Отдел экономической безопасности и противодействия. Расследование экономических преступлений в россии могут вести спецслужбы


В состав МВД России входит подразделение ОБЭП. Что это такое? ОБЭП - это отдел по борьбе с экономическими преступлениями. Данное подразделение осуществляет защиту экономической безопасности государства, решает другие задачи, действуя в соответствии с приказами МВД и федеральными законами. На протяжении истории существования задачи, цели и даже название данного главка часто менялись. В 2003 году на него были возложены и функции налоговой полиции, когда ФСНП была расформирована.

Структура подразделений БЭП ГУ МВД столицы

В каждом городе имеется подразделение ОБЭП. Москва является городом федерального значения, поэтому здесь структура территориальной полиции немного видоизменена по сравнению с остальными регионами. Главк московской полиции в своей структуре имеет управление ЭБиПК. Москва насчитывает десять административных округов, в каждом есть управление МВД, которое подчиняется руководителям столичной полиции. Присутствует в округе и ОБЭП, но носит название ЭБиПК. Подразделение ВАО Москвы находится по адресу: 2-я Владимирская, 14.

В крупных городах, областях в каждом райотделе имеется свой ОБЭП. СПб и Ленинградская область насчитывает 36 отделов, в каждый из которых может обратиться с жалобой любой гражданин.

Торговая полиция МВД Российской империи

Еще в XIX веке предпринята была первая попытка создания особой службы, которая боролось бы с экономическими преступлениями. Решение это было весьма своевременным. В 1842 году руководитель МВД граф Перовский создал первый ОБЭП, это подразделение тогда именовалось Торговая полиция. В состав ее входили: члены городской думы, выделялись которые ежемесячно, а также торговые депутаты, ежегодно избираемые купечеством. Служба эта работала вместе с городской полицией и в любой момент могла затребовать ее помощи.

Обязанности торговой полиции

Бедные слои населения значительно страдали от своего тяжелого положения. А тут еще и завышение цен, обман, обвес, продажа испорченных продуктов еще более усложняли ситуацию. В обязанности торговой полиции входило:

  • установление цен на мясо и хлеб;
  • наблюдение за торговцами - для исключения различных обмеров, обвесов, обмана;
  • запрет на перекупку товара и продажа его по "накрученным" ценам;
  • клеймение весов и мер;
  • наблюдение за соблюдением гигиены и санитарии.

Торговая полиция того времени просуществовала недолго и была расформирована. Но в истории она осталась как первая попытка создания службы по борьбе со злоупотреблениями в экономике. Долгое время контроль за торговлей со стороны МВД просто отсутствовал, пока не был создан ОБЭП.

Официальная дата рождения

ОБЭП, расшифровка аббревиатуры которого - "отдел борьбы с экономическими преступлениями", официально датой рождения считает 16 марта 1937 года. Организация изначально создавалась, чтобы регулировать деятельность государственной торговли, а также потребительских учреждений. Основной работой в то время являлись действия, направленные на борьбу с хищениями и сокращением финансовых затрат.

В самом начале своей деятельности этот орган существовал самостоятельно, но уже позже, после проведенных реконструкций, отдел ОБЭП приобщили к милиции.

Перед войной задачи данного органа значительно расширилась. Обязанностью сотрудников стала также борьба с фальшивомонетчиками и спекуляцией. Многие сотрудники во время войны работали в тылу. Самые важные задачи легли на плечи тех, кто оставался на службе. Они боролись с участившимися экономическими преступлениями, решали проблемы, связанные с дефицитом продовольствия. Благодаря сотрудникам в казну государства было возвращено несколько миллионов рублей. На то время это были немалые деньги.

Форматирование организации

В 1983 году в основные задачи тогдашнего ОБЭП включили и борьбу с взятками, валютными операциями и хищениями, происходящими вне закона. Организация претерпела форматирование. Ввели ответственность за нетрудовые доходы. После распада СССР было объединено несколько структур, и начальник ОБЭП стал единоличным руководителем. Полномочия и задачи организации пересмотрели. Включили сюда и уголовные преступления.

В 2003 году подразделения налоговой полиции, созданные в 1992 году, вошли в состав МВД. В 2004 году организовали департамент экономической работы.

Все работники структуры ОБЭП имеют активную жизненную позицию. Ими постоянно рассматриваются самые разные жалобы от граждан. В государственный фонд за все время работы возвратилось несколько миллиардов рублей и большое количество ценных бумаг. В настоящее время в обязанности ОБЭП входит множество пунктов, в силовом ведомстве эта структура имеет особое значение.

Чем занимается ОБЭП

У многих людей, тем более предпринимателей, сотрудники и начальник ОБЭП вызывают настороженное отношение. Даже те, кто не имеет собственного дела, с опасениями прислушиваются к историям с участием ОБЭП. Организация очень серьезная и занимается в полиции ответственными задачами, в них входит:

  • Методы борьбы, их организация в отношении физических лиц и предпринимателей, уклоняющихся от уплаты налогов.
  • Определение степени экономических угроз.
  • Раскрытие финансовых преступлений.
  • Контроль за деятельностью малого бизнеса.
  • Проверка работ компаний, а также их партнеров.

Зачастую проверка сотрудниками ОБЭП производится неожиданно, без предупреждения. Визит может состояться по любой причине, даже по звонку недовольного обслуживанием клиента. Полномочия свои проверяющие люди также афишируют не сразу. Как простые потребители они заходят на предприятие, в салон, другую организацию. После совершения покупки или сделки они предъявляют свои корочки и уже тогда объясняют, в чем была неправильность работы. Чаще всего свой приход сотрудники ОБЭП объясняют тем, что к ним поступила от потребителя жалоба на организацию, и они отреагировали посещением и проверкой.

В задачу ОБЭП также входит проверка на правильность процесса работы. Сигнал могут послать и конкуренты. ОБЭП все равно отреагирует проверкой.

Проверка ОБЭП. Поводы

Итак, ОБЭП имеет достаточно полномочий, чтобы провести проверку в любой организации, выяснить любую информацию о компании. Нужен лишь повод, чтобы нагрянуть с визитом. Выделим три основных:

  1. Сомнительные партнеры. У проверяющих формально может и не быть претензий к организации, однако если был "засвечен" какой-либо субъект, который имел деловые связи с компанией, или фирма-партнер по хозяйственным отношениям нарушила какой-то закон. На компанию таким образом упала тень недобросовестного партнера. Это может послужить причиной того, что ОБЭП заинтересовался деятельностью компании. Такой тип проверки чаще всего бывает неожиданным, и в большинстве случаев не знаешь, чего от него ожидать.
  2. Ненадежный сектор. Под ревизию компания может угодить вместе с другими фирмами, которые имеют схожий вид деятельности. Чаще всего сюда входят объекты общепита, сотовой связи, строительные площадки. Пристальное внимание вызывают у ОБЭП случаи, связанные с определенными событиями. Частые проверки могут происходить по причине терактов или криминальных разборок в районе.
  3. Жалобы. Предположим, что потребитель купил в какой-то точке спиртное, которое привело к отравлению. Адрес ОБЭП, номер телефона доступны для всех граждан, и жалоба в органы может поступить незамедлительно. В подобной ситуации клиенту достаточно заподозрить, что отравился он самопальной водкой. После того, как он напишет жалобу в ОБЭП, органы тут же отреагируют проверкой. Хотя вполне возможно, что со стороны компании и не было никаких нарушений. В любом случае сотрудники спецслужбы обязаны реагировать на все жалобы. Конечной целью работы является получение большей информации о компании. В частности, они вправе запросить сведения у банка обо всех счетах, ну а банковские выписки могут навести на различные спектры нарушений. Имеет право ОБЭП и на прослушивание телефонных разговоров. В торговых точках сотрудник ОБЭП как частное лицо может произвести контрольную закупку, и уже потом делать выводы о необходимости в проверке.

Приезд ОБЭП

Итак, в вашу компанию прибыл с проверкой ОБЭП. Это серьезная организация, которая имеет множество полномочий. И все же, для начала вы имеете право попросить предъявить документы представителей и выяснить их действительность, также поинтересоваться законностью проверки. Как мы уже описывали, поводов для проверок у ОБЭП может быть великое множество. Даже обычная жалоба от покупателя может привести к вам сотрудников этой организации. Лучше спокойно и тактично разговаривать с представителями и стараться вести себя правильно.

Как правильно себя вести?

  • Сотрудники ОБЭП - серьезные люди, и с ними не стоит пререкаться и огрызаться. Вести себя нужно предельно корректно и вежливо. Следует выполнять все, что они говорят. В противном случае сотрудники могут не так истолковать вашу реакцию и вынести не совсем приятное решение для вашей компании. От них, можно сказать, в период проверки зависит судьба вашей организации.
  • Тщательно проверяйте заполнение всех документов. Название фирмы, дата проверки обязательно должны быть указаны. Если вами обнаружена ошибка, следует настоять на ее исправлении, но сделать замечание следует предельно корректно.
  • Если сотрудники ОБЭП запрашивают какую-либо коммерческую тайну, вы не обязаны ее раскрывать. По закону это действие производится, только если есть на то документ от прокурора.
  • Никогда не чините препятствий к проверке. Сотрудники получили сигнал и обязаны на него отреагировать. Ваше вмешательство только усугубит положение дел.
  • Если вас просят подписать какие-либо бумаги, обязательно убедитесь в правильности их заполнения.
  • Прежде всего, помните, что сотрудники ОБЭП - обычные люди, и корректные взаимоотношения поспособствуют положительному решению в сложившейся ситуации.

На что имеют право сотрудники?

ОБЭП - это структура МВД, сотрудники которой имеют право на:

  • Проведение розыскных мероприятий.
  • Изъятие важных материалов и иной необходимой для проверки документации.
  • Фиксирование в протоколе любых правовых нарушений.
  • Осмотр имущества, а также служебных помещений.
  • Проведение опроса посетителей.
  • Передачу документации в вышестоящие органы.
  • Осуществление проверки деятельности предприятия, его сотрудников, а также организаторов.

Виды наказания

Будь то ОБЭП г. Санкт-Петербурга, Москвы, Волгограда либо другого города, сотрудники, обнаружив нарушения, имеют право настаивать на ликвидации, закрытии компании либо на временном прекращении ее деятельности. Бывают случаи, когда дается время на исправление ошибок в деятельности, после которого работу разрешается возобновить.

Другой вид наказания более строгий - заключение под стражу. Обычно он применяется к тем предпринимателям, которые работали вне закона, нарушали его. Если сотрудники ОБЭП зафиксировали какое-либо экономическое преступление, они передают материалы в суд, но для этого нужны существенные доказательства. Бывают случаи, когда выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Следующий вид наказания - увольнение сотрудника, который не соответствует определенным требованиям. Может также производиться конфискация незаконной продукции.

Будьте готовы к визиту ОБЭП

Обычно сотрудники ОБЭП не сразу раскрывают свои полномочия. Будьте всегда готовы к неожиданностям. Приходят они в салон, компанию как обычные граждане. Всегда правильно общайтесь с клиентами.

Для своей работы ОБЭП пользуется широкой нормативно-правовой базой, она-то и регламентирует деятельность сотрудников. Всегда вежливо просите предъявить документы, удостоверяющие право на деятельность. Недействительные "корочки" дают повод усомниться в законности проведения проверки.

Процессуальные действия всегда должны осуществляться в присутствии понятых.

Когда происходит проверка ОБЭП, обязательно должно присутствовать то лицо, которое может пояснить всю информацию - чаще это исполнительный директор компании. Информация, относящаяся к коммерческой тайне, может требоваться только по разрешению прокурора.

Строго следите за тем, чтобы вся изымаемая сотрудниками ОБЭП документация, товары, предметы были зафиксированы в протоколе проверки.

Борьба между антикоррупционным управлением МВД и службой экономической безопасности ФСБ вступила в решающую стадию, говорят собеседники РБК. Если спецслужба одержит верх, то в МВД придут связанные с ней люди

Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Аресты в главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД, прошедшие на этой неделе, — следствие конфликта некогда влиятельного главка и ФСБ, рассказали РБК три источника в силовых структурах, знакомые с ходом расследования уголовных дел в отношении полицейских.

Спецслужба пытается установить контроль над управлением, боровшимся с , утверждают собеседники РБК: в результате министерство должны покинуть представители «старой команды», а на их место должны быть назначены связанные с ФСБ офицеры.

Оперативников МВД обвиняют в том, что они фальсифицировали следственные материалы и провоцировали находившихся у них в разработке чиновников и бизнесменов на взяточничество. Как утверждают фигуранты дел, которые вели сотрудники ГУЭБиПК, у главка много лет существовали отработанная система фабрикации улик и широкая сеть агентов-провокаторов.

ГУЭБиПК против миллиардера

Офицер управления «Т» антикоррупционного главка МВД Сергей Астафуров 14 февраля оперативниками управления «М» службы экономической безопасности ФСБ, которое негласно курирует министерство. На следующий день Басманный суд отправил его под арест. Астафурова обвинили в превышении должностных полномочий (ч. 3 ст. 286 УК). По версии следствия, в 2014 году, когда Астафуров еще работал в управлении «М» ГУЭБиПК (занимается преступлениями в сфере металлургии), в поле его деятельности попали владелец Челябинского трубопрокатного завода (ЧТПЗ) Андрей Комаров и его адвокат Александр Шибанов.

При этом​ Астафуров, по версии СКР, фальсифицировал часть материалов оперативной разработки и «создал условия» для коммерческого подкупа. Его подельником является директор ФГУП «Промресурс» Владимир Спиридонов, после заявления которого ГУЭБиПК​ и начал разработку Комарова и Шибанова.


Владимир Спиридонов. 17 февраля 2017 года (Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости)

Поводом для обращения Спиридонова стало участие ЧТПЗ в программе мобилизационной подготовки. Суть ее в том, что бизнес финансирует ремонт объектов военной инфраструктуры, а государство возмещает ему до 20% потраченных денег. Владелец ЧТПЗ Комаров отчитался о реконструкции одного из объектов на 9,3 млрд руб., и ему вернули из казны 1,8 млрд.

Законодательство требует проводить аудит таких сделок. В данном случае им занимался ФГУП «Промресурс». Его , что документацию о ремонте Комаров фальсифицировал, то есть компенсацию получил незаконно. По версии ГУЭБиПК, ​Комаров пытался убедить «Промресурс» скрыть информацию об афере, предложив его руководству $300 тыс. К тому времени заявлению Спиридонова уже дали ход, и передача денег проходила под контролем оперативников.

Однако спустя почти два года дело Комарова и Шибанова было прекращено. Собеседники РБК, знакомые с ходом расследования, что его могли прекратить из-за признаков провокации в действиях оперативников и Спиридонова.

СКР против МВД

Теперь Спиридонов дал показания на Астафурова. Согласно протоколу допроса Спиридонова, на который сослался в суде представитель прокуратуры, тот заявил, что действия сотрудника ГУЭБиПК «носили подстрекательский характер».

Вместе с Астафуровым делом владельца ЧТПЗ занимались его коллеги Олег Саблин и Александр Бланков, рассказали РБК два собеседника, знакомые с ходом расследования. Адвокат Комарова Рустам Курмаев подтвердил РБК, что фамилии Саблина и Бланкова, а также сотрудника ГУЭБиПК Бориса Гребенюка упоминались в материалах дела в отношении его доверителя.

Бланков, отметил юрист, известен тем, что курировал разработку экс-главы Росбанка Владимира Голубкова, которого в 2013 году обвинили в вымогательстве взятки. Однако в январе прошлого года его , почти одновременно с делом Комарова и Шибанова. По данным адвоката Курмаева, Саблин был уволен из органов год назад.

«Дело возбуждено против Астафурова и неустановленных лиц. Вполне возможно, что в зависимости от показаний обвиняемых могут появиться новые фигуранты», — говорит Курмаев.

ФСБ против МВД

Дело Астафурова — не первое в отношении сотрудников ГУЭБиПК, которое оперативно сопровождает ФСБ. Самый большой резонанс получило дело . Связанные с ним обыски и задержания начались в феврале 2014 года. По данным СКР, подчиненные Сугробова и Колесникова сфабриковали порядка 20 дел на чиновников и бизнесменов.


Денис Сугробов. Май 2014 года (Фото: Антон Новодережкин / ТАСС)

Арест генералов стал следствием их противостояния с руководством управления собственной безопасности ФСБ, . После дела Сугробова численность ГУЭБиПК сократилась трехкратно — до 400 человек, рассказывал РБК высокопоставленный собеседник в руководстве МВД.

Арестованный на этой неделе Астафуров прежде работал в управлении «Т» ГУЭБиПК (ныне расформировано), которым руководил полковник . Ему вменяют получение 7 млн руб. за «общее покровительство» от бывшего руководителя и совладельца компании «Русинжиниринг» Анатолия Пшегорницкого. Другая часть обвинения связана с расследованием дела о хищении средств Нота-банка. При обыске у Захарченко была обнаружена валюта примерно на 8 млрд в рублевом эквиваленте.

Наконец, еще одни оперативники ГУЭБиПК, обвиняются в превышении полномочий.

«Мастера провокаций»

Работа ГУЭБиПК строилась на подлогах и подстрекательстве как минимум с 2009 года, и эта система была создана не Сугробовым, убежден адвокат Михаил Трепашкин. «Это мастера провокаций, которые сфабриковали, думаю, не один десяток дел», — говорит юрист, представляющий интересы потерпевших по делу Соболя и Абрамова. По его словам, у главка была целая сеть агентов, которые подталкивали чиновников и бизнесменов к коррупционным преступлениям.

«ГУЭБиПК стало разрабатывать представителей ФСБ. После этого у них начались проблемы», — заявила РБК адвокат Анна Ставицкая, представлявшая интересы Сугробова и Колесникова. По ее словам, преследование полицейских — следствие борьбы двух ведомств за влияние: «С моей точки зрения, это дело не о преступлениях, а о столкновении двух больших структур. И, как обычно, ФСБ победила. Это самая главная у нас правоохранительная структура».

ГУЭБиПК должно быть расформировано, считает начальник профсоюза столичной полиции Михаил Пашкин, однако «какие-то силы не дают раскручивать ситуацию». «Следствию дали отмашку выше уровнем не подниматься. Это же все решается наверху, — говорит Пашкин. — По идее такими преступлениями должна заниматься налоговая инспекция, которая бы направляла материалы в Следственный комитет. А ГУЭБ в нынешнем виде — коррупционная структура».

Противостояние МВД и ФСБ вступает в завершающую стадию, говорят два собеседника РБК в силовых структурах. По словам еще одного источника в правоохранительных органах, спецслужба стремится поставить в главк связанных с ней людей.

ОБЭП (правильная аббревиатура - ОЭБиПК - отдел экономической безопасности и противодействия коррупции) принято расшифровывать как отдел по борьбе с экономической безопасностью.

Сотрудники отдела выполняют разнообразные функции, большая часть которых направлена на противодействие экономическим преступлениям.

Структурная подчиненность

Находится отдел под руководством Министерства внутренних дел РФ. Обеспечивает функции МВД по реализации и выработке государственной политики, а также правовому и нормативному урегулированию в области экономической безопасности всего государства. Выполняет различные иные функции согласно Положению о Департаменте, а также согласно нормативным правовым актам МВД РФ.

ОБЭП состоит под юрисдикцией ГУЭБиПК МВД России (расшифровывается как Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ). Это самостоятельное подразделение, входящее в Центральный аппарат МВД. Выполняет функции главного оперативного подразделения по борьбе с налоговыми, а также экономическими преступлениями.

Функции отдела

Основные функции, которые выполняет отдел, а также его сотрудники:

  • выявление угроз для экономической безопасности страны в пределах компетенций МВД;
  • разработка мер по нейтрализации угроз;
  • участие в проведении разработок программ федерального уровня по противодействию преступлениям;
  • проведение организации мероприятий по выявлению, пресечению, предупреждению, а также раскрытию самых опасных международных, межрегиональных экономических или налоговых преступлений в предпочтительных сферах экономики;
  • борьба с преступлениями против государственной власти, интересов госслужбы, органов местного самоуправления;
  • предупреждение, пресечение и выявление наиболее резонансных налоговых и экономических преступлений;
  • проведение профилактических мероприятий, направленных на защиту любых форм собственности от преступной деятельности с целью обеспечения благоприятных условий для развития сферы предпринимательства и инвестирования;
  • проведение документальных проверок, а также ревизий, основная цель которых - пресечение, выявление, раскрытие налоговых и экономических преступлений, которые носят международный характер, а также характер региональный;
  • в рамках компетенций организация борьбы с легализацией финансовых средств или другого имущества, которые получены преступным путем;
  • в рамках компетенций участие в организации борьбы с финансированием экстремизма, терроризма, прочей противоправной деятельности.

Сотрудники отдела

Сотрудниками данного подразделения являются оперуполномоченные люди. Чаще всего их можно увидеть одетыми не по форме. Они приходят в компанию, аргументируя свой визит жалобой от клиента. Массовая инициированная органами свыше проверка может произойти в любой компании.

Основанием для проверки может быть один из 4 пунктов:

  • подозрение в совершении уголовного преступления компанией или сотрудником компании;
  • проведение профилактических мероприятий во избежание совершения правонарушения экономического характера;
  • проверка деятельности государственной налоговой инспекции на примере конкретной компании;
  • "наезд" конкурентов.

Последний пункт означает, что данные сотрудники не являются официальными оперуполномоченными, следовательно целью подставных проверяющих будет получение информации о деятельности компании, ее клиентах, данных о продажах, прибылях, а также прочая конфиденциальная информация. В случае такого визита необходимо незамедлительно сообщать в вышестоящие органы МВД.

Чтобы понимать, входят ли действия сотрудника, «навестившего» компанию с целью проведения проверки, в рамки закона, нужно знать, чем занимается оперуполномоченный ОБЭП.

В его обязанности входит:

  • осуществление комплекса предупредительно-профилактических мероприятий по выявлению и постановке на учет лиц, которые ранее были судимы за различные преступления, а также лиц, склонных к преступлениям уголовного толка и различным нарушениям экономического характера;
  • планирование работы, ведение журналов учета, картотек, фотоальбомов осужденных ранее и прочих лиц, подозреваемых или представляющих интерес для следствия и оперативных действий, проживающих или работающих (появляющихся) на территории, находящейся под наблюдением;
  • иметь агентурные связи;
  • организовывать контроль и наблюдение за теми людьми, которых взяли на учет, или которые находятся под надзором;
  • участвовать в рассмотрении заявлений от граждан о преступлениях;
  • принимать в рамках компетенций меры, сопутствующие раскрытию преступлений, которые совершены в текущем году или ранее;
  • контролировать людей, склонных к совершениям преступлений, а также места скоплений криминальных личностей;
  • участвовать в сборе вещественных доказательств;
  • совершать мероприятия по раскрытию преступлений прошлых лет;
  • совместно с другими работниками участвовать в выявлении лиц, совершивших преступление, обозревать материалы и вещдоки (пример - фальшивая купюра в сдаче);
  • учитывать и анализировать совершенные противоправные деяния (преступления);
  • вносить предложения по предупреждению преступлений или устранению причин для их совершения.

Должностные обязанности оперуполномоченного ОБЭПа очень схожи с обязанностями оперуполномоченного МВД. Однако во всей работе прослеживается экономическая специфика. Основные проблемы, с которыми сталкиваются оперы, это - сбыт фальшивых денег, подделка денежных знаков, документов, дача взяток в различных размерах, подлоги, выявление фактов незаконного предпринимательства и многие другие, связанные с экономической сферой действия.

Кроме перечисленных выше обязанностей, сотрудники ОБЭПа занимаются:

  • проверками заявлений, поступающих от граждан;
  • работой по подбору и вербовке кандидатов в агентурную сеть;
  • взаимодействием с различными исправительными органами;
  • проведением выездов и бесед на тему экономической безопасности;
  • повышением своего профессионального уровня;
  • участием в проведении оперативных совещаний, коллегий, подведениях итогов, плановых основных оперативных мероприятиях;
  • подготовкой отчетности.

Когда приходит ОБЭП

Чаще всего сотрудники дано службы приходят проводить проверку в компанию после того, как поступила жалоба с указанием ведения незаконной деятельности. Такая жалоба может быть подана как от недовольного сервисом клиента, так и от конкурента, который хочет остаться в выигрыше.

Оперуполномоченный ОБЭПа в данной ситуации может прийти не по форме, одетый в гражданскую одежду. Проведя какое-то время среди простых покупателей, совершит покупку товара и услуги, а уже по факту покажет удостоверение и попросит предъявить определенные документы.

Что делать компаниям, если проверяющие все же пришли? Не стоит впадать в панику. Если фирма уверена, что работает честно и не занимается теневыми схемами, то проверке будет сложно выявить факты правонарушений.

В этой ситуации необходимо четко и вежливо выполнять все требованиям проверяющих. Люди, работающие в такой структуре, не терпят возражений, с радостью цепляются к любому слову и ищут подвох в каждой фразе. Однако необходимо также знать и свои права.

Если оперуполномоченный ОБЭПа письменно заполняет какие-либо документы, нужно вежливо, но настойчиво просить дать прочитать их. Указанное неверно название фирмы, вида собственности, деятельности, неверно поставленная дата - любая ошибка может стоить бизнесу его будущего, а владельцам - свободы. Чтобы избежать неприятностей в будущем, такие ошибки необходимо исправлять тут же, на месте, вежливо настаивая на своем.

Оперуполномоченный ОБЭП обязанности должен выполнять только в рамках закона. Например, если компанию просят раскрыть коммерческую тайну, аргументируя просьбу словами и не подтверждая документально, то руководство имеет полное право отказать в этой просьбе. Коммерческая тайна может быть раскрыта только по получении соответствующего распоряжения от прокурора. Выдают такие письма редко, для получения разрешения должны быть весьма серьезные причины - большие теневые схемы, сторонние доказательства незаконной деятельности, полученные от проверенных лиц.

Важно знать

Это сложная, изобилующая нюансами работа. Оперуполномоченным ОБЭП вменено в обязанности выявление налоговых правонарушений, но привлечение лица к административной или налоговой ответственности в полномочия данной структуры и ее сотрудников не входит.

Соответственно, по факту выявления совершенного налогового преступления комиссия обязана передать документы и соответствующие данные в налоговые органы Государственной налоговой инспекции. А после этого уже налоговая уполномочена привлекать лица на основании материалов, переданных ОБЭПом, к административной и прочей ответственности.

Полномочия оперуполномоченного ОБЭП не могут выходить за рамки законодательства РФ. По факту выявления нарушений сотрудником своих обязанностей или превышения полномочий пострадавшее лицо вправе подать жалобу в суд или вышестоящую инстанцию.

Задачи в области налогов

В зависимости от поставленной задачи оперуполномоченный ОБЭП обязанности свои выполняет в установленный срок и согласно требованиям. К примеру, в области налоговых экономических преступлений задачами являются:

  • выявление, а также предупреждение и пресечение различных налоговых и разных других экономических преступлений;
  • обеспечение безопасности для деятельности различных отделов государственных налоговых инспекций, их защиты от противоправных действий при исполнении служебных обязанностей;
  • предупреждение, а также выявление и последующее пресечение коррупции в органах ГНИ.

ОБЭП на транспорте

Кроме работы с офисными сотрудниками, служащим данной структуры часто приходится проверять транспортную отрасль на предмет совершения незаконных сделок. Примером могут служить незафиксированные перевозки товаров, грузов, неучтенная перевалка. Теневые схемы в этой отрасли встречаются достаточно часто, однако для их выявления сотрудникам приходится потратить значительное количество времени.

Оперуполномоченный ОБЭП на транспорте часто расследует недостачи. Товар, который не доехал до пункта назначения, мог быть как потерян, так и продан нерадивыми сотрудниками с целью получения наживы. В случае выявления правонарушения старший оперуполномоченный ОБЭП направляет результаты проведенных рейдов в вышестоящие органы.

КУСП

КУСП - это книга учета сообщений о преступлениях. На основании заявлений, поступающих от граждан, ведется учет противоправных деяний. Проверка КУСП оперуполномоченным ОБЭП проводится на основании проведенного ранее расследования. Если в компанию пришло письмо, в котором указана данная аббревиатура, то, кроме 4 букв, письмо должно содержать основания, опираясь на которые, компанию просят предоставить различные данные. Данная проверка является доследственной, проводится она на основании ст. 144-145 УПК РФ. Результаты проверки заносятся именно в этот журнал. Следовательно, как таковой проверки, которая носит такое название, нет, но аббревиатура получила широкое распространение.

Условия работы и оплата

График работы формально считается классическим - 5 дней в неделю, с понедельника по пятницу, с 8:00 до 17:00, с перерывом на обед. Однако на самом деле ненормированно работает оперуполномоченный ОБЭП. Зарплата для данной категории сотрудников в разных регионах варьируется, входят в оплату различные надбавки за переработки, отработанный стаж, условия работы. В каждом субъекте федерации могут быть свои уровни заработной платы.

Подробности работы

Несмотря на большое количество статей о деятельности данной структуры, редко встречается информация о том, чем занимается оперуполномоченный ОБЭП. Статья, которую можно найти на информационных ресурсах соответствующей тематики, может содержать перечень обязанностей или основ поведения при встрече с сотрудниками ОБЭПа.

Функциональные обязанности, права, ответственности сотрудников структуры - такая информация не разглашается. О работе обэповцев чуть ли не слагают легенды, их деятельность обрастает слухами. Сами же сотрудники, по вполне понятным причинам, о своей работе не распространяются, дабы не привлечь к деятельности отдела излишнего интереса.

Оперуполномоченный ОБЭП, выполняя свои обязанности, не отчитывается о правомерности своих действий, при этом следуя законам, которые ее регламентируют. Вполне понятно, что деятельность структуры, а также методы, которыми она пользуется, обрастают слухами.

В действительности каждый опер, будучи патриотом своей страны, четко исполняет свои обязанности. Есть люди, которые совершают должностное преступление, но ответственность за оное неминуемо настигнет нарушителя. Оперуполномоченный ОБЭП, который в своей работе руководствуется только законными мотивами, будет достойным сотрудником. Стоя на защите экономических интересов страны, сотрудники данного подразделения несут службу такой же важности, как и патрули полиции.

По итогам 2017 года одним из самых часто совершаемых преступлений в России стало мошенничество - количество возбужденных уголовных дел по соответствующим статям превысило 200 тысяч, уступая пальму первенства только традиционно распространённым в нашей стране кражам и преступлениям в сфере незаконного оборота наркотических средств. Сумма уголовных дел, возбужденных по ст. 159, а также по смежным ст.ст. 159-1 – 159-6 УК РФ превышает общее количество уголовных дел, возбужденных по более чем пятидесяти статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за совершение преступлений в сфере экономической деятельности.

При анализе статистики по уголовным делам по ст. 159 и смежным статьям 159-1 – 159-6 УК РФ бросается в глаза тот факт, что большая часть возбужденных уголовных дел не доходят до суда, кроме того, значительная часть дел возбуждается в отношении предпринимателей, причем далеко не всегда законно. Все ещё не являются редкими случаи, когда правоохранительные органы используют уголовное судопроизводство, в частности статьи УК РФ по преступлениям в сфере экономики в незаконных целях: бизнес преследуется с целью улучшения статистических показателей, получения каких-либо преференций от предпринимателей, а также устранения фирмы по заказу конкурентов.

Не лучшим образом обстоят дела и при проведении проверок сообщений о совершении преступлений в сфере экономики: сроки проверок нарушаются, нередко фактически составляя от нескольких месяцев до года, выносятся незаконные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или направлении по подследственности, а злоумышленники тем временем уничтожают доказательства, успевают скрыться, выполнить иные действия, которые впоследствии препятствуют производству по делу при его возбуждении. Все это подрывает доверие предпринимателей и простых граждан к органам, призванным защищать их права, препятствует реализации основных назначений уголовного судопроизводства, а именно защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод.

Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов, обеспокоенный таким положением дел, предложил создать в России спецслужбу, которая занималась бы расследованием преступлений в экономической сфере. Титов убежден, что такая служба поможет решить сразу две задачи. Во-первых, снизится давление на бизнес, поскольку расследование экономических преступлений будет независимым, а во-вторых, повысится качество расследования преступлений в сфере экономической деятельности. Уполномоченный при президенте РФ заявляет, что уровень специальной подготовки сотрудников следственных органов, занимающихся расследованием экономических преступлений, крайне низкий, что не позволяет им корректно выполнять свою работу.

Борис Титов также отметил, что подобные спецслужбы есть уже в некоторых зарубежных странах, например, в Италии и Казахстане. И опыт работы спецслужб только положительный.

Кто раскрывает и расследует экономические преступления сейчас в России?

В настоящее время основной объём работы по раскрытию и пресечению преступлений в сфере экономики выполняют профильные подразделения МВД РФ, а именно Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции в структуре МВД, а на местах - управления и отделы. Внутри каждого подразделения есть свои отделы, оперативно-розыскные части и отделения, занимающиеся раскрытием экономических преступлений в определенном отраслевом направлении: в сферах ТЭК и химии, машиностроения и металлургии, торговли, сельского хозяйства и т.д. По наиболее резонансным делам, а также при наличии угрозы государственным интересам и безопасности к раскрытию экономических преступлений привлекаются сотрудники Службы экономической безопасности ФСБ России, имеющей в своём составе управления по контрразведательному обеспечению предприятий промышленности (Управление «П»), транспорта (Управление «Т»), кредитно-финансовой сферы (Управление «К»), МВД, МЧС, Минюста (Управление «М»), по борьбе с контрабандой и незаконным оборотом наркотических средств (Управление «Н»), Организационно-аналитическое управление, Административную службу.

Что касается расследования уголовных дел в сфере экономики, в отношении них законом не установлена единая монополия следствия какого-либо одного правоохранительного органа: данной категорией дел занимаются и следователи Следственного комитета РФ, и следователи органов внутренних дел, и следователи органов федеральной службы безопасности. Подследственность определяется в каждом конкретном случае исходя из того, по какой именно статье УК РФ осуществляется производство, а также с учётом общих правил, закреплённых в ст. 151 УПК РФ. Так, расследованием уголовных дел по ст. 159 и ст.ст. 159-1 – 159-6 УПК РФ и многим другим статьям занимаются следователи органов внутренних дел; налоговые составы и некоторые иные преступления в сфере экономики, включая преступления против интересов службы в коммерческой организации отнесены к подследственности следователей Следственного комитета РФ; расследованием дел по ст. 189 (незаконный экспорт сырья, материалов, оборудования, технологий), по ч. 2 ст. 200-1 (контрабанда наличных денежных средств) занимаются следователи органов федеральной службы безопасности. Кроме того, по большому количеству преступлений в сфере экономики, включая мошенничество и его отдельные виды, расследование может производиться следователем того подразделения, которое его выявило.

Таким образом, мы видим, что в современных условиях раскрытие и расследование преступлений в сфере экономики рассредоточено между различными правоохранительными органами, и, если на стадии раскрытия преступления, при проведении проверки сообщения о преступлении существуют специализированные подразделения в виде управлений и отделов экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ и Службы экономической безопасности федеральной службы безопасности, то на стадии расследования таких органов не существует.

Нужны ли спецслужбы по расследованию экономических преступлений в России?

Создание спецслужбы по расследованию экономических преступлений - спорный вопрос. С одной стороны, данный орган, не входящий в систему МВД, мог бы действовать автономно и независимо, руководствуясь только законом. С другой стороны, скорее всего, государство не изобретет ничего нового - спецслужба будет аналогом существующей ныне УЭБиПК (ОЭБиПК) МВД РФ с наделением ее дополнительными полномочиями по осуществлению предварительного следствия и созданием ещё одного вида следственных подразделений. Кроме того, для реализации этой идеи придется принять не только новый закон, но и изменить десятки уже действующий нормативно-правовых актов, начиная с УПК и заканчивая ФЗ «О полиции». Такая перестройка может породить множество нестыковок и пробелов в законодательстве.

Между тем, следует вспомнить, что подобный опыт уже имел место быть в нашей правовой системе. Так, с 1992 по 2003 год в России существовала Федеральная служба налоговой полиции, у которой были свои оперативные подразделения и самостоятельный следственный аппарат. Сотрудники налоговой полиции были ориентированы на предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование налоговых преступлений, а также ряда специальных составов, предусматривающих уголовную ответственность за совершение преступлений в сфере экономики. После выполнения стратегической задачи по наполнению бюджета налогами, воспитания бизнеса в духе необходимости уплаты налогов посредством реализации превентивной функции уголовного судопроизводства, эффективность работы сотрудников налоговой полиции упала, аппарат закостенел, оброс коррупционными связями с теневым бизнесом, в результате чего руководством государства было принято решение о прекращении деятельности данного специализированного правоохранительного органа.

Полагаю, что любой вновь созданный отдельный орган по раскрытию и расследованию экономических преступлений ждёт судьба упразднённой Федеральной службы налоговой полиции.

По нашему мнению, больший эффект принесет совершенствование структуры и работы существующих подразделений по борьбе с экономическими преступлениями (УЭБиПК, ОЭБиПК МВД, СЭБ ФСБ), корректировка действующего законодательства и налаживание более эффективного взаимодействия оперативных подразделений со следственными органами. Например, в современных условиях назрела необходимость обеспечения более оперативного доступа сотрудников ОЭБиПК к различным базам финансовых и кредитных учреждений, налоговых и регистрирующих органов, в целях повышения квалификации следователей, расследующих преступления в сфере экономики, необходимо проводить их регулярное обучение, в том числе новым методам расследования экономических преступлений, также необходимо пересмотреть правила о подследственности данной категории дел. Кроме того, имеет смысл продолжить работу в части изменения уголовных норм, устанавливающих ответственность за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности. Так, давно назрела необходимость распространения ответственности по ч. 5-7 ст. 159 УК РФ на любые действия в сфере предпринимательской деятельности, не связанные исключительно преднамеренным неисполнением договорных обязательств. Одновременно следует законодательно определить в примечании к ст. 159 УК РФ действия, совершенные в сфере предпринимательской деятельности; существующего определения предпринимательской деятельности в гражданском законодательстве, также разъяснений на этот счёт Верховного суда РФ оказывается недостаточным, органы следствия и суды зачастую в своих процессуальных решениях определяют деятельность, обладающую всеми признаками предпринимательской, как не связанную с осуществлением таковой, что влечёт неправильную квалификацию и более суровую уголовную ответственность, также незаконное избрание меры пресечения в виде заключения под стражу. Также необходимо принять меры к исключению на практике случаев нарушения процессуальных сроков проверки сообщения о преступлении: по делам в сфере экономики проверки зачастую проводятся в срок до года, при том что установленный максимально возможный с учётом продления срок составляет 30 суток. Для формального соблюдения процессуальных сроков сотрудниками полиции используется практика повторной регистрации материала в КУСП, вынесения необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, незаконного направления по подследственности. Следует отметить, что законодательство в указанной части довольно-таки логично и понятно, для того, чтобы добиться соблюдения закона в части сроков проверки достаточно более активной позиции прокуратуры, а также более внимательного отношения к данной проблеме со стороны руководства МВД РФ.

Что делать предпринимателям, в отношении которых возбуждено уголовное дело?

И хотя в УПК РФ был внесен ряд поправок, направленных на защиту бизнесменов, не стоит обольщаться - следственные органы по-прежнему изыскивают незаконные способы возбуждения уголовных дел, расследование которых может тянуться месяцами и годами. Один из ярчайших примеров - двухлетнее расследование по делу предпринимателя Валерия Чабанова, который на протяжении всего этого периода находился в СИЗО. Естественно, ни о каком сохранении бизнеса в этом случае речь идти не может.

Надеяться на помощь «бесплатного» адвоката не нужно - большинство из них относятся к своей работе формально и не вникают в особенности каждого дела. Более того, такие защитники, как правило, слабо ориентируются в налоговом праве, бухгалтерском учете и иных вопросах экономического характера, а поэтому не могут организовать качественную защиту своего Доверителя.

Поэтому, если вы стали фигурантом уголовного дела, либо в отношение Вас совершенно экономическое преступление, следует немедленно заручиться поддержкой . Лучше, если это будет специалист, досконально разбирающийся в финансовом и налоговом праве, уголовно-процессуальном законодательстве, имеющий большой стаж работы и хорошую деловую репутацию. Именно такие адвокаты готовы оказать вам всю необходимую помощь в АК «Судебный адвокат»!

Из истории УВД

В соответствии с приказом ГУВД г. Москвы № 778 от 7 декабря 1992 года было создано УВД ЗАО г. Москвы в результате объединения четырёх РУВД (районных управлений внутренних дел): Киевского, Кунцевского, Солнцевского и Гагаринского районов города Москвы.

Начальником вновь созданного УВД ЗАО г. Москвы был назначен полковник милиции Григорьев Алексей Александрович, который проработал в этой должности до ноября 1993 года.

В то время Управление располагалось в здании по адресу: 2-й. Мосфильмовский пер., д. 8А. Структура УВД непрерывно развивалась и изменялась, создавались новые службы и подразделения, которым становилось тесно в этом здании, требовались новые просторные помещения для приема граждан и размещения вновь созданных служб.

В 2010 году на улице Лобачевского, 116 построили новое здание для УВД по ЗАО г. Москвы. На открытие самого современного в России милицейского здания прибыло немало высоких гостей, которых встречал Лаушкин А.С., который являлся начальником УВД.

Присутствовавшие на церемонии министр внутренних дел России Рашид Нургалиев, мэр Москвы Юрий Лужков и начальник ГУВД Москвы Владимир Колокольцев разрезали красную ленточку перед входом в новое здание Управления.

Сегодня УВД по ЗАО г. Москвы имеет развернутую структуру, в состав которой входят 35 подразделений по направлениям деятельности, каждое из которых является самостоятельным структурным подразделением, возглавляемым определенным должностным лицом и руководствуется принципами и нормами, определенными Положением об УВД, а также имеет свои функции и задачи.

На переднем плане борьбы с преступностью находятся службы уголовного розыска, патрульно-постовая и дорожно-патрульная службы, которые пресекают преступления и правонарушения.

В Управление входят также 13 территориальных ОМВД России по районам: Внуково, Дорогомилово, Крылатское, Кунцево, Можайский, Ново-Переделкино, Очаково-Матвеевское, Проспект Вернадского, Раменки, Солнцево, Тропарево-Никулино, Филевский Парк, Фили-Давыдково, а также Отделение полиции по обслуживанию МГУ г. Москвы и Отделение полиции по обслуживанию МПК на Поклонной горе.

Большое значение сотрудники полиции ОМВД придают профилактике преступлений и правонарушений, работая в непосредственном контакте с населением района. Участковые уполномоченные полиции проводят профилактическую работу с лицами, осуждёнными условно, с подростками, состоящими на учёте, с неблагополучными семьями.

5 февраля 2015 года Указом Президента Российской Федерации назначен на должность начальника УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве генерал-майор полиции Пучков Андрей Павлович, который возглавляет Управление с 10 февраля 2015 года по 13 июня 2019 года.

Сегодня УВД по ЗАО - это большой коллектив, сотрудничество молодых и опытных сотрудников. В штате УВД состоит 3279 сотрудников, в том числе 1023 женщины, которые несут службу наравне с мужчинами, а также 350 вольнонаёмных работников, обеспечивающих работу Управления.

Сотрудники подразделений объединены выполнением одной задачи – они осуществляют защиту граждан от преступных посягательств.

В округе 2979 ветеранов органов внутренних дел, которые объединены в общественную организацию - Совет ветеранов УВД. Старшее поколение всегда в строю: накопленный опыт необходим действующим сотрудникам, общение с ветеранами помогает в работе.

Сотрудники служб и подразделений Управления выполняют оперативно-служебные задачи, не считаясь с личным временем, проявляя мужество и профессиональное мастерство. За тот срок, что существует окружное Управление, заметно сократилось число особо тяжких преступлений, квартирных краж и угона автотранспорта, повысилась раскрываемость уголовных дел.

За этими высокими результатами стоит ежедневный труд всего коллектива УВД и его территориальных подразделений.

Сотрудники Управления всегда будут вносить достойный вклад в укрепление правопорядка и сохранять лучшие традиции органов внутренних дел.