«Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2Пет.3:8). Свт


Что означают слова апостола Петра «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день»? Говорят ли эти слова о том, что у Бога есть какое-то особое летоисчисление, отличное от нашего? Давайте разберёмся.

В третьей главе своего второго послания апостол Пётр пишет о том, что некоторые насмешники («наглые ругатели» — СП) будут спрашивать, почему Бог не наказывает грешников немедленно. Пётр отвечает этим насмешникам, что они упускают из виду важный факт: прежний мир был уничтожен потопом, а нынешний мир будет в своё время уничтожен огнём. К этому Пётр добавляет, что Господь не медлит исполнять Свои обещания, но ждёт, чтобы как можно большее количество людей спаслось перед тем, как земля будет разрушена (). В этом контексте Пётр и приводит соображение, вынесенное в заголовок ():

Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.

Сторонники теории дней-эпох пытаются использовать этот стих для подтверждения их идей. Правы они или нет, мы узнаем чуть позже, а сначала познакомимся кратко с самой теорией. Те христиане, которые пытаются примирить библейское учение и эволюционную модель (это, конечно, жалкая попытка, обречённая на провал), вынуждены прибегать к хитроумным уловкам, чтобы объяснить, как сочетаются миллиарды лет (согласно эволюционной модели) и шесть дней творения (согласно первым главам книги Бытия). Теория дней-эпох гласит, что древнееврейское слово yom может означать произвольно долгие периоды времени — в том числе целые геологические эпохи.

По ряду причин* теория эта неверна, и ей не поможет даже отрывок , который сторонники теории толкуют так: по Божьей шкале времени один день может означать тысячу лет, и, следовательно, любое количество лет. Это ложное толкование, и вот почему: стих не говорит, что для Господа один день может быть равен тысяче лет; он говорит: «у Господа один день, как тысяча лет» и добавляет: «а тысяча лет, как один день». Вот, наконец, значение нашего заглавного стиха: Бог существует вне времени** — поэтому Его нельзя подчинить нашему, человеческому, восприятию этого самого времени! Помните контекст главы? Некоторые люди говорят: если Бог существует, то почему Он не спешит прийти на землю для суда, как обещал? Апостол отвечает: для Бога время не является, как для нас, неумолимым потоком; Бог не медлит, хотя это и может показаться людям промедлением.

*) Первейшей причиной является тот факт, что слово yom попросту не может означать произвольно долгих периодов времени; теория лишена лексической поддержки.

**) Это трудно себе представить, но это совершенно неудивительно: ведь Бог сотворил время (вместе с пространством); время имеет значение для творения, но не для Творца.

© 2017 Николай Гудкович.

Кто из людей постиг Смысл Этих Слов, какая церковь толкует Их правильно? Во многих случаях Их принимают за Чистое понятие о Жизни Вне Времени. Но в Творении нет ничего вне времени и ничего вне пространства. Этому противоречит уже Само Понятие, Связанное со Словом "Творение", ибо Сотворенное есть Деяние, а всякое Деяние имеет Предел. Все то, что имеет Предел, не может пребывать вне пространства. А то, что не пребывает вне пространства, не может пребывать и вне времени.

В соответствии с уровнем своей Духовной Зрелости человеческие духи могут обитать в различных по роду своему мирах. Эти миры более или менее плотны, более или менее удалены от Рая. По мере удаления от Рая они становятся все плотнее, а стало быть, и все тяжелее.

Понятие пространства- времени сужается по мере уплотнения, по мере того, как вещественность становится все прочнее и сплоченнее, то есть по мере удаления от Духовного Царства.

Различные по роду своему понятия пространства- времени возникают в соответствии с более или менее растяжимой способностью человеческого мозга к восприятию переживаний. Способность эта, в свою очередь, определяется степенью плотности данного, конкретного окружения, то есть родом той части Мироздания, в которой находится тело. В результате этого нам и приходится говорить о различии понятий пространства- времени в разных частях Мироздания.

Существуют части Мироздания, лежащие гораздо ближе к Раю, чем та часть, в состав которой входит Земля. Эти близлежащие части вещественны, но вещественность их иного рода - она легче и менее прочна. Из этого следует большая растяжимость возможностей переживания в полном сознании. Назовем такие переживания переживаниями дневного сознания.

Вещественности иного рода относятся как к более эфирной грубой, так и к грубой эфирной и даже к абсолютно эфирной вещественности, в то время как мы теперь находимся в мире абсолютно грубой вещественности. Чем эфирнее вещественность, тем она проницаемее. Но чем проницаемее вещественность, тем шире и растяжимее поле возможностей сознательного переживания человеческого духа, обитающего в теле. Назовем это поле - полем впечатлений.

В более грубом, более плотном теле соответственно плотнее и мозг - "приемник" внешних событий. Вполне естественно, что обитающий в таком теле человеческий дух окружен более прочной стеной, нежели в вещественности более проницаемого, менее сгустившегося рода. А стало быть, в более плотной вещественности дух может воспринимать события или получать впечатления о них в значительно более узких пределах.

Однако же, вполне естественно, что чем менее плотна вещественность того или иного рода, тем она легче. Более легкая вещественность непременно должна находиться выше, будучи более проницаемой для Света, а стало быть, и более просветленной изнутри. Чем ближе к Раю располагается вещественность вследствие своей Легкости, тем просветленнее, солнечнее будет она по этой причине. Это непосредственно связано со степенью проницаемости вещественности для Исходящих из Рая Излучений.

Итак, чем легче окружение, чем оно менее плотно, тем шире возможности человеческого духа получать живые впечатления с помощью своего тела. А стало быть, тем больше он способен пережить в себе. Иначе говоря, за время одного земного дня такой дух может воспринять в своем окружении гораздо больше переживаний, нежели земной человек с помощью своего более плотного мозга в своем тяжеловесном, а стало быть, и более сплоченном окружении. По роду Проницаемости, то есть Легкости и Просветленности окружения, легче воспринимает и человеческий дух. За время одного земного дня он способен пережить столько, сколько переживается на Земле за целый год . В Самом же Духовном Царстве один день соответствует тысяче земных лет!

А посему в Писании сказано: "Там тысяча лет - как один день ". Имеется в виду богатство переживаний , поле которых расширяется в соответствии с растущей Зрелостью человеческого духа.

Человек сможет представить себе это лучше всего, если вспомнит о своих снах ! Во сне он нередко бывает в состоянии ощутить целую человеческую жизнь за одну- единственную минуту земного времени, за которую он воистину переживает эту жизнь в Духе! При этом он успевает пережить моменты Величайшей Радости и тягчайшей боли, смеется и плачет, переживает свою собственную старость, потратив на все это лишь одну- единственную минуту времени. В самой земной жизни ему понадобилось бы на эти переживания не одно десятилетие, ибо время и пространство земных переживаний втиснуты в слишком узкие рамки, продвигаясь по ступеням с излишней медлительностью.

На Земле человек способен переживать с такой быстротой лишь во сне, ибо во сне дух частично сбрасывает с себя путы мозга. Но в более просветленных частях Мироздания дух раскрепощается сначала частично, а затем и полностью. Там он во всякое время переживает с немыслимой на Земле живостью и быстротой, так что на переживания, соответствующие земному тысячелетию, у него уходит не более одного дня!

Раз уж я пишу о войне, то не могу не обратиться к тем, кто потерял своих близких во время этой войны. Вы, скорбящие о безвременно ушедших, разве вы не читали, что один день будет, как тысяча лет, а тысяча лет, как один день.

Начнём с перевоплощения , которое ещё называют ритмом , и течение которого есть бессмертие . Бессмертие предполагает отсутствие начала и невозможность конца. Дух всегда был и всегда будет . В жизни духа один день может длиться, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.

Рождение есть утро нового дня, смерть - его вечер. А время между жизнями есть период сна, когда к нам приходят сновидения. Вы вполне можете сказать и обратное: что жизнь - это сон, а смерть - пробуждение к реальности. Но наличие ритма не вызывает сомнений.

Погружение в сон есть прохождение через Астральный Мир, аналогичное пути души после смерти. Вы, пишущая для меня эти строки, и ещё некоторые люди способны проходить по этому пути, будучи в полном сознании. В один прекрасный день все люди научатся осознанно проходить по нему и смогут тогда восстановить свою прошлую память.

Вы, скорбящие об усопших, помните, что наша жизнь - это всего лишь один день для бессмертного духа. Ведь вам часто приходилось расставаться с теми, кого вы любите, на один день, и вас это совсем не огорчало. Ваши близкие просто уходят из дома, поскольку их ждут другие дела, но вы не сомневаетесь в том, что на следующий день встретитесь с ними снова. Так почему же вы не чувствуете, что в следующем дне души, или в следующей жизни (для Вечности это безразлично), вы вновь сможете поприветствовать тех, кого любите?

Друзья не обязательно будут встречаться в каждой жизни, тем более, если они не очень близки. Как в обычной жизни вы встречаетесь с каждым из своих друзей, как правило, не чаще одного раза в неделю, так и в более продолжительной жизни души вам не обязательно встречаться со всеми своими друзьями каждый день. Вы можете расстаться в понедельник, но договориться при этом, что обязательно встретитесь в пятницу. Четыре дня или четыре жизни - для Вечности это всё равно.

Но с некоторыми людьми вы расстаётесь всего лишь на несколько часов - с утра и до заката, а вечером снова встречаетесь в интимной домашней обстановке. Так что те, кто покинул вас в самый разгар дня жизни, возможно, ещё вернутся к вам на закате; точно так же можно сказать, что вы ещё встретитесь с ними в конце этого дня вашей души, в конце нынешней жизни, они будут с вами в сумерках астральной жизни и в прекрасном сне на Небесах, который ждёт вас вслед за нею. Не печальтесь. Любовь терпелива и, в конце концов, берёт своё.



С некоторыми своими друзьями вы, может быть, встретитесь спустя две, четыре или даже семь жизней; но с теми, с кем вы действительно близки, с теми, кого вы любите, кто вам действительно дорог, вы снова встретитесь на закате, или, в крайнем случае, завтра - в следующим дне вашей души, который вновь начнётся на Земле.

Как же вам готовиться к этой встрече? Разве не следует прожить весь этот день в радостном ожидании того, что с наступлением вечерних сумерек к вам опять вернётся ваша Любовь? А с приближением заката разве не облачитесь вы в белые одежды веры, в ваши вечерние одежды, и разве не сядете у окна в ожидании своей Любви? Любовь придёт. Неужели вы не слышите, предвкушая встречу с Ней, звука Её шагов на дорожке возле дома? Неужели вы не слышите звука открывающейся двери? Идите же с улыбкой вперёд - навстречу своей Любви! Истинно: один день будет, как тысяча лет, а тысяча лет, как один день.

Я беседовал с душой одного английского офицера, который погиб, увлекая за собой в атаку своих солдат. Его смерть была быстрой и безболезненной. Выстрел в сердце, и вот он очнулся - после непродолжительной потери сознания, - как ему казалось, всё ещё во главе атаки. Но перед ним уже не было врага, не было ничего, кроме безмятежных равнин, возвышавшихся над полем боя, ибо его душевный подъём был настолько силён - а умер он, лелея в своём сердце мысль о своей Любви, - что он сразу же начал подниматься всё выше и выше, в те сферы, до которых может возвысить человека только Любовь.

Не увидев никого перед собой, он остановился, поглядел по сторонам и заметил меня.

Брат мой, - сказал я ему, - твоя война осталась позади.

Он сразу всё понял. Те, кто уже прожил несколько недель в шатрах Смерти, сразу же узнают её, когда она поднимает свой занавес.

А что с атакой? - тут же спросил он. - Мы победили?

Да, - ответил я, - сила твоего духа помогла вам победить.

Тогда всё хорошо, - последовал ответ.

Отдохни немного, - сказал я, - отдохни и поговори со мной.

Мы когда-нибудь встречались раньше? - спросил он. - Твоё лицо кажется мне знакомым.

Моё лицо знакомо многим из тех, кто сейчас сражается там, - сказал я.

Когда ты ушёл - оттуда ?

Три года назад.

Тогда ты можешь многому меня научить.

Да, пожалуй. А что ты хотел бы узнать?

Я хочу знать, смогу ли я как-нибудь успокоить ту, для которой моя смерть станет огромным горем?

Где она сейчас? - спросил я.

Он назвал мне место, где она жила.

Идём туда, - сказал я. - Я пойду с тобой.

В Англии, в крохотной комнатке с такой же крохотной кроваткой мы увидели красивую женщину. В кроватке лежал малыш лет четырёх или пяти. Мы даже могли различать их голоса: мать и ребёнок говорили друг с другом.

А когда вернётся папа? - спросил малыш.

Я не знаю, - ответила мать.

Папа обязательно приедет, правда же, мама? Ты же знаешь, что он приедет?

Я молюсь, чтобы он скорее вернулся.

Вот и всё, что ответила мать сыну. Глаза детей в момент перехода в сумеречный мир, в мир, отделяющий бодрствование от сна, порою становятся на удивление проницательными.

Папа, папа вернулся! - вдруг радостно закричал малыш и протянул руки навстречу своему отцу.

Мать всё поняла, и лицо её побледнело. Но ей помогла справиться с горем мысль о том, что её любимый пришёл домой и что их сын видит его. Я полагаю, он останется вместе с ней до тех пор, пока она не сможет с ним воссоединиться. Эта задержка отнюдь не замедлит прогрессивный рост его души. Любовь есть исполнение Закона. В вечности есть место и для любви, и для разлуки. В любви тысяча лет проходит как один день.

Вопрос: Может ли день сотворения быть равен тысяче лет, как написано во 2-ом послании Петра 3:8?

Ответ: Во 2-м послании Петра 3:8–9 сказано:

«Не забывайте одного, возлюбленные: для Господа один день как тысяча лет, и тысяча лет как один день . Господь не откладывает исполнения того, что Он обещал, хоть некоторые и называют это промедлением. Он долго терпит и ждет, не желая, чтобы кто-нибудь погиб, но чтобы все раскаялись» . (Современный перевод НЗ)

Прежде всего заметим, что этот стих не имеет ничего общего с вопросом о днях сотворения. Здесь нет определения «дня» и не говорится, что «один день - это тысяча лет». Правильно понять слова апостола Петра можно только в контексте всей цитаты. Итак, верующим не следует отчаиваться и думать, что Господь не спешит выполнять Свои обещания. Господь продолжает терпеть, и Его, в отличие от нас, не связывают временные рамки.

В тексте сказано: «один день как тысяча лет». С помощью стилистического приема сравнения («как»), Бог изображается существующим вне времени (потому что Он Сам Творец времени). По сути, именно благодаря усилению смысла высказывания с помощью данного оборота речи, один «день» в этом фрагменте воспринимается буквально и ярко противопоставляется одной тысяче лет. Для Бога, живущего вечно и создавшего время, длительный промежуток времени может быть точно таким же, как и короткий.

Необходимость буквального понимания противопоставляемых коротких и длинных промежутков времени подтверждается также тем, что Петр цитирует Псалтирь 89:4 (слова Петра «не забывайте» указывают на то, что его читатели должны были о чем-то помнить, а о чем именно - как раз и написано в этом псалме). В пятом стихе мы читаем:«Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи» .

Перед нами пример синонимического параллелизма, когда долгий период времени в тысячу лет сравнивается с двумя короткими периодами времени: одним днем и одной ночной стражей. Все, кто пытается с помощью этого стиха доказать, будто дни сотворения могли длиться тысячи лет, упускают из виду вторую часть стиха, выделенную здесь жирным шрифтом. Если быть последовательным, то следует добавить, что ночная стража тоже длилась тысячу лет. С трудом можно представить псалмопевца, тысячу лет размышляющего на постели (Псалтирь 63:6) или в течение тысячи лет не смыкающего глаз (Псалтирь 119:148).

В Псалме прямо говорится о тленности простого смертного по сравнению с Богом. Этот стих усиливает смысл всего псалма: неважно, сколько времени прошло в человеческом исчислении, - для вечного Бога оно может быть как мгновение ока.

Итак, значение слова «день» из первой главы Книги Бытия определяется контекстом - еврейское слово «йом» ’îο, означающее день, употребляется со словами «вечер» и «утро» или в сочетании с числительными (день первый, день второй, и т.д.). Каждый раз, когда слово «йом» употребляется в этих сочетаниях, оно означает один обычный по времени день, а не длительный период времени. Значение дней сотворения как самых обыкновенных дней подтверждается и в Книге Исхода 20:8–11, где Бог повелевает израильтянам шесть дней работать, а на седьмой день отдыхать, потому что Сам Бог творил шесть дней и отдыхал на седьмой день.

Кто из людей постиг Смысл Этих Слов, какая церковь толкует Их правильно? Во многих случаях Их принимают за Чистое понятие о Жизни Вне Времени. Но в Творении нет ничего вне времени и ничего вне пространства. Этому противоречит уже Само Понятие, Связанное со Словом "Творение", ибо Сотворённое есть Деяние, а всякое Деяние имеет Предел. Всё то, что имеет Предел, не может пребывать вне пространства. А то, что не пребывает вне пространства, не может пребывать и вне времени.

В соответствии с уровнем своей Духовной Зрелости человеческие духи могут обитать в различных по роду своему мирах. Эти миры более или менее плотны, более или менее удалены от Рая. По мере удаления от Рая они становятся всё плотнее, а стало быть, и всё тяжелее.

Понятие пространства и времени сужается по мере уплотнения, по мере того, как вещественность становится всё прочнее и сплочённее, то есть по мере удаления от Духовного Царства. Так Земля принадлежит к той Мировой Части, которая является второй по плотности. Также ещё имеется Мировая Часть, которая ещё плотнее и поэтому ещё более узко ограничена в понятиях пространства и времени.

Различные по роду своему понятия пространства и времени возникают в соответствии с более или менее растяжимой способностью человеческого мозга к восприятию переживаний. Способность эта, в свою очередь, определяется степенью плотности данного, конкретного окружения, то есть родом той части Мироздания, в которой находится тело. В результате этого нам и приходится говорить о различии понятий пространства и времени в разных частях Мироздания.

Существуют части Мироздания, лежащие гораздо ближе к Раю, то есть к чисто-духовной Мировой Части, чем та часть, к которой принадлежит Земля. Эти близлежащие части вещественны, но вещественность их иного рода – она легче и менее прочна. Из этого следует большая растяжимость возможностей переживания в полном сознании. Назовём такие переживания переживаниями дневного сознания.

Вещественности иного рода относятся как к более тонкой Грубой, так и к грубой Тонкой и даже к абсолютно Тонкой вещественности, в то время как мы теперь находимся в мире абсолютно Грубой вещественности. Чем тоньше вещественность, тем она проницаемее. Но чем проницаемее вещественность, тем шире и растяжимее поле возможностей сознательного переживания человеческого духа, обитающего в теле. Назовём это поле – полем впечатлений.

В более грубом, более плотном теле, соответственно, плотнее и мозг – "приёмник" внешних событий. Вполне естественно, что обитающий в таком теле человеческий дух окружён более прочной стеной, нежели в вещественности более проницаемого, менее сгустившегося рода. А стало быть, в более плотной вещественности дух может воспринимать события или получать впечатления о них в значительно более узких пределах.

Однако же, вполне естественно, что чем менее плотна вещественность того или иного рода, тем она легче. Более лёгкая вещественность непременно должна находиться выше, будучи более проницаемой для Света, а стало быть, и более просветлённой изнутри. Чем ближе к Раю располагается вещественность вследствие своей Лёгкости, тем просветлённее, солнечнее будет она по этой причине. Это непосредственно связано со степенью проницаемости вещественности для Исходящих из Рая Излучений.

Итак, чем легче окружение, чем оно менее плотно, тем шире возможности человеческого духа получать живые впечатления с помощью своего тела. А стало быть, тем больше он способен пережить в себе. Иначе говоря, за время одного земного дня такой дух может воспринять в своём окружении гораздо больше переживаний, нежели земной человек с помощью своего более плотного мозга в своём тяжеловесном, а стало быть, и более сплочённом окружении. По роду Проницаемости, то есть Лёгкости и Просветлённости окружения, легче воспринимает и человеческий дух. За время одного земного дня он способен пережить столько, сколько переживается на Земле за целый год . В Самом же Духовном Царстве один день соответствует тысяче земных лет!

А посему в Писании сказано: "Там тысяча лет – как один день ". Имеется в виду богатство переживаний , поле которых расширяется в соответствии с растущей Зрелостью человеческого духа.

Человек сможет представить себе это лучше всего, если вспомнит о своих снах ! Во сне он нередко бывает в состоянии ощутить целую человеческую жизнь за одну-единственную минуту земного времени, за которую он воистину переживает эту жизнь в Духе! При этом он успевает пережить моменты Величайшей Радости и тягчайшей боли, смеется и плачет, переживает свою собственную старость, потратив на всё это лишь одну-единственную минуту времени. В самой земной жизни ему понадобилось бы на эти переживания не одно десятилетие, ибо время и пространство земных переживаний втиснуты в слишком узкие рамки, продвигаясь по ступеням с излишней медлительностью. На Земле человек способен переживать с такой быстротой лишь во сне, ибо во сне дух частично сбрасывает с себя путы мозга. Но в более просветлённых частях Мироздания дух раскрепощается сначала частично, а затем и полностью. Там он во всякое время переживает с немыслимой на Земле живостью и быстротой, так что на переживания, соответствующие земному тысячелетию, у него уходит не более одного дня!