Обзор изменений в законодательстве о музейном фонде рф. Закон о музейном фонде по рф Федеральный закон 54 фз о музейном фонде


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении положений о Музейном фонде Российской Федерации,
о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации,


Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2002 года N 302 (Российская газета, N 88, 21.05.2002).

Правительство Российской Федерации

Постановляет:

Утвердить прилагаемые:

Положение о Музейном фонде Российской Федерации;

Положение о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации;

Положение о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации.

____________________________________________________________________
Настоящее постановление утратило силу с 29 мая 2002 года в части утверждения Положения о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации - постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2002 года N 302.
____________________________________________________________________

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации

ПОЛОЖЕНИЕ
о Музейном фонде Российской Федерации

1. Настоящее Положение в соответствии с Федеральным законом "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" определяет порядок:

Разграничения форм собственности на музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации (далее именуется фонд);

Принятия решений об управлении музейными предметами и музейными коллекциями, находящимися в федеральной собственности;

Включения музейных предметов и музейных коллекций в состав фонда и исключения их из его состава;

Учета и хранения музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части фонда.

2. В состав государственной части фонда входят музейные предметы и музейные коллекции:

Находящиеся в федеральной собственности или в собственности субъектов Российской Федерации, независимо от того, в чьем владении они находятся;

Приобретаемые после вступления в силу Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" государственными музеями, иными государственными учреждениями независимо от формы приобретения.

3. В федеральной собственности находятся музейные предметы и музейные коллекции, которые:

Находились в федеральной собственности (собственности бывшего СССР и РСФСР) до принятия Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" независимо от источников поступления, а также приобретены за счет средств федерального бюджета (бюджетов бывшего СССР и РСФСР) и закреплены в оперативном управлении или переданы в пользование музеям и другим организациям независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности;

Приобретены государственными федеральными музеями, иными государственными федеральными учреждениями за счет средств их учредителей, либо за счет собственных средств, либо посредством иной формы приобретения.

В собственности субъектов Российской Федерации находятся музейные предметы и музейные коллекции, которые:

Находились в собственности субъектов Российской Федерации (автономных образований, краев и областей РСФСР) до принятия Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", а также приобретены за счет средств их бюджетов и закреплены в оперативном управлении или переданы в пользование музеям и другим организациям независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности;

приобретены государственными музеями, иными государственными учреждениями субъектов Российской Федерации за счет средств их учредителей, либо за счет собственных средств, либо посредством иной формы приобретения.

4. От имени Российской Федерации имущественные и неимущественные права и обязанности, а также государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав фонда, осуществляет Министерство культуры Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации возложено государственное регулирование в области культуры.*4.1)

Для реализации этих прав и обязанностей, а также осуществления функций государственного контроля в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав фонда, Министерство культуры Российской Федерации может в установленном порядке создавать специализированные государственные подведомственные ему организации.

От имени субъектов Российской Федерации имущественные и неимущественные права и обязанности, а также государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав фонда, осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложено государственное регулирование в области культуры.

5. Музейные предметы и музейные коллекции, входящие в состав государственной части фонда и находящиеся в федеральной собственности:

Закрепляются Министерством культуры Российской Федерации на праве оперативного управления за государственными федеральными музеями, другими государственными федеральными организациями, обеспечивающими хранение культурных ценностей;

Могут передаваться в безвозмездное бессрочное пользование или пользование на определенный срок государственным музеям, находящимся в ведении субъектов Российской Федерации, или музеям, находящимся в ведении муниципальных образований, на основании соответствующих договоров между Министерством культуры Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и заинтересованным музеем. *5.1.2)

Формы указанных договоров утверждаются Министерством культуры Российской Федерации. *5.2)

При ликвидации музеев, иных учреждений и организаций музейные предметы и музейные коллекции, закрепленные Министерством культуры Российской Федерации в их оперативном управлении или переданные им в пользование, закрепляются по решению Министерства за другими музеями, учреждениями и организациями.

6. Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав фонда, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом только по разрешению Министерства культуры Российской Федерации.

7. Включение музейных предметов и музейных коллекций в состав фонда, а также их исключение из его состава производятся Министерством культуры Российской Федерации в установленном им порядке после проведения соответствующей экспертизы.

8. Музейные предметы и музейные коллекции, приобретенные государственными музеями, иными государственными учреждениями независимо от источника и формы приобретения, должны быть заявлены для включения в состав государственной части фонда в 2-месячный срок с момента их приобретения.

9. Решения об исключении музейных предметов и музейных коллекций из состава фонда могут быть приняты Министерством культуры Российской Федерации в следующих случаях:

Утрата и разрушение музейных предметов и музейных коллекций или обмен их на другие музейные предметы и музейные коллекции;

Ошибочность экспертного заключения о культурно-историческом значении, физическом состоянии и других особенностях указанных предметов и коллекций, на основании которого было принято решение об их включении в состав фонда;

Соответствующее судебное решение, вступившее в силу.

10. Собственникам музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав фонда, Министерство культуры Российской Федерации выдает соответствующее свидетельство.

Форма указанного свидетельства и порядок его оформления устанавливаются Министерством культуры Российской Федерации. *10.2)

11. Передача прав собственности и другие действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части фонда, производятся только после регистрации соответствующих сделок в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации в порядке, установленном Положением о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации. *11)

12. В целях обеспечения преимущественного права государства на приобретение музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части фонда, собственник за 3 месяца до оформления сделки купли-продажи в письменной форме извещает Министерство культуры Российской Федерации либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложено государственное регулирование в области культуры, об условиях этой сделки.

В случае если такое извещение направлено не было, регистрация сделки может быть отложена на срок до 3 месяцев.

13. Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав фонда, подлежат учету и хранению в соответствии с едиными правилами и условиями, определяемыми Министерством культуры Российской Федерации, независимо от того, в чьей собственности или владении они находятся.

Учет музейных предметов и музейных коллекций осуществляется их собственниками или музеями и иными организациями, в оперативном управлении или пользовании которых они находятся, с использованием специальной учетной документации, обеспечивающей возможность полной идентификации этих предметов и коллекций и содержащей сведения об их местонахождении, сохранности, форме использования и т.д.

Основными учетными документами являются главная инвентарная книга (книга поступлений) и другие инвентарные книги, акты приема музейных предметов и музейных коллекций на временное (постоянное) хранение, акты выдачи музейных предметов и музейных коллекций во временное пользование, акты списания музейных предметов и музейных коллекций (в случае исключения их из состава фонда).

Отражение музейных предметов и музейных коллекций на балансе юридического лица, в оперативном управлении или пользовании которого они находятся, не допускается.

14. Правила учетной обработки музейных предметов и музейных коллекций (описания, измерения, маркировки и др.), условия хранения и обеспечения безопасности в соответствии с особой технологией изготовления, другой спецификой отдельных категорий данных предметов и коллекций, а также типовые формы основных учетных документов определяются инструкцией по учету и хранению музейных предметов и музейных коллекций, утверждаемой Министерством культуры Российской Федерации.

15. Основные учетные документы фонда подлежат бессрочному хранению и страховому копированию.

Страховые копии основных учетных документов передаются на хранение в Министерство культуры Российской Федерации.

16. Собственники и (или) владельцы музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав фонда, обязаны:

Предоставлять Министерству культуры Российской Федерации либо органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложено государственное регулирование в области культуры, информацию об этих музейных предметах и музейных коллекциях, необходимую для ведения государственного учета фонда, а также возможность для проведения проверки их сохранности и условий хранения;

уведомлять Министерство культуры Российской Федерации об утрате или физическом разрушении музейных предметов и музейных коллекций в 3-дневный срок с момента обнаружения.

Министерство культуры Российской Федерации во взаимодействии с органами внутренних дел обеспечивает незамедлительное распространение информации о похищенных музейных предметах и музейных коллекциях.

17. Порядок и условия доступа к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав фонда и находящимся в хранилище (депозитарии) музея, устанавливаются нормативными актами Министерства культуры Российской Федерации и доводятся до сведения граждан.

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 февраля 1998 года N 179

ПОЛОЖЕНИЕ
о Государственном каталоге Музейного фонда
Российской Федерации

1. Настоящее Положение определяет порядок формирования и ведения Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации (далее именуется Государственный каталог) в соответствии с Федеральным законом "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".

2. Государственный каталог представляет собой электронную базу данных, содержащую основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации (далее именуется фонд).

3. Ведение Государственного каталога осуществляется Министерством культуры Российской Федерации на основе учетной документации собственников музейных предметов и музейных коллекций или музеев и других организаций, в оперативном управлении или пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции. *3)

В электронной базе данных Государственного каталога, объем которых устанавливается Министерством культуры Российской Федерации, выделяются:

Реестр действий (сделок) физических и юридических лиц, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части фонда (далее именуется реестр сделок);

Информация о хищениях и утрате музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав фонда.

4. После принятия в установленном порядке решения о включении музейных предметов и музейных коллекций в состав фонда Министерство культуры Российской Федерации в 10-дневный срок регистрирует эти музейные предметы и музейные коллекции в Государственном каталоге.

5. После регистрации собственники музейных предметов и музейных коллекций или музеи и иные организации, в оперативном управлении или пользовании которых они закреплены собственниками, в месячный срок представляют на бумажных или электронных носителях в Министерство культуры Российской Федерации информацию об этих предметах и коллекциях, подлежащую занесению в Государственный каталог.

Министерство культуры Российской Федерации вправе производить контрольные проверки достоверности представленных данных путем их сверки с основными учетными документами, а также выборочного визуального осмотра музейных предметов и музейных коллекций.

6. Собственники музейных предметов и музейных коллекций, зарегистрированных в Государственном каталоге, или музеи и иные организации, в оперативном управлении или пользовании которых они закреплены собственниками, обязаны незамедлительно сообщать Министерству культуры Российской Федерации о любых изменениях, вносимых в информацию об этих предметах и коллекциях.

Информация о хищениях и утрате музейных предметов и музейных коллекций представляется в Министерство культуры Российской Федерации в 3-дневный срок с момента их обнаружения.

7. Исключение музейных предметов и музейных коллекций из состава фонда регистрируется в Государственном каталоге в 10-дневный срок с момента принятия Министерством культуры Российской Федерации в установленном порядке соответствующего решения.

8. В реестре сделок регистрируются следующие сделки с музейными предметами и музейными коллекциями:

Продажа и приобретение на основании договора купли-продажи;

Дарение;

Передача во временное или бессрочное владение или пользование.

Регистрации в реестре сделок подлежит также наследование музейных предметов и музейных коллекций по закону или завещанию.

9. Для регистрации сделок с музейными предметами и музейными коллекциями, а также наследования музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части фонда и находящихся в собственности граждан и юридических лиц, собственники этих предметов и коллекций представляют в Министерство культуры Российской Федерации:

а) заявление о регистрации сделки (наследования) в Государственном каталоге с указанием номера свидетельства о включении музейных предметов и музейных коллекций, являющихся предметом сделки (наследования), в состав фонда, вида сделки и ее участников;

б) копию договора соответствующей сделки или свидетельства о праве наследования;

в) перечень музейных предметов и музейных коллекций, являющихся предметом сделки (наследования), и оригинал свидетельства об их включении в состав фонда.

10. Министерство культуры Российской Федерации в месячный срок с момента представления указанных в пункте 9 настоящего Положения документов производит:

Регистрацию сделки (наследования) в реестре сделок и выдает письменное уведомление с указанием ее порядкового номера;

Переоформление свидетельства о включении музейных предметов и музейных коллекций, являющихся предметом сделки (наследования), в состав фонда на имя их нового собственника. Свидетельство, выданное предыдущему собственнику этих предметов и коллекций, подлежит аннулированию либо переоформлению с учетом последовавших в результате сделки (наследования) изменений в составе указанных предметов и коллекций.

В случае отказа наследника от обязательств, имевшихся у наследодателя в отношении музейных предметов и музейных коллекций, свидетельство не переоформляется до совершения наследником в установленном порядке их продажи или иной сделки.

11. Информация о музейных предметах и музейных коллекциях, содержащаяся в Государственном каталоге, является общедоступной, за исключением сведений о собственниках музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части фонда, а также о сделках с этими музейными предметами и музейными коллекциями.

Доступ к визуальной информации о музейных предметах и музейных коллекциях, включенных в состав негосударственной части фонда, осуществляется с согласия их собственников.

12. Государственный каталог подлежит обязательному страховому копированию.

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 февраля 1998 года N 179

ПОЛОЖЕНИЕ
о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации

____________________________________________________________________
Положение утратило силу с 29 мая 2002 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 8 мая 2002 года N 302. - См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро "КОДЕКС"

Законодательство Российской Федерации провозглашает право каждого человека на приобщение к культурным ценностям, гумани­тарное и художественное образование, право собственности на куль­турные ценности, право создавать организации, учреждения и предприятия в области культуры.

Законодательство по музейному делу является частью законода­тельства о культуре и как таковое определенным образом соотносится с другими отраслями права - гражданским, административным, уго­ловным, таможенным правом. Оно регламентирует эту сферу деятель­ности, регулирует складывающиеся в ней общественные отношения.

По определению К.Е. Рыбака музейное право - "комплексная (синте­тическая) подотрасль права, представляющая систему правовых норм, ус­танавливаемых государством и предназначенных для регулирования об­щественных отношений, связанных с оборотом культурных ценностей, выявлением, изучением, охраной, реставрацией и использованием памят­ников истории и культуры, коллекционированием, эстетическим воспита­нием, художественным образованием, иной деятельностью, направленной на сохранение, распространение и освоение культурных ценностей" (92).

Источниками музейного права являются основополагающие за­конодательные акты Российской Федерации - Конституция, Граж­данский кодекс, Уголовный кодекс (статьи, трактующие о краже, контрабанде, невозвращении на территорию РФ предметов худо­жественного, исторического и археологического достояния и др.), Кодекс законов о труде. Эту сферу регулирует ряд законов РФ: "Ос­новы законодательства Российской Федерации о культуре" (1992), "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (1993), "Об особо охраня­емых природных территориях" (1995), "О некоммерческих органи­зациях" (1996), "О лицензировании отдельных видов деятельности" (1998), "Об авторском праве и смежных правах" (1993).

Правовое регулирование музейного дела и культуры в целом осуществляется не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления. Им переданы полномочия по регулированию финансирования, создания, реорга­низации и ликвидации большинства учреждений культуры, в том числе музеев, назначения их руководителей, строительства зданий и сооружений, обустройства прилегающих территорий, контроля ус­ловий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности организациями культуры.

Помимо законов данная сфера регулируется также подзаконны­ми актами - приказами и циркулярными письмами Министерства культуры РФ, других ведомств, имеющих отношение к предмету ве­дения музейного права.

Предметом музейного права являются такие направления дея­тельности музеев, как деятельность хозяйственная, экспертная, на­учно-методическая, просветительская, выставочная и др.


Правовое обеспечение музейной деятельности, нормативное регулирование сложных коллизий, возникающих в музейном деле, стало предметом специального рассмотрения в 1996 г., когда был принят первый в истории России Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".

В Законе определена сфера его применения: особенности пра­вового положения Музейного фонда (далее - МФ) и музеев Российской Федерации, все действующие и вновь создаваемые в Российс­кой Федерации музеи. На наш взгляд, формулировка "особенности" неточна. Более адекватным сути задачи было бы употребление тер­мина "специфика".

Вне сферы действия Закона фактически оказались собрания музеев, в силу разных причин закрывшихся в конце 1980-х - первой половине 1990-х гг. Их судьба как бы выведена за рамки принятого Закона, поскольку он распространяется на вновь учреждаемые и дей­ствующие музеи.

Закон определяет, какие акты составляют собственно законода­тельство о МФ и музеях. Это Конституция Российской Федерации, Основы законодательства о культуре, настоящий закон, принимае­мые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты - как Российской Федерации, так и ее субъектов. Он устанавливает приоритет закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" по отношению к иным актам, затрагивающим музейную сферу.

Закон достаточно корректно определяет как состав основных понятий, которыми он оперирует, так и их содержание: культурные ценности, музейный предмет, музейная коллекция, музейный фонд, музей, хранение, публикация.

Закон предусматривает государственное регулирование в сфере музеев и Музейного фонда РФ. Основной его задачей является опреде­ление границ и условий государственного регулирования имуществен­ных и неимущественных личных прав и обязанностей в сфере музеев и МФ, а также государственного контроля в отношении музейных пред­метов и коллекций, включенных в состав МФ - на уровне государства в целом и составляющих его субъектов. Эти функции от имени РФ и субъекта осуществляют федеральный либо региональный орган испол­нительной власти, на который правительством РФ либо высшим орга­ном исполнительной власти соответствующего субъекта РФ возложено государственное регулирование в области культуры.

Основными составляющими элементами МФ Закон "О Музей­ном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" называет музейный предмет и музейную коллекцию. Закон про­возглашает, что включенные в состав МФ предметы и коллекции "являются неотъемлемой частью культурного наследия народов Рос­сийской Федерации". Данное положение имеет важное практичес­кое, охранное, значение.

Закон предусматривает разделение МФ на государственную и негосударственную части. "Музейные предметы и музейные коллек­ции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, закрепляются за государственными музея­ми, иными государственными учреждениями на праве оперативно­го управления" (ст. 16). Это положение, естественно, не распростра­няется на негосударственную часть МФ. Закон предусматривает так­же государственную поддержку государственной части МФ (финан­сирование, гарантии возмещения ущерба, причиненного музейным предметам и коллекциям, налоговые и иные льготы, особые формы поддержки) и негосударственной части (предоставление государ­ственных реставрационных учреждений для проведения реставра­ционных работ, обеспечение передачи музейных предметов и кол­лекций на хранение в государственные хранилища, частичная ком­пенсация затрат на обеспечение безопасности музейных предметов и коллекций, налоговые и иные льготы). Как видим, формы поддер­жки различаются.

Различны и формы государственного контроля. Для государ­ственной части это: проверка состояния сохранности и условий хра­нения музейных предметов и коллекций; направление запросов и получение информации о них, необходимой для осуществления го­сударственного учета МФ. Для негосударственной дополнительно введена "постановка вопроса перед собственником об изменении места хранения либо отчуждении музейных предметов и музейных коллекций, переданных в управление негосударственным музеям, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом".

Закон устанавливает в самой общей форме ограничения досту­па к музейным предметам и коллекциям, включенным в состав Му­зейного фонда РФ и находящимся в музеях (ст. 35). Это положение следовало бы развить и дополнить, учитывая присущую музеям раз­личных групп специфику. Вполне допустимым, например, представ­ляется ограничение доступа к коллекциям эталонных образцов и некоторым др.

Тема имущественных прав, собственности является одной из ос­новных. По Закону порядок учреждения, функционирования и ликви­дации государственных и негосударственных музеев имеет некоторые особенности. Собственниками музейных предметов и музейных кол­лекций могут быть государство, муниципальные образования, част­ные лица, допускаются и "иные формы собственности".

В Законе не получила отражения одна весьма распространенная форма собственности, а именно коллективная, то есть собственность различных сообществ - акционерных компаний, кооперативов, об­щественных объединений. Закон также не определил права и обя­занности различных категорий собственников в отношении музей­ных предметов и коллекций.

Закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" в силу необходимости определяет самые общие свойства, качества, признаки, взаимосвязи и взаимоотноше­ния музеев, оставляя в стороне специфичные черты, присущие раз­личным группам музеев, принадлежащих различным категориям собственников. Он определяет музей как некоммерческое учреж­дение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных кол­лекций (ст. 3) или, далее, для хранения, выявления и собирания, изучения, публикации музейных предметов и музейных коллекций и осуществления просветительной и образовательной деятельно­сти (ст. 27).

Эти положения не в полной мере учитывают специфику музеев различных групп. Так, например, музеи научных учреждений "об­служивают" определенную отрасль науки, создаются для хранения, собирания, изучения и в гораздо меньшей степени публичного пред­ставления музейных предметов и коллекций, обладающих особыми свойствами эталонных образцов, типовых экземпляров.

Свою специфику имеют также включение-исключение, граждан­ский оборот, отчуждение музейных предметов и коллекций, состав­ляющих собрания музеев этой группы. Данные собрания, как прави­ло, принадлежат не музеям, а научно-исследовательским учрежде­ниям, которые могут распоряжаться ими в соответствии с тем, как их руководство понимает свои задачи.

Учет и хранение музейных предметов и коллекций в таких му­зеях также имели свои особенности по сравнению с музеями, нахо­дившимися под патронажем Министерства культуры (ранее - СССР, ныне - Российской Федерации). Особенности эти определялись как ведомственной принадлежностью музеев науки, так и особыми свой­ствами и качествами музейных предметов и коллекций, отбиравшихся в их собрания (напомним - эталонные образцы, типовые экземпля­ры). Особенности музеев разных групп должны быть учтены при разработке новых нормативных документов и при внесении измене­ний и дополнений в действующие ныне.

Позитивное значение Закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" трудно переоценить. Тем не менее с его принятием ряд проблем остался нерешенным. Так, в Законе даже не упомянуты ведомственные музеи, вопрос о том, кто является их собственником - государство в лице ведомства либо непосредственно те организации, структурными подразделе­ниями которых музеи являются - остается в правовом отношении неурегулированным. Между тем в настоящее время ситуация услож­нилась: учреждаются не только учебные, но и научно-исследователь­ские негосударственные учреждения; стало возможным создание негосударственных музеев. Законом эта коллизия не предусмотрена и не разрешена.

Следует также отметить, что в современном законодательстве, имеющем отношение к музейному делу, имеют место противоречия и несогласованность ряда положений. Для примера обратимся к тому, как разрабатывается в нем проблема культурных ценностей. Это по­нятие в нормативных документах последних десятилетий XX в. ста­ло использоваться в качестве основного вместо понятия "памятник истории и культуры". Они ранжировали объекты по степени их цен­ности (т.е. значения) для общества. По определенному набору при­знаков объекты признавались либо не признавались имеющими ту или иную культурную ценность, включались (либо нет) в культур­ное наследие и соответствующим образом охранялись.

В определении культурных ценностей, данном в "Основах зако­нодательства РФ о культуре", сочетаются идеальное и предметное, что отличает их от других отечественных актов и конвенций ЮНЕС­КО, две из которых ("Конвенция о мерах, направленных на запреще­ние и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности" 1970 г. и "Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия" 1972 г.) были ратифицированы СССР только в 1988 г. Некорректным следует при­знать использование в "Законе о вывозе и ввозе культурных ценнос­тей" понятия "движимые предметы" наряду с понятием "культур­ные ценности", несоотнесенность этого последнего с понятием "куль­турное наследие".

Стремлением выделить наиболее ценную часть наследия и обес­печить в первую очередь ее сохранение и передачу следующим по­колениям было обусловлено появление Указа Президента "Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Феде­рации" (1992) и сопутствующих положений (об особо ценных объек­тах и об экспертном совете). К особо ценным были отнесены объек­ты, не просто представляющие собой "материальную, интеллекту­альную и художественную ценность", но обладающие свойствами эталонности и уникальности. Особо ценные объекты подлежали включению в Государственный свод, могли быть представлены в ЮНЕСКО для включения в Список всемирного наследия. К сожале­нию, в указе понятие "особо ценный объект" не было соотнесено с понятиями "памятник", "культурная ценность", "культурное насле­дие", не было указано, на основании каких признаков может быть определена "материальная, интеллектуальная и художественная цен­ность эталонного и уникального характера". Также не были обозна­чены принципы ранжирования, позволяющие объективно решать вопрос об отнесении к особо ценным объектам и о необходимом и достаточном количестве объектов, позволяющем сохранить качество национального культурного и природного наследия. Следует отме­тить, что эти принципы не могут быть качественно идентичны для особо ценных объектов - культурных ценностей ("историко-куль­турные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и соору­жения") и особо ценных объектов - "производителей" культурных ценностей ("предприятия, организации, учреждения культуры").

Продолжение работы по созданию пакета законодательных ак­тов, адекватно отражающих проблемы сохранения и использования культурного наследия в целом и отдельных его частей, учреждения, функционирования и ликвидации музеев различных групп, четко фиксирующих формы и методы управления ими, представляется на сегодняшний день задачей первостепенной важности.

Репрезентативная подборка нормативных документов, регулиру­ющих на современном этапе деятельность музеев, дана в сборниках, подготовленных Государственным Историческим музеем: "Российс­кая культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников. 1991-1996" (М., 1998) и "Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана па­мятников. 1996-2000" (М., 2001). В сборниках представлены доку­менты, освещающие общие вопросы работы музеев, проблемы фи­нансово-хозяйственной деятельности музеев, сохранения культурно­го наследия, охраны и использования недвижимых памятников исто­рии и культуры, взаимодействия религиозных организаций с музеями и органами охраны памятников, а также документы об особо ценных объектах культурного и природного наследия, о ввозе, вывозе и рести­туции культурных ценностей, об учете и хранении музейных ценнос­тей, обеспечении безопасности работы музеев.

Музееведческие центры - это организации и учреждения, осу­ществляющие научно-исследовательскую деятельность в области музееведения, преимущественно теории, истории и методики музей­ного дела. Музееведческие центры могут быть самостоятельными либо существовать при каких-то организациях и учреждениях (музеях, институтах и т.д.); они могут быть государственными, обще­ственными или частными; могут иметь статус национальных (обще­государственных), региональных и даже местных; могут быть комп­лексными и специализированными (профилированными).

Становление и развитие музееведческих центров происходит в тесной связи с развитием музееведения и самих музеев.

Содержание их деятельности определяется тем, какой смысл вкладывается в понятие "музееведение (музеология)" в той или иной стране, том или ином регионе (мира или страны). В соответствии с тем, относится или нет музееведение к наукам и включается ли в него теория и методология или только вопросы методики, музеевед­ческие центры могут быть разделены на группы.

Практически во всех странах мира имеются и численно преоб­ладают музееведческие центры прикладного характера, занимающие­ся главным образом вопросами методики музейного дела.

В развитых в музейном отношении странах с широкой инфра­структурой музейных учреждений, научных центров и профессио­нальных сообществ усилия исследователей направлены на философ­ское осмысление феномена музея, что предопределило соответству­ющую ориентацию ряда музееведческих центров в них. Известны теоретические изыскания, проводимые в этом направлении Союзом музеев и кафедрой музеологии университета в Лейстере ("Лейстерская школа"), сформировавшейся в 1970-1980-е гг. "Кельнской шко­лой" и др.

Первая попытка создать международный музееведческий центр в развивающихся странах в рамках ИКОМ - рабочую группу по му­зеологии - имела место в 1980 г. на симпозиуме в Мехико. Нацио­нальные музееведческие центры функционируют в ряде стран. На­зовем некоторые из них: Центр музееведения при Федеральном де­партаменте древностей в Нигерии, школа музеологии при Дирекции музеев и памятников (Гавана) и др.

В России и странах Восточной Европы музееведы большое вни­мание уделяли разработке представлений о музееведении как науке со своим объектом и методом исследования. Эти проблемы занимали одно из центральных мест в деятельности их музееведческих центров.

Теоретические проблемы музейного дела обсуждались на му­зейных съездах, созывавшихся начиная со второй половины XIX в., и в музееведческих периодических изданих (о них см. соответству­ющий раздел). На съездах и на страницах периодики предпринима­лись попытки дать обоснование общекультурного и научного стату­са музеев. Ту же роль играли регулярно созывавшиеся после Первой мировой войны международные конференции по музейному делу. Постепенно складывались общества и профессиональные организа­ции, ориентировавшие свою работу на сеть музеев, их функциональ­ную и научную поддержку. Проблему становления музейной про­фессии стали увязывать с утверждением статуса музеологии как на­уки. Эта проблематика занимала определенное место и в деятельно­сти других научных обществ. Вопрос о необходимости создания еди­ного научно-методического центра обсуждался на Предварительном съезде музейных деятелей в 1912 г.

Существенную роль в процессе самоидентификации музеоло­гии сыграла XI Генеральная конференция Международного совета музеев в Москве-Ленинграде в 1977 г., на которой был создан Меж­дународный комитет по музеологии (ИКОФОМ). Первый номер пе­чатного органа ИКОФОМ - журнала "Museological Working Papers" - посвящался теме "Музееведение - наука или только практическая работа?" Основной задачей Комитета, который существует и поны­не, стала координация исследований в области музеологии. Резуль­таты исследований в этой области, проводившихся учеными разных стран, обсуждались на сессиях ИКОФОМ.

Прикладные аспекты музееведения разрабатывались профиль­ными комитетами ИКОМ, а также профильными международными ассоциациями музеев (архитектурных, музеев науки и техники, те­атральных музеев и библиотек, музеев истории медицинских наук и многих других). Ассоциации периодически созывают конгрессы, на которых обсуждаются актуальные вопросы развития музеологии и музейного дела, освещают данные проблемы в своих периодичес­ких и иных изданиях.

Существуют также школы, курсы, институты по музеологии. Наиболее известные музееведческие центры мира - школы и инсти­туты музеологии в Буэнос-Айресе и Рио-де-Жанейро, Институт му­зееведения в Берлине, Кабинет музееведения при Словацком нацио­нальном музее в Братиславе, кафедра музеологии Пражского уни­верситета, Центральный кабинет музееведения Национального му­зея в Праге, Национальный центр музеологии при национальном музее естествознания (Сантьяго), Отдел музеологии при музее есте­ственной истории (Париж), Центр музейной прикладной науки для археологии при Пенсильванском университете и ряд других.

В РФ в 1920-е гг. вопросы музееведения обсуждались на музейных и краеведческих конференциях, разрабатывались специально создан­ными подразделениями в структуре органов государственной власти и научных учреждений: Комиссией по музееведению при подотделе про­винциальных музеев отдела по делам музеев и охране памятников ис­кусства и старины НКП РСФСР (1919), Отделом теоретического музее­ведения Исторического музея (1919 - первая половина 1930-х гг.), Ме­тодической комиссией музейного отдела Главнауки (1925 - не позднее 1928 г.), Комиссией по музееведению при государственной академии истории материальной культуры (1920-е гг.), Московским институтом историко-художественных изысканий и музееведения и др. Эти подраз­деления стали важнейшими звеньями системы музееведческих центров, издававшиеся ими "Труды", пособия, методические рекомендации оказали огромное влияние на развитие музейного дела в стране.

Московский институт историко-художественных изысканий и музееведения был создан в 1919 г. в Москве при Московском отделе­нии ГАИМК, а в 1920 г. прекратил свою деятельность, преобразо­вавшись в Семинар теории искусства и музееведения. Институт был задуман как центр работ в области теоретического музееведения и подготовки кадров музейных работников и начал вести эту работу. С той же целью и также при ГАИМК в 1932 г. в Ленинграде был уч­режден Институт музееведения. Планировалось, что он будет вести теоретические изыскания в области музееведения на основе диалек­тического материализма. В 1933 г. его деятельность была свернута. Группа по изучению целевых установок крупнейших ленинградс­ких музеев, созданная в структуре Института, обсудила экспозиции МАЭ, Русского музея и некоторых других.

В центре деятельности Отдела теоретического музееведения Исторического музея (1918-1933) стояли общие проблемы изучения истории музейного дела. С этим музееведческим центром связано имя выдающегося отечественного музееведа Г.Л. Малицкого, во многом усилиями которого был создан уникальный справочно-информационный фонд. Отдел работал в тесном контакте с НКП РСФСР, Центральным бюро краеведения, органами управления му­зеями на местах, рядом университетов.

Созданный в начале 1930-х гг. Центральный научно-исследова­тельский институт методов краеведческой и музейной работы (ныне Российский институт культурологии) со временем стал ведущим музееведческим центром страны. Эту позицию институт занимает и поныне. Его сотрудниками разрабатывается широкий спектр музее­ведческих проблем как теоретического, так и прикладного характе­ра. "Труды" института, опубликованные им монографические рабо­ты - самая представительная в России совокупность музееведчес­ких исследований.

В 1978 г. была создана Лаборатория музееведения Музея револю­ции, ставшая крупным центром общетеоретических исследований в области музейного дела. Результаты ее деятельности получили отра­жение в фундаментальных работах по терминологическим проблемам музееведения, истории музееведческой мысли, теории музейного пред­мета, основным направлениям музейной деятельности.

Помимо вышеперечисленных музееведческих центров в систе­му организации научно-методической работы, сложившуюся в 1920-1930-е гг. и просуществовавшую до конца 1980-х гг., входили: науч­но-методические советы при центральных органах управления му­зеями, решавшие принципиальные вопросы музейного дела; голов­ные музеи, являвшиеся научно-методическими центрами по отно­шению к музеям одного профиля или региона; научно-методичес­кие отделы музеев. Многие элементы этой системы сохранились, ведется поиск и новых организационных форм.

Ряд музеев также может быть отнесен к музееведческим цент­рам, поскольку в них ведется научно-исследовательская деятельность в сфере "профильного музееведения", осуществляется изучение му­зейных предметов, их атрибутивных свойств и возможностей интер­претации, подготовка к публикации, создание каталогов, обзорных и монографических историко-культурных работ. Результаты научно-исследовательской деятельности музеев получают отражение в на­учных изданиях, изданиях музеев и музееведческих периодических изданиях. В ходе проведения научно-исследовательских работ му­зеи организуют конференции, симпозиумы, семинары, учебные кур­сы, проблемные группы, творческие коллективы и т.д., выполняя тем самым функции музееведческих центров.

Музееведческие центры вносят важный вклад в формирование пред­ставлений о музееведении, его предмете, объекте и методе, месте в сис­теме научного знания, а также о музее, музейном предмете, музейной коллекции, музейном собрании, о законах и путях их развития.

Федеральный закон 54 регулирует любую деятельность всех музеев, находящихся на территории России, а также всех учреждений такого типа, которые будут созданы на этой территории. Так как хранение экспонатов с культурной и исторической ценностью — задача государственной важности, ее нужно контролировать, именно поэтому был принят соответствующий закон. Также описываются процессы и нюансы деятельности Музейного Фонда России.

Описание 54 ФЗ

Закон о музейном деле РФ был принят Государственной Думой 24 апреля 1996 года. Последние изменения в него были внесены 28 декабря 2017 года. ФЗ 54 о музейном фонде России содержит 8 глав и 40 статей. Этот закон регулирует и контролирует изменения, положения и правовые нюансы и основы Музейного Фонда России, а также регламентирует процессы и мероприятия по созданию или изменениям всех уже имеющихся на территории страны, либо созданных в будущем музеев РФ.

ФЗ 173 в новой редакции 2018 года

Краткое содержание Федерального закона номер 54 о Музейном Фонде и музеях России:

  • Первая глава описывает общие положения закона. Перечислены цели, задачи и сфера, которую регулирует настоящий закон. Дан список других законов, нормативов и актов, контролирующих описываемую область. Дан список понятий и терминов, используемых в законе и их описание. Оформлено, каким образом государство осуществляет надзор и контролирует создание и изменения в музеях страны;
  • Во второй главе подробно описан Музейный Фонд. Оформлена информация о фонде со стороны населения, он является культурным наследием. Описан процесс внесения сведений и ведения гос. учета о коллекциях и предметах, находящихся на хранении и выставляющиеся в музеях страны. Также описан процесс исключения сведений и внесение их в архив Музейного Фонда обо всех предметах и коллекциях, хранящихся и выставляющихся в учреждениях описываемого типа. Оформлен гос. каталог настоящей области. Описан процесс и особенности ввоза в Россию и вывоза из нее коллекционных, раритетных и представляющих ценность предметов. Также оформлены нюансы и процессы оборота перечисленных категорий объектов среди граждан;
  • В главе третей описаны экспонаты и особенности их хранения, если они находятся в музеях, но принадлежат государству. Перечислен состав объектов, входящий в гос. систему фонда. Описаны и перечислены виды и категории форм собственности, которые можно заключить на гос. объекты, хранящиеся в музеях. Оформлена информация о способах и процессах управления перемещением и использованием объектов гос. части фонда. Описан процесс и способы контроля над государственной частью объектов. Оформлена государственная поддержка и способы ее получения;
  • В главе номер четыре описаны экспонаты и особенности их хранения, если они находятся в музеях или в фонде, но не принадлежат государству. Перечислен состав объектов негос. части фонда. Оформлена информация о ведении государственного надзора над негос. Частью объектов музейного фонда. Оформлена государственная поддержка негос. части музейного фонда и способы ее получения. Описаны процессы и способы оформления сделок, предметом которых являются экспонаты и хранящиеся в музеях объекты, являющиеся негосударственными;
  • В пятой г. перечислены и описаны музеи, находящиеся на территории РФ. Оформлен процесс создания и официальной регистрации в России соответствующего учреждения. Дан список целей, которые можно указать при создании музея. Перечислен список и порядок, по которому учреждаются государственные и негосударственные, а также другие категории музеев. Подробно описан процесс реорганизации и ликвидации описанного вида объектов. Дан список видов и категорий деятельности в настоящей области;
  • В г. шесть оформлен доступ к объектам музея граждан, сотрудников, должностных лиц и работников органов. Перечислены способы получения доступа и категории доступности. Оформлены процессы и нюансы публикации экспонатов и объектов;
  • В седьмой оформлена ответственность за нарушение положений описываемого закона. Описана ответственность граждан и сотрудников музея при нарушениях положений и условий закона. Подробно оформлена ответственность должностных лиц при нарушениях не только закона, но и нарушений по отношению к гражданам по требованиям закона;
  • В восьмой оформлены дополнительные условия и заключительные положения и требования настоящего Федерального закона.

Описываемая сфера регулируется не только настоящим Федеральным законом, но и Конституцией РФ, другими ФЗ и Основами законодательства России о культуре.

Вам будет интересно: ФЗ о частной детективной деятельности в новой редакции. подробности

Какие были внесены изменения?

Последние изменения в закон о музейном фонде РФ были внесены 28 декабря 2017 года, при принятии ФЗ номер 435. Изменения произошли в двух статьях закона.

В третьей статье изменился второй абзац. В этом абзаце дается определение понятия культурные ценности. Согласно изменениям культурные ценности – это материальные объекты или предметы, без привязки ко времени создания, но несущие при этом ценность для граждан или государства в областях истории, науки или культуры. Также был добавлен абзац номер семь , из-за чего бывшие до этого 7 и 8 абзацы стали 8 и 9. В нем объясняется понятие негосударственного музея федерального значения. Согласно изменениям негос. музей федер. значения – это учреждение, получившее особый статус по положениям настоящего ФЗ и благодаря указаниям Правительства РФ.

В последней редакции полностью изменилась статья номер 30. В этой статье дан полный и подробный порядок учреждения негос. музеев на территории РФ. В статье оформлена информация, что учредителями такого вида музея могут стать как физические, так и юридические лица, а также органы самоуправления местного уровня. Данными категориями лиц учреждается музей только согласно правилам законодательства России и оформляется как специальное учреждение.

Также в 30 статье закона о музеях написано, что экспонаты и объекты, которые будут выставляться в учреждении, могут быть закреплены за ними только после специальной регистрации. Негос. учреждения обязательно должны быть включены в специальный каталог, в каталоге пишется информация, что музей оформляется на базе оперативного управления. Обязательным также является создание и написание устава для соответствующего вида учреждения, такой устав обсуждается учредителями, утверждается и регистрируется. Любое же недвижимое имущество, закрепленное музеем, может быть присвоено учредителями или собственником только при неиспользовании имущества, либо использовании его не по назначению, либо же при ликвидации организации.

В исключительных случаях Правительство имеет право предоставить музею определенный статус. Если федер. орган высылает Правительству РФ, описанную в законе информацию, учреждению может быть выдан статус «негосударственный музей федерального значения».

Скачать текст закона о музейном фонде и музеях РФ

Как и любой вид или категорию учреждений, область создания и управления музеями должна контролироваться государством. Эта область очень важна для населения, так как в музеях находятся экспонаты, причисленные к культурному наследию страны. Поэтому каждому гражданину рекомендуется ознакомиться с положениями, представленными в последней редакции, описываемого закона.

Основным законом в РФ является ФЗ «о музейном фонде РФ и музеях РФ» от 26 мая 1996 года. Этот закон определяет особенности правового положения музейного фонда, особенности создания музеев, рассматривает положение форм собственности, управления музейными предметами и государственный контроль государственной части музейного фонда. Закон дополняют и развивают: «Положения о музейном фонде РФ», «Положение о государственном каталоге музейного фонда РФ». Они были утверждены в 1998 году.

Музейные предметы и коллекции, к-е входят в состав музейного фонда вывозу из России не подлежат. Временный вывоз регулируется ФЗ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Музейным фондом называется совокупность постоянно находящихся на территории РФ музейных предметов и коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных ФЗ «О музейном фонде и музеях РФ». Музейный фонд является частью культурного наследия РФ. Музейные предметы и коллекции находятся в государственной, муниципальной и частной формах собственности. Включение музейного предмета в музейный фонд производится министерством культуры.

Музейный фонд состоит из государственной и негосударственной части. Государственная часть находится в федеральной собственности или в собственности субъектов РФ. Гос. контроль осуществляется Министерством Культуры РФ. Хранителями являются государственные и ведомственные музеи. Держателями негосударственной части являются частные лица и общественные музеи. При совершении сделок купли-продажи музейных предметов государство имеет право первой покупки этих предметов.

В отношении памятников природы действует: ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Тоже есть постоянно обновляющийся «свод» - регулярно обновляемым документом для природных памятников служит «Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий». Сведения о природных заповедниках, национальных парках, памятниках природы, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

Права музеев.

Продавать музеями продукцию, связанную с их деятельностью, - законно.

Из ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» следует, что «целями создания музеев в Российской Федерации являются:

    осуществление просветительской, научно-исследовательской и образовательной деятельности;

    хранение музейных предметов и музейных коллекций;

    выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций;

    изучение музейных предметов и музейных коллекций;

    публикация музейных предметов и музейных коллекций».

Таким образом, следует, что музеи вправе тиражировать типографским способом или демонстрировать, например, в интернете любые свои экспонаты.

Если продажа полиграфической и прочей сувенирной продукции приносит прибыль, которая будет направлена на достижение целей, предусмотренным ФЗ «О музеях...» - то это законно.

Фотографировать в музее бесплатно - можно.

Статья 12 «Основ…» устанавливает право на доступ к культурным ценностям, гарантируя его для каждого человека. Также это право гарантировано гражданам России статьей 44 Конституции.

Статьёй 36 ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» за музеями закреплено право на публикацию предметов и коллекций, находящихся в их фондах. Музей может запрещать использование их изображений в коммерческих целях, а также выпуск сувенирной продукции с такими изображениями либо изображениями зданий самих музеев, а также объектами, находящимися на их территории. Кроме этого, музею принадлежит право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, в этом случае у них возникает так называемое «право публикатора», предусмотренное статьей 1337 ГК.

Все эти права действуют независимо от того, охраняется ли изображение авторским правом и зарегистрировано ли оно как товарный знак. Однако сама по себе фотосъёмка их не нарушает, нарушения могут начаться только после публикации изображения или его использовании в коммерческих целях.

Ограничения на доступ к музейным предметам, согласно ст. 35 закона «О музейном фонде…», могут быть установлены только в тех случаях, когда они находятся в неудовлетворительном состоянии, на реставрации или в хранилище музея. Сюда же относится и запрет на съёмку со вспышкой, если это может повредить состоянию объекта.

Право на доступ к информации, накапливаемой в открытых фондах музеев, вообще не может быть ограничено, поскольку это прямо запрещено статьёй 8 закона «Об информации…»

Что же касается продажи музеями «права на съёмку», то она также незаконна. Фактически музей сначала незаконно ограничивает права посетителей на сбор информации, а затем – убирает за плату данное ограничение.

Закон «Об объектах культурного наследия…» устанавливает порядок доступа к ним. Под такими «объектами» понимается какая-либо недвижимость, представляющая историческую ценность, а также вещи, тесно с нею связанные (картины, скульптуры и т. п.) Доступ к ним гарантирован всем гражданам России статьей 7 закона. Условия такого доступа могут устанавливаться собственником объекта, но они должны быть согласованы с органом, осуществляющим надзор за соблюдением законодательства в этой сфере. На практике такие ограничения могут быть весьма обширны в том случае, если речь идет о зданиях, которые используются органами власти (например, Кремль в Москве или Смольный институт в Санкт-Петербурге). Но полностью запретить доступ собственник не может: этого не разрешает закон.

Если кратко:

Нельзя:

    реализовывать продукцию с изображениями культурного наследия без официального разрешения.

    фотографировать со вспышкой некоторые музейные экспонаты.

Можно:

    фотографировать в личных целях,

    использовать эти фотографии в образовательных целях.

Было нельзя, сейчас можно:

    проносить в музей съёмочную аппаратуру.

Какие законы это регулируют:

    Конституция РФ,

    ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ»,

    ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» ,

    ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»,

    «Основы законодательства РФ о культуре»,

    Гражданский кодекс РФ,

    «Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР».

Ни одно внутреннее распоряжение музея не может противоречить ни одному из перечисленных выше нормативно-правовых актов.

Памятники истории и культуры зачастую являются объектами недвижимого имущества, что накладывает на их собственников и пользователей дополнительные обременения по сохранению, использованию и обеспечению доступа.

Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Положение о музейном фонде 1998 года.

Фз о музейном фонде рф вступил в силу 26 мая 1996 года. Закон состоит из 8 глав, в которых указаны основные положения закона.

Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Глава I. Общие положения

4 статьи, одна из них посвящена основным понятиям и терминам:

культурные ценности - предметы религиозного или светского характера, имеющие значение для истории и культуры и относящиеся к категориям, определенным в статье 7 Закона Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей";

музейный предмет - культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление;

музейная коллекция - совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам;

музейный фонд - совокупность постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом;

музей - некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, а также для достижения иных целей, определенных настоящим Федеральным законом;

(в ред. Федерального закона от 23.02.2011 N 19-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

хранение - один из основных видов деятельности музея, предполагающий создание материальных и юридических условий, при которых обеспечивается сохранность музейного предмета и музейной коллекции;

публикация - одна из основных форм деятельности музея, предполагающая все виды представления обществу музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей.



· Глава II. Музейный фонд Российской Федерации

Ст. Формы собственности . Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, могут находиться в государственной, муниципальной, частной или иных формах собственности.

Ст. о составе музейного фонда . Музейный фонд Российской Федерации состоит из государственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации.

Ст. о гос. Кат. Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации является учетным документом, содержащим основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации.

Ст. Музейные предметы и музейные коллекции , включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, вывозу из Российской Федерации не подлежат.

Временный вывоз данных предметов регулируется Законом Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей".

· Глава III. Государственная часть Музейного фонда Российской Федерации
В состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации входят музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в федеральной собственности и в собственности субъектов Российской Федерации, независимо от того, в чьем владении они находятся.

Музейные предметы и музейные коллекции, приобретаемые после вступления настоящего Федерального закона в силу государственными музеями, иными государственными учреждениями за счет средств учредителей либо за счет собственных или иных средств, входят в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечивать финансовые и иные условия, необходимые для хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и переданных в оперативное управление государственным музеям, иным государственным учреждениям, а также предоставлять необходимые гарантии возмещения ущерба, причиненного указанным музейным предметам и музейным коллекциям

· Глава IV. Негосударственная часть Музейного фонда Российской Федерации
Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и не относящиеся к его государственной части, составляют негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут оказывать поддержку негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственным музеям в Российской Федерации в различных формах, в том числе:
предоставлять государственные реставрационные учреждения для проведения реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда РоссийскойФедерации;
обеспечивать передачу, в случае необходимости, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, на хранение в государственные хранилища;

· Глава V. Музеи в Российской Федерации

Ст 26. Создание музеев в Российской Федерации.

Музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера.

Ст 27. Цели создания музеев в Российской Федерации. Целями создания музеев в Российской Федерации являются:хранение музейных предметов и музейных коллекций;выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций;изучение музейных предметов и музейных коллекций;публикация музейных предметов и музейных коллекций и осуществление просветительной и образовательной деятельности.
Создание музеев в Российской Федерации для иных целей не допускается.

Ст 29. Порядок учреждения государственных музеев в Российской Федерации. При учреждении музея наряду с федеральными органами исполнительной власти либо органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации другими учредителями музей регистрируется как государственный в случае финансирования его деятельности за счет средств соответствующих бюджетов более чем на 50 процентов.

В случае сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за государственными музеями на праве оперативного управления, арендные платежи остаются в распоряжении музея и направляются исключительно на поддержание технического состояния данного недвижимого имущества

Статья 33. Виды деятельности музеев в Российской Федерации

Музеи в Российской Федерации могут осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации и соответствующую целям деятельности музеев в Российской Федерации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Музеи в Российской Федерации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

· Глава VI. Обеспечение доступности Музейного фонда Российской Федерации

Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящиеся в музеях в Российской Федерации, открыты для доступа граждан.

Собственником или владельцем могут устанавливаться ограничения доступа к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящимся в музеях, по следующим основаниям:

· неудовлетворительное состояние сохранности музейных предметов и музейных коллекций;

· производство реставрационных работ;

· нахождение музейного предмета в хранилище (депозитарии) музея.

Порядок и условия доступа к музейным предметам и музейным коллекциям, находящимся в хранилище (депозитарии) музея, устанавливаются нормативными актами федерального органа исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры, и доводятся до сведения граждан.

Ограничение доступа к музейным предметам и музейным коллекциям из соображений цензуры не допускается.

Право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, принадлежит музею, за которым закреплены данные музейные предметы и музейные коллекции.

· Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации

Физические и юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, виновные в нарушении положений настоящего Федерального закона, несут административную или гражданско - правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

· Глава VIII. Заключительные положения