Основные научные школы в международном публичном праве. История мп и международно-правовой науки


Падение в 476 г. н. э. Западной Римской империи и низложение вождем германских наемников Одоакром последнего римского императора Ромула Августула дали простор развитию феодальных отношений. Начали быстро складываться феодальная общественно-экономическая формация и вместе с ней феодальный тип международного права. Система юридических принципов и норм, постепенно сложившихся в V-ХVII вв. и регулировавших отношения государств той исторической эпохи, именуется международным правом Средних веков.

Отличительными чертами этого периода являлись:

1) регионализм;

2) преобладание обычных норм над договорными;

3) значительное влияние церкви на процесс формирования норм международного права.

Единого для всех государств международного права, как и в древности, не существовало. Центрами международной жизни были: Западная Европа, Византия, Киевская Русь, затем Московское государство, Арабский Восток, Индия и Китай. Субъектами международного права в то время являлись не только монархи, папа римский, некоторые религиозные организации - рыцарские ордена (Тевтонский и Ливонский), но и так называемые вольные города и их союзы (г. Висби, Венеция, Ганзейский союз и др.).

Первые века феодализма отмечены многочисленными устными договорами, которые сопровождались либо клятвой, либо рукопожатием. Однако постепенно устанавливается форма и письменного заключения договоров. Чаще их тексты были написаны на латинском языке. Сроки действия таких договоров были самые различные (от.1 года до 50 лет и более). Давность международных соглашений к тому времени не была известна и четко определена. К расторжению международных договоров вели войны. В ту эпоху появились новые виды международных договоров: торговые, о плавании по рекам (Феррарский пакт итальянских городов о свободном плавании по реке По 1117 г.), консульские, валютные и другие соглашения. Феодальные договоры были в основном двусторонними сделками, но в истории известно заключение и многосторонних договоров. Как правило, это были мирные договоры. Так, договор1648 г. вошел в историю как Вестфальский трактат, которым закончилась Тридцатилетняя война. В основе этого трактата лежал принцип политического равновесия, и с тех пор решение европейских проблем осуществлялось не на религиозной, а на светской основе. Как же стоял вопрос разрешения международных споров? Наибольшее распространение получили третейские суды. В качестве арбитров выступали монархи, светские феодалы, папа римский, иногда образовывались коллегии из равного числа участников от каждой из сторон спора.

Как и в период зарождения международного права, так и в Средние века обществу не был известен институт постоянных дипломатических представителей. Постепенно нормы права внешних сношений стали включаться в договоры, хотя по-прежнему и оставались преимущественно обычными. Средневековая практика дипломатии исходила из принципа: «посол лицо государя носит и речи его говорит». Таким образом, послы являлись личностями неприкосновенными. Они наделялись особыми привилегиями и иммунитетами, как-то: невозможность задержания их властями государства и наложения ареста на имущество, освобождение от уплаты пошлин и т. д. Они могли рассчитывать на особые почести церемониального характера.

Вместе с тем возникает институт консулов. Первые из них начали появляться в Х в. В Средиземноморье. Консулы первоначально представляли собой избранных из числа иностранных купцов и мореплавателей лиц, которые должны были защищать их интересы перед местными властями. Получая дальнейшее развитие в Европе, институт консулов постепенно приводит к появлению соответствующих государственных учреждений.

Тяжелым оставалось положение иностранцев. Они находились в полной зависимости от феодала. Их личная безопасность и имущество не были каким-либо образом обеспечены. Имущество умершего иностранца переходило не к его наследникам, а к феодалу. Существовало так называемое береговое право. В соответствии с ним все имущество, выброшенное на берег в случае кораблекрушения, переходило в собственность феодала. С течением времени этот режим несколько смягчается, и вопросы о положении граждан, проживающих за границей, становятся предметом международных договоров.

Дальнейшее развитие получили нормы права войны. Участниками войны считались все взрослые (обычно с 14 лет) мужчины. В мусульманских странах в священной войне могли участвовать и женщины. Законы войны той эпохи оставались по-прежнему суровыми. На основе их не проводилось различие между военными и мирным населением, пленных обращали в рабство, раненых бросали на произвол судьбы, города и селения подвергались разграблениям. А вот на Руси существовал обычай объявления войны заранее («иду на вы» - предупреждение киевских князей), а также неприкосновенности мирных жителей. В более позднее время той эпохи зарождается так называемое попечение о раненых и больных.

Хотя режим нейтралитета и был явлением редким, но уже тогда заметны были более строгие права и обязанности нейтральных государств, а также и их гарантии в этом.

Нельзя не сказать о значении идеи суверенитета и равноправия государств. Суверенитет государства приравнивался к форме суверенитета монарха, так как он являлся единственным его носителем. Подтверждением тому служит изречение французского короля Людовика XIV (1638-1715): «Государство - это я». Равенство государств сводилось к равенству монархов («равный над равным власти не имеет»).

Возникает наука международного права. Ее основоположником принято считать выдающегося голландского юриста Гуго Гроция (1583-1645). В 1625 г. он издал первый систематический труд «О праве войны и мира», охвативший все основные вопросы международного права.

Великие географические открытия и возникновение в связи с этим глобальных мирохозяйственных связей постепенно приводят к формированию общего для всех уголков планеты международного права; Оно становится по преимуществу договорным, а роль и значение церкви в становлении новых норм международного права неуклонно падает.

Следующим шагом в истории является этап классического международного права, связанный с зарождением капиталистического уклада жизни.

Предыдущая

Начало формирования научных представлений о правилах поведения, призванных регулировать взаимоотношения субъектов не в рамках отдельно взятого государства, а между различными участниками международного общения, чаще всего связывают с периодом конца Средневековья - началом Нового времени. «Возраст» науки международного права, объединяющей множество самых разнообразных по своей природе и предметной направленности учений, теорий, концепций, подходов, идей, насчитывает, по меньшей мере, несколько столетий.

Вместе с тем существовали и иные взгляды на периодизацию истории научного знания о международном праве. Так, например, известный русский ученый Н.А. Захаров в начале прошлого столетия выделял четыре основных этапа в развитии международно-правовой науки: подготовительный (до XVII в.), естественно-правовой (XVII в.), позитивистский (XVIII в.) и историко-правовой (XIX - начало XX вв.).

И все же, по нашему мнению, говорить о существовании в эпоху Древнего мира, как и в период Средневековья, науки международного права в ее современном понимании вряд ли уместно. Как совершенно справедливо отмечает А.А. Мережко, в доантичный период зачатки доктрины международного права существовали главным образом в форме мифологии, в период античности - в форме философии, а в эпоху Средневековья - в форме теологии, и только к началу XVII в. международно-правовая наука, наконец-то, обрела самостоятельность и независимость от теологии.

Предмет международно-правовой науки весьма обширен. Как отмечает профессор П.Н. Бирюков, данная наука занимается исследованием сущности и закономерностей развития норм международного права, изучением источников, в которых они зафиксированы, определением причин принятия тех или иных международно-правовых норм, их целевого назначения, особенностей, эффективности действие, характера взаимосвязи с иными международными нормами (морали, вежливости и др.) и внутригосударственным правом, выявлением сущности конкретных институтов и отраслей международного права, анализом их развития.

«Отцом» международно-правовой науки принято считать известного голландского юриста, философа и общественного деятеля Г. Гроция (1583-1645), являвшегося одним из основоположников теории естественного права. Широко известны такие его научные труды, как «Свободное море» (1609) и «О праве войны и мира» (1625). Последний из названных трудов, состоящий из трех книг, считается первым систематическим изложением действовавшего в тот период времени международного права. Помимо проблем морского права, а также вопросов войны и мира, в трудах Г. Гроция значительное внимание было уделено международным договорам, дипломатической практике государств, институту нейтралитета.

Следует отметить, что Г. Гроций, несмотря на указанный выше «отцовский» статус, оказался далеко не первым из тех, кто в своих философских размышлениях о судьбах мира затронул в том числе и международно-правовую проблематику. Различие, сохранявшееся между jus civile (нормы, создаваемые государством исключительно для себя) и jus gentium (правила, установленные среди всех людей всеми государствами и контролируемые последними), послужило основой для того, чтобы теологи и правовые мыслители Средневековья выдвинули идею о существовании универсального права, применимого ко всем государствам.

Среди предшественников Г. Гроция можно, в частности, назвать таких известных испанских профессоров теологии, как Виториа (1480-1546), работы которого касались международного права («Об индейцах» и «Право войны, созданное испанцами в борьбе с варварами») и Ф. Суарез (1548-1617), опубликовавшего в 1612 г. фундаментальный труд под названием «Трактат о законах и Боге как законодателе».

Еще один предшественник Г. Гроция - итальянский протестант А. Джентили (1552-1608), бежавший от религиозного преследования в Англию и ставший впоследствии профессором права в Оксфордском университете - также издал две трехтомные работы, получившие достаточно широкую известность: «Три книги о посольствах» (1585) и «Три книги о праве войны» (1598).

Именно в период жизни и творчества Г. Гроция были заложены основы формирования двух научных школ (направлений), представители которых расходились во взглядах на природу и сущность «права народов»: школы естественного международного права (естественно-правовое направление) и школы позитивного международного права (юридический позитивизм). В то же самое время начало формироваться третье, компромиссное научное направление (так называемая «гроцианская» школа), представители которого заняли промежуточную позицию между «естественниками» и «позитивистами».

Естественно-правовой подход (jus naturale) является наиболее древним, имеет давние исторические корни. Его сторонники, отрицая самостоятельный характер «права народов», рассматривали последнее в качестве составной части естественного (высшего) права, тесно связанного с религией. Источником «права народов» они считали законы природы (на более раннем этапе), а также человеческий разум (в более позднее время).

Одним из наиболее ярких представителей данного направления являлся известный немецкий юрист Самюэль фон Пуфендорф (1632-1694), которого считают создателем новой системы юриспруденции. В 1660 г. он опубликовал «Две книги об элементах универсальной юриспруденции», привлекшие значительное внимание, вследствие чего он был назначен профессором доселе неизвестного естественного и международного права в Университет Гейдельберга, став, таким образом, первым в истории профессором международного права. В 1672 г. С. фон Пуфендорф издал фундаментальный труд «О праве природы и народов», где обосновывал идею о том, что «основу международного права составляют вечные истины, проистекающие из заповедей Бога и законов разума».

Среди последователей С. фон Пуфендорфа, отстаивавших естественно-правовую природу международного права, наиболее широкую известность получили немец К. Томазий (1655- 1728), главный труд которого «Основы естественного права» вышел в свет в 1705 г., француз Ж. Барбейрак (1674-1744), англичанин Р. Филлимор (1810-1885), шотландец Д. Лоример (1818-1890) и др. В XX в. сторонниками идей естественного права являлись такие авторитетные юристы-международники, как англичанин Л. Брайерли (1881-1955) и австриец А. Фердросс (1890-1980).

Представители позитивистской школы международного права, оппонируя приверженцам естественно-правового подхода, считали, что любое позитивное (т.е. действующее, существующее) право, в том числе «право народов», проистекает (имеет свои корни) из обычая или договоров. По их мнению, международное право есть результат соглашения между государствами, и именно воля последних, зафиксированная в таком соглашении, является источником обязательной силы «права народов». Как утверждали «позитивисты», право, в том числе международное, должно изучаться таким, какое оно есть, и является действительным, а также обязательным исключительно в силу своей формы. Некоторые наиболее радикальные представители данного направления вообще отрицали существование естественного права как такового.

Одним из основоположников позитивистской школы международного права был современник Г. Гроция - известный английский юрист, профессор Оксфордского университета и последователь А. Джентили, судья Адмиралтейского суда Р. Зеч (1590-1660). В 1650 г. вышел в свет его фундаментальный труд «Объяснение права и юридической процедуры войны и мира, или право между народами», который считается первым систематическим и объемным исследованием всего предмета «права народов», т.е., по сути, первым учебником по международному праву. В своей книге Р. Зеч, опираясь на идеи юридического позитивизма, отстаивал тезис о том, что в основе обычного (традиционного) поведения государств лежит разум, руководствуясь которым они (т.е. государства) добровольно подчиняются нормам права. Помимо исследования вопросов права войны и мира в упомянутой работе также весьма подробно и обстоятельно проанализированы само понятие международного права, проблематика урегулирования споров между государствами, правовые конструкции, связанные с причинением и возмещением ущерба в межгосударственных отношениях.

Другим, не менее известным представителем позитивистского направления в науке международного права, был выдающийся голландский юрист, член, а также на протяжении двух десятилетий - вплоть до своей смерти в 1743 г. -- глава Верховного суда Нидерландов К. ван Бинкерсгук (1673-1743). В ряде своих работ, посвященных общим вопросам международного права, морскому и посольскому праву, этот видный ученый, опираясь на практику межгосударственных отношений, отстаивал точку зрения, согласно которой международным правом является лишь то, в отношении чего государства согласились об обязательном характере. В связи с этим основными источниками «права народов», по мнению К. ван Бин- керсгука, являлись договоры и обычай.

Среди других представителей позитивистской школы можно отметить немецких юристов С. Рахеля (1628-1691), выступавшего за то, чтобы рассматривать международное право в качестве отдельной, самостоятельной юридической науки, И. Текстора (1637-1701), делившего «право народов» на первичное (непосредственно диктуемое разумом) и вторичное (возникающее в виде обычая естественным путем)1. Позитивист- кои теории придерживались немецкие ученые: И. Мозер (1701- 1785), признававший только позитивное международное право и полагавший, что естественное право вообще не имеет значения для государств, так как его нормы не могут быть надлежащим образом выявлены и записаны, Г. фон Мартене (1756-1821 гг.), ограничивавший территориальную сферу действия международного права исключительно Европой и отрицавший его универсальный характер.

Представителями позитивистской школы были англичанин И. Вентам (1748-1832) - родоначальник теории утилитаризма и автор термина «международное право», считавший естественное право фикцией, швейцарец И. Блюнчли (1808-1881) - основатель Института международного права (1873), рассматривавший международное право в качестве мирового порядка, связывающего, хотя и различные, но, тем не менее лишь «цивилизованные» государства.

В конце XIX в. и в XX в. поборниками юридического позитивизма, часто называемого «неопозитивизмом», являлись такие известные юристы-международники, как немцы Ф. фон Лист (1851-1919) и Г. Трипель (1868-1946), англичанин Л. Оппенгейм (1858-1919), итальянец Д. Анцилотти (1867- 1950), американец австрийского происхождения Г. Кельзен (1881-1973) - автор так называемого «чистого учения о праве» и др.

Представители «гроцианской» школы международного права, как уже было отмечено выше, заняли промежуточную позицию между «естественниками» и «позитивистами». Их подход можно назвать компромиссным: они утверждали, что «право народов» проистекает как из природы, так и из воли государств, следовательно, и естественное, и позитивное (обычное и договорное) право одинаково важны и должны быть включены в международное право. По мнению основоположника данного научного направления Г. Гроция, право народов имеет двойственный характер, сочетая в себе оба начала: jus naturale и jus voluntarum. В частности, Г. Гроций придерживался мнения, что, с одной стороны, естественное право - это, собственно, и есть право, источником которого является разумная природа человека как социального существа, однако, с другой, позитивное право также является правом постольку, поскольку не противоречит разумной человеческой природе и естественному праву.

Одним из наиболее ярких представителей «гроцианской» международного права является известный швейцарский юрист и дипломат Э. де Ваттель (1714-1767), считающийся «отцом» доктрины равенства государств, их суверенитета и независимости, а также автором термина «право народов» -

В 1758 г. он опубликовал фундаментальный труд «Право народов, или Принципы естественного права, применяемые к поведению и делам наций и суверенов», в котором попытался обосновать особый, самостоятельный характер международно-правовой науки. В своей работе Э. де Ваттель делит «право народов» на три составные части (необходимое, добровольное и договорное), подробно анализирует правовую природу государств (наций), а также их взаимоотношения как в мирное, так и в военное время, исследует правовое положение дипломатических представительств, формулирует учение о гражданстве 2. Этот труд Э. де Ваттеля неоднократно переиздавался и на протяжении целого ряда десятилетий являлся настоящим бестселлером. Его постоянно цитировали, и на него опирались в своих научных изысканиях как современники автора, так и его последователи -- вплоть до конца XIX в. На эту работу неоднократно ссылался в своих решениях Верховный Суд США (последний раз - в 1887 г.).

Среди других представителей «гроцианской» школы международного права наибольшую известность получили немец X. Вольф (1679-1754) -- основоположник учения об основных правах и обязанностях государств, а также французы Ж.-Ж. Бурламаки (1694-1748) и А. Бонфис (1835-1897). В XX в. одним из сторонников данного научного направления являлся авторитетный английский юрист-международник, профессор Кембриджского университета и судья Международного Суда ООН, автор оригинальной идеи создания мировой федерации X. Лаутерпахт (1897-1960).

Помимо рассмотренных выше научных школ («естественники», «позитивисты», «гроцианцы») можно выделить еще одно направление в международно-правовой доктрине, сформировавшееся преимущественно в XIX в. Представители этого направления занимали особую позицию, придерживались специфических взглядов на природу и сущность международного права. Чаще всего это научное направление называют нигилистическим, несмотря на то, что его сторонники, по сути, находились на крайнем фланге позитивизма, в силу чего иногда именовались «крайними» или радикальными позитивистами.

«Нигилисты» отрицали юридическую силу международного права, признавая за последним лишь моральный авторитет. По их мнению, обязательная сила международного права абсолютно исключена по причине того, что является несовместимой с государственным суверенитетом. Соответственно нормы международного права, как они полагали, представляют собой исключительно моральные предписания, т.н. «правила мудрости».

Наиболее яркими представителями данного подхода были, в первую очередь, английский юрист Дж. Остин (1790-1859), положивший начало целому научному направлению, именуемому «остинианством», немецкие правоведы А. Лассон (1832- 1917) и братья Цорн.

Значительный вклад в развитие науки международного права внесли российские ученые-юристы дореволюционной эпохи. В их числе В.Ф. Малиновский (1765-1814), издавший в 1803 г. книгу «Рассуждения о мире и войне», в которой был предложен один из первых в истории проектов учреждения международной организации для обеспечения мира, Д. И. Каченовский (1827-1872), известный благодаря изданному им в 1863-1866 гг. «Курсу международного права», а также трудам, посвященным источникам («памятникам») международного права и международному морскому праву. Одним из первых обратил внимание на необходимость уважения и защиты прав человека В.А. Незабитовский (1824-1883). Российский ученый А.Н. Стоянов (1831--1907) в 1875 г. опубликовал фундаментальный труд «Очерки истории и догматики международного права», в котором основное внимание уделил исследованию способов решения международных конфликтов.

Вклад в развитие международного права внесли российские ученые Ф.Ф. Мартене (1845-1909), по праву считающийся отцом» международного гуманитарного права, JI.A. Камаров- ский (1846-1912), посвятивший свои основные работы (об универсальности международного права, о всемирной организации государств, о международном суде) упрочению международного мира, В.П. Даневский (1852-1898), предложивший механизм создания международного союза как высшего типа человеческого общежития.

Концепцию международной администрации, призванной обеспечивать международные общественные интересы, сформулировал и обосновал П.Е. Казанский (1866-1947).

М.А. Таубе (1869-1961) впервые озвучил идею необходимости добровольного самоограничения суверенной власти государств ради блага всего человеческого общества. Российкий ученый Н.Н. Голубев (1875-1949) снискал известность своими трудами, посвященными международному третейскому разбирательству, международным конгрессам и конференциям, а также международным административным комиссиям 1.

Среди представителей советской школы международного права наибольшую известность благодаря своим трудам получили такие авторитетные юристы-международники, как С.Б. Крылов (1888-1958), Е.Б. Пашуканис (1891-1937), Е.А. Коровин (1892-1964), В.М. Корецкий (1890-1984), Ф.И. Кожевников (1903-1998), Г.И. Тункин (1906-1993), А.Н. Талалаев (1928-2001), И.И. Лукашук (1926-2007) и др. Многие из них в разное время являлись судьями Международного Суда ООН, членами Постоянной палаты Третейского суда, а также Комиссии международного права ООН.

Основоположниками белорусской научной школы международного права являются известные ученые, профессора Белорусского государственного университета Ю.П. Бровка и Л.В. Павлова, подготовившие за последние несколько десятилетий более двух десятков кандидатов юридических наук в области международного права.

Наиболее значимыми научными трудами отечественных юристов-международников являются: «БССР на международной арене» (Ю.П. Бровка, 1964), «Международная правосубъектность БССР» (Ю.П. Бровка, 1967), «Ответственность государства за агрессию» (А.В. Орловский, 1969), «Борьба с международными преступлениями в международном уголовном праве» (И.В. Фисенко, 2000), «Имплементация норм международного права во внутригосударственное право» (JI.B. Павлова, Ю.П. Бровка, М.Ф. Чудаков, В.А. Фадеев, Е.Б. Леанович, А.И. Зыбайло, 2001), «ЮНЕСКО и права человека» (Л.В. Павлова, А.Е. Вашкевич, 2002), «Механизм имплементации международного гуманитарного права» (В.Ю. Калугин, 2003), «Меж- дународно-правовая регламентация интеграционных процессов Беларуси и России» (А.Л. Козик, 2007), «Соотношение международного и внутригосударственного права» (А.И. Зыбайло, 2007), «Правотворческая деятельность Содружества Независимых Государств» (И.А. Барковский, 2007), «Экономический Суд Содружества Независимых Государств - 15 лет» (Е.Ф. Довгань, А.Ш. Керимбаева, Л.В. Павлова, М.Г. Пронина, 2008), «Принцип невмешательства во внутренние дела государств: современные тенденции» (Е.Ф. Довгань, 2009) и др.

Международное право начинает зарождаться в период, когда распадаются родоплеменные взаимоотношения и возникают первые государственные образования. К этому периоду у древних людей уже накопился достаточный опыт межплеменных и межродовых взаимоотношений. Для регламентации данных отношений формируются конкретные правила, которые нашли своё отражение в обычаях. Свод таких инструкций, существовавший уже в первобытнообщинном обществе и регулировавший отношения между родами и племенами, с определенной натяжкой вполне возможно назвать межплеменным «правом». Далее в процессе собственного становления оно перевоплощается в международное право.

Замечание 1

Несмотря на то, что это догосударственное межплеменное «право» первобытного строя было довольно слабо развито, и в нем отсутствовала чёткая система, уже в то время роды и племена вели друг с другом войны, высылали друг к другу собственных посланников, хотели заключать соглашения, выполняли естественный обмен, а это позволяет напрямую говорить о зарождении норм права войны и мира, права договоров, посольского права и т. д.

Образование государств повлекло за собой и возникновение отношений между ними. Всё острее встаёт потребность в наличии системы регулирования взаимоотношений между государствами. Поэтому именно в это время и появляются первые нормы международного права, в основу которых были положены существовавшие межплеменные правила. Так, в Древнем Риме возникло «право народов » (jus gentium), представлявшее собой совокупность инструкций, регулировавших отношения насчет ведения войн, основания царств, установления границ полей, разделения имущества, торговли, возведения домов, купли-продажи и т. д. Поскольку на изначальном шаге развития межгосударственного права не существовало конкретных отличий между внутригосударственным и международным правом, «Право народов» занималось регулированием не только внутригосударственных, но и частично межгосударственных дел.

Одна из основных причин зарождения международного права заключается в развитии процесса государственного разделения общества и необходимости поддержания связей между странами. В свою очередь, межгосударственные взаимосвязи были обусловлены этими первопричинами, в числе которых были разделение труда, соединение усилий стран для решения общих трудностей политического, финансового, военного и другого характера, демографическая обстановка в тех или же других частях планеты, уровень познаний, время развития, формирования и становления стран, степень становления коммуникационных связей, индустрии, ремесел, сельского хозяйства, идеологии, религии, культуры, военного потенциала и др.

Ни одно государство, ни в какую эпоху не имело возможности долго существовать изолированным от иных стран. Множествами нитей (политическими, культурными, финансовыми, научными и т. д.) оно было соединено с другими. Научно-технический прогресс, упрощение коммуникационных связей, возникновение масштабных задач только повышали взаимозависимость субъектов государственно разделенного сообщества. Тем самым шло усиление роли норм права, которые регулировали отношения между странами.

Таким образом, международное право считается природным продуктом исторического становления, существующее беспристрастно и реально, и, возникнув когда-то на некой стадии человеческого сообщества, оно будет развиваться и затем по законам диалектики.

Периодизация истории международного права

История международного права является неотъемлемой частью общественной истории. Время становления и развития международного права можно представить в виде некой периодизации, разделённой на 4 периода, которые неразрывно связанны с общественно-экономическими формациями и переходными шагами от одной формации к другой. В основе каждой формации лежит явный метод производства, а ее сущность образуют производственные дела. Помимо прочего общественно-экономическая формация обхватывает и подходящую надстройку (государство, право, понимание, мораль, правосознание, обстановка, наука, вид семьи и т. д.).

Исходя из этого, предлагается следующая периодизация истории международного права:

  1. Международное право Древнего мира (4 тыс. до н. э. - 476 г. н. э.). Данный период соотносится с рабовладельческой общественно-экономической формацией;
  2. Международное право Средних веков (476-1648 гг.). Данный период соотносится с феодальной общественно-экономической формацией;
  3. Традиционное международное право (1648-1919 гг.). Данный период соотносится с возникновением и развитием капиталистического метода производства;
  4. международное право $XX$-$XXI$ вв. Данный период включает отрезок времени с 1919 г. по начало $XXI$ в.

Характеристика этапов развития международного права

Период с 4 тыс. до н. э. по 476 г. н. э. является временем распада родоплеменных взаимоотношений и образования ранних рабовладельческих стран, где и зарождаются нормы международного права.

476 год н. э. считают годом падения Западной Римской империи , и именно с этого момента замечено бурное становление феодальных взаимоотношений. Данный этап (476-1648 гг.) в развитии общества привёл к развитию и норм феодального международного права.

Период от момента падения Западной Римской империи до Вестфальского мира ознаменовался бурным развитием международных взаимоотношений феодальных стран в ходе их образования, возникновения больших феодальных сословных монархий, преодоления раздробленности, а еще с началом формирования абсолютистских государств.

Одной из отличительных черт феодального международного права в Западной Европе можно считать большое влияние на него католической церкви. Римские папы оказывали давление, делая упор на каноническое право, которое формировалось по распоряжениям церковных соборов и папских указов. Ощутимое воздействие на международное право в отношениях между арабскими странами оказывал ислам.

В данный период еще существовало международного права, единого для всех стран. Использование международно-правовых норм было связано с существованием нескольких ареалов в Западной Европе, Византии, арабских халифатов на территории Индии и Китая, Киевской, а позднее - Московской Руси.

В сфере посольского права надлежит выделить возникновение в XV веке постоянных посольств. Военные обычаи в рыцарский период продолжали оставаться очень ожесточенными. В связи с достаточно широким обращением к третейским судам и арбитражу стали обогащаться мирные средства разрешения международных споров.

Центральным событием $XVII$ в. стала Английская буржуазная революция (1642-1649 гг.). Она дала простор установлению буржуазных взаимоотношений. В историю международного права 1648 г. вошел как год подписания Вестфальского мира после Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) и начала нового периода (с 1648 по 1919 г.) международного права. $XVIII$ век дал миру Декларацию независимости США (1776 г.) и Декларацию гражданских прав (Франция, 1789 г.), заложившие основы права наций и народов на самоопределение, практически до образования нового самостоятельного государства, и еще основы прав и свобод человека.

На конец $XIX$ - начало $XX$ в. пришлось время существенных достижений в сфере международно-правового регулирования. Наиболее значимыми событиями на данном направлении явились Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг., которые были созваны, в первую очередь, по инициативе Российской Империи. Документы, принятые на них, систематизировали и кодифицировали правила ведения войны и мирного разрешения споров. Эти конференции стали важнейшей вехой в формировании международного гуманитарного права. Данный период заканчивается вместе с завершением Первой мировой войны и созданием Лиги Наций.

В 1917 году в России произошла Октябрьская революция, положившая начало периоду социалистических преобразований, а 1919 г. вошел в историю международного права как год подписания Версальского договора, который юридически оформил итоги Первой мировой войны. В интервале времени с 1917 по 1991 г. вместе с действующими нормами появляются нормы, которые позволили регулировать отношения между капиталистическим и социалистическим миром.

Середина XX в. отмечена взаимным сосуществованием так называемых трёх миров, т. е. государств с уже образовавшимися капиталистическими отношениями, государств, ставших на путь социалистических преобразований и развивающихся государств, до конца не определивших свое место в мировом сообществе. В это время происходит улучшение институтов международного права, и также становится виден процесс соединения стран в разные организации, что свидетельствует о желании людей мирно сосуществовать на планете.

Замечание 2

Так, были созданы Организация Североатлантического договора (1949 г.), Совет Финансовой Взаимопомощи (1949 г.), Организация африканского единства (1963 г.), и, естественно же, достижением истории человечества явился 1945 г., в котором была закончена Вторая мировая война и основана Организация Объединенных Наций, которая была создана с целью обеспечения и поддержания мира, безопасности и становления сотрудничества между государствами.

В связи с подъемом обобществления капиталистического производства и научно-технической революцией в 50-х годах $XX$ в. образовалась доктрина конвергенции, говорившая о постепенном сглаживании политических, финансовых, идеологических и других отличий между социалистическими и капиталистическими социальными системами. Психологический барьер 80-90-х годов $XX$ в. продемонстрировал кипучий переходный период к конвергенции, который, по всей видимости, был связан с распадом СССР и крушением мировой социалистической системы.

Сегодня сложно представить, когда завершится эта конвергенция. Неоспоримо, что человечество, в конце концов, поймёт, что все люди принадлежат «общему дому» - планете Земля. Это повлечет за собой постепенное стирание границ и установление более узких связей между странами. И не самую последнюю роль здесь сыграют нормы международного права.

Под международным правом чаще всего понимаются правовые нормы, создаваемые государствами и регулирующие отношения между ними. Возникновение международного права, соответственно, неразрывно связано с возникновением государств и отношений между ними. Естественно, международное право появилось не на пустом месте: еще в догосударственный период развития человечества существовала потребность в элементарном упорядочении отношений не только между отдельными людьми, но и между их объединениями, устойчивыми группами. До появления письменных договоров человечество прошло долгий путь развития, в ходе которого родовые отношения привели к появлению племен, а потом и союзов племен. Союзы племен могли возникнуть только в результате каких-то договоренностей, понимания того, что должны соблюдаться правила поведения, позволяющие племенам существовать в рамках такого союза. Складывавшиеся правила представляли собой прообраз того, что теперь принято называть международным правом.

Государства и регулирующие отношения между ними правовые нормы долгое время возникали и существовали в разное время и в различных регионах. Классификация исторических периодов в развитии международного права возможна по разным основаниям. Например, в отечественной науке существует периодизация международного права, следующая так называемым общественно-экономическим формациям:

  • - международное право рабовладельческого периода (примерно 4 тыс. до н. э. - V в. н. э.);
  • - международное право феодального периода (примерно V в. - середина XVII в.);
  • - международное право эпохи капитализма (середина XVII в. - начало XX в.);
  • - современное международное право, зародившееся в период окончания Первой мировой войны, Октябрьской революции и создания Лиги Наций и сложившееся в его нынешнем виде на основе Устава ООН.

Возможна несколько иная периодизация на основе определенных исторических эпох:

  • - древние времена (3000 г. до н. э. - 400 г. н. э.);
  • - переход от античности к Средним векам (400-800 гг.);
  • - раннее и среднее Средневековье (800-1300 гг.);
  • - позднее Средневековье (1300-1500 гг.);
  • - «испанская эра» (1500-1648 гг.);
  • - международное право периода 1648-1815 гг.;
  • - международное право между 1815 г. и Первой мировой войной;
  • - международное право между двумя мировыми войнами;
  • - международное право после Второй мировой войны .

Первая из упомянутых периодизаций опирается на общественноэкономические отношения соответствующего периода, обусловливающие характер отношений между государствами и облик международного права. Для второй свойственна увязка с историческими особенностями соответствующего периода (например, влиянием Испании на международные отношения XVI-XVII вв.) и конкретными международными событиями, оказавшими существенное воздействие на международные отношения (в 1648 г. заключен Вестфальский мирный договор, отразивший принцип суверенного равенства государств и закрепивший основанное на нем государственное устройство Европы; в 1815 г. состоялся Венский конгресс, на котором был заключен ряд международных договоров, по-новому оформивших отношения между европейскими государствами; после Первой мировой войны создана Лига Наций, ставшая, по сути, попыткой создания первой универсальной системы коллективной безопасности; после Второй мировой войны принят Устав ООН, вокруг которого сформировалась современная система международного права). Нетрудно заметить, что, несмотря на различия, у обеих периодизаций много общего. Главное - обе свидетельствуют о том, что развитие международного права неразрывно связано с развитием межгосударственных отношений.

Историю международного права чаще всего иллюстрируют примерами международно-правовых актов. Древнейшим из известных на сегодняшний день международно-правовых актов считают заключенный около 3000 г. до н. э. договор между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма. В нем шла речь, в частности, о государственной границе и решении споров мирным путем. Сохранился текст заключенного около 1269 г. до н. э. после войн, продолжавшихся 17 лет, мирного договора между Рамсесом II (Египет) и Хаттусили III (Хетт- ское государство). Стороны договорились о ненападении, военном союзе, взаимной выдаче преступников и перебежчиков, разделе территорий и сфер влияния.

В Древней Греции субъекты международного правового порядка - города-государства, называвшиеся полисами, время от времени образовывали основанные на договорах союзы, преследовавшие различные, в первую очередь военные, цели. Около 550 г. до н. э. возникло первое крупное объединение полисов - Пелопоннесский союз под главенством Спарты. В 478-477 гг. до н. э. возник первый Афинский (Делосский) морской союз, а в 377 г. до н. э. - второй Афинский союз, имевший антиспартанскую направленность и открытый в том числе для варваров. Оживленные контакты, торговля и миграция жителей между полисами привели к развитию таких институтов международного права, как арбитраж, дипломатическое право, торговое право и право, касающееся положения иностранцев. По многим из этих вопросов также заключались договоры. Частые вооруженные конфликты привели к развитию института мирных договоров и соглашений о перемирии.

Упоминаются договоры и между государствами Древнего Китая. Так, в 546 г. до н. э. был заключен первый из известных договоров о ненападении.

Наиболее часто в качестве примеров международно-правовых актов Средних веков приводят русско-византийские договоры X в.; Феррарский пакт итальянских городов о свободном плавании по реке По 1117 г. и аналогичный договор Смоленска с немецкими городами 1229 г. относительно плавания по Западной Двине; договоры об арбитраже, например между Генуей и Венецией 1235 г., между Вольдемаром Датским и Магнусом Шведским 1343 г.; Тордесильясский договор между Португалией и Испанией 1494 г., разделивший «плоскую» Землю на владения каждой из сторон, гарантом которого выступил папа римский Юлий II.

В Средние века возникла самостоятельная наука международного права. Характерно, что первые важные для международного права теоретические изыскания были посвящены праву войны. Их автором был святой Фома Аквинский (St. Thomas Aquinas), очертивший требования к так называемой справедливой войне (война должна быть объявлена суверенным правителем и вестись по его приказу; другая сторона должна предоставить справедливую причину для войны в виде виновного поведения; объявляющий войну правитель должен иметь справедливое намерение, которое существует только тогда, когда цель войны - наказать зло, помочь Господу и тем самым восстановить мир как можно скорее). Праву войны были посвящены работы итальянца Дж. да Леньяно (Giovanni da Legnano) «Трактат о войне» («Tractatus de bello») 1360 г. и француза О. Боне (Honore Bonet) «Древо баталий» («Arbre des batailles») 1385 г. Принципиальное значение для развития взглядов на государство, межгосударственные отношения и международное право имела теория государственного суверенитета, сформулированная французом Ж. Боденом (Jean Bodin) в 1576 г. в работе «Шесть книг о Республике» («Les six livres de la Republique»).

Считается, что начало исследованиям международного права в широком плане было положено в XVI в. испанцами Ф. де Виториа (Francisco de Vitoria) и Ф. Суаресом (Francisco Suarez). Причем первый рассматривал среди прочего практические правовые проблемы, связанные со спорами между Испанией и Португалией относительно открытых X. Колумбом районов. Борьба государств за раздел мира и господство на море стала толчком для развития международного морского права и исследований в этой области. В 1609 г. появилась работа голландца Г. Гроция (Hugo Grotius) «Свободное море» («Маге liberum»), в которой юридически обосновывался тезис о свободе открытого моря и, соответственно, неограниченный доступ голландских морских судов в Восточную Индию, которому препятствовала Испания. В 1638 г. опубликовано подготовленное по заказу Британской короны исследование англичанина Дж. Селдена (John Selden) о «закрытом море» («Маге clausum seu de dominio maris»). Наконец, в 1625 г. появляется первая всеобъемлющая теоретическая работа по международному праву - «О праве войны и мира. Три книги» («De iure belli ас pacis libri tres») Г. Гроция. Его справедливо считают основателем самостоятельной науки международного права, а его работа стала учебником международного права для нескольких поколений юристов, политиков, дипломатов. В XVII в. идеи Г. Гроция получили развитие в трудах немца С. Пуфендорфа (Samuel Pufendorf), англичанина Р. Зуче (Richard Zouche), в XVIII в. - голландца В. Бинкерсхука (Van Bynkershoek) и швейцарца Э. де Ваттеля (Emmerich de Vattel). Причем следует особо отметить системный, вполне современный и по сегодняшним меркам труд последнего «Право народов» («The Law of Nations») 1758 г. Считается также, что сам термин «международное право» («international law») был впервые употреблен И. Бентамом (Jeremy Bentham) в работе «Введение в основания нравственности и законодательства» («Ап Introduction to the Principles of Morals and Legislation») 1789 r.

Впрочем, не следует отождествлять историю международного права с историей международных договоров, будь то Вестфальский мирный договор, Статут Лиги Наций или Устав ООН, либо с историей развития научных взглядов о нем. Конечно, международные договоры, будучи результатом волеизъявления государств, представляют собой свидетельство состояния международного права. Но важную роль в развитии международного права играет и международноправовой обычай. На протяжении длительного времени именно он был основным источником международного права. Обычай, как правило, формировался постепенно, в результате длительного единообразного поведения государств, которое складывалось в норму поведения, признававшуюся государствами в качестве юридически обязательной.

Значение конкретного международного договора для международных отношений и международного права, как правило, может быть по достоинству оценено лишь спустя какое-то время. Если договор государств отвечает не конъюнктуре, а потребностям общественного развития, он вступает в силу и реально действует в течение длительного периода. Договоры, не соответствующие объективным потребностям, либо вообще не вступают в силу, либо не получают широкое признание, не оказывают реальное воздействие на общественные отношения и быстро становятся достоянием истории.

Договоры, которые выше упомянуты как рубежные для истории международного права, стали использоваться для обозначения этапов его развития именно потому, что, являясь плодом деятельности государств, отражали насущные потребности международных отношений и на длительное время становились источником основополагающих для них правовых норм. Однако они не были вечными, по прошествии времени переставали адекватно отражать изменяющуюся реальность и, соответственно, корректировались, пересматривались, прекращали свое действие или заменялись новыми международноправовыми нормами.

В международном праве воля государства проявляется при создании норм (договорных или обычных), налагающих на государство международно-правовые обязательства, т. е. устанавливают юридически обязательные рамки его поведения. Международный договор и процесс его заключения являются наиболее наглядным проявлением того, как в результате волеизъявления государств формируется международное право. В процессе переговоров в договорных текстах воля государств становится явно выраженной, проявляется наглядно, expressis verbis. Зависимость обычных норм международного права от волевого начала менее очевидна. Повседневное, обыкновенное поведение государств и молчаливое признание его в качестве правовой нормы легче воспринимаются как непосредственно происходящие из объективной необходимости, нежели из субъективной государственной воли. На самом же деле воля государства присутствует и здесь. Государство понимает, что именно определенное поведение соответствует существующим обстоятельствам, велениям времени и также сознательно, хотя бы и молчаливо, признает соответствующую поведенческую модель обязательной нормой.

По общему правилу государство может быть связано международным правом только с его согласия, т. е. в результате волеизъявления . Международно-правовые ограничения, обязательства, как правило, не могут презюмироваться . Это следствие принципа суверенитета государства, уже длительное время являющегося важнейшим для международного права. Например, как заявил МС ООН в решении по делу «Спор о судоходных и смежных правах» («Коста-Рика против Никарагуа») 2009 г., «ограничения суверенитета государства в отношении его территории не должны быть предметом презумпции».

Однако современное международное право знает исключения из общего правила о том, что обязательства могут быть возложены на государство только с его согласия. Во-первых, даже государство, не являющееся членом ООН, связано по крайней мере основополагающими обязательствами, вытекающими из ее Устава. В соответствии с п. 6 ст. 2 Устава ООН «Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с принципами Устава, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности». Таким образом, в данном случае объективная необходимость обеспечения международного мира и безопасности предопределяет обязательность для государства некоторых международно-правовых норм, несмотря на то, что оно не выразило свое согласие с ними. Во-вторых, условия существования современного международного сообщества таковы, что без соблюдения основополагающих международно-правовых норм государство не может быть членом этого сообщества, т. е. не может существовать как таковое. Именно поэтому появляющееся в современном мире государство уже в момент своего возникновения связано рядом международно-правовых обязательств, вытекающих из важнейших норм общего международного права (например, из принципов суверенного равенства и территориальной целостности государств, уважения прав человека, неприменения силы и угрозы силой; норм, запрещающих пытки, геноцид, работорговлю), независимо от того, хочет ли оно быть связанным этими нормами, т. е. независимо от его волеизъявления.

Рассматривая соотношение факторов государственного волеизъявления и объективной исторической необходимости, социально-экономической обусловленности в возникновении, развитии, применении международного права, можно отметить следующее. Волеизъявление государств может преобладать применительно к каким-то конкретным нормам международного права. Оно может быть решающим в их возникновении, формулировании, реализации. Когда же речь идет о международном праве определенного исторического периода, тем более о существующей сегодня системе международного права в целом, можно говорить о том, что в его возникновении, развитии, имплементации определяющим является фактор объективной необходимости. Такую необходимость обычно отражают основополагающие нормы, принципы международного права соответствующего исторического периода. Они наиболее стабильны, менее всего подвержены изменениям и влиянию субъективного волевого фактора. Они, образно говоря, есть лицо международного права своего времени.

Неразрывную связь международного права с государством, истории международного права с историей межгосударственных отношений не следует воспринимать как свидетельство зависимости международного права исключительно от воли государств. Непосредственно международное право действительно возникает в результате волеизъявления, согласования воль государств. Однако, во-первых, само это волеизъявление, а тем более процесс согласования воль обусловлены множеством объективных и субъективных факторов; во- вторых, как уже отмечалось выше, жизнеспособность международноправовой нормы во многом зависит от ее соответствия объективным потребностям. Таким образом, формирование и развитие международного права предопределяются сочетанием государственно-волевого фактора и уровнем социально-экономического развития международного сообщества.

Кроме того, применительно к международному праву большую роль играет правосознание. Оно существует в различных формах. Во- первых, поскольку международное право долгое время было и по- прежнему в значительной мере остается «горизонтальным» (в отличие от внутригосударственного права в нем нет централизованных законодателя и правоприменителя), в его формировании и применении большую роль играют представления о нем тех, кто его главным образом создает и применяет, т. е. государств. Во-вторых, при разрешении юридическими средствами межгосударственных споров важны международно-правовые воззрения судебных и арбитражных органов, а также составляющих их судей и арбитров. Наконец, международное правосознание отражается во взглядах ученых, изучающих международное право. Свидетельством признания роли международноправовой науки является, в частности, как то, что согласно п. 1 (d) Статута МС ООН доктрины специалистов по публичному праву признаются в качестве вспомогательного средства для определения Судом правовых норм, так и то, что историю международного права часто рассматривают параллельно с историей науки о нем.

Отдавая должное роли международного правосознания, следует, однако, отметить: международное право - объективное явление и не обязательно совпадает с нашими представлениями о нем, тем более что представления эти зачастую не идентичны. Будучи созданной, международно-правовая норма обретает в известном смысле самостоятельную жизнь, оказывая воздействие на соответствующие общественные отношения.

Международное право, так же как и отношения, из которых оно вырастает и которые оно регулирует, обладает динамикой, подверженной влиянию прежде всего объективных общественных процессов. Меняются не только специализированные международноправовые нормы, но и основополагающие принципы, соотношение между ними. В основе существования современного международного права лежит в первую очередь необходимость обеспечения международного мира и безопасности, защиты прав человека. Соответственно современная система международного права олицетворяется прежде всего принципами неприменения силы и угрозы силой, уважения прав человека, добросовестного выполнения международных обязательств.

Как отмечается, например, в решении МС ООН по делу «Спор о судоходных исмежных правах («Коста-Рика против Никарагуа») 2009 г., «ограничения суверинитетагосударства в отношении его территории не должны быть предметом презумпции».

История науки международного права неотделима от истории самого международного права. Вместе с тем, наука международного права как система теорий, идей и взглядов развивалась по своим внутренним законам, подчиняясь собственной логике. Международно-правовая доктрина более субъективна, чем само международное право, так как в большей степени подвержена воздействию личностных и психологических факторов. Существенным является и то, что наука международного права как самостоятельная отрасль научного знания сформировалась значительно позже международного права как совокупности норм и принципов, регулирующих международные отношения. Достаточно долгое время международно-правовые воззрения отдельных мыслителей были лишь частью их общих социально-политических взглядов.

В древности практически вся международно-правовая доктрина в той или иной степени касалась войны и средств её ведения. Рассуждения о войне можно встретить у Аристотеля, Геродота, Платона, Плутарха и других древнегреческих мыслителей, которые в своих трудах отразили антагонизм между греками и варварами. Право Древнего Рима носило ярко выраженную цивилистическую окраску, поэтому римские юристы практически никак не затрагивали в своих трудах международно-правовые аспекты. Однако уже у Цицерона есть рассуждения о справедливых и несправедливых войнах и осуждение последних. В целом римские мыслители способствовали проникновению идей естественного (вытекающего из самой природы) права в международные отношения, что впоследствии оказало огромное влияние на формирование современного международного права.

Естественно-правовое направление доктрины международного права было представлено в Средние века Фомой Аквинским, который рассматривал межгосударственные отношения как часть божественного порядка, присущего природе в целом. Фома Аквинский, вслед за Августином Блаженным, подразделял войны между государствами на справедливые и несправедливые. Оба средневековых мыслителя указывали в своих трудах на критерии справедливой войны: самооборона, неисполнение противником своих договорных обязательств и другие. Августин Блаженный в своем труде “О граде божьем” обосновал необходимость строгого соблюдения всеми государствами международных договоров.

В 1576 году француз Ж. Боден издает своё знаменитое произведение “Шесть книг о республике” , где впервые в истории международно-правовой мысли формулируется понятие суверенитета как абсолютного права монарха осуществлять юридическую власть в государстве. Несколько позже международно-правовая доктрина признала суверенитет неотъемлемым свойством каждого государства. В ХVI веке впервые появляются научные труды, целиком или преимущественно посвященные вопросам международного права. Среди них можно назвать работы А. Джентили “О посольствах” 1585 года (в ней отстаивается идея иммунитета иностранного посла от уголовного преследования в стране пребывания) и “Право войны” 1598 года, где утверждается, что война допустима только при наличии у воюющих сторон уважительных причин. Наконец, в 1625 году появляется первый труд, в котором была сделана попытка систематизировать все вопросы, касающиеся действующего в то время международного права. Речь идёт о работе Гуго Гроция “О праве войны и мира” - самом известном произведении средневековой доктрины международного права. Гуго Гроций указывал на двойственную природу международного права: с одной стороны, в его основе лежит общая воля государств, основанная на обычае или договоре, с другой стороны - межгосударственные отношения необходимо отражают естественный (божественный) порядок. Можно сказать, что мыслитель положил начало делению права на естественное и позитивное, благодаря чему позже сформировались две основные правовые школы - естественно-правовая и нормативная (позитивно-правовая). Многие ученые считают, что появление труда “О праве войны и мира” свидетельствует о появлении науки международного права в её классическом понимании.


В ХVIII веке естественно-правовое направление науки международного права отстаивали Х. Вольф, С Пуффендорф (Германия) и другие ученые, а позитивно-правовое - К. Бинкерсхук (Голландия), Р. Зеч (Англия). С другой стороны, швейцарский учёный Э. Ваттель в своём произведении “Право народов, или Принципы естественного права, применяемые к поведению и делам наций и суверенов” (1758 год) утверждал, как и Г. Гроций, что международное право включает в себя как естественное, так и позитивное начало, причём естественное право уравнивает все народы и государства независимо от их численности, территории и военной мощи. Немецкий учёный Г. Ф. Мартенс теоретически обосновал деление позитивного международного права на обычное и более распространенное в Европе конвенционное (договорное). В конце ХVIII века Г. Ф. Мартенс издал “Собрание договоров о союзе” - один из первых сборников международных соглашений, состоявший из восьми томов. Самым же первым систематизированным сборником считается выпущенный Г. В. Лейбницем “Кодекс дипломатии и международного права”, вышедший в 1693 году.

Следующая веха в истории международно-правовой науки - формирование международного права как академической дисциплины, преподаваемой в высших учебных заведениях. В XIX веке соответствующие курсы начинают читаться в Германии (Й. Клюбер, А. Гефтер, Ф. Лист, Ф. Гольцендорф), в Англии (Р. Филлимор, Т. Твисс), во Франции (Ж. Рейневаль), в США (Г. Уитон, Дж. Кент) и т.д.

В период между двумя мировыми войнами на доктрину международного права существенное влияние оказывали идеи советской международно-правовой школы , яркими представителями которой были В. Э. Грабарь, В. Н. Дурденевский, С. Б. Крылов, Д. Б. Левин и другие. Именно советское государство последовательно отстаивало международно-правовое запрещение агрессивных войн, колониализма, аннексий, контрибуций, признание права наций и народов на самоопределение, защиту социальных прав и свобод человека.

В ХХ веке наука международного права превратилась в самостоятельную отрасль правовой науки со всеми присущими ей атрибутами: научными направлениями, школами, печатными изданиями, организационными структурами (кафедрами, институтами и др.). Международно-правовая наука, по-прежнему испытывая огромное влияние со стороны международной практики, стала, в свою очередь, активно воздействовать на действующее международное право. В частности, прогрессивное развитие международного права (в отличие от кодификации, “опережающее” действующие нормы) является заслугой учёных, активно внедряющих свои концепции и теории в международные отношения. Признание огромной роли доктрины международного права выражается, в частности, в том, что её представители неизменно являются членами Международного Суда ООН. Советская школа международного права была представлена в прошлом столетии такими именами, как И. П. Блищенко, В. С. Верещетин, А. Л. Колодкин, Ю. М. Колосов, И. И. Лукашук, С. В. Молодцов, Г. И. Тункин, Н. А. Ушаков и многими другими.

Что касается казахстанской науки международного права , то она в качестве самостоятельной научной школы находится на этапе становления. Лишь в конце прошлого века в Казахском национальном университете имени аль-Фараби была создана кафедра международного права, открыта специальность “международное право” и осуществлен первый выпуск специалистов в данной области. Основоположником казахстанской школы международного права по праву считается доктор юридических наук, профессор М. А. Сарсембаев. В настоящее время научные исследования в области международного права ведутся такими учёными, как Ж. О. Кулжабаева, С. Ж. Айдарбаев, Ж. М. Аманжолов, М. С. Досымбекова, Ж. Т. Сайрамбаева, А. А. Салимгерей и другими.

Контрольные вопросы

1.Каковы основные подходы к периодизации истории международного права?

2.Каковы отличительные признаки международного права древности?

3.Почему международное право в средние века носило региональный характер?

4.Когда появились первые постоянные посольства?

5.В чём сущность современного международного права?

6.Назовите основных представителей науки международного права в Средние века.

7.Чем различаются естественно-правовая и позитивно-правовая концепции международного права?

Литература

Баскин Ю. А., Фельдман Д. И. История международного права. - М., 1990.

Грабарь В. Э. Материалы к истории литературы международного права в России (1647-1917). - М., 1958.

Коровин Е. А. История международного права. Вып. 1. - М., 1946.

Левин Д. Б. История международного права. - М., 1962.

Сарсембаев М. А. Международное право. - Алматы, 1996.

Сарсембаев М. А. Международное право в истории Казахстана и Средней Азии. - Алма-Ата, 1991.