Подворье афонского монастыря расписание богослужений. Расписание богослужений


Светлое Христово Воскресение. ПАСХА

Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67).

Мцц. Василиссы и Анастасии (ок. 68). Мчч. Месукевийских – Сухия и дружины его: Андрея, Анастасия, Талале (Фалалея), Феодорита, Ивхириона, Иордана, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Фоки, Доментиана, Виктора, Зосимы (начало II века) (Груз.). Мч. Саввы Готфского (372).

Сщмч. Александра Гневушева пресвитера (1930).

Литургия св. Иоанна Златоуста.

Лит. – Деян., 1 зач., I, 1–8. Ин., 1 зач., I, 1–17. На веч.: Ин., 65 зач., XX, 19–25.

Служба предваряется чтением Деяний святых апостолов, после чего следует полунощница с каноном Великой Субботы. При пении катавасии 9-й песни канона Плащаница вносится в алтарь. Отпýст полунощницы: «Христос, Истинный Бог наш...». В 12 часов ночи по местному времени при пении стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе...» совершается крестный ход вокруг храма. В притворе при затворенных дверях храма начинается пасхальная утреня возгласом «Слава Святей...» и пением «Христос воскресе...» со стихами по пасхальному чину. (Такое пасхальное начало бывает во всю Светлую седмицу на вечерне, утрене и литургии.)

При пении после «Слава, и ныне» второй половины тропаря Пасхи («И сýщим во гробе́х живо́т даровáв») церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм. Великая ектения и пасхальный канон. Каждение на каждой песни канона. По каждой песни – катавасия и малая ектения. После пения хвалитных стихир и стихир Пасхи «Да воскреснет Бог...» предстоятель читает Слово огласительное св. Иоанна Златоуста на Святую Пасху: «Аще кто благочестив...», после чего поется тропарь св. Иоанна Златоуста: «Уст твоих якоже светлость огня...».

На литургии антифоны Пасхи; вхо́дный стих: «В це́рквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых». Вместо Трисвятого – «Ели́цы во Христа крести́стеся...». Вместо «Достойно» – «Ангел вопияше... Светися...». Причастен «Тело Христово приимите...». Вместо «Благословен Грядый во Имя Господне...», «Видехом Свет Истинный...», «Да исполнятся уста наша...», «Буди Имя Господне» и 33-го псалма поется «Христос воскресе...». (Так во всю Светлую седмицу.) По заамвонной молитве освящается артос. Отпýст пасхальный: «Христос, воскресый из мертвых...» (на вечерне, утрене и литургии). Царские врата главного алтаря и всех приделов бывают отверстыми в продолжение всей Светлой седмицы.

Вечером совершается великая вечерня. Вход с Евангелием и великий прокимен. Чтение Евангелия иереем, по традиции, в Царских вратах лицом к народу. Предстоятель совершает вечерню в полном облачении.

Милостью Божией в ночь с субботы на воскресенье довелось мне побывать на Всенощной в Подворье Афонского Пантелеймонова монастыря в Москве. Подворье – это тот же самый монастырь, но как бы его филиал. Вы наверняка знаете, что на Святую гору Афон женщин не пускают в принципе. И даже не только в монастыри Афона, которых два десятка, но даже не разрешают спуститься с корабля. По преданию, гора Афон – это земной удел Божией Матери и по завету Богородицы ни одна женщина, кроме Нее, не может находиться на этой земле. Так что побывать в Афонском Пантелеймоновом монастыре, принадлежащем Русской Православной Церкви женщине почти невозможно. Почему почти? Да потому, что в Московское Подворье этого монастыря пускают всех.

Правда правила посещения Подворья довольно строги даже по сравнению с другими монастырями. Фото и видеосъемка запрещены не только в Соборе, но и на всей территории Монастырского Подворья, для разговора по мобильному телефону придется выйти за монастырские стены. Ну, и конечно женщины допускаются сюда только в головных уборах и закрытых ниже локтя длинных платьях без декольте. Казалось бы, зачем такие строгости? Но именно совокупность этих правил позволяет отрешиться от бытовой суеты и почувствовать присутствие Божие совсем рядом с собой. Кроме того, такие правила почти автоматически отсекают любопытных зевах и вездесущих туристов с фотоаппаратами. Ведь для мирян доступна совсем небольшая территория монастыря.

А теперь о главном, о том почему, несмотря на все эти сложности, люди стремятся сюда попасть. Сейчас не только во многих Храмах, но даже и в монастырях службы сокращаются из-за слабости мирян. Афонское Подворье Пантелеймонова монастыря одно из редких мест, где в выходной день можно побывать на службе без сокращений, которая служится так, как это было задумано от начала. Тут Всенощное бдение начинается в десять вечера и продолжается всю ночь, плавно перетекая в Божественную Литургию, которая заканчивается около семи утра. Да, даже просто физически побывать на службе, которая длится более восьми часов не просто, но после нее ты выходишь совершенно обновленный, с просветленной, отмытой общей молитвой душой. И это не пафосные слова, а самая настоящая правда. Другой вопрос, что решиться на такой подвиг может не всякий. Но я так скажу, с собой можно взять стульчик, а в Соборе есть скамейки. Так что устав стоять можно и посидеть. Все всё понимают.

Больше всего меня поразила даже не удивительная архитектура монастыря, как будто перенесенного прямо из Греции, а непередаваемая совершенно потрясающая атмосфера. Почти вся служба проходит без дополнительного освещения, только при свете свечей. Конечно, во время Причастия, зажигают Паникадило, но в остальное время в Храме царит полумрак. В теплом мерцающем свете свечей слышится тихий голос священника, невероятно мягкими бархатными голосами поет мужской монастырский хор, а повернувшийся к мирянам регент руководит молящимися в Храме людьми. Только тут я увидела и поняла, что означает призыв: «Миром Господу помолимся». Тут миряне поют не только молитвы «Отче наш» и «Символ веры», но и большинство других молитвословий. Для меня это было удивительно и мне повезло, что я взяла с собой специальную книжку по Всенощной и Литургии, в которой есть все песнопения, исполняемые обычно хором, а не мирянами. Исповедь тут принимают почти всю ночь сразу несколько иеромонахов. Все происходит без суеты и торопливости, и кажется, что батюшка даже сочувствует и жалеет тебя, помогая открыть душу Господу и покаяться. Записки тут принимают как для молитв в Московском Подворье, так и для передачи на Афон. Во дворе, прямо у входа в Собор есть беседка, в которой можно налить с собой или попить освященной воды. Рядом с беседкой – скамеечки. В дневное время в башенках монастырской ограды работают церковные лавки, а во время ночной службы – свечная лавка в Соборе. Если Вы человек крещеный, то хотя бы однажды тут побывать обязательно нужно. Уточнять начало служб в будни нужно по телефону, т.к. сайта у монастыря нет.

Афонское подворье - это молитвенное убежище, там нет суеты, там никогда никто никуда не спешит. Если женщинам нельзя побывать на святой горе Афон, то надо благодарить Бога, что есть возможность побывать на службе на подворье, соприкоснуться с частицей того духа, что на Афоне. Монахи, живущие там это хранители исихастской традиции. Бываю на службах этого монастыря, ухожу оттуда новым человеком. Добрые отцы, молитвенные и внимательные к людям, не оставляют прихожан без утешений и подарочков с Афона...

Были мы на подворье осенью и хотя должна была начаться служба вечерняя, нас никто не тормозил и мы могли спокойно приложиться к святыням. Спасибо.

Благоговейно отношусь к этому храму и чту тамошние требования -- об обязательном строгом внешнем виде и о том, чтобы не пользоваться сотовой связью. Вы лишаете себя благодати, если в ответ на требование охранника начинаете пререкаться, гневаться и пр. Со своим уставом в чужой монастырь не ходят, верно? Наверное, не просто так при входе на территорию монастыря изложены эти правила. Возможно, если бы вы прошли в неподобающем виде внутрь, это вызвало бы не понятные вам последствия, но очень ощутимые...

Искренне благодарен настоятелю подворья отцу Никону и всей братии, что есть в Москве храмы, где соблюдаются элементарные христианские правила поведения. Спаси Вас Господи! P.S. Уважаемые женщины, о какой строгости вы пишите в отрицательных отзывах, о каких юбках выше колена, о каких обмотках на брюки, о каких строгих привратниках? Читайте хоть иногда закон Божий и пророков или хотя бы таблички находящиеся на дверях храма, научитесь уважать окружающих вас людей. Ещё раз спасибо, отец Никон, за хранение порядка на подворье.

Была вчера на этом подворье в первый раз. Одета вполне по-светски, в юбке, прикрывающей колени, но даже не до середины икр, с разрезом, на голове свободно накинут большой платок (женщины поймут, такой, тоже светский, носится как палантин). При желании к юбке, честно говоря, из-за разреза и длины можно было придраться. Охранника даже не видела, в храме сидел монах читал. Я спросила его, где можно подать требы, оказалось, за воротами подворья в часовне, но она вот прямо сейчас уже закрывается. Побежала...

Там так хорошо. Умиротворенность. Отрешённость. Насчёт брюк: я в длинном пальто, брюки видно, если только присматриваться. В Данилов монастырь можно в любой одежде заходить. Тут всё-таки Афон!

Именно так можно назвать поведение братии монастыря, и в Москве это непросто. Отрицательные отзывы можно смело занести в актив Подворья. Авторы явно не "в теме". Забыли (или не осознают), что находятся в Москве (Третий Рим), монастыри - жемчужины православия (к посещению их надо готовиться), что приходят к Господу (храм - Тело Христово), что на исповеди надо говорить только о своих грехах, что женщинам в брюках в церковь, тем более в мужской монастырь, - нельзя (даже дети это знают). А ссылка на...

Я не москвичка, но очень люблю этот монастырь. Честно говоря, в дороге удобнее в брюках, поэтому мне бы хотелось послабления в этом вопросе, но я принимаю эти требования, согласна, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Думаю, эти требования учат нас смирению, и выполнение их-это очень небольшая жертва Богу. Но мне не очень приятна фраза о "захожанках". Прийти в неподобающей одежде женщина может по незнанию, по обстоятельствам, являясь в душе чтущей Бога и заповеди или стремящейся к этому...
2012-02-13


Гале (Марии) следовало бы знать, что в монастырских храмах правила более строгие, чем в приходских храмах. Кроме того Гала скорее всего соблюдает дресс-код на работе, если он установлен, и не пишет заглавными буквами о ретроградстве своего начальника. Православная Церковь на то и ПРАВОСЛАВНАЯ, что соблюдает апостольские установления, что в 21, что в 31 веке. Хотите в мини-юбках ходить и танцевать - на сборища к протестантам или в ночной клуб. Хотите с Богом общаться - милости просим к нам! Только...

February 1st, 2016

"Сей же Мосох князь Московский бысть и началородный нам и первый отец" - поведал о том древний летописец, считавший Мосоха родоначальником "Скифо-Москво-Славено-Российским людем". Согласно этой легенде первый "городец", то есть крепость на месте Москвы, был основан не на Боровицком холме, где вырос Кремль, а на другом московском холме - Швивой Горке. Там царь Мосох, будто бы и основал "градец себе малый на предвысоцей горе той, над устии Яузы реки, на месте оном первоприбытном своем, идеже и днесь стоит на горе оной церковь каменная святаго и великого мученика Никиты, бесов мучителя и от верных человеков тех прогонителя, иже котории от оных зло страждут, и имя мученика святое призывают с верою", - сообщала летопись. Действительно, на том месте появился православный храм, освященный во имя святого мученика Никиты. Это - одна из древнейших по времени основания в Москве церквей.

Мы уже почти подошли к Афонскому подворью. Левее - уже видны купола его церквей и высокой колокольни...
03.

По данным же археологов, Таганский холм стал активно заселяться на рубеже XV-XVI веков, и прежде всего - за счёт выселенных из города ремесленников, занимавшихся огнеопасными промыслами: гончаров и кузнецов - бронников и котельников.


Легенд, преданий, толкований вокруг этого загадочного и забавного имени "Швивая Горка" сложилось за долгую историю Москвы великое множество. Первое из них гласит, что Горка эта не Швивая, а Вшивая, тем более, что в простонародье ее зачастую так и называли. И будто бы в незапамятные времена, когда бурлаки таскали по Москве-реке большие суда, нагруженные всяким товаром, они любили отдыхать на этой приятной и живописной возвышенности на берегу реки: варили на костре ужин, просушивали одежду и, типа, истребляли вшей)


Иная версия этой легенды совсем невероятна - будто бы на местных огородах капуста росла плохо оттого, что на нее налетала мошкара, в просторечье привычно именуемая вошью. А еще на Таганке якобы жили парикмахерских дел мастера, которые стригли своих клиентов и бросали состриженные волосы прямо на землю... И потом-де, чтобы скрасить неблагозвучное название, Горку стали искаженно называть Швивой.

Так Швивая горка выглядит сейчас, а точнее ее практически не заметно на фоне сталинской высотки на Котельнической набережной.
05.

Это сам Большой Таганский холм. Храм Мученика Никиты находится слева на дореволюционном фото, что размещено ниже.
06.

Еще одна версия: изначально эта местность действительно называлась Швивой Горкой. Утверждали, что в старину здесь проходила дорога в Хиву, и эта версия имеет историческую основу, так как одна из улиц неподалеку в Рогожской слободе до революции называлась Хивская (ныне Добровольческая) - там, в старину стоял Хивский двор, где останавливались восточные послы и купцы. Искаженно Хива превратилась в Шиву. Самое простое толкование гласит, что здесь, в старинном ремесленно-торговом районе Москвы было поселение портных - "швецов", для которых местные кузнечные мастера делали "болванки", оставшиеся в названиях таганских Болвановских улиц (ныне все еще Радищевских). От этих швецов якобы и произошло имя Швивой Горки.


В правой части кадра, что ниже, можно увидеть колокольню Храма Мученика Никиты в лесах - справа от южного корпуса сталинской высотки и за ним. Как мы видим Швивая горка совсем теряется на фоне высотки и находится практически в её дворе.
07.

Действительность сложнее. Современная версия ученых выводит слово "Швивая" из искаженного древнерусского "ушь", означавшего колючую, тернистую, сорную траву. И "ушивая" - это поросшая терновником, колючей травой.

Храм святого Никиты Мученика


Первое летописное упоминание о храме Никиты Мученика относится к 1476 году. Согласно вкладной плите, существующий каменный храм был построен в 1595 году «московским торговым человеком Саввой Емельяновым, сыном Вагиным». Древнейшей частью храма является одностолпный подклет. В нём сохранилась кладка из мелкого «алевизовского» кирпича, такой кирпич начали применять в начале XVI века. Очевидно, Савва Вагин не возводил здание храма с нуля, а перестраивал ранее существовавший каменный храм.

Стена Афонского подворья в Москве.

08.

В 1684-1685 годах с северо-западной стороны к храму была пристроена шатровая колокольня. В это же время был сооружён южный придел Благовещения Пресвятой Богородицы с примыкающей к нему трапезной и северный портал. Кстати, поблизости от Никитского храма некогда находился Яузский дворец Петра Великого.

В 1740-е годы храм вновь обновлялся. Был сооружён придел преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского, возведен главный иконостас.
10.

Из оригинальных особенностей храма можно отметить открытую галерею-гульбище, с которой раньше открывался вид на Москву-реку и Кремль (в настоящее время вид на Кремль закрывает вышеупомянутая «сталинская высотка»).
11.

Галерея-гульбище Храма Мученика Никиты на Швивой горке.
12.

Вид на Москву и Кремль с галереи-гульбища Никитского храма в 1886 году. Впечатляет! - не правда ли!?
13.

В 1878-1880 годы с северо-западной стороны, по проекту архитектора А.М. Попова, сооружён редкий для Москвы придел святой равноапостольной княгини Ольги с отдельным входом.

Еще один редкий дореволюционный снимок Москвы со Швивой горки причем тщательно выполнен в цвете.
14.


"Вид Кремля и Воспитательного дома с колокольни Никиты Мученика. 1872. Хуберт Заттлер".

Храм Никиты Мученика был закрыт в 1936 году. Церковные ворота и ограда были разрушены, а само здание храма от сноса спасло только вмешательство общественности, что само по себе чудо, поскольку к этой самой общественности отношение властей было по сути в то время "никакое".

Въездные ворота храма. 1930-е годы.
15.

В середине 1950-х годов архитектор Лев Артурович Давид отреставрировал древний храм - ранее именно он поднял из руин знаменитую . Тогда шутили, что Никитский храм реставрируют по причине тезоименитства Хрущева. Реставрация, к слову говоря, была произведена только внешне по понятным причинам. В здании храма вплоть до 1990 года располагался склад студии «Диафильм».

В 1991 году Храм Никиты Мученика был передан Русской Православной Церкви. В 1992 году он становится подворьем (московским представительством) Афонского Пантелеймонова монастыря. В настоящее время здесь проходят подготовку будущие насельники этой обители. В 1996 году были построены церковные ограда и Святые врата, в предвратных башнях которых были устроены часовни святого великомученика Пантелеймона (башня слева) и преподобного Силуана Афонского (башня справа).
16.

Афонское подворье в Москве было учреждено в сентябре 1979 года на частные пожертвования. Размещалось представительство тогда в небольшой дворянской усадьбе на Большой Полянке. Одной из наиболее значимых и авторитетных фигур в истории духовного представительства был настоятель Афонского подворья в Москве Преподобный Аристоклий.
17.

Служение старца Аристоклия оставило значимый след в русской духовной жизни. Именно через него на протяжении многих лет осуществлялась связь с Пантелеймоновым монастырём на Святой горе Афон. Он собирал пожертвования на поддержание русских православных монастырей в Греческой Македонии и направлял туда новых послушников, выбравших для себя нелегкую миссию Божественного служения. По инициативе святого старца на Афонском подворье в Москве издавалось периодическое издание "Душеполезный Собеседник". Этот духовно-религиозный журнал пользовался уважением во всей России.
18.

Помимо этого, старец Аристоклий обладал даром духовного целителя и принимал нуждающихся в его помощи, которые шли к нему со всей России. В начале двадцатого века на территории подворья были построены два трёхэтажных здания, в которых разместились богоугодные заведения, домовая церковь и библиотека духовной литературы. Но миссия Афонского подворья в Москве была прервана революционными событиями.

Старец Аристоклий скончался в 1918 году. Первоначально он был похоронен в мраморном склепе усыпальницы подворья. В 1922 году из-за массовых гонений священнослужителей и конфискаций церковного имущества его останки были тайно вывезены из с территории церкви и захоронены на Даниловском кладбище. По свидетельству очевидцев тело старца было нетленно. В 2004 году были обретены его мощи; старец был причислен к лику святых. 13 ноября 2004 года святые мощи преподобного Аристоклия были перенесены крестным ходом из Свято-Данилова монастыря в храм великомученика Никиты на Афонском подворье Москвы, где и находятся сейчас.

Строения Афонского подворья с южной стороны. Швивая горка, все таки, до сих пор "крута́")
19.

Впечатления

Таковы общие сведения о храме и его истории. Добавлю немного своих впечатлений. Место очень колоритное - кажется, что эти «монастырские» стены существовали всегда, но, как вы уже поняли, это не так. Внешне, подворье с Гончарной улицы реально выглядит как небольшой русский древний монастырь. Надо отдать должное реставраторам.

В «монастыре» действуют очень строгие требования к посетителям, гораздо строже, нежели в других православных церквях или монастырях и мне довелось столкнуться с этим строгим местным контекстом. Здесь категорически запрещены фотосъемка и пользование мобильными телефонами. Однажды, мне не дали там даже достать фотокамеру из сумки) Понимая, что вероятно столкнусь с этим вновь, я, войдя на территорию, сразу направился к высокому строгому монаху в черном, идущему навстречу и, поздоровавшись, просто, попросил благословить на фотосъемку. Монах глубоко-пронзительно взглянув мне в глаза, и сделав паузу, разрешил, но так своеобразно, торжественно и веско, что я смог сделать всего лишь несколько фотографий) Именно поэтому визуального материала с территории подворья не так много.


Кстати, рядом со стенами подворья запрещено просить милостыню, о чем предупреждает надпись на стене у ворот. Нищих, действительно нет вообще, в отличии, например, от Успенской церкви на Гончарной, 29/7, где действует, похоже целая группа наркоманов-попрошаек, в жесткой и беспринципной форме требующая денег, даже если ты просто проходишь мимо)

На территории подворья удивительно торжественная строгая и, одновременно, упоительная и насыщенная молитвенная атмосфера. Тебя охватывает водоворот умиротворения и полной внутренней гармонии. В других московских монастырях всё как-то совсем по-другому... Возможно, дело в том, что здесь ответственно готовят кандидатов на иночество в Афонском Пантелеймоновом монастыре в Греции, применяются строгие древние греческие монашеские уставы и соответствующие религиозные практики, что используются здесь безраздельно, в том числе и на духовном уровне, и мы, к счастью, можем к этому чуду прикоснуться своей душой...
21.

Редкое ощущение, - когда ты входишь, как будто, в сакральную зону, отделенную от мира Молитвой и реальным глубоким Смирением. Кстати, именно здесь проводятся редкие богослужения, характерные для старого строгого афонского устава: все воскресные службы совершаются в ночное время (начало в 22.30) до самого утра. Те кто присутствовал на них единодушно отмечают удивительныую легкость очищения и восторженное единение с Богом...

Церковь Всех Святых Афонских. Построена в 2000 году. Она находится за колокольней с западной стороны от церкви Никиты Мученика. На предыдущем фото она видна справа.
22.

Водосвятная часовня и Братский корпус.
23.

Часовня водосвятная..., где освящается вода для трапезы монахов и для богослужений. Построена она в 2000 году. Выделяется куполом в греческом стиле. Для посторонних, обычно, вход в часовню закрыт.
24.

Это Храм апостола Андрея Первозванного при Братском корпусе. Он освящен 3 января 2006 года. Монастырскую церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного освятил на Афонском подворье архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий.
25.

Никитская церковь очень маленькая, древняя, «намоленная». В пространстве храма чутко проявляются твои глубокие личные чувства и затаённое желание исполнения чуда. Находясь здесь, ощущаешь какое-то необъяснимое чувство всецелой причастности и близости к Богу. Я не настолько уж неистово верующий, но это тот самый случай, когда погружение в духовный контекст происходит воистину целиком и полностью. От души рекомендую попробовать это ощутить в удивительном Никитском храме. Вот уж определенно легко причислю эту церковь и само подворье, к реально существующим, так называемым, «местам силы» Старой Москвы.
26.

22 июля 2014 года. FB.ru

Википедия

Фотографии старой Москвы: pastvu.com и другие источники

Афонское подворье в Москве - это своеобразное связующее звено между Святой горой Афон в Греции и древней столицей Российского государства. Чтобы глубже понять духовный смысл подобного представительства, следует внимательней присмотреться к историческим традициям, характерным для Русского православия.

Из российской истории

Монастыри русской православной церкви чаще всего располагались на некотором удалении от больших городов. Чтобы излишняя мирская суета не отвлекала их обитателей от того, чему они решили посвятить остаток своих дней. Но для поддержания деловых и хозяйственных связей с внешним миром некоторые обители оставляли в городах свои представительства или подворья. Нередко к подворьям относилась принадлежащая монастырям земля и недвижимость, на ней расположенная. К подворьям обычно относилось все, что непосредственно не задействовано в исполнении церковного служения. На подворьях велась хозяйственная деятельность, останавливались многочисленные паломники, направляющиеся поклониться христианским святыням. Но Подворье в Москве представляет собой в духовном смысле нечто значительно большее, чем просто дополнение к святой обители.

Святая гора Афон

Во всём православном и христианском мире это место считается одной из величайших святынь. В священной истории оно известно как земной Удел Богородицы. Святая гора Афон расположена на одноимённом полуострове в провинции Македония, что в северо-восточной Греции. На протяжении многих столетий на полуострове существовали монастыри и жили монахи. Теснейшую духовную связь Святой горы Афон и Русского православия можно проследить на протяжении целого тысячелетия, со времен крещения Руси. Помимо прочего, выражается это и в том, что православные паломники на протяжении веков стремились побывать в этом священном месте. Шли они по определённому маршруту, останавливаясь в пути следования на специально обозначенных подворьях. Такова была историческая традиция. В определенном понимании, Афонское подворье в Москве - это одно из таких символических мест остановки паломников на их пути к святой земле. Разумеется, его смысл и значение гораздо глубже, чем простое временное пристанище для странников.

В Москве

Несмотря на глубокую духовную связь Русского православия со Святой горой Афон, официальные представительства духовенства в крупных городах и обеих столицах России стали открываться только во второй половине девятнадцатого века. Афонское подворье в Москве было учреждено в сентябре 1979 года на частные пожертвования. Размещалось представительство в небольшой дворянской усадьбе на Большой Полянке. Одной из наиболее значимых и авторитетных фигур в истории духовного представительства был настоятель Афонского подворья в Москве Преподобный Аристоклий.

Служение старца Аристоклия оставило значимый след в русской духовной жизни. Именно через него на протяжении многих лет осуществлялась связь с Пантелеймоновым монастырём на Святой горе Афон. Он собирал пожертвования на поддержание русских православных монастырей в Греческой Македонии и направлял туда новых послушников, выбравших для себя нелегкую миссию Божественного служения. По инициативе святого старца на Афонском подворье в Москве издавалось периодическое издание "Душеполезный Собеседник". Этот духовно-религиозный журнал пользовался уважением во всей России. Помимо этого, старец Аристоклий обладал даром духовного целителя и принимал нуждающихся в его помощи, которые шли к нему со всей России. В начале двадцатого века на территории подворья были построены два трёхэтажных здания, в которых разместились богоугодные заведения, домовая церковь и библиотека духовной литературы. Но миссия Афонского подворья в Москве была прервана революционными событиями.

После революции

В 1918 году Афонское подворье в Москве фактически прекратило свое существование. В его судьбе не было ничего уникального, такая же участь постигла многие другие православные храмы и монастыри. Как в Москве, так и по всей России. В этом выражалась богоборческая политика пришедших к власти большевиков. На протяжении нескольких десятилетий они методично разрушали основы Русского православия, как и других религиозных конфессий. Здания, находящиеся на территории подворья, были отданы под жилье, а настоятель иеромонах Макарий был в январе 1919 года репрессирован.

Возрождение

Политика государства по отношению к православной церкви принципиальным образом изменилась только в конце двадцатого века. В этот период возродились к жизни многие храмы, пребывавшие в запустении и использовавшиеся в целях далёких от своего предназначения. В 1992 году возобновило свою деятельность и Афонское подворье в Москве. Адрес его изменился, размещается оно в настоящее время в стенах старинного Храма Никиты Мученика на Швивой горке за Яузой. Это один из старейших московских храмов, за время своего существования он подвергался реконструкциям и перестройкам. Но вызывает чувство уважения дата, обозначенная на закладном камне в его основании - 1595 год. Почтовый адрес храма - Россия, Москва 109240, улица Гончарная, 6.

В интернете

Все сколько-нибудь значимые религиозные структуры и организации не могут не быть представленными сегодня во всемирном информационном пространстве. Имеет такое представительство и Афонское подворье в Москве. Сайт Московского Патриархата содержит страницу, ему посвященную.