Почему французы постоянно бастуют? уроки теории “общественных моделей”. Что в крови у французов? Почему им так нравится бастовать


Портрет президента Олланда с надписью «Позор» - во Франции бастуют против реформы трудового законодательства, 31 марта 2016. REUTERS/Pascal Rossignol

Во Франции в четверг, 31 марта, объявлена новая национальная забастовка против законопроекта о труде, представленного правительством Франсуа Олланда. Реформа Трудового кодекса является одним из важнейших этапов для пятилетнего правления президента и станет, возможно, его итогом. Что же так не нравится в новом Законе о труде французским профсоюзам и всем бастующим?

Перебои в движении транспорта, неработающие школы и административные здания, закрытая для посетителей Эйфелева башня и даже казино, ненапечатанные газеты, музыкальный радиоэфир без обычных программ. Массовые манифестации в крупных городах, сопровождающиеся проливным дождем и столкновениями с полицией. Такой выглядит Франция в последний день первого весеннего месяца.

Правительство социалистов предложило либерализовать трудовое законодательство, чтобы подтолкнуть французский бизнес к созданию новых рабочих мест в условиях 10-процентной безработицы. По замыслу властей, реформа должна помочь предпринимателям «преодолеть страх» найма новых работников, вызванный сложной и дорогостоящей процедурой увольнения. Профсоюзы же требуют если не отказа от реформы, то ее существенного изменения. Они полагают, что президент Олланд идет на существенные уступки бизнесу в ущерб защите прав работников.

За двумя зайцами: Олланд между профсоюзами и предпринимателями

«Закон о труде: нет, спасибо!» REUTERS/Pascal Rossignol

17 февраля проект закона был впервые передан на обсуждение в Госсовет и одновременно представлен прессе. Текст законопроекта был подписан и его автором считается министр труда Франции Мириам Эль-Комри, хотя его подготовка началась задолго до ее назначения на этот пост. Но во французском простонародье этот текст уже надежно закрепился под названием «Закон Эль-Комри».

Если говорить в целом, то этот законопроект закрепляет верховенство коллективного договора, заключенного на каждом конкретном предприятии, над трудовым законодательством в вопросах, связанных с урегулированием рабочего времени и оплатой сверхурочных, ограничивает выплату компенсаций работнику при увольнении и облегчает работодателю процесс экономического увольнения сотрудников.

Естественно, такой текст не мог не вызвать возмущения профсоюзов трудящихся, в то время как союз предпринимателей Франции (MEDEF) остался им довольным. Задачей правительства как раз и являлась «либерализация трудового законодательства», которая, по мнению министров, должна привести к убыстрению роста медленно выздоравливающей после кризиса французской экономики, что, в свою очередь, в отдаленном будущем должно привести к увеличению рабочих мест и снижению безработицы.

То, что все без исключения профсоюзы назвали данный законопроект «историческим регрессом», можно было предугадать. Но правительство никак не ожидало столкнуться с сопротивлением этому законопроекту в рядах родной социалистической партии, а также в «стане левых» партий вообще. Это довольно редкий случай в истории Франции, когда правительство социалистов делает уступки предпринимателям, вызывая поддержку среди правых избирателей, и так резко настраивает против себя рабочие профсоюзы и все левое крыло политической жизни Франции.

Уличная демонстрация профсоюзов в Нице, 31 марта 2016. REUTERS/Eric Gaillard

Вскоре после публикации законопроекта в интернете появилась петиция под названием «Закон о труде: нет, спасибо!», которую подписали более миллиона человек. Президент страны Франсуа Олланд сделал заявление в СМИ о том, что «права французских работников никак не пострадают», но это не помогло.

Профсоюзы начали угрожать массовыми забастовками, после чего 29 февраля (то есть через 12 дней после публикации) премьер-министр Манюэль Вальс объявил о том, что законопроект нуждается в доработке и его голосование в парламенте будет отложено.

Пока продолжались трехсторонние переговоры между правительством, союзом предпринимателей и профсоюзами трудящихся, во Франции 9 марта прошла против принятия закона о труде. Она собрала, по самым скромным подсчетам, более двухсот тысяч человек. И уже 14 марта правительство публикует новый, доработанный текст закона о труде, частично удовлетворивший профсоюзы, но вызывавший возмущение работодателей.

24 марта в Париже прошла , в которой приняла участие в основном молодежь. Именно студенты и школьники считают, что законопроект ничего не даст им в плане получения работы, однако значительно сократит их права в случае, если работу им все-таки удастся найти. Сегодня по всей Франции проходят более против реформы Трудового кодекса. В таких городах, как Ренн и Нант, начались столкновения манифестантов с полицией. А в южном Марселе в ходе таких столкновения даже было ранено трое полицейских.

Между уступками и упрямством

Протестующие на улицах Парижа, 31 марта 2016. REUTERS/Charles Platiau

Тем не менее правительство все-же пошло на какие-то уступки. Прежде всего, мера, вызывавшая наибольшее возмущение профсоюзов, - это ограничение компенсационных выплат работнику в случае его увольнения. Согласно первой версии законопроекта, максимальная компенсация составляла сумму в 15 зарплат, но только в том случае, если стаж работы на предприятии более 20 лет. Это случается довольно редко, и молодым работникам законопроект обещал довольно маленькие компенсации. Данное положение отменили, предложив взамен примерную шкалу выплат, совсем не обязательной для применения, но рекомендательной. Отменило правительство и меру, позволяющую работодателю увеличивать продолжительность работы для несовершеннолетних. Сейчас молодые, проходящие стаж на предприятии работники, максимально могут находиться на рабочем посту 10 часов подряд, правительство же намеревалось увеличить его до 12.

В тексте закона еще сохранились недоработанные положения, до сих пор вызывающие разногласия. Именно они могут привести либо к новым манифестациям, либо заставят правительство признать поражение и снять законопроект. Самый острый вопрос на сегодня - это так называемое массовое увольнение сотрудников предприятия по экономическим причинам. Проект закона предусматривает, что можно увольнять любого сотрудника безо всяких объяснений, если экономический оборот предприятия (это даже не доходы, а количество, например, заказов) снижается в течение одного года. Причем, доходность предприятия в целом не берется в расчет, а оценивается лишь эффективность французских филиалов.

Как опасаются профсоюзы, на практике это будет означать, что какой-нибудь крупный концерн, имеющий дочерние предприятия за границей, в целом успешен, но желая увеличить доходы акционеров, он сможет беспрепятственно перевезти производство в страны с дешевой рабочей силой, оставив без работы французов. Ни о какой борьбе с безработицей, как мы видим, здесь речи не идет.

На акции протеста в Париже 31 марта 2016. REUTERS/Stephane Mahe

Что касается продления рабочего времени - рабочего дня и недели, то здесь также сохраняются разногласия между авторами законопроекта и профсоюзами. Текст проекта предполагает верховенство коллективного договора на предприятии над существующим во Франции законодательством. Другими словами, если во Франции законом установлена фиксированная рабочая неделя (это максимально 44 часа для некоторых профессий) и фиксированный рабочий день (максимальная рабочая смена в 10 часов), то предприятие, по своему усмотрению, может его увеличить до 12 часов в день и 46 часов в неделю соответственно. При этом, все отработанные сверхурочные уже не будут так хорошо оплачиваться, как раньше: вместо 25-процентной надбавки они будут оцениваться лишь на 10% дороже обычного рабочего времени.

Последний успех или очередной провал

Правительство Франции не намерено отказываться от реформы, которую премьер-министр Манюэль Вальс назвал «продуманной, смелой и необходимой». Законопроект должен поступить на рассмотрение нижней палаты парламента - Национального собрания - 3 мая. Пока же еще возможны его доработки.

От принятия этого законопроекта зависит политическое будущее не только президента Олланда, но и премьер-министра Манюэля Вальса, которые, предположительно, выдвинут свою кандидатуру на президентских выборах 2017 года. За 4 года правления президенту пришлось отказаться от нескольких начатых им реформ. Согласно опросам общественного мнения, 70% французов высказываются против предлагаемой правительством реформы трудового законодательства.

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Женщины идут сквозь дым от слезоточивого газа в Париже

Французское правительство и профсоюзы зашли в тупик в обсуждении нового трудового законодательства, поэтому для Парижа снова настало время протестов. В эти дни политика - главная тема разговоров в магазинах и за обедом, пишет корреспондент Би-би-си Джоанна Робертсон.

У Жозиан Бертран маленький семейный бизнес: магазинчик мясной кулинарии, где продаются колбасы, свиные рульки, паштеты и студень из поросячьих пятачков.

Как утверждает Жозиан, ее ветчина - лучшая в Париже, покупатели ежедневно выстраиваются к ней в длинную очередь.

Несмотря на бесконечный дождь - среди прочих бед, сейчас во Франции еще и наводнения, у кулинарии собирается общительная толпа, в которой то и дело слышны оживленные разговоры о забастовках.

Если верить редакционным статьям Le Monde, диалоги в очередях довольно точно отражают царящие в стране настроения. Мнения делятся примерно пополам - на тех, кто поддерживает новое трудовое законодательство, и тех, кто против него возражает.

Филиппу 28 лет. У него есть то, что многие французы называют работой мечты. Он - чиновник местного совета, государственный служащий.

На такой работе можно проработать всю жизнь: стабильная зарплата и четко оговоренные условия труда, строго нормированный рабочий день, хорошая пенсия, щедрый отпуск.

Таким образом, многие молодые французы вовсе не мечтают изменить мир - создавать нечто новое, творить, исследовать. В условиях, когда индивидуальная трудовая деятельность сопряжена со множеством трудностей, а система налогообложения делает ее невыгодной, они мечтают о том, чтобы стать стабильными бюрократами.

Правообладатель иллюстрации AP

Филипп знает, что ему повезло, и он против любых перемен.

"Я счастлив. Я знаю точно, чем я занимаюсь сейчас и чем буду заниматься через 40 лет с хорошей пенсией", - говорит он.

Элеоноре слегка за 40, она учитель средней школы. У нее четверо детей, двое из них танцуют вокруг магазина, пока мама стоит в очереди.

Учитель - тоже стабильная работа с щедрыми государственными гарантиями и компенсациями. Однако она всецело поддерживает перемены.

"Это не может больше продолжаться. На каждого человека как я, есть двадцать или больше таких, у которых совсем нет надежды", - говорит Элеонора.

Четверть французов младше 25, многие из которых имеют высокую квалификацию, - безработные.

Многие из них - выходцы из иммигрантских семей, и это делает их шансы на трудоустройство еще более призрачными.

На президентских выборах 2012 года эти люди голосовали за Франсуа Олланда, который обещал покончить с безработицей в стране.

Правообладатель иллюстрации AFP

Сегодня Олланд дает новые обещания, которые ставят под угрозу его дальнейшую политическую карьеру: он пойдет на перевыборы следующей весной только в том случае, если сумеет добиться сокращения безработицы. Довольно смелый шаг для президента, чьи действия одобряет лишь 14% населения страны, раздираемой трудовыми конфликтами.

Реформа трудового законодательства Франции, основные пункты:

  • 35-часовая рабочая неделя остается, но в качестве среднего показателя.
  • Компании могут договариваться с местными профсоюзами о более короткой или более длинной рабочей неделе. Но она не должна быть больше 46 часов.
  • Компаниям предоставляются более широкие права снижать зарплату.
  • Закон смягчает условия увольнения работников, которые во Франции сильно зарегулированы.
  • Правительство надеется, что компании будут более охотно принимать на работу сотрудников, если они будут знать, что смогут их уволить в случае необходимости сокращения производства.
  • Работодателям дадут больше возможностей обсуждать с работниками их отпуска, в том числе отпуск по беременности и по случаю свадьбы, которые также жестко регулируются законом.

__________________________________________________________________

Вместе с премьер-министром страны Мануэлем Вальсом и главой федерации работодателей Medef Пьером Гаттасом Олланд выступает против объединенной мощи двух крупнейших в стране профсоюзов.

Предлагаемый на рассмотрение законопроект содержит более 500 страниц. Он призван упростить и либерализовать действующий французский Трудовой кодекс, насчитывающий 3689 страниц, - лабиринт, полный ловушек для работодателей.

Профсоюзы не хотят даже вести переговоры до тех пор, пока законопроект не будет отозван из парламента. Президент и его союзники отказываются внести в предложенный к обсуждению документ даже малейшие правки.

"Это хороший закон, хороший для Франции", - говорит Олланд. Результат? Полный тупик, бесконечная забастовка.

После часа дня на застекленной террасе популярного ресторана на бульваре Монпарнас все стихает. Дорожное движение останавливается, появляются кордоны спецназа, за ними следуют бронированные фургоны. Над головой слышится рокот вертолетов.

Правообладатель иллюстрации EPA

В отдалении с криками и ревом появляются демонстранты. Шум становится оглушительным. Спецназ занимает позиции. Официант Фредерик временно закрывает двери на замок, и обедающие на террасе оказываются заперты в некоего рода прозрачной гастрономической витрине, на фоне запеченной на гриле рыбы, бутылок вина и ассорти из десертов.

Мимо по бульвару, заглядывая внутрь, проходят сотни участников протестов - кто-то марширует, кто-то фланирует, некоторые танцуют под музыку, рвущуюся из динамиков с сопровождающей демонстрантов платформы.

Изнутри наружу глядят граждане, застигнутые за ланчем, отпускают комментарии по поводу демонстрантов. Те, в свою очередь, приветливо им машут. За трапезой поддерживается оживленная беседа: "Ну, вот опять...", "Как на этот раз все закончится?", а также самокритичные комментарии вроде "Любим же мы, французы, протестовать..."

Наконец стихает музыка, последние митингующие удаляются прочь, оставляя за собой улицу, усыпанную мусором. Фредерик отпирает двери. Разговоры от политики возвращаются к темам личным.

Аналогичные реформы трудового законодательства были проведены в Италии и Испании. Германия сделала это много лет назад, безработица там составляет 5% - чуть ли не вполовину меньше, чем во Франции, которая, по мнению некоторых аналитиков, остается "последним бастионом европейского социализма в духе XX века".

забастовок железнодорожников, решается судьба президента. Во всяком случае, так считают эксперты. Протестующие выступают против реформы отрасли и отмены льгот. Эммануэль Макрон же заявил, что реформе – быть. О рельсовой войне рассказал корреспондент «МИР 24» Роман Гальперин.

Лионский вокзал – один из шести крупнейших железнодорожных терминалов Франции. В будни тут не протолкнуться, однако последние три недели под сводами транспортного хаба можно услышать пение птиц. Лишь изредка в терминал заходят локомотивы. Отменена большая часть скоростных и региональных поездов, а также пригородных электричек. Железнодорожники не выходят на работу. Причина забастовки – реформа железных дорог.

«Уважаемые коллеги, мы собрались здесь, чтобы наши железные дороги стали важным инструментом нашей повседневной мобильности, служили согражданам, нашим пассажирам, чтобы мы могли снова гордиться государственной службой железных дорог. Поэтому я приглашаю вас голосовать за эту железнодорожную реформу», – заявила член парламента Франции Лауриан Росси.

Правительство отменило монополию госкомпании, но главное – лишило железнодорожников некоторых льгот, таких, например, как досрочный выход на пенсию. В ответ профсоюзы пообещали бастовать каждую неделю, а пассажиры пересели на альтернативный транспорт.

«Что ж, я уверен, у каждой стороны есть своя правда. Но что в результате? Всеобщее неудобство», – сказал местный житель.

«Да я понимаю мотивы забастовки, но разве это необходимо? Разве у них маленькие зарплаты или льготы? Они большие», – подчеркнул местный житель.

Непонимание выплеснулось и за пределы вокзалов: нет пассажиров – нет клиентов. Владельцы ресторанов, которые расположены вблизи парижских железнодорожных терминалов, жалуются на убытки. Из-за забастовки их столики пустуют, а вместе с ними тает и прибыль заведений.

«Большая часть нашей деятельности связана с Лионским вокзалом в Париже. Наши клиенты – это люди, которые прибывают на поезде и уезжают на поезде. Поэтому, когда нет поездов, клиентов тоже нет», – отметил менеджер ресторана Франк Паки.

Железнодорожная забастовка собрала вокруг себя массу других недовольных. За последний месяц во Франции протестовали уборщики мусора, сотрудники аэропортовых служб, студенты. Даже жители деревни Бюре с населением 82 человека накануне швыряли камни в полицию. Они недовольны, что рядом с их домами собираются построить хранилище ядерных отходов.

С 2011 года Европейский союз принял уже четыре пакета законов о реформе железнодорожной отрасли. Ее провели все соседние с Францией страны.

В ближайшие недели и месяцы французам придется нелегко - во Франции началась одна из самых длительных забастовок в истории страны. Из-за участия в ней работников коммунальных служб на тротуарах вырастут горы мусора, в цехах заводов и фабрик будет периодически отключаться электричество - профсоюзы энергосектора предупредили о точечном отключении света, движение поездов французской государственной железнодорожной корпорации SNCF отменено. Даже сбежать подальше от царящего хаоса будет непросто - в стачке участвует и персонал авиакомпании Air France.

Более четырех месяцев французские профсоюзы приходили в себя после того, как волна забастовок , поднятая ими осенью 2017 года, завершилась поражением. В тот раз им пришлось удовлетвориться мелкими уступками правительства в реформировании рынка труда - но они не смогли предотвратить изменений в трудовом законодательстве, обещанных президентом страны Эмманюэлем Макроном еще в ходе предвыборной борьбы . Более того: правительству удалось вбить клин между профсоюзами различных отраслей и добиться того, чтобы недовольство жителей страны не вылилось за допустимые рамки, - по французским меркам, тогда на улицы вышло не так уж и много народу. Инициаторы новой забастовки надеются, что на этот раз все будет по-другому.

Спорные привилегии

Профсоюзы хорошо подготовились к тому, чтобы одержать победу в решающем сражении. За четыре месяца им удалось не только добиться большей сплоченности, но и разработать обширную программу действий. Инициатором протестов стали три крупнейших профсоюза железнодорожников - CGT, CFDT и Unsa, отстаивающих права работников Национальной компании французских железных дорог SNCF. На сегодняшний день эта гигантская государственная корпорация обременена долгом в размере 45 млрд евро.

Запланированная правительством реформа национальных железных дорог предполагает лишить служащих SNCF особого статуса, связанных с ним льгот (в числе которых - возможность раннего выхода на пенсию) и приравнять их к обычным наемным работникам. Профсоюзы расценили эти изменения как неприкрытую атаку и призвали к беспрецедентной акции протеста, которая, по замыслу организаторов, должна продлиться более трех месяцев. Планируется, что до 28 июня все участники забастовки вместо положенных пяти рабочих дней будут работать лишь три.

Работники SNCF начали забастовку уже вечером 2 апреля. На следующий день во многих регионах Франции началась и трехмесячная забастовка сотрудников служб по вывозу мусора, также выступающих против планов властей лишить их профессиональных льгот, в частности - возможности раннего выхода на пенсию. Пока что представители особо вредных для здоровья профессий, к которым относятся работники коммунальных служб, помимо финансовых льгот имеют право выйти на пенсию на пять, а то и на десять лет раньше, чем позволяет пенсионный возраст.

3 апреля к трехмесячной забастовке присоединились и работники энергетической и газовой отрасли, также протестующие против либерализации рынка труда. А у поддерживающего стачку персонала авиакомпании Air France требования не настолько комплексны: они хотят добиться повышения заработной платы на 6 процентов. Организаторы забастовки надеются, что в ней примут участие представители всех отраслей госсектора.

Опасность для Макрона ?

Профсоюзы пытаются надавить на правительство со всех сторон, но особенно опасной для президента Макрона и его премьер-министра Эдуарда Филиппа может стать забастовка железнодорожников. Хотя, согласно опросам, большинство французов одобряют отмену особого статуса работников железнодорожного транспорта и связанных с ним привилегий, эксперты все же предупреждают: если движение поездов, а, следовательно, и общественная жизнь во Франции будут парализованы более двух недель, жителей страны охватит беспокойство. Как следствие, усилится давление на правительство страны, и, возможно, оно будет вынуждено пойти на уступки.

Примеров из прошлого более чем предостаточно. Особенно часто в связи с предстоящей забастовкой французские СМИ упоминают осень 1995 года. Тогда недавно вступивший в должность премьер-министр Ален Жюппе предложил радикальную реформу пенсионной системы и социального страхования. Как и реформа Макрона, план Жюппе включал в себя отмену привилегий работникам железнодорожной корпорации SNCF, долг которой на тот момент составлял 25 млрд евро. Затрагивала реформа и другие отрасли общественного сектора. В ответ профсоюзы организовали всеобщую забастовку, парализовавшую жизнь страны на несколько недель. В итоге правительству пришлось уступить - изменения в пенсионную реформу так и не были внесены. Карьере Жюппе, в первые дни стачки заявившему, что ни о каких послаблениях не может быть и речи, пришел конец.

Контекст

Исход битвы не берется предсказать никто

Но несмотря на множество параллелей, у предстоящей забастовки есть существенные различия с той, которая произошла в 1995 году. В отличие от тогдашнего президента Франции Жака Ширака, Эмманюэль Макрон обещал провести реформу рынка труда еще на этапе предвыборной борьбы. Кроме того, согласно опросам, в стране возросло число жителей, которые после длившихся десятилетиями дебатов о необходимости реформирования трудового законодательства поддерживают предложенные Макроном преобразования.

При этом правительство Франции действует довольно осмотрительно. Несмотря на то, что государственный долг страны приближается к 100 процентам, президент Макрон намерен сократить всего 120 тысяч из почти 5,6 млн рабочих мест в госсекторе в течение четырех лет - до 2022 года.

В то время как расстановка сил перед предстоящим боем в целом ясна, никто из экспертов не отваживается предположить, чем завершится противостояние. Пока ясно лишь одно: если правительство поддастся давлению улицы, запланированная реформа рынка труда, которая, возможно, является краеугольным камнем президентства Макрона, окажется под угрозой срыва. Профсоюзы прекрасно это осознают - и надеются, что в ближайшие недели в стране установится хорошая погода. Холодная осень 2017 года мобилизации участников забастовки не способствовала.

Работники современной Франции бастуют не так часто, как предыдущие поколения французов. Но Франция по-прежнему склонна к социальным конфликтам - и недавние забастовки тому подтверждение. Если французское правительство пойдет на необходимые реформы по уменьшению роли государства в экономике, можно ожидать учащения подобных акций.

Международный театральный фестиваль в Авиньоне, одно из наиболее известных культурных меропрятий в стране, был отменен за несколько дней до открытия из-за забастовки работников индустрии шоу-бизнеса против изменений в системе щедрых пособий по безработице.

Из-за забастовки сотрудников паромного оператора SNCM, по сути государственной монополии, против реструктуризации компании на две недели остановилось сообщение между Марселем, крупнейшим мегаполисом юга Франции, и популярным среди туристов островом Корсика. Забастовка нанесла вред не только экономики Корсики, но и самому Марселю – корабли отказывались заходить в городской порт, опасаясь быть заблокированными протестующими докерами.

Три недели назад железнодорожники бастовали против предстоящего открытия их отрасли для конкуренции. Нынешним работникам железных дорог оно грозит утратой их “социальных привилегий”, поэтому они объявили забастовку, лишив жителей Франции и туристов возможности воспользоваться поездами, что привело к транспортному коллапсу в нескольких городах. Президент железнодорожной госмонополии SNCF Гийом Пепи заявил, что первые девять дней забастовки обошлись компании в 150 миллионов евро, что соответствует одной трети прибыли за 2013 год.

К забастовкам присоединились и авиадиспечеры, выбрав для этого наиболее загруженные выходные года.

Почему же французы так много бастуют?

Во Франции трудовые отношения и социальные гарантии тщательно регулируются государством. Как известно, существование социального государства ведет к конфликту между негативными правами человека и позитивными - или социальными - “правами”, а также между нынешним и будущими поколениями. Однако социальное государство в его французском варианте является источником более серьезной “классовой борьбы”, так как правительство, подобно монархиям прошлого, предоставляет привилегии избранным профессиональным ассоциациям в зависимости от их способности эффективно использовать такие инструменты как лоббизм, забастовки и коллективный отказ голосовать за неугодных политиков.

Как следствие, так называемая французская “социальная солидарность” только укореняет неравенство, ведь в этой системе некоторые группы населения “более равны”, чем остальные. “Трагедия общин” социального государства - ситуация, при которой к собственности граждан относятся как доступному всем коллективному ресурсу - во Франции усугубляется тем, что различные группы интересов находятся на разных уровнях доступа к деньгам налогоплательщиков. В этом стремлении к тому, что французский экономист девятнадатого века Фредерик Бастиа назвал “взаимным грабежом”, компании и профсоюзы пытаются добиться расположения властей и убедить население в том, что именно они заслуживают привилегии - естественно, ислючительно в интересах общества.

Возьмем, например, бастующих работников индустрии шоу-бизнеса, работающих на основе частичной занятости. Часто они отрабатывают минимум часов, необходимых по закону для получения пособия по безработице, при том что их налоговые взносы составляют всего лишь одну пятую от объема выплачиваемых пособий. Эта разница компенсируется за счет других налогоплательщиков. Опять же, это оправдывается соображениями “солидарности” и необходимости “поддержки культуры”.

Более общий пример - это профсоюзы в целом. Хотя они часто представлены в роли официальных “социальных партнеров” на переговорах с работодателями и при определении государственной политики, уровень членства в профсоюзах составляет всего около 8% от общего числа занятых! (Переговоры об уровне зарплаты в той или иной отрасли во многом лишены смысла из-за существования обязательной общегосударственной минимальной зарплаты). Поскльку членство в профсоюзах находится на таком низком уровне, они нуждаются в государственном финансировании за счет налогоплательщиков, а большинство профсоюзных должностей оплачивается работодателями, а не с помощью членских взносов. У профсоюзов нет стимулов к подотчетности, открытости и диалогу. Бастовать за чужие деньги всегда проще, чем искать компромисс.

Эта система только подогревает конфликты и укрепляет протестную ментальность французов.

Очевидно, что этот узаконенный грабеж, предполагающий неравенство между теми, кто платит налоги, и теми, кому они достаются, приводит к зависти, подозрительности и недовольству в обществе. По мнению экономистов Пьера Каука и Яна Алгана сочетание централизованного распределения социального “статуса” и социальных “прав” в контексте устойчивого корпоративизма (грубо говоря, доминирования групп интересов) приводит к формированию общества “недоверия” и “протеста”.

Поэтому, несмотря на любовь французов к выражению “общественный диалог”, многие на самом деле не способны к какому-либо диалогу. Французы разучились вести диалог “по горизонтали”, с соседями и коллегами, как следствие привычки обращаться напрямую к государству. Политика государства ведет к поляризации общественных отношений, которая подрывает динамику сотрудничества внутри гражданского общества.

Кризис на Корсике иллюстрирует этот принцип: местные предприниматели и фермеры, недовольные последствиями забастовки паромщиков, огранизовали собственную демонстрацию… перед зданием префектуры (регионального органа власти).

Сегодня, учитывая плачевное состояние финансовой системы Франции, необходим основанный на переговорах консенсус для проведения насущных реформ. Однако общественная модель Франции привела к появлению глубоко укоренившихся групп интересов, успешно противостоящих каким-либо реформам. При текущих бюджетных дефицитах дальнейшее сокращение государственных расходов неминуемо, как неминуемы и последующие забастовки.

Свободный рынок и верховенство права учат нас общественному взаимодействию через контракт и уважение взятых на себя обязательств, способствуя мирному разрешению споров. Государственное регулирование трудовых и других общественных отношений, особенно через предоставление привилегированного статуса избранным группам, напротив, ведет к конфликтам и злоупотреблениям. Франции необходимо немедленно приступить к реформированию своей “анти-социальной” модели.

Перевод Дмитрия Никитина.