Порядок проведения аккредитации. Перечислите основные этапы процесса аккредитации организаций, осуществляющих деятельность органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий Решение по аккредитации включает
Аккредитация включает следующие этапы:
Представление заявки и комплекта документов на аккредитацию;
Экспертизу поданных документов с оценкой соответствия органа по сертификации или испытательной лаборатории установленным требованиям;
Аттестацию (проверку), проводимую с целью установления фактического состояния органа или лаборатории представленным документам;
Принятие решения об аккредитации по результатам экспертизы и аттестации;
Оформление и выдачу заявителю аттестата аккредитации, утверждение «Положения об органе сертификации (или об испытательной лаборатории)»;
Инспекционный контроль за деятельностью органа по сертификации, который может быть периодическим или внеплановым.
Каждый последующий этап аккредитации проводится при положительном результате предыдущего этапа.
Лаборатория, претендующая на аккредитацию, направляет официальную заявку в центральный орган по сертификации (для информации) и в национальный орган по аккредитации.
К заявке, направляемой в орган по аккредитации, прилагаются:
- «Руководство по качеству» аккредитованной лаборатории;
Проект «Паспорта аккредитованной лаборатории»;
Проект «Положения об аккредитованной лаборатории»;
Образец протокола количественного химического анализа (ЮСА), который аккредитуемая лаборатория предполагает выдавать заказчику;
Анкета о готовности испытательной лаборатории к аккредитации;
Область аккредитации испытательной лаборатории. Аккредитующий орган проводит экспертизу представленных
материалов. Продолжительность экспертизы - не более одного месяца со дня получения материалов. По ее результатам аккредитующий орган принимает решение о возможности аккредитации лаборатории, устанавливает сроки проведения проверки. Отказ в проведении аккредитации должен быть обоснованным, но не содержащим конкретных рекомендаций, выполнение которых гарантировало бы аккредитацию. В случае положительного результата экспертизы аккредитующий орган разрабатывает и утверждает программу проведения аттестации.
Аккредитующий орган формирует комиссию с учетом специализации аккредитуемой лаборатории из числа квалифицированных специалистов с обязательным привлечением представителей органов общегосударственных служб контроля и надзора и направляет ее в аккредитуемую лабораторию.
Перед началом проверки комиссия знакомится с заявкой на аккредитацию и результатами экспертизы представленных материалов. На основе утвержденной программы проведения аттестации составляет программу экспериментальной проверки качества проведения КХА. Непосредственно на месте комиссия проверяет соответствие лаборатории критериям аккредитации, а также соответствие представленной информации фактическому состоянию объекта аккредитации.
По результатам проверки комиссия составляет акт и представляет его в аккредитующий орган и аккредитуемую лабораторию.
На основе акта комиссии аккредитующий орган принимает решение об аккредитации лаборатории либо об отказе в аккредитации.
При положительном результате выдается аттестат аккредитации со сроком действия до пяти лет. Сведения об аккредитованном органе или лаборатории вносятся в Государственный реестр. Повторная аккредитация зависит от результатов инспекционного контроля и может проводиться по сокращенной программе. Инспекционный контроль проводит аккредитующий орган с участием представителей территориального органа, осуществляющего государственный контроль.
По результатам инспекционного контроля может быть приостановлено действие аттестата аккредитации до устранения обнаруженных недостатков в деятельности органа по сертификации или испытательной лаборатории.
Поэтому лаборатория должна не только представить сведения, необходимые для прохождения аккредитации, но и соответствовать критериям аккредитации, что положительно скажется на результатах проводимых испытаний.
На практических занятиях студенту предлагается составить документы заявки на аккредитацию испытательной лаборатории, с деятельностью которой он познакомился в период прохождения производственной практики. Выполнение такой работы поможет уяснить некоторые теоретические вопросы аккредитации и оцепить целесообразность этого процесса в отношении конкретной лаборатории.
Организация деятельности испытательных лабораторий
Испытательная лаборатория должна обладать юридическим статусом, либо административной и организационной структурой испытательной лаборатории. Юридический статус испытательной лаборатории должен соответствовать действующему законодательству. Она может быть самостоятельным юридическим лицом или подразделением в его составе. Испытательные лаборатории и их персонал не должны подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказывать влияние на выводы или оценки.
Всякое влияние на результаты испытаний со стороны внешних организаций или лиц должно быть исключено. (Испытательная лаборатория не имеет права заниматься деятельностью, способной подорвать доверие в отношении ее независимости в принятии решений и беспристрастности при проведении испытаний. Оплата труда персонала, которому поручено проводить испытания, не должна зависеть от количества испытаний и их результатов.
Если изделие испытывают организации, которые приняли участие в разработке, производстве или реализации этих изделий (например, изготовители), то должны быть разработаны дополнительные требования об условиях, обеспечивающих объективность испытаний.
Организационная структура лаборатории должна обеспечивать для каждого сотрудника конкретную сферу деятельности и пределы его полномочий (обязанностей и ответственности).
Типовая структура испытательной лаборатории в соответствии с требованиями ЕК 45001 и ГОСТ Р 51000.3-96.
Общее руководство испытательной лаборатории осуществляет руководитель и формирует политику ее деятельности.
Ответственный за систему обеспечения качества разрабатывает и контролирует выполнение положений «Руководства по качеству» лаборатории.
Заместитель руководителя по испытаниям несет ответственность за выполнение всех технических задач, связанных с проведением испытаний.
Специалисты группы по испытаниям непосредственно проводят испытания продукции и оформляют протоколы испытаний в обозначенной области.
Специалисты и эксперты, непосредственно участвующие в проведении испытаний и оценок, должны быть аттестованы в установленном порядке. В отношении требований к обеспечению конфиденциальности персонал лаборатории должен иметь обязательства по неразглашению профессиональных тайн, касающихся третьих лиц.
Большое внимание в испытательной лаборатории должно уделяться мероприятиям по повышению квалификации персонала. Они должны проводиться как для новых, так и для опытных сотрудников. Различают внешнее и внутреннее повышение квалификации. Внешнее , проходит в традиционных формах - участие в конференциях и семинарах, учеба на курсах, самоподготовка; внутреннее проявляется в регулярных обсуждениях сотрудниками лаборатории проблем, связанных с квалификацией (по аналогии со знаменитыми японскими «кружками качества»).
Международная организация «EUROLAB», объединяющая испытательные лаборатории разных стран Европы, установила четыре уровня квалификации персонала, проводящего испытания:
1. Элементарный уровень - неспециальное образование и специальная подготовка.
2. Базовый уровень - основное профессиональное образование, необходимое для выполнения работ в лаборатории.
3. Повышенный уровень - более высокое основное профессиональное образование для выполнения работ в лаборатории и более
расширенные знания.
4. Наивысший уровень - высшее образование (вуз), способности к решению сложных испытательных задач, углубленные знания испытаний и управления (менеджмента).
Каждый из этих четырех уровней предусматривает три градации квалификации: достаточную, хорошую и отличную.
Посредством этих критериев оценивается персонал при аккредитации испытательных лабораторий на соответствие ЕК 45001.
Испытательная лаборатория должна быть оснащена средствами измерений, испытаний и контроля, а также расходными материалами (химическими реактивами, веществами и др.) для правильного проведения испытаний и измерений, что требуется для признания ее компетентности. В исключительных случаях можно на договорных условиях применять оборудование, не принадлежащее лаборатории притом - что это оборудование аттестовано, а средства измерений проверены в установленном порядке. Данные по оснащенности техническими средствами испытаний приводятся в «Руководстве по качеству».
Оборудование лаборатории, в том числе и средства измерений, должны использоваться по назначению. Документация по его эксплуатации и техническому обслуживанию должна быть доступна. Неисправное оборудование, которое дает при испытании сомнительные результаты, должно быть снято с эксплуатации и отмечено соответствующим образом, указывающим на его непригодность. Такое оборудование следует хранить в специально отведенном месте до тех пор, пока оно не будет отремонтировано, а его пригодность не будет подтверждена с помощью испытаний или списано.
Каждая единица оборудования для испытания ила измерения должна иметь регистрационную карточку, содержащую следующие сведения:
Наименование оборудования;
Наименование изготовителя (фирмы), тип (марка), заводской и инвентарный номер; даты получения и ввода в эксплуатацию;
Месторасположение в настоящее время (в случае необходимости);
Состояние на момент получения;
Данные о ремонте и обслуживании;
Описание всех повреждений или отказов, переделок или ремонта.
Калибровка или проверка измерительного и испытательного оборудования при необходимости проводится перед вводом его в эксплуатацию и далее в соответствии с установленной программой. Общая программа калибровки оборудования должна обеспечивать отслеживаемость измерений, проводимых лабораторией на соответствие национальным и международным образцовым средствам измерений, если таковые существуют.
Если подобную отслеживаемость осуществить невозможно, то испытательной лаборатории необходимо представить убедительные доказательства корреляции или точности результатов испытаний. Образцовые средства измерений, имеющиеся в лаборатории, следует использовать только для калибровки рабочего оборудования и не применять для других целей. Образцовые средства измерений должны быть калиброваны компетентным органом, который может обеспечить отслеживаемость их на соответствие национальным иди международным эталонам. При необходимости испытательное оборудование может подвергаться контролю между периодическими повторными калибровками. Образцовые вещества должны, по возможности, отслеживаться на соответствие национальным или международным стандартным образцовым веществам.
Помещения испытательной лаборатории должны обеспечивать условия, неспособные отрицательно повлиять на точность и достоверность испытаний. Помещения для проведения испытаний должны быть защищены от воздействия таких факторов, как повышение температуры, пыль, влажность, пар, шум, вибрация, электромагнитные возмущения, и отвечать требованиям применяемых методик испытаний, санитарных норм и правил, требованиям безопасности труда и. охраны окружающей среды. Помещения должны быть достаточно просторными, чтобы устранить риск порчи оборудования и возникновения опасных ситуаций, обеспечить сотрудникам свободу перемещения и точность действий. Помещения для испытаний должны быть оснащены требуемыми оборудованием и источниками энергии, а при необходимости устройствами для регулирования условий, в которых проводятся испытания. Доступ к зонам испытаний и их использование должны соответствующим образом контролироваться. Должны быть также определены условия допуска лиц, не относящихся к персоналу данной лаборатории. Это еще одно из условий обеспечения конфиденциальности информации о деятельности лаборатории для третьих лиц. Данные о состоянии производственных помещений и план их размещении составляют отдельный раздел «Руководства по качеству».
Техническая компетентность испытательной лаборатории определяется наличием в ней квалифицированного персонала, не обходимых средств измерений, испытаний и контроля; помещений с соответствующими условиями окружающей среды; документированных рабочих процессов; нормативно-методических документов на методы и средства испытаний; системы обеспечения качества испытаний.
Персонал испытательной лаборатории должен иметь достаточное образование и квалификацию. При этом учитываются следующие моменты:
1. базовое образование;
2. специальное профессиональное образование до начала работы в лаборатории;
3. обучение и подготовка по специальным вопросам после начала работы в лабораторий;
4. знание методов и средств измерений, испытаний и контроля, необходимых для проведения конкретных испытаний, полученных в ходе повышения квалификации;
5. опыт работы в группах испытаний или на руководящих должностях в испытательной лаборатории.
Помимо этого лаборатория должна располагать необходимой документацией и сведениями, касающимися квалификации, практического опыта и подготовки кадров. Эти данные приводятся в «Руководстве по качеству». Для каждого специалиста предусмотрена должностная инструкция с установлением функций и обязанностей, прав и ответственности, а так же квалификационные требования, технические знания и опыт работы.
Весь процесс аккредитации проходит в четыре этапа. Рекомендации по аккредитации Р 50.4.001-96 предусматривают пять этапов, содержание которых полностью совпадает с рассматриваемым вариантом. Каждый этап состоит из стандартных процедур (рис.1.19).
Этап подачи заявки включает следующие процессы:
а) запрос испытательной лаборатории или органа по сертификации о возможности аккредитации в данном органе, о требованиях и правилах ее проведения. Орган по аккредитации направляет заявителю необходимые информационные материалы;
б) предварительное обсуждение вопросов аккредитации между органом и заявителем после ознакомления с информационными материалами;
в) заявку на аккредитацию по специальной форме, где заявитель указывает область аккредитации (виды продукции и услуг, сертификация которых планируется, или виды испытаний), обязательства по проведению процедуры аккредитации и ее оплаты независимо от результата.;
г) регистрацию заявки в органе по аккредитации;
д) анализ полноты данных заявки и приложений к ней, которые содержат данные о юридическом статусе испытательной лаборатории или органа по сертификации, оснащенности производственными площадями, оборудованием, кадрами и нормативной документацией, а также заполненную анкету-вопросник о готовности к аккредитации и руководство по обеспечению качества;
е) заключение договора между органом по аккредитации и заявителем, в котором оговариваются права и обязанности обеих сторон.
Этап проведения экспертизы состоит из следующих процессов:
а) назначения экспертов для аккредитации по согласованию с заявителем. В качестве руководителя экспертизы выступает обычно штатный эксперт органа (системный эксперт), а в качестве технических консультантов - эксперты из числа привлекаемых на основании субподряда;
б) распределения обязанностей при аккредитации между членами экспертной комиссии, которое проводит главный эксперт; заявочных документов экспертами по специальным вопросам
в) анализа органе по аккредитации
г) проведения экспертизы непосредственно в испытательной лаборатории или органе по сертификации по общим и специальным критериям;
д) составления отчета по экспертизе членами экспертной комиссии.
Этап решения по аккредитации включает следующие операции:
а) проверку результатов экспертизы по отчету экспертной комиссии. Утверждение или отклонение решения экспертной комиссии проводит комиссия по аккредитации, в состав которой входят руководитель органа и члены секторных комитетов;
б) оформление аттестата аккредитации при положительном решении. Срок действия аттестата, в котором указывается область сертификации или испытаний, максимально составляет 5;
в) занесение в реестр аккредитованных органов по сертификации или испытательных лабораторий.
Этап инспекционного контроля заключается в том, что орган по аккредитации следит за выполнением требований аккредитации в течение срока действия аттестата. Он проводится ежегодно и оплачивается заявителем на основании договора.
Таким образом, аккредитация способствует обеспечению качества сертификации и доверию к ее результатам и методам.
Рыночные отношения и проблема качества. Качество как средство конкурентной борьбы и фактор успешной коммерческой деятельности
Качество продукции – понятие довольно емкое и широкое. Общеизвестно, что технический уровень и качество продукции формируются ("закладываются") при ее разработке, обеспечиваются в процессе производства и поддерживаются в ходе эксплуатации и ремонта. Однако на последнем этапе они снижаются по разным причинам, в том числе по мере морального старения.
Специалисты различают технический, экономический и философский аспекты качества. Рассматривая в нашем случае техническую сущность понятия "качество", следует представлять, что продукция имеет ряд свойств, описываемых (устанавливаемых в технической документации) с помощью значительного количества технических характеристик (показателей качества). Выбор состава таких характеристик (параметров) обеспечивает полноту понятия "качество", которая в значительной мере зависит от объективности и квалификации разработчиков продукции.
Под воздействием интенсивного развития рыночных отношений в мировой экономике на смену задаче строгого соответствия стандартам производителя приходит новая: обеспечение соответствия реальным потребностям потребителя, который желает и должен получить возможность свободного выбора из множества аналогичных товаров тех, что наиболее пригодны с точки зрения их использования. К обеспечению соответствия стандартам добавляется необходимость обеспечения соответствия использования продукции. Решение этой задачи потребовало изменения технологии контроля качества товаров. Технический контроль начинает превращаться в специализированный вид деятельности, направленный на регулирование качества, анализ причин дефектов, выработку мер по их устранению и проведение мер профилактического характера. На смену средствам технического контроля приходят средства технического управления качеством продукции.
В 70-е гг. конкурентная борьба производителей за рынки сбыта выдвигает как одну из основных целей производства продукции обеспечение соответствия стоимости, т.е. сочетание высокого качества продукции и низкой стоимости. Достижение этой цели потребовало, в дополнение к используемым средствам технического управления качеством, развития и совершенствования элементов организационного управления качеством. На базе объединения технического и организационного управления родилась концепция комплексного управления качеством продукции.
Внедрение комплексного управления качеством продукции означало завершение перехода от важности "внутреннего контроля качества" к важности "внутреннего строительства качества". Этот переход привел в 70-х гг. ведущие предприятия многих стран к новому уровню качества их продукции, основанному на обеспечении соответствия ее стандартам, использованию и стоимости.
В 80-х гг. в результате дальнейшего обострения конкурентной борьбы происходит очередная переориентация целей в области обеспечения качества продукции. Высокий уровень индустриального развития большинства стран позволял не только быстро копировать технологию производства и обеспечение этих соответствий, но и иметь в ряде случаев более низкие издержки (на рабочую силу, на землю и т.п.). В этой связи стратегической целью становиться соответствие скрытым требованиям потребителей, что побудило производителей к созданию так называемых "новаторских товаров", т.е. тех, которые удовлетворяли бы желания потребителей до того, как эти желания у них появятся.
Для достижения новых целей в области обеспечения качества и под мощным воздействием японского опыта с середины 80-х гг. в мировой практике стал формироваться новый подход, характерный и для настоящего времени, получивший название "всеобщее управление качеством".
Порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, а также перечень органов по аккредитации определяется Правительством Российской Федерации.
Общие требования к аккредитации ОС по сертификации продукции и услуг, а также к аккредитации испытательных лабораторий приведены в ГОСТ Р 51000.6–2008 и в ГОСТ Р 51000.4– 2008. В указанных документах определены общие подходы к организации аккредитации ОС и ИЛ, рассмотрена процедура (порядок) проведения работ по критериям аккредитации, предложены типовые формы документов, сопровождающих все этапы проведения аккредитации ОС и ИЛ, начиная от заявки на проведение аккредитации и заканчивая оформлением результатов.
Деятельность предприятий и организаций в области технического регулирования, в отношении аккредитации, осуществляется в следующих направлениях:
- – подготовка предприятия (организации) к аккредитации в качестве органа по сертификации;
- – подготовка предприятия (организации) к аккредитации в качестве испытательной лаборатории;
- – организация работы ОС;
- – организация работы ИЛ;
- – подготовка ОС и ИЛ к проведению инспекционного контроля;
- – осуществление и оформление ОС и ИЛ корректирующих мероприятий.
Основополагающим организационно-методическим документом, определяющим порядок рассмотрения и прохождения документов при аккредитации в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (далее – Госстандарт), является приказ от 18.05.2005 № 611. Указанный документ направлен на дальнейшее совершенствование деятельности по организации и проведению работ по аккредитации, осуществляемых ОС и ИЛ. С этой целью утверждены: временный порядок рассмотрения и прохождения документов при аккредитации в Госстандарте, состав рабочей комиссии Госстандарта по аккредитации, положение о рабочей комиссии Госстандарта по аккредитации.
Работы по аккредитации ОС и ИЛ осуществляют уполномоченные Госстандартом организации, в том числе: ВНИИС, ВПИЦСМВ, ВПИИПМАШ, ВПИИстандарт, УИИИМ, Технический центр Гегистра систем менеджмента качества, ФГУ Ростест-Москва, Тест-С.-Петербург, региональные центры стандартизации и метрологии (ЦСМ).
Порядок аккредитации ОС и ИЛ в Росстандарте представлен в табл. 10.1, а необходимый состав документов приведен в табл. 10.2.
Таблица 10.1
Порядок аккредитации ОС и ИЛ в Росстандарте
Этап работы |
Участник |
Выполняемые функции |
|
Рассмотрение заявки и прилагаемого к ней комплекта документов |
Заявитель |
Подготавливает документы в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51000.6-2008, ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021 – 2008. Направляет заявку и комплект документов в аккредитующий орган |
|
Назначение уполномоченной организации |
Аккредитующий орган (Росстандарт) |
Проверяет правильность оформления заявки и комплектность представленных документов. Определяет уполномоченную (экспертную) организацию из числа установленных. Информирует заявителя о рассмотрении документов. Направляет заявку и комплект документов в экспертную организацию |
|
Экспертиза документов |
Уполномоченная организация |
Проводит экспертизу документов на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2008 и ГОСТ Р 51000.6–2008. Оформляет экспертное заключение. Подготавливает предложения по оформлению аттестационной комиссии. Примечание. Работы по экспертизе проводит на основании договора с заявителем. Согласует состав аттестационной комиссии с заявителем Передает экспертное заключение и предложения по составу аттестационной комиссии в аккредитующий орган для принятия решения |
|
Принятие решения по работе аттестационной комиссии |
Аккредитующий орган |
Согласует состав аттестационной комиссии. Разрабатывает и утверждает программу работы аттестационной комиссии |
|
Аттестация заявителя (оценка на месте) |
Аттестационная комиссия |
Проводит аттестацию заявителя в соответствии с утвержденной программой работы. Оформляет акт аттестации. Передает акт в экспертную организацию. Примечание. Всеми членами аттестационной комиссии должны быть завизированы (с расшифровкой подписи):
|
|
Подготовка документов ддя принятия решения об аккредитации |
Экспертная организация |
Готовит и представляет в аккредитующий орган комплект документов заявителя и предложение о возможности аккредитации его в заявленной области |
|
Принятие решения об аккредитации |
Аккредитующий орган |
Рассматривает документы заявителя и предложения экспертной организации. Утверждает аттестат аккредитации и область аккредитации. Регистрирует ОС в Государственном реестре. Передает документы зарегистрированного ОС в экспертную организацию для передачи заявителю |
Таблица 10.2
Комплект документов, представляемых ОС и ИЛ на аккредитацию
Вид документа |
Документ, устанавливающий форму |
Примечание |
|
ГОСТ Р 51000.4-2008 (форма А1, используемая при аккредитации ИЛ) |
Направляется в аккредитующий орган, заверенная подписями и печатью |
||
ГОСТ Р 51000.6-2008 (форма А1, приложение А, используемые при аккредитации ОС) |
|||
Анкета-вопросник |
ГОСТ Р 51000.4-2008 (по форме АЗ для ИЛ) и ГОСТ Р 51000. 6–2008 (по форме А4 для ОС) |
||
Приказ по организации о создании ОС(ИЛ) |
|||
Область аккредитации ОС (ИЛ) |
ГОСТ Р 51000.4-2008, ГОСТ Р 51000.6-2008, ГОСТ Р ИСО/ МЭК 65-2000, ГОСТ Р ИСО/ МЭК 17021-2008, Р 50.1.055-2005 |
||
Копия устава организации |
Нотариально заверенная с приложением свидетельства о регистрации |
||
Руководство но качеству ОС(ИЛ) |
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2008, ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000, ГОСТ Р 40.002-2000, ГОСТ ИСО 9001-2008 |
||
Копии сертификатов компетентности экспертов |
По формам, установленным в системе сертификации ГОСТ Р |
||
Справка о деятельности ОС (ИЛ) |
Объем выполненных работ по сертификации, количество выданных сертификатов, виды сертификационных работ |
В ОС и ИЛ особое внимание при подаче документов на аккредитацию обращается на высшую степень отработки руководства по качеству, которое должно отвечать требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2008, ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000, ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и ГОСТ Р 40.003-2008.
ОС и ИЛ должны установить, внедрить и поддерживать систему менеджмента качества в соответствии с областью их деятельности.
Им следует документально оформить свою политику, процедуры и инструкции в объеме, необходимом для обеспечения высоких показателей испытаний и/или калибровок, по улучшению результативности и эффективности менеджмента качества ОС и ИЛ. Необходимо отметить, что выполнение этих задач ОС и ИЛ будет более эффективным и качественным в связи с принятием межгосударственного стандарта ГОСТ ИСО/МЭК 17025– 2009.
Этот документ содержит все требования, необходимые испытательным и калибровочным лабораториям для демонстрации потребителям и контролирующим органам, что ОС и ИЛ осуществляют свою деятельность в условиях эффективной системы менеджмента, которая позволяет управлять всеми процессами, имеет надлежащий уровень технической компетентности и способна обеспечивать технически обоснованные результаты.
Органы по аккредитации могут использовать национальный стандарт РФ как основу для подтверждения компетентности испытательных и калибровочных лабораторий (ГОСТ Р ИСО/ МЭК 17025-2009).
Другим документом, способствующим более эффективной работе ОС и ИЛ, является ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021–2008.
Стандарт будет полезен организациям, внедряющим системы менеджмента, органам по сертификации и в конечном счете потребителям и органам, включенным в область действия систем менеджмента, которые контролируют продукцию и услуги.
Подводя итоги вышесказанному, нельзя не отметить серьезную работу, которую предстоит решить в ближайшее время – создание национального органа по аккредитации. В этом направлении сделан первый шаг. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 января 2011 г. № 86 ("О единой национальной системе аккредитации") вышло постановление Правительства РФ от 17.10.2011 г. № 845 "О федеральной службе по аккредитации". Реализация идей, содержащихся в этих важнейших документах, позволит улучшить деятельность органов по сертификации и аккредитации, осуществляя ее на единой правовой, методологической и методической основе, что в конечном итоге повысит качество и конкурентоспособность отечестенной продукции и обеспечит результативность системы менеджмента.
Ниже приводится порядок действий для аккредитации лабораторий неразрушающего контроля (ЛНК), лабораторий разрушающих и других видов испытаний (ЛРИ) и аналитических лабораторий (АЛ)
Процедура аккредитации испытательных лабораторий включает следующие этапы:
- направление заявки на аккредитацию с приложением необходимых документов;
- анализ представленных документов;
- проверка и оценка заявителя на месте;
- анализ материалов, связанных с аккредитацией, и принятие решения;
- оформление свидетельства об аккредитации (либо мотивированного отказа);
- периодический контроль за деятельностью аккредитованной лаборатории.
Направление заявки на аккредитацию
Заявитель планирующий аккредитацию в качестве органа оценки соответствия, направляет заявку (форма заявки для ЛНК , для ЛРИ , для АЛ ) с приложением документов (перечень документов для ЛНК , перечень для ЛРИ ). Документы направляются в папке, вместе с перечнем содержимого и сопроводительным письмом.
Анализ документов
Результаты рассмотрения документов отражаются в заключении, которое должно содержать оценку соответствия организации критериям аккредитации. Заключение подписывается специалистом (экспертом) по аккредитации.
Проверка и оценка заявителя на месте
Выездную проверку на месте осуществляет специальная комиссия в состав которой входят эксперты по аккредитации и технические специалисты. Сроки проверки должны быть согласованы с заявителем.
Комиссия оценивает все подразделения заявителя на соответствие критериям аккредитации, проверяет соответствие заявителя представленным документам, его способность выполнять заявленные функции. Если заявитель имеет подразделения, находящиеся на другой территории, эти подразделения так же должны пройти проверку.
Результаты проверки отражаются в акте (форма акта указана в СДА 15-2009) Акт проверки должен быть подписан членами комиссии, в том числе специалистом (экспертом) по аккредитации проверяющего органа, и полномочным представителем заявителя. В акте проверки указывается один из трех вариантов заключения комиссии: невозможность аккредитовать заявителя; возможность аккредитовать заявителя после исправления замечаний; возможность аккредитовать заявителя.
Анализ материалов, связанных с аккредитацией, и принятие решения об аккредитации
Территориальный уполномоченный орган составляет заключительный отчет и проект свидетельства об аккредитации и передает эти документы вместе с актом проверки в Центральный орган, который направляет их в Комиссию по аккредитации. Принятие решения об аккредитации или об отказе в ней осуществляется на заседании Комиссии по аккредитации.
Оформление и выдача свидетельства об аккредитации
После получения положительного решения комиссии по аккредитации, Центральный орган оформляет свидетельство об аккредитации с указанием его области (формы свидетельств об аккредитации ЛНК, ЛРИ или АЛ приведены в СДА-15-2009).
Свидетельство об аккредитации заявителю выдает тот орган, который, проводил проверку и оценку. В свидетельстве об аккредитации устанавливается срок действия аккредитации не более пяти лет.
Орган, который выдает свидетельство об аккредитации, и орган оценки соответствия подписывают договор, определяющий их взаимоотношения на период действия свидетельства об аккредитации.
В случае отказа в аккредитации Орган по аккредитации Единой Системы по согласованию с Комиссией по аккредитации направляет заявителю письмо с мотивированным отказом.