Особенности усвоения звуковой культуры речи детьми старшего дошкольного возраста. Определить взаимодействие в работе всех субъектов воспитательно-образовательного процесса


Формирование речевой культуры у детей дошкольного возраста

  1. I. Введение

Культура речи - явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, соответствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считается основными ступенями овладения литературным языком.

В педагогической практике высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина «хорошая речь». В это понятие включаются три признака: богатство, точность, выразительность.

Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств.

Выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Это качество обязательно должно соотноситься с функциональным стилем, пониманием ситуации, чтобы при выборе слов и выражений учитывать специфику речи.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания ритм, паузы, тембр, логическое ударение. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды- неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

Формируя речевую культуру дошкольника очень важно научить его выражать свои мысли, грамотно, последовательно, точно, выделяя главное в своем рассказе, т.е. говорить связно.

Связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок сможет давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно, полно и аргументировано излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов из учебников, писать сочинения.

Бесспорно, что культура общения ребенка отражает культуру его семьи, различный характер отношений ее членов к обществу, людям. Пользуясь языком, ребенок усваивает нормы социального взаимодействия. В семейном воспитании детей наблюдается явное преобладание вербальных методов, а в ряде случаев словесное воздействие, в котором отсутствует достаточно убедительное и аргументированное обоснование нравственной нормы, остается, в сущности, единственным воспитательным средством. Эффективность реализации коммуникативной функции речи зависит от культуры личности родителя, которая в свою очередь влияет на уровень культуры семейного воспитания в целом.

К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Актуальность

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.

Можно сказать, что речь - это инструмент развития высших отделов психики.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.

В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками.

Педагоги побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями, побуждают детей к речевому общению между собой, задают детям образцы правильной литературной речи.

Примером является речь воспитателя- четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная. В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Педагоги обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

- следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

- наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

Обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей, условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность, помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них, обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов), знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

- учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

- учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

Развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

- поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

- организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

- стимулируют детей комментировать свою речь;

- упражняют в умении планировать свою деятельность.

Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

Поощряют детское словотворчество.

Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи:

Владение речью как средством общения и культуры;

Обогащение активного словаря;

Развитие связной, грамматически правильной диалогической монологической речи;

Развитие речевого творчества;

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

II Через какую образовательную деятельность формируется культура речи у детей.

Направления ОО «Речевое развитие»

1/ Развитие речи:

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

2/ Приобщение к художественной литературе:

Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия

Средства реализации ОО «Речевое развитие»:

Общение взрослых и детей;

Культурная языковая среда;

Обучение родной речи на занятиях;

Художественная литература;

Изобразительное искусство, музыка, театр;

Занятия по другим разделам программы

Методы реализации ОО «Речевое развитие» по используемым средствам:

  1. Наглядные:
  2. Словесные:
  3. Практические:

Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)

Чтение и рассказывание художественных произведений;

Заучивание наизусть;

Пересказ;

Обобщающая беседа;

Рассказывание без опоры на наглядный материал.

Дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Методы развития речи в зависимости от характера речевой деятельности

Репродуктивные- основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов.

Метод наблюдения и его разновидности

Рассматривание картин

Чтение художественной литературы

Пересказ,

Заучивание наизусть

Игры-драматизации по содержанию литературных произведений

Дидактические игры

Продуктивные - основаны на построении собственных связны высказываний в зависимости от ситуации общения

Обобщающая беседа

Рассказывание

Пересказ с перестройкой текста

Дидактические игры на развитие связной речи

Метод моделирования

Творческие задания

Приемы развития речи

Словесные:

Речевой образец,

Повторное проговаривание

Объяснение

Указание

Оценка детской речи

Вопрос

Наглядные:

Показ иллюстративного материала

Показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению

Игровые:

Игровое сюжетно-событийное развертывание

Игровые проблемно-практические ситуации

Игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание

Имитационно-моделирующие игры

Ролевые обучающие игры

Дидактические игры.

Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову.

Ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция;

В отборе художественных текстов учитывается предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда;

Создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего создаются продукты в виде книг-самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев, викторин, досугов, детско-родительских праздников и т.д.;

Отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного не принудительного чтения.

В своей работе по развитию речи я пользуюсь программой О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников»

Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников»

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Ребенок может организовать детей на совместную деятельность, вести деловой диалог со сверстниками. Свободно вступает в общение с разными людьми: легко знакомится, имеет друзей. Для него характерны субъектные проявления в коммуникативной и речевой деятельности.

Проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми: задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях их жизни. Проявляет интерес к речи как особому объекту познания: с удовольствием участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает отдельные слова, пишет печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству. Проявляет устойчивый интерес к литературе, отличается богатством литературного опыта, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах произведений.

Самостоятельно, без помощи взрослого может привлечь сверстников к общению (обсудить проблему, событие, поступок). Самостоятельно использует освоенные речевые формы в процессе общения со сверстниками и взрослыми (рассказ, речь - доказательство), объяснения, речь - рассуждение).

- Проявляет активность в коллективных обсуждениях, выдвигает гипотезы и предположения в процессе экспериментальной деятельности при обсуждении спорных вопросов. Является инициатором событий в группе организатором коллективных игр, предлагает словесные творческие игры (загадывает загадки, придумывает истории, планирует сюжеты творческих игр).

Имеет свою точку зрения на обсуждаемую тему, умеет отстаивать свою позицию в коллективных обсуждениях, спорах, использует речевые формы убеждения; владеет культурными формами несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника.

Активно проявляет творчество в процессе общения: предлагает интересные, оригинальные темы для обсуждения, задает интересные вопросы, предлагает творческие варианты решения проблем. Успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы.

Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове, место звука в слове. Проявляет интерес к чтению, самостоятельно читает слова.

III Заключение.

Детсадовский возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей, что требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, своё «Я», постигает духовные и материальные ценности общества, знакомится с его культурными нормами и традициями, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия.

Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Общение выступает тем инструментом культуры, который приспособлен для развития и становления сознания личности, её мировосприятия, для воспитания гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру.

Это является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение развитию речи, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Литература:.
1. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей; Лада - Москва, 2010. .
2. Бондарева Л. Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников.
3. Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7лет..
4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации;
5. Кирьянова Раиса Игры со словами для развития речи. Картотека игр;
6. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи; АСТ - Москва, 2012.
7. Ушакова О. С.,Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.Москва,2010
8. Ушакова О.С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 5-6 лет. Дидактические материалы;
9. Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольника; Феникс - Москва, 2008.
10. Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года; Мозаика-Синтез - Москва, 2010.

К 5 годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Никаких замен по физиологическому принципу: более лёгкий по артикуляционному укладу звук применяется вместо более сложного - уже не должно остаться, но это происходит далеко не всегда. У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные с нарушением в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха. Вообще после 5 лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Если раньше речь выступала лишь как средство общения, сейчас она становиться объектом осознания и изучения. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. Выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа нужно обучать специально. В возрасте от пяти до шести лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове - начало, середина, конец слова, - но и позиционным звуковым анализом, устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.

К 6 годам звукопроизношение у детей вполне нормализовалось, и работа идет по улучшению дикции. Дети не затрудняются в произнесении слов любой структуры, применяют многосложные слова в предложении. Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного языка. В том числе близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые е мягкие. Неумение различать пары звуков по глухости - звонкости свидетельствует чаще всего о недостатках физического слуха. Получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове, то есть развиваются навыки звукового анализа слов. Надо отметить, что большая роль в развитии этих навыков принадлежит взрослым, работающим с детьми в данном направлении. Можно даже утверждать, что без участия взрослых эти очень нужные умения могут совсем не сформироваться. Словарь дошкольников шести - семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету. Шестилетние дети начинают осмысливать и понимать слова с переносным значением (время ползет, потерять голову). Если с детьми начали целенаправленную подготовку к школе, в их активном словаре появляются первые научные термины: звук, буква, предложение, цифра. На первых порах очень трудно развести понятия звук и буква, и, если уж вы вводите эти термины в работу, то старайтесь и сами употреблять правильно, и следите, чтобы это делал и ребенок.

Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет. В последнее время отмечается значительный рост количества детей, испытывающих различные трудности в обучении, социализации и нуждающихся в особом внимании, своевременной квалифицированной помощи педагогов и специалистов. Увеличивается количество практически не говорящих детей, усложняются дефекты, связанные со структурой речи, которые влекут за собой негативные проявления во всех сферах жизни дошкольников. Подведя итог из родительского собрания на тему «Я и книга» выяснилось, что многие родители не читают своим детям художественную литературу. Им проще всего отделаться от детей, чтобы они к ним не приставали планшетами и прочими гаджетами. 2 слайд - «Дааа… Детство круто изменилось. Раньше у соседей яблоки воровали, а теперь WIFI» . А мы с вами знаем, что непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является - это умение общаться с взрослыми и сверстниками. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью речи.

Таким образом, воспитатель является главным помощником учителя-логопеда и принимает активное участие в подготовке дошкольников. И для того, чтобы работа по развитию речевой культуре детей была максимально успешной и наиболее эффективной, мы, воспитатели, создаем условия в группе для развития речевой деятельности детей: организовываем и поддерживаем речевое общение в ходе образовательной деятельности, в режимных моментах, на прогулке, в процессе игр и развлечений, побуждаем воспитанников внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний, привлекаем внимание к интонационной стороне речи окружающих; создаем ситуацию общения; формируем у детей навыки самоконтроля и критического отношения к своей речи; подбираем игры для развитие речи; проводим работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти. Таким образом, мы формируем у детей навыки общего и речевого поведения, активизируем полученные знания в ходе образовательной, совместной и самостоятельной деятельности.

Используя режимные моменты, процессы одевания, умывания и т.д., мы стремимся развивать пассивный и активный словарь детей, тактично исправляем ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку) , подсказываем слова тогда, когда ребёнок не знает, как выразить свою мысль, поправляем ребёнка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко. Используем разные методы речевого развития:

  • наглядные
  • словесные
  • практические.

Организуя работу над речью в повседневной жизни, исходим из того, что дети нуждаются в постоянном повторении материала, в чтении художественной литературы и театрализации, проводим экскурсии в библиотеку «Стихи детям. Агния Барто» , «Любимый дедушка Чуковский» . По прочитанным произведениям, на следующий день, дети приносят свои рисунки и рассказывают сверстникам, какое произведение читали и что нарисовали (само презентация книжек-малышек «О чем моя книжка…» ) .

В первой младшей группе в игровой деятельности от детей требовалось лишь правильное выполнение словесных инструкций. По мере овладения речью дети комментировали свою деятельность, употребляя прилагательные, предлоги, числительные: «Я взял один кубик из коробки. Я повесил полотенце на крючок» .

Если ребенок обращался с молчаливой просьбой, мы помогали ему выразить ее, подсказывали отдельные слова и обороты, предлагали облегченный вариант предложения, исправляли речь ребенка, если он исказил слоговую структуру слова.

Перечисленные требования к речи детей (комментировать действия, обращаясь с просьбами, проговаривать их) предъявляются постоянно, на всех занятиях, прогулках, режимных моментах.

Таким образом, рассмотрев направления работы можно сказать, что во время режимных моментов и занятий мы создаем практическую базу для активной отработки необходимого словаря сначала на уровне понимания, а затем и употребления.

В старшем дошкольном возрасте речевое развитие детей обеспечивается при тесном взаимодействии учителя - логопеда, воспитателя и узких специалистов. Постоянное внимание к формированию речи детей в повседневной жизни делает их высказывания более правильными, грамотными, развернутыми. У детей повышается речевая активность. Они быстрее овладевают речью как полноценным средством общения и познания окружающей действительности. Дети легко общаются со сверстниками, проявляют свою любознательность при общении с педагогом.

Для формирования и активизации словарного запаса у детей дошкольного возраста используем такие игры:

  1. «Эхо» - взрослый произносит слово или фразу, а ребенок, находясь в противоположном конце комнаты, выполняя роль эха, должен тихо повторить сказанное. Затем можно поменяться ролями.
  2. «Назови кто (что) это?» - взрослый называет какой-нибудь предмет, а ребенок подбирает обобщающее слово. Например, взрослый: «Кресло» . Ребенок: «Мебель» . «Воробей» (птица) . «Жук» (насекомое) .
  3. «Кто я такой?» - ребенок говорит от первого лица: «Я живу рядом с человеком. У меня есть свой дом-будка. Я охраняю дом и сад. Я люблю грызть кости. Громко лаю. У меня бывают щенки. Кто я? (Собака.) Почему так думаете?» .
  4. «Что пропало? Кто исчез?» - взрослый на столе раскладывает три-четыре предмета (игрушки) . Ребенок называет и запоминает их и закрывает глаза. Взрослый убирает один из предметов, а ребенок называет, что пропало или кто исчез и т.д.

Немало важную роль в речевом развитии играет развитие мелкой моторики.

Также по ФГОС взаимодействие ДОУ и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по речевому развитию дошкольников, так как наилучших результатов в работе можно достичь, если педагоги и родители будут действовать согласованно.

ФГОС трактует, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, культуру поведения и речи родителей, учитывать родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

С введением ФГОС ДО к формам взаимодействия стали предъявляться следующие требования: востребованность, оригинальность и интерактивность. В соответствии с этим наметились новые, перспективные формы сотрудничества.

Задача детского сада - помочь родителям получить педагогические знания, в частности знания по методике речевого развития. Для этого используются различные формы работы.

В нашем детском саду существуют следующие формы сотрудничества: речевые театрализованные праздники, тренинги игрового взаимодействия, выставки по прочитанным произведениям, конкурсы, проектная деятельность, презентации, КВН, ребусы, «Телевидение» , где дети принимают участие в роли ведущего либо диктора телевидения.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе со специалистами ДОО и родителями по формированию речевой культуры дошкольников.

На правах рукописи

НИКИФОРОВА Татьяна Ивановна

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ

Григорьева Антонина Афанасьевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Поликарпова Евдокия Михайловна

ФАО ГОУ ВПО “Якутский государственный

университет имени М. К. Аммосова”

кандидат педагогических наук

Гризик Татьяна Ивановна

Г. Якутска, МДОУ Детский сад №52 «Белочка» г. Якутска.

Исследование проводилось поэтапно с 2003 по 2007 гг.

1 этап (2003-2004 гг.) – поисково-теоретический. Изучение научной литературы по теме исследования. Анализ и оценка современного состояния проблемы исследования, организация констатирующего этапа эксперимента.

2 этап (2004-2005 гг.) – опытно- . Осуществление формирующего этапа эксперимента, в процессе которого определялись эффективность подходов, принципов, форм и методов, уточнялись условия, обеспечивающие развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения.

3 этап (2005-2007 гг.) – обобщающий. Завершение эксперимента, систематизация и обобщение результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста осуществляется в единстве с формированием всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической как необходимого условия становления культуры речи в целом.

2. Технология развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения строится на основе принципов взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, интеграции всех видов деятельности, расширения связей ребенка с окружающим миром, обеспечения активного речевого общения, развития языкового чутья, речевого действия, методическая интерпретация потенциала народной педагогики.

3. Эффективность протекания процесса развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения обеспечивают следующие условия: создание предметно-развивающей среды на основе использования деятельностного гуманистического, личностно-ориентированного, культурологического подходов, активных форм и методов обучения и воспитания; использование возможностей игры, активизирующих процесс развития культуры речевого общения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены цель, объект, предмет, сформулированы гипотеза, задачи и методы исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая значимость исследования, изложены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические основы развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения» представлен анализ научно-теоретических подходов к исследованию проблемы развития культуры речевого общения, раскрыты сущность и особенности культуры речевого общения, выявлен и теоретически обоснован педагогических условий развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения.

Культура – это определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» указывает как на отличие человеческой жизнедеятельности от биологической жизни, так и на качественное своеобразие конкретных проявлений этой жизнедеятельности.

В современной трактовке культура речи человека включает в себя духовность, интеллигентность, гармоническое сочетание лучших человеческих качеств, нравственную культуру, образованность, совокупность знаний, профессиональных навыков и умений, т. е. предполагает общую культуру человека.

В отечественной педагогической литературе культура речи рассматривается в трех смыслах: 1) как система признаков и свойств, свидетельствующих о коммуникативном совершенстве речи; 2) как система знаний и навыков, «обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения». В большинстве работ правильность речи ассоциируется и объясняется через языковую норму: правильна, если она не нарушает языковую норму, и наоборот, речь не правильна, если норма нарушена. По мнению Б. Н. Головина, из соотношения языка и речи выводятся такие качества речи, как «правильность, чистота и богатство, разнообразие»; из соотношения языка и мышления – логичность и точность; речи и сознания – выразительность, действенность, образность, уместность. В понимании Б. Н. Головина, теория культуры речи должна опираться на весь круг описательных лингвистических дисциплин, а также на психологию, логику, эстетику, социологию, педагогику, а не на лингвистику.

Изучение литературы, посвященной теории культуры речи, позволило сделать о том, что концептуализированная сфера имеет собственный, обособленный статус в рамках науки о языке. Культура речи – понятие многозначное, оно включает в себя две ступени освоения литературного языка: правильность речи, т. е. владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики, стилистики) и речевое мастерство. Культура речи предполагает высокий общий уровень культуры человека, культуру мышления, сознательную любовь к языку.

Мы в нашем исследовании рассматриваем понятия «культура речи», «культура речевого общения» как сущностный компонент общей культуры человека. Центральным вопросом культуры речи в наши дни является вопрос о том, как эффективно , хорошо говорить, а не только правильно.

Развитие культуры речевого общения как проблема психолого-педагогического исследования в дошкольном детстве требует применения новых подходов, в основе которых лежат положения и идеи, разработанные в общей педагогической теории.

Проблеме общения уделяется внимание исследователей различных специальностей: философов (А. С.Арсентьев, В. С. Библер, Ф. Т. Михайлов), языковедов-лингвистов (К. Гаузенблас, Л. С. Скворцов), психологов

(Л. С. Выготский, А. А. Бодалев, Н. П. Ерастов, А. В. Запорожец,

А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Т. А. Репина, А. Р. Лурия, В. М. ,

Д. Б. Эльконин), педагогов (Р. С. Буре, Р. И.Жуковская, О. М.Казарцева,

С. Е. Кулачковская, К. М.Левитан, В. Г.Нечаева, Л. А. Пеньковская, Т. А. Маркова, В. Н. Мясищева, А. П. Усова).

Артикуляционная гимнастика, столь необходимая для коррекции недостатков звукопроизношения также проводилась в игровой форме обучения.

Модель развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения



Многократное повторение звуков и слогов в упражнениях

На выработку правильного произношения может быть утомительно для ребенка, поэтому игровой подход здесь наиболее приемлем (сказки

« О хозяине звуков Языке Языковиче»).

Помимо гармоничного развития всех сторон речи, определяющих формирование культуры как части их общей культуры, не менее важным составляющим является, владение богатством литературного языка, умелое его изобразительных средств в различных ситуациях общения. Следуя, этому определению, вторым направлением , является ознакомление с художественной литературой и устным народным творчеством. Художественная литература и устное народное творчество – богатый материал, раскрывающий нормы взаимоотношения людей. В диалогической беседе при обсуждении литературных произведений ребенок знакомится с речевым этикетом, с нравственными нормами.

Произведения подбирали таким образом, чтобы знакомить детей

С разными сторонами жизни: миром отношений в быту и семье, с нормами отношений к людям. Данное направление работы призвано запустить механизм взаимоотношения между детьми и с взрослыми в разнообразной деятельности (активное слушание, игра-драматизация, деятельность общения). Применялись метод художественного объяснения и анализа произведения, метод сопоставительного анализа, метод тематического отбора художественных произведений детьми; метод решения коммуникативных задач на основе анализа проблемных художественных ситуаций; метод создания ситуаций эмоциональной децентрации, метод развития эмоционально-чувственного сопереживания художественным образам; метод создания ситуаций совместных переживаний; метод взаимообогащения нравственными чувствами окружающих; метод педагогического моделирования игр-драматизаций с наглядным показом дошкольниками альтернативных форм поведения, метод проблемно-нравственных ситуаций, побуждающий детей к реальной нравственной активности, стимулирования гуманистически-ориентированных моделей поведения.

Третье направление : использование народных игр. Русский педагог- К. Д. Ушинский, ссылаясь на народный опыт и традиции, обращая внимание на народные игры, призывал «разработать этот богатый источник, организовать их и создавать из них превосходное и могущественное воспитательное ». Специфика народной игры в стихийном непредсказуемом характере. Народная игра, являясь феноменом традиционной культуры, может одним из средств приобщения детей к народным традициям, что в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания, духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей. В современной ситуации общественного развития обращение

К народным истокам, к прошлому является своевременным. Свое будущее каждый народ сегодня связывает с национальной культурой. Национальная же культура является гарантом жизни и интеграции

В общемировую культуру.

Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, ненавязчиво, целенаправленно вводим детей в мир народной культуры, что в свою очередь представляет собой важнейшим аспектом воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей и культуры общения.

На третьем этапе эксперимента прослеживалась развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.

В ходе эксперимента прослеживалось изменение уровня развития культуры речевого общения детей по направлениям оценки, соответствующим выделенным критериям. После завершения формирующего эксперимента для проверки эффективности исследовательской программы были проведены контрольные срезы, с целью определения уровня развития культуры речевого общения детей.

Результаты оценивались нами по критерию оценки уровня развития основ культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста: словарный запас, грамматический строй речи, звуковая культура речи, связная речь, о речевом этикете, уровни коммуникабельности и контактности.

Данные таблицы (см. таблицу 1) свидетельствуют о том, что

На констатирующем этапе исследования детей

И в экспериментальной, и в контрольной группах (44% и 45%) имеют средние показатели развития культуры речевого общения. Высокий уровень характерен для небольшого дошкольников:18% –в экспериментальной, 17% – в контрольной группе. Низкий уровень отмечается по 38%

В экспериментальной и контрольной группах.

Таблица 1

Показатели развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах исследования

Контрольный этап эксперимента показал преобладание у детей, как

В экспериментальной, так и в контрольной группах среднего уровня развития культуры речевого общения (ЭГ – 48%; КГ-44%). Но качественно значительно преобразились показатели в экспериментальной группе, где высокий уровень культуры речевого общения показали 38% детей, увеличение составляет на 20%, в контрольной группе положительная динамика составляет 11%. Количество детей с низким уровнем культуры речевого общения в экспериментальной группе сократилось на 24%, а контрольной группе на 10%.

Таким образом, опытно-экспериментальная работа доказала действенность, целесообразность и эффективность разработанных нами педагогических условий развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения.

В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы, полученные в результате теоретического анализа проблемы

И экспериментальной работы, сопоставлены положения гипотезы

И результаты исследования. В целом, подводя итоги диссертационного исследования, можно сделать следующие выводы:

1. В условиях гуманизации и демократизации сфер жизнедеятельности современного общества, появились много вариативных программ обучения и воспитания, где приоритетным направлением являлось умственное воспитание ребенка-дошкольника и упустилось из виду нравственное воспитание. В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема нравственного воспитания, в частности, и развитие культуры речевого общения. Достаточный уровень культуры речевого общения является основным условием успешной адаптации личности в любой среде.

2. Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения строится на принципах: взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, интеграции всех видов деятельности, расширения связей ребенка с окружающим миром, обеспечения активного речевого общения, развития языкового чутья, речевого действия, методическая интерпретация потенциала народной педагогики.

3. Эффективность развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения обеспечивают следующие педагогические условия: создание предметно-развивающей среды на основе использования деятельностного гуманистического, личностно-ориентированного, культурологического подходов, активных форм и методов обучения и воспитания; использование возможностей игры активизирующих процесс развития культуры речевого общения.

4. Выделенные критерии и уровни позволили проследить позитивную динамику развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.

5. дошкольного образовательного учреждения и семьи является важным фактором решения общей проблемы – развития культуры речевого общения ребенка. Создание родителями условия для развития и сохранения духовного мира ребенка, сотрудничество семьи

И детского сада оказывают огромное влияние на нравственное развитие

Не претендуя на исчерпывающее проблемы, наше исследование может послужить основой для дальнейших изысканий, творческих поисков

В области разработки научных основ развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения.

Основные положения диссертационного исследования изложены

1. Никифорова, Т. И. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста / Т. И. Никифорова //Дошкольное воспитание. – 2007. – №3.

– С.114-115.

2. Никифорова, Т. И. Волшебные пальчики – Аптаах тарбахчааннар: для детей дошкольного возраста/ Т. И. Никифорова. М-во образования Республики Саха (Якутия). Якутск, 2004. – 32 с.

3. Никифорова, Т. И. Работа со студентами по воспитанию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста / Т. И. Никифорова //Комплексная оценка деятельности вуза как мониторинг системы качества

И воспитания. Материалы межрегиональной научно-методической конференции. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 2005. – С.150-151.

4. Никифорова, Т. И. Опыт профилактической работы по устранению недостатков звукопроизношения у детей-саха в условиях русскоязычного детского сада / Т. И. Никифорова //Чөмчүүк саас. – 2006. – №1. – С.61-63.

5. Никифорова, Т. И. Дорҕоонтон дорҕооҥҥо. От звука к звуку: оҕо тылын сайдыытын бэрэбиэркэлииргэ аналлаах альбом/ Т. И. Никифорова. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 2006. – 34 с.

6. Никифорова, Т. И . Ситимнээх саҥаны сайыннарар оонньуулар

/Т. И. Никифорова, М. П. Андросова. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2007. – 36с.

7. Никифорова, Т. И. Народная игра как средство развития культуры общения детей дошкольного возраста / Т. И. Никифорова // Реализации приоритетного национального проекта «Образование». респ. научно-практической конференции. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 2007. – С. 36-38.

Любовь Кутыркина
Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста

Уже с первого класса школа предъявляет к учащимся довольно высокие требования, и ребенок, впервые переступивший ее порог, должен отвечать этим требованиям. Без сформированных определенных навыков и умений первокласснику очень трудно будет войти в ритм работы современной школы и не отстать от товарищей по классу.

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи , предполагающем определенную степень сформированности средств языка : произношения и различения звуков , словарного запаса, грамматического строя, интонации, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться ими в целях общения. В связи с возросшими требованиями школьного образования, изучение речевых нарушений, а также их коррекция приобретают особую важность в процессе подготовки детей к обучению в школе .

Развитие речи старшего дошкольника , умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха - важнейшие моменты в подготовке детей к школе .

К шести годам также почти полностью формируется произносительная сторона речи . Почти все дети четко и правильно произносят все звуки , исчезает смешение шипящих и свистящих звуков , звуков [р] ([р"]) и [л] ([л"]) . В этот период жизни ребенок уже может изменять по мере необходимости громкость и темп речи : говорить громко, тихо, шепотом; быстро, медленно (причем ускорить свою речь ему легче, чем замедлить) ; умеет использовать интонационные средства выразительности. Однако у некоторых детей еще могут отмечаться те или иные недостатки в произношении звуков . Если у ребенка еще имеются недостатки речи , надо постараться устранить их до поступления в школу, так как от этого во многом будут зависеть его успехи в учебе.

И хотя достижения ребенка в усвоении всех сторон речи значительны , тем не менее проводить с дошкольником специальные упражнения необходимо - они помогут закрепить достигнутое. Несомненно, что задания теперь должны быть более сложные, поскольку ребенок вырос, он уже многое знает и умеет.

Одновременно с обогащением словаря, формированием грамматической правильности речи , развитием разговорной и связной речи следует приучать шестилетнего ребенка правильно слышать и различать звуки , отчетливо и внятно произносить их в словах, во фразе.

В этом возрасте дети , как правило, правильно произносят все звуки родного языка , отчетливо и внятно говорят слова и фразы, умеют пользоваться умеренным темпом, нужной громкостью голоса, говорить достаточно выразительно. Однако у некоторых детей наблюдается несовершенство звуковой стороны речи , поэтому работу по ее развитию следует продолжать. Особое внимание нужно обратить на правильное, отчетливое, ясное произнесение звуков , слов и фраз. При наличии недостатков в произношении звуков следует принять все меры к их исправлению.

Задачи воспитания звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура » . Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства выразительного чтения, при этом необходимо учитывать возрастные особенности речи детей .

Можно выделить следующие задачи :

1. Формирование правильного произношения звуков . Звук речи - минимальная , нечленимая речевая единица.

2. Выработка дикции.

3. Работа над правильным словопроизношением и словесным (фонетическим) ударением.

6. Воспитание выразительности речи .

7. Воспитание культуры речевого общения .

8. Развитие речевого слуха и речевого дыхания.

Звукопроизношение - способность правильно воспроизводить звуки родного языка . Неточность их произношения отрицательно отражается на восприятии и понимании речи слушателями . Дошкольный возраст является важным этапом в овладении звуками , усвоение которых происходит постепенно в течение 3-4 лет.

В отличие от речевых дефектов несовершенства звукопроизношения связаны с возрастными особенностями формирования детской речи , с постепенностью и определенной последовательностью появления звуков в речи . Недостатки звукопроизношения - с неправильным усвоением звуков (межзубное произнесение свистящих звуков , горловое произнесение звука [р] и т . д., а также с поздним их усвоением (например, свистящие звуки появляются в речи детей к пяти годам ).

Недочеты в произношении звуков могут выражаться в искаженном их произнесении; в замене звуков , сложных в артикуляционном отношении ([ш], [ж], другими, более простыми ([с], [з]) ; в пропуске звуков и в неустойчивом их произношении, когда в одних словах звук произносится верно , в других - заменяется. Неисправленные своевременно недостатки звукопроизношения у детей могут вызвать трудности в овладении чтением и письмом.

Произношение звуков у детей дошкольного возраста зависит от работы их речедвигательного аппарата. Поэтому, формируя правильное звукопроизношение , необходимо постоянно упражнять отдельные органы речедвигательного аппарата, особенно мышцы губ, щек, языка; развивать подвижность челюсти. Педагогические приемы должны помочь ребенку быстрее овладеть координацией артикуляционных движений. От точности и силы этих движений будет зависеть чистота, четкость произношения звуков и слов .

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Упражнения для губ

«Улыбка» - Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Трубочка» - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«Кролик» - Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ

«Рыбки разговаривают» -Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук ) .

«Поцелуй» - Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя» .

Статические упражнения для языка

«Птенчики» -Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Динамические упражнения для языка

«Змейка» - Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

«Качели» - Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

«Обезьяна» - Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

«Сердитый лев» - Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее – с шепотным произнесением этих звуков .

Для развития звукопроизношения так же используют подвижные или хороводные игры с текстом («Каравай» , «Лошадки» , «Поезд); рассказы со звукоподражанием ; заучивание специально подобранных потешен, стихотворений, дидактические игры с наглядным материалом или словесные с переходом от простых к более сложным звукам («Чей домик?» при изображении котят сначала используются звукоподражания мяу-мяу , а затем мур -мyр; при изображении собачки - сначала ав-ав, а позднее - р-p-p).

Формирование звукопроизношения тесно связано с выработкой хорошей дикции. У многих дошкольников наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, от чего у детей недостаточно открывается рот и нерасчлененно звучат гласные. Четкость же произношения слов зависит в первую очередь от правильного произношения гласных, а затем - от энергичного тонуса и точной координации движений речедвигательного аппарата при образовании согласных звуков .

В старших группах для совершенствования дикции используется специфичное упражнение - заучивание скороговорок.

Цель использования скороговорки - тренировка дикционного аппарата - определяет методику преподнесения ее детям на занятиях. Новую скороговорку воспитатель произносит наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки . Читает ее несколько раз, негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями.

Общая длительность таких упражнений - 3-10 минут. Можно разнообразить такие занятия, например предложить повторять скороговорки «по заявкам» детей , роль ведущего поручать разным детям. Можно повторять скороговорку частями по рядам : 1 ряд : Из-за леса, из-за гор. ; 2 ряд : Едет дедушка Егор! Если скороговорка состоит из нескольких фраз, ее интересно повторять по ролям - группами. Первая группа : Расскажите про Покупки! Вторая группа : Про какие про покупки? Все вместе : Про покупки, про покупки, про покупочки мои! Все эти приемы активизируют детей , развивают их произвольное внимание.

Формирование звуковой выразительности речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость, ускорять и замедлять темп речи , использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.

Правильное использование интонационных средств выразительности зависит от сформированности речевого слуха , развития слухового внимания, речевого дыхания, от умения правильно пользоваться голосовым и артикуляционным аппаратом. Поэтому задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том , чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи ; точно, осознанно выражать как свои, так и авторские мысли, чувства и наст-роения.

Важно приучать детей к плавной речи среднего темпа . Лучший прием - проведение хороводов, подвижных игр с напевным текстом, а также сопровождение речи движениями , так как действиям крупных мышц тела легче сообщить нужный замедленный темп, чем действиям мелких, речедвигательных, требующих тонкой дифференциации.

При формировании различных качеств голоса детей - силы , высоты можно использовать подвижные игры, в которых требуется проговаривание вполголоса. Например, в игре «Кот на крыше» дети негромко произносят :

Тише, мыши,

Тише, мыши,

Кот сидит

На нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись

И коту не попадись!

B старших группах нужно использовать тренировочные упражнения, развивающие гибкость голоса, игра «Эхо» . Все дети изображают голоса птиц в лесу (пинь-пинь, ку ку, а ребенок, выполняющий роль эха, повторяет эти звуки тихо , как бы издалека. В подвижных играх «Мышеловка» , «Kарусель» текст определяет форму произнесения : тихо, медленно, быстрее.

Еле-еле, еле-еле

завертелись карyсели.

A потом кругом, кругом -

Все бегом, бегом, бегом.

Очень важно воспитывать интонации, которые будут необходимы детям в их повседневной жизни. Нужно им показать, как приветливо и радушно встречают и приглашают гостей, дружелюбно просят о чем-то товарища, ласково уговаривают малыша поиграть вместе со всеми.

Есть ряд игр и хороводов, где текст, чаще всего фольклорный, произносится с особенно яркими интонациями. Например игра «Угадай» , в которой должны прозвучать интонации вопроса, любопытства, противопоставления :

Здравствуйте, дети,

Где вы бывали,

Что вы видали?

Что мы видели - не скажем,

A что делали - покажем.

Большой эффект в овладении различными средствами звуковой выразительности (темпом, интонацией, логическим ударением) имеет чтение детьми стихотворений и пересказ художественных прозаических произведений. Педагог должен с помощью методических приемов научить детей самостоятельно выбирать средства выразительности в зависимости от содержания произведения.

Важно проводить работу и по формированию речевого слуха . Оно включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи . Работа по формированию речевого слуха проводится во всех возрастных группах . Большое место занимают дидактические игры для развития слухового внимания, то есть умения услышать звук , соотнести его с источником и местом подачи.

В старших группах слуховые восприятия развиваются как с помощью игр «Где позвонили?» , «Угадай, на чем играют?» , так и при слушании радиопередач, магнитофонных записей. Нужно чаще практиковать кратковременные «минуты тишины» , превращая их в упражнения «Кто больше услышит?» , «О чем говорит комната?» B процессе этих упражнений можно предлагать отдельным детям изобразить звуками то , что они услышали (капает вода из крана, ; жужжит беличье колесо и так далее) .

Другую категорию составляют игры на развитие собственно речевого слуха (для восприятия и осознания звуков речи , слов) . Воспитатель предлагает отгадывать не слова, а звуки ; произносит не одно слово, а два близких по звучанию (жук -паук, сон - суп) . Игра «Угадай, что я сказала» занимает 3-7 минут.

Для различия тембра и качеств голоса проводятся разнообразные варианты игры «Угадай, кто позвал?» . Например, дети угадывают товарищей по голосу в игре «Угадай, кто позвал мишку?» , а так же могут угадывать, как позвали (тихо, громко, медленно, быстро, ласково и так далее) . Проводятся и народные игры, требующие тренировки слуха : «Эхо» , «Телефон» .

Развитие фонематического восприятия предполагает развитие у детей аналитической деятельности в области их собственной речи : выделить в речи предложения , в предложениях слова, в словах – звуки . На примерах разных слов воспитатель подсказывает детям, что слова состоят из звуков , эти звуки располагаются по порядку; замена одного звука другим меняет все слово (кит - кот, мышка – мишка) .

Детей обучают произнесению слона с интонационным выделением того звука , который затем должен быть назван изолированно.

Лото «Определи первый звук в слове »

Цель : упражнять детей в выделении первого звука в слове .

Игровой материал : карточки с предметными картинками по количеству детей . На каждой карточке 4 или 6 изображений (животные, птицы, предметы домашнего обихода и др.) . У ведущего- кружки (для детей логопедических групп - карточки с буквами - по 4 на каждую букву). Предметные картинки на карточках :

а - автобус, аист, ананас, арбуз

у - удочка, усы, утка, утюг

и - иволга, иголка, индюк, иней

п - палатка, пила, платье, портфель

ц - цапля, циркуль , цифры, цыпленок

ч - чайник, часы, черемуха, черешня

к - карандаш, котенок, кузнечик, краски

х - халат, хлопок, хоккеист, хомяк

с - сено (тог, сирень, скворец, собака

з - замок, заяц, зонт, земляника

ж - желуди, жираф, жук, журавль

ш - шалаш, шиповник, шишка, шкаф

л - ласточка, лесенка, лыжи, лягушка

р - рак, редис, рысь, рябина

Сочетание предметов на карточке может быть разным :

а) предметы, названия которых начинаются с гласных звуков (автобус, утюг, иголка, осы) ;

б) предметы, названия которых начинаются с нетрудных для произношения согласных звуков (пила, кот, халат, платье) ;

в) картинки на свистящие и шипящие звуки (сирень, циркуль , собака или : шапка, жук, шишка, жираф и т. д.).

Примерный набор карточек :

1) ананас - индюк - окунь - лягушка - часы - краски;

2) утюг - портфель - сирень - замок - шалаш - жук;

3) арбуз - халат - скворец - цифры - рябина - чайник;

4) ананас - удочка - иней - пила;

5) черешня - цапля - редис - ласточка;

6) собака - зонт - шиповник - жираф - усы - осы;

7) кузнечик - хомяк - шапка - журавль - автобус - иней;

8) хлопок - котенок - циркуль - черемуха - рак- лесенка и т. д. ;

9) автобус - усы - иголка - овес - шапка - журавль;

10) цапля - черепаха - ласточка - рак - заяц - шарф. Под каждым изображением - полоска из трех одинаковых клеток.

Ход игры:

Играют 4-6 детей . Педагог раздает детям карточки. Спрашивает, у кого название предмета со звуком а (у, о, и, п.) . Тому, кто правильно назовет предмет, он дает кружок старшей группе ) или карточку с соответствующей буквой (в подготовительной к школе группе, которую ребенок кладет на изображение предмета. Если к концу игры у некоторых детей станутся незакрытые картинки, воспитатель предлагает назвать их и определить, с какого звука начинается слово . Выигрывает тот, кто закрыл все картинки. Позже дети подготовительной группы могут самостоятельно играть в эту игру.

Так же важно научить ребенка правильно дышать в процессе речи , устранить возрастные недостатки речевого дыхания. Прежде всего у детей нужно развивать бесшумный, спокойный вдох без поднимания плеч. Для работы над речевым дыханием используются некоторые гимнастические упражнения («дровокол» , «насос» , игровые упражнения (поддувание бумажных птичек, шариков и так далее) .

«Ветерок»

Цель : развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : бумажные султанчики (метелочки) .

Ход игры : Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик".

Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.

Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок – и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей . Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.

«Перышко, лети!»

Цель : развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : птичье перышко.

Ход игры : Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду , так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи задерживается , могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно затем изжить.

Список литературы

1. Болотина Л. Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ : метод. Пособие/ Л. Р. Болотина, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова. – М.: Айрис-пресс, 2006.

2. Горшкова E. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание . – 2000. -N212. – с. 91-9З.

3. Колодяжная T. П. Колунова Л. A. Речевое развитие ребенка в детском саду : новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ,- Ростов - н/Д : Ти «Учитель» , 2002. - 32с.

4. Шмаков С. А. Игpы - шутки, игpы - минутки. M.,-1996.