Основные гарантии прав ребенка. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ Законе рф о гарантиях прав ребенка


Государственной Думой

Советом Федерации

1.4. Правовую основу деятельности по предупреждению самовольных уходов детей из семей и государственных организаций, организации их розыска и индивидуальной профилактической работы с ними (далее - деятельность по профилактике самовольных уходов детей) составляют: Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ), Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", с учетом полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.


Приказ Министра обороны РФ от 15.03.2011 N 333 (ред. от 15.11.2018) О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";N 662 "Об утверждении положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения", письмом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 18 мая 2011 г. N ЮП-03/13989 необходимо направлять в адрес Минобрнауки России обращение и полный комплект документов в соответствии с установленным вышеназванным приказом Минобрнауки России перечнем документов и требованиями к их оформлению для согласования с Минобрнауки России передачи в аренду объектов федерального имущества, а также для проведения оценки последствий принятия решения о заключении федеральной государственной организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей, договора аренды закрепленных за ней объектов федеральной собственности (согласно приложениям N N 1 - к настоящему письму).


Права детей в Российской Федерации регулируются следующими законами:

  • "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);
  • Семейный кодекс РФ;
  • Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
  • Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Ребенком в Российской Федерации признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия).

Какие права имеет ребенок в соответствии с действующим законодательством?

1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию, гражданство.

Имя дается ребенку родителями, отчество - по имени отца, – родителей, либо если у родителей разные фамилии, то по взаимному согласию родители выбирают одну из фамилий.

Если родители не могут прийти к общему мнению по вопросу имени и фамилии ребенка, этот вопрос разрешается органом опеки и попечительства.

Родители, пока ребенку не исполнилось 14 лет, могут изменить его имя или фамилию с разрешения органа опеки. Если ребенку исполнилось 10 лет, то изменение имени или фамилии возможно только при его согласии.

2. Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, со своими родителями, которые должны заботиться о его воспитании, обучении, развитии.

Ребенок имеет право общаться с обоими своими родителями, а также другими родственниками. родителей и их раздельное проживание не должны влиять на права ребенка, даже в том случае если один из родителей проживает в другом государстве.

Компетентные органы могут запретить одному из родителей (либо обоим родителям) общаться с ребенком только в том случае, если такие действия необходимы для защиты прав и интересов ребенка.

3. Ребенок имеет право на защиту своих прав и интересов.

Обязанность защищать права и законные интересы ребенка возлагается на родителей или законных представителей, а в случае их отсутствия на органы опеки и попечительства.

Если ребенок до достижения им возраста 18 лет признан полностью дееспособным в соответствии с законодательством, он имеет право самостоятельно защищать свои права.

4. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны своих родителей либо законных представителей (опекунов, попечителей и т.д.).

Злоупотребления могут выражаться в физическом или психологическом насилии, оскорблении, унижении ребенка, в сексуальных домогательствах, запугиваниях ребенка и т.п.

Ребенок может самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства (а по достижении возраста 14 лет – непосредственно в суд) с требованием защитить его от подобных злоупотреблений.

5. Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, которые касаются его самого, отношений в семье.

Мнение ребенка может заслушиваться в судебных заседаниях. Учет мнения десятилетнего ребенка в судебном заседании является обязательным, если это не ущемляет права ребенка.

Свое собственное мнение ребенок имеет право выражать также в виде получения и передачи любой информации, как в письменном, так и в устном виде (произведения искусства и иные средства).

6. Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии, свободу ассоциаций и собраний.

7. Ребенок имеет право на доступ к информации.

Информация должна иметь благоприятную нравственную направленность, способствовать полноценному физическому и психическому развитию ребенка. От иной информации, наносящей вред благополучию ребенка, он должен быть защищен, в том числе и на законодательном уровне.

В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, принят Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

8. Ребенок имеет право на личную, семейную жизнь, неприкосновенность его жилища, право хранить в тайне свою переписку, телефонные переговоры, личные данные.

В случае посягательств или незаконного вмешательства, права ребенка подлежат защите.

9. Ребенок, лишенный родителей, имеет право на защиту и помощь государства.

Для этого применяются процедуры усыновления, передача в приемную семью, либо в соответствующие социальные учреждения, созданные для ухода, воспитания и обучения детей, оставшихся без родителей.

10. Ребенок имеет право на полноценный уровень жизни.

Родители в силу своих физических и финансовых возможностей обязаны обеспечить ребенку уровень жизни, необходимый для его физического и духовного развития.

Государство в свою очередь обязано оказывать поддержку родителям, чьи возможности не позволяют обеспечить должный уровень жизни ребенку.

Например, малоимущим семьям предоставляются некоторые гарантии и льготы. государство оказывает материальную поддержку и предоставляет льготы.

11. Ребенок имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание, причем использование наиболее совершенных методов и услуг, а также приоритет при оказании медицинских услуг.

В этих целях ребенку предоставляется бесплатное медицинское обслуживание в государственных (муниципальных) учреждениях, включающее профилактику различных заболеваний, диагностику и лечение, реабилитацию, санаторное лечение и оздоровление детей.

Образование должно быть направлено на всесторонне развитие личности, талантов ребенка, его физическое и нравственное воспитание.

Дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных учреждениях общедоступно и бесплатно.

Высшее образование ребенок может получить, пройдя конкурс. При условии успешного прохождения высшее образование в государственных и муниципальных ВУЗах также бесплатно.

13. Ребенок имеет право на отдых и развлечения, соответствующие его возрасту, право участвовать в культурных мероприятиях, заниматься творчеством и искусством.

14. Ребенок имеет право на защиту от эксплуатации, выполнения работы, которая вредна для его физического или психического здоровья, препятствует получению образования.

С этой целью в Трудовом кодексе РФ установлены соответствующие правила, в частности определяющие возраст, с которого ребенок может приниматься на работу, продолжительность его рабочего дня, запрет выполнения определенных видов работ и т.п.

15. Ребенок, неполноценный в физическом или умственном отношении, имеет право на особую заботу и предоставление особых условий.

Такой ребенок также имеет право на полноценную и достойную жизнь. Государство предоставляет таким детям соответствующие гарантии и льготы, оказывает их родителям материальную помощь.

16. Ребенок имеет имущественные права.

К ним относится право на получение содержания от своих родителей. Ребенок имеет право собственности на доходы, которые он получил лично, на имущество, подаренное ему, переданное в наследство либо приобретенное на его личные средства.

Распоряжаться данным имуществом он может по правилам, установленным Гражданским кодексом РФ (ст. 26 и 28 ГК РФ).

Законодательство РФ признает детство важным этапом в жизни человека, когда формируется нравственность взглядов, творческие способности, общественная значимость, любовь к Родине и др. В обязанности родителей входит подготовка ребенка к самостоятельной жизни. Государство, в свою очередь, должно обеспечить достойный уровень жизни.

Для защиты прав и интересов несовершеннолетних, а также контроля над воспитанием личности, был принят Федеральный закон №124 «О правах ребенка».

Что представляет собой закон?

Полномочия несовершеннолетних граждан РФ:

  • Конституция РФ;
  • Гражданский и Семейный кодексы;
  • Основы прав РФ об охране здоровья;
  • ФЗ об образовании;
  • Закон об основных гарантиях прав ребёнка;
  • Закон о защите сирот и детей, оставшихся без попечительства взрослых;
  • Закон о социальной защите инвалидов (до совершеннолетия) и др.

Основным нормативно-правовым документом, который обеспечивает защиту прав и законных интересов ребёнка, является ФЗ №124 .

Впервые, Государственная Дума РФ приняла Федеральный закон № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка» 3 июля 1998 года. Совет РФ одобрил его на законодательном уровне, опираясь на основы Конституции РФ и защиту прав и интересов несовершеннолетних. По прошествии десятилетия, произошел ряд важнейших изменений в законе. Впервые — 20 июля 1999 года, последние поправки — 28 декабря 2016 года. Нормативные акты законодательства регламентируют основные права и интересы ребёнка, в целях создания благоприятных условий для жизни.

ФЗ №124 состоит из 5 глав:

  • гл. №1 — основные положения закона;
  • гл. №2 — основные гарантии прав ребенка в РФ;
  • гл. №3 — координационные основы прав и обязанностей несовершеннолетнего;
  • гл. №4 — гарантии исполнения ФЗ;
  • гл. №5 — заключительные основы.

Ознакомьтесь с Федеральным законом о частной детективной деятельности в РФ

Главная цель созданной общегосударственной политики направлена на решение таких задач, как:

  • установление минимальных общественных стандартов для улучшения показателей качества жизни;
  • создание мер по защите прав несовершеннолетних в сфере образования, воспитания, труда и отдыха;
  • недопущение ущемления прав ребёнка;
  • установление запрета на эксплуатацию детского труда.

Службы регионального самоуправления призваны внедрить законодательные нормы в жизнедеятельность населения, а также осуществлять строгий контроль за их исполнением.

Последние правки в закон вносились в статьи №13 и 14. Согласно редакции от 2.12.2013 , защита интересов и прав несовершеннолетних при формировании общественной инфраструктуры для детей, обеспечивает федеральная служба исполнительного самоуправления.

Права ребенка в РФ согласно ФЗ 124

На территории РФ, ребёнком признаётся гражданское лицо, не достигшее 18 лет и находящееся на обеспечении родителей, официальных представителей (опекунов, попечителей) или государства.

Согласно ФЗ №124, несовершеннолетний приобретает права с рождения. Контроль и защита прав детей осуществляется региональными властями.

В соответствии с действующим законодательным актом, ребёнок вправе:

  • получить при рождении имя, фамилию и отчество;
  • проживать совместно с родителями, получать заботу, воспитание и образование;
  • быть защищённым. Представительство интересов ребёнка возлагается на родителей или официальных опекунов, согласно Конституции РФ;
  • быть защищенным от психического и физического воздействия со стороны родителей и третьих лиц;
  • свободно выражать собственные мысли;
  • иметь доступ к необходимой информации;
  • рассчитывать на личное пространство и неприкосновенность;
  • получить достойный уровень жизни (обеспечиваться родителями до 18 лет);
  • получить бесплатную медицинскую помощь;
  • получить образование всестороннего развития;
  • право на отдых и развлечения, которые соответствуют возрасту.

Настоящий Федеральный закон устанавливает гарантию прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых и социально-экономических условий для жизнедеятельности несовершеннолетних.

Согласно ФЗ №124, обязанности закреплены за каждым гражданином своей страны. Главным законодательным актом, который гарантирует защиту интересов ребенка в России, является Федеральный закон №124 от 24 июля 1998 г. Помимо этого, государство несет ответственность за обеспечение:

  • информационной защиты (оберегает от информации, которая каким-либо образом может негативно повлиять на нравственное развитие и психическое здоровье несовершеннолетнего);
  • борьбы с незаконной эксплуатацией детского труда (в частности тех детей, которые лишены родительской опеки).

Ответственными за контроль и профилактику правонарушений назначены органы Опеки и попечительства, а также соцработники.

Последние изменения

Последние изменения в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав несовершеннолетнего в Российской Федерации» вносились госдумой 28 декабря 2016 года. На основании предложенных законопроектов, были согласованы поправки касательно отдыха и оздоровления детей. В в последней редакции, описывается порядок разработки и внедрения новых объектов для полноценного отдыха, а также реабилитации детей инвалидов.

Глобальные изменения настоящего закона коснулись Последняя редакция ФЗ от 1 сентября 2012 года гласит: пункт 1 дополнен актуальной информацией о защите от религиозного неравенства и информации порнографического характера. Рассмотрим подробнее.

Краткое описание статьи №14

Защита несовершеннолетнего от информации, которая может нанести вред его развитию и морально — нравственным принципам, осуществляется в следующем порядке:

  • запрет на предоставление информации (трансляции в СМИ):
    • агитационной;
    • сексуальной;
    • развращающей и растлевающей;
    • террористической;
    • другой информации, которая по тем или иным причинам, негативно влияет на духовно-нравственное развитие несовершеннолетних, не давая возможности адаптироваться к взрослой жизни.

Для защиты граждан, законом установлен ряд требований к отбору и классификации информации:

  • ограничение в возрасте при трансляции фильмов, видео, фотографий и других материалов порнографического и террористического характера;
  • оповещение родителей о негативном воздействии подобной информации на психику детей;
  • организация встреч с соцработниками, которые разъясняют процессы деградации личности детям в школе.

Существуют специальные мероприятия, проводимые уполномоченными органами исполнительной власти, с целью профилактики детского насилия и агрессии, при помощи внедрения в образование компьютерных и интеллектуальных игр. Также нуждающимся предоставляется психологическая, педагогическая и медицинская помощь согласно ФЗ №124.

Скачать закон о правах ребенка в РФ в новой редакции

Правительство РФ ежегодно разрабатывает госпрограммы по улучшению качества жизни несовершеннолетних, и в особенности тех детей, которые остались без поддержки родителей. Настоящий Федеральный закон №123 регламентирует права ребенка, а также гарантирует их исполнение со стороны государства.

Скачайте ФЗ №124 «О защите прав несовершеннолетнего» в последней редакции

Эффективность защиты прав ребенка является гарантией результативной профилактической деятельности по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. От качества норм права и правовых механизмом, обеспечивающих их реализацию в сфере защиты прав и законных интересов детей, зависит уровень правопорядка в обществе.

Система защиты прав ребенка в Российской Федерации включает в себя органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений, обязанных соблюдать Конституцию РФ и законы нашего государства.

Защита прав ребенка основывается на нормах международного законодательства, обязательного для исполнения Российской Федерацией (в рамках принятых соглашений), Конституции РФ, Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", соответствующих федеральных законах и иных нормативных актах РФ, а также законах и иных нормативных актах субъектов РФ в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Под правовой защитой ребенка следует понимать совокупность нормативно-правовых актов, обеспечивающих право ребенка на рождение и его благополучное социальное развитие, а также деятельность субъектов, осуществляющих реализацию данных норм права.

Правовая защита детства охватывает всю сферу жизнедеятельности ребенка и включает: охрану материнства, отцовства и семьи, образование, здравоохранение, труд, социальное обеспечение, досуг, профилактику правонарушений и т.п.

Основой защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации является система юстиции РФ и, прежде всего судебная система. Согласно статье 46 Конституции РФ: "1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд". Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (статья 118 Конституции РФ).

Прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (Федеральный закон "О прокуратуре РФ"). Целями деятельности прокуратуры РФ являются обеспечение:

Верховенства закона;

Единства и укрепления законности;

Защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Все законодательство, касающееся сферы защиты прав ребенка, полностью находится в юрисдикции прокуратуры РФ.

В соответствии со ст. 10 закона "О прокуратуре РФ" в органы прокуратуры может обратиться любой гражданин с заявлением о нарушении законодательства (в том числе защищающего права ребенка).

Значительную роль в защите прав несовершеннолетних играет адвокатская деятельность, регулируемая Федеральным законом РФ от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

Ряд процессуальных гарантий защиты прав несовершеннолетних, связанных с адвокатской деятельностью, содержится в УПК РФ. В п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ предусмотрено обязательное участие защитника в уголовном судопроизводстве, если подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним, а согласно ч. 2 ст. 425 УПК РФ при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно участие защитника.

Важную роль в обеспечении защиты прав детей может сыграть институт Уполномоченных по правам ребенка.

Впервые в мире Уполномоченный по правам ребенка появился в начале 20 века в Швеции, в дальнейшем такие должности были введены в Австралии, Австрии, Канаде, Ирландии, Румынии и других странах.

В России в 1998 г. впервые Уполномоченные по правам ребенка появились в Волгоградской области, Калужской области, а также в городах Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новгороде. Основная функция Уполномоченного по правам ребенка – служить гарантом соблюдения прав ребенка.

Актуальность создания института Уполномоченных по правам ребенка связана с серьезными проблемами в области защиты детства в нашей стране, где 1 млн. детей-инвалидов, 5 млн. наркозависимых детей, 2 млн. неграмотных детей, каждый 5-й ребенок находится в недопустимо плохих социальных условиях, 730 тыс. детей официально зарегистрированы в качестве беспризорных, около 50 тыс. детей ежегодно подвергается сексуальному насилию в семье.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" установил юридические механизмы защиты прав и законных интересов ребенка и определил принципы ювенальной политики:

1. Законодательное обеспечение прав ребенка;

2. Поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки к полноценной жизни в обществе;

3. Ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

4. Поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

В данном законе впервые были сформулированы цели государственной политики РФ в интересах детей:

Защита прав детей, предусмотренных Конституцией РФ;

Недопущение их дискриминации;

Упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

Формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

Содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности;

Реализация личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции РФ и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

Субъектами государственной ювенальной политики являются органы государственной власти РФ и органы власти субъектов РФ.

1. Установление основ федеральной политики в интересах детей;

2. Выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности;

3. Формирование и реализация федеральных целевых программ защиты прав ребенка и поддержки детства и определение ответственности за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций.

4. Установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка;

5. Исполнение международных обязательств Российской Федерацией и представительство интересов РФ в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка.

В статье 1 федерального закона № 124-ФЗ даны понятия, имеющие значение не только для целей данного закона, но и для организации профилактической деятельности с несовершеннолетними:

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, – это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;

Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы;

Социальная реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем;

Социальные службы для детей – организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей;

Социальная инфраструктура для детей – система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей;

Отдых детей и их оздоровление – совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований;

Организация отдыха детей и их оздоровления – детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления.

Вопросы для самоконтроля

1. Основные задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

2. Основные принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

3. Основные гарантии защиты прав ребенка в РФ.

Тема 5. Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органы и учреждения, осуществляющие её

1. В целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (включая места для их доступа к сети "Интернет").

2. Родители (лица, их заменяющие) обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей (далее - лица, осуществляющие мероприятия с участием детей), в пределах их полномочий способствуют физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией оказывают содействие указанным лицам при осуществлении ими своих обязанностей по физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

3. Законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться:

Меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;

Меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети "Интернет", а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;

Порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в местах, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в нарушение установленных требований, а также порядок доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка.

4. Субъекты Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи вправе:

Определять с учетом культурных и иных местных традиций места, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;

Сокращать с учетом сезонных, климатических и иных условий ночное время, в течение которого не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в установленных общественных местах;

Снижать с учетом культурных и иных местных традиций возраст детей, до достижения которого не допускается их нахождение в ночное время в установленных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, но не более чем на два года.

5. Установление субъектами Российской Федерации в соответствии с абзацем третьим пункта 3 настоящей статьи мер по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в транспортных средствах общего пользования осуществляется с учетом заключаемых соглашений между субъектами Российской Федерации о порядке применения этих мер, если маршруты следования указанных транспортных средств проходят по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.

6. Для оценки предложений об определении мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, создаются экспертные комиссии. Порядок формирования и порядок деятельности таких комиссий устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

7. Органы местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи и в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации, могут определять на территории соответствующего муниципального образования места, нахождение в которых детей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи не допускается.

8. Законами субъектов Российской Федерации за несоблюдение установленных требований к обеспечению родителями (лицами, их заменяющими), лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, а также юридическими лицами или гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда может устанавливаться административная ответственность.


Судебная практика по статье 14.1 ФЗ от 24.07.1998 № 124-ФЗ

    Решение № 2А-469/2019 2А-469/2019~М-468/2019 М-468/2019 от 18 июля 2019 г. по делу № 2А-469/2019

    Решение № 2А-471/2019 2А-471/2019~М-469/2019 М-469/2019 от 18 июля 2019 г. по делу № 2А-471/2019

    Адамовский районный суд (Оренбургская область) - Гражданские и административные

    Образований к полномочиям органов местного самоуправления относятся в том числе развитие школьного спорта и массового спорта; популяризация физической культуры спорта среди различных групп населения. Статьей 14.1 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному...

    Решение № 2А-470/2019 2А-470/2019~М-467/2019 М-467/2019 от 18 июля 2019 г. по делу № 2А-470/2019

    Адамовский районный суд (Оренбургская область) - Гражданские и административные

    Образований к полномочиям органов местного самоуправления относятся в том числе развитие школьного спорта и массового спорта; популяризация физической культуры спорта среди различных групп населения. Статьей 14.1 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному...

    Решение № 12-36/2019 от 10 июля 2019 г. по делу № 12-36/2019

    Охинский городской суд (Сахалинская область) - Административные правонарушения

    КоАП РФ. Оценивая доводы Головко В.Н. об отсутствии ее вины и состава административного правонарушения, прихожу к следующему. Статьей 63 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлены права и обязанности родителей по воспитанию детей и из...

    Решение № 2-118/2019 2-118/2019~М-91/2019 М-91/2019 от 24 июня 2019 г. по делу № 2-118/2019

    Первомайский районный суд (Нижегородская область) - Гражданские и административные

    К полноценной жизни в обществе, ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда (преамбула и статья 4). В ст. 14.1 ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» закреплена обязанность родителей и заменяющих их лиц заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих...

    Решение № 12-9/2019 от 11 июня 2019 г. по делу № 12-9/2019

    Малокарачаевский районный суд (Карачаево-Черкесская Республика) - Административные правонарушения

    К административной ответственности по норме федерального закона, хотя законом субъекта Российской Федерации также предусмотрена ответственность за непринятие мер по недопущению нахождения несовершеннолетних в возрасте от 14 лет до достижения совершеннолетия - с 22 часов до 6 часов в общественных местах без сопровождения родителей. Частью 3 статьи 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 ...