Порядок государственной регистрации юридического лица (Зобова Е.П.). Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Государственная регистрация для юридических лиц


2017-й год для всех желающих зарегистрировать свое ООО или ИП начался с изменений. Ставшие уже привычными - желтенькие, на официальных бланках, - свидетельства о государственной регистрации ЮЛ и ИП налоговая служба больше не выдает. Эти два документа отменили совсем. Далее все подробности о том, как теперь подтвердить регистрацию ООО или ИП, а также какие документы заменили старые свидетельства о государственной регистрации ЮЛ и ИП.

Откуда появилась такая информация?

"Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, признании утратившими силу отдельных приказов и отдельных положений приказов Федеральной налоговой службы".

Именно этот сентябрьский Приказ ФНС России и отменил свидетельства о регистрации ЮЛ и ИП. Пунктом 3 этого документа было установлено, что Приказ вступил в силу с 01 января 2017 года. Отсюда и срок.


В чем суть изменений?

Первое и самое важное: с 1 января 2017 года при регистрации юридических лиц (ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ИП) вместо свидетельства о государственной регистрации будет выдаваться ЛИСТ ЗАПИСИ нужного реестра - ЕРГЮЛ или ЕГРИП соответственно.

Лист записи теперь - это документ, который подтверждает факт внесения записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Проще говоря, подтверждает, что ЮЛ или ИП зарегистрировано и запись в нужном реестре сделана. Привычных свидетельств о государственной регистрации у ООО или ИП, зарегистрированных после 1 января 2017 года, уже не будет. Вместо них - Лист записи.

Второе , тоже не менее важное, изменение: другие свидетельства - свидетельство о постановке на учет в налоговом органе российской организации по месту ее нахождения и свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе - сохранились , их пока никто не отменял. Но вот печатать их теперь будут не на специальных бланках, а на обычных белых листах формата А4 .

Третье : утвердили новые формы Листа записи ЕГРЮЛ и Листа записи ЕГРИП . Теперь эти два документа выглядят так.

ЛИСТ ЗАПИСИ ЕГРЮЛ (ФОРМА № 50007)

ЛИСТ ЗАПИСИ ЕГРИП (ФОРМА № 60009)


Зачем отменили свидетельства о государственной регистрации ЮЛ и ИП?

Причину нововведений налоговая служба объясняет просто: «в целях повышения эффективности электронного взаимодействия заинтересованных лиц с налоговыми органами в сфере государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей… и учета налогоплательщиков». Эта официальная причина тоже указана в Приказе ФНС России от 12 сентября 2016 года.

Говоря простым языком, чем меньше документов будет выдаваться и чем проще будут эти документы, тем легче и быстрее можно будет новые субъекты бизнеса регистрировать. Отмена бланков строгой отчетности для свидетельств о постановке на учет ЮЛ и физических лиц - это еще и существенная экономия для бюджета.

К слову сказать, отмена свидетельств о государственной регистрации ЮЛ или ИП - это уже второй шаг упрощения регистрационных процедур в России, первая волна «отмены свидетельств» прошла еще летом 2016 - когда с 15 июля отменили свидетельства о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество .


Какие документы теперь выдает налоговая служба после регистрации ООО при создании?

Для новых ООО, документы на регистрацию которых поданы после 1 января 2017 года, в случае принятия положительного решения о регистрации, налоговая служба выдает:

  • Один экземпляр устава ООО с отметкой регистрирующего органа;
  • Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения на обычном листе А4.

Место регистрации юридического лица - это …

В соответствии с ГК РФ место регистрации юридического лица - это место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а если такого органа нет, то иного органа (или лица), уполномоченного выступать от имени организации (п. 2 ст. 54 ГК РФ , п. 2 ст. 8 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). Адрес регистрации компании указывается в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Место государственной регистрации юридического лица это не обязательно место ведения его деятельности (п. 4 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 61). Производственный цех, склад или торговое помещение могут быть расположены совершенно в другом месте. Однако это не означает, что в качестве адреса регистрации можно указать абсолютно любую точку на карте. Хотя бы потому, что по общему правилу адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, это адрес, по которому с организацией можно связаться по почте. Налоговики вправе направлять компании документы, к примеру, требование о представлении пояснений, именно на адрес регистрации (п. 5 ст. 31 НК РФ). И если организация не получит эти почтовые отправления, т.к. по указанному адресу не расположена, то все равно будет считаться, что вся почта ей доставлена (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Отметим, что при регистрации в качестве адреса компании может быть указан адрес места жительства участника ООО или его директора (Письмо ФНС от 23.09.2011 N ПА-21-6/293). При условии что по данному адресу можно будет осуществлять связь с организацией. И если раньше помимо прочих документов налоговики просили предоставить, к примеру, договор аренды помещения, расположенного по тому адресу, где организация решила зарегистрироваться, то сегодня такие требования специалисты ИФНС не предъявляют.

Отказ в регистрации организации из-за недостоверного адреса

Одним из оснований для отказа в регистрации юрлица является указание недостоверных сведений об адресе регистрируемой организации в заявлении на регистрацию по форме Р11001 (пп. «р» п. 1 ст. 23 , пп. «в» п. 1 ст. 5 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

Налоговики могут решить, что указано недостоверное место регистрации ООО, если указанный в документах адрес (п. 2 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 61):

  • обозначен как адрес массовой регистрации компаний, причем со многими из них невозможно по нему связаться (почтовые отправления возвращаются с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.). Кстати, проверить адрес на массовость можно через сервис «Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами» на сайте ФНС;
  • не существует. Или если объект, расположенный по этому адресу, разрушен;
  • является условным адресом, который присвоен объекту незавершенного строительства;
  • априори не может использоваться для связи с юридическим лицом. К примеру, если это адрес размещения органа государственной власти, воинской части и т.п.

Еще один случай, когда адрес признают недостоверным, - если у налоговиков есть заявление от собственника объекта недвижимости о том, что он не разрешает организациям регистрироваться по адресу местонахождения этого объекта недвижимости.

При выявлении любого из указанных обстоятельств, налоговики наверняка откажут в регистрации. Однако в своем решении об отказе они должны будут не только сослаться на определенную норму Закона, но и указать конкретные признаки, которые свидетельствуют о недостоверности адреса (

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Вниманию учредителей и участников ООО! С 25 июня 2019 г. общества с ограниченной ответственностью могут действовать на основании типовых уставов, утвержденных Министерством экономического развития Российской Федерации (приказ от 1 августа 2018 года № 411).

Вниманию учредителей ООО! С 5 мая 2014 г. исключена обязанность по оплате половины уставного капитала на момент регистрации ООО. Учредитель оплачивает свою долю в уставном капитале в определенный договором об учреждении (решением единственного учредителя) срок, но не позднее четырех месяцев с момента регистрации.

Вниманию учредителей АО и ООО! С 7 апреля 2015 г. хозяйственные общества вправе, но не обязаны иметь печать. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества.

Порядок регистрации юридического лица

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган в порядке, установленном

Пошаговая инструкция

Формируем пакет документов

Перечень документов для государственной регистрации юридического лица установлен в ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Определяем, в какой налоговый орган подать документы

Правила государственной регистрации установлены Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Адресом регистрации юридического лица считается тот адрес, по которому находится его руководитель – директор, генеральный директор и т. п., или, выражаясь языком закона, «постоянно действующий исполнительный орган компании». В качестве адреса организации можно использовать адрес собственного офиса учредителя, в том числе и домашний адрес руководителя фирмы. Адресом компании может быть и адрес арендованного помещения.

Для регистрации вам потребуются следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (форма № Р11001);
  • решение о создании, оформленное решением единственного учредителя или протоколом общего собрания учредителей;
  • учредительные документы юридического лица. Представляется в двух подлинных экземплярах в случае представления лично или по почте и в одном экземпляре – при направлении в электронном виде;
  • квитанция об уплате государственной пошлины в размере 4000 руб. ;

    Внимание! С 01.01.2019 при направлении документов для государственной регистрации в форме электронных документов, в том числе через МФЦ и нотариуса, уплачивать государственную пошлину не требуется!

  • документ, подтверждающий статус учредителя, если им выступает иностранное юридическое лицо.

Бланк заявления можно распечатать и заполнить на бумаге, либо сформировать в электронном виде, используя специальную программу, либо сервис.

Внимание! Подпись заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случаев, когда заявитель представляет документы лично и одновременно представляет документ, удостоверяющий его личность, а также когда документы направляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

Заявителями при регистрации могут выступать учредитель или учредители создаваемого юридического лица, руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица, иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

Квитанцию об уплате госпошлины можно не представлять. В этом случае регистрирующий орган самостоятельно запросит сведения об уплате госпошлины у органов Казначейства России.

Внимание! Важно, чтобы по адресу регистрации можно было действительно связаться с компанией.

Регистрирующий орган вправе отказать в регистрации. Исчерпывающий список причин для отказа приведен в

Петербургский правовой портал уже рассказывал, как правильно пройти регистрацию, чтобы начать свой бизнес в статусе индивидуального предпринимателя. Сегодня мы рассмотрим порядок регистрации юридического лица на примере общества с ограниченной ответственностью.

ШАГ 1. Готовим документы

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации юридического лица в регистрирующий орган предоставляются следующие документы:

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме Р11001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@. Подпись заявителей на указанной форме подлежит нотариальному удостоверению, за исключением случаев, когда заявитель представляет документы лично и одновременно представляет документ, удостоверяющий его личность, а также когда документы направляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
  • решение о создании юридического лица . Оно оформляется в виде протокола общего собрания учредителей или решения единственного учредителя. В таком документе фиксируется намерение лиц создать юридическое лицо, указывается наименование, адрес местонахождения юридического лица. Также в протоколе (решении) прописывается порядок формирования уставного капитала, протоколом (решением) утверждается и устав.

    От редакции: Подготовить комплект документов для регистрации ООО можно в бесплатном онлайн-сервисе " " на нашем портале или с помощью конструктора Документовед .

  • учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением). В случае, если документы на государственную регистрацию юридического лица направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре.
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
  • документ об уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей (оригинал).

    В качестве заявителя могут выступать учредитель (учредители) юридического лица или лицо, действующее на основании нотариально удостоверенной доверенности.

    Одновременно с регистрацией юридического лица можно зарегистрировать его филиалы и представительства. А также подать уведомление о применении упрощенной системы налогообложения. Сделать это можно в течение 30 дней с момента регистрации юридического лица (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).

    ВАЖНО

    • Стоимость регистрации - 4000 рублей

    • Время регистрации
    • - 5 рабочих дней

    • Статус после регистрации
    • - юридическое лицо

    Шаг 2. Оплачиваем уставный капитал

    Уставный капитал ООО может быть оплачен на момент государственной регистрации юридического лица либо в течение четырех месяцев с момента государственной регистрации общества. Срок оплаты Уставного капитала определяется в решении единственного учредителя или в договоре об учреждении.

    Минимальный размер Уставного капитала ООО составляет 10 000 рублей. Внести эту сумму можно деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами. Денежная оценка имущества, вносимого для оплаты долей в уставном капитале общества, утверждается решением общего собрания участников общества, принимаемым всеми участниками общества единогласно. Если же номинальная стоимость доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежными средствами, составляет более чем двадцать тысяч рублей, то для ее оценки необходимо привлечь независимого оценщика (ст. 14, 15 ФЗ № 14-ФЗ от 08.02.1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

    Регистрация ЮЛ рассматривается на примере ООО. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" имеет преимущественную силу перед (), как специальный закон, которым могут быть предусмотрены исключения. Это связано еще и с тем, что налоговые органы по настоящее время регистрируют ООО с уставным капиталом, полностью оплаченным неденежными средствами.

    Коллизии будут возникать до тех пор, пока не будут внесены изменения в специальные законодательные акты.

    ШАГ 3. Определяем налоговый орган

    Государственная регистрация юридических лиц производится в том регионе, в котором поданы документы о регистрации. Чаще всего, это территория на которой находится руководство организации, его еще называют исполнительным органом юридического лица. К этому расплывчатому определению можно отнести правление, дирекцию, директора, или генерального директора.

    В качестве адреса юридического лица при регистрации можно использовать адрес собственного офиса учредителя, в том числе и домашний адрес руководителя фирмы. Адресом юридического лица может быть и адрес арендованного помещения.

    НАША СПРАВКА

    Правила государственной регистрации юридического лица (ООО, ПАО и т.д.) устанавливает Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Чаще всего юридические лица создаются в форме обществ с ограниченной ответственностью, реже в форме публичных акционерных обществ, кооперативов и т. д.

    ШАГ 4. Подаем документы

    Документы на государственную регистрацию можно подать несколькими удобными способами:

    1. Лично или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности непосредственно в налоговый орган или в многофункциональный центр.
    2. По почте ценным письмом с описью вложения.
    3. В электронном виде с помощью сервиса «Подача электронных документов на государственную регистрацию». Данным сервисом можно воспользоваться через третьих лиц или нотариусов, которые имеют квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи и соответствующий ему ключ электронной подписи.

    ШАГ 5. Получаем документы

    Документы о государственной регистрации можно получить через 5 рабочих дней, если был представлен надлежащий пакет документов и в заявлении по форме Р11001 не содержалось ошибок. Отказ в государственной регистрации в качестве юридического возможно только в случаях прямо предусмотренных законом (п. 1 ст. 23 Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

    Самой распространенной причиной отказа в государственной регистрации является неправильное оформление заявления по форме Р11001 (неверный выбор шрифта заполнения формы, лишние пробелы, неправильный перенос текста, недопустимые или неправильные сокращения, пропуск какого-либо поля для заполнения, опечатки).

    В случае отказа в государственной регистрации государственная пошлина не возвращается и при повторном обращении в налоговый орган за государственной регистрацией требуется ее повторная оплата.

    Налоговый орган выдает следующий комплект документов:

  • Свидетельство о государственной регистрации юридического лица.
  • Свидетельство о постановке юридического лица на учет в налоговом органе.
  • Устав с отметкой регистрирующего органа.
  • Лист записи ЕГРЮЛ.
  • Выписку из ЕГРЮЛ.
  • Уведомление о регистрации в качестве страхователя (в случае если ФСС РФ успеет направить указанные документы в налоговый орган до момента выдачи документов с государственной регистрации).

    Документы можно получить лично или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности. Налоговая инспекция может направить готовый пакет документов и по почте. Однако документы направляются по почте только по адресу регистрации юридического лица.

    О регистрации индивидуального предпринимателя читайте тут

  • Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом. После этого основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.

    Документы, представляемые в регистрирующий орган юридическими лицами при их создании

    Заявление о государственной регистрации по форме

    Решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ

    Учредительные документы юридического лица

    Выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя

    Документ об уплате государственной пошлины

    Место государственной регистрации юридических лиц при их создании

    По месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа

    По месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа

    Срок государственной регистрации

    Не более 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган

    Документы, выдаваемые регистрирующим органом в случае регистрации юридического лица

    Расписка о получении документов, представленных заявителем

    Свидетельство о государственной регистрации юридического лица

    Лист записи в ЕГРЮЛ

    Выписка из ЕГРЮЛ

    1. Прекращение деятельности юридического лица.

    Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации (кроме случаев выделения из состава юридического лица другой организации) или ликвидации и, как правило, носит окончательный характер.

      1. Реорганизация юридического лица.

    При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого юридического лица или их часть переходят к иным субъектам права, т.е. происходит правопреемство.

    Реорганизация юридических лиц может осуществляться путем слияния нескольких организаций лиц в одну новую, присоединения юридического лица к другому, разделения юридического лица на несколько новых организаций, выделения из состава организации других юридических лиц или преобразования, т. е. смены организационно-правовой формы юридического лица. При выделении, разделении или слиянии нескольких организаций возникает как минимум один новый субъект права, поэтому в таких случаях реорганизация считается законченной в момент государственной регистрации вновь созданных юридических лиц. При присоединении новых юридических лиц не возникает, и, следовательно, реорганизация завершается в момент исключения присоединенной организации из единого государственного реестра.

    В настоящее время допускается реорганизация с одновременным сочетанием различных ее форм; реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах (абз. 2 п. 1, п. 3 ст. 57 ГК РФ). При этом, государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц - первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (п. 1 ст. 60.1 ГК РФ).

    Реорганизация, как правило, проводится по решению участников юридического лица (или собственника его имущества), т.е. добровольно. Однако в отношении коммерческих организаций закон предусматривает и такие случаи, когда реорганизация может быть произведена принудительно. В таком случае она поручается назначенному судом арбитражному управляющему (а не внешнему управляющему, как было указано в п. 2 ст. 57 ГК РФ в прежней редакции). Арбитражный управляющий привлекается и в случаях принудительной ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 61, п. 5 ст. 62 ГК РФ). Пункт 2 ст. 57 ГК РФ указывает на то, что арбитражный управляющий назначается в установленном законом порядке. Соответственно, необходимо установление такого порядка.

    В зависимости от того, в какой форме проводится реорганизация юридического лица, она оформляется только передаточным актом. Законодатель исключил такой документ, как разделительный баланс.

    Правила о правопреемстве при реорганизации юридических лиц были дополнены следующими нормами:

    При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией (п. 5 ст. 58 ГК РФ);

    Передаточный акт должен содержать порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (п. 1 ст. 59 ГК РФ);

    Если передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юридического лица, а также если из передаточного акта или иных обстоятельств следует, что при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемых юридических лиц, что привело к существенному нарушению интересов кредиторов, реорганизованное юридическое лицо и созданные в результате реорганизации юридические лица несут солидарную ответственность по такому обязательству. (п. 5 ст. 60 ГК РФ).

    Реорганизация существенно затрагивает интересы кредиторов юридического лица, коль скоро их должник прекратит свое существование. Поэтому обязательным ее условием является предварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков (ст. 60 ГК).

    Изменения в гражданское законодательство более детально урегулировали вопросы защиты прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, в частности, в ГК РФ включены следующие нормы:

    Законом может быть предусмотрена обязанность реорганизуемого юридического лица уведомить в письменной форме кредиторов о своей реорганизации (абз. 3 п. 1 ст. 60 ГК РФ). В настоящий момент такая обязанность предусмотрена п. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

    Уточнены нормы о праве кредитора потребовать досрочного исполнения обязательства и порядке реализации этого права, установленные п.п. 2-4 ст. 60 ГК РФ. Так, кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим лицом .

    Кредитор любого юридического лица, если его права требования возникли до опубликования сообщения о реорганизации юридического лица, вправе в судебном порядке потребовать досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, или прекращения обязательства и возмещения убытков в случае, если реорганизуемым юридическим лицом, его участниками или третьими лицами не предоставлено достаточное обеспечение исполнения соответствующих обязательств.

    Требование может быть предъявлено не позднее чем в течение тридцати дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации юридического лица. Предъявление кредиторами требований не является основанием для приостановления процедуры реорганизации юридического лица. Предъявленные в срок требования должны быть исполнены до завершения процедуры реорганизации, в том числе внесением долга в депозит в случаях, предусмотренных ст. 327 ГК РФ. Однако, право заявления такого требования не предоставляется кредитору, уже имеющему достаточное обеспечение.

    Также предусмотрено, что кредитор не вправе требовать досрочного исполнения/прекращения обязательства или возмещения убытков, если в течение тридцати дней с даты предъявления кредитором этих требований ему будет предоставлено достаточное обеспечение. Обеспечение считается достаточным, если:

    Кредитор согласился принять такое обеспечение;

    Кредитору выдана независимая безотзывная гарантия кредитной организацией , кредитоспособность которой не вызывает обоснованных сомнений, со сроком действия, не менее чем на три месяца превышающим срок исполнения обеспечиваемого обязательства, и с условием платежа по предъявлении кредитором требований к гаранту с приложением доказательств неисполнения обязательства реорганизуемого или реорганизованного юридического лица.

    Если требования кредитора не было удовлетворено и ему не было предложено достаточное обеспечение исполнения обязательства, солидарную ответственность перед кредитором несут:

    Юридические лица, созданные в результате реорганизации,

    Реорганизованное юридическое лицо (при реорганизации в форме выделения),

    Следующие лица, если они своими действиями (бездействием) способствовали наступлению указанных последствий для кредитора: лица, имеющие фактическую возможность определять действия реорганизованных юридических лиц; члены их коллегиальных органов; лицо, уполномоченное выступать от имени реорганизованного юридического лица.

    Вместе с тем, закреплено, что к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, вышеуказанные правила ГК РФ не применяются (абз. 2 п. 5 ст. 58 ГК РФ).

    Измененный ГК РФ регулирует вопросы признания решения о реорганизации юридического лица недействительным, а также признания реорганизации корпорации несостоявшейся.

    Признание реорганизации корпорации несостоявшейся (ст. 60.2 . ГК РФ) относится только к такой организационно-правовой форме как корпорация. Реорганизация унитарной организации не может быть признана несостоявшейся.

    Эта процедура производится только в судебном порядке.

    Основаниями для этого являются случаи, когда решение о реорганизации не принималось участниками корпорации; либо в случае представления для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, документов, содержащих заведомо недостоверные данные о реорганизации. Причем, специального срока для обращения не установлено.

    Инициаторам является участник корпорации, голосовавший против принятия решения о реорганизации корпорации или не принимавший участия в голосовании.

    Последствиями признания реорганизации несостоявшейся:

    1. Восстанавливаются юридические лица, существовавшие до реорганизации, с одновременным прекращением юридических лиц, созданных в результате реорганизации;

    2. Сделки юридических лиц, созданных в результате реорганизации, с лицами, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохраняют силу для восстановленных юридических лиц, которые являются солидарными должниками и солидарными кредиторами по таким сделкам;

    3. Переход прав и обязанностей признается несостоявшимся, при этом предоставление, осуществленное в пользу юридического лица, созданного в результате реорганизации, должниками, добросовестно полагавшимися на правопреемство на стороне кредитора, признается совершенным в пользу управомоченного лица. Если за счет имущества (активов) одного из юридических лиц, участвовавших в реорганизации, исполнены обязанности другого из них, перешедшие к юридическому лицу, созданному в результате реорганизации, к отношениям указанных лиц применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения.

    Произведенные выплаты могут быть оспорены по заявлению лица, за счет средств которого они были произведены, если получатель исполнения знал или должен был знать о незаконности реорганизации.

      Участники ранее существовавшего юридического лица признаются обладателями долей участия в нем в том размере, в котором доли принадлежали им до реорганизации. При смене участников юридического лица в ходе реорганизации или по ее окончании доли участия участников ранее существовавшего юридического лица возвращаются им по правилам, предусмотренным п. 3 ст. 65.2 ГК РФ (восстановление корпоративного контроля).