Почему на православных крестах есть полумесяц? Полумесяц в основании православного креста.


Нам кажется, что мы знаем об истории нашей страны достаточно много, аж еще со времен основания Руси в IX веке. Однако это не так. Не то, что бы древняя история, которая является выдумкой довольно позднего времени, а даже история пятисотлетней давности нам совсем неизвестна. Многочисленные факты противоречат той картине прошлого, которую нам навязывают со школьных учебников. Взять хотя бы факты наличия в нашей культуре традиционно восточных, нерусских и даже - боже упаси - исламских элементов, особенно там, где их быть никак не может. Это - совсем другая история, другая Русь.

Полумесяцы на куполах православных храмов

На многих православных церквях на куполах помещен не просто крест, а крест с полумесяцем. Кажется странным, что символ другой веры венчает верх христианских храмов. Какие же объяснения этому даются?

Оказывается, что интерпретаций полумесяцу, помещенному под крестом много. Наиболее распространенные из них заключаются в том, что полумесяц это:
- купель, в которой крестилась Церковь;
- люлька Вифлеемская, в которой находился младенец Христос;
- чаша Евхаристическая, в которой находится тело Христово;
- чаша Грааля, в которую стекала кровь распятого Христа;
- церковный корабль, ведомый кормщиком Христом;
- образуемый вместе с крестом якорь, удерживающий корабль-храм в Царстве Небесном;
- якорь надежды, крестный дар Христа;
- древний змий, враг Божий, попираемый Крестом и ногами Христа;
- время, над которым возвышается Крест - символ вечности;
- поверженный ислам, память военной победы христиан над мусульманами.

Что мы здесь видим? Во-первых, то, что однозначного ответа, чем же является полумесяц под крестом, нет. Во-вторых, они неправдоподобны. Очевидно, что все эти люльки и купели вместе с якорями являются поэтическим отображением самого факта, красивой лирикой, воспевающей Божественное. Жизнь всегда проще, и появление стойкой символики всегда более прозаично.

Что же касается остального, то не может полумесяц изображать ни попираемых христианством врагов, ни, тем более, собственно сам полумесяц - символ ислама. Считается, что он якобы появился на православных куполах после покорения Иваном Грозным Казани. Однако невозможно представить, чтобы главные символы врага возносили на самый верх, пусть даже и с такой интерпретацией. Могла ли оказаться, например, фашистская свастика среди государственных символов Советского Союза, пускай и расположенная под звездой? Конечно же, нет! Даже изображение, не имеющее отношение к этой свастике и лишь отдаленно напоминающее ее, третируется властями, так как вызывает ассоциации с фашизмом.

В-третьих, большая часть вышеприведенных объяснений православного полумесяца дается самой Православной Церковью. И само их количество говорит о том, что ей, кому этот вопрос должен быть понятен лучше, чем кому-либо, ничего, на самом деле, неизвестно. Так откуда же взялся полумесяц?

Полумесяц на вершине главного христианского собора страны - храма Христа Спасителя в Москве.

Заметим, что речь идет только о православных храмах. На католических и протестантских церквях полумесяц ни в каком виде не помещается (поэтому все эти люльки явно надуманы). И это многое объясняет.

Хорошо известно, что православие по ряду своих аспектов ближе к мусульманству, чем к остальному христианству. Об этом даже свидетельствует сходство названий - православие и правоверие, - свойственное только этим религиям. Еще больше эта близость заметна у староверов, то есть древнее православие имело много общих черт с исламом. Это может говорить о том, что раньше, причем не так давно, это была единая религия. Возможно, что ее главным символом был полумесяц со звездой или солнцем. Позже, при расколе, религиозная символика претерпела изменения: у мусульман остался полумесяц, а у православных полумесяц с крестом. Ведь известно, что крест является также и упрощенным символом солнца.

Нечто похожее мы можем встретить в исторических источниках. В них упоминается, что полумесяц являлся символом, принятым в христианском Константинополе. Турки, захватив его в XV веке, переняли у византийцев этот знак, якобы добавив к нему звезду. Другие источники говорят, что полумесяц со звездой уже был символом древнего Византия. Ясно, что здесь какая-то хронологическая путаница, но, при этом, понятно, что полумесяц не является сугубо мусульманским знаком, а изначально существовал в Константинополе.

Но могли ли мусульмане-турки, победив в войне христиан-греков, перенять у них знак полумесяца? Вряд ли победители не имели собственной религиозной символики, да к тому же не придумали ничего лучше, как взять ее у побежденных. Скорее всего, мусульмане и православные не сильно тогда отличались и имели общий религиозный символ, включающий в себя изображение полумесяца. Эта форма правоверного христианства вместе с полумесяцем была тогда и на Руси.

Гербы ряда городов Российской империи включали в себя не только полумесяц, но и полумесяц с крестом, к тому же расположенных точно так же, как и на куполах церквей. Из чего понятно, что крест, охваченный снизу полумесяцем, представлял собой цельный и распространенный символ. Многие гербы остались таковыми и поныне.

Примеры гербов, содержащих изображение креста и полумесяца. Слева направо: герб Конотопа, герб Белозерска и герб Зенькова.

Продолжение следует...

По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста. Какое значение несет в себе этот символ?

Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.

Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.

Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте – символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.

Кроме того, из глубокой древности – от Христа и первых веков христианства – к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19). Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл – избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.


На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу. Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» – в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.

Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный. Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму – например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.

Вчерашнее обнаружение Луны на иконе Богоматери в церкви Знамения Богоматери в Дубровицах зародило во мне ряд вопросов, и я стала копать информацию.

Луна действительно довольно редкое явление на иконах.
Хотя у Иоанна Богослова есть такие слова: "Жена, облеченная в солнце, под ногами у Нее луна и на главе Ее венец из двенадцати звезд" (Ап 12:1).

Я нашла лишь три иконы Богоматери, имеющие атрибуты, описанные Иоанном Богословом:

1.Млекопитательница Греция, 1750 г.16х12,4 см.

2. Остробрамская икона Божией Матери (в Храмах Киева и Кракова)

3. И собственно икона Богоматери в церкви Знамения Богоматери в Дубровицах.

Аналогию с III арканом Таро – Императрицей я уже проводила. Вероятно, что Луна на карте Императрицы символизирует женское начало, на которую она (Императрица) и опирается левой же (женской) ногой.

Вот классическое изображение III аркана Таро – Императрицы, попирающей левой ногой Луну (из предыдущего поста).

В продолжение темы Луны у меня возник ещё один закономерный вопрос А вот что означает Луна (полумесяц) на православном кресте?

В сети нашла несколько версий:

1) Мусульманская. Луна под Крестом, как символ победы Православия над Мусульманством в период татаро-монгольских нашествий.

Данный вариант не выдерживает никакой критики. Во-первых, татаро-монголы не представляли собой единый народ, не было у них и единой религии. Чингисхан, например, верил в Высшее Небесное Существо, а ислам получил своё распространение лишь при хане Узбеке. Кроме того – татаро-монголы отличались значительной веротерпимостью, потому вопросы религий не были основными.

Кроме того, крест с полумесяцем возник задолго до монголо-татарского нашествия. Такой крест стоит на куполе Дмитриевского собора во Владимире (XII век) например.

2) Языческая. Луна с Крестом как традиционная солярно-лунарная символика, где Крест символ Солнца (вспомнить свастику), символ Мужского начала, а полумесяц – соответственно символ Луны, символ Женского начала. Их сочетание. Только что они делают на куполе православных храмов? На этот вопрос отвечает третья версия.

3) Христианская. Очень многие символы и ритуалы христианской церкви являются не вновь введенными (придуманными церковью), а лишь «воцерковленными» символами предыдущих «верований», наделёнными новыми смыслами и значениями. Эту ситуацию мы и имеем в контексте Креста с полумесяцем, где Крест становится символом Христа, а месяц – символом Богоматери.

Интересно в этой связи, почему купола церкви венчают символ Христа и Богоматери, а не, например, символ Троицы (Бог-отец, Бог-сын и Святой Дух)? Было бы ведь логичнее?

Может есть какие ещё версии?

Наиболее полной и интересной статьёй по данной теме была статья Б.А. Успенского «Солярно-лунарная символика в облике русского храма».

Христианская религия не возникла на пустом месте, она вобрала в себя многие верования, существовавшие задолго до рождения Христа. Многие культы и обряды пришли в христианство из религии бон, из буддизма, из митраизма, из ведических верований, из древнерусской религии, которую называют язычеством. Но больше всего христианство переняло у солнцепоклонников.

Митра - персидский бог Солнца. Согласно преданиям, он был сыном непорочно зачавшей небесной девы и родился 25 декабря в пещере. У него было 12 учеников. Он был убит, взяв на себя грехи своих последователей, воскрес и ему поклонялись как воплощению Бога. У митраистов было семь святых таинств, среди которых есть крещение и причастие, когда "причащающиеся вкушали божественную природу Митры в виде хлеба и вина". Знак креста носили на лбу почитатели Митры. Он получил религиозно-мистическое значение у галльских друидов (кельтов). В Древней Галлии изображение креста встречается на многих памятниках. Две статуэтки галльского бога с крестами на одежде хранятся в Лувре. Свастика изображена на маленьком галльском алтаре в музее Тулузы, а крест – на галльском алтаре четырёхугольного дома в Ниме.

Осирис - египетский бог Солнца. Родился 29 декабря от Девственницы, называемой "девой мира". У него было 12 учеников, один из них Тифон предал его, в результате чего он был убит, погребен, но затем воскрес после пребывания в аду в течение 3 дней. Его считали воплощением Божества, и он был третьим в египетской триаде богов.

Известно, что крест использовался в качестве священного символа в древних религиозных практиках Египта, Сирии, Индии и Китая. «Крест, называемый crux ansata [крукс ансата - крест с петлей или ушком наверху]... держали в руках египетские жрецы, а также цари, которые в то же время были верховными жрецами. Он служил символом их власти, как представителей бога солнца, и назывался „знаком жизни“» (« Colonel J. Garnier, The Worship of the Dead» , Лондон, 1904, стр.226). Другое название для анха - сrux ansata [т.е. «крест с петлей (с ушком)»], он служил эмблемой египетских богов и символом бессмертия».

Индейцы навахо носили на груди серебряные кресты, которые должны были защищать их от злых духов. Они верили, что с помощью креста, сложенного из веток так, чтобы его концы точно указывали на север, юг, восток и запад, можно исцелить любую болезнь, стоит только положить больного на этот крест.

Имеется коллекция крестов и в Бесплатной Ливерпульской библиотеке» (Абдулу Хамиду Кадри «Догматы христианства». Глава 3. Христианские доктрины. Крест).

Известный путешественник капитан Джеймс Кук был поражён обычаем туземцев Новой Зеландии ставить на могилах кресты. (Ю.Панасенко, А.Шмаро «Крест, титло». Наука и религия, 1992, №9).

По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста. Какое значение несет в себе этот символ?

Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.

Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.

Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте - символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.

Кроме того, из глубокой древности - от Христа и первых веков христианства - к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19). Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл - избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.

На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу. Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» - в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.

Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный. Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму - например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.

Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие - например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.

Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.