Российской Федерации. Кроме того, результаты работы могут быть использованы при практическом решении как актуальных проблем, стоящих перед правовым регулированием отечественной адвокатуры, так и проблем оптимизации в этом контексте общественных отношений в целом.

В ходе исследования выводы развивают и дополняют

понятийный материал, освещают и переосмысливают важные аспекты законодательного регулирования деятельности адвокатуры в России. Работа в целом способствует формированию концепции понимания научного содержания категорий «адвокатура», «адвокатская деятельность», «адвокат», дополняет существующую базу для развития законодательства.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основе практические предложения по осуществлению законодательной деятельности способствуют утверждению научно-обоснованного подхода при разработке нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность адвокатуры в Российской Федерации.

Материалы диссертации могут быть использованы для дальнейших научных исследований в этой области, для преподавания в юридических вузах спецкурса «Организация и деятельность адвокатуры в Российской Федерации», на курсах по подготовке стажеров-адвокатов.

Апробация результатов исследования. Результаты проведенного исследования обсуждены на заседании кафедры адвокатуры и нотариата в Российской Академии адвокатуры. По теме исследования были опубликованы 3 статьи в ведущих научно-периодических изданиях, в том числе в изданиях, рецензируемых ВАК, в которых нашли отражение основные выводы и положения диссертационного исследования.

12
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения,

двух глав, объединяющих шесть парафафов, заключения и списка литературы, использованной при написании работы.

Эволюция становления и развития адвокатуры в России

Адвокатура известна российскому праву уже более века. Её история показывает, что на протяжении долгого времени значение адвокатуры принижалось, и долгое время адвокатура не могла найти должного законодательного регулирования. Чтобы разобраться в сложных процессах, происходящих в сегодняшней адвокатуре, и познать её внутренние закономерности, нужно свободно ориентироваться в социально-политической ситуации, изменениях в экономике, государстве и праве. Делать серьезные выводы по вопросам и проблемам адвокатуры на основе анализа только сегодняшних реалий в корне неправильно. Более точно и четко понять состояние современной адвокатуры можно путем изучения её становления и развития.

По мнению 10. Ф. Лубшева, исторический взгляд на становление и развитие адвокатуры в России позволяет видеть её не только в статике, но и в динамике. Прошлое адвокатуры раскрывает многие важные свойства её современного положения. Используя метод конкретно-исторического подхода к социальному явлению, можно объективно разобраться в сути адвокатуры, во всей её полноте и сложности. Поэтому знание истории является надежным способом понимания современной адвокатуры1.

Понятно, что адвокатура не могла возникнуть сразу и, тем более, в организованном виде. Ее появление и юридическое закрепление обусловлено постепенно усиливающимися объективными потребностями в ней. Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению истории российской адвокатуры, следует выделить основные периоды её развития: - период становления и развития адвокатуры в России: с XV в. по 1917 год: период развития адвокатуры до Судебной реформы 1864 года: с XV в. до 1864 года; период развития адвокатуры после Судебной реформы 1864 года: с 1864 года по 1917 год; - советский период развития адвокатуры: с 1917 года до начала 90-х годов XX века: переходный период развития советской адвокатуры: с ноября 1917 года по май 1922 года; период ужесточения контроля со стороны государства за адвокатурой: 20-е - 50-е годы XX века; период либерализации адвокатской деятельности: 50-е - 80-е годы XX века; период стагнации в области адвокатской деятельности: с 1980 г. до начала 90-х годов XX века. - постсоветский период развития адвокатуры: с начала 90-х годов по 31 мая 2002 года; современный период развития адвокатуры: с 31 мая 2002 года по настоящее время.

Следует заметить, что, по мнению М. Винавера, появление адвокатуры в европейских государствах совпадает с возникновением борьбы между средневековым укладом жизни и новой централистической государственной идеей. При этом адвокаты являлись неким наследием римских юристов и появились при становлении правовых систем западноевропейских государств под влиянием рецепции римского права.

В России же, в отличие от стран Европы, где правозаступничество и судебное представительство развивались как два самостоятельных института, правозаступничество возникло не как самостоятельный институт, а в связи с судебным представительством.

Вплоть до XV века в России существовал так называемый «принцип личной явки». По Псковской судной грамоте приглашать поверенных могли только женщины, дети, монахи, дряхлые старики и глухие.

Затем в обществе в качестве защиты появляется родственное представительство. Вскоре появился институт наемных поверенных. Функции их могли осуществлять все дееспособные лица. Поверенных называли ходатаями по делам, стряпчими. Только в XIX веке из обычного правового института судебное представительство превращается в юридический институт присяжных стряпчих, которые вносились в особые списки, существовавшие при судах.

Необходимо отметить, что существует ошибочное, но укоренившееся мнение о том, что по сравнению с рядом западных стран, такими, как Англия, Франция, некоторыми другими, адвокатура в России возникла относительно недавно - в период осуществления Судебной реформы 1864 года.

В действительности же Судебная реформа 1864 года заложила основы присяжной адвокатуры - компетентной и самоуправляемой организации адвокатов. Таким образом, была оформлена профессия, обладавшая как западными, так и традиционно русскими чертами.

Здесь следует согласиться с мнением Д. В. Ануфриева, который считает, что изучение истории адвокатуры необходимо начинать не с момента законодательного закрепления в нормативно-правовых актах «адвокатуры», а с периода, когда лишь зарождались основные функции адвокатуры, облеченной в форму правозаступничества

Генезис понятия «адвокатская деятельность» в российском законодательстве

Адвокатская деятельность в соответствии с п. 1 ст. 1 ФЗ «Об адвокатуре» 2002 г. определена как квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.66

В Положении об адвокатуре 1980 г. понятие «адвокатская деятельность», как и «адвокатура», прямо не давались. Их сущность законодатель пытался определить через обозначение задач адвокатуры.67 Кроме того, понятие адвокатуры выводилось из определения «коллегий адвокатов» как добровольных объединений лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. В этой связи в литературе справедливо отмечается, что фактически в советский период термин «адвокатура» обозначал юристов-профессионалов, объединенных в коллегии для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам, так как коллегии адвокатов являлись практически единственной формой объединения лиц, оказывающих юридическую помощь на профессиональной основе.

Как уже было отмечено, современное законодательство связывает понятие адвокатуры, прежде всего, с адвокатской деятельностью. ФЗ «Об адвокатуре» определяет особенности адвокатской деятельности в ее содержании, субъектах, организации и целях.

По своему характеру адвокатская деятельность заключается в оказании юридической помощи. ФЗ «Об адвокатуре» указывает примерный перечень видов юридической помощи, оказываемой в рамках адвокатской деятельности. Этот перечень серьезно расширен по сравнению с кругом вопросов, которыми в соответствии с Положением об адвокатуре мог заниматься советский адвокат.70 Помимо таких традиционных видов юридической помощи, как консультирование по правовым вопросам, составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, представительство в гражданском и административном судопроизводстве, участие в качестве защитника в уголовном судопроизводстве, в ФЗ «Об адвокатуре» указываются представительство в налоговых правоотношениях, представительство интересов в общественных объединениях и иных организациях.

Следует ещё раз подчеркнуть, что перечень видов юридической помощи, которая может оказываться адвокатами, не является исчерпывающим, что правильно с точки зрения законодательной техники, так как конкретный список может ограничивать права граждан на получение юридической помощи. Некоторые из видов юридической помощи, не названные в п. 2 ст. 2 ФЗ «Об адвокатуре», указываются в специальных законодательных актах: например, согласно п. 6 ч. 4 ст. 56 и ч. 5 ст. 189 УПК РФ, адвокат может присутствовать при допросе свидетеля.

Юридическая помощь, по общему правилу, может оказываться адвокатами гражданам и юридическим лицам. Вместе с тем, не исключается возможность осуществления адвокатской деятельности также в интересах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 4 ст. 2 ФЗ «Об адвокатуре» представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать адвокаты, если иное не установлено федеральным законом. А в соответствии с п. 5.1 ст. 59 АПК РФ, развивающим указанную общую норму, представителями органов государственной власти или органов местного самоуправления могут выступать в арбитражном суде лица, состоящие в штате указанных органов или в штате организаций, представляющих в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по поручению указанных органов их интересы, либо адвокаты. Ранее действующее Положение об адвокатуре и другие законодательные акты советского периода возможность осуществления адвокатской деятельности в интересах органов власти не предусматривали, ограничивая оказание юридической помощи только гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и кооперативам.71

В то же время следует отметить отсутствие прямого указания на органы государственной власти как возможных заказчиков адвокатских услуг в нормативном определении адвокатской деятельности, данной в ФЗ «Об адвокатуре». Это, при одновременном допущении законодательством возможности адвокатского представительства органов государственной власти и местного самоуправления в судопроизводстве, порождает определенные трудности. В частности, возникает вопрос, допустимо ли оказание адвокатами органам власти иных видов юридической помощи помимо судебного представительства.

Представляется, что органы власти наравне с гражданами и организациями должны иметь право обращения к адвокатам за любым видом юридической помощи. Кроме того, само оказание юридической помощи в рамках судебного представительства органов власти, допускаемое законом, всегда носит. комплексный характер и включает в себя не только само представительство, но и иные виды юридической помощи (консультации, подготовку судебных документов).

В этой связи в целях исключения правовых противоречий п. 1 ст. 1 ФЗ «Об адвокатуре» после слов «физическим и юридическим лицам» предлагается дополнить словами «органов государственной власти и местного самоуправления».

В соответствии с ФЗ «Об адвокатуре» адвокатской деятельностью является только такая юридическая помощь, которая оказывается специальным субъектом - адвокатом. В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ «Об адвокатуре» адвокатом является лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.

Сразу стоит отметить не совсем удачную законодательную конструкцию этой дефиниции. Законодатель разделяет понятия «статус адвоката» и «право заниматься адвокатской деятельностью». Однако далее в ФЗ «Об адвокатуре» говорится лишь о порядке приобретения статуса адвоката и не предусматривается приобретение права на осуществление адвокатской деятельности. Ведь получение статуса адвоката и означает право лица осуществлять адвокатскую деятельность. В свою очередь, какая-либо деятельность, осуществляемая лицом, не наделенным адвокатским статусом, по смыслу закона, адвокатской не является.

Принципы деятельности адвокатуры

При осуществлении адвокатской деятельности важную роль играет институт бесплатной юридической помощи. Это связано с тем, что адвокатуру можно рассматривать как партнера государства, которое взяло на себя обязательство обеспечить право граждан на квалифицированную юридическую помощь. Наиболее ярко публичный характер адвокатской деятельности проявляется при участии адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда в соответствии со ст. 50 УПК РФ, а также при оказании бесплатной юридической помощи.

По сравнению с Положением об адвокатуре 1980 г. перечень случаев, по которым юридическая помощь оказывается бесплатно, серьезно сокращен. Право на бесплатную адвокатскую помощь имеют только граждане РФ-физические лица, причем те из них, среднедушевой доход которых не превышает размера прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации и только если они относятся к указанным в ФЗ «Об адвокатуре» льготным категориям (ветераны Великой Отечественной войны, граждане, пострадавшие от политических репрессий, безнадзорные дети) либо обратились по указанной в ФЗ «Об адвокатуре» категории дел (взыскание алиментов; возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью; назначение пенсий и пособий; вопросы, связанные с реабилитацией и др.).

Согласно ФЗ «Об адвокатуре» расходы по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам взяло на себя государство. В соответствии с п. 9 ст. 25 ФЗ «Об адвокатуре» размер вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, и порядок компенсации адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Однако реально оказание такой помощи осуществляется за счет адвокатских образований. Дело в том, что установленный Правительством РФ размер оплаты услуг защитника по назначению носит в большей мере символический характер (по общему правилу, от 25 до 100 рублей за один день работы) и не соответствует реальной стоимости адвокатских услуг.93 А порядок выплаты адвокату компенсации за оказание юридической помощи бесплатно вообще на настоящий момент не установлен вовсе. Адвокаты самостоятельно находят способы организации бесплатной юридической помощи нуждающимся. Например, в г. Москве адвокаты некоторых адвокатский образований образуют специальные фонды, из которых осуществляются выплаты адвокатам, участвующим бесплатно в ведении дел.

По данным Министерства юстиции Российской Федерации объем бесплатной помощи и помощи по назначению, предоставляемой населению адвокатами, составляет примерно 36% от общего количества выполняемых ими поручений. В этих условиях практически полное переложение государством расходов на оказание бесплатной юридической помощи на адвокатов не может являться правильным. Качество юридической помощи, оказываемой бесплатно на основании ст. 26 ФЗ «Об адвокатуре», оставляет желать лучшего. Далеко не все адвокатские образования имеют поступления от платных клиентов, достаточные для покрытия расходов на бесплатную юридическую помощь. Некоторые категории дел требуют долгой и кропотливой работы, которая может отнять несколько дней, а представительство в суде первой инстанции по данным делам может растянуться на месяцы. На практике в данных случаях адвокаты ограничиваются простейшими консультациями и составлением исковых заявлений. В регионах практически все клиенты, обращающиеся за помощью к юристу, относятся к категории малоимущих. Это значит, что юристы должны работать бесплатно, и их работа не будет оплачиваться ни из бюджетных фондов, ни из средств юридической консультации. Очевидно, что ни о какой качественной помощи в таких случаях говорить не приходится.95 В любом случае, необходимо принятие специального Постановления Правительства РФ о порядке компенсации адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно.

Кроме того, узкий перечень дел, по которым малоимущие граждане имеют возможность обратиться за бесплатной юридической помощью, сводит на нет их право на получение юридической помощи и право на доступ к правосудию по другим не менее значимым вопросам, а вслед за этим и многие другие права, гарантированные Конституцией РФ. Например, достаточно трудно обжаловать в суд без помощи юриста решение и действие (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Таким образом, требуется серьезная реформа института бесплатной юридической помощи, в том числе в части, касающейся защиты по назначению. Одним из способов реформирования этого института можно рассматривать создание за счет государства специальных адвокатских образований, которые будут специализироваться исключительно на оказании бесплатной правовой помощи по типу офисов публичных защитников а Западной Европе и США

В США такие ведомства создаются местными органами власти: городским советом, муниципалитетом, мэрией, которые курируют деятельность ведомства, не вмешиваясь в его повседневную работу. Финансируемые из бюджета штата и/или муниципалитета публичные защитники могут получать и благотворительные пожертвования. Несмотря на государственное финансирование, такие корпорации от властей независимы. Сотрудники ведомств публичных защитников получают заработную плату, набираются в обычном порядке из числа допущенных к практике адвокатов, пожелавших работать в таком ведомстве и прошедших проверку квалификационных комиссий, создаваемых учредившим ведомство органом власти.

Формы адвокатских образований

С принятием ФЗ «Об адвокатуре» организация адвокатуры коренным образом преобразована. В первую очередь это касается форм организационной деятельности адвокатуры. В соответствии со ст. 22 ФЗ «Об адвокатуре», формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет; коллегия адвокатов; адвокатское бюро; юридическая консультация. ФЗ «Об адвокатуре» предусматривает, что адвокат вправе самостоятельно избирать не только место осуществления адвокатской деятельности, но и форму адвокатского образования.

Проводя сравнение между ранее действовавшим Положением об адвокатуре 1980 г. , отметим, что в соответствии с указанным Положением адвокатская деятельность могла осуществляться только в рамках юридических консультаций, являвшихся структурными подразделениями адвокатских коллегий.

При анализе предпосылок возникновения многообразия форм организационной деятельности адвокатуры в РФ определенный интерес представляет совместное письмо Минюста России от 13 августа 1999 г. № 6495-СЮ и Генпрокуратуры РФ от 18 августа 1999 г. № 22-5/100-96 «О статусе коллегий адвокатов». В нем указано, что органы прокуратуры в своей

практике сталкиваются с различной трактовкой статуса

объединений, члены которых правомочны осуществлять адвокатскую деятельность. Встречаются случаи, когда под видом коллегий адвокатов пытаются утвердиться организации, созданные в рамках Федерального закона «Об общественных объединениях». Это создает угрозу проникновения в уголовное судопроизводство лиц, не отвечающих профессиональным требованиям и не являющихся адвокатами с точки зрения действующего законодательства.

Рассмотрим подробно существующие на сегодняшний день формы организационной деятельности адвокатуры.

Одной из форм организационной деятельности адвокатуры на территории РФ является адвокатский кабинет, определению основ правового статуса которого посвящена ст. 21 ФЗ «Об адвокатуре».

В отличие от коллегии адвокатов и адвокатского бюро, данная форма позволяет реализовать закрепленные в ст. 2 и в п. 2 ст. 3 ФЗ «Об адвокатуре» принципы правового статуса адвоката и адвокатуры не только в коллективных, но и в единоличной формах. Иными словами, сегодня адвокаты обладают значительно большей свободой выбора осуществлять свою профессиональную деятельность самостоятельно.

Согласно п. 6 ст. 15 ФЗ «Об адвокатуре» адвокат со дня получения статуса адвоката или внесения сведений о нем в региональный реестр либо со дня возобновления статуса адвоката обязан в течение полугода выбрать форму организации адвокатской деятельности и уведомить о своем выборе совет адвокатской палаты. Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность единолично, учреждает адвокатский кабинет.

Уведомление об учреждении адвокатского кабинета в соответствии с п. 2 ст. 21 ФЗ «Об адвокатуре» должно быть осуществлено определенным образом: заказным письмом, в котором адвокат сообщает сведения, во первых, позволяющие идентифицировать его в качестве адвоката; во-вторых, сведения о месте нахождения адвокатского кабинета; в-третьих, порядок осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и адвокатом и, в-четвертых, наименование кабинета, поскольку согласно нормам п. 4 ст. 21 ФЗ «Об адвокатуре» печать, штампы и бланки должны содержать наименование адвокатского кабинета.

Таким образом, адвокатский кабинет учреждается в уведомительном порядке, что, безусловно, свидетельствует о реальном стремлении законодателя к дальнейшему развитию демократических принципов в организации и деятельности адвокатуры: обеспечение необходимых контрольных элементов осуществляется не за счет воспроизведения административного, разрешительного характера управления, а благодаря формированию жестких механизмов отбора кандидатов, претендующих на статус адвоката, с одной стороны, и корпоративного самоуправления- с другой.

Пункты 3 и 4 ст. 21 ФЗ «Об адвокатуре» содержат основы правового статуса адвокатского кабинета. Согласно положению п. 3 ФЗ «Об адвокатуре» адвокатский кабинет не является юридическим лицом. Адвокат, учредивший адвокатский кабинет, открывает счета в банках в соответствии с законодательством, имеет печать, а также штампы и бланки с указанием адреса и наименования, как уже было сказано выше, содержащего название соответствующего субъекта РФ.

Имея в виду единоличный характер деятельности адвоката в соответствии со ст. 21 ФЗ «Об адвокатуре», законодатель вполне логично, наряду с общими для всех соглашениями об оказании юридической помощи требованиями, охарактеризовал субъектный состав данного договора и обязательность регистрации в документации адвокатского кабинета.

1. Становление и развитие организации и деятельности адвокатуры в России.

2. Понятие, правовая природа, функции, задачи и принципы организации адвокатуры в России.

3. Принципы адвокатской деятельности в России.

4. Независимость адвокатуры от государства как основное условие равенства сторон в судебном процессе.

5. Государственное регулирование обеспечения прав и свобод граждан и доступности профессиональной юридической помощи в России.

6. Конституционная гарантия прав российских граждан на получение квалифицированной юридической помощи.

7. Независимость адвокатуры и государственное регулирование.

8. Роль международных актов о правах человека и адвокатской деятельности в России.

9. Правовой режим адвокатской деятельности.

10. Законодательство об адвокатской деятельности.

11. Правовое регулирование адвокатской деятельности.

12. Формы адвокатских образований.

13. Юридические лица в системе адвокатских образований.

14. Создание адвокатских образований.

15. Филиалы адвокатских образований.

16. Учредительные документы адвокатских образований.

17. Гражданско-правовой режим имущества объединений адвокатов и адвокатских образований.

18. Соглашение об оказании юридической помощи.

19. Гражданско-правовое регулирование отношений адвоката и доверителя.

20. Виды договоров, заключаемых с адвокатом на оказание юридической помощи.

21. Договор поручения на оказание юридической помощи адвокатом.

22. Договор о возмездном оказании юридических услуг адвокатом.

23. Правовое регулирование оказания адвокатом юридической помощи российским гражданам бесплатно.

24. Гражданско-правовой статус адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

25. Гражданско-правовой статус Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации.

26. Правовое основание участия адвоката в качестве представителя в конституционном (гражданском, уголовном, административном) судопроизводстве, а также по представительству интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, в отношениях с физическими лицами.

27. Участие адвоката по гражданским делам в судах общей юрисдикции.

28. Участие адвоката в рассмотрении гражданских дел в суде первой инстанции (апелляционном, кассационном и надзорном рассмотрении гражданского дела).

29. Участие адвоката по гражданским делам в арбитражных судах.

30. Участие адвоката в рассмотрении гражданских дел в арбитражном суде первой инстанции (апелляционном, кассационном и надзорном рассмотрении гражданского дела).



31. Роль и место адвоката и адвокатуры в процессе третейского рассмотрения хозяйственных споров.

32. Правовые формы участия адвокатов и адвокатуры в оказании юридической помощи организациям.

33. Участие адвоката в формировании договорных связей субъектов предпринимательства.

34. Участие адвоката и адвокатуры в юридическом обслуживании предпринимательских структур.

35. Участие адвоката и адвокатуры в разрешении международных частных дел.

  1. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный в результате ненадлежащего исполнения адвокатом своих функций.
  2. Страхование гражданской ответственности адвоката.

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

1. Становление и развитие российского исполнительного производства.

2. Исполнительное производство в странах СНГ

3. Основные мировые системы принудительного исполнения актов судебных и иных юрисдикционных органов.

4. Гражданское исполнительное право: понятие, юридическая природа, принципы и система.

5. Принципы исполнительного производства.

6. Законодательство об исполнительном производстве: теоретические и практические проблемы.

7. Источники гражданского исполнительного права.

8. Органы принудительного исполнения решений судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

9. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды в исполнительном производстве.

Федеральная служба судебных приставов Министерства юстиции РФ: правовые основы, финансовое и материально-техническое обеспечение ее деятельности.

Система и организация деятельности территориального органа Федеральной службы судебных приставов: задачи и полномочия.

Полномочия по организации деятельности службы судебных приставов Минюста России, главного судебного пристава России, главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава.

Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции, которая, обладая высшей юридической силой по отношению ко всем иным законодательным актам, закрепляет основополагающие положения для российской адвокатуры. Положения Конституции закрепляют необходимость существования в нашей стране адвокатуры как института гражданского общества и основные направления ее деятельности, прежде всего, защита высшей ценности – прав и свобод человека.

Институт адвокатуры призван гарантировать соблюдение провозглашенных в Конституции прав и свобод. Функционирование института адвокатуры является одним из главных средств обеспечения права граждан на квалифицированную, в том числе бесплатную, юридическую помощь, включая право обвиняемого на помощь адвоката (защитника).

В ст. 4 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре закреплено, что законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре состоит из следующих нормативных правовых актов, которые условно можно разделить на три группы:

  • 1. Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре, который является основным нормативным правовым актом, детально регулирующим основы адвокатской деятельности и порядок организации и функционирования адвокатского сообщества.
  • 2. Других федеральных законов, которые адвокаты используют при осуществлении своей профессиональной деятельности, а также принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность.

Федеральные законы составляют основной массив нормативных актов. Значительную часть источников правового регулирования деятельности адвокатов составляют процессуальные нормативные правовые акты: УПК, ГПК, АПК, КоАП. Указанные кодексы регулируют правовой и процессуальный статус адвоката как участника тех или иных процессуальных правоотношений, участником которых в том или ином качестве выступает адвокат, осуществляя функции защиты, представителя потерпевшего, гражданского истца или ответчика и т.д.

В качестве примера нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, издаваемых на основе и во исполнение законов, можно привести постановления Правительства РФ от 01.12.2012 № 1240 "О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации" и от 19.09.2003 № 584 "Об утверждении положения о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации"; приказ Минюста России от 16.08.2005 № 133 "Об утверждении формы удостоверения адвоката", приказ Минюста России от 05.02.2008 № 20 "Об утверждении административного регламента исполнения территориальными органами федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений" и т.д.

3. Законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, принимаемых в пределах полномочий, установленных Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ являются важным источником законодательного регулирования адвокатской деятельности и адвокатуры, поскольку адвокатура согласно ст. 72 Конституции находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Данное конституционное положение имеет положительное значение для развития института адвокатуры, поскольку позволяет учитывать специфику отдельных регионов страны, потребность в юридической помощи на местах и иные факторы.

Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре субъектам РФ предоставлена возможность регулирования таких вопросов адвокатской деятельности, как участие:

  • 1) в создании юридических консультаций;
  • 2) в оказании юридической помощи бесплатно;
  • 3) в формировании квалификационной комиссии при адвокатской палате субъекта РФ.

В связи с этим можно назвать Закон г. Москвы от 23.10.2002 № 52 "О представителях Московской городской Думы в квалификационной комиссии адвокатской палаты города Москвы". В своих нормативных правовых актах субъекты РФ также регламентируют порядок оказания адвокатами бесплатных услуг. Например, постановление Правительства Москвы от 04.12.2007 № 1040-ПП "О мерах по реализации закона г. Москвы “Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации”".

Кодекс профессиональной этики адвоката, принятый первым Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003, является корпоративным правовым актом и устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности.

В Кодекс профессиональной этики адвоката включены принципы и нормы профессионального поведения адвоката, а также процедурные основы дисциплинарного производства, которое обеспечивает рассмотрение жалоб и различных представлений на действия (бездействие) адвоката, их разрешение и исполнение принятого решения. Обязанность адвоката соблюдать Кодекс предусмотрена подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре. Принимая присягу, каждый адвокат лично обязуется в своей деятельности руководствоваться Кодексом профессиональной этики адвоката.

С учетом того, что адвокатура строится на принципах независимости, самоуправляемости и корпоративности, органы адвокатского самоуправления обладают правом принимать правила и нормы, регулирующие внутренние вопросы и обязательные для исполнения всеми членами адвокатского сообщества. Корпоративные акты, хотя и не считаются формально источниками правового регулирования адвокатуры, тем не менее, каждый адвокат обязан их соблюдать при осуществлении своей профессиональной деятельности в силу Закона об адвокатуре и адвокатской деятельности (ч. 2 ст. 4 и ст. 7).

Кроме того, многие положения, касающиеся адвокатуры, содержатся в общепризнанных принципах и нормах международного права, которые в соответствии с Конституцией являются частью правовой системы РФ и имеют приоритет над внутренним правом. К международным правовым актам, закрепляющим права и свободы человека, в частности, в сфере права и правосудия, относятся:

  • 1. Устав ООН 1945 г., подтверждающий право людей всего мира на создание условий, при которых законность будет соблюдаться, и провозглашающий как одну из целей достижение сотрудничества в создании и поддержании уважения к правам человека и основным свободам без разделения по признакам расы, пола, языка и религии.
  • 2. Всеобщая декларация прав человека 1948 г., в которой закреплены принципы равенства всех перед законом, презумпция невиновности, право на беспристрастное и открытое рассмотрение дела независимым и справедливым судом, а также все гарантии, необходимые для защиты любого, обвиненного в совершении наказуемого деяния.
  • 3. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., предусматривающий право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность, и закрепляющий положение о том, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей, никто не может быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом.
  • 4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
  • 5. Всвязиспринятием Федерального закона от 23.02.1996 № 19-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы" есть необходимость сослаться и па такой документ, как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., в соответствии с которой граждане Российской Федерации получают непосредственный доступ к контрольному механизму Конвенции. Российская Федерация ратифицировала Европейскую конвенцию и протоколы к ней, в том числе и Протокол № 11 (о ЕСПЧ), Федеральным законом от 30.03.1998 № 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней". В последние годы отмечается явный рост числа обращений к европейской системе защиты прав человека.
  • 6. Необходимо учесть также "Основные положения о роли адвокатов", принятые в августе 1990 г. в Нью-Йорке VIII Конгрессом ООН "По предупреждению преступлений", которые сформулированы так, чтобы помочь государствам-участникам в содействии и обеспечении надлежащей роли адвокатов, чтобы все люди имели эффективную возможность пользоваться юридической помощью, осуществляемой независимой юридической профессией.

Общая часть

Тема 1. Предмет, задачи, система и структура учебного курса «Правовое регулирование адвокатской деятельномсти»

Определение предмета и метода науки и учебного курса «Правовое регулирование адвокатской деятельности». Методология и задачи науки об адвокатуре. Система и структура курса ««Правовое регулирование адвокатской деятельности». Методы познания науки об адвокатуре. Место науки об адвокатуре в системе других юридических отраслей знаний. Понятийный и терминологический аппарат. Распределение тем по видам занятий. Методика самостоятельной работы по изучению дисциплины.

Тема 3. Адвокатура – институт гражданского общества, ее задачи и принципы. Адвокатская деятельность и ее виды

Конституционные основы деятельности адвокатуры в России. Роль адвокатуры в становлении правового государства и укреплении гражданского общества в России. Место адвокатуры среди системы органов государственной власти и органов местного самоуправления . Адвокатура и государство – равноправные партнеры в обеспечении прав и свобод граждан.

Правовая природа адвокатуры. Независимость адвокатуры от государства как основное условие равенства сторон в судебном процессе. Предпосылки установления независимости адвокатуры. Государственное регулирование в вопросах обеспечения прав и свобод граждан и доступности квалифицированной юридической помощи.

Публичность института правовой защиты. О соотношении понятий «гражданское общество», «общественные объединения », «партии», «некоммерческие организации », «адвокатские образования», «государство».

Задачи адвокатуры. Гарантия государственной защиты прав и свобод человека. Оказание квалифицированной помощи гражданам и организациям приоритетная задача адвокатуры.

Принципы организации и деятельности адвокатуры: законность, независимость, самоуправление, корпоративность, равноправие адвокатов.

Понятие адвокатской деятельности. Законодательство об адвокатской деятельности. Виды и признаки адвокатской деятельности. Консультативная и представительская юридическая помощь. Практическое значение разграничения видов юридической помощи. Отличие адвокатской деятельности от предпринимательской деятельности .

Тема 4. Полномочия, права и обязанности адвоката. Адвокатская неприкосновенность и гарантии независимости адвоката

Понятие «адвокат». Полномочия адвоката. Законодательство Российской Федерации о полномочиях адвоката.

Адвокатское бюро. Правовое основание возникновения адвокатского бюро. Учредительные документы и их форма. Требования, предъявляемые законом к партнерскому договору. Основания прекращения действия партнерского договора. Особенности заключения в адвокатском бюро соглашения об оказании юридической помощи с доверителем. Процедура ликвидации и реорганизации адвокатского бюро.

Юридическая консультация как муниципальное учреждение адвокатуры. Порядок создания юридической консультации. Юридическая консультация - юридическое лицо, некоммерческая организация. Учредительные документы и их форма. Источники формирования имущества. Финансирование деятельности юридических консультаций и работающих в них адвокатов. Порядок реорганизации и ликвидации юридической консультации.

Тема 8. Этические основы деятельности адвоката

Соотношение права и морали в регулировании общественных отношений. Противоречия между правом и моралью, пути их устранения и преодоления в адвокатской деятельности. Роль права в развитии и укреплении нравственных основ общества. Значение морали в повышении правовой культуры и формировании уважения к праву. Соотношение требований закона «адвокат не вправе принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение, в случае, если оно имеет незаконный характер», «адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты», «адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем» с требованиями адвокатской этики.

Понятие профессиональной этики Сущность и задачи судебной этики. Адвокатская этика как часть судебной этики. Задачи адвокатской этики.

Нравственные начала в адвокатской деятельности. Нравственный кодекс адвокатской профессии. Принципы профессиональной деятельности адвоката, закрепленные в Кодексе профессиональной деятельности адвоката.

Этические требования, предъявляемые к адвокату, участвующему в рассмотрении юридического дела. Этика поведения адвоката во взаимоотношении с органами предварительного следствия и судом. Коллизионная защита. Этические принципы взаимоотношения участников уголовного и гражданского процесса.

Этические правила поведения адвоката с клиентом. Нравственные коллизии, возникающие в адвокатской деятельности, их преодоление. Правила адвокатской этики при назначении гонорара.

Этические правила поведения адвоката с коллегами.

Этические основы распространения информации об оказываемых юридических услугах.

Тема 9. Основы ораторского искусства адвоката

Общие принципы ораторского искусства. Значение ораторского искусства для адвокатской деятельности. Методика подготовки и произнесения адвокатом защитительной речи по уголовным и гражданским делам.

Понятие судебной речи. Содержание судебной речи. Ясность, логичность, искренность, лаконичность, образность и выразительность – важнейшие слагаемые судебной речи.

Подготовка адвоката к судебным прениям: план и тезисы речи, структура речи, анализ доказательств, характеристика личности подсудимого. Преимущество судебного ораторства перед другими областями человеческого искусства: живая речь, аудитория, действительная драма юридического дела. Элементы ораторского искусства: чистота и точность слога, знание предмета, звучание и выразительность речи, позиция по делу, вступительная, главная и заключительная части речи , метафоры, сравнения, риторические фигуры, речевые повторы, риторический вопрос, недоговоренность, антитеза, уступка, «неожиданный перерыв мысли», пафос.

Особенности выступления адвоката перед судом присяжных. Выступление адвоката в суде апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Использование художественной литературы и опыта адвокатов XIX и XX столетий при подготовке и произнесении защитительной речи.

Реплика адвоката.

Особенная часть

Тема 10. Деятельность адвоката в конституционном процессе

Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля. Принципы конституционного судопроизводства. Особенности конституционного судопроизводства с позиций адвокатской деятельности. Особенности предмета судебного спора и процедуры конституционного судопроизводства. Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации и конституционных (уставных) судах субъектов Федерации.

Процессуальные права и обязанности адвоката – представителя стороны в конституционном судопроизводстве. Подготовка адвокатом обращения в Конституционный Суд Российской Федерации и документов, прилагаемых к обращению. Сроки подачи обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Оплата государственной пошлины . Требования к тексту обращения. Отзывы на обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Ходатайство в конституционном процессе.

Участие адвоката в заседании Конституционного Суда Российской Федерации. Состязательность в конституционном процессе. Разъяснение доверителю и другим его представителям правил поведения в Конституционном Суде Российской Федерации. Координация деятельности представителей доверителя. Особенности отвода судей Конституционного Суда. Выступление сторон. Ходатайства об отложении, прекращении или о возобновлении дела.

Роль адвоката на стадии исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации.

Тема 11. Участие адвоката в уголовном судопроизводстве

а) Роль адвоката в процессе досудебного производства

Задачи и принципы уголовного судопроизводства. Процессуальный статус адвоката. Правовые основания допуска адвоката к защите доверителя. Момент принятия адвокатом функции защиты доверителя. Основания отказа обвиняемого от услуг адвоката или замена одного адвоката другим. Обстоятельства, исключающие участие в деле адвоката.

Задачи адвоката в процессе досудебного производства. Момент допуска к участию в деле адвоката-защитника и адвоката-представителя потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика. Права адвоката с момента допуска к участию в деле. Порядок предоставления свидания с подозреваемым, обвиняемым. Участие адвоката в производстве следственных действий. Право адвоката на собирание и представление доказательств, необходимых для оказания юридической помощи. Заявление ходатайств, имеющих значение для защиты доверителя. Участие адвоката при предъявлении обвинения доверителю, производства допроса и его права. Право обжалования действий (бездействий) и решений дознавателя, следователя и прокурора, а также судебных решений, принятых в ходе досудебного производства по делу. Ознакомление с материалами уголовного дела. Права адвоката по окончании дознания (предварительного следствия). Общие правила, соблюдение которых обязательно при изучении (ознакомлении) с материалами уголовного дела на предварительном следствии.

Роль адвоката в защите прав граждан при проведении в отношении их оперативно-розыскных мероприятий. Гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина, в отношении которого проводятся оперативно-розыскные мероприятия. Правовые основания и сроки действия судебного решения на ограничения конституционных прав граждан, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.

б) Участие адвоката в суде первой, кассационной и надзорной инстанций. Участие адвоката по уголовным делам, подсудным мировому судье.

Участие адвоката в суде первой инстанции. Изучение материалов уголовного дела. Методы изучения материалов дела: сравнительный метод, формально-юридический метод, логический метод, метода анализа и синтеза. Изучение и оценка доказательств, исходя из их относимости, допустимости и достоверности. Составление адвокатского производства. Формирование фактической и правовой позиции по делу.

Предварительное слушание. Права адвоката на предварительном слушании дела. Виды решений, которые могут быть приняты по результатам предварительного слушания. Применение особого порядка судебного решения.

Судебное следствие. Роль адвоката в подготовительной части судебного заседания. Реализация прав адвоката в процессе судебного следствия. Судебные прения. Изучение протокола судебного заседания. Оказание помощи доверителю в подготовке кассационной жалобы.

Право, сроки и основания апелляционного и кассационного обжалования. Составление жалобы адвокатом, согласование оснований обжалования с доверителем.

Особенности апелляционного порядка рассмотрения жалоб. Полномочия суда апелляционной инстанции по принятию решений. Выступление адвоката в суде апелляционной инстанции.

Рассмотрение в кассационном порядке жалобы на не вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций. Содержание деятельности адвоката в кассационной инстанции. Задача адвоката в кассационном заседании. Выступление адвоката в суде кассационной инстанции. Порядок, основания и сроки подач жалоб на приговор, вступивший в законную силу.

Участие адвоката в суде надзорной инстанции. Составление надзорной жалобы и ее соответствие по содержанию и форме, требованиям, предъявляемым уголовно-процессуальным законом. Документы, прилагаемые к надзорной жалобе.

Участие адвоката в рассмотрении дел мировым судьей.

Тема 12. Деятельность адвоката в суде с участием

присяжных заседателей

Подсудность дел суду присяжных заседателей. Участие адвоката при окончании предварительного следствия по делам, которые по ходатайству обвиняемого могут быть направлены для рассмотрения в суд с участием присяжных заседателей.

Участие адвоката в предварительном слушании. Общий порядок предварительного слушания. Порядок исключения доказательств. Виды решений, принимаемых судьей на предварительном слушании. Возвращение дела прокурору. Изменение обвинения. Отказ от обвинения. Особенности предварительного слушания в суде с участием присяжных заседателей.

Участие адвоката в формировании коллегии присяжных заседателей. Требования, предъявляемые законом к кандидатам в присяжные заседатели. Содержание, форма, виды и применение формулировки вопросов к кандидатам в присяжные заседатели для установления их соответствия требованиям закона. Задачи и полномочия адвоката по участию в формировании коллегии присяжных заседателей.

Участие адвоката в судебном следствии. Процессуальные и тактические особенности судебного следствия в суде с участием присяжных заседателей. Процессуальный порядок и виды судебного допроса подсудимого, потерпевшего, свидетелей и эксперта. Требования, предъявляемые к постановке вопросов в судебном допросе.

Участие адвоката в прениях сторон. Особенности процедуры прений до вынесения вердикта присяжными и после его вынесения. Право на реплику.

Участие адвоката в заключительных этапах судебного разбирательства. Участие адвоката в постановке вопросов, разрешенных коллегией присяжных заседателей. Участие адвоката в обсуждении последствий вердикта присяжных заседателей.

Участие адвоката в обжаловании приговоров и постановлений суда присяжных, не вступивших в законную силу. Выступление адвоката в кассационной палате и участие в надзорной инстанции.

Тема 13. Адвокат в гражданском судопроизводстве

Право на обращение в суд за судебной защитой. Иск и его основание. Понятие и значение представительства. Полномочия адвоката-представителя в гражданском процессе. Момент вступления адвоката в гражданское дело. Подготовка адвоката-представителя к ведению дела. Составление досье. Примерный перечень обязательных материалов по каждому делу: копии искового заявления и возражения на него, выписки из приобщенных к делу документов, копии письменных ходатайств, план или тезисы выступления адвоката по делу, выписка из протокола судебно заседания, копия решения суда, копия апелляционной, кассационной жалобы и др.

Определение предмета и предела доказывания. Участие адвоката в сборе доказательств. Оценка доказательств. Критерии оценки доказательств. Подготовка и составление процессуальных документов. Основания классификации процессуальных документов. В зависимости от характера процесса: документы, относящиеся к стадии возбуждения дела в суде или на предварительном следствии; документы, относящиеся к стадии судебного разбирательства; документы, составляемые на стадии производства в суде второй инстанции; документы, относящиеся к стадии пересмотра, вступивших в законную силу решений (приговоров), определений и решений суда; документы, относящиеся к стадии исполнительного производства; документы, составление которых возможно на нескольких стадиях. В зависимости от характера и содержания процессуальных документов, а также от правовых последствий их преставления суду: документы, направленные на возникновение, изменение или прекращение материально-правовых прав и обязанностей сторон процесса; документы, направленные на возникновение, изменение или прекращение процессуальных прав и обязанностей сторон процесса. Правила составления процессуального документа: обоснованность документа; содержание и реквизиты документа.

Участие адвоката в судебном разбирательстве. Роль адвоката в исследовании доказательств. Участие в прении сторон. Изучение протокола судебного заседания.

Участие адвоката в процессе пересмотра гражданских дел. Составление апелляционной, кассационной жалобы и жалобы в порядке надзора по гражданским делам. Участие адвоката в кассационном производстве, в производстве надзорной инстанции, в производстве по вновь открывшимся обстоятельствам.

Тема 14. Адвокат в арбитражном судопроизводстве

Право на обращение в арбитражный суд. Защита экономических прав субъектов предпринимательства в арбитражном судопроизводстве. Предмет судебной защиты. Знание адвокатом подведомственности споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, а также из дел, связанных с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности. Специальная подведомственность дел арбитражным судам.

Участие адвоката в судебном разбирательстве. Особенности участия адвоката в арбитражном судопроизводстве в зависимости от того, чьи интересы он представляет – истца или ответчика. Формулировка предмета иска. Требования, предъявляемые к иску. Организационные аспекты подготовки к судебному процессу: четкого обозначения полномочий лица, подписавшего исковое заявление; четкого обозначения адреса ответчика; оплата государственной пошлины при подаче искового заявления. Меры, принимаемые адвокатом, по обеспечению иска, а также взыскание расходов, понесенных клиентом на оплату его услуг с проигравшей стороны. Учет адвокатом основных правовых документов и сроков их прохождения в инстанциях. Процесс доказывания – «сердцевина» арбитражного разбирательства. Собирание адвокатом сведений, необходимых для оказания юридической помощи доверителю. Оценка собранных доказательств с позиций их относимости и допустимости. Предмет и пределы доказывания. Знание адвокатом обстоятельств, не требующих доказывания. Источники доказательств: письменные доказательства, вещественные доказательства, заключения экспертов, показания свидетелей, объяснения лиц, участвующих в деле, аудио - и видеозаписи .

Участие адвоката в производстве по пересмотру судебных постановлений. Участие адвоката в апелляционном, кассационном производстве, производстве в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Тема 15. Адвокат в третейском судопроизводстве

Третейский суд – это негосударственное, независимое общественное образование, не обладающее судебной властью и не осуществляющее правосудие. Функции и задачи третейских судов. Третейский суд – орган, осуществляющий защиту прав и законных интересов организаций и граждан-предпринимателей. Порядок создания третейских судов.

Постоянно и временно действующие третейские суды. Условия, при которых спор рассматривается третейским судом. Достоинство третейского суда: добровольная подведомственность, окончательность его решения, принудительный порядок исполнения его решения. Недостатки данного вида суда: удлиненные сроки рассмотрения дела; высокие расходы по оплате пошлины и иных судебных процедур; отсутствие права на отсрочку оплаты пошлины; возможность при определенных условиях пересмотра решения третейского суда государственным органом.

Участие адвоката в третейском судопроизводстве. Стадии третейского разбирательства: заключение сторонами арбитражного соглашения (оговорки); предъявление иска и подготовка дела к судебному разбирательству; рассмотрение дала по существу и принятие решения; исполнение решения третейского суда. Физические и юридические лица субъекты любого спора, вытекающего из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. Ограничение законом видов споров, не подлежащих разрешению третейским судом. Порядок вынесения спора на разрешение конкретного третейского суда. Особенности предъявления иска в третейские суды. Выбор судей. Особенности выборов судей в постоянно действующих третейских судах. Учет адвокатом выбора сторонами формы процесса в третейском разбирательстве и собственной тактики проведения арбитражного процесса .

Участие адвоката-представителя в исполнении решений третейского суда. Принципы добровольности и принудительности в исполнении решений третейских судов. Порядок и условия применения принудительных мер в исполнении решения третейского суда.

Тема 16. Адвокат в процессе производства по делам

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Понятие административных правонарушений. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Гарантии законности при наложении мер воздействия за административные правонарушения.

Подведомственность суду дел об административных правонарушениях. Меры административного воздействия, налагаемые только судом. Порядок производства по делам об административных правонарушениях. Общие правила наложения взыскания за административные правонарушения.

Правовая основа участия адвоката в процессе производства по делам об административном правонарушении. Адвокат-защитник, адвокат-представитель. Административное задержание, составление протокола об административном правонарушении – основание допуска адвоката к участию в производстве по делу. Знакомство защитника или представителя с материалами дела. Право представления доказательств, заявлений ходатайств, отводов и иных действий, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в целях оказания юридической помощи доверителю.

Обжалование постановлений об административном правонарушении. Сроки рассмотрения жалоб в вышестоящих инстанциях. Порядок обжалования постановлений по делу об административном правонарушении и (или) решений вышестоящих инстанций, не вступивших в законную силу.

Адвокат-поверенный. Предмет деятельности и правовое положение адвоката-поверенного. Оформление его полномочий и вознаграждение. Патентный поверенный.

Тема 17. Деятельность адвоката в Европейском суде

по правам человека

История и современность Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Европейская Конвенция). Факторы, определившие принятие Европейской Конвенции. Вступление России в Совет Европы. Европейская Конвенция – основной закон Европы.

Учреждение Европейского суда по правам человека (Европейский Суд). Юрисдикция Европейского Суда. Юридическая сила принятого Европейским Судом решения.

Правовые основания обращения в Европейский Суд. Порядок и форма обращения в Европейский Суд.

Роль адвоката в принятии решения о подаче жалобы в Европейский Суд. Условия приемлемости жалоб. Субъекты обращения в Европейский Суд. Подготовка заявления (жалобы). Процедура подачи и принятия заявления в Секретариат Европейского Суда.

Порядок рассмотрения дел в Европейском Суде. Роль адвоката в рассмотрении заявления (жалобы). Порядок пересмотра дела.

Итогом изучения данной дисциплины является овладение студентом не только суммой специальных знаний, касающихся законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации, но и выработка первичных умений и навыков составления процессуальных документов, значение которых трудно переоценить на начальном этапе становления юриста как адвоката. Известно, что настоящим адвокатом можно назвать только того, кто не только овладел специальными знаниями юриспруденции, но и кто в совершенстве владеет таким мощным оружием как ораторское искусство и умело применяет его в состязательном процессе. И в ходе учебного процесса следует подчеркивать значение искусства речи. Пробелы в воспитании и образовании особо ощутимы в деятельности адвокатов. «Плохая речь подточит самое прочное дело. Это все равно, что нарядить миллионера в тряпки. Плохой оратор – это моряк, который при самом отплытии уже выкидывает сигнал бедствия; многие пожалеют о нем, но никто не пойдет к нему на помощь … плохая речь может погубить самое верное дело, как кутила может промотать огромное состояние, тогда как хорошая речь придает и ненадежному делу действительные или кажущиеся преимущества. В речах заурядных адвокатов совсем не бывает искусства, но при умелом пользовании им против того, кто им пользоваться не умеет и при равенстве прочих условий, едва ли можно сомневаться в исходе процесса».1

Изучение данной дисциплины осуществляется в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция».

При изучении дисциплины рекомендуется придерживаться настоящей программы по содержанию и последовательности изложения материала. Авторский характер программы допускает творческий подход преподавателей к чтению лекций в рамках отведенного времени, предусмотренного учебным планом.

Программа предназначена для различных форм обучения: очной, очно-заочной и заочной. Вариативность программы обеспечивается различным соотношением времени аудиторных занятий и самостоятельной работы, отводимым учебным планом на изучение данной дисциплины. Независимо от форм обучения каждый студент должен овладевать знаниями и умениями, которые соответствуют общим требованиям квалификационной характеристике юриста.

При изучении теоретической части дисциплины важно обратить внимание на усвоение законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, полномочий и обязанностей адвоката, статуса адвоката, организации адвокатской деятельности и адвокатуры, деятельности адвоката в конституционном, административном, гражданском, арбитражном и уголовном судопроизводстве, в суде присяжных, а также в Европейском суде по правам человека. Для успешной реализации этой задачи кроме приобретения глубоких знаний законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и углубления знаний по основополагающим специальным юридическим дисциплинам, необходимо постоянно изучать правоприменительную практику российских судов. Особо следует обратить внимание на Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации – официальное информационно-юридическое издание. В нем публикуются постановления Пленума, Президиума, решения и определения судебных коллегий по гражданским и уголовным делам, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, помещаются постановления президиумов верховных судов республик (в составе Российской Федерации), краевых и областных судов, печатаются обзоры, обобщения и комментарии по вопросам судебной практики. Одним словом Бюллетень – ориентир в правоприменительной практике для судей, прокуроров, следователей, работников органов дознания, юстиции, для адвокатов, юридических служб предприятий и организаций независимо от форм собственности.

Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции, которая, обладая высшей юридической силой, но отношению ко всем иным законодательным актам, закрепляет основополагающие положения для российской адвокатуры. Положения Конституции закрепляют необходимость существования в нашей стране адвокатуры как института гражданского общества и основные направления ее деятельности, прежде всего, защита высшей ценности - прав и свобод человека.

Институт адвокатуры призван гарантировать соблюдение провозглашенных в Конституции прав и свобод. Функционирование института адвокатуры является одним из главных средств обеспечения права граждан на квалифицированную, в том числе бесплатную, юридическую помощь, включая право обвиняемого на помощь адвоката (защитника).

В ст. 4 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре закреплено, что законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре состоит из следующих нормативных правовых актов, которые условно можно разделить на три группы:

1. Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре , который является основным нормативным правовым актом, детально регулирующим основы адвокатской деятельности и порядок организации и функционирования адвокатского сообщества.

2. Другие федеральные законы, которые адвокаты используют при осуществлении своей профессиональной деятельности , а также принимаемые в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность.

Федеральные законы составляют основной массив нормативных актов. Значительную часть источников правового регулирования деятельности адвокатов составляют процессуальные нормативные правовые акты: УПК, ГПК, АПК, КоАП. Указанные кодексы регулируют правовой и процессуальный статус адвоката как участника тех или иных процессуальных правоотношений, участником которых в том или ином качестве выступает адвокат, осуществляя функции зашиты, представителя потерпевшего, гражданского истца или ответчика и т.д.

В качестве примера нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, издаваемых на основе и во исполнение законов, можно привести постановления Правительства РФ № 1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации» и от 19.09.2003 № 584 «Об утверждении положения о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации»; приказ Минюста России от 16.08.2005 № 133 «Об утверждении формы удостоверения адвоката», приказ Минюста России от 05.02.2008 № 20 «Об утверждении административного регламента исполнения территориальными органами федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений» и т. д.

3. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принимаемые в пределах полномочий, установленных Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре .

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ являются важным источником законодательного регулирования адвокатской деятельности и адвокатуры, поскольку адвокатура согласно ст. 72 Конституции находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Данное конституционное положение имеет положительное значение для развития института адвокатуры, поскольку позволяет учитывать специфику отдельных регионов страны, потребность в юридической помощи на местах и иные факторы.

Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре субъектам РФ предоставлена возможность регулирования таких вопросов адвокатской деятельности, как участие:

  1. в создании юридических консультаций;
  2. в оказании юридической помощи бесплатно;
  3. в формировании квалификационной комиссии при адвокатской палате субъекта РФ.

В связи с этим можно назвать Закон г. Москвы от 23.10.2002 № 52 «О представителях Московской городской Думы в квалификационной комиссии адвокатской палаты города Москвы». В своих нормативных правовых актах субъекты РФ также регламентируют порядок оказания адвокатами бесплатных услуг. Например, постановление Правительства Москвы от 04.12.2007 № 1040-ПП «О мерах по реализации закона г. Москвы "Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации"».

Кодекс профессиональной этики адвоката , принятый первым Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003, является корпоративным правовым актом и устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности.

В Кодекс профессиональной этики адвоката включены принципы и нормы профессионального поведения адвоката, а также процедурные основы дисциплинарного производства, которое обеспечивает рассмотрение жадоб и различных представлений на действия (бездействие) адвоката, их разрешение и исполнение принятого решения. Обязанность адвоката соблюдать Кодекс предусмотрена подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре. Принимая присягу, каждый адвокат лично обязуется в своей деятельности руководствоваться Кодексом профессиональной этики адвоката.

С учетом того, что адвокатура строится на принципах независимости, самоуправляемости и корпоративности, органы адвокатского самоуправления обладают правом принимать правила и нормы, регулирующие внутренние вопросы и обязательные для исполнения всеми членами адвокатского сообщества. Корпоративные акты , хотя и не считаются формально источниками правового регулирования адвокатуры, тем не менее, каждый адвокат обязан их соблюдать при осуществлении своей профессиональной деятельности в силу Закона об адвокатуре и адвокатской деятельности (ч. 2 ст. 4 и ст. 7).

Кроме того, многие положения, касающиеся адвокатуры, содержатся в общепризнанных принципах и нормах международного права , которые в соответствии с Конституцией являются частью правовой системы РФ и имеют приоритет над внутренним правом. К международным правовым актам, закрепляющим права и свободы человека, в частности, в сфере права и правосудия, относятся:

  1. Устав ООН 1945 г., подтверждающий право людей всего мира на создание условий, при которых законность будет соблюдаться, и провозглашающий как одну из целей достижение сотрудничества в создании и поддержании уважения к правам человека и основным свободам без разделения по признакам расы, пола, языка и религии.
  2. Всеобщая декларация прав человека 1948 г., в которой закреплены принципы равенства всех перед законом, презумпция невиновности, право на беспристрастное и открытое рассмотрение дела независимым и справедливым судом, а также все гарантии, необходимые для зашиты любого, обвиненного в совершении наказуемого деяния.
  3. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., предусматривающий право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность, и закрепляющий положение о том, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей, никто не может быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом.
  4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
  5. В связи с принятием Федерального закона от 23.02.1996 № 19-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы » есть необходимость сослаться и на такой документ, как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., в соответствии с которой граждане Российской Федерации получают непосредственный доступ к контрольному механизму Конвенции. Российская Федерация ратифицировала Европейскую конвенцию и протоколы к ней, в том числе и Протокол № 11 (о ЕСПЧ), Федеральным законом от 30.03.1998 № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней». В последние годы отмечается явный рост числа обращений к европейской системе защиты прав человека.
  6. Необходимо учесть также «Основные положения о роли адвокатов », принятые в августе 1990 г. в Нью-Йорке VIII Конгрессом ООН «По предупреждению преступлений», которые сформулированы так, чтобы помочь государствам-участникам в содействии и обеспечении надлежащей роли адвокатов, чтобы все люди имели эффективную возможность пользоваться юридической помощью, осуществляемой независимой юридической профессией.