Опасные ситуации. Безопасность в повседневной жизни: опасные и чрезвычайные ситуации



Опасностей вокруг хватает и вся хитрость состоит в том, чтобы их знать, уметь обойти.

Безопасность - это состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов.


Опасная ситуация - это стечение обстоятельств, которое при определённом развитии событий может привести к несчастью.

В большинстве случаев опасные ситуации создаёт сам человек, нарушающий общепринятые правила поведения.



Экстремальными называют наиболее сложные опасные ситуации, которые требуют для защиты жизни и здоровья человека напряжения всех его физических и духовных сил.

Например, когда человек тонет или замерзает, тушит пожар или спасает раненого, отбивается от нападающих. Действия в экстремальных ситуациях требуют большого мужества и хорошей подготовки


Чрезвычайная ситуация - это обстановка, сложившаяся в результате аварии или опасного природного явления, ко­торые повлекли человеческие жертвы, нанесли ущерб здо­ровью людей или окружающей природной среде.

Чрезвы­чайная ситуация отличается от опасной прежде всего тяжестью последствий.


  • Чрезвычайные ситуации природного характера.
  • Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
  • Чрезвычайные ситуации социального характера.

Чтобы снизить нежелательные последствия опасной и чрезвычайной ситуации, необходимо постоянно учиться вести себя безопасно, т. е. предвидеть опасности, уметь их избегать, знать, как вести себя в опасной ситуации.

Некоторые люди считают, что с ними никогда не случится ничего плохого, что все неприятности существуют не для них. До определённого времени так может и быть. Однако самые тяжёлые последствия опасной ситуации постигают человека, ко­торый её не ожидал и не был готов к грамотным действиям.


  • решать ситуационные задачи, продумывая своё поведение в различных условиях;
  • постоянно совершенствовать свои физические качества, занимаясь физической культурой и спортом, закаливанием организма;
  • постоянно воспитывать в себе волевые качества и уравновешенность, которые помогут сохранить спокойствие в сложной обстановке и найти рациональный путь выхода из неё.

Безопасность жизнедеятельности - это система поведения человека в повседневной жизни, снижающая вероятность опасной ситуации и уменьшающая ущерб от последствий опасных и чрезвычайных ситуаций.

Главная задача нашего обучения ОБЖ состоит в том, чтобы всегда быть готовыми к встрече с любыми трудностями. И делать при этом как можно меньше ошибок.


  • изучай виды и причины опасностей;
  • учись предвидеть их возникновение в любом месте и в любое время;
  • по возможности избегай опасных ситуаций, обходи опасные места, не рискуй без нужды;
  • не пугайся и не плачь в трудных ситуациях;
  • при появлении опасности действуй без промедления и решительно;
  • всегда обращайся за советом и помощью;
  • выбирай самый безопасный путь или способ действий из всех возможных;
  • активно борись (любыми законными способами) за свою жизнь, свои права и имущество и т.д.


  • 112 или 01 – служба спасения,
  • 02 - милиция,
  • 03 – скорая помощь,
  • 04 – газовая служба.

Структура ситуации включает: обстановочные составляющие (экстремальные условия); личностные составляющие (образ-Я); деятельностные составляющие (намерения и поведение). Одни и те же обстановочные факторы, будут действовать по-разному на людей, отличающихся своими индивидуальными особенностями.

Ситуация в психологическом плане всегда продукт взаимодействия человека и объективных особенностей ситуации.

Опасная ситуация - это система объективных и субъективных элементов представляющих угрозу для физического выживания и психического здоровья человека. При правильном поведении может благополучно разрешиться без тяжких последствий и не перерасти в ЧС.

Авария – локальное происшествие техногенного характера, не повлекшее человеческих жертв и непоправимых разрушений объектов.

Катастрофа – крупное происшествие техногенного, социального или природного характера, повлекшее человеческие жертвы и непоправимые разрушения объектов.

ЧС (чрезвычайная ситуация) – официальный термин, используемый в документах, – неблагоприятная обстановка, сложившаяся в результате действия особо опасных факторов на людей, их среду обитания, предполагающая наступление тяжких последствий, введение специальных сил, мер и планов. К ЧС относятся сильные эпидемии, наводнения, землетрясения, всевозможные катастрофы, вооруженные конфликты, захваты заложников, террористические акты.

В результате чрезвычайной ситуации или по другим причинам может возникнуть экстремальная ситуация - это система объективных и субъективных элементов, возникающая в природе или в процессе деятельности человека, при которой психофизиологические параметры могут превысить пределы компенсации организма, что создает угрозу выживанию человека. Например, высокие или низкие температуры, физическая нагрузка, высокие дозы облучения и др.

Первый тип - объективно экстремальные ситуации. Трудности и опасности в них исходят из внешней среды, возникают перед человеком объективно в результате действия непреодолимых сил, без его участия. Они насыщены угрозами, опасностями, трудностями. Бывает, что человек не в состоянии избежать их, иногда он может уменьшить опасность для себя и других, иногда отдалиться и уйти в безопасную зону, а бывает, что человек идет навстречу опасности, увеличивая ее для себя. Таковы, например, ситуации стихийных бедствий, вооруженной борьбы, крупных аварий и катастроф.

Второй тип - потенциально экстремальные ситуации. Объективные трудности, опасности выражены в них неявно, существуют как скрытая угроза. Переход потенциальной угрозы в реальность зависит как от объективного развития событий, так и от действий самого человека. Оголение электропроводки в доме, хранение пожаро- и взрывоопасных веществ в квартире, газовые плиты, появление признаков ухудшения работы тормозной системы автомобиля, сбор группы подозрительных лиц вблизи охраняемого объекта и пр.

Потенциальную угрозу увеличивает пренебрежение техникой безопасности

В жизни человека подавляющее большинство ситуаций, из череды которых состоит жизнь, содержат в себе потенциальные угрозы и опасности разного рода. Нужна постоянная разумная осторожность, осмотрительность и понимание потенциальной опасности, ее степени, вероятности, условий проявления, возрастания ее в отдельных ситуациях. Возникновение экстремальности происходит обычно скачком в основном по вине или воле человека и зависит от его подготовленности.

Третий тип - лично спровоцированные экстремальные ситуации. Риск, трудности и опасности порождаются самим человеком, его намеренным или ошибочным выбором, поступками, действиями. Они могут возникать даже по пустякам, из-за ошибок, по неосторожности, непредусмотрительности человека. Примеры: острый конфликт между матерью и ребенком, возникший из-за того, что последний не имеет привычки мыть руки перед едой; конфликт между подругами из-за претензий одной, что другая ей не позвонила, когда та болела; передвижение женщины ночью в одиночестве по темной улице. Часть лично спровоцированных экстремальных ситуаций возникает не сразу за действиями, а отсрочено, в виде непредвиденных негативных последствий. (возникающие и нарастающие с годами материальные и психологические трудности, неустроенность в жизни и -др.) Коренная причина лично спровоцированных экстремальных ситуаций - в человеке, в его недостаточной социальной и психологической сформированности, слабости образованности, воспитанности, а также результат упущений в работе с ним в предшествующее и текущее время жизни.

Четвертый тип - воображаемые (фантазийные) экстремальные ситуации. Эти ситуации тоже создаются человеком, но его разгулявшимся воображением, а не поступками. Они либо вообще объективно не содержат проблем, угроз и опасностей, но их наличие мерещится ему, либо содержат какую-то толику потенциальной угрозы, но видятся и переживаются им как сверхсложные и опасные. Они присущи людям тревожным, эмоциональным, мнительным, слабо подготовленным, неуверенным в себе. В обстановке слухов, социальных и природных катаклизмов, частых неудач, отсутствии достаточной информации такие ситуации могут получать распространение. Объективные особенности обстановки, таким образом, не механически и однозначно придают ситуациям экстремальность. Они представляют собой потенциально психогенные факторы, т.е. факторы, могущие вызывать психологические реакции, но «последнее слово» всегда остается за человеком-личностью с его индивидуальными особенностями.

Экстремальной для человека может оказаться и критическая ситуация – это такая ситуация, в которой он сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей, личностных притязаний).

Ни для кого не секрет, что человек ежедневно подвергается множеству опасностей. Даже находясь дома, вы рискуете покалечиться или умереть, а опасные ситуации в городе вас подстерегают на каждом углу. "Как страшно жить, оказывается!", - скажете вы. На самом деле нет. Если соблюдать простейшие правила безопасности, то такие ситуации можно предупредить и избежать. К тому же, зная, как себя вести, вы сможете свести неприятные последствия к минимуму.

Что такое опасная ситуация? Определение

Для начала разберемся в том, какую ситуацию можно назвать действительно опасной. Если бы мы спросили ребенка лет пяти, то он субъективно мог бы ответить, что опасная ситуация - это, когда, например, сломалась любимая игрушка. Ну а мы дадим точное определение.

Опасная ситуация - это обстоятельства, при которых возникает серьезная угроза здоровью или жизни человека, состоянию окружающей среды или имущества. Они могут произойти внезапно и требуют незамедлительной реакции.

Что такое чрезвычайная ситуация?

В этой статье мы будем говорить не только об опасных, но и о чрезвычайных ситуациях. Последние происходят в результате аварии на крупном предприятии. Они могут повлечь или повлекли за собой множественные смерти людей, огромный материальный ущерб, резкое ухудшение природных условий.

Типология

Все опасные ситуации можно условно разделить на три группы в зависимости от причины их возникновения:

1. Природного характера.

2. Техногенного характера.

3. Общественного характера.

Разгул стихии

Природные опасные ситуации можно разделить на 8 групп. Классификация производится в зависимости от их происхождения. Рассмотрим примеры опасных ситуаций. Кроме того, разделим их в соответствии с видами.

1. Откроют наш список под названием "Опасные чрезвычайные ситуации природного характера" космогенные катастрофы. Они, пожалуй, имеют самые масштабные последствия. К космогенным опасностям можно отнести метеоритные дожди, а также столкновение нашей планеты с кометами и метеоритами. Последствия таких явлений действительно ужасают, но, к счастью, ученые умеют отслеживать траектории небесных тел и смогут предупредить людей об опасности. К тому же небольшие метеориты можно сбивать с орбиты и менять их курс, так что человечеству смерть от "камней из космоса" пока что не грозит.

2. Геофизические. Город Помпеи был стерт с лица земли, а также Япония постоянно страдает именно из-за геофизических явлений. Догадались? В эту категорию мы относим извержения вулканов, а также землетрясения. Почувствовать весь ужас геофизической катастрофы поможет картина художника Карла Брюллова, ставшая пиком его карьеры.

3. Метеорологические. Это сильные бури, ураганы, штормы и торнадо. До сих пор не существует какой-либо одной определенной теории о том, почему возникают ураганы и торнадо. Это произошло из-за того, что процессы, которые происходят внутри "воронки", очень сложны для изучения. Однако ученые предполагают, что это происходит на стыке теплого и холодного Смерчи обладают серьезной разрушительной силой, и не зря древние люди считали их божьим наказанием.

4. Геологические.В эту категорию входят оползни, обвалы, лавины, проседание земной поверхности, карст, эрозии, Угроза "белой смерти", как называют лавины, будет существовать для любителей отдыхать на горнолыжных курортах всегда.

Лавина может образоваться из сухого снега после снегопада на морозе, снег в такое время практически не сцепляется между собой, и масса, похожая на порошок, с огромной скоростью будет готова обрушиться вниз от небольшого колебания земли либо громкого звука. Воздух наполнится пылью из снега, и горнолыжник будет мучительно умирать, задыхаясь.

Лавина из влажного снега возникнет, если столбик термометра покажет 0 градусов по Цельсию. Если вы любите покататься на лыжах или сноуборде в горах, то запомните золотое правило: там, где один раз сошла лавина, она сойдет еще раз.

Опасные ситуации природного характера очень предсказуемы, обязательно пользуйтесь приведенной выше информацией.

5. Гидрометеорологические. Это ливни, снегопады, крупный град, сильнейшая засуха, резкое понижение температур, невыносимая жара, метель. Такие ситуации серьезно угрожают урожаю, а также могут способствовать развитию болезней. Если в вашем регионе объявляют об аномальной жаре, холоде, осадках, то старайтесь не выходить из дома, иначе рискуете провести ближайшее время в больнице.

6. Гидрологические. Эти ситуации напрямую связаны с водой, как вы догадались. Это наводнения, подтопления, раннее появление льда на реках, по которым ходят суда, снижение и подъем уровня воды. Звучит, конечно, не так страшно, как извержение вулкана, да вот только не менее опасно на самом деле. Грозит и потерей урожая, и материальными потерями, и порчей почвы.

7. Морские гидрологические. К ним относят тайфун, цунами, сильный шторм, дрейф льда, а также обледенение морских судов.

Почему корабли могут обледенеть? Основной причиной считается так называемое забрызгивание судна. Морская вода из-за ветра или ударов волны о борт некоторое время находится в воздухе, быстро охлаждается на морозе, поэтому со временем на обшивке возникает ледяная корочка, которая далее лишь растет и растет, а затем покрывает все большие площади.

Это безмерно мешает передвижению: сильно ухудшается управляемость, возникает крен, снижается скорость. Это явление таит в себе множество опасностей.

8. Природные пожары. Почему же они возникают? Иногда это происходит из-за сильной засухи, деревья и почва высыхают до такой степени, что загораются. Но зачастую вспыхивают торфяники. К тому же торф имеет свойство самовоспламеняться и гореть под водой! Опасные ситуации природного характера нередко развиваются по непредсказуемому сценарию.

Техногенный мир

Мы узнали, какие бывают опасные природные теперь рассмотрим техногенные ЧС. Они всегда связаны с производственной деятельностью человека, и чаще всего их последствиями являются вред окружающей среде и большое количество смертей. Рассмотрим категории и примеры опасных ситуаций.

1. Транспортные аварии. Количество погибших на дорогах людей неуклонно растет. По состоянию на 2013 год мрачные цифры таковы: полтора миллиона смертей за год. По предварительным подсчетам экспертов, к сожалению, к 2030-му есть шанс того, что смертность составит почти 3,5 миллиона людей в год! В развитых странах транспортные аварии по количеству погибших стоят на пятом месте наряду с туберкулезом, малярией и ВИЧ. Стоит также сказать о крушениях самолетов и поездов, об авариях на судах и подводных лодках. В итоге количество смертей в транспорте ужасает.

2. Внезапные обрушения зданий, сооружений. Это происходит, когда материалы теряют былую прочность либо здание построено некачественно, не в том месте.

Если вы заметили трещины на фасаде собственного дома, рекомендуем обратиться в соответствующие службы, например, в ЖКХ. Существуют специальные программы по переселению людей из аварийных построек.

Пожары и взрывы

Все мы склонны ошибаться. Так же и электроника не может служить вечно без каких-либо отклонений. В здании, на объектах хранения горючих веществ, в метро, рядом с неразорвавшимся снарядом... Много мест, где что-то может загореться, взорваться и нанести зачастую непоправимый ущерб. Это действительно опасная ситуация. ОБЖ с начальных классов учит нас, что делать при пожаре в здании, как себя вести, куда идти. Напомним еще раз эти простые правила:

  • Сразу же вызывайте пожарных, набрав 112 или 01.
  • Не поддавайтесь панике. В таком состоянии вы можете наделать глупостей.
  • Приступайте к тушению пожара водой только в том случае, если нет опасности поражения электрическим током.
  • Если концентрация дыма высока, закройте органы дыхания влажной тряпочкой или платком, передвигайтесь на четвереньках, так как вредные вещества в дыму легче воздуха и поднимаются вверх.
  • Если опасность пострадать от тока существует, отключите электроэнергию и приборы.
  • Горючие жидкости заливать водой запрещено! Используйте песок, огнетушитель, мокрую тряпку или ткань.
  • Ни за что ни открывайте окна. Огню нужен кислород для того, чтобы разгореться еще сильнее.
  • Если вам не удается своими силами ликвидировать пожар, уходите из помещения в срочном порядке, сообщите другим, ждите пожарных.
  • Если путь наружу из здания вам отрезан, выйдите на балкон, плотно закрыв дверь, ждите помощи, зовите прохожих.
  • Не входите в помещения, если концентрация дыма высока, то есть видимость меньше десяти метров.
  • Покинув здание, ни в коем случае не возвращайтесь назад. Дожидайтесь приезда спасателей.

Авария на Чернобыльской АЭС

Теперь переходим к самому разрушительному и опасному. Аварии на АЭС, ГЭС, на электростанциях и очистных сооружениях. Таких катастроф случается очень мало, но каждая из них врезается в память. Последствиями аварий на АЭС являются выбросы вредных химических веществ, опасных для жизни. Чрезвычайные ситуации на ГЭС грозят наводнениями, прорывами дамб. Авария на электростанции грозит отключением света в районе, который она обслуживает. И многие из подобных катастроф уносят десятки, сотни, тысячи жизней.

Пожалуй, такие вещи не забываются. Каждый помнит об аварии на Чернобыльской АЭС, произошедшей двадцать шестого апреля 1986 года. Огромное количество ядовитых и радиоактивных веществ оказалось в воздухе. Уровень радиации в некоторых районах до сих пор превышает допустимый в тысячи раз. Эта катастрофа стала жесточайшим уроком для всего человечества. Она признана самой крупной в истории атомной энергетики.

Так выглядит на сегодняшний день машинный зал четвертого энергоблока. Здесь высочайший уровень радиации, нахождение даже в специальных костюмах крайне опасно. После сбоя в реакторе и выброса вреднейших веществ прошли сутки, прежде чем людей начали эвакуировать из опасной зоны. Все вокруг покрылось белым налетом, но дети продолжали гулять на улицах, как ни в чем не бывало. Стояла невыносимая жара, люди ездили на рыбалку, пляж, пока все вокруг чуть ли не засветилось от радиации. Вследствие этой халатности от тяжелой лучевой болезни погибли тысячи человек.

Припять стала городом-призраком. В течение уже нескольких десятков лет здесь никто не живет. Всем известно, какие печальные последствия повлекла за собой эта опасная ситуация. ОБЖ уже в средней школе рассматривает последствия и причины таких глобальных катастроф, чтобы мы с детства осознавали весь ужас таких ситуаций и делали все, что он нас зависит, для их недопущения. Удивительно, но в Припяти и близлежащих районах обосновались редкие виды представителей флоры и фауны. Кстати, здесь даже живут люди.

К таковым мы можем отнести крайне неблагоприятные явления и процессы, происходящие в обществе, представляющие прямую угрозу для жизни человека, его прав и свобод, а также для имущества.

Причина возникновения опасностей социального характера

Давайте рассмотрим источник зарождения этих проблем. Подобные ситуации происходят из-за того, что люди не могут решить какие-либо важные проблемы политики, экономики, культуры, этики и так далее. Человечество не оправдало надежд философов, гуманистов, например, насчет победы над голодом и помощи нуждающимся. Эти проблемы становятся все острее со временем и вызывают резонанс в обществе. Отправной точкой опасных ситуаций такого типа может стать безработица, инфляция, национализм, кризисы, низкий уровень жизни, коррупция и др. В подобных ситуациях одному придет в голову совершить самоубийство, другому - ограбить магазин, убить человека, изнасиловать кого-либо, отомстить и так далее. Некоторым инициативным людям приходит в голову примерно такая мысль: "Нужно что-то менять. Но раз правительство меня не слушает, придется переходить к радикальным действиям". И тогда они организовывают революцию. Ну и на худой конец какому-нибудь фанатику с психическими отклонениями приходит идея об объединении всего мира под своим командованием, о создании идеальной расы, о сокращении населения земли и т.п. Не менее разрушительным является банальное желание "забрать вот этот лакомый кусочек земли себе" или стремление убивать других.

Типы опасностей

Таким образом, опасные и подразделяют на два вида:

1. Собственно социальные. Они могут быть направлены на здоровье конкретного человека (самоубийства, наркомания, социальные болезни, зомбирование со стороны сект, шантаж, захват заложников, насилие, террор). Это еще раз подтверждает тот факт, что опасные ситуации в городе поджидают нас на каждом шагу.

2. Военные. Ситуации, во время которых применяется обычное, ядерное или самое новое оружие, например, биологическое, генетическое и лучевое.

Заключение

Опасные и чрезвычайные ситуации случаются повсюду, но происходят они в подавляющем большинстве случаев именно по вине самого человека. Нужно думать логически, учиться принимать быстрые и верные решения, предвидеть возможные последствия собственных действий, иначе все человечество умрет от собственной недальновидности. Будьте благоразумны!

Анализ истории и проблем развития человека свидетельствует о том, что потребности и мотивы обеспечения его безопасности относятся к числу основных. Стремление к безопасности обусловило объединение наших предков в сообщества, предопределило формирование силовых структур (армии, полиции, служб охраны), привело к созданию многих международных организаций, в т. ч. ООН и Совета Безопасности.

Благодаря прогрессу, изменившему мир, выросло благосостояние людей, улучшились качество жизни и условия их труда, невиданных размеров достигли производства промышленности и сельского хозяйства, особенно в экономически развитых странах. Вместе с тем во второй половине XX в. появились крайне неблагоприятные тенденции для жизни человечества, возросло негативное воздействие на человека и среду обитания антропогенных опасностей, отмечался рост природных, техногенных и экологических катастроф. При этом одновременно увеличился их разрушительный эффект, отмечались огромные потери людей и экономический ущерб.

Безопасность любой деятельности для каждого человека и окружающей его среды, а также для общества в целом должна рассматриваться с учетом всех экономических, социальных и экологических последствий.

Развитие техносферы ведет к повышению не только качества жизни, но и уровня опасности для жизнедеятельности человека. Антропогенные изменения окружающей среды приобрели такие размеры, что человек сам стал жертвой своей техногенной деятельности. Снижение качества среды обитания негативно отражается на эффективности труда и отдыха, продолжительности жизни, состоянии здоровья. В современной техносфере формируются такие факторы условий труда и жизни человека, которые начинают превышать адаптационные, физиологические и психологические возможности человека.

Нередко условия труда работающих не отвечают санитарно-гигиеническим нормативам по уровню содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и опасные производственные факторы становятся причиной профессиональной заболеваемости, уровень которой в России за последние годы возрос почти вдвое, а число лиц с профессиональной патологией стало самим высоким в мире.

В соответствии с прогнозом Минэкономразвития России существующая тенденция к сокращению численности работающих, занятых в основных отраслях производства, сохранится, и в ближайшие 10-15 лет она составит 50,1 млн. человек, около 7 млн. из которых будет занято на работах с вредными и опасными условиями труда. При этом общие потери рабочей силы за 2006-2015 гг. составят более 10 млн. человек.

Безопасность - обусловленная законодательными и практическими мерами защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства, имущества и окружающей среды от внешних и внутренних опасностей и угроз, способных погубить их, нанести неприемлемый (недопустимый) ущерб.


Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Основными объектами безопасности являются: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

К числу глобальных проблем безопасности можно отнести следующие:

Невосполнимость природных ресурсов;

Предельная площадь и продуктивность возделываемых земель;

Загрязнение биосферы при ограниченных способностях биосферы к регенерации;

Резкий рост численности населения планеты;

Снижение динамики развития мировой цивилизации;

Перенасыщенность планеты оружием массового уничтожения.

Наука о безопасности жизнедеятельности исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от них. Реализация целей и задач безопасности жизнедеятельности предполагает:

Анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени;

Определение и описание опасностей;

Разработку эффективных систем и методов выявления опасностей и защиты от них;

Формирование требований по безопасности деятельности к операторам различных систем и населению;

Организацию систем мониторинга и контроля опасностей и управления состоянием безопасности техносферы;

Разработку и реализацию мер по ликвидации последствий проявления опасностей;

Организацию обучения населения основам безопасности и подготовку специалистов по безопасности жизнедеятельности.

Безопасность жизнедеятельности - это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания.

Безопасность жизнедеятельности как наука находится в стадии своего формирования. Несомненно, она должна опираться на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты человека в опасных ситуациях, на достижения в области медицины, биологии, химии, физики и т.д.

В настоящее время вокруг человека существует множество опасностей природного, техногенного, социального, экологического и др. характера. По сведениям Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, ежегодно от стихийных бедствий страдают 15-20 тыс. человек. В стране ежегодно регистрируются более 3-5 тыс. производственных и около 50 тыс. бытовых травм. При этом более 20 тыс. человек становятся инвалидами и более 2 тыс. погибают. Гораздо больше российских граждан (около 250 тыс.) ежегодно погибают от опасностей социально-криминального характера. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), смертность от несчастных случаев занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Факторы, негативно действующие на человеческий организм, принято делить на вредные и опасные. К вредным, согласно определению, данному в законе «Об основах охраны труда в РФ» от 23.06.1999 г., относят факторы, которые становятся причиной заболеваний или снижения работоспособности человека.

Опасными называют такие факторы, которые могут привести к травмам и нарушению здоровья, к инвалидности человека. Опасностью обладают все системы, имеющие технически, химически или биологически активные компоненты, а также условия, не соответствующие жизнедеятельности людей. Для взрослого человека опасности возможны на рабочем месте, дома, на улице, в транспорте, во время путешествий, отдыха и т.д. Ребенка опасности могут поджидать на улице во время игры, по дороге в школу, во время учебных занятий, при нахождении дома одного и особенно в период школьных каникул.

Все опасные и вредные факторы образуют вокруг человека опасные ситуации, при которых возможно возникновение несчастных случаев.

Опасная ситуация - это неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные и опасные факторы различной природы, угрожающие здоровью, жизни человека, его имуществу и среде обитания.

В процессе жизнедеятельности человек может оказаться в любой опасной ситуации (заблудился в лесу, получил травму, подвергся нападению хулиганов и т.д.), когда для выживания потребуется мобилизация всех сил, умений и навыков. Такая обстановка, где присутствует угроза жизни и здоровью человека, называется экстремальной. При этом ограничена или исключена возможность помощи от других людей. По определению группы авторов экстремальная ситуация - это такие возникшие сложные опасности, которые требуют для защиты жизни и здоровья человека напряжения всех его физических и духовных сил (М.П. Фролов, А.Т. Смирнов, С.В. Петров, Е.Н. Литвинов и др.).

Экстремальная ситуация возникает при нахождении человека в ледяной воде, в пути во время снежной бури, при пожаре и т.д. В последнее время получило широкое распространение увлечение экстремальными видами спорта, где «экстремалы» в сверхтяжелых, автономных условиях существования должны проявить все свои умения и навыки, чтобы выжить. К возможным экстремальным ситуациям готовят себя летчики-испытатели, космонавты, спасатели, моряки и т.д., чьи профессии связаны с опасностями.

Часто на определенной территории в результате опасных социальных ситуаций, природных явлений, техногенных аварий и катастроф, а также экологических бедствий нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, возникает реальная угроза их жизни и имуществу. Такая обстановка называется чрезвычайной ситуацией и требует определенных усилий государственных структур и населения по предотвращению и ликвидации ее последствий.

Точное определение чрезвычайной ситуации дается в Федеральном законе «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (1994): Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или уже повлек за собой человеческие жертвы, причинить ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, сопровождаться значительными материальными потерями и нарушением жизнедеятельности людей.

Чрезвычайные ситуации бывают природного, техногенного, социально-криминального, экологического, биологического, военного характера. Чрезвычайные ситуации природного характера - это стихийные бедствия, которые бывают литосферного, атмосферного, гидросферного происхождения. Под ЧС техногенного характера понимают аварии и катастрофы, происходящие в техносфере и связанные с производственной, бытовой деятельностью человека и транспортом. К ЧС социально-криминального характера относятся проблемы, не согласующиеся с Российским законодательством. Они подразделяются на опасности без физического воздействия (мошенничество, шантаж и т.д.), с физическим воздействием на человека (изнасилование, убийство, террор и т.д.), общественные выступления (демонстрации, беспорядки, революции и т.д.). Биологические ЧС - это массовые заболевания населения и животных в связи с распространением инфекционных заболеваний. Они подразделяются на эпидемии, эпизотии, эпифитии. Военные ЧС связаны с применением оружия различного типа против населения другого государства или с целью подавления воли своего народа.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.09.1996 г. «Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайные ситуации классифицируются по сфере возникновения, по масштабу последствии и по ведомственной принадлежности.

Для того чтобы избежать несчастных случаев и нарушений здоровья и экстремальных и чрезвычайных ситуациях, каждый человек должен хорошо знать и соблюдать все условия безопасности, правильно организовывать свою деятельность.

Безопасность - это состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных опасных факторов.

Обеспечение безопасности и здоровья человека, особенно подрастающего поколения, должно быть главной целью любого общества. Для целенаправленной подготовки обучающихся к поведению в возможных опасных ситуациях введены дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в общеобразовательных учреждениях и «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) в средних и высших учебных заведениях.

Эти дисциплины изучают сложный процесс взаимодействия человека и окружающей среды.

Объект и цели БЖД.

Цели БЖД формулируются как приобретение теоретических знаний и навыков для выявления, оценки и контроля опасности окружающей среды, в том числе производственной. Целью также является разработка и внедрение техники и технологии, разработки и осуществления мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий, а также создания безопасных условий жизнедеятельности, проектирования оптимального производственных и трудовых систем, прогнозирования и принятия правильных управленческих решений в условиях чрезвычайных ситуаций.

Объектом изучения БЖД является комплекс явлений и процессов в системе "человек-среда обитания", негативно воздействующих на человека и среду обитания. Цель изучения дисциплины - получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасных и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла и получении практических навыков необходимых для:

· Определения вида опасностей техногенного происхождения, а так же опасностей повседневных и ЧС.

· Создания комфортных и безопасных условий жизнедеятельности человека в повседневных условиях.

· Реализации мер защиты среды обитания от негативного воздействия природного и антропогенного характера.

· Участия в работе по защите населения

Основными задачами БЖД являются:

· распознавание и оценка негативных воздействий среды обитания;

· снижение отрицательных последствий опасных и вредных факторов на окружающую среду и человека;

· обучение населения, особенно молодежи, правилам поведения, алгоритмам действий в возможных экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

· воспитание любви к окружающей среде, привитие подрастающему поколению основных умений и навыков существования в различных опасных ситуациях должно стать основной целью подготовки будущего педагога.

· модернизация системы обучения и воспитания современного поколения молодых людей предусматривает кардинальные перемены в профессиональной подготовке будущих учителей с формированием у студентов мировоззренческих установок здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Принципы и методы БЖД

Принципы БЖД – основные направления деятельности и элементарные составляющие процесса обеспечения безопасности.

Значение принципов БЖД: определяется уровень знаний об опасностях окружающего мира и формируются требования по проведению защитных мероприятий

Группы принципов БЖД:

Ориентирующиеся:

1) Профессиональный отбор

2) Принципы формирования негативного воздействия

Управленческие

1) Контроль

2) Принципы стимулирование деятельности направленные на повышение безопасности

3) Принципы ответственности

Организационные

1) регламентация времени в течении которого допускается воздействие на человека негативных факторов.

2) Рациональная организация труда.

3) разработка рационального режима работы.

4) организация санитарно-защитных зон

Технические:

1) использование конкретных технических решений для повышения безопасности

2) защита с помощью организаций.

3) герметизация

4) защита расстоянием

Методы обеспечения БЖД:

1) « А методы » - пространственное или временное разделение гомосферы и ноксосферы.

2) « Б методы » - нормализация ноосферы, соответствование среды обитания под необходимые характеристики человека.

3) « В метод » - адаптация человека к ноосфере.

4) « Г метод » - сочетает в себе вышеупомянутые методы.

Опасная ситуация

Мы живем в мире природных, техногенных, социальных и иных опасностей, часто угрожающих нашему здоровью и жизни. Каждый день газеты, радио и телевидение сообщают об очередных аварии, катастрофе или стихийном бедствии, из-за которых погибли или пострадали люди.

Социальные и техногенные катастрофы предсказать невозможно. Чрезвычайные ситуации природного характера наиболее регулярны, часто их можно спрогнозировать. Природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими в географической оболочке Земли.

Угроза природных явлений для жизни человека зависит от характера природных процессов и готовности человека обеспечить свою безопасность.

Дети должны знать о том, как вести себя в таких ситуациях. Но прежде всего этими знаниями должны обладать педагоги. Главной задачей предложенного курса является ознакомление учителей начальной школы с чрезвычайными ситуациями природного характера и правилами поведения во время стихийных бедствий.

В процессе жизнедеятельности, т. е. создания условий для своего существования и развития, люди постоянно сталкиваются с опасностями. Любая практическая деятельность человека связана с окружающей природной средой и социальной реальностью и потенциально опасна. Потенциальная опасность носит скрытый характер и проявляется при наличии определенных, нередко трудно предсказуемых условий. Они усугубляют ее и превращают в экстремальную опасность. Если эту опасность не локализовать или не стабилизировать, она превратится в чрезвычайную ситуацию (ЧС).

Опасности и чрезвычайные ситуации имеют различный характер. Чаще всего в их основе лежат природные явления, вызывающие стихийные бедствия, экологические, связанные с нарушением равновесия в деятельности человека и окружающей природной среды, техногенные, возникающие при авариях и катастрофах в производственной сфере, на транспорте, в системах коммуникаций, биологические, проявляющиеся в эпидемиях, эпизоотиях, эпифитотиях и пр., и социальные, связанные с противоречиями в общественных отношениях. Анализ происходящих в последнее время ЧС свидетельствует, что в 75-80 % случаев их возникновение связано с деятельностью человека и обусловлено причинами социального характера.

Прогресс науки и развитие техносферы создали ряд серьезных угроз человеку и среде его обитания. Вместе с тем, развитие техносферы сегодня необходимое условие выживания. Кроме того, очевидно, что сотни тысяч людей страдают от всевозможных чрезвычайных ситуаций вовсе не изза различных пороков техносферы. Причина кроется в сложнейших процессах развития общества.

Перед человечеством стоит ряд глобальных проблем, которые возникли в ходе развития цивилизации. Это, прежде всего, демографическая проблема, порождаемая перенаселением, миграцией, старением и являющаяся одной из первопричин ряда других глобальных проблем. Это экологическая проблема с ее многочисленными составляющими, в том числе изменением глобального климата и истощением озонового слоя. Это проблемы войны и мира, проблемы природных катастроф и техногенной безопасности, это, наконец, проблемы энергетики, истощения невозобновимых ресурсов, бедности, занятости, нехватки продовольствия, межэтнического противостояния, религиозной нетерпимости, организованной преступности, терроризма, информационной безопасности, здравоохранения, генетической безопасности, наркомании, деградации духовнонравственной сферы и др.

Каждая неразрешенная, непреодоленная глобальная проблема становится возможной причиной катастрофы. И только знание потенциальных опасностей позволяет принимать превентивные меры, чтобы избежать беды. В качестве примера успешно разрешенных глобальных проблем можно назвать острую в 19601980х годах проблему "информационного взрыва", на сегодня весьма эффективно смягченную благодаря новым информационным технологиям, а также решенную во многом благодаря достижениям медицины проблему эпидемий, охватывавших ранее обширные территории Земли.

Однако для человечества традиционным является пренебрежение предупредительными мерами. Предпочтение отдается конъюнктурным потребностям момента. В результате даже уже изученные опасные тенденции оказываются неучтенными, и как результат возникают опасные ситуации.

Опасная ситуа­ция -- это стечение обстоятельств, которое при оп­ределенном развитии событий может привести к несчастью.

В большинстве случаев опасные ситуации созда­ет сам человек, нарушающий общепринятые правила поведения.

Опасная ситуация может возникнуть на дороге, если пешеход переходит проезжую часть в неустанов­ленном месте или на красный свет светофора, если человек нарушает правила пожарной безопасности, если не соблюдает правила общественной безопас­ности и общественного порядка.

Опасные ситуации, с которыми наиболее часто человек может встретиться в повседневной жизни, можно условно разделить на три группы.

Опасные ситуации техногенного характера.

Они могут возникнуть при общении человека с техникой и различными техническими устройствами. К ним мож­но отнести опасные ситуации на дорогах, опасные си­туации при обращении с огнем и различными быто­выми приборами.

Опасные ситуации природного характера.

Могут возникнуть изза невнимательного отношения человека к особенностям природ­ных условий в регионе его проживания, изза наруше­ния правил поведения в при­родных условиях в различное время года. опасный чрезвычайный ситуация самозащита

Опасные ситуации социального характера.

Они связаны с нарушениями людьми правил обществен­ной безопасности и обще­ственного порядка.

Эти ситуации зачастую носят крими­нальный характер. А что мы называем чрезвычайной ситуацией?

Чрезвычайная ситуация -- это обстановка, сло­жившаяся в результате ава­рии или опасного природ­ного явления, которые по­влекли человеческие жертвы, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей при­родной среде.

Чрезвычайная ситуация отличается от опас­ной, прежде всего тяжестью последствий.

Чрезвычайные ситуации также делятся на природные, техногенные и социальные.

Чрезвычайные ситуации природного характера могут быть вызваны землетрясени­ем, наводнением, ураганом, бурей, смерчем, оползнем, селем, цунами, извержением вулкана, циклоном.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера мо­гут быть вызваны промыш­ленной аварией, взрывом, транспортной аварией, по­жаром, гидродинамической аварией.

Чрезвычайные ситуации социального характера на­ступают вследствие ведения военных действий, при тер­рористических актах, при эпидемиях.

Чтобы снизить нежела­тельные последствия опас­ной и чрезвычайной ситуа­ции, необходимо постоянно учиться вести себя без­опасно, то есть предвидеть опасности, уметь их избегать, знать, как вести себя в опасной си­туации.

Для того чтобы научиться безопасному поведению, необходимо:

  • -- решать ситуационные задачи, продумывая свое поведение в различных условиях;
  • -- постоянно совершенствовать свои физические качества, занимаясь физической культурой и спортом, закаливанием организма;
  • -- постоянно воспитывать в себе волевые качества и уравновешенность, которые помогут сохранить спокойствие в сложной обстановке и найти рациональный путь выхода из нее.

Некоторые люди считают, что с ними никогда не случится ничего плохого, что все неприятности суще­ствуют не для них. До определенного времени так мо­жет и быть. Однако самые тяжелые последствия опас­ной ситуации постигают человека, который ее не ожидал и не был готов к грамотным действиям.

Столкнувшись с проблемой или неординарной ситуацией, мы начинаем лихорадочно искать выход, пытаемся принять верное решение. Как правило, все это происходит потом, когда, к сожалению, определенное негативное событие уже произошло.

Однако есть способ, который позволит значительно уменьшить долю риска в той или иной опасной ситуации: просто необходимо заранее предвидеть возможную угрозу, подготовить себя и неукоснительно соблюдать правила обеспечения собственной безопасности.

Опасность легче предугадать, предусмотреть и "застраховать" себя от нее, нежели потом устранять ее последствия.

В повседневной жизни чаще всего могут возникнуть криминогенные ситуации, связанные с мошенничеством, воровством, ограблением, вымогательством, шантажом, насилием и похищением.

Общие правила безопасного поведения в таких ситуациях состоят в следующем:

  • -- всегда будьте начеку и умейте распознавать источники опасности, чтобы не быть застигнутым врасплох;
  • -- старайтесь всегда находиться в хорошей физической форме и психологически будьте готовы к возможной опасной ситуации;
  • -- не падайте духом и в любой ситуации ищите выход;
  • -- постоянно имейте под рукой телефон ближайшего отделения милиции;
  • -- научитесь технике самообороны и при необходимости защищайте себя самым решительным образом;
  • -- не вступайте в контакт с незнакомыми людьми, особенно с теми, которые вызывают подозрение;
  • -- будьте особенно бдительны и внимательны в местах повышенной криминогенной опасности;
  • -- затрудняйте, насколько это возможно, действия злоумышленников, так как каждое препятствие ставит перед ними задачи и для их разрешения требуется время;

Как избежать опасной криминогенной ситуации.

Криминогенные ситуации чаще всего возникают в темное время суток в плохо освещенных и малолюдных местах, в подъездах домов и лифтах. При угрозе необходимо исходить из реальной, конкретной обстановки, не стесняться обращаться за помощью к работникам магазинов, аптек, банков и других учреждений и организаций.

Выходя вечером на улицу, не надо надевать дорогую, броскую одежду, украшения, брать большие суммы денег. Опасно выбирать маршрут движения, проходящий через пустыри, безлюдные скверы, глухие переулки и другие пустынные места. Нельзя принимать предложения прокатиться или подвезти от незнакомых водителей. Если появилось ощущение, что ктото преследует, надо убедиться в этом и спешить к освещенному месту, звать на помощь людей.

Следует задержаться и не заходить в подъезд дома, если следом идет человек, внушающий подозрение. При угрозе нападения надо привлечь внимание соседей (стучать и звонить в двери, кричать). При явном нападении, оценив ситуацию, защищаться, стараясь ошеломить и озадачить нападающего. После нападения немедленно сообщить в милицию.

Вызвав лифт, не следует заходить в него, если там уже находится подозрительный пассажир. Нельзя стоять в кабине лифта спиной к попутчику. Подвергшись нападению, необходимо защищаться, кричать, стучать по стенкам кабины, стараться нажать кнопки «Вызов диспетчера» и «Стоп». По возможности надо пытаться выскочить на площадку или на улицу и позвать на помощь. Оказавшись в безопасности, следует вызвать милицию.

Важное значение для самозащиты в криминогенных ситуациях имеет психологическая подготовка человека. Спокойное и уверенное поведение, умение справиться со страхом и взять инициативу в свои руки, стремление убедить потенциального агрессора в возможности мирного разрешения ситуации, неожиданные действия, а при необходимости использование приемов самозащиты -- хорошая гарантия не стать жертвой преступников.

Все мы являемся свидетелями активизации глобальных природных процессов в последние годы, которые проявляются во всевозможных землетрясениях, ураганах, цунами, небывалых снегопадах и т.д. Не вдаваясь в исследования причин, мы поговорим о следствиях. А следствия таковы, что стихийные бедствия приносят огромный экономический ущерб, угрожают жизни и здоровью человека. Кроме природных катаклизмов, сегодня огромную опасность для человечества представляет само человечество, точнее, созданная человеком "техносфера". Реальность такова, что люди производят ядовитые вещества чудовищные по своей силе, используют энергию расщепления ядра, способную уничтожить все живое. Может ли развиваться цивилизация иначе? Кто знает? Впрочем мы все равно говорим о следствиях.

Человечеству брошен вызов. Бедствия, катастрофы, чрезвычайные ситуации подают сигнал: траектория мирового развития стала неустойчивой, и задача современной науки найти выход и предложить его обществу. Символами уходящего XX века был технический прогресс, расширенное воспроизводство, экстенсивный роста. Императивы XXI века иные. Во главу угла ставятся устойчивость, безопасность, качество. Сегодня ученым недостаточно указать обществу выбор, надо изучить его последствия и выяснить цену этого выбора до того, как он будет сделан. И тогда у нашего и следующих поколений появится надежда. Сегодня в центре нашего внимания человек, люди, общество, и цель этого общества защита жизни и интересов человека. А чтобы научиться защищать человека, нужна не только научная система взглядов на способы управления рисками катастроф и стихийных бедствий. Необходима конкретная система программных мер по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций. И соответствующие государственные структуры, одной из которых является МЧС России.