Нюансы постановки на кадастровый учет объекта недвижимости. Прокуратура заставит администрацию учесть памятники павшим воинам Объекты культурного наследия учет изменений в кадастре


В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России (далее - Единый реестр), содержащий сведения о таких объектах. Реестр представляет собой государственную информационную систему , включающую в себя банк данных , единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 01.01.2001 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации") (далее - Закон N 73-ФЗ).

Согласно ст. 3 Закона N 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии , архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия в соответствии со ст. 3 Закона N 73-ФЗ подразделяются на следующие виды:

памятники (отдельные постройки, здания, сооружения с исторически сложившимися территориями и так далее);

ансамбли (четко локализованные на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений определенного назначения, произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства и др.);

достопримечательные места (творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, памятные места и так далее).

Сведения об объектах культурного наследия должны вноситься в единый государственный реестр. Также в единый реестр подлежат включению и вновь выявленные объекты культурного наследия после принятия соответствующего решения, которое выносится в течение года со дня поступления в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия документов, указанных в ст. 17 Закона N 73-ФЗ.

Обратите внимание, что с момента выявления новые памятники истории и культуры подлежат государственной охране. Такое требование установлено п. 8 ст. 18 Закона N 73-ФЗ. то есть выявленные памятники истории и культуры приравниваются к уже включенным в единый реестр (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 01.01.2001 г. по делу N А/2007, от 01.01.2001 г. по делу N А/2007, от 01.01.2001 г. по делу N А/2007).



Рассматриваются теоретические основы кадастра объектов культурного наследия, как инструмента учета, мониторинга состояния памятников истории, культуры и архитектуры в целях совершенствования управления недвижимым имуществом, отнесенным к памятникам истории и культуры, а так же зон их охраны.

Объекты культурного наследия (ОКН) народов РФ представляют уникальную ценность для многонационального народа РФ и являются частью всемирно-культурного наследия. Сохранение нашего наследия - проблема не только культурная, но не в меньшей степени нравственная, социальная, политическая и экономическая.

В 2002 году был принят Федеральный закон № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Однако механизм его реализации всё еще не разработан. Точной цифры, сколько памятников в Российской Федерации, до сих пор не существует. Во многих регионах только сейчас впервые в ходе инвентаризации собираются сведения, которые позволят ответить на этот вопрос.

На ОКН, включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны ОКН выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта и иные сведения, содержащиеся в реестре.

В данной связи, актуальной становится разработка системы кадастра ОКН в рамках Государственного кадастра недвижимости. Именно кадастр ОКН должен стать источником таких сведений, а также способствовать ускорению проведения всех необходимых для реализации закона мероприятий.

Кадастр объектов культурного наследия можно определить как систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета памятников культурного наследия: о местоположении, культурной ценности, техническом состоянии, правовом положении, оценке, а также, иных необходимых и достоверных сведений об объектах культурного наследия и зонах их охраны.

По нашему мнению, только ведение кадастра ОКН даст возможность полностью учесть существующие на территории России памятники истории, культуры и архитектуры, а это, в свою очередь, позволит следить за изменением состояния и использованием недвижимых памятников истории и культуры, планировать выделение средств на их содержание и содержание зон их охраны.

Целью кадастра ОКН является разработка и создание системы учета, регистрации, оценки состояния и фактического использования объектов культурного наследия.

Основными задачами кадастра ОКН являются:

  • создание автоматизированной информационной системы с распределенной базой данных;
  • создание и ведение системы учета в целях обеспечения сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН федерального, регионального и муниципального значения;
  • отнесение ОКН к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности;
  • формирование и ведение единого государственного реестра ОКН (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  • государственная охрана ОКН (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  • мониторинг состояния и использования недвижимых памятников истории и культуры Российской Федерации.

    Структуру кадастра ОКН можно представить в виде следующей схемы:

    Рис. 1 –

    Государственный учет объектов историко-культурного наследия является основополагающим направлением в сфере охраны памятников. В настоящее время основной задачей, стоящей перед органами охраны памятников, является формирование Единого государственного реестра объектов историко-культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

    В Едином государственном реестре предполагается расширить информацию об ОКН по сравнению со сведениями, содержащимися в Государственных списках памятников истории и культуры. Однако эта работа существенно затруднена, так как условием принятия решения о включении объекта в Государственный реестр является наличие у объекта охраны первичной учетной и охранной документации, описание границ его территории, определенных в установленном порядке и внесенных в государственный земельный кадастр.

    Для выполнения работ по межеванию земель и внесению сведений в базу государственного кадастра необходимо определить границы памятников и привести показатели координат в соответствие с требованиями кадастрового учета.

    Одним из предварительных этапов перехода к Единому государственному реестру предусмотрено проведение базового мониторинга, включающего в себя обследование технического состояния памятников, их фотофиксацию, получение данных технического учета, сведений о собственниках и пользователях памятников.

    По нашему мнению, кадастр ОКН может помочь в разрешении существующих проблем, т.к. именно в ходе кадастровых работ можно собрать, проанализировать и систематизировать необходимые сведения. Работы нужно начинать как можно скорее, иначе затягивание данного процесса может привести к непоправимым последствиям - некоторые памятники могут быть утеряны безвозвратно.

  • 1. Региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона (далее - объект, обладающий признаками объекта культурного наследия).

    Порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, устанавливается федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

    Организация проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, может осуществляться также иными заинтересованными физическими или юридическими лицами.

    Работы по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, за исключением объектов археологического наследия, могут осуществляться физическими или юридическими лицами самостоятельно в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических или юридических лиц за счет средств заказчика. Работы по выявлению объектов археологического наследия осуществляются в соответствии со статьей 45.1

    2. Федеральный орган охраны объектов культурного наследия, муниципальный орган охраны объектов культурного наследия, физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) вправе направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности.

    В случае обнаружения места захоронения жертв массовых репрессий орган местного самоуправления направляет в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности.

    3. Региональный орган охраны объектов культурного наследия, в который направлено заявление о включении в реестр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, организует в срок не более девяноста рабочих дней со дня регистрации в региональном органе охраны объектов культурного наследия указанного заявления работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия.

    Порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

    4. По истечении срока, установленного пунктом 3 настоящей статьи, региональный орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень и в срок не более трех рабочих дней со дня принятия решения информирует о принятом решении заявителя с приложением копии такого решения.

    5. Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия.

    Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.

    6. Заявитель вправе обжаловать в судебном порядке отказ регионального органа охраны объектов культурного наследия во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо бездействие указанного органа охраны объектов культурного наследия, выразившееся в непринятии в установленные сроки решения в отношении указанного объекта.

    7. Орган регистрации прав по межведомственному запросу регионального органа охраны объектов культурного наследия обязан предоставить на безвозмездной основе информацию о собственнике и (или) об ином законном владельце объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, иную информацию об указанных объектах, о земельном участке, в границах которого располагается выявленный объект археологического наследия, в объеме сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

    8. Региональный орган охраны объектов культурного наследия не позднее трех рабочих дней со дня получения информации от органа регистрации прав уведомляет собственника и (или) иного законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия с приложением копии решения о включении объекта в указанный перечень, а также о необходимости выполнять требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    В случае угрозы ухудшения состояния выявленного объекта культурного наследия региональным органом охраны объектов культурного наследия могут быть установлены требования к содержанию и использованию указанного объекта в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона. Данные требования, а также иные меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия указываются в предписании, направляемом региональным органом охраны объектов культурного наследия собственнику или иному законному владельцу выявленного объекта культурного наследия.

    В случае несогласия собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия с требованиями, установленными предписанием регионального органа охраны объектов культурного наследия, собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия может обжаловать указанные требования в суд.

    9. Собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия обязан выполнять определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия.

    10. Снос выявленного объекта культурного наследия запрещен.

    11. Региональный орган охраны объектов культурного наследия не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия направляет копию решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия в орган регистрации прав.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    12. Обязанность собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия по выполнению указанных в пунктах 8 и настоящей статьи требований к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия возникает с момента получения данным лицом предусмотренного пунктом 8 настоящей статьи уведомления.

    13. Порядок формирования и ведения перечня выявленных объектов культурного наследия, состав сведений, включаемых в указанный перечень, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

    14. Формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия.

    15. Региональный орган охраны объектов культурного наследия исключает выявленный объект культурного наследия из перечня выявленных объектов культурного наследия на основании решения о включении такого объекта в реестр или об отказе во включении такого объекта в реестр, принятого в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

    16. Объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения лицом, получившим разрешение (открытый лист) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия.

    Выявленные объекты археологического наследия включаются в перечень выявленных объектов культурного наследия решением регионального органа охраны объектов культурного наследия в течение трех рабочих дней со дня поступления сведений об объекте археологического наследия в порядке, установленном пунктом 11 статьи 45.1 настоящего Федерального закона.

    Уведомление о выявленном объекте археологического наследия направляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия собственнику земельного участка и (или) пользователю земельным участком, на котором или в котором обнаружен объект археологического наследия, в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого обнаружен данный объект археологического наследия, орган регистрации прав в течение тридцати дней со дня поступления в указанный орган охраны объектов культурного наследия информации, предусмотренной пунктом 11 статьи 45.1 статьей 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объекта археологического наследия, в том числе соблюдать предусмотренный пунктом 5 статьи 5.1 настоящего Федерального закона особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается выявленный объект археологического наследия.

    16.01.2015 02:00

    22.01.2015 вступает в силу Федеральный закон от 22.10.2014 № 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон № 315-ФЗ).
    Продолжаем анализировать новеллы данного закона, в том числе изменения, внесенные в профильные законы в сфере кадастрового учета, землеустройства и регистрации прав (ограничений и обременений прав) на объекты недвижимости (перечень принятых сокращений 1).
    Первую часть нашего обзора мы закончили тем, что в настоящее время сложилась ситуация, когда закон принятый из лучших побуждений (призванный повысить как уровень, так и качество охраны объектов культурного наследия) в результате полностью заблокировал возможность внесения в ГКН как сведений о зонах охраны объектов культурного наследия, так и сведений о территориях объектов культурного наследия (понятие о которых и введено новым законом)."
    Чем же обоснован такой категоричный вывод?
    Единственным и в то же время действенным способом комплексной защиты ОКН на определенной территории (с использованием механизмов учетных систем Росреестра) на данный момент является установление охранной зоны и надлежащее внесение сведений о соответствующей зоне охраны объектов культурного наследия в ГКН.
    После этого, учетно-регистрационные действия в отношении объектов, находящихся в границах этой зоны осуществляются Росреестром и ФГБУ "ФКП Росреестра" (и его филиалами) 2 с учетом запретов (ограничений, обременений) установленных для этой зоны уполномоченным органом в области охраны ОКН.
    При этом зона охраны ОКН в силу статьи 1 Закона о землеустройстве относится к объектам землеустройства и для ее надлежащего формирования и последующего внесения в ГКН необходимо:

    • выполнить комплекс землеустроительных работ (в том числе собрав предварительно необходимые документы);
    • оформить карту (план) объекта землеустройства 3, в том числе в формате электронного документа (используя утвержденную Росреестром XML-схему);
    • сформировать землеустроительное дело;
    • передать один экземпляр землеустроительного дела на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства (статья 24 Закона о землеустройстве), то есть в территориальное управление Росреестра (ТУ Росреестра);
    • разработать проект зоны охраны ОКН в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ 4 и провести его историко-культурную экспертизу;
    • уполномоченный орган власти должен утвердить границы зоны охраны ОКН и сведения о наличии зон охраны ОКН в установленном порядке внести в ЕГР ОКН;
    • после внесения сведений о наличии зон охраны ОКН, уполномоченный орган в установленном порядке 5 представляет эти сведения в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости.

    В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства РФ от 03.02.2014 № 71 уполномоченный орган направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ таких зон, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах. Пункт 17 этого постановления также устанавливает, что к этому документу в обязательном порядке должна быть оформленная надлежащим образом карта (план) объекта землеустройства (с отметкой о ее передаче в составе землеустроительного дела в ТУ Росреестра) 6 .
    Кроме того, в силу части 6 статьи 15 Закона о кадастре карта (план) объекта землеустройства направляется в орган кадастрового учета исключительно в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной подписью подготовившего ее лица 7 .

    Таким образом очевидно, насколько трудоемким и длительным по времени является процесс внесения в ГКН сведений о зоне охраны ОКН.
    Минкультуры России уже неоднократно инициировало обсуждение вопроса об упрощении этой процедуры, но до последнего времени их попытки не увенчались успехом.

    В итоге ситуация в корне поменяется с 22.01.2014 с вступлением в силу Закона № 315-ФЗ , статья 7 которого вносит изменения в абзац 3 статьи 1 Закона о землеустройстве, так как зоны охраны ОКН из числа объектов землеустройства исключаются : после слов "использования территорий," дополнить словами "за исключением зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации,".
    Этой, на первый взгляд незначительной поправкой, Закон № 315-ФЗ полностью заблокировал возможность внесения в ГКН сведений о зонах охраны ОКН , так как в силу требований Закона они могут быть внесены только при условии сопровождения сведений о зона картой (планом) объекта землеустройства, а поскольку зона охраны ОКН теперь к числу этих объектов не относится, то и карта (план) в отношении нее не составляется.

    Но, казалось бы не все еще потеряно, так как в дополнение к механизму установления зон охраны ОКН законодателем вводится понятие: "территория объекта культурного наследия" , которая согласно новой редакции Закона об ОКН следующим образом:
    "Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей".
    При этом теперь в законе не только дается определение этому явлению, но и четко регламентируется вопрос о границах территории ОКН, которые могут не совпадать с границами существующих земельных участков, кроме того, в границах территории могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет (ГКУ).
    Границы территории объекта культурного наследия определяются соответствующим проектом на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.
    Проект границ территории ОКН оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ), а требования к его составлению устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
    Сведения о границах территории ОКН, подлежащие включению в акты соответствующих органов о включении ОКН в единый государственный реестр ОКН, должны содержать:

    • текстовое и графическое описания местоположения границ территории ОКН;
    • перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости.

    Сведения о границах территории объекта культурного наследия , об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, учитываются в государственном кадастре недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном кадастре недвижимости .

    Казалось бы все логично, однако если проанализировать эти нормы во взаимосвязи с изменениями, которые вносятся в Закон о кадастре, то возникает ряд вопросов.
    Так, статья 14 Закона № 315-ФЗ предусматривает следующие изменения Закона о кадастре:

    • уточнение понятия ГКН , путем дополнения его сведениями о территориях ОКН (понятие ГКН дополняется информацией об этой территории через запятую, тем самым отделяя подобные территории от территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий );
    • изложение в новой редакции статьи 10 Закона о кадастре (в том числе о составе сведений ГКН о территориях ОКН) и части 2 статьи 15 Закона о кадастре (об обязанности органов охраны объектов культурного наследия направлять в орган учета документы, необходимые для внесения в ГКН).
    • При этом пункт 4 части 2 статьи 15 Закона о кадас тре в новой редакции гласит , что сведения о территории ОКН направляются в орган кадастрового учета в объеме сведений, предусмотренных статьей 10 Закона о кадастре .

    Однако ни в данных статьях Закона о кадастре, ни в подзаконных актах, регламентирующих порядок информационного взаимодействия органов власти 5 , не закреплен перечень и содержание документов, на основании которых сведения о территории ОКН должны включаться в ГКН, и следовательно в природе нет требований к заполнению подобных документоы, и тем более XML-схем для их формирования в формате электронного документа.
    Однако в постановление Правительства РФ от 03.02.2014 № 71 (в соответствии с которым в силу части 4 статьи 15 Закона о кадастре должен быть установлен перечень и содержание документов, направляемых органами власти и органами местного самоуправления в орган кадастрового учета) никаких поправок, до настоящего времени не внесено.
    Использовать для этих зелей землеустроительные документы, в том числе карту (план), нельзя, так как исходя из нормативных предписаний Закона об ОКН, Закона о кадастре и Закона о землеустройстве территория ОКН однозначно не относится к объектам землеустройства.

    Подведем итоги:

    • проверенный и действующий механизм использования для защиты ОКН зон охраны объектов культурного наследия будет заблокирован с 22.01.2015 , так как эти зоны с 22.01.2015 перестают быть объектами землеустройства, а следовательно разработанные для таких объектов формы документов и соответствующие нормативные положения, регламентирующие порядок их внесения в ГКН, в отношении зон охраны ОКН использовать будет нельзя;
    • новый механизм для защиты объектов культурного наследия (в части закрепления территории ОКН) на данном этапе задействовать нельзя, так как не закреплены перечень и содержание документов, на основании которых сведения о территориях ОКН и их границах должны вноситься в ГКН (в том числе необходимые XML-схемы).

    1 - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (Закон о кадастре);
    - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Закон о регистрации прав);
    - Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (Закон о землеустройстве);
    - Государственный кадастр недвижимости (ГКН);
    - Единый государственный реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП);
    - Объект культурного наследия (ОКН);
    - Единый государственный реестра объектов культурного наследия (ЕГР ОКН);
    - Система межведомтсвенного электронного взаимодействия (СМЭВ)
    2 В настоящее время ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено полномочиями органа кадастрового учета, в том числе в части внесения сведений о зонах ОКН в ГКН
    3 Требования к подготовке карты (плана) объекта землеустройства установлены постановлением Правительства РФ от 30.09.2009 № 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению"
    4 Постановление Правительства РФ от 26.04.2008 № 315 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследния (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации"
    5 Постановление Правительства РФ от 03.02.2014 N 71 "Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме" (Постановление № 71)
    6 Это же требование об обязательном приложении карты (плана) объекта землеустройства содержится в части 5 статьи 15 Закона о кадастре
    7 Эта же часть статьи 15 Закона о кадастре устанавливает, что уполномоченный орган государственной власти должен направить в орган кадастрового учета все необходимые документы в течение 6 месяцев со дня принятия решения об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий (зоны охраны ОКН)


    За последнюю пару лет система кадастровой деятельности в РФ претерпела ряд изменений. Внести данные о квартире или земельном участке в Единый реестр стало проще, удобнее и быстрее.

    Что это значит?

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    Кадастровый учет (КУ) - это внесение информации об объекте недвижимости (ОН) в Единый государственный реестр.

    Необходимость процедуры постановки обусловлена тем, что:

    • без нее невозможно последующее оформление прав гражданина на недвижимость;
    • с помощью Единого реестра государство контролирует объекты и землю на территории страны, планирует градостроительные и землеустроительные работы;
    • данные нужны для определения размера налогов.

    Нормативная база

    Нормативную основу ведения учета в России составляют ФЗ № 221 от 24.07.2007 г. и ФЗ № 218 от 03.07.2015 г.

    Последний принес изменения в КУ.

    Так, постановка на кадастровый учет объекта недвижимости теперь связана с госрегистрацией прав собственности на этот ОН. Вместо ГКН данные об объекте фиксируются в Едином госреестре недвижимости, а вместо кадастрового паспорта выдаются выписки из ЕГРН.

    Определения и особенности отдельных объектов недвижимости, подлежащих КУ, содержат Гражданский, Земельный и Градостроительный кодексы РФ.

    Какое имущество подлежит постановке?

    Открытый список ОН, которые нужно ставить на КУ, содержит п. 7 ст. 1 ФЗ № 218.

    По общему правилу, учитывается недвижимость, неразрывно связанная с землей: ее невозможно перенести без потери или изменения функционального назначения.

    Так, для строений основной признак подлежащего КУ объекта - наличие фундамента. Если сарай нужно учитывать, то теплицу, торговую палатку, дачный туалет - нет.

    Земельный участок (в т. ч. дачный, лесной, в водоохранной зоне)

    Участок выделяется из государственных или муниципальных земель и ставится на кадастровый учет на основании межевого плана и правоустанавливающих документов (договора купли, ренты, дарения).

    Если ЗУ граничит с соседними участками, уже учтенными, необходимо оформить акт согласия на проведение границ. Участок выделяется из другого ЗУ и ставится на КУ, если есть обременение: залог, рента и т. д. Его площадь должна быть не меньше, чем предусмотрено в ЗК РФ и градостроительных актах.

    Земля в особых зонах (водоохранных, природоохранных и т. д.) ставится на КУ органами власти и вносится в ЕГРН как муниципальная/государственная.

    Жилой дом, в т. ч. многоквартирный

    Жилой дом ставится на КУ на основании технического плана.

    В новостройке можно учесть здание в целом одновременно с отдельными помещениями (квартирами) в ней. С другими «групповыми» ОН, например гаражным блоком, это сделать не получится.

    Жилой дом, находящийся в долевой собственности, ставится на КУ только при волеизъявлении всех владельцев недвижимости.

    Квартиры, комнаты и жилые помещения

    Ставятся на учет, если помещение или его часть обладает двумя признаками: изолированностью и обособленностью. Необходим технический план.

    Дачные (садовые) домики и строения (летние кухни, бани, сараи)

    Дачный дом ставится на учет после подготовки технического плана и декларации об ОН как «индивидуальный жилой дом».

    Иные садовые строения учитываются, если они относятся к объектам капитального строительства - например, если баня имеет фундамент.

    Летние кухни, гаражи-ракушки обычно не считаются ОКС. Для КУ кадастровый инженер должен подготовить акт осмотра.

    Нежилые помещения, здания и их части

    Ставятся на учет как нежилые здания.

    В случае хозяйственных вспомогательных построек, на которые не нужно разрешение, КУ будет проходить на основе технического плана или акта осмотра, сформированного по декларации об ОН.

    Вспомогательные сооружения (сарай, хозблок, хозпостройки, скважины, водонапорная башня, водопроводная сеть)

    Ставятся на КУ, если относятся к объектам капитального строительства.

    Это может определить кадастровый инженер, он и готовит акт осмотра/техплан для Росреестра.

    Скважина учитывается, если ее глубина составляет более 50–100 м, то есть доходит до низколежащих слоев воды.

    Гаражи, гаражные боксы, кооперативы и машиноместа

    Гараж в блоке учитывается как помещение, стоящий по отдельности - как строение. Необходим технический план, а на землю под ним - межевой и правоустанавливающие документы.

    Машиноместа подлежат КУ с 2020 г. Они неразрывно связаны со зданием, в котором выделяются.

    Застройщик ставит на КУ весь участок под стоянку в целом. Затем каждый жилец на основании договора купли учитывает и регистрирует права на свое машиноместо по отдельности.

    Иное имущество

    С 2020 г. в ГК появились положения о новых ОН, которые необходимо ставить на учет.

    Единый недвижимый комплекс включает здания, сооружения, линейные объекты, стоящие на одном земельном участке, прочно связанные друг с другом технологически или физически (ст. 133.1 ГК РФ).

    Имущественный комплекс - предприятие вместе со всем, что используется в коммерческой деятельности: землей, зданиями, сооружениями, инвентарем, правами и обязанностями и т. д. (ст. 132 ГК РФ).

    Что еще нужно ставить на КУ:

    • Газопровод. Учитывается как ОН (линейный) только после введения в эксплуатацию в качестве единого неделимого объекта, даже если он проходит по территории разных муниципальных образований (судебная практика по последнему утверждению спорна). Для КУ необходим также межевой план и правоустанавливающие документы на землю под ним.
    • Мост. Относится к линейным объектам. Ставится на КУ на основании техплана после ввода в эксплуатацию (нужен акт об этом).
    • Муниципальная автомобильная дорога. Ставится на КУ согласно техплану. Необходим акт и разрешение на ввод в эксплуатацию, иначе Росреестр не будет рассматривать ее как ОН.
    • Придомовая территория. Постановка на КУ земли под домом, в том числе придомовой территории, - это обязанность застройщика. Выделение доли и ее учет одним из жильцов недопустимо.
    • Трансформаторные подстанции. Ставятся на КУ как сооружение (если ТП - это металлическая будка) или как здание (если стены ТП кирпичные). Нужен техплан, разрешение на ввод в эксплуатацию, межевой план земли и правоустанавливающие документы на нее.
    • Гражданское кладбище. Ставится на ЗУ как земельный участок или как сооружение (комплекс из других объектов - дорог, будок, площадок, ЛЭП). Уточнять необходимо в Росреестре. В первом случае нужен межевой, во втором - технический план.
    • Объект незавершенного строительства. Можно поставить на КУ, если степень достроенности позволяет с уверенностью сказать, что это самостоятельный ОН, отделенный от других зданий или помещений (обзор судебной практики ВС от 30.11.2016 г.).
    • Разрушенные здания и сооружения необходимо поставить на учет на основании техплана, если планируются ремонтные работы и дальнейшая эксплуатация объекта.
    • Памятники. Ставятся на учет, только если они занесены в Единый госреестр объектов культурного наследия.
    • Заборы и ограждения. Могут быть классифицированы как ОН («вспомогательное сооружение»), только если они имеют признаки объекта недвижимости, например прочную связь с землей. В большинстве случаев заборы и мощения расцениваются как элементы благоустройства и не учитываются в ЕРГН.

    Основания

    Основаниями для постановки на КУ объекта без параллельной регистрации прав на него считаются:

    • изменение характеристик недвижимости;
    • ликвидация объекта, если он не был учтен;
    • образование новых ОН после проведения комплексных кадастровых работ;
    • объект - многоквартирный дом, машиноместа в нем, квартиры;
    • образование земельного участка из государственной, муниципальной собственности или путем изъятия ЗУ у владельца.

    В остальных случаях недвижимость учитывается одновременно с регистрацией прав собственности.

    Где узнать, оформлена ли недвижимость?

    Перед началом процедуры кадастрового учета следует убедиться, что сведений о нем еще нет в ЕГРН.

    Существует несколько способов узнать, поставлен ли дом, участок или квартира на КУ:

    • Лично путем запроса в Росреестр или МФЦ. Для этого нужен паспорт заявителя, адрес недвижимости. Ответ придет через несколько дней.
    • С помощью кадастрового инженера или частных посредников. В этом случае процедура проверки займет не более суток.
    • Самостоятельно на публичных кадастровых картах. Минус этого способа - редкое обновление карт, неполнота информации.

    Постановка на кадастровый учет объекта недвижимости в 2020 году

    Порядок, сроки, основания постановки ОН на кадастровый учет рассмотрены в гл. 3 ФЗ № 218.

    С 2020 г. обязанность вести КУ возложена на Федеральную службу госрегистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

    Кто может это сделать?

    Обратиться в Росреестр с ходатайством о первоначальной постановке недвижимости на учет могут:

    • владелец ОН или земельного участка, на котором стоит объект;
    • лицо, которому выделен ЗУ для строительства по гражданскому договору;
    • орган федеральной или региональной власти, Госкорпорация «Росатом»;
    • кадастровый инженер (часто, помимо договора, требуется доверенность на него);
    • юридическое или частное лицо, в пользу которого установлено обременение объекта.

    Куда обращаться?

    Собранные документы нужно подать:

    • лично или заказным письмом в отделение Росреестра или МФЦ (список уполномоченных центров указан на сайте службы). С 2020 г. отменяется территориальная привязка к месторасположению объекта;
    • через сайты госуслуг или Росреестра.

    Правила, порядок и пошаговая инструкция

    Собрав документы, необходимо обратиться в территориальный отдел Росреестра или МФЦ в приемные дни.

    Приняв заявление, сотрудник должен выдать гражданину расписку и указать срок и дату постановки. При подаче онлайн-заявки эта информация поступает на e-mail.

    Процедуру постановки можно отслеживать с помощью электронного сервиса на сайте Росреестра.

    Для этого необходим регистрационный номер запроса. Он придет заявителю на e-mail после проверки возможности учета ОН.

    Документы

    Постановка объекта на кадастровый учет происходит на основании заявления гражданина и пакета сопутствующих документов.

    Для каждого ОН существуют свои нюансы при сборе необходимых бумаг.

    Общими для всех случаев являются следующие:

    • заявление, заполненное без помарок и исправлений согласно прилагающимся документам;
    • паспорт гражданина или его представителя с доверенностью;
    • оригинал правоподтверждающего документа (договор купли, ренты, дарения, справка о вступлении в наследство);
    • технический или межевой план, план-карта, или акт обследования ОН (электронным документом, заверенным цифровой подписью кадастрового инженера);
    • справка о категории и целевом назначении земель.

    Бланк заявления о постановке объекта недвижимости на КУ можно скачать здесь:

    Образец заполнения данного документа:

    Технический, межевой планы и акты готовятся кадастровым инженером - представителем юрлица или ИП, имеющим лицензию и допуск СРО.

    Перечень специалистов, обладающих нужной квалификацией, опубликован на сайте Росреестра.

    Сроки

    По регламенту, срок постановки на учет должен занимать не более 5 дней (20, если параллельно проводится госрегистрация).

    При подаче документов через МФЦ или письмом время увеличивается на 2 суток.

    Сколько стоит процедура?

    Потратиться придется на услуги кадастрового инженера.

    Сколько стоит в среднем подготовка плана в Москве в зависимости от сложности случая и типа недвижимости:

    • для квартиры начинается от 7–10 тыс. руб.;
    • для отдельного строения или жилого дома - от 25 тыс. руб.;
    • для промышленного здания - от 50 тыс. руб.

    Госпошлина и налоги

    Госпошлина за постановку объекта недвижимости на учет не взимается. Если КУ проходит параллельно с регистрацией прав собственности, граждане облагаются сбором согласно ст. 333.33 НК РФ.

    Получение документов

    По итогам процедуры заявитель получает выписку из ЕГРН. В ней содержатся:

    • полное описание (площадь, назначение, категория, точный адрес и иные характеристики);
    • собственник(и);
    • действующие обременения и ограничения прав;
    • кадастровая стоимость и т. д.

    Что дальше?

    Выписка из ЕГРН - основа для оформления прав собственности на недвижимость, если эта процедура не была проведена вместе с постановкой на учет.

    Свидетельство выдает также Росреестр. Уведомлять ФНС не нужно: это сделает регистратор по межведомственным каналам.

    Возможные причины отказа и приостановления

    Росреестр приостанавливает постановку на учет, если:

    • заявитель подал неполный комплект документов или в бумагах содержатся ошибки, помарки, исправления;
    • участок не подлежит КУ (находится в заповедниках, на землях специального и стратегического назначения);
    • право заявителя на постановку на учет спорно;
    • гражданин не предоставил экспертам Росреестра доступ к объекту недвижимости;
    • неправильно проведено межевание и др. (всего 51 основание, см. ст. 26 ФЗ № 218).

    На устранение ошибок отводится ограниченное время (до 3 месяцев). Если гражданин не успевает это сделать, ему отказывают в постановке.

    Как решить вопрос через суд?

    Незаконный отказ можно оспорить в апелляционной комиссии Росреестра или через суд. При этом первое должно обязательно предшествовать второму.

    На подачу жалобы в комиссию у заявителя есть 30 дней.

    Срок подачи иска - 3 месяца с решения апелляционной комиссии. К иску необходимо приложить документы, которые собирались в процессе постановки на КУ, а также мотивированное письмо об отказе.

    Как составить и куда направить иск?

    Описательная, мотивировочная и просительная части иска составляются по плану:

    • с чем обращался гражданин в кадастровую палату (фактические обстоятельства дела);
    • когда и почему был получен отказ (мотивировка Росреестра);
    • почему решение госрегистратора незаконно;
    • просьба отменить решение Росреестра, поставить на КУ.

    К иску необходимо приложить документы, которые собирались в процессе постановки на КУ, а также мотивированное письмо об отказе.

    Обратиться в суд может как сам гражданин, так и кадастровый инженер от его имени. При этом если последний действует как ИП или представитель юрлица, иск нужно подать в арбитражный суд, если как частник - в суд общей юрисдикции.

    Отделение выбирается по месту прописки заявителя, нахождения ОН или органа Росреестра, который отказал в учете.

    Часто задаваемые вопросы

    Можно ли поставить на учет землю без межевания?

    В 2020 г. такая практика существовала: в ГКН отмечалось, что ЗУ не имеет четких границ.

    В 2020 г. для постановки земли на учет обязателен межевой план, содержащий информацию о площади, границах, опорных точках участка. То есть без межевания не обойтись.

    С 2020 г. земельный участок, на котором не проводилось межевание, нельзя будет продать, поменять, передать в наследство, даже если у хозяина на руках уже есть оформленные ранее правоустанавливающие документы.

    Как оформить самовольную постройку?