Общешкольное мероприятие правовое воспитание. Сценарий воспитательного мероприятия по правовому воспитанию учащихся младшего школьного возраста Внеклассное занятие по правовой культуре школьников «Мы будущие избиратели


Внеклассное мероприятие по профилактике правонарушений и преступлений

Класс 9

Тема: Подросток и закон (Что такое хорошо, а что такое плохо…?)

Цели:

Формировать правовую культуру учащихся (уважительное отношение к законам, стремление их выполнять).

Развивать коммуникативные способности учащихся.

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки и действия.

Оборудование: карточки с заданиями, карточки с терминами, конверт.

Форма : Беседа с элементами практикума.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Сообщение темы занятия.

Прочитайте на доске тему нашего занятия. На занятии вы узнаете о том, к чему приводит нарушение законов и какова ответственность за них.

2. Основная часть.

Вступление.

Люди по разному поступают и действуют и мы должны учиться оценивать свои поступки и поступки других людей, а помогут нам в этом законы.

Что такое закон? (обязательные для всех правила поведения, установленные государством, за нарушение которых наступает юридическая ответственность)

О чём говорится в законах? (что человек должен делать, а что нельзя).

На доске записан эпиграф: « Нет более вредного и страшного животного, чем человек, нарушающий законы» — Совонарол (настоятель монастыря во Флоренции).

Прочитайте высказывание мудреца.

Как вы понимаете это высказывание?

Вывод: человек, нарушающий законы, не заслуживает звания человека.

К сожалению, не каждый подросток осознаёт совершаемые им противозаконные действия, которые ведут к тяжёлым трудноисправимым последствиям.

Статистика.

Ежегодно подростками совершаются более 145 тыс. преступлений, и практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии.

Что произойдёт, если подросток нарушит правила поведения, закреплённые в законах?

Что вы понимаете под словом ответственность? (обязанность отвечать за свои поступки)

Назовите виды юридической ответственности?

* Определите вид юридической ответственности (установите соответствие)

Ученик совершил прогул в школе Гражданско – правовая (с 14 ле т- порча имущества )

Порвал дневник одноклассника

Учащийся нецензурно выражался в школе Уголовная

Ученик нахамил учительнице во время

Избил одноклассника Дисциплинарная (с 14 лет – за нарушение

трудовых обязанностей )

Унижение слабых и младших

Старшеклассник оскорбил ученика Административная (с 16 лет )

Совершил кражу сотового телефона

Вывод: за любое противозаконное действие наступает ответственность.

Внимание! Только что поступило сообщение, что в этом классе среди вас находится подросток, который нарушает законы. Вот его словесный портрет.

Цвет волос

Овал лица

Телосложение

Особые приметы

(учащиеся находят ученика в классе, подходящего под описание)

Итак, правонарушитель задержан. Спасибо за помощь.

Кого называют правонарушителем?

А теперь побываем в роли следователя (следователь – лицо, которое ведёт следствие)

(учащиеся задают вопросы правонарушителю: — Что совершил?, Когда?, Где? …)

Рассказ правонарушителя: Я с друзьями в школе вёл себя очень плохо: матерился, награждал своих одноклассников и учителей обидными словами, курили , несмотря, на запрет в туалете. Писали на стенах непристойные слова, дрались, приставали к малышам и просили деньги. Избили двух одноклассников.

Есть ли в действиях подростков противоправные действия?

В чём это выражается?

Как такие действия называются?

Можно ли было предотвратить действия подростков?

С какого возраста наступает уголовная ответственность?

*Определите, какие поступки в большей мере ведут к совершению преступления:

Ломать деревья

Унижение одноклассников

Плохая учёба и оставление её

Ловить рыбу

Брать чужие вещи

Ложь, даже без причины

Разводить костры

Доказательство правоты с применением силы

Вывод: в случае нарушений законов вы окажитесь у опасной черты.

На следствии многие правонарушители, выгораживая себя, начинают придумывать то, чего не было, рассказывать сказочные истории про себя. Мы с вами тоже любим сказки. Давайте вспомним некоторые из них и посмотрим на них глазами юриста.

Викторина: «Знаток права» за правильные ответы выдаются жетоны)

В какой сказке Чуковского гнусное насекомое занимается шантажом, приказывая: «Принесите — ка мне звери, ваших детушек, я сегодня их за ужином скушаю» («Тараканище»)

Назовите сказку, где 2 невестки царя посягают на имущество третьей, а именно: украв одеяние невесты младшего сына царя, сжигают его («Царевна – лягушка»)

В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить эту собственность на части, но не сумевшим это сделать. В итоге – богатство птицы было случайно уничтожено мелкой серой личностью («Курочка – ряба»)

Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обоятельной личности совершило покушение на 7 несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано («Волк и семеро козлят»)

В этой сказке речь идёт о спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнование с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив ТБ, погибает («Колобок»)

* Работа в парах.

Собрать пословицу (выдаются разрезанные пословицы)

С кем поведёшься, от того и наберёшься.

С собакой ляжешь, с блохами встанешь.

C пчёлкой водиться – в медку находиться, а с жуком связаться – в навозе оказаться.

Прочитайте пословицы

Что их объединяет?

Вывод: будьте всегда осторожны с теми, с кем вы связываетесь, никогда не доверяйтесь людям, в чьих принципах вы не уверены. И счастье нашей жизни в большей степени зависит от разумного выбора наших товарищей и друзей. Если они плохо выбраны, то могут довести вас до падения, если же они хороши, то могут возвысить вас.

Что для вас в школе является законом?

В Уставе записаны ваши обязанности.

Назовите их.

Вы их соблюдаете?

* Постановка «Хорошо и плохо» (Читают ребята)

Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: « Что такое хорошо, а что такое плохо?

Папа Кодекс показал и ответил строго:

Папа:

Кто его не уважал, тому дали много.

Хоть ты ростом мал ещё, но в любой эпохе

Надо делать хорошо и не надо плохо.

По дороге мальчуган побежал не глядя

Ясно всем: он хулиган

И, на горе пап и мам, уж не станет дядей.

Помни каждый гражданин, знай любой ребёнок:

Красный свет необходим для регулировок.

Кто зелёный свет любил, посмотри сынуля,

Лет до ста уже дожил. Молодец, дедуля!

В подворотне за углом молодёжь толпится

Рюмок звон и дым столбом – кто ж так веселится?

Кто – то в лужицу прилёг отдохнуть с подружкой

Стал, как свинтус паренёк, а подружка хрюшка.

Плохо, если на досуг взгляды однобоки, Для хороших для подруг наливайте соки!

Вот какой — то паренёк шустрый, не высокий

Утащил ваш кошелёк – это очень плохо!

Если ты зарплату хочешь получить отличную, То использовать ты можешь занятость вторичную.

Вышел мальчик на балкон (подышать он вышел)

Нецензурный лексикон сразу он услышал .

Мальчик Кодекс изучал, наклонился кроха,

Грозно пальчик показал и ответил:

Мальчик:

Должен каждый говорить языком приличным

И тогда мы будем жить в обществе отличном!

Какие нарушения описаны в стихотворении?

(В стихотворении подняты вопросы современности — часто встречающиеся среди подростков административные правонарушения)

Дайте несколько деловых советов: что можно сделать, чтобы в школе перестали выражаться нецензурными словами, курить, хамить, унижать слабых, вымогать деньги, сигареты.

3. Заключительная часть.

Читая каждую вторую букву, расшифруйте главную мысль нашего занятия:

Б з к а за

у п в о т с и т з у ю п я к б и поступки

д н т а и д т о надо

г о в т о в а е д ч а г т р ь отвечать

Обращение воспитанника Котельнической ВТК к своим сверстникам (16 лет, осуждён на 3, 5 года)

Пусть кто думает, что здесь хорошо, приедет на экскурсию. Здесь чувствуешь себя как в клетке. За забор страшно хочется. Домой хочу, к маме. Сидел бы рядом с ней и никуда не отходил. А здесь матери нет. Сам карабкаешься. Никто тебе не поможет. Нужно ещё суметь за себя постоять. Знал бы, что меня ждёт…

Ребята, мне хочется верить, что после нашего занятия, вы будете совершать только хорошие поступки. Удачи вам!

Винницкая общеобразовательная школа

" Права и обязанности"

(для учащихся 5 класса)

Методическая разработка внеклассного мероприятия по правовому воспитанию.

Мартыненко Лариса Викторовна,

учитель географии

2014 г.

Правовая игра с применением ИКТ

Цель:

Знакомство учащихся с неотъемлемыми правами, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, привлечение внимания детей к проблемам соблюдения прав человека.

Задачи:

    Повторить определение понятий «права» и «обязанности»

    формировать систему правовых знаний;

    способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

    развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и самореализации;

    на примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;

    помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;

    развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию

    формировать привычку давать правовую оценку своим поступкам.

Форма – познавательно игровой классный час с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях.

Оборудование:

    Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор, колонки, интерактивная доска.

    Програмное обеспечение: Microsoft Power Point, Word.

    Карточки, жетоны, интерактивная презентация, видеоролик.

Для команд:

    чистые листы бумаги,

    ручки, карандаши,

    отдельные статьи Конвенции о правах ребенка,

    карточки с заданиями.

Для проведения игры формируются 2 команды. Остальные участники игры составляют группу поддержки. За правильно выполненное задание, команда получает жетон.

Ход мероприятия:

    Организационный момент - 2 мин.

    Объяснение нового материала – 10 минут.

    Проведение круглого стола -22 мин.

    Просмотр ролика «Реализация прав и обязанностей в нашей жизни»-6 мин

    Подведение итогов урока- 5 мин.

Актуальность мероприятия:

    В условиях современного общественного строя каждый человек должен знать основные положения Декларации прав человека, владеть такими понятиями как: права и обязанности; честь и достоинство.

    Дети принимают равное участие в занятии, сотрудничают и взаимодействуют друг с другом, с взрослыми, коллегиально принимают совместное решение.

Данное мероприятие является продолжением серии классных часов по правовому воспитанию:

    «Изучаем Декларацию прав человека»; 5 класс

    «Права ребенка»; 5 класс

    «Твои права и сказочная страна»; 6 класс

    «Права и обязанности» « Прогулка по ПРАВОГРАДУ» 7 класс

Расстановка парт на классный час.

Ход мероприятия:

На доске

Памятка «Важные правила» (слайд 2)

1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.

2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.

Организационный момент.

Тема нашего классного часа «Мои права и обязанности», поэтому мы должны рассмотреть с вами, что они означают и в чем состоит их отличие друг от друга?

Объяснение нового материала с использованием ответы на вопросы.

Давайте сначала разберем понятия «право» и «обязанность».

(слайд 3)

Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях. Истинность этого положения может быть подтверждена анализом всякого конкретного права.

Что такое, например, право на жизнь?

У: Это означает, что человек свободен располагать своей жизнью, что никто из ближних не должен ему в этом препятствовать; оно означает, что человек свободен жить в мире внешнем и что все прочие люди должны уважать эту свобод.

Теперь представим себе, что свобода лица, например, свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, ее сдерживающих. Понятно, что при таком порядке вещей не может быть речи о праве. Если каждому человеку принадлежит безграничная свобода распоряжаться чужой жизнью, то это значит, что никто не имеет права на жизнь; если нет правила, ограничивающего его свободу захватывать все те вещи, которые он желает, отнимать их у соседей, то это значит, что ни у кого нет права собственности. Если нет никаких правил, ограничивающих мою свободу принуждать ближних к тем или другим действиям в мою пользу, если я могу бить, оскорблять и обращать их в орудия моей прихоти, то это значит, что никто не имеет никаких личных прав. Следовательно, где свобода отдельного лица не ограничена никакими правилами, никакими предписаниями, там нет вообще никакого права.

(слайд 4)

Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.

Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина.

Если права характеризуются содержащейся в них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона, но права и обязанности едины, так как это единство обусловлено, прежде всего, сочетанием личных (частных) и общественных интересов.

Ребята! В чем отличие прав и обязанностей?

У: Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.

Закрепление пройденного материала.

С правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.

1 задание. Составление таблицы (слайд 5)

Задание найти связь вашей повседневной жизни с правами человека. Первая команда заполняет первые 5 строк, а вторая – следующие 5 строк таблицы. (работа с интерактивной доской)

Что я делал(а) сегодня

(какие права я реализовал)

Ночью спал

Завтракал, обедал

Смотрел телевизор

Сходил в школу

Лечил зубы

право на отдых и досуг

Ответы детей.

Что я делал(а) сегодня

Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

Ночью спал

Право на отдых и здоровье

Завтракал, обедал

Право на заботу и воспитание родителями. Право на здоровье

Смотрел телевизор

Право на доступ к информации и СМИ

Сходил в школу

Право на образование

Лечил зубы

Право на медицинскую помощь.

Посещал кружки и секции

Право на всестороннее развитие

Играл в компьютер

право на отдых и досуг

Хорошо ответил у доски и получил «отличную» оценку

право на справедливое вознаграждение

Встречался с друзьями

право на свободу мирных собраний

отвечал на уроке. Защищал свое мнение.

право на свободу убеждений и на их свободное выражение


Итак, мы с вами подробно разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте закрепим изученный материал на конкретных примерах.

Вниманию учащихся предлагаются различные ситуации. Дети обсуждают в группах и говорят свои ответы. Далее идет совместное обсуждение и правильный ответ.

Ситуация 1. (слайд 6)

На урок ученица пришла в неприличном виде: короткая юбка, блузка с глубоким вырезом, чрезмерное использование косметики. Учитель сделал замечание…

Вопрос . Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?

Правильный ответ:

Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью. Учитель прав.

Ситуация 2. (слайд 7)

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос . Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Правильный ответ:

Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учет в КДН.

Ситуация 3. (слайд 8)

Между одноклассниками Женей и Кириллом произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у Жени был сломан нос, а Кирилл получил удар в живот. Рядом находившийся Артем не остановил драку.

Вопрос . Какие обязанности и права были нарушены?

Правильный ответ:

Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.

Ситуация 4. (слайд 9)

Марина завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Марину.

Вопрос: Почему были не правы мальчики?

Правильный ответ:

Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни,

личную тайну.

Ситуация 5. (слайд 10)

Мальчика Данилу воспитывает одна мама, которая часто не пускает его в школу. Заставляя его выполнять домашнюю работу во время уроков. Причем Данила все время с ней соглашается.

Вопрос . Какое право было нарушено по отношению к Даниле?

Правильный ответ:

Право на образование и право не быть подвергнутым насилию. А Данила сам нарушил право: свободно выражать свои взгляды и обязанность: получить образование.

Ситуация 6. (слайд 11)

Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.

Вопрос . Будут ли ребята наказаны?

Правильный ответ:

Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления

(ст. 31 УПК).

ИГРА. «Я ИМЕЮ ПРАВО!» (слайд 12)

Найдите все слова, которые «спрятались» в этом кроссворде. Слова могут быть изогнуты змейкой.

ж

и

О

б

р

о

в

а

И

З

Н

Ь

А

З

З

Н

Н

Д

И

У

Ж

Е

А

И

Х

И

М

В

А

Н

Б

Е

Ы

В

Я

С

У

И

О

Т

Д

И

Д

О

Г

Е

Х

У

Т

Д

Л

Ь

С

Т

Ы

О

О

У

А

Н

О

Ь

Д

Т

ж

и

О

б

р

о

в

а

И

З

Н

Ь

А

З

З

Н

Н

Д

И

У

Ж

Е

А

И

Х

И

М

В

А

Н

Б

Е

Ы

В

Я

С

У

И

О

Т

Д

И

Д

О

Г

Е

Х

У

Т

Д

Л

Ь

С

Т

Ы

О

О

У

А

Н

О

Ь

Д

Т

Правильный ответ:

    Жизнь

    образование

    отдых

    досуг

    индивидуальность

    уважение

    заботу


Ситуация 7.
(слайд 13)

Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, все разбросали, поломали и ушли.

Вопрос . Какие обязанности они нарушили?

Правильный ответ:

Ситуация 8. (слайд 14)

В кинотеатре идут фильмы о любви. А детям до 16 лет их смотреть нельзя.

Вопрос . Нарушается ли право на получение информации?

Правильный ответ:

НЕТ. Данная информация может нанести нравственный вред детскому здоровью

Станция 10. Задание для болельщиков:

придумайте пиктограмму, т.е. условный знак, рассказывающий о правах

1группа – право на развитие, учёбу,

2 группа – право на защиту,

3группа – право на семью.

Расскажите о придуманных знаках (защита пиктограмм).

Просмотр и обсуждение видеоролика о реализации прав и обязанностей в нашей жизни (ролик был создан учеником 9 класса, герои фильма – учащиеся школы №12).- 1 место в областном конкурсе творческих работ учащихся, номинация – видеоролик (государственно – правовой департамент Нижегородской области).

Игра. Я уважаю твое право

Все стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу):

«Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке...»

Подведение итогов.

А теперь, давайте подведем итоги нашего соревнования.

(награждение победителей дипломам, участников – благодарностями; раздать памятку «Важные правили»)

Таким образом, каждый ребенок в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией ООН о правах ребенка имеет право на их защиту, но у человека есть и обязанности, которые он должен выполнять. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав. Теперь вы знаете все по данной теме, цель нашего урока достигнута. Так будьте вы законопослушными гражданами своего государства, послушными детьми своих родителей, послушными учениками своей школы!

Учитель высшей категории

обществознания и права,

социальный педагог,

"Отличник образования РБ»

Петрова Т.Ю.

МБОУ СОШ № 132

Демского района ГО г.Уфа

Внеклассное мероприятие по праву

Игра « Правовой ринг»

Цели внеклассного мероприятия :

1.Формирование правовой культуры школьников;

2.Изучение основных международных документов по правам детей (Декларации и Конвенции о правах ребенка);

3.Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; воспитание чувства ответственности за свои поступки.

Оснащение: компьютер, презентация с заданиями, бумага для записей, ручки

Оформление: Изображение на сцене Фемиды - богини правосудия

В игре принимают участие команды по 6-8 человек от 9-11 классов

В ходе подготовки к игре:

1.Выбрать капитана команды;

2. Подготовить домашнее задание:

Изучить Конвенцию о правах ребенка;

Приготовиться к аукциону пословиц и поговорок о праве и законе

Ход мероприятия:

Ведущий. В школе в декабре месяце ежегодно проходит правовая неделя, которая приурочена к всемирному Дню прав. Во время правовой недели одним из традиционных мероприятий является «Правовой ринг», в ходе которого можно узнать много нового о способах защиты своих прав, о своих правах, о международных документах, в которых содержаться основные права детей, повысить свою правовую культуру.

Идет приветствие команд и представление жюри

Разминка. Командам предлагается ответить на вопросы разминки

1. В каких документах в РФ содержаться права детей?

2.Какие международные документы защищают права детей?

3. Когда были приняты эти документы?

4. Какие права ребенка закрепляют эти документы?

5. Кто обязан защищать права детей и подростков?

Конкурс 1 «Шифровка»

Командам раздаются по одной статье Конвенции о правах ребенка, бумага, фломастеры. Нужно «зашифровать» статью так, чтобы соперники могли угадать содержание этой статьи, затем рисунки передаются другой команде и идет расшифровка содержания. Время выполнения задания 5 минут. За интересную «зашифровку» и «расшифровку» команды получают по 1 баллу.

Ст. 17 Право на доступ к информации

Ст.20 Право ребенка, временно или постоянно лишенного своего семейного окружения, на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Ст. Право на имя и на приобретение гражданства, право знать своих родителей и право на их заботу.

Во время конкурса болельщики отвечают на вопросы ведущего:

    Кто изображен на рисунке, который расположен на сцене зала? (Фемида)

    У неё завязаны глаза (судит беспристрастно)

    Зачем ей весы? (уравновешивает добро и зло)

    Ей меч? (за преступление наступает наказание)

Конкурс 2 «Права человека»

Командам раздаются карточки с незаконченными фразами, в которых упомянуты различные сказочные герои. Необходимо определить какое право сказочного персонажа нарушено и дописать его в продолжение фразы. При этом руководствоваться команды должны положениями «Всеобщей декларации прав человека». Время на размышление – 3 минуты. За каждую правильно законченную фразу команда получает 0,5 балла. Всего предлагается 6 таких фраз. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 3 балла.

    Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом _________ (на свободное передвижение).

    Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик», схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право ______________ (на личную неприкосновенность).

    Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право _________ (на неприкосновенность жилища).

    Балда из «Сказки о попе и о его работнике Балде» А. Пушкина, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом __________ (на труд).

    Иван-царевич из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право _______ (на владение имуществом).

    В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Иван-царевича, нарушив тем самым его право __________ (на жизнь и личную неприкосновенность).

Во время конкурса проводится литературно-правовая викторина с болельщиками, которые за каждый правильный ответ получают 1 балл.

1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)

2.Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летного возраста. Ст.1.)

3. Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? (Статью 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию».)

4 Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась ранее.)

5. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная Шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.)

6. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, зайка из русской народной сказки «Ледяная избушка».)

7. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

8. Какой литературный герой постоянно пользовался правом на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений? (Барон Мюнхаузен, Капитан Врунгель, «Кот в сапогах»)

Конкурс 3. « Лестница возрастов»

Команды выполняют письменно задание, выбирая из предложенного ряда соответствующий возраст. Время выполнения задания 3 минуты. За каждый правильный ответ команды получают 1б. Максимальное количество баллов в данном конкурсе 10б.

1. Во сколько лет можно пойти учиться в 1 класс(6-7)

2. Во сколько лет наступает правоспособность (с рождения)

3. Во сколько лет наступает дееспособность (18)

4. Во сколько уходят на пенсию по старости(55-60)

5.Во сколько лет можно участвовать в выборах (18)

6. Во сколько лет можно стать депутатом(21)

7. Во сколько лет можно стать судьей(25)

8. Во сколько лет можно стать президентом(35)

9. Во сколько лет начинаете нести уголовную ответственность за особо тяжкие преступления(14)

10. Во сколько лет можно поменять фамилию или имя? (14)

Варианты ответов: 18, 35, 21, 6, 7, 14, 25, 18, 55, 60, 18, 10, 14, по рождению

В это время среди болельщиков проводится аукцион на знание пословиц и поговорок о праве и законе.

Конкурс 4. Конкурс капитанов

Кто быстрее ответит на вопросы. За каждый правильный ответ капитан команды получает 1б.

1.Кто в РФ может ввести чрезвычайное положение (президент)

2. Когда была принята последняя Конституция в РФ (12.12. 93)

3.Как называется парламент в РФ (Федеральное собрание)

4. Высший Законодательный орган в РБ (курултай)

5. Что появилось раньше нормы прав или нормы морали (мораль)

6. Когда была принята последняя Конституция в РБ(24.12. 93)

8. В каком году была принята декларация прав ребенка (1959)

9. В каком году была принята Конвенция о правах ребенка (1989)

10. Как зовут богиню правосудия (Фемида)

11. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве (сорока)

12.В финале этого фильма один из героев публично провозгласил: « Да здравствует наш суд - самый гуманный суд в мире!» (Кавказская пленница)

Ведущий. Кроме прав у каждого человека есть и обязанности, а за совершенные правонарушения каждый несет ответственность. Давайте вспомним какие виды ответственности вы знаете и с какого возраста она наступает.

Ответы обучающихся

Конкурс 5 «Ответственность »

Команды получают карточки с описанием ситуаций. Необходимо разложить эти карточки в четыре стопки в зависимости от того, какой вид юридической ответственности наступает в этих случаях. На каждую стопку карточек команда должна положить полоску бумаги, на которой написать соответствующий вид ответственности. Время на размышление – 5 минут. За каждую карточку правильно соотнесенную с видом юридической ответственности, команда получает 0,3 балла. Всего карточек 14. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 4,2 балла.

1) Рабочий опоздал на работу (дисциплинарная ответственность).

2) Пассажир автобуса не оплатил проезд (административная ответственность).

3) Ученик разбил стекло в школе (гражданско-правовая ответственность).

4) Пешеход перешел улицу в запрещенном месте (административная ответственность).

5) Гражданин купил ворованную вещь, зная о ее происхождении (уголовная ответственность).

6) Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую «Волгу» (гражданско-правовая ответственность).

7) Суд удовлетворил иск гражданина к соседям, залившим водой его квартиру (гражданско-правовая ответственность).

8) Гражданин из мести поджег дом соседа (уголовная ответственность).

9) Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему (уголовная ответственность).

10) Солдат не исполнил приказ командира (дисциплинарная ответственность).

11) Учащиеся техникума угнали автомашину и разбили ее (уголовная ответственность).

12) Суд признал вину подростка, укравшего вещи из автомобиля (уголовная ответств-сть).

13) Ученик нахамил учительнице во время урока (административная ответственность).

14) В мастерской отказались отремонтировать бракованный магнитофон (гражданско-правовая ответственность).

Во время конкурса проводится конкурс среди болельщиков «Правовой статус ребенка». Данный конкурс позволяет проверить знания учащихся об изменениях в правовом статусе (права, обязанности, ответственность) ребенка на различных возрастных этапах. За каждый правильный ответ 1 балл.

    Подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство) (с17 лет)

    Несет уголовную ответственность за любые преступления (с 16лет)

    Подлежит административной ответственности (с16 лет)

    Имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращенная рабочая неделя – 36 часов) (с16 лет)

    Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора (с 16 лет)

    Имеет право на получение паспорта (с14 лет)

    Имеет право на вступление в брак (с18 лет)

    Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) (с14 лет)

    Выражает свое мнение о том, с кем из его родителей расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода (с10 лет)

    Имеет право на имя, отчество и фамилию (с рождения)

    Приобретает право на гражданство (с рождения)

Жюри подводит итоги. Награждение команд.

Ведущий. Ребята, мы надеемся, что полученные знания во время игры пригодятся вам в жизни. В наш быстрый век, мы призываем вас быть грамотными в правовых вопросах, повышать свою правовую культуру, следить за принятием новых законов, надеемся, что вы будете законопослушными гражданами нашей страны.

Внеклассное мероприятие 9 класс. Конкурс знатоков права

Цели : воспитывать законопослушных граждан; расширять правовые знания учащихся.

Подготовка к мероприятию: класс делится на две команды; выбираются счетная группа и жюри.

Эпиграф на доске : «Ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать, - закон» (О. Бальзак).

Ход мероприятия

I. Вступительная часть

Учитель . Дорогие друзья! Сегодня мы проводим конкурс знатоков права. Такая тематика выбрана нами не случайно. Представьте себе: человек заблудился в лесу. Согласитесь, серьезное положение. Но если у него есть компас, он найдет дорогу. Нет этого надежного помощника - ему придется уповать только на случай. Право - тот же компас. Оно показывает всем людям направление пути, дает возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных норм и правил поведения, установленных государством. Насколько вы умеете это делать, попытаемся выяснить сегодня.

II. Задания игрокам

Разминка. Отгадай сказку

1. В какой сказке один долгожитель, не пользующийся успехом у женщин, совершает похищение молодой и красивой девушки в целях вступления в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия и возвращает себе законную жену? («Царевна-лягушка».)

2. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.)

3. В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси-лебеди».)

4. Героиня какой сказки, облаченная в дорогую, не имеющую государственного клейма шубу, явилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда - очень уж ей понравилась архитектура строения? К кому только не обращался хозяин о выселении гостьи, пока действия ее не были квалифицированы как незаконный захват жилища. («Заячья избушка».)

Конкурс «Из истории права»

(Этот конкурс посвящен истории права. За правильный ответ команды получают 3 балла. В случае затруднения команда может обратиться за помощью к зрителям или команде-сопернице. В таком случае присуждается только 1 балл.)

1. Какая страна является родиной юридического образования? (Древний Рим.)

2. Когда и кто открыл первую частную юридическую школу? (В I в. н. э.; юрист Сабин в Риме.)

3. Какое право считалось основополагающим для подготовки юриста в Европе до XV в.? (Римское право.)

4. Кем из великих философов прошлого введен в научный оборот речи термин «правовое государство»? (И. Кантом в работе «Господство -права».)

5. Кто из знаменитых гуманитариев получил юридическое образование? (Примерный ответ. А. Григорьев - поэт, критик; А. Островский - драматург; Е. Вахтангов - режиссер; К. Ушинский - педагог; Л. Андреев - писатель.)

6. Кто такая Фемида? (Примерный ответ. Богиня правосудия в греческой мифологии. Изображается с повязкой на глазах — символ беспристрастия, держит в одной руке весы, а в другой - карающий меч. На одну чашу весов должно быть положено совершенное преступление со всеми смягчающими и отягчающими обстоятельствами, а на другую - соответствующее ему наказание. Чаши весов должны ходиться в равновесии.)

Музыкальная пауза

Исполняется песня «Ничего на свете лучше нету...»(музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина) из м/ф «Бременские музыканты».

Вопрос зрителям и болельщикам: о каком праве поется в этой песне? (О праве на свободу передвижения и о праве на свободу мирных собраний.)

Конкурс «Юридическая консультация»

(Команды должны решить юридические задачи. Наивысший балл - 5.)

1. 17-летний Иванов поступил на работу в кинотеатр помощником механика с двухнедельным испытательным сроком. По истечении 10 дней он был освобожден от работы как не выдержавший испытание. Считая увольнение неправильным, Иванов обратился в суд с иском о восстановлении его на работе и оплате за время вынужденного прогула. Какое решение должен вынести суд? (Примерный ответ. Считается недопустимым увольнение молодых рабочих и служащих по причине несоответствия занимаемой должности, если у работника, не овладевшего техникой производства, отсутствует достаточный опыт и стаж работы. Увольнение не допускается без трудоустройства. Необходимо согласие комиссии по делам несовершеннолетних.)

2. Ученик школы, которому исполнилось 16 лет, будучи в нетрезвом состоянии, на танцевальной площадке приставал к девушкам, требовал, чтобы они с ним танцевали. Получив отказ, оскорблял их нецензурной бранью. Можно ли привлечь этого школьника к административной ответственности? (Примерный ответ. Поведение ученика попадает под определение «мелкое хулиганство» и рассматривается законом как административный проступок, что влечет административную ответственность, которая наступает с 16 лет.)

Конкурс «Юридический язык»

1. Как называется юридический документ, в котором систематизированы и объединены нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений? (Кодекс.)

2. Какой принцип, действующий в уголовном праве, определяет, что человек считается преступником и несет уголовную ответственность только после того, как его вина доказана в суде? (Презумпция невиновности.)

3. Как называется основной закон государства? (Конституция.)

4. Что такое право? (Право — совокупность устанавливаемых государством правил, регулирующих общественные отношения.)

5. Что такое преступление? (Общественно опасное, противоправное и наказуемое действие или бездействие.)

6. Что такое алиби? (В уголовном процессе - обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он в момент совершения преступления находился в другом месте.)

7. Что значит превышение пределов допустимой обороны? (Примерный ответ. Превышение имеет место в том случае, когда обороняющийся прибегает к такому средству защиты, которое явно не было вызвано ни характером нападения, ни реальной обстановкой и закончилось либо убийством нападающего, либо тяжелым ранением его.)

8. С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? (Примерный ответ. Уголовной ответственности подлежат все граждане, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. По ряду преступлений закон предусматривает уголовную ответственность с 14 лет.)

9. Решение суда о виновности или невиновности подсудимого. (Приговор.)

10. Мошенничество, обман, сомнительная сделка. (Афера.)

11. Лицо, приглашаемое для участия в производстве осмотра, обыска, выемки или других следственных действий. (Понятой.)

12. Лицо, обращающееся в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права. (Истец.)

13. Международный договор, обязательный для исполнения всеми государствами, которые его подписали. (Конвенция.)

14. Выборное лицо, участвующее в судебном заседании и выносящее решение о виновности или невиновности лица, обвиняемого в совершении преступления. (Присяжный заседатель.)

15. Полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших преступление, либо смягчение наказания. (Амнистия.)

16. Особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента. (Импичмент.)

Музыкальная пауза

Исполняется песня «До чего дошел прогресс» (музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина) из к/ф «Приключения Электроника».

Вопрос зрителям и болельщикам: о каком праве поется в этой песне? (О праве на пользование благами научно-технического прогресса.)

Конкурс «Знаете ли вы?»

(В ходе этого конкурса командам предоставляется возможность проявить эрудицию и смекалку и заработать дополнительные баллы. Вопросы команде-сопернице могут быть приготовлены командами заранее, или ведущий задает вопрос, а отвечать будет команда, которая знает ответ.)

Внеклассное мероприятие

«Имею право, но обязан»

Цель : - воспитание правовой грамотности учащихся

Учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя» в школе;

Формировать коммуникативные умения школьников.

Ведущий: Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить права и обязанности школьника, те документы, в которых говорится о ваших правах и обязанностях. Каждый человек является членом общества, в котором он живет. В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые обязательны для каждого члена общества.

На классный час приглашены представители правоохранительных органов, которые оценивают ответы учащихся.

I. Круглый стол: На доске вывешены таблички с определениями:

Права Обязанности Долг Ответственность Свобода

Класс должен дать свою версию этих определений, а 1 балл получит тот, который даст более точный ответ.

Права - возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.

Обязанности - это то, что входит в круг обязательных действий.

Долг - поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо).

Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).

Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека? -

Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, Устав школы.

Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете.

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 - 2010гг. - Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты

Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности. 1 балл зарабатывает тот, кто больше знает права или обязанности (по мере того, какие права и обязанности называют дети, на доске вывешиваются карточки).

Права школьника .

  • право на бесплатное образование
  • право на получение дополнительного образования
  • право на охрану жизни и здоровья
  • право свободы выражения своих убеждений
  • право посещать мероприятия
  • право на защиту
  • право на отдых
  • право пользоваться библиотекой
  • право избирать и быть избранным
  • право на обучение по индивидуальным программам
  • право на выбор образовательного учреждения
  • право вступать в общественные организации
  • право на уважение собственного достоинства.

Обязанности школьника :

  • добросовестно учиться
  • беречь школьное имущество
  • уважать учащихся и работников школы
  • выполнять устав школы
  • выполнять правила внутреннего распорядка.

Права и обязанности гражданина

Перечень с надписями прав ребенка:

  • Право на жизнь.
  • Право на имя при рождении.
  • Право на медицинскую помощь.
  • Право на образование.
  • Право на отдых и досуг.
  • Право на индивидуальность.
  • Право свободно выражать свои взгляды.
  • Право на специальную охрану и защиту.
  • Право на заботу и воспитание родителями.
  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
  • Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Обязанности

  • Защищать свое Отечество
  • Соблюдать законы
  • Охранять природу
  • Платить налоги

Дополнительные баллы дети получают, если раскрывают значение прав и обязанностей)

Задание: Запишите на листочках в каких документах записаны права и обязанности школьника. (Конституция РФ, Устав школы, Конвенция о правах ребенка).

Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей (по Конституции РФ ст.38 и семейному кодексу ст.63 ответственность несут родители).

- Теперь поговорим о свободе. Что такое свобода? (карточка №1).

Что, по-твоему, обозначает слово свобода? Выбери варианты, которые ты считаешь верными: СВОБОДА - это :

  • возможность делать все, что хочешь
  • независимость от кого-то
  • отсутствие стеснения, ограничений
  • возможность выбора
  • право делать все, что не вредит другим

итак, свобода человека ограничивается запретами, но в то же время, каждый запрет защищает чьи-то права.

Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают:

Скажите, какие обязанности чаще всего нарушают учащиеся вашего класса?

Сценка из школьной жизни

Раздаются слова на листочках. Ребята разыгрывают сценку импровизированно

Командир :- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася: - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня: -Вика, Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Мария Степановна : Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня :-Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Первоклассник (обращаясь к «учителю») :- Меня обидел ваш ученик, вот этот.

Учитель :-Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.

Первоклассник : - Он подставил мне подножку.

Серёжа : - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.

Конкурс. Ситуации.

Ситуация 1.

Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.

Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

Ответ. Да. Несовершеннолетний, с 16 лет, может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договор или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст. 63 ТК.

Ситуация 2.

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан - это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении - постановка на учет в ИДН.

Ситуация 3.

Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.

Вопрос: Будут ли ребята наказаны?

Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК).

Кроссворд

По горизонтали:

1. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 -летнего возраста.

2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься ……………. деятельностью.

3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?

4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет.

По вертикали:

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления?

2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день.

(На слайде кроссворд. Такой же кроссворд получают команды на листках. Время на разгадывание кроссворда 3-4 мин. Проверяем по слайду.)

Ответы кроссворда

Конкурс. Викторина “Права литературных героев”.

Права литературных героев

  1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).
  2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).
  3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).
  4. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).
  5. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”).
  6. В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению, по моему хотенью”).

Конкурс «Разомнись-ка!»

Назовите права, которые нарушались в сказках: (сказка вытягивается по жребию). 5 баллов максимум, время 3 минуты.

- “Бременские музыканты” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу).

- “Колобок” (нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество)

- “Кот и лиса” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу, право на гражданство)

Конкурс «Угадай-ка!»

Угадай героя по описанию: командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь (какая команда больше даст письменных правильных ответов, та и победила).

В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).

Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).

Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).

Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)

Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)

Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка)

Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха)

Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).

Конкурс. “Песня о правах”.

Звучат песни. Игроки должны сказать, о каких правах идет в них речь.

  1. “В каждом маленьком ребенке” (право на всестороннее развитие).
  2. “Дуэт Черного Кота и Злого Пирата” (дружить с тем, с кем хочет).
  3. “Песня бременских музыкантов” (право на свободу передвижения, мирных собраний)
  4. “Может знает лес” (право на жизнь. Расторгуев, Княжинская).
  5. “ На крутом бережку” (право на отдых).
  6. “Наташка-первоклашка” (право на образование).
  7. “Я служу России” (обязанность встать на воинский учет. Хворостян).

Приложение архив

А сейчас вы услышите шуточные загадки правового характера:

1. Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на…. (свободное передвижение)

2. Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в коморку папы Карло, нарушили его право на …. (неприкосновенность жилища)

3. Балда из сказки А. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на …. (труд)

4. Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на …. (владение имуществом)

5. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на …. (жизнь и личную неприкосновенность)

6. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка».)

7. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

8. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят».)

9. В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок».)

10. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна-лягушка».)

11. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба».)

Выберите правильный ответ.
1.Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы невинного ребенка?

А) Ф.М. Достоевскому +
б) А.П. Чехову
в) А.М. Горькому

2. В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка?
а) 1948 г.
б) 1959 г. +
в) 1966 г.

3. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?
а) 1968 г.
б) 1982 г.
в) 1989 г. +

4. Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья и т.д.) могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав?
а) таких различий нет +
(Согласно статье 2 все права распространяются на всех детей независимо от расы/, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения.)
б) национальная принадлежность
в) состояние здоровья

5. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка?
а) педагоги
б) родители +
(Согласно статье 18 родители совместно несут основную ответственность за воспитание ребенка. Государство должно оказывать им надлежащую помощь.)
в) члены правительства

6. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?
а) на благотворительные организации
б) на иностранных спонсоров
в) на государство +
(Согласно статье 20 государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующее учреждение по уходу за детьми.)

7. Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:
а) не указана в официальных справочниках
б) может мешать образованию и вредить здоровью +
(Согласно статье 32 ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, представляющая опасность для его здоровья, образования или развития. Государство должно установить минимальный возраст для приема на работу и определять требования в отношении условий труда.)
в) не соответствует интересам и склонностям ребенка

8. Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у них:
а) чувства страха перед наказанием
б) осторожности в реализации своих желаний
в) чувства достоинства и значимости + (Согласно статье 40 ребенок, нарушивший, как считается, закон, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его социальную реинтеграцию.)

9. ООН считает человека ребенком от рождения до:

а) 16 лет
б) 18 лет +
(Согласно статье 1 ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.)
в) 19 лет

Подведение итогов классного часа

После всего того, о чем мы говорили, я хочу чтобы вы ответили мне на вопрос:

  • как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались.

(по мере ответов детей на доску вывешиваются высказывания)

  • чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;
  • заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;
  • уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.

Представители закона вручают каждому визитку - символ маленького человечка с надписью: «Живи по закону, поступай по совести».

Литература

1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Комментарий к статьям 5 и 6. - М.: Институт государства и права Российской Академии наук, 1997.

2. Европейская конвенция о защите прав человека, 2001.

3. Европейская социальная хартия. Информационный центр Совета Европы по правам человека. 2000.

4. Декларация и программа действий в области культуры мира. Информационный центр ООН, Весь Мир. М.: 1999.

6. Международные акты о правах человека. Сборник документов. «ИНФРА-М - НОРМА», М.: 2000. - 784 c.

7. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа НОРМА

8 http:// festival.1september.ru /authors/ 103- 879-569

9. http://festival.1september.ru/authors/ 102-693-623

10.Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия, Дополнение №49 (А/44/49), стр. 230-239.

www.koipkro.kostroma.ru/.../Игра- викторина %20Большакова.doc