Обязанности жены по духовному воспитанию мужа. Как жене вдохновить мужа на духовное развитие Духовный муж


О духовном браке

Парамаханса Йогананда

Дружба - самая чистая форма любви

Дружба является самой чистой формой любви Бога, так как она рождена из свободного выбора сердца и не навязана нам семейным инстинктом. идеальные друзья никогда не разлучаются; ничто не может разорвать их братскую дружбу. Я никогда не терял настоящего друга. Хотя двое из тех, кому я отдал свою искреннюю любовь, стали ко мне враждебны, я по прежнему остаюсь им другом. Чтобы быть настоящим, безусловным другом, ваша любовь должна бросить якорь в божественной любви. Ваша жизнь с Богом является тем вдохновением, которое стоит за истинной божественной дружбой со всеми. Истинные друзья способствуют взаимному прогрессу.

Отношения гуру - ученик являются высшим выражением дружбы, так как основаны на безусловной божественной любви и мудрости. Это наивысший и наиболее сокровенный из всех типов отношений. Христос и его ученики были едины в духе, так же как мой мастер и я и те, кто сонастроены со мной, поскольку связаны божественной любовью Бога. Пить вместе Его любовь из чаши искренних сердец - вот объединяющее таинство этих отношений.

Фамильярность должна быть исключена из человеческой дружбы, иначе вскоре друзья могут начать использовать друг друга. Но в божественной дружбе присутствует всё нарастающее уважение; каждый думает только о высочайшем благополучии другого. Такова природа божественной дружбы между гуру и учеником. Тот, кто имеет такие отношения, находится на пути к мудрости и свободе.

Когда я говорю с другими, как на этих службах, передо мной встаёт один образ: моего Гуру. Его влияние на мою жизнь огромно. И теперь, когда его уже нет на земном плане, он всегда со мной.

Духовные идеалы для успешного брака

Если вы ищите Единственного Друга, стоящего за всеми друзьями, то истинная дружба может быть достигнута во всех ваших отношениях: семейных, братских, супружеских и духовных.

Дружба жизненно важна для супружеских отношений. Только один секс не сблизит пару; на самом деле он очень скоро их разведёт, если не будет доминировать высший инстинкт истинной любви и дружбы. Когда секс делают наиболее важной частью брака, пара теряет интерес друг к другу, когда начальная вспышка чувственных удовольствий блекнет. Те, кто не отличают истинной любви от сексуального влечения, разочаровываются снова и снова.

Людям, желающим вступить в брак, следовало бы сначала научиться управлять своими эмоциями. Два человека, помещенные на арену супружества без такого умения, сражаются почище противников в Мировой войне! Со временем войны прекращаются; но есть супружеские пары, которые сражаются на протяжении всей жизни. Естественно думать, что в цивилизованном обществе люди должны бы знать, как себя вести, но очень не многие знакомы с этим искусством. Супружество должно быть вскормлено на высоких идеалах и вине исходящего от Бога вдохновения; тогда оно будет счастливым и обоюдно полезным союзом.

Как-то в Бостоне меня пригласили выступить на серебряной свадьбе якобы идеально счастливой супружеской пары. Как только я вошёл в их дом, я почувствовал, что что-то не так. Я попросил двоих надёжных учеников незаметно понаблюдать за парой в течение вечера. Они сказали мне, что на людях муж и жена улыбались и обращались друг к другу ласково: "Да, дорогой," "Конечно, Дорогая," но когда они думали, что были наедине в кухне или кладовой, то ссорились вовсю.

Поэтому я поговорил с ними: "Почему вы так себя ведёте? Я чувствую большую дисгармонию в этом доме. В вашей серебряной свадьбе много железа." Поначалу они оскорбились. Но я продолжал. "Что вы получаете, ссорясь всё время?" Я хорошенько им выговорил. Позже они подошли ко мне и извинились. Я сказал им: "Вы остаётесь вместе просто в силу репутации идеальной пары, но я пожелаю вам жить так на самом деле, во имя вашего счастья."

Идеалы человека должны жить в его поведении, мыслях, словах. Если двое сходятся не с теми настроениями, они становятся неискренними по отношению друг к другу. Когда в супружество проникает ложь, оно "садится на мель". К чему притворство? Таких ошибок следует избегать с самого начала.

Балансирование женского и мужского начала

Кажется, что соперничество между мужчиной и женщиной было всегда. Но они равны; никто из них не имеет превосходства. Гордитесь тем, что вы есть в этой жизни. Вы - душа, которая в прошлых воплощениях имела и мужские, и женские тела. Если вы теперь женщина и завидуете мужчинам, вам придётся когда-то воплотиться как мужчина. И будьте осторожны: если вы теперь мужчина и ощущаете превосходство по отношению к женщинам, вам возможно придётся родиться женщиной. Мужчина доказывает, что женщина эмоциональна и не может рассуждать; а женщина жалуется, что мужчина не может чувствовать. Оба они не правы. Женщина может рассуждать, но чувство преобладает в её природе; и мужчина может чувствовать, но в нём главенствует рассудок. Идеально будет сбалансировать рассудок и чувство в одной природе. Те, кто слишком женственны, не находят душевной свободы, как не находят её слишком мужественные. Каждому полу следует стремиться к равновесию, учась друг у друга через дружбу и понимание. В великих святых мы видим сочетание идеальных мужских и женских качеств. Таким был Иисус; такими были все мастера. Когда вы достигните того совершенного равновесия рассудок - чувство, вы усвоите один из главных уроков, ради которых вы были сюда посланы.

Назначение жизни в осознании Бога. Не живите односторонне материалистически. Владейте самоконтролем, будьте хозяином своих ощущений, действуйте с мудростью, завоюйте жизнь и обретите свободу. Средняя продолжительность жизни - семьдесят лет обучения. Если к приходу смерти вы не завершили своё обучение, вам придётся возвращаться в школу до тех пор, пока не найдёте Бога и не обретёте Его мудрость и не выразите все Его благословения в своей жизни.

С рвением пуститесь в этот путь обучения. С самого начала пропитайтесь Богом. Любите Его больше, чем Его дары. У Него есть всё, кроме вашей любви. Он создал нас, чтобы возможно мы использовали Его дар свободной воли, чтобы искать Его. Мы здесь только затем, чтобы найти Бога и вернуться к Нему. Любите Бога прежде всего и сделайте своё тело храмом Бога. Делайте всё с мыслью о Нём. Идите за Высшим Счастьем и разделите Его с другими. Совершенствуйте свою любовь в любви Бога, и охватите своей любовью всё человечество.

Если у вас есть дети, воспитывайте их на верных идеалах, чтобы легче вернуть их назад к Богу. Всякому из вас предстоит огромная работа: обратить других к Богу собственным духовным примером. Помочь другим найти Бога - высший дар, на который вы способны.

Итак, помните, Бог прежде всего! Начните сегодня, не завтра. "И если оскверняет тебя рука твоя, отсеки её." (Марк 9:43) Для успеха вам нужны сила воли и правильное руководство. Упражняйте вашу волю, направляемую мудростью гуру, и вы преодолеете все преграды на своём пути.

Рассудок и чувство в Мужчине и женщине

Только развивая чистый рассудок и чистые чувства вы можете достичь Бога и истины. В обычном мужчине рассудок превалирует, а чувства сокрыты; в средней женщине превалируют чувства, а рассудок сокрыт. Если в вас слишком много чувства, оно становится эмоцией увлекает вас в сети материи; а слишком много рассудка становится рационализмом, что так же вовлекает вас в иллюзорную материю. Когда вы сбалансируете рассудок и чувство медитацией, вы придёте к Богу и восприятию истины. Обмениваясь этими качествами, мужчина и женщина могут помочь друг другу сбалансировать чистый рассудок и чистое чувство, помогая таким образом друг другу на пути к единению с Богом. Но брак не является единственным способом. Успешной медитацией человек достигает этого баланса внутри себя, так как он уже там имеется, сокрытый в душе.

Учитесь управлять своими эмоциями

Практикуйте добрую речь. Никогда не пустословьте и не говорите о других дурно. Занимайтесь изменением себя. Не будьте сварливыми; если ваш муж или жена сердятся и заставляют сердится вас, погуляйте немного и остыньте, прежде чем ответить. Если он или она говорит резко, не отвечайте тем же. Лучше сохранять спокойствие, пока страсти не улягутся. Избегайте упрямства или отношения свысока, и в то же время не вовлекайтесь в ссору. Подождите, пока к вам обоим не вернётся спокойный рассудок. Никогда и никому не позволяйте красть ваш внутренний покой; и не крадите мир других, говоря неподобающие вещи. Неподобающее использование речи является одним из самых ранящих видов оружия. Вы можете в порыве чувства или гнева сказать то, чего не думаете, и жалеть в последствии, но другой будет помнить эти слова лет двадцать или более. (В этом плане память - скверная штука. Способность помнить является благословением, когда она используется правильно, но вредна, когда является хранилищем всего плохого, что нам сделали.) Если ваша жена доходит до визга, и вы кричите в ответ, вы пострадаете вдвойне - во первых, от её резких слов, а во вторых - от своих собственных. Прежде всего вы вредите себе. В конце вы почувствуете, что от вас ничего не осталось. Вот почему так много разводов.

Честно говоря, людям не следовало бы жениться, пока они не научатся в некоторой степени управлять своими эмоциями. Школам следует учить детей этому искусству и тому, как развить спокойствие и концентрацию. Американский дом разваливается, поскольку этим вещам не учат, ни в школе - ни дома. Как могут два человека, привыкшие к нервозному поведению, жить вместе, не доводя друг друга почти до разрушения своей нервозностью? В начале брака жених и невеста ведомы чувствами возбуждения и страсти. Но со временем, когда они с неизбежностью спадают, выходят наружу характеры пары, и начинаются ссоры и разочарования.

Сердце требует истинной любви, дружбы и, превыше всего, мира. Когда мир разрушается эмоциями, происходит осквернение телесного храма. Органы тела и чувства поддерживаются в надлежащей форме здоровой нервной системой. А для сохранения здоровой нервной системы важно оставаться свободным от таких истощающих эмоций, как страх, гнев, жадность, ревность.

Отбросьте страх. Чего бояться? Даже такой лёгкий страх, как бессмысленная боязнь темноты или беспокойство о том, что может случиться, воздействует на нервы более, чем вы можете себе представить. Что страшного даже в смерти? Бог позволяет этому случаться с каждым, поэтому это не может быть плохим. Придерживаться такой мысли очень утешительно. Смерть подобна освежающему сну; а сна вы не боитесь, не так ли? Смерть является полным отдыхом. Бог даёт вам смерть, чтобы освободить от всех здешних забот, а затем даёт возможность стартовать со свежими силами в новом воплощении.

Быть захваченным эмоциям - значит забыть Бога

Быть захваченным страхом, гневом, жадностью или любыми другими сильными или импульсивными эмоциями означает забыть Бога. Если ваши чувства, управляющие вашими эмоциями, находятся под вашим контролем, то вы святой. Никто не знает лучше вас самих, являетесь ли вы хозяином своих чувств, или их рабом. Запомните, всё, что преодолевает ваш самоконтроль, ведёт вашу нервную систему к разрушению. Ест и жадный человек, и человек самоконтроля. Но один ест ради благополучия своего тела, а другой переедает ради чувственного удовлетворения. Если любовь сконцентрирована более на Боге и менее на ощущениях, то все чувственные злоупотребления будут преодолены. Во время искушения молитесь Господу: "Стань большим искушением, чем все мои искушения. Господи, как бы Ты не испытывал меня, я буду верен тебе." Когда ваша нервная система наполнена мирными, любящими мыслями о Боге, ваши нервы наполнятся Его мощью. Кришна говорил: "Когда чувства (читта) совершенно подвластны и спокойно пребывают в Я (душе), йога, избавившегося от всех привязанностей к ощущениям, называют единым с Богом." (Бхагавад-Гита VI:18)

Что такое "Духовный брак"

Духовный брак означает единение с Богом, Душой и Духом. Супружество - не есть закон, данный человеком. Оно установлено Богом. Человек оскорбляет высшую цель супружества. Супружество означает единение на физическом, умственном и духовном планах. Если вы привлекаете личность духовным магнетизмом, вы встретите свою родственную душу. Супружество есть союз половинок-душ. Высший союз мы находим в Боге. Если любовь не одухотворена, она будет язвой в вашей душе. Если вы и ваш партнёр не являетесь духовно настроенными, вы никогда не сможете быть счастливыми.

Духовное супружество означает сочетание своей души с вечной любовью Бога. Без Бога никакой брак не будет удачным. Целью Брака является познать Бога, быть вместе с Богом, но это забыто.

Не пытайтесь привлечь лиц противоположного пола через физические желания, но только через духовные качества. Вы не можете привлечь духовную душу животным магнетизмом. Если вы слишком много живёте на сексуальном плане, то ваши здоровье и счастье улетучиваются. Если вы сформировали большую дружбу с человеком, которую ничто не может разрушить, совершенно лишенную принуждения, значит вы нашли истинного партнёра.

В женщине прежде всего выражено чувство, а в мужчине - рассудок. В супружестве они извлекают сокрытые чувство и рассудок друг друга, становясь таким образом более совершенными. Всякий мужчина или женщина, которые искали замены духовным качествам в половом инстинкте, были разочарованы. Рассудок и чувство должны быть уравновешены в мужчине и в женщине. Они являются божественными качествами, подобно нежности цветов и прочности стали.

Бог есть вся любовь всех влюблённых, когда либо любивших. Если вы научитесь высшим формам медитации, то вы можете иметь духовный брак, или союз с Богом, прекраснейший из всей любви. Помните, ни один брак не может достичь своей истинной цели, если муж и жена не ищут прежде всего Бога совместно. В супружестве любовь растет и через служение друг другу. Когда муж и жена служат друг другу с вечным вдохновением Бога, тогда это духовный брак.

Те, кто поднимается выше физического плана и постоянно усиливают любовь своих душ, обретают своё единство в Боге. Когда любовь двоих горит единым пламенем, выше физического плана, тогда в ней есть пьянящие духовные качества. Брак в самоконтроле и интенсивной духовной работе становится освобождённым.

Мужчине и женщине следует знать, что в них самих содержится зерно Бесконечного. Если вы не можете найти свою родственную душу, не вступайте в брак. Если вы обрели Бога, вам уже не нужна родственная душа. Лучше оставаться одиноким, чем вступить в ошибочный брак. Трансформируйте супружескую любовь в любовь божественную и верните своё сознание с сексуального уровня на уровень рая.

Вы можете соединить свои чувство и рассудок, отдавая себя человечеству. Имея семью большую, вы имеете право не заводить меньшую, ограниченную семью. Для тех, кто не в браке, и желают так оставаться, наибольшей обязанностью жизни является служение человечеству. Если вы не вступаете в брак физически, вы должны сделать это духовно; иначе вы не можете стать освобожденным. Если у вас нет собственных детей, заведите приёмных, или учите чьих-нибудь детей, живите идеальной жизнью и вкрапляйте в них свои духовные качества. То, что вы внедрите в их души, нерушимо. Всё сделанное вами, что увековечивает вашу жизнь, есть, в определённой степени, ваше дитя. Так исполните вашу истинную цель жизни.

Брак как возможность для альтруизма

Брак является уроком альтруизма. Две личности учатся делиться друг с другом. Затем появляются дети, и родители делятся с ними. Но брак вновь становится эгоистичным, если они думают только о своей маленькой семье: "Четверо нас и никого больше". Со временем наши любимые будут отняты; это напоминание, что целью человеческих отношений является расширение сознания, жертвуя для других и делясь с другими.

Так много радости в том, чтобы быть альтруистом. ...

Закон родственных душ и духовный брак

Закон и пророки (были) до Иоанна; с сего времени царствие божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна из черт закона пропадёт.

Всякий разводящийся с женою своею и женящийся на другой прелюбодействует; и всякий женящийся на разведенной с мужем прелюбодействует. (Лука 16:16-18.)

Божественные законы были провозглашены пророками и даны миру до Иоанна. С того времени о царстве сознания Бога стали говорить открыто, и всякий праведный человек старался войти в него. Я говорю вам, что скорее земля и небо прекратят существование, чем хотя бы частица божественного закона не сможет подтвердить своей реальности.

Что такое прелюбодеяние

Согласно божественному закону, если душа под влиянием искушения оставит свою душу - духовного партнёра, и женится на другой для удовлетворения похоти, то она совершает акт прелюбодеяния, или сексуального греха. И мужчина, который женится на этой разведённой женщине для удовлетворения похоти, и не пытается найти и жениться на своей собственной душе - партнёре, совершает акт прелюбодеяния.

Приведёнными выше словами Иисус провозглашает непреложный закон духовной любви, который должен служить мотивом всех форм брака. Иисус автоматически предполагает, что всякая связь между мужчиной и женщиной, именуемая браком, должна основываться прежде всего на духовном законе божественного союза, согласно которому неподходящий союз не является настоящим браком. Иисус имел в виду, что брак есть божественный институт продолжения потомства, и что всякий брак, не основанный на духовной жизни, не является подлинным браком, но животностью, или случайным животным союзом, как в животном мире. Животные размножаются случайным образом, и не дискриминированное размножение даёт вполне хорошее потомство и продолжает род, но институт брака был дан на основе духовной любви Божественного Отца. И потому супружество без духовной любви является животным союзом и не может быть названо истинным супружеством.

Бог - это рассудок, чувство и космическая энергия. Он сотворил мужчину по образу Своему. Потому и человек состоит из рассудка, чувства и космической энергии. А для того, чтобы создать разницу между мужчиной и женщиной, Бог сыграл шутку. Создавая мужчину Он использовал рассудок, чувство и космическую энергию, сделав рассудок преобладающим в мужчине. Вот почему мужские черты проявляют холодный рассудок. Бог создал женщину, используя чувство, рассудок и космическую энергию. Поскольку Бог сделал чувство преобладающим в жизни женщины, её черты выражают и вызывают чувство. В силу закона относительности Богу пришлось разделить себя на мужчину и женщину. Но когда Бог обнаружил, что мужчина и женщина, созданные по его образу, по сути эквивалентны, он создал поверхностные различия в их телах и умах. Рассудок, будучи агрессивным, сделал мужчину позитивным с позитивной сексуальной активностью, а женщина, с её глубокими чувствами, была негативной и сформировала таким образом сексуальную пассивность.

Мужчина и женщина

Бог создал эти физиологические и ментальные различия, чтобы была разница между мужчиной и женщиной. В идеальном духовном союзе мужчине предписывалось пробуждать сокрытый рассудок в женщине, а женщина могла помочь мужчине открыть свои сокрытые чувства. Поступая так, мужчина и женщина помогают друг другу развить совершенные рассудок и чувство, чистые духовные качества. Достигнув этого, мужчина и женщина становятся свободными, будучи едиными сначала друг с другом, а затем, позднее, погружаясь в Бога.

Когда Бог выделил из Себя души, положительная и отрицательная души, или исполненные рассудка и исполненные чувства души, или мужская и женская души вышли в творение как половинные души. Для каждой мужской души имеется соответственная женская душа. Когда две такие души соединяются в совершенном браке, они становятся свободными. Вот почему неправильные браки увеличивают половое влечение, а разъединённость в любви и в душах приводит к страданиям. Но в правильном браке, когда половинки душ становятся одной и окончательно соединяются с Духом Бога, их союз именуется супружеством родственных душ.

Такое супружество распознаётся по факту, что муж и жена уже не живут более на сексуальном плане, будучи вместе в совершенной любви, ставшие едиными с одним только Богом. Всякие так называемые родственные души, не погасившие половое влечение, вовсе не являются родственными душами. Очень гармоничный брак, но без осознания Бога, может быть моральным браком, но не может быть назван духовным браком между родственными душами, который заканчивается освобождением в Боге.

Но нужно помнить, что хотя обычно половинки душ должны встретить свои недостающие половинки, то есть идеальный мужчина должен встретить идеальную женщину и через духовный брак обрести свободу в одном только Боге, всё же всякие мужчина или женщина, ищущие соприкосновения с совершенством Бога через медитацию и экстаз, могут обрести единство и свободу в Боге, не встречая свою родственную душу. Такой метод совершенствования и супружество с Богом является святейшим браком между душой и Духом, когда Бог является Божественным Возлюбленным, положительным и мужским, а все человеческие души являются отрицательными, возлюбленными супругами Бога.

Правда, что по сути у души нет пола; сочетание и единение души с Духом является подлинным духовным браком. Только на плане творения душу можно рассматривать как мужскую или женскую - или половинные души. За проявленными мирами, в которых превалирует закон относительности, лежит духовный мир, свободный от секса и дуальности.

Божественный возлюбленный

Бог, как Божественный Возлюбленный, постоянно находится в браке со всякой душой и никогда не покидает душу, даже если она покидает Его, блуждая в трущобах невежества. Бог, как Божественный Возлюбленный, следует за всякой душей через инкарнации, пока она к Нему не вернётся.

Вот почему Иисус указывает на то, что высшим идеалом супружества является единение родственных душ в Боге. Следовательно, если родственная душа покидает свою подлинную родственную душу для удовлетворения похоти, он нарушает закон святого союза в Боге и ввергается в преисподнюю разврата. Разврат означает, что мужчина и женщина живут вместе прежде всего для удовлетворения похоти. Большинство современных браков, которые рождаются на сексуальном плане, являются развратными, и заканчиваются физическим или ментальным разделением в какой-либо форме, когда сексуальные желания иссякают. Большинство современных браков являются развратными, вот почему они терпят неудачу.

Иисус подразумевал, что брак дан Богом для того, чтобы предоставить идеальным родственным душам освобождение от материального мира в духовном мире. Но когда целью брака является удовлетворение сексуальных потребностей, он становится развратом. Развратный союз, являясь удовлетворением похоти, диаметрально противоположен божественному союзу родственных душ в духовном браке, в котором секс может использоваться или не использоваться для рождения детей, и единственной целью которого является стать единым с Богом, постепенно поднимаясь выше всех сексуальных побуждений.

По Иисусу, все браки, которые не являются духовными браками между родственными душами, в которых сексуальная дозволенность является целью, являются развратными. Но Иисус никогда не имел в виду, что если духовный муж оставит свою ошибочно выбранную жену и женится на своей родственной душе, то совершает тем самым разврат; напротив, Иисус расторг бы развратный брак во имя брака духовного.

Известная леди

Я знаю одну известную леди, которую родители вынудили в юности выйти замуж за похотливого мужа. Он промотал все её деньги и никогда не жил по обетам супружества. Однажды он зашёл слишком далеко и замахнулся на неё стулом. В своей духовной невинности она вдруг проникла духовным взором в душу своего злого мужа и впервые осознала, кем он был, и что она связалась с безнравственной душой. Она сказала твёрдым голосом: "Теперь я тебя распознала; убирайся." Руки злого мужа как бы застыли; он выронил стул и выбежал из дома в совершеннейшем ужасе, и больше не вернулся. Злая душа не могла выдержать проникающих электрических вибраций духовной жены.

Впоследствии эта леди значительно развилась в духовном плане и привлекла свою настоящую родственную душу. Судя по моим длительным наблюдениям, их брак является истинным союзом родственных душ. После жизни на сексуальном плане в течение некоторого времени, они многие годы прожили на плане любви и духовного общения, совершенно без сексуальных отношений. Каждый день они ждут, когда смогут видеть друг друга, как будто только что женились, и видя друг друга, они могут ощущать своё единство с Богом. И я знаю теперь, что Иисус не считал бы эту разведённую женщину и её второго мужа развратниками.

Обычным душам возможно придется пройти через процесс выбора партнёра через ошибочные браки, пока они не станут духовными и через страдания в испытаниях найдут свои родственные души для правильного духовного брака, и станут освобожденными в Боге. И только когда родственные души сошлись вместе в духовном браке - в первом браке или после опыта ошибочных браков - если они разводятся в результате сексуальных искушений, то совершают прелюбодеяние и препятствуя цели всякого духовного брака - освобождения в Боге в подлинном супружеском союзе.

Нужно заметить, что когда мужчина и женщина совокупляются прежде всего для удовлетворения сексуальных инстинктов, это разврат. В разврате умы вовлечённых в него полностью сосредоточены на физическом использовании жизненной силы, и выпадают таким образом из божественной радости духовного союза. Чем сильнее союз сексуальный, тем сильнее разъединённость в Духе.

Кто наши родственные души?

Когда Души-партнёры соединяются в Духе и любви, они обнаруживают вечно новую радость Бога в дыхании своего бытия. Чем более они становятся едиными в Духе, тем менее концентрируются на сексуальной жизни. Умы душ-партнёров в совершенном браке - даже если имеется сексуальное единение для рождения духовных детей, чтобы привлечь на землю хорошие души - вовлечены и поглощены совершенной любовью Бога. Потому они свободны от прелюбодеяния.

Таким образом, брак сам по себе не освобождает от прелюбодеяния, но духовный брак может освободить от прелюбодеяния и от нарушения основной цели супружества, являющегося божественным средством освобождения души в Боге в правильном союзе.

Опять же следует помнить, что мужчина и женщина могут достичь совершенства, соединяясь с Богом в медитации в одиночку, не проходя через процесс духовного брака. Этот метод, которому следовал Иисус, является лучшим, нежели освобождение душ через идеальные браки.

Животные души с неконтролируемым половым влечением всегда притягивают к себе сексуальных партнёров. В этом основная причина неудачи современных браков. Продвинутые души, для которых Бог является единственной целью, могут призвать своих родственных душ на плане снов или видений и так соединить свои души в Боге. Они делают это с божественного позволения формально повиноваться божественному закону, касающемуся мужских и женских душ. Таким образом, идеальные родственные души могут встречаться на плане снов и видений и быть освобождёнными.

Родственные души, живущие в разных частях земли или даже на разных планетах, могут объединиться в снах или видениях и стать освобождёнными. Нужно твёрдо помнить, что идеальный мужчина или женщина, который медитирует и не живёт на сексуальном плане, развивает духовный магнетизм, которым он или она может притянуть правильную родственную душу на земном плане или на плане сознательных видений, которые наблюдаются в глубокой медитации.

Слова Иисуса могут быть поняты только теми, кто глубоко медитирует и концентрируется на сознании Христа, которым обладал Иисус. Прочие дают неверную интерпретацию Его слов, которые к тому же претерпели изменения вследствие неверного перевода с арамейского.

Недавно ко мне пришла клиентка, и я в очередной раз услышала это.
- Ну, почему он не занимается духовным развитием? Я работаю над собой, а он не хочет.
- А что он делает?
- Все время работает и за компьютером дома сидит.
- То, что он сидит за компьютером, Вам мешает?
- Ну…нет. Он не развивается. А я хочу, чтобы мой мужчина был активным, работал над собой, как я.
- А как Вы это видите?
- Он ходит со мной на йогу, медитирует, слушает лекции. Пусть хоть что-то делает.
- А зачем это Вам?
- Молчание. Я же развиваюсь, работаю над собой, и он должен.

Мне грустно. Тоже молчу. Эта интересная, умная женщина хочет, чтобы мужчина развивался, так как видит она. При этом, он уже ей что-то должен. Интересно, знает ли он об этом? Уверена, что он уже в курсе дела.

Итак, почему бы и, правда, не иметь рядом такого «духовного» мужчину? На йогу вместе. Если встать в позу верблюда – так двоим, чтобы никому обидно не было. Утром можно вместе медитировать, а вечером очищать пространство звуком «ом».

Но есть вероятность, что после месяца такого плотного, «духовного» контакта, партнеры возненавидят друг друга. Такие случаи мне известны. Совместный интерес к йоге или духовным практиками тоже встречается. Но редко. Так случается, само собой. Прикладывать усилия и «вербовать» мужчину для этого не приходится. Если этого не произошло естественным образом, значит мужчина совершенствует себя другим способом. Через работу, конкретные дела, помощь другим людям.

Каких мужчин нельзя назвать «духовными»?

Из жизненного опыта я знаю два типа мужчин, которые увлеченно развивали себя с помощью духовных практик, медитаций, йоги. Но духовными их не назовешь. Первый мужчина, 30 лет, каждую зиму летал в Индию, медитировал и изучал «прогрессивные» методики работы над собой. При этом он с удовольствием жил за чужой счет, без стеснения использовал деньги женщин и подолгу нигде не работал. Объяснял он это одним словом – «карма». Главным мотивом его «развития» - была свобода. В данном случае, это свобода и от ответственности. Семью он до сих пор так и не создал, видимо, «карма» все же работает. Но в Индию летает так же регулярно, «прокачивая» свою «духовность» в ашраме Мастера.

Второй мужчина, 39 лет, имел семью, двоих детей и семейный бизнес. Семья, дети и дело - уже обязывают к ответственности. Но вместо этого он «духовно развивался» особым образом. Вечера и выходные дни, он посвящал общению с единомышленниками и разбору «древних текстов». Регулярно медитировал и исследовал себя, получая удовольствие от сего таинственного процесса в гордом одиночестве.

Находясь в отношениях с женой, мужчина заводил романы с другими женщинами. Им он рассказывал, что жена не понимает его «духовный рост» и все время от него что-то требует. А ей нужно было всего лишь кормить и воспитывать общих детей. Простые, земные заботы, конечно, отвлекали нашего героя «от самого главного». Поэтому он искал любой способ устраниться от решения насущных задач семьи и семейного бизнеса. И правда, неплохо преуспел в «делегировании полномочий», перекладывая свои задачи на других людей. Он подсознательно избегал полной ответственности за детей, за бизнес, за отношения в семье. Он самоустранялся и делал то, что хочется ему. Что хорошего было от такой «духовности» его детям, которые не видели отца? Его жене, которая принимала измены и решала вопросы семьи в одиночку?

Что означает такой уход мужчины в «духовность»

Полностью погружаясь в духовные практики, медитации, самопознание, многие мужчины бессознательно «убегают» от ответственности и трудностей жизни. Конечно, легче медитировать, чем кормить детей и зарабатывать на жизнь. Часто так поступают мужчины – «нарциссы», любящие исключительно себя. Это тонкая форма духовного эгоизма. Оба наших героя относятся к данной категории. И увы, на это почти невозможно повлиять со стороны. Нарциссизм не лечится таблетками и уколами.

«Делаю то, что хорошо мне, а за остальное я не отвечаю», - к сожалению, инфантильная жизненная позиция. Такая установка не приведет мужчину к личностной зрелости ни коим образом.

В чем проявляется «духовность» современного мужчины:

  1. Правильно расставляет жизненные приоритеты и берет ответственность. Личностно зрелый мужчина знает, что для него важно, и ставит это на первое место. Семья, близкие, свое дело. За это он несет полную ответственность. Параллельно может развивать себя любым способом. Это никому не мешает, а, наоборот, помогает.
  2. Выбирает главную цель в жизни. Ставит перед собой одну цель и за ней следует. Через это он развивает свой дух, свой ум, свои эмоции и свое физическое тело. Мужчина не может выбрать сразу несколько векторов развития. Если он так поступит – не получит результатов нигде. Так он устроен.
  3. Развивается через конкретную деятельность. Мужчина совершенствуется через дело, которое сам выбирает. Вкладываясь в работу, он улучшает то, что делает, одновременно развивая себя. Именно поэтому для мужчины так важно всегда что-то делать.
  4. Делает то, что должен, и выполняет обещания. Такой мужчина несет полную ответственность за свои поступки и за тех, кто рядом. Он делает, что обещал. Независимо от «погоды в доме» и выпавшей накануне месячной нормы осадков. Здесь все просто.
  5. Верен своим принципам. Он верен себе. В любой ситуации придерживается понятных ему принципов. Даже если кому-то это не нравится, он не меняет мнение семь раз на день.
  6. Проявляет силу духа и стойкость. Решает любые вопросы. Справляется, как может. Использует все средства, чтобы получить лучший результат для себя и для близких. Такой мужчина не убегает в Индию и не летит срочно после обеда в Тибет.
  7. Великодушен и помогает людям. По-доброму относится к людям. Помогает близким, друзьям, коллегам. Не для того, чтобы показаться «хорошим». Потому что по-другому не может. Так для него правильно. При этом, такой мужчина ставит в приоритет родных и близких.

Как женщина влияет на духовность мужчины

Мы смотрим на мужчин через «очки ожиданий». Это образ «идеального» мужчины, которого в природе не существует. Такие внутренние фильтры восприятия не дают увидеть «семена» духовных проявлений, которые обязательно есть в каждом мужчине. Стоит присмотреться повнимательнее, и вы заметите эту самую «духовность». В той или иной степени, это присутствует в каждом. Остается только увидеть, что именно развивает мужчину на текущий период. Поощрить это, обсуждая его дело, хобби, общение с интересными людьми. Внимательно послушать его выводы и осознания, создавая пространство принятия. Иногда просто послушать. Это непременно поможет мужчине проявить себя в конкретных поступках, смелых решениях и добрых делах.

От такой стратегии выиграют оба. И стоит помнить, что за каждым духовно развитым мужчиной – стоит духовно зрелая женщина.

Софья Сулим, кандидат психологических наук, трансперсональный психотерапевт, семейный и сексуальный терапевт, системный расстановщик, трансформационный коуч и тренер. Член Профессиональной Психотерапевтической Лиги и Российской Ассоциации Нетрадиционной Медицины. www.ssulim.com

Брачный союз предполагает единство на физическом, ментальном и духовном уровнях. Идеальный брак - это общение двух душ. Если партнеры не настроены духовно, они не смогут быть абсолютно счастливы.

Что такое духовный союз

Духовный брак исходит из первоначального духовного закона. Это союз между людьми, которые притягиваются друг к другу божественным магнетизмом. Иногда в таком браке супруги живут, не занимаясь сексуальной деятельностью. Он известен во многих культурах как связь мужчины и женщины на основе духовной и эмоциональной близости и построен на стремлении достичь высшей реализации в семье. Отношения между мужем и женой заключаются в том, чтобы каждый партнер помогал другому в развитии любви и духовности.

Физический брак, практикуемый в современном мире, предназначен для:

  • размножения и оказания помощи в изучении любви;
  • верности;
  • дарования;
  • общения.

Супруги извлекают из брачного партнерства уроки, учатся объединять чувства и разум.

Духовная связь предполагает гармонию духа и тела. Два человека, связывающих жизни, чтобы помогать друг другу в божественном осознании, создают брак на верной основе: безусловной дружбе и равенстве. Если каждый требует исполнения от другого, а требование не выполняется, супруги становятся врагами. Длительное и счастливое партнерство в большинстве случаев невозможно без духовности, но для такого союза нужно созреть.

Цель семейной жизни состоит в том, чтобы расширить свое сознание посредством совершенствования очищающей божественной любви и дружбы, которая не обусловлена сексуальной или эгоистичной мотивацией. Дружба очень важна в брачных отношениях. Союзы, построенные только на сексе, очень быстро разрушаются. Если секс становится самой важной частью брака, пара теряет интерес и начальный блеск удовлетворения тускнеет. Те, кто не проводит различия между истинной любовью и чувственным притяжением, разочаровываются снова и снова.

Безбрачие

Целибат - состояние добровольного отказа от бракосочетания, в основном по религиозным соображениям. В узком значении термин применяется к тем, для кого безбрачие становится результатом священного обета, акта отречения или религиозного убеждения. В более широком смысле под ним понимается только абстинентность от сексуальной активности.

Целибация существовала в той или иной форме на протяжении всей истории в основных религиях мира, и взгляды на нее менялись.

Протестантизм видел разворот этой тенденции на Западе, а Восточная Православная Церковь никогда не принимала ее. Ислам тоже всегда плохо относился к безбрачию.

Классическая индуистская культура поощряла аскетизм и безбрачие на поздних этапах жизни, после того как человек выполнил свои социальные обязательства.

Безбрачие в концепции католического духовенства предполагает соблюдение целомудрия. Священникам запрещается жениться или состоять в отношениях. Нарушение этих законов приравнивается к святотатству.

Положительные и отрицательные стороны эмоционального союза

Преимущества духовного брака:

  • долгосрочность отношений. Оба супруга принимают недостатки и достоинства друг друга, не соперничают и ценят семью;
  • комфортное сожительство. Домашний уют и понимание создают благоприятную атмосферу. В таком союзе мужчина и женщина получают положительную энергию;
  • верность. Преданность и душевная близость способствуют тому, что ни один из супругов даже не думает о предательстве.

Недостатки:

  • непонимание на почве бытовых проблем. Иногда один из супругов взваливает на себя всю ответственность и обязанности, из-за чего происходят конфликты;
  • одному из партнеров перестает нравиться жизнь в эмоциональном союзе, он предпочитает отстраниться.

Физическое влечение, внешняя красота партнера, финансовые причины женитьбы направляют на неверный путь. Грех заключается в том, чтобы связать судьбу с неподходящим человеком, основываясь на социальным обычае или физическим инстинкте. Люди должны жениться только тогда, когда они чувствуют единство души. Если их соединили священные обеты, они должны оставаться вместе, быть преданными друг другу.

Правильный союз воспитывает настоящую любовь на высшем уровне. Муж и жена должны быть взаимно лояльны и стараться стать счастливыми во всех отношениях. Духовная жена не должна оставлять бездуховного мужа, а муж - бездуховную жену; они должны пытаться влиять друг на друга.

До вступления в брак люди должны научиться контролировать свои эмоции. Лояльность и понимание между мужем и женой постепенно освобождают ум от ограничений, связанных с сексуальным желанием, и поднимают его на уровень божественной любви. Она сублимирует стремление к сексу в прекрасные человеческие отношения. Без настоящей любви сердце останется пустым.

Почему происходит измена

Измена, как физическая, так и духовная, происходит, когда между двумя людьми исчезает доверие и возникает моральный конфликт, романтические отношения становятся тусклыми, пропадает интерес к партнеру.

Эмоциональное предательство - одно из самых болезненных переживаний, эмоциональная травма. Неверность оставляет глубокие эмоциональные шрамы, активируя те же самые области мозга, что и физическая боль.

Предательство часто становится неожиданным и делает человека бессильным. Сначала люди испытывают:

  • отрицание;
  • недоверие.

В это время происходит быстрый эмоциональный переход от сильного гнева и ярости до глубокого отчаяния и печали. Человек пытается понять, что произошло, но одновременно испытывает чувство потери.

Физическая измена предполагает сексуальный, телесный контакт с другим партнером. Мужчины и женщины по-разному воспринимают такой тип измены. Для женщины больше важна эмоциональная и духовная верность как неотъемлемая часть отношений и замужества. Для мужчины же необходимо быть уверенным, что он растит своих детей, поэтому физическая верность жены с мужской точки зрения важнее всего.

Духовная измена заключается в эмоциональном предательстве, когда один из партнеров всей душой и мыслями стремится к другому человеку, физически оставаясь верным жене или мужу

Причинами неверности может стать:

  • нехватка духовной поддержки и понимания в семье и необходимость найти эту энергию на стороне;
  • отсутствие секса или неудовлетворенность;
  • различия в характерах.

Восстановление после предательства занимает много времени. Часто человек, который испытал боль от измены, уходит от общения и изолируется, чтобы защититься от возможного повторения ситуации.

Чтобы не страдать от измены, обязательно найдите родственную душу, рядом с которой будете развиваться и расти духовно.

На пути ко Христу они оба пережили немыслимое… «Умоляю тебя, господин мой, раб Христов, – сказала Наталия, – пока ты еще жив, протяни руку свою, чтобы отбили её, и ты тогда сравняешься с прочими , которые более пострадали, нежели ты!» Святой Адриан протянул к ней свою руку, а она, взяв ее, положила на наковальню. Мучитель, ударив сильно по руке молотом, отсек ее, и тотчас святой Адриан предал душу свою в руце Божии от великих страданий».

Такой вот пронзительный пример, как жена может стать для супруга настоящей духовной наставницей, предваряет нашу беседу.

– Отец Владимир, вот ситуация: жена видит, что муж стал редко причащаться. Охладел в вере, что ли… Должно ли её это заботить?

– Это будет её заботить в любом случае, должно или не должно. Женщины – хранительницы очага, и дома у них всё под контролем. Разумное устройство в семье – это когда муж определяет стратегию: «куда идти», а жена – тактику: «как идти». «В 1945 году мы возьмем Берлин», – говорит муж. А жена отвечает: «Хорошо. Сейчас 1941-й. Значит, здесь мы роем окопы, там строим ДОТы, оружие берём вот такое…» И муж, если он мудрый, не станет стеснять жену в вопросах тактики. Его задача – следить, чтобы она не уклонялась от стратегии, потому что её желание «как лучше» часто уводит в сторону, и тогда стратегическое направление семьи меняется.

Но в вопросах «как идти» жена имеет право всё контролировать. На её усмотрение – хозяйство, семейная касса, одежда, еда и прочее. И вдруг выплывает такая зона – духовная, которая ей оказывается неподвластна. Если нет денег, можно из мужа «вытряхнуть» премию, уговорить, чтобы пошел подработал где-нибудь, или самой заработать. Если у детей «не хватает» знаний, можно нанять репетиторов. А здесь проблема: нарушается духовное устроение – что делать? И женщина бросается с головой в решение этой головоломки.

У нас есть штамп: чем чаще ходить в храм, тем больше воздействует благодать, человек исправляется, и жизнь налаживается. Часто своих домашних мы стараемся втиснуть именно в эти железные рамки. Но вопрос ведь не в количестве, а в качестве посещений храма.

Если человек идет в церковь, открывает там своё сердце, он соприкасается с благодатью Божьей. Пусть даже 10 минут постоял и поговорил с Богом, – этого может быть достаточно: ощутил отклик в душе, Господь коснулся сердца, и со временем человек захочет такого контакта еще. А если муж стоит в церкви «не корысти ради, а токмо волею пославшей мя жены», как отец Федор из «12 стульев» говорил, возникает проблема: сердце не включается. Наоборот, срабатывает «обязаловка».

По закону физики, сила действия равна силе противодействия. Так и здесь: чем больше женщина будет давить, тем больше домашние будут сопротивляться. Даже дети – до 14–15 лет ещё как-то будут повиноваться, ходить через силу, изображать крестное знамение и склонять голову, но потом начнут возмущаться, психовать, придумывать отмазки. А в 18-20 их уже и палкой в храм не загонишь, потому что богослужение ассоциируется у них с насилием над их волей и свободой.

И муж так же. Он готов смириться с тем, что жена первая на кухне. Соглашается с ней в бытовых, прикладных вещах. Даже послушается, когда ему скажут, какую рубашку надеть и как пиджак застегнуть. Но он никогда не смирится с тем, чтобы жена стала его духовным гуру.

– Женщина судит по себе, и если кто-то в семье перестаёт соблюдать посты или ходить в храм, она боится, что случится отпадение её родного человека от Церкви. Но, по всей видимости, частота посещений храма у мужчин вовсе ни о каком отпадении не свидетельствует. Но тогда почему так происходит?

– Есть анекдот про мальчика, сына английского лорда, который с детства был немым. И вот в день его 13-летия семья сидит утром за завтраком. Лорд говорит: «Доброе утро». Мальчик не отвечает. Подают овсянку. Отец и сын начинают есть. Вдруг отрок произносит: «Недосолено». Все в шоке: что такое, как это может быть! Сбежались родственники, спрашивают его: «Вы что, можете говорить?» – «Да, могу». – «Но почему не произнесли ни слова за все 13 лет?» – «Не было необходимости».

Так и в некоторых семьях. Женщина настолько пытается угодить мужу, что ему просто не нужно ничего. Жена есть? – Есть. – Слушается? – Вроде да, верующая же. – Деньги я зарабатываю? – Зарабатываю. В общем, всё хорошо.

Часто женщины, особенно молодые христианки, окружают своих мужей такой заботой, ну просто со всех сторон стелют. Смотришь на это всё и думаешь: действительно, зачем ему в храм ходить – накормлен, напоен, спать уложен…

– Не станем же мы за это женщину обвинять. И что делать в таком случае? Если жена не авторитет в духовном плане, как она может повлиять? Может, оставить этот вопрос на самотек?

– Нет, на самотек нельзя.

Главное, что женщина может сделать, это её личная молитва. Можно прийти к священнику, попросить у него правило для того, чтобы муж воцерковился, стал ближе к Церкви.

В моей священнической практике был интересный случай. Одна прихожанка, молодая девушка, познакомилась с парнем – совершенным атеистом. Он когда-то прочёл Библию, но над верой насмехался.

Приходит она ко мне и говорит: «Батюшка, он очень хороший, я его люблю, но боюсь связывать с ним свою жизнь». – «У тебя, – отвечаю, – два пути: либо ты от него отказываешься, либо за него борешься». – «А как?» – «Надо молиться». И я дал ей правило.

Мы много с ней об этой ситуации говорили. «Может, как-то его наставлять?» – спрашивала она. Но как наставлять, если человек по образованию психолог, кандидатскую пишет, образованный, начитанный – его не переспоришь. «Вы знаете, если я начинаю умничать, он в два счета меня за пояс затыкает. И потом так стыдно… Кажется, что я и веру свою не защитила, и на него обижаюсь», – рассказывала она.

Девушка положилась на волю Божью, усердно молилась. Один акафист 40 раз прочитала, потом второй, третий. Полгода, год прошел, и вот как-то раз приходит ко мне этот парень. Спрашивает: «Почему она сюда ходит?» В том смысле, что он искренне заинтересовался, зачем ей Церковь и вера.

Девушка не долбила парня разговорами, в пещеры, в Лавру не заставляла ходить. Но если он спрашивал, отвечала по мере своего разумения. Не пыталась его просветить, но делилась тем, что знает и чувствует. Я ей советовал: «Ты просто отвечай то, что думаешь. Если же будет спрашивать выше твоего понимания, скажи так: раз у тебя накопилось столько вопросов, давай сходим к священнику».

– Чего ни в коем случае нельзя делать – чтобы не вызвать то самое противодействие, о котором Вы говорили?

– Самая неправильная установка: «Я его воцерковлю». Или: «Я его изменю. Он будет другим». А не факт. В такой постановке вопроса уже заложено упование на себя, проявляется самость.

Считать, что «я его изменю», – безумие, потому что изменить другого человека может только Бог. Творение творение изменить не может, а вот Бог-Творец может всё. Значит, нужно начать с того, чтобы обращаться к Творцу.

Мы хотим изменить другого человека своими словами, действиями, предложениями, турпоходами или паломническими поездками. Думаем, что сводим его к такому-то старцу или авторитетному священнику… А старцы и отцы не являются авторитетами для этого мужчины. Ну да, старичок вещает чего-то. Так ведь ещё надо бы почитать в интернете, чего там о нем пишут…

Поэтому мечты нужно оставить и настроиться на труд. Если любишь человека и хочешь изменить его, это можно сделать только через жертву. Девушка, жена своей любовью может вымолить, пожертвовав часть сил, энергии, времени для молитвы о своем женихе или муже. И постепенно, по чуть-чуть он будет преображаться. Не сразу это произойдёт, Господь будет испытывать её веру. Но затем потихонечку преобразится и сам человек, и вся семья получит большое утешение и радость. Но всё это только через труд.

А в отношении поступков однозначно неправильно будет тянуть его в церковь: «ты обязан», «ты должен», ставить рамки, условия. Нужно начать молиться и потихонечку предлагать, заинтересовывать.

Часто мужья, как я уже говорил, не видят причины, по которой они должны идти в церковь. Жена прочитала жития святых отцов, усвоила, что если исповедоваться, причащаться, то так станешь отделяться от греха, Господь даст милость, будет освящать ум и просвещать сердце. Она-то это знает, но у мужа таких познаний нет. Если станет ему рассказывать, он на это никакого внимания не обратит, потому что жена для него – не авторитет духовный. Вот если скажет борщ посолить через 15 минут, он это беспрекословно сделает. Почему? Потому что если не поступить так, как она сказала, будет не борщ, а помои, и есть такое будет нельзя. А если её послушаться, будет хорошо чреву.

У мужчин больше развито рациональное восприятие. Так что самый лучший вариант для жены – найти священника, который бы постепенно достучался до его сознания, поговорил бы и объяснил.

Я в таких случаях приглашаю людей на молебен об успехе в делах. Даже самому далекому от веры мужчине «успех в делах» – это понятно. «Сколько нужно стоять?» – «15 минут». – «О, хорошо, вопросов нет…»

Вот помолились, я говорю короткое напутственное слово – цепляю его за живое, рассказываю, для чего ходить в храм, какая может быть у него цель. Не говорю – ты обязан, должен. Но предлагаю. В Православной Церкви Господь Иисус Христос для нас является покровителем, помощником, образцом для подражания. Господь не насилует волю, не заставляет, Он предлагает: придите, примите. Так и я говорю: «Хотите так вот и так? Нет? Пожалуйста…»

Всегда надо помнить: изменяет людей только Господь. Священник не «вправляет мозги», он сеет. Часто женщины, когда просят меня поговорить с их мужьями, опасаются: «Он не послушает…» Так нам и не нужно, чтобы послушал, нам нужно засеять. Священник засеял, жена удобряет благодатью. Благодать даётся через молитву. Вот и молится она тихонечко за мужа своего, просит Боженьку, чтобы Он открыл сердце, щедро окропил благодатью это зернышко.

Самое главное – избегать принуждения. Насилие не имеет в себе любви. Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не ищет своего, не радуется неправде, но сорадуется истине. Там, где есть безграничное доверие друг ко другу, будет действовать любовь.

Если муж любит жену, он ей доверяет: хочет она так, значит, ей так лучше, пусть идет в церковь, помолится. Если он видит, что его поведение причиняет ей боль, просто ради нее придет в храм, сделает этот шаг любви. И взаимная жертва – её смиренная молитва и его искренняя уступка – будут постепенно усиливать чувства, давая тем самым возможность действовать в сердцах Богу.

О библейском идеале настоящего мужчины, о воинах, иноках и тружениках, о мужественных инспекторах ДПС, о семьях священников, о воспитании будущих мужчин без мужа семейный психолог Наталья Борисовна Киселева беседует с протоиереем Павлом Гумеровым.

Мужчина прежде всего – труженик

– Отец Павел, расскажите, что говорит нам Библия о предназначении мужчины.

– В начале 1990-х годов мне попалась в руки небольшая книжица, которую распространяли протестанты вместе с другой религиозной литературой. Называлась она «Чего хочет Бог от настоящего мужчины?» На обложке был изображен некий слегка небритый голливудский красавец, который, видимо, и олицетворял собой того самого «настоящего мужчину». Совершенно не помню содержания этой брошюры, все-таки прошло уже более двадцати лет, но ее название меня зацепило. Действительно, чего от нас, мужчин, ждет Господь? Как нам строить свою жизнь, чтобы она соответствовала замыслу Божиему о нас как о мужчинах?

Ответы на эти вопросы мы, конечно, в первую очередь должны искать в Священном Писании, ибо это слово Божие, а значит, оно напрямую выражает волю Господа обо всем роде человеческом и о мужском предназначении в частности. Уже во 2-й главе Книги Бытия, самой первой книги Библии, говорится о творении первого человека – Адама. Господь поселяет его в Эдемском саду, «чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2: 15). То есть сразу же после создания мужчина призывается Богом к труду, к деланию. Несмотря на то, что природа еще не была искажена грехопадением, райский сад уже нуждался в уходе, в заботе о нем. И эта работа поручается Адаму.

Далее первый мужчина получает второе задание. Он, как существо мыслящее, думающее и творческое, должен дать имена сотворенным Богом животным. Что, конечно, тоже является трудом, но уже интеллектуальным. Животных было очень много, и работа предстояла немалая. Из всего этого мы можем заключить, что Господь хочет, чтобы мужчина не сидел сложа руки, а был работником, тружеником, и желает, чтобы его труд приносил пользу.

После грехопадения первых людей Бог изгоняет их из Эдема и говорит Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3: 19). Трудовая задача для мужчины усложняется. Природа уже не так плодородна и дружественна по отношению к человеку, она искажена после его отступления от Бога. Первый мужчина теперь будет добывать пропитание сам и кормить свою семью.

Из этих глав Библии мы выводим очень важное качество, которое должно быть присуще мужскому полу, – трудолюбие. Мужчина – это труженик, добытчик, кормилец семьи. Неважно, пашет он, охотится, чинит компьютеры, лечит людей, водит автобус или занимается научной работой. Главное, чтобы его труд приносил пользу людям и его семье. Не трудящийся, уклоняющийся от работы мужчина не выполняет одного из самых главных своих предназначений, данного ему от Бога.

Защитник и наставник семьи

– А на какие мужские качества обращается особое внимание в Новом Завете?

– В священной истории Ветхого Завета можно найти немало примеров настоящего мужского поведения. Но для нас, живущих в эпоху Завета Христова, конечно, главным ориентиром должен являться Новый Завет.

Новозаветные писатели, в частности апостол Павел, говоря о мужском предназначении, в первую очередь обращались к теме семьи. И неслучайно. Ведь заботясь о семье, о самых близких ему людях, мужчина может явить самые лучшие свои качества. «Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1 Кор. 11: 3), – пишет апостол Павел. О том, что муж – глава жены, семьи, говорится еще в самом начале Библии, когда Бог обращается к Еве со словами: «К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3: 16). Но мужчина Нового Завета не просто глава жены, он сравнивается со Христом: «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5: 23); «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5: 25). Муж должен, подобно Христу, быть защитником, кормильцем жены, а если надо, и умереть за нее.

Так как супруги – это «одна плоть», они должны стать единым телом и душой в браке, забота о жене должна быть для мужчины такой же естественной, как о своем собственном теле: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф. 5: 28); «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя, а жена да боится своего мужа» (Еф. 5: 33).

Апостол Петр повелевает мужьям проявлять снисхождение к женской немощи и слабости: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Пет. 3: 7).

Не супруга должна «тащить» мужчину в храм, а он должен вести ее ко спасению

Мужчина не только кормилец и защитник, он и духовный наставник жены: «Если же они (жены. – прот. П.Г. ) хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор. 14: 35). Конечно, чтобы наставлять жену и детей в вере, мужчина должен сам идти впереди жены. Не супруга должна «тащить» его в храм, а он сам должен вести ее ко спасению.

Быть образом Христа

Удивительное дело: нам, мужчинам, слово Божие предписывает равняться не на кого-либо, а на Самого Господа нашего Иисуса Христа! Куда уж выше. Но таково мужское предназначение – быть образом Христа и в семье, и в жизни церковной. Господь принял на Себя наше человеческое естество, чтобы искупить весь род человеческий, но пришел Он на землю именно в мужском образе. И поэтому (хотя это и не единственная причина) в Православной Церкви невозможно женское священство. Священник – это образ Христа, а Иисус Христос был мужчиной.

Да, планка нам задана очень высокая – быть образом Христа в своей семье и священником своей домашней Церкви. И учиться этому мы должны у Самого Христа Спасителя. «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4: 16); «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф. 5: 1), – говорит нам апостол Павел.

– А чему именно должны учиться у Христа современные мужчины?

– Господь создал Церковь – первую христианскую общину, семью – и является не только ее Главой, но и ее Попечителем, заботливым, ответственным Отцом. Он говорит: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить…» (Мф. 20: 28). Вся земная жизнь Христа – это жизнь ради других людей. Никто и никогда не видел Его в праздности. Сначала Он помогает Своей семье – Матери Марии и Иосифу Обручнику, трудясь вместе с ним на плотницком поприще. А выйдя на общественное служение, Он все время посвящает труду ради Своей паствы.

Мужчина должен быть аскетом, всегда готовым к труду и подвигам, как солдат. Он не может быть изнеженным

Господь проходил огромные расстояния пешком, по горячим и пыльным палестинским дорогам, проповедовал, наставлял, исцелял, воскрешал. Он не имел постоянного жилища, испытывал тяготы, голод, зной, другие лишения, само служение Свое Он начал с сорокадневного поста. И этому мы, мужчины, также должны у Него учиться. Мужчина должен быть аскетом, всегда готовым к труду и подвигам, как солдат. Он не может быть изнеженным. Как говорит апостол Павел: «Умею жить в скудости, умею в изобилии…»

Христос уставал иногда так, что, уснув, не мог проснуться даже тогда, когда буря готова была потопить лодку, в которой Он забылся сном. Вспомните этот эпизод, когда апостолы во время бури стали в страхе будить Спасителя со словами: «Спаси нас, погибаем» (Мф. 8: 25).

Но Христос не только заботится о духовных потребностях людей, Он решает и все материальные проблемы первохристианской семьи. Когда люди ушли на большое расстояние от селений и захотели есть, Господь сначала накормил пять тысяч человек, совершив чудо умножения пяти хлебов, а потом и еще четыре тысячи нуждающихся. Он как бы говорит: «Пока Я с вами, вы не будете иметь ни в чем нужды». Вспомним один небольшой, но интересный эпизод. После Воскресения Господь является Своим ученикам на Тивериадском море. В ту ночь они не смогли поймать никакой рыбы. И Христос повелевает им вновь закинуть сеть. Пойманных рыб было 153. А когда апостолы вышли на берег, они увидели, что Учитель не только наполнил их сети, но и проявил трогательную заботу о них, трудившихся всю ночь: Он разложил костер и уже приготовил им рыбу и теплый хлеб. Кстати, Евангелие неоднократно рассказывает нам, как Господь заботился о рыбном промысле Своих учеников, помогая им добывать пропитание.

Настоящий мужчина всегда держит слово. Все, что Христос обещал Своим ученикам, Он выполнил.

Христос не только Глава, не только Труженик и Кормилец, Он Спаситель, Защитник всех слабых и обиженных. И в этом Он также дает высочайший пример всем нам, мужчинам. Настоящий мужчина – это защитник. Вспомним, как Господь ободряет кровоточивую женщину, которая прикоснулась к Нему (прикосновение такой женщины считалось в Ветхом Завете осквернением); как заступается за другую жену, скрюченную болезнью, и исцеляет ее в субботу, несмотря на возмущение фарисеев; как защищает женщину, взятую в прелюбодеянии, от жестокой казни избиения камнями. Христос особенно трепетно относится к людям слабым, больным, нуждающимся в помощи.

А как Он относится к детям! Помните, ученики препятствовали приносить детей ко Христу, а Он пожалел их. Иисус даже приводит ученикам в пример ребенка, когда, обняв его, Он сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18: 3). Настоящий мужчина должен любить детей.

А как снисходительно Христос относится к слабому полу! Он сурово обличает фарисеев и книжников, не может равнодушно пройти мимо беззакония, которое торговцы учинили в храме, приведя туда крупный рогатый скот и устроив пункт обмена валюты, но в то же время очень снисходительно относится к женской немощи и слабости. Вспомним хотя бы о том, что, когда Марфа очень невежливо укорила Спасителя, Он лишь мягко делает ей замечание: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно» (Лк. 10: 41–42).

Настоящий мужчина – это друг. А друг, как известно, «в беде не бросит». Христос не только Отец христианам, Он Друг им. И Господь Сам говорит об этом: «Вы друзья Мои» (Ин. 15: 14). А друг должен, если надо, отдать жизнь за друга. Поэтому «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13), – эти слова Спаситель говорит Сам о Себе.

И, наконец, Христос очень сильный Человек, сильная Личность. Он по Своей человеческой природе испытывал страх, искушения, боль, муки… Но как стойко Спаситель держится в этих страданиях! Вспомним, с каким достоинством Он отвечает на суде первосвященника, во дворце у Пилата. Он не унижается, не просит о пощаде. Перед Своими истязателями Он либо молчит, либо дает им краткие, смелые ответы. И этому также мы учимся у Него. Мужчина должен смело смотреть в лицо опасности и ни перед кем не унижаться.

Конечно, каждый христианин призван в своей жизни следовать Христу, но мужчинам это заповедано в особенности. И я бы посоветовал каждому мужчине-христианину иметь в красном углу икону Христа Спасителя. Не только образ Богородицы с Младенцем, а именно икону Спаса, и почаще, взирая на нее, молится Ему, помня, на Кого мы должны равняться.

Да, планка поднята высоко!

Герои есть, и они – рядом

– Отец Павел, расскажите о настоящих мужчинах, с которыми вам приходилось встречаться.

– Многим кажется, что сейчас мы видим очень мало примеров настоящего мужского поведения. Но уже порядком надоело бесконечное нытье о том, что мужское население измельчало и настоящих мужчин сейчас днем с огнем не сыщешь. Грешен, сам я тоже иногда впадаю в такое брюзжание.

Нет, примеров истинной мужественности довольно много. Так уж сложилось, и это совершенно не моя заслуга, но на нашем приходе святых Петра и Февронии в Марьине мужчин не меньше, чем женщин. Притом мужчин далеко не пенсионного возраста. И среди них я могу назвать немало примеров настоящих отцов, мужей и просто замечательных мужчин. Знаете, все мы люди разные, и нет, наверное, каких-то эталонных «настоящих мужчин». Ведь настоящий мужчина – это вовсе не какой-то культурист из голливудского боевика, который жмет от груди 120 килограммов и сражается с целой армией, или красавец-мачо из латиноамериканского сериала. Настоящий мужчина силен духом. Мне встречались прекрасные многодетные отцы, мужья, которых я смело бы отнес к настоящим мужчинам, но которые внешне выглядели весьма невзрачно: были маленького роста и весьма хрупкого телосложения.

Я упомянул наш приход. Среди наших прихожан я знаю двух удивительных мужчин. Они многие годы с нежностью и любовью ухаживали за своими тяжелобольными женами. И для меня они настоящие мужчины. Ведь ради своих любимых они пожертвовали очень многим, а их трудолюбие и ответственность выше всяких похвал. Знаю отцов, которые имели многочисленное семейство и еще усыновляли детей-сирот.

Но, наверное, нет людей, которые бы всю жизнь совершали только мужские поступки. Каждый человек имеет сильные стороны, но совершает и ошибки.

Среди моих знакомых немало людей военных, а в военной среде настоящие мужчины никогда не переводились. Например, мы дружим с отцом Константином Волковым, настоятелем подмосковного храма в селе Дарна. Он прошел Афганскую войну, сражался в разведроте, дал обет посвятить свою жизнь Богу, если останется жив. После войны крестился, принял священный сан и восстановил из руин храм. Можно вспомнить и отца Николая Кравченко (правда, с ним я не знаком лично), знаменитого «чукчу-снайпера». Он прошел многие горячие точки. В Первую чеченскую войну с отрядом в 50 человек, когда кончились патроны, он, с молитвой «Христос воскресе» на устах, с Божией помощью прорвался в рукопашной схватке через кольцо вооруженных до зубов чеченских боевиков. Все солдаты остались живы, хотя многие получили тяжелые ранения. Мой брат, священник Александр Гумеров, для меня также является примером настоящего мужчины-воина. Он, уже полностью отслужив срочную службу, добровольно пошел воевать в Дагестан и Чечню в конце Второй чеченской войны. А ведь на гражданке его ждали родители и невеста – они поженились, как только он вернулся с войны.

Вообще у нашей страны такой огромный потенциал, такое героическое прошлое, что это не может не сказаться на нашей генетической памяти. Это вселяет надежду на то, что, несмотря на годы безвременья и крушения всех нравственных ориентиров, наши мужчины, многие из которых находятся в спячке, воспрянут от нее и еще проявят себя. Огромная территория и суровый климат нашей страны, многочисленные войны на ее территории и за ее пределами – всё это сформировало особый тип, образ настоящего русского мужчины. Наш мужчина – это инок, воин и труженик. И все это не может пропасть втуне, все это есть в нашей генетической памяти. И все это нужно оттуда извлекать. Слава Богу, нам есть на кого равняться.

То, как геройски сражались наши солдаты в Афганистане, в Чечне, как сражаются сейчас в Сирии, говорит о том, что не перевелись еще на Руси настоящие мужчины.

Примеров русских мужчин-воинов, защитников, спасателей можно приводить очень много. Вспомним хотя бы, как в 2012 году в Амурской области во время учений геройски погиб майор Сергей Солнечников, который, спасая солдат, накрыл телом боевую гранату. Совсем недавно, этой зимой, в Москве инспектор ДПС Алексей Коняев бросился в ледяную воду и спас из Москвы-реки тонущую девушку. Ее джип протаранил ограждение и упал в реку. А ведь это был не спецназовец, не сотрудник МЧС, а обычный автоинспектор!

Говоря о настоящих мужчинах, нельзя не упомянуть монахов, а то может сложиться впечатление, что подлинные мужские качества возможно проявить только в семейной жизни или на войне. Нет, среди иноков также немало настоящих мужчин. Как весьма яркий пример могу привести епископа Тихона (Шевкунова). Владыка – истинный монах, труженик, вся его жизнь, все его многочисленные проекты направлены на служение Богу и людям. Он совершенно не живет для себя. Вообще монашество – это особый путь, очень трудный, опасный и ответственный, путь, достойный настоящего мужчины. И думаю, что именно мужчине, если он хочет в полноте выполнить заповеданное ему от Бога предназначение, нужно выбирать между этими двумя дорогами: монашеством и семейной жизнью.

Мужчина в семье

– К семейной проблематике и хотелось бы вернуться. Как должен вести себя мужчина в семье, каким должен быть мужем, отцом?

Святитель Григорий Богослов: «Или вовсе не учи, или учи доброй жизнью»

– Начнем с образа отца. Отец не только ответственный человек, кормилец и защитник. Об этом мы уже поговорили. Он воспитатель для своих детей. Чем он воспитывает? Конечно, в первую очередь своим примером. «Или вовсе не учи, или учи доброй жизнью», – говорит нам святитель Григорий Богослов. И если мы хотим привить детям какие-то очень важные качества: веру, любовь, трудолюбие, нравственность, то сами в себе должны их воспитывать. Это самый надежный метод обучения: «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас».

Для меня мой папа с самого раннего детства и до сего дня как раз и являлся таким благим примером. И не только примером, образцом, но и другом, на которого всегда можно положиться. Не очень помню его наставления мне в детстве, но до сих пор задумываюсь, прежде чем что-то сделать: «А как бы поступил на моем месте отец?»

Если отец не показывает детям пример, тогда худо. Особенно на мальчика образ отца способен оказать очень большое влияние. Мы даже не задумываемся, как на наши поступки влияют те сценарии поведения, которые мы усвоили еще в детстве. Отец может уже отойти в мир иной, а его образ, его поведение будут ходить за нами, как тень отца Гамлета.

Думаю, что мужчина, бросающий свою семью, детей, совершает гораздо более тяжкое преступление, чем кража или, например, мошенничество. Украв что-то, ты наносишь временный урон посторонним людям. А бросив семью, ты крадешь счастье и детство у своих собственных детей. Невозможно представить, как разрушительно влияет развод родителей на их чад. Дети могут потерять веру, стать несчастными в личной семейной жизни, получить тяжелые психотравмы на всю жизнь. Хорошо еще, если человек, не получивший в детстве правильного отцовского воспитания, пришел к вере, имеет правильным ориентиром заповеди и ведет духовную жизнь.

Итак, отец должен учить жизни своим примером. И как любить свою супругу, и как защищаться от хулиганов, и как забивать гвозди. И, конечно, как молиться и в храм ходить. Это особенно важно, ведь веру можно передать только живым примером общения с Живым Богом.

Теперь о том, каким должен быть настоящий супруг. Об этом, собственно говоря, речь уже шла в начале нашего разговора. Разумеется, ответственным, трудолюбивым, заботливым (заботиться о жене как о своем теле). Свое главенство в семье муж должен доказывать не словами, а делами. Когда мужчина умеет принимать решения и нести ответственность за них, когда на пятерку выполняет свои мужские обязанности, ни у кого даже не возникнет вопроса, кто глава семьи. Я видел примеры, когда очень активные и любящие покомандовать женщины, выйдя замуж за настоящих волевых и решительных мужчин, становились послушными и заботливыми женами.

Ну и, конечно, ориентируемся на Христа. Ведь Он не только Отец Церкви, но и ее Супруг, Жених, как сказано в церковных песнопениях. И поэтому нужно всегда задумываться: «А поступил бы так с Церковью Христос, как я сейчас поступаю со своей женой?» И все сразу станет ясно.

– Традиционно крепкие семьи – у священников, ведь они вступают в брак один раз и на всю жизнь. Есть какие-то секреты прочности семьи?

– И я знаю немало прекрасных священнических семей, в которых муж – глава – может служить образцом для подражания. У священников, действительно, как правило, крепкие, дружные, многодетные семья. Хотя, конечно, и исключения из правил встречаются.

Священник – это не профессия, это служение, которое проходят на протяжении всей жизни. Даже если батюшка выйдет за штат, он не перестанет быть священником. И жизнь батюшки подчинена определенному укладу, правилам. Если священник овдовел, он уже не может жениться второй раз, остается вдовцом. Батюшка не принадлежит сам себе, он как солдат: куда послали, там и служит.

Служение это непростое, рабочий день не нормирован. На первом месте должно всегда стоять служение, ну а потом семья. Поэтому священник должен особенно ответственно относиться к выбору матушки – жены. Она должна быть человеком крепкой веры и большого терпения, смирения, чтобы вынести вместе с супругом все тяготы приходского служения. Но зато эти качества очень помогают ей построить хорошую семью, обеспечить батюшке надежный тыл.

И священник, и его матушка призваны к служению. Многие супруги священников регентуют, поют в храме, ведут воскресную школу, шьют облачения. И поэтому в семейной жизни им легче, чем другим, ведь семья – это тоже служение. А ответственность священника, сам его труд, отсечение своей воли, и не в каких-то подвигах, а в повседневной обыденности, конечно, помогают и в жизни семейной.

Воспитай себя, воспитай сына

– С какими недостатками должен бороться в себе мужчина, какую вести работу над ошибками, чтобы стать настоящим мужем и отцом?

– Со всеми недостатками, противоположными тем добродетелям, о которых мы говорили. То есть с ленью, инфантильностью, безответственностью, эгоизмом, слабоволием, трусостью. Настоящий мужчина не должен идти за своими страстями, инстинктами, хотениями. Он должен быть аскетом. Это женщине, может быть, простительно проявить слабость, поспать подольше, понежиться…

Если мужчина будет проявлять слабость, страсти возьмут над ним верх. Известны слова Евангелия: «Кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12: 48). Так вот, мужчине дано очень многое. Он глава, а значит, он имеет власть, его должны почитать, слушаться. Он лидер, существо ведущее. И девушка, и женщина идет за мужчиной. Мужчина имеет гораздо бо льшие свободы и возможности (в том числе и финансовые), чем женщина. Женщина более привязана к дому, к детям. Но всеми этими возможностями мужчина может злоупотребить, если не имеет твердого духовного стержня, не борется со своими страстями. А мужчина, живущий по страстям, легко превращается в животное, зверя. Как часто некоторые мужчины используют во зло свою свободу и власть, думаю всем известно.

Если мужчина подвержен страсти блуда, винопития, наркомании или пристрастен к азартным играм, то вообще беда. Из страстей, которые особенно присущи мужчинам и очень им мешают, можно еще назвать гордость и рождающееся от нее упрямство.

Обычай рукоприкладства по отношению к женщине – пережиток темного язычества, он глубоко чужд христианству

Еще одна «фирменная» мужская страсть – это гнев. Если с гневом не вести борьбу, он может довести мужчину до очень тяжелых последствий. Мужчина, который должен быть защитником, покровителем слабой женщины, в гневе может поднять на нее руку. «Такой муж, если только можно назвать его мужем, а не зверем, по моему мнению, равен отцеубийце и матереубийце», – грозно обличает святитель Иоанн Златоуст мужей, бьющих своих жен. Обычай рукоприкладства по отношению к женщине – пережиток темного язычества, он глубоко чужд христианству.

– Как родителям воспитать из мальчика настоящего мужчину?

– В полной семье воспитать мужчину, конечно, гораздо легче. Тут главную роль играет отец, хотя и мать очень сильно может помочь ему в этом – тем, что будет прививать ребенку почтение к отцу, уважение к старшим. Будет сама почитать мужа и жить в мире и любви с ним, будет учить мальчика ответственности, трудолюбию, учить защищать младших. Отец может учить ребенка чисто мужским занятиям: работать руками, строить, ремонтировать, водить машину, рыбачить, плавать, играть в спортивные игры. Очень хорошо вместе с сыном помогать другим людям, инвалидам, престарелым. Ведь мужчина – покровитель, защитник слабых.

И еще: вести себя с женой как настоящий мужчина, рыцарь, помогать ей, оберегать от тяжелого труда, оказывать знаки внимания. То есть учить сына правильному общению с противоположным полом.

При этом учить детей нужно самим своим образом жизни – я уже говорил об этом.

Очень важно оградить ребенка от семейных конфликтов и разборок. Он не должен всего этого видеть. В его жизни папа и мама должны только любить друг друга и быть во всем согласны между собой.

Если отца нет

– А о чем надо помнить матери, которая растит сына без отца?

– Женщине, воспитывающей ребенка без мужа, не надо освобождать сына от принятия решений и ответственности. Он должен с малых лет иметь свои обязанности, приучаться к труду, помогать маме, жалеть ее. Его нужно приучать к мысли, что он единственный мужчина в семье, что на него вся надежда.

Нужно, чтобы он общался с мужчинами (конечно, надежными). Это могут быть его дядя, крестный, дедушка. На любом приходе есть мужчины, которые охотно возятся с детьми. Хорошо, если мальчик будет помогать в мужских приходских делах. Также неплохо, когда мальчик посещает спортивные секции, кружки, где руководителем является мужчина. То есть недостаток мужского общения и хорошего мужского примера нужно как-то восполнить. У одной моей знакомой умер муж, и она растила сына одна. Когда он стал подростком, она отдала его на обучение в артель строителей, которые восстанавливали их приходской храм. Там трудились верующие мужчины, и это принесло юноше большую пользу.

И еще о женщинах

– Как должны вести себя женщины, чтобы мужчины рядом с ними становились мужественными?

В.А. Сухомлинский: «Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин»

– Наш великий русский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин». Думаю, что женщины должны взращивать в себе женственность, мягкость, смирение. Женщина должна не доминировать, а помогать мужчине проявлять свои мужские качества. Во все века прекрасные дамы вдохновляли рыцарей на подвиги, а не совершали подвиги за них. Семейный психолог Ирина Анатольевна Рахимова как-то рассказала мне, что у нее была одна клиентка, женщина самостоятельная, успешная, настоящая бизнесвумен. И вот эта дама познакомилась с мужчиной. Он ей понравился, но ее смущала его нерешительность, да и зарабатывал он, по ее мнению, мало. Ирина Анатольевна поработала с ней, и вот этой женщине удалось как-то отойти в сторону и правильно мотивировать жениха. И тот взял на себя организацию и обеспечение свадебных торжеств. То есть эта женщина не стала взваливать все на себя, а дала возможность проявиться мужчине.

Ну и, конечно, женщине необходимо поощрять мужчину, вдохновлять его, ценить то, что он делает, а не воспринимать его усилия как что-то само собой разумеющееся. Женщине само слово Божие заповедует почитать мужа, уважать его.

– Батюшка, и в заключение несколько слов поддержки для наших мужчин, чтобы им укрепиться в их благородном, но нелегком служении.

– Мы сегодня очень много говорили о том, что должен делать мужчина. Да, путь мужчины непрост, получается, он в ответе за всё как глава семьи. Но, как поется в песне Булата Окуджавы: «Товарищ мужчина, а все же заманчива должность твоя». И за свои труды мужчина получает в награду почет, уважение и любовь своей жены и детей. А главное – он выполняет заповедь Божию о служении Богу и людям, и, конечно, его труд не останется без награды, даже здесь, на земле.